Проблема благодарности. Сочинение ЕГЭ по русскому


В данном тексте, предложенном мне для анализа, ярко выражена проблема благодарности близким людям и чувства долга перед ними. Что же заставляет человека чувствовать себя благодарным по отношению к кому-либо?

Размышляя над этой проблемой, автор пытается донести до читателя, что поистине благодарным человеком быть весьма трудно (1). Также Пирогов - русский хирург, учёный и естествоиспытатель - отмечает, что он «в душе никогда не был неблагодарным», но выражал благодарность там, где она была необходима, крайне редко, о чем теперь сожалеет.

Я аргументирую свою точку зрения отрывком из произведения В.Г.Распутина «Уроки французского», главной темой которого является благодарность ученика к своему педагогу.

Лидия Михайловна всеми способами помогала пережить мальчику страшные времена, она смогла протянуть ему руку помощи, когда это было необходимо. Даже став взрослым, главный герой не забывает о доброте и сострадании своей учительницы и рассказывает о ней в своих сочинениях, таким образом благодаря её.

В качестве второго аргумента я возьму отрывок из произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Главный герой Петр Гринев отправляется на службу со своим слугой Савельичем, но по дороге их настигает сильная метель, из-за чего они сбиваются с пути. Неожиданно им на помощь приходит мужик, который указывает верное направление, и Гринев решает отблагодарить его, подарив заячий тулуп.

Этот простой мужик, который указал им дорогу, – предводитель крестьянского восстания Пугачев. Далее во время взятия Белогорской крепости Пугачев узнает Петра и отменяет ему казнь. Определенно, это не просто душевный порыв, это благодарность главному герою за услугу, которую он оказал. Впоследствии казак предлагает ему поехать с ним на службу и дарит лошадь и шубу. Несмотря на дурную славу, очевидно, что Пугачев способен на благодарность и на добрые поступки.

Подводя итог, мне бы хотелось поблагодарить автора за возможность порассуждать над данной проблемой, актуальной в любое время. Людям необходимо научиться отвечать добром на добро и замечать хорошие поступки, так как благодарность иногда помогает пережить самые трудные жизненные ситуации.

Обновлено: 2018-01-30

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Вариант 13. Разбор текста из сборника Цыбулько 2018. Аргументы. Текст


(1)Я все чаще думаю о том, как трудно быть истинно благодарным, то есть принести пользу тому, кто оказал нам некогда истинное благодеяние. (2)Неуважение к заслугам, а еще более неблагодарность, представлялись всегда моему воображению в самом отвратительном виде. (3)В душе я никогда не был неблагодарным, но - увы! (4) На деле я не сумел или даже не захотел (кто доберётся до правды, роясь в хламе сердца!) быть благодарным именно там, где благодарность была священным долгом.
(5)Правда, во всей моей жизни не так много случаев такого долга.
(6)Я имел твердое намерение отблагодарить - и не однажды, - но судьба не дала мне этого сделать. (7)Один случай касается целого периода моей жизни; здесь я скажу только, что я считал себя обязанным благодарностью почтенному семейству профессора Мойера, и именно его почтеннейшей теще Екатерине, урожденной Буниной (сестре по отцу Василия Андреевича Жуковского). (8)Я был принят в этом семействе как родной и мечтал о женитьбе на его дочери. (9)Мечтам юности не суждено было осуществиться, и я поневоле остался в долгу у незабвенной Екатерины Афанасьевны.
(10)Наконец, самый священный долг, оставшийся не так выполненным, - как бы мне теперь (но, увы, поздно!) хотелось это сделать, - был долг благодарности моей матери и двум старшим сестрам. (11)Со смерти отца, с 1824 по 1827 год, эти три женщины содержали меня своими трудами. Кое-какие крохи, оставшиеся после разгрома отцовского состояния, недолго тянулись; и мать, и сестры принялись за мелкие работы; одна из сестер поступила на работу в какое-то благотворительное детское заведение в Москве и своим крохотным жалованьем поддерживала существование семьи.
(13)Уроков я не мог давать: одна ходьба в университет с Пресненских прудов брала взад и вперёд часа четыре времени, да мать и не хотела, чтобы я работал.

-(14)Ты будешь, - говорилось, - чужой хлеб заедать; пока хоть какая-нибудь есть возможность, живи на нашем.
(15)Так и перебивались. (16)К счастью нашему, в то блаженное время не платили за лекции, не носили мундиров, и даже когда введены были мундиры, то мне сшили сёстры из старых вещей какую-то мундирную куртку с красным воротником, и я, чтобы не обнаружить несоблюдения формы, сидел на лекциях в шинели, выставляя на вид только светлые пуговицы и красный воротник.
(17)Как мы выжили в Москве во время моего студенчества, для меня осталось загадкою. (18)Квартира и отопление были, правда, даровые у дяди в течение года. (19)А содержание? (20) А платье? (21) Две сестры, мать и две служанки, и я на прибавку. (22)Сестры работали; продавались кое-какие остатки, но как до этого доставало - не понимаю. (23) Иногда, только иногда, в торжественные праздники, помогал мой крестный отец, Семен Андреевич Лукутин; помогали иногда кое-какие старые знакомые. (24)Но я не был благодарным по отношению к ним, о чем сейчас сожалею.

(По Н.И.Пирогову*)

Примерный круг проблем:


1. Проблема благодарности близким людям, чувства долга перед ними. (Что заставляет человека чувствовать благодарность по отношению к близким людям, ощущать себя в долгу перед ними?)

Авторская позиция: Близкие люди поддерживают нас с трудные минуты, протягивают нам руку помощи, и человек испытывает в ответ чувство благодарности, которое воспринимается им как священный долг. Быть истинно благодарным человеком очень трудно.


2. Проблема выражения благодарности. (Всегда ли мы своевременно благодарим людей? Почему так важно своевременно выражать благодарность?)


3. Проблема проявления неуважения. (Почему человек проявляет неуважение, неблагодарность по отношению к другим? Допустимо ли проявлять неуважение к людям?)


4. Проблема значимости поддержки близких людей. (Почему поддержка близких людей так значима для человека?)

Авторская позиция: Умение поддержать близкого тебе человека, позаботиться о нем, помочь ему хоть в чем-нибудь дает человеку возможность выжить, выстоять, даже в самых трудных жизненных ситуациях, преодолеть любые трудности.

Задание: Напишите сочинение по прочитанному тексту.

(1)Как описать жизнь моего отца, как охарактеризовать ее и как воздать ей должное? (2)Когда я думаю о своем отце, я вспоминаю свое длительное близкое общение с ним, я вижу, как над всеми его замечательными достижениями, его вкладом в нашу культуру возвышается личность художника, его неповторимая индивидуальность. (3)Добрый и терпеливый, никогда не терявший попусту ни секунды времени, гармонично сочетавший ощущения напряженности и благожелательства, всегда думавший о благополучии окружающих его людей, он как личность являет собой совершенный образец человека, для которого жизнь стала великим подвигом, высоким служением. (4)Всю свою жизнь он щедро дарил свой талант, и лишь в будущем можно будет понять все сделанное им. (5)Когда я думаю о своем отце, меня переполняет невыразимое чувство любви и уважения к нему за то, что он дал и продолжает давать нам. (6)Он был истинным патриотом и горячо любил свою Родину, но он принадлежал и всему миру. (7)Весь мир был полем его деятельности.(8) Каждая страна представляла для него особый интерес и особое значение. (9)Каждая философия, каждое учение жизни были для него путем к совершенствованию, и жизнь для него была великими вратами будущего. (10) Он во всем стремился к прекрасному: и в живописи, и в литературе, и в общественной жизни - это великолепное воплощение необыкновенной, возвышенной мысли. (11)Вторая половина его жизни была тесно связана с Индией, и его заслуженно называли мастером гор. (12)Мой отец и моя мать были людьми, которые понимали высокие идеалы жизни и прошли свой путь как образец взаимопреданности и совершенствования. (13)Мы знаем много примеров, когда художники достигали величия, но очень мало можно найти примеров, когда великий художник оказывался еще более великим как человек. (14)Мне выпало счастье видеть этот живой пример в лице моих отца и матери. (15)Их светлые образы навсегда останутся для меня источником величайшего вдохновения, великим источником счастья. (16)…В старинных книгах часто упоминалось: счастлив тот, кто на своем пути в жизни может встретить мудрого старца. (17)Старца, который и его направил бы на правильный, скорейший, кратчайший путь и, может быть, устранил бы те трудности, которые перед ним будет ставить жизнь. (18)В лице моего отца я встретил этого мудрого старца. (19)Он был для меня не только отцом и учителем, он был кем-то гораздо большим. (20)А именно - наставником жизни. (21)Через него и через мою матушку я научился ценить те прекрасные страницы, которые раскрывает перед нами жизнь. (22)В этом именно наставник играет такую первенствующую роль. (23)Николай Константинович был именно тем мудрым наставником, с которым меня связывало не только ближайшее родство, но именно тождество мысли, потому что я полностью разделял не только его мысли, но и образ жизни.

Ответ:

В предложенном тексте С.Н.Рерих затрагивает проблему взаимоотношения отцов и детей. Данная проблема взаимоотношений родителей и детей, проблема сыновней благодарности много раз поднималась в русской литературе, но нигде я не читала такого возвышенного слова, ни в каком другом произведении не встречала таких сердечных слов любви и благодарности, как в тексте С.Н. Рериха, посвященного его отцу. К большому сожалению, в наше время нередки случаи, когда родители и дети – это два совершенно разных государства, между которыми нет ни одной связующей «ниточки». Это очень печально, когда таких близких людей разделяет пропасть непонимания и неприятия.

Образы отца и матери стали для С.Н.Рериха «источником величайшего вдохновения, великим источником счастья». С позицией автора невозможно не согласиться. Это великое счастье – разделять со своими родителями не только общее пространство в доме, но и мысли, интересы и идеи.

Из художественных произведений, отражающих проблему благородного отношения к родителям, меня, прежде всего, привлекает «Семейная хроника» С.Т.Аксакова. Эта книга посвящена воспитанию, семейным ценностям. Сколько любви, преданности и уважения к своим близким нужно пронести через свою жизнь, чтобы написать подобное произведение. Помимо светлой стороны этой проблемы, есть весьма неутешительная, темная сторона. Она заключается в проблеме непонимания между родителями и детьми.

В качестве примера можно привести героев произведения А.С.Грибоедова «Горе от ума» – Фамусова и его дочь Софью. Фамусов, конечно, очень любит свою дочь и желает ей счастья. Но счастье герой понимает по-своему: счастье для него – деньги. Фамусов приучает Софью к мысли о выгоде и этим совершает огромную ошибку, лишая свою дочь возможности выбора и обретения настоящего счастья.

Вывод напрашивается такой: чтобы дети вырастали благородными, необходима особая семейная атмосфера добра, уважения, взаимопонимания; тогда возникнет «именно тождество мысли». Чем больше духовные семейные связи, тем больше уверенности в том, что дети вырастут достойными людьми и будут любить и почитать своих родителей также сильно, как это делал замечательный художник и автор данного текста – Святослав Николаевич Рерих.


Когда хороший человек получает помощь от кого-либо, будь то близких людей, друзей, незнакомых, он не хочет оставаться в долгу и, в первую очередь, ищет возможность отблагодарить того, кто оказался неравнодушным. В данном тексте Н. И. Пирогов поднимает проблему благодарности близким людям, чувства долга перед ними.

Автор рассказывает нам о нескольких случаях из своей жизни, когда ему не удалось «быть благодарным именно там, где благодарность была священным долгом», хотя он говорит: «В душе я никогда не был неблагодарным». Пирогов был принят в семействе Мойера как родной, и он поневоле остался в долгу. Но больше всего автора волнует долг благодарности матери и сёстрам, которые помогли ему выжить во время студенчества. Николай Иванович жалеет о том, что он не смог вовремя выразить свою благодарность близким людям за добрые и бескорыстные поступки.

Но порой не так просто выполнить задуманное.

Я полностью согласен с автором и считаю, что человек, выражая свою благодарность, в первую очередь показывает своё уважение к заслугам людей, которые не отказались протянуть руку. Тот, кто сумел принять помощь, должен суметь сделать что-то в ответ.

Обсуждаемая проблема настолько важна, что многие писатели поднимали её в своих произведениях, например, К. Паустовский в «Телеграмме». Девушка Настя, закрутившись по своим делам, совсем забыла про маму, которая уже стара и вот-вот может умереть. Настя, безусловно, - хорошая и добрая девушка, но, к сожалению, обстоятельства не дали возможности увидеть в последний раз мать, так много сделавшую для неё. Катерина Петровна умерла, не услышав слов благодарности от своей дочери.

Эту проблему затрагивал и И. А. Гончаров в романе «Обломов». Илья Ильич Обломов – молодой человек, который потерял интерес к жизни: сидит дома, никуда не выходит, все заботы скидывает на прислугу. К счастью, у него есть друг Штольц, который пытается «растолкать» Илью Ильича, часто навещает его. Обломов из чувства большой благодарности встаёт с постели, вливается в жизнь и даже влюбляется.

И. А. Гончаров наглядно показал, что такое истинная дружба и благодарность.

Таким образом, умение поддержать близкого человека и помочь ему чем-либо даёт возможность пережить даже самые трудные ситуации, но при этом нужно не забыть поблагодарить за помощь.

Обновлено: 2017-03-19

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

В центре нашего внимания текст Николая Ивановича Пирогова, русского хирурга и естествоиспытателя, в котором описана проблема благодарности близким людям, чувства долга перед ними.

Размышляя над этой проблемой, автор вспоминает минувшие годы, когда жизнь его семьи складывалась не очень хорошо. Умер отец, и воспитание Николая полностью легло на плечи двум старшим сестрам и матери. Несмотря на трудности, женщины подняли на ноги юношу. К сожалению, как признается сам автор, он не выполнил свой главный долг – долг благодарности своей семье.

Действительно, только близкие люди, несмотря ни на что, могут ринуться на помощь человеку. Они не боятся последствий, которые могут произойти, и считают, что легче всего пережить трудности вместе.

Так, в произведении М. Шолохова “Судьба человека” автор рассказывает об Андрее Соколове, как о сильном мужчине, который смог вынести весь трагизм его судьбы. В годы войны

погибла вся семья героя, но он смог вынести эту боль и взял на воспитание Ванюшку, назвавшись его отцом. Я уверена, что мальчик был благодарен своему спасителю, так как тот спас его от гибели и подарил семью.

А в произведении А. Приставкина “Золотая рыбка” главный герой рассказывает о Люсе, своей сестре, которая вынуждена была жить в детском доме в годы Великой Отечественной войны. Люди, жившие с ней в одной комнате, не позволили ей умереть от голодной смерти, и девочка была очень благодарна им.

Таким образом, умение поддержать близкого человека, позаботиться о нем, помочь ему хоть чем-нибудь, дает тому человеку пережить даже самые трудные жизненные ситуации, но при этом он не должен забывать поблагодарить за помощь.


(4 оценок, среднее: 2.50 из 5)

Другие работы по этой теме:

  1. В тексте, предложенном для анализа, автор поднимает проблему благодарности близким людям. Раскрывая проблему, автор вспоминает свои студенческие годы. Когда умер его отец, воспитание легло на...
  2. Умение быть благодарным – одно из важных человеческих качеств. Это чувство рождается не само по себе. Оно прививается с детства. Если в семье царит любовь...
  3. Что такое истинное самопожертвование? Этой проблемы касается в своем тексте русский хирург, естествоиспытатель и педагог Н. И. Пирогов. Пирогов рассказывает, как после смерти отца его...
  4. Почему мы тратим нашу жизнь не на любовь к ближним, не на выражения своих чувств к родному человеку, а на какие-то бытовые и житейские дела?...
  5. В своем тексте, предложенном для анализа, автор затрагивает тему благодарности. З. Трипольская озадачивается вопросом, связанным с тем, так ли остро стоит потребность в выражении благодарности...
  6. Наверное, каждый слышал фразу “все мы родом из детства”. Эти слова говорят о том, что формирование личности происходит в детские годы. От того, в какой...
  7. ВступлениеКак больно бывает, когда человека оставляют самые близкие его сердцу люди. Люди, за которых готов отдать жизнь. Проблема, которую поднял автор текста В данном тексте...
  8. В предложенном для анализа тексте Б. П. Екимов размышляет над проблемой взаимопонимания в семье. Размышляя над данной проблемой, автор вспоминает два случая из своей жизни....
  9. Мы часто бываем равнодушными к окружающим нас людям и к их проблемам. Задумывались ли вы когда-нибудь о проблеме малодушия? Допустимо ли оправдывать свое невнимательное отношение?...
  10. Есть ли люди, которые не уважают труд и старания других людей? Выдающийся русский писатель Виктор Петрович Астафьев раскрывает проблему неуважительного отношения к людям. В предложенном...

.
Проблема благодарности близким людям, чувства долга перед ними по тексту Н. И. Пирогова (“Я все чаще думаю о том, как трудно…”) (ЕГЭ по русскому)

Top