Первые десятилетия xx века. Культура в первое послеоктябрьское десятилетие

Пишет блогер Donna Julietta: «Сегодня я просматривала различные ретро-фотографии на которых запечатлена история жизни людей и потом подумала, что неплохо бы посмотреть фотографии, которые касались моды, увидеть как она менялась, как интересно тогда одевались девушки-модницы. И я решила, а почему бы не сделать обзор, касающийся моды по десятилетиям. Сразу оговорюсь, что я не буду приводить в пример женщин, которые были популярны в определенное время, лучше им уделить отдельное внимание. Просто обсудим моду.»

(Всего 43 фото)

Спонсор поста: : На любой вкус. Огромная коллекция.
Источник: Жжурнал/make-your-style

Начнем с 10-x годов XX в.

1. Корсеты годами сдерживали женщин, делали их фигуры намного красивее и изящнее, а жизнь – тяжелее. Невозможность лишний раз вдохнуть и выдохнуть, постоянные заболевания из-за слишком туго затянутых «панцирей» — все это делало корсет хоть и значимым предметом эпохи, но уж очень неприятным.
Потому в 1906 году женщины всего мира в буквальном смысле выдохнули – кутюрье по имени Поль Пуаре впервые предложил носить платья простого покроя, без корсетов. Очень скоро такие платья вошли в моду – именно поэтому десятые годы запомнились, как годы «освобождения» женщин от гнета одного из самых неудобных предметов туалета, а Поль Пуаре стал настоящим избавителем для дам высокого света.

2. В десятых годах в моде был русский шик – с огромным успехом шли «Русские сезоны», которые привез в Париж знаменитый Сергей Дягилев.Балет, опера, художественное искусство, выставки – все это сопровождалось огромным количеством приемов, на которых наши дамы могли перенимать искусство высокой моды у парижанок.

3. Тогда-то и начали входить в моду все знакомые нам нынче атрибуты «шикарной жизни» в гардеробе – женщины обнажили плечи, стали носить весьма будуарного вида туалеты, украшая их огромным количеством перьевых вееров, драгоценных украшений и блестящих аксессуаров.

Плавно переходим к моде 20-х годов

4. В этот период в моду уверенными шагами вошли спорт, спортивные фигуры мужского типа, а женские формы стали постепенно утрачивать актуальность и популярность. Идеал – худенькая дама с узкими бедрами, без малейшего намека на бюст или другие округлости. Реформатором и революционером моды этого периода можно назвать знаменитую Габриель Шанель. Наравне с ней в эти времена модную одежду создавали в таких домах моды, как «Нина Риччи», «Шанель», «мадам Пакен», «Жан Пату», «Мадлен Вионне», «Жак Дусе», «Жак Хейм», «Люсиль», дом меховой моды «Жак Хейм» и другие.

5. Стали входить в моду 20-х египетские мотивы. Модели дизайнеров были декоративными, с обилием украшений, вышивкой в стиле «зиг-заг». Такой стиль имел название «ар деко», и произошел от названия выставки современного декоративного и промышленного искусства в Париже в 1925-м году.

6. Это был стиль украшающей и украшенной вещи. Элементы декора присутствовали и на мебели, и на посуде для кухни, и на женских платьях.

7. Вошла в моду обувь, отделанная вышивкой или аппликациями, декорированная по вкусу популярных кутюрье тогдашнего времени. «Ар деко» - это эклектичный стиль, в котором африканская абстракциональная экзотика, смешанна с геометрическими формами кубизма; нетрадиционные недорогие и простые материалы смешаны с дорогими традиционными материалами добротного качества.

8. Такое себе сочетание не сочетаемого, смешанное в одном стиле.

9. В результате особенности моды 20 -х годов:

— основные элементы одежды это конечно платья, костюмы прямого покроя;
— в моде плиссировка;
— модное пальто прямого покроя сужающегося к низу и с меховым воротником;
— в моде пижамные брюки и пижамы, в которых в то время ходили на пляж;
— появились первые купальные костюмы для женщин – революция в пляжной моде;
— шилась одежда из более доступных тканей и открытием стал трикотаж;
— в моде спортивный стиль, появляются не только брюки, но и шорты;
— появление классического маленького черного платья Шанель;

Мода 30-х

10. В эти времена крой одежды стал сложнее. Качество готовой одежды, выпускаемой массово, заметно повысилось. Голливуд является законодателем моды в США. Но даже здесь стали появляться фирмы, которые торговали при помощи каталогов, пересылаемых по почте. Эти фирмы распространяли новые модные модели миллионными тиражами.

11. Длинные юбки стали эталоном моды в кризисные времена тридцатых годов. В 1929 году Жан Пату первым предложил длинные платья и юбки, линия талии которых была на своём месте. После этого нововведения все дома моды удлинили свои модели в два этапа. Сначала длина платьев и юбок достигала середины икры, а немного позже опустилась почти до щиколотки. Дамы, следящие за модными тенденциями, самостоятельно удлиняли свою одежду. Они пришивали клинья и различные оборки.

12. Очень популярной одеждой 30-х годов был женский уличный костюм, существовавший в самых разнообразных вариантах. Верхняя одежда – пальто и жакеты отличались необыкновенной элегантностью и многообразием фасонов.

13. Для каждого вида одежды, в том числе и для костюма, было характерно большое разнообразие фасонных линий и отделок. Крой костюмов усложнился, стал опираться на геометрию, придающую силуэту четкость.

14. Широко применялись в костюме декоративные детали, украшения. Шляпка, сумочка, перчатки и обувь - вот что должно было быть в одной цветовой гамме. Аксессуары подбирались очень строго. Как правило, они были чёрного или коричневого цвета, а летом - белого цвета.

15. Подобранные таким образом аксессуары, легко подходили к любому платью или костюму, что было актуальным в период кризиса. В моде 30-х годов аксессуары играли огромную роль. Ведь большинство женщин тех годов, кроме шляпки или сумочки, ничего другого позволить себе не могли.

Мода 40-х

16. Доминирующей тенденцией моды начала 40-х годов стали многослойные длинные юбки, огромные банты на одежде, иногда с добавлением вертикальной полоски, рукава-фонарики. Стоит отметить, что в то время, одежда в полоску была самой популярной. Началась война, и мир перешел на военизированное положение, поэтому мода 40-х годов претерпела значительные изменения. Женщинам стало некогда думать о макияже и пополнении своего гардероба.

17. В этот период внешний вид нарядов значительно упростился до минимализма во всем. Натуральные ткани перестают использовать в гражданских целях. Одежду для женщин стали производить и шить из ацетатного шелка и вискозы.

18. В моду возвращаются цветочные рисунки: орнаменты, мелкие цветочки стали основным украшением ткани и пошитых из этого материала платьев. Невозможным стало шить блузы и рубашки из белой ткани, поэтому в моду стали внедряться манжеты и воротнички. Открытием военного периода стал популярный и в сегодняшнее время стиль «милитари»

19. В это же время выпустили новую модель обуви: туфли с каблуком-шпилькой.

20. Также новшеством стало производство кофточек-водолазок, эти модели с высоким воротником под горло по заслуге получили признание модниц тех времен.

Мода 50-х

22. В послевоенные годы заметно обострились социальные различия. Жены снова превратились в символ благосостояния своих супругов, как своеобразная витрина для окружающих. Обязательным ритуалом для каждой женщины стало посещение парикмахерского салона, нанесение макияжа. Идеальная женщина, даже если она нигде не работала и была домохозяйкой, уже ранним утром должна была быть во всеоружии: с идеальной прической, на каблуках и с макияжем стоять у плиты или пылесосить ковер.

23. Даже в Советском Союзе, в котором образ жизни значительно отличался от западного, было принято хотя бы раз в неделю делать укладку волос в парикмахерской или завивку, которые тоже стали входить в моду с особой стремительностью.

24. Стиль 50-х годов противопоставил силуэт в виде песочных часов четкому силуэту с расширением плеч, что был популярен в военные годы. Таким образом,предъявлялись особые требования к фигуре: покатые плечи, тонкая талия, округлые женственные бедра и пышная грудь.

25. Чтобы соответствовать этим стандартам, женщины носили утягивающие корсеты, подкладывали ткань или вату в лифчики и стягивали животы. Образами красоты тех времен были: Элизабет Тэйлор, Любовь Орлова, Софи Лорен, Клара Лучко, Мэрилин Монро.

26. Среди молодого населения эталонами были Людмила Гурченко и др. Модная и стильная женщина стиля 50-х годов по силуэту походила на цветок: пышная юбка в пол, под которую надевали многослойный подъюбник, высокие каблуки на шпильках, нейлоновые чулки со швом. Чулки - это обязательный аксессуар для завершения образа и стоили они чрезвычайно дорого. Но на что только не шли женщины, чтобы выглядеть привлекательно и чувствовать себя красотками, следящими за тенденциями моды. Ткани купить в то время было проблематично, их отпускали в одни руки не больше определенного количества, утвержденного нормами тех времен. Чтобы пошить одну юбку под «новый силуэт», требовалось от девяти до сорока метров материала!

Мода 60-х

Легендарные 60-е годы — это ярчайшее десятилетие в истории мировой моды, свободное и экспрессивное, период торжественного шествия, так называемой, молодежной моды.Новому стилю нужны были новые прически. И опять Лондон в плане новаторских идей оказался впереди Парижа. В 1959 году на экраны выходит французский фильм «Бабетта идет на войну» с Брижит Бардо в главной роли. Небрежно взбитая прическа с начесом, несмотря на то, что на её создание у модниц уходит немало времени, становится суперпопулярной.

27. Большую популярность получили аксессуары: бусы из больших бусин, объемная бижутерия, очки «макро», которые закрывали пол лица.

28. В Лондоне появилась на свет самая скандальная одежда шестидесятых - мини-юбка, символ эмансипации и сексуальной революции. В 1962 году, ставшая легендой Мэри Квант, показала первую коллекцию вещей с длиной мини. Новый стиль, названный «стиль Лондон», очень быстро завоевал молодежь всего мира.

29. 60-е годы – эра синтетики и всего искусственного. Синтетические ткани широко распространены в массовой моде — они считаются самыми удобными и практичными, так как не мнутся и легко стираются, кроме того, они дешевые.

30. Мода того времени благосклонна к ненатуральности – накладным ресницам, парикам, шиньонам, бижутерии. Суперпопулярными становятся высокие женские сапоги на низком каблуке, с узким или широким закругленным мыском из кожи или синтетического материала, названные гоу-гоу (go go). Сапожки получили широкое распространение с возникновением моды на длину мини и танцевальный стиль с одноименным названием.

Мода конца 1960-х годов испытывает влияние движения хиппи. Молодежь выступала против социальных и классовых различий, расовой дискриминации и войны. Своим видом хиппи подчеркивали отрицание норм официальной культуры. Их одежда намеренно небрежна и даже неряшлива — рваные джинсы, бисерные браслеты, тканевые сумки-мешки за плечами. Подчеркивается бесполость облика, длинные волосы — символизируют свободу.

Мода 70-х

31. В 1970-х годах мода стала ещё более демократичной. И, несмотря на то, что многие называют 70-е эпохой дурновкусия, можно сказать, что именно в те годы люди имели больше средств для самовыражения с помощью моды. Не существовало единого стилевого направления, модным было всё: этника, диско, хиппи, минимализм, ретро, спортивный стиль.

32. Девизом 70-х годов было выражение «Можно все!». На выбор прогрессивных и активных молодых людей кутюрье представили несколько стилей, ни один из которых нельзя было назвать доминирующим. Самым модным элементом гардероба стали джинсы, которые изначально носили только ковбои, а после – хиппи и студенты.

33. Также в гардеробе модниц того времени были юбки-трапеции, брюки-клёш, туники, комбинезоны, блузки с крупным ярким принтом, свитера-водолазки, платья А-образного силуэта, платья-рубашки.

34. Кроме того, нужно заметить, что одежда стала более комфортной и практичной. Появилось понятие базового гардероба, состоящего из необходимого количества вещей, сочетающихся между собой.Что касается обуви, то обрела популярность обувь на платформе.

35. Из дизайнеров в 70-е года выделяли Соню Рикель, которую называли новой Шанель. Соня Рикель создавала удобную, комфортную одежду: свитера, кардиганы, платья из шерстяного трикотажа и мохера.

Мода 80-х

36. В моде 80-х переплелись ретрообразы, переосмысленные дизайнерами, а также, рожденные молодежными субкультурами, музыкальными и танцевальными направлениями, продолжающимся бумом спорта.

37. Хип-хоп, готика, пост-панк, рейв, хаус, техно, брейк-данс, сноуборд, скейт-борд, ролики, степ-аэробика — все эти явления отразились на стилистике десятилетия.

38. Список знаковых вещей десятилетия стилистического разгула внушителен – подкладные плечи, брюки-бананы, одежда в стиле «миллитари» и «сафари», рукава покроя «кимоно», «летучая мышь» и реглан, леггинсы с яркими рисунками, черные ажурные колготки, потертая джинсовая ткань, так называемая, варенка, черные кожаные куртки, люрекс, массивная бижутерия, ювелирные пуговицы на жакетах, объемные прически или укладки с эффектом «мокрых волос», каскадные стрижки, спиральная химическая завивка, волосы декоративных цветов, типа «баклажан», мелирование «перышками». Употреблялось много косметики нарочитых оттенков с блестками и перламутром.

Массовый 1980-х годов можно охарактеризовать как чрезмерность. Все, как бы, «слишком» — слишком узкое, слишком объемное, слишком броское, слишком яркое. В 80-е пользовались успехом дизайнеры, мыслящие нестандартно и создававшие необычную одежду, с оригинальными элементами декора: Вивьен Вествуд, Джон Гальяно, Жан-Поль Готье.

Мода 90-х

39. Стиль 90-х в одежде, ставший универсальным, лучше назвать не стилем, а новым подходом к выбору одежды. Потому как в моде 90-х меняется сам принцип создания своего образа, равно как и принцип, используемый в создании костюма.Главный призыв девяностых – «быть таким, какой ты есть!» В те времена особое значение уделяли джинсовой одежде - в ней не ходили только ленивые. Заядлые модники умудрялись надевать джинсы с джинсовыми рубашками, сумками и ботинками. Так что стиль 90-х можно смело назвать «джинсовым», так как подобная вещь имелась у каждого человека не в одном экземпляре.

40. В девяностых по всему миру распространяется мода унисекс: джинсы с футболкой или брюки свободного кроя со свитером, дополненные удобной обувью.

41. Девяностые – время кроссовок и туфель без каблука. Такой стиль унисекс очень полюбился большим итальянским и американским фирмам, таким как Banana Republic, Benetton, Marko Polo. Костюмы стремятся к простоте и функциональности, что, однако, возрождает традиции партнерского искусства, когда наряду со строгой аскетичностью в костюме присутствует нарочитая театральность с яркой гаммой красок. Мода меняется в зависимости от социальной направленности и территориальности, так в Европе богема предпочитает концептуальную дизайнерскую одежду.

42. Главный модный акцент девяностых делается не на одежду, а на ее владельца. Модный образ создается стройной фигурой с загорелой или же молочно-белой кожей. Культура тела расцветает как во времена Античной Греции. Модники и модницы посещают не только спортивные клубы, но и косметические кабинеты и даже пользуются услугами пластической хирургии. Супермодели с модных подиумов становятся образцами для подражания, немалый вклад в это сделало телевидение и модные журналы.

43. Ну что ж. На этом я завершаю обзор. Хотелось бы сказать, что из всех времен мне ближе по предпочтениям 30-е, 50-е и 70-е годы. А вообще все новое-это давно забытое старое.

Много интересных событий насчитывает история России. 20 век - это новая эпоха в летописи нашего государства. Как начался он с нестабильного положения в стране, так им и закончился. За эти сто лет народ видел и великие победы, и большие поражения, и просчеты руководства страны, и тиранов у власти и, наоборот, простых руководителей.

История России. 20 век. Начало

С чего началась новая эпоха? Казалось бы, у власти Николай Второй, все вроде бы хорошо, но народ бунтует. Чего ему не хватает? Конечно же, фабричного законодательства и решения земельного вопроса. Эти проблемы станут основными причинами первой революции, которая начнется с расстрела у Зимнего дворца. Рабочая демонстрация с мирными целями направлялась к царю, но ее ожидал совершенно иной прием. Первая русская революция закончилась нарушением октябрьского манифеста, и страна вновь погрузилась в неразбериху. Вторая революция привела к свержению единоличного царствования - монархии. Третья - к установлению в стране большевистской политики. Страна превращается в СССР и у власти встают коммунисты: при них государство расцветает, обгоняет по экономическим показателям Запад, становится мощным промышленным и военным центром. Но вдруг война…

История России. 20 век. Испытание войной

За ХХ век было немало войн: это и война с Японией, когда царская власть показала свою несостоятельность в полной мере, и Первая мировая, когда успехи русских солдат были предельно занижены; это внутренняя гражданская, когда страна погрузилась в террор, и Великая Вторая мировая, где советский народ показал патриотизм и отвагу; это и афганская, где погибли молодые ребята, и молниеносная чеченская, где жесткость боевиков не знала предела. История России 20 века была наполнена событиями, но главным из них все же остается ВОВ. Не стоит забывать о Московской битве, когда враг был у ворот столицы; о Сталинградском сражении, когда советские солдаты переломили ход войны; о Курской дуге, где советская техника превзошла мощную «немецкую машину» - все это славные страницы нашей военной истории.

История России. 20 век. Вторая половина и распад СССР

После смерти Сталина начинается ожесточенная борьба за власть, в которой победу одерживает неординарный Н. Хрущев. При нем мы полетели первыми в космос, создали водородную бомбу и чуть не привели весь мир к ядерной войне. Множество кризисов, первый визит в США, освоение целины и кукуруза - все это олицетворяет его деятельность. После был Л. Брежнев, пришедший также после заговора. Его время называют "эпохой застоя", уж очень нерешительным был вождь. Сменившие его Ю. Андропов, а затем К. Черненко мало запомнились миру, а вот М. Горбачев остался в памяти у всех. Именно он «развалил» мощное и сильное государство. Нестабильность положения на рубеже веков сыграла свою роль: как все началось, так и закончилось. Дефолт, лихие 90-е, кризис и дефициты, августовский путч - все это история России. ХХ век - сложный период в становлении нашей страны. От политической нестабильности, от произвола власти мы пришли к сильному государству с сильным народом.

Дальневосточный узел противоречий, образование Антан­ты, борьба Антанты с германским блоком в 10-е гг. XX в., мир накануне Первой мировой войны.

Конец XIX в. ознаменовался завершением борьбы великих (ержав за раздел мира и первыми войнами за его передел. Ко времени завершения раздела мира безусловным лидером стала Англия, над владениями которой “никогда не заходило солнце’ 5 . Второй колониальной державой стала Франция. Старые колони­альные державы Испания и Португалия ослабли, их теснили бо- 1сс сильные. Среди тех кто наиболее агрессивно наседал на них были США, Германия и Япония, опоздавшие к колониальному разделу мира и в конце XIX в. активно пытавшиеся оторвать от колониального пирога у тех, кто не мог защитить свои владения.

США в 1893 г. заняли Гавайские острова, а в 1898 г. вос­пользовались восстанием на Кубе и силой отняли ее у Испании, которая до этого отказывалась продать ее американцам за 100 млн. долл. Заодно США отняли у испанцев Пуэрто-Рико, Гуам и Филиппины, па которые претендовала Германия. Тем самым США открыли эпоху войн за передел мира. Вместе с тем глав­ной целью США был Китай как огромный рынок сбыта амери­канской продукции. Однако он уже был поделен между Англи­ей, Францией и Россией. В сентябре 1899 г, статс-секретарь ("ША Хэй обратился ко всем колониальным державам с нотами, в которых провозглашалась доктрина “открытых дверей” или "равных возможностей”. Англичане, французы, немцы, японцы и итальянцы согласились с предложением США, однако Россия заняла уклончивую позицию, что предопределило формирова­ние антирусской коалиции на Дальнем Востоке.

Германия агрессивнее других претендовала на долю коло­ниального пирога, считая себя несправедливо обделенной. Нем­цы купили у Италии Каролинские, Марианские острова и Палау, а также получили небольшую концессию в Китае. Они претен­довали на большее, но Англия и Франция категорически возра­жали. Кайзер Вильгельм был крайне раздражен и искал возмож­ности нанести удар своим противникам.

Япония запаздывала в своем развитии и лишь в самом конце

XIX в. сумела создать военный флот, позволивший ей заявить о своих претензиях на Корею и Северный Китай, где сильным бы­ло влияние России. Претензии Японии поощрялись Англией и США, желавшими ослабить положение России в Корее и севе­ро-восточной провинции Китая - Манчжурии. Министр ино­странных дел России Муравьев понимал слабость позиции Рос­сии на Дальнем Востоке, с которым не было постоянного сооб­щения, и стал искать союза с Францией. Одновременно Россия приступила к строительству КВЖД. Летом 1901 г. к власти в Японии пришли крайние милитаристы (кабинет Кацуры), которые в 1902 г. подписали с Англией союзный договор, направленный против России. Договор развязал руки Японии, и 8 января 1904 г. она начала войну против России. Япония торопилась начать войну до того, как Россия завершит строительство КВЖД. Кроме того, она опасалась сближения России с Англией. Выгодной для Япо­нии была также поддержка США, желавших ослабления России на Дальнем Востоке. К войне Японию подталкивала Англия, опасав­шаяся, что Россия может заручиться на Дальнем Востоке поддерж­кой Франции, что по условиям англо-японского договора обязыва­ло Англию воевать на стороне Японии.

Создание англо-японского союза против России в опреде­ленном смысле устраивало Германию и Австро-Венгрию, по­скольку отвлекало силы России на Дальний Восток. В то же время эти две державы не желали усиления Англии и Японии за счет России, поэтому, когда японцы начали войну против Рос­сии, ее тылы в Европе и на Балканах оказались прикрытыми Германией и Австро-Венгрией. Россия проиграла войну и по Портсмутскому миру потеряла концессии в Корее и Манчжу­рии, вынуждена была уступить Японии Ляодунский полуостров с Порт-Артуром и Дальним в Китае, Южный Сахалин, право ловли рыбы в Охотском, Беринговом и Японском морях.

Для России Портсмутский мир стал национальным позором. ! 1,лрь Николай II согласился на пего лишь потому, что Россия

»казалась накануне революции 1905 г.

В Японии условия мира тоже сочли позором. Японцы рас­считывали получить с России 1200 миллионов йен контрибуции и весь Сахалин. Однако Россия наотрез отказалась платить кон­трибуцию. Война разорила Японию, казна была пуста, а ее кре­диторы - Англия и США полагали, что Россия уже достаточно ослаблена на Дальнем Востоке и на море (Цусима), и отказали Японии в кредитах. Вот в этих условиях Япония и подписала 5 сентября 1905 г. мирный договор.

Наряду с узлом противоречий на Дальнем Востоке не менее сложной была ситуация в Европе, где все более конфликтными становились отношения между Англией и Германией. Интересы утих двух держав сталкивались по всему миру. Англию крайне беспокоил рост морского могущества Германии, которая в 1900 г. приняла закон о флоте, явно покушаясь на английское морское первенство. В Южной Африке, где в 1886 г. были обнаружены богатейшие золотые россыпи, начался конфликт между африка­нерами, или бурами, поддерживаемыми Германией, и англий­скими колонистами, устремившимися в новый Клондайк. Анг­лия просто провоцировала буров на войну, и в 1899 г. она нача­лась. Три года страна вела тяжелые бои, и лишь в 1902 г. буры согласились подписать мир, выговорив себе внутреннюю авто­номию. Все это время немцы тайно снабжали буров оружием, что до крайности обострило отношения Англии с Германией.

Еще большее беспокойство Англии вызвало приобретение Дойче Банком в 1899 г. концессии на строительство железной дороги из Стамбула в Багдад. Инициатива Дойче Банка была поддержана Канцлером Вильгельмом II, что вызвало бурю воз­мущения в Лондоне и в Санкт-Петербурге. Россию пугало уси­ление Германии в зоне проливов Босфор - Дарданеллы, в то время как Лондон заподозрил Германию в намерении обосно­ваться на ближних подступах к Индии и прибрать к своим рукам Палестину и Месопотамию, которые Англия уже считала почти своими владениями. Франция также не могла с этим смириться, так как опасалась за Левант, который она уже осваивала и в эко­номику которого уже вложила около 200 млн. франков.

Борьба с Германией толкала Англию на сближение с ее из­вечной соперницей - Францией. Английский король Эдуард VII все больше опасался Германии и ненавидел Вильгельма II, счи­тая его зарвавшимся выскочкой. Именно он подталкивал прави­тельство к союзу с Францией. В свою очередь Вильгельм II от­зывался об Эдуарде VII как о паркетном шаркуне, любителе но­сить и щегольнуть модным нарядом и не более того. Это дейст­вительно было так, но Эдуард, бесспорно, был и талантливым государственным деятелем. Он, как и Вильгельм, вникал во все государственные дела, хотя мог бы этого не делать.

Во Франции поборником сближения с Англией был глава МИДа Делькассе. 8 апреля 1904 г. две державы подписали дого­вор о “сердечном согласии’" - Антанте. По сути, речь шла о по­литике двух стран в отношении Египта, Марокко, Сиама, Гиб­ралтара и Суэцкого канала. Нигде ни единым словом в тексте договора не упоминалась Германия, Но в Берлине его расценили как явно антигерманский, так как Германия претендовала на часть Марокко и понимала, что Гибралтар и Суэцкий канал бу­дут закрыты для прохода ее военного флота. В ответ Берлин стал искать подходы к Николаю II, предлагая заключить союз­ный договор. Его текст был подготовлен, но накануне его под­писания русский царь предложил показать его французам, что для немцев было унизительным. Вильгельм в письме к своему канцлеру Бюлову называл Николая “тряпкой, не желавшей без соглашения галлов заключить договор”. Личная встреча Виль­гельма с Николаем II в июле 1905 г. также не побудила царя пойти на союз с Германией. Наоборот, курс России на сближе­ние с Германией был изменен и последовали переговоры с Анг­лией о разделении сфер влияния в Азии. В августе 1907 г. такое соглашение было подписано в Петербурге. Тем самым возника­ло Тройственное соглашение, или тройственная Антанта, в со­ставе Англии, Франции и России. Ей противостоял тоже тройст­венный союз в лице Германии, Австро-Венгрии и Италии, кото­рая, впрочем, была шатающимся членом этого союза. Образова­ние Антанты, центральным звеном которой являлась Англия, означало, что англо-германские противоречия оказались столь глубокими, что Англия для их разрешения пренебрегала проти­воречиями с Россией и Францией.

После образования двух блоков Англия и Германия развер­нули гонку вооружений. Г ермания стремилась догнать Англию,

I последняя считала это угрозой своим жизненным интересам. В лигусте 1908 г. король Эдуард VII посетил Вильгельма II с це- п.ю убедить его ограничить строительство военных судов. Кай- ;ср Германии держал себя непримиримо, и визит английского короля закончился взаимными угрозами начать войну.

Морское соперничество Англии с Германией дополнялось рядом других антагонизмов. Получив концессию на Багдадскую железную дорогу, Германия проложила трассу будущей дороги через районы северной Месопотамии, в которых английские и американские нефтяные компании, ведя разведку нефти, нашли ее. Условия концессии позволяли Германии заниматься хозяй­ственной деятельностью в двухсотметровой зоне отчуждения по обе стороны дороги. Султан Османской империи Абдул Хамид II, спасая ее от развала, сделал ставку на Германию и Австро-Венг­рию, прежде всего в силу их русофобского курса. Россию же он числил покровительницей христиан империи, которые расцени­вались султаном “пятой колонной” России и Запада в целом. Германия напролом лезла на Ближний Восток, что вызывало озлобление не только Англии, но и России.

Союзница Германии Австро-Венгрия стремилась прибрать к своим рукам славянские государства Балкан, с чем никак не могла согласиться Россия. Руководителям государств Антанты было понятно, что если Австро-Венгрия подомнет под себя Бал­каны, остановить продвижение Германии на Ближний, а затем и Средний Восток уже будет невозможно. Поэтому антагонизм между Антантой и Германским блоком на Балканах к концу первого десятилетия обострился до предела.

Англия предпринимала все меры для того, чтобы помешать строительству Багдадской железной дороги. При ее помощи и поддержке в июле 1908 г. в Турции произошел государственный переворот, названный “младотурецкой революцией”, в ходе ко­торого султан вынужден был принять конституцию, в соответ­ствии с которой прошли выборы, и новое правительство Турции возглавил англофил Камиль-паша. Казалось, Англия одержала победу. Султан Абдул Хамид был свергнут, и новым султаном

был назначен старый безвольный Мсхмсд V. Однако в 1913 г. Германия отыграла партию в Турции и провела на пост первого визиря германофила Шевкет-иашу, пригласившего в Турцию германскую военную миссию и предоставившего Германии но­вые концессии.

Еще более сложными были балканские противоречия, осо­бенно между Австро-Венгрией и Россией. Военный агент Рос­сии полковник Извольский предпринимал отчаянные усилия, чтобы не допустить перехода Балкан под контроль Австро-Венг­рии. Однако в 1909 г. последняя за 2,5 млн. фунтов стерлингов купила у Турции суверенитет над Боснией и Герцеговиной. Сербия, Греция и Болгария стали готовиться к войне с Турцией, которая началась в октябре 1912 г. Турецкая армия потерпела сокрушительное поражение. Войска балканских союзников за­хватили большую часть европейской Турции, и последняя за­просила мира. Болгария и Сербия не смогли в полной мерс вос­пользоваться плодами своей победы. Условия мира с Турцией стали компромиссом великих держав. Вместе с тем первая бал­канская война усилила позиции Антанты, так как укрепила Сер­бию - противника Австро-Венгрии. Последняя всячески стара­лась оторвать от Сербии Болгарию. Министр иностранных дел России Сазонов старался не допустить разрыва отношений меж­ду Болгарией и Сербией, делая ставку прежде всего на Сербию. Болгарский царь Фердинанд встал на путь сближения с Австро- Венгрией и в июне 1913 г. начал войну с бывшими союзниками - Грецией и Сербией. Австрия, подбивавшая болгар к войне и обещавшая им помошь, так и не решилась напасть на Сербию. Зато на стороне Греции и Сербии выступила Турция, и Болгария была разбита. Бухарестский мир, подписанный 10 августа 1913 г., лишил Болгарию всех ее завоеваний и части исконных земель, что надолго обидело болгар.

Первое десятилетие XX в. для мировой промышленности характеризовалось невероятным прогрессом науки и техноло­гий. Мир вступал в век стали, нефти, электричества и химии. Разработка технологий производства прочных сортов стали от­крыла возможность строительства совершенно новых машин: на смену паровому двигателю пришел двигатель внутреннего сго-

12 рання. Это повлекло за собой развитие нефтехимии и в первую очередь производство новых видов жидкого топлива. Те госу­дарства, которые обладали этими технологиями, получили воз­можность производить новые виды вооружений. Залежи желез­ных руд, хрома, никеля, натуральный каучук, нефтяные поля стали объектом вожделенных интересов великих держав. За об­ладание ими они готовы были драться вплоть до войны. В Евро­пе к концу этого десятилетия Германия обогнала Великобрита­нию по выплавке стали, притом заводы Круппа варили самую крепкую в мире сталь. Однако впереди всех оказались США, которые вместе с Канадой производили стали больше, чем Анг­лия. Франция и Германия. Россия существенно отставала по вы­плавке стали, она по-прежнему варила железо и только присту­пала к производству хороших сортов стали. Это обусловило ее отставание в машиностроении.

Промышленность Германии переросла свою сырьевую базу, она нуждалась в новых источниках сырья. Особенно остро встал вопрос доступа Германии к источникам нефти, которой у нее не было. Нефтяными полями владели США, Англия, Голландия, Россия и Румыния. Борьба за нефть становилась геополитиче­ской проблемой.

Франция к 1914 г. производила лишь шестую часть от того количества стали, которое производила Германия. Развитие тя­желой промышленности Франции тормозилось острым недос­татком коксующегося угля, которого в достатке было у Герма- нии. Германский Рур был вожделенной мечтой промышленни­ков Франции.

Колоссальными темпами внедрялись в производство элек­тродвигатели. Лидерами были США, Германия и Голландия. К концу десятилетия в Германии уже около 25 % промышленных предприятий перешло на электрическую тягу, в то время как в Англии только 10 %, в других странах и того меньше. Таким образам, Германия вырывалась по всем показателям вперед, и остановить ее стало потребностью национальной безопасности, прежде всего для лидера Антанты - Англии.

Если попытаться описать стиль рубежа XIX-XX веков одним словом, то самым точным окажется "роскошь". Идеальная женщина того времени представляла собой образ живой богини, которой чужды заботы и физический труд.

Это была эпоха развития фотоаппаратов, стереоскопов, фонографов, телефонов и граммофонов. Слушали арии из лирических опер в исполнении Карузо, танцевали вальсы Штрауса, польки, мазурки, кадрили, лансье, контрдансы и галопы.

Кино было еще в стадии эксперимента, снимались первые примитивные фильмы, изображение дергалось, как будто на экране шел дождь.

Автомобили были редкостью, зато было много частных экипажей, служивших для поездок, во время которых женщины демонстрировали себя и свои туалеты.

Спорт занимал у женщин немного времени. Конная езда, катание на коньках и роликах, теннис несмело вкрадывались в жизнь, не вытесняя еще популярных в то время серсо, крокета, гольфа.

Самым привлекательным зрелищем этих времен была собственно женщина. Подготовка своей особы к этой роли стоила женщине немало труда. Ежедневное причесывание длинных волос, надевание и шнурование корсета, высоких башмаков, множества предметов гардероба - все это занимало много времени.

В начале ХХ века женскую красоту возводили в культ, пытаясь достичь совершенства с помощью корсетов и S-образных силуэтов. Дамы утягивали фигуры, добиваясь желанных изгибов: подчеркнутой груди, слишком узкой талии ("правильный" объем которой составлял нечеловеческие 42-45 сантиметров) и широких бедер. Фигуру "песочные часы" создавали широкие юбки в форме колокола, позже они стали зауженными на бедрах и расклешенными к низу, часто со шлейфом.



В то время женщины меняли наряды по несколько раз в день: считалось, что платье для утреннего чаепития не подходит для дневной прогулки, а вечером дама могла появиться в обществе только в специальном, более нарядном и "богатом" костюме. На переодевания, учитывая сложный крой одежды, уходило достаточно много времени, но в эпоху, когда главная задача женщины заключалась в стремлении к совершенству, это было нормальным. Для украшения нарядов модельеры часто использовали стеклярус, аппликации, кружево и оборки. Завершали образ женственные прически: дамы рубежа веков носили тугие пучки, а отдельные пряди завивали горячими щипцами и укладывали крупными локонами.

Callot Soeurs, дневное платье, "La Mode Artistique", 1901

В моде были женщины с полным торсом и непропорционально тонкой талией. В связи с модой распространились различные объявления и рекламы в газетах, сообщавшие о способах ухода за пышным бюстом. Даже врачи убеждали, что любую грудь можно развить и омолодить, применяя соответствующие патентованные средства.

Специальная конструкция сужала платье этого периода в области коленей, чтобы еще выразительнее сделать выпуклость сзади; подол платья вместе с треном был разложен вокруг стоп, как веер.

Несмотря на большой бюст и скульптурность затянутых бедер, силуэт был легким, а его воздушность подчеркивалась шелестом складок и сильным запахом духов.

Новинки в моде появлялись, конечно, в Париже, весной, в день вернисажа, а также на знаменитых скачках в день Grand Prix в Лоншане.

Светские дамы, оглядывая костюмы артисток, демонстрирующих новые модели, заказывали понравившееся на следующий же день в знаменитых Домах мод: у Дусе, Маделен де Руф, Ворта, Феликса, Пуаре, Ребо и др.

Женская фигура стянута корсетом, но в 1903 году балерина Айседора Дункан танцует в свободном, просвечивающемся платье, называемом пеплос, без корсета и китового уса. Черные платья, «ниспадающие с плеч безнадежно печальными складками» {как характеризует Гана Квапилова моду конца столетия), сменились блестящими сверкающими красками фовистов.

Авторитетами в области моды во Фракции были знаменитые дамы полусвета, имевшие открытые салоны. Парижанки принимали или отвергали новую моду, окрестив ее mauvais gerne, gerne cocotte и т. п. Отвергнутые модели не выходили обычно из среды актеров, иногда приживались в провинциях или вне Франции.

В соответствии с модным идеалом, показанным в журналах мод, на подмостках театров и страницах бульварных романов, женщина должна была быть слабой и утонченной, но одновременно обладать цветущей кожей и живым румянцем.

Женщина должна была постоянно делать вид, что лелеет какие-то туманные идеалы - это ей предписывала мода. Дома вечно слабая и мучимая частыми мигренями, такая женщина в танце проявляла избыток сил.

Томного взгляда "декаденствующие" девицы добивались, используя вместо туши толченый уголь. Женщина должна была напоминать мотылька или хризантему, быть гибкой и облаченной в летящие волнообразные драпировки.

Импозантность была в то время одной из главных ролей женщины, которая стала рабыней моды. Она носила большие шляпы с изобилием перьев, бантов, птиц и цветов, должна была изучать мимику и жесты.

Подобно тому, как Бальзак определил психологию женщины по манере ношения платочка в руке, в этот период о женщине судили по манере поддерживать платье: "Некоторые женщины делали это энергично и всей рукой, другие - двумя пальцами, деликатно, манерно, неестественно. Одни поднимали его (платье) сбоку, другие - сзади, одни на высоту ладони, другие - едва приподнимали, подметая пыль с пола. Поэтому нижняя юбка имела в то время такое большое значение и всегда была красивее платья..." (Боэн).


«Зэ Лейдиз Филд» (The Ladies"Field}, 1903г. Дамская спортивная одежда еще мало чем отличается от светского платья. Костюм оторочен мехом, рукава кружевные, туалет дополняет шляпа, украшенная перьями; только юбка несколько короче.


«Зэ Лейдиз Филд», 1903 г. Материал для светских туалетов более претенциозный, нежели ткань для выходной одежды; эти платья вышиты и отделаны кружевами и мехом; шляпы украшены перьями.

Модницы начала ХХ века вообще обожали богатый декор. Их украшали меха, перья, роскошные ткани, банты, обилие бижутерии. Волосы на голове укладывались в пышные "трудоемкие" прически. Процесс одевания превращался в настоящее искусство, а процесс раздевания — в непосильный труд. Жан-Филипп Ворт, сын знаменитого модельера, как-то произнес: "Раздевание женщины — это процесс, сопоставимый со взятием крепости".


«Зэ Лейдиз Филд», 1903 г. В вечерних туалетах тяжелый атлас юбки скомбинирован с кружевами и тюлем. Декольте и юбка туалета справа украшены вышивкой в виде больших звездообразных цветов.


Фотография дамы того времени, посещающей скачки. На ней платье, состоящее из двух частей, меховая накидка, шляпа с перьями, в руках сумочка и зонтик.


Дамские костюмы, 1912г. Дамские жакеты приобретают фасон классического мужского пиджака.


Дамские костюмы, 1912 г. Два варианта простого, прилегающего дамского костюма.



«Новые дамские платья Г. Бушманна». Послеобеденные платья.


«Новые дамские платья Г. Бушманна». Домашние платья, цельнокроенные.


Драгоценности Сары Бернар, выполненные в стиле модерн. Из книги «Париж, конец века» (Paris, fin de siecle).


«Ульк» (Ulk), Берлин, 1910 г. «Как можно носить юбку в стиле модерн и одновременно двигаться вперед!»

Пуаре придерживался в искусстве позиций, противоположных позициям Пикассо, но и того и другого побуждали к работе сходные обстоятельства. Главное, что оба они стремились работать совершенно иначе, нежели их предшественники. Группа Пикассо, под названием «Бато-Лавуа», впервые ссылалась на искусство примитивистов, в то время как фантазия Пуаре питалась по-старому экзотикой и античностью.

Слава Пуаре и его стиль были более кратковременны. После первой мировой войны он перестал быть модным, его модели были слишком вычурны для этого времени; Пуаре не смог приспособиться к демократизации моды.

Процесс "освобождения" женского тела уже начинался. Немалую роль в этом сыграла и знаменитая Айседора Дункан, которая совершила переворот не только в хореографии, но и в женской моде. Уже в начале ХХ века она танцевала в прозрачной рубашке античного покроя, "украшенной" одной только шалью. Костюмы к 1910 г. начинают приобретать строгие линии и свободные формы. Начинался новый этап "нагой моды". Сверху одевались прозрачные легкие ткани, а снизу делались разрезы, обнажающие ноги. Айседора Дункан

С 1909 года пошла волна интереса к гаремной тематике, порожденная успехом "Русских сезонов" С.П. Дягилева в Париже, костюмы и декорации для которого создает Леон Бакст. Молодой модный модельер, больше художник, чем портной Поль Пуаре, который сначала работал у Борта, очень внимательно следит за всеми этими импульсами и наконец, выходит на улицы Парижа с туалетами носящими как отпечаток истории — предлагает платье в виде туники и пеплос -, так и отпечаток Востока. В его эскизах чередуются японское кимоно, персидская вышивка, пестрая батика и восточные тюрбаны с мехом и парчой.

Костюмы, созданные по эскизам Бакста, ошеломили публику своей красочностью и экзотичностью. Арабские шаровары, греческие хитоны, сандалии, яркий насыщенный цвет открыли для Европы очарование древности и Востока. В моду входят богатая вышивка и прозрачно-дымчатые муслины.

Эскизы Леона Бакста.

Мода отказалась от корсетов и обратила внимание на флегматичных полунагих округлых женщин, возлежащих на оттоманках. Предметом обожания стали полные формы с пухлыми упитанными руками и ногами. Модельер П. Пуаре первым подхватил это новое веяние и ввел в моду бескорсетные платья, шаровары-панталоны и прозрачную ткань.


Одну из важнейших задач в области культуры советское правительство видело в ликвидации культурной отсталости населения. Была сформирована новая система управления культурой. Руководство всей духовной жизнью общества передавалось в руки Наркомата просвещения. Его возглавлял А. В. Луначарский - видный деятель РКП(б), литературный критик и публицист. При местных Советах создавались отделы народного образования. Позднее был организован агитационно-пропагандистский отдел при ЦК РКП(б). В его обязанность входило партийное руководство развитием культуры.

С первых дней существования Наркомпроса одним из направлений его деятельности стала работа по охране художественных и исторических ценностей. Был создан Государственный совет по заведованию музеями и дворцами республики. В его обязанность входил контроль над деятельностью музеев, которых в стране насчитывалось свыше 150. К работе совета были привлечены многие известные деятели искусства, в частности художники А. Н. Бенуа, А. М. Васнецов и В. Д. Поленов, архитекторы Р. И. Клейн и В. А. Щуко. При их участии проводилась национализация частных художественных собраний, театров, предприятий фотокинопромышленности. Государственными музеями объявлялись Зимний дворец (Эрмитаж), Третьяковская галерея, Музей изящных искусств. Были закрыты частные издательства и создано государственное издательство (1919 г.), осуществлявшее публикацию учебной литературы, сочинений русских классиков и т.д.

Революционные события 1917 г. и гражданская война не остановили процессы художественного развития. Они оказали глубокое и неоднозначное воздействие на все сферы творческой деятельности. В области культуры появились новые тенденции. Ранее возникшие группы футуристов и имажинистов объявили себя представителями революционного искусства. Со страниц газеты «Искусство коммуны» поэты-имажинисты призывали к разрушению литературного «старья», к диктатуре «левого искусства». Во многих городах получило распространение пролеткультовское движение. Пролеткульт (пролетарская культура) представлял собой культурно-просветительную и литературно-художественную организацию, возникшую осенью 1917 г. Руководители Пролеткульта (А. А, Богданов, В. Ф. Плетнев и др.) видели главную цель его деятельности в создании пролетарской культуры, противопоставляя ее всей предшествовавшей художественной культуре. Кружки и студии Пролеткульта приобщали к литературе, театральному и изобразительному искусству широкие массы трудящихся, выявляли среди них будущих поэтов, писателей, художников, актеров. Пролеткультовцы издавали свои журналы - «Гудки», «Пролетарская культура» и др. Публиковались сборники стихов пролетарских поэтов; например, были изданы книги А. К. Гастева «Поэзия рабочего удара» и В. Т. Кириллова «Зори грядущего». В 1920 г. в пролеткультовском движении участвовали около 400 тыс. человек.

Создавались и довольно быстро распадались другие литературные группировки. Так, например, в течение 1917-1918 гг. действовала группа «Скифы», в рядах которой находились М. М. Пришвин, Н. А. Клюев, С. А. Есенин. Осмыслить происшедшие события пытались в своем творчестве поэты А. А. Блок (поэма «Двенадцать») и В. В. Маяковский (поэма «Мистерия-буфф»), художники К. С. Петров-Водкин (картина «1918 год в Петрограде») и К. Ф. Юон («Новая планета»).

Заметным явлением в художественной жизни первых послереволюционных лет была монументальная пропаганда. Принятый в 1918 г. декрет о монументальной пропаганде предусматривал уничтожение сооруженных до 1917 г. памятников «в честь царей и их слуг» и возведение памятников революционерам, деятелям русской и мировой культуры. Авторами новых монументов были известные скульпторы Н. А. Андреев (Обелиск советской Конституции в Москве), С. Д. Меркуров (памятники К А. Тимирязеву и Ф. М. Достоевскому), Л. В. Шервуд (памятник А. Н. Радищеву).

Представители российской интеллигенции по-разному восприняли революционные события 1917 г. и последовавшие вслед за тем политические и социально-экономические изменения. Интеллигенция, составлявшая 2,2% общего состава населения страны, была неоднородна по своему социальному положению и общественно-политическим воззрениям. Вопрос о сущности революции, о судьбах культурного наследия, об отношении к новой власти рассматривался в ее кругах по-разному. Разгон Учредительного собрания, система чрезвычаек оттолкнули от большевиков многих представителей культуры. Не выдержали лишений либо не приняли нового режима и покинули Россию писатели И. А. Бунин и Д. С. Мережковский, авиаконструктор И. И. Сикорский и академик Петербургской академии наук химик П. И. Вальден. В то же время часть леворадикальной интеллигенции поддержала новую власть, встала на путь профессионального сотрудничества с ней (естествоиспытатель К. А. Тимирязев, поэты В. В. Маяковский и В. Я. Брюсов). Руководители страны понимали необходимость совместной работы с деятелями науки и искусства и принимали меры по вовлечению их в органы государственной власти.

Условия развития культуры в годы нэпа

С завершением гражданской войны и переходом к нэпу наметились новые тенденции в развитии культуры. В условиях либерализации общественной сферы повысилась активность интеллигенции. Проводились публичные диспуты по вопросам о роли религии, о судьбах интеллигенции в новой России. Оживилась деятельность ранее созданных научных обществ (философских, исторических). Возникали новые общественные объединения - научные, творческие, культурно-просветительные. Тысячи людей участвовали, например, в работе Международной организации помощи борцам революции (МОПР), в шефских рабочих организациях, обществе друзей радио и т. п.

В крупных городах действовали частные и кооперативные издательства («Былое», «Огни», издательство Гржебина и др.). В негосударственных издательствах, которых в 1922 г. насчитывалось свыше 200, печатались философские и экономические журналы, литературные альманахи и сборники, книги для детей и учебная литература. Была денационализирована часть зрелищных предприятий. Коллективам и частным лицам были переданы около 30% общего числа действующих кинотеатров, театров, художественных школ.

Процесс либерализации общественной жизни был непоследовательным и противоречивым. Руководители страны опасались, что свобода мнений может привести к расширению деятельности противников советского режима. С целью противостояния буржуазной идеологии были организованы политшколы, совпартшколы, комуниверситеты[i]. Для пропаганды марксистской философии и борьбы с философским идеализмом было создано общество воинствующих материалистов (1924 г.). С середины 20-х годов работа частных издательств, так же как и общественных организаций, стала ограничиваться. Был установлен контроль над печатью, деятельностью издательств, репертуаром кино и театров.

Образование и наука

Одним из центральных направлений политики в области культуры была работа по ликвидации неграмотности среди населения. Накануне Октября 1917 г. примерно 3/4 всего взрослого населения России не умели ни читать, ни писать. Особенно много неграмотных было в сельской местности и национальных районах.

С конца 1918 г. началась реорганизация системы народного образования. Ликвидировались гимназии, реальные училища, церковноприходские и земские школы. На их месте создавалась единая для всей страны трудовая школа из двух ступеней (со сроком обучения пять лет и четыре года). Плата за обучение отменялась.

В конце 1919 г. правительство приняло декрет «О ликвидации неграмотности среди населения России». Закон обязывал всех граждан в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющих читать и писать, обучаться грамоте на родном или русском языке. Уклоняющиеся от этой обязанности могли быть привлечены к уголовной ответственности.

Была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности. Вместе с Наркомпросом она возглавила развернувшуюся в стране работу по обучению грамоте населения. В городах и сельской местности создавались пункты ликбеза для обучения неграмотных чтению и письму. Однако эта работа осложнялась недостатком финансовых средств, слабостью материальной базы, нехваткой педагогических кадров. В этих условиях большую помощь в борьбе с неграмотностью оказали общественные организации. В 1923 г. возникло общество «Долой неграмотность». Свыше 1,2 млн. человек объединяли городские шефские организации, призванные помогать деревне в подъеме культуры.

В условиях нэпа были увеличены ассигнования на развитие образования и на работу по ликвидации неграмотности. В 1925 г. правительство приняло закон, предусматривающий введение в стране всеобщего начального обучения и расширение сети школ. Проведенная в 1926 г. Всесоюзная перепись населения зафиксировала значительное увеличение числа лиц, умеющих читать и писать. Численность грамотного населения в возрасте старше 9 лет достигла 51,1% (в 1897 г.- 24%). Несколько сократился разрыв в уровне грамотности между жителями города и деревни.

Преобразования коснулись высшей школы. Были введены новые правила приема в вузы. Зачисление студентов проводилось без экзаменов и без документов о среднем образовании. Преимуществами при поступлении в вузы пользовалась молодежь из среды рабочих и крестьян. В 1919 г. с целью повышения общеобразовательной подготовки для поступающих в вузы создавались рабочие факультеты (рабфаки). Реформа высшей школы должна была способствовать созданию новой, рабоче-крестьянской интеллигенции.

Уделялось внимание восстановлению научного потенциала страны. Были открыты новые научно-исследовательские институты. Среди чих - действующие поныне Физико-химический, Физико-технический (сейчас - имени А. Ф. Иоффе), Центральный аэрогидродинамический (ЦАГИ) институты. Участие в организации новых исследовательских центров приняли известные ученые: крупный теоретик в области авиации Н. Е. Жуковский, физик А. Ф. Иоффе и др. Создавалась библиотека Социалистической академии общественных наук, преобразованная позднее в Фундаментальную библиотеку общественных наук АН СССР (с 1969 г. Институт научной информации по общественным наукам - ИНИОН). В условиях гражданской войны, голода и нехватки ресурсов отдача от работы исследовательских институтов была невелика. Правительство предпринимало попытки по улучшению быта ученых путем введения натуральных пайков, повышенных окладов. Но меры эти были эпизодичны и не могли изменить тяжелою положения научных кадров. Лишь после окончания гражданской войны появились условия для становления науки. Выли основаны новые институты в системе Российской академии наук, которая с 1925 г. стала именоваться Академией наук СССР.

Литература и искусство

Художественная жизнь 20-х годов развивалась сложно, в борьбе художественных взглядов и систем. Со своими декларациями выступили литературные группировки футуристов, лефовцев, конструктивистов. Общим для них был взгляд на искусство как на средство преобразования мира. Порвавшие с Пролеткультом писатели и поэты (М. П. Герасимов, В. В. Казин, И. Н. Садофьев и др.) организовали литературное объединение «Кузница» (по названию одноименного журнала). Группа объявила себя единственной организацией, выражающей интересы революционного рабочею класса.

В начале 20-х годов возникли российская и московская пролетарские писательские ассоциации (РАПП и МАПП). Руководители обеих организаций видели одну из задач объединяемых ими литераторов в воздействии на читателя в «сторону коммунистических задач пролетариата».

Идентичные процессы происходили в сфере музыкальной жизни. За отражение в творчестве композиторов тем, связанных с созданием нового общества, выступала Российская ассоциация пролетарских музыкантов (РАПМ). Ассоциации проявляли нетерпимость в отношении так называемых непролетарских писателей и композиторов. Борьбу за «чистоту» пролетарского искусства вела Российская ассоциация пролетарских художников (РАПХ).

Входившие в состав пролетарских творческих групп музыканты, литераторы, художники стремились отразить в своем творчестве современную им действительность. На художественных выставках демонстрировались картины «Тяжелая индустрия» Ю. И. Пименова и «Тачанка» М. Б. Грекова. В театрах ставилась политическая оперетта «Белые и черные» В. Шмидтгофа и С. Тимошенко; «Мистерия-буфф» В. Маяковского. Деятели искусства стремились к утверждению агитационно-пропагандистских форм на театральной сцене. Поиски нового зрелищного театра отразились наиболее полно в постановках режиссера В. Э. Мейерхольда.

Многие писатели и драматурги 20-х годов обращались к историческому прошлому страны (романы А. П. Чапыгина «Разин Степан» и О. Д. Форш «Одеты камнем»). Тема минувшей гражданской войны заняла большое место в творчестве писателя М. А. Булгакова (роман «Белая гвардия», пьеса «Бег») и драматурга К. А. Тренева (пьеса «Любовь Яровая»).

Внутренняя перестройка произошла в поэзии С. А. Есенина и Н. Н. Асеева. В их произведения прочно вошла тема повседневной жизни.

К концу 20-х годов в творчестве подавляющей части художественной интеллигенции твердо определилась новая тематика. Наметился отход от прежнего негативного отношения ко всему предшествующему искусству.


Top