Интервью с героем россии андреем звягинцевым. Пока дышу - надеюсь

Урок мужества от Героя Российской Федерации: «У моряка только один путь – славный!»

30 марта Андрей Николаевич Звягинцев — водолаз-глубоководник, Герой Российской Федерации, капитан 1-го ранга, участник спасательной операции атомной подводной лодки «Курск», провел урок мужества для кадетов ГБОУ «Морская школа». Без смелости, самодисциплины, самообразования не может быть водолаза-глубоководника, и, без сомнения, встреча с этим отважным человеком лишь доказала это учащимся.

Андрей Николаевич Звягинцев поведал слушателям о детстве, прошедшем в прибрежном городе Сочи, о том, что сподвигло его стать моряком-подводником, о своих первых погружениях и нынешней деятельности. Герой России призвал подрастающее поколение добиваться своей цели в жизни, верить в себя и свои силы, быть упорными и настойчивыми.

Андрей Николаевич не только рассказал о себе, о службе, но и ответил на многочисленные вопросы учащихся. Кадетов интересовало, какую подготовку необходимо пройти, чтобы стать водолазом, и какие перегрузки испытывают акванавты во время погружений.

Завершая встречу, Андрей Звягинцев призвал школьников уделять особое внимание не только физическому развитию, но и духовному, ведь современный человек — это грамотный человек, а значит, интеллектуально развитый, читающий. Успешное нравственное воспитание в юном возрасте важно и для дальнейшего формирования патриотических чувств. Герой также отметил, что в России у молодежи очень много возможностей проявить себя, главное — осознать свою мечту и быть приверженцем любимого дела.

Побеседовать с Андреем Николаевичем посчастливилось и корреспонденту газеты «Морской школы» Ольге Коськиной.

— Андрей Николаевич, что Вас сподвигло выбрать опасный жизненный путь моряка-подводника и поступить в Высшее военно-морское инженерное училище?

— Я с ранних лет был связан с морем, потому что свое детство я провел на берегах Черного моря в городе Сочи. В 1986 году, когда я был еще абитуриентом, передо мной стоял выбор из трех вузов: Московского института физической культуры, Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища или же Высшего военно-морского инженерного училища. Но, наверное, мои гены, окружавшее меня море, романтика профессии все же позвали меня в наш прекрасный город Санкт-Петербург и именно в Высшее военно-морское инженерное училище им. Дзержинского. Я считаю, что тот, кто хоть раз побывал на берегу моря, походил на кораблях или лодках, наверное, уже никогда в жизни не останется равнодушным к этой стихии.

— В своем сегодняшнем выступлении Вы коснулись темы патриотизма. Что для Вас лично заключено в слове «патриотизм»?

С одной стороны, сейчас это очень часто обсуждаемый, распространенный, а с другой – для каждого человека очень интимный вопрос. Патриотизм — это та Великая Родина, в которой мы живем — Величайшая Россия, эта та маленькая ячейка общества, которая именуется семьей с ее микроклиматом, с ее радостями и мелкими горестями, гордость за своих родителей. И в то же время, это понимание тех достижений, которые наша страна достигла с момента образования. Если человек внимательно изучает историю нашего государства, он понимает суть высказывания великого флотоводца Нахимова, который говорил, что у моряка нет трудного или легкого пути, есть только один путь – славный. Перефразируя, я хочу сказать, что Россия не может быть отсталой или процветающей, она всегда Великая страна. Поэтому патриотизм – это то качество человека, то свойство нормального человека, рожденного в нашей стране, в красоте наших просторов, в мощи наших великих сооружений, созданных человеком, а так же это та душевная теплота, те прекрасные душевные качества русского и других народов, населяющих нашу необъятную Родину.

— Андрей Николаевич, что Вы посоветуете тем учащимся, которые мечтают сделать море, океан или небо своей жизнью? Какие качества, какие навыки им необходимо развивать?

Очень интересный вопрос, спасибо. Здесь я считаю, не следует разделять тех ребят, которые хотят посвятить свою жизнь морю и ребят, которые хотят посвятить свою жизнь небу или даже геологическим, историческим изысканиям, укреплением военного потенциала, развитием промышленности. У нас в стране очень широкий спектр, где молодой человек или девушка могут проявить себя. Однозначно, от человека требуется преданность делу, отвага в принятии решений, вне зависимости, где ты находишься: за школьной скамьей, в студенческой аудитории или у рабочего станка. На первом месте всегда должны стоять приверженность своему делу и четкое понимание своей мечты. Что же касается тех, кого морская даль зовет, тут, конечно, без некой толики романтичности в море делать нечего. Если ты любишь море всей душой, то море отвечает тебе тем же.

— Перейдем к более серьезным вопросам. Как вы можете охарактеризовать нынешнее состояние Военно-морского флота России? Отличается ли коренным образом подготовка специалистов-водолазов сейчас и когда Вы учились? (прим. Редакции: Андрей Николаевич Звягинцев обучался в Высшем военно-морском инженерном училище с 1986 по 1991 годы )

— Очень трудный, но в то же время и очень интересный вопрос. С одной стороны, мы сравниваем одно и то же, с другой — с 1986 года произошел не только количественный временной скачок, исчисляемый годами, месяцами, часами, но и качественный. И если после 1991 произошел спад, то с начала 2000 годов начинается поступательное движение в сфере образования, в сфере науки очень заметно. Если и был какой-то спад в образовании специалистов, то сейчас мы наблюдаем, что образование, которое дается специалистам в военных институтах, соответствует уровню и востребованности настоящего времени. Потому что тот патриотизм, то вдохновение, та преданность делу остались, а качественные новые технические средства присутствуют и изучаются более глобально, чем мы тогда могли себе представить. Сейчас молодые люди, посвятившие свою жизнь служению ВМФ, информационно сильно подкованы в современных технологиях. В данный момент наличие множества тренажеров, наличие современного и качественного уровня преподавания дает о себе знать. Специалисты, выходящие из стен учебных военных заведений, обладают серьезным запасом знаний, а также они видят не только ситуацию на данный момент, но и перспективу ее развития, что очень важно. Еще один очень важный момент – очень многое зависит от учителей. Так было и в 1986 году, так есть и в 2016. Тот молодой человек, который только решил посвятить себя любой специальности, в частности служению России в ВМФ, приходит с начальными поверхностными знаниями. И то, как себя поставит педагог, офицеры, руководящие учебным процессом, сможет ли заинтересовать, увлечь, все тоже влияет на конечный результат. Совершенно однозначно, что в данный момент меня радует уровень выпускаемых специалистов.

— Андрей Николаевич, как опытный человек, что Вы конкретно можете посоветовать человеку, необязательно работающих в опасных профессиях, чтобы перебороть свой страх?

— Любой человек испытывает страх, это нормальное физиологическое явление. Существует два вида страха: чувство страха, которое мобилизует и помогает обострять все свои навыки и чувство страха, которое полностью деморализует человека, подчиняет себе, даже может привести к трагическим последствиям. Для воспитания себя, чтобы научиться управлять своими страхами, нужно просто любить то, чем занимаешься и отдавать обучению этому делу намного больше часов, чем простому человеку. Нужно быть профессионалом в своей деятельности. Нужно воспитывать в себе человека смелого, не побоявшегося преступить пороги, можно даже сказать, пороки общественного мнения. Например, уступить место бабушке в метро – это уже небольшая ступенька к подвигу. Ведь характер, личность человека складывается из мельчайших частиц.

— И последний вопрос, который будет интересен всем от мала до велика. Вы сейчас находитесь в прекрасной физической форме. Поделитесь секретом, как Вам это удается.

— Никаких секретов нет. Я просто стараюсь поддерживать физическую подготовку, стараюсь заниматься спортом все свое свободное время. Я имею в виду не только спортзал, но и лыжи, и велосипед. Инфраструктура нашего города позволяет заниматься спортом в любое время года. Я считаю, что физическая культура не должна быть объектом пристального фанатичного внимания, она должна быть частью жизни. Что же касается питания, то я не задумываюсь об каких-либо пищевых ограничениях, единственное, для себя я не приемлю так называемый фаст-фуд. Однако я не хочу никому насильно прививать свое мнение, не считаю правильным что-то кому-то запрещать. Каждый должен сам придти к этому логическим путем, методом проб и ошибок. Что еще можно посоветовать для гармоничного развития личности? Самообразовываться, больше заниматься спортом, больше общаться с умными людьми, читать больше книг и посещать прекрасные мероприятия города Санкт-Петербурга.

Контактная информация:

Звягинцев Андрей Николаевич – старший водолазный специалист, командир группы 328-го экспедиционного аварийно-спасательного отряда Военно-Морского Флота, капитан 2-го ранга.

С 1986 года в Военно-Морском флоте. В 1991 году окончил с отличием Высшее военно-морское инженерное училище имени Ф.Э. Дзержинского и был направлен на Черноморский флот. Службу офицером начал с должности командира водолазной группы – водолазного специалиста поисково-спасательной службы судна-спасателя подводных лодок «Зангезур» в Севастополе. Занимался подготовкой курсантов школы водолазов.

С 1993 года - старший водолазный специалист 328-го экспедиционного аварийно-спасательного отряда МВФ (Ломоносов, Ленинградская область). Выполнял важные задания на всех флотах России. В 2000 году капитан 2-го ранга Звягинцев руководил группой водолазов, принимавших участие в обследовании и попытке спасения экипажа затонувшей атомной подводной лодки «К-141» «Курск» в Баренцевом море. Тогда он дал однозначный ответ - шансов на спасение экипажа нет.

Летом 2001 года капитан 2-го ранга Звягинцев вновь руководил группой водолазов, принимавших участие в подготовительных мероприятиях и подъеме АПЛ «Курск». За время спасательной операции Андрей Звягинцев совершил максимальное количество погружений, провёл под водой на глубине 100 метров более 870 часов. В нештатных ситуациях проявил самообладание и мужество.

4 августа, работая на корпусе лодки, обнаружил, что потеряна связь с напарником, с которым он работал в связке. Пробравшись к нему, увидел, что тот находится в бессознательном состоянии. Освободив его из-под завала, Звягинцев смог в максимально короткое время доставить напарника в колокол, после чего продолжил работу на корпусе субмарины.

8 августа во время работы на корпусе лодки в силу технических обстоятельств у самого Андрея оказался перекрытым шланг, через который подавался кислород. В критической ситуации он смог пройти без доступа кислорода 20 метров по самому корпусу подлодки, а затем еще 10 метров - вверх, к тому самому спасительному колоколу. Сменив водолазный костюм, тут же вернулся к подлодке, чтобы во избежание аварийной ситуации отключить оборудование.

Указом Президента Российской Федерации № 274 от 13 марта 2002 года за образцовое выполнение задания командования и проявленные при этом мужество и отвагу капитану 2-го ранга Звягинцеву Андрею Николаевичу присвоено звание Героя Российской Федерации.

Продолжил службу в той же части. Окончил Военно-морскую академию имени Н.Г. Кузнецова (2005, заочно). Несколько лет был командиром 328-го экспедиционного аварийно-спасательного отряда. Затем являлся начальником 40-го Государственного научно-исследовательского института аварийно-спасательного дела, водолазных и глубоководных работ Министерства обороны Российской Федерации. В настоящее время - заместитель руководителя ФГБУ «Морспасслужба» Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот).

Высококвалифицированный специалист в области аварийно-спасательных, водолазных и подводно-технических работ, испытаний водолазной техники и гипербарических технологий. Проработал под водой более трёх тысяч часов.

Капитан 1 ранга, бывший начальник 40-го НИИ Минобороны России - филиала Военно-морской академии имени адмирала Кузнецова - Герой России Андрей Звягинцев обвиняется в злоупотреблении должностными полномочиями.

По материалам прокурорской проверки в отношении Звягинцева было возбуждено уголовное дело также и по статье «Получение должностным лицом взятки в крупном размере». Поводом для обвинения стало то, что Звягинцев якобы пользовался имуществом подведомственного ему учреждения в целях личного обогащения .

Как сообщили в Генеральной прокуратуре РФ, «в мае 2010 года Звягинцев без какого-либо оформления предоставил коммерческой структуре находящийся на балансе ГНИИ телеуправляемый подводный аппарат «Тайгер». Под управлением двух операторов - сотрудников института - в течение 23 суток аппарат использовался для обследования дна Финского залива в интересах фирмы ».

Из материалов уголовного дела также известно, что подводный аппарат Звягинцев предпочитал сдавать в аренду за немаленькую сумму.

«На личный банковский счет директора ГНИИ коммерсанты перечислили 560 тысяч рублей . В результате незаконной эксплуатации прибора государству причинен ущерб в размере почти одного миллиона рублей », - отмечают в Генпрокуратуре РФ.

Если обвинения прокуратуры окажутся небеспочвенными, то Герою Российской Федерации может грозить до 12 лет лишения свободы.

Справка: Звягинцев Андрей Николаевич - старший водолазный специалист, командир группы 328-го экспедиционного аварийно-спасательного отряда Военно-морского флота, капитан 2 ранга. Родился 14 марта 1969 года в городе Сочи Краснодарского края.

С 1986 года в Военно-морском флоте. В 1991 году окончил Высшее военно-морское инженерное училище имени Ф. Э. Дзержинского и был направлен на Черноморский флот. Службу офицером начал с должности командира водолазной группы - водолазного специалиста поисково-спасательной службы судна-спасателя подводных лодок «Зангезур». Летом 2001 года капитан 2 ранга Звягинцев входил в состав группы водолазов, принимавших участие в обследовании и подъеме затонувшей атомной подводной лодки «Курск» в Баренцевом море. За время спасательной операции Андрей Звягинцев совершил максимальное количество погружений, провел под водой на глубине 100 метров более 870 часов. В нештатных ситуациях проявил самообладание и мужество.

Указом Президента Российской Федерации № 274 от 13 марта 2002 года за образцовое выполнение задания командования и проявленные при этом мужество и отвагу капитану 2 ранга Звягинцеву Андрею Николаевичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением знака особого отличия - медали «Золотая Звезда» (№ 751).

Продолжил службу в той же части. Окончил Военно-морскую академию имени Н. Г. Кузнецова (2005 год, заочно). Несколько лет был командиром экспедиционного аварийно-спасательного отряда. В настоящее время (2011 год) капитан 1 ранга Звягинцев - начальник 40-го Государственного научно-исследовательского института аварийно-спасательного дела, водолазных и глубоководных работ Министерства обороны России.

Высококвалифицированный специалист в области аварийно-спасательных, водолазных и подводно-технических работ, испытаний водолазной техники и гипербарических технологий. Проработал под водой более трех тысяч часов. Заслуженный спасатель Российской Федерации (02.08.2006).

Звягинцев Андрей Николаевич

Герой Российской Федерации (2002), капитан 1 ранга (2004), водолазный специалист.

В ВМФ с 1986 г. В 1991 г. окончил Высшее военно-морское инженерное училище имени Ф.Э. Дзержинского (ныне Военно-мор¬ской инженерный институт), в 2005 г. – Военно-морскую академию имени Н.Г. Кузнецова (заочно).

После окончания училища служил на Черноморском флоте:

В 1991–1994 гг. – командир водолазной группы – водолазный специалист поисково-спасательного судна «Зангезури». С 1994 г. – старший водолазный специалист, командир группы Экспедиционного аварийно-спасательного отряда ВМФ.

А.Н. Звягинцев в 2001 г. в составе группы водолазов принимал участие в обследовании и подъеме затонувшей атомной подводной лодки «Курс». О том, в каких тяжелых условиях проводился подъем «Курска», рассказал в своей книге «Курск после 12 августа 2000 года» генеральный конструктор – начальник ФГУП МТ «Рубин» И.Д. Спасский.

За образцовое выполнение задания командования и проявленные при этом мужество и героизм Указом Президента РФ 13 марта 2002 г. капитану 2 ранга А.Н. Звягинцеву присвоено звание Герой Российской Федерации.

В настоящее время капитан 1 ранга А.Н. Звягинцев продолжает служить в Военно-Морском Флоте. Указом Президента Российской Федерации № 827 от 2 августа 2006 г. ему присвоено почетное звание «Заслуженный спасатель Российской Федерации».

Военные моряки – герои подводных глубин (1938–2005) / Т.В. Полухина, И.А. Белова, С.В. Власюк и др. М.-Кронштадт: Кучково поле, Морская газета, 2006, с. 109–110.
Красная звезда. 2002. 24 мая.
Морской сборник. 2006. № 10, с. 3.
Спасский И.Д. «Курск». После 12 августа 2002 г. М., 2003, с. 177.

5 мая 1882 года указом императора Александра III в Кронштадте была создана 1-я в мире водолазная школа, которая положила начало подготовке акванавтов.

В помощь психологу. Герой России Андрей ЗВЯГИНЦЕВ о психологической подготовке водолаза-спасателя.

Капитан 1-го ранга Андрей Звягинцев – из «витязей глубин», как часто называют водолазов-глубоководников.

Будучи командиром группы 328-го экспедиционного аварийно-спасательного отряда Военно-морского флота России, в 2000 году он участвовал в попытке спасения экипажа затонувшей в Баренцевом море атомной подводной лодки «Курск», а год спустя – в уникальной операции по ее подъему.

На глубине 108 м он провел более 870 часов. За проявленные мужество и отвагу ему присвоено звание Героя Российской Федерации.

«Водолазный кулак».

В августе 2000 года специалисты 328-го экспедиционного аварийно-спасательного отряда ВМФ России готовились принять участие в учениях Северного флота.

– Кроме выполнения сложных аварийно-спасательных, судоподъемных и подводно-технических работ, мы также занимались обучением экипажей подводных лодок по выходу на поверхность в случае аварии , – рассказывает Андрей Звягинцев.

– В пятницу, 11 августа, мы должны были вылететь на учения, весь отряд был в сборе, но, к сожалению, за нами не прилетел самолет. Переброску отложили до понедельника. А в ночь на воскресенье нас подняли по тревоге – так мы узнали о трагедии с «Курском».

Двенадцатого августа в 11:28 гидроакустик на крейсере «Петр Великий» зафиксировал хлопок, но ему не придали значения. Когда командир «Курска» повторно не вышел на связь в 23:30, подлодка была объявлена аварийной. В 04:51 крейсер был обнаружен гидроакустической аппаратурой лежащим на грунте на глубине 108 м. Было принято решение о создании группы водолазов, которая примет участие в аварийно-спасательной операции.

В Ломоносов в Ленинградской области, где базировался 328-й аварийно-спасательный отряд ВМФ, известный как «водолазный кулак», прибыли лучшие водолазные специалисты со всех флотов. Отбор был жестким, брали только добровольцев. Все проходили личные беседы с командованием, а также строгую медкомиссию. Врачи общались с кандидатами на предмет психологической готовности.

В результате к тренировкам на глубоководном комплексе длительного пребывания приступили 18 человек. Из них была отобрана шестерка, которая первой должна была спуститься к «Курску».

Это мичманы Дмитрий Новиков с Балтийского флота и Владимир Селютин из 40-го ГНИИ Минобороны РФ, старший мичман Юрий Гусев с Черноморского флота, мичманы Сергей Шмыгин и Дмитрий Семизаров из 328-го аварийно-спасательного отряда. Возглавил группу капитан 1-го ранга Андрей Звягинцев.

– Как у космонавтов, на случай если кто-то выйдет из строя по здоровью, у нас были дублеры. Но готовились все 18 водолазов, у нас была даже не двойная, а тройная замена , – говорит Андрей Николаевич.

– В это время подводные глубоководные аппараты, спущенные со спасательного судна «Михаил Рудницкий», тщетно пытались состыковаться со шлюзовым люком подводной лодки «Курск». Хочу сказать, что ребята, которые работали на спасательных аппаратах «Приз» и «Бестер», ходили «по грани» и делали все возможное.

Там лодка легла с креном, подводное течение было настолько сильным, что их просто срывало с места. Но тем не менее они умудрились встать на кольцо, но герметичности добиться не удалось, не выдержали, скисли аккумуляторные батареи.

Во время всеобщей напряженности многим казалось, что они действуют непрофессионально и нужно вызвать иностранцев. Но иностранные специалисты потом признались, что не добились бы лучшего результата. Комингс-площадка, предназначенная для стыковки спасательного глубоководного аппарата с подлодкой, не позволяла получить полную герметичность.

– После того как наши глубоководные аппараты не смогли «присосаться» к кормовому аварийно-спасательному люку девятого отсека, было принято решение о его вскрытии норвежскими и английскими глубоководными водолазами, которые 20 августа прибыли к месту гибели «Курска» на спасательном судне Seaway Eagle, – рассказывает Звягинцев.

Когда специалистам удалось разблокировать вентиль аварийно-спасательного люка (АСЛ), а потом с помощью специально изготовленных ключей открыть верхнюю крышку АСЛ, выяснилось, что шлюзовая камера пуста. Когда водолазы вскрыли внутренний люк в девятый отсек, то оказалось, что отсек полностью затоплен.

– Стало понятно, что в то время, когда наши глубоководные аппараты пытались состыковаться с АСЛ атомохода, никого из подводников в живых уже не было, – говорит Звягинцев.

Водолазам предстояло эвакуировать с подлодки тела погибших и секретную документацию, а также начать предварительную подготовку к операции по подъему атомохода на поверхность. Для тренировки они отправились на Северный флот, на аналогичную «Курску» атомную подводную лодку «Орел».

«После недели тренировок мы знали на ощупь каждый уголок атомохода».

– Прибыв на «Орел», группа водолазов начала досконально изучать внутреннее устройство лодки. В то время мы знали общую картину того, что произошло, но с точностью не могли предположить, что творится в отсеках. Знали только, что нас ждет полнейшая тьма. Поэтому, разбившись на группы, работали в отсеках с завязанными глазами.

Тренировались круглосуточно, отрабатывали все действия до автоматизма , чтобы в случае экстренной или аварийной ситуации действовать не раздумывая. После недели тренировок мы знали на ощупь каждый уголок атомохода , – вспоминает Андрей Звягинцев.

Наконец вся команда отправилась в норвежский город Берген. Оттуда путь к месту гибели «Курска» на самоходной полупогруженной платформе «Регалия» с пятиузловой скоростью занял девять дней. По дороге на платформу загружали дополнительное оборудование, а водолазы осваивали на круглосуточных тренировках глубоководный водолазный комплекс.

– «Регалия» нас, конечно, поразила. На платформе размером почти 100х100 м были размещены вертолетная площадка, два крана, глубоководные комплексы длительного пребывания. Водоизмещение у нее было 19 тыс. тонн, осадка – 20 м, каждая из шести опор была снабжена собственным винтом. Когда узнали, что платформу обслуживает экипаж из 40 человек, стала понятна степень ее автоматизации, – добавляет он.

К началу операции на платформе собралось порядка 130 человек. Российским водолазным специалистам предстояло работать с коллегами из норвежской фирмы Halliburton, где были собраны лучшие водолазы-глубоководники из Америки, Великобритании, Норвегии, ЮАР.

– Иностранцы стали с гордостью показывать нам свое снаряжение: смотрите, мол, какой у нас шлем из прочного стеклопластика «Суперлайт 17Б». Мы в ответ: «Да, знаем, у нас шлемы "Суперлайт 27" (кроме отечественного, 328-й отряд имел на вооружении и лучшие образцы импортного снаряжения).

И тут они прикусили языки. Потом удивлялись: «Как так? У нас коммерческая организация, а таких шлемов нет». Мы получили современные образцы водолазного снаряжения благодаря основателю отряда начальнику Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ВМФ контр-адмиралу Геннадию Веричу, – рассказывает Андрей Николаевич.

328-й аварийно-спасательный отряд, сформированный в 1992 году, был на особом счету. Кроме выполнения сложных аварийно-спасательных работ, мы обеспечивали полеты космических объектов, снимали с мели корабли, поднимали со дна упавшие в море вертолеты, эвакуировали погибших.

Другое дело, что к тому времени на флотах практически не осталось судов-спасателей, носителей водолазного снаряжения. Если к началу перестройки у нас было в общей сложности 23 «спасателя», то к 2000 году осталось лишь одно такое судно на Черноморском флоте. Поэтому мы в то время тренировались, ходили на средние глубины, в барокамерах, и таким образом нарабатывали опыт.

«Увидели подводную лодку – и холодом душу охватило».

Во время операции на «Курске» первоначально планировалось проникнуть в девятый отсек через спасательный люк.

– На поверхности «Регалии» мы смоделировали люк, сделали вырез, и я по решению командования прошел туда и обратно в полном снаряжении. А надо заметить, что за каждым из нас тянулась кабель-шланговая связка. Через шланги подавались горячая вода для обогрева костюма и гелиокислородная смесь.

Был еще кабель связи, телевизионный кабель… В связи с наличием выступающих частей в люке и вероятности зацепа от этого варианта пришлось отказаться, – вспоминает Андрей Звягинцев.

Норвежские водолазы вырезали в корпусе подлодки технологические окна сначала в восьмом отсеке, а потом в третьем и четвертом. И Андрей Звягинцев с Сергеем Шумыгиным спустились к «Курску».

– Увидели лодку – и сразу холодом душу охватило, – признается Андрей Николаевич. – Когда мы были на «Орле», это была живая подводная лодка. А на дне Баренцева моря лежал безжизненный атомный крейсер, некогда гордость Российского флота. Эта боль была как выстрел, в следующую же секунду я включился в работу.

Вопреки всем нормам безопасности, принятым у норвежских водолазов, россияне решили связать скотчем все шланги и кабели в один жгут.

– Когда мы еще на поверхности отрабатывали задачи, пришли к выводу, что все эти шесть шлангов обязательно приведут к зацепу, поэтому и решили их связать, – объясняет Андрей Звягинцев.

– Нашей задачей было с наименьшими потерями доставлять найденные предметы и объекты на поверхность. На шлеме у нас были установлены светильник и телекамера. Когда мы заходили в отсек, сначала все обследовали камерой. Изображение транслировалось на дисплеи, и командир спуска видел ту же картинку, что и мы.

И если представителю Центрального конструкторского бюро морской техники «Рубин» или правоохранительным органам было что-то непонятно, мы повторно наводили фокус на определенные приборы и агрегаты.

Большое внимание уделялось замеру радиационного фона. Впрочем, он был в норме. Обследовав восьмой отсек, водолазы не обнаружили ни одного тела. Согласно боевому расписанию всех выживших должен был принять девятый отсек-убежище.

– В девятый отсек мы попали через переборочный люк. Хотя у нас были опасения, что мы не сможем открыть дверь. По всем законам борьбы за живучесть на подводных лодках , когда закрываешь кремальерный замок, где есть зубчики, чтобы его с другой стороны не открыли, нередко клали болт. Замок тогда уже невозможно провернуть.

Ребята могли положить там болт. Но его не оказалось, кремальера открылась. В отсеке мы заметили следы пожара, были видны обгоревшие стены и проводка. Всюду была сажа во взвешенном состоянии. Наши друзья-иностранцы были в ужасе, когда мы выходили из колокола в санитарно-бытовой отсек, – добавляет он.

Работа не прекращалась ни на минуту.

– Непосредственно внутри корпуса подлодки работали три команды водолазов. Смена длилась по шесть часов. Мы выходили, приводили себя и снаряжение в порядок, немного отдыхали и дальше с руководством через видеоконференцию проводили разбор проделанной работы.

Хочу отдать должное руководителю водолазных спусков контр-адмиралу Геннадию Веричу, командирам спусков – капитану 1-го ранга Василию Величко, Алексею Пехову, Анатолию Храмову, Владимиру Терещенко, которые дежурили около пульта на посту управления подводными работами по 12 часов в сутки , сменяя друг друга.

А также великолепным врачам-физиологам – полковникам медицинской службы Анатолию Дмитруку, Сергею Никонову, Степану Скотцу, которые неустанно следили за нашим здоровьем. И конечно же, капитану 1-го ранга Василию Беху, отвечавшему за все технические вопросы, связанные с водолазными работами, – продолжает рассказ Звягинцев.

Все время вне работы водолазы находились на «Регалии» в декомпрессионной камере под тем же давлением, что и на глубине 108 м. Как говорят сами водолазы, в режиме полного насыщения.

– В барокамере, в одном отсеке, где мы жили, находились три двухъярусные кровати, складной стол, две скамьи и телевизор, в другом – умывальник, душ и гальюн. Еду нам подавали через специальные шлюзы. Кормили очень хорошо, рацион составляла норвежская компания, с которой мы работали, – говорит Звягинцев.

Пришлось водолазам привыкать и к необычно высокому тембру голоса коллег, так как дышать приходилось в барокамере не воздухом, а гелиокислородной смесью. На глубину, к «Курску» и обратно, водолазов доставлял колокол, оснащенный всеми системами жизнеобеспечения, который двигался в специальной шахте погружения.

Работа на «Курске» не прекращалась ни на минуту. Обследуя девятый отсек, мичман Сергей Шмыгин нашел тело командира турбинной группы дивизиона движения Дмитрия Колесникова.

– В кармане у капитан-лейтенанта была найдена записка, в которой он указал фамилии 23 моряков, находившихся в девятом отсеке. Мы поняли, что, сделав все возможное, оставшиеся в живых моряки перешли в отсек-убежище. Это сообщение помогло нам существенно сузить поиски.

– Сложно было в психологическом плане спускаться в отсеки, «Курск» ведь стал братской могилой, где осталось лежать 118 человек?

– На «Курске» находились мои однокашники, с которыми мы вместе учились в Высшем военно-морском инженерном училище имени Дзержинского в Ленинграде. До погружений я принципиально не изучал поименно состав подлодки. Работа с телами погибших у нас была не первой. Хотя, наверное, привыкнуть к этому совсем невозможно.

Водолазы на «Курске» обнаружили в девятом отсеке 13 погибших моряков-подводников. Тела поднимали на поверхность в специальном контейнере.

– Эвакуировать остальных погибших подводников нам мешали перегородки. Из-за угрозы жизни нам запретили дальнейшую работу в девятом отсеке.

– Подводники предпринимали попытки выйти на поверхность через спасательный люк?

– Я в этом плане согласен с заключением прокуратуры. Попытки эвакуации ребятами не предпринимались. Насколько быстро там развивались события, остается только догадываться, потому что мероприятия, связанные с подготовкой к возможной эвакуации, проведены не были. Мне сдается, что они просто не успели это сделать.

Врачи потом установили, что смерть подводников наступила 12 августа между 19 и 22 часами. По результатам исследований, которые провели специалисты 111-го Центра судебно-медицинских и криминалистических экспертиз МО РФ, моряки в девятом отсеке погибли от отравления угарным газом.

Никаких сигналов они не подавали. Когда спасатели прибыли на место гибели подлодки, моряки уже были мертвы. Кроме эвакуации тел погибших, перед водолазами были поставлены и другие задачи. Они также поднимали мешки с секретными документами.

Водолазы проработали на «Курске» 22 дня. Первый этап операции был завершен. На следующий год было принято решение поднять атомный подводный ракетоносный крейсер.

«Как очутился в колоколе – не помню».

– Нам не дали расслабиться, мы тут же приступили к изучению новых технологий, оборудования, которое нам предстояло устанавливать на подлодке для прорезки технологических отверстий, куда планировалось завести зацепы с выдвижными лапами, – вспоминает Андрей Звягинцев.

Летом 2001 года чуть измененной командой российские водолазы (в отряд вошли мичман Игорь Шикальников и Борис Марков) прибыли на объект. Работали уже с норвежского судна «Майя». А 4 августа произошла нештатная ситуация.

– Моим напарником был Борис Марков – парень со стальным стержнем внутри. Мы приступили к выполнению задания, время поджимало, надвигались шторма. Я работал в одном конце лодки, Боря в другом, были с ним на связи, и вдруг мой напарник замолчал…

Я вышел из отсека, по шлангам отследил, где Борис может находиться. Обнаружил, что он завален, прижат оборудованием, находится в бессознательном состоянии вверх ногами.

Действовать надо было быстро, освободил напарника и доставил его в колокол, где всегда остается страхующий со специальным оборудованием и снаряжением. Он также отслеживает подачу света, аварийного дыхания и теплой воды в костюмы работающих водолазов, – говорит Андрей Николаевич.

– В одном из отсеков, где хранились баллоны с азотом, мне нужно было очень аккуратно с помощью сварки обрезать трубопровод, чтобы не задеть эти баллоны. Работал в стесненных условиях, вися вниз головой. Там скопился кислород, в воде во взвешенном состоянии находилось масло – и от искры произошел объемный взрыв.

У меня была разгерметизирована маска, разрушен регулятор дыхательной смеси. Сработал дальше чисто на автоматизме , дал максимум воздуха в подмасочное пространство, доложил о повреждении и приступил к эвакуации в колокол.

Прошел по корпусу подводной лодки 20 м и примерно столько же к колоколу, который находился над лодкой. На руках по шлангам пополз вверх. Как забрался на платформу, еще помню, а вот как очутился в колоколе – уже нет.

Очнулся я по пояс раздетый. Британец Фил, который страховал нас в колоколе, дал глотнуть мне свежей дыхательной смеси и привел в чувство. Все, начиная от руководства, иностранных специалистов и заканчивая Филом, запрещали мне возвращаться в отсек.

Но я попросил смену оборудования, Фил сменил мне шлем, и я снова погрузился, потому что надо было отключить оборудование, прикрыть кислород, оставленный на месте взрыва, так как это могло привести к новому взрыву, – вспоминает Звягинцев.

«Пока дышу – надеюсь».

Российских водолазов иностранные специалисты называли не иначе как crazy russians.

– Во время второй операции мы превысили с Борисом норматив максимально возможного времени пребывания под водой, потому что надо было закончить то, что начали. Иностранцы, конечно, ругались, были постоянно в конфликте с нашим руководством.

Колокол по запасам внутреннего обеспечения дыхательной смесью рассчитан на шесть часов работы, через это время он должен уже пристыковаться к барокамере. А мы работали и по 6:20, и по 6:40, и даже по семь часов.

Иностранный специалист, ответственный за технику безопасности, кричал: «Уберите этих крейзи!». Мы не возвращались, они, соответственно, не могли без нас поднять колокол. Фил сначала тоже возмущался, но потом понял, с кем имеет дело, и уже молчал, – объясняет он.

Все подготовительные работы были выполнены в срок. При подъеме «Курска» были применены технические новинки и уникальная технология.

– Мы находились еще в барокамере, у нас заканчивался период декомпрессии, когда начали пробовать раскачивать подводную лодку, мы все это видели на мониторах. Когда «Курск» стали поднимать, я был уже штабе. Мы следили за подъемом на шести экранах.

– Проведенные 870 часов на глубине 108 м не сказались на здоровье?

– Как в первую, так и во вторую операцию я потерял восемь килограммов веса. Впоследствии узнал, что во время взрыва на глубине у меня были повреждены внутренние органы. Все же хоть и легкая, но была баротравма легких , это потом показали рентгеновские снимки. Образовались спайки. Но я вернулся в строй. Недаром девиз подводников «Пока дышу – надеюсь».


Top