Изобилующие и недостаточные глаголы в русском языке. Двигается или движется? Избыточные глаголы

В данной статье представлена информация о недостаточных глаголах. Интерес представляют разные взгляды на возможность употребления форм 1-го лица единственного числа глаголов настоящего и простого будущего времени.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НЕДОСТАТОЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ

Недостаточные глаголы представляют большую проблему как устной, так письменной речи. Наиболее проблемные из них те, которые не имеют форм первого лица единственного числа настоящего и будущего простого времени. Сюда относятся, например, глаголы УБЕДИТЬ, ДЕРЗИТЬ, ОЧУТИТЬСЯ, ЧУДИТЬ и некоторые другие. Форма 1 лица от таких глаголов не употребляется.

Такую точку зрения излагает А.Ф. Дружинина в своей статье «О недостаточных глаголах». Её поддерживает Розенталь в книге Практическая стилистика» и авторы «Практической стилистики» / т.1, М.1980/: «… такие глаголы, как ПОБЕДИТЬ, УБЕДИТЬ, ОЧУТИТЬСЯ, ОЩУТИТЬ, ЧУДИТЬ и другие с основами на чередующиеся согласные, образовали бы в 1 лице формы с необычными для нашего слуха и непривычными сочетаниями звуков. Формы «побежу», «убежу», «чужу» и другие не употребляются потому, что возможное в этих случаях чередование Д-Ж не подкрепляется аналогичным сочетанием в родственных (однокоренных) глаголах или других формах тех же глаголов /необычной представляется имеющаяся у Достоевского форма «очучиваюсь» (несовершенный вид от ОЧУТИТЬСЯ), а также» обессмерчиваю» - у Даля (несовершенный вид от ОБЕССМЕРТИТЬ).

Если необходимо употребить названные глаголы в 1-м лице, используют описательную ФОРМУ:

СУМЕЮ /ДОЛЖЕН/ ПОБЕДИТЬ

ХОЧУ /СТРЕМЛЮСЬ/ ОЧУТИТЬСЯ

МОГУ /НАДЕЮСЬ/ УЕДИТЬ

ХОЧУ /ПОПЫТАЮСЬ/ ОЩУТИТЬ

НЕ БУДУ ЧУДИТЬ

Следует избегать такие употребление форм первого лица единственного числа от глаголов ЗАТМИТЬ, СТОНАТЬ »

Однако авторы словаря-справочника «Грамматическая правильность русского языка. Опыты частотно-стилистического словаря вариантов»/М., 1976/: Граудина, Ицкович, Катлинская придерживаются другого мнения, они признают наличие форм первого лица у глаголов ПОБЕДИТЬ, УБЕДИТЬ, ПЕРЕУБЕДИТЬ :

«Ещё в начале 20 века в стилистической грамматике В.И. Чарнышева признавались нормативными для первого лица единственного лица настоящего времени две вариантные формы/русская и славянская/ у глаголов, имеющих в корне ЖД:

ПОБЕЖДАТЬ/ПОБЕДИТЬ/-

УБЕЖДАТЬ-УБЕЖУ,

УБЕЖДУ,

ПРЕГРАЖДАТЬ - ПРЕГРАЖДУ, ПРЕГРАЖУ,

ПРЕДУПРЕЖДАТЬ - ПРЕДУПРЕЖУ,

ПРЕДУПРЕЖДУ И ДРУГИЕ.

В современном литературном языке закрепились русские формы с Ж, которые теперь признаются единственной нормой для всей этой группы:

ВЫНУДИТЬ - ВЫНУЖУ,

ПРИНУДИТЬ - ПРИНУЖУ,

ЗАГРАДИТЬ - ЗАГРАЖУ

УТВЕРДИТЬ - УТВЕРЖУ,

ВОЗБУДИТЬ - ВОЗБУЖУ,

УЧРЕДИТЬ - УЧРЕЖУ и т.д.

Глаголы ПОБЕДИТЬ, УБЕДИТЬ (ся), ПЕРЕУБЕДИТЬ могут иметь формы 1 лица по той же модели : ПОБЕЖУ, УБЕЖУ (сь), ПЕРЕУБЕЖУ.

В шутливой разговорной речи можно встретить варианты УБЕДЮ, ПОБЕДЮ, которые нельзя считать литературными:

Лучше дал бы мне пива бадью,

А принцессу мне и даром не надо,

Чуду-Юду я и так победю.

/В. Высоцкий/

Школьная программа не уделяет большого внимания недостаточным глаголам, однако придерживается мнения, что формы первого лица единственного числа глаголы

ПОБЕДИТЬ/ УБЕДИТЬ/ ПЕРЕУБЕДИТЬ и т.п. не имеют

В заключении можно сказать, что вопрос о недостаточных глаголах остается актуальным и в наши дни. Одно то, что существуют разные точки зрения по поводу существования форм первого лица единственного числа в настоящем и будущем простом времени свидетельствует об этом. Очевидно, со временем эти формы глагола станут нормативными. Не исключено, что и некоторые другие недостаточные глаголы пойдут по тому же эволюционному пути. Следовательно, мы можем говорить о стремлении к уменьшению количества недостаточных глаголов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка посвящена Ленинск - Кузнецкому району, Кемеровской области. Будет интересна учителям, воспитателям проживающим в данной местности, но и может служить основой для создания своей...

Использование информационных технологий на уроках географии при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью

Работа посвящена проблеме внедрения компьютерных технологий в обучение умственно отсталых школьников на уроках географии. Содержит примеры использования мультимедийных продуктов при формировании позна...

Некоторые глаголы имеют двойные формы для выражения значения одного и того же лица: машет - махает, кудахчет - кудахтает, каплет - капает, связует - связывает, движет - двигает и т.д. Параллельные формы возникают, как уже говорилось выше, под воздействием глаголов продуктивных классов. Так, например, глаголы на ать, основа настоящего времени которых оканчивается на -aj- (т.е. глаголы 1-го класса): играть - играю, думать - думаю, считать - считаю, подчиняют себе многие другие глаголы на -ать: махать, метать и т.д. В результате появляются вариантные формы: машет - махает, мечет - метает и т.д.

Между возникшими вариантами, как правило, наблюдаются различия: а) стилистические; б) смысловые. Так, например, в паре махает - машет первая форма является разговорной, а вторая нейтральной; в паре хлестает - хлещет первая форма просторечная, а вторая - нейтральная; в паре двигается - движется первый вариант нейтральный, а второй умеренно-книжный. Формы метает - мечет равноправны стилистически, но различаются в смысловом отношении: "Спортсмен метает копье", но: "Рыба мечет икру".

Варианты в паре связывает - связует различаются сразу двумя свойствами. Форма связывает имеет несколько значений. Можно связывать концы двух веревок; о дружбе можно сказать, что она связывает (континенты), можно связывать кого-либо каким-нибудь обещанием и т.д. А форму связует можно употребить только в одном значении - "соединять, устанавливать связь, общение, близость, общность между кем-(чем-)нибудь": "Дружба связует континенты". Вместе с тем эти две формы различаются и стилистически: связывает - нейтральное, а устаревшее книжное связует придает речи оттенок патетичности.

Некоторые глаголы, наоборот, не имеют всех из возможных шести личных форм. Эти глаголы называют недостаточными. Так, нельзя образовать формы 1-го лица ед. числа от глаголов победить, убедить, галдеть, затмить и т.п.; нет форм 1, 2 и 3-го лица ед. числа у глаголов сбежаться, толпиться; не имеют форм 1-го и 2-го лица глаголы щениться, нестись, ржаветь.

Отсутствие отдельных личных форм может быть обусловлено:

1) традиционным представлением о неблагозвучности произношения: убедить, победить, галдеть, шелестеть, исколесить, голосить, затмить, простереть и др.;

2) лексическим значением глагола. Так, значение глаголов толпиться, скопиться и т.п. связано с представлением о множестве участников и исключает возможность употребления глаголов в единственном числе. Глаголы, которые обозначают процессы, происходящие в природе: осыпаться, сквозить, светать, гаснуть и т.д., или глаголы, называющие действия животных: нестись (о птицах), щениться, жеребиться и т.д., не употребляются в 1-м и 2-м лице. Однако при употреблении подобных глаголов в переносном значении эти формы легко появляются: "Я таю, жертва злой отравы" (П.); "Что это у вас яйца наполовину битые?"- "Почем я знаю! - весело отозвалась продавщица. - Я ведь сама не несусь" (газ.).

Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык.- М, 1997г.

Морфологическая категория лица – это система противопоставленных друг другу рядов форм, выражающих отнесенность или неотнесенность действия к участникам речевого акта. Формы лица выражают отнесенность действия к говорящему (формы 1 лица), к собеседнику (формы 2 лица) или к лицу, которое не является ни говорящим, ни собеседником, а также к неодушевленному предмету (формы 3 лица).

Соответственно в глаголе выделяются значения собственно-личные (это значения 1 и 2 л.) и значение предметно-личное (это значение 3 л.). Формы 1 и 2 л. как выражающие отнесенность действия к участникам речевого акта противопоставлены формам 3 л. как не выражающим такой отнесенности. С этой характеристикой форм 3 л. связана и их способность выражать действие, не отнесенное ни к лицу, ни к предмету (см. § 1520).

Категория лица тесно связана с другими категориями глагола: наклонения, времени и числа. В изъявит. накл. формальное выражение наст. и буд. (простого и сложного) вр. связано с личными формами. Показателем значения 1, 2 или 3 л. служит флексия, одновременно имеющая значение ед. или мн. ч. Повелит. накл. характеризуется системой личных форм, по своей организации отличающейся от системы личных форм изъявит. накл. Сослагат. накл. и прош. вр. изъявит. накл. по отношению к морфологической категории лица характеризуется отрицательно: в этих формах представлены различия не по лицам, а по родам (в ед. ч.).

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 36. Категория лица глаголов. Изобилующие и недостаточные глаголы. Безличные глаголы. Употребление личных и безличных форм глаголов.:

  1. 30. содержание и средства выражения категории лица глаголов. Способы выражения лица у глаголов настоящего и прошедшего времени. Особенности употребления личных форм глагола, их роль в создании значений обобщенности и неопределенности.
  2. 31. На основании каких признаков можно выделять безличные глаголы? Классификация безличных глаголов.
  3. 16. Глагол как часть речи; особенности морфемной структуры и словоизменения глагола. Система лексико-грамматических разрядов и морфологических категорий глагола. Глагол.
  4. 26. Глагол как часть речи, категории и формы глагола. Условия и приемы изучения глагола в начальной школе. Организация внеклассной воспитательной работы. Учитель как субъект педагогической деятельности.
  5. 37. Категория вида глагола. Образование видовых пар. Одновидовые и двувидовые глаголы. Использование глаголов разных видов Понятие о категории вида
  6. 21. место глагола в системе частей речи сря. Особенности глагола как части речи. Объем глагольной лексемы. Однозначно ли оценивают исследователи парадигму русского глагола?

Обилие значений, которые могут быть переданы глагольным словом, делает эту часть речи универсальным организующим элементом предложения и текста. Активные действия (бить, мыть), состояние (гордиться, горевать), качество (пахнуть, горчить, искриться), местоположение (находиться, пребывать), разного рода отношения (зависеть, чередовать) - все эти значения могут передавать глаголы русского языка. Глагольные предложения характеризуют прежде всего повествовательный текст, подчеркивая его динамичность тем ярче, чем чаще они встречаются и чем ближе стоят друг к другу.

Глагол ориентирует высказывание на речевую ситуацию: Я говорил правду (действие отнесено говорящим к периоду до момента речи); Я буду говорить правду (после момента речи) ; Я говорю правд (совпадает с моментом речи)

Другим ориентиром является отношение содержания высказывания к реальности. Первое характеризует действие и ситуацию в целом как имеющие место в реальности, значения двух других наклонений - как нереальные. Ср.: Я часто хожу в театр. Я ходил бы в театр, если бы имел больше свободного времени. Ходи в театр почаще! Если в первом высказывании выражается реальная ситуация, то два последних отражают возможную и желательную ситуацию.

Важным является то, как соотносится субъект действия (лицо или предмет, выполняющий действие) с характером и степенью его участия в речевой ситуации. Категория лица глагола - одна из центральных категорий русского глагола. Если глагол стоит в форме 1-го лица, то субъект высказывания совпадает с говорящим: Я пою (я - субъект); Мы знаем (субъект - мы). Если глагол стоит в форме 2-го лица, как субъект высказывания выступает адресат, тот, к кому обращаются: Придёшь сегодня в гости? Если вы следите за политическими новостями, значит, читаете газеты, смотрите телевизор. 3-е лицо глагола показывает, что субъект действия не участвует в текущей речевой ситуации.

Немалые трудности представляет выбор правильной личной формы глагола. Слушатель сразу же замечает, если собеседник использует неправильную форму. Например: Завтра я обязательно *победю 1 , то есть *побежду; Ты не бойся, я тебя *защитю. Но когда говорящий оказывается перед выбором, то ситуация совсем не кажется такой смешной. Научиться правильно употреблять личные формы русских глаголов, понимать и использовать различие смысловых оттенков дублетных форм - одна из задач человека, владеющего культурой родного языка.

В процессе создания оригинальных речевых произведений говорящие часто испытывают затруднения. Трудности в употреблении глагольных форм могут возникать по разным причинам. Самая распространенная ошибка при образовании глагольных форм связана с отсутствием у некоторых глаголов форм 1-го и/или 2-го лица. Не имеют форм 1-го лица единственного числа глаголы: затмить, победить, убедить, убедиться и некоторые другие. Кроме того, безличные глаголы, т.е. глаголы, не способные обозначать действие субъекта (дождить, вечереть, рассветать и т.п.), не образуют личных форм (прежде всего форм 1-го лица). Возможна и обратная ситуация, когда речевые неудачи случаются из-за наличия у глагола двух и более форм с одним значением. Так, глагол страдать имеет параллельные формы настоящего времени - страдает и страждет, глагол внимать - внимает и внемлет. Употребление таких форм обусловлено речевой ситуацией, специфичностью значения каждой формы и жанрово-стилистическими особенностями речи.



Другого рода ошибки говорящие допускают, если не учитывают особенностей образования неспрягаемых форм - причастий и деепричастий. Следует учитывать многообразие причастных форм в современном русском языке и соотнесённость вида и времени в формах глагола и причастия. Ср.: Приезжающие гости хотели осмотреть достопримечательности города / Приехавшие гости хотели осмотреть достопримечательности города.

Владеющему русским языком как родным не всегда просто определить смысловые оттенки, содержащиеся в глаголах совершенного и несовершенного вида. Видовые различия существенны для выражения временных, количественных и результативных значений, проявляющихся "внутри" глагольного

слова. Знание, понимание и ощущение специфики глагола определяет уровень культуры говорящего.


9. В диалоге:

– Надеюсь, ты победишь в себе страх перед темнотой?

– Конечно, побе... !

Не подходит ни «победю», ни «побежу», ни «побежду». Есть так называемые недостаточные глаголы, не имеющие отдельных личных форм, чаще всего формы 1-го лица. К ним относятся или

(1) глаголы, обозначающие действия, которые не могут быть отнесены к говорящему лицу или его собеседнику (отпочковаться, горчить, ржаветь, отняться, заключаться, доиться, телиться) – таких глаголов в русском языке свыше полутора тысяч;

(2) глаголы, не имеющие формы 1-го лица ед. ч. по причинам фонетическим, вследствие появления непривычных звуковых сочетаний (например: затмить , ощутить, очутиться, дудеть, ерундить, убедить, чудить). Ко второй группе относится и глагол победить.

(3) В отдельных случаях соответствующие формы отсутствуют из-за фонетического совпаденияс формами других глаголов, встречающихся в более частом употреблении. Так, глаголы бузить, дерзить, тузить образуют теоретически возможных форм «бужу», «держу», «тужу», потому что последние уже существуют от глаголов будить, держать, тужить.

Если необходимо употребить эти глаголы в форме 1 лица, используется описательная форма: сумею победить, хочу убедить, могу очутиться, попытаюсь ощутить и т. п.

Кроме недостаточных глаголов, есть так называемые изобилующие глаголы, имеющие двоякие личные формы.

– Каждое утро полощи рот.

– Я и полоскаю.

В обеих репликах употреблен один и тот же глагол полоскать, но образованные от него формы различаются стилистической окраской: формы полощу, полощи – книжные, формы полоскаю, полоскай – разговорные. Двоякие формы встречаются у ряда глаголов: колышет – колыхает, кудахчет – кудахтает, машет – махает, плещет – плескает, рыщет – рыскает и др. (в каждой паре на первом месте стоит книжная форма, на втором – разговорная). Ср.: Идет седая чародейка, косматыммашет рукавом (Г. Р. Державин). Лошадь махает хвостом (M. E. Салтыков-Щедрин).

Некоторые параллельные формы различаются не стилистическими, а оттенками значения. Так, форма двигает (от глагола двигать) имеет значение «перемещает, толкая или таща что-либо» (двигает стол к окну),

формадвижет означает «приводить в движение» и переносно «побуждает, руководит» (пружина движет часовой механизм; ими движет чувство сострадания).

Ср.: С трудом двигаются усталые лошади (В. Г. Короленко). – Им движет чувство сострадания.

Форма капает имеет значение «падает каплями, льет по капле» (пот капает со лба, сестра капает лекарство), а форма каплет означает «протекает» (крыша каплет).

При употреблении глагола может возникнуть речевая ошибка из-за возможности двоякого толкования форм на -ся : Сюда собираются дети; Птенцы выкармливаются насекомыми; В помощь охотнику в сани впрягается собака .

10. Выберите правильные варианты.

1. Займите мне денег / Дайте мне денег взаймы / Одолжите мне денег . 2. Я одолжу у него денег / Я возьму в долг / Я займу у него денег . 3. Машина встала посреди дороги / Машина стала посреди дороги.

11. Исправьте речевые ошибки.

1. Едьте (поезжайте ) быстрее – я тороплюсь на поезд. 2. Я вас не уполномачивал (уполномочивал ) делать такое заявление. 3. Мне такая жизнь скоро опостылет (опостылеет ). 4. Она одела (надела ) пальто. 5. Ученик, напишущий изложение без единой ошибки, получит высокую оценку. 6. Каждый, пожелавший бы выступить на совещании, получит сло­во. 7. Фрукты нового урожая, отправляющиеся с юга, поступают уже в промышленные центры страны. 8. Ученики проходили практику в одном из цехов завода, который недавно был реорганизован.


Top