Синайский монастырь св екатерины. О монастыре святой екатерины на горе синай

Один из древнейших непрерывно действующих христианских монастырей в мире. Вот уже 1400 лет стоит он в сердце синайской пустыни, сохраняя свой особый характер с тех пор, как был построен в период правления византийского императора Юстиниана (527-565). Основатель ислама пророк Мухаммед, арабские халифы, турецкие султаны и даже сам Наполеон покровительствовали монастырю, и это предотвратило его разграбление. За всю свою долгую историю монастырь ни разу не был захвачен, разрушен или просто повреждён. Сквозь века пронес он свой образ священного библейского места, где символическое значение описываемых в Ветхом завете событий интерпретируется благодаря молитвам Иисусу Христосу и деве Марии.

Основан монастырь в IV веке в центре Синайского полуострова у подножья горы Синай (известной также как гора Моисея и библейская Хорив). Расположен на высоте 1500 м над уровнем моря.

Гора Моисея

Согласно Ветхому Завету, это та самая гора Хорив, на вершине которой Господь явил пророку Моисею свое откровение в виде десяти заповедей. В часовне св. Троицы, расположенной на вершине горы хранится камень, из которого Господь сделал Скрижали. Здесь находятся множество других святынь и почитаемых мест, привлекающих на гору Моисея многочисленных паломников.

Высота горы Моисея 2285 м над уровнем моря, подъем на нее от монастыря Святой Екатерины занимает около 2-3 часов. На вершину ведут две дороги: вырубленные в скале ступени (3750 ступеней) Лестницы Покаяния – более короткий, но и более трудный путь, и Верблюжья Тропа , проложенная в XIX веке для тех, кому древний путь был не под силу – здесь часть подъема можно преодолеть верхом на верблюдах.

Укреплённое здание монастыря построено по приказу императора Юстиниана в VI веке. Служителями монастыря в основном являются греки православного вероисповедания.

Первоначально именовался монастырём Преображения или монастырём Неопалимой Купины. С XI века, в связи с распространением почитания святой Екатерины, мощи которой были обретены синайскими монахами в середине VI века, монастырь получил новое название - монастырь Святой Екатерины.

В 2002 году монастырский комплекс был включён ЮНЕСКО в список объектов Всемирного наследия.

Синай

На Синае поклонялись разным богам. Одним из них был Аль-Элион (высший бог), а его священником - Иофор (Исход, 1:16).

В возрасте сорока лет Моисей покинул Египет и пришёл к синайской горе Хориву. Там он встретил семь дочерей Иофора, поивших своё стадо из источника. Этот источник до сих пор существует, он расположен с северной стороны монастырской церкви.

Моисей женился на одной из дочерей Иофора и сорок лет прожил со своим тестем. Он пас стада тестя и очищал свою душу тишиной и уединением синайской пустыни. Потом Бог явился Моисею в пламени Неопалимой купины и приказал ему вернуться в Египет и привести детей Израилевых к горе Хориву, чтобы они уверовали в Него.

Дети Израилевы пересекли Синай в XIII веке до н.э. по пути из плена египетского в Ханаан, землю обетованную. Хотя учёные до сих пор не пришли к единому мнению в отношении их маршрута, традиционно считается, что после перехода Красного моря (Исход, 14:21-22) они пришли в Елим (полагают, что это нынешний город Тур с 12 источниками и 70 финиковыми пальмами - Исход, 15:27). Затем дети Израилевы пришли в долину Хебран, получившую своё название от перехода евреев через пустыню Синай, далее в Рефидим (Исход, 17:1).

В конце концов, спустя 50 дней после исхода из Египта, они подошли к священной горе Хориву, где получили заповеди Бога - основу их религии и социальной организации.

Шесть сотен лет спустя ещё один великий пророк Израиля, Илия пророк, пришёл в эти края в поисках убежища от гнева царицы Иезавель. Пещера в часовне на горе Моисея, посвященная этому пророку, традиционно считается местом, где он укрывался и общался с богом (Третья книга царств, 19:9-15).

Основание монастыря

С III века монахи начали селиться небольшими группами вокруг горы Хорив - возле Неопалимой купины, в оазисе Фаран (Вади Фиран) и других местах южного Синая. Первые монахи в той местности были главным образом отшельниками, живущими в одиночку в пещерах. Лишь в праздничные дни отшельники собирались возле Неопалимой купины, для совершения совместного Богослужения.

В Ветхом Завете: горящий, но не сгорающий терновый куст, в котором Бог явился Моисею, пасшему овец в пустыне близ горы Синай. Когда Моисей подошёл к кусту, чтобы посмотреть, «отчего куст горит огнём, но не сгорает» (Исх.3:2), Бог воззвал к нему из горящего куста, призвав вывести народ Израиля из Египта в Обетованную землю. Неопалимая Купина - один из ветхозаветных прообразов, указывавших на Богоматерь. Эта купина знаменовала собою непорочное зачатие Богоматерию Христа от Духа Святого.

В период правления императора Константина, в 330 году, по повелению Елены возле Неопалимой купины была построена маленькая церковь, посвященная Богоматери, и башня - убежище для монахов на случай набегов кочевников.

Дальнейший толчок к развитию монастырь получил в VI веке, когда император Юстиниан I (527-565 г.г.) приказал построить мощные крепостные стены. Эти стены толщиной от двух до трёх метров построены из местного гранита. Высота их различна в зависимости от конфигурации местности - от 10 и местами до 20 метров. Для защиты и обслуживания монастыря император переселил на Синай 200 семей из Понта Анатолийского и Александрии. Потомки этих переселенцев образовали синайское бедуинское племя джабалия . Несмотря на обращение в ислам, произошедшее в VII веке, они продолжают жить в окрестностях монастыря и заниматься его обслуживанием.

Арабское завоевание

Монастырь святой Екатерины
(литография рисунка архимандрита Порфирия (Успенского)

В 625 году, в период арабского завоевания Синая, монахи монастыря Св. Екатерины направили делегацию в Медину, чтобы заручиться покровительством пророка Мухаммеда. И оно было даровано.

Копия охранной грамоты, выставленная в галерее икон, провозглашает, что мусульмане будут защищать монахов.

Монастырь был также освобождён от уплаты налогов.

Легенда гласит, что в одну из своих поездок в качестве купца Мухаммед посетил монастырь. Это вполне вероятно, тем более что Коран упоминает о святых местах Синая. Так что когда полуостров был завоёван арабами в 641 году, монастырь и его обитатели продолжали вести привычную им жизнь.

С распространением в Египте ислама в XI веке в монастыре появляется мечеть, сохранившаяся до настоящего времени.

В период крестовых походов с 1099 по 1270 годы в монашеской жизни монастыря был период возрождения. Синайский орден крестоносцев взял на себя задачу охранять направляющихся в монастырь паломников из Европы, число которых возросло. В этот период в монастыре появляется католическая часовня.

После завоевания Египта Османской империей в 1517 году во главе с султаном Селимом I монастырь также не тронули. Турецкие власти уважали права монахов и даже предоставили особый статус архиепископу.

Жизнь монастыря

Игуменом монастыря является архиепископ Синайский. Его рукоположение с VII века совершает иерусалимский патриарх, под юрисдикцию которого монастырь перешёл в 640 году из-за возникших после завоевания Египта мусульманами затруднений в общении с константинопольским патриархатом

Большую часть времени монахи проводят в молитве и труде. Молитвы совершаются совместно, религиозные службы продолжительны.

День монаха начинается в 4 часа утра молитвой и божественной литургией, продолжающейся до 7.30. С 3 до 5 пополудни - вечерняя молитва. Ежедневно после Часов верующим открывают доступ к мощам святой Екатерины. В память о поклонении мощам монахи дарят серебряное кольцо с изображением сердца и словами ΑΓΙΑ ΑΙΚΑΤΕΡΙΝΑ (святая Екатерина).

В монастыре есть своё трудовое подразделение, и даже ведущие духовные лица работают вместе с другими монахами. Среди обитателей монастыря есть люди с высшим образованием, хорошо владеющие иностранными языками.

Пища у монахов простая, в основном вегетарианская. Раз в день, после вечерней молитвы, они совершают трапезу вместе. Во время еды один из монахов обычно читает вслух книгу, полезную для монашеской жизни.

В целом монастырь живёт по классическим законам восточной православной церкви.

Строения

Главный храм монастыря (католикон), базилика Преображения Иисуса Христа, относится к периоду правления императора Юстиниана.

В алтаре базилики в мраморной раке хранятся два серебряных ковчежца с мощами святой Екатерины (глава и десница). Ещё одна часть мощей (палец) находится в мощевике иконы великомученицы Екатерины в левом нефе базилики и в всегда открыта верующим для поклонения.

За алтарной частью базилики Преображения находится часовня Неопалимой Купины , построенная на том месте, где, согласно библейскому повествованию, Бог разговаривал с Моисеем (Исх.2:2-5). Исполняя библейское указание, все входящие должны снимать здесь свою обувь, помня заповедь Бога, данную им Моисею: "сними обувь с ног твоих: ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая" (Исход, 3:5). Часовня является одним из древнейших монастырских строений.

Часовня имеет престол, расположенный не как обычно над мощами святых, а над корнями Купины. Для этой цели куст был пересажен в нескольких метрах от часовни, где продолжает расти дальше. В часовне нет иконостаса, скрывающего алтарь от верующих, и паломники могут видеть под престолом место, где росла Купина. Оно обозначено отверстием в мраморной плите, закрытым серебряным щитом с чеканными изображениями горящего куста, Преображения, Распятия, евангелистов, святой Екатерины и самого Синайского монастыря. Литургия в часовне совершается каждую субботу.

Вообще в монастыре имеется много часовен: Святого Духа, Успения Пресвятой Богородицы, Иоанна Богослова, Георгия Победоносца, святого Антония, святого Стефана, Иоанна Предтечи, пяти севастийских мучеников, десяти критских мучеников, святых Сергия и Вакха, святых апостолов и пророка Моисея. Эти часовни находятся внутри монастырских стен, а девять из них соединяются с архитектурным комплексом базилики Преображения.

К северу от базилики Преображения расположен колодец Моисея - колодец, у которого согласно Библии Моисей встретил семь дочерей мадиамского священника Рагуила (Исх.2:15-17). Колодец в настоящее время продолжает снабжать монастырь водой.

На северо-западе от монастырских стен расположен Сад, который соединяется с монастырем древним подземным ходом. В саду растут яблони, груши, гранаты, абрикосы, сливы, айва, шелковица, миндаль, вишни, виноград. Другая терраса отведена под масличный сад, обеспечивающий монастырь оливковым маслом. В саду также выращивают овощи для монастырского стола. В начале XX века монастырский сад считался одним из лучших в Египте.

Рядом с садом, за монастырскими стенами, расположены оссуарий и кладбище. На кладбище имеется часовня святого Трифона и семь могил, которые используются неоднократно. По прошествии определённого времени кости извлекаются из могилы и помещаются в оссуарий, расположенный на нижнем ярусе церкви Успения Пресвятой Богородицы. Единственным полным скелетом в оссуарии являются мощи отшельника Стефана, жившего в VI веке и упоминаемого в «Лествице» преподобного Иоанна Лествичника. Мощи Стефана, облачённые в монашеские одежды, покоятся в стеклянном киоте. Останки прочих монахов разделены на две части: у северной стены сложены их черепа, а в центральной части оссуария собраны их кости. В отдельных нишах хранятся кости синайских архиепископов.

Библиотека монастыря

Поскольку с момента своего основания монастырь ни разу не был завоеван и разорен, в настоящее время он обладает огромным собранием икон и библиотекой рукописей, уступающей по историческому значению только Апостолической библиотеке Ватикана. В монастыре хранятся 3304 манускрипта и около 1700 свитков. Две трети написаны по-гречески, остальные на арабском, сирийском, грузинском, армянском, коптском, эфиопском и славянских языках. Кроме ценных манускриптов в библиотеке собраны также 5000 книг, некоторые из которых относятся к первым десятилетиям книгопечатания. Кроме книг религиозного содержания в библиотеке монастыря хранятся исторические документы, грамоты с золотыми и свинцовыми печатями византийских императоров, патриархов и турецких султанов.

Монастырь Святой Екатерины – это едва ли не самый древний христианский монастырь на планете. Он построен почти полтора тысячелетия назад, вокруг него находятся гора Моисея, гора Сафсара и гора Екатерины. Это святое место ежегодно принимает у себя тысячи туристов, а с 2002 года оно официально входит в число объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

История возведения

Храм основан в VI веке нашей эры при императоре Константинополя Юстиниане. Во многом благодаря тому, что монастырь Святой Екатерины на Синае находился под покровительством самого пророка Мухаммеда и арабских правителей, он не подвергся разграблению во время арабского завоевания этой местности и последующих военных конфликтов. В X веке на территории храма была возведена мечеть, и именно благодаря этому легендарному факту он сохранился до XXI века. Если бы не это, монастырь Святой Екатерины был бы снесен.

Стоит отметить тот факт, что за все время своего существования монастырь Святой Екатерины никогда не был подвергнут разграблению, разрушен или даже поврежден. На многочисленных фото легко можно увидеть, как прекрасно сохранилось это древнее строение.

Многие христиане специально едут в синайский храм, чтобы увидеть Неопалимую купину – согласно Библейскому сказанию, это то место, где Господь Бог впервые предстал перед Моисеем. В 324 году здесь была возведена капелла.


На протяжении многих веков монастырь Святой Екатерины поддерживает тесные связи с русским христианством. Это нашло отражение во внутреннем убранстве храма: здесь можно увидеть привычные для нас колокола, лики святых, старинные книги и предметы церковного обихода.

Кто такая Святая Екатерина

Настоящее имя этой святой – Доротея. Она родилась в египетском городе Александрия в 294 году нашей эры. Ее семья была достаточно богата, поэтому девушка получила прекрасное образование, и, кроме этого, она была очень красива. Однажды монах-сириец рассказал ей об Иисусе. Девушка так прониклась, что приняла христианство, а затем пыталась обратить в христианскую веру самого императора Максимиуса. Это только разозлило правителя – он приказал сослать Доротею в Александрию, а некоторое время спустя казнить. Тело ее не нашли – оно исчезло загадочным образом. Прошло более 300 лет, когда монахи поднялись на гору Синай и там нашли останки девушки, которые были перенесены в синайский храм. С тех пор самая высокая гора на полуострове названа именем Екатерины.


Строения монастыря Святой Екатерины

Монастырь Святой Екатерины в наши дни выглядит так же, как и 14 веков назад, и лишь в 1951 году к нему было пристроено еще одно здание. В нем сейчас располагаются монастырская библиотека, галерея икон, трапезная и резиденция архиепископа. На территории храма расположены 12 часовен – Успения Пресвятой Богородицы, Георгия Победоносца, Святого Духа, Иоанна Предтечи, Иоанна Богослова и другие. Главный вход в монастырь сейчас не работает. Для монахов, туристов и паломников предназначена дверь, находящаяся слева от главного входа. Можно легко узнать, как выглядят главный и запасной вход, взглянув на фото монастыря.


    • Церковь
      Храм Святой Екатерины выполнен из гранита и своим внешним видом напоминает базилику продолговатой формы. По обеим его сторонам находятся коридоры с притвором и апсидой. Базилика подпирается 12 колоннами, которые символизируют каждый месяц года. Над каждой из колонн возвышается икона, соответствующая святому, который почитается в тот или иной месяц. Пол выложен плитами из мрамора. На капителях расположены флаги, кресты, кисти винограда и ягнята, которые по традиции олицетворяют Иисуса Христа. В целом церковь своим архитектурным стилем напоминает стиль итальянской школы того времени.
    • Мозаика Преображения
      Католикон – самый главный храм монастыря – декорирован мозаикой, на которой изображено Преображение Иисуса. Это одна из красивейших мозаик православной церкви, которая сохранилась до нашего времени. В ее центре – Иисус Христос, справа и слева – Илия и Моисей, у ног – Иоанн, Петр, Иаков.

  • Часовня Неопалимой купины
    Часовня находится за главным алтарем. Она посвящена Благовещенью Девы Марии. Паломники должны входить сюда босиком, так как об этом говорится в одной из заповедей Бога к Моисею. Еще одна достопримечательность, которой обладает монастырь Святой Екатерины, расположенный на Синае – Куст Неопалимой купины. Он растет неподалеку от часовни. Примечательно, что он не может расти в другом месте – его пытались пересадить, но эти попытки остались безуспешными.
  • Библиотека
    Монастырь Святой Екатерины, а, точнее, его библиотека, обладает тремя тысячами рукописей – такое их количество и ценность можно сравнить только с библиотекой в Ватикане. Большая часть их них написана на греческом языке, остальные – на арабском, коптском, сирийском и славянском языках.
  • Галерея икон
    Собор обладает уникальной коллекцией, которая включает 150 икон, представляющих собой огромную историческую, художественную и духовную ценность. Здесь есть древнейшие иконы, написанные еще восковыми красками в период царствования правителя Византии Юстиниана.

Сведения для туристов

Монастырь Святой Екатерины доступен для посещений ежедневно — церковь открыта с 9 до 12 часов дня. Во время экскурсии туристов знакомят с историей возникновения монастыря. Также они посещают часовни и, конечно, Неопалимую купину.

Монастырь Святой Екатерины находится на Синае – примерно 170 км от города Шарм-эль-Шейх. Автобус оттуда выезжает ежедневно в 6 утра, а обратно едет в 6 часов вечера. Экскурсию можно заказать в отеле или в самом городе, стоит она будет примерно 50$ для взрослого, 25$ для ребенка.

— один из древнейших непрерывно действующих христианских монастырей в мире. Вот уже 1400 лет стоит он в сердце синайской пустыни, сохраняя свой особый характер с тех пор, как был построен в период правления византийского императора Юстиниана (527-565). Основатель ислама пророк Мухаммед, арабские халифы, турецкие султаны и даже сам Наполеон покровительствовали монастырю, и это предотвратило его разграбление. За всю свою долгую историю монастырь ни разу не был захвачен, разрушен или просто повреждён. Сквозь века пронес он свой образ священного библейского места, где символическое значение описываемых в Ветхом завете событий интерпретируется благодаря молитвам Иисусу Христосу и деве Марии.

Основан монастырь в IV веке в центре Синайского полуострова у подножья горы Синай (известной также как гора Моисея и библейская Хорив). Расположен на высоте 1500 м над уровнем моря.

Гора Моисея

Согласно Ветхому Завету, это та самая гора Хорив, на вершине которой Господь явил пророку Моисею свое откровение в виде десяти заповедей. В часовне св. Троицы, расположенной на вершине горы хранится камень, из которого Господь сделал Скрижали. Здесь находятся множество других святынь и почитаемых мест, привлекающих на гору Моисея многочисленных паломников.


Высота горы Моисея 2285 м над уровнем моря, подъем на нее от монастыря Святой Екатерины занимает около 2-3 часов. На вершину ведут две дороги: вырубленные в скале ступени (3750 ступеней) Лестницы Покаяния - более короткий, но и более трудный путь, и Верблюжья Тропа , проложенная в XIX веке для тех, кому древний путь был не под силу - здесь часть подъема можно преодолеть верхом на верблюдах.

Укреплённое здание монастыря построено по приказу императора Юстиниана в VI веке. Служителями монастыря в основном являются греки православного вероисповедания.

Первоначально именовался монастырём Преображения или монастырём Неопалимой Купины. С XI века, в связи с распространением почитания святой Екатерины, мощи которой были обретены синайскими монахами в середине VI века, монастырь получил новое название — монастырь Святой Екатерины.

В 2002 году монастырский комплекс был включён ЮНЕСКО в список объектов Всемирного наследия.

Синай

На Синае поклонялись разным богам. Одним из них был Аль-Элион (высший бог), а его священником - Иофор (Исход, 1:16).

В возрасте сорока лет Моисей покинул Египет и пришёл к синайской горе Хориву. Там он встретил семь дочерей Иофора, поивших своё стадо из источника. Этот источник до сих пор существует, он расположен с северной стороны монастырской церкви.

Моисей женился на одной из дочерей Иофора и сорок лет прожил со своим тестем. Он пас стада тестя и очищал свою душу тишиной и уединением синайской пустыни. Потом Бог явился Моисею в пламени Неопалимой купины и приказал ему вернуться в Египет и привести детей Израилевых к горе Хориву, чтобы они уверовали в Него.

Дети Израилевы пересекли Синай в XIII веке до н.э. по пути из плена египетского в Ханаан, землю обетованную. Хотя учёные до сих пор не пришли к единому мнению в отношении их маршрута, традиционно считается, что после перехода Красного моря (Исход, 14:21-22) они пришли в Елим (полагают, что это нынешний город Тур с 12 источниками и 70 финиковыми пальмами - Исход, 15:27). Затем дети Израилевы пришли в долину Хебран, получившую своё название от перехода евреев через пустыню Синай, далее в Рефидим (Исход, 17:1).

В конце концов, спустя 50 дней после исхода из Египта, они подошли к священной горе Хориву, где получили заповеди Бога - основу их религии и социальной организации.

Шесть сотен лет спустя ещё один великий пророк Израиля, Илия пророк, пришёл в эти края в поисках убежища от гнева царицы Иезавель. Пещера в часовне на горе Моисея, посвященная этому пророку, традиционно считается местом, где он укрывался и общался с богом (Третья книга царств, 19:9-15).


Основание монастыря

С III века монахи начали селиться небольшими группами вокруг горы Хорив — возле Неопалимой купины, в оазисе Фаран (Вади Фиран) и других местах южного Синая. Первые монахи в той местности были главным образом отшельниками, живущими в одиночку в пещерах. Лишь в праздничные дни отшельники собирались возле Неопалимой купины, для совершения совместного Богослужения.

— в Ветхом Завете: горящий, но не сгорающий терновый куст, в котором Бог явился Моисею, пасшему овец в пустыне близ горы Синай. Когда Моисей подошёл к кусту, чтобы посмотреть, «отчего куст горит огнём, но не сгорает» (Исх.3:2), Бог воззвал к нему из горящего куста, призвав вывести народ Израиля из Египта в Обетованную землю. Неопалимая Купина — один из ветхозаветных прообразов, указывавших на Богоматерь. Эта купина знаменовала собою непорочное зачатие Богоматерию Христа от Духа Святого.


В период правления императора Константина, в 330 году, по повелению Елены возле Неопалимой купины была построена маленькая церковь, посвященная Богоматери, и башня - убежище для монахов на случай набегов кочевников.

Дальнейший толчок к развитию монастырь получил в VI веке, когда император Юстиниан I (527-565 г.г.) приказал построить мощные крепостные стены. Эти стены толщиной от двух до трёх метров построены из местного гранита. Высота их различна в зависимости от конфигурации местности - от 10 и местами до 20 метров. Для защиты и обслуживания монастыря император переселил на Синай 200 семей из Понта Анатолийского и Александрии. Потомки этих переселенцев образовали синайское бедуинское племя джабалия . Несмотря на обращение в ислам, произошедшее в VII веке, они продолжают жить в окрестностях монастыря и заниматься его обслуживанием.

Арабское завоевание


Монастырь святой Екатерины
(литография рисунка архимандрита Порфирия (Успенского)

В 625 году, в период арабского завоевания Синая, монахи монастыря Св. Екатерины направили делегацию в Медину, чтобы заручиться покровительством пророка Мухаммеда. И оно было даровано.

Копия охранной грамоты, выставленная в галерее икон, провозглашает, что мусульмане будут защищать монахов.

Монастырь был также освобождён от уплаты налогов.

Легенда гласит, что в одну из своих поездок в качестве купца Мухаммед посетил монастырь. Это вполне вероятно, тем более что Коран упоминает о святых местах Синая. Так что когда полуостров был завоёван арабами в 641 году, монастырь и его обитатели продолжали вести привычную им жизнь.

С распространением в Египте ислама в XI веке в монастыре появляется мечеть, сохранившаяся до настоящего времени.

В период крестовых походов с 1099 по 1270 годы в монашеской жизни монастыря был период возрождения. Синайский орден крестоносцев взял на себя задачу охранять направляющихся в монастырь паломников из Европы, число которых возросло. В этот период в монастыре появляется католическая часовня.

После завоевания Египта Османской империей в 1517 году во главе с султаном Селимом I монастырь также не тронули. Турецкие власти уважали права монахов и даже предоставили особый статус архиепископу.

Жизнь монастыря

Игуменом монастыря является архиепископ Синайский. Его рукоположение с VII века совершает иерусалимский патриарх, под юрисдикцию которого монастырь перешёл в 640 году из-за возникших после завоевания Египта мусульманами затруднений в общении с константинопольским патриархатом

Большую часть времени монахи проводят в молитве и труде. Молитвы совершаются совместно, религиозные службы продолжительны.

День монаха начинается в 4 часа утра молитвой и божественной литургией, продолжающейся до 7.30. С 3 до 5 пополудни - вечерняя молитва. Ежедневно после Часов верующим открывают доступ к мощам святой Екатерины. В память о поклонении мощам монахи дарят серебряное кольцо с изображением сердца и словами ΑΓΙΑ ΑΙΚΑΤΕΡΙΝΑ (святая Екатерина).

В монастыре есть своё трудовое подразделение, и даже ведущие духовные лица работают вместе с другими монахами. Среди обитателей монастыря есть люди с высшим образованием, хорошо владеющие иностранными языками.

Пища у монахов простая, в основном вегетарианская. Раз в день, после вечерней молитвы, они совершают трапезу вместе. Во время еды один из монахов обычно читает вслух книгу, полезную для монашеской жизни.

В целом монастырь живёт по классическим законам восточной православной церкви.

Строения


Главный храм монастыря (католикон), базилика Преображения Иисуса Христа, относится к периоду правления императора Юстиниана.

В алтаре базилики в мраморной раке хранятся два серебряных ковчежца с мощами святой Екатерины (глава и десница). Ещё одна часть мощей (палец) находится в мощевике иконы великомученицы Екатерины в левом нефе базилики и в всегда открыта верующим для поклонения.


За алтарной частью базилики Преображения находится часовня Неопалимой Купины , построенная на том месте, где, согласно библейскому повествованию, Бог разговаривал с Моисеем (Исх.2:2-5). Исполняя библейское указание, все входящие должны снимать здесь свою обувь, помня заповедь Бога, данную им Моисею: "сними обувь с ног твоих: ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая" (Исход, 3:5). Часовня является одним из древнейших монастырских строений.


Часовня имеет престол, расположенный не как обычно над мощами святых, а над корнями Купины. Для этой цели куст был пересажен в нескольких метрах от часовни, где продолжает расти дальше. В часовне нет иконостаса, скрывающего алтарь от верующих, и паломники могут видеть под престолом место, где росла Купина. Оно обозначено отверстием в мраморной плите, закрытым серебряным щитом с чеканными изображениями горящего куста, Преображения, Распятия, евангелистов, святой Екатерины и самого Синайского монастыря. Литургия в часовне совершается каждую субботу.

Вообще в монастыре имеется много часовен: Святого Духа, Успения Пресвятой Богородицы, Иоанна Богослова, Георгия Победоносца, святого Антония, святого Стефана, Иоанна Предтечи, пяти севастийских мучеников, десяти критских мучеников, святых Сергия и Вакха, святых апостолов и пророка Моисея. Эти часовни находятся внутри монастырских стен, а девять из них соединяются с архитектурным комплексом базилики Преображения.

К северу от базилики Преображения расположен колодец Моисея — колодец, у которого согласно Библии Моисей встретил семь дочерей мадиамского священника Рагуила (Исх.2:15-17). Колодец в настоящее время продолжает снабжать монастырь водой.


На северо-западе от монастырских стен расположен Сад, который соединяется с монастырем древним подземным ходом. В саду растут яблони, груши, гранаты, абрикосы, сливы, айва, шелковица, миндаль, вишни, виноград. Другая терраса отведена под масличный сад, обеспечивающий монастырь оливковым маслом. В саду также выращивают овощи для монастырского стола. В начале XX века монастырский сад считался одним из лучших в Египте.


Рядом с садом, за монастырскими стенами, расп оложены оссуарий и кладбище. На кладбище имеется часовня святого Трифона и семь могил, которые используются неоднократно. По прошествии определённого времени кости извлекаются из могилы и помещаются в оссуарий, расположенный на нижнем ярусе церкви Успения Пресвятой Богородицы. Единственным полным скелетом в оссуарии являются мощи отшельника Стефана, жившего в VI веке и упоминаемого в «Лествице» преподобного Иоанна Лествичника. Мощи Стефана, облачённые в монашеские одежды, покоятся в стеклянном киоте. Останки прочих монахов разделены на две части: у северной стены сложены их черепа, а в центральной части оссуария собраны их кости. В отдельных нишах хранятся кости синайских архиепископов.

Библиотека монастыря

Поскольку с момента своего основания монастырь ни разу не был завоеван и разорен, в настоящее время он обладает огромным собранием икон и библиотекой рукописей, уступающей по историческому значению только Апостолической библиотеке Ватикана. В монастыре хранятся 3304 манускрипта и около 1700 свитков. Две трети написаны по-гречески, остальные на арабском, сирийском, грузинском, армянском, коптском, эфиопском и славянских языках. Кроме ценных манускриптов в библиотеке собраны также 5000 книг, некоторые из которых относятся к первым десятилетиям книгопечатания. Кроме книг религиозного содержания в библиотеке монастыря хранятся исторические документы, грамоты с золотыми и свинцовыми печатями византийских императоров, патриархов и турецких султанов.

Материал подготовил Сергей Шуляк

Монастырь Святой Екатерины (Египет) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Египет
  • Горящие туры в Египет

Предыдущая фотография Следующая фотография

Путешествующие по Египту и особенно по Южному Синаю обязательно заглядывают в монастырь Святой Великомученицы Екатерины. Как известно, в сорокалетнем возрасте пророк Моисей покинул Египет и пришел к Синайской горе Хорив, где Бог явился ему в пламени неопалимой купины и приказал ему вернуться в Египет и привести детей Израилевых к горе, чтобы уверовали в Него. Моисей исполнил это повеление. Дети Израиля подошли к священной горе, где получили заповеди Бога - первый закон, данный Богом Своему народу. Именно у подножия этой горы в 4 в. и был возведён знаменитый ныне женский монастырь Святой Екатерины.

Первоначально святыню Южного Синая назвали монастырём Преображения, или монастырём Неопалимой купины. С девятого же века он был переименован в монастырь Святой Екатерины, мощи которой были обретены синайскими монахами в середине 6 в.

Сейчас монастырь Святой Екатерины включает большой храм, украшенный мозаиками и мрамором, уже не один век вызывающих восхищение каждого, кто сюда попал. Это Базилика Преображения. За алтарной частью базилики располагается одна из древнейших монастырских построек, история которой восходит к 4 в. Часовня посвящена Благовещению Девы Марии. Пускают туда только после окончания литургии, и потом храм быстро закрывается.

Паломники входят в это святое место без обуви, помня заповедь Бога, данную Моисею, «сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая».

Каждому православному паломнику иеромонах монастыря Святой Екатерины дает серебряное колечко с изображением сердечка, в центре которого вензель «К».

Святой алтарь расположен над корнями неопалимой купины, а сама купина пересажена за стены храма. Это единственный куст такого рода в Южном Синае, причем ни одна попытка высадить его отросток в другом месте успеха не имела.

Помимо этого, в монастыре Святой Екатерины располагаются 12 часовен, разбит сад, есть трапезная и огромнейшая библиотека рукописей, которая по своей ценности считается второй после ватиканской. Так что приготовьтесь потратить на посещение монастыря Святой Екатерины весь день и не поленитесь побывать на церковной службе, будьте уверены - жалеть вам не придётся. Только представьте, монашеская жизнь непрерывно продолжается здесь с 4 в. и сейчас, как и 17 столетий назад, верующие приходят на богослужения, чтобы возносить свои молитвы к Всевышнему. Южный Синай десятки столетий остаётся одним из религиозных центров мира.

Служба начинается в монастыре в четыре часа утра и к восьми заканчивается. В двенадцать часов читаются часы и после этого выносятся для поклонения мощи Св. Екатерины - глава и рука.

Каждому православному паломнику иеромонах монастыря Святой Екатерины дает серебряное колечко с изображением сердечка, в центре которого вензель «К». Так Святая Екатерина, принявшая мученическую смерть за отказ отречься от веры, как бы каждому отдает свое сердце.

В 10 в. на территории монастыря Святой Екатерины была возведена мечеть.

Есть в монастыре Южного Синая и уникальные произведения искусства: более двух тысяч икон, среди которых много очень старинных, есть, конечно, среди них и русские иконы, мозаики 6 в., огромная коллекция рукописей. Монастырь Святой Екатерины никогда не был разорён, благодаря тому что в 6 в. был преобразован в крепость. А в 10 в. на территории монастыря была возведена мечеть. Как вы понимаете, шаг был политическим.

Неподалёку от монастыря специально для развития туризма был построен городок Сен-Катрин. Основное занятие жителей этого городка Южного Синая - обслуживать путешественников. Разумеется, здесь есть и рестораны, и торговый центр, и гостиницы разного класса.

Первое упоминание IV век Дата основания VI век Основные даты 330 год - постройка первой церкви
557 год - постройка монастырских стен
Здания Базилика Преображения Часовня Неопалимой Купины Известные насельники Иоанн Лествичник , Нил Постник Реликвии и святыни мощи святой Екатерины , Неопалимая Купина Настоятель с 1973 года - Дамиан , архиепископ Синайский Статус включён в список объектов Всемирного наследия Состояние действующий Сайт sinaimonastery.com Медиафайлы на Викискладе

Один из древнейших непрерывно действующих христианских монастырей в мире. Основан в IV веке в центре Синайского полуострова у подножья горы Синай (библейская Хорив) на высоте 1570 м . Укреплённое здание монастыря построено по приказу императора Юстиниана в VI веке . Насельниками монастыря в основном являются греки православного вероисповедания.

Первоначально именовался монастырём Преображения или монастырём Неопалимой Купины . С XI века , в связи с распространением почитания святой Екатерины Александрийской , мощи которой были обретены синайскими монахами в VIII веке , монастырь получил новое название - монастырь Святой Екатерины .

История монастыря

Основание

В рассказе о Святых местах Востока, написанном в конце IV века знатной паломницей Сильвией (или Этерией) , сообщается и о монашеской общине, образовавшейся вокруг Неопалимой купины:

Пройти же до начала этой долины было нам необходимо потому, что там было много келий святых мужей, и церковь в том месте, где находится купина: эта купина жива и до днесь и даёт отпрыски. И так, спустившись с горы Божией, мы пришли к купине, приблизительно в десятом часу. А эта купина, как я сказала выше, есть та, из которой глаголал Господь к Моисею в огне, и находится в местности, где есть много келлий и церковь, в начале долины. А перед церковью прелестный сад, с обилием превосходной воды, и в этом саду купина .

Постройки Юстиниана Великого

Дальнейший толчок к развитию монастырь получил в VI веке , когда император Юстиниан I приказал построить мощные крепостные стены, окружившие предшествующие постройки святой Елены, и церковь, сохранившуюся до настоящего времени, а также направил на Синай солдат для защиты монахов. О строительстве Юстиниана сообщает его современник Прокопий Кесарийский :

На этой горе Синае живут монахи, жизнь которых заключается в непрерывных размышлениях о смерти; ничего не боясь, они наслаждаются дорогой для них пустыней. Так как они ничего не желают, и выше всяких человеческих страстей ни о каком стяжании не заботятся и не ухаживают за своим телом и во всех остальных отношениях не хотят себе никакой пользы, то император Юстиниан выстроил для этих монахов церковь во имя Богородицы, чтобы они могли проводить свою жизнь, молясь в этой церкви и совершая священнослужение. Эту церковь он выстроил не на самой вершине горы, но много ниже: человеку невозможно проводить ночь на вершине этой горы, так как там в течение ночи слышатся постоянные шумы и всякие другие вызывающие религиозный страх явления, поражающие ужасом ум и волю человека. Говорят, что отсюда некогда и Моисей принёс полученные им от Бога законы. У подошвы этой горы император построил очень сильное укрепление и поместил здесь значительный военный гарнизон, чтобы варвары-сарацины не могли отсюда совершенно незаметно ворваться в области Палестины, так как страна эта, как я сказал, была пустынна .

Прокопий Кесарийский. О постройках (Книга 5:VIII)

Над главными монастырскими воротами сохранилась надпись: «С основания воздвигнут сей священный монастырь Синайской горы, где Бог говорил Моисею, смиренным царём ромеев Юстинианом на вечное помяновение его и супруги его Феодоры. Окончен после тридцатого года царствования его. И поставлен в нём игумен по имени Дула в лето от Адама 6021, от Христа же 527 » . Исходя из этой надписи, русский учёный епископ Порфирий (Успенский) датировал окончание постройки монастыря 557 годом .

Мощные монастырские укрепления, построенные Юстинианом, поддерживались монахами в хорошем состоянии и вызывали восторг у паломников:

Пора войти в монастырь… Видишь, как построена стена крепости - длинная, искусно сложенная, весьма почитаемая? Царь, по прозвищу Иустиниан, выдал на издержки, и она построена очень старательно. Она имеет в окружности двести сажен, высота же её девятнадцать с половиной…

Паисий Агиапостолит.

Среди игуменов монастыря был Иоанн Лествичник . До конца VII века монастырь принадлежал Фаранской епархии и возглавлялся игуменом в сане архиепископа (о древности Синайской архиепископии свидетельствуют материалы Халкидонского собора , где в «Чине митрополий и архиепископий апостольского престола Святого Града » на 24 месте упоминается архиепископия «горы Синая » ). В 681 году , когда епископ Фаранский был лишён кафедры за монофелитство , епископская кафедра была перенесена в монастырь, и его игумен стал епископом Фарана. Чуть позже в его подчинение перешла епархия Райто . В начале VIII века все христиане Синайского полуострова находились под юрисдикцией синайского архиепископа.

Арабское и турецкое завоевания

Монастырь в период арабского завоевания Синая в 625 году направил делегацию в Медину , чтобы заручиться покровительством пророка Мухаммеда . Копия полученной монахами охранной грамоты - фирман Мухаммеда (оригинал с 1517 года хранится в Стамбуле , куда он был истребован у монастыря султаном Селимом I), выставленный в монастыре, - провозглашает, что мусульмане будут защищать монастырь, а также освобождают его от уплаты налогов . Фирман был написан на коже газели куфическим почерком и скреплён отпечатком руки Мухаммеда .

…да не сменится епископ или священник от своих мест и не изженется монах из своего монастыря.
…да не разрушится ни единая из церквей или часовен их и да не употребится ничего из принадлежащего церквам их на постройку мечетей или домов мусульманских
.

Охранная грамота Мухаммеда

Однако, несмотря на полученные привилегии, количество монахов начало сокращаться, и к началу IX века их осталось всего 30. С распространением в Египте ислама в монастыре появляется мечеть , сохранившаяся до настоящего времени: «За церковью недалеко каменная хата, где турки, арабы поклоняются Магомету » .

Отношения с Россией

Монастырь поддерживал давние связи с Россией . В 1375 году в Москву приехал митрополит Макарий за милостыней для монастыря, а в 1390 году из монастыря Святой Екатерины в дар великим князьям была привезена икона с изображением Неопалимой купины, которую поместили в Благовещенский собор Кремля (сначала в иконостас , а затем в алтарь к другим ценным иконам, полученным от восточного духовенства) .

Многочисленные русские учёные внесли свой вклад в изучение Синайского монастыря. Русский иеромонах Самуил в 1837 году впервые расчистил и укрепил мозаику VI века «Преображение Господне », украшающую кафоликон монастыря. В 1887 году исследователь Алексей Дмитриевский составил каталог икон монастырского собрания и рассмотрел вопросы о Критской школе иконописи и роли Синая в сохранении культурных традиций в XVI-XVIII веках . В изучении монастыря Святой Екатерины большую роль сыграло Православное Палестинское общество , осуществившее публикации русских и греческих материалов об этих местах.

Современное состояние

Монастырь Святой Екатерины является центром автономной Синайской православной церкви , которая, кроме данной обители, владеет только рядом монастырских подворий : 3 в Египте и 14 вне Египта - 9 в Греции , 3 на Кипре , 1 в Ливане и 1 в Турции (Стамбул) .

Делами монастыря в настоящее время управляет общее собрание монахов , которое решает экономические, политические и иные вопросы. Решения Собрания исполняются Советом отцов , в который входит четыре человека: заместитель и помощник архиепископа , монастырский ризничий, эконом и библиотекарь .

Монастырь, как и прежде, является традиционным местом христианского паломничества . Ежедневно после часов верующим открывают доступ к мощам святой Екатерины. В память о поклонении мощам монахи дарят серебряное кольцо с изображением сердца и словами ΑΓΙΑ ΑΙΚΑΤΕΡΙΝΑ (святая Екатерина).

Монастырские строения

Базилика Преображения

Мозаика Преображение Господне обрамлена медальонами с шестнадцатью полуфигурами апостолов и пророков . В центре композиции монументальная фигура Иисуса Христа , заключённая в лазуревую мандорлу , которая соединяется лучами божественного света с фигурами пророков и трёх учеников, выполненных на золотом мерцающем фоне. По сторонам мозаики на арке апсиды имеются два изображения пророка Моисея: стоящего перед Неопалимой купиной (слева) и получающего на Синае Скрижали Завета (справа). Апсиду украшают также медальоны с изображениями агнца между двух летящих ангелов , Богородицы и Иоанна Крестителя .

Мозаики базилики вызывали восторг паломников и упоминаются в различных описаниях монастыря:

Посмотри прежде всего на всю обширность конхи и на сонм пророков кругом стоящих на высоте. Там в куполе явственно изображён сияющий золотом сонм пророков купно с апостолами, посредством мозаики и золота смешанного с лазуриком, алого, красного и пурпурного цветов. В середине находится всечтимое Преображение, расписанное с утончённым искусством, вместе с облаком .

Паисий Агиапостолит. Описание Святой горы Синайской и её окрестностей

Мозаика Преображение Господне была очищена от загрязнений и копоти американскими реставраторами в -1965 годах . Для обозрения из центрального нефа мозаику закрывает деревянный резной иконостас XVII века , но из боковых нефов на уровне алтаря мозаика доступна для обозрения.

Библиотека

Библиотека в монастыре была создана только в 1734 году при архиепископе Никифоре , до этого времени работ по изучению книг и рукописей не проводилось. Русский паломник А. Уманец, посетивший монастырь в 1843 году , пишет о состоянии библиотеки:

«…находится в особой небольшой комнате с полками вокруг по стенам. Книги на полках расположены в полном беспорядке, местами навалены кучами и очень заметно, что люди, иногда их перебиравшие, не были здешними хозяевами, а торопились как можно скорее окончить эту переборку, и поэтому бросали их куда попало: дело без сомнения путешественников, из которых каждый, вовсе не заботясь о сохранении здесь порядка, и будучи сотым посетителем библиотеки, перебирал книги в свою очередь с желанием и надеждой отыскать какую-нибудь неизвестную дотоле рукопись, и правдой или неправдой, увезти её с собой » .

Такая обстановка способствовала разграблению собрания, в частности, из монастыря был вывезен Синайский кодекс , один из древнейших текстов Библии .

Часть монастырской коллекции относится к раннему византийскому периоду до X века (в том числе сиро-палестинские иконы VIII -IX веков). Эти иконы выполнены греческими, грузинскими, сирийскими и коптскими мастерами. Иконы сохранились, так как монастырь, находясь с VII века вне Византийской империи , не пострадал от иконоборчества. Работ западноевропейского письма в собрании мало, но присутствуют уникальные иконы периода Крестовых походов , сочетающие в едином стиле черты «западного латинства » и «греческого византинизма » .

Единственной иконой, почитаемой в монастыре чудотворной , является триптих XIII века с изображением Богородицы Бематариссы со сценами богородичного цикла . Икона не имеет отдельного дня празднования и специальной службы, располагается в алтаре кафоликона слева от горнего места .

Христос Пантократор , одна из древнейших икон Христа, VI век Апостол Пётр , энкаустическая икона, VI век Богородица на троне , VII век Авгарь получает Нерукотворный Образ от апостола Фаддея , конец X века

Влияние

См. также

Примечания

  1. Монастырь Святой Екатерины в Египте (неопр.) (недоступная ссылка) . Дата обращения 6 июля 2013. Архивировано 7 июля 2013 года.
  2. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  3. Евангелос Папаиоанну. Монастырь святой Екатерины . (Издание Синайского монастыря) б. г., с. 7.
  4. Пятницкий Ю. Синай, Византия, Русь .
  5. , с. 8-9.
  6. , с. 8.
  7. Паломничество по Святым местам конца IV века
  8. Прокопий Кесарийский. О постройках (Книга 5)
  9. Православные святыни Востока. Паломничество на Синай (неопр.) (недоступная ссылка) . Дата обращения 24 марта 2008.

Top