Памятник русскому зодчему федору коню. Смоленск

Координаты : 54°46′46″ с. ш. 32°02′37″ в. д.  /  54.7797111° с. ш. 32.0438000° в. д.  / 54.7797111; 32.0438000 (G) (Я)

Памятник Фёдору Коню - одна из достопримечательностей Смоленска . Посвящён русскому зодчему второй половины XVI века Федору Савельевичу Коню , построившему дошедшие до наших дней городские стены и башни Смоленска в -1602 годах , а также каменные стены и башни «Белого города » в Москве , построенные в -1593 годах по линии нынешнего Бульварного кольца столицы, и снесенные в XVIII веке. Настоящих изображений зодчего не сохранилось, поэтому перед нами собирательный образ талантливого русского зодчего конца XVI - начала XVII веков .

Отрывок, характеризующий Памятник Фёдору Коню

Народ беспокойно сновал по улицам.
Наложенные верхом возы с домашней посудой, стульями, шкафчиками то и дело выезжали из ворот домов и ехали по улицам. В соседнем доме Ферапонтова стояли повозки и, прощаясь, выли и приговаривали бабы. Дворняжка собака, лая, вертелась перед заложенными лошадьми.
Алпатыч более поспешным шагом, чем он ходил обыкновенно, вошел во двор и прямо пошел под сарай к своим лошадям и повозке. Кучер спал; он разбудил его, велел закладывать и вошел в сени. В хозяйской горнице слышался детский плач, надрывающиеся рыдания женщины и гневный, хриплый крик Ферапонтова. Кухарка, как испуганная курица, встрепыхалась в сенях, как только вошел Алпатыч.
– До смерти убил – хозяйку бил!.. Так бил, так волочил!..
– За что? – спросил Алпатыч.
– Ехать просилась. Дело женское! Увези ты, говорит, меня, не погуби ты меня с малыми детьми; народ, говорит, весь уехал, что, говорит, мы то? Как зачал бить. Так бил, так волочил!
Алпатыч как бы одобрительно кивнул головой на эти слова и, не желая более ничего знать, подошел к противоположной – хозяйской двери горницы, в которой оставались его покупки.
– Злодей ты, губитель, – прокричала в это время худая, бледная женщина с ребенком на руках и с сорванным с головы платком, вырываясь из дверей и сбегая по лестнице на двор. Ферапонтов вышел за ней и, увидав Алпатыча, оправил жилет, волосы, зевнул и вошел в горницу за Алпатычем.
– Аль уж ехать хочешь? – спросил он.
Не отвечая на вопрос и не оглядываясь на хозяина, перебирая свои покупки, Алпатыч спросил, сколько за постой следовало хозяину.
– Сочтем! Что ж, у губернатора был? – спросил Ферапонтов. – Какое решение вышло?
Алпатыч отвечал, что губернатор ничего решительно не сказал ему.
– По нашему делу разве увеземся? – сказал Ферапонтов. – Дай до Дорогобужа по семи рублей за подводу. И я говорю: креста на них нет! – сказал он. Координаты :

Памятник Фёдору Коню - одна из достопримечательностей Смоленска . Посвящён русскому зодчему второй половины XVI века Федору Савельевичу Коню , построившему дошедшие до наших дней городские стены и башни Смоленска в -1602 годах , а также каменные стены и башни «Белого города » в Москве , построенные в -1593 годах по линии нынешнего Бульварного кольца столицы, и снесенные в XVIII веке. Настоящих изображений зодчего не сохранилось, поэтому перед нами собирательный образ талантливого русского зодчего конца XVI - начала XVII веков .

Отрывок, характеризующий Памятник Фёдору Коню

– Здравствуй, Изидора. Меня зовут Север. Я знаю, ты не помнишь меня.
– Кто ты, Север?.. И почему я должна тебя помнить? Значит ли это, что я встречала тебя?
Ощущение было очень странным – будто пытаешься вспомнить то, чего никогда не было... но чувствуешь, что ты откуда-то всё это очень хорошо знаешь.
– Ты была ещё слишком маленькой, чтобы помнить меня. Твой отец когда-то привёз тебя к нам. Я из Мэтэоры...
– Но я никогда не была там! Или ты хочешь сказать, что он просто мне никогда об этом не говорил?!.. – удивлённо воскликнула я.
Незнакомец улыбался, и от его улыбки мне почему-то вдруг стало очень тепло и спокойно, как будто я вдруг нашла своего давно потерянного старого доброго друга... Я ему верила. Во всём, что бы он не говорил.
– Ты должна уходить, Изидора! Он уничтожит тебя. Ты не сможешь противостоять ему. Он сильнее. Вернее, сильнее то, что он получил. Это было давно.
– Ты имеешь в виду не только защиту? Кто же мог ему дать такое?..
Серые глаза погрустнели...
– Мы не давали. Дал наш Гость. Он был не отсюда. И, к сожалению, ока-зался «чёрным»...
– Но Вы ведь в и д и т е!!! Как же вы могли допустить такое?! Как Вы могли принять его в свой «священный круг»?..
– Он нашёл нас. Так же, как нашёл нас Караффа. Мы не отказываем тем, кто способен нас найти. Но обычно это никогда не бывали «опасные»... Мы сделали ошибку.
– А знаете ли Вы, какой страшной ценой платят за Вашу «ошибку» люди?!.. Знаешь ли ты, сколько жизней ушло в небытие в изуверских муках, и сколько ещё уйдёт?.. Отвечай, Север!
Меня взорвало – они называли это всего лишь ошибкой!!! Загадочный «подарок» Караффе был «ошибкой», сделавшей его почти неуязвимым! И беспомощным людям приходилось за это платить! Моему бедному мужу, и возможно, даже моей дорогой малышке, приходилось за это платить!.. А они считали это всего лишь ОШИБКОЙ???

Конь Фёдор Савельевич, настоящая фамилия, возможно, Иванов (около1540 - после 1606) - крупнейший русский зодчий рубежа XVI - XVII веков, носивший высокий персональ­ный титул «государев мастер» (царя Бориса Годунова), выдающийся строитель крепостных сооружений и храмов: каменных стен и башен Белого города Москвы, длина которых соста­вила9,5 км (1585-1593 годы; располагались по линии нынешнего Бульварного кольца столи­цы,снесены в XVIII веке); мощных городских стен Смоленска, 6,5 км (1596-1602 годы) - глав­ного сохранившегося детища Федора Савельевича;ансамбля Пафнутьево-Боровского мона­стыря в Калужской области; Болдинского Дорогобужского монастыря, в котором предполо­жительно и начинал свою самостоятельную деятельность (после работы в Александровой слободе около1570 года, где он, видимо, и познакомился с будущим царём Борисом Годуно­вым). С высокой степенью вероятности именно Фёдор Конь является автором несохранивше­гося ансамбля Борисова городка (усадьбы Бориса Годунова, форпоста Можайска;1599, разобранной в начале XIX века), а также очень похожих на собор Болдинского Дорогобуж­ского монастыря церквей в Троицы в Вязёмах и Троицы в Хорошове. В конце жизни царя Бо­риса Годунова была надстроена колокольня Ивана Великого в Московском Кремле - начало несостоявшегося строительства «Святая Святых» - подражание Храму Гроба Господня в Иерусалиме.

Версия о принадлежности Фёдору Коню укреплений Новоспасского монастыря в Москве абсолютно неправдоподобна ни по стилю, ни по хронологии (зодчему было бы больше СТА лет).
Постройки Коня отличались высокой техникой строительства, продуманностью конструк­ций, большим архитектурным мастерством. Их стилистические особенности демонстрируют влияние итальянского ренесанса.Уже при сооружении Белого города Фёдор Конь показал себя не только замечательным строителем, но и выдающимся военным специалистом, умею­щим предвидеть и учесть условия военной обороны, углы обстрела пушек, помещённых за стенами в башнях, создавшим целый ряд дополнительных оборонительных сооружений, при­крывавших подступы к стенам.
О жизни зодчего известно немного: краткие и отрывочные записи в источниках концаXVI - начала XVII века дают лишь некоторые представления о нём. К таким источникам относятся приходные и расходные книги Болдина-Троицкого монастыря под Дорогобужем за 1568-1607 годы, наказы и грамоты царя Федора Иоановича 1591 и 1595годов, различные хронографы и летописцыXVII века. В существующих источниках он назван и Конем Федоровым, и Коно­ном Федоровым, и Кондратом Федоровым, и Феодором. Для Федора Савельевича прозвище«Коннастоящая фамилия, возможно, Ивановь»могло быть связано либо с его лич­ными качествами (крепкий, рослый, надежный),либо с его происхождением.
Биография Федора Коня - это биография-легенда.Исследователи предположительно счита­ют Федора Коня выходцем из Троицкого моностыря в Болдино. В 1594 году Фёдор Конь сде­лал вклад в Болдин Монастырь(35 руб.), с Болдиным были связаны и родные Коня: в 1600 году «с Москвы из суконного ряду Федор Петров сын, а Федора Коня пасынок, дал вкладу 20 руб.; среди работников Болдина монастыря сын Коня Мартин Иванов».
Он начал свою «карьеру» строителя в 1553году, когда ему пришлось строить дом в Москве одному немецкому авантюристу,некоему Генриху Штадену, сумевшему пробраться в Москву и даже стать опричником. При сдаче работы хозяину не понравилась резьба на воротах, и он ударил Коня палкой. Федор не стерпел обиды от «басурмана» и жестоко избил опричника. Спасаясь от наказания, мастер бежал за границу, где прожил 6 лет. Побывал во Франции, Бельгии, Дании и Италии.Смотрел и учился строить.
В1559 г. вернулся на родину и подал челобитную царю Ивану Грозному. Царь начертал на че­лобитной: «Мастеру Федору сыну Савельеву-Коню на Руси жить дозволить,а за побег в чу­жие земли - бить батогами50 раз».
По одной из легенд, Борис Годунов, опасаясь,что Конь знает тайны многих крепостей,решил заточить его в сырые подвалы Соловецкого монастыря. Об этом стало известно Коню, кото­рый в 1605 году бежал и не был пойман. Последнее упоминание о Фёдоре Коне (1606 год) опубликовано Р. Г. Скрынниковым.
В мае 1991 года в Смоленске на улице Октябрьской революции возле первой из отре­ставрированых крепостных башен -Громовой установлен памятник создателю Смоленского кремля Федору Савельевичу Коню. Скульптор О. Комов, архитектор А.К. Анипко.


Top