Скульптуры из карандашей. Невероятные фигуры из грифеля карандаша Фигурки из карандашного грифеля

Многие художники использовали карандаши в своей работе. Но Дальтон Гетти создает миниатюрные шедевры буквально на острие грифеля. Основная профессия Дальтона - плотник, но создание миниатюрных фигурок из грифеля увлекало его в последние 25 лет.

В школе я вырезал в карандашах имена друзей и делал из них подарки. Позже, когда я увлекся скульптурой и начал вырезать большие фигуры из дерева, мне стало интересно, насколько я смогу уменьшить свои творения. Я пробовал создавать мини-скульптуры из небольших кусочков дерева и угля, а однажды я додумался делать их из карандашей», - рассказывает 49-летний мастер.

Для создания своих произведений Гетти использует три основных инструмента - бритву, швейную иглу и резак. Он даже не использует увеличительное стекло, а просто, по своему собственному утверждению, «ковыряет карандаш иглой, поворачивая его в руке». Получившиеся работы Дальтон никогда не продает - только дарит друзьям.


Эта фигурка - тоже результат работы над одним карандашом, хотя художник хотел создать впечатление, что использовалось 2 карандаша. На ее создание мастер потратил два с половиной года. Он с удовольствием рассказывает о том, что это его самая сложная работа.

Когда я только начинал делать фигурки из грифелей, они постоянно ломались, и это меня ужасно бесило. Я волновался, потом делал одно неаккуратное движение - и месяцы работы отправлялись в мусорную корзину. В какой-то момент я осознал свою ошибку и кардинально поменял свое отношение к работе. Теперь, когда я начинаю вырезать, я сразу настраиваюсь на то, что грифель рано или поздно все равно сломается, а я просто посмотрю, как далеко я смогу зайти. И, знаете, это очень сильно помогло. Карандаши все еще ломаются, но намного реже, и я совсем перестал из-за этого расстраиваться. Это жизнь, - рассказывает Гетти.

Художник жил в Бразилии перед тем, как переехать в США. Дома он хранит коробку с более чем сотней сломанных карандашей, которые особенно дороги ему, и ласково называет ее своей «кладбищенской коллекцией».

Дальтон усмехается: «У меня полно незаконченных работ. В какой-то момент я решил, что не стоит им просто валяться, и закрепил их вместе на булавках. Может, кто-то думает, что странно держать сломанное барахло, но мне приятно думать, что хотя они сейчас и мертвы, в какой-то момент времени я вдохнул в них жизнь».

Всего у Дальтона около сотни работ различной сложности. В последнее время он работает над фигуркой, вдохновленной трагическими событиями 11 сентября.


Я хочу вырезать по одной слезе за каждого из 3000 погибших в тот день, и вместе они сформируют одну большую слезу. Я вырезал по слезе в день с 2002 года. Таким образом, на весь проект я рассчитываю потратить около 10 лет - большой срок, но оно того стоит, - рассказывает Дальтон.

Я делаю это не ради денег, а для себя и моих близких. Хотя, конечно, я был бы счастлив, если бы владелец какой-нибудь галереи смог бы устроить выставку моих работ, - говорит художник.


«В школе я вырезал на карандашах имена друзей и дарил им, – говорит49-летний скульптор. – Позднее, когда я занялся скульптурой,я начал делать из карандашей вот такие фигуры, но решил испытать себя и сделать миниатюры».


«Я экспериментировал с различными материалами, например,с мелом, но однажды меня осенило, и я решил вырезать фигуры из карандашей»


Больше всего времени Далтон потратил на карандаш с цепями – два с половиной года.


Стандартная фигура занимает несколько месяцев. «Самое трудное было сделать эти цепи,и мне это понравилось, потому что выполнена скульптура настолько искусно, что люди думают, что это два карандаша».


Далтон Гетти работает очень медленно. Он не использует никаких специальных приспособлений: для работы ему нужно только лезвие, швейная игла и очень яркий свет. Чтобы защитить свое зрение,автор работает не более полутора часов день.


Одна крошечная скульптура может занять несколько месяцев, а на создание уже упоминавшегося алфавита у Далтона ушло 2,5 года. «Когда я говорю людям,сколько времени у меня уходит на создание скульптур, они просто не верят мне, - рассказывает Гетти. – Мое терпение просто поражает людей, потому что в наше время все стремятся быть быстрее, быстрее и быстрее».


Автор начал увлекаться карвингом еще в возрасте 8 лет. Он пытался вырезать фигуры из деревянной части карандаша, мыла, мела, но в итоге остановился на графите. По мнению Далтона,это идеальный материал: он мягкий и не такой зернистый, как дерево.


Далтон уверен, что его скульптуры заставляют людей остановиться хотя бы на несколько мгновений, вырваться из бешеного ритма современной жизни и увидеть прекрасное в миниатюрных деталях.

Живущий в Бразилии, плотник Долтон Гетти (Dalton Ghetti) никогда не скучал на уроках в школе – в это время он вырезал на карандашах имена своих друзей.

Намного позже, после экспериментов на камне, дереве, мыле, свечах, меле и даже ручках метел, он увлекся созданием миниатюрных скульптур из карандашных грифелей.

Этим он и занят на протяжении четверти века. В своей работе Долтон не использует лупу или специальные инструменты. Фигурки Гетти вырезает при помощи бритвенного лезвия и швейной иглы.

Сама работа настолько кропотлива - устают глаза, что мастер не может уделять ей больше часа в день. Обычно он занимается этим после основных плотничьих занятий.

На создание одной миниатюры у Долтона уходит иногда до двух лет, например, фигурка жирафа

или цепочка из карандашного грифеля.

Многие думают, что это два карандаша, но цепь сделана из одной карандашной сердцевины.

Не менее замечателен портрет Элвиса Пресли

или сердечки, вырезанные в середине карандаша.

Над своим алфавитом Долтон Гетти работал несколько лет, вырезая примерно по одной букве в месяц.

Часто бывало, что одно неверное движение – и миниатюра безвозвратно потеряна.

Поначалу мастер очень близко к сердцу принимал, что кропотливый труд потрачен зря.

Но с годами он научился относится к этому философски. Он заранее настраивает себя на то, что скульптурка может сломаться. Художник из Бразилии не выбрасывает свои испорченные работы.

Он создал из них своеобразный мемориал. Таких остатков у него уже более ста, они хранятся на подставке из пенополистерола, как напоминание о потраченном времени и усердии.

Сам Долтон Гетти говорит, что наилучший для него день, когда на столе мало грифельной пыли и нет его обломков. У него много планов, после террористического акта 11 сентября он каждое утро создает по одной слезе из графита. Гетти рассчитывает, что в течении десяти лет сможет завершить эту работу, в память о жертвах теракта и создать из 3000 тысяч слезинок одну большую слезу.

Мастер не продает свои работы, это занятие он считает удовольствием, хобби, своеобразной медитацией. Некоторые миниатюры он дарит друзьям-художникам, взамен от них он получает заготовки для будущих работ – остатки карандашей. Гетти признается, что иногда он использует и найденные огрызки карандашей.

Долтон Гетти любит участвовать в выставках, ближайшая состоится в Музее американского искусства (New Britain Museum of American Art) 29 августа. Он говорит, что любит свое занятие, делает его от всего сердца и хочет, своим пристрастием к миниатюрам, привлечь к ним внимание других людей.


Top