Проявляется ли милосердие герои повести шинель. Сочинение маленький человек в повести гоголя шинель

Проблемы, которые поднимал в своих произведениях Гоголь, носят злободневный характер. Я считаю, что все они актуальны и по сей день. Писатель не мог смириться с той несправедливостью, которая была свойственна обществу его времени. Люди сильные, властные, бессердечные без тени сомнения могли обидеть, оскорбить людей, которые были намного слабее их. Именно эту проблему раскрывает Гоголь в повести «Шинель».

Надо сказать, что к подобному герою и к подобной проблеме обращались не впервые, но настолько актуальна эта тема звучала только теперь.

Что же собой представляет «маленький человек», и как стоит воспринимать такое явление в обществе?

Да, конечно, не нужно понимать данное выражение буквально. Здесь речь идет о человеке, маленьком в социальном плане, ибо он не богат, не имеет голоса в обществе, ничем не примечателен. Он всего лишь мелкий чиновник.

Но «маленьким» является этот человек еще и потому, что его внутренний мир ограничен и ничего собой не представляет. Гоголевский герой беден, во многом незначителен и незаметен. Акакий Акакиевич Башмачкин очень исполнителен, но при этом он даже не задумывается над тем, что делает. Поэтому-то герой начинает сильно волноваться, когда нужно хоть немного проявить сообразительность. Но самое интересное, что Башмачкин даже не пытается измениться, совершенствоваться, а снова и снова повторяет: «Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь».

По-моему, этот человек не стремится к истинным ценностям. Жизнь его настолько бессмысленна, что, возможно, он и сам не знает, для чего живет. Единственным смыслом его жизни становится сбор денег на покупку шинели. Он безумно счастлив от одной только мысли об исполнении этого желания.

Неудивительно, что в дальнейшем кража чудесной шинели, приобретенной с таким трудом, стала для Башмачкина настоящей трагедией. Окружающие Акакия Акакиевича люди только лишь посмеялись над его бедой. Никто даже не попытался понять этого человека, а, тем более, помочь ему. Самое ужасное, на мой взгляд, заключается в том, что никто не заметил смерти Башмачкина, никто не вспомнил о нем.

Прочитав это произведение, приходишь к печальному выводу: людей, подобных Акакию Акакиевичу, великое множество. Значит, много таких же униженных и незаметных. «Маленький человек» является обобщенным образом. Гоголю удалось весьма правдоподобно и, между тем, сатирически показать главного героя, общество, где процветает подобная несправедливость. Автор призывает обратить внимание на «маленького человека», помнить о его существовании.



Но вся жизнь подчиняется только внешнему лоску и блеску. Отсюда и чинопочитание, преклонение перед вышестоящими и пренебрежение остальными: «Между нами не может быть никаких тесных отношений. Судя по пуговицам вашего вицмундира, вы должны служить по другому ведомству». Только внешность является основным критерием, по которому люди делятся на тех, кого нужно замечать, а кого нет.

Нельзя говорить о том, что люди не видят, что причиняют боль и страдания другим. Все это прекрасно осознается. И Гоголь знал это. Некоторые обидчики Акакия Акакиевича даже иногда испытывали муки совести из-за своих поступков. Достаточно вспомнить молодого служащего, подшутившего над главным героем. Этот человек вдруг осознал, «как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости…»

Фантастичен эпизод воскресения Акакия Акакиевича, который теперь блуждает по Петербургу и срывает с прохожих шинели и шубы. Такова месть Башмачкина. Он успокаивается только тогда, когда срывает шинель со «значительного лица», который сильно повлиял на судьбу героя.

Я думаю, что этот момент можно считать кульминационным, ибо только теперь в некоторой степени восторжествовала справедливость. Только теперь Акакий Акакиевич Башмачкин вырастает в собственных глазах. По мнению Гоголя, даже в жизни самого ничтожного человека есть минуты, когда он может стать сильной личностью, умеющей постоять за себя.

Гениальность этого произведения заключается в том, что, читая повесть, невольно задумываешься над тем, как ты сам относишься к окружающим людям, и есть ли среди них подобные Акакию Акакиевичу Башмачкину.

Роль гиперболы в изображении Башмачкина в повести Н.В. Гоголя "Шинель"

Повесть «Шинель» Н. В. Гоголя входит в цикл «Петербургские повести». В нем писатель изображает быт и нравы жителей Петербурга, рисует их психологию. Повесть «Шинель» считается выдающимся произведением Гоголя. Ее идейно-художественные особенности были оценены многими русскими и зарубежными писателями. «Шинель» считается образцом русской реалистической повести. Недаром писатели последующих поколений считали, что «все они вышли из гоголевской «Шинели».



В центре повествования – судьба чиновника самого низшего разряда Акакия Акакиевича Башмачкина. Гоголь описывает нам жизнь и смерть «маленького» человека. Чтобы глубже и полнее раскрыть образ Башмачкина, Гоголь использует такой художественный прием, как гипербола. Можно сказать, что в изображении Акакия Акакиевича переплетаются реализм, гипербола и фантастика. Гиперболические нотки просматриваются везде, уже начиная с описания крещения героя. Долго мучались, выбирая имя младенца, но не нашли ничего лучше имени Акакий: «Ну, уж я вижу, что, видно, его такая судьба. Уж если так, пусть лучше будет он называться как и отец его. Отец был Акакий, да пусть и сын будет Акакий». Таким образом, подчеркивается неизбежность судьбы героя. Его предки были мелкими чиновниками, и сам он не может прыгнуть выше своей головы. Гиперболически выглядит речь Башмачкина. Говорит он только предлогами, наречиями и частицами, никак не может закончить фразу. Это подчеркивает крайнюю робость героя, забитость, неуверенность.

Гипербола усиливается, когда начинается описание службы Акакия Акакиевича в департаменте. Человек, не блещущий умом и не имеющий никаких интересов, кроме служебных, Акакий Акакиевич жил своими бумагами: «Вряд ли где можно было найти человека, который так жил бы в своей должности… он служил с любовью». Действительно, в простом переписывании бумаг он находил свой «разнообразный и приятный мир». Только никто не замечал этого его служебного рвения, получал он самую маленькую зарплату в департаменте, но ему было все равно: «Вне этого переписывания, казалось, для него ничего не существовало». Можно сказать, что Башмачкин был по-своему счастлив. Но мирное течение его жизни было нарушено чрезвычайным происшествием: Акакию Акакиевичу срочно понадобилось сшить новую шинель. Ради этого ему пришлось урезать себя во всем: не зажигать лишний раз свечу, не ужинать по вечерам, ходить по улицам на цыпочках, чтобы не натирать обувь, не занашивать белье и так далее. Все эти лишения он с лихвой замещал мыслью о будущей шинели. Эта мысль стала для него подругой, скрашивающей его одинокую, убогую жизнь: «Он сделался как-то живее, даже тверже характером, как человек, который уже определил и поставил себе цель». Само провидение помогало Акакию Акакиевичу, и скоро он набрал вожделенные восемьдесят рублей. Вместе с портным Петровичем они выбрали все самое лучшее, и, наконец, шинель была готова.

Можно сказать, что шинель вернула Башмачкина к жизни. Он впервые за несколько лет вышел на вечерние улицы Петербурга, обратил внимание на огромные перемены, произошедшие в городе, любовался на женскую ножку, изображенную в витрине магазина, иронически(!) усмехнулся, увидев прическу какого-то франта.

Но недолго длилось преображение Акакия Акакиевича. Он и дня не проходил в своей обновке. На следующий день вечером ее украли. Это было страшнейшее потрясение для Башмачкина. Он решился на невиданный для него поступок – бороться за свою шинель. Но чиновничья машина не дала ему никакого шанса. Башмачкин добрался даже до «значительного лица» и посмел ему перечить. «Значительное лицо» обвинило Башмачкина в вольномыслии. После этого «Акакий Акакиевич так и обмер, пошатнулся, затрясся всем телом и никак не мог стоять… он бы шлепнулся на пол; его вынесли почти без движения». После этого Башмачкин заболел и умер. В этом также проявляется гипербола: шинель стала для героя целью, смыслом, опорой всей жизни. Без нее существовать он больше не смог.

Но на этом повесть не заканчивается. Далее гипербола перерастает в фантастику. В Петербурге появился призрак в виде чиновника. Он искал пропавшую шинель и под этим предлогом сдирал шинели со всех прохожих, независимо от чина. В этом ходячем мертвеце узнали Акакия Акакиевича. В конце концов, от «рук» привидения пострадало и «значительное лицо», которое тоже лишилось своей шинели: «Твоей-то шинели мне и нужно! Не похлопотал об моей, да еще и распек, - отдавай же теперь свою!»

Так, после смерти Башмачкина восстанавливается справедливость. Кроме того, в фантастических сценах звучит мысль Гоголя о равенстве всех людей. Их отличие только в шинелях, а человеческая сущность у всех одна. Можно сказать, что в этих сценах он встает на защиту маленького человека, «униженного и оскорбленного». Человека, потерявшего свою сущность и ставшего безликим винтиком в огромной машине Петербурга.

Таким образом, при создании образа Акакия Акакиевича Башмачкина основным художественным приемом является гипербола, перерастающая в фантастику. Преувеличением наполнен весь образ Башмачкина. Иногда очень трудно разделить, где реальные факты из жизни бедного чиновника, а где уже применяется гипербола. Мне кажется, что именно этот художественный прием автор использует для того, чтобы показать весь ужас положения маленького человека в большом городе. Такое существование зависит не только от вышестоящих людей, имеющих власть, но и от самого маленького человека, позволяющего себе существовать, подобно растению.

О чем скорбит и кому сострадает Гоголь в своей повести?

Сия есть заповедь моя,

да любите друг друга,

яко аз возлюбил вы.

Эгоизм и хладнокровие - вот, пожалуй, характерные черты современного человека. Забота о себе и преступное равнодушие к своим близким, своим соотечественникам - явление беспрецедентное в истории России.

Такое общество исторически обречено; немало тому примеров можно увидеть в фактах гибели высокоразвитых цивилизаций, представители которых стали заботиться лишь только о полнейшем удовлетворении своих потребностей. Сегодня, как никогда, нам надо очнуться от той духовной спячки, в которую мы погрузились, став организованными потребителями и пользователями, осознать уровень той нравственной деградации, парализовавшей общество, и постараться всем миром Воскреснуть!

Ключи от Возрождения России - в бессмертной душе каждого из нас, в её еще не полностью утраченной способности верить, надеяться, сострадать, любить! Этому сегодня снова надо учиться, учиться с азов... Учиться в лоне Церкви, у святых отцов Православия, у наших русских классиков.

Творческое наследие Н.В. Гоголя, русского писателя-христианина, должно быть по-настоящему востребовано, прочитано, продумано. Сегодня его повесть «Шинель» должна стать нашей настольной книгой и научить нас сострадать и любить ближнего своего. Только братская любовь друг к другу поможет нам сохраниться и окрепнуть как нации...

1. Тема сострадания и любви в повести «Шинель»

1.1.Биография последней повести Н.В. Гоголя.

«Шинель» увидела свет в 1842 году. Первая мысль этой «чудной повести» возникла еще в тридцатые годы. Ей послужила одна история, похожая на анекдот, услышанная Гоголем на одной из петербургских вечеринок.

Речь шла об одном чиновнике, всю жизнь мечтавшем иметь ружье для охоты и копившем на него из своих скудных доходов. Купив же наконец желаемое и отправившись на первую охоту по Финскому заливу, он потерял свое сокровище: ружье было стянуто в воду густым тростником... Вернувшись домой, он слег и уже не встал: его мучила горячка. Лишь тогда, когда товарищи, собрав деньги, купили ему новое ружье, он был возращен к жизни. «Все смеялись анекдоту, имевшему в основании истинное происшествие, исключая Гоголя, который выслушал его задумчиво и опустил голову», - пишет один из биографов Гоголя П.В.Анненков .

Гоголь вернулся к этой истории спустя несколько лет, будучи за границей, в Италии, пережив венский кризис 1840 года, БУДУЧИ на грани жизни и смерти. Именно тогда он обратился к Богу с горячей молитвой, прося продлить его жизнь хотя бы на два года, чтобы завершить свое произведение.

В «Шинели» 1842 года мы видим нового Гоголя, ранее нам неизвестного. Автор «Миргорода» и «Ревизора», где он выступил беспощадным обличителем человеческих пороков, в своей новой повести глубоко сострадает главному герою. В этом произведении великого русского писателя живет скорбь, печаль о нравственном несовершенстве человека.

Ф.М.Достоевский ощутил в ней плач скорбящей души своего гениального учителя: «Он (Гоголь) из анекдота о пропавшей у человека шинели сделал ужаснейшую трагедию».

«Смех Гоголя 30-х годов преклонился на жалость, - пишет исследователь И.П. Золотусский, - эта последняя повесть Гоголя лежит на полпути от первого тома «Мертвых душ» ко второму и является узловой почтовой станцией на дороге русской литературы».

1.2. Образ Башмачкина и мотив пошлости в повести «Шинель».

О чем скорбит и кому сострадает Гоголь в своей повести?

Чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин служит в одном из департаментов Петербурга. Автор, рисуя его портрет, подчеркивает его ничем не примечательную внешность: «...низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат...». И этот человек самой скромной внешности занимает самую скромную должность: он переписывает деловые бумаги. Но как переписывает! «Мало сказать, он служит ревностно, - нет, он служит с любовью. Так в этом переписывании ему видится какой-то разнообразный и приятный мир», - пишет Гоголь. Мы видим, что для Акакия Акакиевича эта деятельность была источником наслаждения, радости, утешения, даже, можно сказать, вдохновения; она «является для него почти «религиозным» служением и доставляет едва ли не духовное утешение», - считает И. А. Виноградов в статье «Я брат твой...».

Примечательны детали портрета героя в момент «творческого акта»: «...некоторые буквы у него были фавориты, до которых, если добирался, был сам не свой: и посмеивался, и подмигивал, и помогал губами, так что в лице его, казалось, можно было прочесть всякую букву, которую выводило его перо»

Вся жизнь, весь ее смысл, все силы души героя сосредотачиваются на его занятиях копииста - переписчика: «Акакий Акакиевич если и глядел на что, то видел на всем свои чистые, ровным почерком выведенные строки» .

«Эта почти религиозная сосредоточенность Башмачкина на своем ничтожном деле виделась Гоголю отнюдь не просто комической чертой характера, но осмыслялась куда серьезнее - как извращение присущей каждому человеку способности к самоуглублению, к творчеству», - пишет И. А. Виноградов .

Гоголя в «Петербургских повестях» интересует проблема таланта, его расцвета или гибели в душе человека. В «Шинели», рассматривая самоотверженную любовь героя к своему должностному занятию, Гоголь говорит нам о гибели в Акакие Акакиевиче таланта «художника» не в собственном значении этого слова, а в смысле способности человека к «искусству», самоотверженному служению в своей сфере деятельности.

Тема долга является ключевой для замысла «Шинели». «Долг - Святыня, - замечал Гоголь в отдельном наброске. - Человек счастлив, когда исполняет долг» . Сам Николай Васильевич с юности возгорелся ревностью к службе на благо Отечества. С этими благими мыслями он покидал Нежинский лицей и направлялся в северную столицу.

После долгих мытарств в поисках места службы юноша был принят в Департамент уделов, где, начиная с сентября 1829 года, он осваивает канцелярскую науку. Впечатления внимательного молодого человека от своих должностных занятий и общения с сослуживцами послужат ему тем бесценным материалом, на основании которого позднее будет сделан важнейший вывод о роли и значении деятельности государственного служащего.

В статье «Петербургская сцена в 1835 - 36 гг.», написанной в 1836 году, говоря о героях, заслуживающих обличения на русской сцене, Гоголь упоминает о чиновнике канцелярии, который вместо того, чтобы исполнять священную обязанность, наложенную на него должностью, думает только о том, чтобы красиво была написана бумага.

Таким образом, в «Шинели», как и в других творениях Гоголя, где речь идет «об оскудении и извращении души, о ничтожестве и пустоте ее движений при наличии других сил, могущих поднимать человека», сильным аккордом звучит мотив пошлости . «Всюду, где речь идет о пошлости, - пишет протопресвитер Василий Зеньковский, - слышится затаенная грусть автора, - если не настоящие «слезы сквозь смех», то скорбное чувство трагичности всего, к чему фактически сводится жизнь человека, из чего она слагается» .

И поэтому совсем неудивительно, что шинель, на которую долго копил Башмачкин, отказывая себе в необходимом и даже порой голодая, и которая после ее приобретения стала для него «приятной подругой жизни», «женой», стала единственной целью и тем «высоким» смыслом, озарившем столь жалкую, ограниченную, пошлую жизнь героя. Так родилась самая главная страсть в жизни Башмачкина - страсть к вещи, которая и определила название повести.

И когда в результате известного трагического случая шинель исчезает, это событие становится вполне объяснимой причиной его смерти, ибо справедливы слова Спасителя во все времена: «Где сокровища ваши, там и сердце ваше» (Мф. 6, 21).

В 1847 году, при жизни Белинского, увидевшего в образе Башмачкина тип социально-угнетенного «маленького» человека, критик Аполлон Григорьев в своем труде «Гоголь и его последняя книга» писал: «...в образе Акакия Акакиевича поэт начертал последнюю грань обмеления Божьего создания до той степени, что вещь, и вещь самая ничтожная, становится для человека источником беспредельной радости и уничтожающего горя до того, что шинель делается трагическим fatum в жизни существа, созданного по образу и подобию Вечного...» .

Так в середине 19 века было заявлено о религиозном уровне осмысления повести, но голос критика почти не был услышан. В наше время М.М.Дунаев в своей книге «Православие и русская литература» пишет, что пошлость для Гоголя есть «понятие религиозное», и многих своих персонажей Гоголь судит, сопоставляя их поступки с откровениями Священного Писания.

Гоголевские герои нарушают евангельские заповеди любви, милосердия, снисхождения к ближнему. Нарушая заповеди, они совершают богоотступничество, в результате чего мертвеют их души, а жизнь оказывается пустой и бессмысленной. Душа человека становится беззащитной перед силами зла и может подвергаться различным плачевным состояниям: от животного страха до смертельного уныния, в отличие от души высокой и твердой, которая, по выражению преподобного Серафима Саровского Чудотворца, «не отчаивается ни при каких несчастьях ».

1.3.Евангелийские истины в произведении Н.В. Гоголя.

Но выносит ли Гоголь своему герою суровый и беспощадный приговор?

Что же лежит в основе такого сострадания? «Ключ ко всему, - пишет М. М. Дунаев, - в том знаменитом месте, о котором говорили слишком много, но слишком простой заключенной в нем истины, кажется, так и не обнаружили» . Гоголь, повествуя об атмосфере совершенно бесчеловечного отношения чиновников, сослуживцев к Акакию Акакиевичу, упоминает об одном молодом человеке, который, по примеру других, позволил было посмеяться над ним, вдруг остановился, как будто пронзенный , и с тех пор все переменилось перед ним и показалось в другом виде. Какая-то неестественная сила оттолкнула его от товарищей, с которыми он познакомился, приняв их за приличных светских людей, и долго потом, среди самых веселых минут, представлялся ему низенький чиновник с лысиной на лбу, со своими пронизывающими словами: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» - и в этих проникающих словах звенели другие слова: «Я брат твой» .

Я брат твой... «Понятие братства», как пишет М. М. Дунаев, не имеет смысла без понятия об отцовстве. Речь идет о духовном родстве: «Акакий Акакиевич Башмачкин брат каждому из нас, поскольку у нас с ним единый Отец Небесный. Гоголь сострадает не жертве социального угнетения, но творению Божию, не сумевшему проявить в своей любви образ и подобие Отца, в нем, в творении, заключенного» .

Я брат твой... В этих знаменитых, ключевых словах, заключается не только мольба о снисхождении к слабому, беззащитному человеку, сострадании к его тяжкому положению, но и прямой призыв к помощи погибающему таланту. Свидетельством тому служит отношение самого автора к своему герою не как к безнадежному «идиоту» и «уроду», но как к «возможно полноценному и даже гениально одаренному человеку».

Я брат твой... Здесь Гоголь опирается на Евангельские истины: «Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает. Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас. Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит? И мы имеем от него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин. 4: 11-12, 19-21).

Любовь к ближнему, заповеданная Христом Спасителем, является высшей добродетелью христианина. «...О человеке, как о брате твоем... едином с тобой веры, единого Бога и Отца именующем, сожалей и соболезнуй», - наставлял святитель Тихон Задонский . Очень интересны и важны высказывания святителя о состоянии сердца человеческого, которое праздно быть не может: «Если любовь в сердце живет, то и плоды являются любезные... и благородные, людям приятные. Если враждой занято, то приносит ссоры, злословия... клевету, осуждение, презрение, насмешки и прочее....»[ 13, 494].

Вот этой атмосферой враждебности к человеку, царящей в Департаменте, и был поражен молодой человек. Страшным словом «содрогнулся» (ибо душа ужаснулась при виде беззакония) Гоголь выносит беспощадный приговор всякому унижению человека, созданного по образу и подобию Божию.

1.4. Н.В. Гоголь о смысле сострадания и любви к ближнему.

Человек, «брат твой», может оказаться в очень затрудненном положении, попасть в беду, оказаться на грани голодной смерти. Титулярный советник Башмачкин, находясь в изрядном возрасте («Акакию Акакиевичу забралось за пятьдесят») в полном одиночестве, пережил страшные минуты отчаяния в случившемся с ним несчастье. Но никто не помог страждущему, никто не протянул руку помощи, ни от кого он не услышал даже простого доброго слова, способного, по мнению святителя Тихона Задонского, «скорбящего утешить». А Митрополит Московский Макарий в письме своей духовной дочери утверждал, что «любить ближнего нужно не языком, а делом» [ 14, 25]. Он же пишет: «Какой бы лед не был в сердцах людских, любовь, как солнце, все растопит».

Гоголь, по воспоминаниям товарищей по Нежинской гимназии, с большим вниманием относился к бедности, очень переживал, встречаясь с нею, всегда подавал милостыню, проходя мимо нищих, отказывая себе в покупке любимых лакомств.

По приезде в Петербург в конце 1829 года он сам испытал сильную нужду из-за столичной дороговизны и зимней стужи. В письмах к матери он скорбел о высоких ценах за квартиру, на одежду; в одном из писем была упомянута шинель, которую необходимо было переделать, заменить воротник. «Эти впечатления явились тем бытовым, житейским материалом, который был использован Гоголем при изображении тяжелого материального положения своего героя», - пишет И. А. Виноградов в статье «Я брат твой» .

Позже, уже будучи известным писателем и продолжая испытывать финансовые затруднения, в 1844 году он выделил деньги, вырученные от продажи «Сочинений», бедным студентам Петербургского и Московского университетов. Оставшееся после смерти Гоголя личное его имущество состояло из нескольких десятков рублей серебром, книг и старых вещей, а между тем созданный им фонд «на вспоможение бедным молодым людям, занимающимся наукой и искусством», составлял более двух с половиной тысяч рублей.

В духовной зрелости Гоголь, изучая творения святых отцов Церкви, приходит к пониманию, что одной внешней помощи человеку бывает недостаточно. «Любовь... велит нам гораздо больше любить ближнего и брата, чем мы любим, она велит нам оказывать не только одну вещественную помощь, но и душевную, не только заботиться о его теле, но и душе...» ,- пишет Гоголь в «Правиле жития в мире».

Комментируя эти высказывания, И.А.Виноградов пишет: «Проблему оказания душевной помощи современнику - проблему возрождения его мертвой души Гоголь непосредственно связывал со служением Отечеству - на конкретной должностном месте каждого...» В конечном счете исполнение служебных обязанностей - в их подлинном, не подмененном мертвой бумажной перепиской, - решило бы, по Гоголю, и проблему шинели, проблему материального достатка» .

Представитель революционно - демократической критики, Н.Г.Чернышевский в статье «Не начало ли перемены?», оправдывая Акакия Акакиевича, писал: «...вся беда его приписывается бесчувствию, грубости людей,от которых зависит его судьба».

Но позиция Гоголя, человека глубоко верующего, воцерковленного, «идущего и в жизни, и в творчестве самым трудным, самым сложным путем - путем очищения, восстановления в себе образа Божия» , совсем не совпадает с мнением радикального критика. Неблагополучие социальной среды - якобы единственной виновницы в произрастании «современных идиотов» - Гоголь объяснил не влиянием... злонамеренных лиц, но видел в этом проявление присущей каждому человеку общей греховности человеческой природы - неблагополучного состояния души каждого из членов этой среды. «Утопическим упованиям на социальные реформы и революции Гоголь противопоставлял трезвое понимание необходимого духовного воспитания каждого члена общества» , - делает важнейшие выводы И.А.Виноградов, раскрывая подлинный смысл повести «Шинель» каждому читающему и думающему современнику. «Нет уже старого самодержавия, а самовластие по-прежнему царит на Руси, по-прежнему нет уважения к человеку, к человеческому достоинству, к человеческим правам»,-рассуждает философ Н.А. Бердяев в статье «Духи русской революции» .

Сколько пережила Россия революций и социальных реформ, сколько видела и великого человеческого горя и страдания, переживает она и сейчас совсем не простое время.

И сегодня, как никогда, актуальны проблемы, поднятые Гоголем в своей последней повести, потому что не исчезает «неблагополучное состояние среды» из-за состояния души каждого из нас и нашего отношения к своим должностным обязанностям. С особой, набатной силой звучат сегодня, в эпоху глубокого нравственного кризиса в России, слова Н.В. Гоголя: «Нужно вспомнить человеку, что он высокий гражданин высокого небесного гражданства. Покуда он сколько-нибудь не будет жить жизнью небесного гражданства, до тех пор не придет в порядок и земное гражданство» .

Человек, просветленный Божественной истиной и осознавший смысл своей земной жизни, дорожит сокровищами своей души, среди которых любовь к Богу и ближнему своему и жертвенное служение Отечеству.

Позднее в «Выбранных местах из переписки с друзьями» Гоголь задаст насущный вопрос: «Но как полюбить братьев, как полюбить людей? - Душа хочет любить одно прекрасное, а бедные люди так несовершенны и так в них мало прекрасного!» . Любовь - это огонь, это пламя, охватившее сердце человеческое, и рождается она из первой искры - сострадания. Сострадания к России, ее мукам, ее бедам, ее крестному пути. А Россия - это прежде всего люди, разделяющие с ней ее необыкновенную судьбу. «Беда Башмачкина - одна из частных бед народа», - пишет М.М. Дунаев и цитирует отрывок из статьи Н.В. Гоголя «Нужно любить Россию»: «Поблагодарите Бога прежде всего за то, что вы русский. Для русского теперь открывается этот путь, и этот путь есть вся Россия. Если только возлюбит русский Россию, возлюбит и все, что ни есть в России. К этой люби нас ведет теперь Сам Бог. Без болезней и страданий, которые в таком множестве накопились внутри ее и которых виною мы сами, не почувствовал бы никто из нас к ней сострадания. А сострадание есть уже начало любви» .

Таким образом, великий смысл «Шинели» открывается нам в «Выбранных местах из переписи с друзьями», шедевре духовной прозы Гоголя. Здесь, в важнейшем итоговом произведении зрелого мастера, находят свое завершение магистральные направления творчества писателя, начало которых положено во всей его художественной прозе. Здесь сделаны окончательные выводы, здесь душа художника успокаивается в открытых ей самим Богом истинах.

Проблема отчуждённости в повести «Шинель» и современное состояние общества в России.

Повесть «Шинель» интересна сегодня для нас еще одной проблемой - проблемой отчужденности. Суть понятия изложена в книге священника Андрея Горбунова «За всех и за вся»: «Отчужденность не является естественным состоянием людей, она противоречит богозданной природе человека. Отчужденность - это внутреннее непризнание личности в другом... т.е. внутреннее убийство другого. Вот почему в Священном Писании сказано: «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца» .

Непризнание в герое повести «Шинель» личности, отсутствие элементарного человеческого отношения к нему со стороны сослуживцев и «должностного лица», неспособность помочь человеку в беде - все это следствие отчужденности, которое «явилось следствием грехопадения людей...» .

Утрата любви ведет к смерти: «... и Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто в нем его никогда и не было». Авторский комментарий к этому событию значителен и заставляет читателя глубоко задуматься: «Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не нужное». А в подтексте утверждение: «каждое человеческое существо должно быть защищено, кому-то дорого и интересно» .

Повесть Н В Гоголя «Шинель» является поистине пророческим произведением русской классической литературы, а проблема отчужденности сегодня - самая насущная наша проблема. При высочайшем уровне разнообразнейших технологий, при господствующем культе наслаждения как смысле жизни и стремление современного человека к полнейшему удовлетворению всех потребностей в современном мире наблюдается катастрофический уровень падения нравственности и разрыва связей между людьми - родственных, дружеских, братских.

В результате такого состояния общества в современной России официально насчитывается более полумиллиона сирот, огромное количество старых и больных людей, умирающих нередко без всякого попечения, а также молодых, погибающих от алкоголя и наркотиков.

Страшный грех - грех безразличия и немилосердия, словно проказа, поразил наши души. Отказываясь от сострадания и любви друг к другу, мы рискуем потерять свое «самостоянье» и исчезнуть как народ.

И как спасительно сегодня возвращение к своим духовным корням, к бесценному литературному классическому наследию, достойное место в котором занимает творчество Н.В.Гоголя, истинного патриота, безгранично любившего Россию и завещавшего эту любовь нам: «Мне кажется, что все, о чем хлопочем и спорим, есть просто суета, и только об одной любви надо нам заботится... О, да поможет нам Бог, и тебе, и мне взрастить эту любовь в сердцах наших» .

Истинное Возрождение России начнётся с возрождения души каждого человека, в котом должна возгореться любовь к Богу и ближнему своему, тогда Господь наш Иисус Христос не оставит нас и никто не сможет отлучить нас от любви Божией.

Гоголь учился любви у святых, которые заботились не только о своем Небесном Отечестве. «Кто носит в себе Духа Святого,- свидетельствует преподобный Силуан Афонский, - тот скорбит о всем народе день и ночь, и сердце его жалеет всякое создание Божие...» . Великий чудотворец и подвижник, игумен Земли Русской, преподобный Сергий Радонежский завещал всем своим чадам: «Взирая на единство Святой Троицы, побеждать ненавистное разделение мира сего...».

Достойный ученик своих великих учителей, Гоголь подвигом своей жизни и творчества сумел повернуть русскую литературу от «эстетики к религии», тем самым освятив ее вечными Евангельскими истинами. Повесть «Шинель» обозначила новое направление в развитии словесного искусства, призвала его на путь воспитания в обществе таких основных христианских добродетелей, как сострадание и любовь к ближнему. Это в высшей мере оценил Ф.М.Достоевский, когда сказал: «Мы все вышли из гоголевской «Шинели».

Литература

Священное Писание Ветхого и Нового Завета.

1. Анненков П.В. Н.В. Гоголь в Риме летом 1841г. Русская литература 19 века. Первая половина. М., - 1981

2. Бердяев Н.А. Духи русской революции. Литературная учеба. Книга вторая. - 1990

3. Виноградов И.А. «Я брат твой». О повести Н.В. Гоголя «Шинель». В сб.: Евангельский текст в русской литературе 19-20 веков. Петрозаводск. - 2001

4. Воропаев В.А. Малоизвестная часть творческого наследия Н.В. Гоголя. В сб.: Евангельский текст в русской литературе 19-20 веков. Петрозаводск. - 2001

5. Гоголь Н.В. Собрание сочинений в 2х томах. Том 1. Москва-Киев-Париж.- 2002

6. Гоголь Н.В. Нужно любить Россию. Санкт-Петербург. - 2007

7. Гоголь Н.В. Из писем. «Что может доставить пользу душе». М. - 2007

8. Данильцева З.М. Повесть Н.В. Гоголя «Шинель». Литература в школе. -2004 №4

9. Дунаев М.М. Православие и литература. Том 2. М. -1996

10. Золотусский И.П. Гоголь М. - 1984

11. Священник Андрей Горбунов «За всех и за вся» М. - 2006

12. Православная энциклопедия, т 11 М. - 2006

13. Творения святителя Тихона Задонского, Том 1. М. - 2004

14 Митрополит Московский Макарий «Письма к духовной дочери»,М. 2006

Щелкунова Светлана Александровна , учитель литературы школы №22 (г.Сергиев Посад)

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам.

Образ «маленького человека» мы нередко встречаем в русской и зарубежной художественной литературе. Нам, русским читателям, воспитывающимся на образцах русской литературы, образ «маленького человека» до боли знаком. Первая встреча с ним случается в гоголевской повести Николая Васильевича Гоголя «Шинель».

А что же такое «маленький человек»? Ответ прост: это человек низкого социального положения и низкого происхождения, непримечательный и незаметный, не отличающийся выдающимися способностями, слабохарактерный, смиренный и безобидный.

Именно таким мы встречаем главного героя повести «Шинель», бедного титулярного советника Акакия Акакиевича Башмачкина. Интересно заметить, что Николай Васильевич очень умело подошел к выбору имени его литературного героя: слово «Акакий» в переводе с греческого языка означает «не делающий зла».

Автор сравнивает своего героя с мухой, чтобы показать, насколько этот человек мелок. У Акакия Акакиевича есть как положительные, так и отрицательные качества. С одной стороны, Башмачкин человек без интересов и увлечений, без семьи и друзей, что говорит о его некой замкнутости и самоограничении от окружающего мира. А с другой стороны, он предан своей работе, выполняет ее трепетно и тщательно, он трудолюбив, терпелив и скромен, не обращает внимания на оскорбления сослуживцев, не затевает ссор. Для такого человека, как Акакий Акакиевич, самая незначительная вещь может стать достоянием всей его жизни.

Достоянием жизни Башмачкина стала новая шинель, сшитая на праздничную премию. С появлением обновки изменяется характер Башмачкина и отношение к нему сослуживцев. Их одобрения и восхищения возвышают Акакия Акакиевича над самим собой, он становится смелее, счастливее, увереннее. Но вскоре его счастливое расположение духа меняется, так как у него украли самую дорогую вещь шинель. Это стало настоящей трагедией для бедного титулярного советника, который в итоге заболевает и умирает. Но даже после смерти он не может найти покоя, поэтому появляется в виде призрака на Калинкином мосту и пугает прохожих.

Продумывая характер Акакия Акакиевича, Гоголь хотел показать читателям, что на фоне романтических героев, ярких, сильных, противоречивых личностей, есть личности реалистичные: слабохарактерные, робкие и даже в какой-то мере жалкие, но, безусловно, заслуживающие человеческого внимания и сопереживания.

Сочинение Тема маленького человека в повести Гоголя Шинель

В «петербургской» повести «Шинель», написанной в 1842 году, Николай Васильевич Гоголь поднимает тему «маленького человека». Эта тема постоянно присутствует в русской художественной литературе. Александр Сергеевич Пушкин был первым автором, который затрагивает эту проблематику, эту традицию продолжают и другие авторы.

Гоголь рассматривает проблему общества, в котором должен существовать маленький человек. Автор резко критикует общество титулярных советников, которые не могут принять Акакия Акакиевича. Фраза персонажа: «Не трогайте меня, зачем вы меня обижаете?», - является риторическим вопросом к читателю. Автор обращает внимание, что «маленькие люди» тоже имеют права на достойную жизнь и на уважение со стороны людей.

День, когда Башмачкин надевает шинель – является кульминацией произведения. В этот момент он перестает чувствовать себя «маленьким человеком». Полностью изменяется его поведение и распорядок дня. Этим Н. Гоголь показывает, что Акакий Акакиевич такой же человек, как и другие. Он ничем не отличается, переживает те же чувства, стремления и обиды. Он не лучше и не хуже других.

Конфликт между маленьким человеком и миром возникает не сразу, а только в тот момент, когда Акакий Акакиевич остается без своей шинели. Шинель уже давно стала больше, чем одеждой. Это была большая часть самого героя. Потеряв ее, он начинает бороться с обществом. И не одержав победу при жизни, продолжает ее, как приведение.

Мистическая сторона повести важна для завершения конфликта. Получив желаемое, то есть шинель. Это некое подобие на справедливость, которая возможна только в фантастическом мире и является утопией. С другой стороны в финале Гоголь говорит о том, что бессмертная душа продолжает желать отмщения, и способна сделать только самостоятельно.

Сочинение Образ маленького человека в повести Гоголя Шинель

«Маленький человек» – один из архетипов русской литературы. Галерея «маленьких людей» открывается портретом Самсона Вырина в повести Александра Сергеевича Пушкина (цикл «Повести Белкина»), продолжается образом Евгения из его же поэмы «Медный всадник» и прочно закрепляется в наследующей Пушкину и его современникам традиции реализма.

В рамках направления реализма традиционно принято рассматривать повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель », а портрет главного героя этого произведения – Акакия Акакиевича Башмачкина – включать в открытую Пушкиным галерею «маленьких людей». Эта точка зрения совершенно справедлива и легко подтверждается текстом.

Что свойственно «маленькому человеку»? Невысокое положение в обществе, закрытость (скрытость) от мира, скупость чувств (но при этом – наличия объекта любви и заботы), страдание при жизни (обычно – единичный акт, оказывающий влияние на дальнейшую судьбу героя), и, вероятнее всего, смерть (часто – именно от жизненных страданий).

Всё это прослеживается и в «Шинели». Башмачкин – мелкий чиновник, переписчик бумаг, живущий бедно и аскетично. Он не имеет друзей – у него есть только сослуживцы, которым он становится интересен только с приобретением шинели (но не раньше и не сам по себе). У Башмачкина есть и то, что он любит и лелеет. В отличие от дочери – в случае Вырина – и Параши, любимой девушки – в случае Евгения, – у Акакия Акакиевича это буковки в документах и шинель, мечтой о которой он живёт.

Как и в других случаях, страдание «маленького человека» так или иначе связано с объектом его привязанности. Так, Вырин теряет дочь, Евгений спешит к Параше и боится, как бы потоп не причинил ей вреда. У Башмачкина в тёмном переулке двое крадут его любимую шинель – буквально на следующий день после покупки. За страданием и переживанием (через некоторый промежуток времени) следует смерть главного героя.

Стоит отметить, что очень часто статус «маленького человека» подчёркивается его положением в иерархии власти; для «вскрытия» такого его положения автор помещает героя в ситуацию, где он противопоставлен кому-то, превосходящему его своим могуществом. Рассмотрим, опять же, Вырина и Евгения – первый оказывается на пороге дома своей дочери, но вход туда ему закрыт, как бедному, незнатному и незваному гостю; второй оказывается прямо противопоставлен императору Петру (и, хотя грозит ему кулаком, понимает всё свое бессилие и незначительность).

Башмачкин сталкивается с иерархией положений, когда проваливаются его попытки добиться внимания чиновника, который мог бы помочь его беде.

Небезынтересно также отметить, что в одном принципиальном моменте Гоголь отходит от предыдущей традиции. Финалом истории его героя становится некое торжество и превосходство – дух Башмачкина срывает с чиновников тёплые шинели и наводит ужас на тех, кто с ним сталкивается. Понятно, что это нельзя назвать торжеством «маленького человека» в полном смысле слова; но, безусловно, в этом чувствуется если не отрицание точки зрения Пушкина, то, по меньшей мере, полемика с ним и бытующим пониманием «маленького человека».

Родина у всех нас одна и у каждого она разная. В принципе, в понятия Родина каждый человек вкладывает свой смысл. Для кого то Родина – это его семья, его город и улица на которой прошло детство

  • Образ и характеристика Фердыщенко в Истории одного города Салтыкова-Щедрина

    Салтыков - Щедрин в эпопее «История одного города» написал о жизни жителей города Глупово.

  • Критика о поэме Пушкина Медный всадник

    К этой поэме обращались многие критики русской классической литературы. Самый значительный след в развитии русской критики оставил В.Г. Белинский.

  • Сочинение Примеры дружбы из жизни

    Истинная дружба - самый ценный дар в нашей жизни. Человеку очень повезло, если у него есть настоящие друзья. Настоящая дружба дарит нам незабываемые, сладкие и приятные переживания. Дружба - это самый ценный актив в жизни

  • В повести Н. В. Гоголя "Шинель» идея сострадательного, гуманного отношения к "маленькому человеку» выражается прямо. Акакий Акакиевич Башмачкин - "вечный титулярный советник». Герой во всем обижен судьбой, но он не жалуется: ему уже за пятьдесят, он не пошел дальше переписывания бумаг, не поднялся чином выше, и все-таки смирен, кроток, лишен честолюбивых мечтаний. Нет у Башмачкина ни семьи, ни друзей, не ходит он ни в театр, ни в гости. Все его духовные потребности удовлетворяются переписыванием бумаг. За человека его никто не считает. Но Акакий не отвечает ни одного слова своим обидчикам.

    Гоголь не скрывает не скрывает ограниченности, скудности интересов своего героя. Но на первый план выходит его кротость, безропотное терпение. Даже имя его несет это значение: Акакий − смиренный, незлобивый, не делающий зла, невинный.

    Бессмысленная канцелярская служба убила в нем всякую живую мысль. Единственное наслаждение он находил в переписывании бумаг. Он любовно выводил ровным почерком буквы и полностью погружался в работу, забывая и обиды, причиняемые ему сослуживцами, и бедность, и заботы о хлебе насущном. Даже дома он думал лишь о том, что "что-то Бог пошлет переписывать завтра».

    Но и в этом забитом чиновнике проснулся человек, когда появилась цель жизни - новая шинель. "Он даже сделался как-то живее, даже твер­же характером. С лица и с поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность... » Башмачкин не расстается со своей мечтой ни на один день. Он думает об этом, как иной человек о любви, о семье. Вот он заказывает себе новую шинель, и "...существование его сделалось как-то полнее...» . Описание жизни Акакия Акакиевича пронизано иронией, но в ней есть и жалость, и грусть. Вводя нас в духовный мир героя, описывая его чувства, мысли, мечты, радости и огорчения, автор дает понять, каким счастьем было для Башмачкина приобретение шинели и в какую катастрофу превращается ее пропажа.

    Не было счастливее человека, чем Акакий Акакиевич, когда портной принес ему шинель. Но радость его была непродолжительной. Когда он возвращался ночью домой, его ограбили. И никто из окружающих не принимает участия в судьбе несчастного чиновника. Напрасно Башмачкин искал помощи у "значительного лица». Его даже обвинили в бунте против начальников и "высших» . Расстроенный Акакий Акакиевич заболевает и умирает.

    В финале "маленький» несмелый человек, доведенный миром сильных до отчаяния, протестует против этого мира. Умирая, он "сквернохульничает» , произносит самые страшные слова, следовавшие за словами "ваше превосходительство» . Это был бунт, хотя и в предсмертном бреду.
    В одном из писем к сестре А. П. Чехов восклицал: "Боже мой, как богата Россия
    хорошими людьми! » Зоркий глаз художника, подмечая пошлость, видел и другое - красоту "маленького человека» .


    Акакий Акакиевич рассматривается как типичный «маленький человек», жертва бюрократической системы и равнодушия. Подчеркивая типичность судьбы «маленького человека», Гоголь говорит, что смерть ничего не изменила в департаменте, место Башмачкина просто занял другой чиновник. Таким образом, тема человека – жертвы общественной системы − доведена до логического конца.

    Образ Акакия Акакиевича имеет две стороны. Первая − духовное и физическое убожество, что сознательно подчеркивается Гоголем и выводится на первый план. Вторая − произвол и бессердечие окружающих по отношению к главному герою. Соотношение первого и второго определяет гуманистический пафос произведения: даже такой человек, как Башмачкин, имеет право на существование и справедливое отношение к себе.

    Составьте ассоциативный ряд к понятию «хлестаковщина». Аргументируйте свою позицию.

    "Хлестаковщина" - это беззастенчивое и безудержное хвастовство и враньё, умение примерить на себе другой образ и убедить остальных в его подлинности. Быстро освоившись в обществе и поняв, что его принимают не за того, кем он является, Хлестаков в полной мере начал раскрывать черты своего характера. Хвастовство, глупость, лживость и жадность - всё это было в главном герое. Он был простодушный, "без царя в голове", заполняющий душевную пустоту богатствами своей фантазии, нескончаемыми мимолетными мечтаниями. Долгие эмоциональные рассказы Хлестакова о своей жизни захватывали дух чиновников, они безукоризненно верили каждому его слову, даже несмотря на то, какие оговорки он делал: "Как взбежишь по лестнице на четвертый этаж. Что ж я вру - я и позабыл, что живу в бельэтаже".Хлестаков не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь одной мысли". То он говорит о литературе, то вдруг о том, что у него суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа. Ему верят, и он этим пользуется. И вот, осмелев, Хлестаков начинает брать у чиновников деньги "взаймы". Жадность, предчувствие лёгкой наживы овладели им: с каждым разом он просит денег всё больше и больше, напрямую и без каких-либо уловок. "Денег нет у вас?" - говорит он Бобчинскому и Добчинскому, как только они к нему зашли. Не в одном Хлестаковом есть подобные черты. Городничий, замечтавшись о том, что его дочь удачно выйдет замуж, представляет как "славно быть генералом". Так ведь в каждом из нас есть частичка этой мечтательности и хвастовства. Во всех живет Хлестаков, и понятие "хлестаковщина" актуально вне времени и места.

    Хлестаковщина – хвастовство, вранье, безответственность, трусливость, глупость, безнравственность, лживость, жадность.

    Цель:

    Раскрыть образ "маленького человека".

    Задачи:

    · Провести идейно-тематический анализ произведения; выработать навыки определения характера главного героя повести "Шинель".

    · Создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся; способствовать формированию аналитического мышления и навыков сравнения, обобщения; прививать интерес к поисковой работе.

    · Воспитание доброты, милосердия, сострадания к людям; учить понимать авторскую позицию.

    Тип урока:

    развивающий по технологии критического мышления

    Технология:

    технология критического мышления

    Оборудование

    : компьютер, экран, проектор.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок литературы по теме «Образ маленького человека в повести Н.В. Гоголя "Шинель"»

    Кузнецова Галина Максимовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Усть-Цилемской средней школы»

    Цель:

    Раскрыть образ "маленького человека".

    Задачи:

    • Провести идейно-тематический анализ произведения; выработать навыки определения характера главного героя повести "Шинель".
    • Создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся; способствовать формированию аналитического мышления и навыков сравнения, обобщения; прививать интерес к поисковой работе.
    • Воспитание доброты, милосердия, сострадания к людям; учить понимать авторскую позицию.

    Тип урока:

    развивающий по технологии критического мышления

    Технология:

    технология критического мышления

    Оборудование

    : компьютер, экран, проектор.

    Ход урока

    1. Мотивация урока.

    О каком герое идёт речь в данном отрывке?

    «... я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно не бритого лица, на сгорбленную спину - и не мог надивиться: как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика».

    Напомнит историю жизни Самсона Вырина. (Ананина Настя)

    бедный чиновник четырнадцатого класса Самсон Вырин не имеет никаких прав в жизни, и даже единственный смысл его существования – любимую дочь – у него отнимает тот, кто принадлежит к сильным мира сего.

    • 2. Актуализация знаний.

    Как называется тип литературного героя, к которому мы относим этого персонажа?

    Маленький человек-

    Ребята, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите словосочетание «маленький человек»?

    Обратимся к карточке.

    Выберите слова, которые подходят к характеристике «маленького человека»

    Бычкова Катя объяснит нам лексическое значение этого словосочетания.

    ("Маленький человек" в литературе -обозначение довольно разнородных героев, объединяемых тем, что они занимают одно из низших мест в социальной иерархии, и что это обстоятельство определяет их психологию и общественное поведение: приниженность, соединяемую с ощущением несправедливости, уязвленной гордостью. «Маленький человек»- это человек, задавленный бедностью и ощущающий свою ничтожность , не одаренный выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный.)

    Все вы прочитали рассказ Н.В. Гоголя «Шинель»

    Какие ощущения вы испытывали, читая эту повесть?

    Какие вопросы возникали у вас во время чтения?

    3.Работа по теме урока.

    Сформулируйте тему нашего урока.

    Тема «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель»

    Какова будет цель урока?

    • Показать трагизм судьбы «маленького человека» на примере образа Башмачкина;
    • выявить авторскую позицию и свою собственную к данной проблеме.
    • Кто же такой Башмачников Акакий Акакиевич? (Шишелов Сергей, ФилипповС. (Чиновник есть, но его лица нет, нет неповторимого человеческого лица, как нет и личности.)

    (Иллюстрации) (по всему тексту)

    Почему, давая характеристику герою, автор употребляет неопределённые местоимения и прилагательные с суффиксом оват ?

    Они подчёркивают ощущение нечёткости, неясности, отсутствие чего-то выдающегося, запоминающего.

    • Почему герой назван Акакием? Согласны ли вы, что судьба определилась тогда, когда его нарекли Акакием Акакиевичем? (слово группе Булыгиной Тани..(Судьба была предрешена)
    • Как сослуживцы относились к Акакию Акакиевичу?
    • На этот вопрос готовила ответ группа(Дуркиной Клавы….Словно всё в его судьбе предрешено.Имя и фамилия подчёркивают незначительность героя. Башмачников-от слова «башмак»,что-то незначительное, непримечательное, совершенно лишённое поэзии.
    • Сочувствуете ли вы герою? Почему? (всем)
    • Он какой-то забитый, угнетённый, жалкий, какой-то безликий
    • нерешительного, бессловесного, «забитого» чиновника, Н. В. Гоголь хотел сказать: так жить нельзя, надо сопротивляться, отстаивать себя.
    • 4.Физминутка.
    • 5.Продолжение работы по теме урока.
    • Слушаем выразительное чтение отрывка, который подготовила Калганова Алеся..
    • Стр. 361-362.(124-
    • Какие черты характера героя можно назвать, слушая отрывок?(всем)
    • Он одинокий человек, его мир – это переписывание бумаг, буквы были его собеседники, друзья. Замкнутый, неразговорчивый, необщительный. Какой-то автомат, а не человек. Какой-то жалкий. . В мире букв Акакий Акакиевич обретает счастье, наслаждение, гармонию, здесь он полностью доволен своим жребием, ибо осуществляет служение Богу: «Написавшись всласть, он ложился спать, улыбаясь при мысли о завтрашнем дне: что-то Бог пошлет переписывать завтра?» Страшно, что жизнь человека ограниченна переписыванием бумаг.
    • Внимательно слушаем следующий отрывок, его читает Булыгина Таня…
    • Стр 362
    • Как этот отрывок характеризует Башмачкина?
    • Как человека неряшливого, бедного, человека,
    • Капот – женская домашняя одежда свободного покроя.
    • Прослушаем фрагмент « За обедом» стр. 363
    • Каким вы увидели Акакия Акакиевича?

    Ел наскоро, не замечая вкуса, с мухами и со …У него словно чувства атрофированы. Он не умеет радоваться. Испытывать удовольствие, хотя бы от еды.

    Послушайте речь Акакия Акакиевича.

    Стр.129. Как речь характеризует героя?

    Он неуверенный в себе человек, какой-то жалкий.

    Согласны ли вы, что Акакий Акакиевич –маленький человек?

    Почему повесть о человеке названа «Шинель»? Вещь заменила человека.

    Не человек важен в обществе, а шинель. - В Петербурге в окружении Башмачкина человека ценили не за внутренние качества, а за внешние детали – за то, какая на нем шинель.

    Стоило Башмачкину прийти в новой шинели и его все заметили. Мундир заменил личность, чин затмил человека.

    Какие ассоциации у вас вызывает слово шинель?(чиновник, чин должность, военный, власть) .

    Почему же герой решил сшить новую шинель? На какие жертвы он идёт ради этого? Над этими вопросами размышляла группа Поздеевой Маши….

    • Шинель для Акакия Акакиевича не роскошь, а выстраданная необходимость. Приобретение шинели расцвечивает его жизнь новыми красками. Это, казалось бы, унижает его, но то, на что он идет ради этого, меняет всю привычную “систему координат” в нашем сознании. Он с каждого “истрачиваемого рубля откладывал по грошу в маленький ящичек”, кроме этой экономии он перестал пить чай и зажигать свечи по вечерам, а, идя по мостовой, наступал на цыпочки, “дабы не истереть подошвы”… Еще он, приходя домой, сразу снимал белье, чтобы не изнашивалось, и сидел в ветхом халате. Можно сказать, он ЖИЛ мечтой о новой шинели.

    Изменился ли герой, приобретя шинель? («Пообедал он весело и после обеда уже ничего не писал, никаких бумаг, а так немножко посибаритствовал на постеле». Признан чиновниками как равный среди равных и даже приглашён в лучшую часть города.)

    Заполните таблицу, что положительного и что отрицательного принесла шинель герою. Работаем в паре. Итак, что у вас получилось?

    Что стало причиной смерти героя? Ведь утрата шинели, как бы ни была страшна сама по себе, не должна была свести в могилу бедного Акакия Акакиевича. Ведь он даже не простудился в тот вечер, когда возвращался домой после нападения грабителей раздетый, без шинели.

    Над этим вопросом размышляла группа (Калгановой Алеси.)

    С одним ли Башмачкиным произошла эта трагедия?

    Вспомните, что изображено на табакерке Петровича?

    Какой-то генерал с заклеенным бумажным лицом. Может, это совпадение? Но попробуйте отыскать портрет «значительного лица» - не найдете. У «значительного лица» нет лица. Мундир, вещь заменили личность, чин заменил человека.

    Мундир, вещь заменили личность, чин заменил человека.

    Раз в жизни Башмачкин ощутил свою значимость. Нет, не благодаря своим достоинством, а благодаря шинели. Для других стремление к такой «значительности» было естественным, для него – нет. И расплата не заставляет себя ждать. Жизнь все расставляет на места с катастрофической скоростью: вечер в той части города, которая считается «лучшей», приемная значительного лица, болезнь и смерть. И последнее одеяние Башмачкина соответствует его положению на государственной лестнице: врач советует хозяйке брать не дубовый, а сосновый гроб – дешевле. Холодный Петербург встретил и проводил Башмачкина по одежде.

    И снова звучит текст. Текст читает Кислякова Таня

    Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто бы в нём его никогда не было. Исчезло и скрылось существо, никем не защищённое, никому не дорогое, ни для кого не интересное, даже не обратившее на себя внимание и естество наблюдателя, не пропускающего посадить на булавку обыкновенную муху и рассмотреть её в микроскоп. Существо, переносившее покорно канцелярские насмешки и без всякого чрезвычайного дела сошедшее в могилу, но для которого всё же хотя перед самым концом жизни мелькнул светлый гость в виде шинели, ожививший на миг бедную жизнь, и на которого так же потом нестерпимо обрушилось несчастие, как обрушивалось на царей и повелителей мира…».

    Но повесть Гоголь не заканчивает смертью Акакия Акакиевича . В реалистическую повесть он вводит фантастический элемент.

    Каков смысл подобного финала и зачем автор использует гротеск- сочетание реального и фантастического?

    Над этим вопросом работал весь класс.

    • Башмачкин умирает не из-за кражи шинели, он умирает из-за грубости, равнодушия и цинизма окружающего мира. Призрак Акакия Акакиевича выступает мстителем за свою незадачливую жизнь. Это бунт, хотя его можно назвать “бунт на коленях”. Автор стремится вызвать у читателя чувство протеста против абсурдных условий жизни и чувство боли за унижение человеческого достоинства. Гоголь не хочет давать утешительной развязки, не хочет успокаивать совесть читателя.

    Итак, герой Гоголя хоть и после смерти, но мстит за свою обиду. Мы видим, что происходит эволюция «образа «маленького человека»: происходит торжество справедливости. Гоголь встает на защиту бедного, униженного человека, призывает людей к великодушию. Фантастический финал произведения - утопическое осуществление идеи справедливости. Вместо покорного Акакия Акакиевича появляется грозный мститель, вместо грозного «значительного лица» - лицо подобревшее и смягченное.

    Но на самом деле этот финал неутешителен: возникает ощущение богооставленности мира. Бессмертная душа охвачена жаждой мщения и вынуждена сама же это мщение и творить.

    • Если бы писатель наказал Значительное лицо, вышла бы скучная нравоучительная сказка; заставил бы переродиться – вышла бы ложь; а он великолепно выбрал фантастическую форму момента, когда пошлость на мгновение прозрела…

    Над этим вопросом размышляли все группы.

    Чтобы обвинить общество, которое нравственно калечит человека. В человеке развивается страх перед сильными мира сего, какой-то внутренний трепет. Гоголь хотел заставить читателя задуматься над судьбой «маленького человека». Отнестись к его бедам, невзгодам и страданиям с сочувствием.

    • К живой душе взывает Гоголь, потому что вокруг чаще всего свиные рыла, как в кошмарном сне героя комедии “Ревизор”. Страшно от мертвых душ.
    • Слова из рассказа Чехова “Крыжовник”:

    “Надо, чтобы за дверью каждого счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и напоминал о несчастных и обездоленных, о пошлости в нашей жизни, о “маленьких людях”.

    Итак, чему же учит нас произведение Н.Гоголя? К чему призывает автор читателей? Бюрократическая система уничтожает в человеке все доброе, человеческое. Пожалеть беззащитного, униженного, остановить несправедливое слово, противостоять хамству и жестокости сильных мира сего - в этом сила и мудрость великой русской литературы. Этому учит нас повесть «Шинель». Об этом и слова прекрасного писателя А.П.Чехова: «…надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-то с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные» И Гоголь взывает: нет ничего ценнее человека!

    6. Рефлексия.

    Что унесете вы сегодня с собой с урока?

    Чему научились?

    Над чем задумались?

    Составить синквейн по теме урока.

    Человек
    маленький, несчастный

    мучается, терпит, страдает

    Человек не должен быть маленьким!

    Личность

    Домашнее задание написать сочинение-рассуждение на тему «Человек должен быть «маленьким»?»

    Составление кластера.



    
    Top