Биография. Биография Награды и признание

Карлос Акоста родился в Гаване и учился танцу в Национальной школе балета Кубы.

В 1990 он завоевывает Первую премию на швейцарском конкурсе «Приз Лозанны», и его танцевальная карьера стремительно развивается. В 1991-1992 он становится премьером Английского Национального балета, в 1992-1993 танцует в труппе Кубинского национального балета под руководством Алисии Алонсо, а в 1993-1998 он премьер Хьюстонского балета под руководством Бена Стивенсона.

В 1998 он приходит в Лондонский королевский балет и в 2003 становится его главным приглашенным артистом. Он ставит по собственному сценарию танцевальное представление «Токороро», которое бьет все рекорды аншлагов в лондонском театре Сэдлер Уэллс, благодаря его огромной популярности и группе классических танцовщиков из Королевского балета.

Как приглашенный артист Карлос Акоста выступал на всех ведущих балетных сценах мира, оставаясь всегда желанным гастролером.

Акоста удостоен заветного Приза Лоуренса Оливье, вручаемого за выдающиеся достижения в танце за свои програм?мы 2006 года в театре Сэдлерс Уэллс.

Карлос Акоста выступил в главных партиях практически всех классических балетов.

В партии Спартака в одноименном балете Большого театра России Карлос Акоста был восторженно принят в Москве, Лондоне и Париже. За эту работу танцовщик номинирован на Приз Benois de la Danse-2008. Спектакль Большого театра «Спартак» с участием Карлоса Акосты, показанный в январе 2008 во время гастролей труппы в Парижской Национальной Опере, снят на пленку и вскоре выходит в распространение.

Танцовщик вновь появился в Лондонском королевском балете как приглашенная звезда в сезоне 2007-2008 в балетах «Баядерка», «Ромео и Джульетта», «Послеполуденный отдых фавна» и «Танцы на вечеринке».

Лучшие дня

Человек, который всегда смеется
Посетило:98
Человек, излечившийся от СПИДа
Карлос Акоста
Имя при рождении:
Дата рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место рождения:
Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Профессия:
Гражданство:

Великобритания 22x20px Великобритания

Годы активности:

1990-e - наст. время

Псевдонимы:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Амплуа:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Театр:
Роли:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Спектакли:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды:
IMDb :
Сайт:
Подпись:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

[[|Произведения]] в Викитеке
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Карлос Акоста
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Имя при рождении:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Род деятельности:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Гражданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Страна:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отец:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Мать:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Супруг:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Супруга:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дети:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды и премии:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Автограф:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сайт:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Разное:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке

В 2011 году учредил в Великобритании Международный фонд Карлоса Акосты.

Репертуар

Английский национальный балет

  • «Половецкие пляски » в опере «Князь Игорь »
  • «Золушка » (с Евой Евдокимовой и Людмилой Семенякой)
  • Принц , «Щелкунчик »

Национальный балет Кубы

  • Альберт , «Жизель »
  • Базиль , «Дон Кихот »
  • Зигфрид , «Лебединое озеро »

Балет Хьюстона

  • Принц , «Щелкунчик»
  • Зигфрид , «Лебединое озеро»
  • Солор , «Баядерка »
  • Базиль , «Дон Кихот»
  • Па-де-де на музыку Бриттена
  • Symphony in D Иржи Килиана
  • Фредерик , «Дракула»
  • Мизгирь , «Снегурочка » (Снегурочка - Нина Ананиашвили)

Королевский балет

  • In the Middle, Somewhat Elevated Уильяма Форсайта
  • Жан де Бриен , «Раймонда » в постановке Рудольфа Нуреева
  • Колен , «Тщетная предосторожность » Фредерика Аштона
  • принц Зигфрид , «Лебединое озеро»
  • Актеон , «Диана и Актеон» Кеннета Макмиллана
  • Брат , «Мой брат, мои сёстры» Кеннета Макмиллана
  • Альберт , «Жизель»
  • Remanso Начо Дуато
  • Принц , «Щелкунчик»
  • Франц , «Коппелия » в постановке Нинетт де Валуа
  • Фавн , «Послеполуденный отдых фавна » Вацлава Нижинского
  • Кавалер де Грие , «Манон » Кеннета Макмиллана
  • Посланец смерти , «Песнь о земле » Кеннета Макмиллана
  • «Игра теней» Энтони Тюдора
  • Базиль , «Дон Кихот» в постановке Рудольфа Нуреева
  • Аполлон , «Аполлон Мусагет » Джорджа Баланчина

Американский театр балета

  • принц Дезире , «Спящая красавица »
  • Оберон , «Сон » Фредерика Аштона
  • Колен, «Тщетная предосторожность»
  • Конрад, «Корсар»

Как приглашенный артист также танцевал с Парижской Оперой («Дон Кихот» и «Баядерка» Рудольфа Нуреева), Австралийским балетом («Послеполуденный отдых фавна» в постановке Джерома Роббинса), «Кремлёвским балетом » («Дон Кихот»), Большим театром («Спартак » Юрия Григоровича) и др.

Постановки

  • 2004 - автобиографический балет «Токороро, кубинская история»

Литературные труды

  • (англ.)
  • Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

    Отрывок, характеризующий Акоста, Карлос

    – Успокойтесь, милый Аксель, вот послушайте лучше:
    – «Я люблю вас, мой друг... Не беспокойтесь за меня. Мне не достаёт лишь ваших писем. Возможно, нам не суждено свидеться вновь... Прощайте, самый любимый и самый любящий из людей...».
    Это было последнее письмо королевы, которое Аксель прочитывал тысячи раз, но из чужих уст оно звучало почему-то ещё больнее...
    – Что это? Что же там такое происходит? – не выдержала я.
    – Это красивая королева умирает... Её сейчас казнят. – Грустно ответила Стелла.
    – А почему мы не видим? – опять спросила я.
    – О, ты не хочешь на это смотреть, верь мне. – Покачала головкой малышка. – Так жаль, она такая несчастная... Как же это несправедливо.
    – Я бы всё-таки хотела увидеть... – попросила я.
    – Ну, смотри... – грустно кивнула Стелла.
    На огромной площади, битком набитой «взвинченным» народом, посередине зловеще возвышался эшафот... По маленьким, кривым ступенькам на него гордо поднималась смертельно бледная, очень худая и измученная, одетая в белое, женщина. Её коротко остриженные светлые волосы почти полностью скрывал скромный белый чепчик, а в усталых, покрасневших от слёз или бессонницы глазах отражалась глубокая беспросветная печаль...

    Чуть покачиваясь, так как, из-за туго завязанных за спиной рук, ей было сложно держать равновесие, женщина кое-как поднялась на помост, всё ещё, из последних сил пытаясь держаться прямо и гордо. Она стояла и смотрела в толпу, не опуская глаз и не показывая, как же по-настоящему ей было до ужаса страшно... И не было никого вокруг, чей дружеский взгляд мог бы согреть последние минуты её жизни... Никого, кто своим теплом мог бы помочь ей выстоять этот ужасающий миг, когда её жизнь должна была таким жестоким путём покинуть её...
    До этого бушевавшая, возбуждённая толпа вдруг неожиданно смолкла, как будто налетела на непреодолимое препятствие... Стоявшие в передних рядах женщины молча плакали. Худенькая фигурка на эшафоте подошла к плахе и чуть споткнувшись, больно упала на колени. На несколько коротких секунд она подняла к небу своё измученное, но уже умиротворённое близостью смерти лицо... глубоко вздохнула... и гордо посмотрев на палача, положила свою уставшую голову на плаху. Плачь становился громче, женщины закрывали детям глаза. Палач подошёл к гильотине....
    – Господи! Нет!!! – душераздирающе закричал Аксель.
    В тот же самый миг, в сером небе из-за туч вдруг выглянуло солнышко, будто освещая последний путь несчастной жертвы... Оно нежно коснулось её бледной, страшно исхудавшей щеки, как бы ласково говоря последнее земное «прости». На эшафоте ярко блеснуло – тяжёлый нож упал, разбрасывая яркие алые брызги... Толпа ахнула. Белокурая головка упала в корзину, всё было кончено... Красавица королева ушла туда, где не было больше боли, не было издевательств... Был только покой...

    Вокруг стояла смертельная тишина. Больше не на что было смотреть...
    Так умерла нежная и добрая королева, до самой последней минуты сумевшая стоять с гордо поднятой головой, которую потом так просто и безжалостно снёс тяжёлый нож кровавой гильотины...
    Бледный, застывший, как мертвец, Аксель смотрел невидящими глазами в окно и, казалось, жизнь вытекала из него капля за каплей, мучительно медленно... Унося его душу далеко-далеко, чтобы там, в свете и тишине, навечно слиться с той, которую он так сильно и беззаветно любил...
    – Бедная моя... Душа моя... Как же я не умер вместе с тобой?.. Всё теперь кончено для меня... – всё ещё стоя у окна, помертвевшими губами шептал Аксель.
    Но «кончено» для него всё будет намного позже, через каких-нибудь двадцать долгих лет, и конец этот будет, опять же, не менее ужасным, чем у его незабвенной королевы...
    – Хочешь смотреть дальше? – тихо спросила Стелла.
    Я лишь кивнула, не в состоянии сказать ни слова.
    Мы увидели уже другую, разбушевавшуюся, озверевшую толпу людей, а перед ней стоял всё тот же Аксель, только на этот раз действие происходило уже много лет спустя. Он был всё такой же красивый, только уже почти совсем седой, в какой-то великолепной, очень высокозначимой, военной форме, выглядел всё таким же подтянутым и стройным.

    И вот, тот же блестящий, умнейший человек стоял перед какими-то полупьяными, озверевшими людьми и, безнадёжно пытаясь их перекричать, пытался что-то им объяснить... Но никто из собравшихся, к сожалению, слушать его не хотел... В бедного Акселя полетели камни, и толпа, гадкой руганью разжигая свою злость, начала нажимать. Он пытался от них отбиться, но его повалили на землю, стали зверски топтать ногами, срывать с него одежду... А какой-то верзила вдруг прыгнул ему на грудь, ломая рёбра, и не задумываясь, легко убил ударом сапога в висок. Обнажённое, изуродованное тело Акселя свалили на обочину дороги, и не нашлось никого, кто в тот момент захотел бы его, уже мёртвого, пожалеть... Вокруг была только довольно хохочущая, пьяная, возбуждённая толпа... которой просто нужно было выплеснуть на кого-то свою накопившуюся животную злость...
    Чистая, исстрадавшаяся душа Акселя, наконец-то освободившись, улетела, чтобы соединиться с той, которая была его светлой и единственной любовью, и ждала его столько долгих лет...
    Вот так, опять же, очень жестоко, закончил свою жизнь нам со Стеллой почти незнакомый, но ставший таким близким, человек, по имени Аксель, и... тот же самый маленький мальчик, который, прожив всего каких-то коротеньких пять лет, сумел совершить потрясающий и единственный в своей жизни подвиг, коим мог бы честно гордиться любой, живущий на земле взрослый человек...

    Карлос Акоста (Carlos Acosta) (родился в 1973 году) является кубинским танцором балета. Он танцевал во многих балетных труппах, включая Английский Национальный Балет и Национальный Балет Кубы, и является на данный момент всемирно известным мастером балета, признанным многими критиками и зрителями мира. Акоста родился в Гаване, на острове Куба в 1973 году. Благодаря настойчивости своего отца он начал изучать балет в Кубинской Национальной Балетной школе со многими влиятельными преподавателями, включая Рамону де Саа (Ramona de Saa). В июне 1991 года он получил диплом с отличием и золотой медалью.

    Награды

    Он выиграл многочисленные вознаграждения и получил множество наград за свою карьеру:

    Золотая Медаль на Prix de Lausanne (1990 г.),

    Гран при на 4-ом Международном Конкурсе Танца в Париже (de Danse de Paris) (1990 г.),

    Приз Vignale Danza в Италии (1990 г.),

    Приз Фредерика Шопена, присужденный ему Польской Артистической Корпорацией
    (1990 г.),

    Приз за Заслуги на Конкурсе Молодых Талантов, Поситано, Италия (1991 г.),

    Приз Osimodanza, Италия (1991 г.),

    Гран при на престижном соревновании Союза Писателей и Художников Кубы (UNEAC)
    (1991 г.),

    Приз от Фонда Принцессы Грейс, США (1995 г.).

    Он был номинирован на Olivier Award в 2004 г.

    С 1989 года до 1991 года Карлос выступал во всем мире с различными балетными труппами, включая Compagnia Teatro Nuovo di Torino в Италии, где он танцевал с Лучаной Савиньяно (Luciana Savignano), и Teatro Teresa Carreno de Caracas в Венесуэле. По приглашению Ивана Надя (Ivan Nagy) Карлос танцевал в Английском Национальном Балете в Лондоне в течение сезона 1991/92 годов. Он дебютировал в Танцах Половцев в балете Князь Игорь, и также появился в Золушке, будучи партнером Евы Евдокимовой и Людмилы Семеняки, Le Spectre de la Rose, Les Sylphides и в Щелкунчике.

    В 1992 году и 1993 году он был членом Национального Балета Кубы при художественном руководителе Алисии Алонсо, став главным танцором балета в 1994 году. В октябре 1993 года и сентябре 1994 года он совершил поездку с труппой Национального Балета Кубы в Мадрид, Испания, где он танцевал различные роли, включая Альбрехта в Жизель, Базилио в Дон-Кихоте и Зигрифа в Лебедином озере. В ноябре 1993 года он был приглашен Беном Стевенсоном, художественным руководителем Хьюстонского Балета, и присоединиться к труппе как главный танцор, и с этой труппой состоялся его американский дебют на сцене в роли принца в Щелкунчике. В 1998 году Карлос присоединился к Королевскому Балету, Ковент-Гарден, под руководством Энтони Довелла.

    Tocororo - Кубинский Рассказ

    Tocororo - собственный балет Карлоса, с которым он совершил турне по театрам во всем мире, показывая свой балет зрителям различных стран. Tocororo - история молодого кубинского мальчика, который оставляет свою семью и дом в кубинской сельской местности, чтобы найти новую жизнь в городе. Этот балет основан на событиях из жизни Карлоса Акосты. Эта история была положена на оригинальную музыку Мигеля Нуньеса (Miguel Nunez), который смешивает популярные и симфонические кубинские стили и выполняет свои произведения в живую на сцене с группой из пяти кубинских музыкантов.

    К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

    В 2011 году учредил в Великобритании Международный фонд Карлоса Акосты.

    Репертуар

    Английский национальный балет

    • «Половецкие пляски » в опере «Князь Игорь »
    • «Золушка » (с Евой Евдокимовой и Людмилой Семенякой)
    • Принц , «Щелкунчик »

    Национальный балет Кубы

    • Альберт , «Жизель »
    • Базиль , «Дон Кихот »
    • Зигфрид , «Лебединое озеро »

    Балет Хьюстона

    • Принц , «Щелкунчик»
    • Зигфрид , «Лебединое озеро»
    • Солор , «Баядерка »
    • Базиль , «Дон Кихот»
    • Па-де-де на музыку Бриттена
    • Symphony in D Иржи Килиана
    • Фредерик , «Дракула»
    • Мизгирь , «Снегурочка » (Снегурочка - Нина Ананиашвили)

    Королевский балет

    • In the Middle, Somewhat Elevated Уильяма Форсайта
    • Жан де Бриен , «Раймонда » в постановке Рудольфа Нуреева
    • Колен , «Тщетная предосторожность » Фредерика Аштона
    • принц Зигфрид , «Лебединое озеро»
    • Актеон , «Диана и Актеон» Кеннета Макмиллана
    • Брат , «Мой брат, мои сёстры» Кеннета Макмиллана
    • Альберт , «Жизель»
    • Remanso Начо Дуато
    • Принц , «Щелкунчик»
    • Франц , «Коппелия » в постановке Нинетт де Валуа
    • Фавн , «Послеполуденный отдых фавна » Вацлава Нижинского
    • Кавалер де Грие , «Манон » Кеннета Макмиллана
    • Посланец смерти , «Песнь о земле » Кеннета Макмиллана
    • «Игра теней» Энтони Тюдора
    • Базиль , «Дон Кихот» в постановке Рудольфа Нуреева
    • Аполлон , «Аполлон Мусагет » Джорджа Баланчина

    Американский театр балета

    • принц Дезире , «Спящая красавица »
    • Оберон , «Сон » Фредерика Аштона
    • Колен, «Тщетная предосторожность»
    • Конрад, «Корсар»

    Как приглашенный артист также танцевал с Парижской Оперой («Дон Кихот» и «Баядерка» Рудольфа Нуреева), Австралийским балетом («Послеполуденный отдых фавна» в постановке Джерома Роббинса), «Кремлёвским балетом » («Дон Кихот»), Большим театром («Спартак » Юрия Григоровича) и др.

    Постановки

    • 2004 - автобиографический балет «Токороро, кубинская история»

    Литературные труды

    Автор автобиографической книги «Нет пути домой» (). Написал на кубинском материале роман «Свиная нога», перевод которого на английский язык в году был причислен экспертами британской книготорговой сети Waterstones к числу 11 лучших дебютных романов года.

    Награды и признание

    • 1990 - Золотая медаль балетного конкурса «Приз Лозанны »
    • 1990 - Гран-при 4-го Международного балетного конкурса в Париже
    • 1991 - Большая премия Союза писателей и художников Кубы
    • 1995 - Dance Fellowship Фонда принцессы Грейс
    • 2004 - номинация на премию Лоуренса Оливье
    • 2006 - почётный доктор Лондонского университета Метрополитен
    • 2007 - премия Лоуренса Оливье за выдающееся достижение в балете
    • 2008 - приз «Бенуа танца » лучшему танцовщику (за исполнение партии Спартака в одноимённом балете Юрия Григоровича, Большой театр

    Напишите отзыв о статье "Акоста, Карлос"

    Примечания

    Ссылки

    • (англ.)
    • (англ.)

    Отрывок, характеризующий Акоста, Карлос

    Когда княжна Марья взошла в комнату, князь Василий с сыном уже были в гостиной, разговаривая с маленькой княгиней и m lle Bourienne. Когда она вошла своей тяжелой походкой, ступая на пятки, мужчины и m lle Bourienne приподнялись, и маленькая княгиня, указывая на нее мужчинам, сказала: Voila Marie! [Вот Мари!] Княжна Марья видела всех и подробно видела. Она видела лицо князя Василья, на мгновенье серьезно остановившееся при виде княжны и тотчас же улыбнувшееся, и лицо маленькой княгини, читавшей с любопытством на лицах гостей впечатление, которое произведет на них Marie. Она видела и m lle Bourienne с ее лентой и красивым лицом и оживленным, как никогда, взглядом, устремленным на него; но она не могла видеть его, она видела только что то большое, яркое и прекрасное, подвинувшееся к ней, когда она вошла в комнату. Сначала к ней подошел князь Василий, и она поцеловала плешивую голову, наклонившуюся над ее рукою, и отвечала на его слова, что она, напротив, очень хорошо помнит его. Потом к ней подошел Анатоль. Она всё еще не видала его. Она только почувствовала нежную руку, твердо взявшую ее, и чуть дотронулась до белого лба, над которым были припомажены прекрасные русые волосы. Когда она взглянула на него, красота его поразила ее. Анатопь, заложив большой палец правой руки за застегнутую пуговицу мундира, с выгнутой вперед грудью, а назад – спиною, покачивая одной отставленной ногой и слегка склонив голову, молча, весело глядел на княжну, видимо совершенно о ней не думая. Анатоль был не находчив, не быстр и не красноречив в разговорах, но у него зато была драгоценная для света способность спокойствия и ничем не изменяемая уверенность. Замолчи при первом знакомстве несамоуверенный человек и выкажи сознание неприличности этого молчания и желание найти что нибудь, и будет нехорошо; но Анатоль молчал, покачивал ногой, весело наблюдая прическу княжны. Видно было, что он так спокойно мог молчать очень долго. «Ежели кому неловко это молчание, так разговаривайте, а мне не хочется», как будто говорил его вид. Кроме того в обращении с женщинами у Анатоля была та манера, которая более всего внушает в женщинах любопытство, страх и даже любовь, – манера презрительного сознания своего превосходства. Как будто он говорил им своим видом: «Знаю вас, знаю, да что с вами возиться? А уж вы бы рады!» Может быть, что он этого не думал, встречаясь с женщинами (и даже вероятно, что нет, потому что он вообще мало думал), но такой у него был вид и такая манера. Княжна почувствовала это и, как будто желая ему показать, что она и не смеет думать об том, чтобы занять его, обратилась к старому князю. Разговор шел общий и оживленный, благодаря голоску и губке с усиками, поднимавшейся над белыми зубами маленькой княгини. Она встретила князя Василья с тем приемом шуточки, который часто употребляется болтливо веселыми людьми и который состоит в том, что между человеком, с которым так обращаются, и собой предполагают какие то давно установившиеся шуточки и веселые, отчасти не всем известные, забавные воспоминания, тогда как никаких таких воспоминаний нет, как их и не было между маленькой княгиней и князем Васильем. Князь Василий охотно поддался этому тону; маленькая княгиня вовлекла в это воспоминание никогда не бывших смешных происшествий и Анатоля, которого она почти не знала. M lle Bourienne тоже разделяла эти общие воспоминания, и даже княжна Марья с удовольствием почувствовала и себя втянутою в это веселое воспоминание.
    – Вот, по крайней мере, мы вами теперь вполне воспользуемся, милый князь, – говорила маленькая княгиня, разумеется по французски, князю Василью, – это не так, как на наших вечерах у Annette, где вы всегда убежите; помните cette chere Annette? [милую Аннет?]
    – А, да вы мне не подите говорить про политику, как Annette!
    – А наш чайный столик?
    – О, да!
    – Отчего вы никогда не бывали у Annette? – спросила маленькая княгиня у Анатоля. – А я знаю, знаю, – сказала она, подмигнув, – ваш брат Ипполит мне рассказывал про ваши дела. – О! – Она погрозила ему пальчиком. – Еще в Париже ваши проказы знаю!
    – А он, Ипполит, тебе не говорил? – сказал князь Василий (обращаясь к сыну и схватив за руку княгиню, как будто она хотела убежать, а он едва успел удержать ее), – а он тебе не говорил, как он сам, Ипполит, иссыхал по милой княгине и как она le mettait a la porte? [выгнала его из дома?]
    – Oh! C"est la perle des femmes, princesse! [Ах! это перл женщин, княжна!] – обратился он к княжне.
    С своей стороны m lle Bourienne не упустила случая при слове Париж вступить тоже в общий разговор воспоминаний. Она позволила себе спросить, давно ли Анатоль оставил Париж, и как понравился ему этот город. Анатоль весьма охотно отвечал француженке и, улыбаясь, глядя на нее, разговаривал с нею про ее отечество. Увидав хорошенькую Bourienne, Анатоль решил, что и здесь, в Лысых Горах, будет нескучно. «Очень недурна! – думал он, оглядывая ее, – очень недурна эта demoiselle de compagn. [компаньонка.] Надеюсь, что она возьмет ее с собой, когда выйдет за меня, – подумал он, – la petite est gentille». [малютка – мила.]
    Старый князь неторопливо одевался в кабинете, хмурясь и обдумывая то, что ему делать. Приезд этих гостей сердил его. «Что мне князь Василий и его сынок? Князь Василий хвастунишка, пустой, ну и сын хорош должен быть», ворчал он про себя. Его сердило то, что приезд этих гостей поднимал в его душе нерешенный, постоянно заглушаемый вопрос, – вопрос, насчет которого старый князь всегда сам себя обманывал. Вопрос состоял в том, решится ли он когда либо расстаться с княжной Марьей и отдать ее мужу. Князь никогда прямо не решался задавать себе этот вопрос, зная вперед, что он ответил бы по справедливости, а справедливость противоречила больше чем чувству, а всей возможности его жизни. Жизнь без княжны Марьи князю Николаю Андреевичу, несмотря на то, что он, казалось, мало дорожил ею, была немыслима. «И к чему ей выходить замуж? – думал он, – наверно, быть несчастной. Вон Лиза за Андреем (лучше мужа теперь, кажется, трудно найти), а разве она довольна своей судьбой? И кто ее возьмет из любви? Дурна, неловка. Возьмут за связи, за богатство. И разве не живут в девках? Еще счастливее!» Так думал, одеваясь, князь Николай Андреевич, а вместе с тем всё откладываемый вопрос требовал немедленного решения. Князь Василий привез своего сына, очевидно, с намерением сделать предложение и, вероятно, нынче или завтра потребует прямого ответа. Имя, положение в свете приличное. «Что ж, я не прочь, – говорил сам себе князь, – но пусть он будет стоить ее. Вот это то мы и посмотрим». Выдающийся танцовщик Карлос Акоста

    Карлос Акоста родился в Гаване 2 июня 1973 года в многодетной семье водителя грузовика. Увлекался брейк-дансом в ущерб занятиям в школе. Не желая, чтобы сын рос на улице, отец отдал его в балет. Оказалось, что у ребенка выдающиеся природные данные и способности к танцу. Окончил школу Национального балета Кубы (учился в том числе у прославленной Рамоны де Саа).

    Фантастическая техника и мощь танца, характерные для кубинской школы, плюс темперамент, которым отличаются жители острова свободы вообще и афрокубинцы в частности, были хорошей предпосылкой для карьеры танцовщика. Но Акоста проявил себя не только как блистательный Актеон, но и как Принц Зигфрид и Граф Альберт, чем произвел сильнейшее впечатление на балетную общественность и в Техасе, и в Париже, в Москве и в Лиссабоне, Карлос Акоста стал первым темнокожим премьером британского Королевского балета за его историю. В 1989-91 Акоста выступал как приглашенный солист, в том числе с труппой Нового театра в Турине и театром Терезы Кареньо в Каракасе (Венесуэла).



    В 1991/92 он был приглашен Иваном Надем в Английский национальный балет. Дебютировал в «Половецких плясках» (хореография Фокина) оперы «Князь Игорь» Бородина. Танцевал ведущие партии в балетах Фокина «Видение розы» К.М. фон Вебер и «Сильфиды», в балетах Бена Стивенсона: «Щелкунчик» Чайковского, «Золушка» Прокофьева. Был партнером Евы Евдокимовой и Людмилы Семеняки.

    В 1992 Акоста поступил в труппу Национальный балет Кубы под руководством Алисии Алонсо, в 94-м стал премьером. В 1993 - 94 гастролировал в составе этой труппы в Мадриде, где исполнил партии: Графа Альберта в «Жизели» Адана, Базиля в балете «Дон Кихот» Минкуса, Зигфрида в «Лебедином озере» Чайковского.



    В конце 1993 Карлос Акоста был приглашен в качестве премьера в Хьюстонский балет под руководством Бена Стивенсона. Дебютировал он в США в партии Принца в балете «Щелкунчик», исполнял партии Зигфрида в «Лебединоом озере», Солора в балете «Баядерка», Базиля в балете «Дон Кихот», в балете «Этюды», «Симфония ре мажор, партию Избраник в балете «Весна священная».

    В 1997 стал первым исполнителем партии Фредерика в балете Стивенсона «Дракула» на музыку Листа в обработке Ланчбери. В 1998 стал первым исполнителем партии Мизгиря в балете Стивенсона «Снегурочка» на музыку Чайковского в обработке Ланчбери (в заглавной роли выступила Нина Ананиашвили).


    В 1998 Энтони Дауэлл позвал Акосту в Королевский балет Ковент-Гарден, где он танцует и сейчас в ранге приглашенного премьера. Дебют состоялся в балете Форсайта "Посередине, немного на возвышении" на музыку Уилемса.

    Затем последовали: Жан де Бриен в балете «Раймонда» Глазунова (хореография Нуреева), Колен в балете «Тщетная предосторожность» Герольда (хореография Фредерика Аштона), Принц Зигфрид в «Лебедином озере» (хореография Петипа, Иванова), Актеон в па де де Дианы и Актеона (хореография Вагановой), Брат в балете Кеннета МакМиллана «Мой брат, мои сестры» на музыку Шенберга и А. фон Веберна, Граф Альберт в балете «Жизель», ведущая партия в балете «Рапсодия» на музыку Рахманинова (хореография Аштона).



    В сезоне 1999/2000 Карлос Акоста танцевал в балете Начо Дуато «Тихая заводь» на музыку Гранадоса, исполнил партию Принца в балете «Щелкунчик» (хореография Райта), мужское соло в балете «Глория» на музыку Пуленка (хореография Мак- Миллана), партию Франца в балете «Коппелия» Делиба (хореография Нинетт де Валуа), Фавна в «Послеполуденном отдыхе фавна» на музыку Дебюсси (хореография Вацлава Нижинского), партию Де Грие в балете «Манон», Вестника смерти в балете «Песнь о земле».

    Акоста был первым исполнителем партий в балетах - «Скрытая переменная» на музыку Мэттьза и «3:4» на музыку Шуберта.

    Летом 2002 как приглашенный солист принял участие в сезоне Американского балетного театра (АБТ) на сцене Метрополитен-оперы. Исполнял партии Принца Дезире в «Спящей красавице» Чайковского (редакция МакМиллана), Оберона в балете «Сон» на музыку Мендельсона-Бартольди, Колена в балете «Тщетная предосторожность, Конрада в балете «Корсар» Адана. Как приглашенный солист выступал с труппами России, Японии, португалии, испании, Италии, Германии, Франции, Чили, Аргентины, Греции, Турции.



    В 2002 поставил автобиографический спектакль «Токороро — кубинская сказка» (токороро считается национальной птицей, поскольку ее оперение повторяет цвета кубинского флага; в данном случае — прозвище главного героя). Премьера состоялась на Кубе в Большом театре Гаваны (исполнители были набраны в Кубинской национальной академии современного танца), и ее посетил Фидель Кастро. В 2003 постановка была показана в Лондоне на сцене театра Сэдлерс Уэллс с таким успехом, что оказалась в «прокате» и на будущий год. В 2004 она шла на сцене Сэдлерс Уэллс и на сцене бирмингемского «Ипподрома».

    В 2003-м как премьер участвовал в Нью-йоркском Сити центре, добавив в свой репертуар Па-де-де Чайковского и Гран-па из балета «Раймонда». В 2004 он с Королевским балетом выступал в балетах Баланчина: «Агон» Стравинского (па-де-де с Яновски) и «Блудный сын» Прокофьева (Сирена - Гиллем).



    В 2005 «Токороро» отправился в турне, а в 2006-м вновь был показан в Лондоне, на сей раз на сцене театра Колизей. (В Сэдлерс Уэллс незадолго до этого прошли успешные концерты предприятия «Карлос Акоста и его друзья из Королевского балета»). Из дневника продюсера «Токороро» Энди Вуда: «Это не балет в обычном смысле слова. Это смесь, которую только Карлос может произвести, которая опирается на его школу и тот опыт, что он приобрел на ведущих сценах мира. Все это возвращается домой и соединяется — в обрамлении современного танца — с афрокубинским уличным танцем, который и есть настоящее биение сердце танцующей Гаваны. Он мог бы ничего не делать в Гаване, этот ее сын-избранник, который на самом деле никогда не уезжал отсюда, но так редко здесь танцевал. Но он избрал другое — захотел сделать шоу, которым как будто говорит: посмотрите на этот танец, это мой танец, это наш танец . Вот и балет, и наш танец, и смотрите, они имеют одинаковую ценность».

    8 июня 2006 Карлос Акоста принял участие в гала-концерте по случаю 75-летия Королевского балета, исполнив па-де-де из балета «Корсар» с Дарси Бассел.

    В сезоне 2006/07 дебютировал в партии Кронпринца Рудольфа в балете «Майерлинг» на музыку Листа (хореография МакМиллана).

    zvezdibaleta-ru.1gb.ru ›index.php/karlos-akosta



    8 июля 2007 года в Большом театре Карлос Акоста, приглашенный премьер британского Королевского балета Ковент-Гарден, дебютировал в заглавной партии в балете Арама Хачатуряна "Спартак"

    
    Top