Умберто эко хронологическая таблица. Биография

Умберто Эко известен во всем мире как писатель, философ, исследователь и преподаватель. Общественность познакомилась с Эко после выхода романа «Имя розы» в 1980 году. В числе работ итальянского исследователя присутствуют десятки научных трудов, новелл, сказок, философских трактатов. Умберто Эко организовал в Университете республики Сан-Марино отделение исследований в области средств информации. Писателя назначили президентом Высшей школы гуманитарных наук в Болонском университете. Он также был членом Академии наук Линси.

Детство и юность

В небольшом городке Алессандрия, недалеко от Турина, 5 января 1932 года появился на свет Умберто Эко. Тогда в его семье даже подумать не могли, чего добьется маленький мальчик. Родители Умберто были простыми людьми. Отец трудился бухгалтером, участвовал в нескольких войнах. Отец Умберто происходил из многодетной семьи. Эко часто вспоминал, что особых денег в семье не было, но его тяга к книгам была безгранична. Поэтому он приходил в книжные лавки и начинал читать.

После того как владелец его прогонял, мужчина отправлялся в другое заведение и продолжал знакомиться с книгой. Отец Эко планировал дать сыну юридическое образование, но подросток воспротивился. Умберто Эко отправился в Туринский университет ради изучения литературы и философии Средневековья. В 1954 году молодой человек получил степень бакалавра философии. Во время учебы в университете Умберто разочаровался в католической церкви, и это приводит его к атеизму.

Литература

В течение продолжительного времени Умберто Эко изучал «идею Прекрасного», озвученную в философии Средневековья. Мысли мастер изложил в работе «Эволюция средневековой эстетики», увидевшей свет в 1959 году. Спустя три года вышел новый труд - «Открытое произведение». Умберто рассказывает в нем, что некоторые произведения не были завершены авторами сознательно. Таким образом, они сейчас могут быть интерпретированы читателями по-разному. В какой-то момент Эко заинтересовался культурой. Он долгое время изучал различные формы, начиная от «высокой» и заканчивая массовой культурой.


Ученый выяснил, что в постмодернизме эти границы существенно размыты. Умберто активно развивал эту тему. В сфере изучения писателя появились комиксы, мультфильмы, песни, современные киноленты, даже романы о Джеймсе Бонде.

В течение нескольких лет философ тщательно изучал литературоведение и эстетику Средневековья. Свои мысли Умберто Эко собрал в единую работу, в которой осветил свою теорию семиотики. Она прослеживается в других трудах мастера – «Трактат общей семиотики», «Семиотика и философия языка». В некоторых материалах писатель критиковал структурализм. Онтологический подход к исследованию структуры, по мнению Эко, является неверным.


В трудах на тему семиотики исследователь активно продвигал теорию кодов. Умберто считал, что существуют однозначные коды, к примеру, азбука Морзе, связь между ДНК и РНК, а есть более сложные, скрывающиеся в структуре языка, семиотические. Ученый выдвигал свое мнение по поводу социальной значимости. Именно ее он считал важной, а вовсе не отношение знаков к реальным объектам.

Позже Умберто Эко привлекла проблема интерпретации, которую автор тщательно исследовал в течение нескольких десятилетий. В монографии «Роль читателя» исследователь создал новое для себя понятие «идеального читателя».


Объяснил данный термин писатель так: это человек, который способен понять, что любое произведение можно интерпретировать множество раз. В начале исследований итальянский философ склонялся к общим классификациям и глобальным интерпретациям. Позднее Умберто Эко стали больше привлекать «короткие истории» об определенных формах опыта. По мнению писателя, произведения способны смоделировать читателя.

Писателем романов Умберто Эко стал в 42 года. Первое творение Эко назвал «Имя розы». Философско-детективный роман перевернул его жизнь: писателя узнал весь мир. Все действия произведения романа происходят в средневековом монастыре.


Книга Умберто Эко "Имя розы"

Через три года Умберто выпустил небольшую книгу «Заметки на полях «Имени Розы». Это своеобразное «закулисье» первого романа. В этом произведении автор размышляет по поводу взаимоотношений читателя, автора и самой книги. Пять лет потребовалось Умберто Эко для создания еще одного произведения – романа «Маятник Фуко». Читатели познакомились с книгой в 1988 году. Автор постарался сделать своеобразный анализ современных интеллигентов, которые могут из-за умственной неаккуратности породить чудовищ, в том числе фашистов. Интересная и необычная тема книги сделала ее актуальной, увлекательной для общества.


Книга Умберто Эко "Маятник Фуко"
«Многие думают, что я написал фантастический роман. Они глубоко ошибаются, роман абсолютно реалистический».

В 1994 году из-под пера Умберто Эко вышла проникновенная драма, вызывающая жалость, гордость и другие глубокие чувства в душах читателей. «Остров Накануне» рассказывает о молодом парне, который бродит по Франции, Италии и Южным морям. Действие разворачивается в XVII столетии. Традиционно в своих книгах Эко задает вопросы, волнующие общество долгие годы. В какой-то момент Умберто Эко переключился на излюбленные направления – историю и философию. В таком ключе был написан приключенческий роман «Баудолино», появившийся в книжных магазинах в 2000 году. В нем автор повествует о том, как проходили путешествия приемного сына Фридриха Барбароссы.


Книга Умберто Эко "Баудолино"

Невероятный роман «Таинственное пламя царицы Лоаны» повествует о герое, потерявшем память из-за несчастного случая. Умберто Эко решил внести небольшие коррективы в судьбу участников книги. Таким образом, главный герой не помнит ничего о родственниках и друзьях, но память о прочитанных книгах сохранилась. Этот роман представляет собой читательскую биографию Эко. В числе последних романов Умберто Эко - «Пражское кладбище». Только через год после публикации в Италии книга появилась в переводе на полках российских магазинов. За перевод издания отвечала Елена Костюкович.


Книга Умберто Эко "Таинственное пламя царицы Лоаны"

Автор романа признался, что хотел сделать книгу последней. Но через 5 лет выходит еще одна – «Нулевой номер». Этот роман стал завершением литературной биографии писателя. Не стоит забывать о том, что Умберто Эко научный деятель, исследователь, философ. Яркой получилась его работа под названием «Искусство и красота в средневековой эстетике». Философ собрал эстетические учения того времени, в том числе Фомы Аквинского, Уильяма Оккама, переосмыслил и оформил в единый краткий очерк. Выделяют среди научных трудов Эко «Поиски совершенного языка в европейской культуре».


Книга Умберто Эко "Нулевой номер"

Умберто Эко стремился познать непознанное, поэтому часто в трудах искал ответ на вопрос, что такое красота. В каждой эпохе, по мнению исследователя, находили новые решения этой задачи. Интересно, что в одном временном отрезке сосуществовали противоположные по смыслу концепции. Иногда позиции конфликтовали между собой. Мысли деятеля науки на этот счет ярко представлены в книге «История красоты», опубликованной в 2004 году.


Книга Умберто Эко "История красоты"

Останавливаться на изучении только прекрасной стороны жизни Умберто не стал. Философ обращается к неприятной, уродливой части. Написание книги «История уродства» захватило писателя. Эко признался, что о красоте пишут и размышляют много и часто, а об уродстве – нет, поэтому во время исследований писатель сделал много интересных и увлекательных открытий. Умберто Эко не считал красоту и уродство антиподами. Философ заявлял, что это смежные понятия, суть которых невозможно понять друг без друга.


Книга Умберто Эко "История уродства"

Джеймс Бонд воодушевлял Умберто Эко, поэтому автор с интересом изучал материалы на эту тему. Писателя признали экспертом в бондологии. По следам исследований Эко издает труды: «The Bond Affair» и «The Narrative Structure in Fleming». В списке литературных шедевров автора присутствуют сказки. В англоязычных странах и родной писателю Италии эти повести стали популярными. В России книги соединили в одно издание под названием «Три сказки».

В биографии Умберто Эко есть и преподавательская деятельность. Писатель читал в Гарвардском университете лекции о непростых взаимоотношениях реальной и литературной жизни, героев книг и автора.

Личная жизнь

Умберто Эко состоял в браке с немкой Ренате Рамге. Поженились супруги в сентябре 1962 года.


Жена писателя – эксперт в области музейного и художественного образования. Эко и Рамге воспитывали двух детей – сына и дочь.

Смерть

19 февраля 2016 года Умберто Эко скончался. Философу было 84 года. Трагическое событие произошло в личной резиденции писателя, расположенной в Милане. Причина смерти - рак поджелудочной железы.

На протяжении двух лет ученый боролся с болезнью. Церемонию прощания с Умберто Эко организовали в миланском замке Сфорца.

Библиография

  • 1966 - «Бомба и генерал»
  • 1966 - «Три астронавта»
  • 1980 - «Имя розы»
  • 1983 - «Заметки на полях «Имени розы»
  • 1988 - «Маятник Фуко»
  • 1992 - «Гномы Гну»
  • 1994 - «Остров Накануне»
  • 2000 - «Баудолино»
  • 2004 - «Таинственное пламя царицы Лоаны»
  • 2004 - «История красоты»
  • 2007 - «История уродства»
  • 2007 - «Великая история европейской цивилизации»
  • 2009 - «Не надейтесь избавиться от книг!»
  • 2010 - «Пражское кладбище»
  • 2010 - «Я обещаю жениться»
  • 2011 - «История Средневековья»
  • 2013 - «История иллюзий. Легендарные места, земли и страны»
  • 2015 - «Нулевой номер»

Биография и эпизоды жизни Умберто Эко. Когда родился и умер Умберто Эко, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты писателя и учёного, фото и видео.

Годы жизни Умберто Эко:

родился 5 января 1932, умер 19 февраля 2016

Эпитафия

«Предел человеческих возможностей чрезвычайно скучный и разочаровывающий - смерть».
Умберто Эко

Биография

Умберто Эко можно назвать основоположником европейского интеллектуального детектива. Его имя известно во всём мире в первую очередь благодаря романам, в которых средневековая стилистика причудливо сплетена одновременно и с детективным сюжетом, и с научно-философскими размышлениями. Его «Имя розы» впервые увидело свет более 25 лет назад и с тех пор было издано во множестве стран мира. Творчество Эко снискало лестную славу предназначенного для людей думающих, искушённых и разборчивых.

Но мало кто из увлечённых читателей представляет, насколько серьёзным учёным был любимый ими автор. А между тем имя Эко в учёных кругах значило ничуть не меньше, чем в литературных. Он был избран профессором нескольких европейских университетов, выпускал многочисленные научные труды. За всю жизнь его приглашали для чтения лекций и ведения семинаров вузы примерно 30 стран мира, от Канады до Венесуэлы, от Японии до Египта, от СССР до США.

Ещё удивительнее то, что личность столь блестящего ума и выдающегося таланта вышла из семьи довольно простой, не слишком богатой и жившей в глубинке. Отец Эко был обычным бухгалтером и одним из тринадцати детей в семье. Правда, Умберто с огромным восхищением вспоминал о его любви к книгам. Лишних денег в семье не было, и его отец переходил от одного уличного киоска к другому, всякий раз продолжая читать уже следующий экземпляр книги оттуда, докуда успел дочитать предыдущий.

Желая сыну жизни в достатке, отец настоял на том, чтобы Умберто поступил на юридический факультет. Но юноша очень быстро понял, что это - не его путь в жизни. Он перевёлся на другой факультет для изучения средневековой литературы и философии, что впоследствии сформировало обширный задел для его литературного труда. Научные и художественные интересы Эко были очень обширны и включали семиотику, философию и религию, историю (в особенности медиевистику), искусство и культуру, даже политику.

Умберто Эко прожил долгую и насыщенную жизнь интеллектуала и культурного человека, страстно увлечённого своим делом. Наверное, именно в этой увлечённости, в глубоком знании предмета и желании заразить своей любовью других и кроется причина того, что его книги продолжают переиздавать и перечитывать снова и снова. Писатель скончался на 85-м году жизни у себя дома, в Милане, в окружении семьи.

Линия жизни

5 января 1932 г. Дата рождения Умберто Эко.
1954 г. Эко заканчивает Университет Турина, где изучал сперва юриспруденцию, а затем средневековую литературу и философию, и устраивается на работу на итальянское телевидение.
1956 г. Выход в печать первой книги Эко «Проблемы эстетики у Св. Фомы» (публицистика).
1958-1959 гг. Служба в армии.
1959-1975 гг. Работа в миланском издательстве «Бомпьяни» в качестве редактора раздела «литература нон-фикшн».
1962 г. Женитьба на Ренате Рамге.
1980 г. Публикация первого художественного романа Эко «Имя розы».
1986 г. Экранизация романа в кино с Шоном Коннери в главной роли.
1988 г. Публикация второго романа «Маятник Фуко».
2003 г. Награждение Умберто Эко орденом Почётного легиона (Франция).
2015 г. Публикация последнего романа Эко «Нулевой номер».
19 февраля 2016 г. Дата смерти Умберто Эко.

Памятные места

1. Алессандрия (Пьемонт, Италия), где родился Умберто Эко.
2. Туринский университет, где учился Умберто Эко.
3. Милан, где Эко работал, вёл преподавательскую работу в университете и где скончался.
4. Флоренция, где Эко преподавал в университете.
5. Болонский университет, где Эко было присвоено звание профессора семиотики и где он поочерёдно занимал должности директора Института наук о коммуникации и зрелищах и директора программ получения учёной степени по семиотике.
6. Сан-Марино, при университете которого Эко был членом Исполнительного научного комитета.
7. Париж, где Эко получил звание профессора в Коллеже-де-Франс.
8. Гарвардский университет, где Эко читал цикл лекций.
9. Нью-Йоркский университет, где Эко читал курсы лекций по приглашению.
10. Йельский университет, где Эко читал курсы лекций.
11. Колумбийский университет, где Эко читал курсы лекций.
12. Университет Сан-Диего, где Эко читал курсы лекций.

Эпизоды жизни

Фамилию писателя многие принимали за псевдоним. На самом деле латинская аббревиатура «Eco» расшифровывается как «подаренный небом». Так называли в Италии детей-подкидышей, одним из которых был дед писателя.

Возможно, когда-то всего лишь хобби, увлечение Умберто Эко Джеймсом Бондом впоследствии приобрело глубину подлинной страсти. Эко почитали как одного из серьёзных исследователей и знатоков творчества Йена Флеминга, автора книг о знаменитом супершпионе.


Лекция Елены Костюкович (известной переводчицы с итальянского, работавшей в том числе над романами Эко) «Умберто Эко и его семьдесят толковников. История всемирного успеха»

Заветы

«Какого бы персонажа ты ни выдумал, так или иначе он будет выращен из твоего опыта и твоей памяти».

«Настоящий герой - всегда герой по ошибке. На самом деле он мечтает быть честным трусом, как и все вокруг».

«Я абсолютно уверен в том, что любая прочитанная книга заставляет тебя прочитать следующую».

«Всё это мифы, распространяемые издателями, - будто люди хотят читать лёгкую литературу. Люди очень быстро устают от простых вещей».

Соболезнования

«Эко являл собой редкий пример европейского интеллектуала, объединял мудрость прошлого и невероятную способность предвещать будущее».
Маттео Ренци, премьер-министр Италии

«Его романы были не только блестящими стилизациями, но они были и замечательной борьбой с идиотами всех мастей… Он очень много сделал для того, чтобы позиции дураков во всём мире ослабели, и, конечно, заменить его некем».
Дмитрий Быков, литературовед

«Мир потерял одну из самых важных фигур современной культуры, и всем будет не хватать его взгляда на мир».
La Repubblica, наиболее популярная газета Италии

Годы жизни: с 05.01.1932 по 19.02.2016

Итальянский учёный-философ, историк-медиевист, специалист по семиотике, писатель.

Умберто Эко родился 5 января 1932 в Алессандрии (Пьемонт), небольшом городке к востоку от Турина и к югу от Милана. Отец Джулио Эко, бухгалтер по профессии, ветеран трех войн, мать - Джованна Эко (урожд. Бизио).

Исполняя желание отца, который хотел, чтобы сын стал адвокатом, Эко поступил в Туринский университет, где слушал курс по юриспруденции, но вскоре оставил эту науку и занялся изучением средневековой философии. Окончил университет в 1954, в качестве диссертационной работы представив сочинение, посвященное религиозному мыслителю и философу Фоме Аквинскому.

В 1954 поступил на работу на RAI (Итальянское телевидение), где был редактором программ по культуре, печатался в периодике. В 1958–1959 служил в армии.

Первая книга Эко Проблемы эстетики у Св. Фомы (1956) была впоследствии доработана и переиздана под названием Проблемы эстетики Фомы Аквинского (1970) . Вторая, опубликованная в 1959 и выдвинувшая автора в число наиболее авторитетных специалистов по средневековью, после пересмотра и доработки была переиздана под названием Искусство и красота в средневековой эстетике (1987) .

В 1959 Эко становится старшим редактором по разделу «литература нон фикшн» миланского издательства «Бомпьяни» (где проработал вплоть до 1975 ) и начинает сотрудничать с журналом «Il Verri», выступая с ежемесячной колонкой. Прочитав книгу французского семиотика Р.Барта (1915–1980) Мифологии (1957 ), Эко обнаружил, что его подача материала во многом схожа с бартовской, и потому сменил манеру. Теперь он выступает со своеобразными пародиями, иронически осмысляя те же идеи, которые серьезно рассматривались на страницах журнала. Статьи, опубликованные в «Il Verri», составили сборник Diario minimo (1963) , озаглавленный соответственно рубрике, которую вел Эко, а спустя почти три десятилетия вышел в свет сборник Второй Diario minimo (1992) .

В своих научных работах Эко рассматривал как общие, так и частные проблемы семиотики, например, углубил теорию иконического знака. По его мнению, иконический знак воспроизводит условия восприятия, а отнюдь не свойства отображаемого им предмета, тогда как коды, которые используются при интерпретации знаков, не являются кодами универсальными, они культурно обусловлены. Особенно значителен вклад Эко в область интерпретации визуальных искусств, в частности, кинематографа и архитектуры.

Научные заслуги Эко, который, кроме прочего, является основателем выходящего с 1971 журнала «Versus», посвященного вопросам семиотики, и организатором первого международного конгресса по семиотике, прошедшего в Милане в 1974, высоко оценены. Он - генеральный секретарь Международной ассоциации семиотических исследований (1972–1979) , вице-президент Международной ассоциации семиотических исследований (1979–1983) , почетный президент Международной ассоциации семиотических исследований (с 1994 ), участник международного Форума ЮНЕСКО (1992–1993) . Эко член различных академий, в том числе Болонской Академии наук (1994) и американской Академии литературы и искусства (1998 ). Он доктор honoris causa Католического университета, Лувен (1985 ), Оденского университета, Дания (1986 ), Университета Лойолы, Чикаго, Нью-Йоркского университета, Королевского художественного колледжа, Лондон (все - 1987 ), Броунского университета (1988 ), Парижского университета (Новая Сорбонна), Льежского университета (оба - 1989 ), Софийского университета, Университета Глазго, Мадридского университета (все - 1990 ), Кентского университета (Кентербери) (1992 ), Университета Индианы (1993 ), Университета в Тель-Авиве, Университета в Буэнос-Айресе (оба - 1994 ), Афинского университета (1995 ), Академии изящных искусств, Варшава, Тартуского университета, Эстония (оба - 1996 ), Университета Гренобля, Университета Ламанчи (оба - 1997 ), Московского государственного университета, Свободного университета, Берлин (оба - 1998 ), член редколлегии журналов «Communication», «Degrès», «Poetics Today», «Problemi dell"informazione», «Semiotica», «Structuralist Review», «Text», «Word & Images», лауреат многих литературных премий, отмечен наградами разных стран, в частности, он - кавалер ордена Почетного легиона, Франция (1993 ). О нем написано около шести десятков книг и огромное количество статей и диссертаций, его творчеству посвящаются научные конференции, в том числе В поисках розы Эко, США (1984 ), Умберто Эко: во имя смысла, Франция (1996 ), Эко и Борхес, Испания (1997 ).

Однако всемирная слава пришла не к Эко-ученому, а к Эко-прозаику.

На вопрос, почему он отклонил предложение стать министром культуры в конце 1990-х, Эко ответил: «…хочется уточнить, что понимается под словом „культура“. Если оно относится к эстетическим продуктам прошлого - картинам, старинным зданиям, средневековым манускриптам, - я всецело за государственную поддержку. Но этим… занимается министерство наследия. Остается „культура“ в смысле творчества - и тут я вряд ли смогу возглавлять коллектив, который пытается субсидировать и вдохновлять творческий процесс. Творчество может быть только анархичным, живущим по законам капитализма и выживания сильнейших».

Интеллектуальный роман может быть бестселлером

Сейчас еще рано рассуждать о том, какие тексты Эко выдержат проверку временем, но ясно одно - первый роман писателя, «Имя розы», не только стал бестселлером, но и породил лавину исторических детективов, которые вслед за Эко принялись писать и Акройд, и Перес-Реверте, и Леонардо Падура с Дэном Брауном и Акуниным. В 1983 году, после публикации «Имени розы» на английском языке (оригинальный итальянский вариант вышел в 1980-м), роман разошелся тиражом в несколько десятков миллионов экземпляров. Популярность книги повлекла за собой многочисленные переиздания академических трудов и публицистики Эко: даже самые серьезные из его книг («Поэтики Джойса», «Роль читателя», «Искусство и красота в средневековой эстетике» и другие) изданы тиражами в сотни тысяч экземпляров.

Про свою любовь к старым комиксам Умберто Эко много и подробно пишет в полуавтобиографическом романе «Таинственное пламя царицы Лоаны». В книге «Роль читателя» он, например, рассмотрел Супермена как воплощение комплексов современного читателя: обычный человек лишен возможности применить физическую силу в мире, наполненном машинами. Столь же привольно в текстах Эко чувствуют себя и герои массовой литературы. В «Острове накануне» живут и «Три мушкетера», и цитаты из Жюля Верна. В «Пражском кладбище» скрывается Эжен Сю, в «Имени розы» - Шерлок Холмс с Ватсоном. А в той же книге «Роль читателя» Эко о нарративной структуре романов про Джеймса Бонда.

Фашизм не так далек, как кажется

В 1995 году Умберто прочитал в Нью-Йорке доклад «Вечный фашизм», текст которого позже включил в книгу «Пять эссе на темы этики». В нем он сформулировал 14 признаков фашизма. Тезисы Эко легко найти в сети любым поисковиком, в том числе в кратком изложении. Этот список не слишком приятен для русскоязычного читателя. Можно провести (и многие проводили) хороший, отрезвляющий эксперимент: зачитать аудитории тезисы Эко, не упоминая слова «фашизм» и имени автора, - и попросить присутствующих загибать пальцы на каждом утверждении, которое согласуется с текущей политической ситуацией и настроениями в обществе. Как правило, у большей части аудитории не хватает пальцев обеих рук. И так не только в России: у наших ближайших соседей ситуация не лучше.

Дипломник должен знать несколько языков

Материал для книги «Как написать дипломную работу» (1977) писателю дали наблюдения за студентами разных стран, не только Италии. Поэтому советы и выводы Эко универсальны. Он, например, считает, что хороший диплом (по крайней мере на гуманитарную тему) невозможно написать без обращения к иноязычным исследованиям. Нельзя брать тему, которая требует знания иностранного языка, неведомого студенту, особенно если он не намерен этот язык учить. Нельзя писать диплом по автору, оригинальные тексты которого студент не может прочитать. Если же дипломник упорствует в своем нежелании изучать иностранные языки, ему остается писать только об отечественных авторах и их влиянии на нечто отечественное, но даже в этом случае будет лучше проверить, не существует ли на эту тему каких-нибудь зарубежных исследований - основополагающих и, к сожалению, не переведенных. Многие ли из российских дипломов выдерживают эти требования? Это риторический вопрос.

Европу ждет афроевропейский виток истории

Тему миграций, к которой столь навязчиво возвращаются российские публицисты, Умберто Эко затронул в под названием «Миграция, терпимость и нестерпимое» 1997 года, вошедшем в книгу «Пять эссе на темы этики». Эко утверждает, что Европа не в силах остановить поток переселенцев из Африки и Азии. Это естественный процесс, как Великое переселение народов в IV–VII веках, и «ни один расист, ни один ностальгирующий реакционер ничего тут поделать не сможет». В одном из публицистических выступлений 1990 года, опубликованных потом в книге «Картонки Минервы», Эко проводит ту же мысль: «Великие миграции неостановимы. И надо просто приготовиться к жизни на новом витке афроевропейской культуры».

Смех - враг веры и тоталитаризма

О средневековом смехе до Умберто Эко писали и Лихачев, Жак Ле Гофф и Арон Гуревич, но именно Умберто Эко в «Имени розы» столкнул смех и веру в трудноразрешимом конфликте - и сделал это настолько ярко, что у читателя не вызывает сомнений: вопросы, поставленные в романе, не ограничены описываемой эпохой. «Истина вне сомнения, мир без смеха, вера без иронии - это не только идеал средневекового аскетизма, это и программа современного тоталитаризма», - по прочтении «Имени розы» Юрий Лотман. А мы лишь приведем одну цитату из романа - и оставим ее без комментариев: «Ты хуже дьявола, минорит, - отвечает Хорхе. - Ты шут».

Современный антисемитизм порожден беллетристикой

В статье (1992), вошедшей позже в книгу «Картонки Минервы», Эко пишет о романе «Биарриц» (1868) немца Германа Гедше (скрывавшегося под английским псевдонимом Джон Рэдклифф). В нем двенадцать представителей колен Израилевых встречаются ночью на кладбище в Праге и сговариваются захватить власть во всем мире. Сюжетно эта сцена восходит к одному эпизоду романа Александра Дюма «Жозеф Бальзамо» (1846), в котором, правда, никакие евреи не упоминаются. Чуть позже фрагмент романа Гедше начинает распространяться как подлинный документ, якобы попавший в руки английского дипломата Джона Рэдклиффа. Еще позже дипломат Джон Рэдклифф превратился в раввина Джона Рэдклифа (на этот раз с одним «ф»). А уже потом этот текст лег в основу так называемых «Протоколов сионских мудрецов», в которых «мудрецы» беззастенчиво перечисляли все свои гнусные замыслы. Поддельные «Протоколы» были созданы и впервые изданы в России. История их происхождения была позже рассказана Умберто Эко в романе «Пражское кладбище» (2010). Так плод фантазии забытого немецкого литератора вернулся туда, где ему самое место, - в мир беллетристики.

В далеком 1962 году Умберто Эко, еще не помышлявший о писательской карьере, выпустил книгу «Открытое произведение». Этим термином он назвал такой литературный текст, в котором велика творческая функция «исполнителя» - интерпретатора, предлагающего ту или иную трактовку и становящегося настоящим соавтором текста. Книга была для своего времени полемической: в 1960-е годы структуралисты представляли художественное произведение как замкнутое самодостаточное целое, которое можно рассматривать вне его зависимости от его автора и читателя. Эко утверждает, что современное открытое произведение само провоцирует множественные интерпретации. Это касается Джойса и Беккета, Кафки и «нового романа», а в перспективе может быть применимо и к более широкому кругу литературных текстов - и Сервантеса, и Мелвилла, и самого Эко.

Паркетки - это пожилые нимфетки

Еще раньше, в 1959 году, молодой Умберто Эко откликнулся на появление романа Владимира Набокова «Лолита» (1955) «Нонита». Речь в нем идет о влечении Гумберта Гумберта к престарелым прелестницам - «паркеткам» (от мифологических парок). «Нонита. Цвет юности моей, тоска ночей. Я никогда не увижу тебя. Нонита. Но-ни-та. Три слога - как сотканное из нежности отрицание: Но. Ни. Та. Нонита, да пребудет память о тебе вечно со мной, пока не станет твой образ тьмой, а покоем твоим - гробница…» Справедливости ради скажем, что, в отличие от «нимфетки», термин «паркетка» в культуре так и не прижился.

Не надейтесь избавиться от книг

Такое название носит книга диалогов Эко и французского интеллектуала Жан-Клода Каррьера (автора сценариев для Годара и Бунюэля). Чем больше читаешь книг - тем больше их нужно прочитать; это бесконечный процесс. Вместе с тем у человека, испытывающего потребность в чтении, нет никаких шансов прочитать все, что он хотел бы прочитать. Однако это не значит, что непрочитанные книги зияют в нашем культурном багаже черными дырами: каждая важная непрочитанная книга влияет на нас опосредованно, через десятки других, испытавших ее влияние. Памятуя о том, сколько произведений написал Умберто Эко, кажется, что мало у кого есть шанс освоить все его наследие. Однако влияние на нас Эко все равно оказывает. Даже если мы его и не читали.

Фев 06 2011


Итальянский писатель Умберто Эко подарил миру огромное количество произведений, однако совсем недавно, 29 октября 2010 года, появился еще один шедевр. Однако прежде чем говорить о новом произведении Эко «Пражское кладбище» обратимся к биографии мастера. Писатель родился в Александрии 5 января 1932 года. Несмотря на ясное желание отца, Жулио Эко, стать юристом, Эко поступил в Туринский университет и в 1954 получил диплом.

Сразу после окончания университета, Умберто стал сотрудником RAI (Итальянское телевидение), однако в том же году а в 1958-1959 годах служил в армии. В эти же года выходит и первая книга писателя которая принесла ему славу и впоследствии была переиздана три раза. Первоначальное название книги было – «Проблемы эстетики у Св. Фомы» (1956), а окончательная версия и по настоящий день звучит как « Искусство и красота в средневековой эстетике» (1987).

У любого мастера литературы есть свое почерк, и Умберто Эко не является исключением. В частности очень сложно понять, что именно является истинным вариантом произведения, поскольку автор все время меняет что-то, делает много комментариев в течение всей жизни. В принципе Умберто всегда участвуют в любом проекте, но есть единственная коммуникация, которую он не принимает, а даже отвергает в течение всей своей жизни – это телевидение.

С 1959 года Эко начинает развиваться. Все началось с того, что он стал главным сотрудником «литература нон фикшн» издания «Бомпьяни». Здесь Умберто Эко будет трудиться вплоть до 1975 года. А вот в издательстве «Il Verri» у него была целая колонка, материалы которой впоследствии сформировали два сборника — Diario minimo (1963), а также Diario minimo (1992).

Можно очень долго перечислять названия образовательных учреждений, в которых читал лекции Умберто Эко по различным дисциплинам — семиотику, литературу, философию. Перечислим лишь основные из них — Миланский политехнический институт (1961–1964), Флорентийский университет (1966–1969), Болонский университет (с 1975), профессор Коллежа де Франс, Париж (1992–1993) и многие другие. Помимо данных университетов, писатель в разное время посетил практически все страны мира, а среди них – Египет, Дания, Израиль, Швейцария, Испания, Португалия и СССР. Помимо этого, писатель стал основателем первого международного конгресса по семиотике в 1974 году, а впоследствии стал генеральным секретарем Международной ассоциации семиотических исследований. Кроме того, Умберто Эко имеет очень много наград и почетных званий, в частности, кавалер ордена Почетного легиона во Франции (1993 год).

Несмотря на плотность графика, Эко творит новые произведения. В частности, в 1962 году выходит книга под названием Opera aperta , что на русский зык переводится, как «Открытое произведение». Произведение стало целым трактатом о культуре, который предопределил дальнейшее ее развитие. Здесь читатель столкнется с понятиями многих наук – физики, информатики, математики и другими.

Уже через два года выходит в свет книга под названием – «Устрашенные и сплоченные» (1964), «Поэтика Джойса» (1965), «На периферии империи» (1977), О зеркалах (1985), «Пределы интерпретации «(1990), «Поиски идеального языка в европейской культуре» (1993), «Кант и утконос» (1997), «Между ложью и иронией» (1998). И это далеко не весь перечень книг, которые написал Умберто Эко за свою жизнь. Чтение литературы, которую создал писатель, покажет, насколько разносторонним он был человеком, какими глубокими были его познания во всех областях науки. В каждой книге он пытается проникнуться сущностью слов и предложений, которые пишет, он пытается найти и проверить читателя.

В некоторых произведениях Эко обсуждает проблемы семиотики, а самым значительным считается его вклад в развитие кинематографа и архитектуры. Очень много внимания автор уделял постмодернизму и массовой культуре. В частности, для Умберто Эко постмодернизм представляет собой определенное состояние души человека.

Конечно, самым известным и первым серьезным произведением Умберто является «Имя розы» (1980 год). Именно этот роман принес автору такую популярность и стал самым читаемым произведением того времени. Помимо всего прочего, книга была удостоена таких наград, как Итальянская премия Стрега (1981 год), а также премия Медичи (1982 год).Суть романа сводится в противопоставлению двух миров, которые сводятся в свою очередь к книге Аристотеля «Поэтика». Несмотря на то, что произведение имеет логический конец в виде пожара, борьба миров продолжается. Своеобразной изюминкой романа стала библиотека, а также рукопись и лабиринт. Режиссер Жан-Жаком Анно довольно удачно снял фильм по роману в 1986 году, с Шоном Коннери в главной роли.

Среди символичных романов наподобие «Имя Розы» были написаны романы , «Остров накануне и другие». Одной из последних и, можно сказать, современных произведений является книга «Баудолино», которая увидела свет в 2000 году.

Что касается жизни помимо творчества, то у Эко она довольно складная. В 1962 году он стал женатым человеком, его спутником в жизни стала Рената Рамге. В семье есть дочь и сын. Вообще Умберто Эко несмотря на возраст очень бодр и пол сей день. До сих пор он много курит и работает много. До сих пор у него есть собственная колонка под названием — «Коробок с бумажными спичками Минервы» в итальянском издании «Эспрессо».

Между прочим, недавно вышла еще одна его книга — «Пражское кладбище ». На этот раз все не как всегда. Умберто Эко известен тем, что перед выходом его книг, он делает шикарный анонс, рекламирует и дает интервью, а на этот раз ничего такого не было. Однако известны некоторые факты сюжета. Действие происходит в Париже, в марте 1897 года, а главный герой Симонини собрал в себе самые отрицательные черты среди всех героев мировой литературы. Кроме того, все действия основаны на реальных событиях, а герои практически все жили на самом деле. В произведении присутствует идея антисемитов и иудеев. Книга рассчитана на достаточно широкий круг читателей, даже тех, которые знать не знают, какие события были в 20 веке и что вся книга основана на реальных событиях. Однако этот факт совершенно не говорит о том, что писатель не нарисовал портрет идеального читателя. Для Умберто таким человеком будет тот, кто все же догадывается о наличии реальных событий, а также не отрицает их существование в настоящее время.

Елена Костюкович переведет роман на русский язык в ближайшее время. Вообще, Умберто Эко – это великий писатель, читать произведения которого сможет не каждый человек. Все дело в том, что он специально ищет «своего» читателя и делает специальные испытания. В частности, первые сто страниц произведения «Имя розы» специально написаны скучно, чтобы «отсеять» часть читателей.

P.S. Если вы попали в интернет недавно, но очень хотите узнать как создать свой личный сайт во всемирной паутине — читайте полезные статьи на нашем сайте.
Интересные игры , флеш игры онлайн.
Для тех у кого имеются проблемы со зрением и нужны контактные линзы пригодится ссылка на интернет магазин Линзмастер.


Top