Для посещения театра собрались 93 школьника. Правила посещения

Если вы собрались в театр, то, прежде всего, подумайте об одежде. Одежда, предназначенная для похода в театр, должна отличаться от повседневной, а, кроме того, желательно заранее согласовать форму одежды с друзьями, чтобы гармонично дополнять друг друга.

В театр нужно приходить заранее, чтобы успеть раздеться, сдать верхнюю одежду в гардероб, окинуть себя взглядом у зеркала или, если требуется что-то поправить, привести себя в порядок в туалетной комнате.

Первой в театр входит дама, причем кавалер открывает перед ней дверь. Кавалер держит билеты в руке с тем, чтобы предъявить их контролеру, и пропускает даму в фойе перед собой.

В гардеробе кавалер помогает спутнице снять пальто, и только потом раздевается сам. Сдав верхнюю одежду в гардероб, номерки оставляет у себя. Бестактно разглядывать себя в зеркалах, прогуливаясь по фойе театра во время антракта, а также заниматься своим туалетом в зрительном зале.

Предлагать даме сладости и прохладительные напитки входит в обязанности кавалера. Однако едят и пьют в буфете, а не в фойе. Также перед спектаклем кавалер должен купить даме программу. При этом не нужно уточнять, нужна она ей или нет. И программа, и бинокль у каждого должны быть свои, чтобы не мешать соседу, одалживая все это у него.

В партере, амфитеатре, бельэтаже нужно занимать свои места не позже третьего звонка. Если ваши места в середине ряда, то нужно сесть заранее, чтобы потом не беспокоить зрителей, уже сидящих с края. Если ваши места расположены с края, то, можно чуть-чуть задержаться, чтобы потом не вставать много раз, пропуская сидящих в середине.

В театре не принято садится на чужое место, так как, во-первых, вы доставляете беспокойство тем людям, которые вынуждены будут выяснять с вами отношения, во-вторых, вам самим будет неловко, когда вас, на глазах всего зала, будут «прогонять».

Если же вы сами обнаружили, что ваши места заняты – предъявите свои билеты и учтиво попросите освободить ваши места. Если же произошла ошибка и на одно место были выписаны два билета, то обращаются к капельдинеру или другому служащему театра, который обязан решить эту проблему.

Не принято входить в зрительный зал до окончания первого акта. Если вы все-таки вошли, то можно сесть только на крайние места, если они свободны. Можно просто стоять у входа до конца акта, если при этом вы никому не мешаете. Пробираться на свои места в середине действия недопустимо.

Во время действия нельзя мешать окружающим, громко разговаривать. Нельзя высказывать свои замечания вслух во время действия, ни к кому конкретно не обращаясь. Смех, аплодисменты уместны, как реакция на смешные реплики или ситуации в комедийных спектаклях.

Не разглядывайте в бинокль других зрителей. Не кладите вещи (сумки, программки, бинокли) на барьер балкона, они могут упасть на зрителей, сидящих в партере. Не используйте программки вместо веера. В ходе представления неприлично щелкать замком сумки, разворачивать обертку конфет и т. д.

Неприлично во время спектакля постоянно спрашивать у соседа фамилии актеров, находящихся на сцене, или просить программу. Звонки во время спектакля отвлекают от представления не только зрителей, но и актеров. Отключите сотовый телефон!

Обмен впечатлениями об исполнении номеров концерта отложите до антракта или до аплодисментов, во время которых вы сможете в нескольких словах обменяться мнениями с собеседниками. Даже если спектакль неудачен, громкие негативные суждения на этот счет – дурной тон.

Недопустимо покидать зрительный зал во время спектакля. Уйти можно во время антракта. Свое мнение о чьем-либо туалете, о выдающейся особе, присутствующей в театре, об артистах также принято высказывать в антракте приглушенным тоном.

Награда актерам – аплодисменты зрителей , поэтому если вам нравится – не скрывайте своих эмоций. Аплодисменты – выражение признательности зрителей за доставленное удовольствие. Свист, крики, топанье ногами недопустимы в театре.

Аплодировать принято:

  • после поднятия занавеса;
  • перед началом оперы или балета;
  • при появлении дирижера за пультом;
  • при выходе на сцену известного актера или певца;
  • после некоторых известных реплик, больших монологов в классических пьесах;
  • после трудных арий или блестящего исполнения сложных;
  • мест в опере или балете;
  • после окончания каждого акта, всей пьесы, каждого концертного номера.

Если спектакль оставил вас равнодушным, просто поблагодарите артистов за работу аплодисментами. Если спектакль понравился – восторг можно выразить долгими аплодисментами и вызовом артистов на сцену. Если исполнение особенно понравилось, можно попросить артиста исполнить «на бис» то или иное произведение. Делается это при помощи длительных аплодисментов, выкриков: «Браво!», «Бис!».

«Бис!» кричат только после тех спектаклей, где можно повторить арию или танец. В драматическом театре вряд ли уместно просить актера сыграть понравившийся вам отрывок из пьесы.

Один из способов выразить восхищение мастерством актера – преподнести цветы по окончании спектакля. В такой букет, как правило, вкладывается открытка с поздравлениями или визитка дарящего. Букет отдается работнику театра, который, согласно пожеланиям, либо вручает букет на сцене, либо ставит его в гримерной артиста. Посылать анонимные букеты всегда считается неприличным.

Не следует торопиться в гардероб до тех пор, пока не закончилось действие, и актеры не вышли поклониться. Обязательно поблагодарите актеров за их искусство и дождитесь, когда закроется занавес. Только после этого вы можете спокойно отправиться в гардероб. Чтобы не тратить время на стояние в очереди, можно переждать толчею в фойе, обсуждая увиденное. Если в силу каких-либо обстоятельств нужно раньше уйти из театра, то последний акт смотрят на балконе, затем, никого не потревожив, уходят.

После спектакля кавалер обязан проводить даму домой.

Но посещение театра требуют от посетителя знания и соблюдения особых правил этикета. Прежде всего, это касается одежды.

Собираясь в театр , лучше всего надеть костюм спокойных тонов и классического покроя. Другими словами, одеться нужно так, что не привлекать к себе особенного внимания окружающих, которые пришли в театр для того, чтобы увидеть спектакль, а не ваш супёрмодный и оригинальный наряд. Дополнить строгое по покрою платье или костюм женщины могут скромными украшениями. Мужчине следует облачиться в темный костюм. В холодное время важно не забыть взять с собой сменную обувь.

Правила этикета предписывают сидящим в ложах и в первых рядах партера мужчинам надевать выходной костюм, а женщинам — вечерние платья. При этом правила хорошего тона гласят о том, что на премьерный показ спектакля можно надеть праздничный наряд, а для посещения и просмотра будничной театральной постановки подойдет и тот, в котором вы обычно ходите на работу (если такой наряд не слишком кричащий и вызывающий).

Опаздывать к началу спектакля считается недопустимым. Однако если по каким-либо причинам вам пришлось опоздать, то не нужно беспокоить других зрителей и, наступая тем на ноги, направляться к своему месту. Необходимо подождать окончания акта или части спектакля или музыкального произведения и уже в антракте пройти к своим местам. Идти вдоль ряда нужно, повернувшись лицом к другим зрителям. При этом следует извиниться перед ними за причиняемое беспокойство.

Так же как и при посещении ресторана, мужчина должен сопровождать даму, указывая путь к местам. В гардеробе мужчине следует сначала снять свой головной убор и верхнюю одежду, а затем помочь раздеться даме. Если в ресторане или кафе женщине разрешается правилами этикета оставаться, в шляпе, то в театре нужно снимать и ее, поскольку поля головного убора могут закрывать обзор сцены сидящим позади. После того как женщина сняла верхнюю одежду и шляпу, она может подойти к зеркалу, чтобы слегка поправить прическу или посмотреть, все ли в порядке с ее внешним видом. Наносить макияж, красить губы или одергивать подол платья в помещении гардеробной недопустимо. Все это нужно делать в дамской комнате. В то время пока женщина осматривает себя в зеркале, ее спутник должен терпеливо ждать в стороне. При этом ему не стоит углубляться в чтение телефона или планшета, что считается дурным тоном. Единственное, что он может себе позволить,— это приобрести программку спектакля или концерта и прочесть ее.

В том случае если места находятся в ярусе , то мужчина при подъеме должен идти на полшага впереди своей спутницы, а при спуске — на полшага позади. В партере первым проходит к своему месту мужчина, за ним — женщина. Если спектакль или концерт решили посетить четверо знакомых людей, две женщины и двое мужчин, то сначала место занимает один из мужчин, затем садятся женщины, далее — второй мужчина. При этом дамам можно сесть так, чтобы не оказаться рядом со своим супругом. Выбирая место для себя, истинный кавалер оставит лучшее и более удобное своей даме. Так, например, если одно из двух назначенных мест находится у прохода, то мужчина должен занять именно его.

В том случае если в театр или на концерт пришла группа знакомых людей, то первой должна занять место в ряду женщина, затем — мужчина, далее — вновь женщина и т. д. Последним свое место занимает тот, кто всех пригласил (исключение составляют женщины).

Признаком дурного тона и невежеством считается подпевание, похлопывание рукой или притоптывание ногой в такт музыке, обсуждение постановки, происходящее во время продолжения спектакля. Нельзя также разговаривать с соседями. И уж тем более непозволительно в это время что-либо есть, шуршать фантиками от конфет или фольгой от шоколада и т. п. В том случае, если вас мучает кашель или насморк, не нужно кашлять или высмаркиваться прямо в зале. Следует тихо извиниться перед. соседями и покинуть зал. Так же нужно сделать, если вы пришли на спектакль с ребенком, который, не заинтересовавшись просмотром постановки, нашел для себя другое занятие.

Перекусить во время антракта можно в буфете. При этом в буфет может отправиться один только мужчина, дама же (или остальные знакомые, посетившие театр) может остаться на своем месте. Однако не стоит забывать, что антракт длится 15 - 20 минут.

Наиболее грубой ошибкой и серьезным нарушением норм театрального этикета считается уход из зрительного зала во время продолжения или за несколько минут до окончания спектакля. Вежливый человек и благодарный зритель непременно дождется той минуты, когда он сможет бурными аплодисментами поблагодарить актеров или музыкантов за игру.

Для аплодисментов также существуют свои правила.

Так, аплодировать принято:

— в театре: после завершения последнего акта пьесы; после завершения особенно удачно сыгранной актерами арии или сцены; во время появления на сцене популярного или обладающего выдающимися талантами актера;

— на концерте: во время выхода дирижера и солистов; после завершения исполнения произведения (песни) солистом.

Не нужно аплодировать:

— во время исполнения или игры актеров;

— во время паузы, предусмотренной между отдельными частями музыкального, камерного или симфонического, произведения.

Если в театре присутствовали двое, мужчина и женщина, то первым после завершения спектакля или выступления со своего места встает мужчина. Так же первым поднимается с места и мужчина, сидящий последним в ряду, если в театр или на концерт пришла группа знакомых друг другу людей. Поднявшийся с места мужчина должен встать в проходе и подождать, когда встанет и выйдет дама. Из зала первой выходит женщина. Исключение составляют лишь случаи, когда вокруг так много народа, что женщине трудно самостоятельно пробраться через толпу к выходу.

Правила посещения Челябинского государственного академического театра оперы и балета им. М.И. Глинки

Правила разработаны в соответствии с Положением о театре в Российской Федерации (в редакции
Постановления Правительства РФ от 23.12.2002г. № 919)

Уважаемые зрители,
если вы собираетесь посетить наш театр, обратите внимание на ряд правил, которые необходимо соблюдать, чтобы проведенный вечер оставил самые приятные впечатления.

1. Прием зрителей на мероприятия, проводимые театром (спектакли, концерты, театрализованные представления и т.д.) осуществляется по театральным билетам.
– Дети в возрасте до 3-х лет имеют права посещения спектаклей бесплатно, однако сопровождающий ребенка обязан приобрести билет. Взрослые и сопровождающие несут ответственность за безопасное пребывание детей на лестнице и балконах;

2. Необходимо учитывать возрастные рекомендации к репертуарным спектаклям театра. Зритель может получить предварительные сведения о спектакле, постановочной группе, кратком содержании и возрастном цензе (дошкольный, младший или средний школьный возраст, для взрослых).

3. Вход зрителей в театр начинается за один час до спектакля. Приходить на спектакль необходимо заранее, чтобы успеть раздеться, привести себя в порядок и найти свое место в зрительном зале.

4. Вход в зрительный зал только после первого звонка, после третьего звонка вход в зрительный зал через центральные двери запрещен. Необходимо занять место, предложенное администратором, а в антракте пересесть на место, указанное в билете.

5. В дни приема зрителей в театре организуется дежурство следующих работников театра: руководителей, администраторов или назначенных по распоряжению директора лиц, которые полномочны решать все возникающие вопросы.

УВАЖАЕМЫЕ ЗРИТЕЛИ, ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ:

– Верхняя одежда и головные уборы сдаются в гардероб.
– Театр не посещают в спортивной и рабочей одежде.
– В зрительный зал нельзя входить с едой и напитками.
– Во время нахождения в театре зрители обязаны бережно относиться к имуществу театра, соблюдать общественный порядок и правила пожарной безопасности.
– Средства мобильной связи и охранной сигнализации на время спектакля необходимо отключить или перевести в бесшумный режим.
– Курение в театре запрещено, согласно ст. 6 ФЗ «Об ограничении курения табака» от 10.07.2001 г.
– В соответствии со ст. № 1270 п.1 ч.4 ГК РФ фото-, кино-, видео-, телесъемки, любые виды аудиозаписи спектаклей или фрагментов без специального разрешения администрации театра запрещены.
– В случае утери зрителем номерка придется возместить его стоимость – 300 рублей. Одежда выдается ему в последнюю очередь комиссией в составе: работник вневедомственной охраны – дежурный по театру и гардеробщик – с написанием заявления и составлением соответствующего акта.
– Если Вы не сумели воспользоваться купленными билетами, помните: театральный билет действителен до конца того театрального сезона, в котором он был куплен! На основании этого билета вы можете посетить любой репертуарный спектакль театра (за исключением гастрольных и премьерных спектаклей), разместившись на свободных местах.
– Администрация театра оставляет за собой право на замену одного спектакля (концерта) другим. В случае замены или отмены мероприятия, билеты могут быть возвращены в кассы театра до начала спектакля (концерта).

ПРАВИЛА ПОСЕЩЕНИЯ

Федерального государственного бюджетного учреждения культуры
«Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова»

1.1. Приобретая билет на спектакли Театра, зритель соглашается с данными Правилами и обязуется соблюдать данные Правила и общественный порядок в здании Театра.

1.2. Администрация Театра оставляет за собой право вносить изменения в актерский состав спектаклей Театра без предварительного уведомления. Изменения в актёрском составе не являются достаточным основанием для возврата билета.

1.3. В случае отказа зрителя от посещения спектакля зритель имеет право вернуть билет юридическому лицу, осуществившему продажу билета, и получить обратно при возврате:
- при обращении за десять и более дней до дня проведения спектакля - 100% стоимости билета;
- при обращении за 5 - 9 дней до дня проведения спектакля - 50% стоимости билета;
- при обращении за 3 - 4 дня до дня проведения спектакля - 30 % стоимости билета.

1.4. В случае отказа зрителя от посещения спектакля менее чем за 3 дня до дня проведения спектакля - стоимость билета зрителю не возвращается.

1.5. В случае отказа зрителя от посещения спектакля в связи с документально подтвержденными обстоятельствами, связанными с болезнью зрителя либо смертью лица, являвшегося членом его семьи или его близким родственником в соответствии с Семейным кодексом РФ, возврат билета осуществляется в соответствии с правилами и условиями, установленными Правительством РФ.

1.6. В соответствии с п. 2. ст. 1. Федерального закона от 18.07.2019 N 193-ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ «Основы законодательства РФ о культуре» билеты, купленные в рамках специальных программ, утверждаемых Театром в виде Приложений к данным Правилам, возврату и обмену не подлежат.

1.7. При отмене, замене или переносе спектакля зритель имеет право получить назад полную стоимость билета. В случае отмены спектакля возврат билетов производится в кассе Театра в течение 10 календарных дней. В случаем замены или переноса спектакля - возврат билетов возможен только до начала замененного или перенесенного спектакля. Сервисный сбор, взимаемый распространителями и билетными агентствами, и/или иные денежные средства, уплаченные зрителем сверх установленной Театром цены билета, Театром не возмещается.

1.8. Зритель обязан бережно относиться к имуществу Театра, а в случае причинения Театру материального ущерба - возместить его в полном объеме, в соответствии с законодательством РФ. В случае утраты зрителем номерного жетона (номерка), подтверждающего сдачу вещей на хранение в гардероб Театра, со зрителя взыскивается стоимость утраченного номерка в полном размере.

1.9. В целях соблюдения личной безопасности зрителей, а также для комфортного и приятного просмотра спектакля в помещения театра запрещено проносить следующие предметы:
оружие, огнеопасные, взрывчатые, ядовитые, пахучие и радиоактивные вещества, колющие и режущие предметы, пиротехнические устройства, лазерные фонарики, наркотические вещества, алкогольную продукцию.

При входе в театр каждый зритель должен пройти специальный контроль, оборудованный стационарными и ручными металлоискателями, с целью выявления запрещенных к проносу в здание предметов, и по требованию сотрудников службы охраны Театра сдать на хранение колюще-режущие предметы, оружие, средства самообороны, а так же средства аудио- и видеозаписи. В случае нежелания зрителя пройти контроль, администрация Театра имеет право отказать ему в посещении Театра.

1.10. Не разрешается входить в верхней одежде и вносить ее в зрительный зал, а также проносить в зрительный зал большие сумки, портфели, чемоданы, фотоаппараты, видеокамеры, плееры, магнитофоны, другие средства аудио- и видеозаписи, еду и напитки.

1.11. Спектакли являются интеллектуальной собственностью Театра и постановщиков. В целях обеспечения охраны авторских прав зрителям запрещается производить видео-, кино-, фотосъемку и аудиозапись спектакля без письменного разрешения администрации Театра.

1.12. Во время спектакля запрещается использовать средства радиотелефонной связи и пейджеры, звуковые сигналы которых на время спектакля должны быть отключены.

1.13. Вход в зрительный зал после начала спектакля воспрещен. Опоздавшие зрители могут досмотреть первый акт со свободных мест (при наличии таковых) на бельэтаже и балконе и занять места, указанные в билете, во время антракта.

1.14. Билет не подлежит обмену или возврату в случае опоздания зрителя к началу спектакля.


Top