Художник сергей иванович маркин. Маркин, сергей иванович

Мельнично-макаронной фабрики № 1 (бывшая «Товарищество Динг») Ивана Петровича и Веры Сергеевны .

Детство провёл в Московском районе Благуша .

Образование

В 1911-1916 годах С. И. Маркин начал получать художественное образование в воскресных классах Императорского Строгановского Центрального художественно-промышленного училища .

  • В 1916-1918 годах учился в Строгановском центральном художественно-промышленном училище (СЦХПУ).
  • В 1918-1920 годах - в Первых Государственных свободных художественных мастерских (ГСХМ) у Ф. Ф. Федоровского .

C 1920 года он стал студентом основного отделения ВХУТЕМАСа :

  • 1 курс - педагог Н. А. Удальцовой
  • 2 курс - педагог А. А. Осмёркина .

Дебютные работы Сергея Маркина сулили ему большой успех. Выставочное бюро НКП со стен ВХУТЕМАСа отобрало его рисунки и ещё 10 художников для музеев .

Работа и творчество


Сергей Маркин вошёл в плеяду молодых художников лирико-романтической ориентации, начинавших на рубеже 1920-1930-х годов, и «забытых» на полвека по идеологическим соображениям. В 1929 году в изобразительном искусстве СССР произошёл «Великий перелом» - прошли последние выставки всех зарегистрированных обществ. После этого началась «культурная революция», где цензоры просеивали враждебные мелкобуржуазные художественные течения. Этих художников объединял нравственный максимализм, поэтому начало их творческих биографий оказалось звездным мгновением .

В 1929-1932 годах С. И. Маркин работал художником-декоратором в ТРАМе , где он расширял пространственно-временные границы воображения на сценах спектаклей.
С. И. Маркин работал в Московской организация Союза советских художников (МОССХ), где принимал участие в организации выставок. В 1932 году по его инициативе была организована выставка художников не вступивших в профессиональные общества . После этого началась эпоха соцреализма , в которую выпускники Вхутемаса 1925-1935 годов уже мало вписывались со своей эстетикой . Они ярко начали, но затем сгинули в лагерях, на войне или, в лучшем случае, оказывались «не у дел» .

Про Сергея Маркина него говорили, что он был с буйным нравом, похожий на Маяковского и заряженный им. Популярнейший в МОССХЕ, острый на язык правдолюбец, словом и делом сражавшийся за справедливость. В спорах ему не было равных .

Цвета и гармонию его картин высоко ценил C. Б. Никритин , который отмечал :

В целом, наследие мастеров «плеяды» довоенных советских художников отличает не экзотичность более поздних специфически советских сюжетов, а подлинное художественное качество: прихотливый колорит и экспрессия живописи, мастерство рисунка, острота композиции. А еще - стремление к диалогу с каждым зрителем в отдельности, соразмерность эмоций, возникающих по обе стороны холста, картона или листа бумаги .

Война


После возвращения из командировки с Северного Кавказа с июля по октябрь 1941 года Сергей Иванович Маркин работал по художественной маскировке Кремля и центра Москвы.

18 октября 1941 года C. И. Маркин во время битвы за Москву ушёл добровольцем в ополчение . Куйбышевским районным военкоматом был направлен в Йошкар-Олу на радиокурсы телеграфной роты.

В январе 1942 года он прибыл на подмосковный фронт в отдельный батальон связи . 7 января 1942 года бригада вошла в состав 20 армии Западного фронта под командованием Власова . 49-я отдельная стрелковая бригада полковника Н. Н. Якимова , прибыла с Урала и заняла оборону между 18-й стрелковой и 9-й гвардейской стрелковой дивизиями.

17 января 1942 года С. И. Маркин написал последнее письмо родителям, где указал свой новый адрес - «Полевая почта № 1607» .

В Краткой справке о боевой деятельности 49 отдельной стрелковой бригады написано:

Упорными боями части бригады 21 января овладели Красный сад и 23 января - Рупинка и Тупицыно. Не давая противнику возможности остановиться, бригада в ночь на 24 января овладела - Егорьевское . … Многократные атаки Васильевское частями бригады с 23 по 26 января успеха не имели.
  • В январе: убито - 217, ранено - 936.
  • В феврале: убито - 13, ранено - 63.

Сергей Иванович Маркин был тяжело ранен и скончался от ран в феврале 1942 года в полевом госпитале № 111 у деревни Середа (которую освободили 19 января) .
Был похоронен в братской могиле у деревни Середа (Московская область) .

Семья

Мы познакомились, когда он готовился к диплому. Слышу как-то скандал, выглядываю: на окне лестничной площадки 3-го этажа устроился парнишка с красками. Дворник Василий кричит: «Убирайся!» а тот: «Я пишу». «Знаем мы таких, вчера чердак обворовали». Я успокоила Василия, сказав, что это мой знакомый…

Кумир Сергея - Маяковский. Начал меня водить в Политехнический, потом к Мейерхольду, в музей к его любимым французским художникам. Прежде всего к танцующим мальчикам Матисса . Потом Пикассо , Ренуар , Мане , Гоген и снова Матисс. У картин не разговаривал. Иногда: «вот видишь», «нравится»?

  • Дочь - Светлана (1936 г.р.).

Адреса связанные с С. И. Маркиным

  • Измайлово (район Москвы) или Благуша - здесь С. И. Маркин провёл детство, там у родителей была его художественная мастерская.
  • Москва, Лобковский переулок , дом 1 - знаменитый дом на Чистых прудах откуда С. И. Маркин писал прославившие его исторические виды Москвы.

Выставки

Членство в организациях

  • 1928-1930 «Общество РОСТ»
  • Московская организация Союза советских художников (МОССХ)
  • Творческое объединение «Всекохудожник »
  • Творческое объединение «Московское товарищество художников»

Память

  • Имя «Маркин Сергей » выбито на мемориальной доске установленной в Московском Доме художника .
  • Картина С. И. Маркина в 2015 году была изображена на обложке книги Эфраима Севела «Почему нет рая на земле» .
  • Картины С. И. Маркина экспонируются в городах и музеях:
    • Москва → Государственная Третьяковская галерея
    • Вологда → Вологодская областная картинная галерея
    • Донецк → Сталинская картинная галерея (Донецкий областной художественный музей). «Дорога в Макеевку» Коллекция пострадала во время войны.
    • Орёл → Орловский музей изобразительных искусств
    • Стаханов → Стахановский историко-художественный музей
    • Тбилиси → Государственный музей искусств Грузии
    • Чебоксары → Чувашский государственный художественный музей

Произведения

Год Название Техника В. см Ш. см Галерея
1919 Пейзаж московской окраины холст, масло 33 42,4 Частное собрание.
1920-е Портрет брата Михаила (ошибочно: Автопортрет) холст, масло
1925 Автопортрет холст, масло 44 38 ГТГ: ЖС-1499, П.48985 .
1926 В общежитии холст, масло
1928 В гамаке холст, масло
1929 Пейзаж московской окраины холст, масло 33 40,5
1929 Цветущий сад холст, масло 80 105,5
1929 Ткач (фрагмент «Красная гвардия») клеенка, масло 45 38 ГТГ : ЖС-1500, П.48986
1930-е Рисунок вида на Крымский мост бумага, карандаш Набросок.
1930-е Кавалерийская атака холст, масло
1930-е Перетягивание каната холст, масло
1932 Окно на Чистые пруды холст, масло 100 81
1932 Красная гвардия холст, масло
1932 Чистопрудный бульвар зимой холст, масло 73 57 ГТГ: ЖС-1450, П.48987
1933 Катание с горки в Измайлово (Благуша) холст, масло
1933 Цирк холст, масло
1933 Пионерский рапорт (Клятва пионеров) холст, масло
1935 Красногвардейцы у Кремля холст, масло 56,5 111,5 ГТГ: ЖС-4790, КП-5661
1936 Дорога на Макеевку холст, масло ДОХМ
1936 Пейзаж с домиком холст, масло 67 90 ГТГ: ЖС-4791, КП-5660
1936 Сад холст, масло 68,5 89 ГТГ: ЖС-4792, КП-5659
1936 Цветущие яблони холст, масло 70 95
1939 Вид на Крымский мост картон, масло
1940 Красноармейцы у Покровских ворот холст, масло 80 65 ВОКГ ,
1940 Ночной вид на Большой каменный мост картон, масло
1940 Ночной вид на Большой москворецкий мост картон, масло
Вид на Кремль картон, масло

См. также

  • Импрессионизм , Авангардизм

Напишите отзыв о статье "Маркин, Сергей Иванович"

Примечания

Отрывок, характеризующий Маркин, Сергей Иванович

– Le vicomte a ete personnellement connu de monseigneur, [Виконт был лично знаком с герцогом,] – шепнула Анна Павловна одному. – Le vicomte est un parfait conteur , – проговорила она другому. – Comme on voit l"homme de la bonne compagnie [Как сейчас виден человек хорошего общества], – сказала она третьему; и виконт был подан обществу в самом изящном и выгодном для него свете, как ростбиф на горячем блюде, посыпанный зеленью.
Виконт хотел уже начать свой рассказ и тонко улыбнулся.
– Переходите сюда, chere Helene, [милая Элен,] – сказала Анна Павловна красавице княжне, которая сидела поодаль, составляя центр другого кружка.
Княжна Элен улыбалась; она поднялась с тою же неизменяющеюся улыбкой вполне красивой женщины, с которою она вошла в гостиную. Слегка шумя своею белою бальною робой, убранною плющем и мохом, и блестя белизною плеч, глянцем волос и брильянтов, она прошла между расступившимися мужчинами и прямо, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно предоставляя каждому право любоваться красотою своего стана, полных плеч, очень открытой, по тогдашней моде, груди и спины, и как будто внося с собою блеск бала, подошла к Анне Павловне. Элен была так хороша, что не только не было в ней заметно и тени кокетства, но, напротив, ей как будто совестно было за свою несомненную и слишком сильно и победительно действующую красоту. Она как будто желала и не могла умалить действие своей красоты. Quelle belle personne! [Какая красавица!] – говорил каждый, кто ее видел.
Как будто пораженный чем то необычайным, виконт пожал плечами и о опустил глаза в то время, как она усаживалась перед ним и освещала и его всё тою же неизменною улыбкой.
– Madame, je crains pour mes moyens devant un pareil auditoire, [Я, право, опасаюсь за свои способности перед такой публикой,] сказал он, наклоняя с улыбкой голову.
Княжна облокотила свою открытую полную руку на столик и не нашла нужным что либо сказать. Она улыбаясь ждала. Во все время рассказа она сидела прямо, посматривая изредка то на свою полную красивую руку, которая от давления на стол изменила свою форму, то на еще более красивую грудь, на которой она поправляла брильянтовое ожерелье; поправляла несколько раз складки своего платья и, когда рассказ производил впечатление, оглядывалась на Анну Павловну и тотчас же принимала то самое выражение, которое было на лице фрейлины, и потом опять успокоивалась в сияющей улыбке. Вслед за Элен перешла и маленькая княгиня от чайного стола.
– Attendez moi, je vais prendre mon ouvrage, [Подождите, я возьму мою работу,] – проговорила она. – Voyons, a quoi pensez vous? – обратилась она к князю Ипполиту: – apportez moi mon ridicule. [О чем вы думаете? Принесите мой ридикюль.]
Княгиня, улыбаясь и говоря со всеми, вдруг произвела перестановку и, усевшись, весело оправилась.
– Теперь мне хорошо, – приговаривала она и, попросив начинать, принялась за работу.
Князь Ипполит перенес ей ридикюль, перешел за нею и, близко придвинув к ней кресло, сел подле нее.
Le charmant Hippolyte [Очаровательный Ипполит] поражал своим необыкновенным сходством с сестрою красавицей и еще более тем, что, несмотря на сходство, он был поразительно дурен собой. Черты его лица были те же, как и у сестры, но у той все освещалось жизнерадостною, самодовольною, молодою, неизменною улыбкой жизни и необычайною, античною красотой тела; у брата, напротив, то же лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную брюзгливость, а тело было худощаво и слабо. Глаза, нос, рот – все сжималось как будто в одну неопределенную и скучную гримасу, а руки и ноги всегда принимали неестественное положение.
– Ce n"est pas une histoire de revenants? [Это не история о привидениях?] – сказал он, усевшись подле княгини и торопливо пристроив к глазам свой лорнет, как будто без этого инструмента он не мог начать говорить.
– Mais non, mon cher, [Вовсе нет,] – пожимая плечами, сказал удивленный рассказчик.
– C"est que je deteste les histoires de revenants, [Дело в том, что я терпеть не могу историй о привидениях,] – сказал он таким тоном, что видно было, – он сказал эти слова, а потом уже понял, что они значили.
Из за самоуверенности, с которой он говорил, никто не мог понять, очень ли умно или очень глупо то, что он сказал. Он был в темнозеленом фраке, в панталонах цвета cuisse de nymphe effrayee, [бедра испуганной нимфы,] как он сам говорил, в чулках и башмаках.
Vicomte [Виконт] рассказал очень мило о том ходившем тогда анекдоте, что герцог Энгиенский тайно ездил в Париж для свидания с m lle George, [мадмуазель Жорж,] и что там он встретился с Бонапарте, пользовавшимся тоже милостями знаменитой актрисы, и что там, встретившись с герцогом, Наполеон случайно упал в тот обморок, которому он был подвержен, и находился во власти герцога, которой герцог не воспользовался, но что Бонапарте впоследствии за это то великодушие и отмстил смертью герцогу.
Рассказ был очень мил и интересен, особенно в том месте, где соперники вдруг узнают друг друга, и дамы, казалось, были в волнении.
– Charmant, [Очаровательно,] – сказала Анна Павловна, оглядываясь вопросительно на маленькую княгиню.
– Charmant, – прошептала маленькая княгиня, втыкая иголку в работу, как будто в знак того, что интерес и прелесть рассказа мешают ей продолжать работу.
Виконт оценил эту молчаливую похвалу и, благодарно улыбнувшись, стал продолжать; но в это время Анна Павловна, все поглядывавшая на страшного для нее молодого человека, заметила, что он что то слишком горячо и громко говорит с аббатом, и поспешила на помощь к опасному месту. Действительно, Пьеру удалось завязать с аббатом разговор о политическом равновесии, и аббат, видимо заинтересованный простодушной горячностью молодого человека, развивал перед ним свою любимую идею. Оба слишком оживленно и естественно слушали и говорили, и это то не понравилось Анне Павловне.
– Средство – Европейское равновесие и droit des gens [международное право], – говорил аббат. – Стоит одному могущественному государству, как Россия, прославленному за варварство, стать бескорыстно во главе союза, имеющего целью равновесие Европы, – и она спасет мир!
– Как же вы найдете такое равновесие? – начал было Пьер; но в это время подошла Анна Павловна и, строго взглянув на Пьера, спросила итальянца о том, как он переносит здешний климат. Лицо итальянца вдруг изменилось и приняло оскорбительно притворно сладкое выражение, которое, видимо, было привычно ему в разговоре с женщинами.
– Я так очарован прелестями ума и образования общества, в особенности женского, в которое я имел счастье быть принят, что не успел еще подумать о климате, – сказал он.
Не выпуская уже аббата и Пьера, Анна Павловна для удобства наблюдения присоединила их к общему кружку.

В это время в гостиную вошло новое лицо. Новое лицо это был молодой князь Андрей Болконский, муж маленькой княгини. Князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами. Всё в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою, оживленною женой. Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно. Из всех же прискучивших ему лиц, лицо его хорошенькой жены, казалось, больше всех ему надоело. С гримасой, портившею его красивое лицо, он отвернулся от нее. Он поцеловал руку Анны Павловны и, щурясь, оглядел всё общество.
Vous vous enrolez pour la guerre, mon prince? [Вы собираетесь на войну, князь?] – сказала Анна Павловна.
– Le general Koutouzoff, – сказал Болконский, ударяя на последнем слоге zoff , как француз, – a bien voulu de moi pour aide de camp… [Генералу Кутузову угодно меня к себе в адъютанты.]
– Et Lise, votre femme? [А Лиза, ваша жена?]
– Она поедет в деревню.
– Как вам не грех лишать нас вашей прелестной жены?
– Andre, [Андрей,] – сказала его жена, обращаясь к мужу тем же кокетливым тоном, каким она обращалась к посторонним, – какую историю нам рассказал виконт о m lle Жорж и Бонапарте!
Князь Андрей зажмурился и отвернулся. Пьер, со времени входа князя Андрея в гостиную не спускавший с него радостных, дружелюбных глаз, подошел к нему и взял его за руку. Князь Андрей, не оглядываясь, морщил лицо в гримасу, выражавшую досаду на того, кто трогает его за руку, но, увидав улыбающееся лицо Пьера, улыбнулся неожиданно доброй и приятной улыбкой.
– Вот как!… И ты в большом свете! – сказал он Пьеру.
– Я знал, что вы будете, – отвечал Пьер. – Я приеду к вам ужинать, – прибавил он тихо, чтобы не мешать виконту, который продолжал свой рассказ. – Можно?
– Нет, нельзя, – сказал князь Андрей смеясь, пожатием руки давая знать Пьеру, что этого не нужно спрашивать.
Он что то хотел сказать еще, но в это время поднялся князь Василий с дочерью, и два молодых человека встали, чтобы дать им дорогу.
– Вы меня извините, мой милый виконт, – сказал князь Василий французу, ласково притягивая его за рукав вниз к стулу, чтоб он не вставал. – Этот несчастный праздник у посланника лишает меня удовольствия и прерывает вас. Очень мне грустно покидать ваш восхитительный вечер, – сказал он Анне Павловне.
Дочь его, княжна Элен, слегка придерживая складки платья, пошла между стульев, и улыбка сияла еще светлее на ее прекрасном лице. Пьер смотрел почти испуганными, восторженными глазами на эту красавицу, когда она проходила мимо него.
– Очень хороша, – сказал князь Андрей.
– Очень, – сказал Пьер.
Проходя мимо, князь Василий схватил Пьера за руку и обратился к Анне Павловне.
– Образуйте мне этого медведя, – сказал он. – Вот он месяц живет у меня, и в первый раз я его вижу в свете. Ничто так не нужно молодому человеку, как общество умных женщин.

Анна Павловна улыбнулась и обещалась заняться Пьером, который, она знала, приходился родня по отцу князю Василью. Пожилая дама, сидевшая прежде с ma tante, торопливо встала и догнала князя Василья в передней. С лица ее исчезла вся прежняя притворность интереса. Доброе, исплаканное лицо ее выражало только беспокойство и страх.
– Что же вы мне скажете, князь, о моем Борисе? – сказала она, догоняя его в передней. (Она выговаривала имя Борис с особенным ударением на о). – Я не могу оставаться дольше в Петербурге. Скажите, какие известия я могу привезти моему бедному мальчику?
Несмотря на то, что князь Василий неохотно и почти неучтиво слушал пожилую даму и даже выказывал нетерпение, она ласково и трогательно улыбалась ему и, чтоб он не ушел, взяла его за руку.
– Что вам стоит сказать слово государю, и он прямо будет переведен в гвардию, – просила она.
– Поверьте, что я сделаю всё, что могу, княгиня, – отвечал князь Василий, – но мне трудно просить государя; я бы советовал вам обратиться к Румянцеву, через князя Голицына: это было бы умнее.
Пожилая дама носила имя княгини Друбецкой, одной из лучших фамилий России, но она была бедна, давно вышла из света и утратила прежние связи. Она приехала теперь, чтобы выхлопотать определение в гвардию своему единственному сыну. Только затем, чтоб увидеть князя Василия, она назвалась и приехала на вечер к Анне Павловне, только затем она слушала историю виконта. Она испугалась слов князя Василия; когда то красивое лицо ее выразило озлобление, но это продолжалось только минуту. Она опять улыбнулась и крепче схватила за руку князя Василия.
– Послушайте, князь, – сказала она, – я никогда не просила вас, никогда не буду просить, никогда не напоминала вам о дружбе моего отца к вам. Но теперь, я Богом заклинаю вас, сделайте это для моего сына, и я буду считать вас благодетелем, – торопливо прибавила она. – Нет, вы не сердитесь, а вы обещайте мне. Я просила Голицына, он отказал. Soyez le bon enfant que vous аvez ete, [Будьте добрым малым, как вы были,] – говорила она, стараясь улыбаться, тогда как в ее глазах были слезы.
– Папа, мы опоздаем, – сказала, повернув свою красивую голову на античных плечах, княжна Элен, ожидавшая у двери.
Но влияние в свете есть капитал, который надо беречь, чтоб он не исчез. Князь Василий знал это, и, раз сообразив, что ежели бы он стал просить за всех, кто его просит, то вскоре ему нельзя было бы просить за себя, он редко употреблял свое влияние. В деле княгини Друбецкой он почувствовал, однако, после ее нового призыва, что то вроде укора совести. Она напомнила ему правду: первыми шагами своими в службе он был обязан ее отцу. Кроме того, он видел по ее приемам, что она – одна из тех женщин, особенно матерей, которые, однажды взяв себе что нибудь в голову, не отстанут до тех пор, пока не исполнят их желания, а в противном случае готовы на ежедневные, ежеминутные приставания и даже на сцены. Это последнее соображение поколебало его.
– Chere Анна Михайловна, – сказал он с своею всегдашнею фамильярностью и скукой в голосе, – для меня почти невозможно сделать то, что вы хотите; но чтобы доказать вам, как я люблю вас и чту память покойного отца вашего, я сделаю невозможное: сын ваш будет переведен в гвардию, вот вам моя рука. Довольны вы?
– Милый мой, вы благодетель! Я иного и не ждала от вас; я знала, как вы добры.
Он хотел уйти.
– Постойте, два слова. Une fois passe aux gardes… [Раз он перейдет в гвардию…] – Она замялась: – Вы хороши с Михаилом Иларионовичем Кутузовым, рекомендуйте ему Бориса в адъютанты. Тогда бы я была покойна, и тогда бы уж…
Князь Василий улыбнулся.
– Этого не обещаю. Вы не знаете, как осаждают Кутузова с тех пор, как он назначен главнокомандующим. Он мне сам говорил, что все московские барыни сговорились отдать ему всех своих детей в адъютанты.
– Нет, обещайте, я не пущу вас, милый, благодетель мой…
– Папа! – опять тем же тоном повторила красавица, – мы опоздаем.
– Ну, au revoir, [до свиданья,] прощайте. Видите?
– Так завтра вы доложите государю?
– Непременно, а Кутузову не обещаю.
– Нет, обещайте, обещайте, Basile, [Василий,] – сказала вслед ему Анна Михайловна, с улыбкой молодой кокетки, которая когда то, должно быть, была ей свойственна, а теперь так не шла к ее истощенному лицу.
Она, видимо, забыла свои годы и пускала в ход, по привычке, все старинные женские средства. Но как только он вышел, лицо ее опять приняло то же холодное, притворное выражение, которое было на нем прежде. Она вернулась к кружку, в котором виконт продолжал рассказывать, и опять сделала вид, что слушает, дожидаясь времени уехать, так как дело ее было сделано.
– Но как вы находите всю эту последнюю комедию du sacre de Milan? [миланского помазания?] – сказала Анна Павловна. Et la nouvelle comedie des peuples de Genes et de Lucques, qui viennent presenter leurs voeux a M. Buonaparte assis sur un trone, et exaucant les voeux des nations! Adorable! Non, mais c"est a en devenir folle! On dirait, que le monde entier a perdu la tete. [И вот новая комедия: народы Генуи и Лукки изъявляют свои желания господину Бонапарте. И господин Бонапарте сидит на троне и исполняет желания народов. 0! это восхитительно! Нет, от этого можно с ума сойти. Подумаешь, что весь свет потерял голову.]
Князь Андрей усмехнулся, прямо глядя в лицо Анны Павловны.
– «Dieu me la donne, gare a qui la touche», – сказал он (слова Бонапарте, сказанные при возложении короны). – On dit qu"il a ete tres beau en prononcant ces paroles, [Бог мне дал корону. Беда тому, кто ее тронет. – Говорят, он был очень хорош, произнося эти слова,] – прибавил он и еще раз повторил эти слова по итальянски: «Dio mi la dona, guai a chi la tocca».
– J"espere enfin, – продолжала Анна Павловна, – que ca a ete la goutte d"eau qui fera deborder le verre. Les souverains ne peuvent plus supporter cet homme, qui menace tout. [Надеюсь, что это была, наконец, та капля, которая переполнит стакан. Государи не могут более терпеть этого человека, который угрожает всему.]
– Les souverains? Je ne parle pas de la Russie, – сказал виконт учтиво и безнадежно: – Les souverains, madame! Qu"ont ils fait pour Louis XVII, pour la reine, pour madame Elisabeth? Rien, – продолжал он одушевляясь. – Et croyez moi, ils subissent la punition pour leur trahison de la cause des Bourbons. Les souverains? Ils envoient des ambassadeurs complimenter l"usurpateur. [Государи! Я не говорю о России. Государи! Но что они сделали для Людовика XVII, для королевы, для Елизаветы? Ничего. И, поверьте мне, они несут наказание за свою измену делу Бурбонов. Государи! Они шлют послов приветствовать похитителя престола.]
И он, презрительно вздохнув, опять переменил положение. Князь Ипполит, долго смотревший в лорнет на виконта, вдруг при этих словах повернулся всем телом к маленькой княгине и, попросив у нее иголку, стал показывать ей, рисуя иголкой на столе, герб Конде. Он растолковывал ей этот герб с таким значительным видом, как будто княгиня просила его об этом.
– Baton de gueules, engrele de gueules d"azur – maison Conde, [Фраза, не переводимая буквально, так как состоит из условных геральдических терминов, не вполне точно употребленных. Общий смысл такой: Герб Конде представляет щит с красными и синими узкими зазубренными полосами,] – говорил он.
Княгиня, улыбаясь, слушала.
– Ежели еще год Бонапарте останется на престоле Франции, – продолжал виконт начатый разговор, с видом человека не слушающего других, но в деле, лучше всех ему известном, следящего только за ходом своих мыслей, – то дела пойдут слишком далеко. Интригой, насилием, изгнаниями, казнями общество, я разумею хорошее общество, французское, навсегда будет уничтожено, и тогда…
Он пожал плечами и развел руками. Пьер хотел было сказать что то: разговор интересовал его, но Анна Павловна, караулившая его, перебила.
– Император Александр, – сказала она с грустью, сопутствовавшей всегда ее речам об императорской фамилии, – объявил, что он предоставит самим французам выбрать образ правления. И я думаю, нет сомнения, что вся нация, освободившись от узурпатора, бросится в руки законного короля, – сказала Анна Павловна, стараясь быть любезной с эмигрантом и роялистом.
– Это сомнительно, – сказал князь Андрей. – Monsieur le vicomte [Господин виконт] совершенно справедливо полагает, что дела зашли уже слишком далеко. Я думаю, что трудно будет возвратиться к старому.
– Сколько я слышал, – краснея, опять вмешался в разговор Пьер, – почти всё дворянство перешло уже на сторону Бонапарта.
– Это говорят бонапартисты, – сказал виконт, не глядя на Пьера. – Теперь трудно узнать общественное мнение Франции.
– Bonaparte l"a dit, [Это сказал Бонапарт,] – сказал князь Андрей с усмешкой.

Сергей Иванович Маркин (1903-1942) - московский профессиональный художник, живописец и декоратор. Мастер городского пейзажа и сюжетных композиций передающих дух предвоенной эпохи. Входил в Плеяду художников 1920-1930-х годов. Работал в ТРАМе и МОССХ. Погиб под Москвой в первый год Великой Отечественной войны.

С. И. Маркин, по мнению историка и искусствоведа О. О. Ройтенберг (1923-2001), известен «умиротворённо-сосредоточенными» пейзажами. Она писала, что критики отмечали оригинальность его композиционного мышления и обострённое чувство времени.

Биография

Родился в Москве 5 (18) августа 1903 года в семье работника МСХ Моссельпрома Мельнично-макаронной фабрики № 1 (бывшая «Товарищество Динг») Ивана Петровича и Веры Сергеевны.

У него было 4 младших брата: Пётр, Николай (1907-1978), Михаил (1913-), Александр (1920-) и сестра Татьяна (1905-2000), жена В. С. Молодцова.

Детство провёл в Московском районе Благуша.

Образование

В 1911-1916 годах С. И. Маркин начал получать художественное образование в воскресных классах Императорского Строгановского Центрального художественно-промышленного училища.

  • В 1916-1918 годах учился в Строгановском центральном художественно-промышленном училище (СЦХПУ).
  • В 1918-1920 годах - в Первых Государственных свободных художественных мастерских (ГСХМ) у Ф. Ф. Федоровского.

C 1920 года он стал студентом основного отделения ВХУТЕМАСа:

  • 1 курс - педагог Н. А. Удальцовой
  • 2 курс - педагог А. А. Осмёркина.

Дебютные работы Сергея Маркина сулили ему большой успех. Выставочное бюро НКП со стен ВХУТЕМАСа отобрало его рисунки и ещё 10 художников для музеев.

Затем (до 1927 года) С. И. Маркин продолжил обучение во ВХУТЕИНе на станковом отделении живописного факультета, где его учителем был А. В. Шевченко.

Работа и творчество

Сергей Маркин вошёл в плеяду молодых художников лирико-романтической ориентации, начинавших на рубеже 1920-1930-х годов, и «забытых» на полвека по идеологическим соображениям. В 1929 году в изобразительном искусстве СССР произошёл «Великий перелом» - прошли последние выставки всех зарегистрированных обществ. После этого началась «культурная революция», где цензоры просеивали враждебные мелкобуржуазные художественные течения. Этих художников объединял нравственный максимализм, поэтому начало их творческих биографий оказалось звездным мгновением.

В 1929-1932 годах С. И. Маркин работал художником-декоратором в ТРАМе, где он расширял пространственно-временные границы воображения на сценах спектаклей.

С. И. Маркин работал в Московской организация Союза советских художников (МОССХ), где принимал участие в организации выставок. В 1932 году по его инициативе была организована выставка художников не вступивших в профессиональные общества. После этого началась эпоха соцреализма, в которую выпускники Вхутемаса 1925-1935 годов уже мало вписывались со своей эстетикой. Они ярко начали, но затем сгинули в лагерях, на войне или, в лучшем случае, оказывались «не у дел».

Про Сергея Маркина него говорили, что он был с буйным нравом, похожий на Маяковского и заряженный им. Популярнейший в МОССХЕ, острый на язык правдолюбец, словом и делом сражавшийся за справедливость. В спорах ему не было равных.

Цвета и гармонию его картин высоко ценил C. Б. Никритин, который отмечал:

В целом, наследие мастеров «плеяды» довоенных советских художников отличает не экзотичность более поздних специфически советских сюжетов, а подлинное художественное качество: прихотливый колорит и экспрессия живописи, мастерство рисунка, острота композиции. А ещё - стремление к диалогу с каждым зрителем в отдельности, соразмерность эмоций, возникающих по обе стороны холста, картона или листа бумаги.

Как на практике реализуются требования транспортной безопасности на объектах ОАО "РЖД"? Об этом участники конференции "Транспортная безопасность и технологии противодействия терроризму - 2016" узнают от руководства Департамента безопасности компании, представители которого выступят с докладом на мероприятии.

Вице-президент ОАО "РЖД" сообщил в исполнительную дирекцию Конференции, что для участия в мероприятии 2 сентября прибудут:

  • ОРЛОВСКИЙ Андрей Григорьевич, начальник Департамента безопасности ОАО "РЖД"
  • МАРКИН Сергей Иванович, заместитель начальника Департамента безопасности ОАО "РЖД"

В рамках секции №2 "Железнодорожный транспорт. Метрополитены" представители ОАО "РЖД" расскажут о проблемных вопросах действующего законодательства о транспортной безопасности с учетом практики его применения на объектах компании.

Напомним, вице-президент ОАО "РЖД" ФЕДОСЕЕВ Николай Владимирович является членомОрганизационного комитета V Всероссийской конференции «Транспортная безопасность и технологии противодействия терроризму-2016», в заседании которого 28 июля 2016 года в Минтрансе России принял личное участие.


Справка:

Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" входит в мировую тройку лидеров железнодорожных компаний.

Имущество компании было сформировано путем внесения в уставный капитал ОАО "РЖД" по балансовой стоимости активов 987 организаций федерального железнодорожного транспорта, принадлежащих государству.

Железнодорожный комплекс имеет особое стратегическое значение для России. Он является связующим звеном единой экономической системы, обеспечивает стабильную деятельность промышленных предприятий, своевременный подвоз жизненно важных грузов в самые отдаленные уголки страны, а также является самым доступным транспортом для миллионов граждан. Учредителем и единственным акционером ОАО "РЖД" является Российская Федерация. От имени Российской Федерации полномочия акционера осуществляет Правительство Российской Федерации.

Напомним, V Всероссийская конференция «Транспортная безопасность и технологии противодействия терроризму-2016» состоится 02 сентября 2016 года — в канун Дня солидарности в борьбе с терроризмом, в Москве.

Учитывая положительный опыт проведения предыдущих мероприятия 2014 и 2015 гг., Конференция пройдет в прежнем формате - с начала состоятся заседания , а во второй половине дня -пленарное заседание, что позволит участникам обсудить со своими коллегами конкретные отраслевые проблемы и подойти к пленарному заседанию уже с готовыми обобщенными и взвешенными предложениями в проект Решения Конференции.


















В условиях антикризисных мер особую актуальность приобретают современные, инновационные разработки и решения по обеспечению защищенности ОТИ и ТС от актов незаконного вмешательства.


Top