L Земельные участки. Право собственности на земельный участок Статьи о земле в гк рф

Курсовая работа студентки 1 курса Алексеевой Е.Ю.

Московский новый юридический институт

Москва, 1997 г.

1. Некоторые итоги земельной и аграрной реформы

В результате проведения земельной и аграрной реформ в России с 1990 г. к настоящему времени сложились новые земельные и аграрные отношения.

Земельная и аграрная реформы неразрывно связаны. С одной стороны, земельная реформа шире аграрной; так как охватывает все земли, а не только сельскохозяйственные. С другой стороны, земельная реформа рассматривается как важная составная часть аграрной.

Эти реформы начались еще в существовавшем Союзе ССР. В принятых в апреле 1990 г. Основах законодательства о земле идея права частной собственности на землю еще не была закреплена. Вместо этого в Основы введены два новых титула права на землю: право пожизненного наследуемого владения землей и право аренды земли.

Пожизненное наследуемое владение землей не следует смешивать с правом владения как обычным правомочием в числе правомочий собственника. Это самостоятельная форма права на землю и первый шаг к праву частной собственности, ведь передача земли по наследству является одним из правомочий по распоряжению землей.

Введение права пожизненного наследуемого владения как самостоятельной формы права на землю явилось объективной необходимостью. И это право пока сохраняется как переходный институт.

Право частной собственности на землю предусмотрено впервые в 1990 г. Конституции РСФСР (ст.12). Оно было строго ограниченным: продажа гражданами земельных участков в течение десяти лет с момента их приобретения запрещалась. Продавать их позволялось только государству.

22 и 23 ноября 1990 г. в России были приняты два закона: "О земельной реформе" и "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", закрепивших в соответствии с Конституцией, право частной собственности граждан на землю. В результате реорганизации колхозов и совхозов в ходе реформ их члены и работники получили право на приобретение земельной доли (в установленных размерах) при выходе из колхоза или совхоза для образования крестьянского (фермерского) хозяйства. В результате возникло право частной собственности на земельную долю. Предусматривалось также предоставление земельных участков в частную собственность гражданам для личных подсобных хозяйств, жилищного и дачного строительства, членам садоводческих товариществ, собственникам автомобилей и членам гаражных товариществ.

Право частной собственности на землю со всеми указанными особенностями было закреплено в основном земельном законодательном акте, принятом 25 апреля 1991 г., - Земельном кодексе РСФСР (далее - ЗК).

Позднее право частной собственности на землю указами Президента РФ постепенно расширялось, конкретизировалось. Указом от 27 декабря 1991 г. "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы" собственникам земельных долей было предоставлено право продавать свои доли до истечения десятилетнего срока: при выходе на пенсию, при передаче по наследству, при переезде в другую местность и при вложении средств в местную перерабатывающую промышленность. Доли продавались членам колхоза (работникам совхоза) либо лицам, вступающим в члены колхоза или поступающим на работу в совхоз.

Указом Президента РФ от 25 марта 1992 г. "О продаже земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий" установлено, что физические или юридические лица, приватизировавшие государственное или муниципальное предприятие, вправе купить и земельный участок, ранее принадлежавший данному предприятию. Собственник предприятия таким образом становился и собственником земельного участка. В таких случаях, согласно Указу, земельные участки можно продавать и иностранным юридическим и физическим лицам с установлением порядка купли-продажи земли. В этой части Указ противоречит ЗК, так как разрешает продажу земли иностранцам.

Указ Президента РФ от 27 октября 1993 г. "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" утвердил, по существу, неограниченное право частной собственности на землю физических и юридических лиц.

Впервые земля признана имуществом, недвижимостью. Законно право собственников земельных участков и долей свободно распоряжаться ими и совершать сделки: продавать, дарить, обменивать, передавать по наследству, сдавать в залог, вносить в качестве взносов в уставной капитал акционерных обществ, товариществ, производственных сельхозкооперативов и других организаций.

Указом также прямо установлено, что сделки с землей регулируются гражданским законодательством с учетом земельного и экологического законодательства. Это принципиально важно, так как подчеркивается особенность земли как имущества, недвижимости, которые необходимо обязательно учитывать при регулировании.

Наконец, Конституция РФ, принятая на референдуме 12 декабря 1993 г., в ст.9 и 36 закрепила все формы права собственности на землю: частную, государственную, муниципальную и, как сказано в Конституции, "иные формы". Государственную и муниципальную собственность, в отличие от частной, называют публичной собственностью.

Таким образом, в ходе земельной и аграрной реформ сложились новые формы права собственности и других прав на землю, новые субъекты земельных и аграрных отношений.

Новый Гражданский кодекс РФ, в соответствии с Конституцией РФ, законодательно закрепил указанные формы права собственности и других прав на землю, посвятив регулированию земельных отношений специальную главу 17, состоящую из 28 статей (ст.260 - 287).

В настоящее время сложилась парадоксальная ситуация с регулированием земельных отношений: указанная глава 17 ГК не введена в действие и должна вступить в силу после принятия нового ЗК. Но ЗК почти на две трети отменен Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. "О приведении земельного законодательства в соответствие с Конституцией Российской Федерации". В результате создан огромный правовой вакуум: страна более двух лет живет практически без Земельного кодекса. Указ не соответствует ст.90 Конституции РФ, в которой сказано, что указы Президента не должны противоречить закону. Необходим скорейший выход из создавшегося положения и принятие нового ЗК.

В соответствии с Указом Президента РФ "Об Основных Положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года" начался новый этап приватизации земель. Характерно, что Госдума не утвердила Закон, и тогда Президент утвердил Основные Положения своим Указом. В Основных Положениях содержатся два раздела ("4" и "410"), специально посвященные приватизации земель, их купле-продаже при приватизации предприятий. В сферу сделок с землей включились органы Госкомимущества. Таким образом, промежуточные цели и задачи земельной и аграрной реформ - создание множественности форм права на землю и аграрных формирований - достигнуты. Однако, проблемы сельского хозяйства и АПК не решены, наоборот, сельскохозяйственное производство, к сожалению, продолжает снижаться.

2. Взаимодействие Гражданского кодекса и земельного законодательства

Вопрос о взаимодействии гражданского и земельного законодательства в регулировании земельных отношений имеет большой научный и практический интерес. Именно здесь четко и ярко проявляются особенности земли как имущества, недвижимости, как объекта земельных отношений и осуществления их правового регулирования гражданским и земельным законодательством.

В ст.3 ГК сказано, что нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК. Следовательно, в ЗК и других актах земельного законодательства нормы ГК:

во-первых, могут воспроизводиться (полностью или частично), не вступая в противоречие с нормами ГК;

во-вторых, они могут и должны развиваться, конкретизироваться с учетом особенностей регулирования земельных отношений, опять-таки, не вступая в противоречие с ГК. В первую очередь, с нормами о праве собственности и других правах, о сделках с землей и др.;

в-третьих, могут и должны содержать сугубо "свои" земельно-правовые нормы, не включаемые в ГК.

К последним относятся, главным образом, специальные земельно-правовые нормы публично-правового характера:

О компетенции государственных и местных органов по регулированию земельных отношений;

О государственном учете земель;

О государственном земельном кадастре и мониторинге;

О государственной специальной регистрации прав на землю;

Об установлении состава и категорий земель и переводе их из одной категории в другую, их разграничении по целевому назначению;

О государственном контроле за использованием и охраной земель;

Об ответственности за нарушение земельного законодательства и др.

Возмещение имущественного ущерба, причиненного собственникам, владельцам, пользователям и арендаторам земли производится в соответствии с гражданским и земельным законодательством.

Таким образом, видно, что ГК дает свободу ЗК в регулировании земельных отношений. Это свидетельствует, по существу, о том, что все статьи главы 17 и другие статьи ГК, касающиеся земельных отношений, могут воспроизводиться и развиваться, конкретизироваться в земельном законодательстве, не вступая в противоречие с ГК.

Это относится не только к указанным статьям главы 17, но и ко многим другим.

Назовем их:

Ст.23 - о гражданах как субъектах гражданских и земельных отношений;

Все положения гл. 4 - о субъектах гражданских и земельных отношений - юридических лицах;

Ст.257 - о фермерских хозяйствах;

Статьи гл. 6 - об объектах гражданских прав (в частности, ст.129, в которой имеется прямая отсылка к земельному законодательству по вопросу о допущении оборота земли как особого объекта, и ст.131 - о специальной регистрации);

Гражданский кодекс РФ оперирует именно понятием «земельный участок», в то время как Земельный кодекс РФ в ст. 6 называет объектами земельных отношений и землю как природный объект, и природный ресурс, и земельные участки. О.И. Крассов полагает, что в данном случае речь идет об общих и непосредственных объектах земельных отношений. «Общим объектом земельных отношений, - пишет он, - является земля как определенная часть земной поверхности, рассматриваемая в качестве природного объекта и природного ресурса. Это определенная территория, являющаяся пространственной сферой деятельности лица, использующего ее.
На ней могут возводиться здания, строения и сооружения. Земля может использоваться также как средство производства для растениеводства, выращивания плодовых. Непосредственным объектом земельных отношений является земельный участок либо его часть. Для того чтобы земельный участок был признан объектом земельных отношений, он должен быть индивидуализирован, то есть определен его размер, границы и местоположение».

Очевидно, что земля и земельный участок представлены как видовое и родовое понятия, как общее и частное. Частное имеет те же признаки и характерные черты, что и общее. Также очевидно и то, что законодатель в Земельном кодексе РФ рассматривает землю в рамках земельных отношений как природный ресурс и только. Это подтверждается и определением, зафиксированным в ч. 2 ст. 6 ЗК РФ: «Земельный участок как объект земельных от-
ношений - часть поверхности земли (в том числе и почвенный слой), границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке». В любом случае имеется в виду земля как объект публично-правовых отношений (управление, использование, охрана земли как государственной собственности).
Иной взгляд на землю возникает в гражданском законодательстве. Здесь земля включается в имущественный оборот, поскольку она - признана единственной недвижимостью по своей сути, не требующей никаких дополнительных признаков. Все остальные вещи могут быть признаны недвижимостью в зависимости от того, связаны они с землей или нет.
Как недвижимость земля является товаром, по поводу которого возникают гражданские (вещные) правоотношения, поэтому в данном случае земля должна иметь четкие, определенные границы. Ранее уже отмечалось, что нельзя приобрести землю вообще. Это так же невозможно, как приобрести воздух. Но можно купить участок земли, имеющий конкретные координаты и признаки. Также земельный участок должен иметь и определенные качественные показатели (удобное расположение, обрабо- танность, доступность, урожайность и т.п.).
Все эти вопросы решаются в рамках гражданских правоотношений путем заключения взаимовыгодного согласования воли участников. Какова же здесь роль норм земельного законодательства?
Как верно отмечает Е.Н. Комкова, специфика земли как объекта права предполагает сочетание частноправового и публичного методов регулирования ее статуса. Но мнения по вопросу сочетания этих начал различаются. Именно поэтому вполне оправданна дискуссия о соотношении земельного и гражданского законодательства по проблеме регулирования правового режима земельных участков.

Существуют диаметрально противоположные позиции. Так, В.А. Дозорцев полагает, что «земельные отношения распались на регулируемые гражданским и административным правом»,
и, следовательно, нет оснований говорить о самостоятельности такой отрасли, как земельное право, а значит вопрос о соотношении норм этой отрасли и норм гражданского права отпадает сам собой1.
Данный вывод подтверждается высказываниями и в земельно-правовой науке. Как пишет Н.А. Сыроедов в монографии «Общая теория советского земельного права», «национализация всей земли в стране определила исключительный характер собственности государства на землю и всей совокупности, привела к выделению земельной собственности и всей совокупности связанных с нею общественных отношений в их особый вид - земельные отношения, требующие специального регулирования. Тем самым было обусловлено обособление в системе советского права совокупности норм, регулирующих земельные отношения, то есть земельного права»2. Как верно подчеркивает Н.А. Сыроедов, отсюда следует сделать вывод, что «для выделения земельного права как самостоятельной отрасли права основополагающее значение имеет не специфическая область общественных отношений как предмет правового регулирования, а форма собственности. Если следовать указанной логике, то с разрушением государственной собственности на землю и включением земли в гражданский оборот исчезают конструктивные элементы, лежащие в основании существования земельного права»3.
Г.В. Чубуков, напротив, считает, что включение в Гражданский кодекс РФ норм, регулирующих земельно-правовые отношения, означает яростную атаку» на сложившуюся систему российского права. Он полагает, что закрепление в ГК РФ главы о собственности на землю еще не означает, что эти правила становятся нормами гражданского, а не земельного права, поскольку речь идет не о регулировании имущества граждан, а о земельной

    1. Дозорцев В.А. Проблемы совершенствования гражданского права Российской Федерации при переходе к рыночной экономике // Государство и право. 1994. № 4. С. 26.
    2. Сыроедов Н.А. О соотношении земельного и гражданского законодательства // Государство и право. 2001. № 4. С. 28.
3Там же.

недвижимости, как предмете правового регулирования. В качестве одного из аргументов своей точки зрения Г.В. Чубуков указывает, что граждане России по «естественному» праву должны признаваться собственниками земли, данной всем россиянам вместе самой природой, а не государством. Гражданское законодательство якобы не наделено соответствующими правовыми регуляторами, чтобы обеспечить земельные права россиян, не являющихся собственниками отдельных земельных участков.
Подобные утверждения вызывают некоторое недоумение. Складывается впечатление, что благодаря нормам земельного права охраняется некое «абстрактное» право граждан на землю как природный объект. Однако гл. 3 Земельного кодекса РФ («Собственность на землю») называет вполне конкретных собственников земли (Российскую Федерацию, субъектов Федерации, муниципальные образования, граждан, юридические лица). Действительно, это верно, поскольку не может быть ничьей земли. К тому же вряд ли земельное право, регулирующее отношения в основном императивным методом, путем установления властных предписаний, ограничений и запретов может в полной мере обеспечить равенство субъектов. Напротив, гражданское право использует диспозитивный метод, одним из проявлений которого является обеспечение правового равенства субъектов. Статья 262 ГК РФ предусматривает право граждан свободно, без каких-либо разрешений находиться на земельных участках, являющихся государственной или муниципальной собственностью, использовать имеющиеся на этих участках природные объекты. Это право не только провозглашается, но и обеспечивается гражданско-правовыми мерами защиты. Примечательно в связи с этим понятие земельного права.
Так, Б.В. Ерофеев определяет земельное право как самостоятельную отрасль права, направленную на регулирование земельных отношений и имеющую своей задачей закрепление, совершенствование и создание эффективного земельного строя в России, основанного на государственной, муниципальной, частной
собственности граждан и юридических лиц на землю, обеспечивает рациональное использование и охрану земель и т.д. Как видим, ни о каком равноправии и тем более защите прав граждан по использованию земли речь здесь не идет.
Более лояльной представляется позиция И.Ф. Панкратова, который (со ссылкой на ст. 3 ГК РФ) считает, что «в Земельном кодексе РФ и других актах земельного законодательства нормы ГК РФ, во-первых, могут воспроизводиться (полностью или частично), не вступая в противоречие с нормами ГК РФ; во-вторых, они могут и должны развиваться, конкретизироваться с учетом особенностей регулирования земельных отношений, опять-таки, не вступая в противоречие с ГК РФ, в первую очередь, с нормами о праве собственности и другими правами, о сделках с землей и др.; в-третьих, могут и должны содержать сугубо свои земельно-правовые нормы, не включаемые в ГК РФ».
Ф.Х. Адиханов, критикуя позицию И.Ф. Панкратова, указывает, что в этом случае ГК РФ по отношению к Земельному кодексу и другому земельному законодательству является как бы сюзереном, который может дозволить Земельному кодексу включить в него свои нормы (нормы ГК РФ. - Авт.), а может разрешить ему иметь и сугубо «свои» нормы.
Своеобразную позицию занимает Ю.Г. Жариков, который считает, что нормы земельного права имеют приоритет перед нормами гражданского права. «Соотношение норм граждан-ского и земельного права, - пишет Ю.Г. Жариков, - проявляется как отношение общего к частному, где общей является норма гражданского права, а специальной - земельного права».

Соответственно, если имеется специальная норма, то общая норма не должна применяться. И далее, в другой своей работе Ю.Г Жариков поясняет, что применение норм гражданского законодательства в сфере земельных отношений не только желательно, но и необходимо, если существует пробел в земельном праве, а определенные земельные отношения в силу их имущественного содержания и однородности с гражданскими отношениями могут быть урегулированы именно нормами гражданского права.
Обращает на себя внимание, что Ю.Г. Жариков, несмотря на признание имущественного характера ряда отношений по поводу земли, все же настаивает на том, что это земельные отношения и регулироваться они должны земельным правом, гражданское право призвано лишь устранять пробелы в законодательстве. Видимо, это продиктовано желанием отстоять самостоятельность земельного права, ибо если нет земельных отношений, обладающих определенной спецификой, то о какой самостоятельной отрасли права можно будет вести речь в этом случае?
Аналогичной позиции придерживается и Е.Ю. Чмыхало.
Думается, что, используя крайние, порой достаточно противоречивые позиции, довольно трудно найти решение вопроса. На наш взгляд, речь должна идти не о приоритетности тех или иных правовых норм. Здесь вряд ли есть перспектива. Необходимо разграничить сферу действия гражданского и земельного права.
Часть 3 ст. 3 Земельного кодекса РФ предусматривает, что имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством. Казалось бы, вопрос решен. Однако вновь создается впечатление, что гражданское законодательство выполняет вспомогательную
функцию и лишь заполняет пробелы в земельном законодательстве. По этому поводу совершенно справедливо В.В. Витрянский пишет: «Земельный кодекс не только необоснованно расширил сферу своего действия за счет имущественных отношений, составляющих предмет гражданско-правового регулирования, но предлагает делать то же самое и иным отраслям законодательства». Более того, указывает далее В.В. Витрянский, Земельный кодекс включает немало гражданско-правовых норм, просто дублирующих нормы ГК РФ. Например, ч. 1 ст. 35 ЗК РФ устанавливает, что при переходе права собственности на здание, сооружение, находящееся на чужом земельном участке, к другому лицу, оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением, необходимой для их использования на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник. Аналогичные положения содержатся в ст. 273 ГК РФ. В отдельных случаях Земельный кодекс прямо противоречит ГК РФ, что совершенно недопустимо, поскольку ЗК РФ вторгается в «чуждую» ему сферу общественных отношений (например, п. 4 ст. 35 ЗК РФ).

Согласно ст. 36 Конституции РФ гражданам гарантировано право иметь в частной собственности землю, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться ею, не нанося ущерб окружающей среде и правам третьих лиц. Следовательно, часть земли вовлекается в торговый оборот, из чего, собственно, и следует исходить, решая проблему правового регулирования. Земля с этой точки зрения есть вещь, приносящая доходы, а потому она является объектом гражданского права. Возникающие по этому поводу имущественные отношения становятся предметом гражданского, а не земельного права, которое не обладает правовым механизмом регулирования подобных отношений. Как верно отмечает Е.А. Суханов, гражданское (частное) право как специально приспособленное для регулирования имущественного оборота, несомненно, должно включать в свой предмет регламентацию всех товар-
но-денежных отношений, независимо от объектного состава. С этой точки зрения земельные участки становятся нормальной разновидностью недвижимости, а их оборот - естественной составной частью предмета гражданско-правового регулирования.
Кроме того, поскольку речь идет о праве собственности на землю, то следует признать, что это институт гражданского права. От того, что объектом этого права выступает земля, отраслевая принадлежность права не меняется. Не может быть права собственности с точки зрения земельного или гражданского права. Право собственности едино.
Однако земля - вещь особого рода, поскольку является объектом различных правоотношений. И, соответственно, нельзя отрицать, что отрасли права, которые рассматривают ее как объект, обязательно должны соприкасаться, взаимодействовать. В этом случае земельное право регулирует отношения по поводу земли именно как природного богатства, в частности, устанавливает правила рационального землепользования, целевого использования, поддержания необходимой экологической обстановки, определяет, какие земли и в каком объеме могут быть объектами частной собственности и т.д., то есть все то, что вытекает из публичности земли как общественного достояния. Кроме того, земельное право регламентирует правовой режим земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, уделяя особое внимание землям сельскохозяйственного назначения. Поэтому не правы те представители аграрно-правовой науки, которые считают, что земельное право может решать не только вопросы, о которых сказано выше, а также и те, которые входят в сферу гражданского права. Так, Е.Ю. Чмыхало утверждает, что «при совершении любой сделки с земельным участком при изменении его целевого назначения предусмотрена особая процедура распоряжения им. До оформления сделки требуется получить разрешение на это... государственных органов. Таким образом, земельное законодательство устанавливает не только ограничения по распоряжению земельными участками, обеспечивая
их рациональное использование и охрану, но и специальную процедуру совершения сделок в отдельных случаях».
Совершенно очевидно, что здесь речь идет об административных правилах, предшествующих совершению сделки с земельным участком, а именно об установлении ограничений, связанных с рациональным землепользованием и охраной земли как общественного достояния. Сама же сделка, условия и порядок ее совершения земельным правом регулироваться не могут по той простой причине, что данная отрасль права не имеет необходимых для этого правовых норм и не обладает соответствующими правовыми механизмами, чем как раз располагает гражданское право. «...Земельно-правовое регулирование, - пишет Е.А. Суханов, - по самой своей сути никак не приспособлено (и не должно быть приспособлено) для регулирования рыночного оборота (товарно-денежных отношений)». Ю.Х. Калмыков, как бы развивая эту мысль, писал, что вопрос о пределах включения земли в экономический оборот должен решаться Земельным кодексом, а правила, по которым этот оборот будет осуществляться (купля-продажа, аренда, мена и т.д.), - это уже сфера действия гражданско-правового регулирования.
Ф.Х. Адиханов указывает, что если и можно говорить об общем характере норм гражданского права в регулировании земельных отношений, то только в том смысле, что они регулируют эти отношения наряду со всеми другими отношениями как отношения, возникающие по поводу объектов гражданского права, безотносительно к тому, какие специфические свойства имеет тот или иной объект. Когда же дело доходит до регулирования земельных отношений, в которых земля проявляет себя как природный объект, нормы гражданского права как бы приостанавливают регулирование таких отношений и передают эстафету нормам земельного права.

Таким образом, взаимосвязь гражданского и земельного права по вопросу регулирования отношений, связанных с землей, представляется следующим образом. Земля как природный объект, ее охрана и рациональное использование, землеустройство, правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, а также земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, являются предметом регулирования земельного права. Все имущественные отношения по поводу земли как объекта вещных прав (прежде всего права частной собственности), а также сделки с землей регулируются гражданским правом.
Соответственно, Гражданский кодекс должен более четко определить свою позицию в регулировании такого рода отношений. В п. 3 ст. 2 ГК РФ оговаривается, что к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении, в том числе к административным отношениям (здесь имеются в виду также и земельные отношения. - Авт.), гражданское законодательство не применяется. Представляется, что регулирование земельных отношений следует отметить особо и дополнить ст. 2 ГК РФ частью 4, где указать, что «имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками регулируются гражданским законодательством с учетом правил бережного и рационального пользования землей как общественным достоянием». Указание на бережное и рациональное использование земельных участков подчеркивает особенность земли как общественного природного богатства, что следует учитывать при совершении сделок.
Также с учетом сказанного необходимо уточнить ч. 3 ст. 3 Земельного кодекса РФ, изложив ее в следующей редакции: «Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством».


1. Утратил силу. - Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ.

2. Если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения.

3. Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.

Комментарии к статье 261 ГК РФ

1. Земельный участок является объектом недвижимости и в соответствии со ст. 128 ГК РФ - объектом гражданских прав. Земельный участок представляет собой часть земной поверхности, имеющую границы. Таким образом, установление границ (наряду с местоположением) является не только средством индивидуализации земельного участка, но и способом создания самого объекта права.

Установление границ производится в определенном порядке, в частности межеванием.

При постановке земельного участка на кадастровый учет используются сведения о ранее учтенных земельных участках и сведения о сформированных частях земельных участков, оформленных и виде их описаний. Описание представляет собой документ, оформляемый на основании материалов межевания и иной землеустроительной документации о формировании вновь образуемых (образовании новых) земельных участков или уточнении сведений о ранее учтенных земельных участках. При оформлении описаний используется градостроительная и иная документация, содержащая необходимые для государственного кадастрового учета земельных участков сведения.

Описание должно содержать сведения о местоположении, площади, категории земель и разрешенном использовании земельных участков, а также описание границ земельных участков и их отдельных частей. Описание содержит чертеж земельного участка, описание границ и другие реквизиты (Требования к оформлению документов о межевании представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, утвержденные Приказом Росземкадастра от 2 октября 2002 г. N П/327 // БНА РФ. 2002. N 48).

2. Правом собственности охватывается лишь плоскость земельного участка, поверхностный (почвенный) слой, а также находящиеся на участке водоемы, лес и растения.

То, что находится под и над земельным участком, может быть использовано собственником постольку, поскольку иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами. Это означает, что воображаемый "столб", уходящий вверх и вниз от земельного участка, не принадлежит собственнику участка. Собственник пользуется тем, что находится в этом пространстве в силу принадлежности ему самого участка, и потому имеет на это больше оснований, чем иные лица. В ст. 40 ЗК указывается на право собственника использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также закрытые водоемы. Если специальными законами (о недрах, воздушном пространстве и т.д.) будут установлены специальные правила, регулирующие использование этого пространства, собственник должен будет подчиниться им. В ст. 261 не предусматривается каких-либо преимуществ, предоставленных собственнику земельного участка в отношении недр или воздушного пространства, находящегося над его участком.

3. Указание на то, что пользование участком должно осуществляться без нарушения прав других лиц, по существу повторяет норму п. 3 ст. 209 ГК РФ.

Если иное лицо будет использовать недра или воздушное пространство над участком собственника, не имея на то прав, а лишь ссылаясь на то, что это пространство не принадлежит собственнику земельного участка, то собственник вправе требовать прекращения таких действий, поскольку они создают ему помехи или неудобства (ст. 304 ГК РФ).

4. В соответствии со ст. 6 ЗК земельный участок является делимым, если может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения ограничивает предельные (минимальные) размеры земельных участков сельскохозяйственного назначения, которые могут находиться в частной собственности.

В соответствии со ст. 4 указанного Закона минимальные размеры земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов Федерации в соответствии с требованиями законодательства РФ о землеустройстве.

Поскольку хозяйственное назначение участка тесно связано с его специальным назначением, отражаемым в присвоенной участку категории, следует признать, что раздел участка может привести к утрате им хозяйственного назначения в смысле ст. 133 ГК РФ. В этом случае участок должен быть отнесен к категории неделимых вещей. При изменении категории земельного участка он может быть признан делимым. Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в административном порядке (ст. 8 ЗК).

В то же время указанный в ст. 6 ЗК такой объект земельных отношений, как часть участка, по-видимому, не может считаться объектом гражданских прав, поскольку речь идет о неделимом земельном участке.

5. Не является объектом гражданских прав и такой объект земельных отношений, как земля (земли), указанный в ст. 6 ЗК, поскольку он не обладает признаками, предусмотренными в ст. 260 ГК РФ.

1. Лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209)...

1. Утратил силу. - Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ. 2. Если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в...

1. Граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или...

1. Собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке...

1. Земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным...

Право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретается гражданами по...

1. Гражданин, обладающий правом пожизненного наследуемого владения (владелец земельного участка), имеет права владения и пользования земельным участком,...

Распоряжение земельным участком, находящимся в пожизненном наследуемом владении, не допускается, за исключением случая перехода права на земельный участок по...

1. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется...

1. Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах,...

1. Собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным...

1. При прекращении права пользования земельным участком, предоставленного собственнику находящегося на этом участке недвижимого имущества (статья 271), права на...

При переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания или...

1. Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых...

1. Сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу. 2. Сервитут не может быть самостоятельным...

1. По требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен....

Применительно к правилам, предусмотренным статьями 274 - 276 настоящего Кодекса, сервитутом могут обременяться здания, сооружения и другое недвижимое имущество,...

Обращение взыскания на земельный участок по обязательствам его собственника допускается только на основании решения...

1. Земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля,...

Собственник земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, с момента государственной регистрации решения об изъятии...

1. Плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с...

Если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о...

В случаях, когда земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, находится во владении и пользовании на праве пожизненного наследуемого...

Земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного...

Земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли,...

1. Орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченный принимать решения об изъятии земельных участков по основаниям, предусмотренным...

Прекращение прав на земельный участок, принадлежащих арендаторам и другим лицам, не являющимся его собственниками, ввиду ненадлежащего использования участка...

Комментарии посетителей:

Задайте вопрос дежурному юристу,

и получите бесплатную консультацию в течение 5 минут.

Пример: Дом оформлен на меня, но я там жить не буду, в нем будет проживать и прописан мой дед постоянно. Как оформить коммунальные услуги на него и кто будет их оплачивать??

Конфиденциально

Все данные будут переданы по защищенному каналу.

Быстро

Заполните форму, и уже через 5 минут с вами свяжется юрист.

Задать вопрос

Статья 260. Общие положения о праве собственности на землю

1. Лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.

2. На основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.

Сноска исключена. — Федеральный закон от 16.04.2001 N 45-ФЗ.

Статья 261. Земельный участок как объект права собственности

1. Утратил силу. — Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ.

2. Если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения.

(в ред. Федеральных законов от 03.06.2006 N 73-ФЗ, от 04.12.2006 N 201-ФЗ)

3. Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.

Статья 262. Земельные участки общего пользования. Доступ на земельный участок

1. Граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

2. Если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.

Статья 263. Застройка земельного участка

1. Собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).

(в ред. Федерального закона от 26.06.2007 N 118-ФЗ)

2. Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке.

Последствия самовольной постройки, произведенной собственником на принадлежащем ему земельном участке, определяются статьей 222 настоящего Кодекса.

Статья 264. Права на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков

1. Земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 26.06.2007 N 118-ФЗ)

2. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.

3. Владелец земельного участка, не являющийся собственником, не вправе распоряжаться этим участком, если иное не предусмотрено законом.

(в ред. Федерального закона от 26.06.2007 N 118-ФЗ)

Статья 265. Основания приобретения права пожизненного наследуемого владения земельным участком

Право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретается гражданами по основаниям и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

Статья 266. Владение и пользование земельным участком на праве пожизненного наследуемого владения

1. Гражданин, обладающий правом пожизненного наследуемого владения (владелец земельного участка), имеет права владения и пользования земельным участком, передаваемые по наследству.

2. Если из условий пользования земельным участком, установленных законом, не вытекает иное, владелец земельного участка вправе возводить на нем здания, сооружения и создавать другое недвижимое имущество, приобретая на него право собственности.

Статья 267. Распоряжение земельным участком, находящимся в пожизненном наследуемом владении

Распоряжение земельным участком, находящимся в пожизненном наследуемом владении, не допускается, за исключением случая перехода права на земельный участок по наследству.

Статья 268. Основания приобретения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком

1. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию, органу государственной власти, органу местного самоуправления на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование.

(в ред. Федеральных законов от 04.12.2006 N 201-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ)

2.

3. В случае реорганизации юридического лица принадлежащее ему право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком переходит в порядке правопреемства.

(в ред. Федерального закона от 26.06.2007 N 118-ФЗ)

Статья 269. Владение и пользование землей на праве постоянного (бессрочного) пользования

1. Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование.

(в ред. Федерального закона от 26.06.2007 N 118-ФЗ)

2. Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение для этих целей на участке зданий, сооружений и другого недвижимого имущества. Здания, сооружения, иное недвижимое имущество, созданные этим лицом для себя, являются его собственностью.

(в ред. Федерального закона от 26.06.2007 N 118-ФЗ)

Статья 270. Утратила силу. — Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ.

Статья 271. Право пользования земельным участком собственником недвижимости

1. Собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком.

(в ред. Федерального закона от 26.06.2007 N 118-ФЗ)

Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 26.06.2007 N 118-ФЗ.

2. При переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.

(в ред. Федерального закона от 26.06.2007 N 118-ФЗ)

Переход права собственности на земельный участок не является основанием прекращения или изменения принадлежащего собственнику недвижимости права пользования этим участком.

3. Собственник недвижимости, находящейся на чужом земельном участке, имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться этой недвижимостью по своему усмотрению, в том числе сносить соответствующие здания и сооружения, постольку, поскольку это не противоречит условиям пользования данным участком, установленным законом или договором.

Статья 272. Последствия утраты собственником недвижимости права пользования земельным участком

1. При прекращении права пользования земельным участком, предоставленного собственнику находящегося на этом участке недвижимого имущества (статья 271), права на недвижимость, оставленную ее собственником на земельном участке, определяются в соответствии с соглашением между собственником участка и собственником соответствующего недвижимого имущества.

2. При отсутствии или недостижении соглашения, указанного в пункте 1 настоящей статьи, последствия прекращения права пользования земельным участком определяются судом по требованию собственника земельного участка или собственника недвижимости.

Собственник земельного участка вправе требовать по суду, чтобы собственник недвижимости после прекращения права пользования участком освободил его от недвижимости и привел участок в первоначальное состояние.

В случаях, когда снос здания или сооружения, находящегося на земельном участке, запрещен в соответствии с законом и иными правовыми актами (жилые дома, памятники истории и культуры и т.п.) либо не подлежит осуществлению ввиду явного превышения стоимости здания или сооружения по сравнению со стоимостью отведенной под него земли, суд с учетом оснований прекращения права пользования земельным участком и при предъявлении соответствующих требований сторонами может:

признать право собственника недвижимости на приобретение в собственность земельного участка, на котором находится эта недвижимость, или право собственника земельного участка на приобретение оставшейся на нем недвижимости, либо

установить условия пользования земельным участком собственником недвижимости на новый срок.

3. Правила настоящей статьи не применяются при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 283), а также прекращении прав на земельный участок ввиду его ненадлежащего использования (статья 286).

Статья 273. Переход права на земельный участок при отчуждении находящихся на нем зданий или сооружений

При переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания или сооружения переходит право собственности на земельный участок, занятый зданием или сооружением и необходимый для его использования, если иное не предусмотрено законом.

(в ред. Федерального закона от 26.06.2007 N 118-ФЗ)

Часть вторая утратила силу. — Федеральный закон от 26.06.2007 N 118-ФЗ.

Статья 274. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)

1. Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

2. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

3. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

4. На условиях и в порядке, предусмотренных пунктами 1 и 3 настоящей статьи, сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования, и иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

(в ред. Федеральных законов от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 30.12.2008 N 311-ФЗ)

5. Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

Статья 275. Сохранение сервитута при переходе прав на земельный участок

1. Сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу.

2. Сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен.

Статья 276. Прекращение сервитута

1. По требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен.

2. В случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с целевым назначением участка, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута.

(в ред. Федерального закона от 26.06.2007 N 118-ФЗ)

Статья 277. Обременение сервитутом зданий и сооружений

Применительно к правилам, предусмотренным статьями 274 — 276 настоящего Кодекса, сервитутом могут обременяться здания, сооружения и другое недвижимое имущество, ограниченное пользование которым необходимо вне связи с пользованием земельным участком.

Статья 278. Обращение взыскания на земельный участок

Обращение взыскания на земельный участок по обязательствам его собственника допускается только на основании решения суда.

Статья 279. Выкуп земельного участка для государственных и муниципальных нужд

1. Земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.

В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

2. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством.

(в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)

3. Собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.

4. Решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.

(в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)

5. Утратил силу. — Федеральный закон от 26.06.2007 N 118-ФЗ.

Статья 280. Права собственника земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд

Собственник земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, с момента государственной регистрации решения об изъятии участка до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе участка может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование участка в соответствии с его целевым назначением. Однако собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены земельного участка (статья 281) затрат и убытков, связанных с новым строительством, расширением и реконструкцией зданий и сооружений на земельном участке в указанный период.

(в ред. Федерального закона от 26.06.2007 N 118-ФЗ)

Статья 281. Выкупная цена земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд

1. Плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.

2. При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

3. По соглашению с собственником ему может быть предоставлен взамен участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд, другой земельный участок с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Статья 282. Выкуп земельного участка для государственных или муниципальных нужд по решению суда

Если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд. Иск о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение трех лет с момента направления собственнику участка уведомления, указанного в пункте 3 статьи 279 настоящего Кодекса.

(в ред. Федеральных законов от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ)

Статья 283. Прекращение прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд

В случаях, когда земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, находится во владении и пользовании на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, прекращение этих прав осуществляется применительно к правилам, предусмотренным статьями 279 — 282 настоящего Кодекса.

(в ред. Федерального закона от 26.06.2007 N 118-ФЗ)

Статья 284. Изъятие земельного участка, который не используется в соответствии с его целевым назначением

Земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

(в ред. Федерального закона от 26.06.2007 N 118-ФЗ)

Статья 285. Изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства

Земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки.

Статья 286. Порядок изъятия земельного участка ввиду его ненадлежащего использования

1. Орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченный принимать решения об изъятии земельных участков по основаниям, предусмотренным статьями 284 и 285 настоящего Кодекса, а также порядок обязательного заблаговременного предупреждения собственников участков о допущенных нарушениях определяются земельным законодательством.

2. Если собственник земельного участка письменно уведомит орган, принявший решение об изъятии земельного участка, о своем согласии исполнить это решение, участок подлежит продаже с публичных торгов.

3. Если собственник земельного участка не согласен с решением об изъятии у него участка, орган, принявший решение об изъятии участка, может предъявить требование о продаже участка в суд.

Статья 287. Прекращение прав на земельный участок, принадлежащих лицам, не являющимся его собственниками

Прекращение прав на земельный участок, принадлежащих арендаторам и другим лицам, не являющимся его собственниками, ввиду ненадлежащего использования участка этими лицами осуществляется по основаниям и в порядке, которые установлены земельным законодательством.


Top