Собор сен-дени, посвященный покровителю парижа. Аббатство Сен-Дени (Abbaye de Saint-Denis) – одно из древнейших аббатств во Франции Особенностью лежащих изваяний были открытые глаза: почившие находились не в мире смерти, но в ожидании Воскресения

Базилика или аббатство Сен-Дени (построено в 625 г.), расположенная в Париже, ничем не уступает известному во всем мире Нотр-Дам-де-Пари. Готический собор аббатства посвящен Св. Дионисию, чья могила, по преданию, находится как раз под его стенами. Сен-Дени называют усыпальницей французских королей, поскольку 35 монарших особ похоронены под его стенами. Во время правления короля Людовика 9 были построены 16 гробниц невиданной роскоши, они напоминают соборы в готическом стиле или саркофаги с фигурами святынь.

История Аббатства
Место, на котором сегодня высится базилика Сен-Дени, считается святым еще с III века н.э. По легенде, именно здесь окончил свои дни Святой Дионисий. Он был обезглавлен на вершине Монмартра, но чудесным образом смог пройти еще 6 километров к северу от холма, неся свою голову в руках. Лишь в небольшом римском поселении Катуллиак, находившемся неподалеку от базилики, он пал замертво и был здесь же похоронен. Позже эту деревеньку в честь святого покровителя Парижа стали называть Сен-Дени, а в V веке другая покровительница города — Святая Женевьева — благословила возведение первой часовни над могилой Сен-Дени́и других христианских мучеников. Впоследствии вокруг церкви вырос крупный монастырь — в 630 году его основал король Дагобер I. По его повелению часовня была перестроена в просторную монастырскую церковь, в одном из пределов которой упокоился и сам Дагоберт. Известно, что неподалеку от монастыря находилась и могила одного из первых французских королей — Хлодвига, который повелел похоронить себя там же, где находятся останки Св.Дионисия. Впоследствии здесь же были захоронены и другие французские монархи, предпочитавшие Париж всем другим французским городам.

Монастырь постоянно рос и расширялся. С течением веков он приобрел большее духовное и политическое значение, превратившись в настоящий центр культуры и образования. В аббатстве Сен-Дени, перестроенном в VIII веке при Пипине Коро́тком и Ка́рле Вели́ком, были открыты церковные школы, богадельни, начали собирать книги и вести летописи. Здесь же, наряду с другими учениками, проходили обучение и наследники французского престола. Так, например, именно в аббатстве Сен-Дени в XII веке зародилась дружба будущего короля Людо́вика VII и аббата Сугерия, которую они сохраняли на протяжении всей своей жизни. Эта дружба стала знаковой для истории монастыря — Сугерий вскоре стал настоятелем аббатства Сен-Дени. Монастырь Сен-Дени стал играть значительную роль в жизни Франции, выполняя многие государственные функции. Сугерий даже был регентом короля на время II Крестового похода, и легко справлялся с новыми обязанностями, управляя страной из-за стен монастыря Святого Дионисия. Аббатство было решено расширить и возвести на его территории новые постройки. В 30-х годах XII века Сугерий начал перестройку главной монастырской церкви. Работы длились около 20 лет, и за это время предприимчивый монах задумал произвести революцию во французской культуре, выстроив не похожий ни на что храм. Вместо массивных стен романских церквей Сугерий решил возвести легкую каркасную конструкцию, где появилось место для широких оконных проемов и высоких сводов. Церковь, по его задумке, должны были заливать потоки света, преломленные стеклами витражей, для создания особой атмосферы духовного единения верующих и перехода от материальных ценностей к духовным. Так, аббат Сугерий стал основоположником готического стиля в архитектуре, а сама базилика Сен-Дени — первой готической церковью Франции и всего мира. Именно здесь были впервые воплощены классические для подобных построек стрельчатые арки, нервюрные своды, витражи и окно-роза на западном фасаде. И хотя в церкви Сен-Дени еще чувствуются черты романского стиля, все же она представляет собой великолепную готическую церковь.

Базилика Сен-Дени была полностью закончена и освящена в 1281 году. Причем, за время ее возведения сюда успели перенести останки французских королей, превратив церковь в королевский некрополь. Эта идея принадлежит Людовику IX, прозванному Святым. Он не только перенес сюда прах своих предшественников и их семей, но и заказал для каждого из них скульптурное надгробие. Некоторые их них сохранились и до наших дней, несмотря на тяжелую судьбу аббатства. Ни богатство, ни авторитет монастыря не уберегли его от войн и разграблений. Во время Столетней войны неподалеку была ранена Жанна д’Арк — об этом можно прочесть на мемориальной табличке на стене базилики. Во время религиозных войн XVI века кровь лилась прямо у стен церкви. Однако главный ущерб монастырю причинила Великая Французская революция. Все ценности обители были разграблены, сам монастырь закрыт, надгробия королей и королев разрушены или увезены в Париж, а королевские останки толпа бедняков свалила в глубокую яму, залила известью и сожгла. И здесь не обошлось без чудес! Говорят, что когда революционеры вскрыли могилу Генриха IV, они обнаружили нетленное тело монарха. Хотя этот казус не помешал новым властям очистить Сен-Дени от следов королевской власти. Генриху устроили новые похороны и постарались забыть об этом инциденте. Так Франция пыталась начать новую страницу своей истории.

К счастью, Революция пощадила само здание базилики, хотя некоторые и настаивали на том, чтобы ее снести. Здесь помог пришедший к власти Наполеон. Он вновь открыл церковь для прихожан и пожелал устроить собственную усыпальницу на месте королевского некрополя, хотя воплотить свой замысел так и не сумел. В 1816 году, уже после Реставрации королевской власти, в базилику вернули уцелевшие королевские надгробия. То, что осталось, от сожженных королевских мощей собрали и поместили в оссуарий аббатства. Год спустя по повелению Людовика XVIII в базилике перезахоронили тела Людовика XVI и Марии Антуанетты, затем к ним присоединился и сам монарх, а также умершие за границей члены королевской семьи. Последнее захоронение в базилике произошло совсем недавно — в 2004 году. После проведенных экспертиз предполагаемых останков Людовика XVII, погибшего в тюрьме в годы Революции, сердце молодого короля было также помещено в королевский некрополь.

Сегодняшнему облику бази́лики Сен-Дени мы должны быть обязаны выдающемуся архитектору и искусствоведу Эжену Виоле-ле-Дюку. Начиная с 1858 года, он в течение 20 лет занимался реставрацией самого здания и надгробных плит. Благодаря этому мы можем любоваться великолепным западным фасадом XII века, галереей витражных окон с изображением сцен крестовых походов, скульптурным декором церкви и надгробными памятниками многих королей Франции.

Особенности архитектуры

Изначально Сен-Дени должен был стать крепостью, но в 8 веке его стены не выдержали натиска войск короля Сигеберта, поэтому церковь нуждалась в перестройке и реставрации. Свой современный облик аббатство получило при Карле Великом, а стиль, в котором был построен Сен-Дени, стал важной частью всей мировой архитектуры.

Собор был расписан лучшими европейскими мастерами, здесь можно увидеть витражи «гризайль», великолепный мозаичный пол, массивные каменные скульптуры и многое другое. Все витражи являются частью одного целого, поскольку общая картина отражает Первый Крестовый поход и его вехи. Еще на прекрасных стеклах можно узнать и события, связанные с посещением Святой Земли Карлом Великим.

Что нужно знать, перед тем как ехать в Сен-Дени?

1. Собор всегда открыт для всех желающих, кроме дней, когда совершаются обряды венчания или отпевания.
2. Начиная с 1 мая, посещать Сен-Дени можно в любое время с 12:00 до 18:15, но вот с 1 сентября график меняется: собор работает с 10:00 до 17:15.
3. Чтобы увидеть усыпальницу монархов, нужно приобрести билет по цене 7,5 евро. Детям до 18 лет не нужно покупать входной билет, студенты в возрасте от 18 до 25 должны заплатить 4,5 евро. Остальная часть аббатства открыта для бесплатного посещения.

Рядом находится просторный парк, где можно отдохнуть после посещения королевского некрополя.

Главный монастырь средневековой Франции .

История

В I веке на этом месте существовало римское поселение под названием Катуллиак (лат. Catulliacum). Согласно преданию, сюда, со своей отрубленной головой в руках, пришёл с Монмартра первый епископ Парижа святой Дионисий Парижский (часто отождествляется с Дионисием Ареопагитом).

Особенно замечательны гробницы Людовика, сына Людовика Святого , Людовика XII и его супруги Анны Бретонской , Генриха II и его супруги Екатерины Медичи (работы Жермена Пилона), Дюгеклена , Франциска I и мозаичный надгробный памятник Фредегунды († 597). В Сен-Дени хранился королевский штандарт - орифламма .

Сен-Дени было разграблено и закрыто во время Великой французской революции , останки погребённых выброшены в ров. В 1814 году при реставрации кости королей и членов их семейства были собраны в оссуарий аббатства. В крипте здания были перезахоронены казнённые во время революции Людовик XVI и Мария-Антуанетта , а также умершие в эмиграции принцы и принцессы. В 1820 году здесь же был погребён убитый Лувелем герцог Беррийский , а в 1824 - Людовик XVIII . С Июльской революцией 1830 г. захоронения в аббатстве прекратились; гранитная плита, приготовленная для себя отправившимся в изгнание в 1830 г. Карлом X , осталась неиспользованной.

В здании старого аббатства с г. располагается основанный в г. Наполеоном в Экуане Институт для дочерей и сестер кавалеров ордена Почётного легиона . В аббатство было реставрировано знаменитым архитектором Виолле-ле-Дюком . Сейчас это национальный памятник.

9 июня 2004 года в церкви было захоронено сердце Людовика XVII , малолетнего, признанного правительствами многих европейских государств и США, но фактически не взошедшего на престол, короля Франции, сына Людовика XVI и Марии-Антуанетты Предыдущие похороны короля Франции в Сен-Дени проходили в 1824 году , это был его дядя (и формальный преемник) Людовик XVIII , под аккомпанемент специально созданного композитором Николя-Шарлем Бокса «Реквиема в память Людовика XVI для мужского хора и духовых инструментов, на смерть Людовика XVIII» (Requiem à la mémoire de Louis XVI pour chœur d’hommes et instruments à vent, dédié à Louis XVIII ).

Гробницы







Короли

В базилике похоронены почти все короли Франции , а также несколько других монархов. Останки королей, умерших до возведения аббатства, были перенесены из разрушенного аббатства Сен-Женевьев . Некоторые из них:

  • Арнегунда (ок.515-ок.573)
  • Фредегонда (жена Хильперика I) (?-597)
  • Пипин Короткий (714-768) и его жена Бертрада Лаонская (726-783)
  • Карломан I король Франков (ок.751-771)
  • Карл II Лысый (823-877) (надгробное скульптурное изображение было переплавлено) и его жена, Ирментруда Орлеанская (823-869)
  • Роберт II Благочестивый (972-1031) и его жена Констанция Арльская (ок. 986-1032)
  • Генрих I (1008-1060)
  • Людовик VI (1081-1137)
  • Людовик VII (1120-1180) и его жена Констанция Кастильская (1141-1160)
  • Филипп II Август (1180-1223)
  • Карл I Анжуйский (1226-1285), король Обеих Сицилий (1266-85) (захоронено сердце)
  • Филипп III Смелый (1245-1285)
  • Филипп IV (1268-1315) и его мать Изабелла Арагонская (1247-1271)
  • Левон VI (1342-1393), последний король Киликийской Армении
  • Людовик XII (1462-1515)
  • Франциск I (1494-1547)
  • Генрих II (1519-1559) и его жена Екатерина Медичи (1519-1589)
  • Франциск II (1544-1560)
  • Карл IX (1550-1574) (нет скульптурного изображения)
  • Генрих III (1551-1589), также король Польши (1574) (захоронено сердце)
  • Генрих IV (1553-1610)
  • Людовик XIII (1601-1643)
  • Людовик XIV (1638-1715)
  • Людовик XV (1710-1774)
  • Людовик XVI (1754-1793) и его жена Мария-Антуанетта (1755-1793)
  • Людовик XVII (1785-1795) (только сердце: тело захоронено в общей могиле)
  • Людовик XVIII (1755-1824)

Другие монаршие и знатные особы

  • Николя Анри, герцог Орлеанский (1607-1611), сын Генриха IV
  • Гастон Орлеанский (1608-1660), сын Генриха IV
    • Мария де Бурбон, герцогиня Монпансье (1605-1627), его первая жена
    • Маргарита Лотарингская (1615-1672), герцогиня Орлеанская, его вторая жена
    • Анна де Монпансье (1627-1693), известная как Великая Мадемуазель , его дочь от первого брака
    • Маргарита Луиза Орлеанская (1645-1721), Великая герцогиня Тосканская
    • Жан-Гастон Орлеанский (1650-1652), герцог Валуа
    • Мари-Анна Орлеанская (1652-1656), носила титул Mademoiselle de Chartres
  • Генриетта Мария Французская (1609-1669), королева-консорт Карла I, короля Шотландии и Англии
  • Филипп I Орлеанский (1640-1701), брат Людовика XIV
    • Генриетта Стюарт (1644-1670), его первая жена
    • Елизавета Шарлотта Пфальцская (1652-1722), его вторая жена
  • Мария Терезия Испанская (1638-1683), королева-консорт, жена Людовика XIV, и их дети:
    • Людовик Великий Дофин (1661-1711)
      • Мария Анна Баварская (1660-1690) , дофина Франции, его жена
    • Мария Анна (1664)
    • Мария-Тереза (1667-1672)
    • Филипп-Карл (1668-1671), герцог Анжуйский
    • Людовик-Франсуа (1672), герцог Анжуйский
  • Филипп II Орлеанский (1674-1723), регент Франции
  • Людовик (герцог Бургундский) (1682-1712), сын Людовика Великого Дофина
    • Мария Аделаида Савойская (1685-1712), герцогиня Бургундская, его жена, и их дети:
    • Людовик I Французский (1704-1705), герцог Бретонский
    • Людовик II Французский (1707-1712), герцог Бретонский
  • Карл, герцог Беррийский и Алансонский (1686-1714), сын Людовика Великого Дофина
    • Мария Луиза Елизавета Орлеанская (1693-1714), герцогиня Беррийская, его жена, и их дети, умершие в младенчестве:
    • дочь (не крещена) (1711), герцогиня Алансонская
    • Карл (1713), герцог Алансонский
    • Мария Луиза Елизавета (1714), герцогиня Алансонская
  • Мария Лещинская (1703-1768), королева-консорт, жена Людовика XV, и их дети:
    • Мария Луиза Елизавета Французская (1727-1759), герцогиня Пармская
    • Генриетта Французская (1727-1752), сестра-близнец предшествующей
    • Мария-Луиза (1728-1733)
    • Людовик Фердинанд (дофин Франции) (1729-1765)
      • Мария Тереза Рафаэла Испанская (1726-1746), его первая жена
      • Мария Жозефа Саксонская (1731-1767), его вторая жена
    • Филипп (1730-1733), герцог Анжуйский
    • Мария Аделаида Французская (1732-1800)
    • Виктория Французская (1733-1799)
    • София Французская (1734-1782)
    • Мария Луиза Французская (1737-1787)
  • Людовик Жозеф (дофин Франции) (1781-1789), первый сын Людовика XVI и Марии Антуанетты
  • София Беатриса (1786-1787), вторая дочь Людовика XVI и Марии Антуанетты

Источники

  • Панофский Э.

Напишите отзыв о статье "Аббатство Сен-Дени"

Примечания

Отрывок, характеризующий Аббатство Сен-Дени

Дом Карагиных был в эту зиму в Москве самым приятным и гостеприимным домом. Кроме званых вечеров и обедов, каждый день у Карагиных собиралось большое общество, в особенности мужчин, ужинающих в 12 м часу ночи и засиживающихся до 3 го часу. Не было бала, гулянья, театра, который бы пропускала Жюли. Туалеты ее были всегда самые модные. Но, несмотря на это, Жюли казалась разочарована во всем, говорила всякому, что она не верит ни в дружбу, ни в любовь, ни в какие радости жизни, и ожидает успокоения только там. Она усвоила себе тон девушки, понесшей великое разочарованье, девушки, как будто потерявшей любимого человека или жестоко обманутой им. Хотя ничего подобного с ней не случилось, на нее смотрели, как на такую, и сама она даже верила, что она много пострадала в жизни. Эта меланхолия, не мешавшая ей веселиться, не мешала бывавшим у нее молодым людям приятно проводить время. Каждый гость, приезжая к ним, отдавал свой долг меланхолическому настроению хозяйки и потом занимался и светскими разговорами, и танцами, и умственными играми, и турнирами буриме, которые были в моде у Карагиных. Только некоторые молодые люди, в числе которых был и Борис, более углублялись в меланхолическое настроение Жюли, и с этими молодыми людьми она имела более продолжительные и уединенные разговоры о тщете всего мирского, и им открывала свои альбомы, исписанные грустными изображениями, изречениями и стихами.
Жюли была особенно ласкова к Борису: жалела о его раннем разочаровании в жизни, предлагала ему те утешения дружбы, которые она могла предложить, сама так много пострадав в жизни, и открыла ему свой альбом. Борис нарисовал ей в альбом два дерева и написал: Arbres rustiques, vos sombres rameaux secouent sur moi les tenebres et la melancolie. [Сельские деревья, ваши темные сучья стряхивают на меня мрак и меланхолию.]
В другом месте он нарисовал гробницу и написал:
«La mort est secourable et la mort est tranquille
«Ah! contre les douleurs il n"y a pas d"autre asile».
[Смерть спасительна и смерть спокойна;
О! против страданий нет другого убежища.]
Жюли сказала, что это прелестно.
– II y a quelque chose de si ravissant dans le sourire de la melancolie, [Есть что то бесконечно обворожительное в улыбке меланхолии,] – сказала она Борису слово в слово выписанное это место из книги.
– C"est un rayon de lumiere dans l"ombre, une nuance entre la douleur et le desespoir, qui montre la consolation possible. [Это луч света в тени, оттенок между печалью и отчаянием, который указывает на возможность утешения.] – На это Борис написал ей стихи:
«Aliment de poison d"une ame trop sensible,
«Toi, sans qui le bonheur me serait impossible,
«Tendre melancolie, ah, viens me consoler,
«Viens calmer les tourments de ma sombre retraite
«Et mele une douceur secrete
«A ces pleurs, que je sens couler».
[Ядовитая пища слишком чувствительной души,
Ты, без которой счастье было бы для меня невозможно,
Нежная меланхолия, о, приди, меня утешить,
Приди, утиши муки моего мрачного уединения
И присоедини тайную сладость
К этим слезам, которых я чувствую течение.]
Жюли играла Борису нa арфе самые печальные ноктюрны. Борис читал ей вслух Бедную Лизу и не раз прерывал чтение от волнения, захватывающего его дыханье. Встречаясь в большом обществе, Жюли и Борис смотрели друг на друга как на единственных людей в мире равнодушных, понимавших один другого.
Анна Михайловна, часто ездившая к Карагиным, составляя партию матери, между тем наводила верные справки о том, что отдавалось за Жюли (отдавались оба пензенские именья и нижегородские леса). Анна Михайловна, с преданностью воле провидения и умилением, смотрела на утонченную печаль, которая связывала ее сына с богатой Жюли.
– Toujours charmante et melancolique, cette chere Julieie, [Она все так же прелестна и меланхолична, эта милая Жюли.] – говорила она дочери. – Борис говорит, что он отдыхает душой в вашем доме. Он так много понес разочарований и так чувствителен, – говорила она матери.
– Ах, мой друг, как я привязалась к Жюли последнее время, – говорила она сыну, – не могу тебе описать! Да и кто может не любить ее? Это такое неземное существо! Ах, Борис, Борис! – Она замолкала на минуту. – И как мне жалко ее maman, – продолжала она, – нынче она показывала мне отчеты и письма из Пензы (у них огромное имение) и она бедная всё сама одна: ее так обманывают!
Борис чуть заметно улыбался, слушая мать. Он кротко смеялся над ее простодушной хитростью, но выслушивал и иногда выспрашивал ее внимательно о пензенских и нижегородских имениях.
Жюли уже давно ожидала предложенья от своего меланхолического обожателя и готова была принять его; но какое то тайное чувство отвращения к ней, к ее страстному желанию выйти замуж, к ее ненатуральности, и чувство ужаса перед отречением от возможности настоящей любви еще останавливало Бориса. Срок его отпуска уже кончался. Целые дни и каждый божий день он проводил у Карагиных, и каждый день, рассуждая сам с собою, Борис говорил себе, что он завтра сделает предложение. Но в присутствии Жюли, глядя на ее красное лицо и подбородок, почти всегда осыпанный пудрой, на ее влажные глаза и на выражение лица, изъявлявшего всегдашнюю готовность из меланхолии тотчас же перейти к неестественному восторгу супружеского счастия, Борис не мог произнести решительного слова: несмотря на то, что он уже давно в воображении своем считал себя обладателем пензенских и нижегородских имений и распределял употребление с них доходов. Жюли видела нерешительность Бориса и иногда ей приходила мысль, что она противна ему; но тотчас же женское самообольщение представляло ей утешение, и она говорила себе, что он застенчив только от любви. Меланхолия ее однако начинала переходить в раздражительность, и не задолго перед отъездом Бориса, она предприняла решительный план. В то самое время как кончался срок отпуска Бориса, в Москве и, само собой разумеется, в гостиной Карагиных, появился Анатоль Курагин, и Жюли, неожиданно оставив меланхолию, стала очень весела и внимательна к Курагину.
– Mon cher, – сказала Анна Михайловна сыну, – je sais de bonne source que le Prince Basile envoie son fils a Moscou pour lui faire epouser Julieie. [Мой милый, я знаю из верных источников, что князь Василий присылает своего сына в Москву, для того чтобы женить его на Жюли.] Я так люблю Жюли, что мне жалко бы было ее. Как ты думаешь, мой друг? – сказала Анна Михайловна.
Мысль остаться в дураках и даром потерять весь этот месяц тяжелой меланхолической службы при Жюли и видеть все расписанные уже и употребленные как следует в его воображении доходы с пензенских имений в руках другого – в особенности в руках глупого Анатоля, оскорбляла Бориса. Он поехал к Карагиным с твердым намерением сделать предложение. Жюли встретила его с веселым и беззаботным видом, небрежно рассказывала о том, как ей весело было на вчерашнем бале, и спрашивала, когда он едет. Несмотря на то, что Борис приехал с намерением говорить о своей любви и потому намеревался быть нежным, он раздражительно начал говорить о женском непостоянстве: о том, как женщины легко могут переходить от грусти к радости и что у них расположение духа зависит только от того, кто за ними ухаживает. Жюли оскорбилась и сказала, что это правда, что для женщины нужно разнообразие, что всё одно и то же надоест каждому.
– Для этого я бы советовал вам… – начал было Борис, желая сказать ей колкость; но в ту же минуту ему пришла оскорбительная мысль, что он может уехать из Москвы, не достигнув своей цели и даром потеряв свои труды (чего с ним никогда ни в чем не бывало). Он остановился в середине речи, опустил глаза, чтоб не видать ее неприятно раздраженного и нерешительного лица и сказал: – Я совсем не с тем, чтобы ссориться с вами приехал сюда. Напротив… – Он взглянул на нее, чтобы увериться, можно ли продолжать. Всё раздражение ее вдруг исчезло, и беспокойные, просящие глаза были с жадным ожиданием устремлены на него. «Я всегда могу устроиться так, чтобы редко видеть ее», подумал Борис. «А дело начато и должно быть сделано!» Он вспыхнул румянцем, поднял на нее глаза и сказал ей: – «Вы знаете мои чувства к вам!» Говорить больше не нужно было: лицо Жюли сияло торжеством и самодовольством; но она заставила Бориса сказать ей всё, что говорится в таких случаях, сказать, что он любит ее, и никогда ни одну женщину не любил более ее. Она знала, что за пензенские имения и нижегородские леса она могла требовать этого и она получила то, что требовала.
Жених с невестой, не поминая более о деревьях, обсыпающих их мраком и меланхолией, делали планы о будущем устройстве блестящего дома в Петербурге, делали визиты и приготавливали всё для блестящей свадьбы.

Граф Илья Андреич в конце января с Наташей и Соней приехал в Москву. Графиня всё была нездорова, и не могла ехать, – а нельзя было ждать ее выздоровления: князя Андрея ждали в Москву каждый день; кроме того нужно было закупать приданое, нужно было продавать подмосковную и нужно было воспользоваться присутствием старого князя в Москве, чтобы представить ему его будущую невестку. Дом Ростовых в Москве был не топлен; кроме того они приехали на короткое время, графини не было с ними, а потому Илья Андреич решился остановиться в Москве у Марьи Дмитриевны Ахросимовой, давно предлагавшей графу свое гостеприимство.
Поздно вечером четыре возка Ростовых въехали во двор Марьи Дмитриевны в старой Конюшенной. Марья Дмитриевна жила одна. Дочь свою она уже выдала замуж. Сыновья ее все были на службе.
Она держалась всё так же прямо, говорила также прямо, громко и решительно всем свое мнение, и всем своим существом как будто упрекала других людей за всякие слабости, страсти и увлечения, которых возможности она не признавала. С раннего утра в куцавейке, она занималась домашним хозяйством, потом ездила: по праздникам к обедни и от обедни в остроги и тюрьмы, где у нее бывали дела, о которых она никому не говорила, а по будням, одевшись, дома принимала просителей разных сословий, которые каждый день приходили к ней, и потом обедала; за обедом сытным и вкусным всегда бывало человека три четыре гостей, после обеда делала партию в бостон; на ночь заставляла себе читать газеты и новые книги, а сама вязала. Редко она делала исключения для выездов, и ежели выезжала, то ездила только к самым важным лицам в городе.
Она еще не ложилась, когда приехали Ростовы, и в передней завизжала дверь на блоке, пропуская входивших с холода Ростовых и их прислугу. Марья Дмитриевна, с очками спущенными на нос, закинув назад голову, стояла в дверях залы и с строгим, сердитым видом смотрела на входящих. Можно бы было подумать, что она озлоблена против приезжих и сейчас выгонит их, ежели бы она не отдавала в это время заботливых приказаний людям о том, как разместить гостей и их вещи.

Название Сен-Дени знакомо всем, кто интересуется Францией, ее историей, культурой и современной политической обстановкой. Многие считают это место парижским пригородом. И это действительно так. Город и одноименная коммуна находятся в 9 км от центра столицы государства, на правом берегу Сены, напротив канала, построенного в 1824 г. и названного в честь небольшого населенного пункта. Сен-Дени и Париж соединяет 13-я ветка метро. Территория относится к региону Иль-де-Франс.

После того как Франция открыла свои границы для жителей бывших колоний, этот парижский пригород превратился в город эмигрантов. В настоящее время здесь проживают в основном жители арабских государств Северной Африки и Ближнего Востока.

Прогуливаться по Сен-Дени небезопасно, особенно в вечернее время. Населенный пункт считается самым неблагополучным в стране в связи с высоким уровнем преступности, хотя когда-то он являлся кварталом студентов. Те, кто приезжал учиться в Париж, обычно жили в пригороде, где аренда жилья стоила на порядок дешевле, чем в столице.

Вы были в Париже?

Да ☻ Нет ☹

Однако несмотря на сложную обстановку с эмигрантами, большое количество туристов стремится попасть в этот город из-за Аббатства Сен-Дени, которое является главным религиозным сооружением Франции. Этот архитектурный исторический памятник имеет большое значение в жизни государства и считается одним из символов страны.

Топ 7 мест в Перпиньян, которые нужно посетить каждому туристу

Историческая справка

В II-III веках на берегу Сены существовало поселение Катколлуак. Это название означало «очень грязное место». Территория действительно была заболоченной и мрачной. Но в 630 г. король Франции Дагоберт I основал здесь бенедиктинское аббатство Сен-Дени.

Легенда гласила, что именно на это место пришел умирать из Парижа епископ Дионисий, держа в руках свою отрубленную голову. Франция считает его небесным покровителем. Поэтому свое название монастырь Сен-Дени получил в его честь.

Мнение эксперта

Князева Виктория

Гид по Парижу и Франции

Задать вопрос эксперту

Город имел большое значение в жизни государства. На протяжении нескольких столетий на его территории хоронили французских монархов. Базилика Сен-Дени до сих пор известна во всем мире, как усыпальница почти всех королей бывшей империи.

В период Столетней войны почти все население было уничтожено, а сам населенный пункт практически стерт с лица земли. Однако аббатство Сен-Дени удалось сохранить. В 1567 г. в пригороде Парижа произошло сражение между сторонниками католической и протестантской ветвей христианства. Эта битва вошла в историю как одно из самых крупных вооруженных противостояния «папистов» и гугенотов. В ходе столкновений погиб влиятельный политический и военный деятель того времени Анн-де-Монморанси.

Во время Французской революции аббатство Сен-Дени вновь было разграблено. Королевские гробницы разорены, а останки монархов выброшены в городской ров. Во время реконструкции храмы комплекса были восстановлены, а усыпальнице возвращен первоначальный вид и значение.

Валь Д"изер Франция

В 20-е годы XX в. положение города определила его близость к французской столице. В окрестностях Парижа было создано большое количество промышленных предприятий. Сен-Дени стал местом жительства рабочих с заводов и фабрик. Умами пролетариата очень быстро завладели коммунистические идеи. Они сильны здесь до сих пор. Французская коммунистическая партия и сегодня пользуется поддержкой местного населения.

В 1998 г. в Сен-Дени проходило историческое международное спортивное событие. Матчи Чемпионата мира по футболу проводились на 80-тысячном стадионе «Stade de France», построенном специально для важного первенства. В 2016 г. на этой площадке встречались уже игроки сборных, принимавших участие в Европейском чемпионате.

«Stade de France»

Главная достопримечательность

Небольшой городок на окраине Парижа был бы абсолютно неприметным населенным пунктом, если бы не 1 деталь. Аббатство Сен-Дени давно стало символом Франции. Увидеть своими глазами королевскую усыпальницу хотят тысячи туристов, приезжающих в столицу государства. Здесь погребены останки 25 монархов, 10 королев и 84 принцев и принцесс. Прах обезглавленных на гильотине Людовика XVI и его супруги Марии Антуанетты тоже покоится здесь.

Надгробие (Генрих II и Екатерина Медичи)

Собор Сен-Дени был построен на месте древнего галло-римского кладбища. Считается, что именно там был похоронен первый епископ Франции Дионисий Парижский, казненный римлянами на Монмартре.

Известно, что сначала над гробницей святого была построена базилика Сен-Дени. Это произошло в 475 г. А уже в 630 г. она стала главным собором монастыря, который возник в пригороде французской столицы. В 754 г. здесь короновали Карла Великого, а с XIII в. начали хоронить всех королей и представителей их семей. В монастыре хранился главный штандарт государства. Здесь открывались благотворительные школы и больницы для простых людей.

Людовика XVII и Мария Антуанетта

Аббатство было неоднократно разграблено. Во время Великой Французской Революции многие гробницы были частично или полностью разрушены, останки монархов и вовсе выбросили в ров. Но позже их вновь перенесли в церковь Сен-Дени и сложили в общий оссуарий.

Сен Тропе Франция

С 1830 г. захоронения здесь прекращены. С тех пор только в 2009 г. в главном храме бывшего аббатства торжественно предали земле сердце Людовика XVII, сына казненных революционерами последнего короля Франции и его супруги Марии Антуанетты. Сегодня собор Сен-Дени остается главным некрополем государства и памятником истории.

Эти надгробные памятники начали устанавливаться по инициативе Людовика IX Святого в 1267 году, и сейчас в базилике покоятся в общей сложности 43 короля и 32 королевы, в том числе Дагоберт I, Гуго Капет, Людовик XVI и Мария-Антуанетта.


Как гласит легенда, примерно в середине III в. н. э. на Монмартре казнили первого парижского епископа святого Дионисия (на французский манер это имя звучит как Дени). Палач опустил топор, однако обезглавленное тело вместо того, чтобы свалиться на эшафот, подошло к голове, взяло ее в руки и двинулось из Парижа по северной дороге. Через шесть километров оно упало и больше не поднималось, произошло это около небольшой деревушки, которой позже дали название Сен-Дени. Там Дени был похоронен среди великомучеников, казненных за веру в Бога.


Дионисий Парижский, Святой покровитель Франции
и первый епископ Парижа


Смерть Святого Дионисия Парижского.

Возникновение базилики.

История базилики Сен-Дени восходит к концу III века: Дионисий Парижский принял мученическую смерть около 280 года и был похоронен на месте будущего аббатства. Он был христианским миссионером, который принимал участие в евангелизации Парижа .



Лишь в V веке на месте захоронения Дионисия появилось надгробие, а сам он стал почитаем как святой по инициативе Святой Женевьевы. Тогда же была построена первая усыпальница Сен-Дени.

Тимпан над северным порталом западного фасада.

Недавние исследования привели к открытию гробницы королевы Арнегунды, жены Хлотаря I. Она была первой монаршей особой, похороненной на месте нынешней базилики. Дагоберт I был первым королем, погребенным в аббатстве в 639 году.

На протяжении всей своей жизни он с особым почтением относился к святому Дионисию, которого считал покровителем монархии. В «Деяниях короля Дагоберта» рассказывается о том, что Дагоберт нашел мощи святого Дионисия и двух его сподвижников, пресвитера Рустика и диакона Элевтера, которых и решил похоронить в базилике. Несмотря на растущее внимание к ней, в базилике Сен-Дени не хоронили монарших особ вплоть до Х века.


королевский некрополь и символ монархии


Базилика приобрела фундаментальное значение для французской монархии в июле 754 года, когда был коронован Пипин Короткий: его помазал на царство папа Стефан II. Это была первая коронация, произошедшая в Сен-Дени.



Тогда же король пообещал базилике обновление, но работы начались лишь пятнадцать лет спустя. Строительство было завершено в 775 году, и базилика была освящена в том же году Карлом Великим.


Она составляла 80 метров в длину и имела три нефа. Согласно описанию 799 года, врата были изготовлены из слоновой кости, золота и серебра. Крипта с кольцевым коридором была создана по образу и подобию крипты собора Святого Петра в Ватикане, что позволяло паломникам поклоняться телам святых мучеников, проходя по кругу.

Фасады базилики Сен-Дени


Как и многие средневековые храмы, аббатство Сен-Дени проектировалось как небольшая крепость, в которой функции церкви совмещались с оборонительным замком. Однако его внушительные стены не смогли выдержать нападение войска короля Сигеберта, и в 8 веке церковь была разрушена, а затем перестраивалась в несколько этапов. Современный облик собора был создан во время правления Карла Великого, когда фактически новый храм был сооружен на старинных фундаментах. Но, несмотря на многочисленные реконструкции и дополнения, алтарная часть Сен-Дени всегда находилась на месте гробницы Святого Дионисия.










Собор Сен-Дени сыграл ключевую роль в истории архитектуры. Новый архитектурный стиль завоевал сначала всю Францию, а затем и Европу. Во многом это заслуга аббата Сугерия, который провел в стенах Сен-Дени всю свою жизнь. Именно он считается изобретателем архитектурного стиля, который позднее назовут «архитектурой света».


В начале ХII века аббатом монастыря стал советник королей Людовиков VI и VII некто Сугерий, при котором был создан очень изящный скульптурный фасад и появилась крипта. Своды храма приобрели некоторые черты готического стиля.



А после того, как на вершине церкви возвели каменный шпиль, Людовиком IХ сюда были перевезены тела ушедших из жизни французских монархов, каждому из которых поставили собственное надгробие. Итак, базилика стала местом захоронения французских принцев и монархов.


Во времена Французской революции комплексу Сен-Дени был нанесен огромный ущерб: пострадали бесценные произведения искусства. Разнузданная толпа вскрыла гробницы и разрушила надгробные изваяния, а королевские останки были сожжены. Здание базилики, как и Бастилия, должно было быть разрушено. Лишь благодаря счастливой случайности этого не произошло.


Масштабнейшие ремонтные работы здесь провели при императоре Наполеоне Бонапарте. И первый верующий после длительно перерыва сюда зашел в 1806 году. По указанию короля Людовика XVIII церкви были возвращены надгробия.


Сугерий, избранный главой аббатства Сен-Дени в 1122 году, сделал эту базилику символом монархии: он был близким советником Людовика VI и позднее Людовика VII. Он убедил королей сделать базилику королевским некрополем и хранилищем королевских реликвий. После многих поездок в Италию Сугерий решил изменить архитектуру базилики: вдохновленная готическим стилем, она и сейчас отличается своей оригинальностью (например, отсутствием стен между приделами, использованием монолитных колонн). Храм был увеличен, а расходящиеся лучами приделы были добавлены к клиросу.


Но историческая справедливость восторжествовала: в 1869 году усилиями архитектора Виоле-ле-Дюка базилика была восстановлена. Этот воистину великий человек свою жизнь посвятил восстановлению замечательнейших памятников французской архитектуры, находившихся в ужасном состоянии. Благодаря нему мы сейчас можем наслаждаться красотой и величием Мон-Сен-Мишеля, Нотр-Дама и многих других прекраснейших сооружений, которые могли кануть в лету, как это случилось с Бастилией.

Внутри базилики

Обилие скульптур, каменная резьба, великолепные витражи, сияющие золотом алтари — всё это производит невероятное впечатление.







Мощи святого Дионисия были размещены в центре клироса, на возвышении алтаря.

Витражи

Витражи аббатства объединены в циклы, имеющие общий сюжет. В одном из них повествуется о событиях Первого Крестового похода, другой основан на литературном произведении, описывающем посещение Святой Земли Карлом Великим.








«Архетиктура света», как называл аббат придуманный им стиль, возносит человека над житейскими проблемами, символизирует переход от материальных ценностей к духовным. Сугерий придумал оконные витражи, на которых изображены исторические и библейские сцены, а также витражную розу (круглое окно над главным входом храма).


Восхищение вызывает мозаичный пол работы итальянских мастеров.

Проход к алтарю, на полу которого мозайкой выложены знаки зодиака.

Надгробия и усыпальницы

Казненные король и королева


Статуя короля Людовика XVI


Статуя королевы Марии-Антуанетты.

По воле короля Людовика XVIII часовня была сооружена в 1826 году: ее окружала низкая мрачная аркада приблизительно охватывающая то место, где могли быть зарыты трупы Людовика XVI и Марии-Антуанетты. Сначала казненных во время революции короля и королеву похоронили на кладбище святой Магдалины, бросив трупы в общую могилу и засыпав их необожженной известью.


Казненная королева Мария-Антуанетта, взойдя на эшафот, сказала, что наследником трона объявляется ее десятилетний сын. Однако мальчику не суждено было взойти на престол. Замученный в казематах столичной тюрьмы Тампль, он вскоре скончался.


Тело ребенка усилиями тюремного медика было сохранено. В начале 2000-х над останками была проведена экспертиза, результаты которой свидетельствовали о том, что королева и мальчик являлись близкими родственниками. В 2004 г. сердце ребенка, непризнанного короля Людовика XVII, поместили в некрополь поблизости от родителей.


Гробница Людовика XI и его супруги, . Королевская чета на этом памятнике в двух видах: сначала в лежачем положении на саркофаге, потом над ним — на коленях.


Диана Французская

Людовик Х!!!

Надгробие Людовика XII и Анны Бретонской (XVI век) - является шедевром базалики


Людовик XII и Анна Бретонская изображены мертвыми внутри гробницы, а также живыми и молящимися в верхней ее части.


В базилике похоронены все короли Франции от Хлодвига Первого (465-511) до Людовика 18 го (1755 - 1824).А также несколько других королей, например Левон 5ый, царь Киликийской Армении (1342-1393).



Гробница армянского царя Левона V (1310-1342гг) в аббатстве Сен-Дени, Париж.

Надгробие Франциска I, его жены Клод Французской и их детей.





Надгробие Генриха II и Катерины Медичи,



Скульптор Пилон

Надгробие Генриха II и Катерины Медичи было заказано самой Екатериной. Королева решила сделать часовню семейной усыпальницей и для этого пригласила итальянского художника Приматиччо. После его смерти в 1570 году строительство продолжил Батиста Андруа ди Серсо. Десять лет основные скульптурные работы выполнял Пилон. Ротонда строилась долго, но так и осталась незаконченной.


На гробнице — коленопреклоненные фигуры молящихся короля и королевы; внутри часовни монаршая чета изображена в виде мраморных gisanti.

Архитектурное обрамление памятника — продолговатая, отдельно стоящая часовня на украшенном рельефами из бронзы и мрамора возвышении - принадлежит Приматиччо. На углах возле памятника установлены четыре большие бронзовые статуи Добродетелей, выполненные в стиле Фонтенбло ;

Вспоминая проведенное нами выше различие между классическим и средневековым отношением к смерти, мы можем выразить это чувство следующим образом. Готический gisanti — образ, в котором подчеркнуто физическое разложение плоти, представляет будущее состояние тела в соответствии со всем «перспективным» характером средневековой гробницы. Gisanti Пилона — «ретроспективны», хотя в них и не отрицается реальность смерти. Именно в таком единстве противоположностей (которого ни разу не удалось повторить, даже самому Пилону) и кроется причина величия этих фигур


Это чьи гробницы на предыдущем фото



Людовик XIV Великий

Король-Солнце



Людовик Шестой, который оказался позже одним из персонажей фильма "Пришельцы"

Именно во время царствования Людовика VI появилась традиция, следуя которой французские короли отправлялись в аббатство, чтобы поднять знамя Сен-Дени перед выходом на войну или в крестовый поход.


Интересные факты.

Трогательные любимые собачки и куницы, которых королевы когда-то носили на руках с вполне прагматичной целью, поскольку температура зверька выше, то блошки перебирались с высоких дам на животное.

К 1140-1144 годам относятся витражи, сохранившиеся лишь во фрагментах.

В 1837 году молния поразила шпиль северной башни, ее не удалось восстановить, поэтому базилика имеет, к сожалению, только одну башню.

В XIII веке были проведены большие работы по реконструкции нефа. Две башни фасада были построены в это же время: северная башня возвышалась более чем на 86 метров, однако затем была разрушена. Надгробные памятники в виде лежащих тел усопших стали устанавливаться в базилике под руководством короля Людовика IX с 1267 года.


Особенностью лежащих изваяний были открытые глаза: почившие находились не в мире смерти, но в ожидании Воскресения. Символически все фигуры были расположены по направлению на восток, откуда Христос должен придти на землю в конце времен.

Построенная во времена средневековья, базилика Сен-Дени в Париже больше напоминала фортификационное сооружение, чем храм. Через глубокий ров с водой был переброшен подъемный мост, ведущий к защищенным двумя башнями воротам. Стены имели бойницы и крепостные зубцы.

Базилика Сен-Дени была также местом коронации королев Франции. В отличие от королей, коронация королев не носила систематического характера. Екатерина Медичи и Мария Медичи обе были помазаны на царство в Сен-Дени.

Пьер Анри Ревуаль «Король Филипп Август принимает орифламму в Сен-Дени» 1841,

В сен Дени хранились важные королевские реликвии - орифламма (королевский штандарт), меч Карла Великого и другие монаршие регалии. Вплоть до XV века каждая военная кампания начиналась с торжественно службы в аббатстве, во время которой монарху торжественно вручали орифламму. Великая летопись, главный исторический документ Франции, рассказывающий об основных событиях в истории страны, также велась в Сен-Дени.

Рубенс Коронация Марии Медичи"


После Французской революции многие тела ее жертв были захоронены в братской могиле, а уникальные надгробные статуи — перемещены со своих изначальных мест. Хотя некоторые из этих памятников были уничтожены, большинство все же удалось сохранить, они были выставлены в Музее французских памятников.

Франсуа Паскаль Симон Жерар Коронации Карла

В 1846 году известный архитектор и реставратор Жак Виолле-ле-Дюк потребовал демонтажа северной башни, чья конструкция сильно пострадала от удара молнии и торнадо, прошедшего по региону. Кроме того, ему принадлежит идея реорганизации всех королевских гробниц в том виде, который мы знаем сегодня.

В самом соборе есть экспозиция, в которой можно увидеть королевские мантии, короны и другие принадлежности .


Мантия Людовика 18

После творческой перестройки, затеянной Сугерием, храм приобрел более величественные и воздушные очертания. Результат был настолько ошеломляющим, что епископ, освящающий его, приказал возводить соборы по образу базилики Сен-Дени.



Перед входом в базилику есть памятная доска, говорящая о том, что 13 сентября 1429 года, в этих местах, в сражении за Париж, была ранена Жанна д`Арк

В 1966 году базилика была возведена в статус собора, а в 1980 году ее посетил Папа Иоанн Павел II.

Базилика Сен-Дени в наши дни.

До наших дней сохранился западный фасад здания, датируемый XII столетием, галерея, украшенная витражами, на которых запечатлены сцены, рассказывающие о крестовых походах и жизни святых. Уцелели скульптурные декоры внутреннего убранства, надгробные изваяния французских королей. Некоторые из них выполнены с такой детализацией, что можно различить узор на ткани. Восхищение вызывает мозаичный пол работы итальянских мастеров. Благодаря окнам верхнего яруса и огромным витражам нижнего, храм Сен-Дени ярко освещен.

– безусловно, один из главных соборов Франции, но есть еще и старинная церковь в пригороде Парижа при аббатстве Сен-Дени.

Усыпальница королей

Аббатство было основано в 625 году, и ее собор считается самым первым собором, построенным в готическом стиле. Главный собор средневековой Франции посвящен святому Дионисию, чья могила, по легенде, скрыта под собором. За столетия своего существования Сен-Дени стал усыпальницей для 25 королей и 10 королев Франции. В некрополе по указу короля Людовика IX были установлены 16 роскошных гробниц, каждая из которых представляет собой сложные сооружения в виде самостоятельных готических соборов или богато украшенные саркофаги с фигурами святых по периметру.

Архитектура собора Сен-Дени

Как и многие средневековые храмы, аббатство Сен-Дени проектировалось как небольшая крепость, в которой функции церкви совмещались с оборонительным замком. Однако его внушительные стены не смогли выдержать нападение войска короля Сигеберта, и в 8 веке церковь была разрушена, а затем перестраивалась в несколько этапов. Современный облик собора был создан во время правления Карла Великого, когда фактически новый храм был сооружен на старинных фундаментах. Но, несмотря на многочисленные реконструкции и дополнения, алтарная часть Сен-Дени всегда находилась на месте гробницы Святого Дионисия.

Собор Сен-Дени сыграл ключевую роль в истории архитектуры. Новый архитектурный стиль завоевал сначала всю Францию, а затем и Европу. Во многом это заслуга аббата Сугерия, который провел в стенах Сен-Дени всю свою жизнь. Именно он считается изобретателем архитектурного стиля, который позднее назовут «архитектурой света». Для внутреннего украшения собора были приглашены лучшие европейские мастера. Наборный мозаичный пол заказали в Италии, изящную золотую утварь изготовили мастера-ювелиры с берегов Рейна и из Англии, каменные скульптуры выполнили резчики из Бургундии. Строительство аббатства ввело моду на витражи в технике «гризайль», когда роспись производилась черной краской по бесцветному дымчатому стеклу, и на сюжетные росписи по наборному цветному стеклу. Для работ по стеклу в самом соборе были приглашены лучшие мастера из Пикардии, которые выполнили для него огромные стеклянные полотна преимущественно синих глубоких тонов. Все они объединены в единый сюжет, повествующий о событиях Первого Крестового похода и посещении Карла Великого Святой Земли.

Полезная информация для посещения Сен-Дени

Собор Сен-Дени открыт для посещений круглый год за исключением случаев, когда собор закрыт на время венчаний или отпеваний. С мая по сентябрь по воскресеньям он открыт с 12 до 18:15 часов, в остальные дни – с 10.00 до 18:15. В зимнее время, базилика Сен-Дени открыта до 17:15. Добраться до собора из центра Парижа можно по 13 линии до станции Basilique St Denis. С некоторых станций метро на пригородных поездах линии D до остановки Saint Denis. До приалтарной части собор можно осмотреть бесплатно. Чтобы рассмотреть гробницы королей и весь некрополь, нужно купить билет. Стоимость взрослого билета составляет 7.50 евро, студентам 18-25 лет – 4.50 евро, для всех младше 18 – вход бесплатный. У касс с правой стороны собора можно найти буклеты на русском языке.


Top