Почему городничий и хлестаков нашли общий язык. Контрольная работа по тексту комедии Н

Казалось бы, трудно представить себе более разных героев, чем
Хлестаков и городничий в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Множество
их отличий друг от друга сразу бросается в глаза. По своему
социальному положению герои далеко отстоят один от другого и
при обычном ходе событий вообще не должны бы встречаться. Городничий
— «постаревший на службе» человек, он начал карьеру
с низших чинов и всю жизнь тяжело, но неуклонно поднимался по
служебной лестнице, пока не занял главную должность в уездном
городе. На этом посту Антон Антонович утвердился прочно, прибрал
к рукам весь городок и никому не собирается в ближайшее время
уступать власть. Хлестаков, напротив, имеет маленький чин, «елис-
тратишка простой», по выражению его слуги Осипа, да и то не сумел
удержаться в одной из петербургских канцелярий и, погуляв
на отцовские деньги, вынужден вернуться в деревню.
Характеры героев вполне соответствуют их положению. Городничий
ведет себя солидно, речь его нетороплива и серьезна, слова
значительны. Он человек опытный, умеет изобразить честного и простодушного
служаку, так что сразу и не догадаешься, что это большой
плут. Городничий хитер и расчетлив, с простыми людьми он не
церемонится, но может, если необходимо, выглядеть учтивым. Хлестаков
же — «пустейший» человек, «без царя в голове», он абсолютно
не думает о последствиях своих слов и мыслей. Хлестаковым движет
примитивная жажда наслаждений, о чем он сообщает совершенно
открыто: «Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия».
Гоголь подчеркивал, что его герой совсем не ловкий мошенник,
а просто легкомысленный до крайности молодой человек.
Внешность персонажей тоже вполне соответствует их характерам.
Солидный городничий коротко подстрижен и одет в мундир, а Хлестаков
тратит последние деньги на модную прическу и «партикулярное
платье», лишь бы пустить пыль в глаза соседям-помещикам.
Словом, на первый взгляд герои абсолютно различны и по общественному
положению, и по характерам, и по внешности. И все-таки
что-то их объединяет, иначе не смог бы Хлестаков поселиться на
правах дорогого гостя в доме городничего и на какое-то время словно
поменяться местами с «отцом города». Есть, конечно, конкретная
причина такого поворота событий — «пренеприятное известие» о том,
что в город должен тайно приехать ревизор из Петербурга. Однако
Хлестаков так мало похож на важного чиновника, что опытный
городничий должен был сразу раскусить его. Ни маршрут из Петербурга
в деревню, ни столичный костюм не могли надолго ввести
городничего в заблуждение. Причина затянувшегося недоразумения
кроется в другом.
Вспомним, как ведут себя герои при первой встрече. Они оба
дрожат от страха друг перед другом, а у страха, как известно, «глаза
велики». Что же вызывает взаимный испуг Хлестакова и городничего?
Хлестаков никогда не задумывался заранее об ответственности за
свои поступки. В Петербурге он занимался не службой, а развлечениями,
за неделю спускал отцовские деньги и потом отправлял Осипа
продавать на толкучем новый фрак. По пути домой Хлестаков
проигрался дочиста в карты и к моменту встречи с городничим уже
вторую неделю жил в гостинице в долг. Естественно, он испугался
прихода важного лица, поскольку решил, что его арестовывают и отправляют
в тюрьму.
Гораздо серьезнее причины страха у городничего. Уже из первого
действия комедии нам становится понятно, что высокая должность
для Антона Антоновича — средство незаконного обогащения.
Городничий беззастенчиво берет взятки, обирает купцов, творит произвол,
присваивает казенные деньги и заботится не об исполнении
службы, а о сокрытии своих преступлений. Под стать начальнику и остальные
чиновники в городе: судья, занимающийся преимущественно
охотой, попечитель больниц, где люди выздоравливают «как мухи»,
почтмейстер, из любопытства читающий чужие письма… Такие подчиненные
только добавляют страху, а не успокаивают городничего.
В результате всеобщий испуг порождает совершенно абсурдную ситуацию:
Хлестаков начинает лепетать какой-то фантастический бред
о своей значительности, а чиновники во главе с городничим подыгрывают
ему, воображая, что сумели спастись от ревизора. Они даже радуются,
когда Хлестаков, все больше наглея, берет от них взятки. Сам Хлестаков
плохо понимает, с чего это городничий и чиновники стелются
перед ним, горожане обращаются с какими-то прошениями, так что
даже Осип вынужден заметить хозяину, что, видно, его приняли за
кого-то другого. Послушавшись совета ловкого слуги, Хлестаков
покидает город, причем успевает беспечно сделать предложение
дочке городничего и получить благословение ее родителей. Подобный
тип поведения получил после выхода в свет комедии название
«хлестаковщины». Любопытно, что и городничий заражается «хлестаковщиной
»: проводив будущего зятя, этот опытный служака вдруг
начинает фантазировать о генеральском чине, орденах, светской
жизни в Петербурге не хуже Хлестакова. Тем сокрушительнее действует
на городничего неожиданное открытие, что Хлестаков не
ревизор, а «сосулька», «тряпка».
Итак, мы убедились, что, несмотря на явные различия героев
в социальном положении и характерах, их объединяет страх перед
наказанием за нечестные поступки. Городничего и Хлестакова делает
похожими их эгоизм, нежелание добросовестно трудиться, привычка
жить за счет других. Гоголь подчеркивает, что подобные типажи не
исключение, а правило. Городничий, Хлестаков и все остальные герои
комедии лишь подчиняются тем несправедливым порядкам, которые
царят в России. Они привыкли жить обманом и поэтому сами часто
оказываются обманутыми. Это не Хлестаков перехитрил и напугал
городничего и чиновников, а они сами запутались в собственных
страхах и лжи.

Многие критики и литературоведы отмечают, что главная струна творчества Гого­ля - смех сквозь слезы. И смех, и слезы вызваны безобразным общественным устрой­ством России. В своей комедии «Ревизор» писатель глубоко вскрыл пороки и недостатки чиновничьего мира, разоблачив всю насквозь прогнившую систему России. Недаром после первого представления «Ревизора» Николай I заявил: «Ну и пьеска! Всем доста­лось, а мне более всех».

Что же роднит Хлестакова и городничего - этих, казалось бы, таких совершенно разных людей? Разных по возрасту, общественному положению, умственному развитию и, наконец, характеру? Что общего у высокого, упитанного, важного Сквозник-Дмуха- новского и маленького, тщедушного, «приглуповатого» Хлестакова?

Оба они - представители чиновничьего мира, наделенные всеми, свойственными этому миру, отрицательными качествами. Городничий начал службу с нижних чинов, постепенно сделав служебную карьеру. Хлестаков - также мелкий петербургский чиновник. Оба тщеславны и честолюбивы. Но городничий - «человек, созданный об­стоятельствами», воплощение здравого смысла, ловкости, хитрого расчета, в то время как Хлестаков - беспечный и легкомысленный, пустейший хвастун, человек «без царя в голове». Несмотря на эту разницу, в них есть немало общего. Оба - лицемеры, люди нечестные. \

Городничий во вверенном ему городе ведет себя как уездный царек. Он не только беззастенчиво берет взятки с купцов и горожай, но и спокойно кладет себе в карман деньги, отпущенные государством на строительство церкви, вовсе не заботясь о про­цветании города. Приняв Хлестакова за ожидаемого ревизора, проявляет незаурядные «дипломатические способности»: угодничая перед «государственной особой», он ловко «ввертывает» Хлестакову вместо двухсот рублей четыреста. Узнав, что Хлестаков просит руки его дочери, городничий тут же строит планы о том, как будет жить в Петербурге, а со временем, имея такого зятя, сумеет «влезть и в генералы». Хлестаков сначала даже и не догадывается, за кого его принимают. Он живет настоящей минутой и всецело отда­ется «приятности» нового положения. И его главное качество - тщеславие, стремление порисоваться, пустить пыль в глаза - проявляется в полную меру. Он вдохновенно со­чиняет небылицы о своем положении в Петербурге. Маленький чиновник, он получает особенное удовольствие, изображая строгого начальника, «распекающего», подобно городничему, своих подчиненных, наводя должный порядок. И так же, как и городничий, обожает брать взятки, причем даже у своего будущего тестя.

Все, что рассказывает Хлестаков о петербургском высшем обществе, все картины блестящей жизни, развертываемые им, - все соответствует самым заветным мечтам и стремлениям городничих, земляник, шпекиных, бобчинских и добчинских, их пред­ставлениям о «настоящей жизни».

Иван Александрович Хлестаков - это сама душа всего чиновного николаевского лакейства и идеал человека в этом обществе.

Таким образом, оба этих человека - и Хлестаков, и городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, близки по духу. Оба - лакеи по натуре, люди тщеславные и честолюбивые, лгуны и взяточники, использующие свое служебное положение в корыстных целях.

Гоголь гениально развенчал подхалимство, очковтирательство, казнокрадство, ко­торые были типичными для России его времени.

Что общего у Хлестакова и городничего в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"?

Главными действующими лицами комедии Н.В. Гоголя «Ревизор», без сомнения, являются городничий и Хлестаков.

В произведении эти герои выступают как противники. Городничий принимает Хлестакова за ревизора, присланного в их уездный город с проверкой. Задача Сквозник-Дмухановского заключается в том, чтобы скрыть от Хлестакова «следы своей деятельности», ведь дела в городе идут из вон рук плохо. В городе царит взяточничество, воровство, коррупция, произвол. Антон Антонович это прекрасно знает, поэтому делает все, чтобы «подмаслить» проверяющего – с помощью взяток заставить его закрыть глаза на все нарушения в городе.

Хлестаков, в свою очередь, поначалу боится городничего, потому что считает, что тот отправит его в тюрьму за неуплату долгов в гостинице. А позже, поняв, за кого его принимают, герой начинает пользоваться щедростью городничего и чиновников, обманывать их.

В финале комедии «борьба» городничего и Хлестакова достигает своего пика: «Сосульку, тряпку принял за важного человека! Вон он теперь по всей дороге заливает колокольчиком! Разнесет по всему свету историю».

Кажется, что Сквозник-Дмухановский и Хлестаков – совершенно разные люди. Однако, если присмотреться, внимательно, они имеют много общего.

Оба героя прекрасно умеют приспосабливаться к ситуации. Так, Сквозник-Дмухановский свысока относится к своим подчиненным, с ними он часто груб и несправедлив: «Чш! экие косолапые медведи - стучат сапогами! Так и валится, как будто сорок пуд сбрасывает кто-нибудь с телеги! Где вас черт таскает?»

Зато с вышестоящими Антон Антонович – сама любезность и внимательность. Приняв за ревизора Хлестакова, Сквозник-Дмухановский с ним очень вежлив, угодлив. Он старается во всем угодить Ивану Александровичу, предугадать его малейшее желание, лишь бы «ревизор» остался доволен.

То же и Хлестаков. Вспомним, как он обращается со своим слугой Осипом («А, опять валялся на кровати?) или трактирным слугой («Ну, хозяин, хозяин... Я плевать на твоего хозяина! Что там такое?»). И совсем по-другому герой разговаривает с городничим: «Напротив, извольте, я с удовольствием. Мне гораздо приятнее в приватном доме, чем в этом кабаке».

Кроме того, и Антон Антонович, и Хлестаков не гнушаются брать взятки, обманывать. Так, Иван Александрович взял деньги у всех чиновников, выпросил, якобы взаймы, огромную сумму денег, зная, что не вернет ее. А о том, что городничий берет взятки с жителей города и своих подчиненных, мы узнаем еще в самом начале комедии: «… за тобою, как за всяким, водятся грешки, потому что ты человек умный и не любишь пропускать того, что плывет в руки...»

Но и у этих, казалось бы, совершенно аморальных людей, есть свои потаенные мечты. И они связаны с их высоким положением в обществе. Оказывается, городничий мечтает стать генералом, обладать всеми генеральскими привилегиями, пользоваться уважением и славой: «Ведь почему хочется быть генералом? - потому что, случится, поедешь куда-нибудь - фельдъегеря и адъютанты поскачут везде вперед: «Лошадей!» И там на станциях никому не дадут, все дожидается: все эти титулярные, капитаны, городничие, а ты себе и в ус не дуешь».

Хлестаков также мечтает быть «птицей высокого полета» - все его «враки» чиновникам и семье городничего говорят именно об этом. Герой грезит быть кем-то значимым, заслуживающим уважение, всеобщее почитание и благоговение.

Однако оба героя обманываются в своих надеждах – мы понимаем, что им никогда не получить того, о чем они грезят. Мечты Хлестакова и городничего оказываются разбитыми и неисполненными.

Таким образом, обоих героев комедии «Ревизор» объединяет то, что они являются «людьми системы» - того зла, что царит в стране. Гоголь показывает, как эта аморальная и антидуховная система уродует людей, превращает их в ничтожества, способные на любую низость. Эта система убивает в людях душу, делая их глубоко несчастными.

Никто никогда до него (Гоголя) не читал такого полного патологоанатомического курса о русском чиновнике. С хохотом на устах он без жалости проникает в самые сокровенные складки нечистой, злобной чиновничьей души. Комедия Гоголя «Ревизор», его поэма «Мертвые души» представляют собой ужасную исповедь современной России.
А.И. Герцен

«Ревизор» - всем известная комедия, относящаяся перу Н.В. Гоголя, считается одним из ярчайших драматических произведений отечественной прозы 19 века.

Николай Васильевич Гоголь стал продолжателем традиций русской драмы в жанре сатиры. Его комедия «Ревизор» лаконично вписалась в тематическую линию, заложенную знаменитыми комедиями Д.И. Фонвизина «Недоросль» и А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Но, несмотря на комедийный жанр, произведение «Ревизор» является глубоко реалистичным, так как проникает в жизненный устрой мелкого и среднего чиновничьего класса провинциальных городов России второй четверти 19 века. Проникая в саму душу, Гоголь оголяет мир, который строят эти люди, раскрывая их потаенные намерения и характеры.

Едва открыв комедию «Ревизор», понимаем, что помимо смысла и проблем, заложенных в само произведение, мы будем иметь дело с персонажами, характер, жизненные приоритеты которых уже раскрыты в их фамилиях. Говорящие фамилии имеются у каждого героя произведения. Например, фамилия частного пристава: Уховертов, - а уездного лекаря: Гибнер.

Благодаря фамилиям с первого знакомства с персонажами мы понимаем, с кем будем иметь дело в дальнейшем. Например, по фамилии уездного лекаря Х.И. Гибнера можно судить, что почти все, кого он лечил, погибли. Так что она больше похожа не на фамилию, а на прозвище.

Гоголь написал критические ремарки, характеризующие каждого из главных действующих персонажей. Эти ремарки помогают лучше понять характер каждого героя, их душу и помыслы. Например, что представляют собой Иван Александрович Хлестаков и Антон Антонович Сквозняк-Дмухановский, городничий? Кто они такие?

Городничий: «Хоть и взяточник, ведет себя очень солидно».
Хлестаков: «Без царя в голове. Говорит и действует без всякого соображения».

Кажется, они люди одного склада, оба тянутся к власти, любят, когда все ползают у них в ногах. В конце комедии Антон Антонович становится хвастуном высшего разряда, мечтателем (впрочем, как и Анна Андреевна, его жена).

«Мы теперь в Петербурге намерены жить. А здесь, признаюсь, такой воздух… деревенский уж слишком!.. Признаюсь, большая неприятность… Вот и муж мой: там получит генеральский чин».

Вот до какого предела мечтаний они дошли: Петербург им подавай, хочет уж больно он (городничий) быть генералом.

А в действии II явлении VIII посмотрите, как он пытается выдать себя за добродетеля, желая, видимо, этим подлизаться к «ревизору».

«Желаю здравствовать! Извините. Обязанность моя, как градоначальника здешнего города, заботиться о том, чтобы проезжающим и всем благородным людям никаких притеснений»…

Но как выглядел в это время «ревизор». Он думал, что его собираются посадить в тюрьму за то, что не платил за гостиницу, еду. А городничий то…

Как он мог принять какого-то оборванца-самозванца за такую высокую персону, как Ревизор. Это простительно Бобчинскому и Добчинскому, которые позиционируются в уездном городе, как местные дурачки, сплетники. С ними и общаются в соответствии с этими личностными качествами: с презрением или покровительством. Но в отличие от них городничий - человек достаточно умный, что не мешает быть плутом первого класса, а, может, даже способствует его процветанию в плутовстве. Ну, а Хлестаков в доме Антона Антоновича вел себя, как самый настоящий чиновник (великолепный актер).

«Слова вылетают у него вдохновенно: оканчивая последнее слово фразы, он не помнит ее первого слова», - писал В.Г. Белинский.

Ну, а кто, скажите, не будет молоть чепуху, опасаясь чего-то. Хлестаков думал, что его посадят в тюрьму, а его, напротив, приглашают в дом важной и значимой персоны в городе. Хлестаков обрел деньги, почет, угощение, отчего и без вина можно прийти в какое-то полупьяное расслабление.

Гоголь в статье про театр написал, что в своей комедии он отразил только одно частное лицо, имя которому «Смех». Смех, а вовсе не ревизор, прибывший, по высочайшему повелению.

1 .Род литературы, к которому относится произведение Н.В. Гоголя

А) лирика Б) драма В) эпос

2 . С какой просьбой обратился Гоголь в октябре 1835 года к А.С. Пушкину?

3. Когда и где был впервые поставлен «Ревизор»?

4 . Похожие друг на друга Бобчинский и Добчинский, по замыслу автора, имели отличие в том, что:

А) у них были разные имена и отчества;

Б) Добчинский был серьезнее Бобчинского

В) Бобчинский говорил скороговоркой.

5 .Речь Ляпкина-Тяпкина Гоголь сравнивал:

А) со скрипом открывающейся двери

Б) со старинными часами, которые сначала шипят, а потом бьют.

В) с ударом молота на наковальне.

6 . Хлестаков способен

А) быть логичным Б) удивлять окружающих искрящимся юмором

В) произносить нелепости и врать без остановки

7. В сцене вранья Гоголь использует

8.

А) могут смошенничать

Б) пылкие натуры, романтики

В) находятся на государственной службе

9. Какие указания дает Городничий судье Ляпкину-Тяпкину?

10 .Кто впервые сообщает о приезде в город неизвестного лица?

11. Узнайте героя по описанию: «Говорит серьезно; смотрит несколько вниз, резонер и любит самому себе читать нравоучения для своего барина…Он умнее своего барина, и поэтому скорее догадывается, но не любит много говорить, и молча, плут».

12 . Кому принадлежит выражение: «…человек простой: если умрет, то умрет, если выздоровеет, то и так выздоровеет».

13 .Узнав правду о Хлестакове, Городничий:

А) испугался, что все теперь будут над ним смеяться

Б) негодовал, что не смог увидеть в нем глупого мальчишку

В) обрадовался, что он не ревизор.

14 .Кто брал взятки борзыми щенками?

Контрольная работа по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

1.Когда был задуман и написан «Ревизор»?

2. Сюжет «Ревизора» был подсказан Гоголю:

3.Какую задачу поставил драматург при создании этой комедии?

А) не имеют развития в тексте, так как этот образ статичен и имеет сходство с другими персонажами

Б) не имеет подтверждения в тексте, потому что Земляника ревностно несет службу «для пользы Отечества»

В) подтверждается текстом пьесы, когда Земляника рассказывает Хлестакову всю подноготную жизни города и деятельности чиновников.

5. Хлестаков:

А) всерьез хочет жениться на Марье Антоновне;

Б) хочет набрать как можно больше денег в доме;

В) все делает как бы случайно, ничего не планируя и не думая о последствиях.

6. Хлестаковщина – это

А) беззастенчивое, безудержное хвастовство и неосмысленные, неожиданные для самого героя действия

Б) стремление следовать моде во всем.

В) карьеризм, мошенничество

7. На какие недостатки в работе указывают попечителю богоугодных заведений Землянике?

8.Для чего нужны Хлестакову деньги, которые он берет у чиновников?

9.Почему чиновники боятся ревизора?

10.Узнайте героя по описанию: «Очень не глупый по-своему человек…Ведет себя солидно, довольно серьезен, несколько резонер, говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Его каждое слово значительно. Черты его грубы и жестки…»

11. Узнайте героя по реплике: « Литераторов часто вижу. С Пушкиным на дружеской ноге. Бывало, часто говорю ему: « Ну, что, брат Пушкин? – «Да так, брат, — отвечает бывало, — так как-то все…»

12.Сколько лет было Хлестакову?

13.Какую оценку дал комедии В.Г.Белинский?

14.Как чиновники узнают, что Хлестаков – мнимый ревизор?

Контрольная работа по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» В-3

1 .Сколько лет Н.В.Гоголь работал над текстом комедии?

2 . Как восприняли современники постановку комедии?

3. Городничего и Хлестакова объединяет то, что оба:

А) могут смошенничать

Б) пылкие натуры, романтики

В) находятся на государственной службе.

4 .Ухаживание Хлестакова за Марьей Антоновной – это:

А) случайная интрига, которая укрепила его положение в доме городничего

Б) настоящее светлое чувство влюбленного

В) жестокая насмешка над провинциальной барышней

5 . Хвастовство Хлестакова на фоне поклонения и уважения чиновников вызвано прежде всего:

А) детской наивной мечтой побыть государственным человеком,

Б)страхом за свое положение, которое может в любую минуту измениться,

В) глупостью, ветреностью, безнаказанностью Хлестакова в сложившихся обстоятнльствах.

6 .Как городничий исполняет свои обязанности?

7 . Какова проблематика комедии? Почему император Николай 1 сказал: « Ну и пьеска! Всем досталось, а мне более всех!»

8. Узнайте героя по описанию: «Молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький, несколько приглуповат и,как говорится, без царя в голове,- один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения… Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно…»

9. Кому принадлежит выражение: « Чему смеетесь? – Над собой смеетесь!…»

10 .Кто первый предлагал «подсунуть» взятку Хлестакову?

11 . Чем недоволен городничий в благоустройстве города, и какие претензии он высказывает частному приставу Степану Ильичу Уховертову?

12 . Кульминационная сцена в «Ревизоре»:

А) беседа городничего и Хлестакова в трактире,

Б)сцена вранья Хлестакова в доме городничего,

В) мечты городничего и его жены о жизни в Петербурге.

13 . В сцене вранья Гоголь использует

А) антитезу Б) гиперболу В) сравнение

14 . Сюжет «Ревизора» был подсказан Гоголю:

А) В.А.Жуковским Б) А.С. Пушкиным В) В.Г. Белинским


Top