Смерть Моцарта. Версии и действительность

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Реквием Моцарта (Requiem de Mozart - Lacrimosa - Karl Böhm - Sinfónica de Viena)

    ✪ Моцарт - Реквием (HD)

    ✪ Wolfgang Amadeus Mozart G Minor Over The Mosques

    ✪ Моцарт суперзвезда (документальный фильм) HD

    ✪ The Best of Mozart

    Субтитры

Последняя болезнь и смерть

Последняя болезнь Моцарта началась ещё в Праге , куда он приехал, чтобы руководить постановкой своей оперы «Милосердие Тита », об этом свидетельствует Франц Ксавер Нимечек, автор первой биографии композитора . По возвращении Моцарта в Вену его состояние постепенно ухудшалось, однако он продолжал работать: завершил Концерт для кларнета с оркестром для Штадлера , писал «Реквием », дирижировал на премьере «Волшебной флейты » 30 сентября 1791 года.

Нимечек приводит рассказ его жены, Констанции о том, что незадолго до своей смерти на прогулке в Пратере , куда она отвезла мужа, чтобы он отвлёкся от мрачных мыслей, Моцарт стал говорить, что сочиняет «Реквием» для себя, что он скоро умрёт: «Я чувствую себя слишком плохо и долго не протяну: конечно, мне дали яду! Я не могу отделаться от этой мысли». По книге Нимечека (1798), разговор состоялся не ранее второй половины октября, однако во втором её издании (1808) указано, что уже в Праге композитор предчувствовал смерть. В 1829 году Констанция рассказывала английскому композитору Новелло и его жене, что Моцарт за полгода до смерти говорил об отравлении, но, когда она назвала эту идею «абсурдной», Вольфганг согласился с ней .

За 2 дня до того, как окончательно слечь (18 ноября), Моцарт дирижировал при исполнении «Маленькой масонской кантаты». 20 ноября у Моцарта воспалились суставы, он не мог двигаться и испытывал сильные боли. Детали смерти Моцарта описаны его ранним биографом - и будущим мужем Констанции - Георгом Николаусом фон Ниссеном. Ниссен взял сведения из записей, предоставленных ему сестрой Констанции, Софи Вебер. По её свидетельству, «[болезнь] началась с опухоли в руках и ногах, которые были почти полностью парализованы, позже начались внезапные приступы рвоты […] за два часа до своей смерти он остался в абсолютном сознании». Его тело опухло так, что он больше не мог сидеть в постели и двигаться без посторонней помощи.

Его лечил доктор Николаус Клоссет (нем. Nicolaus Closset ), домашний врач семьи с 1789 года. Для консультаций Клоссетом был приглашён доктор Саллаба (нем. Mathias von Sallaba ), врач Всеобщей больницы Вены. Во время последней болезни Моцарта применялись все средства, доступные медицине того времени: рвотное, холодные компрессы, кровопускание . Как позднее писал доктор Гюлденер фон Лобос, общавшийся с обоими врачами, Клоссет считал, что Моцарт болен серьёзно, и опасался осложнений на мозг. По декрету 1784 года, в случае смерти больного лечащий врач оставлял в его доме записку, составленную на родном языке, а не на латыни, где доступным неспециалисту образом указывались продолжительность заболевания и его характер. Записка адресовалась тем, кто должен был освидетельствовать тело и коротко определить род болезни. По предположению Карла Бера, диагноз «острая просовидная лихорадка» (нем. hitziges Freiselfieber ), значащийся в протоколе осмотра тела, исходит от Клоссета .

Моцарт умер после полуночи, 5 декабря 1791 года. По рассказам очевидцев, его отчаявшаяся жена бросилась на постель рядом с мужем, чтобы заразиться той же болезнью и умереть вслед за ним .

  • Констанция заболела и на похоронах мужа не присутствовала. Шестого декабря тело композитора было доставлено в Собор Святого Стефана , где в Крестовой капелле в три часа пополудни прошла церковная служба. На немноголюдной церемонии присутствовали ван Свитен, Сальери, Зюсмайер , слуга Йозеф Дайнер, капельмейстер Розер, виолончелист Орслер . Гроб, до того как его можно было отправить на кладбище, установили в «капелле мёртвых», так как в соответствии с декретами императора Леопольда II , предписывающими сохранение общественного порядка, при погребении зимой покойников по городу перевозили только после 6 часов вечера . Кроме того, с момента смерти до момента погребения должно было истечь «дважды 24 часа», эта предосторожность предпринималась для предотвращения случайного захоронения заснувших летаргическим сном .

    Впоследствии уже невозможно было определить, где был похоронен Моцарт. Всё это дало основание в дальнейшем для обвинения в скупости ван Свитена, якобы не сумевшего (или не пожелавшего) организовать великому композитору достойные похороны. На него также пали подозрения в стремлении скрыть могилу Моцарта, с этой же целью он будто удерживал Констанцию от посещения кладбища. Но вряд ли ван Свитен, умерший в 1803 году, виновен в том, что она побывала там только через семнадцать лет после похорон, по настоянию венского писателя Гризингера, и не смогла найти могилу . Через много лет Констанция, давая объяснение своего отсутствия на похоронах, указывала на то, что зима была «чрезвычайно суровой». Однако это не соответствует действительности: по данным венского Центрального управления метеорологии и геодинамики, погода 6 и 7 декабря 1791 года была мягкой, безветренной, без осадков. Бури, которая, по сообщению автора фельетона в венской газете Morgen Post (1855), якобы рассеяла провожающих у ворот Штубентор, не было .

    Рассказы о том, что могила композитора сразу затерялась, не соответствуют действительности: Альбрехтсбергер и его жена, а впоследствии и их внук, навещали её. О месте захоронения Моцарта были осведомлены также его ученик Фрейштедтлер, венские музыканты Карл Шоль и Иоганн Долежалек .

    Гипотезы

    Отравление

    Впервые предположение об отравлении возникло вскоре после смерти Моцарта. 12 декабря 1791 года корреспондент берлинской газеты Musikalisches Wochenblatt Георг Сиверс из Праги писал:

    В 1798 году в своей биографии Моцарта Нимечек поместил рассказ Констанции о разговоре с мужем в Пратере и словах Моцарта об отравлении. Трудно сказать, действительно ли состоялся этот разговор, о котором известно только от Констанции, но даже, если всё было так, как сказала она, доказательством отравления это служить не может. Позднее в биографии Моцарта, написанной вторым мужем Констанции, Георгом Ниссеном (опубликована в 1828 году), помещены обширные сведения о ядах и в то же время отрицается, что композитор был отравлен .

    Сальери

    Почти тридцать лет спустя после смерти Моцарта версия об отравлении дополняется именем отравителя - Сальери . К тому времени некогда блестящий композитор, известный не только всей Австрии, но и в Европе, страдая психическим расстройством, доживал свои дни в госпитале. Слухи о том, что он убил Моцарта были, видимо, известны и Сальери. Ученик последнего, Игнац Мошелес , в октябре 1823 года посетил его. Рассказ об этом визите вдова Мошелеса включила в его биографию:

    В некрологе Сальери, написанном Фридрихом Рохлицем и опубликованном лейпцигской «Всеобщей музыкальной газеты» от 27 июня 1825 года, рассказывалось о последних днях жизни покойного:

    Однако Рохлиц не упоминает в связи с признаниями в «преступлениях», якобы сделанных Сальери, имени Моцарта.

    В мае 1824 года поэт Калисто Басси , итальянец, разбрасывал листовки в венском концертном зале (или раздавал перед входом в него), где проходило исполнение Девятой симфонии Бетховена. В оду, прославляющую Бетховена, Басси вставил строфы, посвящённые Моцарту, и стишок о некоем не названном по имени старце, о «бледной немочи… на стороне того, кто держит в руке кубок с ядом», о «зависти, ревности и черном злодеянии» . В стишке усмотрели выходку против Сальери, однако Басси, вызванный для объяснений к директору Придворной капеллы, утверждал, что не имел намерения задеть композитора. Тем не менее ему дали отповедь в прессе . Единственный экземпляр этой листовки, хранившийся в венском Дворце правосудия, погиб во время пожара 1927 года. Неизвестно, снимал ли до 1927 года кто-либо с неё копию

    С опровержением слухов ещё в 1824 году в миланском журнале выступил Джузеппе Карпани . В своей статье «Письмо г. Дж. Карпани в защиту маэстро Сальери, ложно обвинённого в отравлении маэстро Моцарта» он превознёс человеческие качества Сальери, утверждал, что он и Моцарт уважали друг друга. К статье Карпани было приложено свидетельство доктора фон Лобеса, получившего сведения о болезни и смерти Моцарта непосредственно от врачей, лечивших его .

    До настоящего момента нет никаких сведений о том, что Сальери делал какие-нибудь признания. В свидетельстве от 5 июня 1824 года, подтверждённом доктором Рериком, лечащим врачом Сальери, санитары, находившиеся неотлучно при старом композиторе с момента начала его болезни, утверждают, что никогда не слышали от него таких признаний .

    В случае же, если Моцарту была дана однократно смертельная доза, то Сальери сделать этого никак не мог: последний раз он виделся с Моцартом в конце лета 1791 года, и, как отмечал Ефрем Лихтенштейн: «…не известны такие химические вещества, скрытый период действия которых на организм длился бы такое длительное время после однократного приема массивной (смертельной) дозы» .

    Если же допустить, что Моцарт получал довольно длительное время яд небольшими порциями, то давать его композитору могли только те, кто постоянно находился с ним рядом .

    Легенда об убийстве Моцарта его коллегой Сальери легла в основу маленькой трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери » (). У Пушкина Сальери - безусловный талант, достигший славы упорным трудом - не может перенести того, как легко всё достаётся гениальному сопернику, и решается на преступление. Первоначально маленькую трагедию Пушкин намеревался назвать «Зависть». При жизни Пушкина пьеса дважды ставилась в бенефисы актёров, но успеха не имела . П. А. Катенин , отмечая как неудачу «сухость действия», находил в этом произведении Пушкина «важнейший порок»:

    Пушкин изображает людей XVIII века, используя представления современной ему эпохи. Он создаёт характерного для романтизма героя-гения, одинокого, непонятого, которому противостоит враг. Но и Моцарт, и Сальери Пушкина далеки от реально существовавших Моцарта и Сальери. Тем не менее, в Советском Союзе, а позднее - в России, где авторитет Пушкина был непререкаем, художественный вымысел оказался сильнее жизненных фактов, (С. Фомичёв). По мнению музыковедов, именно произведение Пушкина способствовало распространению легенды об отравлении .

    В 1898 году на основе трагедии Пушкина было написано либретто одноимённой оперы Римского-Корсакова . В своей книге «Моцарт и Сальери, трагедия Пушкина, драматические сцены Римского-Корсакова», посвящённой произведениям Пушкина и Римского-Корсакова, Игорь Бэлза сообщал о записи предсмертной исповеди Сальери, признавшегося в отравлении Моцарта и даже когда и где «подсыпал ему яд». Запись якобы сделал его духовник . По словам Бэлзы, в 1928 году её нашёл и скопировал в венском архиве Гвидо Адлер и рассказывал о ней побывавшему в то время в Вене Борису Асафьеву . Однако ни в венских архивах, ни в архиве самого Адлера такого документа не было обнаружено. «Osterreichische Musikzeitschrift» в ноябре 1964 года по этому поводу писал: «А ведь даже в самой Вене никогда и никому не было известно о том, что, оказывается, существует письменная исповедь Сальери, где он признается в преступлении!» Не было и в бумагах Асафьева каких-либо сообщений об исповеди Сальери. Как отмечает Корти, Игорь Бэлза, сообщая об этой записи, ссылался исключительно на умерших к тому времени Адлера и Асафьева .

    Масоны

    Версия об отравлении Моцарта масонами впервые была высказана Даумером в серии рассказов о смерти Моцарта . В либретто последней оперы Моцарта «Волшебная флейта » использована символика «братства вольных каменщиков» (композитор и его отец были членами масонской ложи «Благоверность» с 1784 года) и изображается противостояние христианства и масонства. Но Моцарт не был уверен в истинности масонского пути. Композитор решил создать своё масонское общество - «Пещеру» - и поделился этими планами с музыкантом Антоном Штадлером . Штадлер будто бы поставил в известность масонов, которые дали ему задание отравить Моцарта . Сторонники версии обвиняют масонов Ван Свитена и Пухберга в организации «поспешных похорон», приписывают им инициативу захоронения композитора в общей могиле, якобы для того, чтобы скрыть следы преступления .

    Новое развитие гипотеза получила в 1910 году в книге Mehr Licht Германа Альвардта , который утверждал, что за масонами, убившими Моцарта, стояли евреи . В 1926 году Эрих и Матильда Людендорфы повторили эту версию. В 1936 году Матильда Людендорф в работе Mozarts Leben und Gewaltsamer Tod утверждала, что убийство немецкого композитора Моцарта было организовано «иудео-христианами» (или «иудео-римлянами»), а также «жидомасонами», иезуитами и якобинцами . Моцарт стал масоном под нажимом отца и подвергался преследованиям со стороны князя-архиепископа Зальцбурга Иеронима фон Коллоредо (тоже масона), потому что отказывался сочинять «итальянскую космополитическую музыку». Своё место в книге Людендорф нашли также история со Штедлером и план создания «Пещеры» .

    Масоны отравили Моцарта и по мнению докторов медицины Йоханнеса Дальхова, Гюнтера Дуды и Дитера Кернера . Раскрыв в «Волшебной флейте» секреты ордена, Моцарт обрёк себя на смерть. Масоны якобы совершили жертвоприношение в честь освящения своего нового храма. Знаменитый Реквием Моцарту был заказан именно масонами, так они дали знать композитору, что он избран жертвой .

    Абсурдность этой версии состоит в том, что содержание «Волшебной флейты» скорее преподносило идеи масонства, перекликающиеся с идеалами вольтерианства и великой французской революции , в самом выгодном свете. Подтверждением того, что венские масоны в восторге от новой оперы Моцарта, является заказ Масонской Кантаты, по сути ставшей его последним завершённым сочинением. В конце концов, автор либретто Эмануэль Шиканедер , также масон, остался жив, что опровергает версию о причастности масонов к отравлению Моцарта .

    Версия Кернера, Дальхова, Дуды

    Однако отравление сулемой сопровождается характерными внешними признаками, в том числе возникновением симптомов сулемовой почки и явлениями почечной недостаточности. Во время последней болезни Моцарта подобная клиническая картина, как отмечает Исаак Трахтенберг , у него не прослеживалась. При хроническом же отравлении у больного должны были наблюдаться признаки ртутного эретизма и мелкое дрожание рук, которое проявилось бы через изменение почерка. Тем не менее рукопись партитур последних произведений - «Волшебной флейты» и «Реквиема» - не содержат признаков «ртутного тремора» . Профессор Института истории медицины (Кёльн) Вильгельм Катнер в докладе «Решена ли загадка смерти Моцарта?», сделанном им в сентябре 1967 года на собрании Немецкого общества истории медицины, естествознания и техники, отмечал, что симптомы, наблюдавшиеся у Моцарта, не подтверждают хронического отравления сулемой. К такому же выводу пришли в своё время дерматолог Алоис Грайтер (Гейдельберг) и токсиколог Йозеф Сайнер (Брно). Позднее, в 1970 году, Катнер указывал, что свидетельства дрожания рук Моцарта так и не были обнаружены, что в дискуссии признал и сам Кёрнер, но обещал представить доказательства .

    Констанция Моцарт и Зюсмайер

    Существует предположение, что Моцарт был отравлен Францем Ксавером Зюсмайером и своей женой Констанцией, которые были любовниками . В 1791 году Констанция родила мальчика , также названного Францем Ксавером. По слухам, это был сын не Моцарта, а его ученика Зюсмайера .

    Через много лет, в 1828 году, чтобы положить конец сплетням, Констанция в биографии Моцарта, написанной Ниссеном, поместила анатомический рисунок левого уха своего первого мужа. Композитор имел его врождённый дефект, который из всех детей унаследовал только Франц Ксавер. Это обстоятельство сыграло роль в появлении ещё одного предположения о причинах смерти Моцарта, на этот раз естественных, сделанного американским патологом Артуром Раппопортом .

    Отравление при лечении

    Хофдемель. Убийство из ревности

    Через день после смерти Моцарта венский делопроизводитель верховного суда и масон Франц Хофдемель изувечил свою беременную жену Марию Магдалину бритвой и покончил с собой. Моцарт учил Магдалину Хофдемель игре на фортепиано и, видимо, вступил с нею в связь. Он посвятил своей ученице последний концерт для фортепиано и оркестра. Биографы XIX века замалчивали этот эпизод. Довольно долго в Вене сохранялось поверие, что Хофдемель избил Моцарта палкой, и тот умер от инсульта . По другой версии, масоны использовали Хофдемеля, чтобы устранить Моцарта с помощью яда. Известно, что о смерти делопроизводителя было сообщено только 10 декабря, чтобы эта трагедия никак не связывалась с кончиной Моцарта. Магдалина Хофдемель (нем. Maria Magdalena Hofdemel ) выжила и родила впоследствии мальчика, которого многие считали сыном Моцарта .

    Смерть по естественным причинам

    Системное ревматическое заболевание

    Профессор-терапевт Ефрем Лихтенштейн, опираясь на известные материалы, проанализировал историю болезни Моцарта. С раннего детства Вольфганг отличался слабым здоровьем. Напряжённый график концертных туров, в которых юного Моцарта и его сестру Наннерль сопровождал отец , отрицательно сказался на состоянии детей, главным образом, мальчика. О болезнях, преследовавших Вольфганга во время его первых путешествий, известно из писем Леопольда Моцарта . Связь между последовательно перенесёнными в это время заболеваниями отмечает и немецкий исследователь Герхард Бёме:

    Лихтенштейн также отмечает наблюдавшиеся впоследствии у Моцарта повторные ангины, лихорадочные состояния, а позднее - мозговые расстройства. Всё свидетельствует о том, что композитор стал жертвой ревматической инфекции, поразившей сердце, мозг, почки, суставы. Как предполагает Лихтенштейн в своём эссе «История болезни и смерти Моцарта», в годы, наполненные тяжким трудом и нервными потрясениями, у Моцарта могло развиться нарушение кровообращения. Следствием этого явились отёки и асцит , который в ту эпоху врачи неверно считали самостоятельным заболеванием - водянкой. Современной медицине известно, что возможно скрытое протекание процесса сердечной декомпенсации, которая проявляется позднее через отёчность .

    Версия Раппопорта

    В 1981 году в Вене, на международном конгрессе клинической химии, американский патолог Артур Раппопорт выступил с докладом «Уникальная и до сих пор неразглашенная теория о генетической, анатомической базе смерти Моцарта» . В нём, опираясь на многолетние собственные наблюдения, Раппопорт утверждал о взаимосвязи между анатомическими деформациями уха, передаваемыми по наследству, и почечной болезнью. Патолог считает, что Моцарт имел врождённый дефект мочевого или почечного тракта. Эту теорию поддержал дерматолог Алоис Грайтер . Вялотекущая почечная болезнь была усугублена тем, что композитор заразился так называемой ревматически-воспалительной лихорадкой. Чрезмерное кровопускание (по оценке Карла Бера , Моцарт из-за кровопусканий потерял не менее двух литров крови) довершило дело. Подводя итог, Раппопорт отметил: «Надеюсь, я предоставил сильное подспорье тем, кто убеждён в том, что Моцарта не отравили, не убили, не лишили жизни насильственным способом» . Когда позднее Марио Корти, работая над циклом передач «Моцарт и Сальери» на Радио «Свобода» , хотел взять интервью у Раппопорта, тот отказался, заявив, что у него неприятности в связи с высказанной им гипотезой .

    Смерть от последствий черепно-мозговых травм

    В 1842 году этот череп был подарен художнику-гравёру Якобу Гиртлю. Владение подобными реликвиями было обыкновенным делом для той эпохи. Брат Якоба, профессор анатомии Йозеф Гиртль , занялся изучением черепа и пришёл к выводу, что это действительно череп Моцарта. Часть костей в процессе исследования была отделена и впоследствии утеряна. В 1901 году выводы профессора Гиртля опровергли учёные Зальцбурга .

    Только в начале 1990-х годов черепом, до того времени хранившимся в запасниках зальцбургского Моцартеума , заинтересовался палеонтолог Готфрид Тихи. Результаты изучения черепа с использованием уже современных методов криминалистики учёный опубликовал в The Economist . Как считает Тихи, череп мог принадлежать Моцарту: округлая форма мужского черепа типична для жителей Южной Германии. Его обладатель был физически слаб, обладал крупной головой (как и Моцарт), по состоянию зубов возраст умершего - 30-35 лет. Строение лицевых костей совпадало с изображениями композитора, созданными при его жизни .

    Неожиданностью стало обнаружение Тихи очень тонкой трещины длиной 7,2 см, проходящей от левого виска к темени. Она была результатом прижизненной травмы и к тому времени, когда Моцарт умер, успела почти зарасти, лишь в нижней части остались следы кровотечения. Известно, что композитор в последний год жизни страдал от головокружений и головной боли, что, по мнению Тихи, было следствием черепно-мозговой травмы, полученной при ударе либо падении. По гипотезе Тихи, Моцарт умер от гематомы и развившейся позднее инфекции .

    См. также

    Примечания

    1. Геннадий Смолин. Гений и злодейство // «Вокруг Света ». - 2006. - № 1 .
    2. Моцарта убил не Сальери, а собственная мать? (неопр.) . «Аргументы и Факты» Aif.ru. Дата обращения 17 августа 2014.
    3. Николай Фёдоров. Моцарт: убийство со многими неизвестными // «Вокруг Света ». - 2015. - № 1 .
    4. , с. 54.
    5. , с. 60.
    6. , с. 43, 46-47.
    7. , с. 375-376.
    8. , с. 503.
    9. , с. 376.
    10. , с. 16.
    11. Как указывает Карл Бер, специально изучавший регламент похорон, принятый в Австрии в конце XVIII века, учитывая то обстоятельство, что перевозка покойников проходила в тёмное время суток, никаких траурных процессий не проводилось.
    12. , с. 504.
    13. , с. 81-82.
    14. , с. 82-83.
    15. , с. 83, 86.
    16. Кушнер Б. В защиту Антонио Сальери. Часть 3: Болезнь, смерть и похороны Моцарта. Была ли тайна?
    17. Кушнер Б. В защиту Антонио Сальери. Часть 4: Пушкин и Сальери. Совместимы ли гений и злодейство?
    18. , с. 75-78.
    19. , с. 503-504.
    20. , с. 87.
    21. Цит. по: Аберт Г.
    22. , с. 375.
    23. Кушнер Б. В защиту Антонио Сальери. Часть 3: Болезнь, смерть и похороны Моцарта. Была ли тайна?
    24. Цит. по: Кушнер Б. В защиту Антонио Сальери. Часть 3: Болезнь, смерть и похороны Моцарта. Была ли тайна?
    25. Кушнер Б. В защиту Антонио Сальери
    26. Цитируется по Корти

Когда речь заходит о классической музыке, большинство людей сразу же вспоминают Моцарта. И это не случайно, ведь он добился феноменальных успехов во всех музыкальных направлениях своего времени.

Сегодня произведения этого гения пользуются огромной популярностью во всем мире. Ученые неоднократно проводили исследования, связанные с положительным влиянием музыки Моцарта на психику человека.

При всем этом, если спросить у любого встречного, может ли он рассказать хотя бы один интересный факт из биографии Моцарта , – вряд ли он даст утвердительный ответ. А ведь – это кладезь человеческой мудрости!

Итак, предлагаем вашему вниманию биографию Вольфганга Моцарта ().

Самый известный портрет Моцарта

Краткая биография Моцарта

Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 г. в австрийском городе . Его отец Леопольд был композитором и скрипачом в придворной капелле графа Сигизмунда фон Штраттенбаха.

Мать Анна Мария приходилась дочерью комиссара попечителя богадельни в Санкт-Гильгене. Анна Мария родила 7 детей, но лишь двоим из них удалось выжить: дочери Марии Анне, которую также называли Наннерль, и Вольфгангу.

При родах Моцарта его мать едва не погибла. Врачи приложили максимум усилий для того, чтобы она выжила, и будущий гений не остался сиротой.

У обоих детей в семье Моцартов проявлялись прекрасные музыкальные способности, так как их биографии с детства были напрямую связаны с музыкой.

Когда отец решил обучить маленькую Марию Анну играть на клавесине, Моцарту исполнилось только 3 года.

Но в те моменты, когда мальчик слышал доносящиеся звуки музыки, он зачастую подходил к клавесину и пытался что-то играть. В скором времени у него получалось проигрывать некоторые отрывки музыкальных произведений, услышанные им ранее.

Отец сразу же заметил необыкновенный талант сына и тоже стал его учить игре на клавесине. Юный гений схватывал все на лету и уже в пятилетнем возрасте сочинял пьесы. Спустя год он овладел игрой на скрипке.

Никто из детей Моцартов не посещал школу, поскольку отец решил сам обучать их разным . Гениальность маленького Вольфганга Амадея проявлялась не только в музыке.

Он ревностно познавал любые науки. Так, например, когда начиналось изучение , он настолько увлекался предметом, что исписывал весь пол разными числами и примерами.

Гастроли по Европе

Когда Моцарту исполнилось 6 лет, он так великолепно играл, что мог без труда выступать перед публикой. Это сыграло решающую роль в его биографии. Дополнением безупречной игры было пение старшей сестры Наннерль, обладавшей великолепным голосом.

Отец Леопольд был чрезвычайно счастлив тем, насколько способными и одаренными оказались его дети. Видя их возможности, он решает ехать с ними на гастроли в крупнейшие города Европы.

Вольфганг Моцарт в детстве

Глава семейства питал большие надежды на то, что это путешествие сделает его детей известными и поможет улучшить финансовое положение семьи.

И действительно, в скором времени мечтам Леопольда Моцарта было суждено сбыться.

Моцартам удалось выступить в самых крупных городах и столицах европейских государств.

В каком бы месте не появлялись Вольфганг с Наннерль, их ожидал ошеломительный успех. Зрители были обескуражены талантливой игрой и пением детей.

Первые 4 сонаты Вольфганга Моцарта, были изданы в в 1764 г. Будучи в , он познакомился с сыном великого Баха – Иоганом Христианом, от которого получил много полезных советов.

Композитор был потрясен способностями ребенка. Эта встреча пошла юному Вольфгангу на пользу и сделала его еще более искусным мастером своего дела.

Вообще надо сказать, что на протяжении всей своей биографии Моцарт постоянно учился и совершенствовался, даже тогда, когда казалось, что он достиг пределов мастерства.

В 1766 г. Леопольд серьезно заболел, поэтому они решили возвратиться с гастролей обратно домой. Тем более что постоянные переезды чрезмерно утомляли и детей.

Творческая биография Моцарта

Как мы уже сказали, творческая биография Моцарта началась с момента его первых гастролей в возрасте 6 лет.

Когда же ему исполнилось 14 лет, он поехал в Италию, где ему снова удалось поразить публику виртуозной игрой собственных (и не только) произведений.

В Болонье он участвовал в разных музыкальных соревнованиях с профессиональными музыкантами.

Игра Моцарта так сильно впечатлила Боденскую академию, что ему решили присвоить звание академика. Стоит заметить, что такой почетный статус давался талантливым композиторам лишь после того, как им исполнялось минимум 20 лет.

Возвратившись в родной Зальцбург, Моцарт продолжил сочинять различные сонаты, симфонии и оперы. Чем старше он становился, тем более глубокими и проникновенными были его произведения.

В 1772 г. он познакомился с Йозефом Гайдном, ставшим в будущем для него не только учителем, но и надежным другом.

Семейные трудности

Уже скоро Вольфганг, как и его отец, стал играть при дворе архиепископа. Благодаря своей особой одаренности у него всегда было огромное количество заказов.

Однако после кончины старого епископа и по приезду нового, ситуация изменилась в худшую сторону. Немного отвлечься от нахлынувших проблем помогла поездка в Париж и некоторые немецкие города в 1777 г.

В этот период биографии Моцарта в их семействе возникли серьезные материальные трудности. По этой причине с Вольфгангом смогла поехать только мать.

Однако эта поездка не увенчалась успехом. Сочинения Моцарта, отличавшиеся от музыки того времени, уже не вызывали особого восторга у публики. Ведь Вольфганг был уже не тем маленьким «чудо-мальчиком», способным восхищать одним лишь своим видом.

Положение день омрачилось еще более, так как в Париже заболела и умерла его мать, которая не смогла перенести бесконечные и безуспешные поездки.

Все эти обстоятельства побудили Моцарта снова вернуться домой, чтобы искать счастья там.

Расцвет карьеры

Судя по биографии Моцарта, он жил практически всегда на грани бедности, и даже нищеты. Тем не менее, его оскорбляло поведение нового епископа, воспринимавшего Вольфганга, как простого слугу.

Из-за этого в 1781 г., он принял твердое решение уехать в Вену.


Семья Моцартов. На стене — портрет матери, 1780 г.

Там композитор познакомился с бароном Готтфридом ван Стивеном, который тогда являлся покровителем многих музыкантов. Он посоветовал ему написать несколько сочинений в стиле , чтобы разнообразить репертуар.

В тот момент Моцарт хотел стать учителем музыки у принцессы Вюртембергской – Элизабет, но ее отец отдал предпочтение Антонио Сальери, которого запечатлел в одноименной поэме, как убийцу великого Моцарта.

1780-е годы стали в биографии Моцарта самыми радужными. Именно тогда им были написаны такие шедевры, как «Свадьба Фигаро», «Волшебная флейта» и «Дон Жуан».

Более того, к нему пришло всенародное признание, и он пользовался огромной популярностью в обществе. Естественно, он начал получать большие гонорары, о которых до этого приходилось только мечтать.

Однако вскоре в жизни Моцарта наступила черная полоса. В 1787 г. не стало его отца, а затем заболела его жена Констанция Вебер, на лечение которой ушло много денег.

После кончины императора Иосифа 2, на троне оказался Леопольд 2, который очень холодно относился к музыке. Это также усугубляло положение Моцарта и его коллег-композиторов.

Личная жизнь Моцарта

Единственной супругой Моцарта была Констанция Вебер, которую он повстречал в столице . Однако отцу не хотелось, чтобы его сын женился на этой девушке.

Ему казалось, что близкие родственники Констанции просто пытаются найти для нее выгодного мужа. Тем не менее, Вольфганг принял твердое решение, и в 1782 году они поженились.


Вольфганг Моцарт и его жена Констанция

В их семье родилось 6 детей, из которых выжило только трое.

Смерть Моцарта

В 1790 г. супруге Моцарта потребовалось дорогостоящее лечение, из-за чего он решил выступить с концертами во Франкфурте. Он был прекрасно принят публикой, но сборы от концертов оказались весьма скромны.

В 1791г., в последний год своей жизни, им была написана известная практически всем «Симфония 40», а также незаконченный «Реквием».

В это время он серьезно заболел: его руки и ноги сильно распухли и чувствовалась постоянная слабость. Одновременно с этим композитора мучили внезапные приступы рвоты.


«Последние часы жизни Моцарта», картина работы О’Нила, 1860 г.

Он был похоронен в общей могиле, где располагалось еще несколько гробов: настолько тяжелым было финансовое положение семьи в то время. Именно поэтому точное место захоронения великого композитора неизвестно до сих пор.

Официальной причиной его кончины считается ревматическая воспалительная лихорадка, хотя споры по данному вопросу ведутся биографами и сегодня.

Существует распространенное мнение о том, будто Моцарта отравил Антонио Сальери, который также был композитором. Но никаких достоверных подтверждений у этой версии нет.

Если вам понравилась краткая биография Моцарта – поделитесь ею с друзьями в социальных сетях. Если же вы вообще любите биографии великих людей и – подписывайтесь на сайт I nteresnye F akty.org . С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку.

Случилась эта трагедия 5 декабря 1791 года. В 00.55 остановилось сердце величайшего композитора и музыканта человеческой цивилизации Вольфганга Амадея Моцарта (1756-1791). Знаменитый австриец умер в самом расцвете своих творческих сил. За полтора часа до полуночи он потерял сознание и встретил фатальный конец в беспамятстве. На момент смерти ему было 35 лет и 10 месяцев.

Этот талантливейший человек начал сочинять музыкальные произведения в 6-летним возрасте. Творческая деятельность продолжалась почти 30 лет, но богатства она не принесла. Объясняется это низким социальным статусом музыкантов, живших в XVIII веке. За шедевры им платили копейки. Ситуация изменилась лишь в следующем столетии, когда композиторы стали по-настоящему обеспеченными людьми.

Смерть Моцарта в таком молодом возрасте вызвала много кривотолков и слухов, так как болезнь, предшествовавшая кончине, была довольно странной. Вначале у музыканта начали отекать кисти рук и ступни, затем последовали приступы рвоты. Врачи осмотрели больного и сказали, что это острая сыпная лихорадка. Данный диагноз был занесён и в регистрационную книгу, в которую записывали всех умерших в городе Вене.

Вольфганг Амадей слёг в постель 20 ноября. Но родственники посчитали, что причиной заболевания стала напряжённая работа. Было много заказов, над которыми композитор трудился практически, без отдыха. Его одолевали кредиторы, а семья едва сводила концы с концами.

После кончины тело покойника раздулось, а трупного окоченения не наблюдалось. Ткани оставались эластичными, мягкими, что косвенно указывало на отравление. Масло в огонь подлила Констанца - жена композитора. Она заявила, что муж делился с ней подозрениями. Якобы он был уверен, что его медленно и уверенно травят ядом. Давали ему акву-тофану. Этот яд создала в XVII веке итальянская колдунья Джулия Тофина. Сделала она его на основе мышьяка. Смертельная отрава не имела вкуса, запаха, а жертву убивала медленно и незаметно.

Настораживал ещё один факт. За несколько месяцев до болезни к композитору пришёл загадочный незнакомец. Он заказа "Реквием" - траурную заупокойную мессу. Уже попав под влияние болезни, Вольфганг Амадей вдруг подумал, что это музыкальное произведение предназначено для него самого. Изощрённый злоумышленник решил жестоко посмеяться над великим человеком, считавшимся одним из лучших представителей Венской классической школы.

Кому была нужна смерть Моцарта?

Кто был заинтересован в преждевременной кончине композитора? Бытует мнение, что его патологически ненавидел Антонио Сальери (1750-1825). Это был хороший композитор и музыкант. С 1774 года он числился придворным композитором при дворе Иосифа II - императора Священной Римской империи. Среди аристократов Вены он считался лучшим музыкантом.

Это продолжалось в течение 7 лет, пока в город не приехал молодой Вольфганг Амадей. В нём Сальери сразу же разглядел огромный талант, с которым он никогда не смог бы сравниться. Со временем в музыкальных кругах поняли, что Антонио завидует Моцарту чёрной завистью. А тот относился к придворному композитору с откровенным презрением. С учётом этих фактов можно допустить, что Сальери и был тем самым зловещим отравителем.

Однако существует свидетельство Игнаца Москелеса. Этот человек был учеником Бетховена, а тот, в свою очередь, считался учеником Сальери. В 1823 году Москелес посетил старого и больного Антонио в клинике. Тот перед лицом наступающей смерти поклялся, что не имел никакого отношения к отравлению великого композитора и музыканта. Прошёл месяц после этой встречи, и Сальери попытался совершить самоубийство. Врачи объяснили это галлюцинациями, вызванными расстройством психики.

Существует также свидетельство сына Вольфганга Амадея. После смерти отца мальчик стал брать уроки музыки у Антонио Сальери. И однажды учитель якобы произнёс: "Я сожалею, что твой отец умер таким молодым. Однако для всех нас это к лучшему. Если бы он прожил ещё хотя бы 10 лет, то все другие композиторы остались бы без работы".

В наши дни официальная версия гласит, что Сальери не был отравителем. В 1997 году в городе Милане состоялся суд по этому щепетильному вопросу. Он рассмотрел его по существу и снял все обвинения с Антонио, поставив точку в этом деле оправдательным вердиктом.

Однако завистливый итальянец был не единственным подозреваемым в смерти великого композитора. Существовал ещё один человек - Франц Хофдемель. Он являлся членом масонской ложи и писал музыкальные произведения. Здесь вызывает интерес тот факт, что его жена Магдалина - красивая молодая женщина - брала уроки музыки у Вольфганга Амадея.

Буквально через неделю после его кончины Хофдемель с яростью набросился на свою жену, которая на тот момент была беременной. В руках у Франца была бритва, и он полоснул ею несколько раз по красивому женскому лицу. Порезал жене также руки и горло. После этого покончил с собой. Бедная женщина выжила, а через 5 месяцев на свет появился ребёнок. По слухам его отцом был никто иной как Моцарт.

Для объективности следует заметить, что Вольфганг Амадей частенько влюблялся в молодых женщин. Причём уроки музыки давал только тем особам, к которым испытывал определённые чувства. В то же время многие люди, близко знавшие талантливого композитора, утверждали, что он был беззаветно предан своей Констанце, а с другими женщинами ограничивался лишь ни к чему не обязывающим флиртом.

Доказательством невиновности Магдалины также служит отношение к ней императрицы Марии-Луизы. Та, узнав о трагедии, проявила огромное человеческое участие к изуродованной женщине. Если бы история с отцовством вызвала у императрицы какие-то сомнения, то она бы никогда не окружила Магдалину теплотой, заботой и вниманием.

Похороны великого композитора

Для близких смерть Моцарта стала настоящей трагедией. Скорбная ситуация усугублялась полным безденежьем. Поэтому одного из величайших людей человеческой цивилизации похоронили по 3-му разряду. 7 декабря 1791 года гроб с телом покойного привезли в собор Св. Стефана. Там собралось всего несколько человек, близко знавших усопшего. Говорят, что среди провожающих был и Сальери.

Священник произнёс заупокойную проповедь. Причём перед ним стоял не один гроб, а целых 6. Уже в сумерках гробы погрузили в катафалк, и тот поехал на кладбище Св. Марка, которое находилось примерно в 5 км от собора. Провожающие не последовали за катафалком, так как было темно, холодно, сыро, и шёл мокрый снег. Все гробы опустили в одну общую могилу, и засыпали их землёй. Место захоронения не обозначили ни крестом, ни плитой. Даже не положили камень или палку для ориентира.

Памятник Моцарту Плачущий Ангел

Прошло 50 лет, и люди решили отдать дань уважения величайшему музыканту. Но точное место захоронения найти не смогли. Старых могильных холмиков было очень много, а под каким из них покоился прах композитора, никто сказать не мог. Смогли определить лишь примерный участок, и посадили в этом месте иву. В 1859 году вместо ивы поставили памятник, который получил название Плачущего Ангела. Затем памятник перенесли, но в настоящее время он находится на прежнем месте.

Официальная версия смерти Моцарта

Споры о подлинной причине смерти Моцарта ведутся по сей день. В 60-е годы XX века врач из Швейцарии Карл Бэр заявил, что диагноз - острая сыпная лихорадка - не правильный. В соответствии с описанием болезни у музыканта был суставный ревматизм. Сопровождается он болезненными воспалительными процессами. Вот поэтому и наблюдалась опухоль на руках и ногах.

В 1984 году доктор Дэвис опубликовал более тщательный отчёт об истории болезни Вольфганга Амадея. Он выдвинул предположение, что ещё в раннем детстве музыкант заразился стрептококковой инфекцией. В последующие годы у него наблюдались приступы тонзиллита, он болел бронхитом, гепатитом и ветрянкой.

Дэвис заключил, что причиной трагедии стала стрептококковая инфекция в сочетании с почечной недостаточностью и бронхопневмонией. Но смерть наступила в результате кровоизлияния в мозг. Что касается почечной недостаточности, то на неё указывает депрессия. А под её влиянием композитор мог утверждать, что его отравили и заказали "Реквием" для его же собственных похорон.

Александр Семашко

Загадочные обстоятельства смерти великого австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта и сегодня, по прошествии двух столетий, заставляют многих исследователей возвращаться к документам, вести поиск и выдвигать свои версии случившегося в надежде добраться до истины.
Одну из этих версий мы рассмотрим в публикуемой ниже статье.
На аукционе «Штаргардт» в Марбурге (ФРГ) в декабре 1970 года за 28 тысяч немецких марок было продано письмо, написанное Моцартом 2 апреля 1789 года. Это письмо, в котором содержалась просьба о денежной ссуде в размере 100 гульденов для поездки в Берлин, было адресовано члену масонской ложи, юристу Францу Хофдемелю.
Просьба Моцарта о ссуде была удовлетворена.
Кто же такой Хофдемель?
Почему он покончил с собой 6 декабря 1791 года, то есть на следующий день после смерти Моцарта?
И почему об этом самоубийстве не сообщается даже в очень полной биографии Моцарта, которая была написана Вольфгангом Хильдесхаймером?
История Хофдемеля произвела настоящую сенсацию, шокировавшую даже кайзеровский дом, была предметом обсуждения в среде венской интеллигенции всякий раз, когда речь заходила о смерти Моцарта, а также нашла свое отражение в новелле Леопольда Шефера «Моцарт и его подруга».
В ХХ веке британец Фрэнсис Карр посвятил супругам Хофдемель специальное исследование, в результате которого появилась книга, имевшая успех «боевика». Все события данной книги были достоверно подкреплены документами.

Но перед тем, как издать свою книгу, Карр устроил нечто вроде спектакля, инсценировав «дело», о котором она рассказывает. Зрители должны были выступить в роли «присяжных»: им предлагалось проанализировать новые и старые факты и слухи, касающиеся смерти Моцарта, особенно версию об отравлении, и сделать свои выводы.
В результате обсуждения большинство «присяжных» пришли к выводу, что все-таки имело место убийство: 60 из них назвали убийцей Хофдемеля, 39 - ученика Моцарта Зюсмайра, 28 - Сальери.
Конечно же, решение «присяжных» в большой мере было основано под влиянием и на выводах Фрэнсиса Карра...
Так что же произошло?
6 декабря 1791 года жена Хофдемеля, пианистка Магдалена Хофдемель, известная как «любимая ученица» Моцарта, которой он посвятил свой «самый интимный» фортепьянный концерт, возвратилась домой из собора св. Стефана, где состоялась панихида по умершему днем раньше Моцарту.
Внезапно, ее муж бросился на нее с бритвой в руке с намерением убить ее. Она была на пятом месяце... Ее крик и крик годовалого ребенка, которые привлекли внимание соседей, спасли ей жизнь.
Прибежавшим на крики соседям никак не удавалось открыть дверь и она была просто снята с петель. 36-летнего хозяина дома нашли только взломав вторую дверь: Хофдемель лежал на своей кровати с перерезанным горлом, все еще сжимая в руке бритву - он покончил с собой после того, как ему не удалось убить жену...
Магдалену Хофдемель нашли в бессознательном состоянии, с многочисленными кровоточащими ранами на шее, лице, груди, руках.
Усилиями двух врачей Магдалена была спасена, но осталась обезображенной...
Фрэнсис Карр приходит к следующему выводу: вместо того, чтобы испытать облегчение от смерти любовника своей жены, Хофдемель пытается убить ее. Он боится, что Магдалена заявит, что это он отравил Моцарта ядом Aqua Tofana, который проявлял свое действие лишь спустя месяцы после попадания в организм и поэтому считался в XVIII веке необнаружимым.
Этот яд представлял собой «не привлекавшую внимания смесь из бледно-серого мышьяка, серебристой сурьмы и окиси свинца» - так описывает этот яд Клаус Умбах, цитируя врачей Дитера Кернера из Майнца и Алойза Грайтера из Дюссельдорфа, которые в 1956 и 1962 годах дали новое обоснование версии об отравлении, но еще не связывали ее с личностью Хофдемеля. 2

Моцарт был частым гостем в доме № 10 по Грюнангергассе, первый этаж которого занимала богатая чета Хофдемель. Здесь он музицировал и, конечно же, обедал.
Однако главной целью его посещений были занятия музыкой с Магдаленой - он имел обыкновение давать уроки своим очень немногочисленным ученицам на дому.

Современники и, в частности, старшая сестра Моцарта Мария Анна, рассказывали, что Моцарт никогда не брал девушку в ученицы, если не был в нее влюблен. Хофдемель, несомненно, часто оставлял свою 23-летнюю супругу, знаменитую на весь город красавицу, с Моцартом наедине.
Одна из газет от 21 декабря 1791 года писала, что сама ее величество императрица взяла под свое покровительство вдову самоубийцы, которая теперь направлялась к отцу в Брюнн, чтобы произвести на свет второго ребенка. По-видимому, Магдалена покинула Вену, спасаясь от назойливых репортеров, ведь даже император был разгневан происшедшей трагедией.
Он, бесспорно, был убежден, что в случившемся виновны Магдалена и Моцарт, а не Хофдемель, в противном случае вдове ни за что не удалось бы добиться разрешения похоронить самоубийцу как «нормального» усопшего и получить для него могилу. Ведь в соответствии с существовавшим тогда порядком палач бросал в безвестную яму труп самоубийцы, зашитый в коровью шкуру.
Учитывая состоятельность Магдалены, ее творческую натуру и красоту, трудно представить себе, чтобы она хоть однажды не позировала художнику, как это было принято в те времена. Поскольку ни одного ее портрета обнаружить все же не удалось, Карр полагает, что они (или он) были впоследствии уничтожены...
Свои выводы о том, что Моцарт был отравлен, Фрэнсис Карр основывает, конечно же, не только на трагическом происшествии в доме на Грюнангергассе. В доказательство он приводит такие факты, от которых нельзя отмахнуться, как от болтовни и слухов, и которые являются как минимум косвенными доказательствами.
В самом деле, очень красноречивым кажется возможное лишь по предварительному сговору упорное молчание такого большого количества людей относительно фактов, которые в общем-то обычно бывает невозможно скрыть. Смерть Моцарта, еще такого молодого человека, самого знаменитого композитора в стране, да и во всей Европе, чья «Волшебная флейта» только что шла в Вене с неизменным аншлагом и было таким событием...
Почему эту смерть скрыли, словно позор, вместо того чтобы обставить торжественно. как кончину великого мастера или вельможи?
Ведь обычно, как говорилось, «венцы умеют хоронить с помпой».
Еще два несомненно достоверных высказывания заслуживают самого пристального внимания.
Во-первых, Моцарт дважды сказал своей жене Констанце о том, что скоро умрет, потому что ему дали яд. Констанца, до самой своей смерти, которая случилась 6 марта 1842 года, не проронившая ни слова по поводу смерти и похорон мужа (кстати, как и оба знаменитых врача, приходивших лечить его), тем не менее передала эти слова Моцарта своему второму мужу датчанину Ниссену, который составлял биографию великого композитора.
Эти же сведения она сообщила в 1829 году двум англичанам - музыкальному издателю и его жене,- которые пробыли у нее три дня, не узнав ничего другого, хотя целью их поездки в Зальцбург и Вену было написание книги о Моцарте.
Во-вторых, Констанца повинилась, что супруг ей был неверен. Не исключено, что она рассказала об этом с целью самооправдания, поскольку сама месяцами жила в Бадене с учеником и другом Моцарта Зюсмайром, который, как считают, и был отцом ее второго сына.
Учитывая, что Констанца позднее затушевала в письмах имя Зюсмайра и сперва отказывалась выполнить последнее желание Моцарта, в соответствии с которым Зюсмайр должен был закончить его «Реквием», Карр делает предположение, что Зюсмайр обещал жениться на Констанце, но после смерти Моцарта об этом обещании «забыл».


Зюсмайр, который присутствовал при кончине Моцарта, тоже хранил полное молчание о причинах его смерти.
31 декабря 1791 года «Берлинский музыкальный еженедельник» писал: «Поскольку после смерти тело его вздулось, полагают даже, что он был отравлен» 2 ...
Что если и врачи, которые находились у его смертного одра, видели это и договорились молчать, что и соблюдалось всеми неукоснительно?
Ведь обычно болезнь столь знаменитого человека, которая приводит к его смерти, не обходится молчанием...
На следующий день Хофдемель попытался убить Магдалену. Так не хотели ли посвященные предотвратить слухи, которые увязали бы эту кровавую резню с именем Моцарта?
Настораживают непонятная торопливость похорон, странное решение хоронить великого композитора, чей гений признавался многими при его жизни, «по третьему разряду», то есть в общей могиле, где укладывалось по 3–4 трупа в 3 ряда без гробов.
В последний путь его провожали очень немногочисленные лица, даже жены не было в процессии, а до кладбища практически вообще никто не дошел, якобы из-за сильной непогоды.
Остается также загадкой, почему жена Моцарта, Констанца, впервые посетила кладбище только через много лет, к тому времени место погребения заросло травой, и она не нашла никаких следов могилы мужа...
Карр доказывает: жителям Вены сообщили о смерти Моцарта только после того, как его тело уже было зарыто в общей могиле.
Почему?

Источники информации:
1. сайт Википедия
2. Хоххут Р. «Кто отравил Моцарта?»

Версий причины смерти Вольфганга Амадея Моцарта существует чуть ли не больше, чем лет, прожитых этим гениальным композитором. По новейшей гипотезе, 35-летний Моцарт скончался из-за дефицита в его организме ультрафиолета. Состояние здоровья, точнее, нездоровья Моцарта во многом было вызвано нехваткой витамина D, синтез которого происходит только на солнце.

Профессор Уильям Грант (William Grant) из исследовательского центра SUNARC в Сан-Франциско (США) и эндокринолог профессор Штефан Пильц (Stefan Pilz) из Медицинского университета Граца (Австрия) опубликовали в Medical Problems of Performing Artists (специализированный медицинский журнал, посвященный заболеваниям профессиональных музыкантов) комментарий к статье, в котором критически рассмотрели версии преждевременной смерти Моцарта.

Исследователи уверены, что именно нехватка витамина D послужила решающей причиной для развития болезни, сведшей композитора в могилу, а вовсе не отравление, подстроенное Сальери, как принято считать. У Моцарта был целый букет вредных привычек: работать ночами, допоздна засиживаться с приятелями за карточным столом. Композитор возвращался домой на рассвете и затем спал весь или большую часть светового дня. С годами он все реже видел солнце.

Недостаток витамина D повышает вероятность развития многочисленных заболеваний множества органов и систем организма: от болезней сердечно-сосудистой и нервной систем до диабета и даже рака. Дефицит витамина D ослабляет иммунитет. Кроме того, Моцарт вырос в северных широтах. Вена расположена на 48-м градусе северной широты, где в период с октября по март солнце не настолько активное, чтобы синтезировать витамин D с помощью ультрафиолета. Свою теорию о недостатке солнца для Моцарта ученые мужи обосновывают тщательным изучением анамнеза жизни великого композитора.

Вольфганг Амадей Моцарт скончался, не дожив двух месяцев до своего 36-летия. В детстве он отличался крепким для своего возраста телосложением, поэтому безболезненно перенес вскармливание не материнским молоком, а водой. Подобное кормление было широко распространено в XVIII столетии. Младенцу давали медовую воду и немного ячменной или овсяной каши. В дальнейшем и жена Моцарта этим же способом вскармливала их малышей.

У восьмилетнего музыканта биографы отмечали заболевание стрептококковой ангиной. Недомогание продолжалось десять дней, что помешало Моцарту выступить перед английской публикой. В десять лет Моцарт перенес несколько острых инфекций верхних дыхательных путей, протекание которых сопровождалась повышенной температурой и болями в горле. Часто повторяющиеся ангины повлияли на физическое развитие ребенка. Одиннадцатилетний пианист переболел оспой, а в 16 лет подхватил желтуху. Периодически он курил трубку и время от времени злоупотреблял алкоголем.

Некоторые исследователи считали причиной смерти Моцарта трихинеллез, поскольку симптомы этого заболевания (повышение температуры, отеки и боли в конечностях) близки к отмечавшимся у Моцарта. Кроме того, в письме к жене за шесть недель до смерти композитор упоминает, что ел свиные котлеты. Они и могли стать источником инфекции. Шесть недель соответствуют инкубационному периоду трихинеллеза. В то же время патогномоничный симптом данной инфекции — миалгии — у Моцарта отсутствовал.

В детском возрасте Моцарт часто болел и неоднократно переносил инфекции верхних дыхательных путей, симптомы которых соответствуют стрептококковой инфекции, что, вероятно, привело к развитию ревматизма, а он мог в дальнейшем поспособствовать поражению почек и возникновению почечной недостаточности. Надо сказать, что во всех документах о состоянии его здоровья отмечается, что после перенесенных легких и тяжелых форм болезней Моцарт чувствовал себя полностью здоровым.

Согласно другой теории, причиной смерти композитора стал геморрагический васкулит (болезнь Шенлейн-Геноха), развившийся в результате перенесенной стрептококковой инфекции. Но о появлении у Моцарта геморрагических высыпаний, типичных для болезни Шенлейн-Геноха, источники не сообщают.

Профессора Грант и Пильц не развеяли туман, а лишь увеличили количество версий. Очередная гипотеза звучит довольно красиво: "Дайте больше солнца Моцарту!". Исследователи отмечают, что в основном музыкант болел в период с октября по март, когда ему так недоставало солнечного тепла и света. И умер он 5 декабря 1791 года — в ненастный зимний день.


Top