Алфавит разрезной. Азбука разрезная

Упражнения с разрезной азбукой в период обучения грамоте

Процесс овладения учащимися грамотой очень сложный. Он требует определённого уровня развития внимания , воли, наблюдательности, речи, а главное – развития мышления детей. Научить школьника учиться - это значит не только дать ему первые навыки чтения, письма, но и привить ему необходимые навыки учебного труда, научить самостоятельно мыслить, работать. Обучение детей может идти успешно при условии, если у каждого ребёнка в процессе приобретения знаний развиваются творческие способности , приобретаются навыки самостоятельной работы с учебным материалом. К. Д. Ушинский говорил о том, что первейшая задача начальной школы - научить детей учиться, приобретать знания и умения самостоятельно. В настоящее время воспитание активности и самостоятельности является одной из важных задач образования учащихся.

Каждый учитель знаком с работой по разрезной азбуке, но далеко не каждый использует её в достаточной степени. Обычно в начале обучения грамоте все учащиеся имеют разрезную азбуку, и работа по ней начинается нормально , но не всегда она продолжается до конца периода обучения грамоте. А ведь при обучении грамоте разрезная азбука является очень важным дидактическим пособием. С её помощью удобно и легко научить учащихся составить слово, разделить его на слоги. Раздвинули буквы – читаем по слогам. Сдвинули – читаем вместе, слитно. С помощью разрезной азбуки удобно упражнять учащихся в самостоятельном составлении и чтении ряда слов, меняя только одну букву в слове. Из букв разрезной азбуки легко составить любое слово, вставляя и вынимая буквы, направляя внимание учащихся на ту часть слова , замена которой изменяет его смысл, упражнять в чтении составленного слова.

Упражнения с буквами:


  1. Покажите буквы: к, з, а, т и т.д.

  2. Назовите буквы. (Учитель показывает разные буквы.)
Упражнения со слогами:

  1. Покажите слоги: шу, ты, но, па и т.д.

  2. Назовите слог. (Учитель показывает разные слоги.)
Навык узнавания слогов совершенствуется до такой степени, что показ буквы или произнесение звука вызывает быструю реакцию у детей, которые или показывают букву или произносят звук. То же самое происходит со слогами. Такие упражнения дети могут выполнять и самостоятельно. Один учащийся показывает букву, другой её называет. Потом играющие меняются ролями. Упражнения с буквами чередуются с упражнениями в чтении слогов. Работу со слогами можно разнообразить. Например: найдите и положите перед собой слог но , затем слоги: гу, па, си, ры, ша. Сложите из этих слогов слова, кто сколько сможет. Такие упражнения облегчают овладение навыком чтения.

  1. Работа со слоговыми таблицами:
Работе со слоговыми таблицами я придаю большое значение. Она и укрепляет навык слогового чтения, и развивает самостоятельность учащихся. Для детей это интересная работа, вызывающая дух соревнования.

Задание: Составить из данных слогов слова. Кто отгадает больше слов?
Слова: мама, мала, ушла, Мура, рама, Шура.
Слова: утро, лимон, пила, пилила, сила, напиши, налила, машина, пали, Рома, мала, шина, лила, носила, носили.


О

НЫ

РО

ПЫ

ПО

СИ

КИ

СОС

МА

ТО

МАШ

ЛИ

По этой таблице можно дать детям конкретное задание: составить слова- названия деревьев.

Слова: осины, тополи, сосны, липы.

Стоит заменить в некоторых слогах маленькую букву на заглавную, получатся имена детей: Тома, Рома, Сима.


КА

ГИ

ТЫ

ЛАМ

ДОС

ЦВЕ

КНИ

ПА

ПАР

Задание: составить названия классных вещей.

Слова: книги, парты, цветы, лампа.


МА

СЕСТ

БА

БРАТ

ДЕ

ПА

БУШ

РА

ПА

КА

ДУШ

МА

Задание: составить названия членов семьи и сложить из разрезной азбуки.

КО

ОВ

ЛИ

ГУ

КУ

ЗА

РО

СА

ВА

СИ

ЦЫ

РЫ

Задание: Сложить на своём наборном полотне названия животных.

Слоговые таблицы могут составляться по двум принципам:

  • а) на базе гласного? ма, на, ра, ка, ба;
  • б) на базе согласного? на, ну, ни, ны, но и т.д.

Слоговые таблицы используются для чтения слогов и слов (путем последовательного прочтения 2-3 слогов). Полезно использовать прием договаривания прочитанного слога до целого слова с применением слогов, которых нет в таблице.

Разрезная азбука состоит из наборного полотна и кассы с кармашками. Она используется как демонстрационное пособие и как раздаточный материал, имеющийся у каждого ученика. Разрезная азбука используется на этапе синтеза, когда крайне важно из букв составить слоги и слова после их звукового анализа. Одним из вариантов общеклассной азбуки можно считать кубики с буквами, которые также используются для составления слогов и слов, но при этом присутствует элемент игры, занимательности.

Передвижная азбука представляет собой двойную планку с окошечками (3-5 отверстий). Между планками пропускаются ленты с буквами, порядок которых зависит от цели синтетического упражнения в составлении слогов и слов их изученных букв.

Как средство обучения применяется на уроках обучения грамоте раздаточный изобразительный материал, основы которого составляют рисунки (в том числе и сюжетные), помещенные на специальных карточках. Рисунки помогают наглядно комментировать значения слов, стимулируют учащихся к употреблению изученной лексики, дают материал для отработки норм русского литературного языка. Все это позволяет формирование правописных и речевых навыков учащихся проводить в тесном единстве: орфографические задания включаются в задания, связанные с составлением предложений и небольших по объему высказываний на основе изобразительного материала.

Достоинством заданий по карточкам является наличие в раздаточном материале упражнений различной степени трудности, что способствует реализации принципа дифференцированного обучения. Раздаточный материал предусматривает:

  • 1) задания на обогащение словарного запаса учащихся (объяснить значение слова, установить разницу в значении слов, подобрать синонимы, антонимы, родственные слова и т.п.);
  • 2) задания, связанные с обучением школьников точному, правильному употреблению изученной лексики (выбрать из ряда возможных тот вариант, который соответствует в большей степени задаче высказывания).

Сказанное позволяет определить основные методические правила применения этого вида наглядности:

  • ·Использовать раздаточный материал следует на этапе творческого закрепления изученного материала, когда основные умения и навыки, связанные с освоением материала, у учащихся уже сформированы.
  • ·При использовании раздаточного материала необходимо прежде всего активизировать творческую деятельность учащихся.
  • ·Необходимо в полной мере реализовать возможности раздаточного материала для организации индивидуальной работы с учащимися.

Работа с разрезной азбукой связана с активной деятельностью учащихся. Тем самым обеспечивается их устойчивое и сосредоточенное внимание. У них заняты и голова и руки. Они ищут и находят нужные буквы, ставят их в определенном порядке, перемещают при наращении или замене в соответствии с заданиями учителя. Отвлеченные грамматические понятия -- слог, слово, предложение -- в работе с разрезной азбукой конкретизируются, становятся зримыми и даже ощутимыми. Этой работой занят весь класс, каждый ребенок.

К перечисленным достоинствам работы с разрезной азбукой следует присоединить постепенное овладение умением самостоятельно анализировать, рассуждать, соотносить правило и действие, строить свою работу в определенной последовательности, по привычному плану. Составление слов и их членение допускают возможность самоконтроля. Прочитывая то, что он сложил, ребенок видит свою ошибку и исправляет ее, заменяя одну букву другой или вторично составляя заданное слово.

Работа с разрезной азбукой на уроках грамоты является одним из важнейших средств развития учащихся, приобретения и закрепления знаний, упражнения навыков чтения и письма. Эти преимущества применения разрезной азбуки учитываются в опыте творчески работающих учителей. Составление слов, предложений -- непременное условие обучения грамоте; редкий урок проходит без выполнения задания учителя по работе с разрезной азбукой, которая обычно сочетается с чтением по книге, записью слов и предложений в тетради.

Однако нельзя не отметить, что есть еще значительное число учителей, которые не учитывают необходимости подобной работы и занимаются ею бессистемно, без учета трудности в организации и проведении такой работы, без специальной подготовки к ней и часто раньше времени переключают детей на самостоятельный анализ, торопятся при составлении слов, в результате теряются все преимущества работы с разрезной азбукой.

Из сказанного следует, что работа с разрезной азбукой самым непосредственным образом связана с обучением учащихся I класса письму. Она играет прежде всего роль подготовительных упражнений к освоению письма, а в дальнейшем постоянно с успехом используется учителем как форма контроля, конкретизации и закрепления правила чтения и особенно письма.

В которые вкладываются карточки с буквами и знаками. Она используется как демонстрационное пособие и как раздаточный материал, имеющийся у каждого ученика. Разрезная азбука используется на этапе синтеза, когда необходимо из букв составить слоги и слова после их звукового анализа. Одним из вариантов общеклассной азбуки можно считать кубики с буквами, которые также используются для составления слогов или слов, но при этом присутствует элемент игры, занимательности.

Передвижная азбука представляет собой двойную планку с окошечками (3-5 отверстий). Между планками пропускаются ленты с буквами, порядок которых зависит от цели синтетического упражнения в оставлении слогов и слов из изученных букв.

При обучении грамоте используется разного рода раздаточный материал для упражнений в анализе звуковой структуры слов и для составления слов из букв. Цель материала - помочь учащимся в аналитико-синтетической работе. Таким материалом можно считать элементы схем-моделей, карточки со словами с недостающими слогами или буквами, карточки с предметными рисунками и схемами слогозвукового состава слов и др.

ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ И ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАТЕРИАЛОВ РАЗЛИЧНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Основным учебным пособием по обучению грамоте является букварь (азбука). Опираясь на его содержание, учитель организует деятельность учащихся, используя различные приемы и виды упражнений.

Таблицы слогов-слияний помогают учащемуся осознать роль новой буквы, ее место, звуковое соответствие в составе слогов СГ, чтобы уметь читать их слитно, воспринимал слияние как «цельный графический элемент». Работая с таблицей, можно пользоваться букварем или выписывать ее на доске. Используя таблицу слогов-слияний, можно предложить:

Столбики слов служат для первичного чтения слов с изучаемым звуком и буквой. Прочитать слово помогают графические пометы, ориентиры, например:

со¦с|ны ку¦с ¦ т са |ни |та ¦ р

Иногда даются примеры словоизменения и словообразования, например:

стол - стул, стол - столы, стол - столик, рос - вырос.

Используя столбики слов, можно проводить различные упражнения в чтении.

1. Чтение слов с предварительным их анализом по графическим пометам:

Сколько слогов в слове?

Прочитайте слияния.

Прочитайте первый слог, затем второй (третий).

Прочитайте слово целиком.

2. Чтение слов и объяснение их лексического значения

З. Чтение слов в прямом и обратном порядке.

4. Выборочное чтение слов:

Имена людей;

Клички животных;

– названия профессий (деревьев, инструментов и т.п.);

Слова, обозначающие один или мною предметов;

Пары слов, противоположных по значению, и т.д.

5. Чтение слов, отличающихся одной буквой, одним слогом.

6. Чтение слов и подбор к ним синонимов, антонимов.

7. Чтение слов, являющихся ответом на вопросы: «Что растет в лесу?» «Кто живет в зоопарке?» и т.п.

Использование различных приемов чтения слов помогает избежать заучивания их наизусть и механического повторения, т.е. обеспечивает сознательность прочтения.

Разнообразие уроков в период обучения грамоте очень велико, однако могут быть выделены общие основные требования ко всем урокам чтения или письма и их отдельные типы.

Требования к урокам по методике обучения грамоте могут быть разделены на общедидактические и специальные:

Перечислим общедидактические требования:

1) воспитывающий характер урока, ясность воспитательной цели данного урока (какие нравственные качества будут развиваться на данном уроке?);

2) ясность учебной цели урока (что нового дети узнают, чему научатся, какие навыки и умения будут развивать, какова стадия развития этих умений и навыков, какова будет степень самостоятельности детей на уроке, каков будет уровень их познавательной активности, какова их мыслительного развития какова будет степень завершенности темы и т.п.);

3) преемственность и перспективность урока, его связь с предыдущими уроками, его место в цепи уроков по данной теме, по данному разделу программы;

4) разнообразие выбираемых на урок методических средств и приемов работы, вариативность работы над материалом, зависимость выбора методических средств от характера материала и задач обучения, доступность методики - ее занимательный и игровой характер;

5) организация работы всех учащихся в соответствии с их возможностями, на достаточно высоком уровне их знаний , умений и мыслительного развития; дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в процессе урока; наличие обратной связи (от учащихся - к учителю) на всех этапах урока;

6) обучение детей приемам умственного труда («учить учащихся учиться», тем умениям, которые являются необходимым условием успешного обучения в школе.

Обязательны также некоторые другие требования: научность, доступность материала, систематичность и последовательность обучения и т.п.

Специфика предмета «Русский язык» на уроках выражается в следующих конкретно-методических требованиях:

1) неотъемлемым условием урока русского языка является забота учителя о речевой среде: на уроке должна звучать правильная с литературной точки зрения, выразительная, образная, точная, логичная речь, царить атмосфера культуры речи. Все, что вывешивается в классе на стенах, на досках, должно быть безусловно грамотным, образцовым и по содержанию, и по оформлению; каждый урок воспитывает «языковое чутье», любовь к родному языку, к живому, яркому, выразительному слову;

2) на каждом уроке как чтения, так и письма обязательно должна иметь место работа по развитию речи учащихся: обогащение, уточнение и активизация словаря, составление и анализ предложений, работа над словосочетанием, устное рассказывание, пересказ, чтение наизусть, драматизация и т.п.; чаще всего эти виды работы тесно переплетены с другими - со звуковым анализом и синтезом, с чтением, письмом и т.д.;

3) на каждом уроке чтения и письма необходимыми элементами являются также разнообразные приемы звукового и буквенного анализа и синтеза – подготовка к чтению или , особенно, к письму, а также самостоятельные упражнения;

4) непосредственная работа по формированию умений и навыков чтения и письма должна занимать на уроках большую часть времени - примерно 2/3 урока; это значит, что на уроках чтения нужно в основном читать, на уроках письма - писать (в объем понятия «читать» входит подготовительная работа перед чтением, а также анализ содержания прочитанного, т.е. работа над сознательностью чтения; это же можно сказать о понятии писать»);

5) на каждом уроке чтения и письма используется образцовый языковой материал: наряду с текстами букваря, составленными, как правило, искусственно (из тех слов, которые первоклассники в состоянии прочитать), для устной работы берутся тексты К. Чуковского, С. Маршака, А. Барто. Е. Чарушина и других детских писателей - так осуществляется связь классного чтения с внеклассным, чтения – со слушанием;

6) уроки чтения и письма преемственно связаны и представляют собой неразрывное единство: урок чтения подготавливает школьников к уроку письма, а урок письма служит продолжением предшествующего урока чтения (в расписании уроков соблюдается такая последовательность).

Таковы общие основные требования к урокам. Эти требования могут рассматриваться одновременно как критерии оценки спланированного или проведенного урока и как примерная «схема» анализа урока после его посещения и протоколирования (или анализа плана, конспекта предстоящего урока).

1. Мы хотим увидеть ваш уникальный опыт

На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте .

2. Мы за вежливость

Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.

3. Ваш отзыв должно быть удобно читать

Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.

4. Отзыв не должен содержать сторонние ссылки

Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.

5. Для замечаний по качеству изданий есть кнопка «Жалобная книга»

Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».

Жалобная книга

Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.

6. Отзыв – место для ваших впечатлений

Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте .

7. Мы не отвечаем за работу розничных и интернет-магазинов.

В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе . Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.

8. Мы уважаем законы РФ

Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.


Top