Порядок оформления паспорта объекта культурного наследия. Технические условия

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

Об утверждении формы паспорта объекта культурного наследия


В целях реализации статьи 21 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 26, ст.2519; 2003, N 9, ст.805; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 23, ст.2203; 2006, N 1, ст.10; N 52 (ч.I), ст.5498; 2007, N 1 (ч.I), ст.21; N 21, ст 3213; N 43, ст.5084; N 46, ст.5554; 2008, N 20, ст.2251; N 29 (ч.I), ст.3418; N 30 (ч.II), ст.3616; 2009, N 51, ст.6150; 2010, N 43, ст.5450; N 49, ст 6424; N 51 (ч.III), ст.6810; 2011, N 30 (ч.I), ст.4563; N 45, ст.6331; N 47, ст 6606; N 49 (ч.I), ст.7015, ст.7026; 2012, N 31, ст.4322; N 47, ст.6390; N 50 (ч.V), ст.6960; 2013, N 17, ст.2030; N 19, ст.2331; N 30 (ч.I), ст.4078; 2014, N 43, ст.5799; N 49 (ч.VI), ст.6928; 2015, N 10, ст.1420)

приказываю:

1. Утвердить прилагаемую форму паспорта объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства культуры Российской Федерации от 11 ноября 2011 года N 1055 "Об утверждении формы паспорта объекта культурного наследия" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 декабря 2011 года, регистрационный N 22471).

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра культуры Российской Федерации Г.У.Пирумова.

Министр
В.Р.Мединский

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
1 сентября 2015 года,
регистрационный N 38756

Форма паспорта объекта культурного наследия

УТВЕРЖДЕНО
приказом
Министерства культуры
Российской Федерации
от 2 июля 2015 года N 1906

Экземпляр N

Регистрационный номер объекта культурного
наследия в едином государственном реестре
объектов культурного наследия (памятников
истории и культуры) народов Российской Федерации

ПАСПОРТ
ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Фотографическое изображение объекта культурного наследия,
за исключением отдельных объектов археологического наследия,
фотографическое изображение которых вносится на основании решения
соответствующего органа охраны объектов культурного наследия

Дата съемки (число, месяц, год)

1. Сведения о наименовании объекта культурного наследия

2. Сведения о времени возникновения или дате создания объекта культурного наследия, датах основных изменений (перестроек) данного объекта и (или) датах связанных с ним исторических событий

Федерального значения

Регионального значения

Местного (муниципального) значения

4. Сведения о виде объекта культурного наследия

Памятник

Ансамбль

Достопримечательное место

5. Номер и дата принятия органом государственной власти решения о включении объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации

6. Сведения о местонахождении объекта культурного наследия (адрес объекта или при его отсутствии описание местоположения объекта)

7. Сведения о границах территории объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации

8. Описание предмета охраны объекта культурного наследия

9. Сведения о наличии зон охраны данного объекта культурного наследия с указанием номера и даты принятия органом государственной власти акта об утверждении указанных зон либо информация о расположении данного объекта культурного наследия в границах зон охраны иного объекта культурного наследия

Всего в паспорте листов

Уполномоченное должностное лицо органа охраны объектов культурного наследия

должность

инициалы, фамилия

Дата оформления паспорта
(число, месяц, год)



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
Официальный интернет-портал
правовой информации
www.pravo.gov.ru, 03.09.2015,
N 0001201509030019

Статья 21. Паспорт объекта культурного наследия

Комментарий к статье 21

1. Комментируемая статья устанавливает требования к оформлению паспорта объекта культурного наследия и его форме. Паспорт объекта культурного наследия - это основной учетный документ на объект культурного наследия (памятник истории и культуры) народов РФ, в который вносятся сведения, содержащиеся в ЕГРОКН, и который оформляется соответствующим органом охраны объектов культурного наследия.
Оформление и выдача паспорта объекта культурного наследия является государственной услугой . В качестве заявителей могут выступать физические или юридические лица - собственники или иные законные владельцы объекта культурного наследия, земельного участка в границах территории объекта культурного наследия, включенного в ЕГРОКН, либо земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия. Указанная государственная услуга предоставляется бесплатно, на основании заявления о выдаче паспорта объекта культурного наследия и приложенных копий правоустанавливающих документов на земельные участки и объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы в ЕГРН, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе. Срок выдачи паспорта объекта культурного наследия не должен превышать 30 дней.
Как правило, в субъектах Российской Федерации действуют административные регламенты по предоставлению указанной государственной услуги. Например, Приказом Управления по охране объектов культурного наследия Воронежской области от 25 октября 2016 г. N 71-01-07/237 утвержден Административный регламент управления по охране объектов культурного наследия Воронежской области по предоставлению государственной услуги "Оформление и выдача паспорта на объект культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения". В указанном Административном регламенте предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги:
- у объекта отсутствует статус объекта культурного наследия;
- заявитель не является собственником или иным законным владельцем указанного объекта культурного наследия, земельного участка в границах территории объекта культурного наследия либо земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия;
- у заявителя отсутствуют документы, подтверждающие его полномочия выступать от имени третьих лиц;
- в заявлении отсутствуют необходимые для оформления паспорта сведения об адресе объекта культурного наследия или описание его местоположения (для объектов, расположенных вне границ населенных пунктов или не имеющих адреса);
- заявление не поддается прочтению.
2. Форма паспорта объекта культурного наследия утверждена Приказом Министерства культуры РФ от 2 июля 2015 г. N 1906 "Об утверждении формы паспорта объекта культурного наследия". Необходимо отметить, что произошло значительное сокращение количества разделов паспорта по сравнению с ранее действовавшей формой, утвержденной Приказом Минкультуры РФ от 11 ноября 2011 г. N 1055 "Об утверждении формы паспорта объекта культурного наследия" (утратил силу 2 июля 2015 г.) . Действующая форма паспорта содержит 9 разделов вместо 25, в том числе они включают:
- сведения о наименовании, о времени возникновения или дате создания и датах основных изменений (перестроек) данного объекта;
- описание предмета охраны и фотографическое изображение;
- сведения о категории историко-культурного значения;
- сведения о виде объекта культурного наследия;
- сведения о местонахождении и о границах территории объекта культурного наследия;
- сведения о наличии зон охраны данного объекта культурного наследия;
- номер и дату принятия органом государственной власти решения о включении объекта культурного наследия в ЕГРОКН.
Порядок оформления паспорта объекта культурного наследия устанавливается Приказом Минкультуры России от 7 июня 2016 г. N 1271 "Об утверждении порядка оформления и выдачи паспорта объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации". Указанный Приказ устанавливает требования к заполнению титульного листа, его разделов и к заполнению последнего листа паспорта объекта культурного наследия.
Отсутствие паспорта объекта культурного наследия не является административным правонарушением и не влечет привлечение к ответственности.
Пример: постановлением судьи Партизанского районного суда Приморского края должностное лицо - начальник отдела культуры и молодежной политики администрации Партизанского городского округа было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ. Не согласившись с постановлением судьи, начальник отдела культуры и молодежной политики подал жалобу.
Как следует из материалов дела, к полномочиям органов местного самоуправления относятся сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований; государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения. В ходе проведенной прокуратурой города Партизанск Приморского края проверки было установлено, что объекты культурного наследия местного и регионального значения находятся в неудовлетворительном состоянии. В нарушение ст. ст. 9, 15 БК РФ имеется недостаточность средств, направленных на организацию обслуживания памятников культуры, что влечет неисполнение органом местного самоуправления в полном объеме обязанности по содержанию принадлежащих объектов культурного наследия. Кроме того, в ходе проверки объекта культурного наследия - дома, в котором жил и работал художник И.Ф. Палшков, установлено, что право собственности не содержит обременений, администрацией Партизанского городского округа до настоящего времени в органы государственной регистрации прав собственности не направлена информация о наличии обременений на объект недвижимости.
Суд посчитал, что доводы жалобы о малозначительности указанного выше административного правонарушения являются необоснованными, поскольку нахождение в неудовлетворительном состоянии объектов культурного наследия может повлечь утрату объектов культурного наследия и нарушает конституционное право граждан на пользование памятниками истории и культуры.
Вместе с тем к числу имеющих правовое значение обстоятельств по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, относится наличие нарушений требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, нарушений режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия. Из системного толкования норм действующего законодательства следует, что отсутствие необходимых документов - паспорта объекта культурного наследия не является нарушением ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ. В связи с этим суд посчитал необходимым исключить из постановления судьи Партизанского городского суда указание на нарушение ст. 21 комментируемого Закона (см. решение Приморского краевого суда от 21 июля 2016 г. по делу N 12-407/2016).
Отсутствие паспорта объекта культурного наследия не является препятствием для государственной регистрации сделок с объектом культурного наследия . Паспорт объекта культурного наследия предоставляется органом охраны объектов культурного наследия по межведомственному запросу органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а лицо, обратившееся за государственной регистрацией сделки, вправе представить паспорт объекта культурного наследия по собственной инициативе.
Пример: ООО "Кавминэнергосбыт" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю о признании незаконным отказа в государственной регистрации перехода права собственности на нежилое здание, являющееся объектом культурного наследия. Решением суда от 5 августа 2016 г., оставленным без изменения Постановлением апелляционного суда от 14 декабря 2016 г., требования общества были удовлетворены. В кассационной жалобе Управление просит отменить обжалуемые судебные акты, поскольку на государственную регистрацию не представлен паспорт объекта культурного наследия, поэтому отсутствовали основания для государственной регистрации перехода права собственности. Как указал суд кассационной инстанции, регистрация перехода права собственности производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее осуществления (правоустанавливающих документов). Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов. По смыслу изложенных норм регистрирующий орган, рассматривая заявление о регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество, должен проверять в пределах своей компетенции и запрашивать только те документы, которые влияют на переход вещных прав от одного субъекта этих прав к другому.
Довод о непредставлении обществом паспорта объекта культурного наследия был отклонен. Суд указал, что паспорт объекта культурного наследия (сведения, содержащиеся в нем) является одним из обязательных документов, представляемых в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в качестве неотъемлемого приложения к охранному обязательству при осуществлении сделок с объектом культурного наследия либо земельным участком, в пределах которого располагается объект археологического наследия. Паспорт объекта культурного наследия (сведения, содержащиеся в нем) предоставляется органом охраны объектов культурного наследия по межведомственному запросу органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. При этом лицо, обратившееся за государственной регистрацией сделки, вправе представить паспорт объекта культурного наследия по собственной инициативе (см. Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 февраля 2017 г. N Ф08-590/17 по делу N А63-5792/2016).

Компания GOROD GROUP в рамках оказания комплекса услуг по выполнению функций технического заказчика осуществляет оформление паспорта объекта культурного наследия в соответствии с установленным порядком.

Паспорт объекта культурного наследия

На объект культурного наследия, включенный в реестр, собственнику или иному законному владельцу указанного объекта культурного наследия, земельного участка в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, соответствующим органом охраны объектов культурного наследия на основании сведений об объекте культурного наследия, содержащихся в реестре, выдается паспорт объекта культурного наследия.
Форма паспорта объекта культурного наследия утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Содержание паспорта объекта культурного наследия:
1) сведения о наименовании объекта культурного наследия;
2) сведения о времени возникновения или дате создания объекта культурного наследия, датах основных изменений (перестроек) данного объекта и (или) датах связанных с ним исторических событий;
3) сведения о категории историко-культурного значения объекта культурного наследия;
4) сведения о виде объекта культурного наследия;
5) номер и дата принятия органом государственной власти решения о включении объекта культурного наследия в реестр;
6) сведения о местонахождении объекта культурного наследия (адрес объекта или при его отсутствии описание местоположения объекта);
7) сведения о границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр;
8) описание предмета охраны объекта культурного наследия;
9) фотографическое изображение объекта культурного наследия, за исключением отдельных объектов археологического наследия, фотографическое изображение которых вносится на основании решения соответствующего органа охраны объектов культурного наследия;
10) сведения о наличии зон охраны данного объекта культурного наследия с указанием номера и даты принятия органом государственной власти акта об утверждении указанных зон либо информация о расположении данного объекта культурного наследия в границах зон охраны иного объекта культурного наследия.

(сведения, содержащиеся в нем) является одним из обязательных документов, представляемых в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в качестве неотъемлемого приложения к охранному обязательству, при осуществлении сделок с объектом культурного наследия либо земельным участком, в пределах которого располагается объект археологического наследия.

Паспорт объекта культурного наследия (сведения, содержащиеся в нем) предоставляется органом охраны объектов культурного наследия по межведомственному запросу органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при регистрации сделок с объектом культурного наследия либо земельным участком, в пределах которого располагается объект археологического наследия.

При этом лицо, обратившееся за государственной регистрацией сделки с объектом культурного наследия либо земельным участком, в пределах которого располагается объект археологического наследия, вправе представить паспорт объекта культурного наследия по собственной инициативе.

Выдачу паспорта объекта культурного наследия в Москве, осуществляет Департамент культурного наследия города Москвы в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 17 апреля 2012 г. № 147-ПП «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача паспорта объекта культурного наследия» в городе Москве».

Паспорт объекта культурного наследия подготавливается по форме, утвержденной приказом Минкультуры России от 11 ноября 2011 г. № 1055 «Об утверждении формы паспорта объекта культурного наследия».

Паспорт выдается на объект культурного наследия, зарегистрированный в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Для получения паспорта объекта культурного наследия необходимо лично или через законного представителя представить в Департамент культурного наследия города Москвы перечень необходимых документов, опубликованных на портале городских услуг.

Документы, необходимые для оформления паспорта объекта культурного наследия:

2. Копия основного документа, удостоверяющего личность заявителя

3. Документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя

4. Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Приостановление предоставления государственной услуги

Основания для приостановления предоставления государственной услуги отсутствуют

Основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги

1. Несоответствие представленных заявителем документов установленным требованиям

2. Представление заявителем неполного комплекта документов

3. В представленных заявителем документах содержатся противоречивые сведения

Перечень оснований отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является исчерпывающим

Письменное решение об отказе в приеме заявления и иных документов, необходимых для получения государственной услуги, оформляется по требованию заявителя с указанием причин отказа.

Пресс-центр - GOROD GROUP

Дата съемки (число, месяц, год)

I. Наименование объекта

Усадьба С.М. Рукавишникова: 1. Особняк. 2. Флигель 3. Служебный корпус

4. Конюшенный корпус.

II. Время создания (возникновения) объекта

и (или) дата связанного с ним

1875 – 1877 гг.

III. Адрес (местонахождение)объекта культурного наследия

(по данным государственного учета объектов культурного наследия)

г. Нижний Новгород, Верхне-Волжская наб., 7

IV . Вид объекта культурного наследия

V. Общая видовая принадлежность объекта культурного наследия

VI. Использование объекта культурного наследия или пользователь

Музеи, архивы, библиотеки

Организации науки и образования

Театрально-зрелищные организации

Органы власти и управления

Воинские части

Религиозные организации

Организации здравоохранения

Организации транспорта

Производственные организации

Организации торговли

Организации общественного питания

Гостиницы, отели

Офисные помещения

Парки, сады

Некрополи, захоронения

Не используется

Примечания:

VII. Краткие исторические сведения об объекте культурного наследия

Усадьба, вытянутая вдоль Малой Печерской (ныне Пискунова) улицы и выходящая к бровке волжского откоса, фиксируется на планах Нижнего Новгорода конца XVIII в. В это время жилые и хозяйственные постройки на задах «усадебного места» отсутствовали. Они появляются в начале XIX в., что было связано с выделением отдельной усадьбы, окончательно сформировавшейся к началу 1850-х гг. Это было отражено на проектно-фиксационном плане города 1848-1853 гг. (лист съемки 1852 и 1853 гг.). В это время на красную линию Большой (ныне Верхне-Волжской) набережной выходил каменный дом, за которым располагались хозяйственные и вспомогательные постройки, образовывавшие небольшой внутренний дворик; приблизительно половину «усадебного места» занимал сад. Судя по документам начала 1850-х гг., усадьба принадлежала нижегородскому купцу 3-й гильдии С.Г. Везломцеву, а основная постройка отмечена как «каменный двухэтажный с мезонином дом». Возможным автором проекта здания являлся архитектор Г.И. Кизеветтер. Позднее усадьба переходит в собственность М.Г. Рукавишникова – основателя одной из наиболее известных нижегородских купеческих фамилий, а затем одного из его сыновей, С.М. Рукавишникова, который предпринял новое усадебное строительство. В результате, вдоль красной линии набережной выстраивается ныне существующее главное трехэтажное усадебное здание («дворец»), пространственно-композиционная структура которого решалась в стиле итальянских ренессансных палаццо. Проектные чертежи на здание не обнаружены. Выявленные архивные материалы указывают, что автором проекта являлся архитектор П.С. Бойцов. Кроме того, значительная роль принадлежала инженеру-архитектору Р.Я. Килевейну, осуществлявшему надзор за строительством. Авторство фасадного декора по традиции приписывают художнику М.О. Микешину, однако на данный момент документальные подтверждения этому отсутствует. Возможно, в ходе строительства в новый объем (в его правое крыло) было включено также и старое здание. Основное строительство велось в 1875-1877 гг., внутренняя отделка дома была полностью завершена в 1879 или 1880 г. В ходе нового строительства был снивелирован фрагмент остатков земляной насыпи бывших средневековых укреплений Верхнего посада, которые располагались на территории садового участка. Практически одновременно сооружаются новые хозяйственные постройки – флигель, конюшни, одноэтажное каменное здание для локомобиля, сокращается площадь сада, вдоль линии Малой Печерской улицы возводится глухая кирпичная стена. В 1918 г. усадьба была национализирована (муниципализирована), главный дом отдан под размещение экспозиций губернского музея (ныне НГИАМЗ). В 1920-1930-х гг. музею передаются и бывшие усадебные постройки, осуществляется внутренняя перепланировка главного дома, производятся частичные ремонтные работы. Облик усадебных построек был несколько изменен, первоначальное внешнее убранство главного дома сохранялось почти полностью: существенной утратой стало исчезновение художественно выполненного металлического навеса над главным входом, опиравшегося на две чугунные стойки. Регулярно проводимые в 1950-1980-е гг. ремонтные работы, из-за отсутствия финансирования были прекращены в начале 1990-х гг., здания пришли в аварийное состояние, и музей был закрыт для посещений. В 1995 г. осуществляется перестройка дворового корпуса, включавшая внутреннюю перепланировку, устройство мансарды и внутреннего каркаса, после чего в здании разместился депозитарий. С середины 2000-х гг. возобновлены ремонтно-реставрационные работы по восстановлению главного усадебного дома.

По уточненным данным предлагается следующее наименование и датировка объекта культурного наследия: «Усадьба С.М. Рукавишникова. 1. Главный дом. 2. Флигель. 3. Служебный корпус. 4. Конюшенный корпус. 5. Въездные ворота. 6. Кирпичная ограда. 1875 – 1877 гг.».

Авт. Давыдов А.И., историк

Авт. Краснов В.В., историк

Паспорт объекта культурного наследия

"...1. На объект культурного наследия, включенный в реестр, собственнику данного объекта соответствующим органом охраны объектов культурного наследия выдается паспорт объекта культурного наследия. В указанный паспорт вносятся сведения, составляющие предмет охраны данного объекта культурного наследия, и иные сведения, содержащиеся в реестре.

Форма паспорта объекта культурного наследия утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

2. Паспорт объекта культурного наследия (сведения, содержащиеся в нем) является одним из обязательных документов, представляемых в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое и сделок с ним, при осуществлении сделок с объектом культурного наследия либо земельным участком, в пределах которого располагается объект археологического наследия. Паспорт объекта культурного наследия (сведения, содержащиеся в нем) предоставляется органом охраны объектов культурного наследия по межведомственному запросу органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при регистрации сделок с объектом культурного наследия либо земельным участком, в пределах которого располагается объект археологического наследия. При этом лицо, обратившееся за государственной регистрацией сделки с объектом культурного наследия либо земельным участком, в пределах которого располагается объект археологического наследия, вправе представить паспорт объекта культурного наследия по собственной инициативе..."

Источник:

Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 12.11.2012) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"


Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

Смотреть что такое "Паспорт объекта культурного наследия" в других словарях:

    Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в Сербии - В списке Всемирного наследия ЮНЕСКО в Республике Сербия значится 4 наименования (на 2012 год), это составляет 0,4 % от общего числа (962 на 2012 год). Все объекты включены в список по культурным критериям, причём 2 из них признаны шедеврами… … Википедия

    Ининский мост - Ининский мост … Википедия

    Сокол (район Москвы) - Район Сокол Муниципальное образование Сокол Герб … Википедия

    Каргалы - У этого термина существуют и другие значения, см. Каргалы (значения). Культурное наследие Российской Федерации … Википедия

    наименование - 3.1.10. наименование: Слово или словосочетание, используемое для идентификации какого либо существа, предмета или класса Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Санкт-Петербург - Запрос «Ленинград» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Запрос «Петроград» перенаправляется сюда; см. также другие значения. У слова «Санкт Петербург» есть и другие значения: см. Санкт Петербург (значения). Город федерального… … Википедия


Top