Почему «ВКонтакте» поддержит фильм Алексея Учителя «Матильда. В РФ с применением силы пытаются запретить фильм о романе Николая ІІ: Кто и почему против "Матильды"? Фильм алексея учителя матильда почему осуждает церковь

Российскую общественность всколыхнул фильм "Матильда", который должен выйти в большой прокат 30 марта. Депутат Госдумы Наталья Поклонская после обращений разгневанных граждан даже направила запрос генпрокурору России Юрию Чайке, чтобы соответствующие органы проверили картину, но в прокуратуре никаких нарушений не нашли. О чем же все-таки этот фильм, почему против него выступили православные активисты и на многие другие вопросы решил ответить корреспондент сайт.

Кто такая Матильда?

Картина посвящена судьбе существовавшей в реальности танцовщицы Матильды Кшесинской, которая была примой-балериной Мариинского театра. Но прославилась она не только своей пластикой, но и связью с августейшими особами Российской империи. Барышня успела побыть фавориткой цесаревича Николая, любовницей великих князей Сергея Михайловича и Андрея Владимировича, а последний даже на ней женился, в свете чего Кшесинская получила титул Светлейшей княгини и романовскую фамилию.

Про что фильм и кто над ним работал?

Перед зрителями развернется история отношений последнего русского императора и балерины Матильды Кшесинской, которая была настоящей звездой своего времени и сводила своей красотой с ума многих мужчин.
Режиссером картины стал известный российский мастер Алексей Учитель, который работал над фильмами "Космос как предчувствие", "Прогулка" и многими другими. Автором сценария стал писатель Александр Терехов, лауреат премий "Большая книга" и "Национальный бестселлер". Съемки ленты начались еще в 2014 году и проходили с большим размахом в Мариинском театре, в Екатерининском, Александровском, Юсуповском и Елагиноостровском дворцах. Кроме того, для фильма были построены декорации Успенского собора, Дворца на Речном понтоне и интерьеры вагонов Императорского железнодорожного состава, а на создание костюмов было потрачено свыше 17 тонн ткани и суммарно изготовлено 5 тыс. нарядов. Так, общий бюджет составил 25 млн долларов.

Кто в "Матильде" снимается?

На большом экране зрители увидят Данилу Козловского, который сыграет графа Воронцова, Ингеборгу Дапкунайте, она предстанет перед зрителями в образе императрицы Марии Федоровны, и Сергея Гармаша в роли императора Александра III. Артисты труппы берлинского театра "Шаубюне" Ларс Айдингер и Луиза Вольфрам сыграют императора Николая II и императрицу Александру Федоровну. На главную роль изначально пророчили Киру Найтли, и режиссер долго держал в секрете, кто же все-таки в его фильме станет Матильдой Кшесинской. Теперь известно, что на главную роль выбрали 24-летнюю польскую киноактрису, скрипачку, певицу и писательницу Михалину Ольшанскую.

Что не понравилось активистам?

Важно отметить, что фильма еще никто не видел – ни активисты, ни Наталья Поклонская. Мнение строится только на единственном трейлере, хотя ничего опасного в нем, кажется, и нет.
Напомним, что противники ленты создали в июле 2016 года петицию на сайте Change.org , где собирали подписи за отмену картины, объясняя это тем, что "содержание фильма является сознательной ложью".
Как пояснили выступившие против "Матильды", в истории нет фактов сожительства русских царей с балеринами. Кроме того, по их мнению, Россия здесь представлена "как страна виселиц, пьянства и блуда, что также является ложью. В картину включены постельные сцены Николая II с Матильдой, сам царь представлен жестоким и мстительным развратником и прелюбодеем".
Поддержавшая активистов Поклонская от себя добавила, что "данный фильм оскверняет чувства православных и содержит недостоверные, фальшивые информационные сведения в отношении нашего государя, который Русской православной церковью канонизирован, является нашим святым, мучеником".

Режиссера Алексея Учителя – безусловно, самая скандальная кинопремьера 2017 года. О чем же фильм и почему его требуют запретить? Почему Поклонская считает, что просмотр «Матильды» - грех? Как фильм с претензией на историческую драму стал причиной скандала и заполучил репутацию чуть ли не экстремистского?

Так о чем же фильм «Матильда»? Сюжет кинокартины повествует об отношениях последнего российского императора Николая II с российской артисткой балета польского происхождения, прима-балериной Мариинского театра Матильдой Кшесинской . Любовная линия Николая II с Матильдой Кшесинской, как повествуют источники, имела место быть еще до восхождения Николая Романова на престол как императора и до его женитьбы на Александре Федоровне.

Почему скандал? Сочетание нескольких факторов, слитых воедино, и это – оскорбление чувств верующих, помноженное на исторические неточности, плюс личный протест Натальи Поклонской. Во-первых , против показа фильма взбунтовалась РПЦ, назвав историю вымыслом. Во-вторых , Николай II в 2000 году были причислен Русской православной церковью к лику святых, что как бы намекает: о каких внебрачных интрижках со святым вы говорите? В-третьих , основную волну негодования всколыхнула никто иная, как Наталья Поклонская – прокурор республики Крым, член партии «Единая Россия» и депутат Госдумы РФ. Поклонскую возмущает в фильме все – сюжет, актерский состав, и уж конечно, намек о, как она выразилась, «блудстве».


В своих интервью СМИ Поклонская уже не раз высказывалась о том, почему хочет запретить этот фильм. Депутат Госдумы назвала его экстремистским, порочащим честь «нашего государя» . Вот одна из последних цитат о фильме:

«Отмечу необходимость принятия мер к признанию сюжета фильма «Матильда» о «блудстве» Святого Угодника Божьего и Государя Российской империи, представленного немецким порноактером пропагандирующим сатанизм, - экстремистским материалом, который собственно и приводит к проявлениям экстремизма со стороны задержанных лиц» - приводит Regnum слова Поклонской.

Чем ближе премьера фильма, тем больше накаляется атмосфера вокруг него. Напомним более ранние сообщения о массовых молебнах в храмах России – с целью обращения ко Всевышнему, дабы он посодействовал в запрете «Матильды» . До поры до времени РПЦ не использовала агрессивные методы давления на власть, ограничиваясь молитвами о запрете, публичными высказываниями и тому подобным. Теперь крайние меры используют псевдо-активисты, прикрываясь Церковью.

Уже доподлинно неизвестно, кто кого спровоцировал на травлю фильма Алексея Учителя – Поклонская церковь, или церковь Поклонскую, но скандал вокруг «Матильды» стал причиной опасных спекуляций на эту тему. Так, накануне уже был задержан «православный активист» - Александр Калинин, лидер организации «Христианское государство» . Задержан он был за угрозы кинотеатрам в поджоге – если те покажут «Матильду», сообщает «КП» .

«За Матильду гореть» - именно такие листовки были разбросаны у входа в офис адвоката режиссера Алексея Учителя, которые были обнаружены после поджога автомобиля. Как сообщают «Вести» , инцидент произошел 11 сентября, по факту поджога было возбуждено уголовное дело. Сейчас подозреваемые – их трое, включая Калинина – задержаны.

Нельзя сказать, что угрозы не действуют. «От греха» ли, или в целях сохранения репутации - кто знает, но первые отказы от «Матильды» уже прогремели. Сообщается, что от проката фильма уже отказались две крупные кинопроркатные сети – «Формула кино» и «Синема-парк» .

К слову, основной противник фильма – Наталья Поклонская, уже прокомментировала ситуацию с поджогами и угрозами:

«Абсолютно правовая ситуация с фильмом Матильда кем-то используется в целях, не имеющих никакого отношения к защите нашей истории и Вере. Проявление экстремизма в данном вопросе это часть определенного плана, направленного на дестабилизацию общества, разобщение людей, дискредитацию православных верующих» - заявила Поклонская.

Конечно, это не выход – бороться с «экстремистским фильмом» экстремистскими методами. С этим согласен и Владимир Мединский.

А что же Минкульт? Многих если не возмущала, то, по крайней мере, удивляла отстраненность Минкульта от скандала с «Матильдой». После последних абсурдных событий с поджогами о фильме все-таки высказался глава Минкульта Владимир Мединский, заявив, что Министерство культуры больше не может держаться в стороне:

«Меня часто попрекают в излишнем консерватизме. И вот как консерватор хочу сказать: подобные самозваные «активисты» дискредитируют и государственную культурную политику, и Церковь» - цитирует «КП» слова Мединского – «Не знаю, какими соображениями руководствуется уважаемая госпожа Поклонская, затевая и поддерживая этот гвалт. Может, и от чистого сердца. Тем более, не готов разгадывать мотивации разнокалиберных «активистов»-поджигателей, нагло именующих себя «православными»

Стоит отметить, что сам Мединский посмотрел картину и отметил, что в «Матильде» нет ничего оскорбительного для памяти Николая II.

Поклонская же, видимо, сдаваться не намерена, утверждая, что Учитель будет отвечать в суде перед потомками дома Романовых.

Как оценили фильм неравнодушные зрители? До премьеры фильма остался месяц, однако, уже были проведены первые показы – во Владивостоке. 20 сентября ожидается показ «Матильды» в Новосибирске, также раньше премьеры увидят кино жители Астрахани.

Скандал вокруг еще не вышедшего фильма о первой любви императора Николая II развернулась с новой силой. Чем же фильм, который находится еще в производстве, так возмущает общественность?

В центре сюжета исторической мелодрамы, как назвали жанр создатели, - любовь царевича Николая Романова, будущего последнего российского императора Николая II, и балерины Матильды Кшесинской. Романтические отношения длились недолго - до коронации его с будущей супругой Александрой Федеровной. Кстати, поговаривают, что у балерины и Николая II даже родилась дочь (!)

После связи с царевичем Николаем Александровичем была любовницей другого великого князя Сергея Михайловича, а позже вышла замуж за еще одного представителя царского дома - великого князя Андрея Романова. Воспитывала внебрачного сына. А после революции 1917 года навсегда покинула Россию. В Париже у нее была своя балетная школа.

Судьба Кшесинской сама по себе любопытна - она прожила долгую жизнь, почти сто лет. Она - прима-балерина императорских театров, влиятельная особа.

На роль главной героини пригласили польскую актрису Михалину Ольшанскую, императора Николая II сыграл немецкий актер театра и кино Ларс Айдингер. Среди звездных имен: Ингеборга Дапкунайте, Евгений Миронов, Сергей Гармаш, Данила Козловский и Григорий Добрыгин.

У Николая II и Матильды Кшесинской была дочь.

Картина между тем с первого дня была задумана как масштабная историческая реконструкция: были специально воссозданы Успенский собор, Дворец на Речном понтоне и интерьеры вагонов Императорского железнодорожного состава. Съемки проходили в Мариинском театре, в Екатерининском, Александровском, Юсуповском и Елагиноостровском дворцах. На 5 тысяч костюмов ушло, по некоторой информации, 17 тонн ткани. А всего бюджет картины составляет 25 млн долларов.

С чего все началось?

О том, что режиссер Алексей Учитель в 2014 году приступил к съемкам исторического кино, было известно и ни у кого не вызывало протеста. А когда производство было в самом разгаре, если не сказать больше, общественность вдруг начала активно возражать против съемок, требуя полного запрета. Возможно, показался провокационным первый трейлер к фильму. Но с момента его появления посыпались жалобы. Среди главных инициаторов - общественное движение «Царский крест»:

«В фильме „Матильда“ царь Николай II изображен не тем, кем он был на самом деле. Любовь между Матильдой Кшесинской и царем Николаем II была платонической, а не похотливой. Также при правлении царя Николая II экономическое и социальное положение было лучше по сравнению с нынешней ситуацией в России», - говорится в официальном заявлении общественников. И они обратились за поддержкой к Наталье Поклонской, теперь уже депутату Госдумы, а в то время прокурору Республики Крым.

Наталья Поклонская дважды направляла в Генпрокуратуру РФ просьбу о проверке «Матильды» на экстремизм. Проверка не нашла нарушений. В 2016 году в интернете появилась петиция на сайте Change.org, цель которой - запретить фильм. «Содержание фильма является сознательной ложью» - говорится в ней.

«В истории нет фактов сожительства русских царей с балеринами, - сказано в петиции. — Россия представлена в фильме как страна виселиц, пьянства и блуда, что также является ложью. В картину включены постельные сцены Николая II с Матильдой, сам царь представлен жестоким мстительным развратником и прелюбодеем».

В конце января 2017 года по кинотеатрам страны были разосланы письма-жалобы. Наталья Поклонская отправила еще один депутатский запрос в Генеральную прокуратуру, чтобы проверить законность расходования бюджетных средств, выделенных Фондом кино на создание фильма. А в апреле 2017 года - в экспертную комиссию, в составе докторов психологических, юридических, филологических, культурологических, исторических наук со стажем экспертной деятельности до 28 лет, чтобы оценить сценарий и трейлеры фильма.

Члены комиссии усмотрели массу критических замечаний: от опять-таки морального облика русского царя до некрасивой внешности его возлюбленной. И вердикт прежний: в картине навязывается ложный образ святого Николая II, оскорбляются чувства верующих. Результаты экспертизы в очередной раз направлены в Генпрокуратуру.

Кто поддержал выход фильма?

Главная мысль, которая звучит у большинства деятелей культуры и чиновников, - преждевременно выносить мнение о фильме, который еще и не вышел. Но агрессивные нападки от общественных организаций тоже не могли остаться без внимания. Многие деятели культуры посчитали своим долгом выступить в поддержку картины: кинорежиссер Станислав Говорухин, председатель думского комитета по культуре, раскритиковал идею о проверке фильма, добавив, что такие инициативы надо прерывать на корню.

Открытое письмо написали более сорока российских кинематографистов, среди которых Павел Лунгин, Александр Прошкин, Александр Гельман, Виталий Манский, Андрей Смирнов и другие. Министр культуры Владимир Мединский, несколько раз бывавший на съемках картины, в эфире радио «Комсомольская правда» тоже поддержал «Матильду».

Наконец, комментарий по поводу ситуации вокруг премьеры дал пресс-секретарь Президента РФ Дмитрий Песков. По его словам, оценивать фильм, который еще не готов, по меньшей мере, странно. «И потом, честно говоря, я, к сожалению, не располагаю информацией, какие именно эксперты оценивали фильм - эксперт эксперту рознь. Поэтому, не зная, кто именно оценивал фильм, в рамках каких полномочий, наверное, трудно о чем-то говорить», - заявил Песков.

А что говорят потомки царской династии Романовых?

Представители дома Романовых не солидарны в оценке еще не вышедшего фильма. Но идея фильма многим явно не пришлась по душе. Директор канцелярии Российского императорского дома Александр Закатов в эфире «Радио «Балтика» назвал «Матильду» низкопробной подделкой, которая не имеет ничего общего с реальными событиями: «Обсуждать личность даже святого человека, даже царя, вполне можно, но с какой целью? Чтобы показать в каком-то извращенном виде, чтобы заработать деньги на низких эмоциях и инстинктах? Это нехорошо».

Представитель объединения членов семьи Романовых (другая ветвь семьи) в России Иван Арцишевский считает, что в картине нет ничего обидного. «Николай II стал святым за мученическую смерть, а показать его человеком, я считаю, абсолютно нормально - это моя личная позиция», - рассказал Арцишевский ТАСС.

Создатели фильма устали от споров

Режиссер Алексей Учитель назвал дискуссию вокруг «Матильды» бесполезной и ненужной. «Честно говоря, я уже устал от войны госпожи Поклонской со мной и всей съемочной группой фильма. Вместо того чтобы спокойно заканчивать фильм, я вынужден отвлекаться на чушь, бред и оскорбления», - заявил режиссер РИА Новости. «Выйдет фильм, все его посмотрят, и тогда только возможно его обсуждение».

Также считает и продюсер фильма Александр Достман: «Люди, которые не видели фильм, а его не видел никто, кроме рабочей группы, не могут делать никаких заключений - это смешно, кинокомедия какая-то, удивительная глупость. И еще удивительно то, что все идут у Натальи Поклонской на поводу, считаются с ее мнением, ей-то я уже перестал удивляться. Это фильм о красивой любви. Вне зависимости от того, царь Николай или не царь, он - человек, а человек, что, не может любить?».

По информации ТАСС, Константин Добрынин, адвокат режиссера Алексея Учителя, обратился в комиссию по этике Госдумы России с жалобой на деятельность депутата Натальи Поклонской, обосновав возможные нарушения правил депутатской этики, проявившиеся «в необоснованных обвинениях» Поклонской в адрес Учителя, а также в «использовании заведомо ложной информации и призывах к незаконным действиям» в отношении создателей фильма «Матильда».

Когда премьера?

Премьера назначена на 26 октября 2017 года, она пройдет в Мариинском театре - там, где в начале XX века выступала главная героиня фильма Матильда Кшесинская. Кстати, музыкальным продюсером фильма стал художественный руководитель и генеральный директор Мариинского театра Валерий Гергиев.


Фильм, который снимает известный режиссер Алексей Учитель ("Прогулка", "Портрет его жены"), рассказывает историю отношений будущего императора, а на тот момент цесаревича Николая Александровича Романова и прима-балерины Мариинского театра Матильды Кшесинской. Танцовщица с польской кровью своей красотой буквально свела с ума царского сына. С его стороны это была настоящая страсть от которой Николая заставили отказаться в обмен на корону. Хотя будущий император любил свою Матильду так, что готов был отказаться от престола.


Согласитесь, история, действительно заслуживающая внимания кинематографа. Под этот грандиозный проект государство выделило 25 миллионов долларов, большая часть из которых была израсходована на декорации и костюмы, а их было сшито более 5 тысяч. География съемок грандиозная: снимали во самых заповедных местах исторического Петербурга: в интерьерах Мариинского театра, Екатерининском, Александровском, Юсуповском и Елагиноостровском дворцах, - так что этот фильм уже одной своей картинкой - путеводитель по истории. Кроме того, для фильма были построены декорации Успенского собора, Дворца на Речном понтоне и интерьеры вагонов Императорского железнодорожного состава. Ну, то есть масштабы всем понятны. Плюс саундтрек заказали моднейшему композитору Голливуда Марко Белами, а сыграл все-то, что написал голливудский итальянец, расширенный состав симфонического оркестра п/у Валерия Гергиева. Да, мы еще забыли сказать об актерах, во всех ролях кроме главных только самые модные фамилии, Данила Козловский, Ингеборга Дапкунайте, Сергей Гармаш, Евгений Миронов. В этот список, честное слово, просится имя Ходченковой, но каким-то чудом обошлись без нее.

А вот что касается исполнителя главной роли, тут создатели, как говориться, лоханулись. В погоне за актерской внешностью, максимально схожей с лицом Николая II, продюсеры утвердили на роль немецкого актера Ларса Айдингера. И надо ж такому случиться, что именно этот статный 39-летний красавец блондин в свое время умудрился сняться в порно-фильме, в частности, в арт-порно-картине Питера Гринуэя "Гольциус и Пеликанья компания" (2012), которая вроде и была снята метром на Библейские и античные сюжеты, но все равно, считается фильмом, который просто эротикой не назовешь. Ну, и началось.

"У Николая II и Матильды Кшесинской была дочь"

У грандиозного кинопроекта конечно же появились враги, например, в лице бывшей прокурорши Крыма и депутата Госдумы Натальи Поклонской. Подначиваемая представителями общественного движения "Царский крест", Поклонская обвинила картину в "искажении исторических событий" и "антироссийской и антирелигиозной провокации в сфере культуры" и уже отправила в Генпрокуратуру два запроса, чтобы соответствующие органы проверили, правильно ли создатели "Матильды" используют выделенные из бюджета средства, а заодно проверили сюжет на наличие в ней крамолы, порочащей память императорской семьи и чувства православных.

На эти действия Поклонской Глава комитета Госдумы по культуре Станислав Говорухин заметил, что такие инициативы следует "прерывать на корню", поскольку, во-первых, нельзя проверить то, чего еще нет (фильм-то до сих пор находится в процессе съемок), а, во-вторых, как сказал Говорухин, "непонятно, почему реальная история из жизни Николая Романова, который, кстати, был тогда еще только наследником трона, должна вызывать возмущение у определенных кругов и вытекать в подобные проверки". Тупиковым и неверным путем называют процесс травли фильма и священники, хотя при этом саму картину осуждают.

Потомки самой Матильды Кшесинской тоже никаких поводов для обращения в правоохранительные органы он не видят. Правнук балерины Константин Севенард заявил, что для этого пока оснований нет.

Никто фильм не видел. Мне говорить о том, что там есть несоответствия с историческими событиями сложно, - комментирует ситуацию г-н Севенард. - Николай Второй был близок с Матильдой Кшесинской - это известный доказанный факт. Тут оспаривать нечего. Мне не нравится, что фильм захватывает события с момента знакомства Кшесинской с Николаем и заканчивается его коронацией. История эта имеет большую протяжённость. Мы знаем, что у Матильды Феликсовны и Николая Второго родилась дочь в 1911 году. В нашей семье есть фотографии, подтверждающие это. Матильда получила титул Святейшей Княгини потом. Весной 1917 года она была посредником между Николаем Вторым и Временным Правительством. Она пыталась спасти Царскую семью.

На днях режиссер фильма "Матильда" Алексей Учитель, наконец, отреагировал на нападки недовольных православных россиян. Хотя, сдается, проблему он оценил по достоинству слишком поздно. Учитель заявил, что создатели фильма готовят два письма в Генеральную прокуратуру - одно по поводу самой Поклонской, а другое, по поводу людей, которые рассылают в кинотеатры письма с призывом отказаться от проката фильма.

В общем, скандал не шуточный. И опасения, что 25 миллионов бюджетных денег ухнут в бездну есть и очень большие. Мы уже не говорим про труд тысяч людей, приложивших к этому фильму свои усилия, - кто его и когда ценил. Понятно лишь одно, премьера фильма недавно была перенесена на 25 октября, так что у обеих сторон есть время для маневров.

Алексей Учитель в центре

«Матильда»

Я снимаю не биографию Матильды Кшесинской. Мой первый игровой фильм «Мания Жизели», выпущенный в 1995 году, был как раз в чистом виде байопиком другой балерины, Ольги Спесивцевой. У«Матильды» же другой жанр, это лирический рассказ о том, как маленькая женщина могла существенно повлиять на судьбу России. Трудно в это поверить, но ведь мы были в шаге от того, чтобы все сложилось совсем иначе. Есть целый ряд мистических и загадочных происшествий, которые повлияли на ход исторических событий. Например, показанное в фильме крушение царского поезда под Харьковом. Десятки людей погибли, были ранены, состав разметало по железнодорожной насыпи, но ни один член царской семьи не пострадал. Александр III руками удерживал крышу искореженного вагона, давая возможность выбраться жене и детям. Однако именно тогда он повредил себе почку, что повлекло за собой смерть императора в возрасте сорока девяти лет.

Это фильм об искренней и взаимной любви будущего императора Николая II и Матильды Кшесинской на фоне бурных исторических событий. Меня сейчас очень интересует фигура последнего самодержца. При подготовке к фильму я прочитал об этом человеке массу исторических документов, мемуаров, и на мой взгляд, его очень часто понимают у нас неправильно, как слабовольного монарха, который погубил Россию. Не все так. Он не очень хотел принимать власть, но когда за нее взялся, то к 1913 году сделал Россию первой в Европе по всем экономическим показателям, не говоря уже о развитии искусства и культуры, — страна тогда была самой сильной за все годы своего существования. По моим ощущениям, он был человеком внешне не властным, мог говорить тихо, но очень правильно подбирал людей. У него был один недостаток: на него действительно влияли женщины, в частности императрица Александра Федоровна. Вплоть до свадьбы, даже до момента коронации Николай II разрывался между двумя женщинами. Фильм и об этом — о ситуации, когда долг побеждает, а любовь остается в стороне. Мы снимаем художественный фильм и не ставили перед собой задачи восстановить историческую справедливость, но надеюсь, мой личный взгляд на личность императора будет интересен зрителю.

Кшесинская действительно была первой русской балериной, которая сделала тридцать два фуэте. Но нельзя сказать, чтобы она была невероятной красавицей — Матильда Феликсовна безумно притягивала своим обаянием и энергетикой. Наследнику Николаю Александровичу, человеку, в общем-то, закомплексованному и зажатому, она помогла раскрепоститься — он обрел и внутреннюю, и внешнюю свободу. Помимо двух этих главных героев и невесты императора Аликс в фильме есть еще одно важное действующее лицо, офицер Воронцов, которого играет Данила Козловский. Это на самом деле существовавший человек, которого любовь к Матильде Кшесинской свела с ума: он был настолько одержим ею, что пытался повеситься, вынашивал планы нападения на Николая II. Его присутствие придаст фильму оттенок триллера.

Помимо масштабных сцен, катастроф, большого количества костюмов мы показываем с неожиданной стороны то время: в России уже тогда носили джинсы, ездили на мотоциклах, катались на роликовых коньках. Николай II был фанатом фотографии и кинематографа, у него у первого в России появились компактная фотокамера и кинопроектор, ручку которого царь крутил сам,— он безумно любил смотреть фильмы, и мы это в картине показываем.

Я очень долго не мог найти актрису на главную роль, пробовались актрисы и знаменитые, и менее известные, искали по всей стране и далеко за ее пределами. В результате исполнительница нашлась, но в силу некоторых причин мы до сих пор не раскрываем имя главной актрисы «Матильды» — все это породило волну слухов, вплоть до анекдотических.

Перед началом съемок мы устроили конкурс синопсисов, в котором участвовали двенадцать авторов, и все толкали действие в сторону байопика, мне же хотелось какой-то необычной по жанру истории. И такая обнаружилась в сценарной заявке писателя Александра Терехова: на нескольких страницах у него было сразу множество вбросов отдельных сцен из будущего фильма, написанных очень необычным языком и при этом чрезвычайно зримо. Работать с талантливым писателем мне всегда интересно: проще увидеть сцену, когда она написана не просто технично, но еще и мастерским слогом. С Александром взаимодействовать было легко, при том что это будет его дебют в качестве сценариста.

Всю хореографию в нашем фильме ставит Алексей Мирошниченко, главный балетмейстер Пермского театра оперы и балета. Я рассматривал разные кандидатуры, но сделал выбор, когда увидел поставленный Алексеем потрясающий балет на музыку Адана «Голубая птица и принцесса Флорина», который невероятно тонко воссоздает атмосферу конца XIX века. Около семидесяти артистов этого театра и учащихся Пермского хореографического училища приезжали к нам на съемки. Когда вы видите на сцене полсотни балерин с горящими внутри пачек лампочками, это даже на современного зрителя производит впечатление и при этом все исторически достоверно: такие костюмы в то время уже были, а сейчас их воспроизвела наш художник Надежда Васильева.

Нет практически ни одного дворца в Петербурге, кроме Зимнего, где бы не снимали: Екатерининский, Елагин, Юсуповский, Александровский в Царском Селе. Роль апартаментов Кшесинской играет найденная нами реально существующая квартира на Загородном проспекте — ее хозяева превратили свое жилье в музей быта рубежа XIX-XX веков.

В Большом театре в Москве мы снимали всего один день, зато Александринский и Мариинский театры проявили особую щедрость — Мариинку мы вообще получили целиком в свое распоряжение на восемь дней во время отпуска труппы, и это первый подобный случай за все годы существования театра. Валерий Гергиев является музыкальным руководителем картины, а Мариинский театр — партнером в создании фильма. Впереди у нас съемка этим летом еще трех больших эпизодов на натуре, в частности давки на Ходынском поле — строим для этого декорации под Петербургом, — а к весне следующего года фильм должен быть готов.

Почему отдельные верующие люди принадлежащие к РПЦ выступили против этого фильма, который ещё не вышел?

Специально для отдельных людей показали трейлер этого фильма. Для чего трейлеры показывают специально приглашенным людям? Чтобы они фильмом заинтересовались, чтобы могли судить о нем не по названию, а по трейлеру и, наверное, беседе с продюсерами, авторами и актерами состоявшейся при просмотре трейлера.

Значит фиксируем -- отдельные люди которым показали трейлер вполне могут и свободны высказывать своё мнение о концепции фильма.

А далее -- проще прочитать слова самого недовольного Шевкунова: life.ru

Если то, что он говорит о трейлере фильма правда, то я с ним согласен.

Одно дело фантазии на основе фактов. Другое дело просто выдумки, которые действительно могут быть оскорбительны для человека.

У Николая Александровича был роман до помолвки. Роман был разорван и это факт зафиксированной в дневниках лично самой возлюбленной. Н.А. честный человек и роман прекратил. В фильме якобы показан человек поступающий нечестно.

Имеют право, конечно, выдумывать. Ну а другие имеют право возмущаться этим.

Это как с Вырубовой. Сначала люди анекдоты сочиняли, а потом некоторые *** написали фейковые дневники с мерзкими пошлостями из анекдотов. Только вот временное правительство провело следствие и ничего не подтвердилось, не получилось ни обвинить, ни судить. Большевики перед тем как расстрелять на обоях эти анекдоты рисовали.

Итог -- ну, подыграли экстремистам, все будут беситься, прыгать-лаять (обе стороны), ещё больше ненавидеть друг друга.

По поводу сказанного Алексеем Бадрызловым.

Церковь не может считать и не считает Н.А. безгрешным, так как безгрешных нет, в том числе святые не значит безгрешные. В то числе и Н.А. и его семья прославляются за то как приняли смерть (это подчеркнуто дополнительно термином -- страстотерпцы), а не то, как жил Н.А.

Из официального доклада комиссии:

Будучи помазанным на Царство, наделенный всей полнотой власти, Император Николай II был ответственен за все события, происходившие в его государстве, как перед своим народом, так и перед Богом. Поэтому определенная доля личной ответственности за исторические ошибки, подобные событиям 9 января 1905 года, - а этой теме был посвящен специальный доклад, принятый Комиссией, - ложится на самого Императора, хотя и не может измеряться степенью его участия, а точнее неучастия в этих событиях.

Другим примером действий Императора, имевших пагубные последствия для судьбы России и самой Царской Семьи, были его отношения с Распутиным - и это было показано в исследовании "Царская Семья и Г. Е. Распутин". Действительно, как могло случиться, что такая фигура как Распутин могла оказывать влияние на Царскую Семью и российскую государственно-политическую жизнь его времени? Разгадка распутинского феномена - в болезни Царевича Алексия. Хотя и известно, что Государь неоднократно пытался избавиться от Распутина, но всякий раз он отступал под давлением Императрицы из-за необходимости обращаться за помощью к Распутину для излечения Наследника. Можно сказать, что Император оказался не в состоянии противостоять Александре Федоровне, истерзанной горем из-за болезни сына и находившейся в связи с этим под влиянием Распутина.

Подводя итог изучению государственной и церковной деятельности последнего Российского Императора, Комиссия не нашла а ней достаточных оснований для его канонизации.

Однако в Православной Церкви известны случаи причисления к лику святых даже тех христиан, которые вели греховную жизнь после крещения. Их канонизация совершалась именно потому, что свои грехи они искупили не только покаянием, но и особым подвигом - мученичеством или аскезой.

========================

«В один из вечеров, когда Наследник засиделся у меня почти что до утра, он мне сказал, что уезжает за границу для свидания с принцессой Алисой Гессенской, с которой его хотят сватать. Впоследствии мы не раз говорили о неизбежности его брака и о неизбежности нашей разлуки», - пишет она в своих воспоминаниях. И когда 7 апреля 1894 года было объявлено об официальной помолвке цесаревича Николая с 22-летней Алисой Гессен-Дармштадтской, Матильда призналась: «Горю моему не было границ».

Надо сказать, что после помолвки Николай сразу поведал невесте о своих отношениях с Кшесинской и та простила его в назидательном письме: « Что прошло, то прошло и никогда не вернется. Все мы в этом мире окружены соблазнами, а когда мы молоды, то не всегда можем бороться, чтобы устоять перед искушением … Я люблю тебя даже сильнее с тех пор, как ты рассказал мне эту историю. Твое доверие так глубоко трогает меня… Смогу ли я быть его достойной?..»

Воспоминания Кшесинской можно прочесть здесь, там всё про встречи и про её романы после Н.А.:

Слова А.Ф. были записаны ей в дневнике Н.А. 8 июля 1894 года на английском, перевод по сноске в конце текста:

_ _ _

Никаких метаний после помолвки и обмороков во время коронации не было. Просто почитайте эти дневники и сравните с фильмом. Учитель подразумевает, что все это ложь и Н.А. чудовищный лицемер.

Да, понимаю, обычное для молодых -- гулял с одной и тут же её забыл чтобы переполниться любовью к другой. Это видно в дневниках.

Откуда Учитель придумал, что Н.А. метался (а это так про трейлеру, в обморок падал и т.д.) и, следовательно, и мерзко лицемерно врал в дневнике -- не знаю.

И, да, я не против фильма, мало ли сколько разных фильмов бывает. Я только был бы рад, если бы фильм финансировался не за гос.счет и на нем не отмывались деньги, как сейчас подозревается.

Фильм "Матильда" наделал много шума в информационном пространстве за несколько месяцев до своего выхода. В данный момент многие люди, которые до конца не разобрались в ситуации со скандалом вокруг этой картины, задаются вопросами о том, про что этот фильм и почему его запрещают к показу в РФ?

Свежие новости указывают на то, что два красноярских кинотеатра не будут показывать скандальный фильм Алексея Учителя "Матильда", остальные — пока не приняли решение. Но все они отказываются разговаривать с журналистами из соображений безопасности. Мы поговорили с красноярскими священнослужителями, Алексеем Учителем и Станиславом Говорухиным и выяснили, к чему может привести взрывоопасная ситуация.

Тем временем режиссер ставшего скандальным еще до официального выхода на экраны фильма "Матильда" Алексей Учитель лично посетил все 4 кинозала в ТРЦ "Черемушки", где сегодня, 11 сентября, проходит препремьерный показ нашумевшей картины. Автор картины поблагодарил всех кто пришел на просмотр, призвал оставить свой отзыв на сайте фильма и отметил, что это еще не окончательный вариант и "Матильда" еще будет доработана.

Вышедший к зрителям вместе с представителем компании "Каропрокат" Алексеем Рязанцевым, который занимается прокатом картины, Алкесей Учитель призвал зроителей оставить отзыв о фильме, даже если он не понравится. Он также назвал, что слова о том, что картина кого-то оскорбляет, "враньем".

Напомним, скандал вокруг фильма возник в связи с разгоревшимся ранее спором режиссера Алексея Учителя и депутата Госдумы Натальи Поклонской и продолжается уже несколько месяцев.

Поклонская добивается того, чтобы фильм не вышел в прокат, так как, по ее мнению, он оскорбляет память царя и чувства верующих. "Государь Николай Александрович является святым, мучеником, причислен церковью к лику святых", - сказала Поклонская. Для исполнения своих целей она направила в Генпрокуратуру депутатский запрос с отрицательным заключением экспертизы фильма "Матильда". В свою очередь, Учитель называет недопустимыми попытки депутата повлиять на творческий процесс и прокатную судьбу фильма. Тем не менее 10 августа департамент кинематографии Минкультуры России выдало ленте прокатное удостоверение.

Из описания и трейлера понятно, что речь пойдет о любовных отношениях последнего императора Николая II и балерины Матильды Кшесинской. Известно, что драма получила прокатное удостоверение от Министерства культуры Российской Федерации, поэтому может быть показана в кинотеатрах.

Первый предпремьерный показ "Матильды" состоялся в этот понедельник, 11 сентября, во Владивостоке. Как сообщалось в посте сети кинотеатров "Иллюзион" в соцсетях, режиссёр лично привез единственную копию фильма для показа и увез вместе с собой.


Top