Нащокинский домик. Кукольный домик Нащокина: Как дорогая игрушка друга Пушкина стала бесценным историческим раритетом

Приехал по случаю юбилея московского Музея А. С.Пушкина (60 лет) из Петербурга.

Но о чем, собственно, речь? Можно сказать, что и об игрушке. Принадлежавшей приятелю Пушкина Павлу Нащокину.

Ну так вот: в какой-то момент (благополучный в финансовом отношении, что с Павлом Воиновичем случалось не всегда) другу Пушкина пришла в голову странная прихоть: сделать копию своего дома, со всей мебелью и прочим, что в нем было, размером в одну седьмую величины. И представьте, действительно заказывал всю обстановку — да не внешние копии, а вполне функциональные предметы. Только крошечные.

Рояль, кстати, тоже был настоящий — по свидетельству кого-то из современников, супруга Нащокина даже играла на нем — с помощью вязальных спиц.

Для домика были исполнены миниатюрные копии картин. А также все, что требовалось для бильярда (интересно, пробовали ли на нем играть?).

Изготовлена в миниатюрах была и вся домашняя утварь. (Из письма Пушкина Наталье Николаевне, о посещении Нащокина: «Дом его (помнишь?) отделывается; что за подсвечники, что за сервиз! Он заказал фортепьяно, на котором играть можно будет пауку…»)

А вот вам и сам Пушкин в гостях у хозяина — явно читает что-то из новенького.

С этой фигурки впоследствии сделали копию на Императорском фарфоровом заводе.

Домик приобрел в тогдашней Москве немалую популярность, на него специально ездили смотреть. Но как же дальше сложилась его судьба?

Увы-увы. Легкомысленный владелец, в очередной раз проигравшись, домик заложил — да так и не выкупил. Любопытная игрушка переходила от одного антиквара к другому, постепенно части ее оказались разрознены. И главное — исчез сам дом, воспроизводивший двухэтажный городской особняк.

Кстати, а какой именно? Музейщики изучили московские адреса Нащокина — и их оказалось немало. Вот дом в Гагаринском переулке.

Вот на Большой Полянке.

Вот в Воротниковском переулке. И все, заметьте, двухэтажные — как тут определишь?

Возвращаясь к судьбе содержимого: им занялся в начале ХХ века художник Сергей Галяшкин — часть предметов попалась ему у антиквара, еще часть (к сожалению, далеко не все) он отыскивал уже целенаправленно. В 1910 году отреставрированный им домик демонстрировался в Санкт-Петербурге, затем в Москве и в Царском селе. Сохранились фотографии этой реконструкции.

После 1917 года домик оказался в Историческом музее. В 1937 году демонстрировался на Всесоюзной пушкинской выставке. Во время войны был эвакуирован, при этом воссозданный Галяшкиным архитектурный каркас был утрачен. Ну, а теперь живет во Всероссийском музее А. С. Пушкина в Санкт-Петербурге — откуда и прибыл в Москву.

Московские музейщики, понятное дело, дополнили экспозицию своими материалами. Вот портрет жены Нащокина Веры Александровны.

Немало разных штучек из семьи Нащокиных, среди которых — веер с изображением фресок Помпеи и Геркуланума.

Мебель (на этот раз полноразмерная) — тоже из московской квартиры Нащокиных.

А это — изображение гостиной в Нащокинском доме (настоящем) кисти художника Николая Подключникова. Тут же и сами обитатели дома.

Обратите внимание на этот бюст на приехавшей из Петербурга картине. Никого не напоминает?

Вот и московские музейшики решили, что напоминает, и пристроили поближе собственный бюст работы Ивана Витали.

Ну, а выставка «Нащокинский домик» открылась в главном здании Музея А. С.Пушкина на Пречистенке. На нее привезли 168 миниатюрных предметов (изначально их было до шестисот, сохранилось немногим более половины). Продлится же выставка до декабря.


В 1910 году художник и коллекционер С.А. Галяшкин выставил в зале Академии художеств миниатюрный нащокинский домик. Отклик посетителей был ошеломляющим. Что же так впечатлило зрителей начала ХХ века? И что в этой «игрушке» привлекает нас сегодня? Об этом можно узнать на выставке «Не дом, а игрушечка!» , открытие которой приурочено к 215-й годовщине со дня рождения П.В. Нащокина.

Интерьер гостиной нащокинского домика.

Домик, ставший центральным экспонатом выставки, содержит миниатюрные копии предметов обстановки и быта дворянского дома 1820–1830-х гг. Многие из них были сделаны известными мастерами того времени, например, мебель заказывалась в мастерской братьев Гамбс, фарфоровый сервиз - на заводе А. Попова. Они являются действующими моделями реальных вещей: раздвигается стол-сороконожка, в крохотном буфете выдвигаются все ящички, можно выстрелить из пистолета размером 4,4 см, вскипятить воду в самоваре, зажечь торшер, а на рояле фирмы «Fisher» сыграть с помощью вязальных спиц. «Игрушка» была дорогой: известно, что на меблировку и обустройство домика Нащокин истратил 40 000 рублей.


С. А. Галяшкин у нащокинского домика на выставке в Академии наук
1910
Фототипия

Домик безусловно является уникальным образцом декоративно-прикладного искусства.

Но особая ценность для нас этой «игрушки» в том, что она связана с именем А.С. Пушкина.

Приезжая в Москву, поэт всегда останавливался в доме «Войныча» в комнате, которую домочадцы называли «пушкинской». Нащокину он мог поверять самые сокровенные мысли, делиться радостями и горестями «жизни семейственной», будучи всегда уверенным в «удивительном добродушии и умной, терпеливой снисходительности» друга. Поэт с интересом следил за созданием домика. Можно предположить, что он давал Нащокину советы по его обустройству, во всяком случае, его увлеченность этой затеей читается в письмах жене - Н.Н. Пушкиной. 8 декабря 1831 года поэт писал: «Дом его [Нащокина] (помнишь?) отделывается; что за подсвечники, что за сервиз! он заказал фортепьяно, на котором играть можно будет пауку, и судно, на котором испразнится разве шпанская муха».


Рояль на семь с половиной октав из нащокинского домика. Из собрания ВМП.

На выставке нащокинский домик экспонируется в окружении предметов пушкинской эпохи. Сопоставление дает возможность по достоинству оценить работу мастеров первой трети XIX века, создавших его обстановку. Английские напольные часы, ломберный стол, буфет, кресла являются своеобразными «прототипами» маленьких экспонатов, которые мы видим через окна домика. «Интерьерные узлы» образуют зоны кабинета, гостиной, столовой, повторяя расположение основных комнат домика. В витринах выставлены миниатюрные предметы из собрания музея, не вошедшие в комплекс нащокинского домика, и их настоящие аналоги, многие из которых являются мемориальными вещами.

Уже более 70 лет нащокинский домик находится в собрании Всероссийского музея А. С. Пушкина. Из них 30 лет хранителем комплекса предметов домика была сотрудник музея Г.И. Назарова, много сделавшая для его изучения и популяризации. Ее общение с потомками Нащокина позволило пополнить коллекцию музея мемориальными предметами. Сегодня на выставке представлены бумажник хозяина дома, самовар, фруктовый нож, столовое серебро из «большого дома» Нащокиных. Быт этой семьи в деталях запечатлен на картине Н.И. Подключникова «Гостиная в доме Нащокиных», написанной в 1938 году. Изображен там и Пушкин, вернее, его мраморный бюст работы скульптора И.П. Витали. Смерть поэта стала огромным потрясением для Нащокина, он винил себя в том, что не смог спасти друга. Экспонат, «кричащий» об этой потере, - портрет А.С. Пушкина, который Павел Воинович заказал К.-П. Мазеру уже после смерти поэта. Известно, что он сам позировал художнику в характерной позе Пушкина и в любимом им архалуке, хранившемся в семье Нащокина.

Понятия «дом», «семья», «род» очень многое значили для обоих друзей. Поэтому на выставке находятся портреты их жен - Н. Н. Пушкиной и В.А. Нащокиной, их личные вещи: чернильница, бальная туфелька и чашка с блюдцем Натальи Николаевны; шкатулка, печатка и записная книжка Веры Александровны; копии писем Пушкина жене и П.В. Нащокину с упоминанием маленького домика, изображение герба рода Нащокиных, переписка членов его семьи.

Погребец для столового серебра. Из собрания ВМП.

Щедрый барин и азартный игрок, П.В. Нащокин был тонким ценителем изящных искусств и литературы. Среди его знакомых были поэты П.А. Вяземский и Е.А. Баратынский, актер М.С. Щепкин, художник К.П. Брюллов. В доме Нащокина читал главы из «Мертвых душ» Н.В. Гоголь, часто бывал композитор, родоначальник жанра ноктюрна ирландец Джон Филд, некоторое время жил художник П.Ф. Соколов. Отдельным блоком на выставке представлены предметы, связанные с именем этого талантливейшего портретиста первой трети XIX века: его автопортрет в доме Нащокина, чернильница художника, предметы миниатюрной мебели, вырезанные из кости, которые хранились в ящике его бюро, поступившего в фонды музея.


Стол-сороконожка
Фабрика братьев Гамбс (?)
Россия. 1830-е гг.
Красное дерево, медь. 14 × 38 × 31,3 см

Устроители выставки не могли не отдать дань памяти человеку, возродившему нащокинский домик, - Сергею Александровичу Галяшкину. В 1910 году была сделана фотография, запечатлевшая его на фоне домика - свидетельство первого публичного показа уникального экспоната. Документальный ряд продолжают лист из личного дела коллекционера, а также письма художника Константина Сомова к сестре на почтовых открытках с изображением нащокинского домика. На них видны интерьеры, в которые помещены маленькие фигурки - миниатюрные скульптурные изображения Пушкина, Нащокина, Жуковского. В письме жене от 4 мая 1836 года Пушкин писал: «Домик Нащокина доведен до совершенства - недостает только живых человечиков. Как бы Маша им радовалась!». Выкупив домик, Галяшкин реставрировал фигурки из гипса; сегодня некоторые из них можно увидеть на выставке.


Самовар
Россия. 1830-е гг.
Серебро, кость. 8,7 × 64 см

Чайник с крышкой
Россия. 1830-е гг.
Cеребро, золочение. 3 × 2,5 × 2,5 см

Сухарница
1830-е гг.
Серебро, золочение. 4,5 × 5,5 × 4,5 см

На протяжении многих лет нащокинский домик остается одним из интереснейших и по-настоящему живых экспонатов музея. Он навсегда соединил имена друзей - Пушкина и Нащокина, стал материальным воплощением памяти об их отношениях и об их времени. И он по-прежнему дарит радость от сопричастности волшебству.

Торжественное открытие выставки состоялось в Зеленом зале Всероссийского музея А.С. Пушкина 2 декабря 2016 года в рамках V Санкт-Петербургского Международного культурного форума. Выставка продолжит работу до 19 марта 2017 года.

Интерьер столовой нащокинского домика

Часы напольные
Россия. 1830-е гг.
Красное дерево, медь, латунь, стекло. 30,7 × 8,2 × 4,7 см

Самовар дорожный
1830-е гг.
Медь. 10,5 × 4,5 × 7,6 см

Интерьер кабинета нащокинского домика

Подставка для трубок
1830-е гг.
Дерево, кость. 23 см (высота); 11,4 см (диаметр)

Пистолеты дорожные
Бельгия, Льеж. 1830-е гг.
Сталь, бронза золоченая

Литературно-монографическая экспозиция "А.С. Пушкин. Жизнь и творчество"

Адрес: город Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, д. 12

Проезд: Ст. метро "Невский проспект" и "Адмиралтейская", любой вид транспорта по Невскому проспекту до Б. Конюшенной ул. или Дворцовой пл.

Выставочные залы 1 этажа
Государственный музей А.С. Пушкина

ул. Пречистенка, 12/2 (ст.м.«Кропоткинская»)

Выставка
«Нащокинский домик - путешествие в Москву»
К 60-летию со дня основания Государственного музея А.С. Пушкина»

При участии Всероссийского музея А.С. Пушкина

Время проведения выставки:
С 4 октября по 3 декабря2017 г.

«Мой маленький домик» - так Павел Воинович Нащокин называл миниатюрную копию своего московского дома. Его друзья, бывавшие за границей, с восхищением рассказывали о давней европейской традиции создания кукольных домиков. Быть может, и произведения немецкого романтика Э. Т. А. Гофмана побудили Нащокина заказать известным мастерам копии всех предметов его окружавших. Мебель для домика была изготовлена в известной мастерской братьев Гамбс, фарфоровый сервиз - на заводе А. Попова. Особая ценность этих предметов в том, что они являются действующими моделями реальных вещей: можно вскипятить воду в самоваре, на рояле фирмы «Fisher» сыграть с помощью вязальных спиц, на бильярде сыграть партию в «пирамиду».

Свидетелем создания домика был А. С. Пушкин - друг Нащокина. В письмах к жене из Москвы поэт рассказывал о причуде друга. 8 декабря 1831 года он писал: «Дом его (помнишь?) отделывается; что за подсвечники, что за сервиз! он заказал фортепьяно, на котором играть можно будет пауку, и судно, на котором испразнится разве шпанская муха». Через год Пушкин сообщал Наталье Николаевне: «С Нащокиным вижусь всякий день. У него в домике был пир: подали на стол мышонка в сметане под хреном в виде поросенка. Жаль, не было гостей. По своей духовной домик этот отказывает он тебе». А 4 мая 1836 года: «Домик Нащокина доведен до совершенства - недостает только живых человечиков. Как бы Маша (дочь А.С. Пушкина) им радовалась».

Но домик так и не был передан семье Пушкиных. Вскоре после смерти поэта Нащокин вынужден был заложить его. Сложно складывалась судьба этой реликвии, которая переходила от одного антиквара к другому. Только спустя полвека его обнаружил и восстановил художник и коллекционер С. А. Галяшкин. Им были устроены выставки: в Академии Наук в 1910 году, затем в московском Литературно-художественном кружке и в Царском селе к 300-летию семьи Романовых в 1913 году.

В 1919 году домик был реквизирован, привезен в здание английского Клуба, где размещался Государственный музейный фонд, откуда в 1922 году передан Музею Старой Москвы. После слияния этого музея с Историческим музеем в 1926 году, реликвия вошла в состав коллекций Исторического музея.

В год 100-летия со дня гибели Пушкина была открыта Всесоюзная пушкинская выставка, материалы которой стали основой вновь образованного Музея А. С. Пушкина. Пережив эвакуацию, домик вновь предстал в экспозиции музея, разместившейся в 17 залах Государственного Эрмитажа.

Следующей вехой в жизни домика был переезд в церковный флигель Екатерининского дворца в г. Пушкине в 1967 году. 20 лет нащокинский домик находился в одном из 27 залов экспозиции «А. С. Пушкин. Личность, жизнь и творчество».

К 200-летию поэта появилась новая возможность представить домик публике во всем его великолепии в литературной экспозиции Всероссийского музея А. С. Пушкина, на Мойке,12.

В XXI веке домик лишь однажды покидал Петербург, чтобы оказаться в Москве на Воротниковском переулке, где Нащокин жил в XIX веке (в 2001 году в нем размещалась галерея "Дом Нащокина").

После 16-летнего перерыва домик вновь совершил путешествие в Москву, и в течение двух месяцев будет экспонироваться в выставочных залах Государственного музея А.С. Пушкина, на Пречистенке,12.


(Модель «Нащокинского домика», представленная на выставке в конференц-зале Академии наук в 1910 г. Модель выполнена по заказу С.А. Галяшкина.)

Увлекла меня одна девушка историей и настоящим кукольных домов. Окончательно увлекла. А начало было положено в Питере осенью 2007, когда мы с мужем провели целый день!!! в Петропавловской крепости, где я уже до этого была. Есть там Музей истории Санкт-Петербурга и в его экспозиции представлен макет доходного дома, который меня поразил!!! Но сегодня речь не об этом. Выяснилось, что есть в Петербурге, а точнее, в Царском селе (ныне Пушкин)ещё один кукольный домик называемый Нащокинский. Вот о нём дальше и

Традиция создания миниатюрных домов, дворцов и даже городов, наполненных копиями предметов, существует в Европе с конца XVII - начала XVIII века. В музеях Голландии и Германии и поныне хранятся замечательные кукольные домики.
В России первой такой миниатюрной копией стал так называемый Нащокинский домик. По числу сохранившихся предметов (611) он не превосходит многие подобные ему модели, но в нем такое количество вещей пушкинского времени, какого нет ни в одном историко-бытовом или литературно-мемориальном музее первой трети XIX столетия. Среди русских аналогов с ним сопоставим созданный уже позже Сельский приказной дом, подаренный в 1848 году императором Николаем I его супруге Александре Федоровне в день рождения и хранящийся ныне в Петергофе.
При жизни Пушкина другу его, Павлу Воиновичу Нащокину, пришла на ум счастливая мысль скопировать в уменьшенном виде свою квартиру со всеми находящимися в ней предметами обстановки.
Неизвестно какую именно квартиру воссоздавал Нащокин - за годы работы над моделью он несколько раз переезжал. Возможно, что первоначальная затея Нащокина переросла в желание воспроизвести богатый дворянский особняк типичный для эпохи 1820-х - 1830-х годов. По словам Николая Ивановича Куликова актера, близкого знакомого Пушкина и Нащокина, «предположив себе людей в размере среднего роста детских кукол он (Нащокин - Г. Н.) по этому масштабу заказывал первым мастерам все принадлежности к этому дому». Так появился на свет знаменитый Нащокинский домик.
До нас дошло немало картин и рисунков, изображающих интерьеры пушкинского времени. Но они не дают полного, исчерпывающего представления о той или иной квартире доме. Ведь на бумаге или полотне невозможно зафиксировать объемно и одновременно все комнаты и вещи, их наполняющие. Осуществив свой замысел Нащокин сделал то что неподвластно художнику трехмерно и как сказали бы мы теперь одномоментно запечатлел таким оригинальным способом для потомства обстановку дома, в котором неоднократно бывал Пушкин.
Дом – целый мир маленьких вещей: стол, накрытый для обеда, стулья с плетеными сиденьями, диваны и кресла, на стенах - картины, с потолка спускаются золоченые бронзовые люстры, на ломберном столе лежит колода карт - все как в настоящем доме. Разница лишь в том, что почти каждый предмет умещается на ладони. Однако это не просто игрушки или бутафория. Исполненные по заказу Нащокина искусными краснодеревцами бронзовщиками, ювелирами и другими мастерами, вещи Домика могут использоваться по назначению. Можно выстрелить из пистолета длиной в 4,4 сантиметра, вскипятить воду в самоварчике, который легко удержать двумя пальцами, зажечь масляную лампу с круглым матовым абажуром величиной с грецкий орех, можно… да мало ли какие еще чудеса могут совершаться в этом созданном волею и прихотливым благословенным для нас желанием друга поэта необыкновенном микромире.
Некоторые мемуаристы писали, будто Нащокин строил Домик, чтобы увековечить в нем память о своем друге и поэте. Скорее всего, это легенда. Но, тем не менее модель со временем обрела пушкинский ореол. Спустя годы и десятилетия она стала как бы овеществленной памятью о поэте. «Конечно, эта вещь драгоценна как памятник старины и кропотливого искусства - писал. А. И. Куприн, - но она несравненно более дорога нам, как почти живое свидетельство той обстановки... в которой попросту и так охотно жил Пушкин. И мне кажется, что за жизнью этого человека, ушедшего больше чем в историю - в легенду, - гораздо точнее и любовнее можно следить по нащокинскому домику, чем по современным ему портретам, бюстам и даже его посмертной маске». Миниатюрные вещи Домика «помнят» Пушкина и могут по-своему поведать нам немало веселых и грустных историй о нем и его друге.
Поэт видел Домик и восхищался им. Интересно, что именно он, единственный из современников, писал об этом редкостном произведении прикладного искусства. Трижды упомянул Пушкин о Домике в письмах к жене из Москвы. Первый раз 8 декабря 1831 года: «Дом его (Нащокина. - Г, Н.)... отделывается; что за подсвечники, что за сервиз! он заказал фортепьяно, на котором играть можно будет пауку, и судно, на котором испразнится разве шпанская муха». Следующее письмо написано не позднее 30 сентября 1832 года: «С Нащокиным вижусь всякий день. У него в домике был пир: подали мышонка в сметане под хреном в виде поросенка. Жаль, не было гостей». И последнее - от 4 мая 1836 года: «Домик Нащокина доведен до совершенства - недостает только живых человечков. Как бы Маша (дочь А.С. Пушкина. - Г.Н.) им радовалась».
Известно, что Пушкины видели Домик в 1830 году будучи в Москве, вскоре после свадьбы. Таким образом, рождение Нащокинского домика можно датировать временем не позднее 1830 года. Из письма от 8 декабря 1831 года явствует, что к тому времени в нем были фортепьяно, сервиз, подсвечники и, несомненно, многие другие вещи, изготовлялись новые предметы, т.е. происходила «отделка». Это позволяет думать, что строительство Маленького домика, как называл Павел Воинович миниатюрную копию своей квартиры, началось значительно раньше, в 1820-е годы, возможно в то время, когда Нащокин жил в Петербурге, о чем свидетельствует один из современников Нащокина и Пушкина в своих мемуарах: «На этот домик... съезжалось любоваться все лучшее тогда петербургское общество, впрочем, и было чем любоваться».
В 1830 году Пушкин написал стихотворение «Новоселье», без сомнения адресованное Нащокину:
Благословляю новоселье,
Куда домашний свой кумир
Ты перенес - а с ним веселье,
Свободный труд и сладкий мир.
Ты счастлив: ты свой домик малый,
Обычай мудрости храня,
От злых забот и лени вялой
Застраховал, как от огня.
О том, как наполнялась модель вещами, писал знакомый Пушкина и Нащокина, писатель А.Ф. Вельтман. В его повести «Не дом, а игрушечка!» представлена сцена, когда герой - «барин», то есть Нащокин, - раздает заказы мастерам. К нему приходит «фортопьянщик», вслед за ним мебельный мастер, потом приказчик из «хрустального» магазина. «Одному заказал барин роскошную мебель рококо в седьмую меру против настоящей, другому в ту же меру - всю посуду, весь сервиз, графины, рюмки, форменные бутылки для всевозможных вин.
Таким образом, началась стройка и меблировка игрушечки, а не дома. Знакомый живописец взялся поставить картинную галерею произведений лучших художников. На ножевой фабрике заказаны были приборы, на полотняной - столовое белье, меднику - посуда для кухни, словом, все художники и ремесленники, фабриканты и заводчики получили от барина заказы на снаряжение и обстановку богатого боярского дома в седьмую долю против обычной меры.
"Барин не жалел и не щадил денег. Вот и готов не дом, а игрушечка. Стоит, чуть ли не дороже настоящего...".
Вероятно, Вельтман знал со слов самого Павла Воиновича, что Маленький домик обошелся ему в 40 тысяч рублей. Отметим, что на эту сумму в то время можно было приобрести настоящий особняк.
До нас не дошла архитектурная оболочка Нащокинского домика. Не сохранились и какие-либо изображения или описания его внешнего вида ранее 1866 года, поздние же описания разноречивы и не всегда точны. Наиболее достоверными, хотя также не лишенными ошибок памяти, приходится считать свидетельства современников П. В. Нащокина - Н. И. Куликова и В. В. Толбина. Последний вспоминал «Домик этот... был продолговатый правильный четырехугольник, обрамленный богемскими зеркальными стеклами, и образовывал два отделения, верхнее и нижнее. В верхнем помещалась сплошная танцевальная зала со столом посредине, сервированным на шестьдесят кувертов. Нижний этаж представлял жилые покои и был наполнен всем, что только требовалось для какого-нибудь великогерцогского дворца».
Художник Сергей Александрович Галяшкин, устроитель выставки Нащокинского домика в Петербурге и Москве (1910-1911), сделал попытку воссоздать модель. Очевидно, следуя приведенному описанию Толбина, он соорудил деревянный дом в полтора человеческих роста, в комнатах которого: гостиной, столовой, кабинете и других - разместил сохранившиеся к этому времени вещи Маленького домика. После 1917 года Нащокинский домик экспонировался в Москве в Государственном Историческом музее (до 1937), на Всесоюзной Пушкинской выставке 1937 года и в Государственном музее А. С. Пушкина (1938-1941). Во время Великой Отечественной войны он был эвакуирован в Ташкент. С 1952 по 1964 год модель находилась в экспозиции Всесоюзного музея А. С. Пушкина в Ленинграде, размещавшейся в залах Эрмитажа. Домик был представлен без архитектурного обрамления, лишь в виде интерьеров, составленных из дошедших до нас вещей. В них, имевших характер театральных декораций, окраска стен, лепка потолков, паркетные полы делались максимально приближенными к стилю 1830-х годов.
Макет, выставленный в помещении церковного флигеля Екатерининского дворца в городе Пушкине (1967-1988), принципиально отличался от предыдущих условно-нейтральной отделкой стены, потолки, полы, двери и т. п. были выкрашены в белый цвет, чем нарочито подчеркивалась непричастность такой отделки к изначальной, и, таким образом, внимание посетителей музея сосредотачивалось на подлинных вещах Нащокинского домика.
Сейчас макет Нащокинского домика находится в экспозиции Всероссийского музея А. С. Пушкина в Санкт-Петербурге.
Судя по набору сохранившихся миниатюрных предметов, можно сказать определенно, что в Домике были типичные для дворянской квартиры комнаты: гостиная или зал, столовая, буфетная, кабинет, бильярдная, спальня, будуар, детская, кухня, хозяйственные помещения. Очень возможно, что в этот перечень входила и так называемая Пушкинская комната - копия той, о которой рассказала в своих воспоминаниях Вера Александровна Нащокина: «Я имела счастье принимать Александра Сергеевича у себя дома Для него была даже особая комната в верхнем этаже, рядом с кабинетом мужа Она так и называлась Пушкинской». Существует мнение, что мебель для Домика Нащокина «работал Гамбс». Мебель Нащокинского домика отличается техническим совершенством отменным мастерством исполнения, свидетельствует о безукоризненном вкусе заказчика.


Top