Виктор Коклюшкин, писатель-сатирик: биография, личная жизнь, творчество. Виктор Коклюшкин: С зятем Володей Соловьёвым жизнь нас развела Коклюшкин семья

Виктор Михайлович родился в Москве 27 ноября 1945 г. Его родители были рабочими. Сам Виктор с 14 лет работал слесарем, а вечером учился в школе рабочей молодежи.

После армии он учился в полиграфическом техникуме, а также окончил театральные курсы ГИТИСа, став эстрадным драматургом. Коклюшкин был разнорабочим, потом корректором, редактором. Работал он и комендантом в военкомате. Уже в те годы Виктор стал создавать сатирические рассказы.

Творческая деятельность

В 60-х годах Коклюшкин стал автором колонки в «Литературной газете», которая называлась «Клуб «Двенадцать стульев». Он отправил свои рассказы, один из которых напечатали. Потом Виктора пригласили вести рубрику. Рассказы стали пользоваться успехом у читателей. В 1972 году Кравинский Евгений (артист эстрады) впервые выступил на сцене с произведением Коклюшкина.

Тесты понравились и публике, и другим исполнителям. С монологами Виктора стали выступать Винокур Владимир, Шифрин Ефим, Петросян Евгений, Новикова Клара. Сам Коклюшкин впервые вышел на сцену со своим произведением в 1983 г. Выступление транслировали в программе «Вокруг смеха». Зрителям запомнились не только его монологи, но и неповторимый голос исполнителя.

Многие истории, описанные Коклюшкиным, были взяты из жизни. Одним из самых популярных стал монолог «Алло, Люся!», который исполнил Шифрин Ефим.

Писатель-сатирик часто выступал в различных юмористических передачах, в том числе и в программе «Аншлаг». С 2012 года он ведёт рубрику «Диагноз Коклюшкина» в газете «Аргументы и факты», с иронией комментируя события в стране.

В 2016 году Виктора Михайловича пригласили участвовать в игре «Кто хочет стать миллионером». Иногда он выступает в шоу Петросяна Евгения, однако на публике появляется всё меньше. Много времени Коклюшкин уделяет написанию книг.

Виктор Михайлович был лауреатом множества литературных конкурсов, он стал обладателем премии «Золотой телёнок», премии журнала «Юность» и многих других.

Личная жизнь

Первая жена Виктора Михайловича - Люба Сэпп, эстонка. Они поженились в начале 60-х, позже родилась дочка Эльга. Она получила диплом психолога, работала моделью. Её мужем стал Соловьёв Владимир, телеведущий. В браке появилось 5 детей.

Во второй раз Коклюшкин женился на Злотник Эльге, они вместе более 35 лет. У Эльги 2 высших образования, она окончила ВГИК и МИСИ. Сначала она была киноведом, потом стала заниматься литературой. У супругов есть сын Ян, он учился во МХАТ, став театральным художником.

Часть свободного времени Коклюшкин посвящает домашним питомцам, однажды они стали участниками программы «В мире животных».

СССР → Россия Россия

Ви́ктор Миха́йлович Коклю́шкин (род. 27 ноября , Москва) - советский и российский писатель -сатирик и телеведущий .

Биография

Виктор Коклюшкин родился в 1945 году в Москве. Окончил издательско-полиграфический техникум и Высшие театральные курсы ГИТИСа . В 1969 году Коклюшкин стал автором страницы «Клуб „Двенадцать стульев“» «Литературной газеты ». В 1972 году с его рассказами выступил на сцене конферансье Москонцерта Евгений Кравинский.

Коклюшкин писал монологи для таких эстрадных артистов, как Ефим Шифрин , Евгений Петросян , Клара Новикова , Владимир Винокур . Он придумал для Шифрина монолог «Алё, Люся» и написал четыре сольных спектакля. Автор 10 книг рассказов, повестей и романов.

Дебютировал на телеэкране в качестве юмориста в 1983 году в передаче «Вокруг смеха ». Участвовал в телепередачах: «Аншлаг », «Смехопанорама », «Кривое зеркало », «Смеяться разрешается», «Клуб юмора» и др. Вместе с Ефимом Шифриным еженедельно готовил и снимался в телепередаче «Юмориста вызывали». Рассказы В. Коклюшкина переводились и печатались с 1972 года в Польше, Венгрии, Чехословакии, Германии, Болгарии, а также переводились на языки народов СССР. С 2012 года Коклюшкин является колумнистом газеты «Аргументы и факты » (рубрика «Диагноз Коклюшкина»)

Личная жизнь

Женат вторым браком.

Премии

  • - первая премия на Всесоюзном конкурсе юмористов
  • , - Лауреат «Московского комсомольца»
  • , - премия Всесоюзного конкурса по разговорным жанрам
  • - литературная премия журнала «Юность »
  • - премия «Литературной газеты» «Золотой телёнок»

Библиография

  • - «Хорошо, когда светит солнце» (Москва, издательство «Искусство», тираж 50 тыс. экз.)
  • - «Юморист» («Детская книга», 1993, тираж 100 тыс. экз.)
  • - «208 избранных страниц» в золотой серии юмора (Москва, «Вагриус», тираж 30 000 экз.)
  • - «Блеск» (Москва, «Аграф»)
  • - «Смешная жизнь» (Москва, «Вече»)
  • - «Бывали дни веселые!» (Москва, «Империум пресс»)
  • - «Моё пальто» (Москва, «Зебра-Е» АСТ)
  • - 52 том, «Антология Сатиры и Юмора России XX века» (Москва, «ЭКСМО»)
  • - «Слёзы птеродактиля» (Москва, «Зебра-Е» АСТ)
  • - «Алло, Люся, это я!» (МОСКВА, «АСТ»)
  • 2010 - «Убойная реприза» (МОСКВА, «АСТ»)
  • 2010 - «Стой, кто идет?!» (МОСКВА, «Эксмо»)

Сценарист

  • - Последний фокус (мультфильм) (киножурнал «Фитиль » № 176)
  • - Великолепный Гоша . История восьмая (мультфильм)
  • - Великолепный Гоша . История девятая (мультфильм)

Напишите отзыв о статье "Коклюшкин, Виктор Михайлович"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Коклюшкин, Виктор Михайлович

Задача эта возможна только тогда, когда мы перестанем произвольно подставлять вместо значения всего неизвестного Х те условия, при которых проявляется сила, как то: распоряжения полководца, вооружение и т. д., принимая их за значение множителя, а признаем это неизвестное во всей его цельности, то есть как большее или меньшее желание драться и подвергать себя опасности. Тогда только, выражая уравнениями известные исторические факты, из сравнения относительного значения этого неизвестного можно надеяться на определение самого неизвестного.
Десять человек, батальонов или дивизий, сражаясь с пятнадцатью человеками, батальонами или дивизиями, победили пятнадцать, то есть убили и забрали в плен всех без остатка и сами потеряли четыре; стало быть, уничтожились с одной стороны четыре, с другой стороны пятнадцать. Следовательно, четыре были равны пятнадцати, и, следовательно, 4а:=15у. Следовательно, ж: г/==15:4. Уравнение это не дает значения неизвестного, но оно дает отношение между двумя неизвестными. И из подведения под таковые уравнения исторических различно взятых единиц (сражений, кампаний, периодов войн) получатся ряды чисел, в которых должны существовать и могут быть открыты законы.
Тактическое правило о том, что надо действовать массами при наступлении и разрозненно при отступлении, бессознательно подтверждает только ту истину, что сила войска зависит от его духа. Для того чтобы вести людей под ядра, нужно больше дисциплины, достигаемой только движением в массах, чем для того, чтобы отбиваться от нападающих. Но правило это, при котором упускается из вида дух войска, беспрестанно оказывается неверным и в особенности поразительно противоречит действительности там, где является сильный подъем или упадок духа войска, – во всех народных войнах.
Французы, отступая в 1812 м году, хотя и должны бы защищаться отдельно, по тактике, жмутся в кучу, потому что дух войска упал так, что только масса сдерживает войско вместе. Русские, напротив, по тактике должны бы были нападать массой, на деле же раздробляются, потому что дух поднят так, что отдельные лица бьют без приказания французов и не нуждаются в принуждении для того, чтобы подвергать себя трудам и опасностям.

Так называемая партизанская война началась со вступления неприятеля в Смоленск.
Прежде чем партизанская война была официально принята нашим правительством, уже тысячи людей неприятельской армии – отсталые мародеры, фуражиры – были истреблены казаками и мужиками, побивавшими этих людей так же бессознательно, как бессознательно собаки загрызают забеглую бешеную собаку. Денис Давыдов своим русским чутьем первый понял значение той страшной дубины, которая, не спрашивая правил военного искусства, уничтожала французов, и ему принадлежит слава первого шага для узаконения этого приема войны.
24 го августа был учрежден первый партизанский отряд Давыдова, и вслед за его отрядом стали учреждаться другие. Чем дальше подвигалась кампания, тем более увеличивалось число этих отрядов.
Партизаны уничтожали Великую армию по частям. Они подбирали те отпадавшие листья, которые сами собою сыпались с иссохшего дерева – французского войска, и иногда трясли это дерево. В октябре, в то время как французы бежали к Смоленску, этих партий различных величин и характеров были сотни. Были партии, перенимавшие все приемы армии, с пехотой, артиллерией, штабами, с удобствами жизни; были одни казачьи, кавалерийские; были мелкие, сборные, пешие и конные, были мужицкие и помещичьи, никому не известные. Был дьячок начальником партии, взявший в месяц несколько сот пленных. Была старостиха Василиса, побившая сотни французов.

Виктор Михайлович Коклюшкин, его биография в Википедия (настоящая фамилия, национальность), личная жизнь — семья и дети на фото, где сейчас и куда пропал, интересуют многих телезрителей.

Виктор Коклюшкин – биография

Родился Виктор Михайлович в 1945 году в Москве. Окончив школу, юноша ушел служить в армию, а когда вернулся, то стал учиться в полиграфическом техникуме.

Началом своей литературной деятельности Виктор считает 1969 год. Он стал писать юмористические рассказы, которые публиковались во многих литературных газетах и журналах, а уже в 1972 году его миниатюры стал исполнять Евгений Кравинский — конферансье Москонцерта.

Начиная с 1980 года Коклюшкин начал писать для эстрады, и в это же время окончил Высшие театральные курсы при ГИТИСе, получив диплом по специальности «эстрадный драматург».

Притом, что сам юморист долгое время оставался за кадром, его монологи все чаще стали входить в репертуар таких известных юмористов, как Евгений Петросян, Владимир Винокур, Ефим Шефрин и Клара Новикова.

Только в 38 лет он решился показаться зрителям, приняв участие в передаче «Вокруг смеха», где выступил со своим рассказом. И, как ни странно, несмотря на свою своеобразную внешность – лысоватый, с нелепыми большими очками и гнусавым голосом, автор сразу же полюбился зрителям, а его шутки мгновенно стали распространяться среди народа.

Успех юмористических монологов Коклюшкина был неслучаен, ведь в основе их сюжетов лежали его наблюдения и жизненные истории, которые были понятны и близки простым людям.

Кроме написания рассказов и монологов, Виктор Михайлович написал немало пьес и сценариев к различным программам, став активно сотрудничать с телевидением. Наиболее известными стали передача «Была зима», и фильм «Дядя Ваня и другие», вышедшие на Первом канале, к которым он написал сценарии.

Виктор Коклюшкин родился 27 ноября 1945 года в городе Москва. Родители являлись простыми рабочими, и сам мальчик уже в четырнадцать лет устроился на фабрику слесарем, а вечерами посещал школу рабочей молодежи.

После службы в армии продолжил образование в полиграфическом техникуме и на высших театральных курсах Российского Института Театрального Искусства, где получил диплом «эстрадного драматурга». Так как семья нуждалась, Виктору приходилось постоянно подрабатывать. До того, как получил определенную популярность, Коклюшкин сменил несколько специальностей. Будущий писатель работал разнорабочим, корректором, комендантом в военкомате, редактором. Все трудности переносил с присущим ему юмором.

В возрасте двадцати трех лет Коклюшкину поручили вести свою колонку в «Литературной газете». Вскоре статьи перспективного автора под названием «Клуб «Двенадцать стульев» стали пользоваться особой популярностью у читателей. Спустя несколько лет монологи Виктора впервые прозвучали со сцены в исполнении артиста эстрады Евгения Кравинского.

Тексты молодого автора получили определенную популярность среди исполнителей, они приносили успех и нравились публике. Его лучшие монологи вошли в репертуар Клары Новиковой, Евгения Петросяна, Владимира Винокура, Ефима Шифрина, но сам автор еще долгое время оставался за кадром.

Только в 38 лет Виктор Коклюшкин решился на публичное выступление с собственным рассказом. Это произошло в эфире программы «Вокруг смеха». Автор с гнусавым голосом сразу полюбился зрителем, а его шутки быстро уходили в народ.

Настоящий триумф пришел к сатирику после исполнения Ефимом Шифриным монолога «Алло, Люся!», который стал одним из самых популярных выступлений эстрадного артиста. Как утверждает сам автор, все свои истории берет из жизненных наблюдений, этим и обусловлена их популярность в народной среде.

За весь период творческой биографии Виктор Михайлович написал более десяти книг, среди которых самыми популярными стали «Алло, Люся, это я!», «Убойная реприза» и «Стой, кто идет?!». Писатель создал тексты к четырем полноценным сольным концертам, участвовал в написании сценария к мультфильму «Великолепный Гоша», который снят на студии Союзмультфильма в конце 80-х.

Творчество Виктора Коклюшкина

Библиография

1988 - «Хорошо, когда светит солнце» (Москва, издательство «Искусство», тираж 50 тыс. экз.)
1993 - «Юморист» («Детская книга», 1993, тираж 100 тыс. экз.)
1999 - «208 избранных страниц» в золотой серии юмора (Москва, «Вагриус», тираж 30 000 экз.)
1999 - «Блеск» (Москва, «Аграф»)
2002 - «Смешная жизнь» (Москва, «Вече»)
2004 - «Бывали дни веселые!» (Москва, «Империум пресс»)
2007 - «Мое пальто» (Москва, «Зебра-Е» АСТ)
2007 - 52 том, «Антология сатиры и юмора России XX века» (Москва, «ЭКСМО»)
2008 - «Слезы птеродактиля» (Москва, «Зебра-Е» АСТ)
2009 - «Алло, Люся, это я!» (МОСКВА, «АСТ»)
2010 - «Убойная реприза» (МОСКВА, «АСТ»)
2010 - «Стой, кто идет?!» (МОСКВА, «Эксмо»)
2014 - «Приехали!» (Москва, «Алгоритм»)

Сценарист

1976 - Последний фокус (киножурнал «Фитиль» № 170) (мультфильм).
1983 - Великолепный Гоша. История восьмая (мультфильм).
1984 - Великолепный Гоша. История девятая (мультфильм).
1986 - Фокусник (мультфильм).
1987 - Портрет (мультфильм).
1987 - «Дядя Ваня и другие» (телевизионный фильм).

Премии Виктора Коклюшкина

1972 - первая премия на Всесоюзном конкурсе юмористов
1976, 1982 - Лауреат «Московского комсомольца»
1985, 1989 - премия Всесоюзного конкурса по разговорным жанрам
1987 - литературная премия журнала «Юность»
1999 - премия «Литературной газеты» «Золотой теленок»

Семья Виктора Коклюшкина

Первая жена - Любовь Сэпп, эстонка.
Дочь - Эльга Викторовна Сэпп (род. 1 июня 1972) - по профессии психолог, работала манекенщицей в Милане, снималась в клипах Влада Сташевского, групп «Ногу свело», «Моральный кодекс», «Крематорий», в 2005 году вышла замуж за телеведущего Владимира Соловьева.

Внуки - Даниил Соловьев (род. 12 октября 2001), София-Бетина Соловьева, Эмма-Эстер Соловьева (род. декабрь 2006), Владимир Соловьев (род. 14 февраля 2010), Иван Соловьев (род. 6 октября 2012).

Вторая жена - Ольга Яковлевна Злотник (псевдоним - Эльга Злотник), работала киноведом, писательница, окончила МИСИ и киноведческий факультет ВГИКа.
Сын - Ян Викторович Злотник (род. 1984) - художник-оформитель, учился в Школе-студии МХАТ.

Будущую жену телеведущего папа-сатирик колотил линейкой

Будущую жену телеведущего папа-сатирик колотил линейкой

У писателя-сатирика Виктора КОКЛЮШКИНА заканчивается юбилейный год. В прошлом ноябре ему исполнилось 70 лет, но это никак не отразилось на его привычном жизненном укладе. Сбривать бороду или меньше писать Коклюшкин не стал, вот только на телеэкранах появляется все реже. Почему - мы узнали из первых рук.

- Виктор Михайлович, что сейчас происходит в вашей творческой жизни?

Стало сложнее артистам и юмористам старшего поколения попадать на ТВ. Но я не собираюсь превращаться в члена Политбюро, которые до последнего вздоха на Старой площади сидели. С другой стороны, не зря в Библии сказано, что под лежачий камень вода не течет, а дорогу осилит идущий. Сейчас вот дописываю иронический роман. Уж не знаю, в каком виде он выйдет - в бумажном или электронном.

- Вы с юности решили покорять вершины сатиры и юмора?

Поступал в военное училище, но меня туда не взяли. А если бы получилось наоборот, не иначе сейчас бы министром обороны стал и во всем мире воцарился бы мир. Тогда меня судьба в юмористику и занесла: артисты попросили, чтобы я для них писал, а дальше и сам на эстраду пошел. В 1983 году впервые в «Останкино» попал, в программу «Вокруг смеха». Там рядышком с телецентром стоит Троицкая церковь, где сто лет назад венчались мои бабушка и дедушка, которые встретились и быстро обрели взаимное счастье.

- Вы ведь, если не ошибаюсь, сейчас второй раз женаты?

Да. Моей первой супругой была Любовь Сэпп , девушка с эстонскими корнями. Вернулся из армии и довольно быстро женился. У нас родилась дочка Эльга. Сейчас она уже сама мама пятерых детишек и супруга популярного телеведущего и писателя Владимира Соловьева .

- А почему она носит фамилию мамы - Сэпп?

Я не хотел, чтобы дочка мучилась с моей фамилией. Коклюшки ведь это не только то, чем вяжут вологодские кружева. Раньше была присказка: «брынчать коклюшками» - что значит рассказывать байки. Так что у меня профессиональная фамилия, которая очень подходит. А для дочки, которая, впрочем, в детстве сочиняла прекрасные сказки, когда еще даже в школу не ходила, нет. Она выросла и стала и психологом, и фотомоделью, и, как уже говорил, отличной мамой.

- Вы хороший дедушка?

Нет. Мало времени провожу с внуками. Все они очень разные, родители их не сдерживают, поэтому характеры сразу появляются.

- Какой в детстве была дочка?

Однажды, когда ей лет пять было, мы остались в квартире вдвоем. Она мало ела, я взял тонкую линейку и пригрозил: «Будешь плохо кушать, я тебя ударю». И легонько так по попе стукнул. Она тут же ушла в другую комнату. И вдруг, через некоторое время, дверь тихонько открывается, и дочка оттуда робко спрашивает: «Разве можно людей по попе бить линейкой?!» Я эту фразу почему-то на всю жизнь запомнил.

- А я, изучая вашу биографию, обратила внимание, что вашу нынешнюю супругу тоже зовут Эльга.

Так получилось. Я уже тридцать пять лет женат на Эльге Злотник . Она обладательница двух высших образований: технического - после окончания МИСИ и гуманитарного - после окончания киноведческого факультета ВГИКа. Публикуется в газетах и журналах, пишет книги. Нашему сыну Яну 32 года, пока не женат. Ян выучился на художника-оформителя в Школе-студии МХАТ.

Дети и многочисленная родня СОЛОВЬЁВА во дворе его загородного дома на семейном торжестве. Фото: Instagram.com/polinasolovieva

Седина в бороду

- Как вы с зятем Владимиром Соловьевым ладите?

Он хороший ведущий. Конечно, на его место многие претендуют: выходить все время в эфир, размахивать руками и учить людей жизни - о чем еще можно мечтать? Мы с Володей, если честно, не очень близко общаемся. А все из-за того, что в одной крупной газете последние шесть лет я веду свою рубрику. Каждую неделю смеюсь над правительством, депутатами и другими ключевыми фигурами. А Соловьев - по другую сторону. Вот и не хочу ему ненароком помешать. С другой стороны, сатирик от оппозиционера отличается тем, что последний хочет, чтобы власть сменилась, а первый - чтобы она хорошо работала. Но не все люди смотрят на меня с улыбкой.

Был случай, когда я пошутил по поводу Стаса Михайлова , и за это поплатился. Стою однажды на трамвайной остановке, и вот женщина-водитель, увидев меня, бешено посмотрела и дальше помчалась, даже не притормозив. Люди у нее не вышли, не вошли другие. Они просто обалдели от этого, а я сразу понял, что ей не понравилось, что я написал о Стасе. Ох уж эти фанатки. Но мне больше жаль артистов, которым те поклоняются. Не все же понимают, что к успеху быстро привыкаешь, а он со временем проходит. И потом видишь такого человека с расстроенным взглядом, который недоумевает, что раньше стадионы собирал, а теперь никому не нужен.

- Да, но многие успевают за это время отлично заработать. Вот ваш зять Соловьев состоятельный человек?

Состоятельный. Но я не лезу к ним в их жизнь, прекрасно помня, что мое детство прошло на крыше с голубями. И я сформировался совершенно в другом обществе. Лично мне всего всегда хватало. В моей школе учились разные дети. В том числе сын маршала, дочка министра. Но двери их домов были открыты, мы ходили в гости друг к другу и не обращали внимания, что у кого-то шесть комнат и две машины «ЗИЛ», а у других - шиш.

- Но вы же ощутили свою минуту славы?

Тридцать лет назад у меня была своя передача на ТВ, где, например, Лев Лещенко с Таней Веденеевой пели песню «Татьянин день», а Боярский , исполняя свой хит «Рыжий конь», на скульптуру залез и оттуда голосил. Тогда меня во многих газетах критиковали. Мол, зачем нужна такая программа? А ее любили и смотрели люди… В этом году мне исполнилось 70. В связи с этим снова стали звать на экран, но я в основном отказывался. Просто в архивах лежат около ста записей моих номеров. На них я еще ничего выгляжу. Это сейчас у меня борода седая и на макушке плешь. Да и труднее учить людей жизни. Хотя, на мой взгляд, надо брать пример с животных - они умеют по-настоящему ладить и с друг с другом, и с человеком. У меня вон кошка и собака вместе жили и даже спали в обнимку. У дочки Эльги, кстати, тоже живут несколько собак. Когда есть маленькие дети, обязательно дома должны быть животные, они доброте учат. У них с Володей большой дом, есть куда разгуляться, понятно, все собаки у них породистые. Внукам на дни рождения я дарю книжки, игры, а дочку и зятя просто поздравляю, говорю теплые слова. У них же другой уровень жизни и особо ничего не нужно. Ну и дай бог.

- А свою гастрольную жизнь часто вспоминаете?

Еще бы! Чего у нас там только не происходило. Как-то один артист чуть не утонул утром в реке Амур, после того как вечером накануне на банкете выпил и, толком не проспавшись,полез плавать. Или в другой раз во Владивостоке до меня выступала какая-то рок-группа, и их зрители во время концерта переломали все стулья. Так из-за этого ко мне на выступление вызвали охранять имущество ОМОН. Я со сцены что-то смешное рассказал, а один слушатель так звонко залился, что милиционер его для профилактики даже дубинкой огрел. Или в Новосибирске было дело. Ко мне на концерт пришел журналист, мои шутки записал, напечатал в газете, но потом честно выслал мне гонорар. Я пошел на почту, чтобы его получить. Стою в очереди, за мной старушка пристроилась. Все смотрела на меня внимательно, а потом заявляет: «А вы знаете, что вы на Коклюшкина похожи? В конкурсе двойников точно первое место получили бы». А потом немного подумала и добавила: «Хорошие деньги бы вам за это заплатили и купили бы себе что-нибудь приличное. А то одеваетесь, как бродяга».


Top