Биография. Биография Умберто эко хронологическая таблица

Умберто Эко (Umberto Eco) родился 5 января 1932 года в небольшом городке Алессандрия на северо-западе итальянской области Пьемонт. Его отец - Джулио Эко, ветеран трех войн, работал бухгалтером. Фамилия Эко была дана его дедушке (подкидышу) представителем городской администрации - это аббревиатура латинского ex caelis oblatus ("подарок с небес").

Исполняя желание отца, который хотел, чтобы сын стал адвокатом, Умберто Эко поступил в Туринский университет, где слушал курс по юриспруденции, но вскоре оставил эту науку и занялся изучением средневековой философии. В 1954 году он окончил университет, в качестве диссертационной работы представив сочинение, посвященное религиозному мыслителю и философу Фоме Аквинскому.

В 1954 году Эко поступил на работу на RAI (Итальянское телевидение), где был редактором программ по культуре. В 1958-1959 годах он служил в армии. В 1959-1975 годах Эко работал старшим редактором по разделу "литература нон-фикшн" миланского издательства "Бомпьяни", а также сотрудничал с журналом Verri и многими итальянскими изданиями.

Эко вел интенсивную преподавательскую и академическую деятельность. Он читал лекции по эстетике на факультете литературы и философии Туринского университета и на архитектурном факультете Миланского политехнического института (1961-1964), был профессором визуальных коммуникаций архитектурного факультета Флорентийского университета (1966-1969), профессором семиотики (науки, исследующей свойства знаков и знаковых систем) архитектурного факультета Миланского политехнического института (1969-1971).

С 1971 года по 2007 год деятельность Эко была связана с Болонским университетом, где он был профессором семиотики на факультете литературы и философии и заведующим кафедрой семиотики, а также директором Института наук о коммуникации и директором программ получения ученой степени по семиотике.

Эко преподавал в различных университетах мира: Оксфорде, Гарварде, Йеле, Колумбийском университете. Он выступал с лекциями и вел семинары также в университетах Советского союза и России, Туниса, Чехословакии, Швейцарии, Швеции, Польши, Японии, а также в таких культурных центрах, как Библиотека конгресса США и Союз писателей СССР.

Известность к Эко-семиотику пришла после публикации книги "Opera aperta" (1962), где было дано понятие "открытое произведение", идея которого может иметь несколько интерпретаций, тогда как "закрытое произведение" - одну единственную интерпретацию. Среди научных публикаций наиболее известны "Устрашенные и сплоченные" (1964) о теории массовой коммуникации, "Поэтика Джойса" (1965), "Знак" (1971), "Трактат по общей семиотике" (1975), "На периферии империи" (1977) о проблемах истории культуры, "Семиотика и философия языка" (1984), "Пределы интерпретации" (1990).

Много сделал ученый и для осмысления явлений постмодернизма и массовой культуры.

Эко стал основателем выходящего с 1971 года журнала о семиотике Versus и организатором первого международного конгресса по семиотике в Милане (1974). Он был президентом Международного центра семиотических и когнитивных исследований, директором Департамента семиотических и когнитивных исследований.

Однако всемирная слава пришла к Эко не как к ученому, а как к прозаику. Его первый роман "Имя розы" (1980) несколько лет состоял в списке бестселлеров. Книга была переведена на многие иностранные языки, отмечена итальянской премией "Стрега" (1981) и французской премией "Медичи" (1982). Экранизация романа "Имя розы" (1986), осуществленная французским кинорежиссером Жан Жаком Анно, получила премию "Сезар" в 1987 году.

Перу писателя принадлежат также романы "Маятник Фуко" (1988), "Остров накануне" (1994), "Баудолино" (2000), "Таинственное пламя царицы Лоаны" (2004). В октябре 2010 года в Италии вышел роман Эко "Пражское кладбище". на XIII Международной ярмарке интеллектуальной литературы Non/Fiction в Москве эта книга стала абсолютным хитом продаж.

Седьмой роман писателя "Нулевой номер" был издан в 2015 году в день его рождения.

Эко является также признанным экспертом в области бондологии, изучающей все, что связано с Джеймсом Бондом.

Он был членом различных академий, в том числе Болонской академии наук (1994) и американской Академии литературы и искусства (1998), почетным доктором многих университетов мира, лауреатом различных литературных премий. Эко был отмечен наградами многих стран, среди которых французский орден Почетного легиона (1993), немецкий орден "За заслуги" (1999). О нем написаны несколько десятков книг и множество статей и диссертаций, посвящаются научные конференции.

В последние годы писатель сочетал активную научную и преподавательскую деятельность с выступлениями в средствах массовой информации, откликаясь на важнейшие события общественной жизни и политики.

Он был женат на немке Ренате Рамге, работавшей искусствоведом консультантом. У них родились двое детей.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Годы жизни: с 05.01.1932 по 19.02.2016

Итальянский учёный-философ, историк-медиевист, специалист по семиотике, писатель.

Умберто Эко родился 5 января 1932 в Алессандрии (Пьемонт), небольшом городке к востоку от Турина и к югу от Милана. Отец Джулио Эко, бухгалтер по профессии, ветеран трех войн, мать - Джованна Эко (урожд. Бизио).

Исполняя желание отца, который хотел, чтобы сын стал адвокатом, Эко поступил в Туринский университет, где слушал курс по юриспруденции, но вскоре оставил эту науку и занялся изучением средневековой философии. Окончил университет в 1954, в качестве диссертационной работы представив сочинение, посвященное религиозному мыслителю и философу Фоме Аквинскому.

В 1954 поступил на работу на RAI (Итальянское телевидение), где был редактором программ по культуре, печатался в периодике. В 1958–1959 служил в армии.

Первая книга Эко Проблемы эстетики у Св. Фомы (1956) была впоследствии доработана и переиздана под названием Проблемы эстетики Фомы Аквинского (1970) . Вторая, опубликованная в 1959 и выдвинувшая автора в число наиболее авторитетных специалистов по средневековью, после пересмотра и доработки была переиздана под названием Искусство и красота в средневековой эстетике (1987) .

В 1959 Эко становится старшим редактором по разделу «литература нон фикшн» миланского издательства «Бомпьяни» (где проработал вплоть до 1975 ) и начинает сотрудничать с журналом «Il Verri», выступая с ежемесячной колонкой. Прочитав книгу французского семиотика Р.Барта (1915–1980) Мифологии (1957 ), Эко обнаружил, что его подача материала во многом схожа с бартовской, и потому сменил манеру. Теперь он выступает со своеобразными пародиями, иронически осмысляя те же идеи, которые серьезно рассматривались на страницах журнала. Статьи, опубликованные в «Il Verri», составили сборник Diario minimo (1963) , озаглавленный соответственно рубрике, которую вел Эко, а спустя почти три десятилетия вышел в свет сборник Второй Diario minimo (1992) .

В своих научных работах Эко рассматривал как общие, так и частные проблемы семиотики, например, углубил теорию иконического знака. По его мнению, иконический знак воспроизводит условия восприятия, а отнюдь не свойства отображаемого им предмета, тогда как коды, которые используются при интерпретации знаков, не являются кодами универсальными, они культурно обусловлены. Особенно значителен вклад Эко в область интерпретации визуальных искусств, в частности, кинематографа и архитектуры.

Научные заслуги Эко, который, кроме прочего, является основателем выходящего с 1971 журнала «Versus», посвященного вопросам семиотики, и организатором первого международного конгресса по семиотике, прошедшего в Милане в 1974, высоко оценены. Он - генеральный секретарь Международной ассоциации семиотических исследований (1972–1979) , вице-президент Международной ассоциации семиотических исследований (1979–1983) , почетный президент Международной ассоциации семиотических исследований (с 1994 ), участник международного Форума ЮНЕСКО (1992–1993) . Эко член различных академий, в том числе Болонской Академии наук (1994) и американской Академии литературы и искусства (1998 ). Он доктор honoris causa Католического университета, Лувен (1985 ), Оденского университета, Дания (1986 ), Университета Лойолы, Чикаго, Нью-Йоркского университета, Королевского художественного колледжа, Лондон (все - 1987 ), Броунского университета (1988 ), Парижского университета (Новая Сорбонна), Льежского университета (оба - 1989 ), Софийского университета, Университета Глазго, Мадридского университета (все - 1990 ), Кентского университета (Кентербери) (1992 ), Университета Индианы (1993 ), Университета в Тель-Авиве, Университета в Буэнос-Айресе (оба - 1994 ), Афинского университета (1995 ), Академии изящных искусств, Варшава, Тартуского университета, Эстония (оба - 1996 ), Университета Гренобля, Университета Ламанчи (оба - 1997 ), Московского государственного университета, Свободного университета, Берлин (оба - 1998 ), член редколлегии журналов «Communication», «Degrès», «Poetics Today», «Problemi dell"informazione», «Semiotica», «Structuralist Review», «Text», «Word & Images», лауреат многих литературных премий, отмечен наградами разных стран, в частности, он - кавалер ордена Почетного легиона, Франция (1993 ). О нем написано около шести десятков книг и огромное количество статей и диссертаций, его творчеству посвящаются научные конференции, в том числе В поисках розы Эко, США (1984 ), Умберто Эко: во имя смысла, Франция (1996 ), Эко и Борхес, Испания (1997 ).

Однако всемирная слава пришла не к Эко-ученому, а к Эко-прозаику.

На вопрос, почему он отклонил предложение стать министром культуры в конце 1990-х, Эко ответил: «…хочется уточнить, что понимается под словом „культура“. Если оно относится к эстетическим продуктам прошлого - картинам, старинным зданиям, средневековым манускриптам, - я всецело за государственную поддержку. Но этим… занимается министерство наследия. Остается „культура“ в смысле творчества - и тут я вряд ли смогу возглавлять коллектив, который пытается субсидировать и вдохновлять творческий процесс. Творчество может быть только анархичным, живущим по законам капитализма и выживания сильнейших».

Итальянская литература

Умберто Джулио Эко

Биография

Умберто Эко знаменитый писатель, ученый-философ, историк и критик родился 5 января 1932 года в маленьком итальянском городке под названием Алессандрия в семье простого бухгалтера. Его отец Джулио мечтал о сыне-адвокате, но Умберто выбрал свой путь и поступил в Туринский университет на факультет философии, который с блеском окончил в 1954 году.

После он устроился редактором программ на телевидение (RAI), а в 1958-1959 гг. прошел службу в армии. Его первой значимой работой стала книга Проблемы эстетики Фомы Аквинского (1956), которая была переиздана с доработкой в 1970 году. Далее мир увидел книгу Искусство и красота в средневековой эстетике (1959), которая также подверглась пересмотру в 1987 году. Это издание продвинуло Эко в ряды авторитетных писателей по теме средневековья.

В 1959 году Умберто уволили с RAI и он устраивается в миланское издательство «Бомпьяни» старшим редактором. Здесь философ успешно сотрудничает с журналом «Il Verri» и публикует свою собственную колонку, посвященную пародиям серьезных тем того же журнала.

С 1961 года Эко занимается активной преподавательской деятельностью и даже имел международный опыт преподавания. В 1962 году Умберто женился на учительнице искусств немецкого происхождения, которая родила писателю двоих детей.

Умберто Эко вложил немало труда в научные работы, посвященные проблемам семиотики, а также в область кинематографии и архитектуры. Были рассмотрены составляющие явления постмодернизма, который автор видел как духовное состояние, некую игру. А вклад в массовую культуру можно соотнести с новыми идеями и новаторством.

Начиная с 1974 года работы Эко в области семиотики получили огромное признание и продвинули его до почетных званий и вступлений в членство мирового уровня. Также следует отметить его известные романы, которые вошли в список наиболее популярных («Имя розы», «»Маятник Фуко» и др.).

Сегодня этот известный человек помимо литературной жизни интересуется политикой, рисует, занимается музыкой, ведет свой собственный сайт. Несмотря на преклонный возраст Умберто энергичен и активен, ведет колонку в журнале «Эспрессо» и по-прежнему полон новых идей и планов на будущее.

Известные ученики Marco Belpoliti [d]

Джулио Эко был одним из тринадцати детей в семье и хотел, чтобы его сын получил юридическое образование, но Умберто поступил в Туринский университет , чтобы изучать средневековую философию и литературу, и в 1954 году его окончил (бакалавр философии). Во время обучения Умберто стал атеистом и покинул Католическую Церковь .

С сентября 1962 года был женат на немецкой преподавательнице искусств Ренате Рамге. У пары родились сын и дочь.

Эко скончался в своём доме в Милане вечером 19 февраля 2016 года от рака поджелудочной железы, с которым боролся два года . 23 февраля 2016 года в замке Сфорца в Милане прошла церемония прощания .

Научные работы

Умберто Эко затрагивал широкий спектр вопросов на протяжении плодотворной научной карьеры. Он занимался исследованиями средневековой и современной эстетики, массовой культуры, разработал собственную теорию семиотики. Одной из центральных для него была проблема интерпретации: взаимоотношения читателя и автора, «роль читателя» .

Ранние работы

«Эволюция средневековой эстетики» (Sviluppo dell’estetica medievale , ) посвящена проблеме развития идеи Прекрасного в средневековой философии. В оказавшей значительное влияние на дальнейшее развитие наук о культуре второй половины XX века работе «Открытое произведение» (Opera Aperta , ) Эко выдвигает идею незавершенности произведений культуры, их открытости для разнообразных интерпретаций . В центре внимания автора - феномен «открытого произведения», то есть такого, в котором резко возрастает творческая роль «исполнителя», не просто предлагающего ту или иную трактовку, но становящегося реальным соавтором. Эко не замыкается в искусствоведческой проблематике, он оперирует аналогиями и понятиями из современной математики, физики, теории информации; не упускает из виду социальные аспекты искусства. Отдельная глава посвящена влиянию дзэн-буддизма на западную культуру. В «Поэтики Джойса» (Le poetiche di Joyce , ) Эко максимально подробно исследует универсум Джойса , в особенности двух его монументальных произведений: «Улисс » и «Поминки по Финнегану ».

Исследования культуры

Эко долгое время занимался изучением различных форм культуры - от «высокой литературы» западной традиции до массовой культуры. C одной стороны, его исследования отражали происходившие эпистемологические изменения в статусе элитарной и массовой культуры, приведшие к постмодернистскому размыванию границ между двумя областями. С другой стороны, Эко рассматривал культурное поле в холистском ключе, как область символического производства, где обе формы культуры не просто сосуществуют, а являются взаимозаменяемыми и взаимодополнительными . В 1960-1970-е годы Эко придерживался модернистского подхода в анализе культуре; в сфере его интересов были популярные романы XIX-XX веков и различные формы массовой коммуникации (телевидение, мультфильмы, песни, кинофильмы) . В монографии «Апокалиптические и интегрированные интеллектуалы: массовые коммуникации и теории массовой культуры» (1964) учёный обсуждает широкий спектр тем: комиксы, музыку, радио, различные литературные жанры (научная фантастика, готика, нуар). В «Деле Бонда» (1965) анализируются генезис и структура романов о Джеймсе Бонде, их социальные и идеологические модели, воздействие книг и фильмов на читателя и зрителя. В сборнике «Супермен для масс» (1976) учёный рассматривает романы-бестселлеры XVIII-XX веков - от Уильяма Бекфорда и Александра Дюма до Яна Флеминга . Наиболее ярким образцом критики современных «мифологий» является очерк «Миф о супермене», включенный затем в книгу «Роль читателя. Исследования по семиотике текста» (1979). Анализируя мифологическую структуру сюжетов о Супермене, Эко показывает абсурдность, парадоксальное несоответствие между виртуальным всесилием героя и малым масштабом его реальных дел. Согласно Эко, такой парадокс неизбежен: миф заключает в себе идеологическое послание. Супермен должен вершить добро с помощью малых дел, поскольку он есть «совершенный образец гражданского сознания, полностью отделенного от сознания политического», не способного к целостному осознанию мира .

Структурализм и теория семиотики

Отталкиваясь от ранних работ по средневековой эстетике и литературоведению в 1970-1980-е годы учёный разработал теорию семиотики. В работе «Отсутствующая структура: введение в исследование по семиологии» (La struttura assente , ) Эко критикует положения структурализма , неосознанно претендующего, по мнению Эко, на статус новой религии с божеством-структурой в центре. Учёный отвергает онтологический подход к структуре (в природе и культуре не существует никаких «пра-структур») и рассматривает её в методологическом плане, как действенную модель, а не объект исследования . Автор привлекает множество примеров из разнообразных областей человеческой деятельности, среди которых - архитектура, живопись, музыка, киноискусство, реклама, карточные игры. Работа «Форма содержания» (1971) рассматривает вопросы семантики.

Семиотическую концепцию Эко развил в главных трудах по семиотике - «Трактате по общей семиотике» (1975) и «Семиотике и философии языка» (1984). В «Трактате по общей семиотике» (1975) учёный систематизирует современную семиотику и обращается когнитивно-интерпретативной семиотике Чарльза С. Пирса , пытаясь совместить её со структуралистским подходом Луи Ельмслева . Обращение к Пирсу позволяет переосмыслить положения ранних работ и выйти за рамки структурализма: Эко постепенно переводит структуралистские коды в теорию интерпретации, такую версию семиотики, в которой конструирование значений является динамическим процессом . Эко отталкивается от идеи Пирса о «неограниченном семиозисе », однако стремится избежать бесконечного количества значений и, одновременно, унивокальности; неограниченный семиозис становится чем-то вроде средней позиции по отношению к позиции читателя и больше соответствует «интерпретанту» Пирса (узнавание чего-то нового о «значении» при понимании знаков) .

В «Трактате…» Эко так определяет семиотику :

«Трактат по общей семиотике» представляет теорию кодов и производства знаков. Эко выделяет два вида кодов. Во-первых, однозначные коды (например, азбука Морзе), в которых определённый ряд сигналов (точки и тире) соответствует знаковому ряду (например, буквам алфавита). Этот вид кодов широко распространён; так, связь между ДНК и РНК в биологии можно рассматривать как однозначный код. Другой тип кода соответствует структуре языка и его специфической организации, соссюровскому разделению между речью (языковой акт) и языком (грамматика, синтаксис , система); или, в терминах Л. Ельмслева, разделению языка на планы выражения и содержания. Этот вид кода Эко называет «S-код» (семиотический код), который может быть «денотацией » (когда высказывание понимается буквально) или «коннотацией » (когда возникает код в коде). Несмотря на сходство с лингвистикой де Соссюра, у Эко S-код имеет более динамический характер. Во-первых, смысл знаконосителя (sign-vehicle Пирса; например, слово или образ), не зависит от предполагаемого реального объекта. Иными словами, необходимо избегать «референциального заблуждения»: знаконоситель «собака» не является эквивалентом какой-либо конкретной собаки (то есть реального объекта), а относится ко всем собакам. Ярким примером может служить «тем не менее» - код в чистом виде, не имеющий референта. Во-вторых, коды существуют в контексте социальной и культурной жизни. Как пишет Эко , «культурные единицы» суть

…знаки, которые социальная жизнь предоставила в наше распоряжение: образы, интерпретирующие книги; соответствующие ответы, интерпретирующие двусмысленные вопросы; слова, интерпретирующие дефиниции и наоборот.

Другим аспектом теории кодов является концепция производства знаков. Эко рассматривает легко ассимилируемые кодом элементы (символы у Пирса) и те, чья ассимиляция затруднена (знаки-иконы Пирса). Эко называет их, соответственно, ratio facilis и ratio difficilis . Близость к ratio difficilis повышает «мотивацию» знака объекта, что хорошо видно в знаках-иконах. Однако даже сильно «мотивированные» знаки (например, образ девственницы) имеют конвенциональные элементы. Даже если кажется, что объект или поведение существуют вне кодов, они быстро становятся конвенциональными. Эко ссылается, в частности, на примеры Эрнста Гомбриха о том, что считалось реализмом в истории искусства (например, картины Дюрера). Даже фотография имеет конвенциональные аспекты; оцифровка является по сути формой кодификации и заключает в себе новые возможности воспроизводства .

Можно выделить следующие ключевые элементы в типологии производства знаков Эко: физический труд - усилие для производства знака; признание - объект или событие должно быть признано как выражение знакового содержания через следы, симптомы или подсказки; остенсивное определение - объект или акт должны быть образцом класса объектов или актов; реплика: близко к ratio difficilis , однако приобретает свойства кодификации через стилизацию (например эмблемы, музыкальные построения, математические символы); изобретение - наиболее чистый вариант ratio difficilis , который нельзя вывести из существующего кода, основа нового материального континуума . Как полагает Эко, в модели Q язык способен изменяться и обновляться, его система открыта и динамична .

«Семиотика и философия языка» представляет детальный разбор таких семиотических понятий, как знак, символ, код, значение, метафора, которые анализируются в диахронии . Эко рассматривает, прежде всего, различие между структурой словаря и энциклопедии . Для Эко словарь есть своего рода иерархическое «древо Порфирия », модель определения через роды, виды и свойства. Такой подход соответствует рассмотрению языка как статичной и закрытой системы в конвенциональной лингвистике, что не устраивает Эко, поскольку эта модель не дает удовлетворительного объяснения неограниченному семиозису . Модель энциклопедии, напротив, соответствует сети без центра, лабиринту без выхода. Cловарь ограничен либо по объёму либо в значении; энциклопедия-ризома же имеет структуру карты, а не иерархического древа. Для Эко именно энциклопедия является общей моделью языка, бесконечно открытой для новых элементов .

Проблема интерпретации и поздние работы

Со второй половины 1970-х годов Эко много занимается проблемой интерпретации . Монография «Роль читателя» (1979) вводит понятие «идеального читателя» - читателя, осознающего существование множества возможностей интерпретации текста. Эко пересматривает свой ранний тезис о бесконечном числе интерпретаций: их количество многочисленно, но не бесконечно. Текст предоставляет возможности для реальных интерпретаций, которые адекватны заложенной в тексте структуре. Из этого, однако, не следует, что конкретный автор может судить о тех или иных интерпретациях его замыслов: скорее, речь о движении в сторону адекватной интерпретации, хотя «идеальный читатель» вовсе не является «совершенным» .

«Границы интерпретации» (1990) уточняют подход Эко к свободе интерпретации, отвечая на критику со стороны последователей деконструкции Деррида . Монография «Кант и утконос» (1997) завершает теоретические исследования учёного, рассматривая связи между языком, познанием и реальностью. В центре внимания Эко оставались способы означивания внешнего мира: учёный настаивал, что язык не просто опосредует реальность, а участвует в её конструировании; критики считали данный подход идеализмом .

В поздних работах Эко постепенно отказывается от общих классификаций и глобальных интерпретаций в пользу «коротких историй», описывающих конкретные формы опыта. Фрагментированность и дифференциация знания существенно сужают возможности общетеоретических построений. В «Канте и утконосе» Эко отмечал :

Если в 1970-е годы казалось возможным соединить разрозненные фрагменты многих семиотических исследований и суммировать их, то сегодня границы этих исследований настолько расширились (захватив область различных эпистемологических наук), что всякую новую систематизацию следовало бы признать опрометчивой.

Сочинения

Романы

В январе 2015 года издательство Bompiani выпустило новый роман Умберто Эко - «Нулевой номер ».

Научные, научно-популярные труды, эссе и публицистика

На русском языке издавались также:

«Как написать дипломную работу» (Come si fa una tesi di laurea , ).

Другие работы

Умберто Эко - признанный эксперт в области бондологии , то есть всего того, что связано с Джеймсом Бондом . Изданы следующие работы: итал. Il Caso Bond (англ. The Bond Affair ), () - сборник эссе под редакцией Умберто Эко; англ. The Narrative Structure in Fleming , ().

Им написано несколько сказок:

  • итал. La bomba e il generale , (англ. The Bomb and the General ).
  • итал. I tre cosmonauti , (англ. The Three Astronauts ).
  • итал. Gli gnomi di Gnu , .

Впоследствии эти книги выходили под одной обложкой и получили в русском издании название «Три сказки».

Экранизации произведений

  • Имя розы (фильм) (фильм, 1986, 128 мин.) - реж. Жан-Жак Анно .

Публикации трудов на русском языке

  • Три сказки. Пер. с итал. М. Визеля. С иллюстр. Эудженио Карми. - М. : ОГИ, 2013. - 112 с. - ISBN 978-5-94282-701-4 .

Научные работы

  • Искусство и красота в средневековой эстетике / Пер. с итал. А. Шурбелева (Серия «Библиотека Средних веков»). - М.: Алетейя , . - 256 с. - ISBN 5-89329-640-0 .
  • Откровения молодого романиста = Confessions of a Young Novelist / Переводчик: Александр Климин. - Corpus , 2013. - 320 с. - 7000 экз. - ISBN 978-5-17-077819-5 ..
  • Пять эссе на темы этики / Пер. с итал. Е. Костюкович. - СПб.: Симпозиум, . - 160 с. - ISBN 5-89091-210-0 .
    Перв. изд. : СПб.: Симпозиум, Bompiani, . - 160 с. - ISBN 5-89091-125-2 .
  • Шесть прогулок в литературных лесах / Пер. с итал. А. Глебовской. - СПб.: Симпозиум, . - 288 с. - ISBN 5-89091-211-9 . (Литературная премия имени Александра Беляева 2003 года за перевод ).
  • Открытое произведение / Пер. с итал. А. Шурбелева. - М.: Академический проект , . - 384 с. - ISBN 5-7331-0019-2 .
  • Эволюция средневековой эстетики / Пер. с итал. Ю. Ильина и А. Струковой (Серия «Художник и знаток»). - СПб.: Азбука-классика , . - 288 с. - ISBN 5-352-00601-8 .
  • Поэтики Джойса / Пер. с итал. А. Коваля. - СПб.: Симпозиум, . - 496 с. - ISBN 5-89091-251-8 .
  • Отсутствующая структура. Введение в семиологию / Пер. с итал. В. Резник и А. Погоняйло. - СПб.: Симпозиум , . - 544 с. - ISBN 5-89091-252-6 .
  • Сказать почти то же самое. Опыты о переводе / Пер. с итал. А. Коваля. - СПб.: Симпозиум, . - 576 с. - ISBN 5-89091-316-6 .
  • Поиски совершенного языка в европейской культуре / Пер.с итал. А. Миролюбовой (Серия «Становление Европы»). - М.: Александрия, . - 430 с. - ISBN 978-5-903445-05-9 , ISBN 978-5-903445-03-5 .
  • Роль читателя. Исследования по семиотике текста / Пер. с англ. и итал. С. Серебряного. - СПб.: Симпозиум, . - 502 с. - ISBN 978-5-8-9091-336-4 .
  • Сотвори себе врага. И другие тексты по случаю / пер. Я. Арьковой, М. Визеля, Е. Степанцовой. - М.: АСТ: Corpus, 2014. - 352 с. - ISBN 978-5-17-083136-4
  • О литературе / пер. С. Сидневой. - М.: АСТ: Corpus, 2016. - 416 с. - ISBN 978-5-17-086204-7
  • От древа к лабиринту. Исторические исследования знака и интерпретации / пер. О. Поповой-Пле. - М.: Академический проект, 2016.- 559 с. - ISBN 978-5-8291-1716-0 ]

Романы

  • Имя розы / Пер. с итал. Е. Костюкович. - М.: Книжная палата , . - 496 с. - ISBN 5-7000-0132-2 .
    Др. изд. : Собрание сочинений. В 3 т. Т. 1. Имя розы. - СПб.: Симпозиум, . - 686 с. - ISBN 5-89091-037-X , ISBN 5-89091-038-8 .
    Др. изд. : СПб.: Симпозиум, . - 632 с. - ISBN 5-89091-197-X , ISBN 978-5-89091-325-8 .
  • Маятник Фуко / Пер. с итал. Е. Костюкович. - Киев : Фита, . - 752 с. - ISBN 5-7101-0075-7 .
    Др. изд. : Собрание сочинений. В 3 т. Т. 2. Маятник Фуко. - СПб.: Симпозиум, . - 764 с. - ISBN 5-89091-037-X , ISBN 5-89091-085-X .
    Др. изд. : СПб.: Симпозиум, . - 736 с. - ISBN 978-5-89091-326-5 .
  • Остров накануне / Пер. с итал. Е. Костюкович. - Собрание сочинений. В 3 т. Т. 3. Остров накануне. - СПб.: Симпозиум, . - 496 с. - ISBN 5-89091-037-X , ISBN 5-89091-076-0 .
    Др. изд. : СПб.: Симпозиум, . - 477 с. - ISBN 5-89091-199-6 .
  • Баудолино / Пер. с итал. Е. Костюкович. - СПб.: Симпозиум , . - 544 с. - ISBN 978-5-89091-328-9 , ISBN 5-89091-254-2 .
  • Таинственное пламя царицы Лоаны / Пер. с итал. Е. Костюкович. - СПб.: Симпозиум, . - 596 с. - ISBN 978-5-89091-355-5 .
  • Пражское кладбище / Пер. с итал. Е. Костюкович. АСТ Серия: Corpus, 2011. - 560 с. - ISBN 978-5-271-38543-8 .
  • Нулевой номер / Пер. с итал. Е. Костюкович. АСТ Серия: Corpus, 2015. - 240 с. - ISBN 978-5-17-091032-8 .

Заметки и газетные статьи

  • Заметки на полях «Имени розы» / Пер. с итал. Е. Костюкович. - СПб.:

АиФ.ru собрал короткий путеводитель по творчеству Эко — книги, которые стоит прочитать, чтобы иметь представление об итальянском писателе, философе и исследователе массовой культуры.

«Имя розы»

Россияне узнали об Эко именно благодаря этому роману, хотя на Западе писатель сначала стал известен своими научными работами, а уже потом — художественными произведениями. В России же первым стал доступен перевод именно «Имени розы» — дебютного романа Умберто Эко, повествующего о расследовании странной смерти в монашеской обители. В деле фигурирует таинственная библиотека-лабиринт, из окна которой и выпал монах. Герои пытаются разгадать загадку зловещей библиотеки.

Книга Эко оказалась интересна и интеллектуалам, рассматривающим ее как идеальное воплощение постмодернистского романа с множеством смысловых пластов, цитат и аллюзий, и массовому читателю, который нашел в ней добротный и интересный детектив в мрачных и необычных декорациях. Эко наполнил роман таким количеством загадок и скрытых смыслов, что после выхода книги ему стали поступать сотни писем с вопросами от читателей. В итоге он был вынужден написать пояснение — «Заметки на полях «Имени Розы». В 1986 году книгу экранизировали — главных героев сыграли Шон Коннери и Кристиан Слейтер . Правда, писателю настолько не понравился фильм, что он вообще запретил экранизировать свои книги. Даже Стэнли Кубрику , который хотел снять фильм по «Маятнику Фуко».

«Маятник Фуко»

Второй роман Эко вышел в 1988 году, через восемь лет после «Имени розы». Эко всегда отличался тонким юмором (и здоровым чувством самоиронии), поэтому его второй роман — пародийный и ироничный взгляд на интеллектуалов, интересующихся теориями заговора, которые часто так увлекаются красотой идеи, что перестают трезво оценивать реальность. Три главных героя работают в книжном издательстве и постоянно получают от авторов графоманские тексты. Среди них многие — о различных теориях заговора. Редакторов это веселит и они решают создать собственную теорию заговора. Но... немного увлекаются. Так, что сами начинают в нее верить.

Книга актуальна во все времена! Просто ради интереса зайдите сегодня в любой книжный — и убедитесь, что с полок на вас смотрят многочисленные книги про теории заговора и новые трактовки исторических событий. Такие книги всегда — в ярких кричащих обложках, и, увы, часто в разделе бестселлеров. Любовь к теориям заговора неистребима.

«Остров накануне»

Роман, который понравится только верным поклонникам Эко — на вид совершенно простая история об очередном Робинзоне, попавшем на необитаемый остров, на деле просто напичкана сложными постмодернисткими цитатами.

«Пражское кладбище»

Авантюрный роман — дневник секретного агента Симоне Симонини, который на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков вспоминает свою бурную жизнь, участие в тайных операциях и политических интригах, которые меняли судьбы целых стран. Эко пишет о масонстве, антисемитизме и его любимых теориях заговоров. Роман любопытный и увлекательный, поэтому быстро стал бестселлером.

«Нулевой номер»

Последний роман Умберто Эко вышел в начале 2015 года и повествует о буднях газетной редакции, состоящей из хронических неудачников и скорее придумывающей события, чем о них рассказывающей. Так, один из сотрудников ведет расследование о смерти Муссолини — согласно очередной теории заговора, дуче не был убит, казнили его двойника. В этом романе Эко продолжает иронизировать над современным массовым сознанием и участии в этом средств массовой информации.

«Пять эссе на темы этики»

За границей Эко прославился как эссеист. Многие его эссе теперь переведены и на русский. Кстати, у него, например, есть сборник, посвященный феномену Бондианы — писатель является давним поклонником и экспертом в области бондологии (да-да, это целая наука!).

Но доступнее всего его сборник «Пять эссе на темы этики» — размышления Эко об общественной морали, природе фашизма и нацизма, современных СМИ, проблемах мигрантов. Многие из эссе, написанных еще в прошлом веке, не теряют актуальности и сейчас.

«Три сказки»

Эко пробовал писать и сказки, и они тоже переведены на русский язык. Книга детская, но может быть интересна и взрослым. История про добрые атомы, которые не хотят убивать людей и выпрыгивают из атомных бомб.

История о трех космонавтах — русском, американском и китайском, которые прилетают на Марс, но никак не могут научиться доверять друг другу — пока не понимают, что все они, хоть и говорят на разных языках, очень похожи: скучают по маме, боятся инопланетян... Правда, потом и с инопланетянами все славно складывается.

История про гномов с другой планеты, которые очень хотели узнать о том, что же такое настоящая цивилизация, но увидев ее воплощение на Земле, немедленно вызываются приехать и почистить планету — от грязи, смога и разлитой в морях нефти.

В общем, философские сказки об окружающем мире, которые, кстати, действительно нравятся детям.

«Отсутствующая структура»

Еще одна грань творчества Эко, профессора Булонского университета — учебник по семиотике, науке о знаках и знаковых системах. Книгу настоятельно рекомендуют к прочтению на факультетах журналистики и других специальностей, связанных с массовыми коммуникациями, но поскольку Эко пишет простым и доступным языком, «Отсутствующая структура» может быть интересна и просто любителям. Профессор рассказывает о достаточно сложных материях, используя простые примеры из массовой культуры — от живописи и литературы до рекламы и карточных игр.


Top