Как правильно рисовать портреты людей. Как нарисовать лицо человека

Портрет – сложный вид изобразительного искусства. Приходится не только передать картинку, но и подчеркнуть глубину взгляда, выразить эмоции, изобразить их живыми и естественными, наделить персонаж индивидуальными чертами, мимикой, присущей каждому человеку «изюминкой».

Мы подобрали лучшие бесплатные пошаговые видео уроки и инструкции для начинающих художников, которые помогут самостоятельно научиться рисовать портреты карандашом, красками или по фотографии с нуля, а также освоить начальные навыки портретистов, обратить внимание на недочеты, набить руку в освоении базовых техник на дому.

Автор видео, основываясь на длительной практике, делится секретами и навыками изображения человека, максимально похожего на самого себя. Учит обращать внимание на пропорции, формы частей лица и промежутки между ними, на небольшие отклонения от стандартной внешности среднестатистического человека. Рекомендует задавать себе вопросы (какая геометрия подбородка, его размер) и мысленно отвечать. Не следует отталкиваться в качестве исходника на одну фотографию, лучше, чтобы их было несколько и с разных ракурсов. Ошибкой является абсолютная симметричность. Не стоит бросать работу, если, нарисовав половину, нет явного сходства. Материал подается в простой доступной форме, легкой для восприятия.

Работа с референсом

За основу автор берет несколько снимков персонажа с разных ракурсов, чтобы иметь максимально полное представление о нем. Начинает с выведения круга – на его базе распределяются все части лица. Рекомендуется всегда идти от общего к деталям (от пропорций, основных положений частей лица). Важно искать отличительные черты человека, избегать чрезмерного приближения работы, когда пропорции переданы не до конца. Портреты нежелательно заканчивать с один заход, можно даже растянуть на несколько дней, смотреть издалека, что позволит заметить недочеты. Ведущая объясняет и демонстрирует каждый шаг, что делает ролик подходящим для новичков.

Возможные ошибки

Lesya Poplavskaya разбирает типичные ошибки – разделяет лист на две половины и рисует овал: на одной половине – верные черты, на другой – неверные. Из урока зрители узнают правила разметки лица, места расположения губ, переносицы, бровей спинки и кончика носа. Леся обращает внимание на необходимость прорабатывать мелкие детали – обязательно строить переносицу, которая часто отсутствует, ямку над верхней губой, спинка носа должна быть равна длине подбородка и половине лба, брови не рекомендуется рисовать до самого края лица. Урок длится полчаса, за это время новичкам дается вся основная информация в доступном виде.

Девушка

Мария Пономарева подробно рассказывает о карандашной технике и нюансах в процессе, который базируется на классических принципах. Мария подробно разбирает каждую деталь на отдельном листке бумаги, затем все соединяет на листе с окружностью, дорабатывает волосы, шею, уши. По мнению Марии, рисовать портрет не сложно, если тренироваться и воссоздавать каждый элемент отдельно, соединяя картинку в конце. Под роликом приводятся ссылки на мастер-классы по изображению отдельных элементов – прически, взгляда, носа.

Принцесса

Автор видеоканала «РыбаКит» обучает девочек принципам создания принцессы фломастерами и мелками. Сначала он рисует подбородок, длинные волосы с челкой, шею, плечи и платье – до конца листка. Затем – симметричные глаза, ресницы, рот и брови. Контуры проводятся черным фломастером, после чего детали раскрашиваются мелками в соответствии с необходимым цветом. Результат получается не на уровне профессионального художника, но доступный для рисования ребенку.

Профиль

Александр Пелешко на примере головы мужчины поэтапно показывает, как нарисовать героя в профиль. Голова вписывается в квадрат. Для убедительности придется провести измерения по вертикали и горизонтали. Квадрат по вертикали разбивается на зоны: три одинаковые, четвертая чуть меньше. Это делать необязательно, но такие линии являются вспомогательными для построения головы. То же самое можно сделать и по горизонтали. Получается своеобразная разметка. В последнюю очередь Александр добавляет волосы. Внизу можно пририсовать шею, ворот одежды и плечи.

Акварель

Елена Горюнова, владелица студии в Петербурге, дает пошаговые рекомендации по акварельной технике. Персонаж формируется с общего образа – наносится контур, форма прически. В эскизе (для контраста) Елена предлагает использовать две толщины линий, дает список необходимых материалов, что облегчает задачу новичков. Желательно брать ограниченную палитру, что способствует гармоничному построению картинки. Перед тем, как приступить к нанесению акварели, следует потренироваться карандашом. Видео сопровождается легкой приятной музыкой.

По фотографии

Татьяна Изотова дает общие сведения о строении головы, разбивке базового овала на части по вертикали и горизонтали. Будущий художник должен научиться хорошо разбираться во всех линиях, пропорциях, так как они помогут уловить существующую в жизни асимметрию, индивидуальные особенности модели. Следующий шаг – рисунок по фотографии с практическим объяснением от ведущей. Периодически в ходе творчества приходится перепроверять все расстояния. Главное, не бояться ошибок, чтобы в конечном итоге добиться положительных результатов.

Мама и папа

Урок для детей, из которого они узнают о главных приемах и особенностях на примере рисования папы и мамы. Понадобится лишь бумага и карандаш. Ольга, ведущая видеоролика, объяснит и покажет универсальные приемы для женских (мама) и мужских (папа) образов, заострит внимание на отличиях, покажет как повторить ту или иную черту, ориентируясь на пол персонажа – у мужчины выделяется подбородок, нос пошире, брови прямые и широкие, ресницы не такие длинные. У папы могут быть борода и усы. Ролик рассчитан на детей, но урок можно использовать и взрослыми, которые осваивают первые шаги в этом направлении.

Масло

Юрий предлагает мастер-класс по рисованию портрета маслом. Рассказывает про цвета, палитру и материалы. Совет: чем меньше опыта, тем меньше цветов необходимо использовать. Основные краски – белила титановые, умбра жженая, ультрамарин синий, кадмий желтый, кадмий красный. Дополнительно понадобится мастихин (тонкая лопатка) для смешивания красок, тряпка для вытирания мастихина и кисточек, нейлоновые жесткие кисточки, специальная бумага для масляного состава. Юрий формирует набросок и только потом берет краски. Параллельно рассказывает, на чем делать акцент, как добиться естественности и сходства с оригиналом.

Портрет карандашом

Этот вид деятельности тренирует усидчивость, наблюдательность, глазомер, зрительное восприятие, мелкую моторику, память, предметное и образное мышление, трудолюбие, интуицию. Не обязательно становиться великим художником – основную ценность имеет сама процедура, позволяющая высвободить творческие наклонности и найти себя. Кроме классического подхода существует много вариантов – ручка, мелки, фломастеры, уголь, тушь, перо. Но мастера рекомендуют начинать с освоения карандаша, прежде чем переходить к чему-то более сложному.

Сегодняшний урок посвящен такому виду рисунка как портрет. Портрет – это изображение какого-либо человека, или группы людей, существующих (или существовавших) в реальной действительности. Главная задача портрета это повторить линии живого лица с художественной интерпретацией. Я взял для примера фото замечательной американской певицы, актрисы Дебби Райан. Вот её фото: Скажу сразу что портрет один из самых трудных видов рисунка, так как нам предстоит передать все черты человека. Если у Вас с первого раза не получится, не расстраивайтесь, на ошибках люди учатся =). Итак, давайте попробуем поэтапно нарисовать портрет этой девушки карандашом .

ШАГ 1. Начните рисовать с круга, описывающего лицо. На нем нанесите легкие штрихи где будут расположены глаза и нос. ШАГ 2. Теперь легкими штрихами набросаем контуры реальной формы головы. Обратите внимание на то, что она имеет немного квадратную форм. Добавим челку, наклоненную в правую сторону как у . ШАГ 3. Переходим к обрисовке элементов лица. Набросаем штрихами тонкие брови, верхние веки, а также ресницы. Затем приступайте к рисованию носа. Нос это очень важная часть портрета, на которую новички иногда не обращают внимания. Этот элемент может кардинально изменить весь портрет в целом. В следующих уроках мы рассмотрим подробнее . Шагаем дальше. 4. Нам осталось закончить наброски глаз. Тут надо аккуратно обрисовать глазные яблоки. Добавим также реснички и верхние, нижние веки. ШАГ 5. Вы уже почти у цели. Теперь нам предстоит нарисовать рот. Посмотрите внимательно на её губы. (Хотите узнать как правильно рисовать губы? тогда читайте урок: Как нарисовать улыбку) Рисуем на коже складки, чтобы показать её эмоции, улыбку. Губы чуть приподняты. Края можно немного заштриховать карандашом. ШАГ 6. Последнее что нам нужно сделать — это причёска. У неё длинные прямые волосы, немного волнистые. Старайтесь рисовать плавными линиями, а также можно добавить некоторые линии толще, чтоб создать эффект объемных волос. После всего проделанного стираем ластиком вспомогательные линии, уточняем края. У нас должна получится вот такая картинка: Надеюсь у Вас всё получилось. Задавайте вопросы по уроку . Показывайте свои шедевры! Оставляйте свои комментарии внизу, пишите какие уроки рисования карандашом еще хотите увидеть. Советую пройти еще такие уроки:

Рисование портрета для начинающего художника кажется невероятно сложной затеей. Часто новички спешат создавать потрет, не изучив его основные принципы и техники. Каждый рисунок лица завершается разочарованием, что может привести к абсолютной потере интереса. Не стоит опускать руки, ведь каждый портретист начинал с изучения базовых правил, практиковал их, совершал десятки ошибок и в конце-концов достигал положительных результатов. Сейчас мы разберем построение портрета карандашом , его особенности и правила. Они помогут добиться правильности, а что самое важное – реалистичности и высокого качества портрета.

Есть три основных положения, в которых может располагаться лицо на портрете

1. Анфас – прямое положение головы, в котором видно полностью все лицо и его черты. Голова не имеет наклона, поэтому уши видны не полностью.

2. Профиль – боковое положение головы, в котором видно лишь половину лица. Это левая или правая часть, на котором расположен глаз, ухо, половина носа и рта.

3. Три четверти – это положение между анфасом и профилем. Обычно видна одна из сторон лица полностью, а на второй лишь слегка видны части лица.

Особенности положения в профиль и анфас, их стандартные параметры

Анфас:

  1. Зрачки расположены строго на середине лица. Если поделить лицо горизонтально на две части, то можно увидеть, что на уровне линии окажутся глаза, а точнее – зрачки.
  2. Кончик носа находится на средине лица, между бровями и подбородком.
  3. Линия рта расположена между кончиком носа и подбородком.
  4. Высота от линии роста волос до края верха головы равна высоте от зрачков до кончика носа.
  5. Ширина лица измеряется шириной пяти глаз по горизонтали. Высота от подбородка до нижней губы – одним глазом (развернутым по вертикали).
  6. Верхняя часть уха расположена на уровне глаз, а нижняя – кончик носа.

Профиль:

  1. Ухо находится на средней линии, что разделяет голову пополам.
  2. Основание носа расположено на середине лица.

Обсудим части лица. У каждого человека они имеют свою индивидуальную форму и размер, но построение у всех подобное. Разберем, какое строение имеют определенные части и как это сделать правильно.

Глаз:

  1. Его углы имеют разную высоту. Обычно внешняя часть расположена выше, чем внутренняя.
  2. Радужка глаза видна не полностью, когда человек смотрит прямо. Полностью видно лишь тогда, когда человек смотрит вниз.
  3. Ресницы, которые расположены сверху, длиннее, чем нижние.
  4. Всегда рисуйте радужку и зрачок. Глаз выглядит довольно искусственно и мультяшно, когда там нет одной из этих частей.

Нос:

  1. В анфас четко видны кончик и крылья носа, а ствол лишь изображаем с помощью теней.
  2. Если изображать нос в профиль, то видно лишь очертание одной стороны и ноздрю.
  3. Сложным ракурсом считается – три четверти. Здесь нужно быть аккуратным, чтобы нос был естественным. В данном ракурсе сочетаются «анфас» и «профиль», поэтому важно равномерно выделить контур, крылья и кончик.

Губы:

  1. Линия рта, что находится посередине, будет иметь более четкий вид, чем линии губ.
  2. Рисуйте губы, начиная с верхней губы, потому что нижняя губа имеет более упрощенный вид. Её будет не сложно наметить в конце.
  3. Обычно верхняя губа тоньше нижней.
  4. Средняя линия рта будет немного опускаться к краю. Даже если человек изображен с улыбкой, то все равно сначала уголки чуть опускаются, а за тем снова приподнимаются.

Для того чтобы в полной мере научиться рисовать портреты карандашом нужно изучить основы рисунка и пропорции человека, а также уделить достаточно времени практике.

Если вы новичок в рисовании то не стоит сразу же «бросаться в омут с головой» и пытаться освоить весь портрет целиком. Для начала нужно набить руку в исполнении отдельных частей: глаза, нос, рот а также уши и шея. Научиться рисовать все эти элементы можно в отдельных уроках на нашем сайте.

Поэтапное описание портрета девушки карандашом.

Этап первый.

Начиная рисовать портрет карандашом хорошенько присмотритесь к портретируемому, определите форму лица и скул, проследите наклон губ и определите какая из них шире, как располагаются внешние и внутренние уголки глаз относительно друг друга. Затем рисуем овал подходящий по форме к конкретному человеку.

Этап второй.

Делим наш овал на четыре части. Для этого строго посередине проводим вертикальную и горизонтальную линии. Далее делим получившиеся горизонтальные части линий еще раз пополам, помечая их небольшими засечками. Нижнюю часть вертикальной линии делим на пять равных частей. Помните что эти лини несут вспомогательный характер и когда наш портрет девушки карандашом будет практически готов, их нужно будет стереть, поэтому не слишком давите на карандаш, рисуя их.

Этап третий.

Располагаем центр каждого глазного яблока прямо над точками раздела частей горизонтальной линии. Линию основания носа рисуем у второй по счету засечки сверху нижней части вертикальной оси, а линию рта — в районе второй засечки снизу.

Этап четвертый.

Изображаем линию верхнего века и рисуем губы. Следует помнить, что расстояние между глазами равно длине одного глаза. Мочки ушей должны находиться на одном уровне с сносом. Набросочными линиями отмечаем контур волос.

Этап пятый.

Приступаем к более детальной прорисовке портрета человека карандашом поэтапно. Изображаем верхнюю границу верхнего века и видимую часть нижнего века. Добавляем на каждом верхнем веке по несколько ресниц. Рисуем линии бровей и переносицы.

Этап шестой.

Для придания объема нашему портрету простым карандашом штрихуем губы и волосы, выделяя тёмные и светлые места, добавляем тени.

Таким образом, нарисовав несколько лиц, вы увидите, что они отличаются друг от друга. Продолжайте рисовать портрет карандашом поэтапно до тех пор, пока не добьётесь максимального сходства.

Это второй урок испанского художника Луиса Серрано, первый был по рисованию мужского портрета.

Мы будем рисовать портрет актрисы Одри Хепбёрн из легендарного фильма «Завтрак у Тиффани»(1961г). Для урока нам потребуются карандаши В, 3В и 6В, ластик, бумага Canson Marfil.

Чтоб получился хорошо нарисованный портрет, необходимо, в первую очередь, нарисовать хороший эскиз. Для этого мы должны правильно отобразить все детали лица и пропорции, чтоб добиться сходства с фото. Только так мы добьемся наилучшего результата. Если мы сделаем плохой эскиз, будет большая вероятность того, что портрет наш не получиться. Нанесите ориентировочные линии, чтоб было легче нарисовать эскиз.

Набросок делаем карандашом В, стараясь сильно не давить на карандаш. Начинаем рисовать с левого глаза, если вы правша(если левша, то с правого).

Рисуем другие черты лица, постоянно сравнивая с оригиналом и пытаясь сохранить пропорции. Старайтесь меньше стирать ластиком, потому что бумага пачкается и портится.

Сходство эскиза не очень большое, но мы видим, что основные черты и пропорции переданы правильно. После того, как закончите эскиз, немного отдохните и взгляните на него свежими глазами, если вас все устраивает, идем дальше.

Шаг 1. Начинаем рисовать глаза. Начинаем прорисовывать глаз карандашом 3В, а именно зрачок и ресницы. Глаз рисуем, который находиться по левую руку.

Шаг 2. Посмотрите внимательно на верхнюю часть глаза, самый вверх зрачка и глазного яблока затемнен, т.к. веко всегда бросает тень, и из-за этого глаз не выглядит плоским. Рисуем ресницы. Сначала нарисуйте толстую линию, потом добавьте небольшие штрихи карандашом, имитируя ресницы. Сделайте тени сверху глаза, а также в уголке глаза.

Шаг 3. Прорисовываем второй глаз, а также брови. Потом начинаем рисовать нос. Все рисуем 3В карандашом, если не указано иное. Он начинает рисовать с ноздрей, стараясь не делать их слишком большими и увеличенными, чтоб не выглядел нос, как у свиньи. Наносим мягкие тени справа и внизу носа, чтоб придать носу объем. Тени должны быть мягкими, чтоб передать тон фотографии. Наносим тени на лицо с правой стороны.

Шаг 4. Продолжаем затенять лицо, наносим тень под носом и слегка выделяем выемку над верхней губой. Очень нежно и мягко нанесите тень на щеку с левой стороны. Потом рисуем рот — это сложная задача, особенно если он открыт.К счастью, у нее едва заметны зубы, поэтому нам немного будет легче. Первым делом рисуем область внутри рта, зубы при рисовании не увеличивайте. При рисовании внутренней части рта можете использовать более мягкий карандаш, чтоб придать темный оттенок. Затем начинаем прорисовывать верхнюю губу, создавая переходы теней.

Шаг 5. Рисуем нижнюю губу. Сначала затеняем верхнюю и нижнюю область нижней губы, так чтоб центр был нетронут, оставался белым. Потом отдельными штрихами, повторяющими форму губы, наносим тени на нижнюю губу, создавая имитацию блика.

Шаг 6.Нанесите тень на подбородок.

Шаг 7. Теперь приступим к рисованию волос, у некоторых людей это вызывает панику. Но прорисовать волосы необходимо, чтоб достичь полноты портрета, т.к. прорисованные черты лица и недорисованные волосы создают ужасное впечатление, это ни ест хорошо. Сначала мы прорисуем ухо, потом посмотрим на фото и определим темные участки волос, затем нарисуем их.

Шаг 8. Потом более мягким тоном затемняем более светлую область волос, штрихи должны быть неравномерными. Потом между темными участками проводим линии для имитации блеска волос.

Если вы посмотрите на верхнюю часть головы Одри, вы увидите результат этих действий. Волосы, как и все остальное имеют тень, яркость. неровности. Типичная ошибка для начинающих — это рисовать множество волосинок, не определив темные и светлые участки волос, получается что-то вроде щетки из волос. мы совершаем данную ошибку, потому что знаем, что волосы состоят из множества волосинок, но, когда мы смотрим на них, мы же не видим каждую волосинку, мы видим общую картину, они становятся как единое целое, имеющие локоны, пряди. Дорисуйте оставшуюся часть волос исходя из вышесказанного.

Шаг 9. Рисуем челку, потом нарисуйте сережку с бликом в виде звезды.

Шаг 10. Прорисовываем сережку, детали ее не четкие, т.к. изображение слишком контрастное и потерялось много деталей.

Шаг 11. Наносим тень на шее, она должна быть достаточно темной, чтоб было видно, что это тень.

Шаг 12. Теперь переходим к руке. Многие люди ненавидят рисовать их, т.к. не понимают как. У Одри детали рук едва заметны, мы тоже так их нарисуем. Начинаем штриховать очень светлым тоном тыльную сторону руки.

Добавляем мягкие тени на пальцы. Наносим более темную тень на суставы, слегка обозначаю ногти на указательном и среднем пальцах, не вдаваясь в подробности.

Шаг 13. Рисуем сигарету. Наносим тени, ориентируясь на темные и светлые участки.

Шаг 14. Сейчас мы будем рисовать ожерелье, но на фото его плохо видно, поэтому мы включим воображение и видение, не вдаваясь в подробности, используя резкие тени, нарисуем что-то похожее на ожерелье.

Шаг 15. Рисуем платье, делая тон штриховки темным. В нижней части делаем плавный переход, чтоб не резало глаза. Потом наносим тени на плечо(полоска на плече — это тень от насадки на сигарету). И мы заканчиваем нашу работу. Смотрим на нее, если вы более-менее счастливы, подписываем работу. Мы рисовали Одри Херберн.


Top