Как нарисовать акварельные цветы в иллюстраторе. Как нарисовать русалку в акварельном стиле в Illustrator

What You"ll Be Creating

Акварельные текстуры в Adobe Illustrator сегодня в тренде, не отставайте от него! В этом курсе мы создадим собственные текстуры, используя простой набор акварели. Мы отредактируем изображения в Adobe Photoshop, а затем применим текстуры в Adobe Illustrator, пользуясь разными способами.

Вы также можете приобрести необходимые текстуры и нарисованные вручную шрифты на Envato Market , чтобы дополнить свои дизайны.

1. Создаем текстуру акварели

Шаг 1

Начнем с материалов, которые необходимы для создания текстуры акварели:

  • Акварельная краска
  • Бумага для акварели
  • Мягкая кисть
  • Чашка с водой

Лично я считаю, что такие проекты не требуют особо дорогих материалов. Акварельную текстуру можно создать с помощью детского набора красок, но можно и воспользоваться красками "Winsor & Newton". На фото вы видите, что использовала я.

Шаг 2

Обмакните кисть в воду, обмакните ее в краску, начинайте рисовать. Поиграйте с насыщенностью и прозрачностью. Нарисуйте большие пятна или едва заметные "облачка" цвета. В экспериментах с акварелью невозможно ошибиться!

Шаг 3

Когда мокрая кисть попадет на смоченный участок бумаги, вы увидите, что краска расплывется, и на бумаге появятся красивые градиенты. Вы можете промокнуть какие-то участки бумажной салфеткой или создать текстуру брызг с помощью кисти.

Шаг 4

Наносите краску слоями, пока у вас не появятся участки с разной цветонасыщенностью. Попробуйте разные цвета. В некоторых участках нанесите новые слои поверх высохшей краски. Продолжайте рисовать, пока у вас не появятся несколько участков, которые вам нравятся.

Шаг 5

Нарисуйте столько страниц с акварельными набросками, сколько захотите. Когда у вас появится то, что устраивает вас по цвету и по композиции, дайте бумаге полностью просохнуть, только затем приступайте к следующей стадии.

2. Редактирование текстур

Шаг 1

Отсканируйте свои рисунки и импортируйте их в Adobe Photoshop . Либо вы можете сфотографировать рисунки. Мой сканер старый, и сканы не всегда хорошо получаются, в частности, фон не всегда такой белый, как мне нужно. Продолжаем редактировать.

Шаг 2

Чтобы избавиться от желтизны на бумаге: Изображение (Image) > Коррекция (Adjustments) > Уровни (Levels) . Аккуратно откорректируйте желтизну вокруг пятен краски. Обычно я сдвигаю серый слайдер влево и белый слайдер немного вправо.

Шаг 3

Теперь у вас есть чистые сканы, сохраните свой файл в формате JPG с высоким разрешением. Затем импортируйте в Adobe Illustrator .

3. Переводим текстуру в векторы

Шаг 1

Импортируйте изображение в новый документ Adobe Illustrator , откройте панель Трассировка Изображения (Image Trace) . В качестве Режима (Mode) выбирайте Цвет (Color) , в Палитре (Palette) выбирайте Полные Тона (Full Tone) . Поставьте галочку в окошке Просмотр (Preview) и подождите немного, пока изображение не векторизируется.

Шаг 2

Я увеличила результат трассировки, чтобы вам было лучше видно. Очень легко векторизировать ручные эскизы, и нет необходимости создавать их в Adobe Illustrator .

Шаг 3

Вы можете уменьшить детализацию в трассировке если выберете Ограниченное (Limited слева внизу) вместо Полный Тон (Full Tone справа внизу) в цветовой Палитре . У вашего изображения будет более векторизированный вид и меньший размер файла.

Теперь вы можете Разобрать (Expand) свою текстуру и Разгруппировать (Ungroup) ее. С помощью инструмента Лассо (Lasso Tool - Q) обводите вокруг необходимого вам участка. Скопируйте (Copy = Control-C) и Вставьте (Paste = Control-V) текстуру на Новый Слой (New Layer) в панели Слои (Layers) . Скройте другие текстуры, чтобы сосредоточиться только на секции, которую вы скопировали. Сгруппируйте (Group = Control-G) текстуру.

4. Создаем стиль графики

Шаг 1

Стили графики (Graphic Styles) - потрясающая вещь. Они позволяют вам легко применять разные варианты текстур, эффектов и прочего, достаточно щелчка мыши. Они также тесно связаны с Операциями (Actions), что позволяет ускорить работу в Adobe Illustrator.

Выделяйте группу с текстурой, и на панели Опции Узоров (Pattern Options) создавайте Новый Узор (New Pattern) . Откорректируйте Ширину (Width) и Высоту (Height) чипа с узором, чтобы текстура себя перекрывала. В панели Оформление (Appearance) установите на Умножить (Multiply) . Когда вас устроит, как выглядит наложение узора, нажимайте Готово (Done) .

Так как мы имеем дело со сложной векторной текстурой, на это может уйти время. Я обычно вяжу и жду, пока мой комьпютер справится с тем, что я делаю. Регулярно сохраняйте свои файлы, чтобы поберечь свои нервы на случай, если Иллюстратор внезапно зависнет.

Шаг 2

Ваш новый узор окажется в панели Образцы (Swatches) . Вы можете применить его к простой прямоугольной фигуре. Откройте панель Стили Графики (Graphic Styles) , выделите прямоугольник, нажмите Новый Стиль Графики (New Graphic Style) . Это позволит вам сохранить все, что вы создаете в панели Оформление (Appearance) и быстро и легко применять к любому объекту. Нет необходимости вновь применять узор со всеми его атрибутами. Обязательно сохраните свой , чтобы он был доступен вам из любого документа.

Шаг 3

Давайте попробуем наш новый Стиль Графики (Graphic Style) на тексте. Я написала одну из своих любимых цитат комика Алиссы Эдвардс, используя интересный рукописный шрифт. Вы можете приобрести подобные шрифты на Envato Market.

Напечатайте текст с помощью инструмента Текст (Type Tool = T) , затем Разобрать (Expand) : Объект (Object) > Разобрать (Expand) , ваш текст превратится в Контуры (Outlines) . Примените ваш вновь созданный Стиль Графики (Graphic Style) . Посмотрите, стоит ли вам подкорректировать узор кое-где.

5. Создаем дизайн с типографией.

Шаг 1

Давайте создадим кое-что более интересное и применим Стиль Графики (Graphic Style) к простому шрифту. Сделайте набросок цитаты для постера. Подумайте, какой шрифт выбрать - сериф, сан-сериф или рукописный каллиграфический.

Либо вы можете сгруппировать текст так, как вам нравится, вместо того, чтобы рисовать отдельный дизайн. Я использовала Adobe Photoshop для создания дизайна внизу и импортировала его в документ Adobe Illustrator . Попробуйте разные композиции и стили шрифтов с цитатой, которую вы выбрали. Если вы не пользуетесь графическим планшетом, вы можете воспользоваться готовыми шрифтами в этом курсе.

Шаг 2

На новом слое используйте Инструмент Кисть-Клякса (Blob Brush Tool = Shift-B) , чтобы плавно перерисовать свой дизайн. Постарайтесь проводить плавные линии, чтобы ваши кривые были гладкими, а прямые прямыми.

Шаг 3

Варьируйте ширину штриха при написании букв. Здесь не помешает посмотреть на образцы типографии и каллиграфии. Можно творить чудеса, зная, какие части буквы уплотнить, а какие прорисовать тонко. Поэкспериментируйте и с тем, и с другим, чтобы посмотреть, какие изменения внести.

Шаг 4

Продолжайте работать над дизайном. Если что-то вас не устраивает в наброске, самое время сейчас это откорректировать. Вы также для обводки наброска можете воспользоваться другим инструментом, например Инструмент Перо (Pen Tool = P) .

Шаг 5

Когда работаете с большими участками, сначала обрисуйте контур, а затем заполните каждую фигуру с помощью инструмента Создание Фигур (Shaper Tool = Shift-N) , чтобы заполнить пустые секции. Просто проведите произвольную линию между границами объекта, и он заполнится как на картинке внизу.

Шаг 6

Когда вы закончите прорисовку текста, удалите скан наброска и выделите вновь созданные фигуры. Панель Обработка Контуров (Pathfinder) - Добавить (Unite) , не забудьте Разобрать (Compound) фигуру. Как и ранее, примените Стиль Графики (Graphic Style) к своему дизайну.

6. Создаем обтравочную маску

Шаг 1

Есть другой способ, с ним не нужно создавать Стиль Графики (Graphic Style) . Можно Сделать Обтравочную Маску (Create a Clipping Mask = Control-7) и применить ее к своей текстуре. Подготовка аналогична первому способу: с помощью Инструмента Лассо (Lasso Tool) выделите фрагмент Изображения, которое вы Трассировали (Image Trace) , теперь Скопируйте (Copy) его.

Я сохраняю текстуры акварели в отдельных документах, чтобы мой рабочий документ не съедал всю память машины.

Шаг 2

Вставьте (Paste) текстуру в рабочий документ. Я устанавливаю цвет заливки текста на светло-серый, тогда хорошо видно и текстуру, и текст. Выберите Режим Наложения (Blending Mode) - Умножение (Multiply) на панели Прозрачность (Transparency) .

Шаг 3

Повторите процесс наложения акварельных текстур поверх своего текста. Меняйте Масштаб (Scale) , Поворот (Rotate) как вам удобно, чтобы создать дизайн, который вас устроит.

Шаг 4

Как только вас все начнет устраивать, Сгруппируйте (Group) элементы текстуры, которые расположены над текстом. Посмотрите, чтобы весь текст был покрыт текстурой. Если это не так, у вас после применения Обтравочной Маски (Clipping Mask) могут исчезнуть целые буквы.

Шаг 5

Скопируйте (Copy) и Вставьте (Paste) дизайн с текстом поверх группы акварельных текстур. Скройте оригинальный дизайн текста на панели Слоев (Layers) . Выделите все и Создайте Обтравочную Маску (Make a Clipping Mask) сочетанием клавиш Control-7 . Если вам понадобится изменить или добавить какие-то элементы в Обтравочной Маске (Clipping Mask) , достаточно открыть панель Слоев (Layers) и выбрать Группу (Clip Group) из обтравочной маски, перераспределить ее на Монтажной Области (Artboard) , или даже добавить в нее новые текстуры.

Ура, у вас получилось!

Пробуйте "поиграть" с акварельными текстурами, как вам угодно. Неважно, чем вы пользуетесь - Стилем Графики или Обтравочной Маской, у вас есть варианты того, как можно применять эту текстуру, а также дополнительные детали типа брызг или разводов краски.


С приходом весны я часто задумываюсь о пастельных цветах, свежем воздушном дизайне и акварельных эффектах. Поэтому в этом уроке я объясню как создавать акварельные кисти и применять их для оформления текста.

Акварельная арт кисть

Для начала необходимо настроить инструмент карандаш. Двойной клик по инструменту карандаш откроет окно с параметрами. Здесь надо выставить отклонение равное 0.5.

Начинаем рисовать карандашом (N) контур кисти как показано на рисунке ниже. Края не должны совпадать точно. Постарайтесь создать грубые края которые хорошо будут смешиваться в акварельном эффекте. Также убедитесь что контур у Вас получился закрытым. Для этого перед замыканием можно нажать Alt. Заливку сделайте белой и уберите обводку.

Нарисуйте третий контур внутри второго не пересекая его. Заполните 30%черного без обводки.

Выберите все три контура и создайте переход (объект>переход>создать). Если переход получился не плавный а ступеньками нужно проверить закрытость контуров и отсутствие пересечения. В панели прозрачность выберете режим наложения умножение.

Теперь перетягиваем переход в панель кисти с помощью инструмента выделение(v). В диалоговом окне выбираем новая объектная кисть. В методе окраски выбираем сдвиг цветового тона. Это позволит менять цвет мазка без создания новой кисти.

Теперь данную кисть можно применять к любому контуру или тексту.

Акварельная дискретная кисть

Создайте окружность как показано на картинке. Заливку сделайте 40% черного без обводки.

Теперь используя карандаш с прежними настройками рисуем контур вокруг круга как показано на рисунке. Убедитесь что контур замкнут. Заливаем белым без обводки и отправляем на задний план(объект>монтаж>на задний план).

Выделяем оба контура и создаем переход. Режим наложения делаем умножение.

Перетягиваем переход в панель кистей и выбираем дискретная кисть. Опции выбираем следующие.
Размер = Выбираем случайный и ставим от 10% до 150%.
Интервалы = Выбираем случайный и ставим от 10% до 80%.
Разброс = Выбираем случайный и ставим от -150% до 150%.
Rotation = Выбираем случайный от -180° до 180°.
Метод окраски = выбираем сдвиг цветового тона.

Кто еще не слышал, сегодня пришла печальная новость для акварельщиков с Шаттера. Больше не принимается трейс . Не знаю, как для вас, а для меня это - черный день. Ибо именно акварели такого типа у меня продавались лучше всего. И не надо мне рассказывать, что растр сейчас пойдет. Я поэтому и стала трейсить, что он не шел. В общем, в блоге у Марковки мы решили собрать все аргументы против такого решения. Я собрала все, что писали в комментариях, и составила письмо. Не поленитесь и напишите здесь в комментах, что вы соглашаетесь с содержанием письма. Чем больше подписей, тем слышнее наш голос. Можно дополнительные аргументы написать. Если не согласны - просто не пишите ничего. Я отправлю это письмо и линк русскоязычному представителю Анне на Шаттере. Если реакции не последует, переведем на английский язык.

Уважаемая команда Shutterstock!

17 июля в блоге (http:// www. shutterstock. com/ blog/ update- to- our- auto- trace- policy- for- vector- illustrations? pl= SubGF) вы опубликовали решение не принимать больше работы, переведенные в вектор путем AutoTrace. Причиной было названо множество жалоб от клиентов, которые на превью видят одно, а в оригинале — другое.

Ваши действия понятны и логичны. Но не является ли поспешным такое категоричное решение? Для многих авторов эти работы — основной источник дохода в портфолио. Мы не согласны с вашим решением, и в этом письме хотели бы привести наши аргументы в пользу некоего компромисса.

1. Многие художники рисуют в технике «акварель». И акварель сегодня на рынке иллюстраций очень популярна. Эту технику невозможно имитировать в иллюстраторе. Те самые «технические приемы», которые ваша команда нам предложила, к сожалению, не спасают ситуацию. Те примеры, которые вы показываете в статье — красивые, но очень отдаленно напоминают реальную акварель. Поэтому автовекторизация очень спасала спрос на такие работы. А спрос означает доход для Shutterstock.

2. Спрос на векторизированную акварель в последнее время невероятно вырос. Именно на векторизированную. Это не секрет, что растровые работы покупают намного хуже, чем векторные. Почему? Потому что вектор легче редактировать. На растровых иллюстрациях невозможно создать дизайн с надписями, примерным текстом или использовать маски. Из них невозможно сделать наклейки или корпоративный дизайн. Это значит, что огромная часть таких работ просто исчезнет из вашей коллекции. Это наверняка ударит по вашим доходам тоже. И наверняка многие авторы просто перенесут свои векторизированные коллекции на другие стоки. Это опять-таки вам не выгодно.

3. Ваши аргументы, что векторизированная акварель не редактируется, не совсем точны. Такой вектор — это изолированный объект, его гораздо удобнее использовать, чем вырезать из фона с текстурой бумаги «волшебной палкой» или обтравливать вручную. В файле с векторным трейсом можно легко менять композицию работы, перетаскивая элементы, меняя их местами: объект выделить гораздо легче, чем в растре, если, конечно, объект заранее сгруппирован. При масштабировании качественный трейс акварели дает эффект стилизации, а не замытость, как в растровых работах, которую надо фильтрами приводить к приемлемому виду.

4. Ваше решение было очень быстрым, а многие авторы уже подготовили работы такого качества или работают над ними в данный момент. Это означает, что время потрачено впустую. Так не поступают с хорошими работниками, которые приносят вам доход. Это удар по вашей репутации.

5. К вам поступают жалобы от клиентов, которые ожидали другого качества от векторных работ. Сколько таких недовольных клиентов? Даже если 50%, остальные были довольны. Их вы оповестили о вашем решении? Многие клиенты знали, что такое трейс акварели, и покупали их сознательно. Более того, обладая некоторыми навыками, можно довольно легко поменять цвет векторных объектов, в «Иллюстраторе» есть необходимые для этого инструменты. Оставшиеся 50% будут рады узнать, что больше не смогут купить акварель в векторе? Это удар по вашей репутации и доходам.

Вывод:

Уважаемая команда Shutterstock, мы очень рады работать с вами, и мы готовы в дальнейшем работать и улучшаться вместе с вами! Мы понимаем ваши опасения относительно жалоб клиентов и поэтому предлагаем компромисс, который мог бы удовлетворить все стороны:

1. Векторизированная акварель — это отдельный стиль, который отлично работает, если его правильно применять. В качестве компромисса можно ввести отдельные тэги для векторов, рисованных и трейсовых, чтобы клиенты не ошибались с покупкой.

2. Среди трейсов акварели есть очень качественные работы, которые пользуются большим спросом. Уменьшение притока таких работ может оттолкнуть покупателей, которые в них заинтересованы, и способствовать их уходу на другие стоки. Предлагаем: повысить требования к качеству автовекторизации, как следствие, разрешить больший размер файлов, больше чем 15 Мб

3. Ввести новый формат приемки — PSDформат. Таким образом, клиенты смогут редактировать пиксельные файлы, а дизайнеры смогут предложить большее разнообразие удобных для редактирования интересных работ.


ПЫ СЫ. Друзья, спасибо за ваши отклики. Я отослала письмо и линк Анне с Шатера. Пока ответа нет. Я думаю, надо переводить письмо на английский. К сожалению я с ним не дружу, пока перевожу на немецкий, что бы обратиться в немецкую поддержку Шаттера. Кто то может владеет английским и сможет нам помочь? Это было бы весьма кстати. Потому что мы бы разместили этот линк в блоге у Шаттера и это привлекло бы и англоязычных акварельщиков.

Иллюстратор великолепно подходит для создания строгих линий и элементов с четкими границами, но иногда хочется создать картинку с текстурой и глубиной.
Акварельный рисунок обладает и глубиной и текстурой, но думается, что бесполезно создавать его в иллюстраторе.
Вы думаете "Отчего бы не сделать это в Фотошопе?". Но тогда вы теряете такое преимущество вектора как масштабируемость.

Шаг 1
Для начала найдем картинку цветка. Этой картинке не нужно быть чем то особенным в смысле качества. Я взял и быстро cтфоткал первый попавшийся подходящий цветок найденный рядом. На картинке ниже вы видите фотку этого цветка.

Шаг 2
Для начала, создадим новый документ 18 на 22 см. Затем перейдем в меню File > Place, и найдем свой цветок на вашем компьютере.
Выберем желаемый размер. Затем выберем Template из всплывающего меню Layers Panel (панели Слои). Если изображение становится слишком прозрачным, дважды щелкните по слою, чтобы открыть диалог Layer Options Dialog (свойств слоя). Здесь можете изменить настройки Dim Images на любой процент.

Шаг 3
Нажмите кнопку Create New Layer (создать новый слой) внизу палитры слоев для того чтобы создать новый слой.
Дважды кликните по новому слою и переименуйте его в "Контур Цветка". Использование подписывания слоев - лучший путь чтобы стать организованнее.

Шаг 4
В новом слое используем инструмент Элипс Ellipse Tool [L].
Щелкнуть инструментом Ellipse Tool по рабочей области документа и в окне опций установить ширину 2 дюйма, а высоту 0.05 дюйма, чтобы создать узкий эллипс. Установить заливку для созданного эллипса 100% черного, без цвета контура.

Шаг 5
Далее, инструментом Selection Tool ("Выделение") перетащите эллипс в палитру Кисти. Когда вы перетащите эллипс, то всплывет диалог New Brush (Новая кисть). Отметьте опцию New Art Brush(Новая Арт Кисть), всплывет диалог Art Brush Options(свойств Арт кисти).
Назовите кисть "Обводка цветка". Затем перейдите вниз диалогового окна для выбора Method(способа) и Tints оттенков из выпадающего списка. Это позволит изменить цвет кисти, не создавая новых кистей.

Шаг 6
Выберем инструмент Brush(Кисть) из Панели инструментов. Убедитесь, что вы выбрали только что созданную кисть. Потом начните отрисовку одного из лепестков цветка.
Если вы чувствуете что линии толстоваты, измените Stroke Weight (Толщину линии) в Stoke Panel(Палитре линий) в палитре. Некоторым из вас, может удобнее рисовать pen tool (ручкой), но вы сейчас увидите, что вы можете очень быстро управляться и с Brush Tool(Кисточкой).

Шаг 7
Продолжайте отрисовку цветка и стебелька наиболее предпочтительными линиями.
Отрисовывая не беспокойтесь о том чтобы пути были замкнуты. Затем выберите
все штрихи и измените цвет на фиолетовый. После скройете слой исходного изображения Flower Pic Template Layer нажав иконку Visibility Icon (Видимость).

Шаг 8
Создадим новый слой, назовем его Background Watercolor (Подложка акварели). Затем перетащим его под слой Flower Outline (Контур Цветка). Блокируем слой Flower Outline (Контур Цветка), нажав значок Lock Icon (Блокировка) следующий за Visibility Icon (Значком видимости).

Шаг 9
Для этого шага нужно будет использовать Pencil Tool (Карандаш), но для начала нужно изменить
настройки этого инструмента в Pencil Tool настройках карандаша.
Дважды кликнем на Pencil Tool (Карандаш) в панеле инструментов чтобы всплыл диалог Pen Tool Preferences (Установки карандаша).
В этом диалоге, установите Fidelity (точность) 0.5 пикселей. Это создаст путь из множества точек, помогая создавать эффект акварели.

Шаг 10
С выбранным Pencil Tool (Карандашом) начинаем рисовать путь вокруг контура цветка. Рисуя этот путь, грубо изменяйте неровности краев. Убедитесь, что путь закрыт. Легчайший способ закрыть путь удерживать в процессе рисования клавишу Option / Alt
Залейте фигуру белым и уберите его контур. Затем нарисуйте путь вокруг первого. Снова грубо меняйте неровности краев. Залейте фигуру 18% Cyan голубым цветом. Отправьте этот объект за первый.

Шаг 11.
Выделите обе фигуры и следуйте Object > Blend > Make для создания размытия. Это позволит создать эффект плавного смешивания. Если у вас не получается этого эффекта (фигуры в уступах не размыты), убедитесь что фигуры замкнуты и не повторяют одна другую. Blend Options проследовав Object > Blend > Blend Options. Убедитесь что выставлен Smooth Color

Шаг 12
Далее создайте 2 новых контура Карандашом которые намного больше предыдущих. Убедитесь что края действительно расходятся в стороны неровно. Меньший путь нужно залить на 18% голубым, больший - зальем белым. Следуем Object > Blend > Make для создания размытия Отправляем за первый бленд.

Шаг 13
Блокируем слой Background Watercolor Layer (Подложка Акварели). Создаем новый слой и подписываем его Water Color Textures (Текстуры акварели) , тащим его под слой "Flower Outline(Обводка Цветка)

Шаг 14
Первый набор текстур это кляксы краски. Используя Ellipse Tool (инструмент - Эллипс) рисуем окружность. Она не должна быть идеальной. Залейте его любым цветом на ваш выбор. Лучше использовать неброские цвета. Для первой точки я выбрал 30% Синего.
Далее используя Pencil Tool (карандаш), рисуем сильно ломанный контур вокруг окружности.
Убедитесь, что фигура замкнута, используя Option/Alt. Когда зальете фигуру белым, отправьте ее под окружность. Выделите обе фигуры и создайте бленд как и перед этим. Установите размытие Multiply в палитре Прозрачность. Также измените значение Opacity (прозрачности) на 50%.

Шаг 15
Повторите эти шаги для создания пятен разных форм и цветов. Для пятен белого цвета не устанавливайте Transparency (Прозрачность) в Multiply, просто убедитесь, что внешние относительно элипсов фигуры (которые вокруг эллипсов) соответствует цвету который перекрывает.

Шаг 16
Вы можете хранить Water Blob (размытые пятна) элементы в том же самом слое - Water Color Textures (Акварельные текстуры). Используйте Pencil Tool (карандаш) для рисования пятен.
Попробуйте сделать фигуры более эллиптическими, менее угловатыми чем прежде нарисованные. Залейте его 10% Cyan (10% голубым) и уберите контур. Затем создайте другое пятно Карандашом чуть меньше уже созданных. Залейте белым и уберите контур. Выделите обе пятна и создайте Blend (Размытие).

Шаг 17
Расположите пятна там где вам нравится. Кроме данного пятна, поставьте на картинке больше пятен там и так, как вам кажется более уместным.

Шаг 18
Создайте новый слой, назовите Flower Color (Окраска цветка). Перетащите его под слой Flower Outline (Обводка цветка) и блокируем все другие слои.

Шаг 19
Примените данные техники размытия для окраски цветка и стебля. При создании размытых фигур, сделайте внешнюю фигуру белой, чтобы она сочеталась с фигурами других слоев. Вы ведь не хотите жестких углов, которые испортят акварельный эффект.

Шаг 20
Когда вся картинка будет готова, будет весьма кстати обрезать её с помощью Clipping Masks(Обрезающая маска).
Создайте фигуру которой вы бы хотели обрезать слой Flower Outline (Обводку цветка) и скопируйте её.
Я использую для этого прямоугольник по размеру моего документа.


Обычно я рисую предметы без фона - так их проще обрабатывать дальше и пространства для маневров и создания симиларов значительно больше. Исходную акварель, отсканированную с разрешением 600dpi, режим 48-bit Color, обрабатываем сначала фотошопом.

Видна структура бумаги и недотертые карандашные линии. Все это нужно будет убрать перед трассировкой.

Делаем масштаб побольше и выбираем Edit->Adjustments->Levels
В открывшемся окне уровней выбираем пипетку с образцом белого цвета и тыкаем ею на серые пятнышки неровностей бумаги.

Этот способ годится только в том случае, если в рисунке нет серых, голубых или сиреневых нежных полутонов, он яркий и контрастный. В противном случае все нежные переливы будут "съедены".

Дополнительно увеличиваем еще немного контрастность, подвигая левый ползунок до того места, где начинаются основные тона рисунка

Карандашные линии, где они есть, убираем обычным ластиком. Но если рисунок очень яркий и контрастный, а линии бледные (как в данном случае), можно этот этап пропустить.

Для уменьшения веса готового вектора уменьшаем размер исходного растра - цифры можно подбирать опытным путем, я обычно делаю до 3000-4000 pix по длинной стороне для крупных единичных предметов или нескольких отдельных предметов на одном рисунке и 1500-2500 pix - для более мелких, которые планирую комбинировать друг с другом в наборы, паттерны и рамки.

Копируем все изображение и вставляем его в новый документ иллюстратора. Открываем Object-> Live Trace -> Tracing Options

Значения параметров для трассировки я довольно долго подбирала методом тыка, добиваясь устраивающего меня соотношения натуральности и объема файла. Обратите внимание на галочку Ignore White - благодаря этой опции в результате трассировки после команды Object-> Expand у меня получается готовый изолированный от фона объект, который уже удобно использовать всякими разными способами.

Ну вот собcтвенно и все. Поскольку параметры трассировки у меня сохранены в отдельный профиль, достаточно установить его как дефолтный и простым нажатием кнопки быстро трассировать большое количество отдельных объектов, а потом уже играться со складыванием из них паттернов и композиций.

Вот, например, один из готовых паттернов


Top