Объявлены результаты национального рейтинга прозрачности закупок. Национальный рейтинг прозрачности закупок

Фото: Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы, Денис Гришкин

В 2016 году заказчики Москвы провели торги на сумму 1,45 триллиона рублей. Прямая экономия только в рамках 44-го федерального закона составила почти 37 миллиардов рублей.

По итогам 2016 года, Москва уже пятый год подряд возглавила Национальный рейтинг прозрачности закупок среди субъектов Российской Федерации, формируемый Национальной ассоциацией участников электронной торговли. Об этом на заседании Президиума столичного Правительства доложил руководитель городского .

В высшую группу рейтинга («гарантированная прозрачность») вошли также республики Татарстан, Башкортостан, Саха (Якутия), Тамбовская, Самарская, Архангельская области и Хабаровский край. Информация об этом опубликована на сайте проекта «Национальный рейтинг прозрачности закупок» .

По итогам опросов предпринимателей — участников московских городских закупок Всемирный банк оценил Россию в рамках проекта «Сравнение систем государственных закупок», который является частью рейтинга Doing Business. В итоге наша страна признана одним из лидеров наряду с США, Германией и Сингапуром.

Московские закупки отсутствуют также в «Индексе расточительности» Общероссийского народного фронта (ОНФ), который ведёт мониторинг избыточных закупок повышенной комфортности — предметов роскоши. Это особенно важно, поскольку столичные заказчики проводят почти каждую пятую закупку среди субъектов Российской Федерации. По словам Геннадия Дёгтева, это требует дополнительных усилий по формированию и созданию системы управления городским заказом.

Столица лидирует по экономии бюджетных средств при проведении торгов. «Так, на примере результатов закупок в рамках 44-го федерального закона Москва закрепила звание абсолютного лидера по экономии бюджетных средств при проведении торгов, экономия составила почти 37 миллиардов рублей», — подчеркнул Геннадий Дёгтев.

Основные инструменты обеспечения эффективности московской системы государственных закупок

Эффективность системы закупок обеспечили:

— стандартизация документации по закупкам;

— многоуровневая система согласования целесообразности проведения закупок и проверки обоснованности начальных цен (экспертиза цен);

— установление максимальных (предельных) цен;

— централизация закупок, проведение совместных торгов для нужд нескольких органов исполнительной власти, чтобы добиться оптимальных цен;

— планирование и проведение закупок силами контрактных служб главных распорядителей бюджетных средств (ГРБС), отказ от услуг профессиональных посредников (специализированных организаций);

— развитие специального портала поставщиков (интернет-магазина) для осуществления закупок малого объёма.

«Динамика основных показателей комплексов транспортной, экономической политики, региональной безопасности, а также органов власти, не входящих в состав комплекса городского управления, в целом положительная. Количество заявок от участников на один лот стабильно превышает четыре участника, снижение на старте цен находится на уровне 10 процентов», — пояснил Геннадий Дёгтев.

В 2016 году заказчики города Москвы в рамках федеральных законов № 44-ФЗ (закупки органов власти) и 223-ФЗ (закупки организаций с государственным участием) провели торги на сумму 1,45 триллиона рублей. Прямая экономия благодаря снижению начальных цен на торгах, проводимых в рамках закона № 44-ФЗ, составила 36,9 миллиарда рублей.

Ключевые направления повышения эффективности закупочных процедур

1. Расширение сферы проведения предварительной экспертизы обоснованности начальных максимальных цен контрактов (НМЦК). Минимальный порог стоимости контракта, при котором экспертиза обязательна, был снижен с 50 до 10 миллионов рублей. Экспертизу проводят независимые экспертные организации и городское учреждение «Государственное агентство по управлению инвестициями».

«Введено правило зелёного коридора, согласно которому, когда закупки сформированы в городской информационной системе на основе стандартизированной документации и по нормативным расценкам, повторно такую экспертизу они могут не проходить», — добавил Геннадий Дёгтев.

2. Дальнейшая стандартизация регулярных типовых закупок заказчиков, которая предусматривает автоматизированное формирование закупочной документации, технических заданий и проектов контрактов на основе типовых шаблонов. В стандартизированных закупках применяются типовые критерии оценки заявок и требования по качеству продукции, а также единые предельные цены.

Утверждено 44 комплекта стандартизированной документации, в том числе на аренду автомобилей, дезинфекцию, охрану, организацию питания в школах. «И мы в результате видим очень хороший эффект как по развитию конкуренции, так и по ценовым показателям, по их снижению», — сказал руководитель Департамента. Планируется утвердить ещё 150 комплектов документации, что позволит довести долю стандартизированных закупок до 50 процентов.

3. Развитие «Биржи торгов» на ВДНХ — площадки прямого диалога с потенциальными поставщиками для уточнения требований к закупкам и распространения информации о предстоящих торгах.

В 2016 году на «Бирже торгов» проведено более 500 презентаций (роуд-шоу) предстоящих закупок с начальной ценой 500 миллионов рублей и выше.

Крупнейшим мероприятием стала презентация предстоящего трёхлетнего контракта на закупку продуктов для молочных кухонь. В обсуждении участвовали девять потенциальных поставщиков.

В итоге шесть контрактов со стартовой ценой 16,5 миллиарда рублей были расторгованы со снижением цены на 30 процентов — до 11,6 миллиарда рублей. Экономия составила 4,9 миллиарда рублей.

4. Расширение практики приглашений к участию в торгах с помощью системы «Мосробот». В день публикации извещений о торгах они автоматически рассылаются производителям, которые ранее заключали с городом контракты на поставку аналогичной продукции.

Общественное обсуждение закупок и обратная связь с поставщиками осуществляются через портал поставщиков Москвы zakupki.сайт. Основное внимание уделяется выявлению избыточных требований к закупаемой продукции, недопущению нереальных сроков исполнения заказа и закупок продукции повышенной комфортности.

5. Расширение доступа малого бизнеса к городскому заказу. По сравнению с 2015 годом в 2016-м объём закупок у субъектов малого предпринимательства вырос на 77 процентов — с 108,3 миллиарда рублей до 192 миллиардов.

Доля малого бизнеса среди поставщиков растёт благодаря предоставлению доступа к закупкам организаций с государственным участием (корпоративным закупкам), которые прежде почти не работали с малым бизнесом.

Сергей Собянин поручил активнее привлекать потенциальных поставщиков к городским конкурсам. «Нужно приглашать не только тех производителей, которые ранее заключали договоры, но и потенциальных участников, тех, которые имеют собственное производство, ресурсы и работают на рынке страны и международных рынках», — отметил он.

6. Усиление дополнительного контроля на этапе приёмки работ. Замечания обнаружены в 400 из 2,6 тысячи контрактов, которые были проверены. Полная оплата будет проведена после их устранения.

Примеры эффективных закупок

В сфере образования

Торги на поставку в школы компьютерной техники со стартовой ценой 5,1 миллиарда рублей прошли со снижением на 37 процентов.

Например, закупка ЖК-панелей «Самсунг» будет проводиться по цене 430 тысяч рублей за штуку при рыночной цене 800 тысяч.

В сфере здравоохранения

Состоялись совместные торги больниц на закупку услуг по стирке и дезинфекции белья с подменным фондом. Стартовая цена 1,9 миллиарда рублей была уменьшена на 51 миллион рублей. А благодаря объединению в одном лоте стирки и аренды белья появился механизм плавного перехода от закупки к аренде мягкого инвентаря.

Рабочие места врачей оснастили компьютерным оборудованием. При этом на торгах стартовая цена 2,2 миллиарда рублей была снижена на 45 процентов, то есть экономия составила один миллиард рублей.

Правительство Москвы также поручило подготовить предложения по совершенствованию практики закупки лекарственных препаратов, включая изменение порядка определения стартовых (максимальных) цен и расширение круга потенциальных поставщиков.

НАУЭТ - Национальная ассоциация участников электронной торговли.

Некоммерческое Партнёрство Национальная Ассоциацаия Участников Электронной Торговли, НАУЭТ
Тип некоммерческое партнёрство
Год основания 18 сентября 2003
Расположение Россия Россия ,117 312, Москва, проспект 60 лет Октября, д.9, офис 709
Ключевые фигуры Президент Александр Киселев , Исполнительный директор - Антон Никольский
Сфера деятельности интернет-торговля, мобильная торговля
Сайт nauet.ru

Информация об ассоциации

«Национальная ассоциация участников электронной торговли» (НАУЭТ) является некоммерческой негосударственной организацией, объединяющей в своих рядах организации различных форм собственности, объединённые общей сферой деятельности, связанной с использованием современных инфокоммуникационных технологий и глобальной сети Интернет в предпринимательской деятельности.

Данная сфера деятельности, получившая название электронная коммерция , подразумевает использование электронных торговых площадок при осуществлении торгово-закупочной деятельности, розничной online торговле, электронных государственных закупках, использовании Интернет в качестве канала продаж при предоставлении платных услуг в различных сферах деятельности.

Ассоциация была основана 18 сентября 2003 и, судя по сообщениям прессы, функционировала как минимум до 2012 года. Однако, по данным из архива Интернет, сайт ассоциации перестал отзываться в приблизительно в июне-июле 2011 года.

По данным с сайта ассоциации, инициаторами создания НАУЭТ выступили , а также организации - операторы электронных торговых систем, представляющие более 20 регионов РФ. НАУЭТ так же утверждала об имеющейся поддержке её деятельности со стороны ТПП РФ , на сайте организации ТПП РФ , наряду с Российской Академией Наук , ИСИ РАН и МИРБИС обозначена как организация-партнёр НАУЭТ.

Наряду с рядом участников рынка, а также ассоциацией микрофинансовых организаций НАУМИР , НАУЭТ вошла в состав участников отраслевой ассоциации «Электронные деньги» .

Цели ассоциации

Своё предназначение НАУЭТ видит в:

  • формировании в России социальной, экономической, технологической и политической среды, способствующей развитию и совершенствованию электронной коммерции и торговли;
  • создании благоприятного имиджа России и членов Ассоциации, как лидеров в области электронной коммерции;
  • влиянии на выработку представительными и исполнительными органами власти Российской Федерации политики в отношении электронной коммерции и торговли, отвечающей интересам членов Ассоциации, и содействие её эффективной реализации;
  • создании условий для интеграции в единое информационное пространство существующих и вновь создаваемых информационных систем электронной коммерции и торговли и обеспечение открытости и доступности их для всех участников электронного рынка;
  • содействии выработке и внедрению правил, направленных на предупреждение нарушений закона, мошенничества и недобросовестных действий со стороны участников электронной коммерции и торговли.

Участники ассоциации

С составе ассоциации находятся различные государственные структуры и частные предприятия (в основном интернет-магазины).

По состоянию на июнь 2011 года их список около 30 государственных административных и научных структур, таких как Администрация Ульяновской области , АНО «Деловой центр Уральского федерального округа», Главное управление развития экономики и планирования Администрации Красноярского края, ГСУ «Фонд имущества Тамбовской области», Министерство экономического развития и торговли Кабардино-Балкарской Республики, Министерство экономического развития и торговли Карачаево-Черкесской Республики Министерство экономического развития, торговли и предпринимательства Республики Алтай, Управление экономики Правительства Еврейской автономной области и т. д. и т. п.

Негосударственный сектор был представлен РАЕН , интернет-магазином Ozon.ru , процессинговой компанией Chronopay , частным учебным заведением МИРБИС , Некоммерческим партнерством «Северо-Кавказская универсальная биржа» (СКУБ), дочерней компанией ЛАНИТа «Норбит» и рядом других не особенно известных организаций.

Ряд представителей организаций, которые не числятся в официальном списке ассоциации, участвуют в постоянных комитетах НАУЭТ.

Структура ассоциации

В составе НАУЭТ работают следующие постоянные комитеты:

  • Комитет по электронным торгам и информационному обеспечению госзаказа.

Председатель комитета - Емельянов Антон Андреевич, Генеральный директор ЗАО «Система Электронных Торгов», .

  • Комитет по электронной коммерции
  • Комитет по платежным системам и банковским инструментам
  • Комитет по электронным билетам

Полозов-Яблонский Андрей Александрович, Аэрофлот .

Мероприятия и проекты ассоциации

Национальный рейтинг прозрачности закупок

Ежегодно. начиная с 2006 года, НАУЭТ формирует Национальный рейтинг прозрачности закупок (НРПЗ) при поддержке ФАС России , Минэкономразвития России , Счетной палаты РФ , профильных комитетов Государственной Думы РФ . Одним из главных продуктов аналитической работы, проводимой в рамках Проекта, является Рейтинг Прозрачности Государственных и Корпоративных Закупок. Участниками Рейтинга Прозрачности являются наиболее значимые федеральные и региональные закупщики, а также лидеры российского корпоративного сектора. Для целей составления Рейтинга Прозрачности проводится детальный анализ действующей практики осуществления закупок крупнейшими государственными и корпоративными структурами. Главным фактором, влияющим на оценку закупочной деятельности участников при составлении Рейтинга, является соблюдение стандартов прозрачности и экономической эффективности закупочной деятельности.

В задачи Проекта НРПЗ входит:

  • непрерывный мониторинг состояния и тенденций национального рынка закупок;
  • анализ предложений и текущих программ реформирования системы государственного управления в области закупок;
  • анализ международной практики противодействия коррупции, повышения прозрачности и стимулирования экономической эффективности закупок государственных и корпоративных структур;
  • открытое информирование общественности и средств массовой информации о масштабах и степени проникновения коррупции на национальном рынке закупок;
  • консультирование государственных структур и представителей российского корпоративного сектора по вопросам внедрения и развития современных методов закупок.

Ежегодный отчет о состоянии электронной торговли

НАУЭТ готовит ежегодный отчёт о состоянии электронной торговли в России. Отчёт распространяется бесплатно по заинтересованным организациям и прессе и служит массово цитируемым источником информации об отрасли. Несмотря на то, что по содержанию отчёта раздаётся и критика, по всей видимости эту критику следует считать свидетельством влияния этой информации на рынок.

Национальный рейтинг прозрачности закупок 2016 года показывает, что за 2,5 года после введения новой контрактной системы закупки государства так и не стали прозрачными, пишет газета "Ведомости" . Так, с 1 июля 2015 года по 30 июня 2016 года госзаказ вырос на 20%, а число конкурентных закупок - всего на 1%. В среднем на торги приходит менее трех участников, и при этом на трети торгов цена не снижается.

В результате на закупках по завышенным ценам государство потеряло около 180 млрд рублей (2,68% от заказа), что, впрочем, меньше, чем годом ранее (247,3 млрд, или 4,3%).

Прозрачность закупок авторы публикуемого с 2006 года рейтинга , объявившие его независимой некоммерческой инициативой в области экономического и правового анализа российского рынка государственных и корпоративных закупок, оценивают в 2016 году как среднюю. Такую же оценку получило курирующее контрактную систему Минэкономразвития (32-е место в рейтинге из 70). У ФАС, контролирующей процедуры закупок, "высокая прозрачность" (девятое место).

Данные отчасти подтверждают заявления Минэкономразвития о том, что за импортозамещение приходится платить, считает председатель оргкомитета рейтинга Виктор Симоненко.

Самыми прозрачными признаны закупки Росимущества, Москвы, Владивостока и "Росатома". Самыми непрозрачными - Росавиации, Росрыболовства и Росстандарта, а среди госкомпаний - Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК), Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) и "Сибэко".

Росавиация, как отмечает издание, не согласна с методологией рейтинга, считающей непрозрачными закрытые способы закупки (извещение рассылается ограниченному кругу лиц). На электронных аукционах закупаются в основном недорогие вещи: канцтовары, оргтехника, уборка помещений. Доля таких закупок в расходах крайне мала, объясняет представитель агентства, а большая часть закупок - строительство и реконструкция аэродромов, взлетных полос - может достигать десятков миллиардов рублей.

Претензии к рейтингу есть и у ГТЛК, которая, как заявил ее представитель, в основном закупает финансовые услуги. Раньше госкомпания проводила конкурс, выбирала банк по самой низкой ставке, но банк собирал кредитный комитет и отказывал в кредите. В 2016 года сознательно перешли на закупку финансовых услуг у единственного поставщика.

Авторам лучше поправить методологию и не учитывать эти услуги, предлагает представитель ГТЛК. Госкомпании, напомнил он, ранее уже просили вывести финуслуги из-под действия закона об их закупках, и Минэкономразвития с ними согласилось.

При этом, как передал изданию через представителя вице-президент Ассоциации участников закупок Павел Друкер, региональные компании жалуются на невозможность выиграть торги из-за коррупции.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) считает конкурсы менее прозрачным способом закупки, чем аукционы, напоминает издание. Ранее руководитель ФАС Игорь Артемьев говорил, что 95% закупок госкомпаний производятся у единственного поставщика. В подготовленном ведомством проекте Национального плана по развитию конкуренции содержится предложение перейти от субъективных конкурсов к электронному аукциону, фактически вернувшись к положениям закона о госзакупках, отмененным в 2014 году.

Участниками рейтинга прозрачности закупок стали 372 ведомства, предприятия, региона и города. Все они были разделены на пять групп: государственные закупщики (федеральные и региональные), муниципальные закупщики, унитарные предприятия, а также заказчики, регулируемые 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (то есть госкорпорации и госкомпании). Рейтинг был составлен за период с июля 2017 года по июнь 2018-го.

При составлении рейтинга использовались данные публичных официальных источников, в том числе сайта госзакупок, сайтов участников, а также данные, предоставленные самими участниками. Исследование проводилось путем анализа показателей каждой группы закупщиков, для того чтобы «отследить влияние нерыночных факторов, включая коррупцию, на процесс размещения заказов и на основе статистического анализа выдвинуть предположения об их причинах, последствиях и возможных путях устранения», написали авторы рейтинга.

Среди критериев, по которым оценивались закупщики, были число поставщиков, допущенных к конкурентным процедурам, число поданных заявок на участие, доля отклоненных и состоявшихся закупок, а также доля процедур без заявок на участие, с единственной соответствующей заявкой и т.д.

Фото: Евгений Разумный / Ведомости / ТАСС

Что ответили участники

РБК направил запросы в ведомства и компании, показавшие низкие результаты в рейтинге прозрачности, — и участники рейтинга подвергли его критике.

Минэнерго, показавшее один из худших результатов, отметило, что методология рейтинга «не учитывает ряда особенностей закупочной деятельности» федеральных органов власти, а наибольшая доля закупок Минэнерго России имеет отраслевую специфику. При оценке числа допущенных поставщиков нужно учитывать, что часть работ требует специальных лицензий для допуска к работам на особо опасных объектах, а при торгах на предоставление пайкового угля (используется для отопления) населению учитываются его марки. Минэнерго отметило «необходимость более профессионального подхода к оценке прозрачности закупок».

В пресс-службе Росрыболовства сообщили РБК, что позиция ведомства в рейтинге «вызывает вопросы». «Росрыболовство осуществляет все процедуры, связанные с закупками, в соответствии с законодательством. Соблюдаются все необходимые условия, информация своевременно размещается в единой системе в сфере закупок», — ответило ведомство.

Закупочная деятельность Росавтодора осуществляется в строгом соответствии с законодательством РФ, «которое, в свою очередь, не предполагает никакой рейтинговой системы», заявил представитель Росавтодора.

МЧС не получало информации о результатах анализа закупок. «При поступлении информации она будет проанализирована в установленном порядке», — отмечается в сообщении министерства.

При вынесении оценок эксперты использовали нерепрезентативные данные, ответила РБК пресс-служба «Роснано». ​Подавляющую часть закупок АО «Роснано» проводит ООО УК «Роснано» как единоличный исполнительный орган. Составители рейтинга проигнорировали эту информацию и предоставленные данные закупок управляющей компании, рассказали в пресс-службе. «С их учетом АО «Роснано» заняло бы существенно более высокие позиции в рейтинге», — считают в компании.

Россельхозбанк осуществляет свою закупочную деятельность открыто и прозрачно — в полном соответствии с требованиями законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юрлиц, отметили в пресс-службе банка. 100% конкурентных закупок банка проходит в электронной форме и размещается на портале госзакупок, сообщили в Россельхозбанке.

Как пояснил РБК представитель «Аэрофлота», рейтинг не учитывает специфики закупочной деятельности авиаотрасли, что приводит к прямому искажению информации. Например, в отчетный период компания заключила крупные контракты на приобретение партии отечественных самолетов: 50 лайнеров МС-21 и 20 Sukhoi Superjet 100. «Это колоссальные сделки на огромную сумму, естественно неконкурентные, потому что производитель — единственный источник, — подчеркнули в авиакомпании. — Сделки до 2038 года, но методика составления рейтинга не учитывает и этого фактора. В результате сравнили конкурентные закупки за год с неконкурентными процедурами на долгосрочный период и получили совершенно искаженную картину». Составители рейтинга обращались в «Аэрофлот» за информацией, но методика исследования исключает возможность давать какие-либо комментарии по каждой закупке, рассказали в авиакомпании, поэтому в анкетировании «Аэрофлот» не участвовал.

В совхозе «Рощинский» сообщили РБК, что основная причина низкой конкуренции при закупках — нестабильность финансового состояния. «44-ФЗ отводит 30 дней на оплату поставленного товара и услуг. Из-за нестабильной выручки мы не можем гарантировать оплату в этот срок, и на торги заявляется мало участников», — рассказали на предприятии. До 44-ФЗ работали по 223-ФЗ, где срок оплаты по договору можно было предусмотреть свыше 60 дней.

Закупки с потерями для государства

Из-за низкой конкуренции государство потеряло на закупках 86,5 млрд руб. с поправкой на инфляцию, говорится в материалах к рейтингу. Для этого авторы, как поясняет представитель оргкомитета рейтинга, оценили объем несостоявшихся закупок (без заявок, с одной поданной заявкой, с единственной соответствующей заявкой) и предположили, что на такие торги вышли несколько участников, которые предложили средний по рынку дисконт по такому виду контрактов. Получившийся показатель и считается суммой, которую мог бы сэкономить госсектор.

​Больше всего потерь государству принесли региональные закупщики — свыше 45 млрд руб., федеральные — 35,5 млрд руб., муниципальные — 6 млрд руб. Впрочем, по сравнению с результатами прошлогоднего рейтинга потери государства в связи со слабой эффективностью закупок сократились на 33%.

Уменьшение потерь может быть связано с увеличением доли электронных аукционов в общем объеме закупочных процедур (71,2%, или 5,3 трлн руб. в финансовом выражении), которые являются наиболее конкурентным способом проведения закупок, отметил председатель оргкомитета рейтинга Виктор Симоненко. Среднее количество заявок на торги в формате электронного аукциона, согласно результатам исследования, составляет 3,21. С 1 января следующего года все государственные тендеры должны будут проводиться в электронном формате и регистрироваться в единой информационной системе госзакупок.

Конкуренция на закупках в федеральном сегменте заказчиков снизилась, отмечается в исследовании. На федеральные конкурсы приходило в среднем 2,71 участника, что стало минимальным значением с 2010 года. Максимум был достигнут в 2013 году, когда среднее число участников составило 3,1. В региональном сегменте заказчиков, чья доля в закупках довольно высока, уровень конкуренции увеличился на 0,01 балла и составил 2,93.

06 .12.2018

Рейтинг составляется независимым исследовательским центром с 2006 года. Анализируют данные из ЕИС, сайты заказчиков и информацию, которую заказчики сами предоставили экспертам. Победителям потом вручают статуэтки, а результаты отправляют в профильные ведомства, чтобы там подумали и сделали выводы.

Госзакупщики

Непрозрачно

Росалкогольрегулирование

Минэнерго

Росавтодор

Росрыболовство

Непрозрачно, но чуть лучше

Федеральное казначейство

Росгидромет

Росстандарт

Прозрачные

Роспечать

Ростуризм

Государственная фельдъегерская служба


Территориально

Непрозрачно

Магаданская область

Республика Калмыкия

Ненецкий АО

Чукотский АО

Республика Дагестан

Карачаево-Черкесия

Прозрачно

Ханты-Мансийский АО

Республика Татарстан

Государственные корпоративные заказчики

Непрозрачно

Тактическое ракетное вооружение

Аэропорт Казани

Непрозрачно, но чуть лучше

Аэрофлот

Россельхозбанк

Прозрачно

РусГидро


​Унитарные предприятия

Непрозрачно

Совхоз Рощинский из Башкирии

Ижводоканал

Московский метрополитен

Прозрачно

Мосгортранс

Петербургский метрополитен

Крымэнерго

Журналисты РБК попросили прокомментировать ситуацию аутсайдеров рейтинга. Участники ответили, что всё делали в соответствии с законодательством. Например, Минэнерго отметило необходимость более профессионального подхода к оценке прозрачности закупок. Росавтодор закупается в строгом соответствии с законодательством РФ, которое, не предполагает никакой рейтинговой системы.
В «Аэрофлоте» тоже отметили непрофессиональность рейтинга. Он не учитывает специфику закупочной деятельности отраслей, что приводит к прямому искажению информации.

— В 2017 году компания заключила крупный контракт на приобретение партии отечественных самолетов. Это колоссальная сделка на огромную сумму, естественно неконкурентная, потому что производитель - единственный источник. Сделка заключена на 18 лет, но методика составления рейтинга не учитывает и этот фактор. В результате, сравнили конкурентные закупки за год с неконкурентной процедурой на 18 лет и получили совершенно искаженную картину, — комментируют в «Аэрофлоте».


Top