Биография. Густав малер биография В оперных театрах Европы

Густав Малер. МАЛЕР (Mahler) Густав (1860 1911), австрийский композитор, дирижер. В 1897 1907 дирижер Венской придворной оперы. С 1907 в США. Гастролировал (в 1890 1900 х гг. в России). Черты позднего романтизма, экспрессионизма в творчестве… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

- (Mahler) (1860 1911), австрийский композитор, дирижёр, оперный режиссёр. С 1880 дирижёр различных оперных театров Австро Венгрии, в 1897 1907 дирижер Венской придворной оперы. С 1907 в США, дирижёр театра «Метрополитен опера», с 1909 также… … Энциклопедический словарь

- (Mahler, Gustav) ГУСТАВ МАЛЕР. (1860 1911), австрийский композитор и дирижер. Родился 7 июля 1860 в Калиште (Чехия) вторым из 14 детей в семье Марии Германн и Бернхарда Малера, еврея винокура. Вскоре после рождения Густава семья переселилась в… … Энциклопедия Кольера

Густав Малер (1909) Густав Малер (нем. Gustav Mahler; 7 июля 1860, Калиште, Чехия 18 мая 1911, Вена) австрийский композитор и дирижёр. Один из крупнейших симфонистов девятнадцатого и двадцатого веков. Содержание … Википедия

Малер (Mahler) Густав (7.7.1860, Калишт, Чехия, ‒ 18.5.1911, Вена), австрийский композитор и дирижёр. Детство провёл в Йиглаве, в 1875‒78 учился в Венской консерватории. С 1880 работал дирижёром в небольших театрах Австро Венгрии, в 1885‒86 в… … Большая советская энциклопедия

- (7 VII 1860, Калиште, Чехия 18 V 1911, Вена) Человек, в котором воплотилась самая серьезная и чистая художественная воля нашего времени. Т. Манн Великий австрийский композитор Г. Малер говорил, что для него писать симфонию значит всеми… … Музыкальный словарь

- (Mahler) богемский композитор; род. в 1860 г. Главные его произведения: Märchenspiel Rübezahl , Lieder eines fahrenden Gesellen , 5 симфоний, Das klagende Lied (соло, хор и орк.), Humoresken для орк., романсы … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Малер (Mahler), Густав композитор (1860 1911). Талантливый дирижер (дирижировал и в Петербурге), Малер интересен как композитор, главным образом, широтой замысла и грандиозной архитектоникой своих симфонических произведений, страдающих, однако,… … Биографический словарь

Малер, Густав У этого термина существуют и другие значения, см. Малер (значения). Густав Малер (1909) Густав Малер (нем. Gustav Mahler; 7 июля 1860, Калиште … Википедия

- (1909) Густав Малер (нем. Gustav Mahler; 7 июля 1860, Калиште, Чехия 18 мая 1911, Вена) австрийский композитор и дирижёр. Один из крупнейших симфонистов девятнадцатого и двадцатого веков. Содержание … Википедия

Книги

  • Симфония No. 7 , Малер Густав. Репринтное нотное издание Mahler, Gustav "Symphony No. 7" . Жанры: Symphonies; For orchestra; Scores featuring the orchestra; For piano 4 hands (arr); Scores featuring the piano; Scores…
  • Густав Малер. Письма. Воспоминания , Густав Малер. Составление, вступительная статья и примечания И. Барсовой. Перевод с немецкого С. Ошерова. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1964 года (издательство`Музыка`).…

Густав Малер — великий композитор, оперный режиссёр и дирижёр — жил и творил на рубеже XIX – XX столетий.
«Писать музыку — значит, строить новый мир…» — так характеризовал своё творчество сам Малер. В его произведениях проявились черты романтизма и экспрессионизма, характерные для эпохи социальных противоречий.

Густав Малер (Gustav Mahler) — великий композитор, оперный режиссёр и дирижёр — жил и творил на рубеже XIX – XX столетий.

«Писать музыку — значит, строить новый мир…» — так характеризовал своё творчество сам Малер. В его произведениях проявились черты романтизма и экспрессионизма, характерные для эпохи социальных противоречий. Музыка Малера часто выражала личное состояние композитора, его самые сокровенные мысли. В своём творчестве он всегда стремился поднимать масштабные философские проблемы. Велико было и его дирижёрское дарование. Пётр Ильич Чайковский, который слушал оркестр под руководством Малера в Гамбургской опере, называл его гениальным дирижёром.

Композитор родился 7.07.1860 года в небогатой еврейской семье. Семейство Малеров жило в Чехии — в местечке Калиште . Отец Густава — Бернгард Малер — в жизни сменил несколько профессий. В молодости он был возницей, позже самостоятельно выучился и служил гувернёром. В последние годы он скопил немного денег и стал хозяином маленькой пивной.

В семье было много детей, однако шесть братьев и сестёр Густава умерли в детском возрасте. Одна сестра скончалась позже, будучи уже взрослой; старший брат Отто – застрелился. Другой брат, Алоис, сошёл с ума. Эти трагические обстоятельства в дальнейшем наложили отпечаток на личность композитора и на характер его творчества. «Внутренние демоны» всегда терзали Малера, жизнь его никогда не была спокойной.

Густав рос замкнутым и сосредоточенным ребёнком. Музыку он полюбил рано, но назвать его вундеркиндом, как многих великих композиторов прошлого, было сложно. Его успехи можно было отнести, скорее, к невероятному упорству и прилежанию, нежели к природным способностям.

С шести лет он играл на фортепиано. Когда Густаву исполнилось пятнадцать, его отправили в Вену. По рекомендации профессора Эпштейн а юноша поступил в консерваторию. В годы учёбы Малер раскрылся как талантливый исполнитель-пианист. Занимался он также и симфоническим дирижированием. А вот его первую симфонию, которую Малер писал для студенческого конкурса, постигла неудача – дирижёр оркестра отказался исполнять её, оскорбив автора.

Во время обучения в консерватории Малер посещал университет – ходил на лекции по истории, психологии, философии и истории музыки. Малер закончил консерваторию в 1878 году; через год он окончил и университет.

В студенческие годы Густаву приходилось подрабатывать – родители не могли содержать его. Юноша давал уроки фортепиано, ездил на гастроли с оркестром в роли капельмейстера. В период 1878-84гг. он написал первые серьёзные произведения: эскизы опер, оркестровую и камерную музыку. В 1885 году был создан его первый шедевр - вокальный цикл «Песни странствующего подмастерья».

Осенью 1885 года Малер принял решение уехать из Вены, чтобы найти постоянную работу дирижёра в одном из театров. Он работал в Праге в течение года. Там ему довелось дирижировать операми Глюка, Моцарта, Вагнера. Поставленные им спектакли вызывали всеобщее восхищение, особенно удачной работой был «Дон Жуан».

С 1886 года Малер работал в Лейпциге — в должности второго дирижера городского театра. Отношения с главным режиссёром и оперной труппой не сложились, и при первом же подходящем предложении в марте 1888 г. Густав уехал из Лейпцига в Будапешт. В то время им уже была написана Первая симфония. Она открывала будущий цикл из десяти симфоний, воплотивших важнейшие черты мировоззрения и философии Малера.

В Будапеште молодого дирижёра назначили на должность директора Королевского оперного театра. За несколько месяцев театр под его руководством поставил несколько успешных спектаклей. Однако в 1889 году умер отец Малера, и Густаву пришлось покинуть Будапешт.

В 1891 году он стал первым дирижером Гамбургского Городского театра . Работы в театре было много, к тому же Малер часто конфликтовал с интендантом — Б. Поллини. Всё же гамбургский период ознаменовался созданием Второй и Третьей симфоний. В этом театре Малер проработал до 1897 года. В Гамбурге Густав познакомился со своей первой любовью — Анной Мильденбург . Они стали встречаться, были даже помолвлены, но не поженились. Малер решил, что ради семейного счастья он не может поступиться искусством, и расстался с Анной.

В конце 1895 г. в Берлине состоялась долгожданная премьера Второй симфонии. Малеру предложили возглавить Придворную оперу Вены, однако вступлению в эту должность мешало его еврейское происхождение. Малеру пришлось принять католичество — после этого он был назначен капельмейстером придворного театра. Десять лет работы Густава Малера в Венской опере стали эпохой небывалого расцвета театра.

Жена — Альме Шиндлер

В 1901 году композитор построил виллу в Каринтии. Каждое лето он проводил там и в уединении сочинял музыку. А в 1902 году композитор всё же решил жениться. Избранницей стала дочь художника Эмиля Якоба Шиндлера – Альме Шиндлер . Вскоре родилась первая дочь Малера – Мария . Вторую дочку, которая родилась в 1904 г., назвали Анной .

Альма Шиндлер была одарённой женщиной, она училась музыке и даже пробовала писать самостоятельные произведения. Однако деспотичный и капризный муж запретил ей это занятие, сказав, что композитор в семье должен быть лишь один.

Женитьба благотворно сказалась на жизни и творчестве композитора. Он стал много и успешно работать. В Каринтии он написал новые произведения: Пятую, Шестую, Седьмую симфонии. Малер также создал цикл для вокала с оркестром «Песни об умерших детях» — и это произведение было пророческим. В 1907 г. его любимая дочь Мария умерла от дифтерита.

У Малера в том году врачи установили тяжёлый сердечный недуг. Тогда он решил уйти из венского театра и переехать в Америку. Ему предложили место дирижера в знаменитой «Метрополитен-опера».

В декабре 1907 года Малер покинул Вену. В Америке ему предлагали возглавить театр, но он отказался от места, оставшись на должности дирижёра Филармонического оркестра Нью-Йорка . Композитор решил посвятить последние годы своей жизни творчеству. Зимой Малер жил в Нью-Йорке, на лето уезжал в Германию — там он писал музыку. В 1909 году композитор завершил трагическую вокальную симфонию «Песнь о земле», на стихи китайских средневековых поэтов. Вскоре он закончил свою Девятую симфонию, начал работу над Десятой, но завершил только первую часть произведения. (Первая часть после была окончательно завершена композитором Э. Кшенеком; остальные четыре части по наброскам Малера были дописаны англичанином, музыковедом — Д. Куком.)

Напряжённая работа истощила силы Малера. В 1910 году в Мюнхене состоялась премьера Восьмой симфонии, но она принесла ему только разочарования. Произведение имело успех, но общественного резонанса не вызвало. Приближалась война — в Европе в это время были совершенно другие настроения.

Зимой 1911 года Густав Малер заболел тяжёлой ангиной. Не получив квалифицированной помощи у нью-йоркских врачей, он решил лечиться в Париже. Французские врачи не смогли вылечить композитора – ангина дала осложнение на сердце, и он стал медленно угасать. Перед смертью Малер попросил увезти его в Вену – там он и умер 18 мая 1911 г. Проводить великого композитора пришли тысячи людей.

Как я экономлю на отелях до 20%?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

При жизни Густав Малер прославился как лучший среди оперных и симфонических дирижеров Австрии. И лишь узкий круг поклонников догадывался, что перед ними гениальный композитор. О том, что Малер - крупнейший симфонист ХХ века, земляки узнали спустя полвека после его смерти.

Личная жизнь

Любовь приносила композитору вдохновение, но не счастье в личной жизни. В 1902-м Малер повел под венец младшую на 19 лет Альму Шиндлер, которой сделал предложение после четвертого свидания. Жена родила Густаву двоих детей - девочек Марию и Анну.


Википедия

Поначалу жизнь супругов напоминала идиллию, но на пятом году вместе с проблемами в Венской опере пришла беда и в дом. Заболела дифтерией и скончалась младшая девочка, 4-летняя Мария. Вскоре врачи диагностировали неизлечимую сердечную болезнь у самого мэтра. Горе подтолкнуло Малера на написание вокального цикла «Песни об умерших детях».

Семейная жизнь разладилась. Альма - одаренная художница и музыкант - вспомнила о своих нереализованных талантах: ранее женщина лишь наблюдала за карьерой поглощенного творчеством супруга. Вскоре у нее случился роман с известным архитектором, о чем узнал Малер. Но пара не рассталась, а прожила вместе до самой смерти композитора.

Смерть

В 1910-м здоровье мэтра пошатнулось: серия ангин отразилась на сердце осложнениями. Но Малер продолжал трудиться. В феврале 1911 года больной композитор встал за пульт, отыграв программу, состоящую из произведений итальянцев.


Могила Густава Малера на Гринцингском кладбище / Michael Kranewitter, Википедия

Роковой для Густава стала инфекция, вызвавшая эндокардит. Он и стал причиной смерти. Мэтр скончался в венской клинике в мае. Могила Малера расположена рядом с местом погребения умершей дочери на Гринцингском кладбище.

О жизни гениального композитора и дирижера снят фильм. На роль главного героя режиссер Кен Рассел пригласил Роберта Пауэлла. Интересным фактом является родство Малера с , чем американская звезда безмерно гордится.

Музыкальные произведения

  • 1880 - «Жалобная песнь»
  • 1885-1886 - «Песни странствующего подмастерья
  • 1892 -1901 - «Волшебный рог мальчика
  • 1901-1902 - «Песни на стихи Рюккерта
  • 1901-1904 - «Песни об умерших детях
  • 1884-1888 - Симфония №1
  • 1888-1894 - Симфония №2
  • 1895-1896 - Симфония №3
  • 1899-1901 - Симфония №4
  • 1901-1902 - Симфония №5
  • 1903-1904 - Симфония №6
  • 1904-1905 - Симфония №7
  • 1906 - Симфония №8
  • 1909 - Симфония №9
  • 1908-1909 - «Песнь о земле»

Для увековечивания памяти композитора и исследования его работ в 1955 было создано Международное общество Густава Малера.

Биография

Детство

Семья Густава Малера происходила из восточной Богемии и была скромного достатка, бабушка композитора зарабатывала торговлей вразнос. Чешская Богемия была тогда частью Австрийской империи, семья Малер принадлежала к немецкоязычному меньшинству, и к тому же была еврейской. Отсюда рано проявившееся чувство изгнанничества будущего композитора, «всегда незваного гостя». Отец Густава, Бернхард Малер, стал разъездным торговцем, продававшим спиртные напитки, сахар и домашние изделия, мать происходила из семьи мелкого фабриканта, производившего мыло. Густав был вторым из 14 детей (лишь шестеро достигли зрелого возраста). Он родился 7 июля 1860 года в скромном доме в деревне Калиште (англ.).

Вскоре после рождения Густава семья переселилась в маленький промышленный городок Йиглаву - островок немецкой культуры в Южной Моравии, где Бернхард Малер завёл таверну. Здесь будущий композитор услышал уличные песни, народные танцы, сигналы горна и марши местного военного оркестра - звуки, которые впоследствии стали частью его музыкальной палитры. В возрасте четырёх лет он начал осваивать дедушкино пианино, и в возрасте десяти лет впервые играл на сцене. В 1874 году умер его младший брат Эрнст, и будущий композитор попытался выразить чувства скорби и утраты в не дошедшей до нас опере «Герцог Эрнст Швабский».

Музыкальное образование

Малер поступил в Венскую консерваторию в 1875 году. Его педагогами были Юлиус Эпштейн (фортепиано), Роберт Фукс (гармония) и Франц Кренн (композиция). Занимался также у композитора и органиста Антона Брукнера, но не считался его учеником.

В консерватории Малер сдружился с будущим композитором Хуго Вольфом. Не готовый мириться с жёсткой дисциплиной учебного заведения Вольф был отчислен, а менее мятежный Малер избежал этой угрозы, написав покаянное письмо директору консерватории Хельмесбергеру.

Малер, возможно, получил свой первый дирижёрский опыт в студенческом оркестре своей альма-матер, хотя в этом оркестре он в основном выступал как ударник.

Малер получил диплом консерватории в 1878 году, но не смог добиться престижной серебряной медали. По настоянию отца он выдержал вступительные экзамены в Венский университет и в течение года посещал лекции по литературе и философии.

Молодость

После смерти родителей в 1889 г. на Малера легли заботы о младших братьях и сёстрах; в частности, сестёр Юстину и Эмму он взял к себе в Вену и выдал замуж за музыкантов Арнольда и Эдуарда Розе.

Во второй половине 1890-х гг. Малер пережил увлечение своей ученицей, певицей Анной фон Мильденбург, добившейся под его руководством исключительного успеха в вагнеровском репертуаре, в том числе на сцене Венской королевской оперы, но вышедшей замуж за писателя Германа Бара.

Семeйная жизнь

Во время своего второго сезона в Вене, в ноябре 1901 года он познакомился с Альмой Шиндлер, приёмной дочерью известного австрийского художника Карла Молля. Альма поначалу не была рада знакомству из-за «скандалов о нём и каждой молодой женщине, которая стремилась петь в опере». После спора по поводу балета Александра Цемлинского (Альма была его ученицей) Альма согласилась встретиться на следующий день. Эта встреча привела к быстрому браку. Малер и Альма поженились в марте 1902 года, Альма была к тому времени беременна своим первым ребёнком, дочерью Марией. Вторая дочь, Анна, родилась в 1904 году.

Друзья пары были удивлены браком. Театральный директор Макс Буркхард, поклоник Альмы, называл Малера «рахитичным дегенеративным евреем», недостойным красивой девушки из хорошей семьи. С другой стороны, семья Малера считали Альму слишком кокетливой и ненадёжной.

Малер был от природы капризен и авторитарен. Альма получила музыкальное образование и даже писала музыку - как любитель. Малер потребовал, чтобы Альма прекратила занятия музыкой, заявив, что в семье может быть только один композитор. Несмотря на сожаления о дорогом сердцу Альмы занятии, их брак был отмечен выражениями сильной любви и страсти.

Летом 1907 года Малер, устав от кампании против него в Вене, уехал с семьёй на отдых в Мариа-Вёрт. Там обе дочери заболели. Мария умерла от дифтерии в возрасте четырёх лет. Анна поправилась, впоследствии она стала скульптором.

Последние годы

В 1907 году, через короткое время после смерти дочери, врачи обнаружили у Малера хроническое заболевание сердца. Диагноз был сообщен композитору, что усугубило его подавленность. Тема смерти проходит во многих его последних сочинениях. В 1910 году он часто болел. 20 февраля 1911 года у него поднялась температура и сильно заболело горло. Его врач, доктор Джозеф Френкель, обнаружил значительный гнойный налёт на миндалинах и предупредил Малера, что в таком состоянии он не должен дирижировать. Тот, однако, не согласился, считая болезнь не слишком серьёзной. На самом же деле болезнь принимала угрожающие очертания: ангина дала осложнения на сердце, и без того функционировавшее с трудом. Малер угас буквально за три месяца. Он скончался в ночь на 18 мая 1911 года.

Малер-дирижёр

Малер начал карьеру дирижёра в 1880 году. В 1881 году он занял пост оперного дирижёра в Любляне, в следующем году - в Оломоуце, затем последовательно в Вене, Касселе, Праге, Лейпциге и Будапеште. В 1891 году назначен главным дирижёром Гамбургской оперы.

В 1897 году стал директором Венской оперы - самая престижная должность в Австрийской Империи для музыканта. Чтобы иметь возможность занять пост, Малер, рождённый в еврейской семье, но неверующий, формально обратился в католицизм. За десять лет директорства Малер обновил репертуар Венской оперы и вывел её на ведущие позиции в Европе. В 1907 году в результате интриг был замещён на директорском посту.

В 1908 году был приглашён дирижировать в Метрополитен Опера, провёл там один сезон и был сменён Артуро Тосканини, который был необыкновенно популярен в США. В 1909 году стал главным дирижёром реорганизованного Нью-Йоркского филармонического оркестра, на этом посту оставался до конца жизни.

Дирижёрское дарование Малера оценивалось весьма высоко: «шаг за шагом он способствует оркестру завоевывать симфонию, при тончайшей отделке мельчайших деталей он не упускает из виду ни на мгновение целого» - писал о Малере Гвидо Адлер, а Пётр Ильич Чайковский, в 1892 году слушавший Малера в Гамбургской опере, в частном письме назвал его гениальным.

Малер - композитор

Малер был замечательным симфонистом, автором десяти симфоний (последняя, Десятая, осталась незаконченной автором). Все они занимают центральное место в мировом симфоническом репертуаре. Также широко известны его эпическая «Песнь о Земле», симфония с вокалом на слова средневековых китайских поэтов. Широко исполняются во всем мире малеровские «Песни странствующего подмастерья» и «Песни об умерших детях», а также цикл песен на основе народных мотивов «Волшебный рог мальчика». А. В. Оссовский был одним из первых критиков, давших высокую оценку произведениям Малера, и приветствовал его выступления в России.

Три творческих периода

Музыковеды отмечают в жизни Малера три явно выраженных периода творчества: длинный первый период, простирающийся от работы над «Печальной песнью» (Das klagende Lied) в 1878-1880 годах до окончания работы над сборником песен «Волшебный рог мальчика» (Des Knaben Wunderhorn) в 1901 году, более интенсивный «средний период», заканчивающийся с отъездом Малера в Нью-Йорк в 1907 году, и краткий «поздний период» элегических работ до его смерти в 1911 г.

Основные работы первого периода - это первые четыре симфонии, цикл «Песни странствующего подмастерья» (Lieder eines fahrenden Gesellen) и различные сборники песен, среди которых выделяется «Волшебный рог мальчика» (Des Knaben Wunderhorn). В этот период песни и симфонии тесно связаны, и симфонические произведения являются программными; к первым трём симфониям Малер первоначально опубликовал развернутые программы.

Средний период состоит из триптиха чисто инструментальных симфонии (пятой, шестой и седьмой), песен на стихи Рюкерта и «Песен об умерших детях» (Kindertotenlieder). Особняком стоит хоральная Восьмая симфония, которую некоторые музыковеды рассматривают как самостоятельный этап между вторым и третьим периодами творчества композитора. К этому времени Малер уже отказался от явных программ и описательных названий, он хотел писать «абсолютную» музыку, которая говорила бы сама за себя. Песни этого периода потеряли большую часть своего фольклорного характера и перестали использоваться в симфониях так явно, как раньше.

Работы краткого заключительного периода - это «Песнь о земле» (Das Lied von der Erde), Девятая и (незаконченная) Десятая симфонии. Они выражают личные переживания Малера накануне смерти. Каждое из сочинений заканчивается тихо, показывая, что стремления уступают место смирению. Дерик Кук (англ.) считает, что эти работы являются скорее любящими, чем горьким прощанием с жизнью; композитор Альбан Берг называл Девятую симфонию «самой удивительной вещью, которую Малер когда-либо написал». Ни одна из этих последних работ не была исполнена при жизни Малера.

Стиль

Малер был одним из последних крупных композиторов музыки романтизма, замыкая ряд, в котором стояли, среди других, Бетховен, Шуберт, Лист, Вагнер и Брамс. Многие характерные черты музыки Малера идут от этих предшественников. Так, из Девятой симфонии Бетховена пришла идея использовать солистов и хор в жанре симфонии. От Бетховена и Листа пришла концепция написания музыки с «программой» (поясняющим текстом), и отход от традиционного формата симфонии в четырёх частях. Пример Вагнера и Брукнера призвал Малера расширить масштаб его симфонических произведений далеко за рамки ранее принятых стандартов, включать в них весь мир эмоций.

Ранние критики утверждали, что принятие Малером многих различных стилей, чтобы выразить различные виды чувств, означало, что ему не хватало его собственного стиля; Дерик Кук же утверждает, что Малер «оплатил заимствования отпечатком его собственной личности практически на каждой ноте», производя музыку «выдающейся оригинальности». Музыкальный критик Гарольд Шонберг видит сущность музыки Малера в теме борьбы, в традициях Бетховена. Однако, по словам Шонберга, у Бетховена боролся «неукротимый и торжествующий герой», в то время как у Малера - «психический слабак, жалующийся подросток, который … пользовался своим страданием, желая, чтобы весь мир посмотрел, как он страдает». Тем не менее, признает Шонберг, большинство симфоний содержат части, в которых великолепие Малера как музыканта преодолевает и заслоняет Малера в роли «глубокого мыслителя».

Соединение песенной и симфонической форм в музыке Малера органично, его песни естественно превращаются в части симфонии, будучи симфоническими изначально. Малер был убежден, что «симфония должна быть как мир. Она должна охватить всё». Следуя этому убеждению, Малер привлекал для своих песен и симфонических произведений материал из многих источников: крики птиц и коровьи колокольчики для картин природы и сельской местности, сигналы горна, уличные мелодии и деревенские танцы для картин забытого мира детства. Технический приём, часто используемый Малером - «прогрессивная тональность», разрешение симфонического конфликта в тональности, отличной от начальной.

Значение

К моменту смерти композитора в 1911 году имело место более 260 исполнений его симфоний в Европе, России и Америке. Чаще всего, 61 раз, исполнялась Четвёртая симфония. Во время его жизни работы Малера и их исполнения привлекали большой интерес, но редко удостаивались положительных рецензий профессионалов. Смесь восторга, ужаса и критического презрения была постоянной реакцией на новые симфонии Малера, хотя песни принимались лучше. Чуть ли не единственным ничем не омраченным триумфом при жизни Малера была премьера Восьмой симфонии в Мюнхене 1910 года, объявленная как «Симфония Тысячи». По завершению симфонии овации продолжались полчаса.

Перед тем как во времена нацизма музыка Малера была запрещена как «дегенеративная», его симфонии и песни исполнялись в концертных залах Германии и Австрии, и были особо популярны в Австрии во времена австрофашизма (1934-1938). В это время режим, при помощи состоявших в дружеских отношениях с канцлером Куртом Шушнигом вдовы композитора Альмы Малер и его друга, дирижёра Бруно Вальтера, выдвигал Малера на роль национального символа, в параллель с отношением к Вагнеру в Германии.

Популярность Малера усилилась, когда появилось новое, послевоенное, поколение любителей музыки, незатронутое старой полемикой против романтизма, повлиявшей на репутацию Малера в межвоенные годы. За несколько лет после его столетия в 1960 году Малер быстро стал одним из самых исполняемых и записываемых композиторов, и во многом остаётся таким.

Среди последователей Малера - Арнольд Шенберг и его ученики, основавшие вместе Вторую венскую школу (англ.), его влияние испытывали Курт Вайль, Лучано Берио, Бенджамин Бриттен и Дмитрий Шостакович. В интервью 1989 года пианист-дирижёр Владимир Ашкенази сказал, что связь между Малером и Шостаковичем была «очень сильной и очевидной».

В честь Малера назван кратер на Меркурии.

Записи Малера-исполнителя

  • "Шёл сегодня утром по полю". (Ging heut" morgen ?bers Feld) из цикла Песни странствующего подмастерья (Lieder eines fahrenden Gesellen) (с фортепианным аккомпанементом).
  • "Шёл с радостью по зелёному лесу". (Ich ging mit Lust durch einen gr?nen Wald) из цикла Волшебный рог мальчика (Des Knaben Wunderhorn) (с фортепианным аккомпанементом).
  • "Небесная жизнь". (Das himmlische Leben) Песня из цикла Волшебный рог мальчика (Des Knaben Wunderhorn) 4-я часть из Симфонии № 4 (с фортепианным аккомпанементом).
  • 1-я часть (Траурный марш) из Симфонии № 5 (в транскрипции для фортепиано соло).

Произведения

  • Квартет ля-минор (1876)
  • «Das klagende Lied» («Печальная песнь»), кантата (1880); соло, хор и оркестр.
  • Три песни (1880)
  • «R?bezahl», опера-сказка (1879-83)
  • Четырнадцать песен с аккомпанементом (1882-1885)
  • «Lieder eines fahrenden Gesellen» («Песни странствующего подмастерья»), (1885-1886)
  • «Des Knaben Wunderhorn» (Humoresken) («Волшебный рог мальчика»), 12 песен (1892-1901)
    • «Das himmlische Leben» («Небесная жизнь») - вошла в Симфонию № 4 (4-я часть)
  • R?ckert Lieder, песни на слова Рюккерта (1901-1902)
  • «Kindertotenlieder» («Песни об умерших детях»), (1901-1904)
  • «Das Lied von der Erde» («Песнь о земле»), симфония-кантата (1908-1909)
  • Сюита из оркестровых произведений Иоганна Себастьяна Баха (1909)
  • 10 симфоний (10-я не окончена)

Записи произведений Малера

Среди дирижёров, оставивших записи всех симфоний Густава Малера (включая или исключая «Песнь о земле» и неоконченную Симфонию № 10), - Клаудио Аббадо, Леонард Бернстайн, Гари Бертини, Пьер Булез, Элиаху Инбал, Рафаэль Кубелик, Джеймс Левайн, Лорин Маазель, Вацлав Нойман, Сэйдзи Одзава, Саймон Рэттл, Евгений Светланов, Лейф Сегерстам, Джузеппе Синополи, Клаус Теннштедт, Майкл Тилсон Томас, Бернард Хайтинк, Дэвин Цинман, Рикардо Шайи, Джеральд Шварц, Георг Шолти, Кристоф Эшенбах.

Важные записи отдельных симфоний Густава Малера осуществили также дирижёры Карел Анчерл (№ 1, 5, 9), Джон Барбиролли (№ 2-7, 9), Рудольф Баршай (№ 5; № 10 в собственной редакции), Эдо де Ваарт (№ 8), Хироси Вакасуги (№ 1, 8), Бруно Вальтер (№ 1, 2, 4, 5, 9, «Песнь о земле»), Антони Вит (№ 2-6, 8), Валерий Гергиев (№ 1-8), Алан Гилберт (№ 9), Михаэль Гилен (№ 8), Яша Горенштейн (№ 1-4, 6-9, «Песнь о земле»), Джеймс Де Прист (№ 5), Карло Мария Джулини (№ 1, 9, «Песнь о земле»), Колин Дэвис (№ 8, «Песнь о земле»), Густаво Дюдамель (№ 5), Курт Зандерлинг (№ 1, 9, 10), Ойген Йохум («Песнь о земле»), Гилберт Каплан (№ 2, Adagietto из № 5), Герберт фон Караян (№ 4-6, 9, «Песнь о Земле»),

Гу́став Малер - австрийский композитор, оперный и симфонический дирижёр.

Густав Малер появился на свет 7 июля 1860 года в Калиште (Чехия) в семье мелкого торговца. Через несколько лет семья переселилась в маленький промышленный городок Йиглаву в Южной Моравии. В детстве Малер брал уроки игры на фортепиано и аккордеоне, рано начал писать музыку, а в 10 лет он сыграл свой первый концерт.

В 15 лет поступил в Венскую консерваторию. Его педагогами были Юлиус Эпштейн (фортепиано), Роберт Фукс (гармония) и Франц Кренн (композиция).
Затем в 1880 году началась его карьера капельмейстера. Работал дирижёром в театрах Праги, Лейпцига, Будапешта, Гамбурга. В творчестве Малера главное – симфонии и песенные циклы. В 1891 году Малер стал главным дирижером Гамбургской оперы. Успех породил спрос на концерты Густава: с гастролями он побывал в Голландии, Италии, Франции и России.

В 1897 году Малера назначили директором Венской оперы. Но для этого композитору, урожденному еврею, пришлось стать католиком. Десять лет, которые Малер провел на этом посту, многие музыковеды считают золотым веком Венской оперы: начав свою деятельность в качестве третьего дирижера придворной оперы, он через несколько месяцев занял пост директора и приступил к реформам, которые выдвинули Венскую оперу на первые роли среди европейских театров. В 1907 году в результате интриг его директорство закончилось. А год спустя музыкант принял предложение поработать в Метрополитен Опера, где провел один сезон.

В 1909 году Малер стал главным дирижером реорганизованного Нью-Йоркского филармонического оркестра и на этом посту оставался до конца жизни. Но несмотря на успех в Новом Свете, он часто бывал в Европе. После очередного возвращения в Нью-Йорк 20 февраля 1911 года у него поднялась температура и сильно заболело горло. Вра обнаружил значительный гнойный налет на миндалинах и рекомендовал Малеру пока не выступать и не работать. Но композитор не считал это заболевания опасным. Но через некоторое время ангина дала осложнения на сердце. Малер несмотря на проблемы со здоровьем продолжал работать, пока не оказался в больнице. 18 мая 1911 года он скончался в Вене, где и был похоронен на Гринцингском кладбище.

Густав Малер интересные факты

Густав Малер был вторым из 14 детей , лишь шестерым из них было суждено достичь зрелого возраста. Отец Густава Бернхард Малер был торговцем и продавал спиртные напитки, сахар и домашние изделия, а мать Мария Герман происходила из семьи мелкого фабриканта, который изготавливал мыло.

Он любил далекие путешествия и купание в ледяной воде.

О себе Малер говорил: «Я трижды бездомный, – говорил Малер, – для австрийцев я чех, для немцев – австриец, для всего мира… – еврей».

Он ввел в симфонический оркестр новые инструменты, такие, как гитара, мандолина, челеста, коровий колокольчик.

Грандиозная Восьмая симфония Малера, требует для исполнения около 1000 участников – около 150 участников оркестра и более 800 хоровых певцов.

Малер, как было известно, страдал от нервного напряжения, скептицизма и одержимости смертью.

Густав Малер сочинял рано утром, а позже днем ​​плавал, бегал и катался на велосипеде.

По рассказам, с Малером было трудно работать. У него был высокий носовой голос, он был авторитарным и склонным к гневу, и он обращал внимания даже на незначительные детали.

Густав Малер никогда не пользовался популярностью как композитор при жизни. Пока Малер был жив, он был больше известен как дирижер, а не композитор. Он считается одним из величайших дирижеров в истории музыки.

Симфония Густава Малера № 3 является одной из самых длинных симфоний, когда-либо созданных, и длится примерно 95 минут.

Во время пребывания в Вене Густава Малера окружали молодые композиторы, в том числе Шенберг, Берг, Веберн и Землинский. Он часто поддерживал и поощрял их работу.

Густав Малер личная жизнь

Он был безумно влюбчивым: в каждом новом городе Малер увлекался очередной красавицей. Конец этим похождениям положила Альма Шиндлер, приемная дочь известного австрийского художника Карла Молля. Встретив ее, Густав решил остепениться. Она была на восемнадцать лет моложе мужа, занималась музыкой. Они обвенчались 9 марта 1902 года в Вене в церкви Карлскирхе. У супругов родились две дочери, одна из них Мария- Анна умерла от дифтерии в возрасте четырех лет, а вторая, Анна, впоследствии стала скульптором. Ветреной Альме в скором времени наскучила жизнь с Густавом, и она изменила ему с архитектором Гропиусом. Новость о неверности жены стала для Малера настоящим ударом.


Top