Творчество К.Н. Батюшкова и литературные направления начала XIX века

Батюшков Константин Николаевич (1787-1855) - один из прекраснейших русских поэтов своего времени. Долгое время возглавлял движение поэтов-анакреонтистов, был весьма известной фигурой в литературных кругах. Сегодня его имя практически забыто, мало кто знает, что жил когда-то столь замечательный писатель. Давайте же исправим эту несправедливость.

Батюшков: биография

Будущий писатель родился 18 мая в городе Вологде, в старинной, но обедневшей семье дворян. Он был первым сыном, до него у четы Батюшковых родилось четыре дочери. Константин оказался долгожданным мальчиком.

Отец поэта Николай Львович был человеком образованным, но его характер сильно испортила обида на правительство из-за опалы, которая постигла Батюшковых благодаря участию родственника в заговоре против Екатерины II. Свою мать, Александру Григорьевну (в девичестве Бердяеву), Константин совсем не успел узнать - она тяжело заболела, когда мальчику только исполнилось шесть лет, и вскоре скончалась. Ее хворь была душевной и передалась самому писателю и его старшей сестре.

Детство маленького Кости прошло в родовом имении, которое находилось в селе Даниловском. Но после кончины матери его отправили в петербургский пансион О. Жакино. Только в 16 лет Батюшков смог покинуть это учебное заведение. В это время он активно начинает заниматься литературой, много читает на французском, в совершенстве осваивает латинский, чтобы изучать классические тексты в оригинале.

Самостоятельная жизнь в столице

Батюшков Константин Николаевич решает остаться в столице. На первых порах ему помогает дядюшка, М. Н. Муравьев. Он же устраивает юношу в 1802 году в Министерство народного просвещения. Затем в 1804-м писатель переходит на службу в канцелярию Муравьева по Московскому университету, где занимает должность письмоводителя.

В эти годы Батюшков сближается с некоторыми сослуживцами, многие из которых начинают примыкать к карамзинскому правлению и в итоге основывают «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств». Самыми близкими его друзьями стали Н. Гнедич и И. Пнин. Благодаря их влиянию будущий поэт начинает пробовать свои силы в писательстве.

В 1805 году публикуется в журнале «Новости русской литературы» первое стихотворение Батюшкова - «Послание к стихам моим».

Народное ополчение

В 1807-м, несмотря на протесты отца, записывается в народное ополчение Батюшков. Стихи в эти годы отходят для молодого человека на второй план. 22 февраля этого же года его назначают сотенным в милиционном батальоне и отправляют в Пруссию. С мая Батюшков начинает принимать активное участие в боевых действиях. Вскоре он получает тяжелое ранение и отправляется в Ригу на лечение. За свой героизм получает орден Святой Анны 3-й степени.

Пока длилось лечение, писатель влюбился в Эмилию, дочь местного купца. Однако продолжения любовное увлечение не имело, как память о нем остались только два стихотворения: «Воспоминания 1807 года» и «Выздоровление».

К 1808 году писатель физически окреп и был возвращен на службу. На этот раз он попал в гвардейский егерский полк, который командировали на войну со Швецией. После возвращения из похода он взял отпуск и отправился навещать незамужних сестер, которые жили в Новгородской губернии. В это время начало проявляться материнское "наследство" - Батюшков становился все более впечатлительным, иногда дело доходило до галлюцинаций. Сам писатель считал, что лет через десять окончательно сойдет с ума.

Возвращение в свет

В декабре 1809 года Муравьев приглашает племянника в Москву. С огромной радостью возвращается в свет Батюшков. Биография писателя говорит нам о том, что у него было множество друзей среди людей искусства, с которыми он познакомился в Петербурге и Москве. Особенно близко в это время писатель сошелся с П. Вяземским и В. Пушкиным.

Но судьбоносным для него стало знакомство с В. Жуковским и Н. Карамзиным, последний очень скоро понял, насколько талантлив молодой человек, и высоко оценил его творчество. В 1810 году, получив отставку из полка, отправился по приглашению Карамзина отдохнуть в судьбу Вяземских Батюшков. Стихи поэта в эти годы становятся все более популярны, этим и объясняется желание знатных вельмож видеть его у себя в гостях.

В 1813 году писатель переезжает в Петербург, где устаивается на работу в Публичную библиотеку. Он продолжает знакомиться с новыми людьми и вести активную светскую жизнь.

Несчастная любовь

В 1815 году влюбился второй раз Батюшков. Биография гласит, что на этот раз его избранницей стала светская дама - Анна Фурман. Однако писатель быстро понял, что девушка не отвечает ему взаимностью, а замуж готова выйти только по воле опекунов. Ситуацию усугубило то, что Константин Николаевич никак не мог получить перевода в гвардию. Все это привело к тяжелому нервному расстройству, которое продлилось несколько месяцев.

Новым ударом для писателя стала смерть отца в 1817 году, с котором он всегда был в плохих отношениях. Чувство вины и неудачная любовь побудили его обратиться к религии, в которой он видел единственную возможность для человека сохранить свое высокое нравственное и духовное положение.

В эти сложные годы Батюшкову сильно помог Жуковский, который постоянно поддерживал поэта и убеждал продолжать писать. Это помогло, и Батюшков вновь взялся за перо. Через год он вернулся в Москву, где его ждали близкие друзья и знакомые.

Италия

В 1818 году русский поэт Батюшков отправляется в Одессу на лечение. Здесь он получил письмо от А. Тургенева, которому удалось выхлопотать для друга место в Неаполе при дипломатической миссии. Константин Николаевич долгие годы мечтал побывать в Италии, однако известие его не порадовало. В это время он испытывал сильное разочарование в жизни, и новость только ухудшила ситуацию.

Несмотря на эти настроения, в 1819 году Батюшков прибыл в Италию. Эта страна произвела на него сильное впечатление. Он познакомился со многими интересными людьми, в том числе и русскими художниками, жившими в Риме. Но счастье длилось недолго, и вскоре поэт начал скучать по родине.

Здоровье писателя не улучшалось, поэтому в 1821 году он отправился в Германию на воды. Его душевная болезнь проявлялась все сильнее, Батюшков начал подозревать, что за ним следят какие-то враги. Зиму 1821-го и весь 1822 год поэт провел в Дрездене. В это время им было написано лучшее, по мнению критиков, стихотворение - «Завещание Мельхиседека».

Последние годы и смерть

В 1822 году начал терять рассудок Батюшков (биография это подтверждает). Он возвращается на родину. Некоторое время живет в Петербурге, а затем отправляется в путешествие по Кавказу и Крыму. В поездке он несколько раз пытался совершить самоубийство.

В 1824 году поэта, благодаря финансовой помощи Александра I, поместили в частную психиатрическую лечебницу в Саксонии. Здесь он провел 4 года, но никакой пользы лечение не принесло. Поэтому родные решили перевезти его в Москву. На родине Батюшков Константин Николаевич почувствовал себя лучше, острые приступы практически прошли, и болезнь ненадолго отступила.

В 1833 году писателя перевезли в дом его племянника, который жил в Вологде. Здесь Батюшков провел остаток своих дней. Скончался поэт 7 июля 1855 года.

Константин Батюшков: интересные факты

Перечислим некоторые интересные моменты из жизни писателя:

  • Пушкин называл поэта своим учителем и преклонялся перед его творчеством, особенно выделяя ранний период.
  • Главным принципом Батюшкова при написании произведения было: «Живи, как пишешь, и пиши, как живешь».
  • В 1822 году поэт написал свое последнее произведение, ему было всего 35 лет.
  • Батюшков прожил последние 22 года своей жизни, совершенно потеряв рассудок.

Особенности творчества

Очень много для русской словесности и поэтического языка сделал Константин Батюшков. Стихи о любви, обычно грустные и печальные, именно поэтому пользовались такой большой популярностью у современников. Поэту удалось преобразить родной язык, сделать его гибче и гармоничнее. Белинский считал, что только благодаря трудам Батюшкова и Жуковского Пушкину удалось добиться такой легкости и изящества в своей поэзии.

Главное достоинство стихов Константина Николаевича заключается в совершенстве их формы, чистоте и правильности языка, всегда выдержанном художественном стиле. Батюшков долго и упорно работал над каждым словом, часто исправлял написанное. При этом он старался сохранить искренность, избегал любой надуманности и натянутости.

Переломный момент

Часто в своих произведениях обращался к прошлому Батюшков Константин Николаевич. Стихи о природе обычно перемежались с древними мифологическими традициями. Его раннее творчество принято называть эпикурейским (или анакреонтическим). Поэт пытался воспроизвести легкий и изящный слог древних писателей, но считал, что русский язык еще грубоват для этого. Хотя критики признавали, что в этой области он добился значительного успеха.

Но жизнерадостная эпикурейская поэзия привлекала Батюшкова недолго. После войны 1812 года, в которой поэт участвовал, его мировоззрение сильно изменилось. Причиной наполеоновских деяний он считал французское Просвещение. А испытания, выпавшие на долю России, он полагал свершением ее исторической миссии. В это время его стихи сильно меняются. Нет в них больше легкости и беззаботности, в них говорится о реальности - войне, душе русского солдата, силе народного характера. Лучшим стихотворением этого периода считается «Переход через Рейн».

Давайте ответим на вопрос о том, в каком направлении поэзии прославился Константин Батюшков, так как он задается наиболее часто. Как уже упоминалось, это анакреонтическая (или эпикурейская) лирика. Ее отличительные черты - легкость, беззаботность, радость, воспевание жизни и наслаждение ею.

Проза

Батюшков был известен не только как поэт, его проза также высоко оценивалась современниками. По их словам, основным достоинством его произведений был чистый, образный и яркий язык. Однако к прозе писатель обратился намного позже, чем началась его литературная карьера. Произошло это уже после творческого перелома, поэтому в этих произведениях часто поднимаются религиозные и философские вопросы. Большое внимание Батюшков уделял и теоретическим проблемам словесности («Нечто о поэте и поэзии», «Речь о влиянии легкой поэзии на язык»).

Теперь мы видим, что значение трудов писателя для развития русской литературы невозможно переоценить.

Константин Николаевич Батюшков родился 18 (29) мая 1787 года, в Вологде. Он происходил из старинного дворянского рода, был пятым ребенком в большой семье.

Рано потеряв мать, он вскоре поступил на обучение в один из петербургских пансионов.

Константин много занимался самообразованием. Под влиянием своего дяди, М. Н. Муравьева, он выучил латынь, увлекся трудами Горация, Тибулла.

На службе

В 1802 г. юноша, по протекции дяди, был определен на службу в Министерство народного просвещения. В 1804-1805 гг. занимал должность письмоводителя в канцелярии М. Н. Муравьева. Во время службы его продолжало тянуть к литературе. Он сблизился с основавшими “Вольное общество любителей словесности” И. П. Пнином и Н. И. Гнедичем.

В 1807 г. Константин Николаевич, вопреки мнению своего отца, стал членом народного ополчения. Весной этого года принимал участие в боевых действиях, за мужество был награжден Анной III степени.

В 1809 г. он переехал в Москву, где произошла его встреча с П. А. Вяземским, В.А. Жуковским и Н. М. Карамзиным .

В самом начале 1812 г. Батюшков перебрался в Петербург и поступил на службу в публичную библиотеку. Он регулярно встречался и общался с И. А. Крыловым .

Изучая краткую биографию Батюшкова,следует знать, что в июле 1813 г. он стал адъютантом генерала Н. Н. Раевского, героя Отечественной войны и дошел до Парижа.

Литературная деятельность

Первая проба пера произошла в 1805 г. Стихотворение Константина Николаевича “Послание к стихам моим” было напечатано в журнале “Новости русской литературы”.

Во время военного похода 1807 г. Батюшков взялся за перевод “Освобожденного Иерусалима” Тасса.

Главной заслугой Батюшкова является его глубокая работа над русской поэтической речью. Благодаря ему русское стихотворение налилось силой, стало звучать гармонично и одновременно страстно. В. Г. Белинский полагал, что именно труды Батюшкова и Жуковского подготовили почву для раскрытия могучего таланта А. С. Пушкина .

Творчествосамого Батюшкова было достаточно своеобразным. С юности увлеченный трудами древнегреческих мыслителей, он невольно создавал образы, не совсем понятные отечественному читателю. Первые стихотворения поэта пронизаны эпикуреизмом. В них удивительным образом сочетаются мифологизм и быт обычной русской деревеньки.

Батюшковым были написаны такие прозаические статьи, как “Вечер у Кантемира”, “О сочинениях Муравьева” и “О характере Ломоносова”.

В октябре 1817 г. вышло его собрание сочинений “Опыты в стихах и прозе”.

Последние годы жизни

Батюшков Константин Николаевичстрадал тяжелым нервным расстройством. Это заболевание передалось ему по наследству. Первый припадок произошел в 1815 году. После этого его состояние только ухудшалось.

В 1833 г. он был уволен в отставку и помещен в своем родном городе, в доме родного племянника. Там он прожил еще 22 года.

Батюшков ушел из жизни 7 (19) июля 1855 г. Причиной смерти был тиф. Похоронили поэта в Спасо-Прилуцком монастыре, который находится в 5 верстах от Вологды.

БАТЮШКОВ Константин Николаевич , русский поэт.

Детство и юность. Начало службы

Родился в старинной, но обедневшей дворянской семье. Детство Батюшкова было омрачено смертью матери (1795) от наследственной душевной болезни. В 1797-1802 он обучался в частных пансионах в Петербурге. С конца 1802 Батюшков служил в Министерстве народного просвещения под началом М. Н. Муравьева, поэта и мыслителя, оказавшего на него глубокое влияние. При объявлении войны с Наполеоном Батюшков вступает в ополчение (1807) и принимает участие в походе на Пруссию (тяжело ранен под Гейльсбергом). В 1808 участвует в шведской кампании. В 1809 выходит в отставку и поселяется в своем имении Хантоново Новгородской губернии.

Начало литературной деятельности

Литературная деятельность Батюшкова начинается в 1805-1806 публикацией ряда стихов в журналах Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Одновременно он сближается с литераторами и художниками, группировавшимися вокруг А. Н. Оленина (Н. И. Гнедич, И. А. Крылов, О. А. Кипренский и др.). Оленинский кружок, ставивший своей задачей воскрешение античного идеала красоты на базе новейшей чувствительности, противопоставлял себя как славянизирующей архаике шишковистов (см. А. В. Шишков), так и французской ориентации и культу безделок, распространенному среди карамзинистов. Сатира Батюшкова «Видение на берегах Леты» (1809), направленная против обоих лагерей, становится литературным манифестом кружка. В эти же годы он начинает перевод поэмы Т. Тассо «Освобожденный Иерусалим», вступая в своего рода творческое состязание с Гнедичем, переводившим «Илиаду» Гомера.

«Русский Парни»

Литературная позиция Батюшкова претерпевает некоторые изменения в 1809-1810, когда он сближается в Москве с кругом младших карамзинистов (П. А. Вяземский, В. А. Жуковский), знакомится с самим Н. М. Карамзиным. Стихотворения 1809-1812, в т. ч. переводы и подражания Э. Парни, Тибуллу, цикл дружеских посланий («Мои Пенаты», «К Жуковскому») формируют определяющий всю дальнейшую репутацию Батюшкова образ «русского Парни» - поэта-эпикурейца, певца лени и сладострастия. В 1813 он пишет (при участии А. Е. Измайлова) одно из самых известных литературно-полемических произведений карамзинизма «Певец или певцы в Беседе славянороссов», направленное против «Беседы любителей русского слова».

В апреле 1812 Батюшков поступает помощником хранителя манускриптов в петербургскую Публичную библиотеку. Однако начало войны с Наполеоном побуждает его вернуться на военную службу. Весной 1813 он отправляется в Германию в действующую армию и доходит до Парижа. В 1816 вышел в отставку.


Военные потрясения, как и переживаемая в эти годы несчастная любовь к воспитаннице Олениных А. Ф. Фурман, приводят к глубокому перелому в мироощущении Батюшкова. Место «маленькой философии» эпикуреизма и житейских наслаждений занимает убежденность в трагизме бытия, находящая свое единственное разрешение в обретенной поэтом вере в загробное воздаяние и провиденциальный смысл истории. Новый комплекс настроений пронизывает многие стихотворения Батюшкова этих лет («Надежда», «К другу», «Тень друга») и ряд прозаических опытов. Тогда же были созданы и его лучшие любовные элегии, посвященные Фурман,- «Мой гений», «Разлука», «Таврида», «Пробуждение». В 1815 Батюшков был принят в «Арзамас» (под именем Ахилл, связанным с его былыми заслугами в борьбе с архаистами; прозвище нередко превращалось в каламбур, обыгрывающий частые болезни Батюшкова: «Ах, хил»), однако разочарованный в литературной полемике, поэт не сыграл в деятельности общества заметной роли.

«Опыты в стихах и прозе». Переводы

В 1817 Батюшков выполнил цикл переводов «Из греческой антологии». В том же году вышло двухтомное издание «Опыты в стихах и прозе», в котором были собраны наиболее значительные произведения Батюшкова, в т. ч. монументальные исторические элегии «Гезиод и Омир, соперники» (переделка элегии Ш. Мильвуа) и «Умирающий Тасс», а также прозаические сочинения: литературная и художественная критика, путевые очерки, нравоучительные статьи. «Опыты...» укрепили репутацию Батюшкова как одного из ведущих русских поэтов. В рецензиях отмечалась классическая гармония лирики Батюшкова, породнившего русскую поэзию с музой юга Европы, прежде всего, Италии и греко-римской античности. Батюшкову принадлежит и один из первых русских переводов Дж. Байрона (1820).

Душевный кризис. Последние стихи

В 1818 Батюшков получает назначение в русскую дипломатическую миссию в Неаполе. Поездка в Италию составляла многолетнюю мечту поэта, но тяжелые впечатления от неаполитанской революции, служебные конфликты, чувство одиночества приводят его к нарастанию душевного кризиса. В конце 1820 он добивается перевода в Рим, а в 1821 едет на воды в Богемию и Германию. Произведения этих лет - цикл «Подражания древним», стихотворение «Ты пробуждаешься, о Байя, из гробницы...», перевод фрагмента из «Мессинской невесты» Ф. Шиллера отмечены усиливающимся пессимизмом, убежденностью в обреченности красоты перед лицом смерти и конечной неоправданности земного существования. Мотивы эти достигли кульминации в своего рода поэтическом завещании Батюшкова - стихотворении «Ты знаешь, что изрек, / прощаясь с жизнью, седой Мельхиседек?» (1824).

В конце 1821 у Батюшкова появляются симптомы наследственной душевной болезни. В 1822 он едет в Крым, где болезнь обостряется. После нескольких покушений на самоубийство его помещают в психиатрическую больницу в немецком городе Зоннештейне, откуда выписывают за полной неизлечимостью (1828). В 1828-1833 он живет в Москве, потом до смерти в Вологде под надзором своего племянника Г. А. Гревенса.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Биография поэта Родился в роду Батюшковых, отец - Николай Львович Батюшков. Годы своего детства провёл в родовом имении - селе Даниловское (Вологда). В 7 лет он потерял мать, которая страдала душевной болезнью, по наследству перешедшей к Батюшкову и его старшей сестре Александре. В 1797 году его отдали в Петербургский пансион Жакино, где будущий поэт изучает европейские языки, с упоением читает европейских классиков и начинает писать свои первые стихи. В 1801 году он перешёл в пансион Триполи. На шестнадцатом году жизни Батюшков оставил пансион и занялся чтением русской и французской литературы. В это же время он близко сошёлся со своим дядей, известным писателем Михаилом Никитичем Муравьёвым. Под его влиянием занялся изучением литературы древнего классического мира и стал поклонником Тибулла и Горация, которым он подражал в первых своих произведениях. Кроме того, под влиянием Муравьёва Батюшков выработал в себе литературный вкус и эстетическое чутьё.

3 слайд

Описание слайда:

В 1802 году Батюшков зачисляется на службу в министерство народного просвещения. Эта служба тяготит поэта, но обстоятельства не позволяют ему оставить службу. Старинный дворянский род Батюшковых обеднел, имение пришло в упадок. В Петербурге Батюшков познакомился с представителями тогдашнего литературного мира. Особенно близко сошёлся он с Г. Р. Державиным, Н. А. Львовым, В. В. Капнистом, А. Н. Олениным.

4 слайд

Описание слайда:

битва под Гейльсбергом 1807 году Батюшков записался в народное ополчение (милицию) и принял участие в прусском походе. В битве под Гейльсбергом он был ранен и должен был отправиться лечиться вРигу. Во время похода им написано несколько стихотворений и начат перевод поэмы Тасса «Освобождённый Иерусалим». В следующем, 1808 году, Батюшков принял участие в войне со Швецией, по окончании которой вышел в отставку и поехал к родным, в село Хантаново Новгородской губернии. В деревне он скоро начал скучать и рвался в город: впечатлительность его стала почти болезненной, всё больше и больше овладевала им хандра и предчувствие будущего сумасшествия.

5 слайд

Описание слайда:

Неудавшаяся попытка жениться в 1815 году, расстройство личных отношений с отцом тяжело переживались поэтом. Некоторое время он живёт на Украине, в Каменец-Подольске, у своего военного начальства. Поэта заочно выбирают в члены литературного общества «Арзамас». В эту пору Батюшков переживает сильный творческий подъём: за год он пишет двенадцать стихотворных и восемь прозаических произведений. Он готовит к печати свои сочинения в стихах и в прозе.

6 слайд

Описание слайда:

После пребывания в Петербурге поэт весной 1818 года отправляется на юг, поправлять своё здоровье. По совету Жуковского Батюшков подаёт прошение о зачислении в одну из миссий в Италии. В Одессе поэт получает от Александра Тургенева письмо, извещающее о назначении поэта на дипломатическую службу в Неаполь. После долгого путешествия, он пребывает на место службы, с яркими впечатлениями от поездки. Важной для поэта была встреча с русскими художниками, в числе которых были Сильвестр Щедрин и Орест Кипренский, жившие в то время в Риме

7 слайд

Описание слайда:

7 июля 1855 года скончался от тифа в Вологде. Похоронен в Спасо-Прилуцком монастыре, в пяти верстах от Вологды. «С рождения я имел на душе чёрное пятно, которое росло, росло с летами и чуть было не зачернило всю душу» Ещё в 1815 году Батюшков писал Жуковскому о себе следующие слова:

8 слайд

Описание слайда:

Особенности творческой манеры Литераторы, которые исследуют творчество выдающегося русского поэта Батюшкова, выходят на одну и ту же проблему - соотношение двух Я лирического героя поэта. Это происходит по причине довольно заметной близости "биографического" и художественного образа Батюшкова. В творчестве и других поэтов встречается подобное, но в случае Батюшкова такая близость разваривается с несколько другой стороны, более загадочной и неоднозначной. Сам поэт подчеркивал эту особенность его лирики. Соотношение творчества и реальной жизни Батюшкова можно назвать главной особенностью его творчества.

9 слайд

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Лекция

Творчество К.Н. Батюшков а

К.Н. Батюшков относится к числу наиболее талантливых поэтов первой четверти XIX в., в творчестве которых весьма успешно начал оформляться романтизм, хотя этот процесс и не был завершен.

Первый период творчества (1802--1812) - это время создания "легкой поэзии". Батюшков был и ее теоретиком. "Легкая поэзия" оказалась звеном, связавшим средние жанры классицизма с предромантизмом. Статья "Речь о влиянии легкой поэзии на язык" была написана в 1816 г., но автор обобщал в ней опыт творчества разных поэтов, в том числе свой собственный. "Легкую поэзию" он отделил от "важных родов" - эпопеи, трагедии, торжественной оды и подобных ей жанров классицизма. Поэт включил в "легкую поэзию" "малые роды" поэзии и назвал их "эротическими". Необходимость лирики интимной, передающей в изящной форме ("вежливо", "благородно" и "красиво") личные переживания человека, он связывал с общественными потребностями просвещенного века. Теоретические предпосылки, раскрывающиеся в статье о "легкой поэзии", значительно обогащались художественной практикой поэта.

Его "легкая поэзия" "общежительна" (поэт употреблял это характерное для него слово). Творчество для него - вдохновенное литературное общение с близкими людьми. Отсюда главные жанры для него - послание и близкое ему посвящение; адресатами оказываются Н.И. Гнедич, В.А. Жуковский, П.А. Вяземский, А.И. Тургенев (брат декабриста), И.М. Муравьев-Апостол, В.Л. Пушкин, С.С. Уваров, П.И. Шаликов, просто друзья, нередко стихи посвящены женщинам с условными именами - Фелиса, Мальвина, Лиза, Маша. Поэт любит в стихах разговаривать с друзьями и любимыми. Диалогическое начало значительно и в его баснях, к которым поэт также имел большую склонность. Печать импровизаций, экспромтов лежит на малых жанрах - надписях, эпиграммах, различных стихотворных шутках. Элегии, появившись уже в начале творческого пути поэта, сделаются ведущим жанром в дальнейшем творчестве.

Батюшкову свойственны высокое представление о дружбе, предромантический культ "родства душ", "душевной симпатии", "чувствительного дружества".

Шесть стихотворных посланий Батюшкова Гнедичу были созданы в период с 1805 по 1811 г., они во многом уясняют своеобразие его творчества на первом этапе. Условности жанра отнюдь не лишали послания Батюшкова автобиографичности. Поэт в стихах передавал свои настроения, мечты, философские умозаключения. Центральным в посланиях оказывается лирическое "я" самого автора. В первых посланиях лирическое "я" - отнюдь не разочарованная личность с охлажденным сердцем. Напротив, это личность, выступающая в атмосфере шуток, игр, беспечности и мечты. В соответствии с эстетикой предромантизма лирическое "я" посланий погружено в мир химер, поэт "мечтами счастлив", его мечта "все в мире золотит", "мечта - нам щит". Поэт - как "безумец", как дитя, любящее сказки. И все же его мечта - это не те романтические грезы, полные таинственных чудес и страшных загадок, грустных призраков или пророческих видений, в которые будут погружаться романтики. Мир мечты лирического субъекта Батюшкова шутлив. Голос поэта - не глас пророка, а... "болтуна".

В "легкой поэзии" создавался полный обаяния образ юности "красной", "цветущей, как роза", как майский день, как "смеющиеся поля" и "луга веселые". Мир юности подвластен "богине красоты", Хлое, Лилете, Лизе, Зафне, Делии, и привлекательный женский образ постоянно появляется рядом с лирическим "я". Как правило, это не индивидуализированный образ (лишь отдельные моменты индивидуализации намечены в образе актрисы Семеновой, которой посвящено специальное стихотворение), а обобщенный образ "идеала красоты": "И кудри золотые, // И очи голубые..."; "И кудри распущенны // Взвевают по плечам...". Идеальная дева в художественном мире Батюшкова - всегда верная подруга, воплощение земной красоты и прелести юности. Этот постоянно присутствующий в воображении поэта идеал художественно воплощен в элегии "Таврида" (1815): "Румяна и свежа, как роза полевая, // Со мною делишь труд, заботы и обед...".

В стихотворных посланиях художественно реализовался раскрывающий индивидуальный облик Батюшкова и характерную черту русского предромантизма мотив родного крова. И в его письмах, и в стихах повторяется зов души к родным пенатам или ларам, к "гостеприимной тени отеческого крова". И этот поэтичный образ противостоит позднее выраженной в стихах романтической неприкаянности и бродяжничеству. Батюшков же любит "домашние лары", отчий дом.

Художественный мир Батюшкова расцвечен яркими, драгоценными красками ("золотыми", "серебряными", "бисерными"); вся природа, и человек, и его сердце в движении, в порыве, чувства переполняют душу. Лирический субъект "легкой поэзии" Батюшкова 1802--1812 гг. - преимущественно восторженный человек, хотя временами его восторг сменяется меланхолией. Эмоцию восторга поэт передал в зримых, пластически выразительных образах-эмблемах, поэтических аллегориях. Он искал "эмблемы добродетели". В "легкой поэзии" особенно выделяются и многократно повторяются четыре образа-эмблемы: розы, крыльев, чаши и челна, которые раскрывают существо его поэтического мировидения.

Образы цветов, особенно розы, - любимые у Батюшкова, они придают его стихам праздничность, образ розы у него - лейтмотивный, многофункциональный. Она - выразительница идеи красоты; душистый, розовый, юный цветок ассоциирован с античными временами - детством человеческого рода: розы - Амур - Эрот - Киприда - Анакреон, певец любви и наслаждений, - такова линия ассоциаций. Но образ розы получает и смысловую протяженность, он переходит в область сравнений: любимая, вообще молодая женщина сравнивается с розой как эталоном красоты.

Также и другие образы-эмблемы - крыльев, чаши - отразили культ изящного наслаждения, потребности личности, осознающей свое право на счастье.

Условный язык поэзии Батюшкова вбирает в себя имена писателей, которые также становятся знаками, сигналами определенных этических и эстетических пристрастий: Сапфо - любви и поэзии, Тасс - величия, Парни - изящества любовных увлечений, а имя героя Сервантеса Дон Кишота (так у Батюшкова) - знак подчинения реальных поступков нежизненной и смешной мечтательности.

В "легкую поэзию" Батюшкова вошло басенное начало. Не только Гнедич, но и Крылов был другом поэта. Близкие басням Крылова и его сатирическим повестям, в особенности "Каибу", образы появляются в посланиях Батюшкова и в других его жанрах. В стихотворных посланиях образы зверей не всегда создают аллегорическую сценку. Обычно они оказываются лишь художественной деталью, басенного типа сравнением, призванным выразить несоответствие между должным и сущим: "Кто волком быть привык, тому не разучиться // По-волчьи и ходить, и лаять завсегда".

Первый период творчества Батюшкова - становление предромантизма, когда поэт сохраняет связь с классицизмом ("средними" жанрами и "средним" стилем). Его "общежительный" предромантизм в излюбленном жанре послания к друзьям ознаменовался, прежде всего, светлой мечтательностью и шутливостью молодой души, жаждущей земного счастья.

Второй период творчества. Участие в событиях Отечестве н ной войны 1812 года. Становление исторического мышления Батюшкова.

1812-1813 гг. и весна 1814-го обособляются в самостоятельный период творчества поэта, пережившего подлинный перелом, полный отказ от эпикуреизма юных лет; в это время происходит становление исторического мышления Батюшкова. батюшков поэт романтизм

Участвуя в событиях Отечественной войны, свою историческую миссию очевидца, свидетеля выдающихся свершений он связывал с писательским трудом. Его письма тех лет, особенно Н.И. Гнедичу, П.А. Вяземскому, Е.Г. Пушкиной, Д.П. Северину, одновременно передавали ход исторических событий и внутренний мир человека той поры, гражданина, патриота, личности весьма восприимчивой, чувствительной.

В письмах второй половины 1812 г. - смятение, тревога за родных и близких, негодование против "вандалов" французов, усиление патриотических и гражданственных настроений. Чувство истории складывается и развивается у Батюшкова в коде Отечественной войны. Он все больше осознает себя не просто зрителем событий ("все случается перед моими глазами"), но активного их участника: "Итак, мой милый друг, мы перешли за Рейн, мы во Франции. Вот как это случилось..."; "Мы вступили в Париж <...> удивительный город". Понятно историческое значение происходящего: "Здесь что день, то эпоха".

В письма и стихи входит идея относительности ценностей в свете истории - и возникает центральный философский вопрос, выношенный в перипетиях времени: "Что вечно, чисто, непорочно?". И так же как в письмах он заявлял, что исторические превратности "превосходят всякое понятие" и все кажется таким же иррациональным, как сон, так и в стихах размышляющий поэт не находит ответа на вопросы о смысле истории. И все же его не оставляет стремление осознать ее законы.

Третий период творчества. Романтическое неприятие действительности. Поэтика элегий .

Третий период творческого развития Батюшкова - с середины 1814 г. по 1821 г. Предромантический художественный мир поэта видоизменяется, обогащаясь сугубо романтическими элементами и тенденциями. На новом этапе духовного развития появляется новое представление о человеке, о ценностях жизни, обостряется интерес к истории. "Изящное эпикурейство" его теперь не удовлетворяет, он подвергает критике идеи "школы Эпикуровой". Для него все более важной становится не просто человеческая чувствительность, а философская, именно этическая, а также социальная, гражданская позиция человека.

Лирическое "я" его стихов и его лирические герои не только мечтают и ощущают полноту счастья, но погружаются в размышления о жизни. Философские интересы и занятия Батюшкова отразились в жанре элегий, занявших теперь центральное место в его поэзии. В элегиях - лирическое раздумье поэта о жизни человека, об историческом бытии.

Романтическое неприятие действительности усиливалось у Батюшкова. Поэт увидел странную антиномию: "страдания всего человечества во всем просвещенном мире".

Программное стихотворение поэта, в котором он провозгласил новые идейно-художественные установки, "К Дашкову" (1813), раскрывает его патриотическое и гражданственное самосознание. Он отказывается петь любовь, радость, беспечность, счастье и покой среди могил друзей, "утраченных на поле славы"; пусть погибнут талант и лира, если будут забыты дружба и страдающая родина:

Пока с израненным героем,

Кому известен к славе путь,

Три раза не поставлю грудь.

Перед врагов сомкнутым строем, -

Мой друг, дотоле будут мне

Все чужды музы и хариты,

Венки, рукой любови свиты,

И радость шумная в вине!

Предромантизм Батюшкова получил гражданственное содержание. За элегическим посланием "К Дашкову" последовали оригинальные исторические элегии. В них обнаруживаются первые веяния романтического историзма.

В его исторических элегиях ("Переход русских войск через Неман 1 января 1813 года", "Переход через Рейн", к ним примыкает "Тень друга", в той же стилевой тональности "северных элегий" написана элегия "На развалинах замка в Швеции") имеют место элементы, предвосхищающие историзм гражданского романтизма декабристов. Поэт славит героический воинский подвиг. Притом отнюдь не только выдающиеся исторические личности занимают его воображение - "старец-вождь" (Кутузов) и "царь младой" (Александр I), но прежде всего безвестные герои: "воины", "ратники", "богатыри", "полки", "славяне".

Поэтика элегий свидетельствует о значительной эволюции стиля Батюшкова. В элегии "Переход русских войск через Неман 1 января 1813 года" создана эффектная картина, в основе которой лежит сочетание контрастов: темноте ночи противопоставлены горящие костры, бросающие багровое зарево на небо. Выразительны и другие контрасты: безлюдье переднего плана картины (нарисован пустой берег, покрытый трупами) и движение полков вдалеке, лес копий, поднятые знамена; умирающий беглец с "мертвыми ногами" и могучие, вооруженные ратники; молодой царь "И старец-вождь перед ним, блестящий сединами // И бранной в старости красой". Эстетический идеал поэта значительно изменился: автор любуется не красотой Лизы, подобной розе, а мужественной и "бранной" красой героя-воина - старика Кутузова.

К лучшим элегиям, связанным с русским "оссианическим стилем", относится "Тень друга". Правда, в творчестве Батюшкова заметны лишь отголоски этого стиля, выразившиеся в созданных им картинах сурового Севера, а также в воспоминаниях о древних скальдах, о "диких" и храбрых воинах Скандинавии, о скандинавских мифах ("На развалинах замка в Швеции"). В элегии "Тень друга" поэт не столько следует литературной традиции, сколько передает глубоко личное переживание: тоску о погибшем на войне друге. Элегическая идея неизбежности утраты дорогого и милого человека, жизненной скоротечности ("Или протекшее все было сон, мечтанье...") выстрадана самим поэтом.

"Южные элегии" Батюшкова - "Элегия из Тибулла. Вольный перевод", "Таврида", "Умирающий Тасс", к ним примыкает баллада "Гезиод и Омир - соперники". Античность у Батюшкова - это, прежде всего колорит места, выраженный в названиях: "Феакия", "восточные берега", "Таврида", "Древняя Греция", "Тибр", "Капитолий", "Рим", в экзотике юга: "Под небом сладостным полуденной страны", "лазоревые моря", "душистых трав кругом кошницы полны", "... раскинуты средь лавров и цветов бесценные ковры и багряницы"; течет мирная жизнь людей и животных: "дебелый вол бродил свободно по лугам", "в сосуды молоко обильною струею // Лилося из сосцов питающих овец..." - "священные места". Внешние атрибуты жизни, живописный облик старины для поэта весьма значимы, но все же историзм его элегий отнюдь не сводится к экзотической картинности. Поэт чувствует движение времени. Он сохраняет в переводах признаки миросозерцания и психологии античного человека (поклонение богам, жертвоприношения, страх перед судьбой), но все же особенно важны для него те элементы старины, которые ассоциированы с современностью.

Сильны романтические начала в элегии "Умирающий Тасс". Эпиграф на итальянском языке из трагедии Тассо "Торрисмондо" провозглашал ненадежность славы: после триумфа остаются печаль, жалобы, слезные песни; к числу ненадежных благ отнесены и дружба, и любовь. Батюшков сделал лирическим героем элегии прославленного итальянского поэта с трагической судьбой - Торквато Тассо. Увлечение Тассо, как и Данте, относится к первым веяниям романтизма в России. В батюшковском образе сочетаются два начала - величие и трагедийность. В личности великого поэта, творчество которого прошло сквозь века, как и творчество Тибулла, Батюшков обнаружил воплощение важнейшей и вечной, согласно поэту, исторической закономерности: неоцененность гения его современниками, трагичность его судьбы; его дар получает "запоздалую оплату".

Историческая элегия утверждала нравственную идею необходимости человеческой благодарности ("памяти сердца") великим людям-мученикам, отдавшим свой гений другим. Вместе с тем в элегии заметна нравоучительность - история в лице Тасса дача урок потомкам.

Творчество Батюшкова - вершина русского предромантизма.

Лирика Батюшкова пережила свое время и не утратила обаяния и в наши дни. Ее эстетическая ценность - в пафосе "общежительности", в поэтическом переживании молодости и счастья, полноты жизни и духовной окрыленности мечтой. Но и исторические элегии поэта сохраняют поэтическую привлекательность и своей гуманной нравственной тенденцией, и яркой живописью лирико-исторических картин.

Лите ратура

1. Батюшков К.Н. Сочинения (любое издание)

2. Фридман Н.В. Поэзия Батюшкова. - М., 1971.

3. Григорьян К.Н. Батюшков // К.Н. Григорьян. Пушкинская элегия: национальные истоки, предшественники, эволюция. - Л., 1999.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Отечественная война 1812 года. Обновление темы Отечественной войны. Принципиальное художественное открытие Пушкина. М.Ю. Лермонтов проявлял особый интерес к национальной истории. В 1867 году Лев Николаевич Толстой закончил работу над "Война и мир".

    сочинение , добавлен 03.05.2007

    Основные факты биографии Константина Николаевича Батюшкова (1787-1855) - предшественника А.С. Пушкина, поэта раннего русского романтизма, родоначальника новой "современной" русской поэзии. Аникреонтические и эпикурейские мотивы в творчестве поэта.

    презентация , добавлен 05.09.2013

    К.Н. Батюшков - русский поэт, предшественник А.С. Пушкина. Соединяя литературные открытия классицизма и сентиментализма, он явился одним из родоначальников новой, "современной" русской поэзии. Изучение биографии и литературной деятельности поэта.

    презентация , добавлен 10.12.2011

    Поэтическая летопись Отечественной войны 1812 года как веха в истории русской литературы: презрение к врагу, вера в победу в поэзии Ф. Глинки, В. Жуковского; современные реалии в баснях И. Крылова; пророческое осмысление событий в творчестве А.Пушкина.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2011

    Детские годы Константина Николаевича Батюшкова. Участие в военных действиях в Пруссии. Участие в войне со Швецией. Значение поэзии Батюшкова в истории русской литературы. Отличительные черты прозы Батюшкова. Чистота, блеск и образность языка Батюшкова.

    презентация , добавлен 30.10.2014

    В. Жуковский как известный русский поэт, участник войны 1812 года: анализ краткой биографии, знакомство с творческой деятельностью. Общая характеристика баллады "Людмила". Рассмотрение основных особенностей переводческого мастерства В. Жуковского.

    презентация , добавлен 18.12.2013

    Биография и творческий путь Константина Николаевича Батюшкова. Элегия как жанр новой романтической литературы. Значение поэзии Батюшкова в истории русской литературы. Литературные вкусы, отличительные черты прозы, чистота, блеск и образность языка.

    презентация , добавлен 31.01.2015

    Вклад в развитие русской литературы первого поэта России Константина Батюшкова. Биография поэта, трагичность его судьбы. Размышления на религиозные и философские темы, противостояние поэта и реального мира проникнутой тоскливой безнадежностью поэзии.

    презентация , добавлен 11.12.2012

    Принцип историзма и описание событий Отечественной войны 1812 года в произведениях А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Анализ романтических героев в их творчестве. Проблема интерпретации образа Наполеона в художественной литературе и оценка его политики.

    курсовая работа , добавлен 01.08.2016

    Характеристика языковой ситуации начала XIX века. Творчество К.Н. Батюшкова и школа гармонической точности. Исторический экскурс на уроках русского языка. Лингвистические и литературные взгляды русского писателя, творчество К. Батюшкова в школьном курсе.


Top