Чакры и нади – энергетические центры и каналы эфирного тела. Свойства чакр

В разных духовных традициях говорится о разном числе чакр, обычно их насчитывают от 4 до 9 (иногда и больше). Варьируется порой и расположение и названия чакр (так, Муладхара-чакру в древних источниках иногда называют «Свадхистаной» - «обителью самости»). В классической йоге принято считать, что у нас 7 главных чакр, расположенных вдоль позвоночника снизу вверх: Муладхара, Свадхистана, Манипура, Анахата, Вишуддхи, Аджна и Сахасрара - помимо большого количества второстепенных. Существуют чакры, расположенные выше и ниже по Сушумне («демонические» или животные \ «божественные» чакры), а также есть вспомогательные чакры: например, расположенные в горле, в ладонях рук, в подмышках и так далее.

Каждая асана йоги обычно соотносится с одной чакрой, которую «прорабатывает», активизирует. На этом предположении (а точно могут сказать только ясновидящие!) основан данный материал. Читатель сможет попробовать и проверить. Тем более, что даны 3 уровня сложности асан, от начального до продвинутого.

Не вносит ясности в этот вопрос и наличие у каждой чакры 1 или 2 «Кшетрамов» - точек включения, воздействуя на которые, тоже можно включать чакру. Часто работа асаны с чакрой связана как раз с воздействием на Кшетрам: например, Сахасрара-чакру проще всего влючить стойкой на голове - Сиршасаной, в которой идёт немалое давление на макушку головы - Кшетрам «коронной» чакры. Но необязательно: так, например, Аджна-чакру активизируют все балансовые чакры - при этом давления на лоб или затылок - Кшетрамы этой чакры, конечно, нет.

Итак, от теории - к практике!

Комплекс «7 чакр» для начинающих (простые асаны):

  • Тадасана - «Поза горы». Сделайте также вариации с подъёмом на носочки ног, и с наклонами рук и корпуса в стороны (Тирияка Тадасана). Не спешите.
  • Доласана - «Поза маятника». Выполняется медленно и аккуратно.
  • Адвасана «Перевёрнутая поза мёртвого тела» - «Шавасана лёжа на животе». Затем сделайте ещё и Триконасана - «Позу треугольника». Можно чередовать эти две практики, если есть время.
  • Ардха Уштрасана - «Половинная поза верблюда». После истечения половины времени, отведённого на позу, поменяйте опорную руку через верхнее положение.
  • Хаста Уттанасана - «Поза вытяжения с руками, вытянутыми вверх». Это вторая поза комплекса Сурья-Намаскар. Выполняйте в статике, подходами; отдыхайте между ними в Падахастасане - «Позе головы к ногам» (Падахастасана «включает» Свадхистану - противоположную Вишуддхи позу). Затем сделайте Сарал Дханурасану - «Облегчённую позу лука» (когда бёдра на коврике).
  • Эка Пада Пранамасана - «Приветствие на одной ноге» (нариация Самастхити). Чередуйте с Эка Падасаной - силовой «Стойкой на одной ноге» (она же иногда называется Бакасана - «Поза аиста»).
  • Наман Пранамасана - «Поза молящегося». Это облегчённая вариация стойка на голове.

Комплекс «7 чакр» для продолжающих (асаны средней сложности):

  • Подготовка к Хануманасане или полная Хануманасана - «Поза царя обезьян». Либо Брахмачари-асана («Поза аскета»); эта вторая поза требует большой силы и предпочтительна для мужчин.
  • Марджари-асана - «Поза кошки». Выполняется медленно, в динамике. Затем выполняется, уже в статике, Ашва Санчаланасана - «Поза всадника» (она знакома нам по Сурья-намаскару)
  • Майюрасана - «Поза павлина». Затем Макарасана - «Поза крокодила» или Матсья Кридасана - «Поза рыбы, выпрыгивающей из воды», или Ваджрасана - «Поза молнии».
  • Самаконасана - полезная и довольно трудоёмкая поза, требовательная к позвоночнику. Затем сделайте полную версию Гомукхасаны (руки в замке за спиной и прижаты к Кшетраму Анахаты на задней проекции позвоночника). Затем несколько раз опять Марджари-асану (в динамике) и завершите работу с Анахатой позой Сарпасана - «Поза змеи». Затем можно полежать в Адвасане 1-2 минуты, восстанавливая дыхание.
  • Уштрасана - «Поза верблюда». Шея в этой позе расслаблена, что и позволяет активизировать Вишуддхи. Затем сделайте ещё Парватасану - «Позы горы» (она же «Собака мордой вниз»).
  • Дханурасана - «Поза лука» (активизирует Аджну и Манипуру). Затем Пададхирасана - «Поза баланса дыхания» (сидя в Ваджрасане заложив ладони подмышки).
  • Сиршасана - «Стойка на голове».

Комплекс «7 чакр» для продвинутой сложности:

  • Бхадрасана - «Грациозная \ благоприятная поза». Куккутасана - «Поза петуха» или Пада Ангуштхасана («Поза стойка на большом пальце одной ноги»). Затем Мурдхасана - «Поза опоры на макушку головы».
  • Вьяграсана - «Поза просыпающегося тигра». Выполняется в динамике. Затем делается Йогамудрасана - «Поза психического союза» (в статике).
  • Шашанкх-Бхуджангасана - трудоёмкая виньяса из двух чакр, включающих Свадхистану и Манипуру (Бхуджангасана - «Поза кобры» включает только Свадхистану, но Шашанкасана - «Поза зайца» - и Свадхистану, и Манипуру). Затем сделайте Чакрасану - «Позу колеса», и отдохните в короткой Шавасане.
  • Супта Ваджрасана - «Поза молнии лёжа». Поза, требующая повышенной гибкости. Активизирует Анахату, а помимо её - ещё и Свадхистану и Сахасрару (!). Затем сделайте Лоласану («Позу раскачивания»), после этой трудоёмкой позы можно недолго полежать в Шавасане.
  • Симхагарджанасана - «Поза рычащего льва» (рычать не обязательно). Затем Ардха Чандрасана - «Поза полумесяца». Затем Толангуласана - «Поза весов».
  • Врисчикасана - «Поза скорпиона». Короткая Шавасана. Затем Падма Парватасана - «Поза лотосовой горы».
  • Долгая Сиршасана - «Стойка на голове».

Комплексы выполняются на пустой желудок (через 2-3 часа после еды), а после завершения надо сделать Шавасану (расслабление на спине) не меньше 10 минут.

Шавасана сама по себе активизирует Аджна-чакру, но она также гармонизирует все 5 пран - потоки энергии в теле - поэтому всегда выполняется в конце занятия йогой.

При выполнении любых упражнений этих комплексов надо избегать дискомфорта.

О противопоказаниях к каждой асане можно узнать у преподавателей йоги или по справочной литературе (в т.ч. см. «Асана. Пранаяма. Мудра. Бандха» под ред. С.С. Сарасвати, любое издание).

Алексей Соколовский – преподаватель классической Хатха-йоги («по Сатьянанде»), практикующий йогу более 15 лет. Ведущий выездных семинаров по йоге.

В теоретическом описании чакры представляют простой и удобный способ отрисовать наглядную мелкомасштабную карту . Этот термин – один из центральных в духовной традиции индуизма. Считается, что чакры – это сплетения энергетических каналов в тонком теле, вокруг которых «кружатся» энергетические вихри. Но даже если вам ближе материалистичный взгляд на жизнь, можно ознакомиться с теорией чакр, как со своеобразной лестницей человеческой эволюции. Считается, что все наши ощущения связаны с работой чакр: ясность и сила переживаний, глубина восприятия, четкость мышления, творчество, бодрость. В этой статье мы рассмотрим своеобразную иерархию личного развития, связанную с переходом сознания от одной чакры к другой.

В теле – множество чакр, но основных во всех учениях указывают только семь. Считается, что цвета чакр на тонком уровне совпадают с цветами радуги от красной – первой чакры, до фиолетовой – седьмой. В определенной мере каждый ощущает свои чакры. Мы настолько привыкли к этим ощущениям, что уже не обращаем на них внимания и считаем чем-то само собой разумеющимся. Чакры (энергетические центры) переживаются субъективно, потому что информация в каналах тонкого тела и глубина восприятия – индивидуальна.

Сила кундалини – это энергия всех наших прошлых «карм», нашего жизненного опыта. Невозможно сказать конкретно, что кундалини располагается в том, или ином месте, но условно муладхара чакра общепринято считается ее источником – именно через эту чакру кундалини проявляется. Поднимаясь выше, по центральному энергетическому каналу (вдоль позвоночника), кундалини преодолевает три энергетических узла в тонких телах, раскрывает вышестоящие чакры, расправляет и распрямляет энергетические каналы, подпитывая энергией, включает ранее не доступные нашему сознанию области восприятия.

Деятельности кундалини приписывают все ощущения нашей человеческой реальности, а раскрытые чакры интерпретируются, как проявление ее бесконечного потенциала. В сущности то, как и чем мы себя ощущаем, является самой силой кундалини, непрерывно проявляющей и воссоздающей саму себя через энергетические центры.

Существуют специальные практики кундалини-йоги для быстрого пробуждения и поднятия этой силы, чтобы та прошла через каждую чакру, зарядила ее своим током и раскрыла весь ее потенциал. Однако упражнения эти небезопасны, и для самостоятельного освоения не предназначены. Эффекты от кундалини-йоги без соответствующих перемен в сознании держатся недолго. По мере углубления однонаправленности в , кундалини просыпается спонтанно.

Понятие «чакра» пришло с востока из санскритского языка. Общепринято употребляются оригинальные названия чакр, которые я ниже перечислю.

Чакры располагаются следующим образом – снизу вверх: муладхара (область копчика, у женщин задняя стенка шейки матки), свадхистана (половые органы), манипура (область пупка), анахата (центр груди), вишудха (область горла), аджна (третий глаз, гипофиз), сахасрара (макушка).

Муладхара чакра отвечает за проявление сознания на физическом уровне, за выживание, безопасность, пищу и кров. Считается, что в муладхаре находится кармический «узел Брахмы» связанный с грубыми желаниями. На этой чакре фиксируется сознание высокоразвитых животных, маленьких детей, и многих, задержавшихся в своем развитии, взрослых. Один из наиболее ярких примеров человека «на муладхаре» – это Шариков, персонаж из книги Булгакова «Собачье сердце».

В эзотерической среде повсеместно используется понятие пребывания «на чакре». Быть на той или иной чакре означает находиться под влияем ее базовых программ. В данном случае находиться на муладхаре значит – воспринимать и оценивать мир через призму энергий этой чакры. На муладхаре окружающая среда и ее предметы являются средством выживания. Блоки на этой чакре – это, как правило, разные животные страхи.

Развитая, или даже раскрытая муладхара пробуждает энергию кундалини , дает сильное здоровье и чудесные способности («сиддхи» в йоге). Раскрытие этой чакры начинается с ощущения закипания, бурления энергии и легких толчков в области копчика. Переживания могут быть как приятными, так и болезненными.

Свадхистана чакра отвечает за удовольствие и «процветание». Это – пока еще грубоватое, инфантильное познание мира. На свадхистане в наше время находится подавляющая часть человечества, именно поэтому тема секса так повсеместно актуальна. Сексуальное удовольствие – это энергия свадхистаны. Во время полового акта в тонком теле вся энергия стягивается в область этой чакры, а во время оргазма она сгорает. Поэтому учения рекомендуют воздержание. Чтобы подняться на уровень выше свадхистаны, необходимо беречь энергию, тогда она начинает давить на засоры в каналах тонкого тела, что проявляется как всем знакомое половое возбуждение.

Поднявшись выше, эта энергия начинает активней подпитывать вышестоящие чакры, иногда, по мере их очищения, вызывая разновидности притупленной и обостренной психической боли, в купе со всевозможными приятными переживаниями. Интенсивность страданий прямо пропорциональна внутреннему сопротивлению напору силы кундалини. Блаженство и радость – напротив, являются следствием свободного беспрепятственного течения жизненной энергии.

Блоки на свадхистане проявляются как сильные желания, вожделение и похоть. Считается, что раскрытая свадхистана дарует удивительное очарование и осуществление желаний, от которых более нет зависимости.

Манипура чакра отвечает за волю, власть, управление и подчинение. Это связано как с внешним, так и с внутренним миром. На манипуре находятся большие начальники, властные и «сильные» люди.

Блоки на этой чакре – это всевозможные социальные страхи, жадность, неуверенность в себе и слабость. Раскрытая манипура дает особую силу – влиять на вещи и события собственной волей, вкладывать в слова и действия мощь этой энергии.

Три нижние чакры – это уровни обычных социальных людей. Верхние четыре относят к духовным.

Анахата чакра отвечает за любовь. Считается, что в анахате находится узел Вишну (Вишну грантхи), преодолевая который, появляется переживание единства внутренних энергий , связи нижних и верхних центров.

Любовь анахаты не имеет ничего общего с привязанностью, ревностью, жалостью и чувством собственника. Если избавиться от этих мучительных переживаний, то от обыденной «любви» зачастую вообще ничего не остается. Любовь анахаты – это нечто более глубокое, почти материнское. Именно с анахата-чакры начинается настоящее духовное раскрытие. Любовь анахаты – безусловна, она ничего не требует, и не направлена на конкретных людей. Это – самодостаточное блаженное переживание. Начиная с этого этапа, приходит осознание известного в христианстве изречения – «Бог есть любовь». По мере дальнейшего продвижения, осознание смысла этого изречения не столько меняется, сколько углубляется.

Переход на анахату – это прорыв на новый полюс восприятия. Эгоистические устремления к власте и правоте заменяется смирением и приятием. Таких людей в социальной среде уже очень немного, когда они говорят – то, иногда даже неважно о чем, хочется просто слушать речь, напитанную этой теплой энергией. .

Блоки на анахате – это чаще всего чувство вины, подавленность, душевная привязанность и стыд за содеянное в прошлом на более грубых планах существования. Если энергия поднимается до этой чакры, иногда уходят годы, чтобы пережить накопленную негативную карму. Но после этих мучений сознание награждается относительной свободой и легкостью.

Каждая раскрытая чакра дает блаженство разного рода, в следствие свободно протекающей энергии. На анахате это переживание особенно глубокое, хоть и не такое утонченное, как на вышестоящих центрах.

Раскрытая анахата пробуждает интуицию и расширяет сознание, потому как уходят цепляния за частные узкие проявления эго. Восприятие становится менее «фиксированным». Медитация льется легко и даже спонтанно.

Вишуддха чакра отвечает за творчество жизни в самых глубоких его аспектах. Если кундалини полностью поднимается до уровня вишуддхи, она уже больше никогда не опускается ниже – это своего рода фланг. Считается, что полное раскрытие вишуддхи избавляет от чувства голода, дарует долголетие, длительную осознанность во снах и др. возможности. Восприятие на вишуддхе может быть многогранным. Если человек гениально развит в творческой сфере, то это вовсе не подразумевает, что его сознание на вишуддхе. Уровень этой чакры – это сознание настоящего мага, творца своей собственной реальности. Сознание на этой чакре еще более расширенное.

Блоки на вишудхе проявляются как цепляние за собственное «я», отсутствие гибкости, консервативность и бездарность в речи, уме, поведении и других проявлениях.

Аджна чакра отвечает за энергетический аспект восприятия реальности как поля деятельности безграничных граней различного рода энергий. Считается, что в аджна чакре находится узел Шивы, отвечающий за (приятно/неприятно) восприятие реальности.

На уровне этой чакры материя перестает казаться столь же основательной и плотной, какой она была на уровне нижних центров, открываются бесконечные возможности собственной реализации. Тонкий мир ощущается как более значительный и даже более «реальный», чем физический план.

Полное раскрытие аджны избавляет от иллюзии индивидуального существования. Реальность ощущается как огромное, вибрирующее энергиями пространство. Появляется тонкая глубинная мудрость , исчезает зависимость от любых фиксированных идей, становится очевидным факт существования неограниченного абсолютного знания. Обыденное разделение знания на поток частных мыслей обусловлено неспособностью распознать и переварить уровень информации высших центров. На этой чакре появляется ясновидение и всезнание, не ограниченное узкими концепциями.

Блоки на аджне дают себя знать, как разного рода ограничение собственного познания, искажение поступающей информации собственными интерпретациями, цепляние за идеи, учения, догматы, банальная тупость и неадекватность. Здесь мы снова можем вспомнить кастанедовский термин « » и противоположный ему – «неделание», суть которого проявляются полностью с раскрытием аджна чакры.

Понимание на уровне мыслей – неизбежно субъективный (см. статью « «) сугубо индивидуальный процесс. Любая объективность, или, в данном случае, точность понимания – всегда относительна. В этом смысле каждый человек, привязанный к восприятию и проявлению реальности через призму мыслей, является одиноким.

Сахасрара чакра отвечает за сознание и восприятие как таковое, за проявление уровня чистого существования. Согласно текстам, сахасрара представляет собой группу чакр, где основными являются гуру-чакра и нирвана-чакра. В совокупности, уровень сахасрары соответствует уровню проявления – высшего «Я». В индуизме, считается, что бог Шива является божеством сахасрара-чакры, поэтому, когда кундалини достигает этого центра, она привносит в жизнь человека просветление и все качества, возникающие от единения кундалини с Шивой.

Имена Господа для настоящего практика не так уж важны. Выход на этот центр сам по себе уже знаменует , степень реализации которого зависит от чистоты каналов этой чакры. Полное и окончательное просветление приходит, когда кундалини полностью достигает этого центра, устраняя все засоры в каналах. Тогда субъект распознает себя в собственной абсолютной форме чистого необусловленного бытия, в котором спонтанно происходит безграничная реальность.

Становится ясно, что так было всегда, просто разум не был способен распознать столь тонкий уровень реальности. Чистое «Я» – это абсолютный субъект. Если есть некоторое ощущение, которое принимается за «Я», то это иллюзия. «Я» воспринимает все ощущения, само им не являясь. С выходом на высшее «Я», эго отступает, и личности в привычном смысле уже нет, есть просто бытие, существование, в котором эта личность происходит точно также как и все прочие жизненные явления, среди которых не является более или менее важной частью происходящего. Важность и разделение исходят от непросветленного ума, поставившего себя во главу угла. На деле же, ум не имеет собственной основы, а происходит на фоне высшего «Я» наравне с другими явлениями реальности.

Атман условно называют наблюдателем, свидетелем, хотя и это не может отразить его сути в полной мере. Иногда говорят о некой наполненной пустоте, неописуемой от того, что ум оперирует только тем, что воспринимаемо.

Блоки на сахасраре понижают уровень ясности, внимательности. Вообще, собственный уровень раскрытия сахасрары можно определить по степени осознанности во сне. Считается, что у полностью просветленного человека «круг дня и ночи» замыкается, и он осознан всегда, даже во сне без сновидений, на уровне высшего каузального плана.

Чакры, при условии их ясного осознавания, сами по себе являются подходящими объектами для медитации продвинутого практика. Когда есть проблема, связанная с переживаниями, в области конкретной чакры, рекомендуется медитация на эту чакру, или на само переживание. Например, медитация на вишудху, как уже говорилось, дает расширенное сознание.

Концентрация на аджну, в свою очередь дает выход за пределы двойственности концепций, ясновидение и опыт переживания яркого белого света, истекающего из межбровья, или области сердца, и на продвинутых стадиях переживание золотого света, струящегося из сахасрары.

При раскрытии сахасрары, на определенном этапе может возникнуть видение яркого золотого шара. Считается, что так переживается каузальное тело. Можно «войти» в этот шар, путем медитации на нем. При этом переживается состояние еще более глубокой свободы и пустотности. Эта практика приносит воспоминания прошлых жизней.

Чакры, также удобно рассматривать в виде своеобразной пирамиды человеческой эволюции. На муладхаре у человека преобладает стремление выжить. На свадхистане он уже как бы выжил и теперь ему хочется пожить всласть, размножиться, приукрасить и комфортизировать свое существование. На манипуре человек, пресытившись инфантильностью, начинает все перестраивать. Теперь ему интересна власть и контроль, наигравшись в которые, он переходит на анахату. На этой чакре человек учится любить все то, чем до этого пытался управлять. Это также, наслаждение, но уже более тонкое, связанное с альтруистической тенденцией к разделению своих благ с ближним и состраданию. На еще более тонком уровне – вишуддха чакры человек создает, по-настоящему восторгаясь красотой в самых тонких и глубоких ее формах. Переход на аджна чакру знаменуется еще более тонким и глубоким восприятием происходящего, как состоящего из различного уровня вибраций энергии. И, наконец, венец эволюции – сахасрара чакра, которая дает осознание реальности в ее исконном и глубочайшем аспекте существования как такового.

© Игорь Саторин

П.С.
Эта статья относится к разряду эзотерических. А это значит, что теория изложенная здесь – сложнопроверяема на практике. Я советую не брать подобные теории на веру, а использовать их как гипотезы, способные расширить горизонт познания.

В йоге чакры кундалини - это своеобразные психоэнергетические центры, которые служат распределителем внутри человека тонкой энергии. Всего их существует семь, люди с необычными способностями - ясновидящие, маги, экстрасенсы и т.д. видят их по-разному, кто-то как разноцветные вихри с отличающейся плотностью, издающие звуки, кто-то дисками определенных цветов, а кто-то цветами с ярко очерченной серединкой.

Как мы уже отмечали выше, основных чакр семь, и все они располагаются в проекции на переднюю и заднюю часть тела вдоль позвоночника человека. Каждая из таких чакр отвечает за те или иные жизненные органы, с их психосоматическими функциями разных уровней сознания.

Древние индийские целители считали, что эти самые чакры являются своеобразными ключами физического и духовного здоровья людей, а действуют они по принципу водоворотов, если установить неизменный и постоянный баланс этих объектов, то человеку обеспечено хорошее здоровье и благополучие. Сильно открытее или сильно закрытые чакры могут крайне негативно отразиться на вашем здоровье. Следует также отметить, что каждый из таких объектов двигается со своей собственной скоростью, так, к примеру, корневая чакра вращается очень медленно, а теменная очень быстро. Кроме этого, все они имеют свой определенный цвет в соответствие с цветами радуги, который распределяется снизу вверх от красного к фиолетовому, вряд ли, когда вы учились рисовать , задумывались над этим интересным вопросом. Размер и яркость чакр также разные, они зависят от личностного развития их обладателя, физического здоровья, наличия болезней, стрессов, а также человеческого энергетического уровня.

Кундалини йога - работа с чакрами

Йога кундалини 1 чакра «корневая». Муладхара

Место её расположения - основная часть позвоночника, которая проецируется на копчик сзади туловища и на лобковую кость спереди. Этот объект несет ответственность за основные (базовые) потребности людей - здоровье, безопасность, выживание, комфорт.

Для визуализации Муладхары используется ярко-красный цвет. Символизирующими ее драгоценными камнями являются гранат, агат, гелион, рубин, турмалин, дымчатый кварц. Работая с ней, можно использовать эфирные масла мирры, гвоздики, кедра, кипариса и майорана.

Покровительствующим божествами корневой чакры являются богиня Дакини и Брахма, символами - темно-красный лотос с четырьмя лепестками и слон.

Кундалини йога 2 чакра «собственное основание или сладость» Свадхиштана.

Располагается она на основании позвоночника в области ниже пупка приблизительно на пять сантиметров. Отвечает Свадхиштана за интуицию, самооценку, творчество и любовные потребности.

Ей соответствует, как и , ярко оранжевый цвет, и символизируют такие драгоценные камешки как тигровый глаз, турмалин, оранжевый кальцит, агат, сердолик и лунный камень.

Для работы в вышеописанной зоне хорошо применять эфирное масло илан-иланг, сандал и петигрен.

Покровительствуют данной чакре богиня Ракини и Вишну, а священным символом является шестилепестковый цветок-лотос.

Кундалини йога чакра 3 «блистающая драгоценность», «драгоценный град». Манипура.

Ей принадлежит область вокруг пупка, питается манипура огнем солнечного сплетения, а связана с почками и надпочечниками. Является своеобразным центром энергии, несет ответственность за силу воли, чувство управления и координации, развивает зрение и воображение.

Для работы с этой чакрой используют светло-золотистый цвет, а такж такие драгоценные камешки как золотой топаз, янтарь, агат, цитрин, тигровый глаз.

Что касается эфир-масел, то здесь следует выбирать масло ромашки, тимьяна, лимона, а также иланг-иланга.

Данному центру покровительствует богиня-Лакини и бог Рудра. Символом третьей чакры является баран, который характеризуется неуемной, безудержной энергией. Также следует отметить, что Муладхара, Свадхиштана и Манипура вместе образуют «нижний треугольник», последняя считается самой тонкой, она выступает силой движении и завершения всех процессов, которые происходят в нашей жизни.

Кундалини йога чакра 4 «безударный». Анахата

Данный центр размещается в области сердца человека, поэтому имеет еще одно распространенное название хрид-падма, что означает сердечный лотос.

Анахата - является самой серединой в системе чакр, располагается она за грудью, в области нашего сердца, а ее проекция на позвоночник приходится на участок между лопатками. Отвечает этот центр за любовь, сострадание и духовность, то есть те способности людей, которые позволяют любить себя, принимать и отдавать любовь другим.

Для работы используется розовый и зеленые цвета, а также камни кунцит, розовый кварц. Что касается эфирных масел, то среди них следует выбирать шалфей, бергамот, герань, розу.

Символом центра является черная антилопа, которая олицетворяет быстроту, среди божеств покровительствуют Иша и Какини.

Кундалини йога 5 чакра «горловой». Вишуддха.

Располагается этот центр в области V-образной впадины в нижнем отделе шеи между ключицами, он отвечает за коммуникации звуков, самовыражений и творческое начало.

Основным цветом Вишуддха выступает светло-голубой, в активациях используются камни лазурит, аквамарин, бирюза и халцедон. Среди эфирным масел применяют лаванду, нероли, сандал, шалфей.

Центру покровительствуют двухполый бог Ардханаришвара, а также богиня Шактини.

Кундалини йога 6 чакра «третий глаз». Аджна.

Находится Аджна в точке между бровей и соответствует гипофизу. Данный центр называют управлением, благодаря ему человек обладает интуицией

Для работы с данным центром используют темно-синий и пурпурный цвета, камешки аметист, синий сапфир, опал, содалит, а его покровительствующими божествами являются Парама-Шива и богиня-Хакини.

Кундалини йога 7 чакра «темя». Сахасрара.

Последний седьмой центр находится прямо в темени, он отвечает за духовность, мышление, просветление, считается что он нераздельно связан с мудростью и дарит людям космическое сознание.

Для работы с Сахасрара используют золотой, белый и бледно-пурпурный цвета. Камни: горный хрусталь, топаз, аметист, александрит, опал, сапфир. Эфир-масла: ладанное дерево, дубовый мох, ладан.

Узнать больше о йоге её происхождении и сути, а также о том какие упражнения предлагает , для чего она нужна и многое-многое другое, вы можете на нашем сайте. Желаем удачи.

Органы: почки, мочевой пузырь, яичники, матка; простата, яички.
Свадхистана – вторая чакра. Входит в нижний треугольник. Это – сильный энергетический центр. Из этой чакры идут наши желания, в том числе сексуальное желание. Она отвечает за способность получать удовольствия в материальном мире, а соответственно и в теле.

Свадхистана напрямую влияет на сексуальную привлекательность. Из чего следует, что в этой истории появляется кто-то другой, кроме меня. Если в первой чакре мы взаимодействовали с Землей, то тут уже возникает межличностная коммуникация, парные взаимоотношения. Именно во второй чакре появляется разделение, полярности и двойственность – я уже не один в мире, есть и другие, я вступаю в связь с другими личностями. Коммуникация приобретает качественную окраску, если я коммуницирую из второй чакры – в ней присутствуют эмоции, чувства, обольщение. И люди находятся в постоянной связи, они не отлипают друг от друга. Личных границ нет.

Секс – ради удовольствия, а не ради безопасности и продолжения рода, как в первой чакре. Сексуальность проявляется через растворение друг в друге, потакание своим желаниям, влечениям. Здесь любовь понимается как «утоплю тебя в любви» и сам «утоплюсь».

Ключевые понятия – творчество и удовольствия.
«Для меня чувства и эмоции стоят на первом плане».
«Я люблю получать физические удовольствия».
«Я могу быть собой».
«У меня есть свобода выбора и желаний».
«Я заявляю свои желания, я расширяюсь во вне, в мир. Я достоин, я имею право».
«Я могу выражать себя через творчество, искусство».
«Часто во мне говорит внутренний ребенок, первобытный мужчина (женщина)».
«Я люблю мечтать».
«Я очень хорошо представляю себе материальный мир и то, что хочу получить; я включен в жизнь. Но надо ли мне на самом деле то, что я хочу, МОЕ ли это истинное желание, а не навязанное ли социумом, другими людьми, модой» – этого человек не понимает. Есть фантазия про то, что для него хорошо. Он просто представляет себе, что хорошо. Тут человек – жертва обстоятельств, общепринятых законов. И в конце концов он обнаруживает, что внешний мир приносит то удовольствия, то боль.

Чувство Свадхистаны – вкус. Есть выражение – «вкус жизни». Т.е. это – способность переживать мир. И человек начинает искать разнообразия. Здесь появляется большое количество страстей и желаний, но они исполняются, только если внешние обстоятельства благоприятствуют, т.к. у человека нет внутреннего стержня, вектора движения. Человек не в состоянии добиваться цели. Хочется получить удовольствия от внешнего мира в пассивном режиме, ждет, что все само приплывет в руки.

Развитая Свадхистана приносит качества воды – изобретательность, гибкость, плавность, тягучесть, текучесть – качества, позволяющие принимать предлагаемую форму. Это очень большая сила. Людей воды не возможно победить, они останутся при своем, они обтекут острые углы и останутся на месте.

Символ Свадхистаны – морское чудовище. Оно может внезапно выплыть из морских пучин – неконтролируемых чувств и эмоций и потопить нашу лодку – наш ум. Из этого следует, что какие бы замечательные идеи нас не посещали, если мы идем на поводу у своих эмоций, страстей, то ничего путного не выйдет. Не утверждается, что не нужно иметь способность чувствовать. Но задача чувств – войти во взаимодействие с мыслями и окрашивать их эмоциями для ярких, глубоких переживаний.

Сбалансированная Свадхистана – человек спонтанный, радостный, веселый, счастливый, незакомплексованный, расслабленный, человек-праздник. Любит, уважает, принимает себя таким, какой он есть, принимает свою сексуальность. И поэтому он принят и любим противоположным полом. Про таких людей говорят – у него есть харизма, какая-то магнетическая привлекательность. Он социально ориентирован – с ним легко общаться, он легко входит в контакт с другими людьми.
Человек страстный, умеет получать наслаждение, у него много жизненных сил, он любит жизнь.
Он умеет разделять взгляды других людей, может поставить себя на их место, уважает и не осуждает их. Может быть чутким и сопереживающим. Способен делиться с другими энергией, т.к. у него есть страсть к контакту, проявленная через сексуальность.
Человек знает меру и умеет во время остановиться.

Несбалансированная чакра – присутствует очень четкое разделение на добро и зло, плохое – хорошее, черное – белое; постоянная озабоченность чем-то, взволнованность, отсутствие отдыха; не способность сделать выбор; грусть, печаль; одиночество; стыд, а отсюда и агрессия по отношению к противоположному полу; мстительность, безжалостность; ревность.
Если Свадхистана не правильно функционирует, то жизнь кажется безликой, бесцветной, в ней нет страсти. Пропадает движение, стимул, радость. Возникновение зависимостей, привязанностей. На физическом уровне наступает скованность в движениях.

Если переизбыток энергии: неврозы, излишества и извращения в сексуальной сфере. Пропадает чувство меры – человек позволяет себе чрезмерность во всем и не знает границ.
Могут возникать состояния зацикленности на сексе, все вокруг будет казаться сексуальным, отсюда – порождение множества непостоянных половых связей, которые в результате не будут приносить удовлетворения.
Пример переизбытка энергии во второй чакре – человек сутками может развлекаться, и не уставать от этого; очень долго заниматься сексом и не насыщаться.

Если недостаток энергии:
Убеждения – «что-то со мной не так», «я заслуживаю того, что меня отвергают».
Поведение – страстно желает что-то, но отвергает связь с другими, не идет на контакт, так как боится людей.
Внутри живет жесткий контролер, который постоянно себя ругает и ограничивает.
Подавление эмоций.
Человек не позволяет себе получать никаких удовольствий от жизни. В сексе заботиться только о другом, а на себя не обращает внимания. Поэтому взаимообмена энергиями не происходит. Не способность проживать СВОЮ жизнь.
Склонность к мистицизму.
Навязчивые идеи.
Слабое или полное отсутствие полового влечения, в крайних случаях – импотенция, фригидность (часто из-за чувства вины и стыда на сексуальной почве), бесплодие. Если женщина не позволяет себе заниматься сексом – то может возникнуть поликистоз, киста и другие проблемы с яичниками.

ПЯТАЯ
чакра, шейный центр, находится в основании шеи. Он управляет шеей, горлом и голосовыми связками. Когда эта чакра пробуждается, мы обнаруживаем качества глубокого покоя и чувство расширения сознания.

Мы говорим о ШЕСТОЙ чакре, как об имеющей два “полюса”. Один полюс — располагается в точке между бровями, в духовном глазе. Это место
просвещения, интуиции, радости и .

Другой полюс располагается в медулле облонгате, у основания мозга. Он регулирует дыхание, и это первичная точка входа праны (жизненной силы) в тело. Это также местоположение личности, маленького “я”, и, следовательно, этот полюс связывается с качеством отдачи себя

Фактически, каждая чакра имеет два полюса, подобно магниту. Но полюса шестой чакры такие четкие, что мы можем думать о них как о двух различных чакрах.

СЕДЬМАЯ чакра, или коронная, располагается на макушке головы. Это — место единения с Божественным, слияние маленького “я” с высшим “Я”, окончательная цель всего духовного поиска.

Учил, что для достижения этой цели,
мы должны сначала собрать всю нашу жизненную силу в духовный глаз, поэтому все дальнейшие рекомендации по раскрытию чакр будут акцентироваться на усилении магнетизма в точке между бровями.

Каждая чакра работает с конкретной вибрацией энергии, вибрацией, которая может выражаться или положительно или негативно. Под “положительно” и “негативно” следует понимать не как “хорошо” и “плохо”, а как о положительном и отрицательном полюсе магнита. Различие является просто вопросом направленности.

Положительное направление помогает нам осознать нашу истинную природу, как детей Бога. Отрицательное направление уводит нас прочь от этого, заставляя все более идентифицироваться с вещами этого мира».

Аудио из видео про чакры с небольшим дополнением:

У каждой из чакр есть эмоционально-психологическая составляющая, и также каждая из чакр связана с определённой стихией.

Больше представления о свойствах чакр можно получить из этой таблицы:

Все направления йоги, начиная с настоящей все истинные духовные пути так или иначе работают над тем, чтобы активизировать положительные качества чакр и перенаправить текущую из них энергию внутрь и вверх.
В современном западном мире множество занимающихся йогой людей, особенно в направлениях кундалини йоги и Крийя йоги практикуют множество механических физических и дыхательных упражнений с целью раскрытия чакр и поднятия кундалини.

Как говорил великий Йог Вивикананда:

«Занимайтесь йогой в любом случае, даже если вы погибните на этом пути, то данное стремление позволит вам вновь родиться в хороших для практики условиях и вы продолжите уже более мудро».

Однако, чтобы не делать долгую паузу на мучительные годы роста сознания в младенческие годы, лучше сразу всё сделать правильно.

А правильным является максимально осторожный подход к работе с чакрами.

Эфирно-астральнео тело, чакры и кундалини — это реестр в компьютере. Ребенок может бить по клавишам, компьютер зависнет, но, перезапустив его, мы сможем продолжить на нём работать. Физическое тело может стерпеть пьянки, гулянки и вредные продукты, просто вместо 150-ти лет проживёт 70, но если неосторожно заменить в реестре 0 на 1, компьютер может уже и не перезапуститься. В мире йоги достаточно людей повредило своим физическим телам неправильной хатха-йогой, но что гораздо хуже: в мире йоги и эзотерики достаточно тех, кто столкнулся с более с , некоторые оказались в сумасшедшем доме, другие раньше срока покинули тело.

Самой лучшей гарантией безопасности на духовном пути является , с которым человек старается усилить сонастройку. Это должен быть уже реализованный Мастер, к которому вы, как ученик, испытываете и доверие.

Без вышеназванного условия применять техники по очищению и раскрытию чакр я не рекомендую, даже если это десять раз модно и все современные «йоги» так делают.

Для тех же, у кого есть истинная устремленность к Богу и преданность гуру, какие-то специальные техники по раскрытию чакр могут и не понадобиться, и концентрация на Боге, на гуру — это самая мощная техника йоги по очищению чакр, по их активизации и по поднятию кундалини.

На какой бы стадии своего духовного пути вы не находились, вам всегда пригодиться как можно более ясная , как можно боле глубокая и мощная , притягивающая . Как раз этим составляющим успеха и надо уделить как можно больше внимания.

Лучше сделать акцентом проработку , это может выглядеть и дольше, но даст гораздо более надежные и безопасные гарантии по раскрытию и очищению чакр.

Будьте мудры, мой дорогой читатель, и до встречи в реальности йоги.

Очень хорошая медитация, лучше объясняющая тему чакр:

И так же о чакрах и свойствах чакр очень интересно рассказывает в этом видео:


Top