Смешной случай из жизни. Смешной случай из жизни Алгоритм знания изученного материала

Тема урока: «Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места»

Вид урока : урок изучения нового материала

Цель урока:

Дать теоретические сведения об особенностях сложноподчиненного предложения с придаточными времени и места.

Задачи урока:

Формировать у учащихся умение распознавать придаточные места и времени, отличать их от других видов придаточных предложений;

Выяснить, какие союзы и союзные слова служат средством связи между частями;

Правильно ставить знаки препинания в указанных типах предложений;

Формировать умения и навыки анализа структуры таких предложений,

Проверить умение определять грамматическую основу, умение расставлять знаки препинания в сложноподчиненном предложении с целью подготовки к ГИА.

Развивать устную и письменную речь учащихся,

Воспитывать интерес к русскому языку и литературе,

Воспитывать гармоничную и всесторонне развитую личность учащихся в целом.

Ход урока.

    Орг. момент.

- Я очень рада вас всех видеть. Сегодня нам снова предстоит пополнить свои знания о сложноподчиненном предложении, познакомиться с его новыми разновидностями придаточных предложений. Тема достаточно сложная и потребует от вас внимания, сосредоточенности, ответственного подхода, ну и конечно желания работать. А начнем мы как обычно с повторения.

Откроем тетради и подпишем число, классная работа.

2. Повторение изученного.

У доски работают:

1. ___- карточка (выписать слова с чередующейся гласной в корне) задание группы А5

3.________ – карточка (составить схемы предложений и определить вид придаточного)

1.Грош цена человеку, который не может сломить дурной привычки. (Придаточное определительное).

2.Я читала, что бессмертны души. (Придаточное изъяснительное).

3.Дом, в котором я живу, находится возле речки. (Придаточное определительное).

4.Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе. (Придаточное изъяснительное).

5.Не место красит человека, а человек место. (Сложносочиненное предложение).

А остальные работают по орфограмме «Правописание приставок пре- и при-«. задание группы А6

Запишите слова в два столбика, первый с приставкой при-, а во второй с приставкой пре-. (у доски __________)

Придорожный, прекрасный, присесть, привокзальный, прервать, пристроить, пригород, преувеличить, притворить, преградить.

Проверяем.

Настя, перечисли случаи, когда пишется приставка при- (обозначает присоединение, приближение, неполное действие, расположение вблизи)

Проверяем задания на доске.

Перечисли все корни с чередующей гласной, которые тебе встретились.

Когда гласные обозначают два звука?

Схемы каких предложений ты построила?

    Повторение о сложном предложении.

Расскажите о сложных предложения по схеме.

ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ

ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ

ПАДЕЖНЫЕ ВОПРОСЫ

На прошлых уроках мы с вами изучили придаточные определительные и придаточные изъяснительные. Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
(речь пойдет о придаточных обстоятельственных)
- Совершенно верно! Сегодня мы продолжим изучать обширную группу сложноподчиненных предложений с обстоятельственными придаточными, но с какими придаточными мы познакомимся я пока не скажу …

Оставьте одну строчку для записи темы урока. Разделите страницу пополам.

    Изучение нового материала.

Записываем предложение в первый столбик во вторую строчку.

    Уже смеркалось, когда мы приехали домой. (Работаем по алгоритму, который у вас на партах).

    С тех пор как я себя помню, помню и Наталью Савишну.

    Через минуту забудешься и спишь до тех пор, пока не разбудят .

? (на время)

На какой вопрос отвечает? (когда? как долго? с каких пор? до каких пор?)

С помощью чего придаточное прикрепляется к главному? (союзами когда, пока, с тех пор, до тех пор), кроме того в главной части могут быть ук.с. В то время, по мере того, с тех пор, до тех пор)

-

- Как называется такое придаточное? (Времени)

Записываем предложения во второй столбик:
1 . Чуть-чуть светлела красноватая полоска там, где село солнышко.

2. Пурпурное, темное и ласковое небо манило туда, где оно касалось краев темной зелени лугов.

3. Откуда дует ветер, оттуда и тучи плывут.

На что указывает придаточное? (место)

На какой вопрос отвечает? (где? Куда? Откуда?)

С помощью чего придаточное прикрепляется к главному?(Союзных слов- где, куда, откуда), кроме того в главной части могут быть ук.с. там, оттуда, всюду, туда.

- К чему относится? (ко всему придаточному)

Где может находиться? (до, после, внутри главного)

- Как называется такое придаточное? (Места)

- С какими придаточнымимы познакомились?

Запишите тему «Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места»

На какие вопросы мы ответили? (на что указывает? на какие вопросы отвечает? С помощью чего придаточное прикрепляется к главному? К чему относится? Где может находиться?)

4. Выполнение практических заданий по теме урока .

А теперь, чтобы новый материал лучше заполнился, выполним ряд упражнений.

– Перед каждым из вас учебная карточка с предложениями.

Задание 1: Перепишите предложения в тетрадь. Поставьте вопросы к придаточным предложениям, определите их разновидность.

1. Как только папа ушел , я живо оделся в студенческий сюртук и пришел.

2. Вот и теперь (когда? – придаточная времени), когда я вошел в комнату , Карл Иванович взглянул на меня исподлобья и снова принялся за дело.

3. Они свернули в сторону и шли по скошенному лугу, пока не вышли на дорогу (до каких пор? – придаточная времени).

4. Дорогою свободною иди, куда влечет тебя свободный ум.( придаточное места)

5. Там, где кончалась чаща , белели березы. ( придаточное места)

6. Я стал припоминать, куда ходил в течение дня. ( придаточное места)

– Какое из данных предложений построено по следующей схеме: [… (…) …]? (второе, пятое).

Задание 2


. (16)

1. (пока…), […].

2. […], (где…).

3. […], (до тех пор пока…).

4. [… (едва…) …].

Задание 4. Тест





А. Б. В. Г. Д.

А. Б. В. Г. Д.

А. Б. В. Г. Д.

А. Б. В. Г. Д.

А. Б. В. Г. Д.

5.Итоги урока.

1. С какими видами придаточных предложений мы сегодня познакомились?
2. Как их различить?

Рефлексия содержания учебного материала

1. знаю о СПП с придаточными места и времени;

2. могу находить их в тексте;

3. могу самостоятельно построить данные предложения

4. умею чертить схемы предложений,

5. на уроке мне было интересно;

6. я отвечал на уроке устно

6. Оценивание работы учеников

Вывод учителя: Итак, мы сегодня ещё раз убедились, что сложноподчиненные предложения – это огромная и ещё малоизученная страна, поэтому мы посвятим изучению этой темы ещё ни один урок.

7. Д.З. 1. заполнить таблицы.

2. с. 63, 65 упр. 135(выписать придаточные места), 143 (по заданию)


Карточка.
Выписать слова с чередующейся гласной в корне.

П…ровать, изл…гать, к..мната, м..рять, м..рить, к…стер, к..саться, к…со, г..реть, з..ря, ст..лить, ст..кло, уб..раю, б..рная.

Карточка. Составить схемы предложений и определить вид придаточного .

1.Грош цена человеку, который не может сломить дурной привычки.
2.Я читала, что бессмертны души.
3.Дом, в котором я живу, находится возле речки.
4.Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе.
5.Не место красит человека, а человек место.

Вьюга, объявление, якорь, соленое, мебель, солнце.

Задание 2. Придаточные предложения бывают:

ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ

ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ

ПАДЕЖНЫЕ ВОПРОСЫ

Задание 1 : Перепишите предложения в тетрадь. Поставьте вопросы к придаточным предложениям, определите их разновидность.

Задание 2 . Среди предложений 14-23 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным времени. Напишите номер этого предложения.
14) Если вы встречаетесь с друзьями, это принесет вам радость. (15) А вот часы, проведенные в торговом центре, такого эффекта не дадут. (16) При покупке стильного костюма или нового мобильника человек поначалу испытывает некоторое возбуждение, но приятное чувство проходит, как только он начинает страстно желать чего-то ещё. (17) Похожие реакции и при повышении зарплаты: вскоре вы начинаете считать дополнительные деньги чем-то само собой разумеющимся и у вас снова появляется чувство неудовлетворённости. (18) Этот эффект называют гедоническим конвейером.
(19) После долгих часов, проведенных на работе, многим хочется броситься домой и разлечься перед экраном телевизора. (20) Но исследования показывают, что гораздо больше радости человеку приносит активный отдых, например на лыжах, на катке, в спортивном зале. (21) В качестве бесплатного приложения к этому удовольствию вы получите еще и хорошую фигуру, и улучшение здоровья. (22) А здоровье - одна из составляющих счастья. (23) И это тоже подтверждают научные данные.

1. (пока…), […].

2. […], (где…).

3. […], (до тех пор пока…).

4. [… (едва…) …].

Задание 4. Тест

Прочитайте предложения и ответьте на вопросы (обведите номера выбранных для ответа предложений).

А. Куда ни обращаю взор, кругом синеет мрачный бор.
Б. Голицыно где мы проводили лето, встретило нас разноголосым ребячьим хором.
В. Я не знаю, где граница меж товарищем и другом.
Г. Солоха долго думала, куда ей спрятать гостя.
Д. В том месте, где зашло солнце небо еще рдело багряными полосами.

1. Найдите предложения, в которых допущены ошибки в постановке знаков препинания.

А. Б. В. Г. Д.

2. Найдите СПП, в которых придаточное стоит в середине главного.

А. Б. В. Г. Д.

3. Укажите СПП с придаточным места.

А. Б. В. Г. Д.

4. Укажите СПП с придаточным изъяснительным.

А. Б. В. Г. Д.

5. Найдите СПП с придаточным определительным.

А. Б. В. Г. Д.

Фамилия, имя _____________________________________________

1. знаю о СПП с придаточными места и времени__________

2. могу находить их в тексте____________________

3. могу самостоятельно построить данные предложения_____________

4. умею чертить схемы предложений______________________

5. на уроке мне было интересно___________________

6. я отвечал на уроке устно________________________

Алгоритм знания изученного материала.

1.Можем воспроизвести определение.

2. Можем найти в тексте необходимые предложения.

3.Можем объяснить знаки препинания.

4.Можем увидеть средства связи (союзы или союзные слова).

5.Можем определить вид предложения.

Алгоритм определения вида сложноподчинённого предложения.

1. Найдите главную и придаточную части.

2. Определите и отметьте, к чему (к каким словам в главном предложении) относится придаточная часть.

3. Задайте вопрос от главной части к придаточной.

4. Найдите, обозначьте и определите средства связи.

5.Определите вид сложноподчинённого предложения.

Просмотр содержимого презентации
«СПП с придаточным времени и места»




Задание 2. Придаточные предложения бывают:

ОПРЕДЕЛИТЕЛЬ

ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕН

ПАДЕЖНЫЕ ВОПРОСЫ



Задание 1: Перепишите предложения в тетрадь.

Поставьте вопросы к придаточным предложениям, определите их разновидность.

  • 1. Как только папа ушел, я живо оделся в студенческий сюртук и пришел.
  • 2. Вот и теперь, когда я вошел в комнату, Карл Иванович взглянул на меня исподлобья и снова принялся за дело.
  • 3. Они свернули в сторону и шли по скошенному лугу, пока не вышли на дорогу.
  • 4. Дорогою свободною иди, куда влечет тебя свободный ум.
  • 5. Там, где кончалась чаща, белели березы.
  • 6. Я стал припоминать, куда ходил в течение дня.

Задание 2 . Среди предложений 14-23 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным времени. Напишите номер этого предложения .

14) Если вы встречаетесь с друзьями, это принесет вам радость. (15) А вот часы, проведенные в торговом центре, такого эффекта не дадут. (16) При покупке стильного костюма или нового мобильника человек поначалу испытывает некоторое возбуждение, но приятное чувство проходит, как только он начинает страстно желать чего-то ещё. (17) Похожие реакции и при повышении зарплаты: вскоре вы начинаете считать дополнительные деньги чем-то само собой разумеющимся и у вас снова появляется чувство неудовлетворённости. (18) Этот эффект называют гедоническим конвейером. (19) После долгих часов, проведенных на работе, многим хочется броситься домой и разлечься перед экраном телевизора. (20) Но исследования показывают, что гораздо больше радости человеку приносит активный отдых, например на лыжах, на катке, в спортивном зале. (21) В качестве бесплатного приложения к этому удовольствию вы получите еще и хорошую фигуру, и улучшение здоровья. (22) А здоровье - одна из составляющих счастья. (23) И это тоже подтверждают научные данные .


  • 1. (пока…), […].
  • 2. […], (где…).
  • 3. […], (до тех пор пока…).
  • 4. [… (едва…) …].

Задание 4. Тест Прочитайте предложения и ответьте на вопросы (обведите номера выбранных для ответа предложений).

А. Куда ни обращаю взор, кругом синеет мрачный бор.

Б. Голицыно где мы проводили лето, встретило нас разноголосым ребячьим хором.

В. Я не знаю, где граница меж товарищем и другом.

Г. Солоха долго думала, куда ей спрятать гостя.

Д. В том месте, где зашло солнце небо еще рдело багряными полосами.

1. Найдите предложения, в которых допущены ошибки в постановке знаков препинания.

А. Б. В. Г. Д.

2. Найдите СПП, в которых придаточное стоит в середине главного.

А. Б. В. Г. Д.

3. Укажите СПП с придаточным места.

А. Б. В. Г. Д.

4. Укажите СПП с придаточным изъяснительным.

А. Б. В. Г. Д.

5. Найдите СПП с придаточным определительным.

А. Б. В. Г. Д.



Д.З . с. 63, 65; упр. 135(выписать придаточные места), 143 (по заданию)


Спасибо за активную работу

на уроке!

1. На долгую будничную жизнь (неоднородные определения; ср.: будничная жизнь была долгой ). 2. В этом лунном пронзительном луче (неоднородные определения выражены местоимением, относительным и качественным прилагательными; ср.: лунный луч был пронзительным ). 3. Длинные, загороженные каменными, массивными заборами улицы с густыми, прекрасными деревьями (длинные, загороженные заборами улицы - однородные определения; на втором месте - причастный оборот; каменными, массивными заборами - однородные определения; характеризуют предмет с разных сторон, но в данном контексте объединяются общим признаком: «каменные, а потому и массивные»; с густыми, прекрасными деревьями - однородные определения; характеризуют предмет с разных сторон, но в данном контексте объединяются общим признаком: «густые, а потому и прекрасные»). 4. Отважные рыбачьи лодки (неоднородные определения выражены качественным и притяжательным прилагательными; ср.: рыбачьи лодки были отважными ). 5. Омытый дождями молодой месяц (неоднородные определения; причастный оборот на первом месте; ср.: молодой месяц был омыт дождями ). 6. Дождь поспешный, молодой (однородные определения стоят после определяемого слова). 7. Все свои новые, масонские мысли (все свои новые - неоднородные определения выражены местоимениями и качественным прилагательным; новые, масонские - однородные определения, выраженные качественным и относительным прилагательными; в данном контексте являются синонимами). 8. Вздыбленная ветром густо-лиловая градовая туча (неоднородные определения выражены причастным оборотом на первом месте, качественным и относительным прилагательными). 9. Полураскрытый маленький рот (неоднородные определения; ср.: маленький рот был полураскрыт ). 10. Маленькое складное кругленькое зеркальце (неоднородные определения; ср.: кругленькое зеркальце было складным; складное зеркальце было маленьким ). 11. Усталые, измокшие под дождём вахтенные матросы (усталые, измокшие под дождём однородные определения; на втором месте - причастный оборот; измокшие под дождём вахтенные матросы - неоднородные определения; ср.: вахтенные матросы измокли под дождём ). 12. Старичок, запачканный, мешковатый, неловкий, странный донельзя (однородные определения стоят после определяемого слова<). 13. В остроконечных соломенных шапках (неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон - форма и материал; ср.: соломенные шапки были остроконечными ). 14. Холодный, металлический свет (однородные определения в данном контексте являются синонимами). 15. Боязливая, рабская нота (однородные определения; характеризуют предмет с разных сторон, но в данном контексте объединяются общим признаком: «боязливые, а потому и рабские»). 16. Свинцовые, погасшие глаза (однородные определения - эпитеты: оба прилагательных употреблены в переносных значениях).

Упражнение 18

1. Хмурившаяся с утра погода стала понемногу разъясняться (определение стоит перед существительным). 2. Он уже открыл рот и привстал немного с лавки, но вдруг, поражённый ужасом , закрыл глаза... (определение относится к личному местоимению и отделено от него другими членами предложения). 3. Охваченный злым отчаянием , я (определение относится к личному местоимению) видел вокруг только эти волны с беловатыми гривами . 4. Охваченный каким-то неясным предчувствием , Корчагин быстро оделся и вышел на улицу (распространённое определение стоит перед существительным, но имеет добавочное обстоятельственное значение причины, ср.: Так как Корчагин был охвачен каким-то предчувствием, он быстро оделся... ). 5. Мересьев сидел молчаливый и тревожный (ср.: Мересьев был молчаливый и тревожный ). 6. Прошёл истопник , похожий на негра , и не затворил возле меня двери (определение стоит после существительного). 7. Пока тарантас , сопровождаемый лаем , с грохотом катится по мостикам через овраги, я смотрю на груды кирпичей , оставшихся от сгоревшего дома и потонувших в бурьяне , и думаю о том, что сделал бы старик Кологривов, если бы увидел нахалов , скачущих по двору его усадьбы (все определения стоят после существительных). 8. Павел вышел к ней в комнату и, усталый , присел на стул (одиночное определение отделено от определяемого слова другими членами предложения; союз и связывает сказуемые, ср.: Павел вышел и присел ). 9. Огонь разорвавшейся возле него бомбы (определение стоит перед существительным) мгновенно осветил двух человек , стоящих наверху , (определение стоит после существительного) и белую пену зеленоватых волн , разрезаемых пароходом (определение стоит после существительного). 10. Тяжёлый, никем не слыханный грохот потряс воздух (однородные определения перед существительным не обособляются, но между собой разделяются запятой). 11. Чичиков только заметил сквозь густое покрывало (одиночное определение стоит перед существительным) лившего дождя (одиночное определение стоит перед существительным) что-то похожее на крышу (определительный оборот относится к неопределённому местоимению и составляет с ним цельное сочетание). 12. Испуганный шумом , барсук бросился в сторону и исчез из виду (распространённое определение стоит перед существительным, но имеет добавочное обстоятельственное значение причины, ср.: Так как барсук был испуган шумом, он бросился в сторону и исчез из виду ).

Упражнение 19

1. Девочка сорвала с куста смородины веточку и, восхищённая ароматом почек, догнала своего спутника и передала ему веточку. 2. В длинной бороде отца протопопа и в его небольших усах, соединяющихся с бородой у углов рта, мелькает несколько чёрных волос, придающих ей вид серебра, отделанного чернью. 3. Глаза у него коричневые, смелые и ясные. 4. Небо почти не отражается в воде, рассекаемой ударами вёсел, пароходных винтов, острыми килями турецких фелюг и других судов, бороздящих по всем направлениям тесную гавань. 5. Длинная плотина, обсаженная серебристыми тополями, замыкала этот пруд. 6. Она была в белом халате, испачканном кровью, в косынке, туго повязанной по самые брови. 7. Длинные, обхватистые, подняли сосны широкие руки и все цепляют облака, удержать стараются. 8. Сердитый на вид, он был добряк в душе. 9. Энергичный, высокий, немного злой и насмешливый, он стоит так, точно прирос к брёвнам, и в напряжённой позе, готовый каждую секунду поворотить плоты, зорко смотрит вперёд. 10. Потемневшее от пыли голубое южное небо - мутно. 11. Из-за моря выступали горы, похожие на стаю облаков, и за ними клубились облака, похожие на снеговые горы. 12. Звон якорных цепей, грохот сцепленных вагонов, подвозящих груз, металлический вопль железных листов, откуда-то падающих на камень мостовой, глухой стук дерева, дребезжание извозчичьих телег, свистки пароходов, то пронзительно резкие, то глухо ревущие, крики грузчиков, матросов и таможенных солдат - все эти звуки сливаются в оглушительную музыку трудового дня. 13. И сами люди, первоначально родившие этот шум, смешны и жалки: их фигурки, пыльные, оборванные, юркие, согнутые под тяжестью товаров, лежащих на их спинах, суетливо бегают то туда, то сюда в тучах пыли, в море зноя и звуков, они ничтожны по сравнению с окружающими их железными колоссами, грудами товаров, гремящими вагонами и всем, что они создали. 14. Длинный, костлявый, немного сутулый, он медленно шагал по камням. 15. Человек он очень добрый, но с понятиями и привычками довольно странными. 16. Но заплатить за что-нибудь, хоть самонужнейшее, вдруг двести, триста рублей казалось им чуть ли не самоубийством. 17. На следующий день мы узнали, что советская разведка вошла в город, но, потрясённая чудовищной картиной бегства, остановилась у спусков в порт и не открывала огня. 18. Очевидно, подавленный воспоминаниями, Аржанов надолго замолчал. 19. Он осмотрелся и увидел, что валявшийся у дороги опрокинутый и давно растасканный по частям грузовик дымит, быстро разгораясь. 20. Наступила заря, и, закованный в снег, двуглавым обломком кристалла в огне загорался Казбек. 21. И, заключённый в правильный квадрат, то мечется и рвётся за ограду, то молчаливо облетает сад. 22. Я так и не вошёл в дом, посидел на лавочке и, не замеченный никем, ушёл. 23. Но кроме песни у нас было ещё нечто хорошее, нечто любимое нами и, может быть, заменявшее нам солнце. 24. Он стоял, удивлённый неожиданной встречей, и, тоже смущённый, собирался уйти. 25. Мягкое и серебристое, оно [море] слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков, неподвижных и не скрывающих собой золотых узоров звёзд.

Упражнение 20

1. Один из них был Штольц, другой - его приятель , литератор , полный , с апатическим лицом , задумчивыми, как будто сонными глазами (несогласованные определения в одном ряду с обособленным согласованным определением). 2. Синяя , в созвездиях , длится полночь (несогласованное определение в одном ряду с обособленным согласованным определением; отделены от главного слова другими членами предложения). 3. Это был Лёшка Шулепников , только очень старый , измятый , с сивыми усами , непохожий на себя (несогласованное определение в одном ряду с обособленными согласованными определениями; стоят после главного слова - имени собственного). 4. Желание говорить с дочерью исчезло (определение-инфинитив образует с существительным цельное словосчетание; стоит в середине предложения и произносится без пауз). 5. Широкоплечий , коротконогий , в тяжёлых сапогах , в толстом кафтане цвета дорожной пыли , он стоял среди степи, точно вырубленный из камня (несогласованные и согласованные определения относятся к личному местоимению). 6. И вся она , в старенькой гимнастерке , с выгоревшей пилоткой на тёмно-русых гладких волосах , показалась Алексею очень усталой и утомлённой (несогласованные определения относятся к личному местоимению). 7. На следующее утро Лузгина , в нарядном шёлковом голубом платье , с взбитыми начёсами светло-русых волос , свежая , румяная , пышная и благоухающая , с браслетами и кольцами на пухлых руках , торопливо пила кофе, боясь опоздать на пароход (несогласованные и согласованные определения стоят после имени собственного). 8. Лифтёр в подъезде, сумрачный , с вислыми щеками , поздоровался с Лёшкой кивком головы (несогласованное определение в одном ряду с обособленным согласованным определением стоит после существительного, характеризующего лицо по профессии). 9. Вдруг из белой , с матово-пупырчатым стеклом двери (необособленные согласованное и несогласованное определения стоят перед существительным) вышла старая женщина с папиросой во рту (необособленное несогласованное одиночное определение). 10. В белом галстуке , в щегольском пальто нараспашку , с вереницей звёздочек и крестиков на золотой цепочке в петле фрака , генерал возвращался с обеда, один (ряд несогласованных однородных определений относится к существительному, характеризующему лицо по социальному положению). 11. Из памяти не выходила Елизавета Киевна , с красными руками , в мужском платье , с жалкой улыбкой и кроткими глазами (ряд однородных несогласованных определений относится к имени собственному). 12. Я удивляюсь, что вы , с вашей добротой , не чувствуете этого (несогласованное определение относится к личному местоимению). 13. Своей беззащитностью она вызывала в нём рыцарское чувство - заслонить , оградить , защитить (определения-инфинитивы стоят в конце предложения и имеют пояснительное значение - перед ними можно вставить «а именно»). 14. Иногда в общей гармонии плеска слышится повышенная и шаловливая нота - одна из волн , посмелее , подползла ближе к нам (несогласованное определение выражено формой сравнительной степени прилагательного; можно заменить придаточным: которая посмелее ). 15. Вдруг все оставили работу, повернулись к нам лицом, низко поклонились, а некоторые крестьяне , постарше , поздоровались с отцом и со мной (несогласованное определение выражено формой сравнительной степени прилагательного; можно заменить придаточным: которые постарше ). 16. Ребятишки постарше вертелись у него под руками (несогласованное определение выражено формой сравнительной степени прилагательного и сливается с главным словом в цельное сочетание). 17. Вот и осталось мне только одно сомнительное удовольствие - глядеть из окошка на рыбную ловлю (определение - инфинитив с зависимыми словами стоит в конце предложения и имеет пояснительное значение - перед ними можно вставить «а именно»). 18. Её преследовала тайная мечта - уйти в партизанское подполье (определение - инфинитив с зависимыми словами стоит в конце предложения и имеет пояснительное значение - перед ними можно вставить «а именно»). 19. Кирилл Иванович ощущал в себе желание повторять каждое слово по нескольку раз (определение - инфинитив стоит в середине предложения и образует с существительным цельное словосочетание). 20. На мостике, одетые в дождевики , с короткополыми зюйдвестками на головах , стоят капитан и вахтенный офицер (несогласованное и согласованное определения отделены от главных слов другими членами предложения).

Упражнение 21

Гора Казбек , озеро Байкал , мороз-воевода , инженер-конструктор , Аника-воин , художник-самоучка , сторож-старик , Иванушка-дурачок, гриб подберёзовик , художник-портретист , жук-носорог , рак-отшельник , слесарь-инструментальщик , женщина-врач , врач-терапевт , Москва -река, матушка-Русь, бедняк крестьянин, крестьянин-бедняк , нитки мулине , искусник повар, повар-искусник , богатырь артиллерист, крошка сиротка, старик отец, пьяница сторож, сторож-пьяница , инженер-строитель , Москва -город, город Москва , Дюма-сын, пан офицер, самолёт-бомбардировщик , птица зяблик , товарищ генерал, генерал Иванов, петух-драчун , газета «Учитель» , озеро Рица , село Крутовка , дома-коробки .

Упражнение 22

1. Художник-создатель . 2. Солдат-сапёров . 3. Горновой-доменщик . 4. Сердце-камень . 5. Трубу-антенну . 6. Город Симбирск . 7. В картине «После дождя» . 8. В город Орел , роман «Воскресение» . 9. Пароход «Песнь Оссиана» . 10. Кот Степан . 11. Актёры-трагики . 12. Про солдата-сироту . 13. Бродяга -ветер. 14. Орлы-степняки . 15. Волга-матушка . 16. Композитор Эдгар Григ, города Бергена . 17. Вблизи города Переславля-Залесского , усадьба Ботик . 18. Ноги-ходули , заяц-русак . 19. Глазки-бусинки . 20. Пауков-охотников . 21. Собака-актриса . 22. Предки-кочевники . 23. В горах Ала-Тау . 24. Мельник Панкрат. 25. Бабочка-лимонница . 26. Художника Петрова. 27. В городе-музее . 28. Хлеб-соль . 29. Дедом-корзинщиком . 30. Воробей-сторож .

Упражнение 23

1. На диване с цилиндром в руке сидел красавец Каммучини , известный исторический живописец , и смеялся, глядя на Торвальда ( - приложение перед определяемым именем собственным; можно заменить качественным прилагательным: красивый Каммучини; - распространённое приложение относится к имени собственному и стоит после него). 2. В те времена, почти четверть века назад, был такой профессор Ганчук , была Соня, были Антон и Лёвка Шулепников , по прозвищу Шулепа (- имя нарицательное и имя собственное образуют единое сочетание, являются единым членом предложения; - приложение со словом по прозвищу обособляется, так как стоит после имени собственного и произносится с интонацией обособления). 3. Дитя неведомой страны , прижавшись, голубь молодой сидит, испуганный грозой ( - приложение отделено от определяемого слова другими членами предложения; - согласованное определение стоит после существительного). 4. Один из них , старик без усов и с седыми бакенами , похожий на драматурга Ибсена , оказался младшим врачом лазарета ( - распространённое приложение стоит после определяемого цельного словосочетания; - согласованное определение стоит после существительного). 5. Лучший слесарь на фабрике и первый силач в слободке , он держался с начальником грубо и поэтому зарабатывал мало (однородные распространённые приложения относятся к личному местоимению). 6. Глебов , самый старый Лёвкин приятель , никогда не был его рабом (распространённое приложение стоит после имени собственного). 7. От Шацкого он впервые узнал о Кара-Бугазе - устрашающем и загадочном заливе Каспийского моря , о неисчерпаемых запасах мирабилита в его воде, о возможности уничтожения пустыни (распространённое приложение стоит после имени собственного; выделяется с помощью тире, так как перед приложением можно вставить а именно ; второе тире опускается, так как после приложения необходимо поставить запятую для выделения однородных членов). 8. Шацкого поражала выдержка Миллера , штурвального Балтийского флота (распространённое приложение стоит после имени собственного). 9. Перекрывая всё и вся, рассыпной серебряной дробью грянул державный властелин майской ночи - соловей , загнездившийся в речной уреме ( - распространённое приложение относится к имени нарицательному, стоит перед ним; - согласованное определение стоит после существительного). 10. В лабораториях уже существуют приборы - фотоэлементы , превращающие энергию солнца в электрическую ( - одиночное приложение, выраженное именем нарицательным, стоит после определяемого слова - имени нарицательного, имеет пояснительное значение: перед ним можно поставить а именно , поэтому выделяется с помощью тире; после приложения второе тире не ставится, так как там необходимо поставить запятую для выделения обособленного определения; - согласованное определение стоит после существительного). 11. Время от времени аист приносил в своём длинном клюве еду - маленького ужа или лягушку с четырьмя растопыренными лапами (два однородных распространённых приложения стоят после определяемого слова - имени нарицательного; выделяются с помощью тире, так как имеют пояснительное значение: перед ними можно вставить а именно ). 12. Лишь я , таинственный певец , на берег выброшен грозою (приложение относится к личному местоимению). 13. Жильцы веков и стражи северных просторов , холодным блеском ледников на девушек смотрели горы (однородные приложения отделены от определяемого слова другими членами предложения). 14. Один из сослуживцев рекомендовал ему медицинского студента Лопухова (приложение - имя нарицательное стоит перед именем собственным; не обособляется и не связывается с помощью дефиса). 15. И Биркопф , как человек сметливый , тотчас воспользовался исключительностью своего положения (распространённое приложение с союзом как стоит после имени собственного, имеет добавочное причинное значение; может быть заменено придаточным предложением: Так как Биркопф был человеком сметливым, он тотчас воспользовался исключительностью своего положения ).

Упражнение 24

1. Впереди всех быстро шёл небольшой сухонький старичок , в чёрном длинном одеянии , с рыжей бородкой , с птичьим носом и зелёными глазками . 2. Мне гораздо больше нравился малозаметный увалень Саша Михайлов , мальчик тихий , с печальными глазами и хорошей улыбкой , очень похожий на свою кроткую мать . 3. Меня учила тихая, пугливая тётка Наталья , женщина с детским личиком и прозрачными глазами . 4. Он узнал жену Шевцова, Ефросинью Миронову , и вышел ей навстречу. 5. Ах, будь она , эта война , проклята. 6. Ровесники годами , близкие родственники , они почти никогда не разлучались. 7. Он всем по сердцу приходился сразу - красавец , балагур и острослов . 8. Мне , как механику , выполнить это ничего не стоит. 9. В таинственном храме весенних теней, мечтатель , он встретился с грёзой своей. 10. Выручал его велосипед - единственное богатство , накопленное за последние три года работы . 11. Современник Л. Толстого, Чехова и Горького, Н. Рериха и Рахманинова, страстный и даже пристрастный свидетель бурных революционных событий в России , Бунин нередко спорил с историей, с веком, с современниками. 12. По ночам часто плакал во сне пёс , по прозванию Фунтик , маленькая рыжая такса . 13. Слева сидел автор этой надписи - Николай Козырев . 14. Фронтовой бродяга - газетчик , я в любом блиндаже родня. 15. Я чувствовал, что нашему брату , господам , не совсем прилично смеяться над Поликеем. 16. Несколько особняком держался только молодой писатель , волгарь из города Вольска, Александр Яковлев . 17. Этим пожатием адмирал , казалось, не только прощал сына, но и выражал, как справедливый человек , невольное уважением к юному «смельчаку », не побоявшемуся защитить своё человеческое достоинство . 18. Дрожат осинки чуткие - барометры лесов . 19. У Антона часто снимала трубку бабка , вредоносная старуха , следившая за внуком с неусыпной бдительностью . 20. Брат отца, дядя Николай , был лётчиком , одним из первых русских лётчиков , погибших на германской войне . 21. Мастер Григорий Иванович , плешивый, бородатый человек в тёмных очках , спокойно связывал руки дяди полотенцем.

Упражнение 25

1. Пробормотал (как?) сквозь губы (образа действия, меры и степени). 2. Не зажглись (до каких пор?) ещё (времени). 3. Попадается (как?) редко (образа действия, меры и степени); попадается (где?) на Руси (места). 4. Остановился (как?) с изумлением (образа действия, меры и степени). 5. Блеснёт и разлетится (как? подобно кому?) щёголем (сравнения). 6. Идёт (с какой целью?) преградить (цели). 7. Снять (с какой целью?) для маскировки (цели). 8. Зазвали (когда?) после уроков (времени); зазвали (куда?) на задний двор (места). 9. Охватил (как?) вдруг (образа действия, меры и степени); охватил (как?) за шею (образа действия, меры и степени), опрокинул (как?) рывком (образа действия, меры и степени); опрокинул (куда? и как?) навзничь (два значения: места и образа действия, меры и степени). 10. Молчал (вопреки чему?) при всём сочувствии (уступки, ср.: хотя сочувствовал...). 11. Простояла (как долго?) всю ночь (времени); простояла (где?) в нескольких милях от Петропавловска (места); простояла (как?) под парусами (образа действия, меры и степени). 12. Казались ниже (отчего? по какой причине?) от снега (причины). 13. Пошли (как?) под парусами (образа действия, меры и степени); пошли (где?) вдоль побережья (места). 14. Стоял (где?) в Синезерках (места); стоял (как долго?) одну минуту (времени). 15. Мохнат и пушист (где?) внутри (места); мохнат и пушист (как? подобно чему?) как бархат (сравнения). 16. Принарядиться (с какой целью?) для встречи весны (цели). 17. Встретить (как?) понаряднее (образа действия, меры и степени). 18. Нельзя развести (почему? по какой причине?) за недостатком дров (причины). 19. Встали (как?) гурьбой (образа действия, меры и степени); встали (зачем?) на молитву (цели). 20. Присутствовала (где?) в столовой (места); присутствовали (с какой целью?) для украшения (цели). 21. Сошли (где?) на станции (места); сошли (с какой целью?) пообедать (цели). 22. Нельзя быть учителем (при каком условии?) без знания психологии (условия). 23. Хитрее (при каком условии?) при таком морозе (условия). 24. Прибегаю к более строгим мерам (при каком условии?) в случае непослушания или выражения недовольства (условия). 25. Казался спавшим, (несмотря на что?) несмотря на яркое освещение (уступки). 26. Сделалось затруднительным (почему?) ввиду приближения зимнего времени (причины). 27. Ходит (с каких пор?) исстари (времени). 28. Глядел (когда? с каких пор?) по уходе (времени); глядел (как долго?) долго (времени); глядел (куда?) на канделябр (места). 29. Забылась (когда?) после слёз (времени). 30. Подходили (когда?) зимами (времени); подходили (куда?) к озеру (места); жили (где?) в стогах (места). 31. Разбила (когда?) вчера (времени); разбила (по какой причине?) сослепа (причины). 32. Уехал (куда?) в кузницу (места); уехал (скакой целью?) подковывать (цели). 33. Показалось (когда?) теперь (времени); показалось (почему?) отчего-то (причины). 34. Ходят (когда?) весной (времени); ходят (куда?) в рощу (места); ходят (с какой целью?) по ландыши (цели). 35. Повезло (где?) в Петербурге (места); повезло, (вопреки чему?) вопреки ожиданиям (уступки).

Упражнение 26

1. Соседка жила в комнате напротив . 2. Напротив (места) сидел молодой человек. 3. Я оставил своих спутников устраивать (цели) ночлег. 4. Трудно отказаться от возможности переночевать на берегу. 5. Но в такую большую воду плыть - это безумство! 6. Колючие звёзды мешают уснуть . 7. Вы вправе требовать отдыха. 8. В груди её птицею (сравнения) пела радость. 9. Уля круто, всем корпусом (образа действия) обернулась к ней. 10. Кто-то руками нащупал дверь. 11. Данилов спрашивал тихим голосом (образа действия) и жёстко двигал тонкими губами маленького рта. 12. Мы шагаем палатами (места) длинными. 13. Ранним мартовским утром (времени) Виктор собрал курсантов. 14. Слова казались ему разноцветными пятнами . 15. Коса была обернута в жгут из соломы . 16. Какой-то зверь одним прыжком из чащи (места) выскочил. 17. Варя из экономии (причины) кормит всех молочным супом. 18. Он закричал от боли (причины). 19. От берега (места) почти неслышно отчалила лодка. 20. Мы вынуждены были отказаться от вечерней прогулки . 21. Дай мне ключ от шкафа .

Упражнение 27

1. Вечером, пристроившись на попутную машину , я выехал в Тельму. 2. Какой-то работяга дремал в тенечке у стены, сидя на корточках . 3. Приходилось сидеть сложа руки и думать (фразеологизм). 4. Глебов, волнуясь , отошёл в сторону, потыкался туда-сюда, ища Ефима , потом вошёл в магазин, поспрошал там и, ругаясь мысленно , проклиная необязательных людей , вновь вышел во двор (и связывает сказуемые: потыкался , поспрошал там и вышел ). 5. Иногда Половцев, оставив карты , садился прямо на полу, по-калмыцки сложив ноги , и, расстелив кусок брезента , разбирал, чистил и без того идеально чистый ручной пулемёт (и связывает сказуемые: садился и разбирал ). 6. Глебов стоял молча , покачиваясь на своих скрипучих сандалетах , и смотрел на работягу, вспоминая его имя (молча и связывает сказуемые: стоял и смотрел ). 7. Шулепников выплюнул окурок и, не посмотрев на Глебова , пошёл вразвалочку в глубь двора (и связывает сказуемые: выплюнул и пошёл ). 8. Пашка Матвеев спал почти круглые сутки, а просыпаясь , приговаривал: «Знатно!» (а нельзя отделить от деепричастия, ср.: Матвеев спал..., а приговаривал ). 9. Он опять достал из кармана фотографию, положил её на колени и, смотря на неё , освещаемую луной, задумался (и связывает сказуемые: положил и задумался ). 10. Левашов мельком взглянул на него, но ничего не сказал, а, придвинув телефон , стал крутить ручку (а связывает сказуемые и не входит в состав обстоятельства: Левашов взглянул , не сказал , а стал крутить ). 11. Элдар сел, скрестив ноги , и молча уставился своими красивыми бараньими глазами на лицо разговорившегося старика (молча - глагольное значение утрачено; выступает в функции наречия; слилось со сказуемым). 12. Солдаты с ружьями на плечах шли сначала по дороге, потом свернули с неё и, шурша сапогами по сухим листьям , прошли шагов двадцать вправо (и связывает сказуемые: свернули и прошли ). 13. В передвижении современного человека по планете есть что-то небрежно щегольское. То он, положив локоток на опущенное боковое стекло , мчится с ветерком на автомашине, то, откинувшись удобно на спинку кресла , летит в самолёте и, позавтракав в Москве , думает о том, чем будет обедать в Новосибирске (союзы то... то, и связывают сказуемые: то мчится , то летит и думает ). 14. Челкаш, оскалив зубы , приподняв голову , огляделся вокруг и, прошептав что-то , снова улёгся (и связывает сказуемые: огляделся и улёгся ). 15. Увидав Нехлюдова , он, не встав с корточек , глядя снизу вверх из-под своих нависших бровей , подал руку. 16. Нехлюдов взял письмо, и, пообещав передать его , встал, и, простившись , вышел на улицу (повторяющийся союз и связывает сказуемые: взял, и встал, и вышел ). 17. Подпоясав кафтан и надвинув шапку , Пьер, стараясь не шуметь и не встретить капитана , прошёл по коридору и вышел на улицу. 18. Маслова хотела ответить и не могла, а, рыдая , достала из калача коробку с папиросами (а связывает сказуемые: не могла , а достала ). 19. Пришли туда и сели рядом друг с другом и держась за руки (обстоятельство - деепричастный оборот в одном ряду с необособленным обстоятельством - наречием). 20. Остановив Власову , он одним дыханием и не ожидая ответов закидал её трескучими сухими словами (обстоятельство - деепричастный оборот (не ожидая ответов ) в одном ряду с необособленным обстоятельством). 21. Он работал не покладая рук (фразеологизм). 22. Там, в темноте, чьи-то глаза смотрели на меня не мигая (глагольное значение утрачено; выступает в функции наречия; слилось со сказуемым). 23. Александр Владимирович молча протиснулся вперёд, отстранив жену , и, спустившись на две ступени , оглядел свысока поле боя (молча - глагольное значение утрачено; выступает в функции наречия; слилось со сказуемым; и связывает сказуемые: протиснулся и оглядел ). 24. Шли не задерживаясь (глагольное значение утрачено; выступает в функции наречия; слилось со сказуемым). 25. Дерево дряхлеет и умирает стоя (глагольное значение утрачено; выступает в функции наречия; слилось со сказуемым). 26. Обратно шли разувшись (глагольное значение утрачено; выступает в функции наречия; слилось со сказуемым). 27. И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя (фразеологизм). 28. Он относился к своим обязанностям спустя рукава , точно исполняя что-то постороннее и ненужное (спустя рукава - фразеологизм). 29. Можете уйти и не дожидаясь ответа (перед деепричастием стоит усилительная частица и ). 30. Старосту лизнув Лев милостиво в грудь , отправился в дальнейший путь (деепричастный оборот включает в свой состав подлежащее). 31. С хозяйкой дома была пожилая дама, вся в чёрном, начиная с чепца до ботинок (оборот носит характер уточнения, пояснения, не связан с понятием времени; начиная нельзя выбросить из предложения). 32. Алёша длинно и как-то прищурив глаза посмотрел на Ракитина (обстоятельство - деепричастный оборот (как-то прищурив глаза ) в одном ряду с необособленным обстоятельством - наречием). 33. Клим Самгин шагал по улице бодро и не уступая дорогу встречным людям (обстоятельство - деепричастный оборот (не уступая дорогу встречным людям ) в одном ряду с необособленным обстоятельством - наречием). 34. Он решил жить по-новому начиная со следующей недели (обстоятельство времени; утрачено глагольное значение; начиная можно опустить, ср.: он решил жить по-новому со следующей недели ). 35. Статистические показатели выводятся исходя из многих данных (оборот имеет значение «на основании»; исходя можно опустить, ср.: статистические показатели выводятся из многих данных ).

Упражнение 28

1. За неимением места во флигеле , мне отвели место в графских хоромах (распространённое обстоятельство причины с предложным сочетанием за неимением так как не было места во флигеле ). 2. Степан Аркадьевич учился хорошо благодаря своим хорошим способностям (обстоятельство причины с производным предлогом благодаря стоит в конце предложения). 3. Полк , благодаря строгости полкового командира , был в прекрасном состоянии благодаря потому что командир был строг ). 4. Опять это были чьи-то чужие, театральные слова, но они , при всей их вздорности и избитости , тоже касались чего-то мучительно неразрешимого (распространённое обстоятельство уступки с предлогом при ; разрывает подлежащее и сказуемое; можно заменить придаточным: хотя они были вздорными и избитыми ). 5. Свет разлагает кислоту в силу своей яркости (обстоятельство причины с предложным сочетанием в силу стоит в конце предложения). 6. У Гали, по слепоте её , весь день уходил на осторожную возню с разными небольшими делами (распространённое обстоятельство причины имеет пояснительное значение; стоит в середине предложения; можно заменить придаточным: потому что была слеповата ). 7. И, несмотря на решимость , Серёжа всё-таки испытывал жестокий страх (обстоятельство уступки с предлогом несмотря на всегда обособляется). 8. Выйдя в офицеры, Шурка , по настоянию Чижика , взял его к себе (обстоятельство причины имеет пояснительное значение, разрывает подлежащее и сказуемое; можно заменить придаточным: потому что Чижик настоял ). 9. Несмотря на свою доброту , он собрал несколько матросов на тайное совещание о поступках боцмана-зверя (обстоятельство уступки с предлогом несмотря на всегда обособляется). 10. Анютка нередко проливала слёзы, когда барин , по настоянию барыни , отправлял Антона в экипаж для наказания (обстоятельство причины имеет уточняющее и пояснительное значение, разрывает подлежащее исказуемое; можно заменить придаточным: потому что барыня настаивала ). 11. Артиллеристы устроили на элеваторе наблюдательный пункт и, несмотря на прямые попадания , сидели там до конца (и связывает однородные сказуемые: устроили и сидели ; обстоятельство уступки с предлогом несмотря на всегда обособляется). 12. При всей беспощадности к врагам , я не знаю человека более гуманного (распространённое обстоятельство уступки с предлогом при ; стоит в начале предложения; можно заменить придаточным: хотя он был беспощаден к врагам ). 13. Трест не мог , подобно старым промышленникам , ставить добычу мирабилита в зависимость от капризов залива (распространённое обстоятельство сравнения с производным предлогом подобно стоит в середине предложения, разрывает сказуемое). 14. Казак мой, вопреки приказанию , спал крепким сном (обстоятельство уступки с производным предлогом вопреки разрывает подлежащее и сказуемое; можно заменить придаточным: хотя я дал указания ). 15. Впрочем, ввиду недостатка времени , не будем отклоняться от предмета лекции (распространённое обстоятельство причины стоит в начале предложения после вводного слова; можно заменить придаточным: потому что нет времени ). 16. Вследствие этого происшествия , Василий уже более не видался со своими родителями (распространённое обстоятельство причины с производным предлогом вследствие стоит в начале предложения; можно заменить придаточным: потому что было это происшествие ). 17. Несмотря на усталость , Сердюков не мог заснуть (обстоятельство уступки с предлогом несмотря на всегда обособляется). 18. В гостиной было прохладно благодаря отворённой двери на балкон (распространённое обстоятельство причины стоит в конце предложения). 19. Пишу вам из деревни, куда заехал вследствие печальных обстоятельств (распространённое обстоятельство причины с производным предлогом вследствие стоит в конце предложения). 20. Вдоль поезда мечутся шпики и жандармы, невзирая на проливной дождь (обстоятельство уступки с предлогом невзирая на всегда обособляется).

Упражнение 29

1. Его всегда интересовали и казались загадочными те случаи, когда, задумавшись о каком-нибудь предмете или читая о чём-нибудь в книге, он тотчас слышал рядом с собой разговор о том же самом. 2. Цепляясь за перила, шатаясь, со стоном сходил он со ступенек крыльца, бросался в мокрую, росистую траву и, прижавшись всем телом к влажной, ещё державшей дневное тепло земле, плакал. 3. У костра, вытаращив испуганные глазёнки, держась одной рукой за кнут, а другую, в болтающемся рукаве, приподняв, точно защищаясь, стоял худенький черноголовый мальчишка, в лаптях, в изорванных штанишках, в длинном, не по росту, пиджаке, обёрнутом вокруг тела и подпоясанном пенькой. 4. Фома, красивый и стройный, в коротком драповом пиджаке и в высоких сапогах, стоял, прислонясь спиной к мачте, и, дрожащей рукой пощипывая бородку, любовался работой. 5. Исхудавший и бледный, с поджатыми под себя ногами в валенках, он, сгорбившись и дрожа, сидел в дальнем углу нар и, засунув руки в рукава полушубка, лихорадочными глазами смотрел на Нехлюдова. 6. Обернувшись, Любовь увидала, что по дорожке сада, почтительно сняв картуз и кланяясь ей, идёт Ефим, капитан «Ермака». 7. А в это время, благодаря энергии и находчивости Корнилова, одушевлявшего всех, на Южной стороне вырастали батареи. 8. Низенький и худощавый старик Нилыч, бодрый ещё на вид, несмотря на свои шестьдесят лет, сидел за накрытым цветной скатертью столом в чистой ситцевой рубахе, широких штанах и в башмаках, надетых на босые ноги. 9. Благодаря особенностям геологического строения его склонов с бесчисленными родниками и ручьями, массив является как бы живым музеем - скопищем чуть ли не половины всех дикорастущих цветов области. 10. Я стал на краю площадки, крепко упёршись левой ногою в камень и наклонясь немного вперёд, чтобы, в случае лёгкой раны, не опрокинуться назад. 11. Полторацкий, точно проснувшись, не понимая глядел своими добрыми, широко расставленными глазами на недовольного адъютанта. 12. Сама княгиня Марья Васильевна, крупная, большеглазая, чернобровая красавица, сидела подле Полторацкого, касаясь его ног своим кринолином и заглядывая ему в карты. 13. Он спал не раздеваясь, облокотившись на руку, утонувшую локтем в подложенные ему хозяином пуховые красные подушки. 14. Проехав шагов сто, Хаджи-Мурат увидал сквозь стволы деревьев костёр, тени людей, сидевших у огня, и до половины освещённую огнём стреноженную лошадь. 15. Разувшись и совершив омовение, Хаджи-Мурат стал босыми ногами на бурку, потом сел на икры и, сначала заткнув пальцами уши и закрыв глаза, произнёс, обращаясь на восток, обычные молитвы. 16. Открыв осторожно тяжёлый переплёт, дед надевал очки в серебряной оправе и, глядя нату надпись, долго двигал носом, прилаживая очки. 17. Всё это, кое-что благодаря усилиям памяти, а кое-что помимо воли, вспомнилось Глебову ночью после того дня, когда он встретил Лёвку в мебельном магазине.

XIX Туман частью поднимался, открывая мокрые камышовые крыши, частью превращался в росу, увлажая дорогу и траву около заборов. Дым везде валил из труб. Народ выходил из станицы - кто на работы, кто на реку, кто на кордоны. Охотники шли рядом по сырой, поросшей травою дороге. Собаки, махая хвостами и оглядываясь на хозяина, бежали по сторонам. Мириады комаров вились в воздухе и преследовали охотников, покрывая их спины, лица и руки. Пахло травой и лесною сыростью. Оленин беспрестанно оглядывался на арбу, в которой сидела Марьянка и хворостиной подгоняла быков. Было тихо. Звуки станицы, слышные прежде, теперь уже не доходили до охотников; только собаки трещали по тернам, и изредка откликались птицы. Оленин знал, что в лесу опасно, что абреки всегда скрываются в этих местах. Он знал тоже, что в лесу для пешехода ружье есть сильная защита. Не то чтоб ему было страшно, но он чувствовал, что другому на его месте могло быть страшно, и, с особенным напряжением вглядываясь в туманный, сырой лес, вслушиваясь в редкие слабые звуки, перехватывал ружье и испытывал приятное и новое для него чувство. Дядя Ерошка, идя впереди, при каждой луже, на которой были двойчатые следы зверя, останавливался и, внимательно разглядывая, указывал их Оленину. Он почти не говорил, только изредка и шепотом делал свои замечания. Дорога, по которой они шли, была когда-то проезжена арбой и давно заросла травой. Карагачевый и чинаровый лес с обеих сторон был так густ и заросл, что ничего нельзя было видеть через него. Почти каждое дерево было обвито сверху донизу диким виноградником; внизу густо рос темный терновник. Каждая маленькая полянка вся заросла ежевичником и камышом с серыми колеблющимися махалками. Местами большие звериные и маленькие, как туннели, фазаньи тропы сходили с дороги в чащу леса. Сила растительности этого не пробитого скотом леса на каждом шагу поражала Оленина, который не видал еще ничего подобного. Этот лес, опасность, старик с своим таинственным шепотом, Марьянка с своим мужественным стройным станом и горы - все это казалось сном Оленину. - Фазана посадил, - прошептал старик, оглядываясь и надвигая себе на лицо шапку. - Мурло-то закрой: фазан, - он сердито махнул на Оленина и полез дальше, почти на четвереньках, - мурла человечьего не любит. Оленин еще был сзади, когда старик остановился и стал оглядывать дерево. Петух тордокнул с дерева на собаку, лаявшую на него, и Оленин увидал фазана. Но в то же время раздался выстрел, как из пушки, из здоровенного ружья Ерошки, и петух вспорхнул, теряя перья, и упал наземь. Подходя к старику, Оленин спугнул другого. Выпростав ружье, он повел и ударил. Фазан взвился колом кверху и потом, как камень, цепляясь за ветки, упал в чащу. - Молодец! - смеясь, прокричал старик, не умевший стрелять влет. Подобрав фазанов, они пошли дальше. Оленин, возбужденный движением и похвалой, все заговаривал с стариком. - Стой! Сюда пойдем, - перебил его старик, - вчера тут олений след видал. Свернув в чащу и пройдя шагов триста, они выбрались на полянку, поросшую камышом и местами залитую водой. Оленин все отставал от старого охотника, и дядя Ерошка, шагах в двадцати впереди его, нагнулся, значительно кивая и махая ему рукой. Добравшись до него, Оленин увидал след ноги человека, на который ему указывал старик. - Видишь? - Вижу. Что ж? - сказал Оленин, стараясь говорить как можно спокойнее. - Человека след. Невольно в голове его мелькнула мысль о Куперовом Патфайндере и абреках, а глядя на таинственность, с которою шел старик, он не решался спросить и был в сомнении, опасность или охота причиняли эту таинственность. - Не, это мой след, а во,-просто ответил старики указал траву, под которою был виден чуть заметный след зверя. Старик пошел дальше. Оленин не отставал от него. Пройдя шагов двадцать и спускаясь книзу, они пришли в чащу, к разлапистой груше, под которою земля была черна и оставался свежий звериный помет. Обвитое виноградником место было похоже на крытую уютную беседку, темную и прохладную. - Утром тут был, - вздохнув, сказал старик, - видать, логово отпотело, свежо. Вдруг страшный треск послышался в лесу, шагах в десяти от них. Оба вздрогнули и схватились за ружья, но ничего не видно было; только слышно было, как ломались сучья. Равномерный, быстрый топот галопа послышался на мгновенье, из треска перешел в гул, все дальше, дальше, шире и шире разносившийся по тихому лесу. Что-то как бы оборвалось в сердце Оленина. Он тщетно всматривался в зеленую чащу и наконец оглянулся на старика. Дядя Ерошка, прижав ружье к груди, стоял неподвижно; шапка его была сбита назад, глаза горели необыкновенным блеском, и открытый рот, из которого злобно выставлялись съеденные желтые зубы, замер в своем положении. - Рогаль, - проговорил он. И, отчаянно бросив наземь ружье, стал дергать себя за седую бороду. - Тут стоял! С дорожки подойти бы! Дурак! Дурак! - И он злобно ухватил себя за бороду. - Дурак! Свинья! - твердил он, больно дергая себя за бороду. Над лесом в тумане как будто пролетало что-то; все дальше и дальше, шире и тире гудел бег поднятого оленя... Уж сумерками Оленин вернулся с стариком, усталый, голодный и сильный. Обед был готов. Он поел, выпил с стариком, так что ему стало тепло и весело, и вышел на крылечко. Опять перед глазами подымались горы на закате. Опять старик рассказывал свои бесконечные истории про охоту, про абреков, про душенек, про беззаботное, удалое житье. Опять Марьяна-красавица входила, выходила и переходила через двор. Под рубахой обозначалось могучее девственное тело красавицы.

В сложноподчинённом предложении с придаточным времени придаточное предложение указывает на время протекания действия в главном и отвечает на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор?

В сложноподчинённом предложении с придаточным места придаточное указывает на место (пространство), где совершается то, о чём говорится в главном предложении. Придаточные места отвечают на вопросы где? куда? откуда?

Поставьте вопросы к выделенным придаточным предложениям времени и места.

  1. 1. Уже смеркалось, когда мы приехали домой.
    2. Как только папа ушёл, я живо оделся в студенческий сюртук и пришёл.
    3. Вот и теперь, когда я вошёл в комнату, Карл Иванович взглянул на меня исподлобья и снова принялся за дело.
    4. С тех пор как я себя помню, помню и Наталью Савишну.
    5. Через минуту забудешься и спишь до тех пор, пока не разбудят. (По Л. Толстому.)
    6. Они свернули в сторону и шли по скошенному лугу, пока не вышли на дорогу. (А. Чехов.)
  2. 1. Чуть-чуть светлела красноватая полоска там, где село солнышко. (В. Арсеньев.)
    2. Пурпурное, тёмное и ласковое небо манило туда, где оно касалось краем тёмной зелени лугов. (М. Горький.)
    3. Откуда дует ветер, оттуда и тучи плывут.

124. Прочитайте. Задайте вопросы к придаточным времени. Спишите. Заключите в овал временные союзы; запомните, как они пишутся.

1. Придя домой, когда уже см..ркалось, Мешков застал одного Володю. 2. Перед тем как взят..ся за скрипку, он засучивал рукава рубахи, обн..жал грудь и становился у окна. 3. До тех пор пока (не)узнаешь(?) горя, (не)станеш(?) взрослым. 4. Я тебя отлично вид..ла, пока ты стоял позади толпы. 5. Все смотрели на дверь, оставле(н, нн)ую (полу)открытой, с тех пор как пришла Лиза. 6. Когда Меркурий Авдеевич подош..л к бульвару, аллея была пуста. 7. Она с..дела на постел.. до тех пор, пока ра(с, сс)вет (не)проч..ртил ровненькие л..неечки в щелях став..н.

(К. Федин.)

125. Прочитайте. Задайте вопросы к придаточным места. Спишите. Союзные слова подчеркните как члены предложения. Отметьте значком Х указательные слова, к которым относятся придаточные места.

  1. Откуда ветер, оттуда и счастье.
  2. Куда конь с копытом, туда и рак с клешнёй.
  3. Где тонко, там и рвётся.
  4. Где любовь да совет, там и горя нет.

126. Спишите. В сложных предложениях после главного поставьте вопрос к придаточному и определите его вид. Расставьте пропущенные запятые. В простых предложениях подчеркните с помощью условных обозначений обстоятельства места.

1. Однажды, чаще всего в студё(н, нн)ую ноч(?), река останавли-ва..тся. И там где она сердито громоздила льдины остаёмся нагромождение т..росов. 2. Я всё смотрел на поле открывш..ся передо мной и силился вспомнить где я ещё его видел? <...> A-а, вспомнил. Я видел такое(же) поле, только с жёлтыми хлебами, на картине у школьного учителя. 3. Там где вода выбуривала тугим змеиным клубком и кипела ещё оставалось тёмное, яростное окно ещё (не)замерзшей воды. 4. Над обрывом где уже (не)было деревьев, только таволга акация колючки и выводки горной репы я остановился. 5. Плохо в наших горных местах с сен..косными угодьями. <...> И вот в таком вот месте откуда сено спустить зимой сподручно только отчая(н, нн)ым мужикам на не менее отчая(н, нн)ых и диких конишках считался покос удачным. 6. Куда отправят работать? 7. Я много раз, с разных мест смотрел туда где сливаются Енисей и Манна.

(По В. Астафьеву.)

127. Прочитайте. Определите тип текстов. Подберите одно общее заглавие для двух отрывков. Сформулируйте главную мысль первого фрагмента. С помощью каких сложноподчинённых предложений описано бережное отношение к памяти А. С. Пушкина?

В каких сложноподчинённых предложениях во втором отрывке показано разрушительное для природы течение времени?

Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Союзы или союзные слова соединяют в сложноподчинённых предложениях придаточные предложения с главными? Покажите это графически.

I. Дом Пушкина в Михайловском хоть и музей а живой. Он наполнен теплом приветлив и свет..л. И живёт в полной п.рмонии с природой. Когда в рощах цв..тут сосны душистая пыльца обл..ком стоит над домом. А когда на куртинах распускается с..рень ж..смин и ш..повник в доме станов..тся особенно ар..матно. В каждом уголке его всегда живые цветы. Они (не)только собра(н, нн)ы в большие пышные букеты как делал. .сь (в)старь но и просто ра(с, сс)тавлены в подходящих местах. Когда на уса..ьбе расцв..тают липы тогда дом пропитывае..ся зап..хами воска и мёда.

II. После жизни Пушкина многое переменилось в Тригорском. Маленькая кокетливая берёзка стала ныне старым дряхлым деревом юные когда(то) липы «Аллеи Керн» пр..вратились в древних инвалидов на ств..лах которых душ..грейки из мха и лишайника. Пор..дела ганнибаловская Еловая аллея. Время ун..сло многое. Произ..шла и смена пород деревьев. Там где шумели берёзы и липовые рощи т. .перь разросся ельник осина ольшаник. Там где цвели каштаны теперь луговые травы. Многое изм..нилось.

(По С. Гейченко.)

128. Время можно выразить различными синтаксическими средствами. Перестройте каждое предложение, используя для выражения времени разные синтаксические средства.

Образец:

    1. С наступлением вечера температура резко упала.- Наступил вечер, и температура резко упала.- Едва наступил вечер, температура резко упала.

    2. Придя домой, я сразу присоединился к смотревшим телепередачу.- Когда я пришёл домой, то сразу присоединился к смотревшим телепередачу.- Я пришёл домой и сразу присоединился к смотревшим телепередачу.

1. С пр..ходом нового трен..ра тренироваться стало гораздо интереснее. 2. После постройк.. моста через овраг молодёжь с самых отд..ленных улиц зач..стила на стадион. 3. Готовясь к чтению (на)изусть, больше думай о соответстви.. интонации основной мысли высказывания. 4. Директор школы, беседуя с режи(с, сс)ёром местного театра, пр..гласил труппу дать несколько предст..влений для учеников.

129. Составьте по данным схемам сложноподчинённые предложения с придаточными места и времени.

130. Составьте четыре сложноподчинённых предложения с придаточными места (или связный текст, включающий эти предложения) на тему «Я путешествую...».

Возможное начало (для связного текста):

Не один раз в своём воображении я совершал(а) путешествие в разные страны. Я летел(а) самолётом туда...

Данный урок разработан для IX класса и был проведен в рамках моей педагогической практики. Его особенность заключается в том, что он содержит десятиминутный блок работы по повторению и закреплению норм литературного языка (в данном случае орфоэпических, лексических, синтаксических). Согласно точке зрения, разрабатываемой в дипломной проекте, предполагается, что блоки подобного характера нужно включать в содержание уроков для VIII-IX классов как можно чаще, поскольку, с одной стороны, основной материал по орфографии и пунктуации уже изучен и он должен быть осмыслен учащимися в качестве надежной базы для повышения их коммуникативной грамотности, а, с другой стороны, речевые ошибки встречаются в речи школьников все так же часто и их нужно устранять. Блок такой работы, как правило, должен предварять знакомство с новой темой, в противном случае он нарушит целостность изучаемого материала, сделает структуру урока «рыхлой». Задания могут быть тематически не связаны с изучаемой темой. Важно в начале блока работы по повторению и закреплению норм литературного языка правильно и четко мотивировать учащихся на выполнение предлагаемых заданий, что повысит их внимательность, ответственность, познавательный интерес.

Конспект урока

Тема урока : «Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места».

Вид урока : урок изучения нового материала.

Форма урока : комбинированная.

Цели и задачи урока:

1. Образовательные : 1) выявить отличительные особенности сложноподчинённых предложений с придаточными места и времени; 2) формировать у учащихся умение распознавать придаточные места и времени, отличать их от других видов придаточных предложений; 3) выяснить, какие союзы и союзные слова служат средством связи между частями; 4) правильно ставить знаки препинания в указанных типах предложений; 5) формировать умения и навыки анализа структуры таких предложений, продуцирования таких предложений по структурным схемам к ним; 6) повторить ряд норм русского литературного языка; 7) повысить грамотность учащихся.

2. Развивающие : развивать устную и письменную речь учащихся, формировать коммуникативные компетенции.

3. Воспитательные : воспитывать интерес к русскому языку и литературе, воспитывать гармоничную и всесторонне развитую личность учащихся в целом.

Методы и приемы обучения : фронтальный опрос, беседа, самостоятельная работа.

Оборудование: индивидуальные карточки; Русский язык: учебник для 9 класса общеобразовательных учебных заведений / С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А. Чешко. – М., 2004.

План урока:

1. Вступительное слово учителя, организационный момент – 5 мин.

2. Работа по повторению и закреплению норм литературного языка – 10 мин.

3. Знакомство с теоретическим материалом по теме урока – 5 мин.

4. Выполнение практических заданий по теме урока – 20 мин.

5. Подведение итогов урока – 5 мин.

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя, организационный момент. Добрый день. Сегодня нам снова предстоит пополнить свои знания о сложноподчиненном предложении, познакомиться с его новыми разновидностями. Тема достаточно сложная и потребует от вас внимания, сосредоточенности, ответственного подхода, ну и конечно желания работать. А начнем мы как обычно с небольшой работы по изученным ранее нормам русского литературного языка, основное внимание уделяя повышению культуры речи. Как говорится, «повторенье – мать ученья»!

2. Работа по повторению и закреплению норм литературного языка . Современный русский литературный язык – это язык художественной литературы, науки, печати, радио, телевидения, театра, школы. Важнейшей особенностью его является нормативность, а это означает, что состав словаря литературного языка строго отобран из сокровищницы национального языка; значение и употребление слов, произношение, правописание, а также образование грамматических форм подчиняются общепризнанному образцу. Невнимание к нормативной стороне речи приводит к проявлению неграмотности, множеству самых разнообразных речевых ошибок. Сегодня мы обратимся к повторению произносительных, лексических и синтаксических норм современного русского литературного языка и выполним несколько заданий, представленных на учебной карточке № 1

– Прочитай слова, вспомнив произносительные нормы:

Орхид[э]я, сон[э]т, стр[э]сс, т[э]зис, пресса, термин, т[э]мбр, т[э]мп, фанера, шин[э]ль, эпидемия, фон[э]тика, т[э]ст, тенор, д[э]по .

– Вспомните, что такое паронимы (Это слова, близкие по звучании, но совершенно разные по значению).

– Составьте словосочетания из данных слов, вдумываясь в лексическое значение слова.

Концертный (абонемент , абонент). (Безответная, безответственная ) покорность.

(Вдох, вздох ) сожаления.

(Зрительные, зрительские ) аплодисменты.

(Непроницательный , непроницаемый) исследователь.

(Предоставить, представить ) к награде.

(Искусно , искусственно) рисовать.

(Героические , геройские) усилия.

(Драматический , драматичный) кружок.

– Согласуйте подлежащее и сказуемое:

1) Много молодежи пришл...(о) на вечер танцев.

2) Мать с грудным ребенком сел...(а) у окна.

3) Оставшийся десяток тетрадей был... спрятан... в шкаф.

4) Человек пятнадцать геологов был...(и) направлен...(ы) в горы.

– Запишите предложения в тетради. Замените прямую речь косвенной:

«Живей, живей, ребята, подсобляйте!» – крикнул Николай Петрович (Николай Петрович крикнул, чтобы ребята работали живее).

«Да, я знаю вас, Базаров», – подтвердила она (Она подтвердила, что знает Базарова).

«Меня зовут Аркадий Николаевич Кирсанов, – проговорил Аркадий, – и я ничем не занимаюсь» (Аркадий сказал, что его зовут Аркадий Николаевич Кирсанов и что он ничем не занимается).

«Хлопот у меня с мужиками в нынешнем году», – продолжал говорить Николай Петрович (Николай Петрович сказал, что у него много хлопот с мужиками в нынешнем году).

– Проведите обратную замену, преобразовав предложения с косвенной речью в предложения с прямой речью.

Кирилла Петрович спросил у Маши, где она была (Кирилла Петрович спросил у Маши: «Где ты была?»).

Я заметил, глядя на светлое небо, что погода славная будет (Я заметил, глядя на светлое небо: «Погода славная будет!»).

Отец крикнул Феде, чтобы он держал правее (Отец крикнул Феде: «Держи правее!»).

Дубровский спросил, все ли здесь и не осталось ли кого в доме (Дубровский спросил: «Все ли здесь и не осталось ли кого в доме?»).

Сергей спросил тихо, почему она ушла (Сергей спросил тихо: «Почему ты ушла?»).

– Что изменилось в семантике и стилистике высказываний? (Они стали более эмоциональными, но при этом приобрели разговорный характер).

3. Знакомство с теоретическим материалом по теме урока . Перейдем теперь к изучению нового материала. На прошлых уроках мы уже говорили с вами о различных типах сложного предложения. С целью его более прочного закрепления немного повторим их. Вспомните, каких? (Сложносочиненном, сложноподчиненном и бессоюзном).

– Верно. А какие разновидности сложноподчиненных предложений выделяют в русском языке? (Сложноподчиненные предложения с изъяснительными, определительными и обстоятельственными придаточными).

– Как определить вид придаточной? (Задать к ней вопрос от главной части).

– Сегодня мы продолжим изучать обширную группу сложноподчиненных предложений с обстоятельственными придаточными и познакомимся с придаточными времени и места. Их «говорящие» названия облегчат вашу работу. Запомните, что в сложноподчиненном предложении с придаточным времени придаточное предложение указывает на время протекания действия в главном и отвечает на вопросы где? куда? откуда?

4. Выполнение практических заданий по теме урока . А теперь, чтобы новый материал лучше заполнился, выполним ряд упражнений.

– Перед каждым из вас учебная карточка с предложениями (учебная карточка № 2). Перепишите их в тетради. Поставьте вопросы к придаточным предложениям, определите их разновидность.

1. Уже смеркалось, когда мы приехали домой .

2. Как только папа ушел (когда? – придаточная времени) , я живо оделся в студенческий сюртук и пришел.

3. Вот и теперь (когда? – придаточная времени) , когда я вошел в комнату , Карл Иванович взглянул на меня исподлобья и снова принялся за дело.

4. С тех пор как я себя помню (с каких пор? – придаточная времени) , помню и Наталью Савишну.

5. Через минуту забудешься и спишь до тех пор, пока не разбудят .

6. Они свернули в сторону и шли по скошенному лугу, пока не вышли на дорогу (до каких пор? – придаточная времени) .

7. Чуть-чуть светлела красноватая полоска там, где село солнышко (где? – придаточная места) .

8. Пурпурное, темное и ласковое небо манило туда, где оно касалось краем темной зелени лугов (куда? – придаточная места) .

9. Откуда дует ветер (откуда? – придаточная места) , оттуда и тучи плывут.

– Какое из данных предложений построено по следующей схеме: [… (…) …]? (третье).

– Чтобы лучше и проще вам было определять вид придаточной, запомните те союзы и союзные слова, которые обычно служат «приметами» (учебная карточка № 3).

Едва

Пока

Перед тем как

До тех пор пока

С тех пор как

Как только

Когда

В то время как

– Составьте с ними несколько предложений и запишите в тетради (самостоятельная работа учащихся).

– Выполним упражнение № 124 (один из учащихся читает задание, один учащийся работает у доски, остальные – в тетрадях). В ходе работы над данным упражнением вы лучше запомните подчинительные союзы и союзные слова, участвующие в организации сложноподчиненных предложений с придаточными времени.

1. Придя домой (когда?), когда уже см е ркалось (непроверяемая безударная в корне слова), Мешков застал одного Володю.

2. Перед тем как взят ь ся (что сделать? в инфинитиве пишем ь ) за скрипку (когда?), он засучивал рукава рубахи , обнажал (н а г) грудь и становился у окна .

3. До тех пор пока не узнаеш ь горя (раздельное написание не с глаголами, написание ь на конце глаголов во 2-м лице ед. числа) (до каких пор?), не станеш ь (раздельное написание не с глаголами, написание ь на конце глаголов во 2-м лице ед. числа) взрослым.

4. Я тебя отлично вид е ла (глагол на -еть ) (до каких пор?), пока ты стоял позади толпы.

5. Все смотрели на дверь, оставл енн ую (суффикс -енн- в причастиях прошедшего времени страдательного залога) полу открытой (приставка полу- ) (с каких пор?) , с тех пор как пришла Лиза.

6. Когда Меркурий Авдеевич подош е л (см. подош е дший ) к бульвару (когда?) , аллея была пуста.

7. Она с и дела (написание проверяемой безударной гласной в корне, ср. с и дя ) на постели до тех пор (до каких пор?) , пока ра сс вет (парные согласные на стыке приставки и корня) не прочертил ровненькие линеечки в щелях став е н.

– А теперь выполним похожее упражнение, но нацеленное уже на закрепление материала по сложноподчиненным предложениям с придаточными места (упр. 125). Перепишите, задав вопросы к придаточным места и подчеркнув союзные слова как члены предложения. Возможность задать вопрос и определенная синтаксическая функция как раз и отличают, как вы помните, союзные слова от союзов. Отметьте значком х указательные слова, к которым относятся придаточные места.

1. Откуда ветер (откуда?) , оттуда и счастье.

2. Куда конь с копытом (куда?) , туда и рак с клешней.

3. Где тонко (где?) , там и рвется.

4. Где любовь да совет (где?) , там и горя нет.

– К какому жанру принадлежат данные предложения? (Пословицы).

– Какую синтаксическую функцию выполняют союзные слова в придаточных предложениях места? (Функцию обстоятельства).

– Ну а последнее задание на сегодня вам поможет лучше усвоить структуру сложноподчиненных предложений с придаточными времени и места. Поэтому вам предстоит поработать со схемами. По данным схемам составьте предложения (проверка методом фронтального опроса).

1. (пока…), […].

2. […], (где…).

3. […], (до тех пор пока…).

4. [… (едва…) …].

5. Подведение итогов урока . Итак, сегодня мы снова говорили с вами о сложноподчиненном предложении, на этот раз с придаточными времени и места. В сложноподчиненном предложении с придаточным времени придаточное предложение указывает на время протекания действия в главном и отвечает на вопросы когда? как долго? до каких пор? с каких пор? В сложноподчиненном предложении с придаточным места придаточное предложение указывает на место (пространство), где совершается то, о чем говорится в главном предложении. Придаточные места отвечают на вопросы где? куда? откуда? Изученный сегодня материал очень важен и является неотъемлемой частью раздела «Сложное предложение». Надеюсь, что мы сегодня интересно и продуктивно поработали. Д/з: упр. № 126.



Top