Смысл поэмы кому на руси. Смысл названия поэмы Н

В 1866 г. в печати появляется пролог поэмы Некрасова ” Кому на Руси жить хорошо “. Это произведение, изданное через три года после отмены крепостного права, сразу же вызвало волну обсуждений. Оставив в стороне политическую критику поэмы, сосредоточимся на главном вопросе: в чем смысл поэмы “Кому на Руси жить хорошо”?

Разумеется, отчасти толчком для написания поэмы Некрасову послужила реформа 1863 г. Россия, веками жившая за счет труда крепостных крестьян, с неохотой привыкала к новому строю. В растерянности пребывали все: и помещики,

и сами крепостные, что мастерски изображает Некрасов в своей поэме. Первые просто не знали, что им теперь делать: привыкшие жить исключительно чужим трудом, они были не приспособлены к самостоятельной жизни. Помещику “поют: Трудись!”, но он “думал век так жить” и уже не готов перестраиваться на новый лад. Для некоторых такая реформа в прямом смысле подобна смерти – это автор показывает в главе “Последыш”. Князя Утятина, ее главного героя, до самой его смерти приходится обманывать, утверждая, что крепостное право на Руси все еще действует.
Иначе князя хватит удар – потрясение будет уж слишком сильным.

Растеряны и крестьяне. Да, часть из них мечтала о свободе, но вскоре они убеждаются в том, что права они получили лишь на бумаге:

“Добра ты, царска грамота,

Да не при нас ты писана…”

Село Вахалаки годами судится за свои законные луга на Волге с бывшими владельцами земли, помещиками, но понятно, что этой земли крестьяне при жизни не увидят.

Есть и другой тип крестьян – те, которых отмена крепостного права застала врасплох. Они привыкли угождать своему помещику и относятся к нему как к неизбежному и нужному для жизни злу, более того – не представляют своей жизни без него. “Балуйтесь вы! / А я князей Утятиных / Холоп – и весь тут сказ!” – вот какой точки зрения они придерживаются.

Таков холоп, гордящийся тем, что всю свою жизнь допивал и доедал за барином. Верный холоп Яков, всю свою жизнь отдавший вздорному барину, напротив, решается на бунт. Но посмотрим, в чем этот бунт выражается – в лишении себя жизни, чтобы оставить помещика одного, беспомощного. Это, как выяснилось, действенная месть, но Якову она уже не поможет…

Смысл “Кому на Руси жить хорошо”, по замыслу Некрасова, как раз-таки и заключался в изображении страны сразу после отмены крепостного права с различных точек зрения. Поэт хотел показать, что реформа проводилась во многом необдуманно и непоследовательно, и принесла с собой не только радость освобождения, но и всевозможные проблемы, требующие решения. Нищета и бесправность, огромный недостаток образования для простого народа (единственное училище в селе “забито наглухо”), нужда в честных и умных людях, которые бы занимали ответственные посты – обо всем этом говорится в поэме на простом, народном языке. Сама Русь, кажется, многоголосо говорит с читателем, умоляя о помощи.

В то же время будет неправильным свести смысл произведения “Кому на Руси жить хорошо” исключительно к рассмотрению текущих политических проблем России. Нет, при создании поэмы Некрасов вкладывал в нее и иной, философский смысл. Он выражен уже в самом названии поэмы: “Кому на Руси жить хорошо”. И правда, кому? – вот какую проблему предстоит решить автору, а вместе с ним и читателю. Крестьяне в своих странствиях будут расспрашивать самых разных людей, от попа и до простого солдата, но никто из их собеседников не сможет похвастаться счастьем. И это в какой-то мере закономерно, ведь каждый из героев поэмы ищет свое, личное счастье, не задумываясь о всеобщем, народном. Даже честный бургомистр Ермил не выдерживает и, в попытке облагодетельствовать свою семью, забывает о правде. Счастье же, по мнению Некрасова, способен обрести лишь тот, кто позабудет о личном и будет заботиться о счастье своей родины, как это делает Гриша Добросклонов.

“Некрасов в последнем своем произведении остался верен своей идее: возбуждать сочувствие высших классов общества к простому люду, его нуждам и потребностям” – так отзывался о произведении Некрасова русский критик Белинский. И действительно, в этом и заключается основное значение поэмы “Кому на Руси жить хорошо” – не только и столько указать на текущие проблемы, сколько утвердить стремление к всеобщему счастью как единственно возможный путь дальнейшего развития страны.


Другие работы по этой теме:

  1. Смысл названия. Само название поэмы настраивает на под­линно всероссийский обзор жизни, на то, что эта жизнь будет ис­следоваться правдиво и обстоятельно, сверху донизу. Оно нацели­вает...
  2. Особенности композиции поэмы Н.А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” I. Вступление Композиция – состав, расположение и взаимосвязь час­тей и элементов художественного произведения. (Подробнее см....
  3. История создания. “Кому на Руси жить хорошо”; – итоговое произведение Некрасова, в котором поэт хотел изложить все, что он знал о народе, объединить опыт всех...
  4. Вся поэма Некрасова – это разгорающийся, постепенно набирающий силу мирской сход. Для Некрасова важно, что крестьянство не только задумалось о смысле жизни, но и отправилось...
  5. Поэма ” Кому на Руси жить хорошо ” создавалась Некрасовым на закате его жизни. Автор не успел завершить свой труд, но и в том виде,...
  6. “Мое любимое детище”, – так писал Некрасов в своей рукописи о поэме ” Кому на Руси жить хорошо “. В дальнейшем, в одном из писем...
  7. Замысел поэмы “Кому на Руси жить хорошо” возник в начале 1860-х годов. Некрасов продолжал работу над поэмой до конца жизни, но так и не успел...

    Одного из главных героев поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» - Савелия - читатель узнает тогда, когда тот уже является стариком, прожившим долгую и трудную жизнь. Поэт рисует колоритный портрет этого удивительного старика: С большущей сивой...

    Н.А.Некрасов написал замечательную поэму “Кому на Руси жить хорошо”. Ее написание было начато в 1863 году – через два года после отмены крепостного права в России. Именно это событие и стоит в центре поэмы. Главный вопрос произведения можно понять из...

    Поэму “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов задумал как “народную книгу”. Он начал писать ее в 1863 году, а заканчивал смертельно больным в 1877 году. Поэт мечтал, чтобы его книга была близка крестьянству. В центре поэмы - собирательный образ русского...

    Изменения, происходящие с семью мужиками в процессе их поисков, чрезвычайно важны для уяснения авторского замысла, центральной идеи всего произведения. Только странники даны в ходе постепенных изменений, в эволюции (остальные действующие лица изображены...

    Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» была как бы отступлением от общей мысли многих произведений того времени – революции. К тому же почти во всех произведениях главными героями были представители высших сословий – дворянства, купечества, мещанства....

    Сбирается с силами русский народ И учится быть гражданином... Н. А. Некрасов Одним из наиболее известных произведений Н. А. Некрасова является поэма “Кому на Руси жить хорошо”, прославляющая русский народ. Ее по праву можно назвать вершиной творчества...

Вся поэма Некрасова – это разгорающийся, постепенно набирающий силу мирской сход. Для Некрасова важно, что крестьянство не только задумалось о смысле жизни, но и от­правилось в трудный и долгий путь правдоискательства.

В “Прологе” завязывается действие. Семеро

Крестьян спо­рят, “кому живется весело, вольготно на Руси”. Мужики еще не понимают, что вопрос, кто счастливее – поп, помещик, купец, чиновник или царь, – обнаруживает ограниченность их представления о счастье, которое сводится к материальной обеспеченности. Встреча с попом заставляет мужиков над мно­гим задуматься:

Ну, вот тебе хваленое

Начиная с главы “Счастливые”, в направлении поисков счастливого человека намечается поворот. По собственной ини­циативе к странникам начинают подходить “счастливцы” из низов. Звучат рассказы – исповеди дворовых людей, лиц ду­ховного звания, солдат, каменотесов,

Охотников. Конечно, “счастливцы” эти таковы, что странники, увидев опустевшее ведро, с горькой иронией восклицают:

Эй, счастие мужицкое!

Дырявое с заплатами,

Горбатое с мозолями,

Но в финале главы звучит рассказ о счастливом человеке – Ермиле Гирине. Рассказ о нем начинается с описания его тяжбы с купцом Алтынниковым. Ермил совестлив. Вспомним, как он рассчитывался с мужиками за долг, собранный на ба­зарной площади:

Весь день с мошной раскрытою

Ходил Ермил, допытывал,

Чей рубль? да не нашел.

Всей своей жизнью Ермил опровергает первоначальные представления странников о сути человеческого счастья. Ка­залось бы, он имеет “все, что надобно для счастья: и спокой­ствие, и деньги, и почет”. Но в критическую минуту жизни Ермил этим “счастьем” жертвует ради правды народной и попадает в острог. Постепенно в сознании крестьян рождается идеал подвижника, борца за народные интересы. В части “По­мещик” странники относятся к господам уже с явной иронией. Они понимают, что дворянская “честь” немного стоит.

Нет, ты нам не дворянское,

Дай слово крестьянское.

Вчерашние “рабы” взялись за решение проблем, которые издревле считались дворянской привилегией. В заботах о судь­бах Отечества дворянство видело свое историческое предназна­чение. А тут вдруг эту единственную миссию у дворянства перехватили мужики, стали гражданами России:

Помещик не без горечи

Сказал: “Наденьте шапочки,

В последней части поэмы появляется новый герой: Гриша Добросклонов – русский интеллигент, знающий о том, что счастье народное может быть достигнуто лишь в результате всенародной борьбы за “Непоротую губернию, Непотрошеную волость, Избытково село”.

Сила в ней скажется

Пятая глава последней части завершается словами, выра­жающими идейный пафос всего произведения: “Быть бы нашим странникам под родною крышею, Если б знать могли они, что творилось с Гришею”. Этими строчками как бы дается ответ на вопрос, поставленный в заглавии поэмы. Счастливый человек на Руси – тот, кто твердо знает, что надо “жить для счастия убогого и темного родного уголка”.

Сочинения по темам:

  1. ЧАСТЬ I В прологе рассказывается о тех событиях, что происходят в самой поэме. Т. е. о том, как семеро крестьян...
  2. В поэме “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов словно от имени миллионов крестьян выступил гневным обличителем общественно-политического строя России и...
  3. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” – вершинное произ­ведение творчества Н. А. Некрасова. Он долго вынашивал за­мысел этого произведения, четырнадцать...
  4. В своей поэме Н. А. Некрасов создает образы “новых людей”, вышедших из народной среды и ставших активными борцами за благо...

Коллекция сочинений: Смысл названия поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Вся поэма Некрасова - это разгорающийся, постепенно набирающий силу мирской сход. Для Некрасова важно, что крестьянство не только задумалось о смысле жизни, но и от­правилось в трудный и долгий путь правдоискательства.

В «Прологе» завязывается действие. Семеро крестьян спо­рят, «кому живется весело, вольготно на Руси». Мужики еще не понимают, что вопрос, кто счастливее - поп, помещик, купец, чиновник или царь, - обнаруживает ограниченность их представления о счастье, которое сводится к материальной обеспеченности. Встреча с попом заставляет мужиков над мно­гим задуматься:

Ну, вот тебе хваленое

Поповское житье.

Начиная с главы «Счастливые», в направлении поисков счастливого человека намечается поворот. По собственной ини­циативе к странникам начинают подходить «счастливцы» из низов. Звучат рассказы - исповеди дворовых людей, лиц ду­ховного звания, солдат, каменотесов, охотников. Конечно, «счастливцы» эти таковы, что странники, увидев опустевшее ведро, с горькой иронией восклицают:

Эй, счастие мужицкое!

Дырявое с заплатами,

Горбатое с мозолями,

Проваливай домой!

Но в финале главы звучит рассказ о счастливом человеке - Ермиле Гирине. Рассказ о нем начинается с описания его тяжбы с купцом Алтынниковым. Ермил совестлив. Вспомним, как он рассчитывался с мужиками за долг, собранный на ба­зарной площади:

Весь день с мошной раскрытою

Ходил Ермил, допытывал,

Чей рубль? да не нашел.

Всей своей жизнью Ермил опровергает первоначальные представления странников о сути человеческого счастья. Ка­залось бы, он имеет «все, что надобно для счастья: и спокой­ствие, и деньги, и почет». Но в критическую минуту жизни Ермил этим «счастьем» жертвует ради правды народной и попадает в острог. Постепенно в сознании крестьян рождается идеал подвижника, борца за народные интересы. В части «По­мещик» странники относятся к господам уже с явной иронией. Они понимают, что дворянская «честь» немного стоит.

Нет, ты нам не дворянское,

Дай слово крестьянское.

Вчерашние «рабы» взялись за решение проблем, которые издревле считались дворянской привилегией. В заботах о судь­бах Отечества дворянство видело свое историческое предназна­чение. А тут вдруг эту единственную миссию у дворянства перехватили мужики, стали гражданами России:

Помещик не без горечи

Сказал: «Наденьте шапочки,

Садитесь, господа!»

В последней части поэмы появляется новый герой: Гриша Добросклонов - русский интеллигент, знающий о том, что счастье народное может быть достигнуто лишь в результате всенародной борьбы за «Непоротую губернию, Непотрошеную волость, Избытково село».

Рать подымается -

Неисчислимая,

Сила в ней скажется

Несокрушимая!

Пятая глава последней части завершается словами, выра­жающими идейный пафос всего произведения: «Быть бы нашим странникам под родною крышею, // Если б знать могли они, что творилось с Гришею». Этими строчками как бы дается ответ на вопрос, поставленный в заглавии поэмы. Счастливый человек на Руси - тот, кто твердо знает, что надо «жить для счастия убогого и темного родного уголка».

Вся поэма Некрасова - это разгорающийся, постепенно набирающий силу мирской сход. Для Некрасова важно, что крестьянство не только задумалось о смысле жизни, но и отправилось в трудный и долгий путь правдоискательства.
В “Прологе” завязывается действие. Семеро крестьян спорят, “кому живется весело, вольготно на Руси”. Мужики еще не понимают, что вопрос, кто счастливее - поп, помещик, купец, чиновник или царь, - обнаруживает ограниченность их представления о счастье, которое сводится к материальной обеспеченности. Встреча с попом заставляет мужиков над многим задуматься:
Ну, вот тебе хваленое
Поповское житье.
Начиная с главы “Счастливые”, в направлении поисков счастливого человека намечается поворот. По собственной инициативе к странникам начинают подходить “счастливцы” из низов. Звучат рассказы - исповеди дворовых людей, лиц духовного звания, солдат, каменотесов, охотников. Конечно, “счастливцы” эти таковы, что странники, увидев опустевшее ведро, с горькой иронией восклицают:
Эй, счастие мужицкое!
Дырявое с заплатами,
Горбатое с мозолями,
Проваливай домой!
Но в финале главы звучит рассказ о счастливом человеке - Ермиле Гирине. Рассказ о нем начинается с описания его тяжбы с купцом Алтынниковым. Ермил совестлив. Вспомним, как он рассчитывался с мужиками за долг, собранный на базарной площади:
Весь день с мошной раскрытою
Ходил Ермил, допытывал,
Чей рубль? да не нашел.
Всей своей жизнью Ермил опровергает первоначальные представления странников о сути человеческого счастья. Казалось бы, он имеет “все, что надобно для счастья: и спокойствие, и деньги, и почет”. Но в критическую минуту жизни Ермил этим “счастьем” жертвует ради правды народной и попадает в острог. Постепенно в сознании крестьян рождается идеал подвижника, борца за народные интересы. В части “Помещик” странники относятся к господам уже с явной иронией. Они понимают, что дворянская “честь” немного стоит.
Нет, ты нам не дворянское,
Дай слово крестьянское.
Вчерашние “рабы” взялись за решение проблем, которые издревле считались дворянской привилегией. В заботах о судьбах Отечества дворянство видело свое историческое предназначение. А тут вдруг эту единственную миссию у дворянства перехватили мужики, стали гражданами России:
Помещик не без горечи
Сказал: “Наденьте шапочки,
Садитесь, господа!”
В последней части поэмы появляется новый герой: Гриша Добросклонов - русский интеллигент, знающий о том, что счастье народное может быть достигнуто лишь в результате всенародной борьбы за “Непоротую губернию, Непотрошеную волость, Избытково село”.
Рать подымается -
Неисчислимая,
Сила в ней скажется
Несокрушимая!
Пятая глава последней части завершается словами, выражающими идейный пафос всего произведения: “Быть бы нашим странникам под родною крышею, // Если б знать могли они, что творилось с Гришею”. Этими строчками как бы дается ответ на вопрос, поставленный в заглавии поэмы. Счастливый человек на Руси - тот, кто твердо знает, что надо “жить для счастия убогого и темного родного уголка”.


Top