Биография. Салижан Шакирович Шарипов: биография Первый космонавт из кыргызстана

Салижан Шарипов, герой России, лётчик-космонавт (род. в 1964 г. в Киргизской ССР). В 1990 г. отобран в отряд советских космонавтов Центра подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина. Первый полёт провёл в 1998 г. на американском корабле «Endeavour». Второй совершил в качестве командира корабля «Союз ТМА-5» и бортинженера 10-й основной экспедиции на Международной космической станции. В течение полёта Шарипов дважды выходил в открытый космос.

Салижан Шарипов (88-й космонавт в России и 372-й в мире) рассказал «СтоЛИЧНОСТИ», что дело не в значимости, а в настоящей любви к своей профессии.

Мадина Амагова, «СтоЛИЧНОСТЬ»: Салижан Шакирович, трудно стать космонавтом? Что для этого нужно кроме крепкого здоровья?

Нужны знания и хорошее образование, чтобы эксплуатировать современную технику. Естественно, необходимы целеустремлённость и упорный труд, желание и умение преодолевать трудности.

Правда, что лётчики уже не могут представить себя в другой профессии, ведь ощущения в небе не сравнимы ни с какими другими?

Конечно, хочется работать по специальности всю жизнь, но требования к лётчикам-истребителям очень высокие. Когда выполняешь фигуры пилотажа, испытываешь и физические, и психологические перегрузки. Поэтому у нас год службы считается за два. Следовательно, военные лётчики могут уходить на пенсию в 35 лет.

- Расскажите о своём первом полёте. Вы долго к нему готовились?

- Больше восьми лет, хотя сам полёт продлился недолго - восемь дней. Это был американский корабль «Endeavour», я участвовал в экспедиции в качестве специалиста.

- Как ваша семья относится к тому, что вы подолгу не бываете дома?

Космонавт - это не профессия, а образ жизни, требующий полной отдачи. Конечно, семья всегда волновалась за меня, переживала. Но родные достойно выдерживают разлуку. Недостаток моего внимания, к счастью, не сказался на воспитании детей, за это надо сказать спасибо супруге.

- Расскажите о своих ощущениях во время экспедиций. Какой он - космос?

Это была мечта с самого детства - стать космонавтом, поэтому момент отрыва во время первого полёта стал для меня особенно волнительным. Представьте себе, что 2 тысячи тонн отрываются от земли и взмывают в небо. Скорость быстро возрастает до 28 тыс. км/ч, а потом наступает невесомость. Это ощущение вряд ли возможно передать словами. Но я точно знаю, что ради этого момента можно отдать и 20, и 30, и даже 40 лет жизни. Наша планета прекрасна, она невероятно красива. Если бы все люди увидели нашу Землю из космоса, мне кажется, у нас никогда не было бы войн.

- Есть ли у космонавтов какие-нибудь приметы перед полётом?

На самом деле их очень много. Например, за день до старта мы обязательно смотрим фильм «Белое солнце пустыни». По многочисленным наблюдениям: если его не посмотреть, у экипажа бывает очень много внештатных ситуаций. И конечно, в момент отрыва все мы, как Юрий Гагарин, говорим: «Поехали!»

- Скафандры шьются под каждого человека -индивидуально? Сколько весит такая «спец-одежда»?

Это очень сложный процесс, примерки делаются много раз. Вес скафандра для выхода в космос составляет приблизительно 100 кг. У каждого космонавта свой индивидуальный «костюм». После окончания полётов все скафандры передаются в музей.

- Трудно находиться в невесомости?

Не могу сказать, что трудно, но ты постоянно ощущаешь, что находишься в движении. Второй мой полёт в космос длился 193 дня, и я понял, что для меня самое сложное в невесомости - это спать. Мы залезаем в спальный мешок и обязательно привязываем себя к чему-нибудь, чтобы не двигаться всё время.

- Что вы видели в открытом космосе?

- Когда мы находимся внутри станции, мало что видно. А в открытом космосе немного страшновато, потому что весь горизонт Земли как на ладони. Такого чёрного цвета, как в космосе, я никогда не видел, особенно на фоне голубой Земли.

- Как вы думаете, почему современная молодёжь не мечтает о космосе?

Наверное, нет должной пропаганды. И сейчас трудно заставить молодых людей долго и упорно работать, чтобы совершить полёт в космос. Молодёжь охотится за лёгкими деньгами. Вот футболисты получают миллионы, а космонавты зарабатывают совсем немного, среди нас нет ни одного миллионера.

- На ваш взгляд, есть ли будущее у космического туризма?

Конечно, есть. Оттуда границ не видно, зато отлично заметен тонкий слой атмосферы, который защищает жизнь на Земле. И очень хорошо видно, как плохо люди относятся к природе, можно различить даже нефтяные пятна. Земля - она такая маленькая, хрупкая, красивая, мы должны защищать и беречь её.

Поэтому мне бы хотелось, чтобы как можно больше людей увидели нашу планету из космоса.

СтоЛИЧНОСТЬ №4 (53), 08 апреля 2014

Издается ЗАО «Аргументы и Факты»

День рождения 24 августа 1964

российский космонавт, Герой Российской Федерации

Биография

В 1981 году окончил там же среднюю школу и поехал поступать в Оренбургское авиационное училище, но не прошёл по конкурсу.

В 1982 году окончил профессионально-техническое училище в городе Андижан Узбекской ССР по специальности «бухгалтер».

В том же 1982 году призван на срочную службу в Советскую Армию, служил в техническом подразделении авиационного полка в Приморском крае. Из войск поступил в Харьковское высшее военное авиационное училище лётчиков имени дважды Героя Советского Союза С. И. Грицевца. После окончания его в 1987 году служил лётчиком-инструктором в 716-ом учебном авиационном полку ВВС Среднеазиатского военного округа. Имеет общий налёт на самолётах различных типов около 950 часов.

В 1990 году был отобран в отряд советских космонавтов (1990 Группа ВВС № 10) Центра подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина. Прошёл полный курс подготовки к полётам на космических кораблях серии Союз ТМ и орбитальной станции «Мир» в качестве командира корабля. Без отрыва от работы в Центре подготовки космонавтов в 1994 году закончил Московский государственный университет по специальности «Картография».

Летом 1997 года прибыл в США для подготовки к полёту на борту американского корабля многоразового использования системы Space Shuttle. С 23 по 31 января 1998 года совершил космический полёт в качестве специалиста полёта космического корабля «Endeavour» по программе STS-89 продолжительностью 8 дней 19 часов 46 минут 54 секунды. В ходе полёта была осуществлена стыковка с российским орбитальным комплексом «Мир».

Второй космический полёт совершил в качестве командира космического корабля «Союз ТМА-5» и бортинженера 10-й основной экспедиции на Международной космической станции с 14 октября 2004 года по 25 апреля 2005 года. В период полёта совершил 2 выхода в открытый космос.

С октября 2005 по май 2006 года был представителем Центра подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина в Космическом центре имени Джонсона в Хьюстоне , США. В дальнейшем проходил подготовку в Центре подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина , с ноября 2006 года - заместитель командира отряда космонавтов Центра. Являлся командиром дублирующих экипажей кораблей «Союз ТМ-29» и «Союз ТМ-30». В июле 2008 года освобожден от должности заместителя командира отряда космонавтов, выведен из состава отряда космонавтов и назначен начальником отделения в Первом управлении Центра подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина.

За успешное осуществление космических полётов удостоен высоких правительственных наград Российской Федерации, Киргизии , Узбекистана и Таджикистана . Женат. Имеет сына и дочь. Увлекается футболом, любит чтение.

Награды

  • Герой Российской Федерации (указ от 13 сентября 2005).
  • Медаль «За заслуги в освоении космоса» (12 апреля 2011 года) - за большие заслуги в области исследования, освоения и использования космического пространства, многолетнюю добросовестную работу, активную общественную деятельность
  • Герой Киргизской Республики с вручением ордена «Ак шумкар» (указ от 3 февраля 1998).
  • Орден «Буюк хизматлари учун» («За выдающиеся заслуги») (Узбекистан , указ от 29 апреля 1999).
  • Орден «Амир Тимур» (Узбекистан).
  • Медаль «За космический полёт» (NASA, вручена в 1998).
  • Медаль «Российско-киргизская дружба»(Киргизия , 2011).


Шарипов Салижан Шакирович – российский космонавт, командир ТПК "Союз ТМА-5" и бортинженер 10-й экспедиции на МКС, полковник.

Родился 24 августа 1964 года в городе Узген Ошской области Киргизии. Киргиз. В 1981 году окончил среднюю школу в городе Узген. В том же году пытался поступить в Оренбургское авиационное училище, но недобрал нужных проходных баллов.

В 1982 году окончил Андижанское среднее профессионально-техническое училище и получил специальность бухгалтера. Срочную службу проходил в авиачасти в Приморском крае, обслуживал, готовил к полётам боевые машины.

В 1987 году окончил Харьковское высшее военное авиационное училище летчиков имени , получив диплом лётчика-инженера по специальности "Командная тактическая истребительная авиация".

С 1987 года по 1990 год проходил службу в качестве лётчика-инструктора 716-го учебного авиационного полка 5-х Центральных курсов по подготовке и усовершенствованию авиационных кадров ВВС Среднеазиатского военного округа в городе Токмак. За время службы обучил лётному делу 8-х курсантов.

11 мая 1990 года на заседании Государственной межведомственной комиссии был рекомендован к зачислению в отряд космонавтов Центра подготовки космонавтов ВВС. 8 августа 1990 года приказом министра обороны СССР №1142 назначен на должность кандидата в космонавты-испытатели 4-й группы отряда космонавтов Центра подготовки космонавтов ВВС.

С октября 1990 по март 1992 года проходил общекосмическую подготовку. 6 марта 1992 года сдал последний выпускной экзамен. 11 марта 1992 года решением Междуведомственной квалификационной комиссии ему была присвоена квалификация "космонавт-испытатель".

24 апреля 1992 был назначен космонавтом-испытателем 2-й группы. С апреля 1992 года по 1997 год проходил подготовку в группе космонавтов "Д-8-2" по программе полётов на орбитальный комплекс "Мир".

В 1994 году окончил факультет "Аэрокосмоэкология" Государственной академии нефти и газа по специальности "Сопряженная обработка аэрокосмоэкологических материалов". Получил квалификацию "инженера-эколога" и степень "магистра экологического менеджмента".

28 июля 1997 года решением Государственной межведомственной комиссии отобран для полета на шаттле. С августа 1997 года по январь 1998 года проходил подготовку в качестве специалиста полёта в составе экипажа STS-89 в Космическом центре имени Джонсона.

С 23 по 31 января 1998 года совершил свой первый космический полёт в качестве специалиста полёта шаттла Endeavour STS-89. Основной задачей полёта была стыковка со станцией "Мир" и замена американского члена экипажа. Продолжительность полета составила 8 суток 19 часов 46 минут 54 секунды.

28 февраля 1998 года решением Государственной межведомственной комиссии назначен командиром дублирующего экипажа по программе 27-й основной экспедиции на орбитальном комплексе "Мир" (ЭО-27). С марта 1998 года по февраль 1999 года проходил подготовку к полету.

28 февраля 1998 года решением Государственной межведомственной комиссии назначен командиром дублирующего экипажа по программе 28-й основной экспедиции на орбитальном комплексе "Мир" (ЭО-28). С марта 1999 по март 2000 года проходил подготовку к полету вместе с .

С 5 июня 2000 года проходил подготовку в качестве командира основного экипажа по программе 29-й основной экспедиции на орбитальном комплексе "Мир" (ЭО-29) вместе с . Однако 26 декабря 2000 года их экипаж был снят с подготовки решением межведомственной комиссии.

1 августа 2001 года на заседании Межведомственной комиссии был включен в состав дублирующего экипажа МКС-6Д. С 25 ноября 2002 года проходил подготовку в Центре подготовки космонавтов в составе группы "МКС-ЭП5" по программе командира экипажа. Был включен в экипаж МКС-10, но после катастрофы шаттла "Колумбия" экипажи были переформированы.

11 декабря 2003 года решением Международной комиссии был включен в состав МКС-11 в качестве командира экипажа, хотя еще в ноябре 2003 года начал подготовку в качестве члена дублирующего экипажа МКС-9Д. Но уже 15 января 2004 года, после того, как российские медики не допустили к длительному полету Уильяма МакАртура из МКС-9, экипажи были вновь переформированы.

С.Ш. Шарипов был назначен в дублирующий экипаж МКС-9Д и в основной экипаж МКС-11. Однако уже в конце января экипажи вновь поменяли. С.Ш. Шарипов оказался в дублирующем экипаже МКС-9Д и основном экипаже МКС-10.

С 14 октября 2004 года по 25 апреля 2005 года совершил свой второй космический полёт в качестве командира ТПК "Союз ТМА-5" и бортинженера 10-й экспедиции на МКС. Во время полета выполнил два выхода в открытый космос. Продолжительность полёта составила 192 суток 19 часов 1 минута 59 секунд.

У казом Президента Российской Федерации №1068 от 13 сентября 2005 года за успешное осуществление международного космического полёта и проявленные при этом мужество и героизм Салижану Шакировичу Шарипову присвоено звание Героя Российской Федерации.

С октября 2005 года по май 2006 года работал в Космическом центре имени Линдона Джонсона (США) в качестве представителя РГНИИ ЦПК имени

Салижан Шакирович Шари́пов (родился 24 августа (19640824 ) ) в Ошской области Киргизской ССР. Российский космонавт , Герой Российской Федерации , Герой Республики Кыргызстан . По национальности узбек .

Биография

В 2012 году стал героем документального фильма «Мусульмане, которыми гордится Россия» Фильм второй. Звёздный час Салижана Шарипова. .

За успешное осуществление космических полётов удостоен высоких правительственных наград Российской Федерации , Киргизии , Узбекистана и Таджикистана .

Женат. Имеет сына и дочь. Увлекается футболом , любит чтение.

Награды

  • Герой Российской Федерации (указ от 13 сентября 2005 года).
  • Медаль «За заслуги в освоении космоса» (12 апреля 2011 года) - за большие заслуги в области исследования, освоения и использования космического пространства, многолетнюю добросовестную работу, активную общественную деятельность
  • Герой Киргизской Республики с вручением ордена «Ак шумкар» (указ от 3 февраля ).
  • Орден «Буюк хизматлари учун» («За выдающиеся заслуги») (Узбекистан , указ от 29 апреля ).
  • Орден «Амир Тимур» (Узбекистан).
  • 2 медали «За космический полёт» (NASA , вручены в ).
  • Медаль «За выдающиеся общественные заслуги» NASA, 2005
  • Медаль «Российско-киргизская дружба» (Киргизия , ).

См. также

Напишите отзыв о статье "Шарипов, Салижан Шакирович"

Примечания

Ссылки

. Сайт «Герои Страны ».

Отрывок, характеризующий Шарипов, Салижан Шакирович

– А? Право?.. как вы думаете, или оставить? Или нет?
– Прикажете воротить?
– Воротить, воротить! – вдруг решительно сказал граф Орлов, глядя на часы, – поздно будет, совсем светло.
И адъютант поскакал лесом за Грековым. Когда Греков вернулся, граф Орлов Денисов, взволнованный и этой отмененной попыткой, и тщетным ожиданием пехотных колонн, которые все не показывались, и близостью неприятеля (все люди его отряда испытывали то же), решил наступать.
Шепотом прокомандовал он: «Садись!» Распределились, перекрестились…
– С богом!
«Урааааа!» – зашумело по лесу, и, одна сотня за другой, как из мешка высыпаясь, полетели весело казаки с своими дротиками наперевес, через ручей к лагерю.
Один отчаянный, испуганный крик первого увидавшего казаков француза – и все, что было в лагере, неодетое, спросонков бросило пушки, ружья, лошадей и побежало куда попало.
Ежели бы казаки преследовали французов, не обращая внимания на то, что было позади и вокруг них, они взяли бы и Мюрата, и все, что тут было. Начальники и хотели этого. Но нельзя было сдвинуть с места казаков, когда они добрались до добычи и пленных. Команды никто не слушал. Взято было тут же тысяча пятьсот человек пленных, тридцать восемь орудий, знамена и, что важнее всего для казаков, лошади, седла, одеяла и различные предметы. Со всем этим надо было обойтись, прибрать к рукам пленных, пушки, поделить добычу, покричать, даже подраться между собой: всем этим занялись казаки.
Французы, не преследуемые более, стали понемногу опоминаться, собрались командами и принялись стрелять. Орлов Денисов ожидал все колонны и не наступал дальше.
Между тем по диспозиции: «die erste Colonne marschiert» [первая колонна идет (нем.) ] и т. д., пехотные войска опоздавших колонн, которыми командовал Бенигсен и управлял Толь, выступили как следует и, как всегда бывает, пришли куда то, но только не туда, куда им было назначено. Как и всегда бывает, люди, вышедшие весело, стали останавливаться; послышалось неудовольствие, сознание путаницы, двинулись куда то назад. Проскакавшие адъютанты и генералы кричали, сердились, ссорились, говорили, что совсем не туда и опоздали, кого то бранили и т. д., и наконец, все махнули рукой и пошли только с тем, чтобы идти куда нибудь. «Куда нибудь да придем!» И действительно, пришли, но не туда, а некоторые туда, но опоздали так, что пришли без всякой пользы, только для того, чтобы в них стреляли. Толь, который в этом сражении играл роль Вейротера в Аустерлицком, старательно скакал из места в место и везде находил все навыворот. Так он наскакал на корпус Багговута в лесу, когда уже было совсем светло, а корпус этот давно уже должен был быть там, с Орловым Денисовым. Взволнованный, огорченный неудачей и полагая, что кто нибудь виноват в этом, Толь подскакал к корпусному командиру и строго стал упрекать его, говоря, что за это расстрелять следует. Багговут, старый, боевой, спокойный генерал, тоже измученный всеми остановками, путаницами, противоречиями, к удивлению всех, совершенно противно своему характеру, пришел в бешенство и наговорил неприятных вещей Толю.
– Я уроков принимать ни от кого не хочу, а умирать с своими солдатами умею не хуже другого, – сказал он и с одной дивизией пошел вперед.
Выйдя на поле под французские выстрелы, взволнованный и храбрый Багговут, не соображая того, полезно или бесполезно его вступление в дело теперь, и с одной дивизией, пошел прямо и повел свои войска под выстрелы. Опасность, ядра, пули были то самое, что нужно ему было в его гневном настроении. Одна из первых пуль убила его, следующие пули убили многих солдат. И дивизия его постояла несколько времени без пользы под огнем.

Между тем с фронта другая колонна должна была напасть на французов, но при этой колонне был Кутузов. Он знал хорошо, что ничего, кроме путаницы, не выйдет из этого против его воли начатого сражения, и, насколько то было в его власти, удерживал войска. Он не двигался.
Кутузов молча ехал на своей серенькой лошадке, лениво отвечая на предложения атаковать.
– У вас все на языке атаковать, а не видите, что мы не умеем делать сложных маневров, – сказал он Милорадовичу, просившемуся вперед.
– Не умели утром взять живьем Мюрата и прийти вовремя на место: теперь нечего делать! – отвечал он другому.
Когда Кутузову доложили, что в тылу французов, где, по донесениям казаков, прежде никого не было, теперь было два батальона поляков, он покосился назад на Ермолова (он с ним не говорил еще со вчерашнего дня).
– Вот просят наступления, предлагают разные проекты, а чуть приступишь к делу, ничего не готово, и предупрежденный неприятель берет свои меры.
Ермолов прищурил глаза и слегка улыбнулся, услыхав эти слова. Он понял, что для него гроза прошла и что Кутузов ограничится этим намеком.
– Это он на мой счет забавляется, – тихо сказал Ермолов, толкнув коленкой Раевского, стоявшего подле него.
Вскоре после этого Ермолов выдвинулся вперед к Кутузову и почтительно доложил:
– Время не упущено, ваша светлость, неприятель не ушел. Если прикажете наступать? А то гвардия и дыма не увидит.
Кутузов ничего не сказал, но когда ему донесли, что войска Мюрата отступают, он приказал наступленье; но через каждые сто шагов останавливался на три четверти часа.
Все сраженье состояло только в том, что сделали казаки Орлова Денисова; остальные войска лишь напрасно потеряли несколько сот людей.
Вследствие этого сражения Кутузов получил алмазный знак, Бенигсен тоже алмазы и сто тысяч рублей, другие, по чинам соответственно, получили тоже много приятного, и после этого сражения сделаны еще новые перемещения в штабе.
«Вот как у нас всегда делается, все навыворот!» – говорили после Тарутинского сражения русские офицеры и генералы, – точно так же, как и говорят теперь, давая чувствовать, что кто то там глупый делает так, навыворот, а мы бы не так сделали. Но люди, говорящие так, или не знают дела, про которое говорят, или умышленно обманывают себя. Всякое сражение – Тарутинское, Бородинское, Аустерлицкое – всякое совершается не так, как предполагали его распорядители. Это есть существенное условие.
Бесчисленное количество свободных сил (ибо нигде человек не бывает свободнее, как во время сражения, где дело идет о жизни и смерти) влияет на направление сражения, и это направление никогда не может быть известно вперед и никогда не совпадает с направлением какой нибудь одной силы.
Ежели многие, одновременно и разнообразно направленные силы действуют на какое нибудь тело, то направление движения этого тела не может совпадать ни с одной из сил; а будет всегда среднее, кратчайшее направление, то, что в механике выражается диагональю параллелограмма сил.
Ежели в описаниях историков, в особенности французских, мы находим, что у них войны и сражения исполняются по вперед определенному плану, то единственный вывод, который мы можем сделать из этого, состоит в том, что описания эти не верны.

Родился в узбекской семье в городе Узген Ошской области (Киргизия). В 1981 году окончил там же среднюю школу и поехал поступать в Оренбургское авиационное училище, но не прошел по конкурсу. В 1982 году окончил профессионально-техническое училище в городе Андижан Узбекской ССР по специальности «бухгалтер».

В том же 1982 году призван на срочную службу в Советскую Армию, служил в техническом подразделении авиационного полка в Приморском крае. Из войск поступил в Харьковское высшее военное авиационное училище лётчиков имени дважды Героя Советского Союза С. И. Грицевца. После окончания его в 1987 году служил лётчиком-инструктором в 716 учебном авиационном полку ВВС Среднеазиатского военного округа. Имеет общий налёт на самолётах различных типов около 950 часов.

В 1990 году был отобран в отряд советских космонавтов (1990 Группа ВВС № 10) Центра подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина. Прошёл полный курс подготовки к полётам на космических кораблях серии Союз ТМ и орбитальной станции «Мир» в качестве командира корабля. Без отрыва от работы в Центре подготовки космонавтов в 1994 году закончил Московский государственный университет по специальности «Картография».

Летом 1997 года прибыл в США для подготовки к полёту на борту американского корабля многоразового использования системы Space Shuttle. С 23 по 31 января 1998 года совершил космический полёт в качестве специалиста полёта космического корабля «Endeavour» по программе STS-89 продолжительностью 8 дней 19 часов 46 минут 54 секунды. В ходе полёта была осуществлена стыковка с российским орбитальным комплексом «Мир».

Второй космический полёт совершил в качестве командира космического корабля «Союз ТМА-5» и бортинженера 10-й основной экспедиции на Международной космической станции с 14 октября 2004 года по 25 апреля 2005 года. В период полёта совершил 2 выхода в открытый космос.

С октября 2005 по май 2006 года был представителем Центра подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина в Космическом центре имени Джонсона в Хьюстоне, США. В дальнейшем проходил подготовку в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина, с ноября 2006 года - заместитель командира отряда космонавтов Центра. Являлся командиром дублирующих экипажей кораблей «Союз ТМ-29» и «Союз ТМ-30». В июле 2008 года освобожден от должности заместителя командира отряда космонавтов, выведен из состава отряда космонавтов и назначен начальником отделения в Первом управлении Центра подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина.

За успешное осуществление космических полётов удостоен высоких правительственных наград Российской Федерации, Киргизии, Узбекистана и Таджикистана. Женат. Имеет сына и дочь. Увлекается футболом, любит чтение.

Награды

Лучшие дня

Игорь Хиряк. Темнокожий ликвидатор Чернобыльской аварии
Посетило:8
Булат Окуджава в кино и в жизни
Посетило:7
Обличающий нацистов «Дневник Анны Франк»

Top