Социальная структура монгольской империи. Общественный строй монголов в конце XII — начале XIII в Каков был общественный строй монгольской империи

Татаро-монгольские государства на территории нашей страны (XIII - XV вв.).

Монгольская империя - государст­во, созданное в Центральной Азии талантливым военачальником Темучином (Чингис-ханом) в начале XIII в. В короткое время монголы завоевали огромную террито­рию в Азии и Европе от Тихого океана до Адриатического моря и Цент­ральной Европы. Столицей империи стал г. Каракорум.

В 1206 г. на курултае - собрании представителей монголь­ской знати - хан Темучин (Темуджин) был избран ханом всех монголов, получив титул Чингис-хана (Великого вождя). Он сумел создать боеспособную армию, в которой была введена железная дисциплина.

Вскоре Чингис-хан начал проводить захватническую поли­тику. В последующие пять лет монгольские отряды, объеди­ненные Чингисханом, покорили земли соседей, а к 1215 г. за­воевали Северный Китай. При помощи взятых на служ­бу к монголам китайских специалистов была создана эффективная администрация. В 1221 г. орды Чингис-хана разгромили основ­ные силы хорезмского шаха, затем покорили Среднюю Азию и Кавказ. В 1223 г. в битве на р.Калке передовой отряд монгольского войска разгромил объединённые силы русских князей. Русские действовали нерешительно, не все полки приняли участие в битве в связи с тем, что возглавляющие их князья занимали выжидательную позицию.

В 1237 г. огромное войско хана Батыя, внука Чингис-хана, вторглось в русские земли. Были покорены почти все княжества, города Рязань, Москва, Владимир, Чернигов, Киев и многие другие сожжены. До Новгорода монголы не дошли, но вскоре новгородцы вынуждены были согласиться на выплату тяжелой дани монгольскому хану.

В 1241 г. монголы напали на Польшу и Венгрию. Поляки и тевтонские рыцари потерпели поражение. Однако из-за борьбы за ханский престол Батый прекратил наступление и ушел в южнорусские степи.

Еще при жизни Чингис-хан разделил свою империю на 4 улуса (области), во главе которых поставил своих сыновей. После его смерти, в 40-х гг. XIII в. улусы постепенно превратились в самостоятельные государства. Западный улус, первоначально переданный по начало Джучи-хана, занимал огромную территорию от Иртыша до Дуная. В свою очередь этот улус был разделен между сыновьями хана Джучи на два удела (юрта). На территории западного юрта, владении внука Чингис-хана - хана Батыя, образовалось государство, получившее название Золотой Орды.

Золотая Орда была основана в 1243 г. и представляла собой раннефеодальную монархию, воспринявшую влияние китайской политической культуры и сохранившую много элементов традиционной для монголов-кочевников догосударственной культуры. Для общественного строя монголов были характерны следующие особенности:


Кочевой и полукочевой образ жизни населения;

Патриархальный характер рабства;

Значительная роль племенных вождей;

Иерархия кочевого землевладения.

Господствующее положение в обществе принадлежало богатым землевладельцам («белая кость»), они составляли монголо-татарскую кочевую аристокра­тию.

В первую группу феодалов входили хан и царевичи из рода Джучи - первого хана Золотой Орды. Во вторую группу - наиболее крупные феодалы - беки и найоны. Третья группа феодалов состояла из тарханов - людей, занимавших невысокие должности в государственном аппарате. Четвертую группу привилегированного населения составляли нукеры - они входили в ближайшее окру­жение своего господина и находились на его иждивении. После принятия ислама в качестве государственной рели­гии значительную роль в Золотой Орде стало играть мусульманское духовен­ство.

Феодально-зависимое население называлось «черной костью» и включало кочевников-скотоводов, земледельцев и жителей городов. Крестьянское население разделялось на крестьян-общин­ников, имевших свой инвентарь, надворные постройки и т. д., и обедневших членов крестьянской общины.

Монголы, составлявшие ядро населения Золотой Орды, вскоре стали растворяться среди массы покорённого ими тюркского населения, прежде всего - половцев (кипчаков). Уже к концу XIII в. монгольская аристократия и основная масса простых монголов настолько тюркизировались, что монгольский язык был почти вытеснен из официальной документации кипчакским языком.

Государство Золотой Орды воз­главлял хан, обладавший сильной деспотичной властью. Он избирался курултаем - съездом монгольской аристократии. Столицей государства первоначально был г. Сарай-Бату, построенный в 1254 г. на Волге.

Центральным органом управления в монгольском государстве был диван . В него входили четыре эмира , возглавлявшие улусы, на которые была разделена территория Золотой Орды. Их работу координи­ровал визирь - номинальный глава правительства. Обычно эмиры являлись родственниками хана Орды и сохраняли определённую самостоятельность в местном управлении.

Государственная организация монгольского населения соответствовала её военной организации. Она основывалась на древней де­сятичной системе. Все население улусов было разделено на десятки, сотни, тысячи и тьмы; командирами этих подразделений яв­лялись десятники, сотники, тысячники и темники. Основным родом войск монголов была легкая и тяжелая кавалерия.

Своего наибольшего расцвета Орда достигла в 1313 г., после прихода к власти в результате междуусобной феодальной войны хана Узбека. При нём в Золотой Орде получил широкое распространение ислам. Армия Узбека насчитывала более 300 тыс. воинов. С её помощью он подчинил Синюю Орду (восточная часть империи) и усилил власть над всеми покорёнными землями, в том числе - над Русью.

Начало распада Золотой Орды относят к 70-м гг. XIV века, а во второй половине XV в. Орда окончательно распалась на несколько самостоятельных государств.

- 198.50 Кб

Введение………………………………………………………… …………………………….3

ГЛАВА 1. Становление Монгольского государства…………………………………….…4

1.1.Монголия до образования государства…………………………………….…….4

1.2.Образование Монгольской империи…………………………… ………….…….4

ГЛАВА 2. Устройство жизни общества монгольской империи…………………….……..8

2.1.Общественное устройство. ……………………………………………………….8

2.2.Военное устройство Монгольской империи. ………………….……………….12

2.3. Судебная система Монголии в XIII веке по «голубой книге» указов Чингисхана…………………………………………………… ……………………………….16

ГЛАВА 3. Государственный строй………………………………………………………….19

Заключение…………………………………………………… ………………………………25

Список литературы…………………………………………………… ……………………...27

Введение

Актуальность темы исследования. Монголы один из древнейших народов Центральной Азии, имеющий богатую историю и внесший свой вклад в развитие мировой цивилизации. Между тем история монгольского народа на всем ее протяжении не получила одинаково достоверного и правдивого освещения в научной литературе. Это относится, прежде всего, к древней и средневековой истории Монголии, особенно к периоду существования Монгольской империи и деятельности Чингисхана.

На протяжении веков личность Чингисхана (1155 -1227) привлекает неизменный интерес. Оценки его дел противоречивы. В отечественной историографии образ этого полководца и государственного деятеля в целом отрицателен: считается, что формирование его державы сопровождалось особой жестокостью, что «монголо-татарское иго» замедлило социально-экономическое развитие завоеванных стран, а рассеяние монголов по значительной территории привело к их ассимиляции другими народами, подрыву потенциала самой Монголии и ее слабости после распада империи. Отчасти эти оценки справедливы. В то же время, не следует забывать, что Средневековье (вообще) не отличалось гуманностью - ни в Европе, ни в Азии. Более того, монголы проявляли исключительную религиозную и национальную терпимость. В отличие от многих завоевателей, приходивших и до, и после, они не ставили целью огнем и мечом навязать свою религию или образ жизни, разрушая историческое и культурное наследие других народов. Ханы Монгольской империи покровительствовали всем религиям в равной мере, не навязывая ни одну из них. В этом они надолго опередили свое время. И, хотя верхушка правящего класса государства формировалась из монголов, национализма или национального гнета не было.

Таким образом, даже столетия спустя, в наше время усиления религиозной и национальной нетерпимости есть в чем взять пример с Чингисхана и его преемников.

Обновление исторического знания, а также необходимость многоплановых исследований, охватывающий сложный по своему содержанию исторический период монгольского общества и Золотой Орды, имеет важное значение для исторической науки.

Значительное внимание к истории монгольского господства в Азии проявляется в Китае. Китайское общество по изучению истории монголов и Китайское общество по изучению династии Юань систематически собирают свои конференции с привлечением не только ученых КНР, но зарубежных монголоведов для обсуждения вопросов, связанных с историей дома Чингисхана. Таким образом, обращение к данной теме является актуальным.

Цель данного исследования – рассмотрение устройства монгольского быта до и после образования монгольского государства, влиялие, которое оказал Чингизхан для монгольского общества.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: рассмотреть общественное устройство Монгольского государства; исследовать процессы образования государства монголов; рассмотреть государственный строй монгольского царства.

Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения с краткими выводами по каждой главе, списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. Становление Монгольского государства

1.1.Монголия до образования государства

В XII веке племена, которые впоследствии стали называться монголами, занимали обширные степные территории от Амура на востоке до верховьев Иртыша и Енисея на западе, от Великой Китайской стены на юге до границ Южной Сибири на севере. Крупнейшими племенами монголов, сыгравшими важную роль в последующих событиях, были татары, кереиты , найманы , меркиты и собственно монголы. Племена монголы занимали большую часть бассейна рек Орхона и Керулена.

Этноним «монгол» в форме «мэнгу», «мэнгу-мо», «мэнгу-ва» - впервые встречается

в китайских хрониках династии Тан. Так китайцы называли группу «варваров» (все степ-

ные народы), которые кочевали на их северных границах, что, очевидно, отражало их са-

моназвание. Северо-монгольские племена китайцы называли «чёрными» татарами, а

кочевников, примыкающих к Великой Китайской стене «белыми» татарами. Встречает-

ся и такое понятие как «дикие» татары, применимое к народам, занимающихся охотой и

рыболовством и жившим в самых отдалённых северных районах Монголии.

Монгольские племена в XII веке занимались скотоводством и охотой. Жили они в войлочных кибитках. Кочевать их заставляла необходимость перемены пастбищ для их скота.

Монголы жили родовым бытом. Делились они на рода, племена и улусы. Монгольское общество XII века делилось на три класса: степную аристократию, простолюдинов (карача) и рабов.

Каждое племя или род управлялось своим ханом и являлось как бы небольшим государством, включавшим в себя определенное количество семей, обязанных поставлять военные отряды-улусы и имевшим достаточное для их содержания пространство земли-юрт. Как правило, ханы в указанное время являлись уже наследственными правителями, хотя продолжала существовать выборная система эпохи военной демократии, когда хана как военного предводителя выбирали представители родоплеменной аристократии.

Борьба за преобладание верховной власти в степи между кочевниками была долгой и упорной. В начале XII века при Хабул-хане и Амбагай-хане, возвысилось племя монголов. Однако в 1161 году чжурчжени и татары нанесли монголам крупное поражение. Внук Хабул-хана, Есугэй уже не был ханом, а носил титул багатура. Тем не менее, он оставался крупной фигурой. Будучи удачливым, в походах и набегах на другие племена, Есугэй-багатур имел множество подданных и большие стада скота. Он внезапно скончался около 1165 г., отравленный своими врагами татарами. После смерти Есугэй-багатура собранный им улус распался. Наиболее могущественными племенами делаются татары, кочевавшие около озера Буир-Нур. Этническая принадлежность татар по сей день остается предметом дискусии. Многие историки полагают, что по языку они были не монголами, а тюрками, хотя и могли иметь в подчинении каких-то монголов, которые в связи с этим также именовали себя татарами. Как бы то ни было, название «татары» прикрепилось в дальнейшем именно к тюркским народам. Новое возвышение монголов произошло при сыне Есугэя, Темучине.

1.2.Образование Монгольской империи

Во второй половине XII века среди монгольских племен, с учетом кочевой специфики, происходили те же социальные процессы, что и в Западной Европе в V - VII вв., у восточных славян VIII - IX вв. Шло разложение первобытнообщинных отношений, появлялась частная собственность; хозяйственной основой монгольского общества стал уже не род, а отдельная семья. Это изменило весь уклад жизни монголов. Одно лишь большое различие имелось в жизни монгольского общества и народов Западной и Восточной Европы, проходивших тот же путь на несколько веков ранее. Основная часть монгольских племен, в первую очередь те, кто жили на юге, в степных районах, были кочевниками-скотоводами. Основой их хозяйства были несметные табуны лошадей, стада рогатого скота, овец. Северные племена, жившие в лесостепной и лесной полосе, в основном занимались охотой, звероловством, рыбной ловлей. На огромных пространствах монгольских земель не было равномерного развития отдельных племен. Южные племена были наиболее развиты в хозяйственном отношении, наиболее богаты. Кочевое скотоводство, превосходные пастбища давали здесь возможность отдельным семьям выделяться в хозяйственном отношении. В первую очередь такую возможность получали племенные вожди-ханы, племенные старейшины-нойоны. Появились семьи, в руках которых сосредотачивались тысячи голов скота, которые либо путем насилия, либо путем купли, заклада захватывали себе лучшие, наиболее удобные пастбища. Так формировалась племенная знать, племенная верхушка во главе с ханом. Основная часть скотоводов-аратов все чаще попадала в зависимость от богатой верхушки монгольского общества.

Создание первой государственной организации монголов связано с деятельностью Темучина, сына батыра Есугея, владельца крупного улуса, кочевавшего в долине Онона.

Тимучин родился по одним данным в 1162 году, а по другим в 1155 году в семье влиятельного представителя монгольской знати – нойона Есугей бахадура. По монгольскому преданию Темучин происходил из рода кият-борджигинов по отцу, а мать его Оэлен-эхе (“мать-облако“) была из племени конрат. Рано (9лет) потеряв отца, в юности Темучин прошел тяжелые жизненные испытание, с тяжелой колодкой на шее скрываясь от своих преследователей в зарослях реки Онон и питаясь сырой рыбой.

Однажды предводитель тайчиутов, Таргутай-Кирильтук послал своих людей к стойбищу Темучина, и те захватили его в плен. На юношу надели колодки и увели в стан тайчиутов, где стали держать узником, переводя каждый день из одной юрты в другую. Однако спустя какое-то время Темучину удалось бежать.

Сразу после этого началось великое восхождение Темучина к вершинам власти и могущества. Когда ему исполнилось 17 лет он женился на Борте (Дай-сечен отец Борте). Выдававшийся ростом и физической силой, а также своим незаурядным умом, сын Есугэя сначала набрал из своих соплеменников шайку удальцов и занялся разбоем и набегами на соседние племена, вернул угнанные у него стада. Постепенно число его приверженцев росло, и в 1189 году Темучин встал во главе возрожденного монгольского улуса. После этого он в союзе с кереитами нанес поражение татарам и в 1202 году произвел страшное избиение среди них. Оставшиеся в живых татары были рапределены по монгольским родам. Вслед за тем Темучин неожиданно напал на кереитов и разбил их наголову. Предводитель племени Ван-хан-самый могущественный владетель тогдашней Монголии-был убит. Следующими противниками стали найманы.

В 1204 году Темучин двинулся против найманов и нанес им жестокое поражение. Их предводитель Таян-хан погиб. Затем пришла очередь меркитов , которые также были разгромлены. Однако их хан Токтая успел бежать. В 1206 году Темучин совершил поход на Алтай и окончательно победил найманского хана Кучлука и меркитского хана Токтою. Последний был убит, а Кучлук бежал в Семиречье. Таким образом, Темучин сделался повелителем монголов, объединив под своей властью все жившие там племена.

В вопросе объединения выявилось 2 тенденции:

Большая часть аристократии предпочитали объединение на уровне племенной конфедерации с сохранением своей реальной власти на местах. Но это не могло обеспечить социально-политической стабильности, т.к. племенные союзы в Монголии разваливались также быстро, как и возникали. Носителем этой тенденции был Джамуха, которого поддерживали татары.

Тенденция к жёстко централизованному государству, сторонником которой был Чингисхан, поддерживаемый монголами.

Прежде чем стать великим ханом, Темучину пришлось свыше 20 лет вести жестокую борьбу со своими противниками, и ни его родной народ, ни его соседи не знали от него пощады. Темучину было уже за 40 лет, когда он вышел победителем из смертельной схватки за единоличную власть. В 1206 году на хурале - съезде всех монгольских князей - на берегу Онона он провозгласил себя их верховным повелителем - Чингисханом («великим ханом», «посланным небом») .

Все подчиненные ему племена стали с тех пор именоваться монголами. Так осуществилась на 52 году жизни Чингисхана давно лелеемая им мечта.

Описание работы

Актуальность темы исследования. Монголы один из древнейших народов Центральной Азии, имеющий богатую историю и внесший свой вклад в развитие мировой цивилизации. Между тем история монгольского народа на всем ее протяжении не получила одинаково достоверного и правдивого освещения в научной литературе. Это относится, прежде всего, к древней и средневековой истории Монголии, особенно к периоду существования Монгольской империи и деятельности Чингисхана.

Содержание

ГЛАВА 1. Становление Монгольского государства…………………………………….…4
1.1.Монголия до образования государства…………………………………….…….4
1.2.Образование Монгольской империи……………………………………….…….4
ГЛАВА 2. Устройство жизни общества монгольской империи…………………….……..8
2.1.Общественное устройство. ……………………………………………………….8
2.2.Военное устройство Монгольской империи. ………………….……………….12
2.3. Судебная система Монголии в XIII веке по «голубой книге» указов Чингисхана…………………………………………………………………………………….16
ГЛАВА 3. Государственный строй………………………………………………………….19
Заключение……………………………………………………………………………………25
Список литературы…………………………………………………………………………...27

В XII в. монгольские племена занимали территорию, входящую в нынешнюю Монголию и Бурятию. Это было обширное пространство Центральной Азии: бассейны рек Орхона, Керулена, Толы, Селенги, Онгина, Онона, у озер Хубсутул на западе и Буир-Нур и Кулун-Нур на востоке (около р.Халкин-Гол). Монгольские племена носили различные названия: собственно монголы, мерниты, кедриты, ойраты, найманы, татары. Последние были наиболее многочисленны и воинственны. Поэтому соседние народы название татар распространили на другие монгольские племена.

С конца XII в. у монгольских племен происходил процесс распада родоплеменного строя. Особенностью этого строя было то, что он развивался на базе кочевого скотоводческого хозяйства. Для этого способа производства характерна собственность не на землю, а на стада и пастбища. Отсюда и стремление кочевых племен к расширению района обитания, что, как правило, происходило посредством грабительских походов.

Из среды общинников-скотоводов (карачу) стала выделяться знать - нойоны и багатуры, которая возглавляла отряды дружинников-нукеров. Права знати охранял закон - "Яса".

В начале XIII в. произошло объединение монгольских племен. Этому в основном способствовала дипломатическая и, особенно, военная деятельность Темучжиня - предводителя монголов. В кровавой междоусобной борьбе им удалось в конце концов покорить даже татар. Большинство их было перебито (Темучжин приказал казнить всех, кто ростом был выше оси тележного колеса), оставшиеся объединились с монголами. В 1206 г. на съезде племен (курултае), проходившем в верховьях реки Онон, Темучжин был провозглашен правителем всех монгольских племен. Он получил имя Чингисхана (точное значение не установлено, обычно переводится как Великий хан).

Чингисхан укрепил издавна существовавшую военную организацию монголов, которая совпадала с территориальной. Вся территория была поделена на три части: центр, левое и правое крыло. Каждая из них делилась на "тьмы" (10 тыс.,) "тысячи", "сотни", "десятки" во главе с темниками, тысячниками, сотниками, десятниками. Такое устройство способствовало быстрому и четкому развертыванию военных сил. В войске была введена строжайшая дисциплина. Основной ударной силой являлась конница. Создав сильную и агрессивную организацию Чингисхан приступил к завоеваниям.

Походы монголо-татар

Первые удары были нанесены соседним народам: тангутам, чжурженям (предки современных маньчжур), а также уйгурам, туркменам и др. Используя их военные силы, а также их боевые навыки, монголы в 1219-1224 гг. предприняли поход в Среднюю Азию, Иран, Афганистан, на Кавказ и в половецкие степи. В Средней Азии были захвачены и разрушены Самарканд, Бухара, Ходжент, Мерв и другие богатые города. Жители уничтожались, а наиболее искусных ремесленников уводили в плен. Эту территорию стали заселять кочевниками, ирригационное земледелие было уничтожено, началось наступление песков на земледельческие оазисы. Исчезла с лица земли веками создававшаяся земледельческая цивилизация.

Далее, после захвата Северного Ирана монголо-татары двинулись в Закавказье. Однако вследствие сильного сопротивления армян и грузин и непривычных естественных условий они были вынуждены покинуть эту территорию. В свои степи монголы возвращались другим путем. Найдя узкую равнинную полоску между Каспийским морем и горами у Дербента, "псы" Чингисхана Джебе и Субедей ворвались в половецкие степи. Разгромив часть половцев, они стали продвигаться к русским землям. Тогда один из половецких ханов - Котян обратился за помощью к русским князьям: "Побороните нас. Аще не поможете нам, мы ныне иссечени будем, а вы наутрие иссечени будете". Перед лицом опасного врага просьба древнерусскими князьями была принята. Однако не все русские земли выставили свои войска (отсутствовала дружина из Ростово-Суздальской земли), а между пятнадцатью направившимися к Дону князьями не было единства. Заманив русское войско в степи, монголо-татары (численность их доходила до 30 тыс.) 31 мая 1223 г. в битве на р.Калке нанесли ему жестокое и сокрушительное поражение. Из Приазовья вернулась лишь десятая часть войска. Несмотря на успех, монголо-татары, продвинувшись до Днепра, неожиданно повернули назад в степи. Так закончился первый поход монголо-татар на Русь.

Походы на Русь Батыя

После смерти Чингисхана (1227 г.) наследником стал его сын Угэдей. Завоевательные походы были продолжены. В начале 30-х годов XIII в. монголы вновь обрушились на Закавказье. А в 1236 г. начинается поход на русские земли. Его возглавил внук Чингисхана, сын его старшего сына Джучи-Бату (Батый), который получил во владение (улус) западные земли, в том числе и те, которые предстояло покорить.

Овладев Волжской Булгарией, к осени 1237 г. монголы перешли Волгу и сосредоточились на р.Воронеж. Надо сказать, что новый поход на Русь не был неожиданностью для князей и всего населения. Как свидетельствуют летописи, в русских городах следили за продвижением монголо-татар, знали об их приближении и завоевательных планах, готовились к обороне. Однако за монголо-татарами оставалось подавляющее превосходство в военных силах. При самых скромных подсчетах их армия насчитывала от 37,5 тыс. до 75 тыс. человек и использовала первоклассную для того времени осадную технику. При отсутствии политического и военного единства на Руси противостоять многочисленным, хорошо обученным и жестоким войскам монголо-татар было крайне сложно. И тем не менее, русские земли, особенно в начальный период, попытались организовать коллективный отпор. Но объединения сил нескольких княжеств было недостаточно для противостояния сильному противнику.

Первой русской волостью на пути монголо-татар стала Рязанская. На требования Батыя о добровольном подчинении и выплате дани, рязанский князь Юрий Ингваревич и союзные с ним пронский и муромский князья ответили отказом. В свою очередь, не получив помощи от других земель, рязанцам пришлось действовать в одиночку. Но, даже находясь в осаде, они нашли мужество ответить татарским послам: "Если нас всех не будет, то все ваше будет". Рязань пала после пятидневной обороны 21 декабря 1237 г. Город был разграблен и сожжен, а жители, среди которых была княжеская семья, перебиты. На прежнем месте Рязань больше не возродилась.

В январе 1238 г. монголо-татары двинулись во Владимиро-Суздальскую землю. В бою под Коломной они нанесли поражение владимирцам и остаткам рязанцев, после чего подошли к Москве. Москва, бывшая в то время небольшим пригородом Владимира, оказала отчаянное сопротивление. Обороной руководил воевода Филипп Нянка. Город был взят только через пять дней. 3 февраля 1238 г. Батый подошел к Владимиру и осадил его, одновременно отправив отряд к Суздалю. 7 февраля после ряда безуспешных попыток овладеть городом через Золотые ворота, захватчики ворвались в него через проломы в стене. Летописец рисует жуткие картины грабежа и насилия. Укрывшиеся в Успенском соборе епископ Митрофан с княгинями и детьми, входившими в семью князя Юрия Всеволодовича, и другие люди были подожжены и скончались в мучениях от удушья и огня. Между тем сам владимирский князь Юрий, отъехав на север, попытался силами владимирского войска и собранных им полков Ростовской, Ярославской, Углицкой и Юрьевской земель остановить смертоносное шествие монголо-татар. 4 марта 1238 г. состоялась битва на затерянной в густых лесах северо-западнее Углича речке Сити. Точное место сражения до сих пор не установлено, но зато достоверно известно, что вся русская рать была перебита. Погиб и Юрий Всеволодович. Северо-Восточная Русь была разорена и опустошена.

В то же время другой отряд монголо-татар двинулся в Северо-Западную Русь. Здесь они встретили упорное сопротивление жителей Торжка - пригорода Новгорода. Но 5 марта - после двухнедельного стояния под его стенами - монголо-татары с помощью стенобитных устройств взяли и его. Враги иссекли всех "от мужьска пола и до женьска, иереискыи чин всь и черноризьскыа, а все изъобнажено и поругано, горкою смертью предаша душа своя господеви".

Путь на Новгород, таким образом, был открыт. Однако случилось непредвиденное: не дойдя до Новгорода ста верст, Батый возле местечка Игнач-крест, резко повернул на юг. Причины этого решения можно назвать лишь предположительно: предстоящая весенняя распутица, вследствие которой чрезвычайно усложнялось дальнейшее продвижение, усталость и потеря боевого духа самих монголов, сражавшихся в непривычных для них условиях, а также доходившие до них слухи о решимости новгородцев сражаться до последнего.

Отход был стремительным и носил характер "облавы". Монголы разделились на отряды и, идя с севера на юг, охватывали своей "сетью" населенные пункты, попадавшиеся на пути. Особенно необходимо отметить стойкость жителей (во главе с юным кяязем Василием) небольшого городка Козельска, оборонявшегося беэ чьей-либо помощи семь недель. Они совершали вылазки, нападали на врага, уничтожали осадные машины. Когда дело дошло до штурма, то "козляне ж ножи резахуся с ними". "Злым городом" прозвали его татары и "не пощаде от отрочат до сосущих млеко".

Удалось отбиться Смоленску, но были разорены такие крупные центры как Переяславль-Южный, Чернигов и др. После этого монголо-татары вновь ушли в степи. Но уже в 1239 г. последовало новое вторжение. После захвата Мурома, монголы двинулись на южную Русь и подошли к Киеву. Оборону города организовал воевода Дмитрий (князь Михаил Всеволодович бежал). Горожане самоотверженно защищались около трех месяцев, по силы были неравны. В декабре 1240 г. Киев был взят. В следующем году монголо-татары разгромили Галицко-Волынскую Русь, а затем вторглись в Европу. Однако, потерпев ряд неудач в Чехии и Венгрии, Батый повернул свои войска на Восток. Проезжавший чуть позже через южные русские земли итальянский монах Плано Карпини оставил леденящие душу строки: татары "пошли против Руссии и произвели великое избиение в земле Руссий, разрушили города и крепости и убили людей, осадили Киев, который был столицей Руссии, и после долгой осады они взяли его и убили жителей города; отсюда, когда мы ехали через их землю, мы находили бесчисленные головы и кости мертвых людей, лежавшие в поле; ибо этот город был большой и очень многолюдный, а теперь он сведен почти ни на что: едва существует там двести домов, а людей тех держат они в самом тяжелом рабстве".

Исходя из вышеизложенного, трудно всерьез принимать выводы Л.Н.Гумилева о том, "что немногочисленные воины-монголы Батыя только прошли через Русь и вернулись в степь". Представляется, что гораздо точнее о трагедии, постигшей русский народ, сказал А.С.Пушкин, одновременно определив то значение, которое имели стойкость н мужество русских людей: "...растерзанная и обескровленная Русь остановила монголо-татарское нашествие на краю Европы". Дорого обошлась Руси ее самоотверженность. По подсчетам археологов, из 74 русских городов 49 были разорены татарами. 14 из них перестали существовать навсегда, а 15 превратились в сельские поселения. Погибли тысячи горожан, селян, знатных людей и простых общинников. Многие, особенно ремесленники, были уведены в плен. Кривая татарская сабля и сопутствующий ей огонь опустошпил Русь, но не поставили ее на колени. Нашествие Батыя не повлекло за собой уничтожения древнерусской народности и цивилизации.

Начало ига

Походы Батыя на русские земли в 1257-1241 гг. не повлекли за собой немедленного установления чужеземного господства. Но летом 1242 г. вернувшиеся с берегов "последнего" - Адриатического моря монголы в низовьях Волги образовали в составе Монгольской империи новое государство - Золотую Орду (улус Джучи). Оно охватило огромную территорию, включая земли волжских болгар, половцев, Крым, Западную Сибирь, Приуралье, Хорезм. Столицей стал Сарай, или Сарай-Бату, основанный неподалеку от нынешней Астрахани. В древнерусскне земли были направлены послы, потребовавшие от князей явки к Батыю с изъявлением покорности. Так в 1242 г. началось монголо-татарское иго, длившееся до 1480 г.

Первым в Орду в 1243 г. поехал оставшийся старшим среди владимиро-суздальских князей Ярослав Всеволодович. В течение следующего десятилетия русские князья совершили не менее 19 поездок к монголо-татарам, в том числе четыре раза в столицу Монголии - Каракорум. В Орде князья, обычно привозившие богатые дары и дани, получали подтверждение своих прав на свои княжества и на "великое княжение Владимирское" - "ярлык". Монголы, пользуясь этим и извлекая для себя выгоды, зачастую разжигали между русскими князьями соперничество, приводившее к распрям и кровопролитию. В конце 50-х годов XIII в. на Руси вводится система повсеместного и регулярного взимания дани ("ордынский выход") - подворное обложение (для чего была проведена перепись - "число"), а также воинская повинность. Одновременно создается институт ханских наместников - баскаков, осуществлявший экономический и политико-военный контроль в русских землях (просуществовал до начала XIV в.). "Великий баскак" имел резиденцию во Владимире, который становится в это время крупнейшим политическим центром. Наряду с этим не прекращались и новые вторжения монголо-татар. Первый после Батыя поход состоялся в 1252 г. Это была "Неврюева рать", разгромившая Суздальскую землю. В 1292 г. на Русь обрушилась "Дюденева рать", которая "градов взяша 14, и всю землю пусту сътвориша". Многие города разрушались вновь и вновь: Переяславль-Залесский - 4 раза, Муром, Суздаль, Рязань - 3 раза, Владимир - 2 раза, в то время как в первые 50 лет ига на Руси не было построено ни одного города. В целом в последние 25 лет XIII в. Орда предприняла до 15 крупных походов. Иногда их последствия были не менее трагическими, чем Батыево нашествие.

Заключение

Вопрос о воздействии татаро-монгольского нашествия и последовавшего за ним ига на развитие русского общества - один из самых сложных в истории Руси. Безусловно, что они повлияли на демографическое, хозяйственное, социальное, политическое и культурное развитие древнерусских земель. Происходит сокращение численности населения, а оставшиеся в живых после татарских набегов во избежание нового разорения вынуждены были бежать в более безопасные районы: на запад и северо-запад Волго-Окского Междуречья. Появляясь там, они пополняли армию безземельного люда, а для уплаты дани обращались к знати. Таким образом, постепенно создавался резерв феодально-зависимого крестьянства. В то же время изменяется и положение знати - особенно князей. Существуя прежде за счет даней, кормлений, полюдья, теперь эти источники доходов они теряют - все направляется в Орду. Отсюда происходит их переориентация на землю. И, действительно, в конце XIII-XIV вв. наблюдается существенный рост крупного частного землевладения.

Возрастает значение князя и в политической сфере. Если в период Киевской Руси князья находились в зависимости от веча, которое могло указать им и "путь чист" (т.е. изгнать), то теперь они приезжали в города с ханским ярлыком, а при необходимости с татарским отрядом. Таким образом, власть князей по отношению к населению усиливается.

Однако и в этих условиях не была сломлена демократическая политическая система, не прерываются древнерусские политические традиции. Одна из них - деятельность вечевых институтов. Грозные раскаты вечевого колокола собирают теперь горожан для организации отпора ордынцам и их сообщникам. Сильные волнения произошли в 1257-1259 гг. в Новгороде в связи с переписью населения: новгородцы отказывались "даваться в число". Их негодование вызвало также и то, что бояре "творяху... собе легко, а меньшим зло". Выступление было пресечено Александром Невским, проводившим политику компромисса и полагавшим, что время открытого столкновения с Ордой еще не настало. В 1262 г. расправились с баскаками и купцами-откупщиками горожане Ростова, Суздаля, Ярославля, Устюга Великого, Владимира. Выступления происходили и позднее - в 70-90-е годы XIII в. Такой широкий размах народного движения вынудил Орду смягчить систему сбора дани: часть сбора была передана русским князьям, а влияние баскачества было ограничено.

Однако, и в XIV, и в XV вв. Русь продолжала существовать под тяжелым бременем монголо-татарского ига.


Похожая информация.


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: История

На тему: Общественный и государственный строй Золотой Орды

Введение

1. Образование Золотой Орды

Заключение

Список литературы

Введение

Золотая Орда была многонациональным государством образований. Она включала в себя множество племен и народностей, различавшихся между собой по уровню общественно-экономического развития, обладавших своеобразной культурой и обычаями.

Монгольское завоевание хотя и не изменило в целом социально-экономического строя народностей покоренных стран, но внесло существенные изменения в их общественно-политическую жизнь и быт. Духовенство, купцы, крупные феодалы в оседло-земледельческих областях и кочевая знать тюрков превратились в опору монгольских ханов и феодалов, а трудящиеся попали под двойной экономический и политический гнет. Монгольская империя считалась собственностью ханского рода Чингизидов, совместно владеющего ею как своей вотчиной.

Военная мощь Золотой орды постоянно держала в напряжении всех соседей и очень долгое время никем не оспаривалась. Монархи даже отдаленных стран стремились завязать с ней дружественные отношения и всеми силами их поддерживать.

Наиболее предприимчивые купцы преодолевали огромные расстояния, чтобы попасть в ее столицу, которая по праву слыла крупнейшей торговой базой между Востоком и Западом.

По всему миру разносили путешественники и торговые караваны правдивые рассказы и невероятные легенды о народах, населявших Золотую Орду, их своеобразных обычаях и кочевой жизни, о богатстве и мощи правивших здесь ханов, бесчисленных стадах скота и бескрайних степях, где можно было неделями не встретить ни одного человека. Правдивые и вымышленные рассказы об огромном государстве кочевников продолжали свое существование и после его исчезновения.

Цель данной контрольной работы: исследование связи государства и общества Золотой Орды в XIII-XIV вв.

Задачи данной контрольной работы: охарактеризовать государственный и общественный строй Золотой Орды.

1. Образование Золотой Орды

В начале 1243 года образовалось новое государство в Центральной Евразии - Золотая Орда - держава, образовавшаяся в результате распада Монгольской империи Чингисхана, на территории средневекового Казахстана, а также Руси, Крыма, Поволжья, Кавказа, Западной Сибири, Хорезма. Основано оно ханом Батыем (1208-1255), внуком Чингисхана в результате завоевательных походов монголов. Золотая Орда занимала громадную не только для тех времен, но и с современной точки зрения территорию: от реки Иртыш и западных предгорий Алтая на востоке и до низовьев реки Дунай на западе, от известного Булгара на севере до кавказского Дербентского ущелья на юге.

Это огромное государство делилось на две части: основная, западная часть, т. е., собственно Золотая Орда, называлась «Алтын Урда, Ак Урда» (Белая) Орда, и восточная, куда входили западные территории современных Казахстана и Средней Азии - Кок (Синяя) Орда.

В основе такого деления лежала прежняя этническая граница между кипчакским и огузским союзами племен. Если создателями Золотоордынского государства в основном была монгольская элита чингизидов, ассимилированная вскоре местным населением, то его этническую основу составили тюркоязычные племена Восточной Европы, Западной Сибири и Арало-Каспийского региона: кипчаки, огузы, волжские булгары, маджары, остатки хазар, некоторые другие тюркские этнические образования и, бесспорно, тюркоязычные же татары, переселившиеся из Центральной Азии на запад еще в домонгольское время, а также пришедшие в 20-40-х годах XIII века в составе армий Чингиз-хана и Бату-хана.

Вся эта гигантская территория была достаточно однородна в ландшафтном отношении - в основном это была степь. В степи также действовал феодальный закон - вся земля принадлежала феодалу, которому подчинялись рядовые кочевники.

В начале XVI в. Золотая Орда распалась на ряд государств - Крымское, Казанское, Астраханское ханства, Ногайскую Орду и др., которые явились наследниками политической, государственной и правовой традиций Золотой Орды. Некоторые из этих государств просуществовали довольно долго: казахские ханства - до середины XIX, а Бухарский эмират и Хивинское ханство - до начала ХХ в. В период расцвета включало обширные территории Центральной Азии, Южной Сибири, Восточной Европы, Ближнего Востока, Китая и Тибета. Во второй половине XIII века начался распад империи на улусы, во главе которых стояли чингизиды. Крупнейшими осколками Великой Монголии стали Империя Юань, Золотая Орда, Государство Ильханов и Чагатайский улус.

В состав Золотой Орды входили Западная Сибирь, Северный Хорезм, Волжская Болгария, Северный Кавказ, Крым, Дешт-и-Кипчак (Кипчакская степь от Иртыша до Дуная). Крайним юго-восточным пределом Золотой Орды был Южный Казахстан (ныне г. Джамбул), а крайним северо-восточным - г. Тюмень и Искер (близ совр. г. Тобольска) в Западной Сибири. С севера на юг Орда простиралась от среднего течения р. Камы до г. Дербента. Вся эта гигантская территория была достаточно однородна в ландшафтном отношении - в основном это была степь.

Столицы Золотой Орды:

1. Сарай-Бату (Старый Сарай) (Нижняя Волга, р. Ахтуба, городище около с. Селитренного Харабалинского района Астраханской области, Россия). Город основан ханом Батыем в 1254 году. Разрушен в 1395 году Тамерланом. Городище у с. Селитренного, оставшееся от первой столицы Золотой Орды - Сарай-Бату ("город Батыя"), поражает своими размерами. Раскинутое на нескольких буграх, оно тянется по левому берегу Ахтубы более чем на 15 км. Город вырос очень быстро. В начале XIV века это была столица - со сплошными рядами домов, с мечетями (из которых 13 были соборными), с дворцами, стены которых сверкали мозаичными узорами, с водоемами, наполненными прозрачной водой, с обширными рынками и складами. На самом высоком холме над берегом Ахтубы возвышался ханский дворец. Согласно легенды, дворец хана был украшен золотом, поэтому все государство стало называться Золотой Ордой. И еще сегодня в районе села Селитренного можно найти образцы с ярким восточным орнаментом, монеты XIII-XIV веков, обломки керамики, глиняные водопроводные трубы. Город имел свои керамические, литейные, ювелирные мастерские;

2. Сарай-Берке (Новый Сарай) (ныне с. Царев, Ленинского района Волгоградской области, Россия). Город построен ханом Берке в 1262 году. С 1282 года - столица Золотой Орды. Разрушен в 1396 году Тамерланом. В 1402 году столица возобновлена, но уже не смогла достичь прежнего великолепия и блеска;

3. Сарайчик (Малый Сарай) (ныне - с. Сарайчиковское Махамбетского района Гурьевской области, Казахстан). Город сложился в конце XIII в. как торговый и экономический центр Золотой Орды на торговом пути из Поволжья в Среднюю Азию (Хорезм). В 1395 году был разрушен Тамерланом. Восстановлен в 30-40 годы XV века. Со второй половины XV в. стал столицей Ногайской Орды. Полностью разрушен русскими в 1580 году, накануне покорения Сибири.

2. Государственный строй Золотой Орды

Золотая Орда была феодальным государством развитого средневековья. Высшая власть в стране принадлежала хану, и этот титул главы государства в истории всего татарского народа связан главным образом с периодом Золотой Орды. Если всей Монгольской империей правила династия Чингисхана (чингизиды), то Золотой Ордой - династия его старшего сына Джучи (джучиды). В 60-х годах XIII века империя разделилась фактически на независимые государства, но юридически они считались улусами Чингисхана. Поэтому система управления государством, заложенная еще при нем, практически оставалась до конца существования этих государств. Более того, эта традиция продолжалась в политической и социально-экономической жизни тех татарских ханств, которые образовались после падения Золотой Орды. Естественно, какие-то преобразования, реформы проводились, появились некоторые новые государственные и военные должности, но вся государственная и общественная система в целом осталась стабильной. При хане имелся диван - государственный совет, состоявший из членов царственной династии (огланы-царевичи, братья или другие мужские родственники хана), крупных феодалов-князей, высшего духовенства, больших военачальников. Крупные феодалы-князья - это нойоны для раннего монгольского периода времен Бату и Берке, а для мусульманской, татаро-кипчакской эпохи Узбека и его преемников - эмиры и беки. Позднее, уже к концу XIV века, появляются весьма влиятельные и могущественные беки с названием «карача-би» из крупнейших родов Ширин, Барын, Аргын, Кипчак (эти знатные фамилии являлись также высшей феодально-княжеской элитой практически всех татарских ханств, возникших после распада Золотой Орды). При диване была также должность битикчи (писец), являвшегося в сущности госсекретарем, располагавшим значительной властью в стране. К нему относились с уважением даже крупные феодалы и военачальники.

Органами, осуществляющими правосудие в Монгольской империи являлись: суд великого хана, суд курултая - съезда представителей правящего рода и военачальников, суд специально назначенных лиц - судей-дзаргучи. Все эти органы действовали и в Золотой Орде. Как и в Монгольской империи, высшей судебной инстанцией являлись правители Золотой Орды, которые во второй половине XIII в. получили сначала фактическую, а затем и официальную независимость и приняли ханский титул.

Правосудие в качестве одной из функций ханской власти было унаследовано монголами от древних тюрков: уже в Тюркском каганате в VI-IX вв. хаган - высшая судебная инстанция.

Центральное правительство в Монголии признало право фактического основателя Золотой Орды - Бату (Батый, правил в 1227-1256 гг.) на суд над подчиненными ему нойонами и чиновниками, - правда, с оговоркой, что «судьей Бату является каан». Последующие ханы Золотой Орды тоже активно осуществляли судебные функции. Именно при Менгу-Тимуре, внуке Батыя, в 1269г. Золотая Орда официально стала самостоятельным государством, а ее правители - суверенными государями, одним из неотъемлемых признаков власти которых было осуществление функции верховного судьи.

Главным источником права в Монгольской империи и государствах Чингизидов были так называемые ясы (законы) Чингисхана (в совокупности именовавшиеся Великой Ясой) и его преемников - великих ханов. Великая Яса основателя империи и ясы его преемников составляли главный источник права для всех органов, осуществлявших правосудие, включая и хана. Иные источники не должны были противоречить ясам. Великая Яса Чингисхана, составленная в 1206 г. в качестве назидания его преемникам, состояла из 33 фрагментов и 13 изречений самого хана. Яса содержала главным образом правила военной организации монгольского войска и нормы уголовного права. Она отличалась беспримерной жестокостью наказаний не только за преступления, но и за проступки.

Другой важный источник - ярлыки самих ханов. Ярлыком назывался любой документ, издававшийся от имени верховного правителя - хана и обладавший определенными признаками (имел определенную структуру, снабжался алой печатью - тамгой, адресовался лицам, стоявшим по положению ниже издавшего его лица, и т. д.). Устные и письменные распоряжения и предписания ханов являлись для подданных, в том числе для феодальной знати, высшим законом, подлежащим немедленному и беспрекословному исполнению. Они применялись в практике государственных органов Золотой Орды и высших должностных лиц государства. Далеко не все ярлыки являлись источниками права, которыми руководствовались при осуществлении правосудия. Например, не могли служить источниками права для ханов (и нижестоящих улусных судей) ярлыки-послания, которые были не юридическими, а дипломатическими документами, не были источниками для суда также ярлыки - жалованные и охранные грамоты, в большом количестве выдававшиеся дипломатам и частным лицам. Помимо ярлыков, существовала система выдачи так называемых пайцзов. Пайцза - это золотая, серебряная, бронзовая, чугунная, а то и просто деревянная дощечка, выдаваемая также от имени хана в качестве своеобразного мандата. Человеку, предъявлявшему на местах такой мандат, предоставляли необходимые услуги при его передвижениях и поездках - провожатых, лошадей, повозки, помещения, пропитание. Само собой разумеется, золотую пайцзу получало лицо, более высокое по своему положению в обществе, деревянную - более простое.

Хан являясь творцом права (он подтверждал или отменял постановления своих предшественников, издавал собственные ярлыки и иные нормативные и индивидуальные акты), не был связан какими-либо нормами. Ханы в принятии решений руководствовались не только своей волей, но и писаными документами - ясами и ярлыками Чингис-хана и его преемников. Право Золотой Орды характеризуют крайняя жестокость, узаконенный произвол феодалов и должностных лиц государства, архаичность и формальная неопределенность.

Имущественные отношения в Золотой Орде регулировались обычным правом и были весьма запутаны. Это особенно относится к земельным отношениям - основе феодального общества. Право собственности на землю, на всю территорию государства принадлежало господствующему ханскому роду Джучидов. В условиях кочевого хозяйства наследование земли было затруднительным. Поэтому оно имело место преимущественно в земледельческих районах. Владельцы поместий, естественно, должны были нести различные вассальные обязанности хану или назначенному им местному правителю. В ханском роде особым объектом наследования выступала власть, причем политическая власть совмещалась с правом собственности на землю улуса. Наследником здесь считался младший сын. По монгольскому праву младший сын вообще имел приоритет в наследовании. Семейно-брачное право монголо-татар и подвластных им кочевых народов регулировалось старинными обычаями и в меньшей степени шариатом. Главой патриархальной полигамной семьи, составлявшей часть аила, рода, являлся отец. Он был собственником всего имущества семьи, распоряжался судьбой подвластных ему членов семьи. Так, отец обедневшей семьи имел право отдавать своих детей за долги в услужение и даже продавать в рабство. Количество жен не было ограничено (у мусульман законных жен могло быть не более четырех). Дети жен и наложниц юридически были в равном положении при некоторых преимуществах сыновей от старших жен и законных жен у мусульман. После смерти мужа управление всеми делами семьи переходило в руки старшей жены. Так продолжалось до тех пор, пока сыновья не становились взрослыми воинами.

Уголовное право Золотой Орды отличалось исключительной жестокостью. Это проистекало из самой природы военно-феодального строя Золотой Орды деспотической власти Чингисхана и его преемников, суровости отношение низкой общей культуры, присущей кочевому скотоводческому общества находящемуся в самой начальной стадии феодализма. Жестокость, организованный террор являлись одним из условий установления и охранения длительного господства над покоренными народами. По Великой Ясе смертная казнь полагалась за измену, неповиновение хану и другим феодалам, и должностным лицам, самовольный переход из одного военного подразделения в другое, неоказание помощи в бою, сострадание пленнику в виде оказания ему помощи пищей и одеждой, за совет и помощь одной из сторон в поединке ложь перед старшими в суде, присвоение чужого раба или бежавшего пленника Она полагалась также в некоторых случаях за убийство, имущественные преступления, супружескую неверность, скотоложство, подсматривание за поведением других и в особенности знати и начальства, волшебство, забой скота неустановленным способом, мочеиспускание в костер и пепел, казнили даже тех, кто в застолье подавился костью. Смертная казнь, как правило производилась публично и способами, характерными для кочевого образа жизни, - посредством удавления на веревке, подвешенной к шее верблюда или лошади, волочения лошадьми.

Применялись и другие виды наказаний, например за бытовое убийстве допускался выкуп в пользу родичей потерпевшего. Размер выкупа определялось социальным положением убитого. У кочевников за кражу лошадей, баранов требовался выкуп в десятикратном размере. Если виновный был несостоятельным, он обязан был продать своих детей и таким образом уплатив выкуп. При этом вора, как правило, нещадно били плетьми. В уголовном процессе при дознании привлекались свидетели, произносились клятвы, применялись жестокие пытки. В военно-феодальной организации розыск необнаруженного или скрывшегося преступника вoзлaгалcя на десяток или сотню, к которым он принадлежал. В противном случае ответственность несла вся десятка или сотня.

Священнослужители и в целом представители духовенства в Золотой Орде, по записям ярлыков и арабо-персидской исторической географии, были представлены такими лицами:

Муфтий - глава духовенства;

Шейх - духовный вождь и наставник, аксакал;

Суфи - набожный, благочестивый, свободный от дурных поступков человек или аскет;

Кадий - судья, решающий дела по шариату, т. е., по своду мусульманских законов.

Большую роль в политической и социальной жизни Золотоордынского государства сыграли баскаки и дарухачи (даруха). Первые из них были военными представителями власти, военной охраной, вторые - гражданскими лицами с обязанностями наместника или управляющего, одной из основных функций которых был контроль за сбором дани. Должность баскака была упразднена в начале XIV века, а дарухачи в качестве наместников центральной власти или глав администраций областей - даруг существовали еще в период Казанского ханства. В Улусе Джучи была особая должность войскового букаула, занимавшегося распределением войск, отправлением отрядов, он же отвечал за войсковое содержание и довольствие. Букаулу подчинялись даже улусные эмиры - в военное время темники. Кроме главного букаула, были букаулы отдельных областей.

При баскаке или при дарухаче была должность данщика, т. е., их помощника по сбору дани - ясака. Он был своего рода битикчи (секретарем) по ясачным делам. Вообще, должность битикчи в Улусе Джучи была довольно распространенной, считалась ответственной и уважаемой. Помимо главного битикчи при ханском диване-совете, были битикчи при улусных диванах, которые пользовались большой властью на местах. Их можно было бы, например, сравнить с волостными писарями дореволюционной России, которые выполняли почти всю правительственную работу в глубинке.

В системе государственных чиновников был целый ряд других должностных лиц, которые известны в основном по ханским ярлыкам. Это: «илче» (посланник), «тамгачы» (таможенник), «тартанакчы» (сборщик подати или весовщик), «тоткаул» (застава), «караул» (дозор), «ямчы» (почтовой), «кошчы» (сокольник), «барсчы» (барсник), «кимэче» (ладейщик или корабельщик), «базар да торганлнар» (блюстители порядка на базаре). Эти должности известны по ярлыкам Тохтамыша 1391 года и Тимур-Кутлука 1398 года. Различных видах повинностей, которые взимались с кочевого и оседлого населения, а также о разнообразных пограничных пошлинах: «салыг» (подушная подать), «калан» (оброк), «ясак» (дань), «хэраж» («харадж» - слово арабское, означающее 10-процентный налог с мусульманских народов), «бурыч» (долг, недоимка), «чыгыш» (выход, расход), «ындыр хакы» (плата за гумно), «амбар малы» (амбарная пошлина), «бурла тамгасы» (житная тамга), «юл хакы» (дорожная плата), «карауллык» (плата за караул), «тартанак» (весовая, а также налог с ввоза и вывоза), «тамга» (там-говая пошлина). В наиболее общем виде административную систему Золотой Орды описал еще в XIII в. проехавший все государство с запада на восток Г. Рубрук. В его зарисовке путешественника содержится основа административно-территориального деления Золотой Орды, определявшегося понятием «улусная система». Сущность ее составляло право кочевых феодалов на получение от самого хана или другого крупного степного аристократа определенного удела - улуса. За это владелец улуса обязан был выставлять в случае необходимости определенное число полностью вооруженных воинов (в зависимости от размера улуса), а также выполнять различные налоговые и хозяйственные повинности. Эта система представляла собой точную копию устройства монгольской армии: все государство - Великий Улус - делилось в соответствии с рангом владельца (темник, тысячник, сотник, десятник) - на определенные по величине уделы и с каждого из них в случае войны выставлялось по десять, сто, тысяче или по десять тысяч вооруженных воинов. При этом улусы не были наследственными владениями, которые можно передать от отца к сыну. Более того, хан мог отобрать улус совсем или заменить его другим.

В начальный период существования Золотой Орды крупных улусов было, видимо, не больше 15, и границами между ними чаще всего служили реки. В этом видна определенная примитивность административного членения государства, уходящая корнями в старые кочевнические традиции.

Дальнейшее развитие государственности, появление городов, введение мусульманства, более тесное знакомство с арабскими и персидскими традициями управления привели к различным усложнениям во владениях Джучидов с одновременным отмиранием центрально-азиатских обычаев, восходящих ко времени Чингисхана. Вместо членения территории на два крыла, появились четыре улуса во главе с улусбеками.

Один из улусов был личным доменом хана. Он занимал степи левобережья Волги от её устья до Камы. Каждый из этих четырех улусов делился на какое-то число «областей», являвшихся улусами феодалов следующего ранга. Всего в Золотой Орде число таких «областей» в XIV в. составляло около 70 по числу темников. Одновременно с установлением административно-территориального деления происходило формирование аппарата управления государством. Хан, стоявший на вершине пирамиды власти, большую часть года находился в кочующей по степям ставке в окружении, своих жен и огромного числа придворных. Только короткий зимний период он проводил в столице. Передвигавшаяся ханская орда-ставка как бы подчеркивала, что основная мощь государства продолжала базироваться на кочевом начале. Естественно, что находившемуся в постоянном движении хану было достаточно сложно самому управлять делами государства. Это подчеркивают и источники, которые прямо сообщают, что верховный правитель «обращает внимание только на сущность дел, не входя и подробности обстоятельств, и довольствуется тем, что ему доносят, но не доискивается частностей относительно взимания и расходования». Всем ордынским войском командовал военачальник - беклярибек, т. е., князь князей, великий князь.

Беклярибек осуществлял обычно военную власть, нередко будучи командующим ханской армией. Иногда его влияние превышало власть хана, что часто приводило к кровавым междоусобицам. Время от времени могущество беклярибеков, например, Ногая, Мамая, Едигея усиливалось настолько, что они сами назначали ханов.

По мере укрепления государственности в Золотой Орде рос аппарат управления, его правители взяли за образец администрацию завоеванного монголами государства Хорезмшахов. Согласно этому образцу при хане появился визир, своеобразный глава правительства, который отвечал за все сферы невоенной жизни государства.

Визир и возглавляемый им диван (государственный совет) распоряжались финансами, налогами, торговлей. Внешней политикой ведал сам хан со своими ближайшими советниками, а также беклярибек.

Права великого хана как главы государства заключали в себе военную, законодательную и административную власть. Идея единства верховной власти в первые десятилетия существования империи нашла отражение в монетной чеканке. Монеты, выпускавшиеся в городах разных улусов, в том числе и среднеазиатские, как правило, были анонимны, значительно реже на них помещались имя и личная тамга великого хана.

Расцвет ордынского государства ознаменовался самыми высокими в тогдашней Европе уровнем и качеством жизни.

Взлет пришелся практически на время правления одного властителя - Узбека (1312-1342). Государство взяло на себя обязанность защищать жизнь своих граждан, вершить суд, организовывать общественную, культурную и экономическую жизнь.

Все это свидетельствует о слаженном государственном механизме Золотой Орды со всеми атрибутами, которые необходимы для существования и развития крупного средневекового государства: органами центрального и местного управления, судебной и налоговой системой, таможенной службой и сильной армией.

3. Общественный строй Золотой Орды

Социальная структура Золотой Орды была сложной и отражала пестрый классовый и национальный состав этого разбойничьего государства. Четкой сословной организации общества, подобной той, что существовала на Руси и в западноевропейских феодальных государствах и в основе которой лежала иерархическая феодальная собственность на землю, здесь не было.

Статус подданного Золотой Орды зависел от происхождения, заслуг перед ханом и его родом, от должности в военно-административном аппарате. В военно-феодальной иерархии Золотой Орды господствующее положение занимал аристократический род потомков Чингисхана и его сына Джучи. Этот многочисленный род владел всей землей государства, ему принадлежали огромные стада, дворцы, множество слуг и рабов, неисчислимые богатства, военная добыча, государственная казна и т. д.

Впоследствии джучиды и иные потомки Чингисхана еще целые столетия сохраняли привилегированное положение в среднеазиатских ханствах и в Казахстане, закрепили за собой монопольное право носить звание султанов, занимать ханский престол.

Хан имел самый богатый и большой улус типа домена. Джучиды имели преимущественное право на занятие высших государственных постов. В русских источниках их называли царевичами. Им присваивались государственные и военные титулы и звания. Следующую ступень в военно-феодальной иерархии Золотой Орды занимали нойоны (в восточных источниках - беки). Не являясь членами рода Джучидов, они тем не менее вели свои родословные от сподвижников Чингисхана и их сыновей. Нойоны имели множество слуг и зависимых людей, огромные стада.

Они часто назначались ханами на ответственные военные и государственные должности: даругов, темников, тысячников, баскаков и др. Они награждались тарханными грамотами, освобождавшими от различных повинностей и обязанностей. Знаками их власти являлись ярлыки и пайцзы.

Особое место в иерархической структуре Золотой Орды занимали многочисленные нукеры - дружинники крупных феодалов. Они или находились в свите своих сеньоров, или занимали средние и низшие военно-административные должности - сотников, десятников и др.

Эти должности позволяли извлекать значительные доходы с населения тех территорий, где были размещены или куда направлялись соответствующие воинские подразделения или где нукеры занимали административные должности.

Из среды нукеров и других привилегированных людей в Золотой Орд выдвинулся небольшой слой тарханов, получивших от хана или его высших должностных лиц тарханные грамоты, в которых их обладателям предоставлялись различные привилегии.

К господствующим классам относились также и многочисленно духовенство, прежде всего мусульманское, купцы и богатые ремесленники местные феодалы, родовые и племенные старейшины и вожди, крупные землевладельцы в оседлых земледельческих районах Средней Азии, Поволжья, Кавказа и Крыма.

Крестьянство земледельческих районов, городские ремесленники, слуг находились в различной степени зависимости от государства и феодальных владык. Основную массу трудящихся в степях и предгорьях Золотой орды составляли карачу - кочевники-скотоводы. Они входили в роды и племена вынуждены были беспрекословно подчиняться родовым и племенным старейшинам и вождям, а также представителям военно-административной власти Орды. Выполняя все хозяйственные обязанности, карачу вместе тем должны были служить в войске.

В земледельческих районах Орды трудились феодально зависимые крестьяне. Одни из них - сабанчи - жили сельскими общинами и обрабатывал помимо выделенных для них участков земли феодалов, несли натуральные другие повинности. Другие - уртакчи (издольщики) - кабальные люди обрабатывали землю государства и местных феодалов за половину урожая, несли другие повинности.

В городах трудились ремесленники, согнанные из завоеванных стран. Многие из них находились на положении рабов или зависимых от хана и других владык людей. Мелкие торговцы, слуги также зависели от произвола властей и своих господ. Даже состоятельные купцы и самостоятельные ремесленник уплачивали городским властям подати и несли различные повинности. Довольно распространенным явлением в Золотой Орде было рабство. Рабами становились прежде всего пленники и жители завоеванных земель. Рабы использовались в ремесленном производстве, строительстве, в качеств слуг феодалов. Много рабов продавалось в страны Востока. Однако большинство рабов как в городах, так и в сельском хозяйстве через одно-два поколения становились феодально-зависимыми или получали свободу.

Золотая Орда не оставалась неизменной, многое заимствуя у мусульманского Востока: ремесла, архитектуру, баню, изразцы, орнаментальный декор, расписную посуду, персидские стихи, арабскую геометрию и астролябии, нравы и вкусы, более изощренные, чем у простых кочевников. Имея широкие связи с Анатолией, Сирией и Египтом, Орда пополняла тюркскими и кавказскими рабами армию мамлюкских султанов Египта, ордынская культура приобрела определенный мусульманской отпечаток. Ислам стал государственной религией в Золотой Орде к 1320 г., но, в отличие от других исламских государств, это не привело к тотальной исламизации ее общества, государственных и правовых институтов.

Особенностью судебной системы Золотой Орды, во-первых, стало упомянутое выше сосуществование институтов традиционной монгольской юстиции - судов-дзаргу и мусульманского суда кади, при этом никакого конфликта, казалось бы, несовместимых правовых систем не наблюдалось: представители каждой из них рассматривали дела, отнесенные к их исключительному ведению.

Заключение

исторический средневековый государство

Цель данной контрольной работы достигнута путем выполнения поставленных задач. В результате проведённого исследования по теме "Золотая Орда: государство и общество " можно сделать несколько выводов:

Золотая Орда была одним из крупнейших государств средневековья, владения которого находились в Европе и Азии. Ее военная мощь постоянно держала в напряжении всех соседей и очень долгое время никем не оспаривалась. Огромная территория, многочисленное население, сильная центральная власть, большое боеспособное войско, умелое использование торговых караванных путей, выколачивание дани с покоренных народов, все это создавало мощь ордынской империи. Она крепла и усиливалась и в первой половине XIV в. пережила пик своего могущества.

Главой Чингизидов был великий хан, являвшийся верховным властителем державы. Права великого хана как главы государства заключали в себе военную, законодательную и административную власть.

Правосудие в Золотой Орде в целом соответствовало уровню развития суда в различных странах мира - как европейских, так и азиатских. Особенности же суда Золотой Орды объясняются как своеобразием правосознания его общества, так и совокупностью ряда других факторов - влиянием традиций регионов, на которые распространялась власть Джучидов, принятием ислама, кочевыми традициями и пр.

Ордынский порядок максимально благоприятствовал торговле, жизнь и быт человека были более защищены, чем у жителя Западной Европы. В мировоззренческой, идеологической сфере главное, чем Орда отличалась от Европы, - это веротерпимость, восходящая к установкам Чингисхана.

Государство взяло на себя обязанность защищать жизнь своих граждан, вершить суд, организовывать общественную, культурную и экономическую жизнь. Расцвет ордынского государства ознаменовался самыми высокими в тогдашней Европе уровнем и качеством жизни.

Правители области пользовались обширной полнотой власти в своих областях. На эти должности назначались обычно представители знатных родов феодальной аристократии, преимущественно из одной и той же фамилии, по наследству занимающие должность правителей областей.

Подводя итог развития Золотоордынского государства за первые сто лет его существования, можно сделать заключение, что это довольно примитивное государственное объединение, каким оно было при основании Батыем, ко времени правления хана Узбека превратилось в одно из крупнейших государств средневековья.

Список литературы

1. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. М., 1993.

2. Егоров В.Л. Золотая Орда: мифы и реальность. - М.: Издательство "Знание",1990. С. 129.

3. Григорьев. Ярлыки, c. 124-126, Приселков, Ярлыки, c. 94-98.

4. Тюрко - Татарский Мир: Раздел V. Золотая Орда. §27.

5. Б.Д. Греков и Я. Якубовский. Золотая Орда и её падение. - Москва-Ленинград, 1950, с. 100.

6. Вернадский Г.В. История России: Монголы и Русь. - М., 2000.

7. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: Учебник для вузов- 3-е изд., изм. И доп. - М. Норма, 2004. - 768 с.

8. Асылбекова М.Х. История Казахстана, том ІІ, Алматы, 1997 г.

9. Арина Е. Казахи, том 1, Алматы, 1998 год.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Государственный строй Золотой Орды. Социальная структура Золотой Орды. Органы центрального и местного управления, судебной и налоговой системой, таможенной службой. Центральное правительство в Монголии. Влияние Орды на Русское государство и право.

    курсовая работа , добавлен 02.03.2014

    Монгольский период в русской истории. Принципы правления и администрации Золотой Орды. Политическая история Золотой Орды. Административно-налоговые и торгово-ремесленные центры. Процесс централизации Русского государства. Освобождение Восточной Руси.

    контрольная работа , добавлен 19.02.2009

    Империя Джучидов как многонациональное средневековое государство. Общественное устройство, государственный строй империи в период расцвета; процесс дезинтеграции Золотой Орды. Экономический подъём, рост городов. Политический кризис третьей четверти XIV в.

    дипломная работа , добавлен 04.09.2014

    Территория Золотой Орды и русских княжеств, подвластных Орде во второй половине XIII в. Основатель Золотой Орды. Ханская грамота на княжеские владения. Восстания в Ростове, Суздале, Ярославле, Владимире и Москве. Передача права сбора дани русским князьям.

    презентация , добавлен 18.03.2012

    Кочевые народы: племенные объединения и государства. Политическая история Золотой Орды и территориально-географическая оценка государства. Пышный расцвет градостроительства и архитектуры при ханах Узбеке и Джанибеке. Крымские города и Волжская Булгария.

    реферат , добавлен 08.05.2009

    Политико-государственное устройство Золотой Орды, объекты и особенности материальной культуры. Территория и население государства, строительство городов, характеристика столиц. Документы, повинности и пошлины Золотой Орды. Причины распада государства.

    контрольная работа , добавлен 13.03.2013

    Особенности государственного строя Золотой Орды. Влияние Золотой Орды на развитие феодальных отношений и русской государственности. Характеристика изменений в системе вотчинного управления на Руси во второй половине XIII – первой половине XV вв.

    реферат , добавлен 31.03.2016

    Культура Волжской Булгарии в период Золотой Орды. Социально-политические изменения на булгарской земле в золотоордынский период. Исследования архитектурных памятников, сохранившихся на территории Булгарского городища. Древние раскопки Волжской Булгарии.

    реферат , добавлен 11.12.2007

    Закономерности развития государственного управления средневековой Руси, складывающиеся под воздействием Золотой Орды. Роль политических институтов, возникших в результате ордынского завоевания. Современный взгляд на взаимоотношения Золотой Орды и Руси.

    реферат , добавлен 12.04.2019

    Истории народов Северного Кавказа в период татаро-монгольских завоеваний. Первый поход татаро-монголов в Восточную Европу и разгром аланов и половцев. Второй поход татаро-монголов. Позитивное влияние Золотой Орды на этнос и культуру народностей Кавказа.

Общественный и государственный строй империи Чингизидов

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Общественный и государственный строй империи Чингизидов
Рубрика (тематическая категория) Государство

Татаро-монгольские государства на территории нашей страны (XIII - XV вв.).

Монгольская империя - государст­во, созданное в Центральной Азии талантливым военачальником Темучином (Чингис-ханом) в начале XIII в. В короткое время монголы завоевали огромную террито­рию в Азии и Европе от Тихого океана до Адриатического моря и Цент­ральной Европы. Столицей империи стал ᴦ. Каракорум.

В 1206 ᴦ. на курултае - собрании представителœей монголь­ской знати - хан Темучин (Темуджин) был избран ханом всœех монголов, получив титул Чингис-хана (Великого вождя). Он сумел создать боеспособную армию, в которой была введена желœезная дисциплина.

Вскоре Чингис-хан начал проводить захватническую поли­тику. В последующие пять лет монгольские отряды, объеди­ненные Чингисханом, покорили земли сосœедей, а к 1215 ᴦ. за­воевали Северный Китай. При помощи взятых на служ­бу к монголам китайских специалистов была создана эффективная администрация. В 1221 ᴦ. орды Чингис-хана разгромили основ­ные силы хорезмского шаха, затем покорили Среднюю Азию и Кавказ. В 1223 ᴦ. в битве на р.Калке передовой отряд монгольского войска разгромил объединённые силы русских князей. Русские действовали нерешительно, не всœе полки приняли участие в битве в связи с тем, что возглавляющие их князья занимали выжидательную позицию.

В 1237 ᴦ. огромное войско хана Батыя, внука Чингис-хана, вторглось в русские земли. Были покорены почти всœе княжества, города Рязань, Москва, Владимир, Чернигов, Киев и многие другие сожжены. До Новгорода монголы не дошли, но вскоре новгородцы вынуждены были согласиться на выплату тяжелой дани монгольскому хану.

В 1241 ᴦ. монголы напали на Польшу и Венгрию. Поляки и тевтонские рыцари потерпели поражение. При этом из-за борьбы за ханский престол Батый прекратил наступление и ушел в южнорусские степи.

Еще при жизни Чингис-хан разделил свою империю на 4 улуса (области), во главе которых поставил своих сыновей. После его смерти, в 40-х гᴦ. XIII в. улусы постепенно превратились в самостоятельные государства. Западный улус, первоначально переданный по начало Джучи-хана, занимал огромную территорию от Иртыша до Дуная. В свою очередь данный улус был разделœен между сыновьями хана Джучи на два удела (юрта). На территории западного юрта͵ владении внука Чингис-хана - хана Батыя, образовалось государство, получившее название Золотой Орды.

Золотая Орда была основана в 1243 ᴦ. и представляла собой раннефеодальную монархию, воспринявшую влияние китайской политической культуры и сохранившую много элементов традиционной для монголов-кочевников догосударственной культуры. Для общественного строя монголов были характерны следующие особенности:

Кочевой и полукочевой образ жизни населœения;

Патриархальный характер рабства;

Значительная роль племенных вождей;

Иерархия кочевого землевладения.

Господствующее положение в обществе принадлежало богатым землевладельцам (ʼʼбелая костьʼʼ), они составляли монголо-татарскую кочевую аристокра­тию.

В первую группу феодалов входили хан и царевичи из рода Джучи - первого хана Золотой Орды. Во вторую группу - наиболее крупные феодалы - беки и найоны. Третья группа феодалов состояла из тарханов - людей, занимавших невысокие должности в государственном аппарате. Четвертую группу привилегированного населœения составляли нукеры - они входили в ближайшее окру­жение своего господина и находились на его иждивении. После принятия ислама в качестве государственной рели­гии значительную роль в Золотой Орде стало играть мусульманское духовен­ство.

Феодально-зависимое населœение называлось ʼʼчерной костьюʼʼ и включало кочевников-скотоводов, земледельцев и жителœей городов. Крестьянское населœение разделялось на крестьян-общин­ников, имевших свой инвентарь, надворные постройки и т. д., и обедневших членов крестьянской общины.

Монголы, составлявшие ядро населœения Золотой Орды, вскоре стали растворяться среди массы покорённого ими тюркского населœения, прежде всœего - половцев (кипчаков). Уже к концу XIII в. монгольская аристократия и основная масса простых монголов настолько тюркизировались, что монгольский язык был почти вытеснен из официальной документации кипчакским языком.

Государство Золотой Орды воз­главлял хан, обладавший сильной деспотичной властью. Он избирался курултаем - съездом монгольской аристократии. Столицей государства первоначально был ᴦ. Сарай-Бату, построенный в 1254 ᴦ. на Волге.

Центральным органом управления в монгольском государстве был диван . В него входили четыре эмира , возглавлявшие улусы, на которые была разделœена территория Золотой Орды. Их работу координи­ровал визирь - номинальный глава правительства. Обычно эмиры являлись родственниками хана Орды и сохраняли определённую самостоятельность в местном управлении.

Государственная организация монгольского населœения соответствовала её военной организации. Она основывалась на древней де­сятичной системе. Все населœение улусов было разделœено на десятки, сотни, тысячи и тьмы; командирами этих подразделœений яв­лялись десятники, сотники, тысячники и темники. Основным родом войск монголов была легкая и тяжелая кавалерия.

Своего наибольшего расцвета Орда достигла в 1313 ᴦ., после прихода к власти в результате междуусобной феодальной войны хана Узбека. При нём в Золотой Орде стал весьма распространён ислам. Армия Узбека насчитывала более 300 тыс. воинов. С её помощью он подчинил Синюю Орду (восточная часть империи) и усилил власть над всœеми покорёнными землями, в т.ч. - над Русью.

Начало распада Золотой Орды относят к 70-м гᴦ. XIV века, а во второй половинœе XV в. Орда окончательно распалась на несколько самостоятельных государств.

Общественный и государственный строй империи Чингизидов - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Общественный и государственный строй империи Чингизидов" 2017, 2018.


Top