Сообщение по теме музыкальный портрет. Урок искусства "музыкальный портрет"

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по предмету Музыка

3 класс, урок № 7 («Музыка» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская)

Тема: Портрет в музыке

Цели:

Воспитательная

  • формирование эмоционального отношения к музыке, понимание музыки;
  • развитие культуры речи;
  • сравнение музыкальных образов и оценивание характеров.

Развивающая

  • восприятие музыкальных образов;
  • умение различать музыкальные фрагменты;
  • способность сопоставлять факты, анализировать и высказывать свою точку зрения.

Обучающая

  • углубить знания о средствах музыкальной выразительности – динамические оттенки, штрихи, тембр, интонация;
  • использование полученных знаний при составлении музыкального портрета.

Задачи урока:

  • формировать культуру слушателя;
  • дать понятие о выразительных и изобразительных интонациях;
  • познакомить со средствами музыкальной выразительности (тембром, динамикой, штрихами), их ролью в создании характера, образа;
  • воспитывать в детях положительные черты характера.

Тип урока: использование и закрепление полученных знаний

Планируемые результаты

Предметные:

  • формирование умения проводить интонационно-образный анализ произведения.

Личностные:

  • быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;
  • не бояться собственных ошибок;
  • осознавать алгоритм своего действия.

Метапредметные:

Регулятивные

  • самостоятельно распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки;
  • принимать и удерживать учебные задачи;
  • включаться в процесс решения поставленных задач.

Познавательные

  • с помощью учителя ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;
  • понимать художественно-образное содержание музыкального произведения;

Коммуникативные

  • умение слышать, слушать и понимать окружающих, участвовать в коллективном исполнении.
  • различать в музыкальных портретах изобразительность и выразительность;
  • самостоятельно раскрывать средства музыкально-образного воплощения персонажей.

Понятия и термины, которые будут введены или закреплены в ходе урока:

портрет в музыке, интонация, выразительность, изобразительность.

Формы работы на уроке:

слушание, интонационно-образный анализ, хоровое пение.

Образовательные ресурсы:

  • Учебник «Музыка. 3 класс» авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева; 2017 г.
  • CD-диск «Комплекс уроков по музыке. 3 класс»
  • Фонохрестоматия. 3 класс;
  • Фортепиано.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Задача этапа

Действия учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент (1-2 мин)

  • приветствие;
  • проверка готовности к уроку
  • приветствует учащихся
  • проверяет готовность к уроку
  • приветствуют учителя
  • организуют свое рабочее место

2.Постановка учебной задачи

  • создать мотивацию к работе на уроке;
  • определить тему урока
  • повторение терминов: выразительность, изобразительность
  • На прошлом уроке мы говорили как музыка описывает утро в природе.
  • Одно из произведений изображало красоту утренней природы, а другое выразило чувства человека утром. Может ли музыка изобразить самого человека?
  • Если бы мы были художниками, как бы мы назвали изображенного человека? А в музыке?
  • учащиеся слушают учителя, отвечают на вопросы
  • учащиеся формулируют тему урока

«Портрет в музыке»

3.Актуализация знаний

  • повторение изученных знаний;
  • применение знаний в ходе урока
  • Прочитайте эпиграф или вступление к нашему уроку: В каждой интонации спрятан человек.
  • При помощи чего музыка может изобразить человека?
  • учащиеся читают учебник, отвечают на вопрос

4. Усвоение новых знаний и способов действий

  • алгоритм анализа музыкального произведения
  • Прочитайте стихотворение «Болтунья», назовите автора, попробуйте описать портрет этой девочки своими словами.
  • Какие музыкальные интонации могут изобразить ее движение или голос?
  • Слушание песни «Болтунья»
  • Как музыка создала ее портрет?
  • учащиеся читают вслух стихотворение, анализируют характер и поведение девочки.
  • отвечают на вопросы учителя, составляют образный и звуковой портрет Лиды
  • слушают и анализируют музыку
  • делают выводы, принимают решение

5. Актуализация полученных знаний

  • применение и закрепление знаний
  • Звучит «Джульетта-девочка»
  • Чей это портрет: мужской или женский, детский или взрослый, какие движения или голоса можно услышать в музыке, какое настроение и характер?
  • учащиеся слушают и анализируют музыку,
  • отвечают на вопросы учителя,
  • делают выводы

6. Информация о домашнем задании

  • инструктаж по выполнению домашнего задания
  • Нарисуйте рисунок-загадку, по которому мы сможем догадаться, чей портрет вам понравился больше.
  • учащиеся записывают домашнее задание в дневник

7. Вокально-хоровая работа

  • развитие вокальных и музыкальных способностей учащихся
  • Давайте вспомним песню-портрет о «Веселом щенке»
  • Как мы исполним ее?
  • учащиеся вспоминают слова и мелодию песни,
  • анализируют способы исполнения и средства музыкальной выразительности
  • исполняют песню

8. Подведение итогов

  • рефлексия
  • Что необычного было на уроке?
  • Выполнили мы все задачи?
  • учащиеся отвечают на вопросы учителя и анализируют свою работу на уроке.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Видеть улыбку и радостный взгляд –

Вот оно счастье, так говорят!

Проверьте, все ли приготовились к уроку.

  1. Постановка учебной задачи.

Учитель: На прошлом уроке мы говорили о том, как музыка описывает утро в природе.

Одно из произведений изображало красоту утренней природы, а другое выразило чувства человека утром. Вспомните, как назывались эти музыкальные произведения?

Ответы детей: П. Чайковский «Утренняя молитва», Э. Григ «Утро»

Учитель: Если музыка говорит о чувствах человека, то в ней есть ….

Ответы детей: выразительность.

Учитель : А если, слушая музыку, мы «видим» картины природы, «слышим» ее голоса, то в ней есть ….

Ответы детей: изобразительность.

Учитель: Может ли музыка изобразить самого человека?

Ответы детей…

Учитель: Как называется изображение человека на картине художника? В музыке?

Ответы детей: Портрет.

Учитель: Правильно. Тема нашего урока – Музыкальный портрет.

  1. Актуализация знаний

Учитель: Посмотрите на живописный портрет, о чем он может рассказать нам?

(Работа с портретом композитора С. Прокофьева)

Ответы детей: о внешности человека, возрасте, одежде, настроении …

Учитель: А музыка может описать внешность человека, возраст, одежду?

Ответы детей: Нет, только настроение.

Учитель: Эпиграф или вступление к нашему уроку говорит: «В каждой интонации спрятан человек». При помощи чего музыка может изобразить человека?

Ответы детей: При помощи интонаций.

Учитель: Но они должны быть очень выразительными, чтобы мы их смогли понять.

Распевка «Разные ребята» (исполнение по группам)

  1. Усвоение новых знаний и способов действий

Учитель: Сегодня мы познакомимся с двумя музыкальными портретами, их создал композитор С. Прокофьев (запись в тетрадь). Давайте прочитаем стихотворение, которое стало основой для одного из них.

Чтение стихотворения Агнии Барто «Болтунья»

Что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!

Драмкружок, кружок по фото,
Хоркружок - мне петь охота,
За кружок по рисованью
Тоже все голосовали.

А Марья Марковна сказала,
Когда я шла вчера из зала:
"Драмкружок, кружок по фото
Это слишком много что-то.

Выбирай себе, дружок,
Один какой-нибудь кружок".

Ну, я выбрала по фото...
Но мне еще и петь охота,
И за кружок по рисованью
Тоже все голосовали.

А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!

Учитель: Опишите героиню стихотворения!

Ответы детей: Маленькая девочка, школьница, симпатичная, веселая, но слишком болтливая, зовут Лидой.

Учитель: Какие музыкальные интонации могут выразить характер Лиды?

Ответы детей: легкие, светлые, быстрые…

Учитель: Какие музыкальные интонации могут изобразить ее движения или голос?

Ответы детей: очень быстрые, торопливые, как скороговорка.

Учитель: Давайте послушаем песню, которая получилась у композитора.

Слушание песни.

Учитель: Как музыка создала портрет Лиды? Какой характер у нее?

Ответы детей: Добрый, веселое настроение и очень быстрая речь.

Учитель: Как можно назвать эту песню?

Ответы детей: Веселая болтушка…

Учитель: Давайте отметим в тетради (запись в тетрадь: «Болтунья Лида», изображена речь девочки)

  1. Актуализация полученных знаний

Учитель: А если в музыке нет слов, ее исполняют только музыкальные инструменты, сможет ли она создать образ человека?

Ответы детей…

Учитель: Сейчас мы послушаем еще один музыкальный портрет, а вы угадайте, чей он. А музыка нам подскажет – если она будет говорить о мужчине, в ней появится маршевость, если о женщине - танцевальность, если герой - взрослый, музыка прозвучит серьезно и тяжело, если ребенок – шутливо и легко.

Слушание музыкального фрагмента С. Прокофьева «Джульетта – девочка»

Ответы детей: Музыка говорит о женщине, в ней есть танцевальность, героиня – молодая или маленькая девочка, музыка звучит быстро, легко, весело.

Учитель: Что можно делать вместе с музыкой?

Ответы детей: танцевать, играть, прыгать или бегать.

Учитель: Все верно. Эту героиню зовут Джульетта, а мы прослушали фрагмент балета «Ромео и Джульетта», в котором рассказывается история любви очень молодых героев. А Джульетта изображена в момент ожидания встречи со своим возлюбленным, поэтому ей не сидится на месте, и она, действительно, и бегает, и прыгает, и танцует от нетерпения. Слышите?

Повторное слушание фрагмента

Учитель: Что музыка изобразила больше: движения или речь героини?

Ответы детей: Движения

Учитель: Давайте запишем: «Джульетта», изображены движения (запись в тетрадь)

  1. Домашнее задание

Рисунок – загадка. Нарисуйте один предмет, который принадлежит или Болтунье Лиде, или Джульетте.

  1. Вокально-хоровая работа

Учитель: А хором мы можем создать чей-нибудь портрет?

Ответы детей…

Учитель: Давайте споем песню о маленьком щенке, который отправился на прогулку.

Повторение слов песни по группам:

1куплет – 1-й ряд, 2 куплет – 2-й ряд, 3 куплет -3-й ряд, 4 куплет – все.

Работа над кантиленным исполнением мелодии в куплетах и отрывистым звучанием в припеве.

Исполнение песни.

  1. Подведение итогов. Рефлексия

Учитель. Что необычного/интересного было на уроке?

Ответы детей …

Учитель. Выполнили мы все задачи?

Ответы детей …

Учитель. Что понравилось или не понравилось больше всего?

Ответы детей …


>>Музыкальный портрет

Музыкальный портрет

Интересно сопоставить особенности воссоздания облика человека в литературе , изобразительном искусстве, музыке.

В музыке не может быть сходства с конкретным лицом, но в то же время не случайно говорится, что «в интонации спрятан человек». Так как музыка искусство временное (она развертывается, развивается во времени), ей, как и лирической поэзии, подвластно воплощение эмоциональных состояний, переживаний человека со всеми их изменениями.

Слово «портрет» применительно к музыкальному искусству, особенно к инструментальной непрограммной музыке, - метафора. В то же время звукопись, а также синтез музыки со словом, сценическим действием и внемузыкальными ассоциациями расширяют ее возможности. Выражая чувства, настроения человека, воплощая различные его состояния, характер движения, музыка может вызвать зрительные аналогии, позволяющие представить, что за человек перед нами.

Персонаж, лирический герой, рассказчик, повествователь - эти понятия важны не только в литературном произведении, но и в музыкальном. Они необходимы для понимания содержания программной музыки, музыки для театра - оперной, балетной, а также инструментально-симфонической.

Интонация персонажа более ярко воспроизводит внешние приметы, проявления человека в жизни: возраст, пол, темперамент, характер, неповторимую манеру говорить, двигаться, национальные особенности. Все это воплощается в музыке, и мы как бы видим человека.

Музыка может помочь встретиться с людьми другой эпохи. Инструментальные произведения создают образы различных персонажей. Ф. Гайдн признавался, что всегда сочинял музыку, имея в виду характерные типы человека . «Моцартовские темы подобны выразительному лицу… Можно написать целую книгу о женских образах в инструментальной музыке Моцарта» (В. Медушевский).

Послушайте фрагменты из произведений разных композиторов: В.-А. Моцарта и С. Прокофьева, А. Бородина и Б. Тищенко, Ж. Бизе и Р. Щедрина, А. Шнитке и В. Кикты. Портреты каких людей вы «увидели » в музыке? Какие средства выразительности дают вам возможность представить особенности характеров героев и персонажей?

Художественно-творческое задание
Сделайте эскизные зарисовки портретов персонажей полюбившихся вам музыкальных сочинений, дайте им словесную характеристику.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Муниципальное образовательное учреждение

Болшевская средняя общеобразовательная школа №6

с углубленным изучением предметов

художественно-эстетического цикла

__________________________________________________________

Московская область, г. Королев, улица Комитетский лес, д. 14, тел. 515-02-55

«Музыкальный портрет»

Открытый урок в 6-ом классе

В рамках семинара

«Творческое развитие личности на уроках ХЭЦ»

Учитель музыки

Шпинёва В.И.,

г. Королёв

2007 г.

ТЕМА урока: Музыкальный портрет (6 класс).

Цель урока : формирование у учащихся понятия о музыкальном портрете и художественных средствах создания портрета в различных видах искусства.

Задачи:

    расширение общекультурного кругозора учащихся;

    формирование культуры пения;

    формирование глубокого, осознанного восприятия произведений искусства;

    развитие художественного вкуса;

    воспитание творческой активности.

Форма урока : интегрированный урок.

Оборудование : фортепиано, музыкальный центр, репродукции картин, проектор, экран.

ХОД УРОКА.

    Организационный момент. Музыкальное приветствие.

Учитель. Ребята! Мы с вами уже не раз убеждались в том, насколько многообразен мир искусства. Сегодня мы поговорим об одном из жанров искусства – портрете.

    В чем особенности этого жанра?

    В каких видах искусства можно создать портрет?

    Привести примеры.

Учащиеся отвечают на вопросы, приводят свои примеры.

Учитель. Выдающийся итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер Леонардо да Винчи сказал, что «живопись и музыка как сестры, они желанны всем и понятны». Ведь можно не знать языка, на котором говорили Бетховен или Рафаэль, надо только смотреть, слушать и размышлять…

Продолжая эту мысль, я хочу сейчас вам предложить рассмотреть репродукцию картины русского художника М.А.Врубеля «Царевна-лебедь». На экране слайд «Царевна-лебедь» М. А. Врубеля.

Вопросы к картине :

    Опишите Царевну-Лебедь Михаила Врубеля.

    Какими художественными средствами пользуется художник?

    Какое впечатление производит на вас эта картина?

Учащиеся отвечают на вопросы, подчеркивают таинственность, гордую красоту сказочной девушки-птицы, отмечают необыкновенный дар живописца, создавшего портрет фантастического существа. Это сказочная девушка-птица, величавая красота которой свойственна народным сказкам. Глаза широко открыты, словно она все видит и сегодня и завтра. Губы сомкнуты: кажется, она что-то хочет сказать, но молчит. Венец-кокошник усыпан изумрудными самоцветными камнями. Белая воздушная фата обрамляет тонкие черты лица. Огромные белоснежные крылья, за спиной волнуется море. Сказочная атмосфера, все как будто заколдовано, но мы слышим биение живой русской сказки.

Учитель. В каком литературном произведении мы встречаемся с Царевной-лебедем? Как описывает ее автор?

Учащиеся отвечают на вопросы, называя «Сказку о царе Салтане» А.С.Пушкина . Учитель напоминает строки из этого произведения, в которых дается портрет Царевны-лебедь.

    Учитель. Мы посмотрели портрет живописный, прочитали описание внешности персонажа в литературном произведении. А ведь и многие композиторы обращались к этому сюжету. Я вам сейчас сыграю фрагмент произведения русского композитора 19 века. Что это за произведение?

Учитель играет на фортепиано фрагмент из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Учащиеся узнают это произведение и говорят, что в нем тоже создан портрет Царевны-лебедь.

Учитель. Французский композитор К. Сен-Санс написал «Большую зоологическую фантазию «Карнавал животных», в которой также звучит тема Лебедя.

Послушайте «Лебедь» Сен-Санса и опишите характер музыки.

Учитель играет на фортепиано.

Ответы учащихся : Спокойный темп, сопровождение рисует легкое покачивание волн, на фоне которого звучит необыкновенно красивая мелодия. Она очень выразительна, а потому легко запоминается. Вначале звучит тихо, а затем постепенно динамика усиливается, и мелодия звучит, как гимн красоте. Звучит широко, как всплеск волны, а затем как будто постепенно успокаивается, и все замирает.

Учитель. Обратите внимание еще на такой момент: в музыке, как и в изобразительном искусстве, важно не только просто изображение, передача внешнего облика, но и проникновение в глубинную, душевную сущность персонажа. Эта пьеса – яркий тому пример.

    Учащимся демонстрируется слайд с двумя портретами: В.Л.Боровиковский «Портрет М.Лопухиной» и А.П.Рябушкин «Портрет московской девушки XVII века».

Учитель. А теперь, ребята, посмотрите на эти два портрета, послушайте музыкальное произведение и подумайте, к какому портрету эта музыка больше подходит и почему.

Звучит вальс Ф. Шопена си-минор.

Вопросы :

    Каков характер музыки, ее темп, выразительные средства, каково настроение?

    Каковы характеры девушек, изображенных художниками?

    К какому портрету эта музыка больше подходит и почему?

Ответы: Музыка романтичная, «кружевная», передает ощущение спокойствия и задумчивости. Такие же чувства вызывает портрет Лопухиной.

    Учитель. Мы смотрели живописный портрет и слушали созвучный ему портрет музыкальный. А теперь хором споем песню, которую мы с вами учили: «Учительский вальс» А.Зарубы.

Учащиеся встают из-за столов, выстраиваются в хор и исполняют песню, которую учили на предыдущих уроках.

Учитель. Подумайте, какой портрет рисует нам эта музыка?

Ответы: Перед нами портрет учителя. Характер музыки плавный, размеренный, спокойный, как характер учителя.

Учащиеся рассаживаются по своим местам.

    Учитель. Послушайте сейчас одно произведение и постарайтесь ответить на вопрос: можно ли в этой музыке увидеть портрет. Если да, то чей?

Звучит фонограмма «Песениа солдата» А. Петрова .

Ответы: Шутливый характер музыки рисует выразительный портрет бравого солдата, прошедшего сражения и оставшегося живым.

Домашнее задание : нарисовать портрет этого солдата.

    Учитель. В заключении мы с вами будем музыкальными средствами создавать образ нашей родины, исполняя Гимн России.

Ребята встают.

Учитель. Гимн – это торжественная песнь, величественная и гордая. Она раздольная, как необъятные просторы нашей Родины; неторопливая, как течение наших полноводных рек; возвышенная, как наши холмы и горы; глубокая, как наши заповедные леса. Мы поем Гимн России и видим Красную площадь, храм Василия Блаженного, Кремль, свой родной город, свою улицу, свой дом…

Учащиеся поют Гимн России.

    Учитель предлагает подвести итог урока.

    Что вы узнали на этом уроке?

    Какое музыкальное произведение вам больше всего понравилось?

    Какая картина произвела на вас наиболее сильное впечатление?

    В каком виде искусства вам хотелось бы создать портрет и кого бы и как вы изобразили?

В конце урока учащимся предлагается отметить самые интересные ответы своих товарищей, выставляются оценки с учетом мнения учащихся.

Портрет в музыке и изобразительном искусстве

1.Музыка в произведениях изобразительного искусства

Часто художники и скульпторы в своих произведениях изображают музыкантов и музыкальные инструменты, например скрипку. Известны портреты скрипачей, жанро­вые сценки с музыкантами-скрипачами, натюрморты со скрипкой. Звучание скрипки очень выразительно. Её голос часто сравнивают с человеческим. Скрипка может петь, пла­кать, говорить...

Скрипка олицетворяет собой эстетику звучания человечес­кого голоса и оказывается способной донести всё лучшее, что есть в нём. Не случайно высшей похвалой мастерству скрипа­ ча является сравнение его игры с человеческим голосом: скрипка поет, плачет, тоскует. Каждая скрипка, ожившая в ру­ ках мастера, имеет свой характер.

Скрипка появилась в Европе в конце XV в. Она была лю­бимым инструментом бродячих музыкантов, увеселявших народ на гуляниях, ярмарках, свадьбах, в трактирах и ка­бачках. Как народный инструмент скрипка сохранилась до наших дней в Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии.

Звучала скрипка и в аристократических кругах - во дворцах, замках, в богатых домах, - а также в церквах. При французском дворе были созданы ансамбли скрипачей, ко­торые играли во время пробуждения и трапез короля и, ко­нечно, исполняли танцевальную музыку на придворных ба­лах.

Лучшие скрипки были созданы итальянскими мастера­ми Амати, Страдивари, Гварнери.

Посмотри натюрморты со скрипкой - своеобразные портреты скрипок.

Сандро Боттичелли (1445-1510 Италия). Ангелы





















Рауль Дюфи (1877-1953) Франция.Скрипка

Дмитрий Жилинский (1927г.СССР.) Альтист


Согласись, у каждого от этих картин чело века возникают свои впечатления. Глядя на эти картины, каждый слышит разную му зыку. Какую? Особенно слышимым голос скрипки становится, когда художник изображает скрипку в руках скрипача. Единство инст румента и исполнителя рождает высокие художественные переживания и мысли, которые можно назвать вдохновением. Это чувство пронизывает все картины.

Послушай, как звучат музыкальные произведения, сочинённые для скрип­ки композиторами разных времен:

Ответь на вопрос:

О чём рассказала тебе эта музыка? Определи, какой из картин созвучно то или иное произведение.

Задание 1.

Послушай ещё раз:

1. «Чакона» И.-С. Бах.

2. «Мелоди я» П. Чайковский

3. Сопсег t о g го ss о № 1 для двух скрипок, клавесина, фортепиано и струнных А. Шнитке. Ссылки смотри выше.

Определи, какой из картин созвучно то или иное сочинение. А теперь давай вместе проанализируем музыкаль­ ный язык сочинений, прослушав их ещё раз.

Слушая «Чакону» Баха (финал Партиты № 2), обрати внимание на то, что это сочинение написано композитором для скрипки соло. Эту знамени тую пьесу, мощь которой достигает органного и даже оркес трового звучания, один из музыковедов (Ф. Вольфрум) срав­ нил со «звуковым гигантом, грозящим сломить нежное тело скрипки». Определи характер пьесы.

Обрати внимание на то, как в звучании скрипки мелодия сочета­ ется с аккордами. Эту многоголосную фактуру исполняет один инструмент - скрипка, а у слушателя создается впечатление одновременно звучащих мелодии и аккомпанемента.

Задумайся над тем, сохраняется ли эмоциональное состояние главной темы до конца произведения? Ты конечно заметил, что в процессе развития музыки появля­ются различные оттенки чувств - скорбь, порыв, тревога. Несколько мелодий, словно вырастая из начальных интона­ций, постоянно меняют свой облик. Линию развития образа можно сравнить с большими волнами. Главный принцип разви­тия музыкальной мысли в этом сочинении - варьирование.

Чакона - первоначально народный танец, известный в Испании с конца XVI в., оживлённого характера, сопровождался пением и игрой на кастаньетах. Со временем чакона распространилась по Европе, стала медленным танцем величавого характера. Во Франции чакона становится балетным танцем, вво­дится в финалы сценических произведений. В XVII-XVIII вв. включа­ется в многочастные инструментальные сочинения (сюиту, партиту). Темы чаконы небольшие, с ясной танцевально-метрической основой. Для скрипки Бахом написаны произведения в различных жанрах - концерты с оркестром, сонаты, партиты.

«Мелодия» для скрипки и фортепиано П. Чайковского - пример лирико-драматического образа. Это сочинение имеет авторский подзаголовок («Воспоминание о родном месте»).

Трепетность, непосредственность лирического высказывания-откровения подчёркивается не только повторениями главной мелодии (возвращением одной и той же мысли), её волнообразным движе­нием, взлетающими пассажами скрипки, но и синкопированным рит­мом аккомпанемента на фортепиано.

Очевидно, ты услышал контраст средней части «Мелодии»: ускоряется темп, учащается ритмическое движение, появляются эле­менты танцевальности, мелодия напоминает тончайшее кружево (вы­сокий регистр, узоры мелодического рисунка), выразительные под­голоски фортепиано словно допевают (досказывают) мелодию скрип­ки. В кульминации пьесы - выразительной трели скрипки - форте­пиано исполняет главную тему, вступая в диалог со скрипкой. Вспомни аналогичный диалог солистки и партии фортепиано, который возникал в «Вокализе» С. Рахманинова.

Определённое выразительное значение имеет и неизмен­ный на протяжении всей пьесы мажорный лад.

Почему ком­позитор, используя трёхчастную форму пьесы, оставляет без изменения светлый мажорный колорит?

«Мелодию» Чайковского можно сопоставить с картиной Д.Жилинского «Альтист».

Есть ли общие черты в музыке и живописном полотне?

Что различает эти два художествен­ных образа?

3. Соnсегtо gгоssо № 1 Альфреда Шнитке



Сопсег t о g го ss о № 1 для двух скрипок, клавесина, фортепиано и струнных Альфреда Шнитке - музыка современного композитора.

Вслушайся в начальные такты концерта Шнитке, в которых звучат скрипки, а затем сравни это звучание с главной мелодией «Чаконы» Баха. Есть ли между ними сходство? Обе темы по­хожи друг на друга своей страстностью, взволнованностью, энергией, драматизмом. Тот же трагический минор, тот же ре­читативный склад мелодики.

Наверняка, ты убедился в том, что волевой, целеустремленной начальной теме (по мнению Шнитке, эта тема создавалась им под влиянием стиля А. Вивальди) ком­позитор противопоставляет другой мир - злобный, враждеб­ный. Искажающие звучание чистых тембров скрипки «наплы­вы» воспринимаются слушателями как вторжение сил, проти­востоящих активности главной темы.

Что общего (или различного) ты найдёшь при сравнении концерта Шнитке с картиной Пуни «Скрипка»?


Ве­роятно, ты заметил, что образный строй двух современных произведений искусства - концерта и живописного полот­на - различен. Одиночество скрипки на светлом фоне, кон­траст синего, светло-бежевого и зелёного (с рисунком) то­нов. Статика, неподвижность картины отличается от динамич­ной, наполненной энергией современных интонаций и ритмов музыки.

4. Портрет Никколы Паганини в музыке, живописи, скульптуре

Рассмотри портрет Никколы Паганини (1782 - 1840)- итальянец, воплощённый в скульптуре С. Конёнковым (1874-1971 СССР)


и в живописи Э. Делакруа(1798-1863) Франция

Не­обычность его внешнего облика связана с передачей главного качества его натуры - увлечённостью игрой на любимом му­зыкальном инструменте.

Никколо Паганини (1782-1840) – имя этого итальянского композитора и скрипача-виртуоза XIX в. известно всему миру. Его мастерство на скрипке было настолько совершенно и неподражаемо, что ходили слухи, будто исполнять труднейшие пассажи своих произведений ему помогает нечистая сила. Не случайно, одна из пьес Паганини получила название «Дьявольские трели».

Одним из самых известных сочинений Паганини стал Каприс №24. Caprice в переводе с французского – прихоть, каприз. Его мелодию неоднократно повторяли в своих сочинениях как дань памяти скрипачу – виртуозу разные композиторы. Так же как
и «Чакона» Баха, Каприс № 24 написан Паганини для скрипки соло. Вы­разительные возможности инструмента в сольном звучании раскрываются особенно ярко.
Повторения короткой начальной интонации с активным ритмическим рисунком позволяют её быстро запомнить.

Ты знакомился с этим произведением в начальной школе. Послушай ещё раз

Яркую необычную личность Паганини отразили в своих произведениях художники и скульпторы. Музыкальный портрет Паганини создал С.Рахманинов, написав «Вариации на тему Паганини». На эту музыку в Большом театре в Москве был поставлен балет.

В «Вариациях на тему Паганини» или "Рапсодия на тему Паганини", С. Рахмани­нова (произведение написано в 1934 г.,), ты услышишь черты такого жан­ра, как концерт для фортепиано с оркестром. Послушай Во-первых, здесь явно выделяются два образа. Пер­вый основан на варьировании темы Паганини, которая звучит каждый раз в новом виде - то легко и грациозно, то напори­сто и грозно. Во-вторых, исполнение этой темы переходит от оркестра, его отдельных групп (скрипки) к фортепиано. Вто­рой образ - лирический построен на подлинно русской, пе­сенной, рахманиновской теме. Эта тема - образ вдохновен­ной светлой лирики - начинается спокойно и безмятежно.Ты сможешь самостоятельно услышать её развитие. Постепенно она набирает силу, звучит страстно и торжественно, как светлый гимн Красоте, Человеку. В конце звучание темы словно истаивает, замирая образуя трёхчастность построения. Именно контрастность образов, их симфоническое развитие послужили поводом для создания балета на эту музыку.

Фрагмент балета на музыку С.В.Рахманинова "Рапсодия на тему Паганини"



Ответь на вопрос:

1. В какой форме написана интерпретация каприса?

(р. в 1913 г.)

Обрати внимание на сходства и различия с главной темой Капри­са № 24 Паганини. Начало «Вариаций» звучит грозно и решительно, затем композитор использует разнообразные приёмы развития, в которых главная тема то звучит так же, как у Паганини, то приобретает новые черты. Характерной особенностью развития темы Каприса № 24 в
этом произведении является постоянная её узнаваемость. Звучание оркестра и солирующего фортепиано даёт нам повод предположить, что это жанр концерта для фортепиано с оркестром (как и у Рахманинова).

В «Вариациях» мы слышим большую драматизацию
образа, вторжение в звучание активных ритмов, придающих музыке тревожность и суровость, появление новых оркестровых кра­сок, жестких звучностей (гармоний).
Лирические проведения темы Каприса № 24 практически, отсутствуют. Так, компози­тор Лютославский по-новому «прочитал» знаменитую тему Каприса № 24 Паганини, создав под влиянием своего времени» напряженных ритмов жизни XX в., ещё один вариант
интерпретации нестареющей классической мелодии.

Ответь на вопросы:

2. Какие черты темы Паганини подчёркивает
композитор в своих вариациях?

3. Что вносит нового в её звучание?

Как услышал и исполнил В. Зинчук шедевр мировой музыкальной классики? Обрати внимание на точное повторение мелодии Каприса № 24 солирующей гитарой. При этом в рок-обработке усилено безостановочное движение, которое придает музыке напористый, а часто агрессивный характер. Эмоциональному накалу звучания способствует быстрый темп, который в конце пьесы ещё более ускоряется. Возбуждённый характер пьесы поддерживается жёстким, упругим ритмом со­провождения, с выделением функции ударных инструментов.

Что же остается без изменения по сравнению с
Каприсом Паганини? Форма вариаций. Обрати внимание на заключительный разделу пьесы - коду. В ней обработчик несколько
раз подчеркнуто повторяет звучание тоники, точки. Такое завершение, возможно, имеет определённый смысл: классическая музыка понятна современным слушателям!
Не случайно Зинчуком выпущены несколько компакт-дисков под названием
«Неоклассика» . Нео - значит «новая», класссика - «образцовая».

В итоге мы пришли к понятию - интерпретация .
Ведь она есть твор­ческое освоение художественных произведений, связанное с его особым, избирательным прочтением: в обработках и транскрипциях, в художественном чтении, режиссерском сценарии, актерской роли, музыкальном исполнении.
Ты сам, ког­да пытаешься проникнуть в замысел композитора, художника, тоже интерпретируют произведение.

Интерпретации, подобные тем, с которыми ты встретился на этом уроке, пред­ставляют собой переложения музыкального произведения (Каприса Паганини) для других инструментов:
фортепиано и оркестра, рок-группы - и соединяют в себе триединство «ком­позитор- исполнитель - слушатель». Фактически они явля­ются образом-портретом выдающегося скрипача Н. Паганини, музыку которого услышали и воссоздали каждый по-своему композиторы разных стран, в данном случае являющиеся од­новременно и исполнителями.

5.Задание 2

Ты послушал интерпретации Каприса №24 Н.Паганини.

Сравни три интерпретации Каприса №24 Н.Паганини .

Ответь на вопросы:

1. Какие черты шедевра Н.Паганини подчёркнуты композиторами и исполнителями?

2. Какая из трёх интерпретаций понравилась тебе больше всего и почему?

6.Задание 3

Прочитай отрывок из рассказа К.Паустовского "Струна".

Осколок снаряда порвал струны на скрипке. Осталась только одна, последняя. Запасных струн у музыканта Его­рова не было, и достать их было негде, потому что дело происходило осенью 1941 года на осажденном острове в Балтийском море, где воины отбивали непрерывные ата­ки немцев.

Война застала в Эзеле нескольких актеров - мужчин и женщин. Днем мужчины вместе с бойцами рыли окопы и отбивали немецкие атаки, а женщины перевязывали ране­ных и стирали бойцам белье. Ночью, если не было боя, ак­теры устраивали концерты и спектакли на маленьких поля­нах в лесу.

Хорошо, - скажете вы, - конечно, в темноте можно
слушать музыку, но непонятно, как актеры ухитрялись разы­грывать спектакли в ночном лесу. Что в этом мраке могли увидеть зрители? ...Как только начинался спектакль, зрите­ли наводили на актеров узкие лучи карманных электричес­ких фонариков. Лучи эти все время перелетали, как малень­кие огненные птицы, с одного лица на другое...

На Егорова зрители никогда не наводили лучи фона­риков. Всегда он играл в темноте, и единственной точкой света, какую он часто видел перед собой, была большая звезда. Она лежала на краю моря, как забытый маяк.

Струны на скрипке были порваны, и Егоров больше не мог играть. На первом же ночном концерте он сказал об этом невидимым зрителям. Неожиданно из лесной темноты чей-то молодой голос неуверенно ответил:

А Паганини играл и на одной струне...

Паганини! Разве Егоров мог равняться с ним, с великим музыкантом!

Все же он медленно поднял скрипку к плечу. Звезда спо­койно горела на краю залива. Свет ее мерцал, а не перели­вался, как всегда. Егоров заиграл. И неожиданно одна стру­на запела с такой же силой и нежностью, как могли бы петь все струны.

Тотчас вспыхнули электрические фонарики. Впервые их лучи ударили в лицо Егорова, и он закрыл глаза. Играть бы­ло легко, будто сухие, легкие пальцы Паганини водили смыч­ком по изуродованной скрипке.

В коротком антракте войны, в глухом лесу, где пахло вереском и гарью, звенела и росла мелодия Чайковского, и от ее томительного напева, казалось, разорвется, не выдер­жит сердце. И последняя струна действительно не выдержа­ла силы звуков и порвалась. Сразу же свет фонариков перелетел с лица Егорова на скрипку. Скрипка замолчала надолго. И свет фонариков погас. Толпа слушате­лей только вздохнула.

Егорову не на чем было играть. Он стал обыкновен­ным бойцом в обыкновенном отряде. И во время одного ночного боя отдал свою жизнь за Родину. Его похорони­ли в грубой песчаной земле. Скрипку Егорова бойцы пе­редали летчику, улетавшему в Ленинград. ...Летчик отнес скрипку к известному дирижеру. Тот взял ее двумя паль­цами, взвесил в воздухе и улыбнулся: это была итальян­ская скрипка, потерявшая вес от старости и многолетне­го пения.

Я передам ее лучшему скрипачу нашего оркестра, -сказал летчику дирижер.

Где теперь эта скрипка -- я не знаю. Но где бы она ни была, она играет прекрасные мелодии, знакомые нам и лю­бимые нами, как каждое слово Пушкина, Шекспира и Гей­не. Она играет мелодии Чайковского, заставляя сердца слу­шателей дрожать от гордости за гений своей страны, за ге­ний человека.

Ответь на вопросы:

1. Какая мелодия из знакомых тебе сочинений П. Чайков­ского могла звучать на ночном концерте?

2. Что ты знаешь об итальянском скрипаче Паганини?
3. Какое из его известных произведений ты слушал?

4. Вспомни литературные произведения, в которых музы­ка - одно из главных действующих лиц.


Top