Технологическая карта урока по религиоведению "мировые религии и их конфессии" план-конспект урока на тему. Открытый урок "религия" III

Тема урока

Христианство. Возникновение христианства.

Школа

сш им. Мухаммед Хайдар Дулати п. Берлик Шуского района Жамбылской области

Ф.И. учителя

Шевченко С.М.

Дата

Класс

9

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели урока:

Сформировать знания учащихся об основных предпосылках возникновения христианства;

выяснить первоначальный состав христианского общества;

продолжить воспитание толерантного отношения к представителям различных религиозных конфессий;

развивать умение видеть причинно-следственные связи, выделять главное, делать обобщение, сравнение.

Языковые цели

Делать записи своих исследований относительно того, почему в Палестине возникло христианство, и какие социальные слои составили основу христианского общества.

Ожидаемые результаты

Ученик может:

Назвать основные мировые религии, определить предпосылки возникновения христианства, роль религии в государственной политике, умеет составлять рассказ, делать выводы.

Предыдущее обучение

Основные ветви буддизма.

План

Запланированные сроки

Запланированные мероприятия

Источники

Начало урока

15 минут

Игра на развития коммуникативных навыков «Почему человек стал верить в сверхъестественные силы…?»

Работа в паре

Задание 1. Составь мини-рассказ по картинкам (слайд №1)

Работа со слайдами.

Задание 2. Назовите течения буддизма (слайд №2).

Задание 3. Сравните карты и проанализируйте текст.(слайд №3)

Задание 4. Составление постеров «Ветви буддизма» и их защита.

Задание 5. Тесты к теме «Буддизм» (Взаимопроверка ответов)

Слайды презентации

Середина урока

25 минут

1. Работа с презентацией по теме «Христианство. Возникновение христианства». /Приложение 1/

2. Работа с понятиями / Приложение 2/

3. Групповая работа. Стратегия «Карусель»

Слайды презентации.

Материалы из учебника

Конец урока

5 минут

1. Рефлексия:

«Сегодня я на уроке…

Я вспомнил (а) ………

Я узнал (а) …………..

Мне понравилось …..

Я хочу узнать……….»

2. «Вершина знаний»

4.Домашнее задание: Написать эссе «Предназначение Иисуса в христианстве»

Задание 4. Проверка знаний учащихся. Критерий А.

Тестовые задания к теме « Буддизм»* ( http://kargoo.gov.kz/loader/fromorg/93/1112)

1.В каком веке возник буддизм?

А) Х III до н.э.

Б) VIII до н.э.

В) VI до н.э.

Г) IV до н.э.

Д) II до н.э.

2.В каком веке буддизм был провозглашен государственной религией в Индии?

А) III до н.э.

Б) II до н.э.

В) V до н.э.

Г) IV до н.э.

д) I дон.э

3.Кто является основателем буддизма?

А) Махавира Вардхамана

Б) Шуддходана

В) Сирвата Сиддхартха Гаутама

Г) Кришна

Д) Майтрея

4.Главная книга буддистов?

А) Рамаяна

Б) Авеста

В) Трипитака

Г) Махабхарата

Д) Артхашастра

5. Что является основным вопросом в буддизме?

А) о сансаре

Б) о самосозерцании

В) о спасении

Г) о нирване

Д) о карме.

6. Какое положение брахманизма вошло в учение буддизм?

А) учение о переселении душ

Б) учение о карме

В) учение о нирване

Г) учение о слиянии души человека с мировой душой

Д) учение о благом восьмеричном пути

7. Где возник буддизм?

А) юго-восточная Индия

Б) юго-западная Индия

В) северо- восточная Индия

Г) северо- западная Индия

Д) южная Индия

8.Что означает название главной книги буддизма - Трипитака?

А) три драгоценности

Б) три бриллианта

В) три корзины

Г) три храма

Д) три веры

9.Какую роль в развитии буддизма сыграл император Ашока?

А) был отцом Будды

Б) в годы его правления зародился буддизм

В) он сделал буддизм государственной религией

Г) создал первый буддийский храм

Д) нет правильного ответа.

10.Дополните правильным ответом фразу, сказанную Буддой: «Подобно тому, как воды океана имеют лишь один вкус- вкус соленый, так и мое учение имеет лишь один вкус-…»:

А) вкус познания

Б) вкус спасения

В) вкус нирваны

Г) вкус самопознания

Д) вкус победы.

11.Главная задача человека, по мнению буддистов?

А) познать окружающий мир

Б) постичь тайну нирваны

В) познать самого себя

Г) спастись от уз окружающего мира

Д) победить страх смерти

12.Какой из элементов не входит в благой восьмеричный путь?

А) праведное воззрение

Б) праведная истина

В) праведное стремление

Г) праведная речь

Д) праведное действие

13.В какой из названных стран буддизм не является государственной религией?

А) Шри-Ланка

Б) Афганистан

В) Бирма

Г) Тайланд

Д) Лаос

14.Сколько раз по преданиям перерождался Будда?

А) 1050

Б) 550

В) 400

Г) 350

Д) 200

15.Что такое ламаизм?

А) самостоятельная религия бурят и тувинцев

Б) одна из поздних форм буддизма

В) самая ранняя форма буддизма

Г) самостоятельная религия тибетцев

Д) нет верного ответа

16.Каково примерное число буддистов в мире?

А) 780 млн

Б) 1 млрд

В) 200 млн

Г) 1,5 млрд

Д) 500 млн.

Дескрипторы по религиоведению 9 класс

«Тестовые задания по теме «Буддизм»

Критерий

Уровень достижений

Дескрипторы

А

( max 6 )

1

Учащийся определил понятия по религиоведению, термины, даты (1-2)

2

Учащийся определил понятия по религиоведению, термины, даты (3-4)

3

Учащийся определил понятия по религиоведению, термины, даты (5-7)

4

Учащийся определил понятия по религиоведению, термины, даты (8-9)

5

Учащийся определил понятия по религиоведению, термины, даты (10-14)

6

Учащийся определил понятия по религиоведению, термины, даты (15-16)

«5» - 16-15 вопросов – 6 баллов

«4» - 14-10 вопросов – 5 баллов

«3» - 9-3 вопроса – 4-2 балла

«2» - 2-1 вопроса – 1 балл

Изучение новой темы.

При изучении новой темы обратить внимание на то, что христианство возникает на гребне антиримских настроений.. Присоединение Иудеи и Самарии к Римской империи (6 г. н.э.) взорвало духовную и политическую обстановку в Палестине.

Вопрос по карте: Какие события способствовали возникновению христианства на территории Палестины?

Ответ: Завоевание в 36 г. до н.э. Иудейского царства армией римского полководца Гнея Помпея. Иудея стала одной из провинций империи, управляемой из Рима. Совет жрецов и знати – синедрион был значительно ограничен во власти и полностью перешел под контроль римлян.. Местное население поняло, что лишилось политической власти. В этом процессе сыграли определенную роль хасиды, саддукеи, фарисеи, зелоты и появившиеся многочисленные проповедники, возвещавшие скорый приход Мессии.

Запись в тетради. Учащиеся отмечают в тетради следующие факты:

36 г. до н.э. – Иудейское царство было завоевано армией римского полководца Гнея Помпея.

Синедрион – совет жрецов и знати – ограничен во власти и полностью перешел под контроль римлян.

- I в. н.э. – на юге Римской империи, в нынешней Палестине, возникло христианство.

Христианство шло на смену старым языческим религиям и иудаизму.

Переходя к спору о личности основателя христианства, выделяем две основные школы – мифологическую и историческую. Затем определяют характерные черты личности Иисуса Христа.

В ходе беседы предлагается учащимся вспомнить, какие слои населения объединило христианство; что давало новое учение каждому человеку. В процессе обсуждения дополняются ответы учащихся: первоначально в христианском обществе были самые обездоленные слои населения – нищие, рабы, бедняки. Христианство давало надежду на возвращение свободы индивиду, давало рабу утешение и надежду на спасение – воскресение праведных.

Уделяем внимание деятельности Константина Великого на придание этой новой религии государственного статуса (325 г.). Учащиеся приходят к выводу: этим судьбоносным актом мировая империя дополнилась мировой религией.

Задание. Учащиеся делятся на группы и формулируют проблемные вопросы открытого характера по количеству групп. Затем по сигналу учителя листы передаются по часовой стрелке. Учащиеся совместно дают ответ на каждый проблемный вопрос, не повторяясь.

Подведение итогов урока. Каждый учащийся группы определяет свое место на «вершине знаний».

Рефлексия.

«Сегодня я на уроке…

Я вспомнил (а) ………

Я узнал (а) …………..

Мне понравилось …..

Я хочу узнать……….»

4.Домашнее задание:§8, стр.59-62. Написать эссе «Предназначение Иисуса в христианстве».

Дифференциация – каким образом я планирую оказать поддержку учащимся? Какие задачи я планирую поставить перед более способными учащимися?

Как я планирую проверить уровень усвоения материала учащимися?

Межпредметные связи. Здоровье и безопасность.

Перед более способными детьми я ставлю задачу найти дополнительный материал по теме и ознакомить других учащихся класса.

Работа в группе: обсуждение, размышление – способствует поддержке учащихся, которые нуждаются в ней. Работая в группе, все учащиеся задействованы в усвоении материала.

Формативное оценивание при помощи смайликов ответов учащихся при высказывании своей точки зрения.

Взаимооценивание знаний учащихся при решении тестовых заданий.

Учебный материал взаимосвязан с материалом по географии, искусству, литературе.

Самооценивание урока

(Что было положительного/ отрицательного)

Приложение. 1Презентация «Христианство. Возникновение христианства».

1. Основные даты, послужившие предпосылками создания христианства:

140 г. до н.э. – Иудеей правили набожные цари династии Маккавеев (хас мо ней). Высший орган Иудеи – совет знати и жрецов – возглавлялся главным жрецом.

36 г. до н.э. – Иудейское царство было завоевано армией римского полководца Гнея Помпея.

2. Дайте характеристику личности Иисуса Христа.

3. «Жизнь Иисуса Христа».

4. I в. н.э. – возникновение христианства на юге Римской империи, на территории современной Палестины.

5. Первоначальный состав христиан

6. Определите отношение данных личностей к новому учению – христианству.

7. Распространение христианства.

Приложение 2 . Работа с терминами .

Ад – царство мертвых до Страшного суда и место наказания после Страшного суда.

Аминь – от евр. «истинно; так оно и есть; да будет так.

Анафема – в позднем христианстве- проклятие отлучения от церкви.

Антихрист – противник Христа в последнем столкновении перед концом света.

Апостолы – «посланники», ученики Христа.

Библия – от греч. «библиа»- «книги».

Бог – основное понятие религии, абсолютное духовное существо.

резиденция Папы римского

Вера - признание чего-то истинным исходя из субъективных оснований.

Вознесение Христа - вознесение Христа на небо на сороковой день после воскресения на

арестован Иисус.

Искушение – соблазн греха, испытание человека.

Канон – библейские книги, признанные церковью как Священное писание.

Мессия – от евр. «машиах»- «помазанник».

Нагорная проповедь – высказывания Иисуса о царстве небесном, произнесенные на горе.

Обет – обещание человека, данное Богу.

Папа римский - глава католической церкви и Ватикана.

Религия – форма мировоззрения, опирающаяся на веру в сверхъестественное.

Тайная вечеря - последний ужин Христа с учениками перед его арестом.

Троица – три лица, три ипостаси Бога: Бога-Отца, Бога-Сына, Бога- Духа Святого
Христианство – одна из трех мировых религий, возникла в 1 веке.

Тема 10: Христианство. Возникновение христианства.

1. Вставь пропущенные слова:

А) В ………. до н.э. Иудейское царство было

завоевано армией римского полководца Гнея ………….

В) Высший орган Иудеи, возглавляемый главным жрецом, - совет жрецов и знати - ……………………… был значительно ограничен во власти и полностью перешел под контроль римлян.

С) В I веке н.э. на юге Римской империи, в нынешней Палестине, возникло …………………………

D ) Первоначально в христианском обществе были самые обездоленные слои населения - ………………………………………………………………………………

Е) В …………. Году император Теодосиус объявил христианство ……………….

………………………….

2. В чем отличие христианства от языческих религий и иудаизма?

…………………………………………………………………………………..

3. Какие идеи по преданиям проповедовал Иисус?

……………………………………………………………………………………

4. Почему Римская империя была заинтересована в утверждении христианства государственной религией? …………………………………..

………………………………………………………………………………………..

5. Соотнеси термины и их значение:

А) «Христос» 1. Совет жрецов и знати

Б) Синедрион 2. Ученик Иисуса

В) Апостол 3. Спаситель

Конспект открытого урока по ОРКСЭ

по теме: «Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды».

Цели урока:

1. Познакомить с основными религиозными ритуалами и обычаями мировых

Религий.

2. Формировать толерантное отношение к обычаям и обрядам различных

Религиозных культур.

3. Развивать у учащихся способности общения, выстраивания отношений с

Окружающими их людьми.

Оборудование:

1. Учебник «Основы мировых религиозных культур» для 4-5 классов.

2. Электронная презентация к уроку.

3. Карточки для работы на доске с названиями предметов из разных

Мировых религий.

4. Картина В.Васнецова «Крещение князя Владимира» на каждом столе, разрезанная на части.

5. Аудио запись молитв разных религиозных направлений.

6. Видеофрагмент «Еврейская свадьба»

Ход урока:

1.Организационный момент (эмоциональный настрой на урок)

Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок.

Сегодня на уроке много гостей. а гости – это всегда радость, это хорошее настроение.

Давайте поздороваемся с ними.

Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.

Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока.

Поприветствуем улыбкой друг друга, пожелаем мысленно себе удачи и тихонечко присядем за парты.

2. Повторение изученного материала:

В этом году мы с вами начали изучать новый предмет. Что мы на нём изучаем?

(мировые религиозные культуры)

Чтобы показать немного из того, о чём мы узнали, давайте заполним таблицу на доске.

Что за названия вы видите в таблице? (названия мировых религий)

А почему эти религии называются мировыми? (верующие этих религий живут в разных странах и принадлежат к разным народам)

Распределите, пожалуйста, названия, которые вы видите на доске по колонкам.

(на доске на карточках написаны слова: Библия, Типитака, Тора, Коран, Храм, Мечеть, Синагога, Пагода, раввин, священник, имам, лама).

Давайте посмотрим, что у нас получилось.

Названия чего мы видим в первой строке таблицы? (Священных книг)

А во второй? (хранители мировых религий)

А что это за названия? (священных сооружений)

Молодцы!

3. Проверка домашнего задания:

А теперь давайте с вами вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке.

Посмотрите на фрагменты какого-то изображения, которое лежит на вашем столе. Попробуйте собрать его и скажите, что за событие вы там видите? (картину Васнецова «Крещение князя Владимира»)

Вопросы для повторения:

При каком князе в Киевской Руси было принята христианская религия? (ответ – Киевский князь Владимир)

Что предшествовало этому событию? Может, князю Владимиру предлагались и другие религии? (Князь посылал своих гонцов в разные страны. Больше всех им понравилось богослужение в византийском храме Святой Софии. В результате выбор был сделан в пользу христианства)

От какой страны Русь приняла христианство? (ответ - Византия)

В каком году это произошло? (ответ – 988 г.)

Мы говорили о том, что церковь внесла большой вклад в культуру и процветание России. Какие культурные изменения произошли на Руси с принятием христианства?

(создание первых школ, алфавит Кирилла и Мефодия, строительство храмов, появление иконописи)

Вспомните, в каком веке и на какие церкви разделилось Христианство?

(в XI веке на Православную и Католическую церкви)

Скажите, какой из этих храмов католический, а какой православный?

Мы знаем, что на территории современной России издавна жили и мусульмане, и иудеи и даже буддисты. Что сделали представители других религиозных культур для процветания нашей страны? (они развивали торговые связи России с разными странами, занимались развитием ремёсел, самоотверженно помогали защищать нашу страну от врагов)

Какие народы России исповедовали буддизм? (буряты, калмыки, тувинцы)

4. Сообщение темы урока:

А теперь я предлагаю вам снова обратить ваше внимание на нашу таблицу.

Что вы заметили? (В каждой колонке по-одному слову выделены цветом)

Почему? Что объединяет эти слова? (Синагога, церковь, мечеть и пагода – это сооружения или здания, построенные для совместных молитв).

- Ребята, кто из вас был в церкви, мечети или молебном доме? Скажите, туда приходят только лишь для того, чтобы молиться? Что ещё там может проходить? (Дети отвечают: кристины, венчание, праздники…)

Запишите в тетради тему урока: «Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды»

Цель нашего урока – узнать, какие важные религиозные ритуалы, обычаи и обряды существуют в мировых религиозных культурах .

- Скажите, ребята, а зачем нам это знать? Нужны ли эти знания в жизни? (выслушиваются варианты ответов).

Конечно, нужны, чтобы быть осведомлённым; знать, что происходит в обществе людей, в котором ты живёшь; чувствовать себя равноправным членом общества.

5. Работа над новым материалом.

Начать свой рассказ мне бы хотелось с удивительной истории открытия одной древней пещеры в Испании. Она носит название пещеры Альтамира.

История открытия пещеры Альтамира в Испании.

Эту пещеру обнаружила собака охотника, что охотился неподалеку. Она пробралась в ущелье, которое ранее никто не замечал и громко залаяла, хозяин нашел ее под землей и рассказал о диковинной пещере своему другу – археологу любителю Марселино Санс де Саутолла.

Тот стал приходить сюда чуть ли не ежедневно вместе со своей дочерью Марией, разгребая камни в предвкушении обнаружить что-нибудь стоящее. Однажды, играя в пещере девочка подняла глаза и увидела великолепные рисунки на потолке, закричав: «Папа, папа, смотри – бизоны!» И действительно, когда Марселино пригляделся, он обнаружил целую картинную галерею настенной живописи. Быки и бизоны, дикие лошади – украшали потолок и стены пещеры Альтамира.

При тщательном осмотре оказалось, что потолок и стены пещеры покрыты рисунками зубров, выполненными черной, коричневой и красной краской. Фигуры животных были в натуральную величину и отличались необычайной реалистичностью высоким мастерством исполнения. Саутуола не сомневался, что эта живопись относится к эпохе древнего каменного века, но когда он опубликовал сообщение, оно было встречено с крайним недоверием. Большинство археологов сочли эти рисунки подделкой. Невозможно было поверить, что человек каменного века обладал столь развитым искусством, свидетельствующим о высокой культуре и талантливости первобытных людей. Ученые споры постепенно утихли, и Альтамирская пещера была предана забвению. Но открытие настенных изображений в пещерах Европы продолжались. Со временем подлинность и древность живописи были доказаны.

Ребята, как вы думаете, с какой целью первобытный человек создавал эти рисунки? Почему он тратил на них время и труд? (ответы учащихся)

Для наших далеких предков рисунки и росписи на скалах были не простой забавой, а частью тайных религиозных церемоний, без которых первобытный человек не мыслил благополучия своей общины. Их надо было проводить в укрытых от чужого глаза, труднодоступных местах. Именно поэтому для их отправления были избраны пещеры. Вера в магическую силу изображения, дающего власть над изображаемым, колдовство - все это присутствовало в сознании первобытного человека, не ведающего, что он творит искусство.

Ответьте на вопрос, как древний человек добывал себе пропитание? (ответ – занимался охотой).

Давайте откроем свои учебники на стр.52 и прочитаем там первый абзац.

Посмотрите на рисунок, который расположен в середине страницы. Что на нём изображено? (обряд древних охотников)

Значит, рисунки создавались не для того, чтобы украсить ими стены пещер, где жили люди. Эти рисунки были ритуальными.

Так же первобытные люди верили в загробную жизнь. В захоронения они складывали предметы, которыми пользовались в жизни. Так уже в древности начали складываться религиозные обряды. (слайд № 12)

Запись в тетради:

Ритуалы (обряды) – это поведение человека, различные действия, которые связывают его с потусторонним миром. Ритуал – традиционный порядок проведения какой – либо церемонии.

Ребята, как называли людей, которые руководили обрядами? (ответ – колдуны, маги, жрецы) Прочитаем о них в учебнике (3 абзац, стр. 52)

А теперь обратим свой взор на стр. 53 на рубрику «Это интересно» в правом верхнем углу. Прочитайте это сообщение, пожалуйста.

Обряды становились все более сложными. Люди стремились умилостивить своих богов, попросить их об удаче, о богатстве. Для этого они приносили богам подношения, подарки и молились им. Молитвы могли совершаться как в храмах, так и в домах людей.

В каждой существующей сегодня религии есть свои обряды. Они связаны с основными событиями в жизни человека, такими, как рождение, вступление в брак или смерть.

Обряды могут быть ежедневными, еженедельными, посвящёнными какому-то празднику или совершаться раз в жизни.

Главным ежедневным обрядом во всех религиях является молитва. (слайд № 13) Молиться верующий может как у себя дома, так и в храме (мечети или синагоге).

А можете ли вы сказать, что такое молитва?

Запись в тетради: Молитва – это обращение верующего к Богу.

Послушайте небольшие отрывки молитв из разных религий и попробуйте догадаться, к какой из них может относиться тот или иной отрывок.

(прослушивание отрывков молитв из разных религий)

Молодцы! Возвращаемся к разговору о ритуалах и обрядах.

А) Христианство.

Сначала мы поговорим с вами о Христианстве. В Христианской религии существует несколько важных таинств, но мы поговорим только о четырёх из них. Я попросила некоторых ребят подготовить небольшие сообщения о них. Давайте послушаем их.

Запись в тетради: Евхаристия – это главное богослужение в Христианстве.

Евхаристия или причастие, – центральное таинство Православной церкви, во время которого мы принимаем в себя под видом хлеба и вина Тело и Кровь Христовы. Таинство причащения существует в Церкви с тех пор, как на Тайной Вечери Иисус Христос преломил хлеб и, раздав его своим ученикам, сказал: «Это есть тело моё, делайте это, вспоминая обо мне». Потом он взял чашу с вином, подал им и сказал: «Эта чаша есть Новый Завет в моей крови, которая за вас проливается». После смерти Учителя на Кресте его ученики стали собираться на Евхаристию для преломления хлеба и вкушения вина, чтобы вспомнить о страданиях, смерти и воскресении Спасителя. Освященные хлеб и вино называются Святыми Дарами.

Главные события в жизни верующего человека также освящаются Христианской церковью. Крещение – одно из важнейших таинств, это таинство вхождения в христианскую общину. По мнению православной культуры, крещение необходимо человеку для спасения. Это таинство так же как и другие установлено богом. В Православной церкви крещение обычно совершается над новорожденными детьми.

Брак – это таинство благословения супружеской жизни. Во время этого таинства жених и невеста перед священником и церковью дают обещание о взаимной любви и верности. Называется также венчанием. Дело в том, что на головы будущих супругов во время обряда возлагаются венцы. Венец, по-другому, – это корона.

Еженедельным праздником в христианстве являются праздничные богослужения, которые совершаются в воскресенье. (слайд № 16) В христианстве название дню – воскресенье – было дано в память о воскресении Иисуса Христа. Этот день в христианских странах считается праздником, днем, посвященным не обыденным делам, а Богу. В этот день верующие обычно посещают церковь.

Б) Ислам.

А теперь давайте прочитаем, какие же обряды существуют в исламе.

(стр.55-56 учебника)

Подведём итог прочитанному. Итак, что должен делать ежедневно каждый мусульманин? (совершать намаз 5 раз в день).

Что надо сделать, прежде чем приступить к молитве? (совершить омовение)

Что необходимо делать мусульманину еженедельно? (по пятницам в полдень участвовать в совместной молитве)

Что такое шахада? (исламский символ веры, свидетельствующий веру в единого бога (Аллаха) и пророческую миссию Муххамада)

Почему среди мусульман трудно найти одиноких людей?

(брак у мусульман считается предписанным Богом и и обязательным для каждого, кто достиг совершеннолетия).

Молодцы!

В) Иудаизм.

Раз уж мы заговорили про таинство брака, то посмотрите одну красивую брачную церемонию представителей другой религии, которую вы сразу, надеюсь, узнаете.

(Просмотр ролика с еврейской свадьбой).

Видите, какие необычные ритуалы есть у евреев. А про другие религиозные обычаи иудеев мы узнаем из сообшения …………………………………. (сообщение одного из ребят)

Г) Буддизм.

Про какую религию мы с вами ещё не узнали? (про буддистов)

Так вот. Что касается буддизма, то ежедневные молитвы, которые читают верующие называются мантры. Но чтение молитв в буддизме может быть заменено поворотами специальных цилиндров, в которые заложены молитвенные тексты.

Жизнь буддиста тесно связана с астрологом, ламой, которого называют зурхачином. Обычно все главные события в жизни сопровождаются обрядами, которые он советует провести. Все его гадания связаны с древним восточным календарём, в котором годы названы по именам 12 животных.

Но самыми важными считаются обряды, связанные со смертью человека. К умирающему должен быть приглашён лама для совершения обряда напутствия, лама подробно рассказывает о том, что встретит на своём пути душа, расставшись с телом. Поскольку, согласно буддийским верованиям, душа человека после смерти тела рождается вновь, то в течение семи недель после смерти буддисты совершают обряды, которые должны подготовить душу к её новому перерождению.

6. Итог урока.

Ну вот и закончилось наше путешествие по изучению обычаев и обрядов, существующих в разных мировых религиях, познакомились с основными религиозными традициями людей разных вероисповеданий.

В заключении мне бы хотелось, чтобы вы подумали и ответили мне на один очень важный вопрос:

Мы с вами живём в большом государстве, где вместе проживают люди разных национальностей и разных религиозных взглядов. Скажите, как нужно относиться к людям разных вероисповеданий, чтобы сохранить мир и покой в нашем общем доме?

(Мы должны уважать, понимать и ценить религиозные традиции разных народов, быть терпимыми друг к другу).

7. Домашнее задание.

Таблица для заполнения дома:

Скажите, какой из этих храмов католический, а какой православный?

Цель урока: узнать, какие важные религиозные ритуалы, обычаи и обряды существуют в мировых религиозных культурах. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.

Пещера Альтамира.

Ритуалы –это поведение человека, различные действия, которые связывают его с потусторонним миром Что такое ритуалы?

Люди которые руководили обрядами: Колдуны Маги Жрецы Шаманы

Молитва – это обращение верующего к Богу.

Евхаристия Крещение Брак (венчание) Воскресенье Христианство.

Евхаристия. Евхаристия – это главное богослужение Христианской церкви.

Крещение. Крещение – это таинство вхождения в христианскую общину.

Брак. Брак – это таинство благословения супружеской жизни.

Воскресенье. Воскресенье - день посвящённый Богу.

Ислам. Намаз -обязательная молитва у мусульман, совершаемая пять раз в день

Шахада. Исламский символ веры, свидетельствующий веру в единого Бога (Аллаха) и пророческую миссию Мухаммада.

Иудаизм. Шаббат - седьмой день недели, в который Тора предписывает воздерживаться от работы.

Мантры – ежедневные молитвы, которые могут быть заменены поворотами специальных цилиндров, где заложены молитвенные тексты.

Давайте уважать, понимать и ценить религиозные традиции разных народов, быть терпимыми друг к другу!


Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 8-9 классов по теме:«Уважение каждой религии - основа здорового общества».

Цель: сформировать у учащихся представление об основных религиях мира, познакомить с основами вероучений в мировых религиях, с их основоположниками, показать сходства, различия и единство религий; способствовать воспитанию уважения к взглядам и верованиям людей другого вероисповедания.

Ход мероприятия.

Здравствуйте дорогие ребята.

Здравствуйте уважаемые гости.

Еще не зная темы нашего сегодняшнего мероприятия, оглядев оформление зала и посмотрев на приглашенных гостей, я хочу задать вам вопрос: «О чем мы будем сегодня говорить?»

Правильно, о религии. Как вы думаете, что такое религия? Тоже верно, религия- это вера.

2014 год объявлен годом культуры. Религия - это тоже культура: культура государства, культура общества и культура каждого человека в отдельности.

Религия – особая форма осознания мира, которая основана на вере в сверхъестественное, включает в себя моральные нормы и типы поведения, обряды, культовые действия, объединяет людей в сообщества.

Какая бывает религия? (Ответ: разная, у одного народа одна, у другого другая, религий много)

У разных народов, каждой национальности свое вероисповедание. Мы живем в многонациональной стране, но в России только две главенствующие конфессии: Христианство и Ислам. (Слайд -шоу)

Возникновение религии. Научное обоснование .(Главная презентация)

Религиозная вера, или вера в сверхъестественные силы, возникла ещё в первобытном обществе и была связана с жизнью и деятельностью первобытных людей. Наши далёкие предки испытывали страх перед такими явлениями природы, как гром, молния, ураган или зной, засуха, сильный холод и т.д. Древние люди считали, что существуют Всевышние силы, которые управляют ими, что самые счастливые и самые тяжёлые моменты в их жизни зависят от неведомых божеств. Божества могли быть и добрыми, и злыми, поэтому их принято было задабривать, приносить им дары: зерно, плоды, другую пищу, животных. Такая вера получила название «язычество». Люди создавали деревянные или каменные изображения богов – идолов – жгли вокруг них костры и поклонялись им.

Таким образом, древние люди обожествляли природу и верили во многих богов. У каждого племени были свои боги, главные и неглавные, различные обряды, свои представления об окружающем мире.

Но постепенно племена объединялись, становились крупнее и сильнее, стали появляться города и государства. Вместо веры в разных богов появилась вера в единого Бога, который создал мир, природу и самих людей, предписал им определённые правила и законы, по которым надо жить. Чтобы учить людей добру, праведной жизни, Бог направил на землю своих посланников: Иисуса, Мухаммада и Будду , которые создали 3 религии – христианство (христиане), ислам (мусульмане) и буддизм (буддисты) . Все они возникли в Азии, затем распространились по всему миру.

Сегодня мы с вами поговорим только о двух религиях – христианстве и исламе. Как вы думаете: почему? (Ответ учащихся: «Потому что в нашем лицее обучаются в основном представители этих религий.)

Результаты анкетирования.

В лицее было проведено анкетирование среди учащихся 1-3 курсов. В нём приняли участие 69 человек. По результатам опроса оказалось, что среди обучающихся считают себя христианами 39 человек, мусульманами -28 человек, 2 человека затруднились ответить на этот вопрос, но отвечая на последующие вопросы выяснилось, что один посещает церковь, а другой мечеть.

Так же выяснилось, что 65 человек из вас имеют друзей другого вероисповедания, четверо дружат с ребятами своей веры, и один человек никогда не задумывался с кем он дружит.

Конфликтов на религиозной почве в основном не было. Лишь по два человека обеих религий немного повздорили и то не с друзьями.

вопросы

Результаты ответов

мусульмане

Результаты ответов

христиане

1.К какому вероисповеданию вы относитесь

28

39

2.Есть ли у вас друзья, которые придерживаются другой веры?

Да-27

Нет-1

Не задумывался над этим-1

Да-38

Нет-2

3.Происходили ли у вас конфликты на религиозной почве?

Да-2

Да-1

Не с друзьями-1

На вопрос: « Хотели бы вы больше узнать о другой религии?» все опрошенные единогласно дали положительный ответ.

С этой целью мы и проводим мероприятие, которое назвали «Уважение каждой религии - основа здорового общества ». Итак, начнем.

Христианство - религия, в основе которой лежит вера в то, что две тысячи лет назад Бог пришел в мир. Это мировая религия, основанная на учении Иисуса Христа. Христиане верят, что Иисус –Сын Божий и Спаситель человечества.

Ислам - самая молодая из всех религий, возникнув 13 веков назад, она оказала мощное влияние на развитие стран Средневековья. В ее основе лежит ученье, что все имеет свое начало и абсолютно всему придет конец, положенные Всевышним . Ислам переводится как «предание себя Богу», «покорность», «подчинение».

Христианство. История религии.

Христиане верят, что мир создан единым Богом и создан без зла. Человек, по замыслу Бога наделённый свободной волей,еще в раю попал под искушение сатаны - одного из ангелов, восставших против Божьей воли, -и совершил проступок, роковым образом повлиявший на дальнейшую судьбу всего человечества.

Человек нарушил Божий запрет. И возжелал стать «сам как бог». Это изменило саму его природу: утратив бессмертную сущность, человек стал доступен страданиям, болезням и смертям. Он был изгнан из рая с напутствием: «В поте лица своего будешь есть хлеб свой».

Чтобы вернуть человека на путь истинный, Бог явил себя избранному народу - иудеям, давал ему Заветы и Священное писание. Чтобы всё написанное было исполнено в точности Господь послал на землю Своего Сына, который страданьями и смертью искупил бы грехи всего человечества. С этой поры для христиан начинается история Нового Завета с Богом. Это Завет любви: «Да любите друг друга, как Я возлюбил вас».

Бог пришел в мир….Он родился, получил имя Иисус, жил в Иудее, проповедовал, страдал и умер на кресте, как человек. Его смерть и последующее воскресение из мёртвых изменили судьбу всего человечества. Его проповедь положила начало новой, европейской цивилизации. Для христиан же, главным было чудо не слово Иисуса, а Он сам. Главным делом Иисуса было его бытие: « бытие с людьми, бытие на кресте».

Мусульманство. История религии.

Религиозной основой одной из величайших цивилизаций является ислам (придание себя Богу, покорность) – самая молодая из мировых религий. Возникнув примерно 13 веков назад в самом центре тогдашнего цивилизованного мира, она оказала мощное влияние на развитие стран Средневековья.

Ислам возник в западной части Аравийского полуострова, в области Хиджаз. Наиболее крупным городом в этих краях была Мекка, где давно осело племя к которому принадлежал Мухаммед. Здесь, в Мекке, находится камень Каабы. Обратившись лицом к этому месту, мусульмане молятся пять раз в сутки. Ислам исчисляет свою эру по лунному календарю. 622год - её первый год.Сейчас идет 14 век ислама.

Согласно преданиям, рождение Мухаммеда, было предсказано пророками Ибрахимом(Авраамом), Исмаилом, Мусой(Моисеем), Исой (Иисусом). В этих двойных именах нет ничего странного, поскольку и мусульмане и христиане почитают одних пророков.

В мире все совершается по воле Аллаха, он награждает за смирение и веру, наказывает за гордыню и нечестие. Он сотворил мир, и положит ему конец. Мухаммед утверждал, что Аллах - это тот же Бог, что и Бог у иудеев. Просто они получили откровение раньше и успели частично исказить его.

Основные символы, обычаи и святыни религий.

Христианство .

Обычаи. Христианство,как ни одна другая религия, основано на тайне. Та́инство - по учению есть , в котором верующим сообщается под видимым образом невидимая Божия.
В православном христианстве существует 7 таинств: крещение, миропомазание, покаяние (исповедь), евхаристия (причащение), елеосвящение (соборование), таинство брака и таинство священства.

Крещение. Это первое из таинств, оно знаменует собой вступление верующего в мир христианства, присоединение к церкви Христа.

Миропомазание. По канонам Православной церкви, сразу после крещения христианин принимает таинство миропомазания, в котором верующему, при помазании освященным миром частей тела, во имя Святого Духа, подаются дары Святого Духа, возращающие и укрепляющие в жизни духовной .

Покаяние или исповедь. Это таинство очищает верующего от совершенных им после крещения грехов и дает силы продолжить подвиг земной христианской жизни. Исповедуя свои грехи перед священником, христианин получает от него прощение и таинственным образом разрешается от грехов самим Богом.

Евхаристия или причащение. Главное христианское таинство. В завершающей части литургии верующий под видом хлеба и вина вкушает (причащается) Самого Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в Жизнь Вечную. Принимая Святые Дары, христианин соединяется с самим Христом и делается сопричастным Его церкви.

Таинство елеосвящения или соборование. Елеосвящение есть Таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные.

Таинство брака. Таинство, в котором при свободном пред священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности благословляется их супружеский союз священником.

Таинство священства. Священство есть Таинство, в котором через святительское рукоположение на правильно избранного нисходит Святой Дух и поставляет его совершать Таинства и пасти стадо Христово. Это Таинство называется также рукоположением, или хиротонией.

Библия - Священное Писание.

Библия - это не изложение вероучения, а рассказ о том, как Бог искал человека. Это четыре Евангелия – описания земной жизни Христа, сделанные его учениками, апостолами, а также книги Деяний и Послания апостолов. Завершает Библию Откровение Иоана Богослова, рассказывающее о конце света. Эту книгу часто называют Апокалипсисом.

Более 50 человек в разные времена принимали участие в написании Библии. И при этом Библия оказалась единой книгой, а не просто сборником разрозненных проповедей.

Церковь. Еще одна характерная особенность христианства как религии заключается в том, что оно может существовать только в форме церкви. Церковь – это сообщество людей верящих во Христа.

Слово «Церковь» имеет разные значения. Это и сообщество верующих, объединенных общим местом проживания, одним священником, одним храмом.Церковью также принято называть также храм, который в этом случае воспринимается как дом божий,- место совершения таинств, обрядов, совместной молитвы.

Церковь, наконец, может пониматься как форма христианской веры.

Крест (Распятие)

Крест изображает распятие Христово, обязательно присутствует в христианских храмах и является нательной символикой.

Мусульманство.

Пять важнейших положений вероучения.

Шахада – словесное свидетельство, удостоверение веры, выражаемое фразой: «Ла илахаиллал-л-лахува Мухаммаду Ра-сулу-л-лахи» - Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - посланец Аллаха.

Салят - каноническая молитва (НАМАЗ) совершается по строго определенному ритуалу, который сложился еще при жизни Пророка.

Саум - пост (РУЗЕ, УРАЗА), обязательный для всех совершеннолетних мусульман в течении месяца рамадан. Он состоит в полном отказе от пищи в дневное время, с наступлением темноты пост снимается.

Закят - налог в пользу нуждающихся мусульман, обязательная милостыня, которая очищает, дает тем, кто платит налог, моральное право пользоваться богатством.

Хадж - паломничество в Мекку - хотя бы раз в жизни должен совершить каждый мусульманин. (ВИДЕО)

Коран.

Священное писание ислама, созданное в 610- 630гг. Главы Корана –суры- были произнесены пророком Мухаммедом в Мекке и Медине по вдохновению Аллаха. В Корне содержатся легенды, упоминания об исторических событиях, предписания на все случаи жизни, как человека, так и всего общества. Коран написан на арабском языке. Переведенный на другие языки, он уже не считается священной книгой.

Мечеть.

Мечеть в исламском мире служит местом решения всех вопросов, в том числе и хозяйственных. Шариат – свод законов ислама - определяет всю жизнь мусульманина, в том числе и экономические отношения. Шариат регулирует наследственное право, в нем разработана своя система налогов, а так же торговые сделки.

Полумесяц и пятиконечная звезда. Есть утверждение, что полумесяц символизирует приверженность мусульман к лунному календарю, а пятиконечная звезда- пять столпов Ислама, или пять ежедневных молитв.

Молитвы.

И в мусульманстве и в христианстве существуют главные молитвы. У христиан - это «Отче наш», у мусульман Сура «Открывающая книгу».

Давайте посмотрим и послушаем эти молитвы. (ВИДЕО)

« Отче наш» - это единственная молитва, которой учил Иисус Христос. В ней особенно ощущается, что Господь наш отец, а не властелин. Это очень добрая сыновья молитва. В её основе лежит неутомимое желание быть всегда рядом с Отцом, всегда чувствовать на себе его любовь и осознавать себя защищенным. Потому что без Господа трудно, плохо, страшно.

Сура «Открывающая книгу» - это одна из главных молитв, средство сближения с Аллахом, выражение покорности, бесконечной благодарности, А так же дверь, которая открыта для получения от Аллаха помощи и наставления, и закрыта для ошибок и прегрешений.

Какой бы серьезной не была наша забота, каким бы тяжелым не было наше горе, мы всегда можем вернуть покой, здоровье и радость. Для этого достаточно всего лишь знать такие короткие, но такие нужные молитвы.

А теперь хотелось бы поговорить о законах, или как еще их называют заповедях божьих.

Заповеди Божии – это условия нормальной, полноценной, здоровой и счастливой жизни для всякого человека. И если человек эти заповеди нарушает, он вредит, прежде всего, себе, калечит собственную жизнь и жизнь своих близких.

И в исламе и в христианстве заповеди почти одинаковы или дополняют друг друга. Кто из вас может назвать хотя бы несколько из них?(Ответы учащихся)

Подробнее рассказать о заповедях попросим настоятеля Михайло-Архангельского храма священника отца Стахия Лобачева.

    ЗАПОВЕДЕЙ. ( Презентация)

1.Бог один и нет других богов, кроме него.

2. Не сотвори себе кумиров, не поклоняйся и не служи им.

3. Не упоминай имени Бога всуе.

4. Шесть дней работай, а седьмой день - Богу.

5. Чти отца своего и мать свою.

6. Не убий.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не укради.

9. Не лжесвидетельствуй.

10. Не пожелай того, что принадлежит ближнему твоему.

Заповеди Божии можно сравнить с законами природы: и те и другие имеют своим источником Творца и дополняют друг друга: одни регулируют бездушную природу, другие дают нравственную основу человеческой душе.

Вопросы учащихся:

1.Есть ли в исламе заповеди и чем они отличаются от заповедей христиан?

2.Что будет, если не соблюдать Законы Божьи?

На эти вопросы попросим ответить имама Даниса хазрата.

Викторина для учащихся «Религия».

1. В каких двух мировых религиях самое большое число приверженцев? (Христианство и ислам)

2. Как с греческого языка переводится слово «атеизм»? (Безбожие)

3. В течение всей своей истории, особенно во времена испытаний, иудеи жили надеждой, что Господь не оставит их, что придет время и он пошлет им спасителя, Мессию. Что означает слово - «мессия»? (Избранный Богом, по-гречески - Христос)

4. Назовите главную книгу мусульман. (Коран)

5. Коран - это собрание откровений, которые основатель Ислама получил от Бога. Назовите имя этого пророка. (Мухаммед)

6. Как у христиан называется дом Господа? (Церковь, храм)

7. Ислам принимает Десять Заповедей христианства и обладает очень строгой системой законов. Как по-арабски называется этот свод законов? (Шариат)

8. Каждый правоверный мусульманин должен хотя бы раз в жизни совершить Хадж - паломничество в Священный город. Как он называется? (Мекка)

9. Как переводится греческое слово «библия»? (Книга)

10. Что означается слово «аминь» в христианских молитвах? (Верно)

11. Как называется группа верующих, отделившаяся от основной религии? (Секта)

12. Что означает мусульманский лозунг «Аллах акбар»? (Аллах могущественен)

13. Кто такие христиане?(Люди верующие в Иисуса Христа.)

14. Какое название у дьявола в исламе? (Иблис)

15.Пять обязанностей возложено на мусульман Аллахом: вера, молитва, пост, милосердие и…Назовите самую почетную.(Хадж)

16.Христиане поклоняются Иисусу Христу, мусульмане – Аллаху, буддисты – Будде, язычники – многим богам, а кто поклоняется духам?(Шаманы)

17.Как называется главная книга христиан? (Библия)

18.Что такое заповедь? (Закон данный Богом)

19. Как у христиан называется главный праздник?(Пасха)

20.Как называется главный праздник у мусульман? (Курбан - байрам)

Мы подошли, ребята, к следующей части нашего мероприятия и сейчас поговорим о праздниках и традициях обоих религий.. Данные анкетирования показали следующее:

вопросы

мусульмане

христиане

Знакомы ли вы с праздниками и традициями своей веры?

Нет-1

Курбан-байрам

Наурыз

Рамадан,Саадака.

Сабантуй,БишкунакКурсяит

Нет-2

Пасха

Рождество

Крещение,Троица,

Покров,Преображение

Знаете ли вы праздники и традиции другой веры?

Нет-3

Пасха, Крещение, Троица

Нет-20

Курбан-байрам,сабантуй,бишкунак,наурыз

Со своими традициями и праздниками незнакомы один мусульманин и совсем ничего не знают о своих религиозных праздниках два христианина. Перечисление праздников в анкете идет согласно популярности ответов.

С праздниками и традициями другой веры мусульмане знакомы больше, чем христиане. Перечисление праздников идет согласно популярности ответов.

Праздники и традиции религий.

Христианство.

Пасха Христова.

Пасха - название праздника в память избавления евреев от египетского рабства. Главный христианский праздник, отмечаемый как день чудесного воскресения из мёртвых Иисуса Христа. Первый Вселенский собор установил, что Пасха должна отмечаться в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния и проходить после еврейской Пасхи.

ПАСХА - Воскресение Христа, главный праздник Православной Церкви, установленный апостолами в честь Воскресения Христа. Христиане, празднуя Пасху, торжествуют избавление через Христа всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. По важности благодеяний, полученных нами через Воскресение Христово, Пасха является “Праздником праздников и Торжеством из торжеств”, почему и

выражают свою радость и торжество о победе Иисуса Христа над смертью и адом.

Пасха - это основа Христианства. Великому и светлому празднику Пасхи предшествует Великий и очень строгий православный пост, который так и называется - . День празднования Пасхи Христовой каждый год - новый , т.е. дата празднования Пасхи ежегодно изменяется, передвигается по календарю.

Рождество Христово. ( ВИДЕО)

Это один из основных христианства, связанное с рождением Иисуса Христа. Сама традиция Рождества своими источниками достигает в первоначальные культовые действия. Главную роль церковь отводит учению о рождении Иисуса Христа, который появился, чтобы искупить грехи людей, указать человечеству путь к спасению. В Киевской Руси празднование Рождества Христова пришло вместе с христианством в X в. и слилось с зимним древнеславянским праздником - святками [продолжались в течение 12 дней - с 25 декабря (7 января) до 6 (19) января]. Православная церковь всячески старалась заменить их праздником Рождества Христова, но существующие в восточных славян праздники и обычаи укоренились настолько глубоко, что она вынуждена совмещать церковные праздники с народными. Так, колядки церковь соединила с евангельской рассказом о Вифлеемской звезде, сообщала о рождении Христа. "Языческие" колядки превратились в хождение христославов со звездой по домам. К прославлению Христа широко привлекали детей. Верующие благодарили их подарками.

Крещение Господне.
(Крещение, Водосвятие, Богоявление). Оно является одним из главных праздников в христианстве. Введенно оно в память о крещении Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. Его еще называют Богоявлением, поскольку, согласно Евангелию, во время крещения на Иисуса сошел с небес Бог-Дух Святой в виде голубя.
Этот праздник всегда отмечали очень торжественно. Главный его обряд - освящение воды в церкви и в полыньях. К проруби отправлялся крестный ход, звучали торжественные молебны. Освящение воды в храмах происходит и в наши дни. В воду иордани окунаются трижды с головой. Несмотря на сильный мороз, никто не простывает после купания. Наши предки считали, что купание в проруби –прекрасная возможность показать свою отвагу и смыть грехи, к которым относились и гадания на Святки.

Праздники и традиции ислама.

Классический, ортодоксальный ислам узаконил 2 главных праздника: Курбан-байрам (великий праздник жертвоприношения), Ураза-байрам (малый праздник разговения).

В религии немало запретов: есть свинину, изображать бога, а также вообще изображать живые существа, человека или животных, пить вино и т. д. К общепринятым во всем мусульманском мире относятся праздники Курбан-байрам (Ид-аль-адха), или большой байрам (праздник жертвоприношения), Ураза-байрам (Ид-аль-фитр) – праздник разговения, Мавлид (день рождения пророка Мухаммеда.
Праздники в исламе отмечаются по мусульманскому календарю. Мусульманский календарь – лунный. Счет его ведется от 15 июля 622 г., когда пророк Мухаммед, по преданию, переселился из Мекки в Медину.

Курбан-байрам - праздник Жертвоприношения, один из главных мусульманских религиозных праздников. Согласно Корану, Архангел Джабраил явился к пророку Ибрахиму во сне и передал ему повеление от Аллаха принести в жертву единственного сына Исмаила. Ибрахим отправился в долину Минак тому месту, где ныне стоит Мекка, и начал приготовления. Его сын, знавший об этом, не сопротивлялся, так как был послушен отцу и Аллаху. Однако это оказалось испытанием от Аллаха, и, когда жертва была почти принесена, Аллах сделал так, чтобы нож не смог резать, и тогда ангел Джабраил (Архангел Гавриил) дал пророку Ибрахиму в качестве замены барана. После чего пророк Ибрахим получил степень «Друг Аллаха». Праздник показывает милосердие, величие Аллаха и то, что люди должны исполнять повеление Аллаха, каким бы трудным оно не было.

Ураза-байрам - праздник по случаю окончания месячного поста (уразы). Отмечается 1 шаввала (10 месяц лунного календаря). Известен также как Пра́здник разгове́ния отмечаемый в честь окончания поста в месяц Рамадан..

Верующие поздравляют друг друга словами: «Ид мубарак!» (счастливого праздника!). Накануне праздника собирается закят, то есть обязательные платежи мусульман в пользу общины (на содержание мечети, помощь путникам и малоимущим), кроме этого малоимущим членам общины раздаётся закят уль-фитр, обычно это сухие продукты питания долговременного хранения, но возможна помощь и в виде денег. Праздник длится три дня, в которые мусульмане надевают лучшую одежду, готовят традиционные блюда и накрывают праздничные столы, приглашают в гости соседей, родственников и друзей, совершают ответные гостевые визиты с подарками, радуются и веселятся.

Ураза-байрам - один из главных дней исламского календаря, знаменующий завершение поста, который длился в течение священного месяца рамадан. В соответствии с традицией ислама, именно в этот день Аллах ниспослал пророку Мухаммеду первые стихи Корана.

А сейчас, в заключение, я хочу рассказать вам притчу об альпинисте.

При́тча - короткий назидательный рассказ в .

«Один альпинист захотел покорить вершину. В нём взыграла гордыня, он решил это сделать в одиночку и всю славу присвоить себе. Альпинист поднялся в предгорный аул и начал готовить снаряжение. Начинало темнеть. Звезды и луна в эту ночь были закрыты облаками. Завьюжило и поднялся ветер. Видимость была очень плохая. Жители селения останавливали альпиниста, предостерегая о грядущей непогоде: «Не ходи один. Надвигается небывалая буря». Но скалолаз не хотел останавливаться: «Я самый опытный из альпинистов, к моим ногам падали и не такие вершины!» - был его ответ. Он ушел один.

Чем выше гордец поднимался в горы, тем ненастнее становилась погода. Уже и в метре от себя он ничего не мог различить, но упорно продвигался вперед, надеясь только на самого себя, предвкушая грядущую славу.

И вот на одном из опасных выступов альпинист поскользнулся и сорвался вниз. В один миг вся жизнь пронеслась перед глазами. Ужас и беспомощность охватили его. Падая в бездну, в полной темноте. несчастный закричал: «Боже! Я знаю, ты есть, молю - спаси меня!» И вдруг страховая веревка за что-то зацепилась, и человек в беспомощности повис в пространстве. Только хлопья снега окружали его.

На следующий день отряд спасателей обнаружил тело замерзшего и обледенелого скалолаза, которое висело всего в метре от земли.»

Ребята, какое впечатление произвела на вас эта притча?

Что вы поняли из неё?

Заканчивая наше мероприятие я хочу вам всем пожелать, чтобы вы верили не только в свои силы, но и в силы Вышнего, чтобы учились уважать и любить даже тех, кто по вашему мнению недостоин этого. По вере вашей и дано вам будет.

Технологическая карта (план) занятия

Учебная дисциплина : Религиоведение

Тема занятия : Мировые религии и их конфессии

Вид занятия (тип занятия): Урок – лекция с применением информационных технологий (презентация)

Цели занятия:

Дидактическая: дать представление о классификации религий, их распространенности и видах

Развивающая: развивать умение слушать и задавать вопросы; умение выступать перед аудиторией, умение выделять главное и запоминать, умение работать с информационными источниками

Воспитательная : подвести студентов к пониманию важности религии в современном обществе, как источника нравственного развития человека и общества в целом. Сформировать отношение к религии, религиозному сознанию, толерантное отношение к представителям различных религиозных конфессий.

Межпредметные связи

Обеспечивающие: внутрипредметные связи – социальная работа с представителями религиозных сообществ

Обеспечиваемые: с предметами: история, теория, методика и практика социальной работы, социальная работа с людьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, философия

Обеспечение занятия

  1. Наглядные пособия : таблица и понятия
  2. Раздаточный материал __ ______________________________________
  1. Технические средства обучения : мультимедиа
  2. Учебные места (для практ. занятий, лаб.работ)_ _________________

________________________________________________________________

5. Литература

Основная: А.Е Кулаков Религии в России

Дополнительная : С.Ф.Панкин История мировых религий

Ильин В.В, Кармин А.С. Религиоведение

Конспект урока

I этап: организационный.

Здравствуйте!

Тема нашего урока: Мировые религии и их конфессии

При изучении этой темы мы рассмотрим классификацию религий, основные понятия, связанные с религиями, виды религий, их распространенность.

Урок я хочу начать со слов известного писателя Н. Гумилева:

…Есть Бог, есть мир, они живут во век,

А жизнь людей мгновенна и убога,

НО ВСЁ В СЕБЕ ВМЕЩАЕТ ЧЕЛОВЕК,

Который любит мир и верит в Бога

Что означают слова этого писателя?

И каким образом изучение данной темы поможет вам в вашей профессиональной деятельности? (можно ответить в конце урока).

II этап: проверка домашнего задания.

Проверка происходит при помощи фронтального опроса, вопросы передаются через презентацию.

Дополнительные вопросы:

  1. Имеет ли место религия в современном мире? (Она продолжает воздействовать на умы людей, их нравы, обычаи, взаимоотношения.)
  2. Приведите примеры, подтверждающие влияние религии на политику, экономику стран. Примеры:

Ряд общественных организаций и партий имеют религиозную окраску: христианско-демократические, христианско-социальные партии, христианские профсоюзы, необуддиские организации и прочее.

Почти во всех “горячих точках” планеты замешаны религиозные различия между людьми. Бывшая Югославия проживали сербы – православные, хорваты – католики, боснийцы – мусульмане. В Грузии абхазы являются мусульманами, а грузины – православные. В Палестине арабы – мусульмане воюют с иудеям. Конфликтная ситуация между Индией и Пакистаном за штаты Джамму и Кашмир обусловлена проживанием на индийской стороне сикхов, приверженцев ислама. Жестокость войны в Чечне основывается на религиозной почве.

Принадлежность к той или иной религии определяет социальное положение отдельных групп населения, что также определяет жесткое противостояние, например, между католическое меньшинством в Ольстере и протестантами Великобритании, или, наоборот, между протестантским меньшинство и католиками Испании.

  1. Определите роль религии в жизни человека и общества.

III этап: изучение нового материала:

Итак, давайте откроем тетради и запишем тему нашего урока: Мировые религии и их конфессии

На уроке должны рассмотреть:

  1. Классификация религий
  2. Родоплеменные религии
  3. Национальные религии
  4. Мировые религии

Во время урока вы самостоятельно составляете хронологическую таблицу: Распространение религий.

  1. Классификация религий

Составляют классификацию мировых религий и их конфессий на основе лекции преподавателя

В мире существует множество религий. Точных сведений об их количестве нет, но можно полагать, что число различных конфессий (считая и сектантские) доходит до сотни, а если учитывать исторически возникающие почти во всех религиях их разновидности, то, вероятно, можно говорить о нескольких тысячах. Существуют разные классификации религии. Принимая во внимание историческую судьбу религии, целесообразно разделить ее на 3 основных типа: 1. Древние религии

  1. Традиционные религии
  2. Нетрадиционные религии

Древние религии – существовавшие в давние времена. К ним относятся верования, бытовавшие в эпоху Древней истории (например, древнеегипетская, древнекитайская, древнегреческая и т.д.).

Все древние религии были политеистическими, их называли языческими. В них существовало представление о духах, богах, о бессмертной душе, о загробном мире. Общей чертой их обязательно было проведение магических ритуалов, требовавших жертвоприношений богам. Кое-где эти верования дожили до наших дней в виде так называемых местных или родоплеменных религий.

Традиционные религии - возникшие столетиями назад и существующие доныне. Характерно то, что все они утверждают бессмертие душ и загробный мир, однако отказываются от принесения человеческих жертв богам. Традиционные религии принято разделять на национальные и мировые.

Национальные религии – это религии, являющиеся специфичными для национальной культуры определенного народа. Такие религии, как правило, в значительной степени определяют особенности быта, поведения, народных обычаев.

Мировые религии в отличие от национальных, возникнув первоначально в культуре какого-то одного народа, затем распространились по всему миру. Таких религий в настоящее время 3: буддизм, христианство, ислам.

Новые (нетрадиционные) религии – появляющиеся в наше время. Большей частью эти религии основываются на возрождении древних культов или являются ересями ответвлениями от традиционных религий. Многие из новых религий имеют сектантский характер.

  1. Родоплеменные религии

На прошлом уроке мы с вами уже рассмотрели родоплеменные религии. Давайте их вспомним (слайды). Единственный вид родоплеменной религии, который мы не рассмотрели – шаманизм. Запишите себе в тетради.

  1. Национальные религии (слайды)

Конфуцианство – этико-философское учение великого мыслителя и педагога Конфуция. Основное положение учения – положение о необходимости постоянного совершенства человека, общества, государства. Главный принцип идеологии Конфуция – жесткое распределение социальных ролей и функций: “Пусть отец будет отцом, сын сыном, государь государем, чиновник чиновником”. Важнейшим регулятором жизни общества Конфуций считает строгое, безусловное повиновение старшим.

Даосизм – происходит от слова “Дао” (путь, закономерность, учение, правда). Основатель Лао-Цзы. В даосизме нет веры в бессмертие души как таковой. Смерть тела влечет за собой смерть духа.

Синтоизм – национальная религия японцев. Синто означает “путь богов”. Синтоизм религия политеистическая. Синтоизм сегодня сохраняет связь с архаичными религиозными представлениями – культом предков и почитаем духов, божеств природы.

  1. Мировые религии (доклад студентов о каждой религии)

Буддизм – мировая религия, зародившаяся в сер. I тыс. до н.э. на севере Индии. В основе этой религии лежит проповедь Будды Сиддхартха Гаутама Шакья –Муни, который учил, что жизнь есть страдание, и указал путь избавления от него.

Конфессии буддизма:

Ламаизм – разновидность махаянстского направления буддизма, возникло в Тибете. Основателем считается лама Цзонкаба, живший в конце XIV – нач. XV вв. в основе вероучительных положений не отличается от ортодоксального буддизма.

Махаяна (широкий путь спасения) – одно из главных направлений буддизма, сформировалось и получило распространение в I в. Сторонники этого направления не считают монашескую жизнь единственным путем спасения. Спастись может не только монах, но и любой мирянин, соблюдающий обеты духовного совершенства, возносящий молитвы, творящий заклинания, прибегающий к помощи монахов.

Христианство – мировая религия, возникшая в I в. В восточной провинции Римской империи. В основе этой религии лежит учение о богочеловеке Иисусе Христе, его искупительной жертве, воскресении и грядущем его пришествии.

Конфессии христианства:

Католицизм – одно из направлений в христианстве, противопоставившее себя православию после разделения церквей в 1054г. Католицизм имеет ряд особенностей в вероучении, культе, структуре религиозной организации, в которых нашла отражение специфика социокультурного развития Западная Европа.

Протестантизм – одно из направлений в христианстве, возникшее в XVI вв. в связи с антикатолитическим движением в Европе. Отвергает авторитет Священного Предания, провозглашает принцип спасения личности верой и принцип священства всех верующих. Представляет собой совокупность многочисленных течений, церквей и сект.

Ислам – мировая религия, возникшая в первой половине VII в. На Аравийском полуострове и получившее распространение во многих странах Азии и Африки. Главный догмат ислама провозглашает существование единого и неделимого бога – Аллаха.

Конфессии ислама:

Суннизм – одно из главных направлений в исламе, возникшее во 2 ½ VII в. в Аравии. суннисты наряду с Кораном признают святость Сунны, возвеличивающей помимо пророка Мухамада ряд халифов, отвергаемых шиитами.

Шиизм – 2 по числу приверженцев направление в исламе. Шииты считают, что законным приемником Мухамада могут быть только его прямые потомки, т.е. дети, внуки, правнуки, и т.д.

IVэтап: подведение итогов.

Во время урока вы должны были самостоятельно составить хронологическую таблицу. Давайте сейчас с вами проверим, что у вас получилось. Меняются тетрадями и проверяют.

Решить ситуацию:

Максим К., с детства увлекавшийся мистикой, мечтал вступить в секту сатанистов. Однако войти в ряды дьявольской организации он мог только после того как совершит убийство. Он не решался на злодейство, пока кандидатуру на роль жертвы не выбрала его жена Ирина. Женщина обрекла на смерть своего бывшего любовника Юрия А., которому незадолго до трагедии исполнилось 33 года. Сатанистка заманила несчастного на берег пруда, где их ждал Максим вместе с активистом секты по прозвищу Сатан. Приверженцы дьявола напоили жертву водкой и спиртом дождались, когда он уснет, и начали свой кровавый обряд.

Сразу после окончания обряда Максим раскаялся в содеянном. Он постригся в монахи и стал жить при одном из храмов в Ярославской области. Там его и задержали сотрудники полицииВопросы:

Какие меры профилактики сектантства среди молодежи вы считаете наиболее продуктивными?

Известны ли вам случаи проявления сектантства в вашей местности?

Какую работу предстоит провести социальному работнику в приведенном случае?

V этап: домашнее задание: конспект, термины



Top