Весёлые игры для взрослых. Подвижные игры и эстафеты для любого праздника

Застольные и активные конкурсы для взрослых…)

День рождения… Взрослые за столом… Тосты, закуски, в лучшем случае - весёлые воспоминания… И почему-то большинство » взрослых» считают, что затевать конкурсы и игры удел детей… Товарищи взрослые - вы глубоко заблуждаетесь! Веселье - это молодость души, да и не только… Верните себе радость детства, задор молодости и жажду жизни. Увидите, как мир заиграет новыми красками! Разрешите себе быть самими собою, не бойтесь выглядеть смешными и даже чудоковатыми

Конкурсы и игры на день рождения для взрослых

Начать можно с игры «Хитрая СМС-ка», она позволит, не покидая свои места, прямо за столом, вдоволь повеселиться и насмеяться. Суть игры заключается в том, что один человек из компании зачитывает текст, якобы присланных ему смс и предлагает всем присутствующим угадать имя отправителя. Вся «фишка» заключается в том, что в роли адресантов выступают … то пресловутое, похмелье, то салат «Оливье», то желудок … -))
– «Поздравляю с днем рождения. Уже в пути. Буду завтра с утра». (Похмелье)
– «Если буду шипеть – не обижайся, ведь это от переполняющих меня чувств». (Шампанское)
– «Рапортуем: к работе приступили со скрипом!» (Стулья)
– «Сегодня ты будешь слушать только нас». (Поздравления и пожелания)
– «Хоть я непостоянна и изменчива, я никогда не бываю плохой. Поэтому прими меня сегодня такой, какая я есть». (Погода)
– «Пей, гуляй, лишь бы меня хватило!». (Здоровье)
– «Неприлично так долго тискать и гладить меня. Прими, наконец, решение». (Рюмка водки)
– «Я опустошен, как всегда в твой день рождения». (Холодильник)
– «Без меня не пейте!». (Тост)
– «Хочу прижаться к твоим коленям. Или к груди». (Салфетка)
– «Как мы ненавидим твой день рождения. Если твои друзья будут так с нами обращаться с нами, ты останешься без своих нас». (Уши)
– «Ломлюсь!». (Стол)
– «Хочу поздравить именинника, не наступайте мне на горло». (Песня)
– «Разрешаю сегодня напиться, меня все равно не пропьешь». (Талант)
– «Вяну в сравнении с твоим очарованием». (Букет)
– «От таких физических нагрузок можно и свихнуться». (Челюсть)
– «Тебе желаем, чтобы мы сбылись». (Мечты)
– «Готова пожертвовать своей жизнью ради твоего счастья». (Тарелка)
– «Извините, что я в шубе. Помогите снять». (Селедка)
– «Вот ты все пьешь, а обо мне подумал?». (Печень)
– «Желающие тебя поздравить меня оборвали!». (Телефон)
– «Если напьешься, нечего потом на меня пенять». (Зеркало)
– «Может я и дурак, но как приятно ощущать себя набитым». (Желудок)
– «Ты празднуй, а мы подождем». (Дела)
– «Прощаю тебе, что ты меня не замечаешь. (Время)
– «Ох, и раскручусь я сегодня». (Туалетная бумага)
– «Ах, когда же все уйдут, когда мы останемся вместе и ты начнешь меня разглядывать?» (Подарок).
– «Будь осторожнее, мы ведь можем тебя не удержать». (Ноги)
– «Тук, тук, тук, это я! Откройте дверь!». (Счастье)
– «Спасибо за праздник. Приду через год». (Твой День рождения)

Конкурс » Портрет именинника»

Отличный конкурс на день рождения: на листе ватман сделаны две прорези для рук. Участники берут каждый свой лист, продев руки в прорези, рисуют кистью портрет именинника, не глядя. У кого «шедевр» получился удачнее - забирает приз.

Конкурс «Поздравим именинника» -)

1.Поздравление по шаблону
Для такого поздравления нужно приготовить текст с играми, пропустив прилагательные. Например, «В этот ____________ и ___________ вечер, когда на ____________ небе горят __________звезды, за этим____________ столом в этом _____________зале (квартире) собрались ____________дамы и не менее ____________ кавалеры, чтобы поздравить нашего __________ NN.
Желаем ему друзей,_______ любви. улыбок, успеха и
Сегодня в честь NN мы будем петь _________песни,____________, дарить _____подарки и пить_________вино. На нашей_______ вечеринке будут _________ шутки,________ приколы, ______танцы-шманцы и обжиманцы. Мы поиграем в _____ игры и поставим __________ сценки. Пусть наш NN будем самым и __________».
Текст поздравления можно составить для любого торжества, юбилея, окончания школы, профессионального праздника.

Непосредственно на вечеринке ведущий встает и говорит: «Дорогие друзья, я тут приготовил поздравление, но у меня проблемы с прилагательными, и прошу называть любые прилагательные, пришедшие в голову, а я их буду записывать». Ведущий записывает произносимые прилагательные в пустующие места поздравления с играми по порядку, как они произносятся. Далее текст читается, и все смеются от веселых совпадений.

Для пущего веселья можно попросить называть прилагательные из определенной области, например, медицинские термины, научные, армейский жаргон и т. д.

Весёлый конкурс «Нос к носу»

Понадобятся: коробки спичек

Для проведения этой игры необходимо разделиться на 2-3 команды и приготовить 2-3 коробки спичек. Точнее нужен не весь коробок, а только верхняя его часть. Внутреннюю, выдвигающуюся часть вместе со спичками можно отложить в сторону.Для того чтобы начать игру, все команды выстраиваются в колонну, первый человек надевает коробок себе на нос. Суть игры заключается в том, чтобы как можно быстрее передать этот коробок с носа на нос всем членам своей команды, руки при этом должны быть за спиной. Если у кого-то коробок упал, команда начинает процедуру заново.Соответственно выигравшей считается та команда, которая закончит передачу коробка быстрее.

Недостатка смеха в этом конкурсе не будет!

Конкурс на день рождения » Стрельба глазами»

Участники делятся на пары и одного ведущего. Одна группа садится на поставленные в круг стулья, другая становится за их спиной, каждый возле своего партнёра. Ведущий стоит возле пустого стула и держится за его спинку. Ведущий должен переманить к себе какого-нибудь игрока, сидящего на стуле. Он это делает, незаметно подмигивая ему. Тот игрок, который стоит, должен удержать своего партнёра, если это не удалось, он становится ведущим.

Весёлый конкурс актерских талантов

Когда человек устраивается на работу, он, как правило, пишет автобиографию. Представьте, как она могла бы выглядеть, и напишите от имени некоторых знаменитых личностей их автобиографии. Среди этих знаменитостей: Баба-Яга, Карлсон, Старик Хоттабыч, Барон Мюнхгаузен, Кощей Бессмертный

Конкурс на скорость и воображение

Вы с детства знаете и, наверное, любите сказки Х.-К. Андерсена «Огниво», «Гадкий утенок», «Новое платье короля», «Стойкий оловянный солдатик», «Дюймовочка». Попробуйте рассказать одну из этих сказок, при этом максимально используя в своем пересказе специальную лексику: военную, медицинскую, юридическую, политическую, педагогическую.

Конкурс » Ответь за соседа «

Участники игры стоят по кругу, а в середине его ведущий. Он задает играющим различные вопросы, не соблюдая при этом очередности. Спрошенный должен молчать, а за него отвечает сосед с правой стороны.

Тот, кто сам ответит на вопрос или опоздает ответить за соседа, выходит из игры.

Конкурс на день рождения » Стулья «

Стулья ставят в один ряд. Игроки садятся на них и закрывают глаза. Ведущий должен запомнить, где каждый сидел или записать на бумажке. Он дает игрокам команды: «сделайте 5 шагов вперёд», «повернитесь 2 раза», «сделайте 4 шага влево», и т. д. Затем по команде «По местам!» игроки должны найти свой стул с закрытыми глазами. Кто ошибется - выходит из игры.

Конкурс » Самый тихий «

Король сидит на стуле. Другие игроки сидят полукругом в нескольких метрах от него, таким образом, чтобы хорошо его видеть. Жестом руки король вызывает одного из игроков. Тот встает и бесшумно направляется к королю и садится у его ног, чтобы стать министром. Во время этого перемещения король внимательно слушает. Если игрок произведет хоть малейший шум (шорох одежды, и т.д.), король его отсылает на место жестом руки.

Король сам должен сохранять молчание. Если он издаст звук, если он издаст звук, его тут же свергают с трона и заменяют первым министром, который занимает свое место в полной тишине и продолжает игру (или уставший король объявляет, что он должен быть заменен и приглашает министра сесть на его место).

Конкурс на день рождения » Молчанка «

Ведущий произносит:

Кто скажет слово или издаст какой-либо звук, тот будет платить штраф или исполнять желание ведущего.

И все затихают. Можно общаться только жестами. Все молчат, пока ведущий не скажет «Стоп!». Если кто-нибудь издал звук во время молчанки - его приговаривают к штрафу.

Конкурс » Штирлиц «

Игроки замирают в разных позах. Ведущий запоминает позы играющих, их одежду и выходит из комнаты. Играющие делают пять изменений в своих позах и одежде (не у каждого пять, а всего пять). Ведущий должен вернуть все в исходное положение.

Если ведущий нашел все пять изменений, то в награду игроки исполняют какое-нибудь его желание. В противоположном случае нужно водить еще раз.

Конкурс » Два мешочка радости «

Понадобятся: бумага, ручка, 2 мешочка

Перед тем, как сесть за стол, каждый приглашенный пишет на бумаге то, что он хотел бы подарить виновнику торжества (именинник должен выйти в другую комнату), подписываются и комкают лист бумаги. Например, машину, собаку, золотое колье. После бумажки перемешиваются, именинника вызывают, он закрывает глаза и выбирает любую скомканную бумажку, лежащую в специально приготовленном мешочке.

После виновник торжества говорит, что написано в выбранной им бумажке и оглашает подписавшего ее.

Ведущий говорит: «Этот подарок у тебя обязательно появиться в течении этого года, если ИМЯ (подписавшего записку) выполнит следующие задание…».

Гостю, который написал эту записку, предлагается из другого мешка выбрать задание, написанное на бумажке (заранее приготовленного), которое он должен будет выполнить, например, спеть песню для именинника и т.п.

" url="http://scenarii.ru/games/index1.php?sort=1&dec=1&raz=1">

> Для взрослых

Вызываются 5-6 игроков и расставляются столько же стульев.

Ставиться музыка, участники ходят вокруг стульев, пока музыка не остановиться. Музыка останавливается- участники снимают с себя по одной вещи.

Так несколько раз. После звучит другая музыка, и участники начинают так же одеваться. Где остановился участник, там и одевается.

Приз самому экстравагантному (выбирается при помощи приглашенных)

> Для взрослых

Скороговорки.

Ведущий предлагает играющим померяться силами в скороговорках, он раздает всем карточки, на которых напечатано по одной скороговорке. Затем вызывает соревнующихся.

Сначала каждый из играющих медленно и громко читает слова текста, чтобы его смысл был понятен всем, после чего по команде ведущего произносит скороговорку в быстром темпе.

Выигрывает тот, кто не пробалтывал слова и не допустил ни одной ошибки.

Скороговорки:

Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала нерасчувствовавшегося Вавилу.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

От топота копыт пыль по полю летит.

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок - Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.

Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши поплоше шумливо шарят гроши.

В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа четыре черненьких курчавеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж. Чрезвычайно чисто.

Маланья-болтунья молоко болтала-выбалтывала, да не выболтала.

Командир говорил про полковника, про полковницу, про подполковника, про подполковницу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу промолчал, а говорил, что у гусыни усов поищи - не ищи - не сыщешь, что чешуя у щучки, щетинки у чушки, что около кола колокола, что у осы не усы, а усики.

Не тот, товарищи, товарищу товарищ, кто при товарищах товарищу товарищ, а тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарищей товарищу товарищ.

Скороговорун скороговорил, выскороговаривал, что все скороговорки перескороговорит, перевыскороговорит, но, заскороговорившись, выскороговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

> Для взрослых

Берегите яйца!

Обязательное условие игры - шумная веселая компания соответствующего возраста.
Принимают участие только мужчины - 4 или 8 человек.
Каждому спереди на пояс подвешивается полиэтиленовый мешочек с двумя яйцами так, чтобы он свисал между ног, игроки разбиваются на пары (произвольно или по жребию, желательно, чтобы игроки в парах были одного роста).
Далее игроки встают друг перед другом, расставляют ноги и слегка приседают.
Дальше все очень просто, они бьются яйцами, у кого яйца разбиваются, тот выбывает.
Так проводится полуфинал, финал.
Победитель тот, у которого хотя бы одно яйцо остается целым. Фанфары, призы, гости (особенно девушки) катаются по полу от смеха.

> Для взрослых

Сексопотометр
Необходимы два резиновых, круглых, ножных насоса для надувания резиновых лодок.
Двум парням предлагается надуть воздушные шарики, прикрепленные к насосам, сидя подпрыгивая на них.
Выигрывает тот, у которого раньше лопнет шарик.

Двигай попой!
Три или более молодых человека садятся на стулья, ноги сдвинув вместе.
На колени кладется кусок (20 см) туалетной бумаги. Затем к ним на колени садятся девушки и, двигая попой в разные стороны под музыку, пытаются порвать бумагу.
У кого на бумаге окажется больше разрывов, тот и победил.

> Для взрослых

Угадай коктейль

Конкурс хорош для тех, кто любит выпить или, наоборот, мечтает навсегда покончить с этой пагубной привычкой.
Все участники делятся на пары, одному человеку в паре завязывают глаза шарфом или полотенцем.
Второй человек от каждой пары берет в руки бокал или стакан и направляется к столу. В бокале требуется приготовить коктейль из всего, что доступно участникам: начиная с готовых напитков, сока из фруктов и заканчивая…
Здесь главное вовремя остановиться. Помните, коктейль должен оказаться пригодным для употребления внутрь!!!
Участник конкурса с завязанными глазами пробует подготовленную смесь и пытается отгадать ее составляющие.
Пара, которой угаданы абсолютно все компоненты, получает суперприз.

> Для взрослых

Умелые губки

Несколько пар становятся напротив аудитории. Далее берут по пластмассовой бутылке из-под газводы или любой другой 2-х литровой, плотно закрывают крышку и зажимают между ног у каждого парня.

Затем девушки, не прибегая к помощи рук, должны отвинтить крышку бутылки. А, попросту говоря, надо это сделать ртом.

Побеждает та пара, в которой девушка отворачивает пробку быстрее всех. Когда она; это сделает, то сразу выбегает вперед с поднятой вверх крышкой.

> Для взрослых

Испытание для жениха и невесты

А сейчас, дорогие жених и невеста, мы хотим убедиться, что вы и в темноте ни с кем не спутаете друг друга!

Жениху и невесте завязывают глаза.

Они должны дойти до листов ватмана с фломастером в руках и нарисовать с завязанными глазами портрет друг друга.

> Для взрослых

Конкурс "Испытай судьбу"

Ведущий: Говорят, что свадьба - лучшее место для знакомства, а иногда и для начала романа. Давайте испытаем судьбу! Все юноши и девушки вытягивают карточки с названиями литературных и сказочных героев, и затем каждый ищет свою пару (под музыку)

Выигрывает первая пара. Однако все продолжают поиски, т.к. конкурс на этом не заканчивается…

Все, кто нашёл друг друга, танцуют вместе следующий танец. (Если в зале меньше юношей, чем девушек, то количество вариантов соответствует количеству юношей, а девушкам выдаются повторные карточки, и нужно успеть первой найти своего Принца)

Можно, например, сделать такие карточки: Дед Мороз и Снегурочка, Маша и Медведь, Принц и Золушка, Карлсон и Фрекен Бок, Незнайка и Ромашка, Иван-Царевич и Василиса Прекрасная, Царь Гвидон и Царевна-Лебедь, Данила-мастер и Хозяйка Медной горы, Руслан и Людмила, Кай и Герда, Алладин и принцесса Будур, Остап Бендер и госпожа Грицацуева, Де Артаньян и госпожа Буонасье, граф Вронский и Анна Каренина, Онегин и Татьяна, Гамлет и Офелия, Орфей и Эвридика, Зевс и Гера, Адам и Ева, Дон Кихот и Дульсинея, Комар и Муха-Цокотуха, Одиссей и Пенелопа, Ихтиандр и Гуттиэрес, Волк и Красная Шапочка, Капитан Грей и Ассоль, Мастер и Маргарита, Федот-Стрелец и Маруся, Разбойник и Атаманша, Ромео и Джульетта, Королевич Елисей и Спящая Царевна, Али-Баба и Зейнаб, Наташа Ростова и Андрей Волконский, Пушкин и Натали Гончарова и т.д.

Поиск начинается по сигналу Ведущего.

Проводится конкурс на самую быструю пару, на идеальную пару, на лучшую танцевальную пару из вышеназванных. Вручаются призы.

> Для взрослых

Танец по команде ведущего

Выбирается танец, во время которого всем предлагается разбиться на пары.

Ведущий командует: левое плечо к левому плечу, правое плечо к правому плечу, левая щека к левой щеке, правая щека к правой щеке, левое ухо к левому уху, правое ухо к правому уху, правая нога к правой ноге, левая нога к левой ноге, лоб ко лбу, спина к спине, нос к носу.

Выигрывает пара, которая лучше всех выполняла команды.

> Для взрослых

Ответь кто такой?

Деверь - брат мужа.
Золовка - сестра мужа.
Зять - муж дочери или сестры.
Невестка - жена брата или жена сына.
Сват, Сватья - родители одного из супругов по отношению к родителям другого супруга.
Свекровь, свекр - родители мужа.
Свояченица - сестра жены.
Сноха - жена сына по отношению к его отцу.
Теща, тесть - родители жены.
Шурин - брат жены.

> Для взрослых

Конкурс первый - художественно-рисовальный
На стену прикалываются (как вариант - даются парам) половинки ватманских листов. Каждой паре дается маркер и набор листочков с частями тела. Поочередно, то мужчина, то женщина, не глядя, достают листок и рисуют это на листе - должна получиться, в конечном счете, Снегурочка.
Несмотря на кажущуюся простоту, конкурс ужасно смешной!!! Части тела попадаются вразброс, мужчины рисовать практически не умеют, в конце концов, тот монстр, который получился более похожим на Снегурочку, зарабатывает балл для своей пары.
Части тела:
Корона
Коса
Овал лица
Глазки
Носик
Ротик
Губки
Шея
Пальто Снегурочки
Кисти рук
Ножки Снегурочки
Туфельки
Снежинки на пальто
Бюст

> Для взрослых

Конкурс второй - художественно-мимический
Готовятся листочки с тем, что удивительного случилось с Дедом Морозом или Снегурочкой (вытягивает отдельно мужчина, и отдельно женщина из разных конвертов "Приключение Деда Мороза" и "Приключение Снегурочки"). Каждый читает и показывает происшествие. Остальные угадывают.Дед Мороз заснул после утренника под елочкой и проснулся в вытрезвителе.
Дед Мороз поедет отдыхать на Канары.
Дед Мороз напился и проснулся в постели со Снежной бабой.
У Деда Мороза дети украли бороду.
Деду Морозу изменяет Снегурочка с семью гномами.
Теща Деда Мороза - баба Яга.
Дед Мороз получил письмо от зоофила с просьбой подарить ему оленя.
Дед Мороз хочет выпить водочки.
Снегурочка была на утреннике в секс-шопе.
Снегурочка родила Деду Морозу двойню.
Снегурочка застала Деда Мороза в постели со Снежной Королевой.
Вчера Снегурочка пила с Кощеем мартини.
Снегурочке заплатили 1000 баксов за стриптиз.
Дед Мороз подарил Снегурочке нижнее белье.
Снегурочка подула гаишнику в трубочку и этот тест показал 2 полоски.
После праздников Снегурочка поправилась на 6 кг.
Всегда во время этого конкурса стоит жуткий хохот.

> Для взрослых

Две команды игроков должны на скорость "пришить" всех членов команды друг к другу. Вместо иголки используется ложка, к которой привязана нитка, бечевка. "Пришивать" можно через ремешок, лямку, петлю на брюках, словом, через то, что не оскорбит достоинство партнера.

> Для взрослых

Скомкай газету.
Вам понадобятся газеты по числу участников. Перед игроками на полу расстилается развернутая газета. Задача - по сигналу ведущего скомкать газету, стараясь собрать весь лист в кулак.
Кто смог сделать это первым, тот и победитель.

> Для взрослых

Замороженная футболка. Конкурс подходит как для взрослой компании, так и для в жаркий летний день.
Футболки, мочим в воде, складываем, сворачиваем в трубочку и убираем в морозилку. После того как они заморозились, можно проводить конкурс. Участники раздеваются до пояса, берут в руки замерзшие, хрустящие футболки и по команде ведущего пытаются надеть их на себя. Кто сделает это первым, тот и победитель.
Более сложный вариант конкурса, футболки вмораживаются в кусок или глыбу льда.

Ни один шумный и веселый праздник не обходится без подвижных игр, веселых эстафет и массовых развлечений. Они создают особую атмосферу общего веселья, оживляют затихающий праздник и объединяют всех гостей. Особенно хороши разные соревновательные игры на корпоративных вечеринках, так как способствуют сплочению коллектива и в ненавязчивой игровой форме поднимают в коллективе командный дух.

Многие подвижные игры и эстафеты , которые входят в развлекательную программу взрослых праздников - родом из детства, но развеселившиеся до определенного «градуса» взрослые гости играют в них с большим азартом.

Предлагаем большую подборку подвижных игр для любого праздника, в которой собраны игры и конкурсы на разные случаи: для семейных праздников, для молодежных вечеринок или для корпоративных мероприятий - выбор за вами.

1. Подвижные игры для любого праздника:

"Две сороконожки".

Это веселое развлечение для поднятия настроения. Всех гостей делят на две команды - это и будут две «сороконожки». Каждый игрок встает за спиной другого, берет за талию впередистоящего.

Затем включают веселую музыку и «сороконожкам» дают разные команды: «обогнуть препятствия» (предварительно можно поставить стулья), «двигаться, присев на корточки», «разъединить вторую сороконожку» и т.п.

Эту затею можно сделать командной, придумав систему подведения очков, но лучше ее устроить просто для веселья и оживления или во время танцевального перерыва.

"Музыка нас связала".

В зависимости от того, сколько пар игроков ведущий планирует вызвать, столькими мотками неширокой ленты ему и предстоит запастись. Длина ленты - не менее пяти метров.

Девушки наматывают эту ленту себе на талию (удобнее, если кто-то поможет), а их кавалеры по команде ведущего подходят к своим партнершам прикрепляют свободный конец ленты к своему поясу и быстро под зажигательную музыку начинают крутиться вокруг своей оси. Это нужно для того, чтобы все пять метров ленты оказались намотаны уже на его талию.

Какая пара быстрее переместит ленту с женской талии на - мужскую, та и победила.

"Переполох в курятнике".

Для этой подвижной игры вызываются или создаются на месте пары, в каждой - по одному из представителей сильной и слабой половины человечества, им предстоит поучаствовать в забавной погоне.

Мужчинам завязывают глаза, но предварительно они договариваются со своими дамами, кто и как будет «кудахтать»: ко-ко-ко, кудах-тах-тах, цыпа-цыпа, пи-пи-пи, чив-чив-чив и так далее - кому насколько хватит фантазии, по этому призыву каждый мужчина с завязанными глазами должен поймать свою «курочку».

Сразу стоит предупредить, что помещение для воображаемого курятника должно быть небольшим. Если в распоряжении ведущего слишком внушительные пространства, то советуем отгородить «куриный закуток» обыкновенными стульями. «Переполох» лучше всего устраивать под музыку - в этом случае подойдет музыкальная тема из мультфильма «Ну, погоди!», когда волк тоже оказывается в курятнике.

"Артиста ноги кормят".

Тамада торжественно объявляет, что для постановки нового блокбастера ему нужна «семерка отважных», семь самых талантливых и красивых гостей. Если таковые не находятся, то сам проводит отбор и выбирает кандидатуры на роли. Затем раздает им небольшой реквизит или просто карточки с названием ролей: Колобок, Бабка, Дед, Зайка, Волк, Медведь и, конечно, Лиса.

Затем говорит, что напрасно мы думаем, что артистам живется легко. «Тяжела и неказиста жизнь российского артиста» - им, порой, чтобы роль получить, ой, как много побегать надо. Поэтому, если хотите стать звездами - нужно потренироваться.

Стоит 7 стульев, «артисты» садятся, но как только в тексте прозвучит имя его героя, он быстро встает и оббегает вокруг стульев. Ведущий читает сказку «Колобок», только чтобы было интереснее и неожиданнее для участников - импровизирует, и то придерживается сюжетной линии, то сочиняет от себя - чтобы никто подолгу не засиживался.

Вот пример: «Жили-были дед да Бабка… Тут к Бабке с Дедом приходит в гости … Медведь! И грозно спрашивает, почему у Деда с Бабкой нет детей. Испугавшись, Дед с Бабкой хватают первого попавшегося Зайку и предъявляют Медведю. Но Медведя не так-то просто обмануть. Тогда Дед и Бабка начинают печь Колобка…»

Когда гости вволю набегаются, можно вручить каждому диплом заслуженного артиста, попросить зрителей искупать их в овациях и еще раз напомнить, что «начинающего артиста ноги кормят».

Такие бегалки могут быть тематическими и универсальными, и они относятся к разряду популярных

"Приключения на болоте" .

Двум участникам этих «болотных» соревнований выдается по паре листов бумаги - они будут изображать кочки. Цель игроков: перейти из одного конца комнаты или зала в другой, подкладывая по очереди один лист бумаги себе под ноги. Наступать можно только на выданные «кочки».

Победит тот, кто быстрее пройдет полосу препятствий туда и обратно, ни разу не оступившись с бумажного листа.

Кстати, можно усложнить задачу и потребовать от участников конкурса, чтобы они что-нибудь принесли с противоположного конца комнаты, то есть туда они идут налегке, а обратно несут в руках, например, бокал или рюмка, наполненная до краев спиртным. Кто придет последним выпивает обе в качестве штрафа, а победитель получает приз

"Дерни за веревочку…"

Для этой игры на середину зала ставятся два стула, под стульями кладется веревочка (длина должна совпадать с шириной двух стульев), так чтобы ее концы торчали совсем чуть-чуть из-под стульев. Затем вызываются два игрока, которые под музыку артистично ходят вокруг посадочных мест, а как только музыка замолкает - должны прекращает быстро сесть на стул и дернуть за веревочку, лежащую под ним. Так повторяется три раза.

Побеждает тот, кто чаще сможет выдернуть веревку в свою сторону - ему и приз!

"Бой на выживание" .

На щиколотки участников (количество может быть любым) привязывают надутые шарики, по два шарика каждому. По команде все бросаются лопать друг у друга шарики ногами, стараясь защитить свои.

Игра продолжается до последнего шарика. Победитель - обладатель того самого последнего шарика.

(Более экстремальные варианты подвижной игры с шариками можно найти )

2. Командные игры и эстафеты для любого праздника:

"Передай «колбаску".

Формируются 2 команды, с любым количеством участников, главное, чтобы получились равноценные команды. Выстраиваются в затылок друг другу, каждой команде выдается длинный шарик - колбаска. Задача: зажатую между ног «колбаску» быстро передать от начала своей колонны до конца. Последний в колонне, получив шарик, зажимает ее крепче и бежит к первому игроку, занимая его место. И так пока, вновь первый игрок не встанет на свое место. За каждое падение шарика - снимается один балл

Победит команда, сделавшая все быстрее и с меньшим количеством штрафных баллов.

"Шустрая ложка".

Ведущий собирает две команды - мужскую и женскую. Они становятся друг против друга. Каждой сборной выдается по большой столовой ложке. По команде ведущего каждый игрок должен «пропустить» ложку, то есть продеть ее через какое-либо отверстие в своей одежде (через рукава, штанины, пояс, бретельки). Затем «шустрая ложка», дойдя по последнего игрока команды, должна вернуться обратно точно таким же образом.

Выигрывает та команда, чья лодка окажется «шустрее».

Веселая эстафета "Паром и паромщик".

Для этой эстафеты потребуются двое санок-ледянок и длинная веревка, метров десять. Из каждой команды выбираем самого сильного участника и отправляем его на «противоположный берег». Те, кто остался на «этом берегу» (их должно быть не менее десяти человек), по очереди усаживаются в санки. Силач на противоположной стороне подтягивает их к себе, как бы переправляя через реку. Потом помощники ведущего доставляют ледянки обратно, и на них загружается следующая партия.

Во второй раз «паромщику» работать гораздо легче, поскольку уже переправленные товарищи вполне могут помочь ему в работе. Кстати, «в пути» случается разное, и, если есть упавшие с санок, то они выбывают из игры и считаются «утопленниками». На финише обязательно идет подсчет игроков, благополучно переправившихся на другой берег.

Побеждает та команда, которая больше переправит народу и быстрее справиться с этой задачей. Такие подвижные игры особенно азартно проходят намолодежных вечеринках иликорпоративных праздниках.

"Как ваше здоровье?"

Для разнообразия предложите гостям смерить друг другу температуру. После чего предъявите огромный бутафорский градусник. Ведущий набирает команду мальчиков и девочек. Огромный градусник, естественно, ставят под левую подмышку первому игроку-мужчине. Он должен измерить температуру у противоположной ему дамы, не использую руки, то есть градусник должен перекочевать от одного предполагаемого больного к другому. И так до тех пор, пока игроки не выяснят, у кого же из них жар. «Заболевший», то есть выронивший градусник, выбывает из конкурса.

Побеждает самая «здоровая» команда (потерявшая меньше игроков). Если обе команды окажутся в равном положении - конкурс можно повторить, усложнив условия, например, убыстрить темп (сделать соревнование на время) или предложить передавать через одного, при этом тот игрок, что окажется в середине, не должен никак помогать.

"Гонки в ступе".

В этой игре участники будут изображать бабок-ежек, поэтому им понадобится «ступа» и «метла» (ведро и швабра). Ведро должно быть обязательно с ручкой, так как при беге его нужно придерживать.

Ведущий собирает две равные команды. Одну часть каждой команды он ставит на одном конце зала, другую - на противоположном. Первый из участников помещает левую ногу в ведро, в руки берет швабру и, придерживая ведро за ручку, спешит к своей команде, стоящей на другом конце. Там он передает «сказочный» реквизит товарищу по команде, и тот в свою очередь устремляет бег в обратную сторону.

На праздниках можно использовать еще игры подвижные, спортивного характера (например, «Бег в мешках» и многие другие). Такие игры развивают в человеке выносливость и физические качества. На каждой вечеринке найдутся лихачи, которым не терпится куда-нибудь направить свою силу. Для этого вполне подойдут игры, приведенные ниже. Но для них потребуется много свободного места. Оптимальным условием для проведения таких игр является свежий воздух.

«Бег в мешках»

В игре принимают участие команды с одинаковым количеством игроков. Для проведения игры понадобятся два мешка. Участники должны залезть в мешки и пропрыгать в них заранее определенное расстояние и обратно. Побеждает команда, которая быстрее справится с заданием.

«Лело»

Это грузинская национальная игра, название которой переводится как «поле». Задача игроков состоит в том, чтобы добежать с мячом до стороны противника, находящейся на другой стороне поля. В игре принимают участие две команды. Количество игроков может доходить до 15 человек. В начале игры команды встают в круг, а затем мяч подбрасывается вверх, и начинается игра. Мяч ловит один из игроков и начинает двигаться в направлении противника. Противник может отбирать мяч любыми способами, кроме откровенно грубых.

«Выбивалки»

В игре принимают участие две команды. Площадка для игры разделена на две половины, которые принадлежат командам. Один из игроков приходит на сторону своего соперника и встает позади всей команды. Он должен кидать мячи своей команде, но он не может выбивать сам. Задача команд — при помощи мяча выбить как можно больше своих соперников с площадки. Побеждает команда, которая выбьет всех своих соперников.

«Защитник»

Участники образовывают круг и путем жеребьевки устанавливают, кто будет защитником и кто будет главным. Главный и его защитник встают в середину образованного круга. Участники начинают перекидывать мяч друг другу и пытаются выбить главного. В задачу защитника входит оберегать главного от попадания в него мяча. Если же это произойдет, участник встает на место главного и может выбрать себе сам защиту или же оставить прежнего защитника. И игра продолжается.

«Конвертики»

Для этой игры необходимо выбрать ведущего, который будет следить за правильностью выполнения заданий. Игроки делятся на несколько команд. Каждой команде дают по пять конвертов, в которых написаны задания. Например: 1-е задание — присесть 50 раз; 2-е задание — рассказать стихотворение о птицах и т. д. Кроме того, командам нужно найти оставшиеся пять конвертов. Для этого необходимо правильно выполнить задания. Команда, выполнившая все задания раньше других, и является победителем. Победителю предназначается приз в виде торта.

«Попрыгаем!»

В игре принимают участие команды. Каждому участнику необходимо на одной ноге допрыгать до столба и обратно. Кто быстрее справится с заданием, тот и выиграл. Чтобы усложнить задание, можно устроить его рядом с небольшой горкой. Тогда участникам нужно будет прыгать в гору и с горки.

«Пробей стену!»

Игра проводится зимой, когда на улице лежит много снега. Из снега возводят небольшую по высоте и по толщине стену. Также участникам понадобится палка длиной приблизительно 0,5 м. Каждый участник должен метнуть свою палку так, чтобы она пробила снежный сугроб насквозь.

«Теннисные мячи и поднос»

Ведущий формирует две команды, в состав каждой входит по три участника, всем выдается по одному теннисному мячику. Первым игрокам (стартующим) выдается еще и поднос. По команде первые игроки кладут мяч на поднос и быстрым шагом проходят до флажка и обратно. Передают поднос следующему участнику. Он проходит эту же дистанцию, но уже с двумя мячами, следовательно, третий игрок — с тремя. Побеждает команда, которая справилась с этим заданием быстрее

«Равновесие»

Для проведения игры понадобятся два стула, установленные на некотором расстоянии друг от друга. На них кладется круглая большая палка, способная выдержать вес человека. С разных сторон от стульев разложены на невысоких подставках яблоки в виде треугольника. Участник садится на середину палки, а в руках держит еще одну палку, чтобы соблюдать равновесие. Задача участника — сбить яблоки с подставок. Если участник теряет равновесие, то он может поставить палку на пол и поддержать его. Выигрывает участник, который сбил все яблоки и удержался на палке. Если участник сбил все яблоки, но не удержался, результат не засчитывается.

«Прятки»

С помощью жеребьевки выбирается участник, который будет водить. Ему закрывают глаза, ставят лицом к стене (игровому месту), и он начинает считать до 50. Оставшиеся участники в этот момент прячутся. После того как водящий открыл глаза, участники могут не ждать, пока их найдут. Задача каждого — быстрее водящего добежать до игрового места. Кто не успеет это сделать, будет водящим в следующей игре.

«Крышечки»

Эта игра развивает ловкость и умение рассчитать удар. Перед началом игры необходимо прочертить круг и вставить в его середину палку. На палку кладется пластмассовая крышка. Игроки встают на расстоянии 1,5 м от палки и пытаются другой крышкой сбить ту, которая находится на палке. Но сбить надо так, чтобы она упала за пределы нарисованного круга. У кого получится, тот набирает 5 очков. Победил тот, кто набрал большее количество очков.

«Колечко»

Игра развивает глазомер и ловкость у участников игры. Для игры понадобятся палки длиной 0,5 м и колечки. Если игра проводится на свежем воздухе, то палки вкапывают в землю, если в помещении, то их закрепляют в крестовине. Участники делятся на команды. Задача каждой команды — накинуть как можно больше колец на палку. На первом этапе расстояние между бросающим и палкой составляет 1 м, на втором этапе — 2 м, на третьем — 3 м. По окончании трех этапов выявляется команда-победитель.

«Ходули»

В игре принимают участие две команды. На игровом поле, на определенном расстоянии друг от друга, раскладываются разноцветные колечки. Игроки должны встать на ходули и пройти игровое поле, попадая как можно в большее количество цветных колец.

«Две ножки»

В игре участвуют пары. Каждому участнику в паре завязывают по одной ноге и дают задание допрыгать до флажка и вернуться назад. Прыгают пары, взявшись за руки. Пара, пришедшая к финишу первой, считается победительницей.

«Бои подушками»

Участники садятся на бревно и пытаются сбить своего соперника ударом подушки. Кто упадет, тот выбывает из борьбы.

«Петушиные бои»

Для игры рисуют круг диаметром 2 м. Двое участников встают в середину круга и, опираясь на одну ногу, другую берут рукой за пятку. В таком положении они пытаются вытолкнуть за территорию круга своего соперника. Руками пользоваться запрещается.

«Наоборот»

Участники встают в линию и повторяют все движения водящего, который стоит перед ними, с точностью до наоборот. Участник, который допустит ошибку, меняется местами с водящим.

«Толкалки»

В игре на полу рисуют один круг диаметром приблизительно 1,5 м, а внутри него круг поменьше. Участники встают вокруг большого круга, держатся за руки и пытаются вытолкнуть своего соседа на запретную зону. Запретной зоной считается промежуток между большим и маленьким кругами. В маленький круг участникам можно наступать. Тот, кто все-таки наступил на запретную зону, выбывает из игры.

«Пройти и не дотронуться»

Игроки делятся на несколько команд. Перед каждой командой стоят флажки, участники должны пройти их с закрытыми глазами и не сбить. Когда первые участники из каждой команды начинают идти, команды должны им подсказывать, в каком направлении двигаться. Когда команды одновременно начинают подсказывать своим игрокам, то ни один из них не может понять, куда же ему двигаться.

«Сложи солнце»

Игра носит командный характер. Сначала на определенном расстоянии от каждой команды рисуют круг. Каждый игрок команды получает палочку. А затем по очереди на двух ногах необходимо допрыгать до нарисованного круга и положить свою палочку так, чтобы в итоге команда сложила солнце. Победителем в игре считается команда, которая раньше остальных справилась с заданием.

«Фигуры»

Игра проводится в командах. Участники команд с закрытыми глазами держатся за руки. Ведущий просит команды изобразить различные фигуры, например круг, квадрат и т. п. Команда, неправильно изобразившая фигуру, выбывает из игры.

«Перетяни!»

В игре принимают участие парни. Их связывают веревкой, но на расстоянии, и перед каждым ставят приз. Каждый молодой человек должен дотянуться до приза и тем самым перетянуть своего соперника на свою сторону. Побеждает участник, который возьмет приз первым.

Еще можно устроить перетягивание канатов. Участники делятся на команды и встают по обе стороны каната. По команде они берут канат в руки и пытаются перетянуть своих соперников за линию, прочерченную заранее. Побеждает сильнейшая команда.

Можно перетягивать и без каната. Для этого все участники команды выстраиваются в линию и берут друг друга за талию. Первые участники такого «паровоза» из разных команд берутся за руки. По команде участники перетягивают соперников на свою сторону.

«Игра колец»

Игру проводят на свежем воздухе. На расстоянии от участников между деревьями кладут палку, а на нее крепят кольца. Участники надевают ходули, доходят до деревьев и пытаются собрать кольца, соперники в это время пытаются им помешать. Тот, кто соберет больше всех колец, становится победителем.

Есть ещё интересные игры, в которые можно играть в компании, например в мафию.
Вот вставляю правил а игры в мафию:

Профессиональные правила игры в Мафию

В игре участвуют десять человек. Ведущий наблюдает за ходом игры и регламентирует ее этапы.

Чтобы определить роли ведущий раздает карты рубашкой вверх: по одной каждому игроку. В колоде 10 карт: 7 красных карт и 3 черные. «Красные» - это мирные граждане, а «Черные» - мафиози.

Одна из 7-ми красных карт отличается от остальных - это карта Шерифа - предводителя «Красных». «Черные» также имеют своего предводителя - карта Дона.

Игра делится на чередующиеся этапы двух типов: день и ночь.
Цель игры: «Черные» должны устранить «Красных» и наоборот.

Подробнее...

За игровой стол усаживаются десять игроков. Ведущий объявляет "ночь" и все игроки надевают маски. После чего по очереди каждый игрок снимает маску, выбирает карту, запоминает ее, ведущий убирает карту и игрок одевает маску.

Участники в повязках наклоняют головы вниз, чтобы движения соседей или игра теней не стали источником дополнительной информации для них.

Ведущий объявляет: «Просыпается мафия». Участники, получившие черные карты, в том числе и Дон мафии, снимают повязки и знакомятся друг с другом и с Ведущим. Это первая и единственная ночь, когда мафиози открывают глаза все вместе. Она дана им для того, чтобы жестами договориться о порядке устранения «Красных». «Договорку» следует проводить тихо, чтобы рядом сидящие «Красные» игроки не почувствовали движений. Ведущий объявляет: «Мафия засыпает». После этих слов «Черные» игроки надевают повязки.

Ведущий объявляет: «Просыпается Дон». Дон открывает глаза и Ведущий знакомится с Доном. В последующие ночи Дон будет просыпаться, с целью найти Шерифа игры. Ведущий: «Засыпает Дон». Дон надевает повязку.

Ведущий: «Просыпается Шериф». Шериф просыпается и знакомится с Ведущим. В последующие ночи Шериф будет иметь возможность просыпаться и искать «Черных». Ведущий: «Засыпает Шериф».

Ведущий: «Утро бодрое! Все просыпаются».

Первый день. Все снимают повязки. Днем происходит обсуждение. По профессиональным правилам игры Мафия Каждому игроку дается одна минута на выражение своих идей, мыслей и подозрений.

«Красные» должны выявить «Черных» игроков и вывести их из игры. А «Черные» обеспечить себе алиби и вывести из игры достаточное количество «красных» игроков. «Черные» находятся в более выгодном положении, так как знают, «кто есть кто».

Обсуждение начинает игрок под номером один и далее по кругу. В течение дневного обсуждения игроки могут выставлять кандидатуры игроков (не более одной каждый игрок) с целью вывести их из игры. По окончании обсуждения за кандидатуры голосуют. Та кандидатура, которая набрала большинство голосов, выбывает из игры.

Если на первый круг (День) выставлена только одна кандидатура, она не голосуется. В течение следующих кругов (Дней) голосуется любое количество кандидатур. Выбывший из игры имеет право на последнее слово (длительность - 1 минута).

В игре существует термин «Автокатастрофа». Это ситуация, в которой два или более игроков набирают одинаковое количество голосов. В этом случае голосуемым дается право в течение 30 секунд оправдаться, убедить игроков в своей «красноте» и остаться в игре. Происходит переголосование. Если кто-то набирает больше голосов, он выбывает. Если игроки вновь набирают равное количество голосов, то ставится на голосование вопрос: «Кто за то, чтобы все голосуемые покинули игру?». Если большинство голосует за выбывание, игроки покидают игру, если против - остаются, если голоса делятся поровну, игроки остаются в игре.

После первого круга вновь наступает ночь. В течение этой и следующих ночей мафия имеет возможность «стрелять» (оговоренный вначале игры жест). «Стрельба» происходит следующим образом: договорившиеся в первую ночь о порядке устранения «Красных» мафиози в следующие ночи «стреляют» (с закрытыми глазами!).

Ведущий после слов «мафия выходит на охоту» объявляет номера игроков по очереди, и, если на данном номере все мафиози одновременно выстрелят, то объект поражен. По правилам игры Мафия Если кто-то из членов мафии «стреляет» в другой номер, либо не «стреляет» вообще, Ведущий фиксирует промах. «Стрельба» происходит посредством имитации выстрела пальцами. Ведущий объявляет: «Мафия засыпает».

Затем Ведущий объявляет: «Просыпается Дон». Дон просыпается и пытается найти Шерифа игры. Он показывает на пальцах Ведущему какой-либо номер, за которым, по его мнению, скрывается Шериф. Ведущий кивком головы либо подтверждает его версию, либо отрицает. Дон засыпает.

Просыпается Шериф. Он также имеет право на ночные проверки. Он ищет «Черных» игроков. После ответа Ведущего Шериф засыпает, и Ведущий объявляет начало второго дня.

Если мафия ночью устранила игрока, Ведущий объявляет об этом и предоставляет последнее слово пострадавшему. Если мафия промахнулась, Ведущий объявляет, что утро действительно доброе, и ночью никто не пострадал.

Обсуждение второго дня начинается со следующего, после говорившего первым в предыдущем круге игрока.

В течение этого и следующего кругов все происходит аналогично первому дню. Ночи и дни чередуются до победы той или иной команды.

Игра заканчивается победой «Красных» в том случае, когда устранены все «Черные» игроки. «Черные» побеждают в случае, когда остается равное количество «Красных» и «Черных».

Тонкости правил игры в мафию:

1.
Игрок обязан вытягивать свой игровой номер.
2. Игрок не имеет права клясться, заключать пари, либо апеллировать к любой религии, ругаться матом, оскорблять игроков. За это Ведущий удаляет провинившегося игрока из игры.
3.
Игрок не имеет права произносить слово «Честно» или «Клянусь» в любой форме. За это нарушение игрок получает предупреждение.
4.
Игрок не имеет права сознательно подглядывать «ночью». При обнаружении данного нарушения игрок удаляется из игры, и обычно лишается возможности посещать Клуб на длительный срок. В случае непроизвольного подглядывания игрок удаляется из игры.
5.
Игрок имеет право выставлять только одну кандидатуру.
6.
Игрок имеет право отозвать выставленную им кандидатуру в рамках своей речи.
7.
Игрок имеет возможность голосовать только за одну кандидатуру.
8.
Голосуя, игрок должен коснуться рукой стола и удержать ее на столе до окончания голосования. Окончание голосования совпадает со словом Ведущего «Спасибо». Голос, поставленный после слова «Спасибо», либо вместе со словом «Спасибо», не принимается. Ведущий считает голос только в том случае, если рука коснется стола.
9.
Если во время голосования игрок до слова «Спасибо» коснется стола рукой, а потом ее уберет, то он немедленно удаляется из игры.
10.
Если игрок не проголосовал, его голос приписывается к последнему голосуемому.
11.
«Черный» игрок имеет право «стрелять» только один раз. «Выстрел» считается результативным только в этом случае. Во всех других случаях (игрок не «стреляет», «стреляет» дважды) Ведущий регистрирует промах. Промах регистрируется также, если игрок «стреляет» между называемыми Ведущим номерами.
12.
«Красный» игрок ночью не имеет права показывать знаками Шерифу кого проверять. За это нарушение игрок удаляется из игры.
13.
«Черный» игрок ночью не имеет права показывать знаками Дону кого проверять. За это нарушение игрок удаляется из игры.
14.
Игрок не имеет права «ночью» петь, танцевать, бить по столу, говорить и совершать прочие, не входящие в рамки «ночного» поведения игроков, действия. За это нарушение игрок получает предупреждение от Ведущего.
15.
Дон и Шериф не имеют возможности проверять в первую ночь.
16.
Дон и Шериф по ночам имеют право проверять не более одного игрока каждый.
17.
Игрок не имеет права говорить не в свою очередь. За это нарушение он получает от Ведущего предупреждение.
18.
Игрок имеет право говорить во время дневного обсуждения не более 1 минуты. За несоблюдение регламента игрок получает предупреждение.
19.
Во время «Автокатастрофы» игрок имеет право говорить 30 секунд. За несоблюдение регламента игрок получает предупреждение.
20.
После фразы Ведущего «Наступает ночь» игрок обязан незамедлительно надеть повязку. В случае задержки игрок получает предупреждение.
21.
Ведущий имеет право давать предупреждения за: а) неэтичное поведение, б) излишнюю жестикуляцию, мешающую игре либо отвлекающую игроков, в) другие нарушения, степень которых определяет Ведущий.
22.
В случае использования игроком ненормативной лексики, «антигуманного» и «нецензурного» поведения игрока за игровым столом (в т.ч. ввиду излишне «алкогольно-веселого» состояния игрока!) или нанесения оскорбления другому игроку, игрок может быть удален из игры по решению Ведущего.
23.
По профессиональным правилам игры Мафия игрок, получивший три предупреждения, лишается слова на один круг. Если игрок получает третье предупреждение после своего выступления на круге, то он лишается слова на следующий круг.
24.
Игрок, получивший четвертое предупреждение, удаляется из игры.
25.
Игрок, подавший протест до окончания игры, удаляется из игры.
26.
Правила игры мафия предусматривают, что протест может быть принят к рассмотрению Ведущим только после окончания игры.
27.
Игра аннулируется, меняется ее результат или переигрывается в случае, если за протест проголосует протестующая команда (полностью) + один игрок из числа соперников.
28.
Игрок, выбывший из игры, немедленно покидает игровой стол.
29.
При любом удалении из игры игрок не имеет права на последнее слово.

Есть и другие правила игры в Мафию на картах. Как играть в Мафию решать Вам, но представленный вариант правил карточной игры в Мафию является наиболее интересным и сбалансированным. В любом случае, Мафия - это увлекательная психологическая настольная игра, которая способна доставить несравнимое интеллектуальное удовольствие.


Top