Половая идентификация у детей. Влияние состава семьи на формирование половой идентификации у детей дошкольного возраста Ко скольки годам складывается первичная половая идентичность

15 Июн 2012, Автор: admin

Особое место в формировании личности как субъекта половой принадлежности занимает дошкольный и младший школьный возраст. Половая идентификация и формирование половых ролей в дошкольном детстве происходит необычайно динамично. Пол — это первая категория, в которой ребенок осознает себя как индивидуальность.

На втором году жизни ребенок уже знает, мальчик он или девочка, хотя еще не называет себя и не выделяет себя среди других. Ко времени появления в речи слова «Я» дети знают свой пол, знают некоторые различия и требования к играм, стилю поведения. Идет интенсивное освоение половых ролей и полового репертуара через прямые инструкции взрослых и идентификацию физического «Я»; ребенок узнает о своем теле, сравнивая его устройство с устройством других людей. Таким образом, базовая идентичность формируется к трем годам как достаточно устойчивое измерение личности.

Дальнейшее развитие совершается на эмоциональном и личностно-познавательном уровне и выражается в формировании персональной идентичности и половых ролей, отражающих систему отношений со средой и людьми своего и противоположного пола.

Маленький ребенок еще не воспринимает свои и свой пол как нечто, что не может быть изменено. Но уже к 5-6 годам ребенок понимает, что пол изменить нельзя. С этого времени половая идентичность дошкольников формируется как единство переживаний и ролевого поведения. С возникновением сюжетно-ролевых игр эти процессы обретают характер социосексуальных игр, когда отрабатываются представления детей о своем и противоположном поле. К 6-7 годам дети начинают проявлять элементы полового субъективизма: девочка скорее скажет, что мальчики хулиганы, а мальчик — что девочки капризы и плаксы. Надо отметить, что в данном возрасте, как и ранее, в рассказах детей проявляется довольно низкая осведомленность о половых различиях: младшие дошкольники еще не знают о них, а старшие уже не говорят о них со взрослыми.

И.С.Кон писал, что в любом человеческом обществе мальчики и девочки ведут себя по-разному. От разнополых детей ожидают разного поведения и по-разному обращаются с ними.

Первичная половая социализация ребенка начинается буквально с момента рождения, когда, определив анатомический пол младенца, родители и другие взрослые начинают обучать его половой роли мальчика и девочки.

Первичная половая идентичность, осознание своей половой принадлежности формируется у ребенка уже к 1,5 годам, составляя наиболее устойчивый, стержневой элемент его самосознания. С возрастом объем и содержание этой идентичности меняются. Двухлетний ребенок знает свой пол, но еще не умеет обосновать эту атрибуцию. В 3-4 года ребенок уже осознанно различает пол окружающих людей, но часто ассоциируют его со случайными внешними признаками, например с одеждой, и допускают принципиальную обратимость, возможность изменения пола. В 6-7 лет ребенок окончательно осознает необратимость половой принадлежности, причем это совпадает с бурным усилением половой дифференциации поведения и установок; мальчики и девочки по собственной инициативе выбирают разные игры и партнеров в них, проявляют разные интересы, стиль поведения и т.д.; такая стихийная половая сегрегация способствует кристаллизации и опознанию половых различий.

Родители обращаются с разнополыми детьми так, чтобы их поведение соответствовало нормативным ожиданиям, принятым для того или другого пола. Отсюда вытекает, что мальчиков поощряют за энергию и соревновательность, а девочек - за послушание и заботливость, тогда как поведение, не соответствующее полоролевым ожиданиям, в обоих случаях влечет за собой отрицательные санкции. Вследствие врожденных половых различий, мальчики и девочки по-разному стимулируют своих родителей и тем самым добиваются от них разного к себе отношения. Кроме того, вследствие тех же врожденных различий, одно и то же родительское поведение может вызывать у мальчиков и девочек разную реакцию. Родители основывают свое поведение по отношению к ребенку на своих представлениях о том, каким должен быть ребенок данного пола.

По данным Э. Маккоби и К. Джэклин, подтвержденным последующими исследованиями, мальчиков, как правило, подвергают более интенсивной половой социализации, чем девочек. На мальчиков оказывают более сильное давление, чтобы они не участвовали в поведении, противоречащем поло-ролевым стереотипам и требованиям. Фемининные роли определяются не столь жестко и внедряются менее последовательно, чем маскулинные. Мальчиков чаще и строже наказывают, зато они, по-видимому, получают также больше поощрений и автономии в своем развитии. Простейшее объяснение этого факта состоит в том, что мальчики по природе более активны и беспокойны, привлекая к себе внимание взрослых.

Мальчикам начиная с раннего детства предоставляют больше автономии в том, что касается внесемейной, социальной активности. В формировании мужского стиля жизнедеятельности очень рано начинает играть важную роль такой внесемейный фактор, как группа сверстников. Зато к девочкам уже в раннем возрасте предъявляются повышенные требования в том, что касается домашней работы, ухода за младшими детьми и т.д. В результате у девочек остается значительно меньше времени для свободной игры, чем у мальчиков. Это явно связано с дифференциацией целей социализации: девочек готовят к выполнению домашних обязанностей, а мальчиков - к анесемейной, публичной деятельности, поэтому им предоставляют большую независимость.

Семья - первый по времени и наиболее близкий к ребенку воспитатель.

Самые общие черты установок связаны со стереотипами обыденного сознания. После рождения эти стереотипы актуализируются: родители видят в поведении ребенка признаки соответствия или несоответствия тому, какими в их представлениях должны быть мальчик или девочка. Соответствие поощряется, несоответствие встречает сопротивление.

В любом случае на формирование половой роли/идентичности влияют свойственные данной культуре стереотипы маскулинности и феминности. Согласно этим стереотипам, маскулинность ассоциируется с активностью, силой, уверенностью, властностью, доминантностью, агрессивностью, интеллектуальностью, а феминность - с мягкостью, слабостью, пассивностью, зависимостью и подчиняемостью, конформностью, эмоциональностью .

Большинство психологов предполагают, что способность сопереживать ребенку, желание защитить его свойственны как женщинам, так и мужчинам. Это предположение было подтверждено экспериментально. В качестве испытуемых выступали мужчины и женщины, которым предлагалось наблюдение за ребенком, попавшим в затруднительное положение (плачет от ушиба, растерялся от неожиданности). Использовались реальные ситуации, а также видеозаписи, кинофрагменты, рисунки. Для определения переживаний испытуемых применялись разные методы. Предлагалось описать свои переживания и оценить их в баллах (например, поставить себе 5 за сильные чувства, 2 - за безразличное отношение). Далее проводились измерения тех непроизвольных реакций, которые сопутствуют эмоциям (частота пульса, задержка дыхания, дрожание рук, потоотделение). И, наконец, фиксировались действия, слова испытуемых, в которых выражалось их сопереживание: как смотрели на ребенка, что говорили, пытались ли помочь. Проанализировав полученные данные, ученые пришли к выводу, что женщины на словах более чувствительны, чем мужчины: выставленные ими себе баллы оказались значительно выше, чем у представителей сильного пола. А вот измерения физиологических процессов, сопровождающих эмоции, выявили, что переживания и мужчин, и женщин совершенно одинаковы. Аналогичная картина получена при изучении поведения испытуемых: сила сопереживания детским проблемам и желания прийти на помощь не зависит от пола. Однако когда опыты проводились в присутствии посторонних людей, мужчины вели себя более сдержанно, чем при индивидуальном испытании, у женщины, напротив, возрастала активность .

Итак, можно говорить о том, что способность сопереживать ребенку, желание защитить его свойственны и мужчине, и женщине. Но традиционно считается, что бросаться на помощь ребенку при первом его сигнале, утешать и уговаривать и т.д. - признаки хорошей матери, поэтому женщины "выплескивают" свои эмоции. А мужчине, согласно сложившимся веками представлениям, неудобно "кипеть" чувствами по поводу детского плача, испуга, растерянности.

В исследованиях отечественных и западных психологов дается сравнительная характеристика детей, оставшихся в неполной семье. И.В. Дубровина, Э.А. Минкова, М.К. Бардышевская и другие исследователи показали, что общее физическое, психическое развитие детей, воспитывающихся в неполной семье, отличается от развития сверстников, растущих в полных семьях. У них отмечаются более замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей: средний и низкий уровни интеллектуального развития, бедные эмоциональная сфера и воображение, позднее формирование навыков саморегуляции и правильного поведения.

Дети, воспитывающиеся в неполной семье, характеризуются некоторой дезадаптацией. Особенно это ярко выражено у детей из разведенных, распавшихся семей. Поведение этих детей часто характеризуется раздражительностью, вспышками гнева, агрессии, преувеличенным реагированием на события и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними. Для детей разрушение иллюзии идеальной семьи - очень болезненный момент, который трудно подкрепляется положительными жизненными ситуациями. Переживание психологической травмы обесценивает усилия ребенка: зачем стараться быть хорошим человеком, ходить в детский сад, школу, если это не дает защищенности, если ты никому не нужен. И очень важно, что последует за этим открытием. Если ребенок сможет выйти из мира иллюзий в мир опасный, но реальный, будет преодолевать трудности, стоящие перед ним, поверит в себя и свои силы, это означает, что он повзрослел, стал на ступеньку выше как личность. Если он не смог преодолеть трудностей, стоящих перед ним, не преодолел барьер иллюзий, то в нем укрепится убеждение в существовании новых и он поверит в них, останется в мире иллюзий и станет жить в придуманном мире, останется надолго инфантильной личностью.

Дети дошкольного возраста в неполной семье отличаются пониженной познавательной активностью, отсутствием навыков общения, конфликтами во взаимоотношениях со сверстниками.

Роль семьи, матери в развитии ребенка, его социализации трудно переоценить; поэтому распад семьи, смерть одного из родителей часто оказывают большее негативное влияние на ребенка в первые семь лет жизни. Отсутствие единственного близкого и значимого для ребенка взрослого, вообще дефицит общения со взрослыми не способствуют развитию у ребенка чувства привязанности. В дальнейшей жизни это затрудняет выработку способности разделять свои переживания с другими людьми, что чрезвычайно важно для последующего развития сопереживания. Замедляется и развитие познавательной активности, что делает детей дошкольного возраста мало интересующимися окружающим миром, затрудняет возможность находить увлекательное занятие, делает ребенка пассивным. Эмоциональные проявления детей ребенка бедны и невыразительны.

Недостаток внимания со стороны одного из взрослых (отца или матери) в раннем возрасте приводит к недостаткам социального развития: не складывается потребность в общении и установлении контактов со взрослыми и сверстниками, затруднено сотрудничество с ними. Это приводит к утрате самостоятельности, нарушениям в личностном развитии, полоролевой социализации.

Существенной стороной становления личности является осознание себя представителем определенного пола и овладение соответствующим полоролевым поведением (В.Е. Каган, Д.В. Колосов, И.С. Кон, В.С. Мухина, Т.А. Репина). Ученые называют это формированием психологического пола и отмечают особую роль семьи в данном процессе: ребенок видит пример поведения родителей, их взаимоотношений, трудового сотрудничества друг с другом, строит свое поведение, подражая им, сообразуясь со своим полом. Таким образом, для гармонического развития личности необходимо, чтобы ребенок приобрел опыт взаимоотношений с обоими родителями через адекватные модели материнского (женского) и отцовского (мужского) поведения .

Наиболее отчетливо проявляются недостатки развития эмоциональной сферы. Дети с трудом различают эмоции взрослого, плохо дифференцируют их, имеют ограниченную способность понимать другого, себя. Особенно это касается поведения взрослого другого пола, т.е. мужчины или женщины.

Дети из неполных семей часто конфликтуют со сверстниками, не могут взаимодействовать с ними, не замечают их бурных эмоциональных реакций. У них тормозится развитие познавательной деятельности, что проявляется в отставании в овладении речью, отсутствии инициативы в познании окружающего мира, амбивалентности отношения к предметам (предметы притягивают их внимание и одновременно вызывают чувство страха из-за неумения действовать с ними).

Типичным недостатком развития в дошкольном возрасте у детей из неполных семей являются нарушения самостоятельности - от ее утраты до полного проявления, когда ребенок распоряжается собой по своему усмотрению. Первый тип чаще всего проявляется у детей из внебрачной материнской неполной семьи, где наличествует гиперопека матери. Второй тип - у детей из распавшихся, осиротевших семей, где оставшийся взрослый стремиться не только воспитывать ребенка, но и создать ему достойные социально-экономические, материальные условия жизни .

У детей из неполных семей нарушается представление о временных характеристиках становления их личности: они ничего не знают о себе в прошлом, не видят своего будущего. Представления о собственной семье у них туманны. Неясность собственного прошлого и причин собственного социального сиротства препятствует становлению самоидентичности. Некоторые дети не могут представить себя маленькими, не знают, чем занимаются маленькие дети, не могут рассказать о том, чем они занимались, когда были маленькими. Они с трудом представляют свое будущее, ориентированы только на ближайшее будущее - поступление в школу, учение.

Интеллектуальное развитие детей, воспитывающихся в неполной семье, характеризуется дисгармоничностью, резко выраженной неравномерностью и несбалансированностью видов мышления. Предметное, наглядно-образное мышление остается главным. Вербальное мышление может при этом достигать возрастных норм, а невербальное мышление значительно отстает, так как оно формируется в игре, неформальном общении и нерегламентированной совместной деятельности со взрослыми и другими детьми.

Отклонения в психическом развитии у детей из неполной семьи имеют иной тип отклонений, чем у детей с задержками психической развития. Необходимым условием формирования мышления в дошкольном возрасте является богатство и разнообразие чувственного опыта ребенка. Можно предположить, что скудость, ограниченность чувственного опыта у детей, воспитывающихся в неполной семье, отрицательно сказывается на формировании их мышления, восприятия, что проявляется в примитивности изобразительной деятельности, в недоразвитии невербального интеллекта. Любой вид мышления требует для своего развития практики решения задач, проблемных ситуаций и т.д. Эта практика чрезвычайно бедна у ребенка, воспитывающегося вне семьи .

Неудовлетворение потребности в общении со взрослыми и сверстниками приводит к нарушениям в овладении игровой деятельностью. Основными видами деятельности на улице у детей из неполной семьи являются беготня, догонялки и дразнилки или уход от всех, одиночество, ничегонеделание.

Таким образом, дети дошкольного возраста, растущие без родителей, отличаются от своих сверстников из полноценных семей пониженной познавательной активностью, отставанием в развитии речи, задержкой психического развития, отсутствием навыков общения и конфликтами во взаимоотношениях со сверстниками. Кроме того, если в семье нет мужчины, то это сказывается на развитии и мальчика, и девочки. У девочки может появиться бессознательная установка, что отец не нужен, а это повлияет на ее семейные ожидания, формирование представлений о семье как главной ценности жизни. И хотя психика девочки более устойчива, чем мальчика, но и ей необходим отец, особенно в подростковом возрасте. Для мальчика, который воспитывается одной матерью, она часто становится образцом мужского поведения. А у нее, несущей в одиночку ответственность за воспитание ребенка, действительно развиваются мужские черты: решительность, собранность, властность, обостренное чувство долга, поэтому она доминирует в семье, подчиняет себе сына или дочь. Прибавьте к этому достаточно распространенную в неполных семьях чрезмерную опеку матери над ребенком, проявляющуюся в лавине забот, в каскаде перестраховочных мер. Ребенок лишается инициативы, самостоятельности, боится без мамы сделать шаг. Особенно пагубна гиперопека матери для мальчика, у которого развивается нерешительность, беспокойство.

В дошкольном детстве начинает складываться еще один важный показатель развития самосознания - осознание себя во времени. Ребенок первоначально живет только настоящим. Снакоплением и осознанием своего опыта ему становится доступным понимание своего прошлого. Старший дошкольник просит взрослых рассказать о том, как он был маленьким, и сам с удовольствием вспоминает отдельные эпизоды недалекого прошлого. Характерно, что, полностью не осознавая изменений, происходящих в нем самом с течением времени, ребенок понимает, что раньше он был не таким, как теперь: был маленьким, а сейчас вырос. Его интересует и прошлое близких людей.

У дошкольника складывается способность осознать и будущее. Ребенок хочет пойти в школу, освоить какую-то профессию, вырасти, чтобы приобрести определенные преимущества.

Осознание своих умений и качеств, представление себя во времени, открытие для себя своих переживаний - все это составляет начальную форму осознания ребенком самого себя, возникновение «личного сознания» (Д.Б.Эльконин). Оно появляется к концу дошкольного возраста, обусловливая новый уровень осознания своего места в системе взаимоотношений со взрослым (то есть теперь ребенок понимает, что он еще не большой, а маленький).

К концу раннего детства ребенок усваивает свою половую принадлежность. На протяжении всего дошкольного возраста интенсивно идут процессы половой социализации и половой дифференциации. Они состоят в усвоении ориентации на ценности своего пола, в усвоении социальных стремлений, установок, стереотипов полового поведения. Теперь дошкольник обращает внимание не только на различия мужчин и женщин во внешности, одежде, но и в манере вести себя. Закладываются основы представлений о мужественности и женственности. Возрастают половые различия мальчиков и девочек в предпочтениях занятий, видов деятельности и игр, общения. К концу дошкольного возраста ребенок осознает необратимость своей половой принадлежности и строит свое поведение в соответствии с ней.

(Другой источник) Для этого периода характерна половая идентификация, ребенок осознает себя как мальчика или девочку. Дети приобретают представления о соответствующих стилях поведения. Большинство мальчиков стараются быть сильными, смелыми, мужественными, не плакать от боли или обиды, многие девочки - аккуратными, деловитыми в быту и мягкими или кокетливо-капризными в общении. Начинается осознание себя во времени.

В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем: "когда я был маленьким", "когда я вырасту большой".

Формирование половозрастной идентификации связано с развитием самосознания ребенка. В норме первичная половая идентичность формируется у детей в возрасте от полутора до трех лет. В этот период дети научаются правильно относить себя к определенному полу, определять пол своих сверстников, различать мужчин и женщин. К 3-4 годам возникает связанное с полом осознанное предпочтение игрушек. В своих повседневных контактах с детьми взрослые постоянно увязывают поведение ребенка с его полом: «девочки (мальчики) так себя не ведут», «ты мальчик - должен терпеть», «ты девочка - должна следить за чистотой» и т.д. По признаку пола и возраста организуются формальные и неформальные детские коллективы.

Когда маленький ребенок рождается, он еще не осознает своего «Я» и того, к какому полу он принадлежит. Но уже в роддоме его гендерную принадлежность обозначают традиционным способом – розовой или голубой ленточкой вокруг конверта, в котором ребенка впервые «представят обществу». Этот первый выход «в свет» человек не помнит, но уже в младенческом возрасте его приучают осознавать себя мальчиком или девочкой.

Одной из слагаемых личностной идентичности является половая идентичность. Половая или сексуальная идентичность – это осознание личностью своей сексуальной принадлежности. Человек осознает особенности своего пола, которые можно описать как:

  • физиологические особенности (особенности телосложения, половых органов),
  • психологические (качества и черты, которые присущи мужчинам/женщинам и другие психологические особенности),
  • социальные (социальные роли и паттерны поведения).

Если в семье социальные роли и поведение родителей являются традиционными, мальчик/девочка автоматически, неосознанно, идентифицирует себя с папой/мамой, то есть с представителем своего пола. В таком случае психосексуальное развитие малыша проходит благополучно.

На то кем будет осознавать себя малыш, влияют и многие другие факторы (генетические, психологические и социальные). Иногда человек может идентифицировать себя с другим полом или иметь неопределенную гендерную идентичность. В таком случае биологический пол не совпадает с полом, к которому человек относит себя сам.

Этапы формированию сексуальной идентичности

Сексуальная идентичность формируется в три этапа:

  1. От рождения до двух лет . К какому полу будет относить себя человек, зависит, прежде всего, от того как к ребенку будут обращаться взрослые. В период от рождения до трех лет ребенок еще не осознает своего «Я», он называет себя так, как называют его родители, в том числе он знает, что он мальчик или девочка, но это еще не самосознание.
  2. От двух до четырех лет . Осознание себя как мальчиком или девочкой наступает примерно в три года. Ребенок начинает замечать, что люди делятся на мужчин и женщин, у него возникает потребность понять, к какому из этих полов принадлежит он. В этом возрасте формируется Я-концепция человека и отношение к себе как к мальчику или девочке. Но критерием для такого осознания выступает обычно одежда, поведение и другие, социально обусловленные особенности полов. Ребенок знает, что человек с бородой всегда мужчина, а человек в юбке – женщина.
  3. От четырех до семи лет. Это чудесный возраст, в котором ведущая и формирующая психические новообразования деятельность – ролевая игра. Ребенок не просто осознает себя маленьким мужчиной или женщиной, он примеряет на себя социальные роли своего пола.

Все девочки становятся «мамами» и нянчатся с куклами, которые производители игрушек научились делать максимально реалистичными, очень похожими на младенцев. Для мальчиков в магазинах игрушек можно выбрать строительные инструменты вроде перфоратора или болгарки, которые с первого взгляда и не отличишь от настоящих инструментов.

Особенностью современного мира является универсальная свобода в выборе быть тем, кем захочешь, в том числе, выбирать к какому полу себя относить и кем являться. Раньше роли мужчин и женщин четко определялись и ограничивались социальными устоями и самим устройством общества. Мужчина-добытчик, женщина-хранительница домашнего очага. Равноправие полов, феминизм и научный прогресс, подтолкнули мир к смене представлений о ролях мужчин и женщин.

Может быть, поэтому сегодня в детских отделах супермаркетов можно встретить игрушки, которые ломают стереотипы: кукла-пупсик в одежде розового цвета ассоциируется с куклой-девочкой, но имеет мужские гениталии, а кукла-пупсик в одежде голубого цвета – женские…

Не трудно ли будет малышу сориентироваться в столь неоднозначном мире?

  1. Доступным и понятным языком объяснить ребенку, чем отличаются мальчики от девочек.
  2. Сопровождать малыша в его познании окружающего мира, отвечать на все вопросы о сексе в мягкой, не травмирующей детскую психику, форме.
  3. Спокойно реагировать на проявления детской сексуальности, интереса к своим гениталиям.
  4. Подавать пример правильного социально-ролевого поведения.

Ответственность за детей несут родители. То, кем станет ребенок, во многом зависит от воспитания!

Проблема половой идентификации включает в себя вопросы формирования психического пола, половых различий. Это одна из важнейших и актуальных проблем психологии. Без ее решения невозможно разработать методы дифференцированного подхода к детям разного пола с целью формирования у них мужественности и женственности, необходимых для успешного выполнения в будущем функций мужа, жены в семье. Долгое время в силу ряда объективных и субъективных причин эта проблема оставалась вне сферы исследования отечественных психологов, в то время как в зарубежной психологии она издавна привлекала большое внимание ученых. В отечественной психологии проблемой гендерной идентичности и близкими к ней вопросами занимались И.С. Кон, В.Е. Каган, Т.А. Репина, Я.Л. Коломинский, И.С. Клецина и другие.

Половая принадлежность – это одна из первых категорий, в рамках которой ребенок осмысливает себя, все характеристики личности являются не только возрастными, но и половозрастными. Формирование половой идентичности – один из ключевых вопросов психосексуальной дифференциации. Сравнительно недавно различие между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками) объясняли в основном биологическими факторами. Когда была осознана потребность в изменении подхода к проблемам пола, стало ясно, что их следует интерпретировать в более широком контексте – в контексте гендера. Гендер – одна из базовых характеристик личности, обусловливающих психологическое и социальное развитие человека. Гендерные характеристики личности, основываясь на половой принадлежности, связываются с полотипичными формами и моделями поведения. Одной из гендерных характеристик личности являются гендерные установки, представляющие собой субъективную готовность к полотипичным формам и моделям поведения, стремление к исполнению ролей, ожидаемых от индивида определенного пола. Проблема гендерных установок тесно связана с вопросами формирования маскулинных и феминных черт личности, половой и гендерной идентичности. Проблема различий гендерных установок у мальчиков и девочек является одной из важнейших и актуальных проблем в психологии, ведь гендер самый ранний, центральный компонент Я-концепции, обеспечивающий целостность и непрерывность личности в течение жизни.

Исследования, направленные на изучение половой идентификации, проводятся с тех пор, как детская психология стала самостоятельным разделом психологических знаний. Было установлено, что половая роль усваивается ребенком из подражания взрослому того же пола; ребенок учится внешним формам поведения, отражающим пол, и «присваивает» психологические черты своего пола; ребенок идентифицируется с представителями своего пола (взрослыми и детьми). В дошкольном возрасте возникает дифференциация интересов мальчиков и девочек. Дифференциация интересов мальчиков и девочек – это предпочтение способов деятельности, познания, общения, ориентированное на представителей того же пола, что и ребенок. Наряду с другими ориентациями ориентация на представителей своего пола ложится в основу формирования структуры личности и определяет ее психическую и социальную активность. Сказанное обусловливает необходимость дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек в семье и дошкольном учреждении.

Цель нашего исследования состояла в том, чтобы изучить особенности половой идентификации детей дошкольного возраста. Анализ результатов проведенного эмпирического исследования показал следующее. В игре дошкольники ориентируются на поведение взрослых своего пола; дифференциация интересов мальчиков и девочек осуществляется посредством ориентации на взрослых своего пола и проявляется в игре, рисовании, в выборе сюжетов и содержания игр, в распределении игровых ролей, в однополом игровом общении. Дети, воспитывающиеся в полных семьях, имеют особенности полоролевого поведения, осознания своей половой принадлежности, позволяющие говорить о более высоком уровне их идентификации со своим полом, в сравнении с детьми, воспитывающимися в неполных семьях. Дети дошкольного возраста группируются по признаку пола.

Интересы мальчиков и девочек развиваются в процессе ориентации детей на близких взрослых и сверстников своего пола. Ориентации детей зависят от пола и возраста ребенка. Если разница в интересах четырехлетних мальчиков и девочек почти незаметна, то в старшем дошкольном возрасте интересы (особенно интерес к общению со сверстниками и игровые интересы) уже достаточно четко дифференцированы.

Примерно с четырех лет начинается дифференциация тем и содержания в рисунках мальчиков и девочек. Мальчикам становятся интересны сюжеты, связанные с мужскими видами деятельности, девочкам сюжеты, связанные с женскими видами деятельности. В этом же возрасте начинается дифференциация в предпочтении игрушек. Дети пяти – семи лет знают свой пол и хотят быть исключительно его представителями. При выборе партнеров для разных видов деятельности старшие дошкольники ориентируются на особенности и возможности сверстников как представителей определенного пола. Ориентация на сверстников своего пола проявляется также в том, что для мальчиков становится более значимым и авторитетным мнение мальчиков, для девочек – мнение девочек. Ориентация на сверстников своего пола обособляет мальчиков и девочек. Дети шести – семи лет осознанно ориентируются на роль родителя своего пола в семье.

Большинство опрошенных мальчиков негативно относятся к играм в «Семью», считая их девичьими. Дошкольники приписывают силу в семье отцу, красоту – матери, самыми сильными в группе считают мальчиков, самыми красивыми – девочек. С увеличением возраста нетипичные для пола виды деятельности неинтересны детям (многие мальчики отказывались от уборки кукольного уголка), действия в игре предпочитаются такие, которые отвечают дифференцированным по полу интересам мальчиков и девочек (мальчик при уборке кукольного уголка двигает мебель, ремонтирует кровать и т. п.). В нетипичных для пола заданиях дети ориентируются на взрослых своего пола путем приписывания этим действиям специфической мотивировки (девочка расставляет машины в гараже, «чтобы красиво было»).

В исследовании подтвердилась типичная для современной культуры маскулинная когнитивная ориентация с эмоциональным предпочтением женского пола. Воспринимая когнитивные установки маскулинно-ориентированной культуры, мальчики и девочки формируют сходные эмоциональные установки восприятия пола, состоящие в том, что «девочки лучше мальчиков». Такие эмоциональные установки имеют разное значение для личностного развития и формирования отношений между полами: для мальчиков – «мальчики хуже девочек, и я плохой»; для девочек – «девочки лучше мальчиков, и я хорошая». Возраст 4-6 лет для мальчиков, в отличие от девочек, является напряженным, кризисным периодом гендерной идентификации, который тесно связан с формированием образа Я; эмоционально-когнитивный конфликт в это время имеет наибольшую выраженность у мальчиков.

Полученные результаты говорят о необходимости проведения специальной систематической работы с детьми дошкольного возраста по формированию у них половой идентичности. Эта работа должна иметь целью становление у детей адекватного поло-ролевого поведения. Исследование подтверждает, что влияние семьи (и отца, и матери) исключительно важно для полноценного поло-ролевого развития детей.

Библиографический список

1. Абраменкова, В.В. Половая дифференциация и сексуализация детства: горький вкус запретного плода / В. В. Абраменкова. // Вопросы психологии, 2003, № 5. – С. 103-119.

2. Бендас, Т. В. Гендерная психология: Учебное пособие / Т. В, Бендас. – СПб.: Питер, 2005. – 187 с.

3. Мухина, В. С. Психология детства и отрочества / В. С.Мухина. – М., 1998. – 234 с.

4. Попова, Л. А. Гендерные особенности психического развития в дошкольном детстве / Л. А. Попова // Научно-методический журнал для педагогов и родителей. – 2004. – №2. – С. 110-123.

5. Чукалина, А. А. О формировании Я-мальчика и Я-девочки – мужчины и женщины / А. А. Чукалина // Мир психологии. – 2000. – № 2. – С. 110-117.


Top