Кто просидел в бочке. Диоген синопский и его философия


Философ, который жил в бочке и отличался циничным отношением к окружающим – вот реноме Диогена, которое он с удовольствием поддерживал. Эпатаж или верность догмам собственного учения – к чему стремилась натура этого древнегреческого мудреца?

Мошенник или философ-киник?


Во всяком случае, в том, что Диоген существовал в действительности, нет никаких сомнений.
Он родился, очевидно, в 412 году в городе Синопе в семье менялы Гикесия. По-видимому, Диоген и его отец оказались замешанными в некий скандал с фальсификацией монет либо проведением других финансовых махинаций. В результате будущего философа изгнали из города. Некоторое время Диоген искал призвание в жизни, пока в определенный момент не повстречался с Антисфеном, философом, который станет учителем и образцом для подражания для Диогена. Эти два имени вошли в историю как основатели кинизма, учения, частично основанного на философии Сократа.


Антисфен, ученик Сократа, а вслед за ним и Диоген проповедовали упрощение жизни вплоть до аскетизма, призывая избавляться от всего лишнего и бесполезного. Философы не просто избегали роскоши – они свели количество принадлежащих им вещей всего к нескольким: плащ, который носили в любую погоду; посох, которым можно было пользоваться при ходьбе и для защиты от нападения; сума, в которую складывали подаяние. Образ ученого-философа, с бородой, сумой, посохом и в плаще, много веков используемый в искусстве, первоначально воплотили в жизнь именно Антисфен с Диогеном. Они же считаются первыми космополитами – гражданами мира.


Помимо аскезы, киники провозглашали отказ от следования догмам – в том числе религиозным и культурным, стремясь к автаркии – полностью независимому существованию.

Свое учение Антисфен проповедовал на афинском холме Киносарге, возможно, отсюда и название этой школы философии - кинизм. По другой версии, «киники» взяли свое наименование от греческого «кион» - собака: повадки именно этого животного философы приняли за образец правильной жизни: следует обратиться к природе и простоте, презреть условности, отстаивать себя и свой образ жизни.

Маргинал или аскет?


Диоген действительно устроил свое жилище в сосуде – но не в бочке в обычном понимании слова, а в большой, с человеческий рост, амфоре – пифосе. Пифос широко использовался греками для хранения вина, оливкового масла, зерна и соленой рыбы. Местом своего обитания Диоген выбрал главную площадь Афин, агору, став своего рода достопримечательностью города. Он имел обыкновение принимать пищу прилюдно – что в древнегреческом обществе считалось неприличным, да и другие нормы поведения философ нарушал охотно и с удовольствием от произведенного эффекта. Нарочитое стремление к маргинальному поведению создало Диогену своеобразную репутацию на тысячелетия, и в современной психиатрии имеет место синдром Диогена – заболевание, связанное в том числе с крайне пренебрежительным отношением к себе и отсутствием стыда.


Короткие истории из жизни Диогена содержатся в книгах его тезки – Диогена Лаэртского, и это едва ли не единственный источник сведений о философе. Так, по этим рассказам-анекдотам, киник любил зажечь свечу-фонарь среди бела дня и отправиться бродить по городу в поисках Человека и, как правило, не находил. Описание же человека, данное Платоном – «существо с двумя ногами без перьев» - Диоген высмеял, показав ощипанного петуха, «человека согласно Платону». Платон не оставался в долгу, называя Диогена «Сократом, выжившим из ума».


В своем стремлении к минимализму философ непрерывно совершенствовался, и, увидев однажды, как мальчик пьет воду, зачерпнув ее горстью, выбросил из сумы свою чашку. А другой мальчик, тот, что ел похлебку из выеденного каравая хлеба, побудил Диогена избавиться и от миски.

Раб или свободный человек?

Согласно сохранившимся о Диогене историям, ему довелось некоторое время быть рабом у некоего Ксениада, который по разным версиям то ли освободил философа сразу же, оплачивая его наставничество в отношении своих двух сыновей, то ли оставил жить в своем доме на правах члена семьи.


Очевидно, большая часть жизни Диогена прошла в Афинах, однако есть свидетельства его жизни в Коринфе, откуда был Ксениад - жизни в «бочке», от которой Диоген и не думал отказываться.
Когда философа посетил полководец Александр Македонский, тот велел отойти – «ты заслоняешь мне солнце ». Кстати, согласно Лаэртскому, Диоген и Александр умерли в один день – это было 10 июня 323 года до н.э. По некоторым данным, философ перед смертью наказал похоронить его лицом вниз.


Диоген в полном смысле слова – классическое воплощение циника. Такая яркая личность не могла не вдохновлять современников и потомков на создание произведений искусства. Даже эпизодическое упоминание имени философа-киника, такое, как клуб «Диоген» в рассказах Дойля о придает повествованию интригующий оттенок.

Которого принесла ему известность, жил более двух тысяч лет назад. У него было свое представление о жизни, которую он видел в простоте и избавлении от условностей и материальных благ.

Его считают одним из ярчайших представителей школы киников. Общепринятой жизни он предпочел существование подобно собаке, которой для счастья нужно место для сна и пища. В качестве жилища он выбрал сосуд. Этот поступок впоследствии стал основой известного афоризма.

Что известно о жизни мыслителя? Спал ли Диоген в настоящей бочке? Что означает выражение «Бочка Диогена»? Об этом можно узнать в статье.

Общие сведения о Диогене Синопском

Все известные сведения о философе дошли до наших дней из рассказов античного писателя, жившего в третьем веке, К этому времени после смерти прошло более пятисот лет, поэтому надеяться на подлинность информации достаточно сложно.

Родился Диоген, живущий бочке, приблизительно в 412 году до н. э. Известно, что он был сыном менялы. Однажды он вопросил у оракула о том, чем ему заниматься. Ответом стала фраза: «Переоценкой ценностей». Мужчина решил, что ему необходимо заняться перечеканкой монет, но после понял, что его призвание - в философии.

Мыслитель примкнул в Афинах к Антисфену. Сперва тот даже замахнулся на него палкой, на что Диоген подставил голову и сказал, что Антисфену не сыскать такой палки, которая сможет его прогнать. С этого времени он стал учеником Антисфена и начал вести самый простой образ жизни. Он обустроил свое жилище интересным способом, которое привело к появлению фразеологизма о том, что Диоген спал в бочке. Располагалось его жилье возле афинской агоры - городской площади, которая была центром светской и общественной жизни того времени.

Древнегреческий философ был учеником Антисфена и ярким представителем школы киников. Суть учения состояла в том, что для достижения всеобщего блага людям следует жить «подобно собаке». Это означало жить в простоте, презирать условности, уметь отстаивать выбранный образ жизни, быть верным, храбрым и благодарным.

Аскетизм

Философ был приверженцем аскетизма. Идеалом такого образа жизни он считал поведение мышей, которые ничего не боялись, ни к чему не стремились, Мыслитель стремился достичь идеала в своей жизни. Вот почему Диоген спал в бочке. Вместо постели он использовал плащ, а из вещей имел лишь посох и суму.

Будучи стариком, он заметил, как мальчик попил воды из горсти. Это очень расстроило мыслителя, который тут же выбросил из сумы чашу. При этом он сказал, что мальчик смог превзойти его в простоте. Также он выбросил и свою миску, когда стал свидетелем того, как другой мальчик сумел съесть чечевичную похлебку из ломтя выеденного хлеба.

Афоризм с бочкой

Весь смысл представителей школы киников заключался в том, чтобы не зависеть от материальных благ, стать от них свободными. Дом также являлся определенной роскошью, поэтому Диоген, бочка которого сделала его знаменитым, решил избавить себя от этого материального излишества.

В иносказательном смысле знаменитый фразеологизм означает добровольную изоляцию от внешнего мира. Диоген, бочка которого стала ему домом, избавил себя от общепринятых благ и предрассудков. Этим он сделал свою жизнь простой и свободной.

А была ли бочка?

Диоген, бочка которого не дает многим покоя до сих пор, на самом деле жил в пифосе. По результатам археологических раскопок на территории Древней Греции не существовало бочек в нашем понимании.

Афиняне пользовались вместо этого большими (в рост человека) глиняными сосудами. В них они хранили зерно, вино, масло.

Именно в подобном пифосе мог жить философ. Сосуд было достаточно положить горизонтально для того, чтобы в нем спать, укрывшись плащом. Все остальное время мыслитель мог проводить вне сосуда, находясь на улице. Для гигиенических нужд в то время все пользовались общественными банями и туалетами, поэтому потребность в доме у Диогена действительно могла отсутствовать.

Однажды дети разбили пифос, в котором жил Диоген. Жители Афин со временем предоставили ему жилье в виде нового Так мыслитель жил, пока Македония не решила захватить Афины.

Последний период жизни

Диоген был участником Херонейской битвы, которая проходила в 338 году до н. э. между Македонией и Афинами с Фивами. Силы сторон были практически равны, но войска Филиппа Второго и Александра Македонского разгромили армию греческих городов-государств.

Мыслитель, как и многие афиняне, попал в плен к македонцам. Его продали с невольничьего рынка некоему Ксениаду. Владелец нового раба купил его в качестве наставника для своих детей. Афинский философ обучил их верховой езде, истории, греческой поэзии, а также метанию дротиков.

Существует история о том, что, когда ему представилась возможность обратиться к Александру Македонскому с просьбой, он лишь попросил того не загораживать ему солнце. Как настоящий представитель школы киников, он не нуждался ни в чем и в этом видел свою свободу даже будучи плененным.

Смерть философа

Умер философ в 323 году до н. э. Считается, что смерть пришла к нему в тот же день, что и к Александру Македонскому. Перед смертью он попросил своего хозяина закопать его лицом вниз. На могиле мыслителя воздвигли мраморный памятник, который изображал собаку. На памятнике сделали надпись о том, что Диоген смог научить людей довольствоваться тем, что имеешь, и указал простой путь в жизни.

Сегодня память о философе хранит известный фразеологизм «бочка Диогена».

Жизнь людей наполнена самыми разнообразными условностями и излишествами. Человек забыл свою подлинную природу и окружил себя абсолютно ненужными вещами. В результате этого он опутал себя тысячами норм, законов, каких-то правил. Всё это делает его жизнь тяжёлой и суетной. Против подобного положения вещей всегда выступали философы. Они призывали людей отказаться от излишеств и ценить простые земные радости. Самым же первым, кто попытался на личном примере показать подлинную и правильную жизнь, был Диоген.

Это древнегреческий мудрец, живший в 412-323 годах до н. э. Он не оставил никаких сочинений и философских трудов. Память о нём сохранилась, лишь благодаря рассказам современников. Все эти рассказы собрал и систематизировал историк философии Диоген Лаэртский. А основатель ботаники и зоологии древнегреческий философ Теофаст утверждал, что озарение пришло к Диогену, когда он ещё, будучи совсем молодым, посмотрел на пробегающую мышь. Будущий мудрец подумал, что зверёк не нуждается в подстилке, не пугается темноты, не ищет лишних наслаждений. Он ведёт себя абсолютно естественно. Так почему же человек не может жить точно так же.

Так родилась философия Диогена. Всю жизнь мудрец довольствовался малым, самым необходимым для жизни . Свой плащ философ использовал не только для того, чтобы носить его, но ещё и для того, чтобы спать на нём. Пищу он носил в суме, а для еды, сна и беседы ему подходило любое место. Своё жильё этот удивительный человек обустроил в глиняной бочке. В Древней Греции она называлась "пифос" и представляла собой глиняный сосуд в рост человека. В таких больших сосудах хранили зерно, масло, вино. Ну а наш герой использовал его для жилья.

Философ регулярно закалял свой организм. Летом он лежал на горячем песке, а зимой прижимался к мраморным статуям, запорошенным снегом. И летом, и зимой он ходил босым. Живя в бочке, мудрец не имел ничего, кроме чашки и миски. Но однажды он увидел, как мальчик сложил ладони в горсть, и стал пить воду из источника.

Наш герой воскликнул: "Мальчик оказался мудрее меня, так как превзошёл простотой и естественностью жизни". Чашка была выброшена, а затем настали очередь и миски, когда другой мальчик на глазах философа начал есть чечевичную похлёбку, налив её в корку хлеба.

Философия Диогена противопоставляла страстям разум, а судебным законам - законы природы . Часто мудрец говорил, что боги даровали людям очень лёгкую жизнь. Но те многократно усложнили её, опутав себя надуманными условностями и нормами.

Однажды философу попался на глаза человек, которого обувал его раб. Глядя на это, наш герой заметил: "Ты был бы безмерно счастлив, если бы тебя ещё и подтирали. Так отруби себе руки, и тогда наступит полное счастье".

Мудрец подходил к статуям и просил у них подаяние. Его спросили, почему он так поступает. И тот ответил: "Я делаю это для того, чтобы приучить себя к отказам". В то же время он просил милостыню у людей, если был голоден. Однажды один из прохожих спросил, почему он должен подавать ему. На что получил ответ: "Если ты подаёшь другим, то тебе нетрудно будет подать и мне. Если же ты никогда раньше не подавал, то начни с меня".

Как-то наш герой сидел на площади и рассуждал о важных вещах. Но люди не слушали его и шли мимо. Тогда философ начал подражать разнообразным птичьим голосам. Тут же собралась толпа, и мудрец начал стыдить её. Он упрекал людей, что ради пустяков они сбегаются, бросив все дела, а ради важных вещей не хотят остановиться и проходят мимо.

Он говорил, что человек любит соревноваться с себе подобными в самых неприглядных делах, но никогда не соревнуется в искусстве добра и помощи ближним. Мудрец удивлялся, что музыканты настраивают струны на лире, но не могут настроить покой и умиротворение в своих душах. Риторы учат правильно говорить, но не способны научить правильным поступкам. Люди приносят жертвы богам и просят себе здоровье и долгие годы жизни. Но затем садятся за пиршеский стол и объедаются во вред своему здоровью.

Философия Диогена учила людей простоте, естественности и гармонии с окружающим миром . Но мало кто из современников мудреца последовал его примеру. Умер он в один год с Александром Македонским . Говорят, что даже в один день. Это очень символично, так как великий завоеватель стремился наслаждаться всеми благами жизни, а наш герой призывал полностью отказаться от них. Две крайности исчезли в один день, оставив людям выбор. Но те выбрали не философа, а завоевателя. До сегодняшнего дня человечество не пересмотрело своих взглядов, а поэтому неуклонно идёт к гибели.

Валерий Крапивин

Диоген November 19th, 2010

По преданию, древнегреческий философ кинической школы (циники или киники) Диоген Синопский (ок. 400—325 до н. э.) жил в бочке, желая показать, что истинный философ, познавший смысл жизни, уже не нуждается в материальных благах, столь важных для обычных людей. Киники полагали высшей нравственной задачей человека максимально ограничить свои потребности и вернуться, таким образом, к своему «естественному» состоянию.Диоген стал утверждать, что для достижения блага жить следует «подобно собаке», то есть сочетая в себе:

Простоту жизни, следование собственной природе, презрение к условностям;
умение с твердостью отстаивать свой образ жизни, стоять за себя;
верность, храбрость, благодарность.

Таким образом он стремился жить сам и называл себя аплокион (ἁπλοκύων, истинный пес). От этого слова происходит название школы, кинизм. Есть легенда, что Диоген, посчитавший дом ненужной роскошью и уже перебравшийся в бочку, тем не менее сохранил для себя кое-какую утварь, в частности ковш для питья. Но когда он увидел, как мальчик пьет воду из пригоршни, философ отказался и от ковша.

О Диогене, жившем в бочке, впервые рассказал античный писатель Диоген Лаэртский (III в.).
«Бочка» — перевод условный, поскольку бочек в их обычном понимании (деревянных, стянутых обручами сосудов) в Древней Греции не было. Как показывают археологические изыскания, единственная «бочка», в которой мог обитать Диоген, это пифос — большой, иногда в рост человека, глиняный сосуд для хранения зерна, вина и масла, подобный тем терракотовым пифосам, которые были найдены английским археологом Чарльзом Эвансом в западной кладовой Кносского дворца (XVI в. до н. э.) на Крите.

Диоген просил подаяние у статуй, «чтобы приучить себя к отказам».

* Когда Диоген просил у кого-нибудь взаймы денег, то говорил не «дайте мне денег», а «дайте мои деньги».

* Рассказывают, что когда Александр Македонский пришёл в Аттику, то, разумеется, захотел познакомиться с прославленным «маргиналом» как и многие прочие. Плутарх рассказывает, что Александр долго ждал, пока сам Диоген придет к нему выразить свое почтение, но философ преспокойно проводил время у себя. Тогда Александр сам решил навестить его.

Он нашёл Диогена в Крании (в гимнасии неподалёку от Коринфа), когда тот грелся на солнце. Александр подошёл к нему и сказал: «Я — великий царь Александр». «А я, — ответил Диоген, — собака Диоген». «И за что тебя зовут собакой?» «Кто бросит кусок — тому виляю, кто не бросит — облаиваю, кто злой человек — кусаю». «А меня ты боишься?» — спросил Александр. «А что ты такое, — спросил Диоген, — зло или добро?» «Добро», — сказал тот. «А кто же боится добра?» Наконец, Александр сказал: «Проси у меня чего хочешь». «Отойди, ты заслоняешь мне солнце», — сказал Диоген и продолжил греться. На обратном пути, в ответ на шутки своих приятелей, которые потешались над философом, Алексан др якобы даже заметил: «Если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном». По иронии судьбы Александр умер в один день с Диогеном 10 июня 323 года до н. э.

* Когда афиняне готовились к войне с Филиппом Македонским и в городе царили суета и волнение, Диоген стал катать по улицам свою бочку, в которой жил. На вопрос, для чего он так делает, Диоген отвечал: «Все заняты делом, я тоже».
* Диоген говорил, что грамматики изучают бедствия Одиссея и не ведают своих собственных; музыканты ладят струны на лире и не могут сладить с собственным нравом; математики следят за солнцем и луной, а не видят того, что у них под ногами; риторы учат правильно говорить и не учат правильно поступать; наконец, скряги ругают деньги, а сами любят их больше всего.

* Фонарь Диогена, с которым он бродил среди бела дня по людным местам со словами «Ищу Человека», стал хрестоматийным примером ещё в античности.

Возвращаясь как-то раз из Олимпии, на вопрос, много ли там было народу, он ответил: «Народу много, а людей совсем мало». А однажды он вышел на площадь и закричал: «Эй, люди, люди!»; но когда сбежался народ, напустился на него с палкой, приговаривая: «Я звал людей, а не мерзавцев».

* Когда Платон дал определение, имевшее большой успех: «Человек есть животное о двух ногах, лишённое перьев», Диоген ощипал петуха и принёс к нему в школу, объявив: «Вот платоновский человек!» На что Платон к своему определению вынужден был добавить «…и с плоскими ногтями».

* Однажды Диоген пришёл на лекцию к Анаксимену Лампсакскому, сел в задних рядах, достал из мешка рыбу и поднял над головой. Сначала обернулся один слушатель и стал смотреть на рыбу, потом другой, потом почти все. Анаксимен возмутился: «Ты сорвал мне лекцию!» «Но что стоит лекция, — сказал Диоген, — если какая-то солёная рыбка опрокинула твои рассуждения?»

* На вопрос, какое вино ему пить вкуснее, он ответил: «Чужое».

Памятник Диогену в Синопе (современная Турция)

* Обращайся с вельможами, как с огнём; не стой ни очень близко, ни слишком далеко от них.

* Протягивая руку друзьям, не сжимай пальцы в кулак.

* Бедность сама пролагает путь к философии; то, в чём философия пытается убедить на словах, бедность заставляет осуществлять на деле.

* Злословец есть самый лютый из диких зверей; льстец — самый опасный из ручных животных.

* Философия и медицина сделали человека самым разумным из животных; гадание и астрология — самым безумным; суеверие и деспотизм — самым несчастным.

* Те, кто содержат животных, должны признать, что скорее они служат животным, чем животные им.

* Смерть — не зло, ибо в ней нет бесчестья.

* Философия даёт готовность ко всякому повороту судьбы.

* Я — гражданин мира.

* Если в жизни нет удовольствия, то должен быть хоть какой-нибудь смысл.

К сидевшему у бочки Диогену
Пришел Властитель мира, Александр...
"В моих руках - сокровища вселенной!
Где я ступил - там золотой меандр...

Проси! Исполню всякое желание,
Я вместо бочки дам тебе Дворец!
Идём со мной! Богатство дам и Звание!
Не прогадай! Ну, отвечай, мудрец!..."

"Уйди! Не загораживай мне Солнце!"
Сказал невозмутимый Диоген.
"Моя Душа, мой Бог - не продаётся.
Во мне - весь мир! Мой мир - благословен!"...

15.08.2012(0.14)

Художник:
Giambattista Langetti, Diogenes and Alexander, c. 1650. Fondazione Querini Stampalia, Venice

Все слышали о Диогене. Это древнегреческий философ, который жил в бочке.

Умер наш Диоген из бочки, согласно его тёзке - Диогену Лаэртскому, в один день с Александром Македонским. На его могиле был воздвигнут мраморный памятник в виде собаки, с эпитафией:
Пусть состарится медь под властью времени - всё же
Переживёт века слава твоя, Диоген:
Ты нас учил, как жить, довольствуясь тем, что имеешь,
Ты указал нам путь, легче которого нет.

***
Случаи из жизни Диогена
Однажды, уже будучи стариком, Диоген увидел, как мальчик пил воду из горсти, и в расстройстве выбросил из сумы свою чашку, промолвив: «Мальчишка превзошёл меня в простоте жизни».

Он выбросил и миску, когда увидел другого мальчика, который, разбив свою плошку, ел чечевичную похлебку из куска выеденного хлеба.
***
Диоген просил подаяние у статуй, «чтобы приучить себя к отказам».
Когда Диоген просил у кого-нибудь взаймы денег, то говорил не «дайте мне денег», а «дайте мои деньги»
***
Рассказывают, что когда Александр Македонский пришёл в Аттику, то, разумеется, захотел познакомиться с прославленным «маргиналом» как и многие прочие.
Плутарх рассказывает, что Александр долго ждал, пока сам Диоген придет к нему выразить свое почтение, но философ преспокойно проводил время у себя.

Тогда Александр сам решил навестить его. Он нашёл Диогена в Крании (в гимнасии неподалёку от Коринфа), когда тот грелся на солнце.

Александр подошёл к нему и сказал: «Я - великий царь Александр». «А я, - ответил Диоген, - собака Диоген». «И за что тебя зовут собакой?»
«Кто бросит кусок - тому виляю, кто не бросит - облаиваю, кто злой человек - кусаю».
«А меня ты боишься?» - спросил Александр. «А что ты такое, - спросил Диоген, - зло или добро?»

«Добро», - сказал тот. «А кто же боится добра?» Наконец, Александр сказал: «Проси у меня чего хочешь». «Отойди, ты заслоняешь мне солнце», - сказал Диоген и продолжил греться.

На обратном пути, в ответ на шутки своих приятелей, которые потешались над философом, Александр якобы даже заметил: «Если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном».

По иронии судьбы Александр умер в один день с Диогеном 10 июня 323 года до н.э.
***
Когда афиняне готовились к войне с Филиппом Македонским и в городе царили суета и волнение, Диоген стал катать по улицам свою бочку, в которой жил.
На вопрос, для чего он так делает, Диоген отвечал: «Все заняты делом, я тоже».

Диоген говорил, что грамматики изучают бедствия Одиссея и не ведают своих собственных; музыканты ладят струны на лире и не могут сладить с собственным нравом; математики следят за солнцем и луной, а не видят того, что у них под ногами; риторы учат правильно говорить и не учат правильно поступать; наконец, скряги ругают деньги, а сами любят их больше всего.

Фонарь Диогена, с которым он бродил среди бела дня по людным местам со словами «Ищу Человека», стал хрестоматийным примером ещё в античности.
***
Однажды, помывшись, Диоген выходил из бани, а навстречу ему шли знакомые, которые только собирались мыться. «Диоген, - спросили они мимоходом, - как там, полно народу?».

«Полно», - кивнул Диоген. Тут же ему встретились другие знакомые, которые тоже собирались мыться и тоже поинтересовались: «Привет, Диоген, что, много людей моется?».
«Людей - почти никого», - покачал головой Диоген.

Возвращаясь как-то раз из Олимпии, на вопрос, много ли там было народу, он ответил: «Народу много, а людей совсем мало».
А однажды он вышел на площадь и закричал: «Эй, люди, люди!»; но когда сбежался народ, напустился на него с палкой, приговаривая: «Я звал людей, а не мерзавцев».

Диоген то и дело занимался рукоблудием у всех на виду; когда афиняне по этому поводу замечали, мол, «Диоген, всё понятно, у нас демократия и можно делать что хочешь, но не перегибаешь ли палку?», он отвечал: «Вот бы и голод можно было унять, потирая живот».

Когда Платон дал определение, имевшее большой успех: «Человек есть животное о двух ногах, лишённое перьев», Диоген ощипал петуха и принёс к нему в школу, объявив: «Вот платоновский человек!»
На что Платон к своему определению вынужден был добавить «…и с плоскими ногтями».
***
Однажды Диоген пришёл на лекцию к Анаксимену Лампсакскому, сел в задних рядах, достал из мешка рыбу и поднял над головой. Сначала обернулся один слушатель и стал смотреть на рыбу, потом другой, потом почти все.

Анаксимен возмутился: «Ты сорвал мне лекцию!» «Но что стоит лекция, - сказал Диоген, - если какая-то солёная рыбка опрокинула твои рассуждения?»

На вопрос, какое вино ему пить вкуснее, он ответил: «Чужое».
Однажды кто-то привёл его в роскошное жилище и заметил: «Видишь, как здесь чисто, смотри не плюнь куда-нибудь, с тебя станется».
Диоген осмотрелся и плюнул ему в лицо, заявив: «А куда же плеваться, если нет места хуже».

Когда кто-то читал длинное сочинение и уже показалось неисписанное место в конце свитка, Диоген воскликнул: «Мужайтесь, други: виден берег!»

К надписи одного новобрачного, написавшего на своём доме: «Зевесов сын, Геракл победоносный, здесь обитает, да не внидет зло!» Диоген приписал: «Сперва война, потом союз»
***
Афоризмы Диогена:

Обращайся с вельможами, как с огнём; не стой ни очень близко, ни слишком далеко от них.

Смерть - не зло, ибо в ней нет бесчестья.

Философия даёт готовность ко всякому повороту судьбы.

Я - гражданин мира.

Если в жизни нет удовольствия, то должен быть хоть какой-нибудь смысл.

Конечная цель - это благоразумный выбор того, что соответствует природе

Однажды Диогена спросили:
- Почему люди охотно подают милостыню калекам и нищим, а мудрецам отказывают?

Философ ответил:
- Эти люди боятся стать калеками и нищими, но хорошо знают, что мудрецами им не стать никогда.
***
Диогена спросили, почему он не любит людей - ни плохих, ни хороших. Философ ответил:
- Плохих - за то, что творят зло, хороших - за то, что позволяют им это делать.

Однажды афинянин смеялся над ним в таких словах: «Почему ты, когда хвалишь лакедемонян и порицаешь афинян, не отправляешься в Спарту?» – «Врачи обыкновенно посещают больных, а не здоровых»

Увидев судачивших женщин, Диоген сказал: «Одна гадюка у другой берет яд взаймы»

Диоген, чтобы показать, что он не считает афинян достойными называться людьми, средь бела дня зажег фонарь и стал ходить по самым людным улицам города.
- Что ты делаешь?- спрашивали его.
- Ищу человека,- отвечал Диоген

Протягивая руку друзьям, не надо сжимать пальцы в кулак.

Поучать старца – что лечить мертвеца

Увидев прихорашивающуюся старуху, Диоген сказал: «Если для живых – ты опоздала, если для мертвых – поторопись»

Бедность сама пролагает путь к философии. То, в чем философия пытается убедить на словах, бедность вынуждает осуществлять на деле.

Злословец есть самый лютый из диких зверей, а льстец - самый опасный из ручных животных.

Когда философ Диоген нуждался в деньгах, он не говорил, что одолжит их у друзей; он говорил, что попросит друзей возвратить ему долг.

Философия и медицина сделали человека самым разумным из животных, гадание и астрология - самым безумным, суеверие и деспотизм - самым несчастным.
Некий софист спросил Диогена: «Я – это не ты, верно?» – «Верно», – сказал Диоген. «Я – человек». – «И это верно», – сказал Диоген. «Следовательно, ты – не человек». –
«А вот это, – сказал Диоген, – ложь, и если ты хочешь, чтобы родилась истина, начни рассуждение с меня»

Как-то на одном ужине всем наскучил своей плохой игрой арфист. Но Диоген похвалил его:
- Молодец, что, будучи плохим музыкантом, все же продолжает играть, а не идет воровать.

Однажды Диоген на городской площади начал читать философскую лекцию.
Его никто не слушал. Тогда Диоген заверещал по-птичьи, и вокруг собралась сотня зевак.
- Вот, афиняне, цена вашего ума,- сказал им Диоген.-Когда я говорил вам умные вещи, никто не обращал на меня внимания, а когда защебетал, как неразумная птица, вы слушаете меня разинув рот.
(http://affinity4you.ru/post129713413/)

Кинизм- самое контркультурное направление в античной философии. Одним из его выводов стало убеждение в том, что основные потребности человека - животные.
Образ жизни вне цивилизационного комфорта - бочка, в которой жил Диоген. Свободен лишь тот, кто свободен от наибольшего числа потребностей.
Путь, ведущий к добродетели - аскеза. Удовольствия расслабляют душу и тело, мешают свободе.
Киник - вне государства, его отечество - весь мир.
Когда Александр Македонский обратился к Диогену со словами: "Проси, чего хочешь", мудрец ответил великому полководцу: "Уйди, не заслоняй мне солнца!!!".
Перед лицом могущественнейшего монарха Диогену была достаточна натуральнейшая вещь, солнце, и этим он подчеркивал суетность любой власти...
Ведь счастье приходит изнутри и никогда извне.)
***
Как поёт Елена Максимова: "Счастье внутри! Его искать не надо..."

Счастья, РАдости и Любви, Друзья!_()_


Top