Урок булычев кир миллион приключений. Урок

МКОУ СОШ с.п.п.Звёздный

Открытый урок литературного чтения в 4 классе.

Кир Булычёв "Путешествие Алисы"

Учитель: Синюкова Татьяна Николаевна

Тема: Кир Булычёв "Путешествие Алисы". Цели:

    ознакомить с жизнью и творчеством писателя-фантаста К.Булычёва; заинтересовать учащихся его произведениями; читать отрывок из повести " Путешествие Алисы "; учить анализировать поступки героев, отрабатывать навыки беглого выразительного чтения; развивать память, речь, мышление.

Ход урока.

I .Организационный момент. II .Проверка домашнего задания. Пересказ отрывка об Электронике (Е.С.Велтистов "Приключения Электроника"). III . Введение в тему. Актуализация знаний. 1.Вступительная беседа.
( Звучит музыка из мультфильма "Тайна третьей планеты" ) - Ребята, кто из вас догадался из какого мультфильма эта музыка? (картинка из мультфильма) - Как зовут его героиню? - Что вы о ней знаете? - Кто из вас смотрел о ней кинофильм? - Кто написал историю об Алисе Селезнёвой? 2.Рассказ о писателе.(Презентация) 2слайд Игорь Всеволодович Можейко (псевдонимы: Кир Булычёв, Маун Сейн-Джи) родился 18 октября 1934 года в Москве. После окончания школы поступил в Московский государственный институт иностранных языков имени Мориса Тореза, который окончил в 1957 году. Два года работал в Бирме переводчиком и корреспондентом АПН.

Арбатский мальчишка Игорь Можейко всегда чем-нибудь увлекался. Совсем маленьким обожал рассказы о разведчиках и пограничнике Карацупе. В десять лет захотел стать художником и даже поступил в художественную школу. Правда, проучился он там недолго - заболел, много пропустил, а потом побоялся вернуться обратно. Наверное, Игорь сильно переживал и обижался на маму за то, что не уговорила, не настояла, но вскоре у него появились новые увлечения, совершенно другие - геология и палеонтология.

Игорю страшно хотелось «путешествовать, жить в палатке, делать научные открытия» . Воображая себя исследователем амазонской сельвы, он вдоль и поперёк исходил Подмосковье. Он прилежно изучал книги Ивана Ефремова о палеонтологических экспедициях в пустыню Гоби, собирал обширные коллекции минералов и, конечно, представлял себя настоящим геологом с мужественным лицом и обветренными руками…

Казалось, ему светит прямая дорога в геолого-разведочный институт, однако случилось так, что по комсомольской разнарядке Можейко направили в Московский институт иностранных языков, и, окончив там переводческий факультет, он попал на работу в далёкую азиатскую страну - Бирму…

Порой молодому переводчику казалось, что он очутился в каком-то сказочном мире. Из окна гостиницы ему были видны тысячи древних буддийских храмов. Перед рассветом они становились голубыми, фиолетовыми и какими-то воздушными.

Потрясённый увиденным, Игорь Можейко, вернувшись на родину, поступил в аспирантуру при Институте востоковедения АН СССР и в 1966 году защитил диссертацию о средневековой Бирме 3 слайд В 1963 году Игорь Можейко начал работать в Институте востоковедения Академии наук и стал впоследствии крупным учёным-востоковедом. 4слайд Первыми текстами будущего писателя были очерки о Бирме для журнала «Вокруг света». В этом же журнале вышел его первый художественный рассказ «Маунг Джо будет жить», подписанный ещё настоящим именем 5 слайд История полна тайн и невероятных открытий. Пирамиды и сфинксы, неразгаданные письмена и исчезнувшие цивилизации, магические ритуалы и сокровища древних гробниц - о чём только не поведает полустертый камень или рассыпающаяся мумия... 6 слайд Известный писатель и публицист Игорь Можейко (Кир Булычёв) собрал удивительные факты о нераскрытых загадках древних цивилизаций и рассказал о них на страницах своих книг 7 слайд Общее количество изданных научных и научно-популярных произведений, публиковавшихся под настоящим именем - несколько сотен. Большей частью это работы по истории, востоковедению, и литературоведению, публиковавшиеся в специальных и популярных журналах. Кроме того, из-под пера Булычёва вышло более двухсот стихотворений и несколько рассказов-миниатюр 8 слайд Фантастические произведения публиковались под псевдонимом "Кирилл Булычёв" - псевдоним был скомпонован из имени жены Кира и девичьей фамилии матери писателя. Впоследствии имя "Кирилл" на обложках книг стали писать сокращённо - "Кир.", а потом сократили и точку, так и получился известный сейчас "Кир Булычёв". Встречалось и сочетание Кирилл Всеволодович Булычёв. Настоящее имя писателя сохранялось в тайне до 1982 года, поскольку руководство Института Востоковедения не считало фантастику серьёзным занятием и Можейко боялся, что после раскрытия псевдонима будет уволен. 9 слайд - Самые первые мои фантастические произведения были опубликованы в 1965 году. Это были сказки про Алису и рассказ «Когда вымерли динозавры» в журнале «Искатель», написанный по той простой причине, что мы никак не могли придумать, как спасти номер, в котором уже была отпечатана в тираже обложка - на ней была нарисована банка с динозавром на стуле, а рассказ вылетел в самый последний момент. Я поспорил, что напишу за ночь рассказ по обложке. Написал... и с тех пор не смог остановиться...

( В то же самое время у Можейко подрастала дочка Алиса. Она не слишком интересовалась историей Бирмы, но ей очень хотелось, чтобы папа, позабыв про дела, рассказал ей что-нибудь совершенно необыкновенное.

И специально для дочки Игорь Всеволодович с удовольствием принялся придумывать фантастические истории о девочке из XXI века, которую, как и собственного ребёнка, назвал Алисой.

Рассказы эти под названием «Девочка, с которой ничего не случится» увидели свет в 1965 году в популярном альманахе «Мир приключений». А вскоре произошла одна занятная история с журналом «Искатель», печатавшим детективы и фантастику. В редакции этого славного издания случилось как-то настоящее ЧП. Перед самой сдачей материалов в типографию решено было не публиковать один из иностранных фантастических рассказов. Однако, как нарочно, обложка готовящегося номера с иллюстрацией к этому рассказу была уже отпечатана. С обложки на расстроенных сотрудников редакции уныло смотрел сидящий в банке крохотный динозавр.

Рисунок настоятельно требовал объяснений, и несколько человек, спасая положение, решили написать по фантастическому рассказу, лучший из которых назавтра должен был попасть в сборник. В неожиданном конкурсе принял участие и учёный-востоковед Игорь Можейко. Он честно просидел всю ночь за машинкой, а утром принёс в редакцию своё сочинение. Рассказ, придуманный Можейко («Когда вымерли динозавры?»), показался сотрудникам самым удачным, и его срочно вставили в выпуск.)

10 слайд В1965 году повесть «Девочка, с которой ничего не случится» предложили напечатать в альманахе «Мир приключений». Это было первое произведение об Алисе Селезнёвой - подборка весёлых и трогательных историй, случившихся с отцом и дочерью в далёком тогда ещё 21 веке, навеянные реальным общением с дочерью Алисой. 11слайд Пожалуй, это - наиболее известный цикл произведений Кира Булычёва. Главная героиня этого цикла - школьница (в первых рассказах - ещё дошкольница) XXI века Алиса Селезнёва. Имя героине автор дал в честь своей дочери Алисы, родившейся в 1961 году. Приключения Алисы происходят в самых разных местах и временах: на Земле XXI века, в космосе, на океанском дне и даже в прошлом, куда она забирается на машине времени. Существует даже ещё один, «внутренний» цикл «Алиса и её друзья в лабиринтах истории», рассказывающий о приключениях детей XXI века в прошлых временах. 12 слайд В первых произведениях Алиса была единственным из основных персонажей ребёнком, а повествование велось от лица космобиолога профессора Селезнёва, отца Алисы (автор, судя по одной из повестей, назвал его своим настоящим именем - Игорь). Позже повествование стало вестись от третьего лица, а основными героями, вместе с Алисой, стали её ровесники - одноклассники и друзья. Часть книг цикла ориентирована на детей младшего возраста. Такие книги представляют собой, по сути, сказки, в них нередко действуют волшебники и сказочные существа, происходят чудеса. Да и в более «взрослых» книгах имеется заметный элемент сказочности. 13 слайд В своих произведениях Кир Булычёв охотно обращался к ранее придуманным и описанным персонажам, в результате чего получилось несколько циклов произведений, в каждом из которых описываются приключения одних и тех же героев.

Что вы запомнили о Кире Булычёве?

( Он мечтал стать геологом, а стал писателем-фантастом.Он получил признание государства, читателей.Его книги издавались и издаются, так как стали любимыми произведениями не только детей, но и взрослых).

III .Физминутка. IV . Чтение и анализ отрывка из повести "Путешествие Алисы". 1.Словарная работа, толкование непонятных слов. восемнадцать - на девятнадцатом космокатер иллюминатор кают-компания развевалась отсек обыкновенные существование 2.Первичное чтение по цепочке. - О каком приключении Алисы вы прочитали? - В чём фантастичность, необычность всего произошедшего?

- От чьего имени ведётся рассказ? Докажите.

Что вы думаете о рассказчике? Какой у него характер?

Как герои отнеслись к истории с кустиками вначале? Изменилось ли их отношение потом? Объясните.

- Охарактеризуйте Алису. Какой она была?
3. Работа на карточках. - Положите перед собой карточки. Прочитайте и подумайте, какие слова пропущены в тексте?
В дверном проёме показались кустики. Зрелище было и на самом деле ужасное. Кустики... из полного песку ящика и, тяжело... на крохотных уродливых корнях, ... на нас. Они... полукругом, покачивая ветвями, бутоны раскрылись, и среди листьев горели, ..., розовые цветы.
- Подумайте, изменилось бы что-нибудь в произведении, если бы автор не использовал приём олицетворения?
V . Итог урока. - Что нового вы узнали сегодня на уроке? - Захотелось ли прочитать книгу целиком? - Нравится ли вам фантастическая литература?

VI . Домашнее задание. - Перечитать отрывок, нарисовать иллюстрации к нему, подготовить пересказ.

Открытый урок литературного чтения

в 4 классе

Мы продолжим знакомство с удивительной научно-фантастической историей «Кустики» Кира Булычева. А если точнее с 6 главой повести «Путешествие Алисы»

Над чем будем работать?

  1. Над содержанием текста.
  2. Наблюдать за развитием сюжета.
  3. Постараемся доказать, что это научно-фантастическая история.

*** Предлагаю отправиться в космическое путешествие. Результат полета оределим по звездочету.
*красная звездочка(было интересно, понятно, захотел фантазировать)

*зеленая звездочка (полетал хорошо, но остались вопросы)

*желтая звездочка (пытался летать, но не все получилось)

  1. Дома вы познакомились с историей.

От чьего имени ведется рассказ?

Он писатель фантаст. * фантаст

Работа со словарем. (фантаст, фантастика) у каждого ученика на столе распечатка с нужными словами.

***Просмотр видео сюжета, нарезка про Кира Булычева.

Вывод: Кир Булычев - фантаст, киносценарист, скромный человек. Настоящее имя: Можейко Игорь Всеволодович.

адо разделить текст на смысловые части, определить границы частей.

План. (учитель дал названия, а ученики ищут границы смысловых частей под руководством учителя)

1.Находка

2.звуки.

3.Наступление

4.Оборона

5.Решение

6.Мирная жизнь.

Работать будем дружно, взяли простой карандаш.(ученики ставят точки простым карандашом, а после проверки ставят квадратные скобки)

6. Наблюдение за героями, как менялась ситуация на корабле.

1.Часть «Находка»

***Выборочное чтение.

А) Докажите, что экипаж был настойчивый и упорный.

Б) Чем поразили кусты?

Обстановка: ***загадочная, необычная.

2. Часть « Звуки»

***Выборочное чтение

А) Что произошло на корабле? (кусты запели) эпитеты и олицетворение

Б) Как ведет себя Алиса? (волнуется)

В) Папа и Зеленый? (не спешат)

Обстановка на корабле:*** беспокойная, тревожная.

3.Часть « Наступление»*** Чтение по ролям.

А) Что произошло? (кусты пошли в наступление)

Обстановка: ***паническая, суматошная.

  1. Часть « Оборона» ***выборочное чтение

А) Чем оборонялись герои от кустов?

Г) Как вела себя Алиса?

Д) Как наступали кусты?

Обстановка на корабле: ***страшная, ужасная.

5.Часть. « Решение»

А) Что придумала Алиса? (она решила полить кустики)

Б) Рассмотрите картинку. Подтвердите словами из текста.

В) Какой вывод сделала Алиса?

Г) Какой вывод сделал папа?

Обстановка: *** душевная, спокойная.

6.Часть. « Мирная жизнь

Докажите, что жизнь кустиков была прекрасна?

Обстановка: *** мирная, спокойная.

А) Кто нашел выход из трудной ситуации?

Б) Какой была Алиса?

В) Кому понравилась история? Чему научились?

Д) Какие выразительные средства он использовал, чтобы получилась такая необычная история?

Ж) Докажите, что «Кустики» научно-фантастическая история.

Д.з. подготовить пересказ от лица Алисы, творческое задание по желанию: составить свою фантастическую историю про загадочную планету. (Планету нарисовать мелом на полу и разложить обитателей планеты, которых ученики нарисовали на уроке изо по теме «Загадочная планета»)

Чем вас поразил урок?

О чём заставил задуматься?

Чему вы научились на уроке?

Довольны ли вы своей работой на уроке?

Кир Булычёв (настоящее имя – Игорь Всеволодович Можейко) родился в Москве (18 октября 1934г). Арбатский мальчишка Игорь Можейко всегда чем-нибудь увлекался. Совсем маленьким обожал рассказы о разведчиках и пограничнике Карацупе.

В десять лет захотел стать художником и даже поступил в художественную школу. Правда, проучился он там недолго - заболел, много пропустил, а потом побоялся вернуться обратно. Наверное, Игорь сильно переживал и обижался на маму за то, что не уговорила, не настояла, но вскоре у него появились новые увлечения, совершенно другие - геология и палеонтология.

Игорю страшно хотелось «путешествовать, жить в палатке, делать научные открытия» . Воображая себя исследователем амазонской сельвы, он вдоль и поперёк исходил Подмосковье. Он прилежно изучал книги о экспедициях в пустыню Гоби, собирал обширные коллекции минералов и, конечно, представлял себя настоящим геологом с мужественным лицом и обветренными руками…

Казалось, ему светит прямая дорога в геолого-разведочный институт, однако случилось так, что по комсомольской разнарядке Можейко направили в Московский институт иностранных языков, и, окончив там переводческий факультет, он попал на работу в далёкую азиатскую страну - Бирму…

Порой молодому переводчику казалось, что он очутился в каком-то сказочном мире. Из окна гостиницы ему были видны тысячи древних буддийских храмов. Перед рассветом они становились голубыми, фиолетовыми и какими-то воздушными. Потрясённый увиденным, Игорь Можейко, вернувшись на родину, поступил в аспирантуру при Институте востоковедения АН СССР и в 1966 году защитил диссертацию о средневековой Бирме на тему «Паганское государство».

В то же самое время у Можейко подрастала дочка Алиса. Она не слишком интересовалась историей Бирмы, но ей очень хотелось, чтобы папа, позабыв про дела, рассказал ей что-нибудь совершенно необыкновенное. И специально для дочки Игорь Всеволодович с удовольствием принялся придумывать фантастические истории о девочке из XXI века, которую, как и собственного ребёнка, назвал Алисой. Рассказы эти под названием «Девочка, с которой ничего не случится» и «Когда вымерли динозавры?» увидели свет в 1965 году в популярном альманахе «Мир приключений». Рассказ, придуманный Можейко («Когда вымерли динозавры?»), показался сотрудникам самым удачным, и его срочно вставили в выпуск. Но как подписать столь непредвиденное творение? «Игорь Можейко» - вроде неудобно. Всё-таки историк, учёный, а тут динозавры какие-то в банках. «Имя жены плюс девичья фамилия матери», - решил автор и написал под рукописью «Кир Булычёв». Так и появился один из самых популярных современных фантастов.

Как бы там ни было, факт остаётся фактом: серьёзный историк Можейко начал писать «несерьёзную» фантастику. И, видимо, занятие это ему очень понравилось, потому что вслед за первыми коротенькими рассказиками, положившими начало историям «про Алису», появились настоящие «большие» книги: «Девочка с Земли» (1974), «Сто лет тому вперёд» (1978), «Миллион приключений» (1982), «Непоседа» (1985), «Новые приключения Алисы» (1990)… Пожалуй, это - наиболее известный цикл произведений Кира Булычёва. Главная героиня этого цикла - школьница (в первых рассказах - ещё дошкольница) XXI века Алиса Селезнёва. Имя героине автор дал в честь своей дочери Алисы, родившейся в 1961 году. Приключения Алисы происходят в самых разных местах и временах: на Земле XXI века, в космосе, на океанском дне и даже в прошлом, куда она забирается на машине времени. Существует даже ещё один, «внутренний» цикл «Алиса и её друзья в лабиринтах истории», рассказывающий о приключениях детей XXI века в прошлых временах.

В первых произведениях Алиса была единственным из основных персонажей ребёнком, а повествование велось от лица космобиолога профессора Селезнёва, отца Алисы (автор, судя по одной из повестей, назвал его своим настоящим именем - Игорь). Позже повествование стало вестись от третьего лица, а основными героями, вместе с Алисой, стали её ровесники - одноклассники и друзья. Часть книг цикла ориентирована на детей младшего возраста. Такие книги представляют собой, по сути, сказки, в них нередко действуют волшебники и сказочные существа, происходят чудеса. Да и в более «взрослых» книгах имеется заметный элемент сказочности.

История полна тайн и невероятных открытий. Пирамиды и сфинксы, неразгаданные письмена и исчезнувшие цивилизации, магические ритуалы и сокровища древних гробниц - о чем только не поведает полустертый камень или рассыпающаяся мумия...

Но Киру Булычёву не хотелось сочинять только про Алису. Его перу принадлежит великое множество совсем других, совершенно не похожих друг на друга книг: ироническая эпопея про захолустный городок Великий Гусляр и его славного жителя Корнелия Удалова, «взрослый» цикл про космического доктора Владислава Павлыша и ещё многое-многое другое…

Известный писатель и публицист Игорь Можейко (Кир Булычев) собрал удивительные факты о нераскрытых загадках древних цивилизаций и рассказал о них на страницах своих книг. Одновременно с фантастом Булычёвым неустанно писал свои труды историк Можейко. Он выпустил несколько монографий, научно-популярные книги «7 и 37 чудес», «Пираты, корсары, рейдеры», «1185 год. Восток-Запад». А ещё - защитил докторскую диссертацию по теме «Буддизм в Бирме».

Остаётся только удивляться, как у Игоря Всеволодовича хватало на всё времени и сил. Впрочем, нет, времени как раз не хватало, и фантаст Булычёв вместе с историком Можейко больше всего на свете мечтал о том, чтобы хоть как-нибудь увеличить сутки…

Умер Игорь Всеволодович 5 сентября 2003 года после продолжительной болезни в возрасте 69 лет. До своего юбилея он не дожил 1,5 месяца.

Слайды 11-14

А однажды Алиса Селезнёва даже стала кинозвездой - были написаны сценарии мультипликационного фильма «Тайна третьей планеты» и пятисерийного художественного фильма «Гостья из будущего». И каждая новая встреча с девочкой из XXI века вызывала и у читателей, и у зрителей бурный восторг. По произведениям Кира Булычёва сняты фильмы. Мультфильмы.

Что вы запомнили о Кире Булычёве?

Литературное чтение

4 класс

Воронежская Татьяна Сергеевна

МБОУ СОШ №6 п. Новый

Приморский край Надеждинский район

Тема: Кир Булычёв. Отрывок из повести «Кустики».

Цель: ознакомить с жизнью и творчеством писателя-фантаста К. Булычёва; заинтересовать учащихся его произведениями для дальнейшего чтения; читать отрывок из повести «Путешествие Алисы»; пополнять словарный запас детей новыми словами; отрабатывать навыки беглого выразительного чтения; развивать память, речь, мышление; учить оценивать работу свою и товарищей на уроке самостоятельно; обращаться к дополнительному поиску материала.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания. Работа в парах.

Сейчас проверим выполненное вами домашнее задание. Оценку вы дадите самостоятельно своему соседу по парте, прочитав его рассказ, к выполненному рисунку на тему «Космос» - приклеив стикер с фамилией учащегося.

Выставка детских работ на доске с оценкой. Проверка учителем, 5-6 работ зачитываются по выбору детей.

Что помогло вам в создании этих работ?

III. Речевая разминка. Актуализация знаний.

1 слайд. На космокатере с Алисой полетим

В страну «Фантастики»,

Опять с её друзьями:

Иллюминатор в нём механик починил.

А кто он? Объясните сами!

Прочитайте строчки «птичьим базаром».

Прочитайте первые две строки с восторгом, следующие две с удивлением, а последнюю соблюдая знаки препинания.

Назовите слова, которые уже встречались на прошлом уроке (Алиса, иллюминатор, механик).

Как называется мультфильм с участием этой героини? Назовите её фамилию (Селезнёва).

Кем был её папа? Назовите его фамилию.

Кто такой механик? Как звали его в мультфильме? (Зелёный)

Назовите слово, которое состоит из двух корней (космокатер).

Что это за катер?

2-3 слайд: портрет, автобиография Кира Булычёва.

Игорь Всеволодович Можейко (псевдоним.: Кир Булычёв, Маун Сейн-Джи) родился 18 октября 1934 года в Москве.

После окончания школы поступил в Московский государственный институт иностранных языков имени Мориса Тореза, который окончил в 1957 году.

Два года работал в Бирме переводчиком и корреспондентом АПН.

IV. Сообщение темы урока и постановка задач.

1. Введение в тему.

Вы догадались, какое произведение мы будем читать, и кто его написал? С кем из героев мы встретимся?

Можно ли утверждать, что фантастическое произведение – сказка?

Что общего?

Это мы и исследуем на уроке. На доске: ФАНТАЗИЯ = СКАЗКА. 4слайд

V. Выставка книг К. Булычёва 5-12 слайд.

VI. Работа над отрывком из повести «Путешествие Алисы».

    Назовите, какие знаки препинания очень часто встречаются в произведении? Значит, подумайте, как их надо читать.

    2. Чтение детьми «цепочкой», учителем отрывка из повести «Кустики».

    Словарная работа по ходу чтения отрывка:

Разведкатер

Барханы

Кают-компания

Назовите синонимы к словам: миновал, разминулся.

Когда так говорят? «Смотрел зачарованно как кролик на удава».

Огнемёт

Когда так говорят? «Они сильные как львы».

Блаженно вздыхали – Как это?

Когда так говорят? «Разума в нём ни на грош…»

VII.Итог урока.

О каком приключении Алисы вы прочитали?

Ребята, как вы думаете, могла ли фантастика возникнуть без сказок?

Что общего между фантастической литературой и сказкой?

В чём фантастичность, необычность произошедшего в повести?

Могут ли растения блаженно вздыхать?

VIII. Оценивание работы детей.

Встаньте те дети, которые оценивают свою работу на уроке на отлично. А кто считает, что ему сегодня в работе, что-то не удалось?

13 слайд. Для самых любопытных.

Брата Морфея, бога сна древние греки называли Фантазом. Он заведовал на Олимпе иллюзиями. Отсюда и произошло слово «ФАНТАЗИЯ» (от греческого «ВООБРАЖЕНИЕ»). Именно благодаря фантазии человек способен вторить. От этого же корня образована «ФАНТАСТИКА» (от греческого «ИСКУССТВО ВООБРАЖАТЬ») – термин для обозначения литературных произведений, изображающих невероятное как действительное и действительное как невероятное. Она способна заглянуть в области, которые неподвластны «обыкновенной литературе, и оторвать читателя от будничности, воспеть подвиги, перенестись в далёкое будущее.

МБОУ ООШ № 15

Конспект урока

по литературному чтению

4 класс

Тема урока:

« Кир Булычёв

«Путешествие Алисы»

Учитель: Федоренко Е.А.
Елец 2012
Тема урока: Кир Булычев. «Путешествие Алисы»

Цели урока:


  • познакомить с жизнью и творчеством писателя-фантаста К. Булычева;

  • заинтересовать учащихся его произведениями;

  • прочитать отрывок из повести «Путешествие Алисы»;

  • отрабатывать навыки беглого выразительного чтения;

  • развивать познавательный интерес, память, смекалку,

  • прививать интерес к чтению фантастической литературы.
Оборудование: мультимедийный проектор, карточки с кроссвордами, с индивидуальными заданиями.

Тип урока : изучение нового материала.

Ход урока.


  1. Организационный момент. слайд 1
Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу класс наш хоть куда!

Ну, начнем урок тогда!


  1. Сообщение темы и целей урока. слайд 2
- Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью и творчеством замечательного писателя-фантаста Кира Булычёва, вспомним ранее изученное произведение из раздела «Фантастика», познакомимся с девочкой Алисой, её друзьями, узнаем о её приключениях. Надеюсь, вы будете внимательны, активны на уроке, и вас заинтересует данное произведение. Итак, тема урока: Кир Булычёв «Путешествие Алисы»

  1. Речевая разминка. слайд 3
Их видимо-невидимо,

Не сосчитаешь их!

И кто их только выдумал -

Веселых, голубых?

Должно быть, оторвали

От неба лоскуток,

Чуть-чуть поколдовали

И сделали цветок.

(Е. Серова)

Прочитайте стихотворение «птичьим базаром».

Как вы поняли, о каком цветке говорится?

Что ей помогло в этом? (Фантазия.)

Прочитайте первые две строчки с восторгом, следующие две с удивлением, остальные - загадочно.


  1. Проверка домашнего задания. слайд 4
1. Индивидуальная работа. Разгадать кроссворд .



2 Э

е

л

3 С

л

е

ы

4 С

т

1 .Г

к

р

е

6 Д

и

р

т

о

р

5 м

у

с

о

р

е

г

а

б

т

М

о

ж

е

й

к

о

о

н

к

й

и

в

в

и

и

к

н

1. Фамилия профессора, создателя мальчика-робота.

2. Имя мальчика-робота

3. Фамилия настоящего мальчика, на которого был похож робот.

4. Его имя.

5. В каком месяце начались эти удивительные приключения?

6. Гостиница, в которой остановился профессор.

б) Чтение синквейнов.

3. Проверка индивидуальной работы.

Какое ключевое слово вы получили разгадав кроссворд? (Можейко)


  1. Знакомство с жизнью и творчеством писателя.
1. Рассказ учителя. слайд 5

Игорь Всеволодович Можейко – это настоящее имя Кира Булычёва. Он родился в Москве 18 октября 1934г. слайд 6

Арбатский мальчишка Игорь Можейко всегда чем-нибудь увлекался. Совсем маленьким обожал рассказы о разведчиках. В десять лет захотел стать художником и даже поступил в художественную школу. Правда, проучился он там недолго - заболел, много пропустил, а потом побоялся вернуться обратно. Наверное, Игорь сильно переживал и обижался на маму за то, что не уговорила, не настояла, но вскоре у него появились новые увлечения, совершенно другие - геология и палеонтология.

Игорю страшно хотелось «путешествовать, жить в палатке, делать научные открытия» . Воображая себя исследователем, он вдоль и поперёк исходил Подмосковье. Он прилежно изучал книги Ивана Ефремова о палеонтологических экспедициях в пустыню Гоби, собирал обширные коллекции минералов и, конечно, представлял себя настоящим геологом с мужественным лицом и обветренными руками…

Казалось, ему светит прямая дорога в геолого-разведочный институт, однако случилось так, что Можейко поступил в Московский институт иностранных языков, и, окончив там переводческий факультет, он попал на работу в далёкую азиатскую страну - Бирму…

Порой молодому переводчику казалось, что он очутился в каком-то сказочном мире. Из окна гостиницы ему были видны тысячи древних буддийских храмов. Перед рассветом они становились голубыми, фиолетовыми и какими-то воздушными.

Потрясённый увиденным, Игорь Можейко, вернувшись на родину, поступил в аспирантуру при Институте востоковедения АН СССР и в 1966 году защитил диссертацию о средневековой Бирме на тему «Паганское государство».

Начались исследования, работа над монографиями. Жизнь вроде бы собиралась идти по накатанной колее, но… В то же самое время у Можейко подрастала дочка Алиса. Она не слишком интересовалась историей Бирмы, но ей очень хотелось, чтобы папа, позабыв про дела, рассказал ей что-нибудь совершенно необыкновенное.

И специально для дочки Игорь Всеволодович с удовольствием принялся придумывать фантастические истории о девочке из XXI века, которую, как и собственного ребёнка, назвал Алисой. слайд 7

Рассказы эти под названием «Девочка, с которой ничего не случится» увидели свет в 1965 году в популярном альманахе «Мир приключений». А вскоре произошла одна занятная история с журналом «Искатель», печатавшим детективы и фантастику. В редакции этого славного издания случилось как-то настоящее ЧП. Перед самой сдачей материалов в типографию решено было не публиковать один из иностранных фантастических рассказов. Однако, как нарочно, обложка готовящегося номера с иллюстрацией к этому рассказу была уже отпечатана. С обложки на расстроенных сотрудников редакции уныло смотрел сидящий в банке крохотный динозавр. слайд 8

Рисунок настоятельно требовал объяснений, и несколько человек, спасая положение, решили написать по фантастическому рассказу, лучший из которых назавтра должен был попасть в сборник. В неожиданном конкурсе принял участие и учёный-востоковед Игорь Можейко. Он честно просидел всю ночь за машинкой, а утром принёс в редакцию своё сочинение. Рассказ, придуманный Можейко («Когда вымерли динозавры?»), показался сотрудникам самым удачным, и его срочно вставили в выпуск. Но как подписать столь непредвиденное творение? «Игорь Можейко» - вроде неудобно. Всё-таки историк, учёный, а тут динозавры какие-то в банках. «Имя жены плюс девичья фамилия матери», - решил автор и написал под рукописью «Кир Булычёв». Так и появился один из самых популярных современных фантастов. слайд 9

Как бы там ни было, факт остаётся фактом: серьёзный историк Можейко начал писать «несерьёзную» фантастику. И, видимо, занятие это ему очень понравилось, потому что вслед за первыми коротенькими рассказиками, положившими начало историям «про Алису», появились настоящие «большие» книги: «Девочка с Земли» (1974), «Сто лет тому вперёд» (1978), «Миллион приключений» (1982), «Непоседа» (1985), «Новые приключения Алисы» (1990)… А однажды Алиса Селезнёва даже стала кинозвездой - были написаны сценарии мультипликационного фильма «Тайна третьей планеты» и пятисерийного художественного фильма «Гостья из будущего». И каждая новая встреча с девочкой из XXI века вызывала и у читателей, и у зрителей бурный восторг.

Но Киру Булычёву не хотелось сочинять только про Алису. Его перу принадлежит великое множество совсем других, совершенно не похожих друг на друга книг: ироническая эпопея про захолустный городок Великий Гусляр и его славного жителя Корнелия Удалова, «взрослый» цикл про космического доктора Владислава Павлыша и ещё многое-многое другое…

При этом Игорь Всеволодович не оставлял и своих научных занятий. слайд 10Одновременно с фантастом Булычёвым неустанно писал свои труды историк Можейко. Он выпустил несколько монографий, научно-популярные книги «7 и 37 чудес», «Пираты, корсары, рейдеры», «1185 год. Восток-Запад». А ещё - защитил докторскую диссертацию по теме «Буддизм в Бирме».

Остаётся только удивляться, как у Игоря Всеволодовича хватало на всё времени и сил. Впрочем, нет, времени как раз не хватало, и фантаст Булычёв вместе с историком Можейко больше всего на свете мечтал о том, чтобы хоть как-нибудь увеличить сутки…

Умер Игорь Всеволодович 5 сентября 2003 года после продолжительной болезни в возрасте 69 лет. До своего юбилея он не дожил 1,5 месяца. слайд11

По произведениям Кира Булычёва сняты фильмы, мультфильмы, поставлены спектакли.

2. Проверочная работа. Мини-тест по биографии писателя . слайд12

1. Настоящая фамилия Булычёва

а) Велтистов б) Можейко в) Громов

2. Игорь Всеволодович родился в

а) Москве б) Ельце в) Петербурге

3. Кем не хотел стать в детстве?

а) геологом б) математиком в) художником

3. Взаимопроверка.


  1. Физкультминутка. слайд13
А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете.

На носки поднимись,

А потом руки вниз.

Раз, два, три, четыре -

Вот летит ракета ввысь! (1-2 - стойка на носках, руки вверх, ладони образуют «купол ракеты»; 3-4 - основная стойка.)

А теперь на месте шаг

А теперь на месте шаг.

Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)

От души мы потянулись, (Потягивания - руки вверх и в стороны.)

И на место вновь вернулись. (Дети садятся)


  1. Работа по теме урока.
1. Введение в тему. слайд 14

Знакомство с героями произведения (отрывок из мультфильма «Тайна третьей планеты»).

Прочитайте название отрывка. слайд 15

2. Словарная работа.

а) объяснение трудных слов слайд 16

Барханы, ложбина, трюм, иллюминатор, кают-компания, зачаровано, отсек, огнемёт

б) чтение трудных слов по слогам. Хоровое чтение. слайд17

космокатер, разведкатер,песчаные, серебристые, благозвучное,

3. Первичное чтение по цепочке.

1 часть с. 150 до слов «И в этот момент мы услышали тихое благозвучное пение».

Где нашли растения?

Как они выглядели?

Что услышали герои?

2 часть с. 151 до слов «Вид у Зелёного был испуганный, и борода развевалась, словно от ветра».

Кто такой Зелёный?

Откуда доносилось пение? Что это предвещало?

3 часть с. 152 до слов «Один за другим кустики последовали за своим предводителем».

Что же испугало механика Зелёного?

4 часть с. 154 до слов « … двинулись ко мне сомкнутым строем.»

Как повели себя люди?

Как повели себя растения?

Чем закончилась эта история, вы узнаете, дочитав текст до конца самостоятельно «жужжащим» чтением.

Как удалось усмирить растения?

Как Алиса догадалась, что им нужно?

В чём фантастичность этой истории? Что близко к действительности?


  1. Закрепление изученного.
1. Беседа

От чьего имени ведётся рассказ? Назовите остальных героев рассказа.

Что понравилось и запомнилось в рассказе? Какой момент показался забавным, волнующим, самым напряжённым?

2. Самостоятельная работа. Составление синквейна. слайд 18

Любопытная, сообразительная.

Летает, знакомится, познаёт.

Алиса исследует космическое пространство.

Фантазёрка.

3. Проверка самостоятельной работы. (учащиеся читают свои работы)


  1. Подведение итогов урока.
1. Просмотр отрывка из мультфильма. слайд 19

2. Беседа.

Механик Зелёный посчитал своё путешествие неудачным, а для Алисы оно было удачным – много новых впечатлений и друзей. А что вы думаете об уроке? Приобрели ли вы новые знания?

3. Комментирование и выставление оценок.


  1. Домашнее задание. слайд20
Перечитать отрывок с. 150 - 156, составить синквейн, характеризующий одного из героев, или подготовить иллюстрацию к тексту.

  1. Рефлексия. слайд 21
Оцените свою работу на уроке количеством хлопков в ладоши.

Петь и хлопать в ладоши нравится многим, в особенности - детям, подросткам и молодым людям. А израильским ученым из университета имени Бен Гуриона удалось доказать, что петь и хлопать в ладоши полезно для здоровья.


Top