Сергей Безруков «Высоцкий: Рождение легенды. Спектакль «Высоцкий

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 31 декабря 2019 года, заявку можно подать с 16 марта по 1 июня 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Имя поэта, барда и актера Владимира Высоцкого еще при его жизни стало легендой. А начиналось все в послевоенных московских двориках, где рос скромный мальчик из семьи военного, мечтающий стать актером. Им он и стал – и прожил сотни жизней не только на сцене и на экране, но и в своих песнях, которыми заслушивалась вся страна.Создатели спектакля далеки от мысли представить театральный байопик о жизни Высоцкого, но попытаются ответить на вопрос: как рождается легенда?Образ Высоцкого не отдан конкретному актеру, он возникает из разыгранных на сцене эпизодов его жизни, исповедальных стихов и песен. В основу спектакля легли воспоминания современников, малоизвестные факты жизни Высоцкого, фрагменты из писем и дневников. Как и у многих поэтов, биография Высоцкого написана в его песнях и стихах. В исполнении актеров Московского Губернского театра прозвучат самые знаменитые из них, отмечая заметные вехи его жизни: «Я не люблю», «Моя цыганская», «Баллада о любви», «Мой черный человек», «Лирическая», «Я несла свою беду», «07», «Кони привередливые», «На Большом Каретном» и многие другие. Песни Высоцкого будут исполнены в разных жанрах: от классического бардовского исполнения под гитару и оркестровых аранжировок в стиле 70-х годов прошлого века до абсолютно нового рок-звучания.

25 января 2019 года, в день рождения Владимира Высоцкого на сцене Государственного Кремлевского Дворца состоится спектакль «Высоцкий. Рождение легенды» в постановке Сергея Безрукова. В основу спектакля легли воспоминания современников, малоизвестные факты жизни Высоцкого, фрагменты из писем и дневников. Создатели спектакля далеки от мысли представить театральный байопик о жизни Высоцкого, но пытаются ответить на вопрос: как рождается легенда?

«Этот спектакль - дань памяти Владимиру Семеновичу Высоцкому, его исповедальному творчеству - поясняет режиссер спектакля Сергей Безруков. - Такие вроде бы пафосные слова, но теперь он уже действительно легенда. Мое и более старшие поколения выросли на его песнях. В моем детстве у всех в доме были его пластинки, и не знать и не любить Высоцкого было как-то странно. И теперь многое зависит от нас, будут ли его помнить наши дети и те, кто придет после нас. Большинство из тех, кто исполняет песни Высоцкого в нашем спектакле, - это уже другое поколение, молодые люди, которые родились и выросли после смерти Высоцкого и после развала СССР. Для меня было важно, чтобы они пропустили через себя Высоцкого: его потрясающую искренность, его нерв и эмоциональный накал, его песни и стихи».

Образ Высоцкого в спектакле не отдан конкретному актеру, - он возникает из разыгранных на сцене эпизодов его жизни, исповедальных стихов и песен. Знаменитая твидовая кепка Высоцкого, гитара и папироса становятся атрибутами, которые передаются от актера к актеру, которые словно примеряют на себя его образ.

Как и у многих поэтов, биография Высоцкого написана в его песнях и стихах. В исполнении актеров Московского Губернского театра прозвучат самые знаменитые из них, отмечая заметные вехи его жизни: «Я не люблю», «Моя цыганская», «Баллада о любви», «Мой черный человек», «Лирическая», «Я несла свою беду», «07», «Кони привередливые», «На Большом Каретном» и многие другие. Песни Высоцкого исполняются в спектакле в разных жанрах: от классического бардовского исполнения под гитару и оркестровых аранжировок в стиле 70-х годов прошлого века - до абсолютно нового рок-звучания.

«Петь его песни нелегко, потому что есть потрясающее авторское исполнение, - признается Безруков. - Самое главное - проживать эти песни, потому что Владимир Семенович был артистом, и он сам не просто пел, а проживал их. Так же и его стихи нельзя просто декламировать - это монологи самого автора, предельно исповедальные, порой на разрыв. Мне кажется, что в нашем спектакле его песни зазвучат по-новому. В финале несколько его произведений исполняются как рок-композиции, - для меня было очень важно, чтобы Высоцкий прозвучал как наш современник. В этом и есть его величина: он современен всегда».

Режиссер-постановщик - Сергей Безруков
Ассистент режиссера по музыкальной части - Светлана Медведева
Ассистент режиссера - Евгений Гомоной
Сценарий - Андрей Щеткин
Художники по свету - Тарас Михалевский, Лора Максимова
Хореограф-постановщик - Анна Гилунова

В спектакле участвуют:
Сергей Безруков, Карина Андоленко, Александр Тютин, Дмитрий Карташов, Сергей Вершинин, Антон Соколов, Вера Шпак, Михаил Шилов, Елена Доронина, Андрей Исаенков, Степан Куликов, Сергей Куницкий, Юлия Пилипович, Андрей Сорока, Александр Фролов, Григорий Фирсов, Наталья Шклярук, Виктор Шутов, Саша Беляев.

Губернаторский оркестр Московской области.
Главный дирижер - Сергей Пащенко.

Спектакль создан при участии Дома Высоцкого на Таганке.

Продолжительность: 4 часа (с одним антрактом).

25 января 2018 года исполнилось 80 лет Владимиру Высоцкому. В этот юбилейный день Московский Губернский театр представил музыкальный спектакль «Высоцкий. Рождение легенды» в постановке Сергея Безрукова на сцене Кремлевского дворца.

Спектакль был создан год назад и впервые сыгран 25 января, в день 79-летия Высоцкого. С первых же показов постановка пользуется невероятным успехом у зрителей – билеты на первые спектакли разлетались буквально за сутки, едва успев поступить в продажу. Вот и сейчас, уже за неделю до показа на главной сцене страны с залом вместимостью более 6 тысяч, билетов было недостать – как когда-то и на концерты и спектакли самого Владимира Семеновича.

Кремлевский дворец – необычный выбор для показа музыкального спектакля драматического театра, но есть в этом своя, красивая драматургия, о чем рассказал со сцены Сергей Безруков:
«На своих концертах Высоцкий говорил: «Пожалуйста, включите свет в зале, у нас ведь не такой концерт, как в Кремле, туда меня еще не пускают…» Московский Губернский театр поставил задачу – 80- летие Высоцкого отметить в Кремле. Нас пустили ».

Отпраздновать 80-летие поэта на спектакль в Кремлевский дворец пришли почетные гости: статс-секретарь, заместитель министра культуры Российской Федерации Александр Журавский , губернатор Московской области Андрей Воробьев , советник губернатора Московской области по культуре Нармин Ширалиева , министр культуры Московской области Оксана Косарева , представители правительства РФ и Московский области, министерств, ведомств.

Пришел на спектакль и близкий друг Высоцкого — предприниматель, золотопромышленник Вадим Туманов , которому Владимир Семенович посвятил песни «Был побег на рывок» и «В младенчестве нас матери пугали…». Нелегкая судьба Туманова легла в основу книги Владимира Высоцкого и Леонида Мончинского «Чёрная свеча». К слову, Туманов уже смотрел эту постановку Московского Губернского театра и остался под большим впечатлением от спектакля и от актеров: «Спектакль чудесный, очень интересные актеры, разные лица, прекрасный народ, я давно не видел так много прекрасных личностей сразу, совершенно точно », — сказал он. Сергей Безрукова объявил со сцены о его присутствии на спектакле, и весь зал приветствовал Вадима Туманова аплодисментами.

В финале спектакля, чтобы подчеркнуть современность творчества Высоцкого, его самые популярные песни прозвучали в стиле рок в исполнении Сергея Безрукова, Веры Шпак и Михаила Шилова, а Андрей Исаенков прочитал стихотворение «Из дорожного дневника» в стиле рэп.

«Чего только не говорили о Высоцком, и при жизни, и после, но как говорил Булат Окуджава: «Говорят, что грешил, что не к сроку свечу затушил. Как умел – так и жил, а безгрешных не знает природа». Главное – это что человек оставил после себя. После Высоцкого осталось более 600 песен, которые благодаря современному звучанию не теряют своей актуальности и по сей день» , — подчеркнул режиссер спектакля Сергей Безруков.

Владимир Высоцкий, его личность, его творчество и сегодня, как полвека назад, продолжает волновать, потрясает и объединяет людей. Среди самых трогательных моментов этого вечера — когда весь огромный много тысячный зал как один поднялся, чтобы почтить память поэта, а на финальных поклонах вместе с артистами дружно подпевал песне «На Большом Каретном».

Учитывая любовь художественного руководителя театра к творчеству и личности Владимира Высоцкого, подобный спектакль не стал неожиданность. Однако неожиданными стали масштаб и решение.

Масштаб, не только потому, что в спектакле как единое целое взаимодействуют и труппа театра, и Губернский оркестр Московской области под руководством Сергея Пащенко, но и потому что, пусть и схематично, представлен весь жизненный и творческий путь Поэта. И, наверное, правильно сделал режиссёр, сконцентрировавшись только творчестве Высоцкого, обойдя всё то, о чём судачили во дворах и квартирах страны.

При этом, вопреки ожиданиям, в спектакле отсутствует единый исполнитель роли Высоцкого - Сергей Безруков. Нет, он так же, как и вся труппа театра занят в этом спектакле-концерте. Но он - один из…

“Здесь нет конкретного исполнителя роли Высоцкого - подчеркивает худрук театра Сергей Безруков, - в какие-то песнях это я, в каких-то сценах - Дима Карташов это делает замечательно, и Александр Тютин, и Саша Фролов. У нас Высоцкий - в каждом из исполнителей. Самый юный актер, играющий маленького Высоцкого - Саша Беляев, читает стихотворение “Климу Ворошилову”, не выговаривая “Л” и “Р”. В детстве Высоцкий не выговаривал эти буквы - это удивительно, потому что именно звуки “Л” и “Р” он потом будет пропевать, растягивать в своих песнях. Нам было важно показать, откуда же произрастает это необыкновенное творчество, “из какого сора растут стихи, не ведая стыда”, как писала Ахматова. Как рождается легенда”.


Спектакль схематичен. Яркие “всплески” - зарисовки. Быт коммунальной квартиры и московского дворика 30-х годов, школа, Таганка 60-х, заседание парткомиссии, отношения с матерью, жёнами. Гротесковые сцены по песням “Ой, Вань”, “Скажи, Серёга” и “Бокс”. Несколько выбивалась из общего контекста сцена еврейской свадьбы Бени Крика, но зажигательный танец “Семь-сорок” смог поднять со своих мест зрителей первых рядов, а фееричная “Хава нагила” вызвала шквал аплодисментов.

Песни Высоцкого исполняются в спектакле в разных жанрах: от классического бардовского исполнения под гитару и оркестровых аранжировок в стиле 70-х годов прошлого века - до абсолютно нового рок-звучания.

“Петь его песни нелегко, потому что есть потрясающее авторское исполнение, - признается Безруков. - Самое главное — проживать эти песни, потому что Владимир Семенович был артистом, и он сам не просто пел, а проживал их. Так же и его стихи нельзя просто декламировать — это монологи самого автора, предельно исповедальные, порой на разрыв. Мне кажется, что в нашем спектакле его песни зазвучат по-новому. В финале несколько его произведений исполняются как рок-композиции, - для меня было очень важно, чтобы Высоцкий прозвучал как наш современник. В этом и есть его величина: он современен всегда”.


Фото: Анна Коонен

Лаконична сценография спектакля-концерта: паруса-афиши выступлений Высоцкого в городах СССР, кулисы-фотографии сцен из фильмов и спектаклей, грампластинка-сцена, на которой происходит действие и, главный элемент, экран. Экран, на котором идут кадры выступлений Владимира Семёновича, кинохроники 30-х - 80-х годов, демонстрируются редкие архивные документы. Экран создаёт атмосферу, он не только свидетель событий страны и судьбы Поэта, он - ещё одно действующее лицо спектакля-концерта.

“Этот спектакль - дань памяти Владимиру Семеновичу Высоцкому, его исповедальному творчеству - поясняет режиссер спектакля Сергей Безруков. - Такие вроде бы пафосные слова, но теперь он уже действительно легенда. Мое и более старшие поколения выросли на его песнях. В моем детстве у всех в доме были его пластинки, и не знать и не любить Высоцкого было как-то странно. И теперь многое зависит от нас, будут ли его помнить наши дети и те, кто придет после нас. Большинство из тех, кто исполняет песни Высоцкого в нашем спектакле, — это уже другое поколение, молодые люди, которые родились и выросли после смерти Высоцкого и после развала СССР. Для меня было важно, чтобы они пропустили через себя Высоцкого: его потрясающую искренность, его нерв и эмоциональный накал, его песни и стихи.

Конечно же, вместить весь путь и всё творческое наследие Поэта в один спектакль невозможно. Спектакль, пусть и четырёхчасовой, дал только представление о творческом пути и становлении Личности, Человека, Поэта.

Фото: Анна Коонен

Старшее поколение зрителей вспоминало и подпевало, молодое - открывало для себя ещё одну из ярчайших личностей. Легенда родилась. Родилась в 1938 году. Рост - 52 сантиметра, вес - 4 килограмма… И будет жить до тех пор, пока существует Память. Память о Человеке. Спасибо Губернскому за то, что продляет нашу память. Нашу память о Человеке, о Легенде.


Top