Начинается свастика в исполнении александра кутикова. Александр Викторович Кутиков: биография


Родился 13 апреля 1952 года в Малом Пионерском переулке на Патриарших прудах в самом центре Москвы.
Отец – Петухов Виктор Иванович, футболист, играл за Крылья советов и за московский Спартак.
Мать – Софья Наумовна Кутикова, певица в цыганском ансамбле под управлением Кемалова.
Женат. Супруга – Екатерина Бганцева, дочь – Екатерина Кутикова.
Играл в группах «Високосное лето», «Машина Времени». В 1989 году выпустил сольный альбом «Танцы на крыше». С 1991 года – президент студии «Синтез Рекордс», выпускающей практически все диски группы «Машина Времени» и далеко не только. Хобби: горы, горные лыжи.

Любимая музыка: Beatles, Rolling Stones, Doors, Led Zeppelin, Pink Floyd, T.Rex, Kinks, Slade, Chicago, Creedence, Supertramp, Tower of Power, Police, Ray Charles, Stevie Ray, Vaughan Keb" Mo, Joe Cocker, David Bowie.
Борис Гребенщиков, Юрий Шевчук, Наутилус Помпилиус.

Любимые кинофильмы: «All that jazz», «Индиана Джонс», «Близкие контакты», «Однажды в Америке», «Репетиция оркестра», «Джульета и духи», «Тот самый Мюнхгаузен», «Солярис», «Андрей Рублёв».

Любимые книги: «Мастер и Маргарита», «Игра в бисер», «Паломничество в страну Востока», «Сто лет одиночества», «И объяли меня воды до души моей», «Осень патриарха», «Когда хочется плакать, не плачу».

Сам о себе:
На Патриарших прудах

Детство мое прошло на Патриарших прудах. Место это замечательное, обладающее особой магией, особой энергетикой. Не зря Булгаков поместил сюда все основные события, что происходили в «Мастере и Маргарите». Тут и Арбат близко, и все самые замечательные, с моей точки зрения, «московские» места в Москве.

В детстве, в отличие от друзей, мечтавших стать пожарниками и космонавтами, я мечтал стать следователем и всех поражал этим. Мне нравилось, что есть такие люди (так я в детстве представлял себе следователей) – очень спокойные, очень серьезные, очень умные и абсолютно бесстрашные. Жеглова на экране тогда еще не было, но класса до четвертого я думал, что буду следователем или юристом. Потом я вдруг неожиданно для себя захотел стать летчиком, даже, попытался, классе в седьмом, записаться в Аэроклуб в ДОСААФ, но мне не хватало возраста, летчиком я не стал. Слава Богу.

Мама была очень интересным, непосредственным и темпераментным человеком. Все, кто знал ее в расцвете сил, называли, по меньшей мере, "ураганом". Она долгое время работала в цыганском ансамбле под управлением Кемалова – одном из лучших, гастрольных, коллективов послевоенного времени. Мама красиво пела и хорошо танцевала.

В шесть лет я спел первую песню: «Я с тоской ловил взор твой ясный, песню пел, грустя и любя, но ответа ждал напрасно, был другой дорогим для тебя»:) Это была песня из кинофильма «Песня о первой любви», в то время очень известная и популярная. Я поразил всех в семье: вдруг шестилетний ребенок встает и поет песню:)), да еще какую – про любовь, и не какую-то детскую. Видимо, как-то с этого момента все и закрутилось.

Несмотря на небольшой рост и легкий вес, у меня был очень тяжелый удар. И об этом люди догадывались только тогда, когда получали правый встречный через руку. Люди до 100 килограмм весом падали "замертво". Годам к 16 я уже неплохо представлял себе, что такое жизнь, и решил, что этот путь не для меня. Несмотря на блестящие перспективы в дворовом мире, я из него абсолютно сознательно вышел и договорился со своими бывшими "братанами", что я теперь только настраиваю гитары, но в драках не участвую.

Хотя мое музыкальное образование нельзя считать законченным, практика у меня была большая. Решающую роль сыграла песня "Битлз" "Norwegian Wood". Нам было лет по 14 и мой приятель Гена по кличке "Битл", пригласил меня домой и на магнитофоне старшего брата поставил "битлов". Тогда их музыка показалась мне очень странной: советская эстрада в то время сильно отличалась от того, что играли "Битлз", равно, как и классика, которую я играл на трубе. Но, когда зазвучала песня "Norwegian Wood", во мне что-то переключилось, как тумблер: "щелк" и я понял: всё, с этого дня моя жизнь будет другой. "Битлы" играли на гитарах, так что вопрос со сменой инструмента, был решен.

Сложные времена

Я хотел стать звукорежиссером, но, проучившись, год, понял, что дедушка хочет сделать из меня военного. Меня такая перспектива не прельщала: я был большим поклонником "Биттлз", лохматым и хотел играть музыку. Я сбежал из техникума и, как и многие беглецы из советской системы образования, окончил вечернюю школу.

Впоследствии только однажды у меня появилось желание получить высшее образование, я даже сдал документы на журфак МГУ, но вовремя понял, что мне это не нужно, бросил вступительные экзамены и уехал с "Машиной времени" играть на юг в международный лагерь "Буревестник". Один раз я попросил дедушку помочь мне устроиться на работу "по блату". Он сделал мне протекцию, и меня приняли на работу учеником звукооператора в цех трансляции и внестудийных записей ГДРЗ. Но поскольку мне очень хотелось стать звукооператором и я очень старался, то уже через три месяца меня допустили к самостоятельной работе, а через полгода, когда я сдал все необходимые экзамены, стал самым юным звукооператором, работавшим в цехе трансляций и внестудийной записи. Мне доверяли записывать Карела Готта, ВИА "Поющие гитары", Хелену Вондрачкову, и многих других исполнителей".

С «Машиной времени» я познакомился через Сергея Кавагое – он учился в одном классе с девушкой, в которую я был влюблен. Первая любовь – сумаcшедшая любовь. 8 марта 1971 года Сергей пригласил меня на концерт в Архитектурный институт – вот тогда, в первый раз, я услышал «Машину Времени». Мне очень понравилось. Я понял, что это единственная группа, в которой мне хотелось бы играть. Спустя некоторое время Сережа пригласил меня на репетицию. Мы сыграли «Yellow river» и еще массу каких-то песенок. Все прошло весело и замечательно...

Я был очарован обаянием Андрея, его талантом, отношением к жизни, фантастической подкупающей добротой. Я до сих пор считаю, что далеко не каждому талантливому человеку дано в 17 или 18 лет написать такую песню как "Ты или я", я уж не говорю о других песнях. Я очень полюбил Макара, мы много времени проводили вместе. В то время, когда он учился в Архитектурном институте, охранники Архитектурного института думали, что и я учусь в этом институте, потому что я проводил там почти все свое свободное время, даже сидел на лекциях. Приходя на рисунок, смотрел, как они рисуют, сидел на проектировании, наблюдал за тем, как они делают проекты, со мной, иногда, даже советовались, в общем, проходил заочный курс обучения в Архитектурном институте.
Осенью бас-гитариста «Машины» Мазая забрали в армию. К этому времени я уже знал большую часть репертуара. Первый концерт с моим участием в качестве официального музыканта группы состоялся 3 ноября 1971 года...

Случилось так: Кавагое провалил экзамены в институт и устроился на работу в Радиокомитет. Я уже был "солидным" человеком – звукооператором, а Сережа разносил пленки из фонотеки по редакциям – занимался работой, которая позволяла особенно не напрягаться и играть музыку, чем мы с ним и занимались в подсобном помещении вместо того, чтобы заниматься работой, за которую получали приличную зарплату. Я знал о существовании группы "Машины времени", слышал их на одном из вечеров в Архитектурном институте, мне они очень понравились. В "Машинах" был очень мощный дух: все было ужасно несовершенно, но была магическая энергетика и Макар, лохматый, похожий на Джимми Хендрикса с педалью вау-вау самозабвенно пел…

Прошло несколько лет и меня пригласили на работу в Тульскую филармонию. Тогда мне показалось, что я могу еще чему-то научиться на профессиональной сцене. Чисто интуитивно я это почувствовал и оказался абсолютно прав. Это была хорошая, но недолгая школа. Естественно, вернуться в «Машину» я уже не мог, мое место было занято Маргулисом. В то время существовала группа «Високосное лето», в нее я и пришел. Были произведены кое-какие изменения в составе, была сделана новая, очень интересная программа... И в 1977 году мы «обыграли» «Машину Времени», выступив удачней всех на Таллинском фестивале...

Мы не соревновались с "Машинистами" за первое место в Таллинне. Мы дружили несмотря на то, что играли в разных группах. Периодически собирались вместе, выпивали, решали жизненные вопросы и все время старались друг друга поддержать. Надо сказать, что в период 70х годов московское рок-н-ролльное подполье было очень дружным, никто никому не завидовал, все старались друг другу помочь, все друг у друга учились, поддерживали теплые отношения, договаривались о поднятии цен на концерты, создавали альянсы против администраторов, которые занимались подпольными концертами.

В 1971 году "Машины" получали за свой концерт 50-80 рублей как максимум, а в 1975 московские группы договорились, что меньше чем за 250 рублей мы даже нос из квартиры не покажем. Все, кто был в этом альянсе, выполняли "конвенцию", никто друг друга не контролировал. " МВ" подполье зарабатывали от 800 до 1000 рублей за концерт – больше чем артисты, работавшие по официальным ставкам Москонцерта. У нас были хорошие инструменты и аппарат. Мы вкладывали в аппаратуру все деньги, которые зарабатывали, и у нас аппаратура была лучше, чем у тех коллективов, которые работали на профессиональной сцене и ждали, когда им Министерство культуры купит оборудование.

У нас было много самодельной аппаратуры, изготовленной замечательными умельцами, которые творили чудеса и делали очень приличную аппаратуру почти из воздуха. Хотя границы были закрыты, и привозить "оттуда" что-либо было сложно, тем не менее, Андрюшкин папа привозил Макару усилители, гитары, шведские динамики, отец Сережки Кавагое, заказывал в Японии гитары и клавиши, усилители, микрофоны.

Когда мы приехали на фестиваль в Таллинн, выяснилось, что против двух московских команд Прибалтика выставила 12 групп. Прибалты считали, что на территории Советского Союза настоящий рок-н-ролл существует только у них, и там действительно были великолепные музыканты, как, например, группа "Magnetic Band" . "Високосное лето" должно было победить прибалтийские группы: наша задача состояла в том, чтобы не опустить знамя московского рок-н-ролла. Конечно, мы всех "размазали".

Хотя, если честно: я не помню, чтобы я готовился когда-нибудь к чему-нибудь так, как к этому фестивалю. На протяжении полугода мы репетировали программу три раза в неделю минимум по 4 часа, а по субботам с 11 утра до восьми-девяти вечера. Мы играли полуторачасовую программу с полной выкладкой, в костюмах, со светом, потом отдыхали, выясняли какие-то огрехи, и играли еще раз и так по три прогона всей программы за одну репетицию. В Таллинне мы вышли на сцену и уже на третьей песне организаторы фестиваля просто зажгли свет: Дворец спорта "стоял на ушах". К нам прибежали и потребовали закончить, но мы отыграли положенные 50 минут, и при полном свете зал просто бесновался.

Группа "Високосное лето" заняла первое место

Несмотря на то, что мы играли в разных группах, с Макаревичем мы дружили всегда. То есть «Машина Времени» для меня всегда оставалась чем-то родным, и сейчас это так же. Это не бизнес и не способ зарабатывания денег. Для меня «Машина» – часть моей души. Поэтому процесс воссоединения в 1979 году был, в общем-то, естественен...

Андрей в то время чувствовал себя неудовлетворенным тем, что происходило в группе... Прошел год, и группа развалилась, но удачно развалилась. Из двух групп было создано три, с моей точки зрения, замечательные группы. Это «Воскресение», новая «Машина времени», «Автограф», который был рожден на остатках, на пепелище «Високосного лета»:). Как раз в это время Андреем была написана «Свеча». Вот какое это было Время...

На студии в ГИТИСе у нас было очень интересно, своего рода, "афинская школа". На базе студии существовала комиссия при Академии наук СССР по комплексному изучению резервных возможностей человека. Все последователи альтернативных форм обучения, йоги, уфологи, маги приходили туда. Там было много интересных людей: за два года общения, с которыми я научился большему, чем за все предыдущие годы своей жизни, хотя, конечно, среди этих людей было очень много шарлатанов, аферистов и ненормальных.

Как-то раз кто-то из знакомых привел на студию Петра Подгородецкого, который только вернулся из армии и работал аккомпаниатором в эстрадно-цирковом училище – аккомпанировал молодым циркачам на уроках хореографии.

Это был абсолютно безголовый юноша, очень веселый, ни о чем не думающий, энергия выливалась из него цистернами. Он очень хорошо играл на инструменте, и поскольку записи в студии чередовались с вечеринками и посиделками, достаточно быстро Петя стал неотъемлeмой частью нашего студийного пространства.

Так получилось, что я дал настроение песни, которое позволило Макару написать слова: Петя играл в очередной раз на студии что-то лирическое. Вдруг я услышал интересную гармоническую последовательность и попросил его сыграть ее еще раз. Он сыграл еще, а у меня в голове уже звучала мелодия, я взял и спел ее от начала до конца и один из наших театральных приятелей тут же окрестил ее "сентиментальным чудовищем". Макар послушал мелодию и сказал: "Я на эту мелодию никогда слова не напишу, потому что это песня про любовь, а это не мой жанр". Я был готов к этому, и тут же сыграл рок-н-ролльный вариант, который потом и стал песней "Поворот". Макар пошел погулять на улицу Горького, зашел в кафе "Московское", взял 100 грамм коньячку и одновременно написал две песни: "Поворот" и "Ах, что за луна". Второй он гордился больше: Подгородецкий немного грассировал и Макаревич написал песню таким образом, что в первом куплете и припеве не было ни одной буквы "р".

Перемены к лучшему

В 1970-м году в цехе трансляций и внестудийной записи я был самым молодым звукооператором. И в возрате восемнадцати лет выезжал на трансляции и записи концертов с участием звезд. Я очень любил эту работу...

Спустя много лет, когда мы были в Америке, я понял, что я не просто звукорежиссер, а скорее саунд-продюссер. Бывает так – приносят какую-то фонограмму, и фонограмма плохая. Неожиданно в голове возникает музыкальный образ, и становится понятно, как может звучать только что прослушанный мною коллектив. Это проверено на первых записях «Воскресения», «Секрета», «Браво», «Лицея» и многих других, – это все мои работы. Самое сложное – определить саунд коллектива. Потом он с этим звуком будет жить дальше, и либо его примут зрители, либо не примут. От моей работы во многом зависит жизнь коллектива...

Я очень люблю «Машину времени», люблю людей, которые там играли и играют. Был момент, когда я подумал, не сделать ли мне параллельный проект? Записал сольный альбом, он занял в хит-параде «Московского Комсомольца» пятое место, а «Машина Времени» с альбомом того же года заняла седьмое. С одной стороны, я должен был радоваться, а с другой стороны, мне стало обидно за «Машину». Я оставил все мысли о создании своей группы. Я не мог представить себе людей, с которыми я бы чувствовал себя в жизни и в музыке так же хорошо, как с «машинистами»...

За тридцать с лишним лет в «Машине Времени» произошло столько перемен и переиграло столько музыкантов, что сейчас сложно сосчитать всех... да и не надо, наверное... Мне кажется, главное – верить в то, что эти перемены всегда ведут к чему-то лучшему... Так было вчера, так есть сегодня и, я надеюсь, – так будет завтра:) Мы научились друг другу прощать недостатки, если они не влияют на нашу жизнь. Если это просто недостатки, связанные с настроением, с ситуацией, то не обращаешь внимания, и все. На завтра изменится настроение, изменится ситуация, и человек будет прежним. Ничего страшного, такие мелочи можно пережить.

В 1987 году ко мне приехал мой старый товарищ – звукорежиссер группы "Високосное лето" Леонид Лебедев и уговорил меня создать кооператив – один из первых в Москве. Кооператив "Синтез" должен был заниматься созданием и реализацией музыкальных произведений и кинофильмов. Мы начали работать, творить, построили небольшую студию, стали заключать договора с исполнителями, попытались отобрать у фирмы "Мелодия" монопольное право на производство.

В итоге через полтора года правительство издало постановление о том, что кооперативам нельзя заниматься всеми видами деятельности, которые имеют идеологическую основу, а это как раз относилось к нам. Кооператив переквалифицировался и поменял направление своей деятельности, а в 1991 году мои коллеги отдали мне остатки музыкального бизнеса: старый компьютер и помещение под офис и сказали: "Если поднимешь дело, то твое, занимайся".

Мне стало интересно создать собственный бизнес, захотелось попробовать и добиться результата. У меня не очень большой бизнес, но меня вполне устраивает, в том виде, в котором сейчас существует, хотя я планирую кое-какие пути развития. Сейчас не то время, чтобы бежать впереди паровоза и пытаться развивать то, что не может быть развито, в связи с тем, что государство абсолютно не желает того, чтобы это направление в бизнесе развивалось, а по большому счету мешает.

Хобби

Первое и главное мое увлечение – работа. Я считаю, что, чтобы хорошо делать какое-то дело, нужно отдать ему жизнь. Единственное, что я могу себе позволить, – это съездить с семьей в горы и покататься на лыжах, но в последние годы, в силу разных обстоятельств, это получается все реже и реже. На лыжи нас в свое время "поставил" наш барабанщик Валера Ефремов, который профессионально занимался горными лыжами.

Я занимаюсь продюсированием, когда у меня есть время: это интересно – находить в звучании коллектива или исполнителя ту изюминку, которая позволит зрителю его полюбить и ту изюминку, которая будет его отличать в дальнейшем, от всех других групп и исполнителей.

В нашей семье считают, что наши души когда-то принадлежали каким-то римским патрициям: мы чувствуем себя в этом городе очень хорошо, как будто бы там родились. Я обожаю итальянское искусство, все то, что имеет отношение к Ренессансу: живопись, архитектуру, музыку, и, конечно, классическую итальянскую оперу".

Я очень люблю хорошее вино, как часть жизни нормального интеллигента. Обычно в моем доме не менее 60 бутылок вина, на которые я не просто смотрю, а которые периодически раз в месяц-два ротирую. Что касается коллекции ложек, то я собрал ее в период наших гастролей по территории СССР. Это изумительно красивые ложки, сейчас такие уже никто не режет, я мечтаю повесить их в новом доме, в который скоро переезжаю.

Всем нашим друзьям я хотел бы пожелать быть свободными! Всегда внутри быть свободным – жизнь будет исключительная.
Вся красота жизни от свободы души.

, «Високосное лето », «Нюанс »

Лейблы «Sintez Records » Награды kutikov.com
mashina.ru Медиафайлы на Викискладе

Алекса́ндр Ви́кторович Ку́тиков (род. 13 апреля , Москва) - советский и российский музыкант , композитор , вокалист , музыкальный продюсер . Заслуженный артист Российской Федерации (). Выступал и выступает в составе нескольких музыкальных коллективов. Наиболее известен как бас-гитарист , вокалист и композитор рок-группы «Машина времени» , в состав которой входил в 1971-1974 годах и с 1979 года по настоящее время.

В 1974-1979 годах играл в группе Високосное лето .

Владелец, основатель и президент звукозаписывающей фирмы «Sintez records » (основана в 1987).

Биография

Александр Кутиков родился в русско-еврейской семье 13 апреля 1952 года в Малом Пионерском переулке , на Патриарших прудах , в самом центре Москвы.

Семья

Детство

Внешние изображения
Саша Кутиков в раннем детстве
Саша Кутиков в детстве
С мамой и дедушкой
Саша Кутиков с пионерским горном
Саша Кутиков в детстве 2
Кутиков в разных ракурсах
Кутиков
Молодые Кутиков и Макаревич

Детство Александра Кутикова прошло в Малом Пионерском переулке на Патриарших прудах.

До 7 лет я жил в отдельной 4-комнатной квартире на Патриарших прудах. Дедушка Наум Михайлович Кутиков был очень большим административным работником. Просто после того, как дедушка с бабушкой расстались, эта квартира была разменяна. Все разъехались по маленьким комнатам. Моя бабушка осталась жить по

соседству с тем помещением, которое прежде являлось нашей роскошной квартирой. Мы с мамой и сестрой переехали сначала в Большой Козихинский переулок , потом на Малую Бронную . Но это уже были комнаты в коммуналках . После того, как у меня были няньки, пайки , попасть в коммуналку, где ещё 11 соседей - это шок, конечно.

М. Марголис. «Затяжной поворот»

В доме у Кутиковых бывали известные люди: Марк Бернес , Пётр Але́йников , и известные спортсмены, среди них, Всеволод Михайлович Бобров . Учился в музыкальной школе. Играл на разных духовых инструментах - и на трубе , и на альте , и на тенор-саксофоне исполнял классическую музыку . Был горнистом в пионерском лагере , побеждал на конкурсах. В четырнадцать лет начал играть на гитаре. В юности занимался боксом (боксировал в лёгком весе на Первенстве Москвы среди юношей и получил «бронзу» ), хоккеем и футболом. Был секретарём комсомольской организации школы, но в 16 лет написал заявление о выходе из ВЛКСМ . Из-за этого не поступил ни в один институт.

Образование

Учился в музыкальной школе по классу трубы и успешно её закончил.

Марголис. «Затяжной поворот»

Ещё в 1970 году в цехе трансляций и внестудийной записи ГДРЗ был самым молодым звукооператором. И в 18 лет выезжал на трансляции и записи концертов с участием звёзд. Мне доверяли записывать Карела Готта , ВИА «Поющие гитары» , Хелену Вондрачкову и других известных исполнителей.

В возрасте 19 лет знакомится с 17-летним Андреем Макаревичем, тогда учившимся на первом курсе МАРХИ. По собственному признанию: «Мы сразу обнаружили, что у нас масса общих музыкальных пристрастий, в том числе и Битлы. <…> Меня всегда привлекали люди, которые обладают более высоким интеллектом, кругозором, уровнем образованности, чем у меня. <…> Андрюша был как раз из тех людей. Например, блестяще разбирался в литературе, в частности в поэзии. Когда я пообщался немного с Андрюшей, понял, сколько он всего читал, сколько великолепных стихов знает наизусть и сколько я всего упустил, катаясь в детстве на коньках и бегая по дворам» .

Сольная деятельность

  • - «Обезьянки. Гирлянда из малышей »
  • - «Как обезьянки обедали »
  • - «Обезьянки и грабители »

Фильмография

Год Название Роль
док «Шесть писем о бите» играет самого себя
ф «Душа» камео
ф «Начни сначала » камео
ф «Стеклянный лабиринт » камео
док «Рок и фортуна» играет самого себя

С Александром Кутиковым мы встретились в уютном кафе на Малой Бронной .

Я вам очень рекомендую их вишневый штрудель… Попробуйте! Что ж, начнем? О чем вы хотели узнать? – обратился ко мне Александр Викторович, - Сегодня мы должны были выступить в «Ледовом дворце ВТБ » - открывать первый бой Роя Джонса за Россию . Но в самый последний момент наше выступление отменили. И у меня сегодня много времени! (смеется)

Расскажите о вашем новом сольном альбоме. Почему, помимо вашей основной работы в «Машине времени», вы также играете в коллективе «Нюанс»?

Александр Кутиков и группа НЮАНС - Одиссей

Все очень просто: группа «Нюанс» - это моя отдушина от «творческих боев » в «Машине Времени». Дело в том, что в «Машине времени» сейчас два основных автора: я и Андрюша Макаревич. При этом мы во многом разные люди. Если Андрей скорее лирик, поэт и для него важны прежде всего слова, то для меня сначала музыка, а потом слова. Но это отнюдь не значит, что я преспокойно приношу заготовку песни, а Андрей на нее пишет текст и – фьюить! – Хит готов. Нет, Андрей очень жесткий соавтор, и работа с ним – это постоянный поиск компромиссов.

Кроме того, в «Машине времени» я - басист. А игра на бас–гитаре, как известно, вообще отнимает много сил и внимания. Приходится быть максимально сосредоточенным, и тут особо не распоёшься. В «Нюансе» же мне гораздо легче, здесь я играю на легкой «акустике» и потому могу уделить больше внимания вокалу.

- Хорошо, а почему выбрали именно «Нюанс»?

Да потому что «Нюанс» - одна из лучших отечественных групп, из тех, кого я знаю. Они выделялись в составе нашей «Московской рок-лаборатории» еще в 80-е годы. Играли на одной сцене с Фрэнком Заппой и Питером Гебриелом. Это блестящие и очень опытные, талантливые музыканты. Им понравились мои песни, а мне – то, как они их исполнили. И мы собрались на первую репетицию.

В общем, так получилось, что мы стали играть вместе – и занимаемся этим уже около десяти лет. Мы записали вместе три альбома: «Первые записи» 2004 года (макси-сингл), «Демоны любви» 2009-ого и «Бесконечномгновенно», который должен наконец-то выйти в апреле 2016.

- Что означает такое странное название альбома «Бесконечномгновенно»?

- «Бесконечномгновенно» - это наша жизнь. И не только наша! Всё относительно всего – бесконечномгновенно. Да, обратите внимание, пишется название слитно, в одно слово.

- Почему вы так долго выпускаете этот альбом – вы над ним работали, насколько я знаю, около трех лет?

Александр Кутиков и группа НЮАНС - Демоны Любви

Я – перфекционист. И потому альбом я готовил не спеша – меня же никто не подгоняет. Когда ко мне приходит песня, я ее записываю. И вот так, одна за другой, набрался целый альбом. Но речь идет только о музыке – стихов я писать не умею. (смеется)

- Как, совсем? И никогда стихов не писали?

Наверное, это как-то связано с детством. Конечно, когда-то в юности и сочинял вирши, но понял, что писать стихи, тексты к песням (а это, заметьте, не одно и то же) – явно не моё. И потому тексты мне помогали писать мои друзья: Владимир Ткаченко (вокалист и автор группы «Ундервуд»), Ромарио (он же Роман Луговых), Вадим Демидов (лидер нижегородской группы «Хроноп»). Работа над текстом для меня - дело коллективное, всегда вместе с его автором. Зачастую мы меняем всю исходную концепцию, пока не найдем конечный вариант. Иногда после этого в черновиках остаются 5-6 неиспользованных текстов.

СПРАВКА КП: Александр Кутиков, Заслуженный артист России, в группе «Машина Времени» является автором музыки, вокалистом и бас-гитаристом, продюсером албомов группы. Играет в группе с 1971 по 1975, и с 1979 года по сей день. Кроме основного творчества, записал несколько сольных альбомов, и в настоящее время сотрудничает с группой «Нюанс».

- Александр Викторович, вы обмолвились, что нежелание писать стихи как-то связано с вашим детством…

Я свои 14-16 лет провел в компаниях, где все пацаны «орали» полублатные песни под гитару. Кстати, мое детство прошло именно тут, во дворах между Садовым кольцом, Маяковкой и Арбатом . Тогда, в 60-е тут обитали несколько молодежных группировок. А на Малой Бронной сходились сферы влияния двух дружественных хулиганских «банд». Многих из этих подростков обьединяли секции бокса и борьбы спортивной школы «Спартак». Как сами понимаете не до стихов было, присутствовала иная «лирика». Я родился и жил на Малом Пионерском переулке (сейчас ему вернули историческое название Малый Патриарший переулок – прим. И.Г.), а потом на Малой Бронной.

И, знаете, раньше я иногда заходил во двор свего детства, поднимался в подьезд. Я видел на стенах знакомые тени… никто, кроме меня, их не видит, а я – вижу. Сейчас, к сожалению, двор закрыт для посторонних вроде меня. (усмехается)

Помните тут, на «Прудах» хотели было поставить огромный примус? Тогда мы старожилы – не позволили этого делать. В этих местах есть какая-то особая атмосфера, какая-то, мистическая, что-ли, энергетика. И мы не хотели бы, чтоб ее разрушили…

СПРАВКА КП: Александр Кутиков родился 13 апреля 1952 года в Малом Пионерском переулке на Патриарших прудах, в самом центре Москвы . Учился в музыкальной школе по классу трубы.


Александр Кутиков: "По-настоящему талантливой, самостоятельной музыки и исполнителей мало. Это касается в основном нашего российского музыкального пространства"

- С высоты своего опыта, что скажете о современных исполнителях?

Слушая много разной, в том числе и современной музыки, замечаю всё для себя интересное не зависимо от стиля и направления. По-настоящему талантливой, самостоятельной музыки и исполнителей мало. Это касается в основном нашего российского музыкального пространства. Да и там, в мировом музыкальном пространстве, в последние годы, удивляют мало. Таких героев, как в 60-80 гг, почти не появляется. Исполнительски , музыканты во всём мире выросли, а криэйтерски, создательски , упали.

- А что сами любите слушать?

А то же, что и последние 40 лет (смеется) – я своих вкусов не меняю: Джо Кокер, Лед Зеппелин, Прокол Харум, Крим , Йес, Дженезис и, конечно же, Битлз! Хотя, разумеется, и среди новых групп есть очень талантливые, например: Вудкид, Имейджен Дрэгонс, местами Колдплей и Мьюз ...

- Но в вашей музыке я, навскидку, не могу уловить что-то от стиля названных вами команд.

А потому что я никогда никого стараюсь не копировать. Да это и бессмысленно. Послушайте, к примеру, Битлз – ну, разве можно их скопировать!?

СПРАВКА КП: Александр Кутиков учился в Московском радиомеханическом техникуме (МРМТ) на факультете радиолокации. В 70х работал звукооператором и звукорежиссёром в Гостелерадио . Позднее записывал альбомы таких групп, как: «Воскресение», «Лицей», «Браво», «Високосный Год», «Секрет» и других. До сих пор осуществляет запись и сведение для студийных альбомов группы «Машина времени». Руководит звукозаписывающей компанией «Sintez Records».

- Александр Викторович, а зачем вы вообще пишете и исполняете песни?

Моя, наша цель, думаю, что цель любого музыканта (как мне кажется) – попытка с помощью музыки и слова что-то изменить в мировоззрении, мироощущении слушателя, этого человека «большинства». Принести что-то новое для него, ещё им не до конца неосмысленное. Но процесс этот всегда начинается с самого себя. И вот мы возвращаемся к тому, с чего начали наш разговор – например, к отмене сегодняшнего нашего выступления. То есть и нам не всё удается, и у нас не всё гладко, но я не разочарован. Я размышляю и продолжаю писать песни просто для себя, ну, а если они нравится и другим – я только за!

Знаете, я вообще был троечник в учебе и по жизни. (смеется) Но, уже много лет как стараюсь жить так, чтобы каждый день наверстывать упущенное. И я думаю, что жизнь дана, чтобы учиться каждый день, и благодарить за эту возможность – кого? Того, кого мы не видим, он он есть.... Жизнь моя - это постоянный ежедневный процесс познания жизни.. Хотя, конечно, «многия знания – многия печали» - говорил царь Соломон, и с ним трудно не согласиться.

СПРАВКА КП: Александр Кутиков сочинил музыку к таким известным песням «Машины Времени», как «Поворот», «Скачки» (обе - совместно с Петром Подгородецким), «За тех, кто в море» (совместно с Андреем Макаревичем), «В добрый час», «Музыка под снегом», «Ночь», «Спускаясь к великой реке», «Он играет на похоронах и танцах» и других.

...И НА ЗАКУСКУ - КУЛИНАРНЫЙ РЕЦЕПТ ОТ МАЭСТРО

Пью я только красное сухое вино, врачи советуют такое сочетание: красное мясо и красное сухое вино – говорят, что это очень полезно мужчинам. А ещё я очень люблю готовить. Сейчас я вам расскажу рецепт моего любимого супа (частично) из итальянской кухни. Я беру баранью шею, рублю ее поперек и обжариваю в собственном соку. Отдельно тушу помидоры, нарезанные кубиками с орегано и чесноком. Затем все это смешиваю в большой кастрюле с очень толстым дном. Знаете, есть такие кастрюли, специально для тушения. Варю шесть часов на медленном огне с добавлением различных кореньев (можно поставить на ночь) и подаю на следующий день.

Александр Кутиков и гр. Нюанс - Наливай (official channel). Александр Кутиков и гр. Нюанс - Наливай (live версия) Концерт - презентация нового альбома "Демоны Любви" МХАТ им. Горького http://www.kutikov.com/

День рождения 13 апреля 1952

композитор, поэт, бас-гитарист, вокалист

Биография

Александр Кутиков родился 13 апреля 1952 года в Малом Пионерском переулке на Патриарших прудах, в самом центре Москвы .

Семья

Отец - Виктор Николаевич Петухов - (09.12.1923), футболист московского «Спартака» и куйбышевских «Крыльев Советов» - рано ушёл из семьи.

Мать - Софья Наумовна Кутикова, пела и танцевала в цыганском ансамбле под управлением Кемалова - одном из лучших гастрольных коллективов послевоенного времени.

Дядя - Сергей Николаевич Красавченко (род. 19 декабря 1940) - был первым заместителем председателя Верховного Совета, а также помощником президента Бориса Ельцина

  • Дедушка по матери - Наум Михайлович Кутиков (Наум Моисеевич) - (1902), в 14 лет ушёл делать революцию. В 1919 году, когда ему было 17 лет, уже командовал полком. К году 1928 он был одним из руководителей ЧК Камчатки. Карьера в ЧК. Был дважды исключен из партии, дважды восстановлен… Первый раз он попал под репрессии в конце 1930-х, а остался жив только потому, что был был близко знаком с Александром Николаевичем Поскребышевым и его только исключили из партии, но не расстреляли и не посадили, потом он стал замдиректором 19-го Авиационного завода, сейчас называется завод имени Хруничева , во время войны, работал в министерстве вооружений, и потом получил самую высокую свою должность Управляющий делами наркомата авиационной промышленности СССР, этим наркоматом руководил Михаил Моисеевич Каганович , брат Лазаря Кагановича. после развенчания культа личности Сталина, был исключен из партии за то, что работал с Кагановичем. Два года он был без работы, затем стал заместителем начальника треста высотных домов и гостиниц и был восстановлен в партии. Ему помог Александр Иванович Максаков .
  • Бабушка по матери - Галина Исааковна Кутикова (Гликка Исааковна), закончила математический факультет МГУ, была главным бухгалтером фабрики в Сокольниках.

Детство

Детство Александра Кутикова прошло в Малом Пионерском переулке на Патриарших прудах.

В доме у Кутиковых бывали известные люди: Марк Бернес, Пётр Але?йников , и известные спортсмены, среди них, Всеволод Михайлович Бобров. Учился в музыкальной школе. Играл на разных духовых инструментах - и на трубе, и на альте, и на тенор-саксофоне исполнял классическую музыку. Был горнистом в пионерском лагере, побеждал на конкурсах. В четырнадцать лет начал играть на гитаре. В юности занимался боксом (боксировал в легком весе на первенстве Москвы среди юношей и получил «бронзу»), хокеем и футболом. Был секретарём комсомольской организации школы, но в 16 лет написал заявление о выходе из ВЛКСМ. Из-за этого не поступил ни в один институт.

Образование

Учился в музыкальной школе по классу трубы и успешно её закончил.

Учился в Московском радиомеханическом техникуме (МРМТ) на факультете радиолокации, бросил, окончил школу рабочей молодежи № 97.

Творческая биография

В 1969 г. работал радиорегулировщиком; с 1970 г. - звукооператором и звукорежиссером в Гостелерадио.

В 1971 году Сергей Кавагое приглашает Кутикова в «Машину Времени» вместо ушедшего в армию басиста Игоря Мазаева. Как вспоминал Макаревич, Кутиков «внёс в команду дух мажорного безоблачного рок-н-ролла». Под его влиянием репертуар группы пополнился радостными песенками «Продавец счастья», «Солдат», и т. д. В это же время Кутиков сделал все чтобы состоялся первый концерт «Машины Времени» на сцене ДК «Энергетик» - колыбели московского рока.

В 1974-м Кутиков покидает группу после конфликта с Кавагое, некоторое время играет в группе «Високосное лето», затем возвращается, но в 1975 снова уходит - его приглашают в ВИА при Тульской филармонии. Свою роль в решении об уходе из «Машины» сыграл и тот факт, что в этот период Кутиков официально нигде не работал и ему угрожало привлечение к суду за тунеядство. Проработав 8 месяцев на профессиональной сцене и, по собственным словам, многому там научившись, увольняется. С 1976 по 1979 год - бас-гитарист и вокалист группы «Високосное лето». В 1979 году «Високосное лето» распадается.

Среди людей, близких к миру отечественной рок-музыки, бытует устойчивое мнение, что по своим композиторским и вокальным способностям Александр Кутиков достоин более впечатляющей сольной карьеры. Он смог бы добиться большего, использовав весь свой потенциал для личного успеха, а не для коллективного творчества в составе хоть и культовой, но группы.

Ответ у Кутикова один: «Машина» - дом родной, «машинисты» - семья, а личными проектами он занимается не меньше других.

Горнист с Патриарших

Он один из самых преданных болельщиков московского «Спартака». Александр Кутиков шутит, что любовь к футболу и отчество - это всё, что досталось ему в наследство от отца. Виктор Петухов, кроме «Спартака», играл за «Крылья Советов» из Куйбышева. Но вместо него, рано ушедшего из семьи, главным в семье мужчиной был дед по материнской линии - Наум Моисеевич Кутиков, проживший сложную жизнь номенклатурного работника сталинского и хрущевского времени.

Александр Кутиков родился 13 апреля 1952 года в Москве близ Его мама танцевала в цыганском ансамбле и, очевидно, наделила сына музыкальностью и артистизмом на генетическом уровне. Детство будущего рокера было типичным советско-пионерским с формально-организованной школьной жизнью с утра и бурной дворовой жизнью до ночи, где сильный характер и крепкие кулаки были ощутимым достоинством. Занятия боксом помогали Саше поддерживать авторитет среди друзей с Патриарших, а занятия в музыкальной школе по классу духовых инструментов облегчали жизнь в школе и пионерском лагере - лучшего горниста было не найти.

Обретение ориентиров

В 14 лет он впервые услышал у друга незнакомую доселе музыку - это были The Beatles. Одна из композиций Norwegian Wood так поразила Кутикова, что скоро желание заниматься подобной музыкой стало для него определяющим на всю последующую жизнь. Появился стимул для освоения гитары, чему помогли занятия в музыкальной школе.

Для начала трудовой деятельности Александр Кутиков выбрал специальность в родственной музыке области - звукооператор. Вскоре он стал одним из самых молодых специалистов по работе со звуком на Гостелерадио. Среди тех, кого он записывал во время трансляций и в студии были многие звезды эстрады того времени: Карел Готт, Хелена Вондрачкова, «Поющие гитары» и т.д. Людей с общими интересами всегда тянет друг к другу, и вскоре Кутиков оказывается в среде тех, кто был причастен к рождению отечественного рока.

Рождение "МВ"

Позднее Кутиков полусерьезно говорил, что желание освоить игру на бас-гитаре возникло из двух обстоятельств. Первое - на басу меньше струн, второе - острый дефицит на классных басистов во всех группах, которые возникали с конца шестидесятых по всей Москве. Он быстро стал известен как мастер игры на басу. Поэтому, когда молодой Андрей Макаревич искал замену ушедшему в армию гитаристу, Кутиков оказался кстати. С Андреем они подружились со времени его учебы в архитектурном институте, поэтому в команду он влился безболезненно, внеся в неё мажорный рок-н-ролльный дух.

Александр Кутиков, биография которого оказалась связанной с «Машиной Времени» с 1971 года, несколько раз покидал группу, чтобы с 1979 года быть уже её бессменным участником. Первый уход был вызван конфликтом с одним из сооснователей группы - Сергеем Кавагое, из-за которого в 79-м году «МВ» пришлось воссоздавать заново. В 1975 году Кутиков покинул группу, чтобы официально устроиться на работу - его пригласили в иначе ему грозил срок за тунеядство.

«Високосное лето»

После первого ухода из «МВ» Кутиков играл в группе, созданной и А. Ситковецким из «обломков» команд «Аэропорт» и «Садко». Время, проведённое в «Високосном лете», оказалось для музыканта полезным. Он приобрел ценный опыт работы с высококлассными музыкантами, лишний раз оценил значение поэтической составляющей рока: по его рекомендации тексты для некоторых композиций «ВЛ» писала известная поэтесса Маргарита Пушкина. В группе он познакомился с ударником ставшим его долголетним соратником по «Машине».

Вершиной этого творческого союза стала скандальная победа на рок-фестивале 1974 года в Таллинне, где участвовала и «Машина Времени». Тогда вопреки давлению идеологических органов, группа стала лауреатом. Но двум медведям в одной берлоге тесно, и «Високосное лето» распалось на «Рок-ателье» и «Автограф», а Кутиков и Ефремов вместе с Макаревичем стали ядром возрожденной «Машины Времени».

Новый поворот

Андрей Макаревич и Александр Кутиков, фото которых присутствовали на всех дисках и афишах «МВ», вновь стали работать вместе. За четыре с лишним десятилетия состав группы много раз тасовался, но как говорит Александр: «Это же все наши люди!». За всё это время он внес весомый вклад в коллективный творческий процесс. Кутиков - полноценный соавтор многих композиций, с которыми олицетворяется «Машина». Он сочинял музыку к таким хитам, как «Поворот», «Скачки», «За тех, кто в море», «Музыка под снегом», «Ночь», «В добрый час», «Он играет на похоронах», «Если бы мы были взрослей». По мнению ценителей, только неповторимый кутиковский вокал придаёт исполнению этих песен подлинную аутентичность.

Подобно другим участникам «Машины Времени» накапливает собственный музыкальный материал и Александр Кутиков. Дискография его сольных альбомов началась в 1990 году с диска «Танцы на крыше» и насчитывает семь альбомов. Среди них «Лавка Чудес» (1996), «The Best. Машина времени» (2002), «Демоны Любви» (2009). В 2014 году начался новый этап в сольном творчестве музыканта. Он стал активно сотрудничать с людьми, которые раньше помогали ему в записи сольных дисков. Вскоре вышел альбом «Александр Кутиков и группа «Нюанс».

С «Машиной» и без нее

Ему свойственно множество творческих воплощений. Он опытный саунд-продюсер, работавший со звездами рок и поп-музыки: Аллой Пугачевой, Леонидом Агутиным, группами «Браво», «Наутилус-Помпилиус» и многими другими. Выпускал диски с записями И.Бродского и Ю.Алешковского. Он участвовал во многих телепроектах, среди них знаменитые «Старые песни о главном». Он владелец звукозаписывающей компании.

Но, главное, он продолжает сочинять и исполнять хорошую музыку.


Top