Понятие идеальный эксперимент в употребление ввел. Идеальный эксперимент и реальный эксперимент

Различают также идеальный и реальный эксперимент. Понятие «идеальный эксперимент» ввел в употребление Д. Кэмпбелл. Идеальный эксперимент предполагает изменение экспериментатором только независимой переменной, зависимая переменная контролируется. Другие условия эксперимента остаются неизменными. Идеальный эксперимент предполагает эквивалентность испытуемых, неизменность их характеристик во времени, отсутствие самого физического времени (как это ни парадоксально звучит), возможность проводить эксперимент бесконечно. Следствием этого является проведение всех экспериментальных воздействий одновременно. Идеальный эксперимент противостоит реальному, в котором изменяются не только интересующие исследователя переменные, но и ряд других условий. Соответствие идеального эксперимента реальному выражается в такой его характеристике, как внутренняя валидность (validity) – достоверность результатов, которую обеспечивает реальный эксперимент по сравнению с идеальным. Внутренняя валидность характеризует меру влияния на изменение зависимой переменной тех условий (независимой переменной), которые варьирует экспериментатор.

Приведем основные этапы психологического экспериментального исследования и кратко рассмотрим их содержание.

1. Любое исследование начинается с определения его темы. Тема ограничивает область исследований, круг проблем, выбор предмета, объекта и метода. Однако первым этапом собственно исследования является первичная постановка проблемы. Исследователь должен уяснить себе, чем он неудовлетворен в современном психологическом знании, где он ощущает пробелы, какие теории дают противоречащие друг другу объяснения поведения человека и т.д.

Эмпирическое исследование проводится в трех основных случаях:

      проверка гипотезы о существовании явления;

      проверка гипотезы о существовании связи явлений;

      проверка гипотезы о причинной зависимости явления А от явления В.

Собственно эксперимент применяется только для обнаружения причинной связи явлений.

2. После первичной постановки проблемы наступает этап работы с научной литературой. Исследователь должен ознакомиться с экспериментальными данными, полученными другими психологами, и попытками объяснения причин заинтересовавшего его явления. (6)

К услугам современного исследователя компьютерные базы данных, сети Internet или Relcom и др., библиотеки, специализированные журналы.

Первичная работа начинается с поиска определений базовых понятий, которые содержатся в психологических словарях, а также в словарях и энциклопедиях по смежным дисциплинам. Там же имеются и ссылки на основные публикации по проблеме. Следующий шаг – составление библиографии по тематике исследования с помощью библиотечных систематических каталогов. Предварительное знакомство с публикациями на тему исследования можно получить из реферативных журналов. В нашей стране единственный журнал такого рода, издаваемый ВИНИТИ, – «0.4. Биология. Раздел 0.4.II. Психология». Из зарубежных изданий наиболее авторитетным является Psychological Abstract, выпускаемый Американской психологической ассоциацией. В нем содержатся краткие аннотации на большинство работ, выходящих в англоязычных психологических журналах. Более подробную информацию об исследованиях, относящихся к выделенной проблеме, следует искать в самих публикациях: статьях научных журналов, сборниках и монографиях. Наиболее авторитетные психологические российские научные журналы: «Психологический журнал», издаваемый Российской академией наук; «Вопросы психологии» – орган Российской академии образования; «Вестник МГУ, серия Психология», выпускаемый издательством МГУ; «Психологическое обозрение» – орган Российского психологического общества; «Школа здоровья», издаваемый Центром «Диагностика, адаптация, развитие» им. Л.С. Выготского; «Иностранная психология», издаваемый Институтом психологии РАН.

Результат работы над литературным обзором – это уточнение проблемы, возникновение новой гипотезы и идеи плана экспериментального исследования. Возможно, что психолог и откажется от исследования, так как проблема может показаться неразрешимой или, наоборот, настолько исследованной, что ничего нового к имеющимся результатам добавить уже нельзя.

3. На следующем этапе происходит уточнение гипотезы и определение переменных. Первичная постановка проблемы уже скрыто предполагает варианты ответа на нее. Экспериментальная гипотеза, в отличие от теоретической, должна быть сформулирована в виде импликативного высказывания: «Если... то...». Кроме того, она должна быть конкретизирована и операционализирована. Это означает, что входящие в высказывание «если А, то В» переменные А и В должны контролироваться в эксперименте: А – управляться экспериментатором, а В – регистрироваться непосредственно или с помощью аппаратуры. Определение переменных в терминах экспериментальной процедуры и их операционализация завершают этап уточнения гипотезы. Тем самым уточняется предмет экспериментального исследования: та сторона психики, на которую направлено экспериментальное воздействие и которая регулирует проведение, регистрируемое в ходе эксперимента. Психическая реальность всегда выступает в эксперименте «переменной-модератором», или «промежуточной переменной». Психолог управляет не психической реальностью, а внешними параметрами ситуации, воздействующими на психику испытуемого. Регистрируя независимую переменную, он исходит из того, что между «переменной-модератором» и параметрами поведения существует функциональная (психорегулятивная) связь. Это основная общая гипотеза – предпосылка любого психологического эксперимента. Следует отметить, что встречающиеся в ряде бюрократических документов требования обязательно описать актуальность, научную новизну, практическую значимость исследования, выделить его «цели», «задачи» и др. к организации и планированию реальной научной работы никакого отношения не имеют. Помимо независимой, зависимой переменных и «переменной-модератора» должны быть определены и операционализированы внешние переменные, которые могут влиять на зависимую переменную.

4. Исследователь должен выбрать экспериментальный инструмент, который позволял бы ему:

а) управлять независимой переменной;

б) регистрировать зависимую переменную. Речь идет о конкретной методике и аппаратуре психологического эксперимента. Кроме того, условия эксперимента (помещение, ситуация, время и др.) должны либо элиминировать влияние внешних переменных, либо сохранять константность величины их воздействия на зависимую переменную.

Характер используемой аппаратуры определяется тем, какую методику выберет или сконструирует экспериментатор. В психологическом эксперименте может применяться самая разнообразная аппаратура, в том числе психофизиологическая. Следует лишь избегать перегрузки испытуемого избыточными для исследования тестами. К сожалению, в России не налажен выпуск аппаратуры для проведения психологических экспериментальных исследований. Нет стандарта оборудования экспериментальных лабораторий. Выпуск тестовых методик также не удовлетворяет потребности исследователей и практиков. Поэтому основная аппаратура либо изготавливается самостоятельно, кустарным способом, либо, если это возможно (преимущественно в психофизиологических исследованиях), используется медицинское оборудование и аппаратура для биофизических и психофизиологических исследований.

5. Планирование экспериментального исследования является центральным этапом всей процедуры. В первую очередь речь идет о выделении внешних переменных, которые могут влиять на зависимую переменную. Планирование необходимо для обеспечения внешней и внутренней валидности эксперимента. Специалисты рекомендуют многочисленные техники контроля внешних переменных. Следующим шагом является выбор экспериментального плана. Какой план предпочтительнее? Ответ на этот вопрос зависит от того, какова экспериментальная гипотеза, какое число внешних переменных вы должны контролировать в эксперименте, какие возможности предоставляет ситуация для проведения исследований и т.д. При ограниченности времени и ресурсов (в том числе финансовых) выбирают максимально простые экспериментальные планы. Для проверки сложных гипотез, требующих управления несколькими независимыми переменными и/или учета многих дополнительных переменных, используют соответствующие усложненные планы.

6. Отбор и распределение испытуемых по группам проводится в соответствии с принятым экспериментальным планом. Всю совокупность потенциальных испытуемых, которые могут быть объектами данного психологического исследования, обозначают как популяцию, или генеральную совокупность. Множество людей или животных, принимающих участие в исследовании, называют выборкой. Состав экспериментальной выборки должен моделировать, представлять (репрезентировать) генеральную совокупность, поскольку выводы, получаемые в эксперименте, распространяются на всех членов популяции, а не только на представителей этой выборки. Одно из требований к выборке – репрезентативность. Выборка должна качественно и количественно представлять генеральную совокупность, основные типы потенциальных испытуемых, существующие в популяции. Испытуемые должны быть правильно распределены по экспериментальной и контрольным группам, чтобы все группы были эквивалентными. Существует множество конкретных приемов формирования выборки.

7. Проведение эксперимента является, очевидно, наиболее ответственной частью исследования, требующей от человека не только знаний и навыков, но и способностей к экспериментированию. Кратко охарактеризуем основные этапы проведения эксперимента.

а) Подготовка эксперимента.

Исследователь готовит экспериментальное помещение и оборудование. Если это необходимо, проводится несколько пробных опытов для отладки процедуры эксперимента. Важнейшим моментом является разработка и уточнение инструкции. Она должна состоять из кратких предложений, каждое из которых включает не более 11 слов. В инструкции с помощью абзацев выделяются смысловые блоки. Ее проверяют на понятность и простоту, проводя предварительный опыт на 5-10 испытуемых.

б) Инструктирование и мотивирование испытуемых.

Инструкция должна включать в себя мотивационные компоненты. Испытуемый должен знать, какие возможности предоставляет ему участие в эксперименте. Это может быть денежная оплата (характерно для американской и бывшей советской психологии), информация о его способностях и личностных чертах, помощь в решении личных проблем и т. д. Поскольку ситуация эксперимента для большинства испытуемых непривычна, они испытывают тревогу, их внимание может флуктуировать. Кроме того, скорость понимания инструкции зависит от индивидуальных когнитивных способностей, особенностей темперамента, знания языка и т. д. Поэтому следует проверить, правильно ли испытуемые поняли инструкцию, и повторить ее при необходимости, избегая, однако, дополнительных развернутых комментариев.

в) Экспериментирование

Вначале следует убедиться в дееспособности испытуемого, в том, что он здоров и желает участвовать в эксперименте. Перед экспериментатором должна лежать инструкция, в которой зафиксирован порядок его действий в ходе исследования. Обычно в эксперименте принимает участие и ассистент. Он берет на себя вспомогательные задачи. Чаще всего именно ассистент ведет протокол, в котором фиксируются ответы испытуемого. Кроме того, ассистент ведет общее наблюдение за поведением испытуемого и его состоянием, а также за всеми отклонениями от стандартной процедуры эксперимента. Он же следит за работой аппаратуры. Если эксперимент проводится с использованием компьютера, то внимание ассистента и экспериментатора освобождается от ряда рутинных процедур. Эксперимент в зависимости от целей исследования может быть частично или полностью автоматизированным. Проблеме автоматизации психологического исследования и применению компьютеров в эксперименте на человеке посвящено множество монографий и сборников научных работ. Протоколировать ответы испытуемого лучше сразу посредством ввода данных в электронную таблицу, которая создается в компьютере (пакет EXCEL). В любом случае рекомендуется регистрировать дополнительные признаки поведения испытуемого, его эмоциональные реакции по ходу эксперимента. Необходимым завершающим этапом является постэкспериментальное интервью. По завершении эксперимента следует провести беседу с испытуемым и поблагодарить его за участие в исследовании.

8. Выбор методов статистической обработки, ее проведение и интерпретация результатов – следующий этап исследования.

Обычно методы обработки данных выбираются на стадии планирования эксперимента или же еще раньше – при выдвижении экспериментальной гипотезы. Экспериментальная гипотеза преобразуется в статистическую. Возможных типов статистических гипотез в экспериментальном исследовании немного:

а) о сходстве или различии двух и более групп;

б) о взаимодействии независимых переменных;

в) о статистической связи независимых и зависимых переменных;

г) о структуре латентных переменных (относится к корреляционному исследованию).

Статистические оценки дают информацию не о наличии, а о достоверности сходств и различий результатов контрольных и экспериментальных групп.

9. Выводы и интерпретация результатов завершают исследовательский цикл. Итогом экспериментального исследования является подтверждение или опровержение гипотезы о причинной зависимости между переменными: «Если А, то В».

Подтверждение статистических гипотез (о различиях, связи и пр.) – решающий, но не единственный аргумент в пользу принятия экспериментальной гипотезы. Исследователь сопоставляет свои выводы с выводами других авторов, высказывает гипотезы о причинах сходства или различия между данными, полученными им самим, и результатами предшественников. И наконец, он интерпретирует свои выводы в терминах теоретической гипотезы. Он должен ответить на вопрос: можно ли считать подтверждение или опровержение эмпирической гипотезы подтверждением или опровержением той или иной теории. Возможно, что ни одна теория не может объяснить полученные в эксперименте результаты. Тогда экспериментатор, если он склонен к теоретизированию, пытается сам теоретически объяснить полученные в эксперименте результаты. Кроме того, он высказывает предположения о возможности обобщения и переноса полученных им данных на другие ситуации, популяции и т.д.

10. Конечным продуктом исследования являются научный отчет, рукопись статьи, монография, письмо в редакцию научного журнала.

В заключение, приведем пример психологического эксперимента: исследование Интернет-общения.

Целью исследования явилось изучение особенностей общения посредством Интернета.

Было проведено первоначальное исследование с использованием наблюдения, анализа текстов переписки, беседы с пользователями Интернет. Кроме того, был проведен опрос пользователей в возрасте от 21 до 30 лет с высшим и незаконченным высшим образованием, разного пола и профессиональной принадлежности, статистическая обработка результатов опроса.

В Интернете возможно:

      Общение между людьми, знакомыми в реальной жизни (Интернет, как правило, используется как средство, более удобное в тех или иных условиях).

      Общение между незнакомыми людьми:

а) Поиск знакомств и общение посредством сети, участники которого желают перехода к общению в реальной жизни. Интернет становится доступным и крайне облегченным, по сравнению с реальной жизнью, способом расширения круга общения, образования новых связей и знакомств. Подобного рода общение особо увлекает людей, испытывающих по тем или иным причинам трудности при первоначальном контакте в обыденной действительности.

б) Общение посредством сети, участники которого не стремятся или избегают перехода к общению в реальной жизни.

Существуют следующие особенности общения через Интернет:

      Анонимность.

Несмотря на то, что иногда возможно получить некоторые сведения анкетного характера, и даже фотографию собеседника, они не дают реальной картины личности. Кроме того, часто наблюдается эффект сокрытия или презентации ложных сведений. Следствием этого является безответственность и безнаказанность в сети, то есть пользователь может проявить большую свободу высказываний (вплоть до оскорблений), передавать ложную информацию, вводить в заблуждение, практически не получая за подобные действия наказания или отрицательной оценки.

      Добровольность.

Пользователь добровольно завязывает контакты или уходит от них, а так же может прервать их в любой момент.

      Затрудненная эмоциональность, которая частично компенсируется специально разработанной знаковой системой передачи эмоций.

      Ролевостъ.

Зачастую пользователь подает себя по-иному, чем в реальной жизни, и, воспринимая своего собеседника, домысливает, создает его образ, отличный от реального. Личный опыт пользователей по переходу от виртуальных контактов к реальным показывает, что, как правило, они испытывают удивление или разочарование от несоответствия их представлений и реальной личности.

Выделены следующие причины обращения к Интернету как средству общения:

      Недостаточное насыщение общением в реальных контактах.

Большинство опрошенных оценивают общение по Интернет как «суррогатное», «малоценные контакты», «развлекательная, игровая деятельность» и предпочитают реальное общение, используя сеть в случае, когда реальные контакты по тем или иным причинам затруднены. Эта категория людей легко отказывается от Интернет-общения, испытывает потерю интереса к нему в случае насыщения и удовлетворения потребности в общении в условиях реальных контактов.

      Реализация качеств личности, ролей, которые не находят воплощения в реальной жизни или скрываются (так как считаются человеком социально неприемлемыми, несоответствующими его социальному статусу и т.д.)

Например, социальный статус женатого мужчины не соотносится с активным флиртом и многочисленными романтическими взаимоотношениями и контактами. Но в Интернете за счет анонимности и безответственности можно проиграть любые флиртовые роли и другие проявления сексуальности (вплоть до порнографических). 50% из опрошенных женщин и мужчин, находящихся в браке, признают, что Интернет является для них возможностью иметь романтические отношения (из не состоящих в браке на это указывают лишь 17%).

      Интернет-общение позволяет проиграть и реализовать любое фантастическое «Я», то есть самореализоваться в новом качестве, не свойственном привычным социальным ролям в реальной жизни. Появляется качественно новое маскарадное поведение и общение.

Получение психотерапевтической помощи, поддержки, сочувствия и понимания.

В отличие от подобного рода контактов в реальной жизни, терапевтическое общение в Интернет обладает большей открытостью, доверительностью, разнообразием проблем, открытых для обсуждения. 1

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы:

Осуществление исследования предполагает осознание и фиксацию цели исследования, средств исследования (методологию, подходы, методы, методики), ориентацию исследования на воспроизводимость результата. Исследования подразделяются на фундаментальные и прикладные, монодисциплинарные и междисциплинарные, аналитические и комплексные и т. д. Выделяют также поисковые, критические, уточняющие и воспроизводящие исследования. В отечественной и зарубежной психологии существует много способов классификации методов психологического исследования. В частности выделяют экспериментальные и неэкспериментальные методы. К неэкспериментальным методам относятся: наблюдение, беседа, и «архивный» метод.

Эксперименты бывают исследовательские, подтверждающие и поисковые. Различие их обусловлено уровнем разработанности проблемы и наличием знаний о связи зависимой и независимой переменных. Используются также понятия «критический эксперимент», «пилотажное исследование», или «пилотажный эксперимент», «полевое исследование», или «естественный эксперимент». Различают также идеальный и реальный эксперимент.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М, 1977.

    Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М, 1980.

    Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М, 1965.

    Лурия А.Р. Романтическая психология. М.,1996.

    Материалы 1-й Московской конференции студентов и аспирантов «Психология на пороге XXI века: актуальные проблемы», часть 1, – М.: Издательство СГИ, 1999.

    психологической ... динамике формирования его личности. Эксперимент как общий метод исследования открывает пути к получению весьма...

  1. Особенности развития психологического знания в России на рубеже XIX века

    Дипломная работа >> Психология

    Двух аспектах: во-первых, в определении специфической психологической проблематики, находящейся первоначально на стыке... человека» . Особенностью психологического эксперимента как ведущего метода исследования психических явлений является, по мнению...

  2. Методы исследования личности

    Реферат >> Психология

    ... Методы исследования личности. План Психологические методы исследования личности Социологические методы исследования личности Общественная мисль как

Дональд Кэмпбелл вместе с соавтором издал книгу по планированию экспериментов в области психологии: Experimental and Quasi-Experimental Designs for Researchy, где использовал словосочетание «идеальный эксперимент».

«В идеальном эксперименте допускается изменение только независимой переменной (и, разумеется, зависимой переменной, которая принимает различные значения при разных условиях). Всё прочее остаётся неизменным, и поэтому на зависимую переменную влияет только независимая».

Роберт Готтсданкер, Основы психологического эксперимента, М., «Издательство Московского университета», 1982 г., с. 51.

«В наших трёх хорошо спланированных экспериментах это, конечно, не так. Ткачихи носили наушники и работали без них в разное время - по чётным или нечётным неделям. Пьесы, которые заучивал Джек с помощью целостного и частичного методов, тоже были разными. И Йоко никогда не выпивала томатный сок обоих сортов в один и тот же день.

В каждом случае помимо независимой переменной изменялось что-то ещё. […]

Как вы скоро убедитесь, идеальный эксперимент невозможен. Однако сама идея является полезной, именно ею мы руководствуемся при совершенствовании реальных экспериментов.

В идеальном (неосуществимом) эксперименте ткачиха должна была бы работать с наушниками и без них в одно и то же время! Джек Моцарт одновременно заучивал бы одну и ту же пьесу целостным и частичными методами!

В обоих этих случаях разница в значениях зависимой переменной была бы обусловлена только независимой переменной, различием её условий. Иначе говоря, все побочные обстоятельства, все другие потенциальные переменные оставались бы на одном и том же неизменном уровне».

Роберт Готтсданкер, Основы психологического эксперимента, М., «Издательство Московского университета», 1982 г., с. 51-52.

Идеальный эксперимент – это научная модель, мысленный идеал, эталон, относительно которого могут оцениваться реальные эксперименты.

Понятие «идеальный эксперимент» ввел в употребление Г. Кэппел. Идеальный эксперимент предполагает изменение экспериментатором только независимой переменной, зависимая переменная контролируется. Другие условия эксперимента остаются неизменными. Идеальный эксперимент предполагает эквивалентность испытуемых, неизменность их характеристик во времени, отсутствие самого физического времени (как это ни парадоксально звучит), возможность проводить эксперимент бесконечно. Следствием этого является проведение всех экспериментальных воздействий одновременно.

Идеальный эксперимент противостоит реальному, в котором изменяются не только интересующие исследователя переменные, но и ряд других условий. Соответствие идеального эксперимента реальному выражается в такой его характеристике, как внутренняя валидность (validity) - достоверность результатов, которую обеспечивает реальный эксперимент, по сравнению с идеальным. Внутренняя валидность характеризует меру влияния на изменение зависимой переменной тех условий (независимой переменной), которые варьирует экспериментатор.

Чем больше влияние на изменение зависимой переменной неконтролируемых исследователем условий, тем ниже внутренняя валидность эксперимента. Следовательно, больше вероятность того, что факты, обнаруженные в эксперименте, являются артефактами.

Планирование эксперимента необходимо для повышения влияния независимой переменной на зависимую за счет контроля других переменных. Переменные, являющиеся источником артефактов, либо устраняются, либо их влияние усредняется (за счет смешения и погашения изменчивости условий эксперимента). Высокая внутренняя валидность - главный признак хорошего эксперимента (близко к «безупречному эксперименту»).

Не все переменные, влияющие на результат исследования, можно учесть, или исключить (элиминировать). Те из них, которые нарушают внутреннюю валидность, называют «побочными». К числу побочных, полностью неустранимых переменных относят влияние фактора времени, фактор задачи, индивидуального различия.

Рассмотрим более подробно центральное понятие «валидность». Обратимся к системе отношений «эксперимент - теория - реальность». На основе теории выдвигается гипотеза, которая в конечном счете и проверяется в эксперименте. Методики и план эксперимента должны соответствовать проверяемой гипотезе - степень этого соответствия и характеризует операциональную валидность. Например, в эксперименте по научению резкий звук зуммера используется как эквивалент «наказания» за ошибку, поэтому возникает сомнение в правильности такой интерпретации. В самом эксперименте мы должны максимально учесть, устранить и т. д. влияние побочных переменных на зависимую переменную. Внутренняя валидность характеризует меру влияния независимой переменной на зависимую по отношению к другим факторам. Иными словами, внутренняя валидность тем выше, чем больше вероятность того, что экспериментальный эффект (изменение зависимой переменной) вызван изменением независимой переменной.



Эксперимент должен воспроизводить внешнюю реальность. Эксперимент, который полностью воспроизводит внешнюю реальность, называется экспериментом полного соответствия. Разумеется, в реальности полное соответствие недостижимо. Мера соответствия экспериментальной процедуры реальности характеризует внешнюю валидность эксперимента.

Дополнительные переменные, которые требуют учета в эксперименте, влияют на внешнюю валидность. Если от внутренней валид-ности зависит достоверность экспериментальных результатов, то от внешней - переносимость результатов из лабораторных условий на реальные процессы и обобщение их на другие сферы реальности.

Наконец, связь теории и реальности отражается в адекватности теории реальности и прогностичности ее предсказаний. Кэмпбелл ввел еще одно важное понятие, характеризующее валидность эксперимента, а именно - конструктную валидность. Конструктная валидность выражает адекватность метода интерпретации экспериментальных данных теории, т. е. в структуру следует ввести четвертую составляющую - интерпретацию: теория - эксперимент - интерпретация - реальность.

Конструктная валидность, по мнению Кэмпбелла, характеризует правильность обозначения (интерпретации) причины и экспериментального эффекта с помощью абстрактных терминов из обыденного языка или формальной теории.



Таким образом, внутренняя валидность определяется достоверностью интерпретации экспериментального эффекта как связи изучаемой причины и следствия (отношение эксперимент- интерпретация), а Конструктная валидность - правильностью употребления терминов той или иной теории при интерпретации данных эксперимента.

Кэмпбелл отмечает, что установление внутренней валидности требует отбраковывания альтернативных объяснений связи между зависимой и независимой переменными, а установление конструктной валидности - альтернативных интерпретаций соотношения причины и следствия с понятиями, взятыми из той или иной теории. С точки зрения Кэмпбелла, хороший эксперимент должен: 1) выявлять временную последовательность предполагаемых причины и следствия; 2) показывать, что вероятные причины и эффект взаимосвязаны (ковариантны); 3) исключать влияние побочных переменных, которым можно было бы объяснить экспериментальный эффект; 4) исключать альтернативные гипотезы о теоретических конструктах, объясняющих эту связь.

Для уяснения отношений между основными характеристиками экспериментального исследования полезно запомнить следующую схему:

Внутренняя валидность является непременным условием любого эксперимента. Кэмпбелл выделил восемь основных факторов, нарушающих внутреннюю валидность эксперимента. Перечислим их. Первую группу можно назвать факторами выборка.

1. Селекция - неэквивалентность групп по составу, которая вызывает систематическую ошибку в результатах.

2. Статистическая регрессия - частный случай ошибки селекции, когда группы отбирались на основе «крайних» показателей (иначе - корреляция из-за неоднородности группы).

3. Экспериментальный отсев - неравномерное выбывание испытуемых из сравниваемых групп, приводящее к неэквивалентности групп по составу.

4. Естественное развитие - изменение испытуемых, являющееся следствием течения времени, без связи с конкретными событиями: изменение состояния (голод, усталость, болезнь и др.), свойств индивида (возрастные перемены, накопление опыта и др.).

Вторая группа-побочные переменные, влияние которых приводит к следующим эффектам:

1. Эффект «истории» - конкретные события, происходящие в период между начальным и итоговым тестированием, помимо экспериментального воздействия.

2. Эффект тестирования - влияние предварительного тестирования на результат итогового.

3. Инструментальная погрешность - определяется надежностью метода фиксации поведения испытуемого, т. е. надежность теста;

именно надежность влияет на валидность, по утверждению Кэмп-белла, а не наоборот.

4. Взаимодействие факторов: отбора; естественного развития; истории (разные истории экспериментальных групп) и др.

Позже Кэмпбелл описал еще ряд источников нарушения внутренней валидности. Наиболее существенные относятся к экспериментальной процедуре, а именно: компенсаторное сопоставление эффектов различных воздействий, имитация воздействия, когда его на самом деле не происходит, и др.

4.3. Реальный эксперимент и «эксперимент полного соответствия»

Реальный эксперимент отличается как от эксперимента идеального, так и от самой реальности, которую он призван моделировать. Это отличие фиксируется таким понятием, как «внешняя валидность» психологического эксперимента.

Внешняя валидность определяет, в какой мере результаты, полученные в эксперименте, будут соответствовать жизненной ситуации, послужившей «первообразом» для эксперимента. Кроме того, внешняя валидность характеризует возможность обобщения, переноса результатов, полученных в эксперименте, на весь класс жизненных ситуаций, к которым принадлежит «первообразная», и налюбые другие.

Надо сказать, что внешняя валидность имеет особое значение на эмпирической стадии развития науки. В принципе возможны такие эксперименты, которые не соответствуют никаким реальным жизненным ситуациям, а служатлишьдля проверки гипотез, источником которых является развитая теория. В развитых науках стремятся избегать «прямого замыкания» экспериментальный результат - реальность, так как понятно, что эксперимент строится исходя из требований проверяемой теории, а не из требований соответствия реальности. Моделирование некоторых условий, например, в экспериментах по сенсорной депривации или выработке классических условных рефлексов не соответствует никакой жизненной реальности. При условии, если под реальностью понимать то, что было, а не то, что потенциально может быть. Поэтому многостраничные рассуждения такого солидного автора, как Готтсданкер, по поводу «экспериментов полного соответствия» или «экспериментов, улучшающих реальность», кажутся надуманными и архаичными.

Но нельзя отрицать значение «внешней валидности «для эксперимента, если учитывать общее состояние психологической науки, а не «передовой» край психологической теории.

Внешняя валидность иногда трактуется как характеристика эксперимента, определяющая возможность переноса (обобщения) результатов на различные времена, места, условия и группы людей (или животных). Однако возможность переноса является следствием двух причин: 1) соответствия условий эксперимента его «первообразной» жизненной ситуации («репрезентативность» эксперимента); 2) типичности самой «первообразной» ситуации для реальности («репрезентативность» ситуации). Выбранная для моделирования в эксперименте ситуация может быть совершенно нерепрезентативной с точки зрения жизни той группы испытуемых, которая участвует в эксперименте, или является редкой и нетипичной.

Внешняя валидность, как определяет ее Готтсданкер, влияет прежде всего на достоверность выводов, которую дают результаты реального эксперимента, по сравнению с экспериментом полного соответствия. Для достижения высокой внешней валидности нужно, чтобы уровни дополнительных экспериментальных переменных соответствовали их уровням в реальности. Эксперимент, который не имеет внешней валидности, считается неверным. Добавим, что он неверен, если источником гипотезы является реальность, обыденное знание, а не теория. Эксперимент, не соответствующий реальности, может обладать совершенной внутренней и операциональной валидностью. Другое дело, что прямой перенос его результатов в реальность невозможен без учета влияния на зависимую переменную помимо независимой и дополнительных переменных.

Очевидно, что достижение полной внешней валидности невозможно в принципе, поэтому любое «чистое» аналитическое исследование является внешне невалидным. Вместе с тем рекомендуется максимально учитывать влияние дополнительных переменных на экспериментальный эффект, так как неизвестно, когда будет построена теория для их объяснения, а данные, возможно, придется использовать на практике.

Заботу о внешней валидности эксперимента особо проявляют исследователи, работающие в прикладных областях: клинической психологии, педагогической и организационной психологии. Это понятно, ибо для решения своих повседневных задач им чаще приходится прибегать к постановке экспериментов, имитирующих реальность. По сути, историческая дискуссия сторонников лабораторного эксперимента и «естественного эксперимента» была отражением разного методического подхода специалистов, занимавшихся фундаментальной или прикладной психологией. В настоящее время факторами, влияющими на внешнюю валидность, считают неустранимые особенности эксперимента, отличающие его от реальной ситуации. Кэмпбелл ставит знак равенства между внешней валидностью, репрезентативностью эксперимента и возможностью генерализации его результатов. Он относит к факторам, угрожающим внешней валидности, в первую очередь эффекты, связанные с особенностями объекта исследования: обучаемость, наличие памяти, способность эмоционально реагировать на ситуации. Кэмпбелл называет главные причины нарушения внешней валидности:

1. Эффект тестирования -уменьшение или увеличение восприимчивости испытуемых к экспериментальному воздействию под влиянием тестирования. Например, предварительный контроль знаний учеников может повысить их интерес к новому учебному материалу. Поскольку генеральная совокупность предварительному тестированию не подвергается, то результаты для нее могут быть нерепрезентативными.

2. Условия проведения исследования. Они вызывают реакцию испытуемого на эксперимент. Следовательно, его данные нельзя переносить налиц, не принимавших участия в эксперименте; этими лицами является вся генеральная совокупность, кроме экспериментальной выборки.

3. Взаимодействие факторов отбора и содержания экспериментального воздействия. Их следствия - артефакты (в экспериментах с добровольцами или испытуемыми, участвующими по принуждению).

4. Интерференция экспериментальных воздействий. Испытуемые обладают памятью и обучаемостью. Если эксперимент состоит из нескольких серий, то первые воздействия не проходят для них бесследно и сказываются на появлении эффектов от последующих воздействий.

Большинство причин нарушения внешней валидности связано с особенностями психологического эксперимента, проводимого с участием человека, которые отличают психологическое исследование от эксперимента, осуществляемого специалистами других естественных наук.

На взаимодействие процедуры тестирования и содержания экспериментального воздействия первым обратил внимание в 1949 г. Р. Л. Соломон при проведении исследования школьников: предварительное тестирование снижало эффективность обучения. Исследование социальных установок показало, что предварительное тестирование оказывало влияние на установки личности и ее подверженность убеждению, а в экспериментах Ховленда, наоборот, оно ослабляло убеждающее воздействие фильмов.

Эффект тем больше, чем необычнее процедура тестирования и чем более сходно по содержанию экспериментальное воздействие с тестом. Для того, чтобы избежать эффекта предварительного тестирования, Кэмпбелл рекомендует применять экспериментальные планы с предварительно нетестируемыми группами.

Как уже отмечалось, «взаимодействие состава группы и воздействия» связано с неслучайным участием испытуемых в эксперименте. Реакция может быть двух типов: готовность добровольцев «подвергнуться воздействию» и отказ, негативная реакция тех, кто принудительно привлечен к участию в эксперименте. В исследованиях по научению могут согласиться участвовать только интеллектуально одаренные. Выбывание испытуемых в ходе эксперимента может вызываться экспериментальным воздействием. К примеру, лица, потерпевшие неудачу при выполнении заданий на мотивацию достижения, могут отказаться от участия в последующих сериях.

Естественно, практически невозможно элиминировать лишь фактор «реакции на эксперимент». Еще раз отметим, что проблема внутренней валидности разрешима в принципе, так как можно подобрать соответствующие процедуры планирования эксперимента и математической обработки результатов, чтобы обеспечить заданный уровень их достоверности.

Согласно Кэмпбеллу, проблема внешней валидности как репрезентативности эксперимента по отношению к реальности неразрешима, так как индукция, т. е. обобщение, никогда не может быть полностью объективна.

Проблема внешней валидности как адекватности ситуации эксперимента его «первообразной» жизненной ситуации также неразрешима логическими и математическими средствами: она требует привлечения всей совокупности научных психологических знаний для описания ситуации в целом.

Понятие «идеальный эксперимент» ввел в употребление Д. Кэмпбелл. Идеальный эксперимент предполагает изменение экспериментатором только независимой переменной, зависимая переменная контролируется. Другие условия эксперимента остаются неизменными. Идеальный эксперимент предполагает эквивалентность испытуемых, неизменность их характеристик во времени, отсутствие самого физического времени (как это ни парадоксально звучит), возможность проводить эксперимент бесконечно. Следствием этого является проведение всех экспериментальных воздействий одновременно.

Идеальный эксперимент противостоит реальному, в котором изменяются не только интересующие исследователя переменные, но и ряд других условий. Соответствие идеального эксперимента реальному выражается в такой его характеристике, как внутренняя валидность (validity) - достоверность результатов, которую обеспечивает реальный эксперимент по сравнению с идеальным. Внутренняя валидность характеризует меру влияния на изменение зависимой переменной тех условий (независимой переменной), которые варьирует экспериментатор (рис. 4.4).

Чем больше влияют на изменение зависимой переменной неконтролируемые исследователем условия, тем ниже внутренняя валидность эксперимента. Следовательно, больше вероятность того, что факты, обнаруженные в эксперименте, являются артефактами.

Планирование эксперимента необходимо для выявления влияния независимой переменной на зависимую за счет контроля других переменных. Переменные, являющиеся источником артефактов, либо устраняются, либо их влияние усредняется (за счет смешения и погашения изменчивости условий эксперимента). Высокая внутренняя валидность - главный признак хорошего эксперимента (близко к «безупречному эксперименту»).

Не все переменные, влияющие на результат исследования, можно учесть или исключить (элиминировать). Те из них, которые нарушают внутреннюю валидность, называют «побочными». К числу побочных, полностью не устранимых переменных относят влияние фактора времени, фактор задачи, фактор индивидуального различия.

Рассмотрим более подробно центральное понятие «валидность». Обратимся к системе отношений «эксперимент-теория-реальность». На основе теории выдвигается гипотеза, которая в конечном счете и проверяется в эксперименте. Методики и план эксперимента должны соответствовать проверяемой гипотезе - степень этого соответствия и характеризует операциональную валидность. Например, в эксперименте по научению резкий звук зуммера используется как эквивалент «наказания» за ошибку, поэтому возникает сомнение в правильности такой интерпретации. В самом эксперименте мы должны максимально учесть, устранить и т. д. влияние побочных переменных на зависимую переменную. Внутренняя валидность характеризует меру влияния независимой переменной на зависимую по отношению к другим факторам. Иными словами, внутренняя валидность тем выше, чем больше вероятность того, что экспериментальный эффект (изменение зависимой переменной) вызван изменением независимой переменной.

Эксперимент должен воспроизводить внешнюю реальность. Эксперимент, который полностью воспроизводит внешнюю реальность, называется экспериментом полного соответствия. Разумеется, в реальности полное соответствие недостижимо. Мера соответствия экспериментальной процедуры реальности характеризует внешнюю валидность эксперимента.

Дополнительные переменные, которые требуют учета в эксперименте, влияют на внешнюю валидность. Если от внутренней валидности зависит достоверность экспериментальных результатов, то от внешней - переносимость результатов из лабораторных условий на реальные процессы и обобщение их на другие сферы реальности.

Наконец, связь теории и реальности отражается в адекватности теории реальности и прогностичности ее предсказаний. Кэмпбелл ввел еще одно важное понятие, характеризующее валидность эксперимента, а именно - конструктивную валидность. Конструктная валидность выражает адекватность метода интерпретации экспериментальных данных теории, т. е. в структуру следует ввести четвертую составляющую - интерпретацию: теория-эксперимент-интерпретация-реальность.

Конструктная валидность, по мнению Кэмпбелла, характеризует правильность обозначения (интерпретации) причины и экспериментального эффекта с помощью абстрактных терминов из обыденного языка или формальной теории.

Таким образом, внутренняя валидность определяется достоверностью интерпретации экспериментального эффекта как связи изучаемой причины и следствия (отношение эксперимент-интерпретация), а конструктная валидность - правильностью употребления терминов той или иной теории при интерпретации данных эксперимента.

Кэмпбелл отмечает, что установление внутренней валидности требует отбраковывания альтернативных объяснений связи между зависимой и независимой переменными. Установление конструктивной валидности требует отказа от альтернативных интерпретаций соотношения причины и следствия с понятиями, взятыми из той или иной теории. С точки зрения Кэмпбелла, хороший эксперимент должен:

выявлять временную последовательность предполагаемых причины и следствия;

показывать, что вероятные причины и эффект взаимосвязаны (ковариантны);

исключать влияние побочных переменных, которым можно было бы объяснить экспериментальный эффект; 4) исключать альтернативные гипотезы о теоретических конструктах, объясняющих эту связь.

Для уяснения отношений между основными характеристиками экспериментального исследования полезно запомнить следующую схему: (см. рис. 4.5).

Внутренняя валидность является непременным условием любого эксперимента. Кэмпбелл выделил восемь основных факторов, нарушающих внутреннюю валидность эксперимента. Перечислим их. Первую группу можно назвать факторами выборки:

Селекция - неэквивалентность групп по составу, которая вызывает систематическую ошибку в результатах.

Статистическая регрессия - частный случай ошибки селекции, когда группы отбирались на основе «крайних» показателей (иначе - корреляция из-за неоднородности группы).

Экспериментальный отсев - неравномерное выбывание испытуемых из сравниваемых групп, приводящее к неэквивалентности групп по составу.

Естественное развитие - изменение испытуемых, являющееся следствием течения времени, без связи с конкретными событиями: изменение состояния (голод, усталость, болезнь и др.), свойств индивида (возрастные перемены, нако ление опыта и др.).

Вторая группа - побочные переменные, влияние которых приводит к следу! щим эффектам:

Эффект «истории»- конкретные события, происходящие в период между начальным и итоговым тестированием помимо экспериментального воздествия.

Эффект тестирования - влияние предварительного тестирования на результ, итогового.

Инструментальная погрешность - определяется надежностью метода фиксации поведения испытуемого, т. е. надежностью теста; именно надежность влияет на валидность, по утверждению Кэмпбелла, а не наоборот.

Взаимодействие факторов: отбора; естественного развития; истории (разные и тории экспериментальных групп) и др.

Позже Кэмпбелл описал еще ряд источников нарушения внутренней валидн сти. Наиболее существенные относятся к экспериментальной процедуре, а имени компенсаторное сопоставление эффектов различных воздействий, имитация возде ствия, когда его на самом деле не происходит и др.

Реальный эксперимент и «эксперимент

полного соответствиия»

Реальный эксперимент отличается как от эксперимента идеальн го, так и от самой реальности, которую он призван моделировать. Это отличие фи сируется таким понятием, как «внешняя валидность» психологического экспер мента.

Внешняя валидность определяет, в какой мере результаты, полученные в эксг рименте, будут соответствовать жизненной ситуации, послужившей «первообразом» для эксперимента. Кроме того, внешняя валидность характеризует возможность обобщения, переноса результатов, полученных в эксперименте, на весь класс жизненных ситуаций, к которым принадлежит «первообразная», и на любые другие.

Надо сказать, что внешняя валидность имеет особое значение на эмпирической стадии развития науки. В принципе возможны такие эксперименты, которые не соответствуют никаким реальным жизненным ситуациям, а служат лишь для проверки гипотез, источником которых является развитая теория. В развитых науках исследователи стремятся избегать «прямого замыкания». Экспериментальный результат - реальность, так как понятно, что эксперимент строится исходя из требований проверяемой теории, а не из требований соответствия реальности. Моделирование некоторых условий, например в экспериментах по сенсорной депривации или выработке классических условных рефлексов, не соответствует никакой жизненной реальности. При условии, если под реальностью понимать то, что было, а не то, что потенциально может быть. Поэтому многостраничные рассуждения такого солидного автора, как Готтсданкер, по поводу «экспериментов полного соответствия» или «экспериментов, улучшающих реальность», кажутся надуманными и архаичными.

Но нельзя отрицать значение «внешней валидности» для эксперимента, если учитывать общее состояние психологической науки, а не «передовой» край психологической теории.

Внешняя валидность иногда трактуется как характеристика эксперимента, определяющая возможность переноса (обобщения) полученных результатов на различные времена, места, условия и группы людей (или животных). Однако возможность переноса является следствием двух причин: 1) соответствия условий эксперимента его «первообразной» жизненной ситуации («репрезентативность» эксперимента); 2) типичности самой «первообразной» ситуации для реальности («репрезентативность» ситуации). Выбранная для моделирования в эксперименте ситуация может быть совершенно нерепрезентативной с точки зрения жизни той группы испытуемых, которая участвует в эксперименте, или являться редкой и нетипичной.

Внешняя валидность, как определяет ее Готтсданкер, влияет прежде всего на достоверность выводов, которую дают результаты реального эксперимента по сравнению с экспериментом полного соответствия. Для достижения высокой внешней валидности нужно, чтобы уровни дополнительных переменных в эксперименте соответствовали их уровням в реальности. Эксперимент, который не имеет внешней валидности, считается неверным. Добавим, что он неверен, если источником гипотезы является реальность, обыденное знание, а не теория. Эксперимент, не соответствующий реальности, может обладать совершенной внутренней и операциональной валидностью. Другое дело, что прямой перенос его результатов в реальность невозможен без учета влияния на зависимую переменную помимо независимой и дополнительных переменных.

Очевидно, что достижение полной внешней валидности невозможно в принципе, поэтому любое «чистое» аналитическое исследование является внешне невалидным. Вместе с тем рекомендуется максимально учитывать влияние дополнительных переменных на экспериментальный эффект, так как неизвестно, когда будет построена теория для их объяснения, а данные, возможно, придется использовать на практике.

Заботу о внешней валидности эксперимента особо проявляют исследователи, работающие в прикладных областях: клинической психологии, педагогической и организационной психологии. Это понятно, ибо для решения своих повседневных задач им чаще приходится прибегать к постановке экспериментов, имитирующих реальность. По сути, историческая дискуссия сторонников лабораторного эксперимента и «естественного эксперимента» была отражением разного методического подхода специалистов, занимавшихся фундаментальной или прикладной психологией. В настоящее время факторами, влияющими на внешнюю валидность, считают неустранимые особенности эксперимента, отличающие его от реальной ситуации. Кэмпбелл ставит знак равенства между внешней валидностью, репрезентативностью эксперимента и возможностью генерализации его результатов. Он относит к факторам, угрожающим внешней валидности, в первую очередь эффекты, связанные с особенностями объекта исследования: обучаемость, наличие памяти, способность эмоционально реагировать на ситуации. Кэмпбелл называет главные причины нарушения внешней валидности:

Эффект тестирования - уменьшение или увеличение восприимчивости испытуемых к экспериментальному воздействию под влиянием тестирования. Например, предварительный контроль знаний учеников может повысить их интерес к новому учебному материалу. Поскольку генеральная совокупность предварительному тестированию не подвергается, то результаты для нее могут быть не репрезентативными.

Условия проведения исследования. Они вызывают реакцию испытуемого на эксперимент. Следовательно, его данные нельзя переносить на лиц, не принимавших участия в эксперименте, этими лицами является вся генеральная совокупность, кроме экспериментальной выборки.

Взаимодействие факторов отбора и содержания экспериментального воздействия. Их следствия - артефакты (в экспериментах с добровольцами или испытуемыми, участвующими по принуждению).

Интерференция экспериментальных воздействий. Испытуемые обладают памятью и обучаемостью. Если эксперимент состоит из нескольких серий, то первые воздействия не проходят для них бесследно и сказываются на появлении эффектов от последующих воздействий.

Большинство причин нарушения внешней валидности связано с особенностями психологического эксперимента, проводимого с участием человека, которые отличают психологическое исследование от эксперимента, осуществляемого специалистами других естественных наук.

На взаимодействие процедуры тестирования и содержания экспериментального воздействия первым обратил внимание в 1949 г. Р. Л. Соломон при проведении исследования школьников: предварительное тестирование снижало эффективность обучения. Исследование социальных установок показало, что предварительное тестирование оказывало влияние на установки личности и ее подверженность убеждению, а в экспериментах Ховленда, наоборот, ослабляло убеждающее воздействие фильмов.

Эффект тем больше, чем необычнее процедура тестирования и чем более сходно по содержанию экспериментальное воздействие с тестом. Для того чтобы избежать эффекта предварительного тестирования, Кэмпбелл рекомендует применять экспериментальные планы с предварительно не тестируемыми группами.

Как уже отмечалось, «взаимодействие состава группы и воздействия» связано с неслучайным участием испытуемых в эксперименте. Реакция может быть двух типов: готовность добровольцев «подвергнуться воздействию» и отказ, негативная реакция тех, кто принудительно привлечен к участию в эксперименте. В исследованиях по научению могут согласиться участвовать только интеллектуально одаренные люди. Выбывание испытуемых в ходе эксперимента может вызываться экспериментальным воздействием. К примеру, лица, потерпевшие неудачу при выполнении заданий на мотивацию достижения, могут отказаться от участия в последующих сериях.

Естественно, практически невозможно элиминировать лишь фактор «реакции на эксперимент». Еще раз отметим, что проблема внутренней валидности разрешима в принципе, так как можно подобрать соответствующие процедуры планирования эксперимента и математической обработки результатов, чтобы обеспечить заданный уровень их достоверности.

Согласно Кэмпбеллу, проблема внешней валидности как репрезентативности эксперимента по отношению к реальности неразрешима, так как индукция, т. е. обобщение, никогда не может быть полностью объективна.

Проблема внешней валидности как адекватности ситуации эксперимента его «первообразной» жизненной ситуации также неразрешима логическими и математическими средствами: она требует привлечения всей совокупности научных психологических знаний для описания ситуации в целом.

4.2. Идеальный эксперимент и реальный эксперимент

Понятие "идеальный эксперимент" ввел в употребление Г.Кэп-пел. Идеальный эксперимент предполагает изменение эксперимен­татором только независимой переменной, зависимая переменная контролируется. Другие условия эксперимента остаются неизмен­ными. Идеальный эксперимент предполагает эквивалентность ис­пытуемых, неизменность их характеристик во времени, отсутствие самого физического времени (как это ни парадоксально звучит), воз­можность проводить эксперимент бесконечно. Следствием этого яв­ляется проведение всех экспериментальных воздействий одновре­менно.

Идеальный эксперимент противостоит реальному, в котором из­меняются не только интересующие исследователя переменные, но и ряд других условий. Соответствие идеального эксперимента реаль­ному выражается в такой его характеристике, как внутренняя ва-лидность (validity) - достоверность результатов, которую обеспечи­вает реальный эксперимент, по сравнению с идеальным. Внутрен­няя валидность характеризует меру влияния на изменение зависи­мой переменной тех условий (независимой переменной), которые варьирует экспериментатор.

Чем больше влияние на изменение зависимой переменной не­контролируемых исследователем условий, тем ниже внутренняя ва­лидность эксперимента. Следовательно, больше вероятность того, что факты, обнаруженные в эксперименте, являются артефактами.

Планирование эксперимента необходимо для повышения влия­ния независимой переменной на зависимую за счет контроля других переменных. Переменные, являющиеся источником артефактов, либо устраняются, либо их влияние усредняется (за счет смешения

и погашения изменчивости условий эксперимента). Высокая внут­ренняя валидность - главный признак хорошего эксперимента (близко к "безупречному эксперименту").

Не все переменные, влияющие на результат исследования, мож­но учесть, или исключить (элиминировать). Те из них, которые на­рушают внутреннюю валидность, называют "побочными". К числу побочных, полностью неустранимых переменных относят влияние фактора времени, фактор задачи, индивидуального различия.

Рассмотрим более подробно центральное понятие "валидность". Обратимся к системе отношений "эксперимент - теория - реаль­ность". На основе теории выдвигается гипотеза, которая в конеч­ном счете и проверяется в эксперименте. Методики и план экспери­мента должны соответствовать проверяемой гипотезе - степень этого соответствия и характеризует операциональную валидность. Напри­мер, в эксперименте по научению резкий звук зуммера использует­ся как эквивалент "наказания" за ошибку, поэтому возникает со­мнение в правильности такой интерпретации. В самом эксперимен­те мы должны максимально учесть, устранить и т.д. влияние побоч­ных переменных на зависимую переменную. Внутренняя валидность характеризует меру влияния независимой переменной на зависимую по отношению к другим факторам. Иными словами, внутренняя ва­лидность тем выше, чем больше вероятность того, что эксперимен­тальный эффект (изменение зависимой переменной) вызван изме­нением независимой переменной.

Эксперимент должен воспроизводить внешнюю реальность. Экс­перимент, который полностью воспроизводит внешнюю реальность, называется экспериментом полного соответствия. Разумеется, в ре­альности полное соответствие недостижимо. Мера соответствия экс­периментальной процедуры реальности характеризует внешнюю ва­лидность эксперимента.

Дополнительные переменные, которые требуют учета в экспери­менте, влияют на внешнюю валидность. Если от внутренней валид-ности зависит достоверность экспериментальных результатов, то от внешней - переносимость результатов из лабораторных условий на реальные процессы и обобщение их на другие сферы реальности.

Наконец, связь теории и реальности отражается в адекватности тео­рии реальности и прогностичности ее предсказаний. Кэмпбелл ввел еще одно важное понятие, характеризующее валидность эксперимента, а именно - конструктную валидность. Конструктная валидность выра­жает адекватность метода интерпретации экспериментальных данных теории, т.е. в структуру следует ввести четвертую составляющую - ин­терпретацию: теория - эксперимент - интерпретация - реальность.

Конструктная валидность, по мнению Кэмпбелла, характеризует правильность обозначения (интерпретации) причины и эксперимен­тального эффекта с помощью абстрактных терминов из обыденного языка или формальной теории.

Таким образом, внутренняя валидность определяется достовер­ностью интерпретации экспериментального эффекта как связи изу­чаемой причины и следствия (отношение эксперимент- интерпре­тация), а Конструктная валидность - правильностью употребления терминов той или иной теории при интерпретации данных экспе­римента.

Кэмпбелл отмечает, что установление внутренней валидности требует отбраковывай ия альтернативных объяснений связи между зависимой и независимой переменными, а установление конструкт-ной валидности - альтернативных интерпретаций соотношения при­чины и следствия с понятиями, взятыми из той или иной теории. С точки зрения Кэмпбелла, хороший эксперимент должен: 1) выяв­лять временную последовательность предполагаемых причины и следствия; 2) показывать, что вероятные причины и эффект взаимо­связаны (ковариантны); 3) исключать влияние побочных перемен­ных, которым можно было бы объяснить экспериментальный эф­фект; 4) исключать альтернативные гипотезы о теоретических кон­структах, объясняющих эту связь.

Для уяснения отношений между основными характеристиками экспериментального исследования полезно запомнить следующую схему:

Внутренняя валидность является непременным условием любо­го эксперимента. Кэмпбелл выделил восемь основных факторов, на­рушающих внутреннюю валидность эксперимента. Перечислим их. Первую группу можно назвать факторами выборка.

1. Селекция - неэквивалентность групп по составу, которая вы­зывает систематическую ошибку в результатах.

2. Статистическая регрессия - частный случай ошибки селекции, когда группы отбирались на основе "крайних" показателей (иначе - корреляция из-за неоднородности группы).

3. Экспериментальный отсев - неравномерное выбывание испы­туемых из сравниваемых групп, приводящее к неэквивалентности групп по составу.

4. Естественное развитие - изменение испытуемых, являющееся следствием течения времени, без связи с конкретными событиями:

изменение состояния (голод, усталость, болезнь и др.), свойств ин­дивида (возрастные перемены, накопление опыта и др.).

Вторая группа-побочные переменные, влияние которых приво­дит к следующим эффектам:

1. Эффект "истории" - конкретные события, происходящие в период между начальным и итоговым тестированием, помимо экс­периментального воздействия.

2. Эффект тестирования - влияние предварительного тестирова­ния на результат итогового.

3. Инструментальная погрешность - определяется надежностью метода фиксации поведения испытуемого, т.е. надежность теста;

именно надежность влияет на валидность, по утверждению Кэмп-белла, а не наоборот.

4. Взаимодействие факторов: отбора; естественного развития; ис­тории (разные истории экспериментальных групп) и др.

Позже Кэмпбелл описал еще ряд источников нарушения внут­ренней валидности. Наиболее существенные относятся к экспери­ментальной процедуре, а именно: компенсаторное сопоставление эф­фектов различных воздействий, имитация воздействия, когда его на самом деле не происходит, и др.

4.3. Реальный эксперимент и "эксперимент полного соответствия"

Реальный эксперимент отличается как от эксперимента идеаль­ного, так и от самой реальности, которую он призван моделировать. Это отличие фиксируется таким понятием, как "внешняя валид­ность" психологического эксперимента.

Внешняя валидность определяет, в какой мере результаты, полу­ченные в эксперименте, будут соответствовать жизненной ситуации,

послужившей "первообразом" для эксперимента. Кроме того, внеш­няя валидность характеризует возможность обобщения, переноса ре­зультатов, полученных в эксперименте, на весь класс жизненных си­туаций, к которым принадлежит "первообразная", и налюбые другие.

Надо сказать, что внешняя валидность имеет особое значение на эмпирической стадии развития науки. В принципе возможны такие эксперименты, которые не соответствуют никаким реальным жиз­ненным ситуациям, а служатлишьдля проверки гипотез, источни­ком которых является развитая теория. В развитых науках стремят­ся избегать "прямого замыкания" экспериментальный результат - реальность, так как понятно, что эксперимент строится исходя из требований проверяемой теории, а не из требований соответствия реальности. Моделирование некоторых условий, например, в экс­периментах по сенсорной депривации или выработке классических условных рефлексов не соответствует никакой жизненной реальнос­ти. При условии, если под реальностью понимать то, что было, а не то, что потенциально может быть. Поэтому многостраничные рас­суждения такого солидного автора, как Готтсданкер, по поводу "экс­периментов полного соответствия" или "экспериментов, улучшаю­щих реальность", кажутся надуманными и архаичными.

Но нельзя отрицать значение "внешней валидности "для экспе­римента, если учитывать общее состояние психологической науки, а не "передовой" край психологической теории.

Внешняя валидность иногда трактуется как характеристика экс­перимента, определяющая возможность переноса (обобщения) ре­зультатов на различные времена, места, условия и группы людей (или животных). Однако возможность переноса является следстви­ем двух причин: 1) соответствия условий эксперимента его "перво­образной" жизненной ситуации ("репрезентативность" эксперимен­та); 2) типичности самой "первообразной" ситуации для реальности ("репрезентативность" ситуации). Выбранная для моделирования в эксперименте ситуация может быть совершенно нерепрезентатив­ной с точки зрения жизни той группы испытуемых, которая участ­вует в эксперименте, или является редкой и нетипичной.

Внешняя валидность, как определяет ее Готтсданкер, влияет прежде всего на достоверность выводов, которую дают результаты реального эксперимента, по сравнению с экспериментом полного соответствия. Для достижения высокой внешней валидности нуж­но, чтобы уровни дополнительных экспериментальных переменных соответствовали их уровням в реальности. Эксперимент, который не имеет внешней валидности, считается неверным. Добавим, что он неверен, если источником гипотезы является реальность, обы-

денное знание, а не теория. Эксперимент, не соответствующий ре­альности, может обладать совершенной внутренней и операциональ­ной валидностью. Другое дело, что прямой перенос его результатов в реальность невозможен без учета влияния на зависимую перемен­ную помимо независимой и дополнительных переменных.

Очевидно, что достижение полной внешней валидности невоз­можно в принципе, поэтому любое "чистое" аналитическое иссле­дование является внешне невалидным. Вместе с тем рекомендуется максимально учитывать влияние дополнительных переменных на экспериментальный эффект, так как неизвестно, когда будет постро­ена теория для их объяснения, а данные, возможно, придется ис­пользовать на практике.

Заботу о внешней валидности эксперимента особо проявляют исследователи, работающие в прикладных областях: клинической психологии, педагогической и организационной психологии. Это понятно, ибо для решения своих повседневных задач им чаще при­ходится прибегать к постановке экспериментов, имитирующих ре­альность. По сути, историческая дискуссия сторонников лаборатор­ного эксперимента и "естественного эксперимента" была отраже­нием разного методического подхода специалистов, занимавшихся фундаментальной или прикладной психологией. В настоящее время факторами, влияющими на внешнюю валидность, считают неуст­ранимые особенности эксперимента, отличающие его от реальной ситуации. Кэмпбелл ставит знак равенства между внешней валид­ностью, репрезентативностью эксперимента и возможностью гене­рализации его результатов. Он относит к факторам, угрожающим внешней валидности, в первую очередь эффекты, связанные с осо­бенностями объекта исследования: обучаемость, наличие памяти, способность эмоционально реагировать на ситуации. Кэмпбелл на­зывает главные причины нарушения внешней валидности:

1. Эффект тестирования -уменьшение или увеличение воспри­имчивости испытуемых к экспериментальному воздействию под вли­янием тестирования. Например, предварительный контроль знаний учеников может повысить их интерес к новому учебному материалу. Поскольку генеральная совокупность предварительному тестирова­нию не подвергается, то результаты для нее могут быть нерепрезен­тативными.

2. Условия проведения исследования. Они вызывают реакцию ис­пытуемого на эксперимент. Следовательно, его данные нельзя пере­носить налиц, не принимавших участия в эксперименте; этими ли­цами является вся генеральная совокупность, кроме эксперименталь­ной выборки.

3. Взаимодействие факторов отбора и содержания эксперимен­тального воздействия. Их следствия - артефакты (в экспериментах с добровольцами или испытуемыми, участвующими по принуждению).

4. Интерференция экспериментальных воздействий. Испытуемые обладают памятью и обучаемостью. Если эксперимент состоит из нескольких серий, то первые воздействия не проходят для них бес­следно и сказываются на появлении эффектов от последующих воз­действий.

Большинство причин нарушения внешней валидности связано с особенностями психологического эксперимента, проводимого с учас­тием человека, которые отличают психологическое исследование от эксперимента, осуществляемого специалистами других естествен­ных наук.

На взаимодействие процедуры тестирования и содержания экс­периментального воздействия первым обратил внимание в 1949 г. Р.Л.Соломон при проведении исследования школьников: предвари­тельное тестирование снижало эффективность обучения. Исследо­вание социальных установок показало, что предварительное тести­рование оказывало влияние на установки личности и ее подвержен­ность убеждению, а в экспериментах Ховленда, наоборот, оно ос­лабляло убеждающее воздействие фильмов.

Эффект тем больше, чем необычнее процедура тестирования и чем более сходно по содержанию экспериментальное воздействие с тестом. Для того, чтобы избежать эффекта предварительного тести­рования, Кэмпбелл рекомендует применять экспериментальные пла­ны с предварительно нетестируемыми группами.

Как уже отмечалось, "взаимодействие состава группы и воздей­ствия" связано с неслучайным участием испытуемых в эксперимен­те. Реакция может быть двух типов: готовность добровольцев "под­вергнуться воздействию" и отказ, негативная реакция тех, кто при­нудительно привлечен к участию в эксперименте. В исследованиях по научению могут согласиться участвовать только интеллектуаль­но одаренные. Выбывание испытуемых в ходе эксперимента может вызываться экспериментальным воздействием. К примеру, лица, потерпевшие неудачу при выполнении заданий на мотивацию до­стижения, могут отказаться от участия в последующих сериях.

Естественно, практически невозможно элиминировать лишь фак­тор "реакции на эксперимент". Еще раз отметим, что проблема внут­ренней валидности разрешима в принципе, так как можно подобрать соответствующие процедуры планирования эксперимента и матема­тической обработки результатов, чтобы обеспечить заданный уро­вень их достоверности.

Согласно Кэмпбеллу, проблема внешней валидности как репре­зентативности эксперимента по отношению к реальности неразре­шима, так как индукция, т.е. обобщение, никогда не может быть пол­ностью объективна.

Проблема внешней валидности как адекватности ситуации экс­перимента его "первообразной" жизненной ситуации также нераз­решима логическими и математическими средствами: она требует привлечения всей совокупности научных психологических знаний для описания ситуации в целом.

4.4. Экспериментальная выборка

"LBbJ^op объекта исследования - следующая задача, которую пред­стоит решать психологу после определения зависимой и независи­мой переменных.

~ В прикладных исследованиях свобода психолога ограничена уже тем, что объект известен с самого начала. Так, в 1977 г., будучи сту­дентом факультета психологии и биологии Ярославского универси­тета, я с группой коллег должен был изучить структуру профессио­нально важных качеств операторов сортировочной горки. Целью исследования стала выработка рекомендаций по совершенствованию системы отбора и обучения операторов. Численность и состав вы­борки были определены - все операторы Ярославского железнодо­рожного узла. Но выводы могли распространяться и на операторов, работавших в самых разных городах.

В других случаях психолог волен выбирать тот объект, который больше соответствует задачам исследования. Лаборатория нейрофи­зиологии Института психологии РАН под руководством Ю.И.Алек­сандрова выявляет нейронные механизмы регуляции поведения. Центральная проблема - как новая мотивация организует систему регуляции поведенческого акта? Удобная модель формирования но­вой мотивации прослеживается при возникновении зависимости от алкоголя, Налюдях такие опыты, естественно, ставить неэтично, не­безопасно, а у желающих принять участие в эксперименте такая за­висимость, как правило, уже имеется. В качестве объекта выбира­ются кролики, у которых легко выработать эту зависимость; их можно оперировать, вживляя электроды в головной мозг, и, наконец, обу­чить той или иной форме поведения. Для того, чтобы выяснить, как субъективная уверенность влияет на успешность принятия решения при обнаружении сигнала, нет необходимости прибегать к особым

ухищрениям, но для работы в психологическом эксперименте (дли­тельном, требующем произвольного внимания и ответственного от­ношения к делу) лучше привлекать людей интеллигентных и соци­ально зрелых, поэтому часто в роли испытуемых выступают друзья, аспиранты и дипломники.

Данные психогенетических исследований свидетельствуют о том, что креативность (общая способность к творчеству) в меньшей сте­пени детерминирована генотипом, чем общий интеллект. Я и моя аспирантка Г. Ожиганова предположили, что решающим средовым фактором, влияющим на развитие креативности, будет подражание значимой творческой личности. Выбор объекта исследования мож­но было определить, проведя "формирующий" эксперимент, воз­действующим фактором которого должна стать личность взрослого, проявляющего творческое поведение и подкрепляющего это прояв­ление у испытуемых. Известно, что первый сензитивный период раз­вития креативности наблюдается в 3-5 лет. Поэтому дети этого воз­раста были выбраны в качестве испытуемых.

Идеальным объектом психологического исследования может вы­ступать либо отдельный индивид, либо группа. В первом случае мы говорим об общепсихологическом эксперименте, во втором - о со­циально-психологическом. Но в конкретном эксперименте не толь­ко реальный объект должен соответствовать по своим характерис­тикам идеальному объекту, но и результаты, полученные при его участии, должны применяться к другим объектам. Если бы все люди (или животные) были похожи друг на друга, а еще лучше - оказа­лись совершенно одинаковыми, то не возникло бы никаких проблем. Эксперимент можно провести с участием одного испытуемого, а полученные результаты применить для объяснения поведения всех других людей. Но люди различаются по полу, возрасту, расе, нацио­нальности, принадлежности к той или иной культуре или религии, социальному и экономическому положению и т.д. Следовательно, простая генерализация (обобщение) данных, полученных при иссле­довании одного испытуемого, невозможна. Однако на практике, например в лабораторных экспериментах по исследованию сенсор­ных процессов, памяти, внимания и т.д., этими различиями прене- I брегают, считая, что наш испытуемый может представлять любого;

индивида из Homo sapiens. ВШлееГзанятных случаях голубь или кры­са может выступить в качестве модели любого человека, например, в экспериментах по оперантному научению. Но это иная проблема. Здесь же заметим, что эксперимент может быть проведен с одним ис­пытуемым (single-experiment) или группой. В социальной психологии это будет одна группа и множество групп - "группа групп".

Эксперимент с одним испьпуемым проводится тогда, когда: 1) индивидуальными различиями можно пренебречь, исследование чрезвычайно велико по объему и включает множество эксперимен­тальных проб; 2) испытуемый - уникальный объект, например ге­ниальный музыкант или творчески одаренный шахматист; 3) от ис­пытуемого требуется особая компетентность при проведении иссле­дования (эксперимент с обученными испытуемыми); 4) повторение данного эксперимента с участием других испытуемых невозможно.

Для экспериментов с одним испытуемым разработаны особые экс­периментальные планы.

Чаще исследование проводится сэксперименальной группой, в которой все испытуемые объективно различны, но отобраны и рас­пределены по подгруппам с помощью той или иной стратегии.

/ Различают четыре основных вида "дизайна" - конструирования экспериментальных групп.

""" При первом варианте исследование проводится с двумя различ­ными группами: экспериментальной и контрольной, которые ста­вятся в разные условия. Это наиболее распространенный способ.

Второй вариант предполагает исследование одной группы: ее по­ведение изучается к-в экспериментальных и в контрольных усло­виях. Он применяется, когда имеется только экспериментальная группа и нет возможности сформировать контрольную. Но этот план никак не контролирует "эффект последовательности" и использу­ется лишь в тех редких случаях, когда эффектом последовательнос­ти можно пренебречь.

Третий вариант-использование конструирования групп мето­дом "парного дизайна" - состоит в следующем. Для каждого субъ­екта группы подбирается эквивалентный (или похожий) ему, и они распределяются по разным группам. Соответственно контрольная и экспериментальная группы становятся похожими по составу испы­туемых. Конечно, в этом случае невозможно соблюсти полную эк­вивалентность фупп в обоих условиях эксперимента, но данный спо­соб значительно лучше, чем эксперимент с участием одной группы в разных условиях.

Наконец, четвертый план является смешанным: все группы ста­вятся в разные условия. При этом образуется несколько групп. Спо­соб применяется при факторном планировании эксперимента.

Итак, формирование выборки испытуемых - эксперименталь­ной группы - : - должно подчиняться ряду правил.

Подбор экспериментальной группы должен определяться предме­том и гипотезой исследования. Бессмысленно проверять степень раз­вития произвольного запоминания у годовалых и двухлетних детей или выявлять у группы московских бомжей, в какой мере уровень их интеллекта влияет на выбор того или иного кандидата в Государ­ственную Думу (ибо они голосовать не имеют права).

Таким образом, экспериментатор должен создать модель идеаль­ного объекта экспериментального исследования для своего частно­го случая и по возможности его описать, следуя этому описанию при формировании экспериментальной группы. Характеристики реаль­ной экспериментальной группы должны минимально отклоняться от характеристик идеальной экспериментальной группы.

2. Критерий эквивалентности испытуемых (критерий внутрен­ней валидности). Результаты, полученные при иссяедо"вании"экспе-риментально5Гвыборки, должны распространяться на каждого ее члена. То есть мы должны учесть все значимые характеристики объ­екта исследования, различия в выраженности которых могут суще­ственно повлиять на зависимую переменную. Допустим, необходи­мо проверить влияние ситуативной тревожности детей на скорость овладения школьными навыками. В этом случае состав эксперимен­тальной группы должен быть подобран так, чтобы в нее входили дети с одинаковым уровнем развития интеллекта. Если же это не удается сделать, то при обработке данных используется нормировка резуль­татов на величину значимого параметра.

Процедура подбора эквивалентных групп и эквивалентных ис­пытуемых называется рандомизацией.

3. Критерий репрезентативности (критерий внешней валиднос­ти). Существуют теоретические статистические критерии репрезен­тативности (представленности) выборки испытуемых. Группа лиц, участвующих в эксперименте, должна представлять всю часть попу­ляции, по отношению к которой мы можем применять данные, по­лученные в эксперименте. Величина экспериментальной выбор­ки определяется видом статистических мер и выбранной точностью (достоверностью) принятия или отвержения экспериментальной гипотезы. Она может быть равна множеству индивидов, чье поведе­ние нас интересует. Экспериментальная выборка может представ­лять лишь часть интересующего нас множества. Главная проблема состоит в том, на какие другие интересующие нас группы можно распространить результаты проводимого нами исследования. (Об этом см. гл.7.)

Дружинин В.Н. Экспериментальная психология . СПб: Питер, 2000. 320 с. ...

  • М. А. Холодная Психология интеллекта: парадоксы исследования

    Документ

    ... психологией . Заведующий лабораторией психологии способностей Института психологии РАН, доктор психологических наук, профессор В.Н. Дружинин ... Поэтому описанные в когнитивной экспериментальной психологии когнитивные структуры недостаточны для...

  • 1. Основные этапы развития психологии как науки. Развитие представлений о предмете психологии

    Документ

    Факторов. Однофакторная модель Гальтона. (Г. – отец экспериментальной психологии , психодиагностики, изобрел массу психодиагностических методик... общепринятого решения. 3 взгляда на креативность (Дружинин ) В исследованиях Торренса и Гилфорда выявлена...

  • Учебно-методический комплекс

    Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. - М., 1995. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. - М., 1996. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология . – М, 1997. Дружинин В.Н. Психология общих способностей...

  • 
    Top