На дне горький самостоятельная работа. М

Пьеса «На дне» была задумана Горьким как одна из четырех пьес цикла, показывающего жизнь и мировоззрение людей из разных слоев общества. Это - одна из двух целей создания произведения. Глубинный смысл, который заложил в него автор - попытка ответить на главные вопросы человеческого существования: что есть человек и сохранит ли он свою личность, опустившись «на дно» нравственного и социального бытия.

История создания пьесы

Первые свидетельства о работе над пьесой относятся к 1900 году, когда Горький в разговоре со Станиславским упоминает о желании написать сцены из жизни ночлежки. Некоторые наброски появились в конце 1901 года. В письме к издателю К. П. Пятницкому, которому и посвятил произведение автор, Горький писал, что в задуманной пьесе для него ясны все персонажи, идея, мотивы действий, и «это будет страшно». Окончательный вариант произведения был готов 25 июля 1902 года, издан в Мюнхене и уже в конце года поступил в продажу.

Не так радужно обстояли дела с постановкой пьесы на сценах российских театров - она практически запрещена. Исключение сделано только для МХАТа, остальные театры должны были получать особое разрешение на постановку.

Название пьесы в процессе работы менялось, по крайней мере, четыре раза, а жанр автором так и не был определен - в издании значилось «На дне жизни: сцены». Укороченное и всем сегодня знакомое название впервые появилось в театральной афише при первой постановке в МХАТ.

Первыми исполнителями стал звездный состав Московского художественного академического театра: в роли Сатина выступил К. Станиславский, Барона - В. Качалов, Луки - И. Москвин, Насти - О. Книппер, Наташи - М. Андреева.

Основной сюжет произведения

Сюжет пьесы завязан на отношениях героев и в обстановке всеобщей ненависти, которая царит в ночлежке. Это - внешняя канва произведения. Параллельное действие исследует глубину падения человека «на дно», меру ничтожества социально и духовно опустившегося индивидуума.

Действие пьесы начинается и заканчивается сюжетной линией взаимоотношений двух персонажей: вора Васьки Пепла и жены владельца ночлежки Василисы. Пепел любит ее младшую сестру Наташу. Василиса ревнует, постоянно избивает сестру. Есть у нее и еще один интерес к любовнику - она хочет освободиться от мужа и подталкивает Пепла к убийству. В ходе пьесы Пепел действительно в ссоре убивает Костылева. В последнем же акте пьесы постояльцы ночлежки говорят, что Ваське придется идти на каторгу, а Василиса все равно «выкрутиться». Таким образом, действие закольцовывается судьбами двух героев, но далеко не ограничивается ими.

Временной промежуток пьесы - несколько недель ранней весны. Время года - важная составляющая пьесы. Одно из первых названий, данных автором произведению, «Без солнца». Действительно, вокруг весна, море солнечного света, а в ночлежке и в душах ее обитателей - мрак. Лучом солнца для ночлежников стал Лука, бродяга, которого в один из дней приводит Наташа. Лука приносит надежду на счастливый исход в сердца опустившихся и утративших веру в лучшее людей. Однако в конце пьесы Лука исчезает из ночлежки. Доверившиеся ему персонажи теряют веру в лучшее. Пьеса заканчивается самоубийством одного из них - Актера.

Анализ пьесы

Пьеса описывает жизнь московской ночлежки. Главными героями, соответственно, стали ее обитатели и хозяева заведения. Также в ней появляются лица, имеющие отношение к жизни заведения: полицейский, он же дядя хозяйки ночлежки, торговка пельменями, грузчики.

Сатин и Лука

Шулер, бывший каторжник Сатин и бродяга, странник Лука - носители двух противоборствующих идей: необходимости сострадания к человеку, спасительной лжи из любви к нему, и необходимости знать правду, как доказательство величия человека, как знак доверия к его силе духа. Для того, чтобы доказать ложность первого мировоззрения и истинность второго автором и выстроено действо пьесы.

Другие персонажи

Все остальные персонажи составляют фон для этой битвы идей. Кроме того, они призваны показать, измерить глубину падения, до которой способен опуститься человек. Пьяница Актер и смертельно больная Анна, люди, совершенно потерявшие веру в свои силы, подпадают под власть чудесной сказки, в которую уводит их Лука. Они наиболее зависимы от него. С его уходом они физически не могут жить и умирают. Остальные обитатели ночлежки воспринимают появление и уход Луки, как игру солнечного весеннего луча - появился и исчез.

Настя, продающая свое тело «на бульваре», верит в то, что есть светлая любовь, и она была в ее жизни. Клещ, муж умирающей Анны, верит, что он поднимется со дна и вновь станет зарабатывать на жизнь трудом. Ниточкой, которая связывает его с рабочим прошлым, остается ящик с инструментами. В конце пьесы он вынужден их продать, чтобы похоронить жену. Наташа надеется, что Василиса изменится и перестанет ее мучить. После очередных побоев, выйдя из больницы, она больше не появится в ночлежке. Васька Пепел стремится остаться с Натальей, но не может выпутаться из сетей властной Василисы. Последняя, в свою очередь, ждет, что смерть мужа развяжет ей руки и даст долгожданную свободу. Барон живет своим аристократическим прошлым. Картежник Бубнов, разрушитель «иллюзий», идеолог человеконенавистничества, считает, что «все люди лишние».

Произведение создавалось в условиях, когда после экономического кризиса 90-х годов XIX века в России встали заводы, население стремительно беднело, многие оказались на нижней ступени социальной лестницы, в подвале. Каждый из героев пьесы в прошлом пережили падение «на дно», социальное и нравственное. Сейчас они живут воспоминанием об этом, но подняться «на свет» не могут: не умеют, нет сил, стыдятся своего ничтожества.

Главные герои

Светом для некоторых стал Лука. Горький дал Луке «говорящее» имя. Оно отсылает и к образу святого Луки, и к понятию «лукавство». Очевидно, что автор стремится показать несостоятельность идей Луки о благотворной ценности Веры для человека. Горький практически низводит сострадательный гуманизм Луки к понятию предательства - по сюжету пьесы бродяга уходит из ночлежки как раз тогда, когда те, которые ему доверились, нуждаются в его поддержке.

Сатин - фигура, призванная озвучить мировоззрение автора. Как писал Горький, Сатин не совсем подходящий для этого персонаж, но другого со столь же мощной харизмой в пьесе просто нет. Сатин является идейным антиподом Луки: он ни во что не верит, видит безжалостную суть жизни и того положения, в котором оказался он и остальные обитатели ночлежки. Верит ли Сатин в Человека и его силу над властью обстоятельств и совершенных ошибок? Страстный монолог, который он произносит, заочно споря с ушедшим Лукой, оставляет сильное, но противоречивое впечатление.

Есть в произведении и носитель «третьей» правды - Бубнов. Этот герой, как и Сатин, «стоит за истину», только она у него как-то очень страшна. Он человеконенавистник, но, по сути, убийца. Только гибнут не от ножа в его руках, а от ненависти, которую питает он к каждому.

Драматизм пьесы возрастает от акта к акту. Связующей канвой становятся утешительные разговоры Луки со страждущими его сострадания и редкие реплики Сатина, говорящие о том, что он внимательно слушает речи бродяги. Кульминация пьесы - монолог Сатина, произнесенный после ухода-бегства Луки. Фразы из него часто цитируют, поскольку они имеют вид афоризмов; «Все в человеке - все для человека!», «Ложь - религия рабов и хозяев… Правда - бог свободного человека!», «Человек - это звучит гордо!».

Заключение

Горьким итогом пьесы становится торжество свободы падшего человека погибнуть, исчезнуть, уйти, не оставив после себя ни следа, ни воспоминаний. Обитатели ночлежки свободны от общества, норм морали, от семьи и средств к существованию. По большому счету, они свободны от жизни.

Пьеса «На дне» живет уже более века и продолжает оставаться одним из наиболее сильных произведений русской классики. Пьеса заставляет задуматься о месте веры и любви в жизни человека, о природе правды и лжи, о способности человека противостоять нравственному и социальному падению.

1вариант

    Сравните и прокомментируйте детали в ремарках к первому и четвертому действиям пьесы А.М.Горького «На дне».

    Ремарка к первому действию

    Ремарка к четвёртому действию

    … угол занят перегороженной тонкими переборками комнатой Пепла…,между печью и дверью у стены – широкая кровать, закрытая грязным ситцевым пологом.

    … перед наковальней сидит Клещ, примеривая ключи к старым замкам.

    Посреди ночлежки – большой стол, две скамьи, табурет, все - некрашеное, грязное.

    Свет - от зрителя и, сверху вниз – из квадратного окна с правой стороны.

    Начало весны. Утро.

    Обстановка первого акта. Но комнаты Пепла нет – переборки сломаны.

    За столом сидит Клещ , он чинит гармонию , порой пробуя лады. На другом конце стола – Сатин, Барон и Настя. Перед ними бутылка водки и три бутылки пива, большой ломоть чёрного хлеба.

    Сцена освещена лампой, стоящей посреди стола.

    Ночь . На дворе – ветер.

    Назовите главных героев пьесы.

    Перескажите в 3-5 предложениях, как в пьесе «На дне» развивается сюжетная линия (Василиса – Пепел). Каких персонажей она захватывает?

    Кто из героев пьесы являются выразителями трех жизненных философий («правд») представленных в пьесе: правда факта 1.___________,утешительная ложь 2.________, вера в Человека 3._________ ?

    Установите пьесы и их дальнейшей судьбой: соответствие между тремя персонажами

ПЕРСОНАЖИ

РОД ЗАНЯТИЙ

1)хотел бы иметь бесплатный трактир

2) кончает жизнь самоубийством

3)заступается за Луку

4)убивает хозяина ночлежки

    Изображая «дно» жизни, М.Горький следовал традициям литературного направления, достигшего своего расцвета во второй половине 19века. Укажите его название.

    Случайно ли странник носит имя одного из апостолов Христа? Дайте краткий связный обоснованный ответ в 2-3 предложениях.

    Почему Лука не пытается «утешить» Бубнова и Сатина? Ответ в 1-2 предложениях.

    Кому принадлежат реплики, важные для проблематики «На дне»?

    «А ниточки-то гнилые» ________

    «Во что веришь – то и есть» ______

    «В карете прошлого далеко не уедешь» _______

    «Без имени нет человека» _________

11.В реплике Актера встречаются одни и те же слова: «Снова …сначала…Это – хорошо. Н-да…Снова ? Ну…да! Я могу !? Ведь я могу , а?» Как называется этот прием, способствующий усилению смысла?

12. Составьте литературный аргумент по одной из проблем пьесы на выбор :

1) Проблема несправедливости социального устройства общества (Естественно ли деление людей на богатых и нищих? Правильно ли устроено общество?)

2)Ответственность человека перед самим собой и обществом в целом за реализацию своих способностей (Должен ли человек отвечать перед обществом за реализацию своих способностей?)

Контрольная работа по пьесе М. Горького «На дне»

2 Вариант

1.Когда и где происходят события в пьесе «На дне»?

2.Назовите главных героев пьесы.

3.Перескажите в 3-5 предложениях, как в пьесе «На дне» развивается сюжетная линия (Наташа – Пепел). Каких персонажей она захватывает?

4. Кто из героев пьесы являются выразителями трех жизненных философий («правд») представленных в пьесе: правда факта 1.___________,утешительная ложь 2.________, вера в Человека 3._________ ?

5.Установите соответствие между тремя персонажами пьесы и родом их занятий:

ПЕРСОНАЖИ

А.Клещ

Б.Бубнов

В.Сатин

РОД ЗАНЯТИЙ

1)слесарь

2)вор

3)картузник

4)телеграфист

6.Как в литературоведении называются имена героев, отражающие особенности их личности и характера?

7.Дайте определение терминов: монолог, полилог, конфликт, реплика?

8.Дайте обобщенную характеристику Костылеву и Василисе в 3-5 предложениях.

9.Что обещает Лука, к чему призывает? Почему ни одно из обещаний не приносит пользы обитателям «дна»? Ответ в 3-5 предложениях.

10.Кому принадлежат реплики, важные для проблематики «На дне»?

1)«Христос всех жалел и нам так велел…Жалеть людей надо»__________

2)«Образование – чепуха, главное – талант» _________

3) «Ложь – религия рабов и хозяев…Правда – бог свободного человека.» __________

4) «Сделай так, чтобы работа была мне приятна – я, может быть, буду работать. Когда труд – обязанность, жизнь – рабство» __________

11.Объясняя Луке, что такое аплодисменты, Актер прибегает к неожиданной аналогии(«Это, брат, как...водка!» Назовите прием, который использует в совей речи герой.

12. Перед вами обрамление к литературному аргументу на одну из проблем пьесы. Определите проблему данного текста.

Лука, персонаж пьесы, считает, что каждый человек - тайна, но все для лучшего живут, поэтому всякого человека надо уважать: «неизвестно ведь нам, кто он такой, зачем родился и что сделать может... может, он родился-то на счастье нам..; для большой нам пользы?..» Лука стремится помочь скрытым силам человека из тайных сделаться явными. Его вера в людей в основном соответствует их внутренним стремлениям и возможностям (Актер, Пепел).

1)Проблема влияния среды на характер человека

2)Проблема веры в человека

3)Проблема социального устройства общества

4)Проблема ответственности человека за реализацию своих способностей.

Заметным явлением русской литературы начала XX века стала пьеса Горького "На дне". Чем же объяснялся ее исключительный успех? Сильное впечатление на зрителя произвело сочетание предельно реалистического изображения людей, достигших последней степени убожества, отчаяния и бесправия, с прославлением Человека и его правды. Перед глазами публики впервые предстал невиданный до сих пор мир воров, босяков, шулеров, то есть людей, опустившихся на "дно" жизни И в нем, как в опрокинутом зеркале, отразился тот мир, откуда были низвергнуты эти люди. Пьеса Горького была проникнута протестом против социальных беспорядков капиталистического общества и страстным призывом к справедливой и спокойной жизни. "Свобода во что бы то ни стало - вот ее духовная сущность", - так определил идею пьесы К. С. Станиславский, поставивший ее на сцене МХАТа.
Мрачный быт костылевской ночлежки изображен Горьким как воплощение социального зла. Судьба обитателей "дна" - грозный обвинительный акт против несправедливого общественного строя. Люди, живущие в этом подвале, похожем на пещеру, - жертвы уродливых и жестоких порядков, при которых человек перестает быть человеком, превратившись в бесправное существо, обреченное влачить жалкое существование. Обитатели "дна" выброшены из нормальной жизни в силу волчьих законов, царящих в обществе. Человек предоставлен самому себе. Если он споткнулся, выбился из колеи, то ему грозит неминуемая нравственная, а нередко и физическая гибель. Неверие в правосудие заставило Сатина самостоятельно отомстить негодяю, погубившему его сестру Эта месть привела его в тюрьму, которая и определила его дальнейшую судьбу. Бубнов вынужден уйти из дома, оставив мастерскую жене и ее любовнику, так как не надеялся на защиту со стороны представителей закона Конечно, люди, оказавшиеся в костылевской ночлежке, вовсе не идеальны. Они совершают ошибки, делают глупости, но не заслуживают того, чтобы общество выбросило их на "дно" жизни, не оказав никакой поддержки. Васька Пепел, сын вора, родившийся в тюрьме, обречен идти по стопам своего родителя, ибо иной путь для него заказан. Трудолюбие и упорство Клеща, не желающего смириться с участью ночлежника, не помогли ему подняться с жизненного "дна".
Обратившись к изображению жизни городских низов, драматург затронул актуальную проблему современности: каков выход из создавшегося положения, в чем спасение людей "дна"? По признанию самого Горького, основной вопрос пьесы - что лучше: истина или сострадание? Нужно ли пользоваться ложью, как Лука? Будет ли для обитателей ночлежки целебен пассивно-сострадательный гуманизм утешительной лжи? Носителем ее, жалеющим и утешающим людей, выступает в пьесе странник Лука. Он искренне сочувствует жертвам жизни, униженным и оскорбленным людям, бескорыстно стремится облегчить их страдания, помочь им. Умирающей Анне он обещает после смерти жизнь в раю, где она отдохнет от земных страданий Пеплу с Наташей старик советует начать новую жизнь в золотой стране Сибири. Актеру рассказывает о бесплатной лечебнице для алкоголиков, адрес которой он забыл, но обязательно вспомнит, давая этим спившемуся человеку надежду на возвращение к прежней жизни.
Позиция Луки - идея сострадания к человеку, идея возвышенного обмана, который позволяет человеку нести бремя "низких истин", встречающихся на его тернистом пути. Лука сам формулирует свою позицию. Обращаясь к Пеплу, он говорит: "...чего тебе правда больно нужна?.. Подумай-ка, правда-то, может, обух для тебя". Потом он рассуждает о "праведной земле". Лука не верит в нее, он знает, что ее нет. Он слишком близорук, чтобы увидеть эту землю, которую предвидит Сатин. Лука готов приветствовать всякую идею, если она способна утешить человека, облегчить хоть на минуту его страдания. Он не думает о последствиях лжи, которая рано или поздно раскроется. Стремясь защитить человека, Лука вместе с тем не верит в него, для него все люди ничтожны, слабы, жалки, нуждаются в утешении: "Мне все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха не плоха: все черненькие, все прыгают".
Таким образом, основная черта идеологии Луки - черта рабства. И в этом Лука схож с Костылевым, философия терпения перекликается с философией угнетения, точка зрения раба - с точкой зрения хозяина Горький вкладывает эту мысль в уста Сатина: "Кто слаб душою и кто живет чужими соками, - тем ложь нужна... Одних она поддерживает, другие прикрываются ею... А кто сам себе хозяин, кто независим и не берет чужого - зачем тому ложь?" Гуманизм Луки основан на пассивном сострадании, которое, принеся минутное облегчение, усугубляет разрыв между мечтой человека о счастье и его реальным безысходным положением. Этого разрыва не смог вынести Актер, узнавший о том, что старик солгал и никакой лечебницы нет, а значит, нет и надежды на будущее. Остается один выход - самоубийство. Вместо счастливой жизни в Сибири, которую сулил Пеплу Лука, тот за убийство Костылева попадает на каторгу. Значит, утешительная ложь Луки только ухудшает положение отверженных.
Ложь Луки уводит ночлежников в мир иллюзий, который лишает их последних сил для борьбы с общественным злом, социальной несправедливостью, из-за которых и существуют костылевские ночлежки. Антипод Луки - Сатин словесно опровергает философию утешительной лжи: "Ложь - религия рабов и хозяев", "Правда - бог свободного человека". Он верит в человека, в его способность выдержать правду, какой бы горькой она ни была. "Человек - вот правда", - утверждает герой. В отличие от Луки Сатин требователен к человеку и считает, что человек все может, раз все зависит от его дел и идей. Он не нуждается в утешении ложью, порожденной жалостью. Жалеть человека - значит унижать его неверием в способность достичь своего счастья, значит искать поддержку во всех видах обмана и лжи, которые заменяют недостающую волю к жизни. Под темными и угрюмыми сводами ночлежки, среди жалких, несчастных, бездомных бродяг звучат торжественным гимном слова о Человеке, о его призвании, силе и красоте. "Человек - вот это правда! Все - в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное - дело его рук и мозга! Чело-век! Это великолепно! Это звучит... гордо!"
Человек сам творец своей судьбы, в нем сокрыты силы, с помощью которых он способен преодолеть самые жестокие лишения, вероломство судьбы, несправедливость мира, свои ошибки и социальные беды общества. Жалость и сострадание - прекрасные, очень необходимые всем нам качества, но только правдивое, адекватное понимание своих ошибок и возможностей может дать человеку шанс победить злую долю и стать действительно свободным и счастливым.

Драма на дне. Миро восприятия героев в драме Горького. С 1901-1906 года Горький написал ряд пьес. В театре Горький видит тесную связь с массами, где можно затронуть злободевные вопросы жизни.

Пьеса социально: горький парировав босяков, прямо сказал, что в их жизне виновата капиталистическое общество. Пьеса имеет философский смысл. Автор ставит вопрос о том, «что такое правда?», что такое подлиный и ложный гуманизм.

Мир дна монголик и социально подчеркнут. Судьба свела от начлешки бывшего слесаря и барона, актера и крючника. Первая лемарка во создает обстановку и атмосферу этого убогого человеческого пристания. Трудно приставить весь человеческий ужас. Но человек сохраняет даже на дне жизни: стремление и счастью, вера в будущее, желание приодолеть обстоятельство. Главное в пьесе встреча людей с разными жизненными позициями.

Первое действие- это экспозиция. Сдесь звучат все темы пьесы: тема илюзии, стадания, попытка найти выход. Между героями постоянное напряжение, соры, отсутствие понимания. В плену илюзий и настя и квашня. Барон и клещ пытается их сокрушить.

Завязка. Появляется Лука. Под его влиянием все чувствуют не возможность жить как прежде, стремление вырваться со дна.

Второе действие. Напряжение, желание, надежда, вера в лучшее. Лука скажет: «человек все может, лишь бы захотел...» 3-4 действие это то и чему ведут утешение луки.

Пьеса на дне- это иследование поведения человека, поставленного перед необходимостью жить и действовать, в крайне тяжелых для него обстоятельствах.

Дно это место, находящееся как бы все мира людей, это подчеркивается символикой: начлешка-ад. «дважды убить нельзя» говорит сатин актеру. Начлешка находится даже ниже уровня земли. В пьесе три группы людей. 1-кто примирился со своим существованием и отказался от активной жизни. 2- люди кормые страдают от прибывания сдесь и хорьк начать новую жизнь. 3- лука стремится облегчить страдания насти и анны, пытающийся помочь Актеру, наташи и сатину, в своих монологах не принимающий окружающих такими, каковы они есть, и городувьший человека с большой буквы.


1вариант
Сравните и прокомментируйте детали в ремарках к первому и четвертому действиям пьесы А.М.Горького «На дне».
Ремарка к первому действию Ремарка к четвёртому действию
… угол занят перегороженной тонкими переборками комнатой Пепла…,между печью и дверью у стены – широкая кровать, закрытая грязным ситцевым пологом.
… перед наковальней сидит Клещ, примеривая ключи к старым замкам.
Посреди ночлежки – большой стол, две скамьи, табурет, все — некрашеное, грязное.
Свет — от зрителя и, сверху вниз – из квадратного окна с правой стороны.
Начало весны. Утро. Обстановка первого акта. Но комнаты Пепла нет – переборки сломаны.
За столом сидит Клещ, он чинит гармонию, порой пробуя лады. На другом конце стола – Сатин, Барон и Настя. Перед ними бутылка водки и три бутылки пива, большой ломоть чёрного хлеба.
Сцена освещена лампой, стоящей посреди стола.
Ночь. На дворе – ветер.
Назовите главных героев пьесы.
Перескажите в 3-5 предложениях, как в пьесе «На дне» развивается сюжетная линия (Василиса – Пепел). Каких персонажей она захватывает?
Кто из героев пьесы являются выразителями трех жизненных философий («правд») представленных в пьесе: правда факта 1.___________,утешительная ложь 2.________, вера в Человека 3._________ ?Установите пьесы и их дальнейшей судьбой: соответствие между тремя персонажами
ПЕРСОНАЖИ
А.Актер
Б.Бубнов
В.Сатин
РОД ЗАНЯТИЙ
1)хотел бы иметь бесплатный трактир
2) кончает жизнь самоубийством
3)заступается за Луку
4)убивает хозяина ночлежки
Как в литературоведении называется авторское указание на жесты, мимику, интонацию, движения актеров в драматическом произведении?
Изображая «дно» жизни, М.Горький следовал традициям литературного направления, достигшего своего расцвета во второй половине 19века. Укажите его название.
Случайно ли странник носит имя одного из апостолов Христа? Дайте краткий связный обоснованный ответ в 2-3 предложениях.
Почему Лука не пытается «утешить» Бубнова и Сатина? Ответ в 1-2 предложениях.
Кому принадлежат реплики, важные для проблематики «На дне»?
«А ниточки-то гнилые» ________
«Во что веришь – то и есть» ______
«В карете прошлого далеко не уедешь» _______
«Без имени нет человека» _________
11.В реплике Актера встречаются одни и те же слова: «Снова…сначала…Это – хорошо. Н-да…Снова? Ну…да! Я могу!? Ведь я могу, а?» Как называется этот прием, способствующий усилению смысла?
12. Составьте литературный аргумент по одной из проблем пьесы на выбор:
1) Проблема несправедливости социального устройства общества (Естественно ли деление людей на богатых и нищих? Правильно ли устроено общество?)2)Ответственность человека перед самим собой и обществом в целом за реализацию своих способностей (Должен ли человек отвечать перед обществом за реализацию своих способностей?)
Контрольная работа по пьесе М. Горького «На дне»
2 Вариант
1.Когда и где происходят события в пьесе «На дне»?
2.Назовите главных героев пьесы.
3.Перескажите в 3-5 предложениях, как в пьесе «На дне» развивается сюжетная линия (Наташа – Пепел). Каких персонажей она захватывает?
4. Кто из героев пьесы являются выразителями трех жизненных философий («правд») представленных в пьесе: правда факта 1.___________,утешительная ложь 2.________, вера в Человека 3._________ ?5.Установите соответствие между тремя персонажами пьесы и родом их занятий:
ПЕРСОНАЖИ
А.Клещ
Б.Бубнов
В.Сатин
РОД ЗАНЯТИЙ
1)слесарь
2)вор
3)картузник
4)телеграфист
6.Как в литературоведении называются имена героев, отражающие особенности их личности и характера?
7.Дайте определение терминов: монолог, полилог, конфликт, реплика?
8.Дайте обобщенную характеристику Костылеву и Василисе в 3-5 предложениях.
9.Что обещает Лука, к чему призывает? Почему ни одно из обещаний не приносит пользы обитателям «дна»? Ответ в 3-5 предложениях.

10.Кому принадлежат реплики, важные для проблематики «На дне»?
1)«Христос всех жалел и нам так велел…Жалеть людей надо»__________
2)«Образование – чепуха, главное – талант» _________
3) «Ложь – религия рабов и хозяев…Правда – бог свободного человека.» __________
4) «Сделай так, чтобы работа была мне приятна – я, может быть, буду работать. Когда труд – обязанность, жизнь – рабство» __________
11.Объясняя Луке, что такое аплодисменты, Актер прибегает к неожиданной аналогии(«Это, брат, как…водка!» Назовите прием, который использует в совей речи герой.
12. Перед вами обрамление к литературному аргументу на одну из проблем пьесы. Определите проблему данного текста.
Лука, персонаж пьесы, считает, что каждый человек — тайна, но все для лучшего живут, поэтому всякого человека надо уважать: «неизвестно ведь нам, кто он такой, зачем родился и что сделать может… может, он родился-то на счастье нам..; для большой нам пользы?..» Лука стремится помочь скрытым силам человека из тайных сделаться явными. Его вера в людей в основном соответствует их внутренним стремлениям и возможностям (Актер, Пепел).
1)Проблема влияния среды на характер человека
2)Проблема веры в человека
3)Проблема социального устройства общества
4)Проблема ответственности человека за реализацию своих способностей.


Top