В музеях Московского Кремля пройдет выставка «Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель. Музеи московского кремля открывают выставки в регионах Выставки в кремле

«Лицом к будущему. Искусство Европы 1945–1968»

В трудном деле продвижения русского современного искусства за рубежом этот проект сравним с прошлогодним даром парижскому и последовавшей работ наших художников, организованных . Перед Москвой гостила в Карлсруэ и Брюсселе, а в столице заиграла новыми красками, обогатившись блоком дополнительных произведений - умно, точно и безупречно экспозиционно рассказывала общую послевоенную историю в искусстве Восточной и Западной Европы.

Фернан Леже
«Строители»
1951
ГМИИ им. А.С. Пушкина

«Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель»

Музеи Московского Кремля

Сделать элегантную экспозицию и собрать редкости «с миру по нитке» - то, чем уже много лет славятся Музеи Кремля, устраивая выставки в своих крошечных нынешних пространствах. И как раз из таких. Для нее Францию впервые покинули знаменитые витражи церкви Сент-Шапель, древние манускрипты, реликварий Тернового венца и многие другие уникальные объекты, дополненные в Кремле произведениями искусства и артефактами той эпохи из собственной коллекции, Эрмитажа и других великих музеев.

«Двойная помолвка»
Витраж из Сент-Шапель
1230-1248
© Patrick Cadet / Centre des monuments nationaux

7-я Московская биеннале современного искусства

Новая Третьяковка

Смена руководства биеннале вызвала немало споров и кривотолков, но судят, как известно, по делам. А основной проект нынешнего смотра под кураторством , возвратил нас во времена самой успешной из всех биеннале, проводимых в столице, - третьей по счету, проходившей в пространстве Бахметьевского гаража в 2009 году (ее курировал ). Выставка Хасегавы о встрече двух миров - классиков и актуальных авторов современного искусства - показала впечатляющий блок произведений, объединила и поэтизировала международные выставочные тренды и аккуратно вписалась в контекст искусства XX века из коллекции Новой Третьяковки.

Пьер Юиг
«Без названия / Человеческая маска»
2014
Courtesy the artist, Hauser & Wirth, London, and Anna Lena Films, Paris

«Модернизм без манифеста»

Московский музей современного искусства

Двухчастный проект коллекционера , развернутый в залах Московского музея современного искусства этой осенью, открыл для широкой публики личный , кропотливо собранный почти за четверть века, и большой пласт экспериментов живописцев, не вписавшихся в стройный хор массовой пропаганды и гонимых в СССР за формализм. Шевченко, Барто, Истомина, Фонвизин, Русаков, Удальцова, Ермилова-Платова, Гринберг - имена лишь некоторых из них.

Эдуард Криммер
«Две крестьянки»
1929–1932
Коллекция Романа Бабичева

Екатеринбург

Екатеринбург претендует на роль культурной столицы и вполне заслуженно. В этом году здесь прошло как минимум два впечатляющих выставочных проекта - блокбастер , давший исчерпывающую картину русского авангарда на основе вещей из коллекций семи российских музеев, и уже привычный для многих биеннальный смотр. Из многих биеннале современного искусства, проведенных в этом году в России, 4-я Уральская(комиссар , куратор основного проекта Жоан Рибас) предъявила публике наиболее высокой уровень проектов, их концептуальное единство (включая блистательно подготовленную программу арт-резиденций) и глубокое осмысление заявленной темы «Новая грамотность».

Алиса Прудникова и Жоан Рибас
4-я Уральская индустриальная биеннале современного искусства

«Цай Гоцян. Октябрь»

ГМИИ имени А. С. Пушкина, Москва

Большая ретроспектива, объединившая под вывеской два столичных музея - Третьяковскую галерею и Еврейский музей и центр толерантности. В последний раз Третьяковка показывала работы Лазаря Лисицкого в 1990 году, но только из того, что было в ее собственных фондах. Теперь же к проекту привлекли Художественный музей Базеля, Художественную галерею Морицбург, музей Ван Аббе в Эйндховене, музей Стеделек в Амстердаме, парижский Центр Помпиду и Национальный музей искусств Азербайджана. И даже несмотря на то, что в экспозиции нет ценнейших предметов из частного архива этого мастера русского авангарда, дизайнера, архитектора, изобретателя проунов, переданного его сыном в Музей Шпренгеля в Ганновере, выставка получилась грандиозной.

Эль Лисицкий
«Конструктор»
автопортрет
1924
Собрание Государственной Третьяковской галереи

«Зимний дворец и Эрмитаж в 1917 году. История создавалась здесь»

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Из многочисленных выставок, посвященных 100-летию Октябрьской революции, эрмитажная открылась позже всех и оказалась, возможно, самой проникновенной. Постреволюционная история великого музея и его коллекций тут вновь окрасилась в кроваво-красный - это основной цвет масштабной экспозиции, которую волей-неволей пройдет каждый посетитель. Через лица царской семьи и музейных сотрудников здесь рассказывают тяжелую историю, знать которую, бесспорно, должен каждый.

Государственный Эрмитаж

Из Дворца правосудия в Париже через сводчатый переход можно попасть в Святую капеллу, Сент-Шапель , - жемчужину готической архитектуры. Она была построена королем Франции Людовиком IX (Святым) в 1242–1248 гг. как монументальный реликварий для величайших святынь христианского мира, и прежде всего Тернового Венца Спасителя.

Состоящая из двух церквей, расположенных одна над другой, увенчанная стрельчатыми башенками капелла напоминает драгоценную шкатулку. Заполненный потоками окрашенного света верхний храм представляет собой ансамбль из витражных окон высотой 15 м.

Открывающаяся в Одностолпной палате Патриаршего дворца выставка в рамках перекрестного года культурного туризма России и Франции будет сосредоточена на трех важнейших темах: личности Людовика Святого, реликвиях Страстей Христовых и Сент-Шапель, созданной королем Франции как достойное место хранения обретенных им святынь.

«Идея совместного проекта во многом исходила от наших французских коллег из Центра национальных памятников , - уточняет куратор выставки, доктор исторических наук Ольга Дмитриева . - Они были вдохновлены собственным опытом. В 2014 году масштабной выставкой в Консьержери Франция отметила 800-летие со дня рождения Людовика IX . Акцент тогда делался на фигуре одного из самых известных и любимых королей Франции, которого наша публика знает гораздо меньше. Поэтому в Москве было решено концепцию парижского проекта буквально не повторять ».

Куратор выставки Ольга Дмитриева
Фото: Валентин Оверченко/Музеи Московского Кремля

Зрителя ждет захватывающий рассказ, касающийся любопытных страниц мировой истории, одна из которых посвящена судьбе реликвий.

Терновый Венец Спасителя Людовик Святой приобрел в 1239 году вместе с другими реликвиями Страстей Христовых, что превратило французского монарха из династии Капетингов в «наихристианнейшего короля».

«Во время Четвертого крестового похода (1202–1204) войско крестоносцев захватило Константинополь - столицу христианского государства, получив в свое распоряжение не только город, но и Большой дворец, главную резиденцию византийских императоров, где в часовне много веков хранились реликвии: Терновый Венец, фрагмент Истинного Креста, камень Гроба Господня, копье сотника Лонгина, губка, на которой Иисусу подавали уксус с желчью. Крестоносцы вполне осознавали степень ценности обретенных святынь , - рассказывает куратор. - Однако новые власти Латинской империи, пребывая в плачевном состоянии, лишенные ресурсов, начинают продавать и закладывать реликвии, что само по себе шокирует. Латинский император Балдуин II отправляется во Францию на переговоры. Причем Венец к тому времени уже заложен венецианцам. Людовик , человек искренней веры, решает спасти святыни ».

Разумеется, во Франции это событие вызвало огромный резонанс. Когда приобретенный за немалые деньги Венец прибыл из Венеции, король и его брат босыми вышли его встречать и на своих плечах несли реликварий. Построенная вскоре часовня Сент-Шапель становится центром формирования нового национального самосознания, король же Франции воспринимается как прямой наследник византийских императоров. На ланцетных витражных окнах капеллы последовательно разворачивается библейская линия, при этом вычленяется одна тема - генезис власти. Композиция, начавшись с истории библейских королей, завершается окном, посвященным самому Людовику.

Двенадцать витражей из Сент-Шапель, демонтированные в XIX веке и ныне хранящиеся в Центре национальных памятников, впервые покинут Францию, дабы занять центральное место на выставке в Музеях Московского Кремля.

«Двойная помолвка»
Витраж из Сент-Шапель
1230-1248
© Patrick Cadet / Centre des monuments nationaux

«Витражи - материал хрупкий. Первые попытки их реставрировать или заменить предпринимались уже XIV веке, когда техника производства стекла была той же, что и в XIII веке , - продолжает рассказ Ольга Дмитриева. - Даже Великая французская революция не нанесла стеклу большого урона. Возбужденные народные массы больше покушались на скульптуры и сбивали со стен королевские лилии. Впоследствии, уже после реставрации монархии, в Сент-Шапель был устроен архив, и для установки шкафов световые проемы заложили кирпичом. Демонтированные стекла, попавшие на антикварный рынок, с течением времени оказались в музейных коллекциях ».

Среди семидесяти пяти экспонатов будущей выставки - множество любопытнейших артефактов, которые прибудут из Лувра, Музея Средневековья (Клюни), Национальных архивов Франции, Национальной библиотеки. Но не все вещи транспортабельные. Хрупкими шедеврами поделился Государственный Эрмитаж. Речь идет о лиможских эмалях XIII века, алтарях и складнях из слоновой кости.

Ларец с изображением Христа во славе, распятия и святых
Франция, Лимож
первое десятилетие XIII в.
Государственный Эрмитаж
Фото: С.В. Суетова, К.В. Синявский

«Мадонна с Младенцем», конец XIII - начало XIV в. Государственный Эрмитаж. Фото: А. М. Кокшаров
Навершие посоха с изображением сцены Благовещения, вторая четверть XIII в. Государственный Эрмитаж. Фото: С. В. Суетова, К. В. Синявский

Створка диптиха с изображением Страстей Христовых
середина XIII в.
Государственный Эрмитаж
Фото: А.М. Кокшаров

Время правления Людовика Святого было эпохой расцвета книжного дела. Куратор выставки обращает особое внимание на манускрипты и иллюминированные рукописи. Весьма любопытны документы, связанные с почитанием самого Людовика и процессом его канонизации, в том числе рукописи с описанием расследования о его святости, проведенного римской курией.

«На выставке будут и портреты самого Людовика. Очень редкая полихромная деревянная скульптура из местечка Пуасси, откуда он родом и где находится некрополь его шестерых детей, в том числе любимой дочери Изабеллы », - продолжает Ольга Дмитриева.

«Чудо Людовика Святого». Миниатюра из рукописной книги Гийома де Сен Патю «Житие и чудеса Святого Людовика», 1330-1340,
«Людовик IX вершит правосудие». Миниатюра из рукописной книги Гийома де Сен Патю «Житие и чудеса Святого Людовика», 1330-1340, Национальная библиотека Франции (BNF)

«Людовик IX и Маргарита Прованская вступают на корабль». Миниатюра из рукописной «Книги деяний его величества Людовика Святого», 1401-1500, Национальная библиотека Франции (BNF)
Нижняя крышка переплета Евангелия Сент-Шапель, 1260-1270?, Национальная библиотека Франции (BNF)

Гойя, Дали, Климт, Шиле, Тициан, Гауди, Мураками, Каттелан: редакция The Art Newspaper Russia выбрала самые интересные выставки нового года в Москве и Санкт-Петербурге, которые вы наверняка не захотите пропустить

Сальвадор Дали. «„Капричос“ Гойи». Серия из 80 гравюр. «Нет». 1977. Из собрания Бориса Фридмана. Фотография предоставлена ГМИИ им. Пушкина

«Капричос». Гойя и Дали
Главное здание ГМИИ им. А.С.Пушкина
С 24 января по 12 марта

Откроет год выставка гравюр Франсиско Гойи и Сальвадора Дали , на которой 41 офорт художника XIX века соседствует с 41 гравюрой, созданной на 180 лет позднее. Лицемерие, несправедливость, лень, спящее человеческое сознание, страх — галерея пороков, облаченных в фантастические образы испанскими гениями, мало отличается от сегодняшней. Но в музее предостерегают от поспешных выводов: сам Дали на одном из офортов экспозиции изобразил предшественника в виде загадочного сфинкса, лежащего на фоне пустыни. Интерпретациям работ в экспозиции посвящена внушительная лекционная программа. Но и помимо нее каждую пару «капричос» предваряет литературный комментарий самого Гойи, поясняющего, наряду с сатирическим подтекстом, мистические истоки своих персонажей. Расположенные парами офорты затягивают в дополнительную игру: иногда Сальвадор Дали просто следует за предшественником, не вторгаясь в изображение, но нередко переводит сюжеты в другую плоскость, вводя дополнительных персонажей и новые детали.

Вид ГЭС-2. V-A-C

«Двойная помолвка». Витраж из Сент-Шапель. Франция, 1230-1248. Patrick Cadet / Centre des monuments nationaux

«Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель»
Патриарший дворец Музея Кремля
С 2 марта до 4 июня

Французский король, имя которого связано с расцветом готического стиля во Франции, был увлеченным собирателем христианских реликвий. Начав с тернового венца Иисуса Христа, он собрал более 20 священных предметов: от частицы Креста Господня до Копья Судьбы. Все они хранились в Сент-Шапель — капелле-реликварии, обладающей к тому же самым полным ансамблем витражей XIII века. Часть из них демонтировали шестью веками позднее. Теперь благодаря Центру национальных памятников Франции витражи вместе с другими шедеврами готического искусства Франции из Лувра, Музея Клюни, Национальных Библиотеки и Архивов Франции можно будет увидеть в Москве.

Музей современного искусства «Гараж»

Триеннале современного искусства
Музей «Гараж»
Март

Кураторы «Гаража» исследовали города России от Калининграда до Владикавказа, чтобы найти самых заметных региональных художников и искусство, лучше всего отражающее дух времени. В экспозиции будет выделено семь направлений, отражающих одинаковые художественные тенденции на разных территориях огромной страны. Экспозиция, помимо музея, расположится и в парке Горького, а на открытие позовут всех выбранных художников, которых оказалось более 60.

Василий Кандинский. Эскиз. 1920. Бумага, акварель, тушь, кисть. Ярославский художественный музей

«До востребования. Коллекции русского авангарда из региональных музеев». Часть II
Еврейский музей и центр толерантности
С 30 марта по 28 мая

Проект, первая часть которого вошла в рейтинг лучших выставок года нашей газеты, в новом году представит около 100 произведений русского авангарда времен Гражданской войны, перехода к НЭПу и коллективизации. От куратора Андрея Сарабьянова снова ожидают неизвестные произведения, никогда раньше не выставлявшиеся в Москве.

Зинаида Серебрякова. «За туалетом» («Автопортрет»). 1909. ГТГ

Ретроспектива Зинаиды Серебряковой
Государственная Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке
С 4 апреля по 30 июля

В Третьяковской галерее, как и петербургском Русском музее, пару лет назад уже проходили выставки художницы. Теперь посетителей ждет ретроспектива с исчерпывающим набором живописных работ не только из русских музеев, но также из парижского фонда художницы, частных английских и французских коллекций. Впервые зритель познакомится с декоративными панно Зинаиды Серебряковой для виллы бельгийского барона Жана Броуэра , которые считались погибшими во время Второй мировой войны, но чудом уцелели и нашлись в 2007 году в подвале той самой виллы. Большую галерею портретов разбавит серия картин, посвященных закулисной жизни Мариинского театра, а также пейзажи и эскизы росписей Казанского вокзала.

Джорджо Де Кирико. «Ностальгия по бесконечности». Пьяцца д"Италия

«Де Кирико. Ностальгия по бесконечности»

С 19 апреля по 23 июля

Для выставки основателя метафизической живописи и предтечи сюрреализма Джорджо Де Кирико свои экспонаты предоставили парижский Центр Помпиду, лондонский Музей Виктории и Альберта, Фонд Джорджо и Изы Де Кирико , Национальная галерея современного искусства в Риме. Творчество художника будет представлено очень широко: около 100 произведений искусства от живописи и скульптуры до театральных костюмов. Зрителям напомнят и о русском следе в творчестве мастера авангарда. Живя в Париже с русской актрисой Раисой Гуревич-Кроль , де Кирико создал костюмы к дягилевскому спектаклю «Бал» — они, а также архивные фотографии и материалы станут дополнительным украшением экспозиции.

Василий Верещагин. «Прогулка по воде». 1903. Государственный Русский музей

«Василий Верещагин. К 175-летию со дня рождения»
Русский музей
Апрель — июль

Историки шутят, что единственной принятой когда-либо Верещагиным наградой был орден Святого Георгия за оборону Самаркандской крепости. Импульсивный, эгоцентричный, любящий свободу художник-баталист обожал путешествовать и принимал участие во всех военных действиях, которые выпадали в его судьбе. На ретроспективной выставке художника покажут 220 произведений мастера, в том числе знаменитые Балканскую и Туркестанскую серии, множество пейзажей, а также этнографические зарисовки и графику. Экспозицию украсят предметы из Этнографического музея, связанные с многочисленными поездками Верещагина.

Ансельм Кифер. «Велимиру Хлебникову». 2004-2010 Phillips

«Ансельм Кифер — Велимиру Хлебникову»
Государственный Эрмитаж
С 31 мая по 3 сентября

О том, что «Председатель Земного шара» Велимир Хлебников вдохновляет каббалиста Ансельма Кифера , мировое сообщество узнало, когда работа Кифера «Велимиру Хлебникову. Доктрина войны: Битвы» в 2016 году была продана на летнем аукционе Phillips за £2,4 млн. Оказалось, что Кифер постоянно перечитывает переведенные на немецкий стихи футуриста. В своей фантастической инсталляции для ретроспективы в Париже и Лондоне он иллюстрировал математическую теорию Велимира Хлебникова о цивилизационных столкновениях в истории. Ее можно будет увидеть в Эрмитаже, где к ней добавится еще 18 масштабных работ.

Саграда Фамилия. Фото Bernard Gagnon

«Антонио Гауди. Барселона»
Московский музей современного искусства
С 22 мая по 10 сентября

Вместо того чтобы читать путеводитель по Барселоне, в конце весны можно будет прийти на выставку. Эскизы и макеты самых выдающихся сооружений мастера ар-нуво, а также коллекцию снимков из архива Каталонского колледжа архитектуры покажут в ММОМА. Архитектор оставил после себя 18 сооружений, и 12 из них находятся в Барселоне. Это прежде всего знаменитый собор Саграда Фамилия, над которым архитектор работал 43 года и которому в экспозиции будет посвящен отдельный раздел. Четыре других уделят внимание его жилым постройкам, созданию дворца Гуэля, истории совместной работы с главным заказчиком, промышленником Эусеби Гуэлем , и мебели, автором которой также был архитектор. Экспозицию завершит документальный фильм «Дали и Гауди» из Испанского архива кино, что закономерно, если вспомнить, что Сальвадор Дали называл архитектуру, вдохновлявшую сюрреалистов, «самым оригинальным явлением в истории искусства».

Иоганн Гроот. «Сова, сидящая на суку». 1750-е. Из коллекции ГМЗ «Царское Село»

«Братья Грооты: портретист и зверописец. Немецкие художники при российском дворе»
Хлебный дом Музея-заповедника «Царицыно»
С 1 июня по 17 сентября

Летняя выставка в «Царицыно» посвящена немецким мастерам портретной живописи XVIII века, связавшим свою жизнь с Россией и сыгравшим огромную роль в становлении отечественной живописи. Георг Гроот прославился прежде всего изящными портретами Елизаветы Петровны (например, в образе Флоры) и ее придворных, а его брат Иоганн оказался самым первым анималистом в Петербургской академии художеств, дав основу целой школе зверописцев. Мастерскую Иоганна Гроота посещал в восхищении весь двор — так реалистичны были изображенные им звери и птицы. Выставка в Царицыно, где покажут около 60 работ, собранных из музеев обеих столиц и частных коллекций, откроет удивительный и трогательный мир диких зверей XVIII века и домашних питомцев при дворе первых русских императриц.

Паоло Веронезе. «Аполлон и Марсий». ГМИИ им. Пушкина

«Тициан, Веронезе, Тинторетто. Золотой век венецианской живописи»
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Июнь — конец августа

Наследие венецианской живописной школы составляет одну из самых ярких страниц в истории итальянского Возрождения. Венецианцы, оказавшиеся в стороне от итальянских материковых феодальных войн, переживали радость жизни на редкость полно, перенося в свои работы чувственную красоту мира и яркий колорит. Пока что не сообщается, какие именно шедевры увидит зритель на открывающей летний сезон выставке, ясно лишь, что они отразят период от расцвета школы и до ее угасания в творчестве Тинторетто . Другой отличительной особенностью станет жанровое многообразие полотен, которых в экспозиции будет около 40 — от излюбленного венецианскими мастерами портрета до религиозных и мифологических сюжетов. Билетами, судя по всему, стоит озаботиться заранее.

Аристарх Лентулов. «Звон». («Колокольня Ивана Великого»). 1915. Фото: Третьяковская галерея

«Аристарх Лентулов. К 135-летию со дня рождения»
Театральный музей им. А.А.Бахрушина. Основное здание
Лето

Аристарх Лентулов был неутомимым экспериментатором. Писал и в духе экспрессионизма, и в стиле Сезанна , после поездки во Францию перешел к кубофутуризму, создав одну из самых известных своих картин — «Собор Василия Блаженного». Один из основателей «Бубнового валета» , художник боялся повторений, о чем и должна рассказать грядущая выставка. Ее музей планирует сделать довольно масштабной и обещает показать зрителям 24 работы периода 1910-1920-х годов.

Павел Филонов. «Коровницы». 1914. Русский музей

«Мечты о мировом расцвете»
Русский музей
Август — ноябрь

Столетие Октябрьской революции отразилось на программах большинства музеев и галерей, о чем мы уже . Петербургский Русский музей тоже решил осмыслить последствия событий 1917-го в истории искусства. В экспозицию выставки «Мечты о мировом расцвете» войдет большое количество работ Павла Филонова , посвятившего «мировому расцвету» — идее символического цветения и прорастания как в обществе, так и в живописи — целый поэтический гимн «Проповедь о проросли мировой». Кроме него, на выставке можно будет увидеть произведения Каземира Малевича, Александра Дейнеки, Александра Самохвалова и других художников из собрания музея, которые, несмотря на отличия в манере и политических взглядах, с одинаковым энтузиазмом делились своими взглядами на послереволюционное будущее.

Кузьма Петров-Водкин. «1918 год в Петрограде». Государственная Третьяковская галерея

«Некто 1917 год»
Государственная Третьяковская галерея на Крымском Валу
27 сентября — 14 января 2018

Выставка должна не просто показать иконографию образов революции, но и отразить внутренние дискуссии, напряженную борьбу художественных течений и идей начала XX века. Экспозиция задумана масштабной: узнать о том, с какими мыслями и чувствами художники встретили революцию, можно будет на примере 120 работ, среди которых полотна Нестерова, Петрова-Водкина, Серебряковой , а также Филонова, Родченко, Кандинского, Малевича. Чтобы показать контраст между живописью и реальной жизнью измученных и оголодавших людей, выставку дополнят фотографиями и кинохроникой тех лет. Чтобы рассказать об одном из самых значимых событий новейшей истории, революции 1917 года, Третьяковская галерея отбирала экспонаты не только в регионах России, но и за рубежом: в Центре Помпиду, галерее Тейт, нидерландском Стеделейк-музее, музеях Испании, Греции, Израиля.

Такаси Мураками. «Каикаи». 2000-2005. 2000-2005 Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved. Private Collection. Courtesy Galerie Perrotin

Ретроспектива Такаси Мураками
Музей «Гараж»
Сентябрь

Осенью в «Гараже» можно будет познакомиться с искусством одного из самых дорогих и веселых современных японских авторов — Такаси Мураками . Это первая в России ретроспектива поп-арт-художника, оригинальным образом соединяющего мангу с современным искусством и дизайном. Работы с ушастым мистером Добом — альтер эго 54-летнего «кидалта», плакаты с самыми невероятными мультяшками и скульптурами неоновых цветов — как раз то, что понадобится в осенний сезон. Во много раз усилить воздействие такого искусства решили, сыграв на контрастах: в экспозицию войдет старинная японская живопись и гравюра из собрания Музея искусства народов Востока и ГМИИ им. Пушкина. По уже сложившейся традиции, выставка выйдет из пределов музея на прилегающую площадь Искусств, где появится монументальная скульптура Мураками. Ее название пока держится в секрете.

Телевизор Lambert («Ламберт») 21-S-502 стационарный кинескопный. Политехнический музей

«Энциклопедия телевидения»
ВДНХ, павильон № 64 «Оптика»
Сентябрь-октябрь — январь 2018

Узнать все секреты телевидения — от советского вещания до самых рейтинговых современных передач — предложат гостям осенней выставки на ВДНХ. Здесь покажут оборудование, которым пользовались первые русские телевизионщики: от камер до записывающих и проекционных установок из фондов российских музеев, телевизионных студий и телеканалов. Пока не сообщается, будет ли экспозиция интерактивной, но что можно будет увидеть и услышать однозначно, так это архивные кадры со съемок, макеты студийных декораций, а еще костюмы, реквизит, смешные фрагменты из телепередач и музыкальные темы к ним.

Эгон Шилле. «Климт в синем халате». ГМИИ им. Пушкина

Рисунки Климта и Шиле из собрания музея Альбертина
ГМИИ им. Пушкина
Середина октября — середина января 2018

Венский музей Альбертина в обмен на полотна импрессионистов предоставил ГМИИ им. Пушкина 120 графических работ Густава Климта и Эгона Шиле . Последний считал себя учеником Климта, и известно, что во время их первой встречи Климт не просто согласился обменять свою работу на рисунок художника 28 годами младше, но и выкупил несколько работ, отметив: «Почему вы хотите обмениваться со мной? Вы все равно рисуете лучше». Впоследствии Климт покровительствовал художнику, знакомя его с выгодными покупателями и выставляя его произведения вместе со своими. Благодарный ученик делал его портреты и рисунки, один из них — «Климт в синем халате» — скорее всего, можно будет увидеть в экспозиции.

Маурицио Каттелан. Инсталляция на Frieze Art Fair. Photo: Timothy Schenck; courtesy of Frieze Projects

Выставка Маурицио Каттелана
Мультимедиа Арт Музей
С 30 октября по 17 декабря

Выставку скандалиста давно ждали в России, с тех пор как художник, нарушив слово о том, что навсегда уходит из искусства, выставил свои работы в Парижском монетном дворе в прошлом году. Вряд ли Мультимедиа Арт Музей выделит специальную комнату для селфи с золотым унитазом — недавним шедевром Каттелана , который сейчас находится в нью-йоркском Музее Гуггенхайма. Но можно однозначно рассчитывать на знаменитые чучела животных, застрявших головами в стене, и провокационные восковые скульптуры. Кто знает, может быть, итальянец создаст произведение специально для российской выставки.

UPD: проект отменен

Сергей Эйзенштейн на съемках фильма «Старое и новое» («Генеральная линия»). 1929 г. Серебряно-желатиновый отпечаток. Государственный центральный музей кино

«Эйзенштейн. Революция в искусстве»
Государственный Эрмитаж
7 ноября — 5 марта

Московские музеи посвятили в ушедшем году несколько проектов личности эксцентричного режиссера, художника и педагога. Музей «Гараж» сравнил работы Эйзенштейна с творчеством Франсиско Гойи и Роберта Лонго , а в Мультимедиа Арт Музее большим проектом с фрагментами из кинофильмов, афишами, эскизами декораций и рисунками автора открыли празднование юбилейного сезона. О том, что именно покажут на выставке в Петербурге, пока мало известно. С одной стороны, это может быть очередной проект под знаком Великой Революции с демонстрацией киноленты «Октябрь» и исследованием влияния режиссера на революционное советское кино. С другой — проект может раскрыть Эйзенштейна с его графикой, визуальными и театральными решениями как новатора, «революционизирующего» искусство как таковое. «Если бы не революция, я бы никогда не „расколотил“ традиции, только революционный вихрь дал мне основное — свободу самоопределения», — писал он в автобиографии.

Хаим Сутин. «Вид на Сере». 1921

Ретроспектива Хаима Сутина
ГМИИ им. А.С.Пушкина
11 ноября — 19 февраля 2018

Живопись одного из ярчайших представителей Парижской школы Хаимы Сутина московский зритель мог видеть в 2011 году, на выставке художников Парижской школы. На ней он был представлен наибольшим числом работ. В этом году ГМИИ вместе с парижским Музеем Оранжери готовит ретроспективу экспрессиониста, который рисовал голым, чтобы не износить одежду, и морил себя голодом, пока не нарисует натюрморты с селедками или окровавленными тушами быков.

Лазарь Лисицкий

Эль Лисицкий
Еврейский музей и Государственная Третьяковская галерея на Крымском Валу
16 ноября — 4 февраля 2018 Популярные материалы

От венецианского искусства до художников периода оттепели, от Кузьмы Петрова-Водкина до Сальвадора Дали - 14 важных выставок года, которые нужно внести в свой календарь.

«Капричос». Гойя и Дали

Франсиско Гойя. « Капричос » . Серия из 80 офортов. «Сон разума рождает чудовищ», 1799

Государственный музей изобразительных искусств продолжает объединять современное искусство с классическим: на этот раз в таком ракурсе предстал не только японский художник Ясумаса Моримура, но и испанцы Франсиско Гойя и Сальвадор Дали. На небольшой выставке в главном здании представлены офорты из серий «Капричос» обоих авторов. Однако если серия Гойи является сатирическим размышлением на тему кризиса современной ему Испании, то Дали жестоко иронизирует над уже имеющимися сюжетами Гойи, добавляя в композиции новых персонажей и переиначивая названия офортов. Эпоха романтизма и постмодернизм ХХ века сталкиваются в диалоге, визуальном и литературном.

Триеннале современного искусства

Когда: март 2017 года

В юбилей Октябрьской революции музей современного искусства «Гараж» запускает революционную программу - знакомит москвичей с актуальными художниками со всей России, от Калининграда до Владивостока. В первой триеннале примут участие более 60 художников, которых кураторы отбирали по всей стране. Они же выделили и семь тенденций, которые стали общими для всех регионов, а также главных мастеров, влияние которых выходит далеко за рамки родного города или региона. Темой выставки станет дух времени и социальные тенденции, определяющие региональные художественные процессы. «Наша идея - показать текущий срез российского современного искусства и начать взаимодействовать с регионами», - так прокомментировал триеннале директор «Гаража» Антон Белов.

«Оттепель »

Владимир Гаврилов. «Кафе. Осенний день», 1962

Приход весны встречают в Москве наступлением «Оттепели» - на выставке в Третьяковской галерее покажут традиционных для рубежа 50–60-х художников - Пименова, Гаврилова, Салахова, Попкова. Экспозиция представляет несколько тематических разделов - от «Лучший город земли» до «Атом - космос» - и рассказывает не только о достижениях хрущевской эпохи, но и о конфликтах этого исторического периода. «Это была важнейшая эпоха не просто искусства, но человеческого мировосприятия и воплощения его во всех возможных художественных формах», - так рассуждает об эпохе оттепели директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

«Лицом к будущему. Искусство Европы 1945–1968 »

Где: ГМИИ им. А. С. Пушкина; ул. Волхонка, 12

Ив Кляйн. «Синий глобус (RP 7) », 1988. Копия с оригинала 1957 года, изготовленная после смерти художника

Оттепель придет не только в Третьяковскую галерею, но охватит и всю Москву - Пушкинский музей, парк Горького и Музей Москвы, где, помимо выставок, пройдут лекции, мастер-классы и дискуссии. И если в Третьяковской галерее покажут русское искусство эпохи Хрущева, то в Пушкинском - европейских послевоенных художников, боровшихся за мир после свержения тоталитарных диктатур и изобретавших все новые утопии. Двести мастеров из Западной и Восточной Европы представлены на выставке в самых разных видах искусства, от живописных полотен и фотографий до медиаарта и акционизма.

Уго Рондиноне «Твой возраст и мой возраст и возраст радуги»

Где: музей современного искусства «Гараж», ул. Крымский Вал, 9, стр. 32

Один из наиболее хайповых современных художников последних лет, успешно покоряющий ярмарки и биеннале, швейцарец Уго Рондиноне представит специальную экспозицию в музее современного искусства «Гараж» в рамках Garage Square Commissions . Уго специально записал видеообращение к детям, в котором попросил нарисовать радугу - символ любви, бесстрашия и радости жизни. Дети от 4 до 10 лет, участники образовательных программ «Гаража» и воспитанники детских домов, станут полноправными соавторами Рондиноне - их работы покажут на стене вдоль музея.

«Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель »

Где: музеи Московского Кремля, Одностолпная палата Патриаршего дворца

«Крещение Христа ». Витраж из Сент-Шапель, Париж, около 1270–1280

Любители средневекового искусства могут порадоваться: весной в Кремле покажут памятники эпохи французского короля Людовика Святого - витражи и реликвии часовни Сент-Шапель, а также произведения из коллекции Лувра, музея средневекового искусства Клюни, Национальной библиотеки и Национальных архивов. Многие произведения действительно уникальны и покидают пределы Франции впервые, среди них - лиможские эмали и ювелирное искусство высокой готики, а также реликварий Тернового венца начала XIX века, который станет одним из главных экспонатов. Выставку сопровождает масштабная образовательная программа, подробнее о которой можно узнать на сайте, посвященном выставке.

«Де Кирико. Ностальгия по бесконечности »

Где: Государственная Третьяковская галерея, ул. Крымский Вал,10

Джорджо де Кирико. «Песнь любви», 1914

В Третьяковской галерее продолжают знакомить московского зрителя с творчеством итальянских мастеров. Не так масштабно, как на «Ватикане», но не менее зрелищно здесь откроют выставку Джорджо де Кирико, подготовленную вместе с Фондом Джорджо и Изы де Кирико. Подобная ретроспектива проходит впервые, до этого живописные работы итальянского метафизика выставлялись в 1929 году, а офорты - в 1930-х.

Джорджо Моранди

Где: ГМИИ им. А. С. Пушкина, ул. Волхонка, 14

Джорджо Моранди. Натюрморт, 1948

Если в Третьяковке показывают сюрреалистичного де Кирико, то в Пушкинском представят антологию творчества другого мастера первой половины ХХ века - Джорджо Моранди. Спустя 40 с лишним лет после выставки Моранди в 1973-м в музее представят ретроспективу, включающую все этапы творчества мастера от ранней метафизики и авангардных работ до классических натюрмортов Моранди, благодаря которым он получил признание. Кроме того, на выставке представлена и графика художника, в том числе офорты и гравировальные доски.

«Ансельм Кифер - Велимиру Хлебникову»

Где: Государственный Эрмитаж

Ансельм Кифер. «Осирис и Изис», 1985

Первая персональная выставка Ансельма Кифера откроется в Эрмитаже в конце весны. Однако она будет не просто ретроспективой, а посвящением немецкого художника русскому поэту Велимиру Хлебникову. Обоих объединяет тема войны: у Хлебникова она выражается в цикличности, которая происходит на воде и суше раз в 317 лет, а у Кифера - в рефлексиях на тему нацизма и холокоста. «Я мыслю изображениями. Стихи помогают мне в этом. Они подобны маякам. Я плыву к ним, от одного к другому. Без них я пропал» , - говорит Кифер о поэзии.

«Тициан, Веронезе, Тинторетто. Золотой век венецианской живописи»

Где: ГМИИ им. А. С. Пушкина, ул. Волхонка, 12

Когда: июнь - конец августа


Паоло Веронезе. «Аполлон и Марсий», вторая половина XVI века

Венецианским искусством хотя и сложно удивить искушенного зрителя, но не пленить им нельзя. Достигая расцвета в XVI веке в творчестве Тициана, Веронезе и Тинторетто, венецианская школа считается одной из вершин развития итальянской живописи во всей истории искусства. Именно эти художники и будут представлены на выставке, где можно будет увидеть около 40 полотен.

« Некто 1917 год »

Где: ГТГ, ул. Крымский Вал, 10

Кузьма Петров-Водкин. «В Петрограде», 1918

Хоть столетие революции и не станет главным лейтмотивом выставок этого года, кураторы ГТГ все же уделят ей значительное внимание. Выставка посвящена в первую очередь художникам, переживавшим революцию, и представляет два раздела - фигуративных миротворцев и утопистов-беспредметников. Нестеров, Кандинский, Серебрякова, Петров-Водкин, Клюн, Малевич - всех их можно будет увидеть на выставке «Некто 1917 год».

Такаси Мураками

Где: музей современного искусства «Гараж»

Такаси Мураками, Каикаи. 2000-2005

Любителя ярких цветов и узнаваемых лейблов Такаси Мураками в Москве выставят впервые - «Гараж» готовит большую экспозицию, которая включит также графику и анимацию и произведения японских мастеров из коллекций ГМИИ им. А. С. Пушкина и Государственного музея искусства народов Востока. Пять разделов выставки будут посвящены творчеству мастера начиная с 90-х годов и затронут различные феномены японской культуры, воплощенные в творчестве Мураками. Художника называют японским Энди Уорхолом, его же можно сравнить и с Яёй Кусамой - оба художника имеют свою, очень определенную манеру и сотрудничают с модными брендами.

Рисунки Климта и Шиле из собрания музея Альбертина, Вена

Где: ГМИИ им. А. С. Пушкина, ул. Волхонка, 12

Эгон Шиле. Youth in purple cassock with folded hands, 1914

Хотя итальянские выставки занимают большую часть программы этого года, на самом деле он проходит под знаком культурного сотрудничества Австрии и России. В конце года в Пушкинском музее откроется выставка двух наиболее известных художников рубежа XIX–XX веков - Климта и его последователя, не менее прославленного Шиле. Основной упор сделан на графику - оба мастера не только хорошие живописцы, но и превосходные рисовальщики, а собрание венской Альбертины - одно из лучших графических собраний в мире.

«Сальвадор Дали. Сюрреалист и классик»

Где: Музей Фаберже в Санкт-Петербурге, набережная реки Фонтанки, 21


Сальвадор Дали. «Атомная Леда», 1949.

Первая масштабная выставка «Сальвадор Дали. Сюрреалист и классик» откроется в Музее Фаберже 1 апреля и продлится до 2 июля. В экспозиции представят работы из испанского фонда «Гала - Сальвадор Дали», частных и музейных коллекций. Всего на выставке будет более 150 графических и живописных работ художника. Билеты на «Сальвадор Дали. Сюрреалист и классик» уже поступили в продажу.


Top