Мастер класс " пластилиновая живопись". Мастер класс " пластилиновая живопись" Правильно смешиваем пластилин

Цель: научить приемам работы в технике пластилиновой живописи.

  • развитие навыков и умений в работе с пластилином и стеками;
  • развитие чувства цвета, пропорции, ритма;
  • развитие пространственного мышления и творческих способностей;
  • эстетическое воспитание средствами изобразительного и декоративного искусства;
  • воспитание у детей художественного вкуса;
  • разработка моторики пальцев рук детей.

Материалы и оборудование для учеников:

  • цветной пластилин;
  • матовый и глянцевый цветной картон,
  • набор стеков, зубочистки;
  • доска для лепки формата A4;
  • тряпочка для вытирания рук и стеков;
  • клеенка для рабочего стола.

Зрительный ряд: образцы работ учителя и учащихся в технике пластилиновой живописи.

Виды пластилина:

Выпускаются следующие виды пластилина; парафиновый, восковой, флуоресцентный. При работе с пластилином необходимо учитывать его свойства: мягкость, пластичность, клейкость, способность размягчаться под воздействием тепла, непрочность, способность сохранения придаваемой формы, водонепроницаемость.

Рисование пластилином - все чаще встречающийся вид живописи, но этот способ изображения способствует творческому развитию и разнообразию художественных выразительных методов. Каждое новое творческое начинание для человека - это не просто умение, навыки, опыт: это еще и способ развития мыслительной активности, согласно взаимосвязи “рука - мозг”.

Факторы для развития художника - это постоянная практика, совершенствование мастерства, смелый эксперимент, поиск и творческий подход в процессе деятельности. Совокупность этих качеств, при изготовлении пластилиновых изделий, может способствовать созданию новых, неповторимых произведений искусства.

Чем это интересно. Во-первых, своей новизной. С другой стороны, такой материал позволяет находить новые решения в изображении. И самое главное: этот материал позволяет переносит часть себя на полотно своих работ, передавать часть своего тепла.

Ее основа – сочетание твердых поверхностей и пластилина, создание изображения нанесением пластилина на поверхность по особой технике, использование нехарактерных для живописи вспомогательных материалов. Какие существуют техники и приемы рисования пластилином?

Некоторые техники и приемы рисования пластилином

1 способ

.

Пластилиновая живопись дает огромный простор для фантазии художника от типа нанесения пластилиновых мазков и их фактуры до выбора цветового колорита, который визуально выглядит необыкновенно свежо, сочно и богато. Поверхность мазков из пластилина может выглядеть по-разному. Сама фактура может напоминать шёлк, стекло или керамику, если постараться сделать ее гладкой и блестящей. Для этого нужно перед заглаживанием пальцами пластилиновой поверхности слегка смачивать пальцы в воде. Но только слегка, чтобы картонная основа ни в коем случае не размокла.

Можно сделать поверхность картины немного шероховатой. Для этого используются различные способы нанесения на поверхность пластилинового изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или каких-нибудь фигурных линий.
Работать можно не только пальцами рук, но и стеками. Это специальные вспомогательные инструменты.

2 способ

.

Работа на стекле. Подготовим стекло: уберем картон и протрем его салфеткой, чтобы не было следов от пальцев. Иначе в этих местах будет плохо ложиться тушь. Подложив эскиз под стекло аккуратно как можно точнее переведем рисунок. Надо учитывать, что он при этом получится в зеркальном отражении. Туши надо немного подсохнуть. Во время этой паузы можно заняться подготовкой материала: подобрать цвет пластилина и намешать его оттенки для рисунка. Раскладываем получившиеся кусочки и анализируем на сколько удачно они сочетаются между собой и оттеняют друг друга. Процесс заполнения поверхности очень кропотливый и если одним большим куском заполнить сразу большую часть рисунка, работа теряет свой необычный облик, красоту. Поэтому, желательно накладывать пластилин очень маленькими с горошинку кусочками, при этом каждая последующая с чуть измененным оттенком. Затем постепенно разминать их пальцем по поверхности. Учитывайте, что при растирании пластилина получаются порой необыкновенные разводы, которые только еще больше придают красоту и порой подчеркивают форму. Следите за контуром рисунка и не выходите за его пределы. Бывает и так, что был нанесен неудачно подобранный цвет, его легко убрать стеком и нанести новый. Практика выполнения таких работ показала, что лучше начинать заполнять поверхность стекла с основных элементов, а затем – фон. Выполненную работу оформляем – фиксируем с обратной стороны картон зажимами и тщательно начищаем поверхность сухой салфеткой. Работа готова!

3 способ

.

На картон наносится тонкий слой пластилина, выравнивается стеком или ножом, а рисунок процарапывается зубочисткой, иглой, стеком, как в технике граттаж.

4 способ

.

Рисовать пластилином можно и другими приемами; “горошками” и “жгутиками”. Из пластилина катаются горошинки и выкладываются узором на грунтованную или чистую поверхность картона, заполняя весь рисунок. Техника “жгутиками” несколько сложнее в том, что надо скатать жгутики одинаковой толщины и выкладывать их на рисунок. Можно жгутики соединить вдвое и скрутить, тогда получится красивая косичка, основа контура рисунка.

5

способ .

На картон наносится рисунок, скатываются жгутики потолще, размазываются пальцем к середине, затем заполняется центр элемента рисунка. Можно применять смешенный пластилин для большей цветовой гаммы. Работу можно сделать рельефной, накладывая на листики жилки из пластилина или мазками, как в масляной живописи.

Вывод:

Работа в технике пластилиновой живописи очень интересна. Она развивает моторику пальцев рук, точность движений, фантазию, абстрактное мышление, внимание, художественные навыки работы с пластическими материалами.

Попробуйте выполнить несколько упражнений и вам понравится эта новая техника.

Дети с удовольствием работают в технике пластилиновой живописи.

Вот они, первые, защищающие, оберегающие от всего мира объятия мамы, затем лёгкие дружеские похлопывания по плечу, и вот уже робкие нежные прикосновения возлюбленного – все эти счастливые мгновения «сделаны руками». И даже в те моменты, когда эмоции переполняют нас, глаза не находят себе места, а слова застревают, на помощь приходят они – «говорящие», утешающие, подбадривающие руки. То, к чему мы прикасаемся, получает отпечаток наших эмоций. То же можно отнести и к живописи. Разве через кисть не транслирует художник всего себя – от особенностей цветовосприятия до философии его жизни?

11 лет назад я поняла, что живопись, ради которой осуществляется убийство животных – это не моё искусство. Производители художественных кистей на мой вопрос о производстве беличьих кистей ответили, что используются хвосты, доставляемые как «отходы» меховых фабрик. То есть истерзанные трупики «дорабатываются» до кисточек.

Вот стоишь в парке, смотришь по сторонам, сжимая в руке заветный орешек. Ждёшь, когда же, когда из зелени ветвей шустро выпрыгнет рыжий зверёк? Появился, осматривается, не подбегает близко. И вот, исполнив танец страха и любопытства, маленькое мохнатое существо вдруг... Прыгает к тебе на руку. Сердце замирает. Вот оно, пушистое облачко, сидит: ладонь ощущает холодную кожицу и тоненькие коготочки лапок. Старательно и быстро разгрызает орех, а чёрные виноградинки глаз доверчиво смотрят на тебя: «Не припасён ли ещё орешек?!». И это чудо, хрупкое и смешное... Убить, чтобы рисовать мёртвой белкой ещё живых?!

Я для себя решила, что не хочу быть прикреплённой к цепочке убийства, даже и последним, ничего не решающим звеном. В век нанотехнологий и смартфонов убивать животное ради того, чтобы дошкольник акварелью яростно поразмазал на бумаге пару кругов? Чтобы через месяц негодную кисточку выкинули, и не подумав, что это в помойке невинно и не нужно загубленная жизнь?

И выбросить, и убить можно руками, как руками можно и спасти. Я не использую кистей для живописи, я рисую подушечками пальцев и пластилином.

Кому-то покажется смешным, что «детский» материал может использоваться в таком пафосно-важном деле как живопись. Я творю в этой технике 12-й год, и за это время выслушала немало странных комментариев по поводу пластилина. Кому-то хотелось подвергнуть картины испытанием зажигалкой, кому-то заморозить в холодильнике: большинству людей казалось, что пластилин не долговечен, а потому нужно непременно доказать мне несостоятельность моего выбора. Но, увы, у недоброжелателей ничего не вышло: пластилин со временем не теряет цвета, не рассыхается и не реагирует на погодные перемены. В данном моменте я не говорю о картинах, которые создаются путём нанесения на картон без закрытия работы. Если оставлять картину на открытом воздухе, не герметизируя, то где-то через 5-6 лет она может рассохнуться, к тому же её трудно будет очистить от набравшейся пыли.

Технология моей работы – нанесение пластилина на стекло или пластик, а затем закрытие работы тем же пластиком, либо плотным картоном. В мастерской хранятся мои самые первые работы: они также радуют глаз, и хотя им уже 10-11 лет, – они ничуть не изменились.

Итак, каковы же преимущества пластилина как материала для живописи:

1. Готовые созданные вами оттенки хранятся (не засыхая!) бесконечно долго. Чего нельзя сказать об акриловых, гуаши и акварельных красках.

2. Работа, созданная в пластилине, в несколько раз дешевле по себестоимости, чем картина, написанная любым из видов красок.

3. При рисовании пластилином снижается проявления суставных болей и артрозов, а также, благодаря мелкой работе и давлению на кончики пальцев, улучшается работа головного мозга.

Немного о технологиях.

Что только не делают с пластлином: нагревают и рисуют из шприца горячим, растирают, делают «колбаски», формируют контуры, а затем их заполняют, подкладывают под стекло фотографии и картинки. Я придерживаюсь классики: формирую шарики разных цветов и оттенков, создаю палитру для моей картины, а затем растираю отщипанные кусочки по стеклу – «рисую». Я не использую шаблоны или подкладываемые фото: я всегда «творю» пластилином, экспериментируя с цветом и формой «мазка».

Несмотря на кажущуюся простоту, пластилин может таить в себе и некоторую «подлость»: от 5-6-ти часовой работы, а то и раньше, на пальцах от трения могут... образоваться покраснения и настоящие мозоли. Но день-два после они, как правило, проходят.


Совет начинающим: используйте пластилин известных отечественных марок, таких как «Луч» и «Гамма» – это проверенные материалы. Чешский пластлин склонен разламываться и не обладает такой податливостью, к тому же плохо намазывается и смешивается. А китайские пластилины склонны рассыпаться со временем, к тому же многие из них не проверены на качество.

За 12 лет работы я создала более 130 картин, из которых 88 успешно проданы. Я провела 6 выставок. Некоторые из моих картин в частных коллекциях Японии, Франции, Канады и Америки. Последние 2 года активно пропагандирую синтетические кисти и отказ от беличьих кистей, выставляя картины проекта «Для-Художника-Кисти-А-Для-Белок-Их-Жизни!».


Руки даны нам для того, чтобы передавать любовь, любовь к Жизни и Живому: отдавать, продолжая Торжество Жизни – в этом моя философия как художницы!

Когда человек слышит о пластилине, в его памяти сразу всплывают яркие моменты родом из детства.

Ведь именно там и тогда мы впервые узнали о существовании этого материала, и начали познавать себя в лепке пластилином, неряшливо теряя его комочки на мебели, коврах, постелях.

Правда тогда мало кто из нас ведал, что пластилин может быть еще и незаменимым средством в живописном жанре. Теперь же наверняка многие знают о существовании пластилиновой живописи, которая широко используется художниками-современниками.

Правильно смешиваем пластилин



Палитра смешивания пластилиновых кусочков схожа со смешиванием масляных красок, правда пластилин перемешивается вручную. Не рекомендуется смешивать больше 2-3 цветов, это может негативно повлиять на яркость оттенка, или же вовсе приобрести «забитость» цвета.

Перемешивая разные по цвету пластилины можно, как и на палитре, получить сложные оттенки тех или иных цветов.

Назиданием могут служить детские опыты: ежели цветной пластилин разбавить черным, можно получить насыщенный и более темный тон изначально использованного оттенка. Если соединить какой-то цвет с белым, тогда результатом будет пастельный тон.

Техника пластилиновой живописи


Стоит сразу же отметить, что каждый художник имеет свои приемы, свой стиль, который и дает нам его распознавание среди других. И сейчас мы остановимся несколько детальнее на некоторых приемах и техниках.

Для начала, напомним себе творения художников-импрессионистов, кои используют весьма необычную накладку мазков. Сочные большие мазки зачастую передают объем и форму, крупные и красочные - затребованы подчас налаживания иллюзии мерцания и подвижности.

Изображать пластилином можно по такой же методике, нанося его на грунтованный картон. Особенностью этого приема для живописи является некая рельефность мазков.

Другой способ более схож с декоративным приемом, и в результате напоминает нечто меж рисованием и аппликацией. Для использования этого метода, необходимо полностью, либо частично лепить детали желаемого изображения, уже после перенося их на фон.

- это великая свобода для проявления фантазии. Мазки пластилина могут внешне смотреться совершенно по-разному, и здесь все подчинено затее мастера. Фактура может походить на стекло или нежнейший шелк; она может быть шероховатой, покрытой извилинами, фигурными линиями, полосами. Работать с пластилином не обязательно пальцами, можно использовать вспомогательные инструменты - стеки, шприцы с иголками и без.

Что рисовать?


Ограничений - нет! И этим все уже сказано. Подсоединяйте в работу мысли и чувства, находите яркие ноты в своих фантазиях и идеях.

Как и в случае с акварелью, гуашью, маслом, благодаря пластилину можно творить аппетитные натюрморты, восхитительные пейзажи, натуралистичные портреты.

Художества из пластилина непременно насыщены теплотой создающих их мастерских рук, и, наверняка, поэтому они делятся со зрителем особенной энергией, что напоминает нам старую, добрую сказку. И здесь главное уметь пропустить ее в свой мир…



Пластилин можно использовать не только для лепки. Им можно, как красками, рисовать картины. Особенно это должно быть интересно детям.

Сегодня можно купить пластилин очень красивых и разнообразных оттенков. Только белого пластилина желательно иметь больше, так как он идет еще и для создания оттенков.

Если дети хотят выполнить картинку в стиле раскрасок, то пластилин можно не смешивать и работать теми цветами, которые есть в наличии.

Но, если делать более “взрослую” работу, то для создания оттенков пластилин придется смешать.

Для работы нам понадобится рамка и вставленный в нее кусок ДВП (или кусок от картонной упаковки бытовой техники или мебели).

Работать можно с любой стороны. На гладкой пластилин ложится легче, но на шершавой стороне проглядывающий текстурный рисунок будет создавать иллюзию холста.

Накладывать мазки можно пальцем или специальным пластиковым стеком, который продается почти в каждом наборе.

Итак, мастер класс в группе "Развивайка. Родители и дети в интернете от Марины Терешковой:

Стеком я снимала лишние выпуклости и смешивала тонкие слои пластилина прямо на картине. Можно и не убирать излишки пластилина - фактурность придаст работе особый шарм. Но материала уйдет намного больше.

После того, как предварительный фон был закончен, я приступила в выполнению цветов. В процессе работы фон еще будет дорабатываться и дополняться, чтобы собрать композицию в одно целое.

Для ромашек я использовала белый пластилин с добавлением желтого, голубого и черного пластилина, чтобы создать оттенки. Когда лепестки были готовы, я скатала шарик, расплющила его немного и тупой иголкой создала фактуру сердцевинки.

Для шарика лучше смешать желтый, оранжевый и зеленый пластилин, но так, чтобы кусочки не перемешались до конца. Оранжевого и зеленого надо взять совсем немного.

В сердцевинку потом добавила еще совсем чуть-чуть зеленого цвета.
Таким образом, я сделала три ромашки и добавила к ним васильки. Ведь на поле они, обычно, растут рядышком.
Резные края лепестков у васильков разрезала стеком.

Теперь переходим к траве. Такими же мазками я с помощью пальца нарисовала листья и травку, затем в некоторых местах прорисовала стеком, разделяя травинки. Стебельки можно сделать из тоненьких колбасок, прилепив их на фон и немного размазав.

Дорабатывая фон, я создала на небе пластилиновое облачко и немного притемнила передний план.








автор разыскивается

Каждый с удовольствием смотрит смешные мультипликационные фильмы. Перед использованием пластилин следует размять, а после работы протереть руки салфеткой и вымыть их теплой водой с мылом.

Для основы картин используется плотный картон. Если фон покрывается частично, то нужно применять картон с цветным покрытием, на котором не появляются масляные пятна от пластилина.

Альбомная бумага может служить основой для покрытия пластилином или быть прокладкой вырезаемых деталей аппликаций.

Дополнительные природные материалы, пластмассовые детали, бижутерия и т. п. используются для создания определенных эффектов.

Для резания пластилина и нанесения ею на основу применяется стека — инструмент, у которого один конец ножеобразный, а другой острый.

Ножницы предназначены для вырезания деталей картин.

Разрезать срезы, вырезать отверстия удобно ножом-резаком или скальпелем. Для того чтобы брать мелкие детали, необходим пинцет.

Шилом можно прокалывать отверстия, наносить углубленные рельефные линии.

Для раскатывания пластилина удобна скалка.

Применяя такие приспособления, как расческа, металлическое ситечко, чесноковыжималка, можно добиться рельефности пластилиновых деталей.

Рисовать эскизы картин нужно только карандашом.

Лепить из пластилина лучше всего на пластине из оргстекла, но можно использовать фанеру, картон или клеенку.

В зависимости от объемности деталей картины могут иметь плоскостное или барельефное изображение. У плоскостных картин поверхность ровная, подобная масляной живописи. В барельефном изображении фигуры слегка выступают над поверхностью.

Подразделяются картины в зависимости от степени заполнения полотна. В одних картинах покрыта вся поверхность, а а других пластилином заполнена только часть, ограниченная контуром рисунка. Последний вид называется аппликацией.

Формат картин может быть различным: вертикальным, горизонтальным, квадратным, круглым, овальным.

Преимущество пластилиновых картин заключается в возможности изображения выпуклых барельефных деталей, создающих особую зрительную реальность выполняемых художественных работ.

Плоскостное изображение пластилином подобно живописи масляными красками, но наносится пластичный материал не кистями, а стеками или размазывается по картонной основе пальцами рук. Ручной способ нанесения пластилина более эффективен, потому что согретый пальцами материал ровно под давлением соединяется с основой.


"Собачья верность", автор Шевчик Сергей

Рельефность картин достигается лепкой деталей из пластилина, формованием стекой, резанием ножницами с последующим подъемом разрезов, дублированием объемных элементов бумагой, протиранием пластилина через металлическое ситечко, выдавливанием материала через чесноко-выжималку и т. п.

Нанесение пластилина на основу следует начинать с верхней части, чтобы исключить касание ладони с покрытыми участками.

При создании объемных изображений применяются два способа лепки: конструктивный (деталь составляется из пластичной массы) и пластичный (форма вытягивается из пластичной массы).

Детали круглых и овальных форм формируются скатыванием пластилиновых шариков с дальнейшим расплющиванием при закреплении на полотне картины.

Для изображения тонких полос выполняются валики, которые раскатываются ладонями на плоскости. Желательно, чтобы эти детали не были очень длинными, в противном случае их формование и перенос будут вызывать затруднении. После раскатывания валики необходимо остудить, потому что в теплом состоянии они могут разорваться. Длинные линии следует составлять из нескольких коротких элементов.

Раскатывая валики, нужно иметь в виду, что при расплющивании на поверхности их поперечное сечение увеличится.

Ровные и длинные валики с круглым поперечным сечением можно получить, продавливая пластилин через чесноковыжималку. Эти детали используются для изображения лепестков и стеблей цветов, прядей, завитков и т.п.

Эффект пушистости и рыхлости элементов картины достигается трением или пролавливанием пластилина через металлическое ситечко. Таким способом изображаются мех животных, кораллы, растительность и т.п.

Рельефность на поверхности деталей можно получить продавливанием тонких бороздок кончиками ножниц, шилом, стекой, расческой.

Для создания резного края срез пластилиновой пластинки надрезается ножницами, скальпелем или придавливается стекой под углом к оформляемой линии. Этот метод применяется при изображении листьев, кроны деревьев.

Детали сложной конфигурации можно выполнить расплющенным пятном, от которою стекой или скальпелем отсекаются излишки.

Если необходимы фигуры, которые затруднительно вылепить, то из продублированной тонким, слоем пластилина бумаги ножницами нужно вырезать деталь и присоединить ее к основе пластилиновыми валиками.


Белов Кирилл и Белова Светлана Николаевна, Тюменская область, г. Ишим, ДС № 19

Для создания прозрачности или объемности элементов пластилин растирается пальцами и наносится на деталь тонким слоем. Излишки верхнего слоя соскабливаются стекой до получении необходимого зрительного эффекта.

Если пластилиновая аппликация с частичным заполнением фона выполнена на мягкой бумаге, то вокруг деталей могут образоваться масляные ореолы. В этом случае необходимо вырезать элементы ножницами и соответственно композиции наклеить их на картон с водоотталкивающим покрытием.

Дефекты можно аккуратно срезать стекой и на этом участке выполнить исправления.

Смешением пластилина разных цветов достигается разнообразие колорита. Белый пластилин добавляется для осветления красок, а примесь черного, синего, коричневого придает темный оттенок. Часто используется цвет охры, который получается смешением коричневого и желтого цветов.

Чтобы добиться эффекта "мраморности", т. е. изображения с разноцветными хаотическими разводами, пластилиновые валики разных цветов скручиваются жгутом слегка перемешиваются, но не допускается полное поглощение красок. Колорит комбинируемых красок при нанесении на полотно должен просматриваться разноцветными разводами.

Видимость объемности пластилиновым деталям можно придать напылением порошка пастели или тенями для век.

Для изображения белых элементов на белом картоне можно использовать трафареты, которыми закрывают определенные участки, а вокруг окрашивают фон.

Картины из пластилина желательно оформить в рамках под стеклом. Если изображение рельефное, то между стеклом и плоскостью картины необходимо проложить вдоль рамки прокладку на высоту выпуклости рисунка. Плоскостные картины можно хранить под прозрачными пленками.

Пластилиновые изображения не следует подвергать деформации, нагреванию, не допускать попадания солнечного света.

Начинать осваивать технологию работы с пластилином лучше всего с небольших картин, на которых изображены простые предметы. Только после того, как появится уверенность в работе с пластилином, следует разработать собственную манеру.


Статьи

Пластилин как материал для творчества предполагает широкий диапазон использования. Взрослые с его помощью могут справиться со стрессами, решить психологические проблемы, да и просто заняться творческим самовыражением. Для детей же это просто жизненно необходимый элемент игрового развития! А сколько существует вариантов пластилинового творчества - не хватит и десяти пальчиков на детских ручках, чтобы сосчитать. Обратимся к такому виду лепного творчества, как пластилиновая живопись.

Живопись пластилином... Что это?

Создавать картины можно не только с помощью красок, которые отлично может заменить обычный пластилин. Экспериментируя с техниками работы, вы сможете создать настоящие пластилиновые шедевры, непохожие друг на друга. Живопись пластилином может быть рельефная, может быть выполнена в технике "процарапывания" или граттаж, может равномерно лежать на холсте, будто акварельный след от кисти мастера, а может игриво красоваться жгутиками, завитушками и горошинками, создавая целостную картину в лучших традициях пуантилизма.

Особенно следует обратить внимание на пластилиновую живопись для детей, которая, помимо благородной цели формирования художественно-эстетического восприятия мира у малышей, преследует еще и цель всестороннего развития мозга через тренировку мелкой моторики, активизацию речевых центров и таких психических процессов, как память, воображение, мышление, внимание.

Виды пластилина

Для детской лепки существует много разнообразных материалов, обладающих своими плюсами и минусами. Так, лепить можно из:

  • соленого теста;
  • промышленного производства;
  • песка (живого, кинетического, умного, космического);
  • холодного фарфора;
  • глины;
  • пасты для моделирования;
  • пластилина.

Для изготовления лепных картин на жесткой основе подойдет далеко не каждый материал для лепки, идеальным является именно пластилин. Однако следует иметь в виду, что пластилин тоже различается по видам:

  1. Отечественный пластилин.
  2. Play-doh.
  3. Восковой пластилин.
  4. Плавающий пластилин.
  5. Шариковый пластилин.

Плавающий пластилин может стать самым первым для малыша. Он неудобен тем, что сыпется, поделки из него не обладают достаточной прочностью, но он мягкий, не пачкает ручки и одежду, а еще отлично держится на воде.

Пластилиновая живопись из зарубежного пластилина имеет место только на стеклянной основе в технике лепки "наизнанку" при условии прижатия картины между двумя стеклами. Он слишком мягок, детали плохо скрепляются между собой. Лучше оставить этот вид пластилина для знакомства с лепкой, для малышей до трех лет. Он имеет сочные цвета, легко перемешивается между собой, подходит для экспериментов с формочками, шприцами, скалкой и стеками.

Отечественный пластилин хорош для лепки после трех, потому что он отлично соединяет детали между собой, обладает достаточной прочностью для сохранности картины, но слишком твердый для маленьких детских пальчиков и трудно отмываем в случае неаккуратного использования.

Пластилиновая живопись во второй младшей группе может осуществляться с помощью который имеет приятную на ощупь структуру, яркие цвета и достаточную пластичность для создания первых детских шедевров. Тем более хорошо, что такой пластилин высыхает на воздухе, и поделки из него при должном хранении могут остаться надолго.

Интересна идея создания картин путем сочетания различных видов пластилина и дополнительных фактур: блесток, фольги, палочек от мороженого, ткани. Такая пластилиновая живопись в доу! Старшая группа может экспериментировать уже с восковым пластилином, который отличается чересчур хорошим сцеплением деталей. Но он обладает яркими цветами, приятен в работе и надолго сохраняет качество готовой работы.

Основа для лепной живописи

Писать картины пластилином можно на абсолютно разных основах! Зачастую используется обычный картон, который может стерпеть все варианты творческого самовыражения малыша. Для более старших деток в качестве основы для пластилиновой картины подойдет стекло, к которому пластилин надежно фиксируется и долго держится. Особенно хорошо стекло для "обратных картин", когда сюжет налепляется снизу вверх, от светлых тонов к темным, от главных элементов к фону.

Малышам интересно будет пластилиновая живопись на подручных материалах, например, старом диске mp3, скучной белой чашке или обычной пластиковой тарелке. Такая "картина" не требует дополнительного оформления и сможет стать идеальным подарком для любимых взрослых на любой праздник.

Идеи для детского пластилинового творчества

Можно черпать от всюду! Выпал первый снег за окном: малыш слепил первого в этом году снеговика во дворе и потом повторил его в миниатюре на картонке. Мама принесла ведерко садовой клубники, можно слепить ягодную полянку на стекле. Семья съездила летом на море и привезла несколько красивых ракушек, они идеально впишутся в пластилиновый морской прибой, созданный вместе с малышом на память.

Пластилиновая живопись для детей должна обладать рядом свойств:

  • простые и понятные формы;
  • наличие главного элемента и минимум фоновых деталей;
  • четкие и яркие основные цвета.

Отсюда следует, что сюжетные идеи можно искать в обычных детских раскрасках. Главное, подобрать качественный пластилин, прочную основу и запастись хорошим настроением. Тогда создание пластилинового шедевра просто неизбежно!

Немного о цвете

Как уже было сказано, маленькие дети воспринимают мир в ярких цветах, поэтому и пластилин нужно подбирать чистых основных цветов. Ближе к школе ребенок сам захочет экспериментировать с цветами, смешивая их, выбирая интересные оттенки.

Пластилиновая живопись учит ребенка науке о цвете, какие цвета сочетаются между собой, дополняют друг друга. Нужно выделять главные цвета картины и несколько дополнительных. Тогда параллельно с лепкой ребенок приобретет чувство стиля и вкуса, почувствует красоту и гармонию, что, безусловно, пригодится ему во взрослой жизни.

Возрастные ограничения или пластилин без границ!

Пластилиновая живопись в детском саду предлагается в завершении обучения во второй ранней группе, то есть после трех с половиной лет. Однако заниматься лепкой с малышами можно гораздо раньше, знакомя их с основами лепной живописи.

Работа маленьких пальчиков позволяет развивать тонкую моторику, пространственно-образное мышление, изучать причинно-следственные связи. Ребенок учится создавать и получать от процесса созидания удовольствие.

Особенности лепки с детьми до трех лет

Самые маленькие творцы учатся простым действиям с пластилином: отщипывание кусочка, скатывание его в шарик или колбаску, прикрепление пластилиновой детали к основе методом нажатия пальчиком или методом растирания.

Живопись пластилином для карапузов может заключаться в заполнении пропущенных мелких элементов картины в виде заплаток соответствующих цветов. Ребенок отщипывает кусочек, скатывает шарик и закрывает им заплатку в соответствующем месте готовой картины. Малыш учится регулировать количество взятого пластилина, разбираться в основных цветах, а также формировать законченный целостный вид картины.

Начала пластилиновой живописи для детей 4 - 5 лет

Пластилиновая живопись для детей 4-5 лет предполагает освоение основных пластилиновых элементов и особенностей работы с ними. Могут быть использованы техники растирания пластилина на основе, разминание пальчиками, создание картин в техниках горошком, завитком, жгутом.

Дети могут как самостоятельно придумывать сюжет, так и заполнять пластилином предложенные взрослым контуры. Дети этого возраста уже могут сами выбирать цветовое решение картины, не ограничиваясь основными цветами. Для оформления картины могут использовать дополнительные фактуры.

Пластилиновые шедевры детей 6 - 7 лет

Пластилиновая живопись для детей 6-7 лет отличается большим разнообразием техник. Дети этого возраста могут вылепливать не только простые сюжеты, но и детализировать основной элемент, используя всю палитру цветов. Могут экспериментировать со смешиванием цветов, применением различных фактур.

Старшие дошкольники уже могут создавать двух и трехуровневые сюжеты, рельефные пластилиновые картины.

Основные приемы работы с пластилином по элементам

Основными пластилиновым элементом называют маленький неделимый пластилиновый кусочек определенной формы, используемый для создания картины. К элементам относятся:

  • Шар - отщипывается кусочек пластилина и скатывается шарик с помощью пальца на ладошке второй руки или между двумя ладонями. Шар крепится к основе путем нажатия на него по центру и равномерного растирания во все стороны.
  • Капля - пластилиновому шару придается форма капли. Капля переносится на основу путем нажатия на середину и растирания в сторону "хвостика" капли.
  • Жгут получается с помощью растирания кусочка пластилина между ладонями до образования колбаски или с помощью шприца, вытягивающего пластилин в тонкую длинную объемную полоску. В картине жгуты складываются желаемым образом и легким равномерным нажатием пальцев прикрепляются к основе.
  • Улитка - это сложенный по спирали жгут. С ее помощью можно создавать интересные картины, равномерно прижимая элементы к основе по очереди.

Основные техники пластилиновой живописи

Перечислим основные техники создания картин из пластилина:

  1. Пластилиновая живопись на стекле изображением с обратной стороны. Лепка ведется от светлого к темному, от основного элемента к фону.
  2. Пластилиновая картина горошком предполагает заполнение деталей картины шариками соответствующих цветов.
  3. Пластилиновое рисование с помощью пальцев или стек. Техника основана на растирании пластилина по основе.
  4. Пластилиновый граттаж. Сначала формируется фон путем наложения пластилина, затем стекой процарапывается основное изображение.
  5. Пластилиновая живопись из шприца или жгутные картины. Жгуты складывают между собой, формируя детали картины.
  6. Пластилиновый барельеф предполагает наличие объемных деталей картины.

Этапы создания простой картины из пластилина

Теперь вы узнали, насколько разнообразна пластилиновая живопись! Мастер-класс по созданию простой картины предложим вам уже сейчас. Для пластилинового творчества необязательно обладать солидным багажом знаний и практическими навыками в лепной области. Достаточно иметь небольшой опыт по лепке вареников или пирожков, а, может, хватит и жгучего желания попробовать свои силы в этом новом виде творчества. Приступим.

  1. Выбор эскиза будущей картины. Начинать следует с простых детских раскрасок. Например, в преддверии Нового года уместными будут образы веселого снеговика, пушистой елки или елочного шара.
  2. Перенос эскиза на выбранную основу. Для первого раза предпочтительно использовать обычный картон.
  3. Выбор пластилина по виду и цвету. Следует предпочесть отечественный пластилин с хорошими лепными свойствами, подобрать яркие и приятные цвета. Если желаемого цвета нет, можно смешать имеющиеся цвета для получения желаемого.
  4. Выбор подходящих элементов, подготовка при необходимости стек для техники мазка. Следует попрактиковаться с основными элементами пластилиновой лепки: шар, капля, улитка и жгут.
  5. Заполнение картины начиная с фона и дальних планов в технике мазка, затем передвигаясь к центральным элементам, использовать уже рельефные техники. Предпочтительно работать от темных тонов к светлым, сверху вниз.
  6. Оформление картины.

Как хранить и выставлять картину

Лучше всего хранить под стеклом. Если элементы на картине рельефные, то следует предусмотреть паспарту или специальную подложку для сохранения свободного места между стеклом и картиной.

Вешать пластилиновую картину нужно в месте, куда не достают прямые солнечные лучи, подальше от отопительных приборов и на ровную поверхность во избежание деформации. Можно хранить готовые работы в коробках под прозрачной пленкой. А более долговременное хранение позволит обеспечить фотографирование работ и раздаривание их самым дорогим и близким.

Приятного вам творчества!


ВСТУПЛЕНИЕ

  • Обычно в нашем понимании живопись ассоциируется с красками, но не многие знают, что пластилином можно рисовать также как и красками.
  • Пластилин – благодатнейший материал для художника, но, кажется, еще недостаточно оценённый.
  • Если знать и использовать секреты пластилина, можно создавать не просто поделки, а настоящие Картины.

Мир пластилиновой живописи был основан на старейшей из техник живописи – ЭНКАУСТИКИ.

«ЭНКАУСТИКА» – техника живописной росписи, где связующим веществом является ВОСК. Обладает исключительной долговечностью.



Возможности пластилина

1.Пластилином можно создавать картины

схожие с масляной живописью. Пластилин нетоксичен, доступен, легок в применении.


СВОЙСТВА ПЛАСТИЛИНА

1.ПЛАСТИЧНОСТЬ.

Легко раскатывается и разминается и ложиться на поверхность любым слоем,


СВОЙСТВА ПЛАСТИЛИНА

2. ВЯЗКОСТЬ, ПРИЛИПЧИВОСТЬ.


СВОЙСТВА ПЛАСТИЛИНА

3.ЦВЕТНОСТЬ.

При смешивании 2-3 цветов получаются новые оттенки


СВОЙСТВА ПЛАСТИЛИНА

4. ТЕРМОЛАБИЛЬНОСТЬ.

Легко размягчается пальцами рук.



Техника безопасности

1. Стекло, на котором предстоит работать, нужно оклеить изолентой или прозрачным скотчем.

2. После работы необходимо вытирать руки фланелевой тряпочкой. В конце работы вымыть руки с мылом.


Материалы и инструменты необходимые для работы

1.ПЛАСТИЛИН (8 -12 цветов)

2. КЛЕЕНКА

4. ВАТНЫЕ ПАЛОЧКИ

5. СТЕКЛО РАЗМЕРОМ 15х15

7. ФЛАНЕЛИВАЯ ТРЯПОЧКА

8. КАРТОННАЯ ПЛАСТИНА


Виды пластилиновой живописи

ФОКУС – выполняется на твердой поверхности. Это может быть фанера или картон с небольшим рельефом для того, чтобы пластилин крепче держался на поверхности. Формат в этом случае не ограничен. Эта техника позволяет имитировать живопись маслом.


Виды пластилиновой живописи

Под стеклом- выполняется на стекле, оргстекле или прозрачном пластике. Лицевая сторона картины это обратная сторона, гладкая поверхность стекла.


Методы работы в технике « под стеклом»

Упражнение 1. Называется «КАРАМЕЛЬ»:

Приступая к технике «карамель», необходимо создать несколько пробных цветовых полосок. Для одной полоски нам понадобится два или несколько пластилиновых кусочков. Соедините их вместе и скатайте маленький шарик.

Раскатайте шарик на плоскости в тоненький жгутик.


Раскатайте жгутик и возьмите его с двух сторон, аккуратно поворачивая пластилин в разные стороны,сверните в спиральку.

Эта спираль и будет вашим мазком.

Когда вы накатаете определенное количество таких спиралей в нужной вам гамме, то можно приступать к работе над композицией.

Работать с такими спиральками интересно, и Вы получите от работы большое удовольствие!


Упражнение 2. “ЦАРАПУЛЬКИ ПОД СТЕКЛОМ”


Упражнение 3. «СТРУЖКА ПОД СТЕКЛОМ»

В этой технике работать очень легко. Положите необходимые цвета на дощечку. Стек держите перпендикулярно к кусочкам пластилина, нажим на стек должен быть легким,для того чтобы стружка, которая будет у вас получаться, оставалась по возможности тоненькой.

Стружки по своей фактуре позволяют имитировать форму флоры и фауны. И поэтому, когда вы набираете картину из этих элементов, старайтесь соблюдать силу нажима для того, чтобы стружка только держалась на стекле, не разрушая ее фактуру.


Упражнение 4. «ДВИЖЕНИЕ ПОД СТЕКЛОМ»

На пробник нанесите три пластилиновых пятна разного цвета, не накладывая их друг на друга, пальцами соедините все цвета.

Получив цветовую массу, начинайте двигать пальцами по всей плоскости стекла для достижения нужного эффекта. – Для того чтобы получить прямую линию, понадобится картонная пластина, с ее помощью можно манипулировать всей пластилиновой массой. – Если вам понадобится передвинуть небольшой кусочек пластилина, используйте ватную палочку. В противном случае при передвижении пластилиновой массы пальцами он будет прилипать к ним.


Работы в технике « пластилиновой живописи»








Советы мастера

  • Не ограничивайте ваше творчество !
  • Освоив приемы работы с пластилином, можно создавать прекрасные картины, более интересные и оригинальные.

Техника пластилиновой живописи до конца не изучена и может быть именно Вы изобретете новый способ работы в данной технике!



Заключение

1. Вам было интересно ?

2. Вы узнали что-то новое и интересное для себя?

3. Будете использовать в своей педагогической практике полученные знания?

Мастер-класс для Вас проводила преподаватель художественного отделения ДШИ г.Бирюсинска


Top