Как празднуют Пасху в России? Как правильно готовиться и праздновать православную пасху - советы Как празднуют пасху в церкви.

Как правильно праздновать православную Пасху

Святые апостолы заповедали праздновать Пасху всем верующим: Великую неделю Святой Пасхи да не работают, но да празднуют; она есть неделя Воскресения Господня: и надобно во время ее познавать Пострадавшего и Воскресшего (7-е правило святых апостолов).

В этот день, как пишется в синаксаре, мы празднуем самое живоносное Воскресение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа выражая радость, которою по милосердию Божию обогатилось наше естество; так же празднуем и вражды разрушение.

В эти дни Церковь внушает нам освобождаться от ежедневных забот для радостного общения с Богом, со святыми, между собой и для освящения себя, отпуская верующих в эти великие дни из дома, Церковь разрешает пост.

Что означают пасхальное приветствие и лобзание

Приветствие и лобзание начинается в конце Пасхального утреннего богослужения между священнослужителями.Подобно тому, как женам-мироносицам было сказано Ангелом: пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых (Мф. 28,7), священнослужители выходят из алтаря с Крестом, Евангелием и иконами, становятся пред Царскими вратами, лицом к предстоящим, и тогда находящиеся в храме идут к собору священнослужителей и, целуя Крест, Евангелие, иконы, приветствуют с Воскресением Христовым и лобзают священнослужащих. После этого пасхальное приветствие становится всеобщим, присутствующие в храме приветствуют и лобзают друг друга, и это приветствие и лобзание они несут в свои дома.

Приветствуя друг друга в дни Пасхи словами «Христос воскресе!», мы уподобляемся ученикам и ученицам Господа, которые после Воскресения Спасителя, беседуя о Воскресшем, говорили: Господь истинно воскрес (Лк. 24, 34).

Целование, которое сопровождает это приветствие, означает, как пишется в синаксаре, «соединение с Богом и Ангелами».

«Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!» — так приветствуют христиане друг друга от Пасхи до Вознесения.

Зачем мы дарим на Пасху крашеные яйца

Этот пасхальный обычай происходит от святой равноапостольной Марии Магдалины. После Вознесения Господа она с евангельской проповедью пришла в Рим, предстала пред императором Тиверием и, поднеся ему красное яйцо (в древности приношение яйца было знаком почтения и уважения), сказала: «Христос воскресе!» и таким образом начала свою проповедь.

Окрасив яйцо в красный цвет, святая равноапостольная Мария Магдалина открыла великую тайну благочестия, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца (1 Пет. 1, 18-19).

Одаривая друг друга крашеными яйцами мы, по примеру равноапостольной Марии Магдалины, исповедуем животворящую смерть и Воскресение Господа — два события, которые соединяет в себе Пасха. Как из яйца, из-под мертвой его скорлупы, рождается жизнь, которая прежде была совершенно сокрыта ею, так из гроба, жилища смерти и тления, восстал Жизнодавец, и некогда восстанут в вечную жизнь и все умершие. Пасхальное яйцо напоминает нам об одном из главных догматов нашей Божественной веры и служит видимым знаком блаженного воскресения мертвых.
Почему Церковь освящает куличи и пасхи

Пасха христианская есть Сам Христос Своим Телом и Кровию; Пасха Христос избавитель, как поет Церковь и говорит апостол Павел (см.: 1 Коринф. 5, 7). Поэтому особенно прилично причащаться Тела и Крови Христовых в Светлый день Пасхи. Но так как православные христиане обыкновенно принимают Святые Тайны в продолжение Великого поста и в Светлый день Воскресения Христова причащаются немногие, то, по совершении Литургии, в этот день благословляются и освящаются в храме особенные приношения верующих, обыкновенно называемые куличами и пасхами, чтобы их вкушение напоминало о причащении истинной Пасхи Христовой и соединяло всех верных во Иисусе Христе (во многих храмах освящение куличей и пасх начинается в субботу, после окончания Литургии).

Окончив подвиги поста, прекращая говение, православные христиане семейно вкушают благословенную пасху и употребляют ее во всю Светлую седмицу. Видимо, на это семейно-радостное вкушение пасох указует святитель Иоанн Златоуст в своем слове на Пасху, в котором он призывает всех к радостнейшему ее торжеству: «богатии и убозии, ликуйте друг с другом: трапеза исполнена, все насладитеся пира веры, все воспримите богатство благости. Телец уготован, да никто не изыдет алчущим».
О посещении кладбища в день Пасхи

Церковный Устав не знает чина Пасхальной панихиды, но не запрещает в этот день навестить родную могилку.

Наши усопшие, оставаясь такими же членами Церкви Христовой, как и живые, слышат наше обращение к ним и отвечают на них, чаще всего незаметно, а иногда и зримо — в 1463 году чудотворцы Печерские, нетленно лежащие в гробах, на пасхальное приветствие преподобного Дионисия отвечали: «Воистину воскресе!»

В день Пасхи можно посетить кладбище, чтобы похристосоваться с усопшими. Христосование должно быть действительно радостным христосованием, а не заупокойным молением, всегда настраивающим нас на грустный лад. Церковные люди скажут на дорогой могилке: «Христос воскресе!», положат на могилку красное яичко, может быть, и поплачут, но совершать заупокойную службу не дерзнут. Нам трудно удержаться от грусти при посещении кладбища на Пасху, но не надо еще более увеличивать эту естественную,неосудительную и на Пасхе, грусть грустными заупокойными песнопениями, которые по Церковным Уставам на эту седмицу совсем устраняются из обихода, даже и из келейного, домашнего правила.

Служение же панихиды откладывается до Радоницы, до вторника второй недели после Пасхи, когда совершается пасхальное поминовение усопших.

Как учат праздновать пасхальные дни отцы Церкви и великие старцы

Ни бедность, ни богатство пасхального стола не влияют на радость праздника, который — не в роскоши яств и сластей. В этот день, как пишет святитель Иоанн Златоуст, Спаситель «одинаково почтил богатых и бедных, рабов и свободных, и всем сообщил общий дар». Пасхальным празднествам подобают «не деньги и издержки, а одно доброе расположение и чистый ум». Более того, отцы Церкви призывают в пасхальные дни «не предаваться пьянству и объядению».

Между тем, часто подготовка в семье к Пасхе и празднование состоит именно в большой уборке, выпечке куличей, приготовлении пасх, окрашивании яиц, приготовлении множества блюд.

«Пред наступлением великих праздников надо быть особенно внимательным к себе, — предупреждает святой праведный Иоанн Кронштадтский. — Враг заранее старается охладить сердце к

предмету празднуемого события, чтобы христианин не мог сердечно почитать его сердечным размышлением о сущности его».

Конечно, надо печь куличи, надо красить яйца, надо убирать к празднику квартиру («обряды нужно исполнять, ибо они воспитывают душу в благочестии — писал великий валаамский старец Иоанн), — но надо помнить и слова архиепископа Киприана (Зернова), который в одной из проповедей перед началом Страстной седмицы говорил, что лучше разговеться буханкой черного хлеба, чем пропустить какую-либо из служб Страстной и Светлой седмиц.

Великие отцы Церкви и великие старцы указывают, что главное в праздновании пасхальных дней — богослужение, которое совершается в эти дни в храмах с особой торжественностью, при распахнутых Царских вратах. По словам святителя Иоанна Златоуста, радость пасхальных дней — это «слушание божественных изречений, молитвы отцов, благословения священников, приобщение божественных и неизреченных таинств, мир и единомыслие, дары духовные и достойные щедрости Дарующего».

Великий Псково-Печерский старец Савва, зная о нашей тяге к мирскому, земному, плотскому празднованию этих святых дней, говорил:

«Прошло время плача и сетования. Настало время радости и веселья. Ничто нам не препятствует ныне веселиться и радоваться!.. Иисус Христос любит, чтоб у Него все люди радовались; любит, чтоб

все у Него просили себе радости… Господи! Отчего я ныне не могу радоваться? Вот отчего скорблю: болен я, беден я, грешник я, и сам не знаю отчего. Попросите, скажите только Ему: «Господи, ничто меня не веселит ныне, обрадуй сердце мое чем-нибудь для Твоего Праздника!» И Он обрадует тебя и Он скажет тебе: «Вниди в радость Господа твоего!» …Каждый просите ныне себе радости… Он всех ныне поит вином веселья! Он всех угощает ныне пивом новым! Те радости — пустые радости, нехорошие радости, которые не из рук Спасителя берутся. То вино — не доброе вино, которое не с Его стола получается, оно дает временное веселье, после которого сердце объемлет скорбь.

Итак, радуйтесь!.. Никаких смущений допускать не следует! Наоборот, только лишь просить и быть уверенным. А если будет сомнение, говори: «Верую, Господи, помоги моему неверию». Будем же просить духовной радости у Сладчайшего Господа Иисуса Христа и обязательно ее получим!»
Что надо знать об артосе — освященном хлебе

Слово «артос» означает в переводе с греческого «квасной хлеб», хлеб, общий всем членам Церкви, освященный хлеб, иначе — всецелая просфора. Уже первые ученики Спасителя, готовя обыкновенную трапезу, первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб. С артосом соединяется и древнее церковное предание, что апостолы оставляли за столом часть хлеба — долю Пречистой Матери Господа в напоминание постоянного общения с Ней — и после трапезы благоговейно делили эту часть между собой. В монастырях этот обычай носит название Чин о Панагии, то есть воспоминание о Всесвятейшей Матери Господа. В приходских церквах этот хлеб Богоматери вспоминается раз в год в связи с раздроблением артоса.

Освящается артос в первый день Святой Пасхи на Литургии после заамвонной молитвы особой молитвой, окроплением святой водой и каждением. Артос сохраняют в храме на аналое пред иконостасом всю Светлую седмицу. Во все дни Светлой седмицы по окончании Литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма.

В субботу Светлой седмицы на Литургии артос раздробляют и раздают верующим как святыню.

Частицы артоса благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей. Артос принимается только натощак, со словами: «Христос воскресе!»

Как питались в пасхальные дни

Пасха, Светлая седмица — главные праздники года, и к этим дням готовились заранее, стараясь, чтобы пища в эти дни была особой, праздничной.

Разговлялись всегда пасхой, крашеными яйцами, куличами.

В дни пасхальных праздников «стол накрывался еще более парадно, чем на Рождество, те же блюда с индейкой, ветчиной, телятиной, но посреди стола возвышалась пасха, на ней были сделаны из цукатов буквы Х.В.; по обе стороны два кулича — один шафрановый, другой белый, обе верхушки, облитые сахаром, были украшены красными бумажными розами. И гора красных яиц…» (из воспоминаний Е. А. Андреевой-Бальмонт).

«Вот Воскресенский стол зажиточного хозяина, у которого хозяйка придерживается родной старины: две, три, даже четыре огромных сладких пасхи, из превосходной крупитчатой муки, на масле, яйцах и сахаре; одна или две кислые пасхи; сырная пасха, ягненок из масла; пара поросят — один без фарша, другой — фаршированный кашей и печенкою, у них в зубах хрен; два ягненка — один без фарша, другой — фаршированный миндалем, изюмом и рисом; окорок ветчины и окорок буженины под сеткой из бумаги; кендюх; голова борова в натуре с глазами из маслин, воткнутых в сливочное масло; лук зеленый, кресс-салат зеленый; тарелка пшена, на нем соль четверговая; превосходное сало в кусках; несколько сортов сосисок и колбас, как-то: кровяные, простые малороссийские, печеночные и прочее; масло, сыр, сметана, лук в кореньях; все это обложено крашеными в синюю, желтую, мраморную, наиболее в красную краску яйцами; эти яйца гусиные и куриные. Прибавьте к этому несколько сортов водок и наливок; тут есть и перчиковка, и калгановка, и кардамонная, и кусака, и сливянка, и малиновка, и рябиновка, и терновка» (Н. А. Маркович).

В Домострое, древнейшем памятнике о быте и жизни Руси, пишется, что подают в пасхальные дни: «лебедей, потроха лебяжьи, журавлей, цапель, уток, тетеревов, рябчиков, почки заячьи на вертеле, кур соленых (и желудок, шейку да печень куриные), баранину соленую да баранину печеную, куриный бульон, крутую кашу, солонину, полотки, язык, лосину и зайчатину в латках, зайчатину соленую, заячьи пупки, кур жареных (кишочки, желудок да печень куриные), жаворонков, потрошков, бараний сандрик, свинину, ветчину, карасей, сморчки, кундумы, двойные щи. А к ужину подают студень, рябчиков, зайчатину печеную да уток, рябчиков жареных да тетеревов, баранину в полотках, зайчатину заливную, кур жареных, свинину да ветчину. А еще в Пасхальный мясоед к столу еду подают рыбную: сельдь на пару, щуку на пару, леща на пару, лососину сушеную, белорыбицу сушеную, осетрину сушеную, спинки стерляжьи, белужину сушеную, спинки белужьи, спинки белорыбицы на пару, лещей на пару, уху с шафраном, уху из окуней, из плотиц, из лещей, из карасей. Из заливных подают: белорыбицу свежую, стерлядь свежую, осетрину свежую, щучьи головы с чесноком, гольцов, осетрину шехонскую, осетрину косячную» .

Конечно, почти все эти блюда сейчас нам недоступны, и не только потому, что нет продуктов, но даже из-за цены. Но, как писал Н. А. Маркевич, «нет хозяина, который бы не имел к этому дню поросенка, колбасу, пасху и несколько красных яиц».

В каких нуждах каким иконам надлежит молиться:

При болезни глаз:

Божьей матери «Казанская»;

Святителя Никиты Новгородского;

Святителя Алексия Московского;

Святителя Гурия Казанского.

При грудной болезни:

Святителя Дмитрия Ростовского.

При болезни внутренних органов:

Великомученика Артемия;

Преподобного Серафима Саровского.

При параличе:

Преподобного.Александра Свирского;

Мученицы Евдокии;

Ангела-хранителя.

При лечении алкоголизма:

Божьей матери «Неупиваемая чаша»;

Мученика Вонифатия.

О желании иметь детей:

Преподобного Параскевы Свирского.

При болезненных состояниях и вообще при болезнях:

Божьей матери «Скоропослушница»;

Святителя Николая Чудотворца;

Целителя Пантелеймона.

Вконтакте

Один из немногих праздников, которые отмечаются большинством людей – это Пасха. Вместе с Новым годом и днем рождения его празднуют почти все. Светлое Воскресенье всегда отмечается весной, дата его вычисляется по лунному календарю и зависит от Великого поста. Этому празднику много сотен лет, но до сих пор сохранились традиции и обычаи древности.

История праздника Пасхи в России

До появления христианства многие народы отмечали весной возрождение природы и воскрешение своих богов. И в нашей стране были языческие весенние праздники. Но с введением христианства традиции их празднования были перенесены на Пасху. Отмечается она в России с 10 века и значение ее – радость по поводу воскрешения Иисуса Христа.

Хозяйки начинают к этому празднику задолго. Неделя до Светлого Христового Воскресения называется страстной. Люди занимаются очищением и подготовкой дома и своего тела к его встрече. Хозяйки чистят и моют дом, стирают и убирают. В это время убирали зимние рамы и отмывали окна. Последняя неделя Великого поста самая трудная. Поэтому нужно также очищать свои мысли и больше времени проводить в молитве.

В России соблюдаются до сих пор. Даже неверующие люди, не посещающие церковь, красят яйца, пекут куличи и готовят вкусные блюда. Это самые распространенные символы Пасхи в России. Есть и особые, встречающиеся только в этой стране,обычаи. Например, люди ходят друг к другу в гости и угощают красивыми расписными яичками. Только в России распространена такая игра: бьются друг об друга острыми концами яйца. Считалось, что у кого оно останется целым, тот в этом году будет здоров и счастлив.

Для многих Пасха – веселый праздник, который символизирует возрождение и обновление. Люди в этот день поздравляют и целуют друг друга, играют в веселые игры и вкусно едят. Чтобы узнать ответ на вопрос, «Какого числа Пасха в России», можно заглянуть в православный календарь, где на несколько лет вперед вычислена дата праздника. Обычно дата «плавает» между 4 апреля и 1 мая.

10 советов, как правильно провести Пасху и Светлую неделю

1. В Пасхе главное не крашение яиц, выпечка куличей, готовка творожных пасох , не суета по уборке дома. Пасха вообще не соревнование ретивых домохозяек, а великий день, Праздник Праздников, когда мы приветствуем Воскресшего Христа. Причем главный христианский праздник - не просто день памяти о событии, имевшем место быть две тысячи лет назад, подобно Дню космонавтики, когда мы каждый год, 12 апреля, вспоминаем первый полет Юрия Гагарина в космос, произошедший в 1961году. Церковные праздники тем и отличаются от праздников, установленных в память о событиях из жизни людей, что они становятся своего рода порталами в вечность, мостами, соединяющими наш мир с миром горним. Богослужения Церкви в Страстную неделю и сам праздник Пасхи направлены на то, чтобы события, воспоминаемые в этот день, были пережиты нами как реальность, чтобы они вошли в наши сердца. Поэтому так важно суметь притормозить свое рвение на бытовой почве, и начать возделывать ниву своего сердца: молиться дома и в церкви, во время богослужения, придти на исповедь, причаститься, помочь тем, кто нуждается, постараться никого не осудить, воздержаться от страсти гнева, зависти, гордыни, тщеславия, скупости, празднословия… Их много, этих червей, которые точат нашу душу, и каждый сам, в глубине своего сердца, прекрасно о них знает.

2. Легко сказать: "Открой свое сердце Воскресшему Христу!" Понимая природу человека, снисходя к ее немощности, Церковь установила специальный период подготовки к встрече Воскресения Христова - Великий пост . И неслучайно Великий пост длиннее всех основных многодневных постов, он состоит из первой, сорокадневной части и строгого поста Страстной недели. Велико событие, чествуемое в праздник Воскресения Христово, и пост велик. Но что же делать тем, у кого не получилось поститься ? Кто пропустил богослужения Страстной недели? Кто забыл, когда в последний раз причащался? Неужели он отлучен от пасхальной радости Воскресения Христова? Как ни странно, нет. Да, когда мы отсутствуем на важнейших богослужениях, не приходим на Божественную Литургию, не принимаем Тела и Крови Господних , мы, безусловно, сами себя отлучаем от Христа. Но как это ни удивительно, каким бы несправедливым это ни казалось некоторым истовым верующим, Господь не отвергает и таких, называемых детьми "одиннадцатого часа". Во время ночной пасхальной праздничной службы перед самым началом Божественное Литургии в церквях торжественно читается знаменитое "Слово на Пасху святого Иоанна Златоуста", и звучит такая утешительная для всех нас весть: "Любочестив сущий Владыка: приемлет последнего, как и первого, упокоивает в одиннадцатый час пришедшего, так же, как делавшего от первого часа: и последнего милует, и первому угождает, и одному дает, и другому дарствует, и дела приемлет, и намерения целует, и деяние почитает, и предложение хвалит. Потому-то все войдите в радость Господа своего: и первые, и вторые мзду примите. Богатые и убогие, друг с другом ликуйте. Прилежные и ленивые, день почтите. Постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь днесь".

3. Что же происходит в храмах в Великую субботу? День Страстной Субботы - день пребывания тела Иисуса Христа во гробе, поэтому для нас это время скорби, время, когда "да молчит всякая плоть", время внутренней сосредоточенности, когда мы благовейно безмолвствуем, но, одновременно, находимся и в состоянии духовного ожидания Воскресения Христова. Божественная Литургия Великой субботы - долгая и протяжная, но, удивительно, священники служат ее уже в белых одеждах, как бы предвосхищая весть о том, что Христос победил смерть.

4. В Великую субботу происходит и сошествие благодатного огня в пещере Гроба Господня в Иерусалиме. Возгорание благодатного огня происходит без явных усилий людей, а только по молитве, которую читает Иерусалимский Патриарх при огромном стечении верующих. Снисхождение благодатного огня - одно из зримых свидетельств присутствия Христа в нашем мире, особенное знамение того, что Воскресение Христа произошло, и Он победил смерть. Последние годы благодатный огонь авиарейсом доставляют в Россию, и верующие трепетно развозят его по храмам. У благодатного огня необычные свойства, отличные от свойств любого другого огня. Первое время, от какой бы свечи и лампадки его не зажгли, он не обжигает, верующие им в буквальном смысле умываются, поначалу он даже не опаляет волосы. Вот что писал об этих уникальных качествах благодатного огня некий паломник еще четыре века назад: "Возжегше в одном месте 20 свеч и браду свою теми всеми свещами жег, и ни единаго власа ни скорчило, ни припалило; и погасиша все свещи и потом возжегше у иных людей, те свещи затеплил, тако же и в третий те свещи затепли и я, и то ничем жене тронуша, единаго власа не опалило, ни скорчило..." Верующие стараются сохранить этот огонь в своих лампадках, с благовением хранят дома свечи, горевшие благодатным огнем.

5. Освящение продуктов, которыми мы украсим пасхальный праздничный стол - крашеных яиц , куличей, творожных пасох, тоже начинается в Великую субботу, после Божественной Литургии. Священники советуют готовить праздничную снедь до Страстной недели, чтобы потом хлопоты не отвлекали нас от богослужений, но это не у всех получается. В любом случае Великая суббота - день, когда мы приносим продукты в храм, как принято говорить, "для освящения". На самом деле речь идет о благословение пищи: ни яйца, ни куличи с пасхами, ни буженина с колбасой и вином не становятся освященными, и уж тем более священными. А это означает, что скорлупу от крашеных яиц, шкурки от буженины и хвостики от колбасы, можно потом выбрасывать в мусорное ведро. В отличие от таких действительно освященных предметов, как кусочки просфоры, огарки свечей и ветхие части пришедших в негодность икон. Вот эти освященные предметы принято уничтожать специальным образом: сжигать в церковной печи или закапывать в чистом месте.

Тем, кто не успел выстоять длиннющие очереди к столам освящения в Великую субботу, советуем не отчаиваться: после ночной Пасхальной службы освящение крашеных яиц, куличей и прочей снеди продолжится.

6. "На Страстной, среди предпраздничных хлопот, сугубо постились, говели,.. - читаем у Ивана Бунина в "Жизни Арсеньева". - К вечеру Великой Субботы дом наш светился предельной чистотой, как внутренней, так и внешней, благостной и счастливой, тихо ждущей в своем благообразии великого Христова праздника. И вот праздник наконец наступал, - ночью с субботы на воскресенье в мире свершался некий дивный перелом, Христос побеждал смерть и торжествовал над нею".

7. Ночью в Великую субботу (обычно в полдвенадцатого) начинается праздничное Пасхальное богослужение. Плащаницу, которая три дня находилась в центре храма, символизируя трехдневное пребывание Христа во гробе, уносят в алтарь, в храме гасят свет, только в руках верующих горят свечки - мы почти физически ощущаем мрак и ужас палестинской ночи, когда Иисус лежал во гробе, и еще никто не знал, чем это кончится. Постепенно загорается свет, звучит песнопение: "Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех…" Царские врата открываются и из алтаря выходит процессия, впереди крестного хода несут фонарь, следом икону Божией Матери, церковные знамена, Евангелие, икону "Воскресения Христова". Пасхальный крестный ход напоминает нам о шествии жен-мироносиц, направляющихся к Гробу Христа. Обойдя храм и подойдя к главному ходу, процессия останавливается, и настоятель (главный священник этой церкви) провозглашает: "Слава Святей и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице!" "Христос воскресе из мертвых!.." - запевают священнослужители и все молящиеся. Врата храма отверзаются, и мы входим в храм - как во Гроб Господень. Потрясающий момент для всех участников крестного хода: храм залит светом и хор поет, напоминая нам о том, что "Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех". Начинается пасхальная утреня, которая переходит в Литургию.

8. И все же, что что нам за дело до того, что Христос Воскрес? Как это нас касается? За неделю до Великой субботы Церковь вспоминает событие воскрешения четырехдневного Лазаря . Это воскрешение было свидетельством силы Божьей, но ведь все равно речь идет о восстановлении физического тела, своеобразной реанимацией. И хотя предания Церкви свидетельствуют о том, что "четырехдневный" Лазарь по воскрешении своем оставался в живых еще 30 лет и был епископом на острове Кипр, где и скончался, но мы, говоря о воскрешении, имеем в виду только земную жизнь человека. А Воскресение - это наследование жизни вечной, неслучайно в Пасхальном тропаре поется: "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав". Речь идет о жизни вечной, а это путь, который Христос даровал нам. И если мы принимаем Пасху только как традицию, если мы участвуем только во внешней стороне этого величайшего события, то мы уподобляемся той толпе, которая возглашала Христу: "Осанна!" в Вербное воскресенье . Но если мы способны сопереживать Его страданиям, если мы внутренне вместе с Ним проходим Страстную седмицу, путь на Голгофу, то мы уже начинаем жить со Христом, и наша жизнь меняется. Вспомним еще, что во время Тайной Вечери Иисус установил Таинство Причастия, и с этим Таинством связано наше упование на жизнь вечную. "Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день". Фактически нам дано "лекарство бессмертия".

Верующие стараются причаститься именно в праздник Пасхи, но принять Таинство можно в любой день, когда служится Божественная Литургия, конечно, при условии, что ты подготовил себя к этому.

9. Праздник Воскресения Христова начинается торжественной пасхальной службой в ночь с субботы на воскресенье и длится всю следующую неделю, называемую Светлой седмицей. Вся Пасхальная неделя - как один день Светлой Пасхи, и богослужения Светлой седмицы фактически одинаковые - кроме крестного хода и момента открытия, отверзания врат храма, все повторяется. Потому, если вы не сумели попасть на праздничную Пасхальную службу, не надо унывать. Приходите в храм в любой день Светлой седмицы. Кстати, в эти дни службы проходят при распахнутых Царских вратах - дверях, отделяющих алтарь от основного пространства храма. Открытые Царские врата - символ того, что отныне и рай открыт для нас! Считается, что добрые дела, помощь и пожертвования сиротам, вдовам, больным и обездоленным, совершенные во время Светлой седмицы, помогают снять грех с души.

10. Вас не удивляет, почему в день Пасхи радость охватывает сердца даже далеких от Церкви людей? Наверное, потому что каждый из нас испытывал страх перед смертью, а Пасха - это праздник, который дарит жизнь. И для людей звучит самое главное: отныне смерти нет, потому что ее Своей смертью упразднил Иисус Христос. Слова "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав" становятся центром всех пасхальных песнопений, в них торжество Воскресения Христова и радость бессмертной человеческой души. В день Пасхи Сам Христос дает нашей душе радость, и человеческая душа, воспринимая благую весть "Христос Воскресе!", передает ее в этот мир всему творению Божьему- потому что если смерть уничтожена, то она уничтожена для всех, значит, она не имеет власти над всем творением, и в этот день кажется, что даже природа ликует. "Христос Воскресе!" "Воистину Воскресе!"

Пасха, пожалуй, самый светлый и величественный православный праздник, во время которого соблюдается огромное количество традиций. Столы на Пасху обычно ломятся от вкусных и многочисленных блюд, это связано с тем, что Великому празднику предшествует Великий пост, во время которого приверженцы религии православия четко соблюдают определенные постулаты. Так, во время Великого поста нельзя есть мясо, а рыбу, яйца и молоко можно есть только в определенные дни.

Процесс подготовки к празднику Пасхи начинается примерно за неделю до Пасхального воскресенья. Самой распространенной традицией на Пасху, касающейся гастрономии, считается выпекание пасхальных куличей - пасок и крашенье яиц, которые потом складывают в корзинку и несут в Храм Божий, чтобы посвятить.


Как празднуют Пасху:

Пасха в 2015 году довольно ранняя. Праздновать Пасху 2015 православный мир будет 12 апреля. А значит, неделя подготовки к Пасхе 2015 начинается примерно с 5-6 апреля, так что именно в эти дни - дни самых жестких ограничений во время Великого Поста - необходимо задуматься над тем, как праздновать Пасху в 2015 году.

История Пасхи связана с воскрешением из мертвых Иисуса Христа. Сие торжество из всех торжеств знаменует победу сил добра и света над силами тьмы и зла. Легенда праздника повествует о жертвенности Иисуса Христа во имя человечества и Его великом Воскресении.

Дата праздника Пасхи вычисляется с помощью лунного календаря, поэтому и меняется из года в год.


В страстную Пятницу - самый скорбный день перед Пасхой, был распят Иисус Христос на горе Голгофе. Перед этим Понтий Пилат хотел отпустить его, однако по настоянию старейшин и толпы сделал свой выбор в пользу разбойника Вараввы. Воскресение Христово произошло в последний день недели. О Воскресении свидетельствуют письмена историографа Иудеи Гермидия. Именно в тот день произошло землетрясение, а Гермидий отправился к гробу Иисуса. Вдруг вокруг посветлело, и над землей появился человек, сотканный из лучей яркого света, откатился камень, закрывающий вход в пещеру и, когда Гермидий заглянул в гроб, стало понятно, что тело Иисуса Христа исчезло. В летописях историографа значится, что все это он видел своими глазами, поэтому никаких сомнений в истинном Воскресении Христа у него не возникло.


Когда начинается пост перед Пасхой? Пост перед Пасхой обычно начинается сразу после праздника Масленицы и длится порядка 7 недель. Именно последние 7 недель перед Пасхой - самые ответственные. Каждый день в неделю перед Пасхой знаменует то или другое событие из земной жизни Иисуса Христа перед распятием.

В субботу одной из пасхальных традиций считается поход в Храм на молитву. Затем в ночь с субботы на воскресенье начинается пасхальная служба, во время которой запрещено придаваться мирским утехам, гуляниям и развлечением. В Великую Субботу в церковь приносят пасхальные яйца и паски, чтобы осветить их, затем день сменяется Светлым Воскресеньем, когда православный люд уже имеет право «разговеться» и предаться веселью в честь Воскресения Господнего. Одним из обрядов на Пасху считается приветствие друг друга словами «Христос Воскрес!» - «Воистину воскрес». В светлое Воскресенье столы ломятся от вкусных блюд, а православные люди обмениваются друг с другом крашеными яйцами, которые считаются символом жизни, плодородия, весеннего возрождения и прообразом Вселенной, в которой зародилась жизнь.


Несмотря на то, что Пасха считается православным праздником, даже в языческие времена наши предки его почитали с особым трепетом. Существовал обряд на Пасху обливаться речной водой или водой из колодца, чтобы быть здоровыми. Кстати, у нас эта пасхальная традиция отчасти сохранилась, только мы ее повторяем в Чистый Четверг.

Старики и старухи в день Пасхи расчесывали бороды и волосы, чтобы у них было много внуков. А умывание из посуды золота или серебра сулило богатство.


В православии же считается, что в день Пасхи можно просить Бога исполнить желания, ведь Пасха напрямую связана с великим чудом.


Пасха, или Великдень - как называем сей великий праздник мы, украинцы, отмечается на территории нашей страны примерно так же, как и в других православных странах. В ночь с субботы на воскресенье православные украинцы идут в Храм, прихватив с собой различные кушанья - яйца, мясо, пасху, вино или «горілку», а после службы расходятся по домам и садятся за стол, чтобы разговеться. При этом традиционно в Украине считается, что первым нужно съесть кусок пасхи - символа тела Господнего.

Существует обряд на Пасху во время выпечки пасхальных куличей, когда матери незамужних и неженатых девушек и юношей в надежде, что те скоро обретут личное счастье, сажая в печку хлеб пасхальный, приговаривают: «Пасхи в печь, а вы, парни и девчата, не сидите, замуж идите».


Традиционной игрой на Пасху в Украине считается игра «битки». Сидя за столом, необходимо сразиться крашенками, чья крашенка треснет первой, тот и проиграл.


В Украине традиции на Пасху также подразумевают окрашивание яиц самыми разнообразными техниками: «писанки», «крашанки», «скрабанки».


В Украине Пасха празднуется около 40 дней, на протяжении этого времени люди ходят друг к другу в гости и обмениваются пасхальными угощениями.


Пасха - это международный праздник, но обычаи ее празднования в разных странах существенно отличаются. Например, в Германии существует поверье о том, что подарки на Пасху детям приносит Пасхальный заяц. Обычно детишки получают подарки из милых корзинок, где крашеные яйца сложены словно в гнезде.

В Великобритании прижилась традиция на Пасху «обнимать» церковь, люди образуют живое кольцо, держась за руки и обступая Храм. Нечто подобное есть и в Украине, ведь обычно во время освящения пасхальных корзинок люди обступают церковь вокруг.

Также в Англии есть обряд на Пасху играть в футбол бочонком эля, после чего эль все дружно распивают. В Британии также распространены пляски и танцы в парках и скверах городов в честь Великого Праздника Пасхи.

Как празднуют Пасху: видео



Пасха – главный праздник для всех христиан, а православными христианами он особенно любим. В этот день мы радуемся и торжествуем - ведь Пасха символизирует избавление людей от рабства, вечную жизнь и блаженство, дарованную им через искупительную жертву Христа Спасителя. Воскресение Христа – это основа христианства, и именно об этом говорили апостолы, когда утверждали Его церковь на Земле.

Сегодня, к великому счастью, в России возродились традиции празднования Пасхи, однако в СССР всё было по-другому: а ведь большинство из нас и наших родителей родились и выросли именно в те времена. Как же надо правильно вести себя на Пасху, что следует делать верующим, а что является нежелательным и недопустимым?

Сейчас мы поговорим, как проводить день Светлого Христова Воскресенья - Пасху.


Страницы истории

Древние христиане вели себя на Пасху просто: они всю пасхальную неделю собирались для Богослужения – в храме, если была возможность, или в обычном доме – чаще всего. Главное, что они всегда освящали этот день благочестивыми делами, подавали милостыню и вообще занимались благотворительностью, как сказали бы сегодня.

Иисус, воскреснув, освободил от смерти всех людей, и первые христиане подражали ему в этом: например, некоторые правители открывали тюрьмы и выпускали на волю заключённых – кроме уголовных преступников.

Простые люди помогали в этот день нищим и убогим, раздавали им освящённую еду, таким образом, позволяя им участвовать в Светлом празднике. Благочестивые верующие и в наши дни сохраняют святой древний обычай: в течение всей Светлой седмицы посещают Богослужения в храме.

Верующие сегодня задают священникам вопросы, как правильно проводить Пасху, и есть темы, которые интересуют всех.

Можно ли посещать кладбища в день Пасхи? Какого цвета должны быть пасхальные яйца? Как и что нужно кушать в Пасху, и сколько спиртного можно выпить?

Можно ли ходить на кладбище в день Пасхи?

Важным моментом в вопросе, как правильно проводить день Пасхи является тема посещения кладбища в этот Светлый праздник.

Традиция посещать в день Пасхи кладбища возникла в СССР, когда подавляющее большинство населения просто боялось идти в храм. А вот прийти на кладбище, и там отметить Пасху, помолиться – это считалось нормальным. Сегодня всё по-другому, и можно вспомнить, что в календаре православной церкви есть специальный день поминовения усопших – Радоница, когда следует идти на кладбище. А в день Пасхи лучше пойти в храм.


Поездка в этот день на кладбище – это просто непонимание смысла праздника Пасхи, символизирующего победу жизни над смертью, поэтому тем, кто считает себя православными христианами, следует быть духовно более чуткими и внимательными к учению Христа.

Священники, желающие помочь прихожанам разобраться в подобных вопросах, объясняют также, что не суть важно, в какой цвет красить яйца или что именно поставить на праздничный стол.

Главное в Пасху – посещение Богослужения: только там, в молитве и любви, можно почувствовать и пережить чудо Светлого Христова Воскресения.

Когда следует посещать кладбище

Когда же всё-таки следует идти на кладбище, чтобы поминать усопших? Первый день, когда можно это делать – вторник Фоминой недели - он и называется Радоницей.

Как правильно вести себя на кладбище?

Ни в коем случае нельзя устраивать на могилах пьяные оргии - а именно так всё часто и происходило в «советские» времена, и, к сожалению, случается и сегодня.


Самое главное в поминовении усопших – искренняя молитва, а вот поминки за столом, памятник и даже гроб – это просто традиции, не являющиеся важными и необходимыми для вечно живой души христианина. Молиться за усопших можно дома, на кладбище, но лучше всего – церковное поминовение.

На кладбище же надо зажечь свечу, а для совершения чина литии – особой усиленной молитвы об усопших – пригласить священника. Есть также молитвы, которые могут совершать обычные люди – простые христиане. Потом нужно привести могилу в порядок, если это необходимо, или просто почтить память покойного молчанием.

Пить и есть на кладбище не надо, и нельзя выливать на могилу спиртное – это прямое оскорбление усопшего; не надо оставлять на могиле стопку водки с кусочком хлеба – это обычай с языческими корнями, не имеющий отношения к православию. Еду, которую обычно тоже оставляют на могилах, лучше раздать нищим.

Что кушать на Пасху

Ещё один частый вопрос, касающийся правильного поведения в Светлое Христово Воскресенье: что нужно и можно есть в Пасху? Священники также с сожалением отмечают, что для многих людей Пасха в первую очередь является не Великим праздником, а днём, когда наконец-то можно наесться после долгого поста.

Как сделать пасхальный кулич

Между тем, разговляться следует постепенно, и первой пищей, которую можно есть в Пасху, является кулич, освящённый в церкви – символ Светлого праздника. Кулич также символизирует тот хлеб, который на Тайной Вечере благословил сам Христос, а ещё тот, который Он после Воскресения разделил со своими учениками.

Раньше закваску для кулича выращивали специально, и приготовленное на ней тесто было пышным, нежным и воздушным.

Можно сделать это и сегодня, если есть время, но в любом случае выпекать куличи лучше дома – тогда они будут излучать тепло, и пойдут на пользу каждому члену семьи.

Магазинная выпечка не отличается такой душевностью, и к тому же в ней используется маргарин, химические добавки (красители, ароматизаторы) – на хлебозаводах не выпекают пасхальные куличи по особой технологии.



Для приготовления домашнего кулича на Пасху надо взять 6 стаканов муки, 3 ст. молока, дрожжи, развести опару и поставить в тёплое место. Потом 5 желтков растирают с сахаром (2 ст.), солью (1 ч.л.) и приправами - палочкой ванили, кардамоном (10 орешков) или розовым маслом (2 капли). Всё это добавляют в опару, когда она подойдёт, плюс еще 2 яйца, 0,5 ст. чуть тёплого топлёного сливочного масла, и ещё 6 ст. муки, но тесто не должно быть слишком густым. Тесто хорошо выбивают на столе, добавляют изюм (0,5 ст.) и оставляют подходить до утра.

Утром его снова выбивают и оставляют полежать на некоторое время. Далее тесто разделяют на 2 части, укладывают в формы, дают ему подняться на ¾ их высоты, и ставят выпекать в духовку или печь. Получится 2 кулича.

Всего потребуется: муки – 12 стаканов, молока (желательно парного) – 3 ст., дрожжей – 50 г, сахара – 2 ст., яиц – 7 шт., масла топлёного – 0,5 ст., изюма – 1,5 ст., соли – 1 ч. л., ароматные приправы – по вкусу.

Крашеные яйца

Что касается яиц, то сегодня мы знаем, откуда пошёл обычай дарить их в Пасху – в СССР об этом мало кто знал, но люди всё равно красили яйца и дарили их друг другу.

Красное яйцо впервые поднесла в дар императору Тиберию святая Мария Магдалина, и это тоже символизирует торжество жизни, которая рождается из яйца, хотя оно имеет твёрдую скорлупу; а Христос восстал из гроба, явив нам чудо Воскресения и подарив жизнь вечную. Как уже сказано, не столь важно, в какой именно цвет окрашивать яйца - важно то, что мы чувствуем и ощущаем в Светлый праздник, посещая Богослужения в церкви.


Какие мясные блюда кушать на Пасху

Из мясных блюд на Пасху традиционно готовили студень: из говяжьих, свиных и бараньих ножек, голов и субпродуктов, добавляя морковь, лук и приправы. Подавали с хреном – так блюдо лучше усваивалось.

Популярны были также утка (гусь) с яблоками и буженина – запечённый с чесноком и перцем окорок - их тоже ели с зеленью и свежими салатами.


Вообще мясные блюда правильнее есть не в Светлое Воскресение, а уже к концу Светлой седмицы – в пятницу или субботу, и раньше христиане всегда воздерживались от жирной и калорийной пищи в первые дни праздника.

Это правило очень мудрое, но в наше время часто бывает так, что после Пасхи у медиков прибавляется работы: резко возрастает число пищевых отравлений, обращений к врачу с расстройствами желудка и кишечника, обострениями сердечнососудистых заболеваний и т. д.

Как проводить Пасху за праздничным столом

За праздничным столом можно съесть не более одного яйца, 150-200 г мяса, а от жирных соусов и кремов лучше отказаться вообще.

Отдайте предпочтение рыбным блюдам, овощам, злакам и фруктам, а в употреблении алкоголя проявите умеренность и осторожность – в первый день достаточно стакана красного вина. Что касается водки, то православная церковь никогда не приветствовала её употребление, и тем более в Пасху, когда благочестивые христиане радуются, молятся и наслаждаются богатством христианской веры, слушая торжественные песнопения и псалмы.



Лучше всего в эти дни постараться делать добрые дела, помогая тем, кто нуждается в помощи; можно отдыхать, бывать на природе, встречаться с друзьями, приглашать гостей и ходить в гости самим, однако всегда надо помнить смысл Пасхи: победу жизни над смертью и радость о Светлом Воскресении Христа.


Top