Технология живописных материалов. Виды акварельных красок Технология производства акварельных красок

Полный состав акварели у производителей указывать не принято. Чаще всего на упаковке мы найдём лишь указание пигментов, на основе которых сделана краска. Но давайте разберёмся, что ещё может скрываться внутри тюбика и какую роль выполняют различные ингредиенты.

Всё, что мы рассмотрим в этой статье - это лишь общая информация, на основании которой вы можете составить представление о рецептуре красок.
В действительности же, рецептура каждой краски каждого производителя уникальна и является коммерческой тайной.

Итак, приступим!

Красящий агент

Основой любого красящего состава является красящий агент. Именно он определяет цвет будущей краски, её красящую способность, светостойкость и многие другие свойства. Красящие агенты можно разделить на пигменты и красители.

Краситель - способное окрашивать другие материалы вещество, обычно растворимое в воде.
Пигмент - окрашенное вещество, нерастворимое в воде. Проще говоря, это цветной порошок (перетертый очень мелко), частицы которого никак не связаны друг с другом.

Если речь идёт о профессиональной акварели, то в большинстве случаев мы имеем дело именно с пигментами.

Мало того, что частицы пигмента сами по себе никак не связаны друг с другом, они ещё и не образуют никакой связи с поверхностью, на которую нанесены. Если бы мы попытались рисовать смесью пигмента с водой, после высыхания эта смесь начала бы осыпаться с листа.



Для того, чтобы обеспечить сцепление частиц пигмента с поверхностью и чтобы краска взаимодействовала с бумагой привычным нам способом, используется так называемое связующее вещество.

Также именно связующее определяет тип будущей краски. Конечно, мы с вами говорим об акварели, где используется водорастворимое связующее. Но, если вместо него взять, например, льняное масло, то мы могли бы получить масляные краски. Ведь пигменты, по большей части, в красках используются одни и те же.

Главным преимуществом связующего для акварели является то, что оно может быть повторно растворено в воде даже после полного высыхания. Именно поэтому подсохшие на палитре акварельные краски достаточно смочить водой для повторного использования, именно поэтому мы можем протирать и выбирать краску с листа и после высыхания красочного слоя.

Что может служить связующим для акварели?

Исторически люди использовали целое многообразие различных веществ - это могли быть смолы, крахмалы, клеи животного происхождения и так далее.
То есть единого варианта не было. Кстати, по одной из теорий именно поэтому акварель получила своё название не в честь связующего (как масло или акрил), а в честь своего растворителя - воды.

В XVIII века в Европе начали использовать гуммиарабик, и до сих пор именно он остаётся самым популярным акварельным связующим. Гуммиарабик - это твёрдая прозрачная смола желтоватого оттенка, состоящая из высохшего сока некоторых видов акаций.

Цена гуммиарабика достаточно высока, поэтому в бюджетных сериях и в красках общего назначения используются более дешёвые связующие. Например, активно используется декстрин - вещество, получаемое из различных крахмалов. Также в качестве замены существуют достойные варианты не только растительных, но и синтетических связующих.

Добавки и наполнители

Первая коммерческая акварель состояла в основном из пигмента, воды и гуммиарабика и представляла собой твёрдые плитки. Перед применением такие плитки необходимо было натирать на тёрке и длительное время размачивать в воде.

Чтобы наша краска имела привычную пастозную консистенцию, а в высохшем виде размачивалась от прикосновения влажной кистью, в неё добавляют различные пластификаторы и увлажнители.

Одним из наиболее популярных пластификаторов в акварели является глицерин, а в качестве увлажнителя может использоваться сахарный сироп или мёд.

И это только самые основные добавки! Помимо этого в акварели так же могут содержаться различные диспергаторы, консерванты, загустители и так далее. Важно понимать, что всё это находится в составе не просто так.

Каждый пигмент обладает своими характеристиками, и для того, чтобы изготовить из них краски примерно похожие по консистенции и поведению, требуются индивидуальный подход и уникальные рецептуры.

Стоит ещё добавить, что специальные наполнители могут использоваться для понижения концентрации пигмента и уменьшения конечной стоимости краски. Такие наполнители часто используются в красках на основе наиболее дорогих пигментов. Также нормальной практикой считается их использование в ученических сериях, это делает краски более доступными. Добавление таких наполнителей обычно не сказывается на свойствах сохранности краски. Однако чрезмерное их использование может приводить к так называемой мылкости краски и снижению её насыщенности.

Добавки и наполнители играют важную роль в составе краски и в большинстве случаев работают в пользу потребителя, если только производитель не злоупотребляет их количеством в погоне за удешевлением производства.

На этом наш краткий экскурс подошёл к концу. Теперь вы знаете наверняка, что акварельная краска - это не просто неопределённая субстанция какого-то цвета, а сложносоставное вещество, каждый элемент которого исполняет своё предназначение.

Статья подготовлена экспертами акварельной лаборатории watercolor.lab.

Никитина Ульяна

Цель:

Изготовить акварельные краски из природных компонентов в домашних условиях.

Задачи:

1. Изучить состав и свойства акварельных красок.

2. Выяснить функциональное значение компонентов красок.

3. Рассмотреть основные этапы производства красок.

4. Приготовить основу акварельных красок из растительного сырья и

получить растительные пигменты.

Гипотеза:

Работая только с растительным материалом, возможно получение акварельных красок на основе природных пигментов даже в домашних условиях.

Методы исследования:

Изучение и анализ научной и научно-популярной литературы по проблеме исследования

Эксперимент: методы получения растительных пигментов и красок на их основе

Обработка и анализ данных эксперимента

Скачать:

Предварительный просмотр:

Аннотация к работе «Краски акварельные. Их состав и изготовление»

Цель:

Изготовить акварельные краски из природных компонентов в домашних условиях.

Задачи:

1. Изучить состав и свойства акварельных красок.

2. Выяснить функциональное значение компонентов красок.

3. Рассмотреть основные этапы производства красок.

4. Приготовить основу акварельных красок из растительного сырья и

получить растительные пигменты.

Гипотеза:

Работая только с растительным материалом, возможно получение акварельных красок на основе природных пигментов даже в домашних условиях.

Методы исследования:

Изучение и анализ научной и научно-популярной литературы по проблеме исследования

Эксперимент: методы получения растительных пигментов и красок на их основе

Обработка и анализ данных эксперимента

Введение.

Акварель (фр . аquarelle - водянистая; итал . acquarello) – живописная техника, использующая специальные акварельные краски. Акварельные краски наносятся, как правило на бумагу, которую часто предварительно смачивают водой для достижения особой размытой формы мазка.

Акварельная живопись вошла в употребление позже других родов живописи. Однако, несмотря на ее позднее возникновение, она в короткое время сделала такие успехи, что может соперничать с живописью масляными красками.

Акварель – один из поэтичных видов живописи. Акварелью можно передать безмятежную синеву небес, кружева облаков, пелену тумана. Она позволяет запечатлеть явления природы.

Лист белой зернистой бумаги, коробочка с красками, мягкая, послушная кисть, вода в небольшом сосуде – вот и все что нужно художнику. Можно писать по сырой или сухой бумаге сразу, в полную силу цвета. Но в любом случае нельзя или почти нельзя исправить испорченное место: акварель не выносит добавления или исправления цвета.

В России позапрошлого века было немало выдающихся акварелистов. П.А. Федотов, И.Н. Крамской, Н.А. Ярошенко, В.Д. Поленов, И. Е. Репин, В.А. Серов, М.А. Врубель, В.И. Суриков… каждый из них внес богатейший вклад в русскую акварельную школу.

Нередко художники используют акварель в сочетании с другими материалами: гуашью, углем.

Целью нашей работы является изготовление акварельных красок в домашних условиях из природных компонентов.

Теоретическая часть.

Состав и свойства красок.

Акварельные краски приготовляются главным образом на клеях растительного происхождения, поэтому они называются водяными красками. Краски для акварельной живописи должны обладать следующими качествами.

1.Большой прозрачностью.

2.Хорошо браться влажной кисточкой и легко размываться.

3.Акварельная краска должна ровно ложиться на бумагу и не образовывать пятен и точек.

4.После высыхания давать прочный, не трескающийся слой.

5. Не проникать на обратную сторону бумаги.

Главные составные части акварельной краски – краситель и вода. Далее, нужны вязкие вещества, они помешают краске растекаться по бумаге, заставят ее лечь ровным слоем; хороши для этого мед, патока, глицерин.

Производство красок.

Акварельные краски выпускаются в фарфоровых чашечках и тюбиках. Техника производства:

1) смешение с пигментом;

2) перетирание смеси;

3) сушка;

4) наполнение краской чашечек или тюбиков;

5) упаковка.

Особенности акварельных красок.

Акварельная живопись прозрачна, чиста и ярка по тону, что трудно достигнуть масляными красками. Акварельные краски употребляются также в подмалевке для масляной живописи.

Сильное разбавление красок водой при тонком нанесении на бумагу уменьшает количество краски, и краска теряет в тоне и становится менее прочной. При нанесении нескольких слоев акварельной краски на одно место появляются пятна.

Практическая часть.

Проанализировав литературу, статьи в Интернете, можно описать, как готовятся краски.

Сначала ищут сырьё. Это может быть уголь, мел, глина, лазурит, малахит. Сырьё нужно очистить от посторонних примесей. Затем материалы необходимо измельчить до порошка.

Уголь, мел и глину можно измельчить и в домашних условиях, а вот малахит и лазурит очень твердые камни, для их измельчения необходимы специальные инструменты. Старинные художники растирали порошок в ступке пестиком. Полученный порошок и есть пигмент.

Затем пигмент нужно смешать со связующим веществом. В качестве связующего вещества можно использовать: яйцо, масло, воду, клей, мёд. Краску нужно хорошо промешать, чтобы не было комочков. Получившуюся краску можно использовать для рисования.

В старых книгах часто встречаются названия экзотических красителей: красный сандал, кармин, сепия, кампешевое дерево.… Некоторые из этих красителей применяют и поныне, но в очень небольших количествах, главным образом для приготовления художественных красок. И все же можно попробовать приготовить краски с использованием минеральных веществ - пигментов, которые могут находиться в школьной лаборатории или в домашнем хозяйстве.

Гипотеза: Я предположила, что акварельные краски можно изготовить самостоятельно в домашних условиях, но они будут отличаться от магазинных.

Для проведения экспериментов мне надо было раздобыть природные пигменты и связующие вещества.

В моем распоряжении оказалась глина, уголь, мел, луковая шелуха, перманганат калия,канцелярский клей, мед и куриное яйцо.

Я составила план 5-ти экспериментов.

План 1-го эксперимента:

1)Очистить уголь от посторонних примесей.

2)Измельчить уголь в порошок.

3)Просеять порошок.

4)Смешать уголь с водой.

План 2-го эксперимента:

1) Очистить глину от посторонних примесей.

2) Измельчить глину в порошок.

3) Просеять порошок.

4) Смешать глину с канцелярским клеем.

План 3-го эксперимента:

1) Очистить мел от посторонних примесей.

2) Измельчить мел в порошок.

3) Просеять порошок.

4) Смешать мел с яичным белком.

План 4-го эксперимента:

1) Сделать густой отвар луковой шелухи.

2) Остудить отвар.

3) Смешать отвар с медом.

План 5-го эксперимента

1) Измельчить перманганат калия в тонкий порошок.

2) Просеять порошок.

3) Смешать перманганат калия с водой.

В ходе экспериментов я получила черную, коричневую, белую, бежевую, желтую краски.

Краски у нас получились не твердые, какие продают в магазинах. Однако художники пользуются похожими полужидкими акварельными красками в тюбиках. После проведения экспериментов мне захотелось попробовать и другое сырье, а также нарисовать новыми красками свой рисунок.

Результаты экспериментов.

Теперь я знаю, из чего состоят акварельные краски. Приготовить некоторые краски можно в домашних условиях. Полученные краски отличаются по консистенции и качеству от магазинных.

Так, уголь с водой дал краску металлического оттенка, она легко набиралась на кисточку и оставляла на бумаге яркий след, быстро высыхала.

Глина со клеем дала грязно-коричневую краску, плохо смешивалась с клеем, на бумаге оставляла жирный след и долго высыхала.

Мел с яичным белком дал белую краску, которая легко набиралась на кисточку, оставляла на бумаге густой след, долго высыхала, но оказалась самой прочной.

Отвар луковой шелухи с медом дал желтую краску, она хорошо набиралась на кисточку, оставляла на бумаге интенсивный след и быстро высыхала.

Перманганат калия с водой образовал светло-коричневую краску, она легко набиралась на кисточку и оставляла на бумаге бледный след, быстро высыхала.

Полученные краски имеют преимущества и недостатки: экологически чистые, бесплатные, имеют естественный цвет, но трудоемкие по производству, неудобно их хранить и нет среди полученных растворов насыщенных цветов.

Заключение.

Акварель - один из самых поэтичных видов живописи. Она позволяет запечатлеть кратковременные явления природы. Но ей доступны и произведения капитальные, графические и живописные, камерные и монументальные, пейзажи и натюрморты, портреты и сложные композиции.

Выводы, которые можно сделать из работы:

1. История красок началась вместе с появлением человека. Они были известны задолго до того, как появились письменные сообщения о них. Первоначально эта живопись преимущественно встречалась в альбомах «на память» и сувенирах, затем вошла в альбомы художников и появилась в картинных галереях и на художественных выставках.

2. Техника акварельной живописи весьма разнообразна как по своим приемам, так и по способу использования красок. Она отличается от других техник своей последовательностью, своим результатом. Пишут акварелью по-разному. Некоторые живописцы предпочитают работать постепенно - один слой краски кладут на другой, подсохший. Потом тщательно передают детали. Многие берут краску в полную силу и пишут в один слой. Это трудно - сразу точно показать и форму, и цвет предметов.

3. Краски состоят из пигмента и связующего вещества. А именно, акварельные краски – из сухого красителя и клея. Еще они могут содержать в себе некоторое количество сахара и при употреблении натираются с водою на блюдечках, или же прямо (медовые краски) берутся кистью, смоченною водою, с плиток или чашечек.

4. В ходе экспериментов в домашних условиях мне удалось получить акварельные краски разных цветов и оттенков, сравнить их качество с магазинными красками, проанализировать преимущества и недостатки.

5. Если у акварели будущее? Мы можем уверенно ответить на этот вопрос. Будущее у акварели есть!

Без акварели мир художественной живописи будет скучен и однообразен!

Список литературы:

1.Кукушкин Ю.Н. - Химия вокруг нас - Дрофа, 2003г.

2.Петров В.- Мир искусства. Художественное объединение 20 века.-М.: Аврора, 2009

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №107» г. Перми

Секция: естественно-математические науки.

Изготовление акварельных красок в домашних условиях из природных компонентов.

Ученица:6-б

Никитина Ульяна

Преподаватель:

Акварельная краска состоит из пигмента и водорастворимого клея (связующего). В качестве связующего в акварели используют гуммиарабик, но в дешевых красках его могут заменять декстрином, вишневым клеем и др. Дополнительно, при производстве акварельной краски, добавляют пластификатор (глицерин, мед, патока) для эластичности пленки, консерванты (антисептики) от плесени и смачиватель (бычья желчь) для равномерного нанесения на поверхность.

ВИДЫ АКВАРЕЛЬНЫХ КРАСОК

Полутвердые в кюветах

Это сухая краска, изначально залитая в жидком виде в прямоугольники небольшого размера, которые расфасованы в наборы или продаются поштучно. Стандартный объем кюветы примерно 2,5 мл, но также продаются и “половинки” (half-pans), которые удобны для зарисовок вне дома.Чаще всего, такими акварельными красками работают на небольших форматах (трудно "вытащить" нужный объем краски из сухих кюветок).

Внутренняя сторона крышки набора чаще всего используется в качестве палитры. Если коробка пластиковая - краска может въедаться, а в металлические с эмалью - нет.

    (САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ЛЕНИНГРАД, ЛАДОГА)
  • Краски акварельные TALENS ARTCREATION

Мягкие в тюбиках

Практически - жидкая краска. Самое главное отличие ее свойств от акварели в кюветах – насыщенный цвет и яркость. Хорошо подходит для заливок и больших форматов, в том числе и с точки зрения экономии. Как правило, во время работы акварель выдавливают из туб в пустые кюветы, которые лежат в коробке-палитре. Когда работа заканчивается, излишки краски так и остаются в кюветах. Коробка-палитра закрывается. Даже если краски немного подсохнут, их сбрызгивают водой и они опять готовы к употреблению. Самая популярная кисть для работы краской из тубы на больших форматах - мягкий флейц.

Жидкая “акварель”

Не является акварелью по своему составу. В первую очередь потому, что она сделана не из пигментов, а из красителей. Правильнее было бы называть ее неводостойкими чернилами, обладающими свойствами, присущими акварели. Хорошо подходит для иллюстраций и скетчей.

Кратко можно выделить следующие вспомогательные средства:

  • Связующие для акварели и гуаши
Которые позволяют самостоятельно сделать краски, используя пигмент и связующее.
  • Разбавители для акварельных красок
Для уменьшения поверхностного натяжения воды, что позволяет наносить краску более равномерно, исключая сгущение краски или изменения ее цвета.
  • Средства для маскирования
Маскирование – временно скрытие элементов, на которые не должна попасть краска.
  • Добавки для эффектов поверхности
Различные пасты и гели для увеличения пастозности краски и создания декоративных рельефов, увеличения глянца или блеска, для создания эффекта металлик и многие другие.
  • Грунт для акварели

Таким грунтом можно загрунтовать любые поверхности (холст, дерево, бумагу), после чего на них можно работать акварельными красками.

БУМАГА ДЛЯ АКВАРЕЛЬНЫХ КРАСОК


Считается, что в акварельной живописи первоочередным является качество бумаги. Даже качественная краска на плохой бумаге не сможет продемонстрировать все красоту своих оттенков и прекрасные свойства. Для акварельной бумаги первостепенное значение состав и проклейка. Проклейка обеспечивает акварельную бумагу минимальной впитываемостью, прочностью при работе во влажном состоянии.

Вдохновляющие акварельные работы Юлии Барминовой







Никитин Павел

Работа посвящена исследованиям физико-химических свойств акварельных красок. В теоретической части рассмотрены свойства и особенности акварельных красок. Дана характеристика основным составным частям красок. Затронут вопрос промышленного производства акварельных красок.

В практической части работы дано описание способов получения красок в домашних условиях. Приведена методика получения основы для акварельных красок на основе доступного сырья.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МОУ Силинская основная общеобразовательная школа

Научно-практическая конференция «Первые шаги в науку»

Номинация: неорганическая химия

Конкурсная работа

«Акварельные краски.

Их состав и изготовление»

Работу выполнил:

Никитин Павел,

14 лет.

Руководитель:

Сазанова А.Е.,

учитель химии

с.Силино

2014 г.

1. План ……………………………………………………... стр. 3.

2. Введение ………………………………………………… стр. 4-6.

3. Основная часть ………………………………………….. стр. 7-27.

4. Заключение ………………………………………………. стр. 28-30.

5. Литература ……………………………………………… стр. 31.

План

I. Введение.

1. Актуальность темы.

2. Цель.

3. Задачи.

4. Методика исследования.

II. Основная часть. Акварельные краски. Что мы знаем о них?

1. Теоретическая часть:

3. Процесс приготовления красок.

4. Особенности акварельных красок.

2.Практическая часть.

III. Заключение.

IV. Литература.

I. Введение.

Краски в нашей жизни занимают огромную нишу. При этом чаще всего мы их даже не замечаем – наша машина, мотоцикл и велосипед имеют цветное покрытие. Полы и стены нашего дома окрашены, на стенах могут висеть различные приевшиеся нам пейзажи, искусно выполненные масляными красками; фасад нашего дома покрашен фасадной краской и даже забор за домом разрисован соседским мальчишкой, мечтающим стать великим художником, причем красками из аэрозольного баллончика, свободно продающегося за соседним углом.

Кому при этом не известны акварельные краски?! Коробка с разноцветными плиточками, круглыми баночками или тюбиками. Смочишь водой мягкую кисть. Наберешь в нее краску. Потом коснешься бумаги - и загорится веселый мазок. Еще мазок, еще... Постепенно получается изображение. Веселую синеву небес, кружева облаков, пелену туманов лучше всего передать акварелью. А как она кстати, когда нужно изобразить заход солнца, бегущие волны, густеющие сумерки, сказочные цветы, подводное царство, космический пейзаж! Акварельные краски отличаются прозрачностью, нежностью, сочностью. Но они могут быть и очень яркими, глубокими.

Строительный бум начала XXI века породил повышенный спрос на лакокрасочную продукцию. Изменяются требования к свойствам используемых красок – экологичность, устойчивость к воздействию повышенных температур, к атмосферным осадкам, выгоранию под действием света, скорость высыхания и т.д.

Я считаю тему моей работы актуальной , поскольку в нашей стране становление производства товаров бытовой химии (в том числе и изготовление красок), как важнейшей подотрасли химической промышленности, началось сравнительно недавно (1968 год).

В свободное время, я люблю рисовать красками, поэтому данная работа мне особенно интересна.

Мои рисунки.

И возможно, навыки и знания, полученные мной в ходе выполнения этой работы, пригодятся в будущем, помогут в выборе профессии. А может быть позволят в будущем создать новые сорта красок.

Цель : изготовление акварельных красок из природных компонентов в домашних условиях.

Задачи : 1. Изучить состав и свойства акварельных красок.

2. Выяснить функциональное значение компонентов красок.

3. Рассмотреть основные этапы производства красок.

4. Приготовить основу акварельных красок из растительного сырья и получить растительные пигменты.

Гипотеза : Работая только с растительным материалом, возможно получение акварельных красок на основе природных пигментов даже в домашних условиях.

Методы исследования :

  • Изучение и анализ научной и научно-популярной литературы, интернет-ресурсов по проблеме исследования.
  • Эксперимент: физико-химические методы получения растительных пигментов и красок на их основе.
  • Обработка и анализ данных эксперимента.

Работа посвящена исследованиям физико-химических свойств акварельных красок. В теоретической части рассмотрены свойства и особенности акварельных красок. Дана характеристика основным составным частям красок. Затронут вопрос промышленного производства акварельных красок.

В практической части работы дано описание способов получения красок в домашних условиях. Приведена методика получения основы для акварельных красок на основе доступного сырья.

Основная часть.

1. История краски – от пещеры до современного фасада.

  1. История возникновения красок.

История красок началась, вместе с появлением человека. Пещерные жители рисовали на камнях то, что их окружало: бегущих животных и охотников с копьями. До нашего времени сохранились первобытные рисунки, выполненные углём и сангиной (глина). Чем богаче и сложнее делалась жизнь, тем больше цветов требовалось, чтобы запечатлеть ее. В настоящее время красок и их цветов такое огромное разнообразие, что даже неспециалист сможет навскидку назвать с десяток их различных наименований. Без красок наш мир был бы серым, поэтому человек всегда стремился найти способ разукрасить действительность. Теперь краски делают и из природных, и синтетических материалов.

Появление красок и рисование, относится к доисторическим временам. Краски были известны задолго до того, как появились письменные сообщения о них. Красочные изображения на стенах пещерных жилищ до настоящего времени сохранились в относительно хорошем состоянии. Некоторые из них существовали за 15 000 лет до н.э. Таким образом, можно считать, что появление красочных веществ было одним из первых открытий на заре цивилизации.

Пещерные жители рисовали на камнях то, что их окружало: бегущих животных и охотников с копьями. Для наскальной росписи в пещере Ласко (Франция) в качестве красок использовалась природная смесь минералов - охра (от греч. ochros - "желтый"). Окислы и гидраты окислов железа придавали краске красноватый или желтый цвет. Темные оттенки краски получали, добавляя к охре черный древесный уголь. Первобытные художники замешивали свои краски на животном жире, чтобы они лучше держались на камне. Полученная таким образом окраска долгое время оставалась липкой и влажной, так как животные жиры не так легко высыхают на воздухе с образованием твердой пленки, как современные краски.

Красной охрой, по цвету похожей на кровь, покрывали перед погребением тела усопших. Сейчас об этой древней традиции нам напоминает современное название красного железняка - гематит (от греч. haima - "кровь").

Следует, однако, отметить, что по существу эти примитивные краски очень похожи на современные и по составу, и по методу изготовления. Животные жиры, правда, уже не применяются, но газовая сажа, сходная по составу с обычной сажей, представляет собой наиболее широко распространенный черный пигмент. В настоящее время сажа подвергается специальной очистке и обработке с целью придания окраске большей прочности и других свойств. Первобытный человек, приготавливая краску, растирал сырье между плоскими камнями, а в настоящее время используют с этой целью трехвалковые и шаровые мельницы, т. е. по существу то же самое - перетирают исходные материалы так, чтобы они подвергались одновременно действию ударных сил и трению.

Раньше краски нельзя было хранить дольше одного дня, так как при контакте с воздухом они окислялись и затвердевали. Работать с этими красками было сложно: более темные краски с большим содержанием угля высыхали гораздо медленнее, чем оттенки с большим содержанием охры.

В эпоху Возрождения у каждого мастера был свой рецепт разведения красок: одни замешивали пигмент на яичном белке - так делали итальянцы Фра Анджелико (1387(?)-1455) и Пьеро делла Франческа (ок.1420-1492). Другие предпочитали казеин (молочный белок, применявшийся для фресок уже в римских храмах). А фламандец Ян ван Эйк (ок.1390-1441) ввел в обиход масляные краски. Он научился накладывать их тонкими слоями. Эта техника лучше всего передавала пространство, объем и глубину цвета.

Поначалу с масляными красками не все получалось гладко. Так, расписывая стену трапезной миланского монастыря Санта-Мария делле Грацие, Леонардо да Винчи (1452-1519) попробовал смешать масляную краску с темперой (краской на основе разведенного в воде яичного желтка). В результате его "Тайная вечеря" начала осыпаться уже при жизни мастера...

Некоторые краски долгое время оставались баснословно дорогими. Синюю краску ультрамарин получали из ляписа, который везли из Ирана и Афганистана. Этот минерал стоил так дорого, что художники использовали ультрамарин лишь в исключительных случаях, если заказчик соглашался заплатить за краску заранее.

В 1704 году немецкий химик Дисбах пытался усовершенствовать красную краску, но вместо этого получил синюю краску, весьма похожую на ультрамарин. Ее назвали "берлинская лазурь". Этот пигмент был в 10 раз дешевле натурального ультрамарина. В 1802 году француз Луи-Жак Тенар изобрел краску под названием "кобальтовая синька", которая еще лучше заменяла ультрамарин. И только через 24 года химик Жан-Батист Жиме получил "французский ультрамарин", полностью аналогичный натуральному. Искусственные краски были существенно дешевле натуральных, но было одно немаловажное "но": они могли вызывать аллергию, а нередко и ухудшение здоровья.

В 1870 году международное общество красильщиков решило выяснить, какие краски вредят здоровью. Оказалось, что «никакие», кроме одной: изумрудно-зеленой. Ее делали из смеси уксуса, окиси меди и мышьяка. Этой краской были покрашены стены в доме Наполеона на острове Святой Елены. Многие исследователи полагают, что он умер, отравившись парами мышьяка, которые исходили от обоев.

Несмотря на то, что появление красок относится к доисторическим временам, современная красочная промышленность создана сравнительно недавно. Меньше чем 200 лет назад еще не существовало готовых красок и приходилось перед употреблением смешивать и перетирать ингредиенты. Случилось, однако, так, что наиболее дальновидные из предпринимателей поняли все преимущества производства готовых к употреблению смесей. Так зародилась лакокрасочная промышленность. Однако и после ее зарождения многие предпочитали сами смешивать ингредиенты для получения краски, так что в течение еще многих лет бок о бок существовали в продаже и готовые краски, и сырые материалы для них. И все же готовые краски взяли верх, и постепенно выпуск отдельно масел и пигментов прекратился.

50 лет назад в состав краски в основном входили: пигмент или смесь пигментов, льняное масло в одной из многих существовавших тогда форм (льняная олифа, полимеризованное льняное масло) и скипидар в качестве разбавителя. Разбавитель был необходим для того, чтобы довести краску до нужной консистенции. Аналогичный состав имели в то время и готовые к употреблению краски.

С тех пор, однако, многое изменилось в составе краски, и появились краски, обладающие большей прочностью и лучшими качествами, обеспечивающими легкость нанесения кистью, отсутствие следов от кисти и хороший розлив. Скипидар был в большей своей части заменен другими растворителями. Что касается пигментов, то и в настоящее время в ходу большая часть тех из них, которые применялись 50 лет назад: природные земляные пигменты различной степени чистоты и искусственно приготовленные свинцовые белила. С течением времени этот ассортимент пополнился новыми продуктами производства химической промышленности, органическими и неорганическими.

Раньше ядовитых красок было больше: мышьяк входил в киноварь ("желтое золото"), а свинец - в красно-оранжевый сурик. Сегодня палитра искусственных красок очень широка. Большее количество пигментов производится искусственным путем и имеет неорганическое происхождение – они более устойчивы, обладают постоянным качественным химическим составом, что очень важно в массовом производстве. Но, как ни странно, спрос на натуральные пигменты не только не пропал, но и опять постепенно растет (в год на 5,5%); Скорее всего, это связано с совершенствованием техники производства и переходом на более экологически чистые технологии.

Большую нишу в современном строительстве занимает фасадная краска. В наше время эти краски обладают невероятной палитрой, всевозможными специальными качествами и могут удовлетворить любую прихоть.

В России историю красок изучают по иконам. Наиболее ранними красками в иконописном и рукописном деле XI-XIII веках были различные охры и сажи – «чернило копчёное», голубая лазурь и киноварь, зелёные яри, получаемые из меди, белила, которые готовили из свинца, «творёное» золото.

  1. История развития акварельной живописи.

Термин Акварель (франц. aquarelle, англ. painting in water colours, итал. aquarelle или aqua-tento, нем. Wasserfarbengemalde, Aquarellmalerei; от лат. aqua - вода) имеет несколько значений.

Во-первых, он означает живопись специальными водорастворимыми (т.е. свободно растворяющимися в обычной воде) красками. И в данном случае принято говорить о технике акварели (т.е. определенном процессе творчества в изобразительном искусстве).

Во-вторых, его употребляют, собственно, для непосредственного обозначения самих водорастворимых (акварельных) красок. При растворении в воде они образуют прозрачную водную взвесь тонкого пигмента, входящего в основу краски, благодаря которой удается создавать неповторимый эффект лёгкости, воздушности и тончайших цветовых переходов.

И, наконец, в-третьих , так принято называть сами работы, выполненные в данной технике акварельными красками. Их отличительные особенности заключаются, главным образом, в прозрачности тончайшего красочного слоя, остающегося на бумаге после высыхания воды. При этом белила не используются, так как их роль выполняет белый цвет бумаги, просвечивающий сквозь красочный слой или вообще не закрашенный.

Акварель была известна еще в глубокой древности. Ее история начинается с Китая после изобретения бумаги во II веке нашей эры. В XII-XIII веках бумага получила распространение в Европе, прежде всего в Испании и Италии. Предшественницей акварельной техники в Европе была роспись по сырой штукатурке (фреска), позволявшая получать сходные эффекты.

В Европе акварельная живопись вошла в употребление позже других родов живописи. Некоторые художники упоминали о ней лишь вскользь как об искусстве, не заслуживающем серьезного внимания. Акварельная техника была первоначально применена при раскраске архитектурных и топографических планов, где первоначально употреблялась китайская тушь, затем тушь с лак-кармином, сепия, а затем и другие водяные краски.

В конце XV в. выдающийся мастер немецкого Возрождения А. Дюрер создал множество великолепных акварелей. Это были пейзажи, изображения животных и растений.

Вскоре итальянец Багетти и многие другие искусные живописцы доказали, что акварель с большим успехом может соперничать с масляною живописью, именно там, где требуется прозрачность и в особенности тщательная отделка подробностей рисунка.

Первоначально эта живопись преимущественно встречалась в альбомах «на память» и сувенирах, затем вошла в альбомы художников и появилась в картинных галереях и на художественных выставках.

В полной мере акварель утвердилась в странах Европы сравнительно недавно - в конце XVII - начале XVIII в. Художники, работавшие над этим родом живописи и способствовавшие её развитию: Козен - работал коричневой и серой краской, употребляя для световых частей и рефлексий красную и синюю краски; французские акварелисты: Деларош, Гуден и Иоганнот, занимались более миниатюрной живописью. Одними из первых их работы оценили и продолжили работу с акварелью английские живописцы в XIX в. Особенно прославился своими акварелями У. Тернер, певец лондонских туманов и пенистых волн, сумрачных скал и солнечного света.

В России прошлого века было немало выдающихся акварелистов.

Среди них - С. В. Герасимов (1885-1964). Его пейзажи великолепны: леса и реки, тяжелые от влаги сизые тучи, холмы и долины, освещенные солнцем. Писал он и всевозможные бытовые сценки. Живописец говорил начинающим акварелистам: "Окружающая нас жизнь дает бесконечно много тем для художника. Бескрайние поля золотистой пшеницы, зеленые луга, сенокос, путешествия ребят по родному краю - интересно изобразить это все на бумаге! А какое богатство красок в природе! Никакая фантазия не придумает таких необычных цветов, какие вы наблюдаете, например, при закате солнца".

Виртуозно владел акварельной живописью известный художник

А. В. Фонвизин (1882-1973). Он писал по влажной бумаге изящно, легко, смело, сочно.

Также К. П. Брюллов доводил листы с жанровыми сценками, портретами и пейзажами до филигранной завершенности.

А. А. Иванов писал просто и легко, соединяя живой безупречный рисунок с чистыми сочными красками.

П. А. Федотов, И. Н. Крамской, Н. А. Ярошенко, В. Д. Поленов, И. Е. Репин, В. А. Серов, М. А. Врубель, В. И. Суриков... Каждый из них внес богатейший вклад в русскую акварельную школу. Советские живописцы, продолжая традиции этой школы, дали акварели новое развитие. Это А. П. Остроумова-Лебедева, П. П. Кончаловский, С. В. Герасимов, А. А. Дейнека, Н. А. Тырса, А. В. Фонвизин, Е. Спрингис и многие другие.

В 1839 г. русскими художниками Ивановым, Рихтером, Моллером, Каневским, Шуппе, Никитиным, Дурново, Ефимовым, Скотти и Пименовым был изготовлен альбом акварельных рисунков, поднесенный императору Александру II во время посещения им Рима.

2. Характеристика акварельных красок с точки зрения химического состава, свойств и основных способов их приготовления.

С незапамятных времен художник в своей практике был вынужден применять знания некоторых законов химии и физики, как это ни показалось бы странным на первый взгляд. В истории искусства достаточно тому свидетельств.

Краски – это, по сути, смеси химических веществ, которые раньше готовили сами художники. Каждый мастер знал секреты растирания пигментов и мог иметь свои оригинальные рецептуры получения красок определенного цвета и качества. Современный художник уже не нуждается в изучении старых или изобретении новых рецептур, но на практике, получая от производителя готовые краски, все-таки должен учитывать некоторые химические и физические особенности пигментов и приготовленных из них красок. Как уже говорилось ранее, первое, очень важное условие – это качество красок, которое зависит от производителя. Второе – понимание художником структуры красок. Необычайно тонкое измельчение пигмента, являющееся критерием качества акварельной краски, не может быть достигнуто в отдельных случаях из-за особенностей химической природы некоторых веществ. Так, общеизвестно, что кобальт синий спектральный и ультрамарин могут давать порошкообразный осадок, тогда как берлинская лазурь (прусская синяя) и кармин от природы коллоидно-растворимые, то есть, растворяясь, они ровно окрашивают воду.

Любые краски состоят из красящего пигмента и связующего вещества:

Пигмент - сухой краситель Связующее вещество

Уголь Вода

Глина Клей

Земли Масло

Малахит Яйцо

Лазурит Мёд

Мел Воск

Древние художники отыскивали материал для красок прямо под ногами. Из красной и жёлтой глины, тонко растерев её, можно получить красный и жёлтый краситель, или, как говорят художники, пигмент. Пигмент чёрный даёт уголь, белый – мел, лазорево – голубой, зелёный даёт малахит и лазурит.

Зелёный пигмент дают и окиси металлов. Фиолетовые краски могут делать из персиковых косточек или из виноградных шкурок.

В настоящие время почти все краски делают в лабораториях и на заводах из химических веществ. Поэтому некоторые краски даже ядовиты, например: красная киноварь из ртути.

Сухой краситель не может держаться на холсте, поэтому нужно связующее вещество, которое склеивает частички сухого красителя в единую цветовую краску – массу. Художники брали то, что было под рукой: масло, мёд, яйцо, клей, воск. Чем ближе друг к другу частички пигмента, тем гуще краска. Густоту краски можно определить, если взглянуть, как растекается капля мёда, яйца, на долгосохнущую каплю масла, которая даже не соединяется с водой, а при высыхании оставляет жирный след.

Разные связующие вещества дают разные краски с разными названиями:

Название красок

Масло

Яйцо

Вода

Клей

Акварель

Гуашь

Масляная

Темпера

Акварель лёгкая, полупрозрачная краска требует разбавления водой. Само название говорит об этом.

Масло входит в состав масляных красок, они самые прочные и ложатся на бумагу жирными мазками. Хранятся они в тюбиках и разбавляются растворителем, керосином или скипидаром.

Одна из древних живописных техник – темпера. Это краски, замешанные на яйце, иногда их называют «яичные краски».

Акварельные краски по своему химическому составу принадлежат к краскам клеевой группы. Они идеально подходит тем, кто только начинает осваивать живописное мастерство, а так же для тех художников, которые предъявляют особые требования к качеству полотна.

В наше время изготовляется несколько видов акварельных красок:

1) твердые краски, имеющие вид плиток различной формы,

2) мягкие краски, заключаемые в фаянсовые чашечки,

3) медовые краски, продающиеся, подобно темпере и масляным краскам, в оловянных тюбиках,

4) гуашь - жидкие краски, заключенные в стеклянные банки.

Связующим веществом всех лучших видов акварельных красок служит растительный клей : гуммиарабик, декстрин, трагант и плодовый клей (вишневый); кроме того, мед, глицерин, сахар-леденец, воск и некоторые смолы, преимущественно смолы-бальзамы. Назначение последних состоит в том, чтобы придавать краскам способность не так легко размываться по высыхании, в чем безусловно нуждаются те из них, которые содержат в своем составе слишком большое количество меда, глицерина и т. п.

Гуммиарабик (от лат. gummi - камедь и arabicus - аравийский) – вязкая прозрачная жидкость, выделяемая некоторыми видами акаций. Относится к группе растительных веществ (коллоидов), хорошо растворимых в воде. По своему составу гуммиарабик не является химически чистым веществом. Это смесь сложных органических соединений, состоящих большей частью из глюкозидо-гуммикислот (например, арабиновой кислоты и ее кальциевых, магниевых и калиевых солей). Применяется в производстве акварельных красок как клеящее вещество. После высыхания образует прозрачную, хрупкую пленку, не склонную к растрескиванию и не гигроскопичную.

Лиственничный клей приготовляется из древесины лиственницы.

Декстрин - порошок светло-желтого или белого цвета, приготовляемый из крахмала.

Вишневый клей собирается с вишневых и сливовых деревьев, имеет коричневую окраску, слабо растворяется в воде (только в свежем виде). При действии кислот нейтрализуется и переходит в раствор, применяемый для приготовления акварельных красок.

Альбумин относится к белковым веществам, получается из очищенного от желтка и клетчатки яичного белка, высушенного при 50 °С.

Мед – смесь равных количеств фруктозы и глюкозы с примесью воды (16-18%), воска и небольшого количества белковых веществ.

Патока – продукт, получаемый осахариванием (гидролизом) крахмала (главным образом картофельного и маисового) разбавленными кислотами с последующим фильтрованием и увариванием сиропа до нужной консистенции. Она создает на картине прочную пленку и предохраняет краску от быстрого высыхания.

Глицерин – густая сиропообразная жидкость, смешивающаяся с водой в любых соотношениях. Глицерин принадлежит к группе трехатомных спиртов. Весьма гигроскопичен и вводится в связующее акварельных красок для сохранения их в полусухом состоянии и для образования эластичной пленки.

В более дешевые сорта акварельных красок, а также красок, предназначаемых не для живописи, а для чертежей и т. п., входят в качестве связующего вещества также обыкновенный столярный клей, рыбий клей и картофельная патока.
Также в состав акварели входит пластификатор, делающий краски мягкими и пластичными. Пластификатором являются инвертированный сахар и глицерин. Последний не дает пересыхать, делаться хрупкими, удерживает в красках влагу. Вводится в состав акварельных красок и бычья желчь. Являясь поверхностно-активным веществом, она позволяет легко раскрашивать бумагу, предотвращает скатывание красок в капли.

Для защиты красок от разрушения плесенью, они содержит антисептик, как правило – фенол.

Ввиду малой устойчивости главнейших связующих веществ акварели неоднократно делались попытки заменить их другими, обладающими большей прочностью; до сих пор, однако, ничего заслуживающего внимания не было предложено.

Пигменты (от лат. pigmentum - краска), в химии – окрашенные химические соединения, применяемые в виде тонких порошков для крашения пластмасс, резины, химических волокон, изготовления красок. Подразделяются на органические и неорганические.

Для придания краски того или иного цвета, наиболее широко используются следующие пигменты: киноварь, индийская жёлтая, охра жёлтая, гуммигут, охра красная, охра индийская, кобальт, ультрамарин, индиго, берлинская лазурь и многие-многие другие.

Качество красок во многом зависит от пигментов. Некоторые пигменты подвергаются обесцвечиванию от солнечных лучей, поэтому картина, нарисованная такими красками, выцветает. Картина, нарисованная берлинской лазурью, от действия солнечных лучей бледнеет, но, будучи внесена в темное помещение на некоторое время, приобретает свой прежний вид.

Очень хорошим материалом являются природные минеральные охры различных цветов, цинковые кроны и белила, коричневый, красный и другие марсы.
Отличительной особенностью акварельных красок является их прозрачность, яркость цвета, чистота. Достигаются эти свойства как чистотой используемых материалов, так и большой дисперсностью пигментов, для чего используется специальное перетирание порошков.

Когда же, когда нужна матовость, непрозрачность, используют смесь акварельных и гуашевых красок. Для этой же цели краски разводят на мыльном растворе.

Краски могут быть трех видов: твердые (плитки), полутвердые (паста) и полужидкие (тюбики).

3. Процесс приготовления красок

Ни один из способов живописи не нуждается в таких тонко размельчённых красках, как акварель; вот почему и приготовление хороших акварельных красок ручным способом - дело нелегкое. Но, кроме тонкого измельчения красок, при выделке акварели необходимо соблюдение и другого, не менее важного условия - краски должны быть составлены таким образом, чтобы порошок их при самом обильном разжижении акварели водою «висел» в связующем веществе и не выпадал из него. Только при этом условии «висения» и постепенного оседания на бумагу вещества краски получается равномерная ее раскладка; в противном же случае краска распределяется неровно, образуя точки, пятна и т. п.
Проанализировав литературу, статьи в Интернете, можно описать, как готовятся краски.

Сначала ищут сырьё. Это может быть уголь, мел, глина, лазурит, малахит. Сырьё нужно очистить от посторонних примесей. Затем материалы необходимо измельчить до порошка.

Уголь, мел и глину можно измельчить и в домашних условиях, а вот малахит и лазурит очень твердые камни, для их измельчения необходимы специальные инструменты. Старинные художники растирали порошок в ступке пестиком. Полученный порошок и есть пигмент.

Затем пигмент нужно смешать со связующим веществом. В качестве связующего вещества можно использовать: яйцо, масло, воду, клей, мёд. Краску нужно хорошо промешать, чтобы не было комочков. Получившуюся краску можно использовать для рисования.

4. Особенности акварельных красок

Акварельная живопись прозрачна, чиста и ярка по тону, что трудно достигнуть посредством лессировок масляными красками. В акварели легче достигнуть тончайших оттенков и переходов. Акварельные краски употребляются также в подмалевке для масляной живописи.

Оттенок акварельных красок при высыхании изменяется - светлеет. Изменение это происходит от испарения воды, в связи с этим промежутки между частицами пигмента в накраске заполняются воздухом, краски значительно более отражают свет. Разница показателей преломления воздуха и воды вызывает изменение цвета высохшей и свежей накраски.

Сильное разбавление красок водой при тонком нанесении на бумагу уменьшает количество связующего вещества, и краска теряет в тоне и становится менее прочной. При нанесении нескольких слоев акварельной краски на одно место получается перенасыщение связующим веществом, и появляются пятна.

При покрытии картин, исполненных акварелью, очень важно, чтобы все краски более или менее равномерно и в достаточном количестве были насыщены связующим веществом.

Если отдельные части красочного слоя содержат недостаточное количество клея, то лак, проникая в красочный слой, создает для пигмента иную среду, не сходную в оптическом отношении с клеем, и сильно изменит ее в цвете. Когда же краски содержат достаточное количество связующего, то при покрытии лаком восстановится их интенсивность и первоначальный блеск.

2. Практическая часть.

В старых книгах часто встречаются названия экзотических красителей: красный сандал, кверцитрон, кармин, сепия, кампешевое дерево.… Некоторые из этих красителей применяют и поныне, но в очень небольших количествах, главным образом для приготовления художественных красок. Ведь природные красители с такими красивыми названиями получают из растений и животных, а это дорого и сложно. Зато натуральные красящие вещества очень ярки, прочны, светостойки.

Любопытно было бы проверить. Но каким образом? Кампешевое дерево растет в Южной Америке, сандал – в Южной Азии, сепию добывают из каракатиц, кармин – из кошенили (крошечных насекомых)…

И все же можно попробовать приготовить краски с использованием минеральных веществ - пигментов, которые могут находиться в школьной лаборатории или в домашнем хозяйстве.

Описание экспериментов

Для проведения экспериментов мне надо было раздобыть природные пигменты и связующие вещества. В моем распоряжении оказалась глина, уголь, мел, луковая шелуха, перманганат калия, порошок с хной, клей ПВА, мед и куриное яйцо.

Я провел 6-ть опытов.

Опыт 1.

1) Очистить уголь от посторонних примесей.

  1. Измельчить уголь в порошок.
  2. Просеять порошок.
  3. Смешать уголь с водой.

Опыт 2.

1) Очистить глину от посторонних примесей.

2) Измельчить глину в порошок.

3) Просеять порошок.

4) Смешать глину с клеем.

Опыт 3.

1) Очистить мел от посторонних примесей.

2) Измельчить мел в порошок.

3) Просеять порошок.

4) Смешать мел с яичным белком.

Опыт 4.

1) Сделать густой отвар луковой шелухи.

2) Остудить отвар.

3) Смешать отвар с медом.

Опыт 5.

1) Растереть крупные комочки хны.

2) Просеять порошок.

3) Смешать хну с яичным желтком.

Опыт 6.

1) Измельчить перманганат калия в тонкий порошок.

2) Просеять порошок.

3) Смешать перманганат калия с водой.

Все опыты прошли успешно, я получил черную, коричневую, белую, бежевую, желтую краски.

Краски у нас получилась не твердые, какие продают в магазинах. Однако художники пользуются похожими по консистенции полужидкими акварельными красками в тюбиках.

После проведения экспериментов мне захотелось попробовать и другое сырье, а также нарисовать новыми красками свой рисунок.

Результаты экспериментов

Теперь я знаю, из чего состоят акварельные краски. Приготовить некоторые краски можно в домашних условиях. Полученные краски отличаются по консистенции и качеству от магазинных.

Так, уголь с водой дал краску металлического оттенка, она легко набиралась на кисточку и оставляла на бумаге яркий след, быстро высыхала.

Глина с клеем дала грязно-коричневую краску, плохо смешивалась с клеем, на бумаге оставляла жирный след и долго высыхала.

Мел с яичным белком дал белую краску, которая легко набиралась на кисточку, оставляла на бумаге густой след, долго высыхала, но оказалась самой прочной.

Отвар луковой шелухи с медом дал желтую краску, она хорошо набиралась на кисточку, оставляла на бумаге интенсивный след и быстро высыхала.

Хна с яичным желтком дали бежевую краску, которая тоже хорошо набиралась на кисточку, оставляла на бумаге интенсивный след, но высыхала медленнее.

Перманганат калия с водой образовал светло-коричневую краску, она легко набиралась на кисточку и оставляла на бумаге бледный след, быстро высыхала.

Полученные краски имеют преимущества и недостатки: экологически чистые, бесплатные, имеют естественный цвет, но трудоемкие по производству, неудобно их хранить и нет среди полученных растворов насыщенных цветов.

III. Заключение.

Акварель - один из самых поэтичных видов живописи . Лирическую, полную светлых и ясных образов литературную зарисовку или новеллу часто называют акварелью. С ней сравнивают и музыкальное сочинение, чарующее нежными, прозрачными мелодиями. Акварелью можно передать безмятежную синеву небес, кружева облаков, пелену тумана. Она позволяет запечатлеть кратковременные явления природы. Но ей доступны и произведения капитальные, графические и живописные, камерные и монументальные, пейзажи и натюрморты, портреты и сложные композиции.

Лист белой зернистой бумаги, коробочка с красками, мягкая, послушная кисть, вода в небольшом сосуде - вот и все «хозяйство» акварелиста. Плюс к этому - зоркий глаз, твердая рука, знание материалов и владение техникой этого вида живописи.

Выводы, которые я сделал из работы:

1. История красок началась вместе с появлением человека. Они были известны задолго до того, как появились письменные сообщения о них.

История акварельных красок началась во 2 веке нашей эры с Китая. В полной мере акварель утвердилась в странах Европы сравнительно недавно - в конце XVII - начале XVIII в. Первоначально эта живопись преимущественно встречалась в альбомах «на память» и сувенирах, затем вошла в альбомы художников и появилась в картинных галереях и на художественных выставках.

2. Техника акварельной живописи весьма разнообразна как по своим приемам, так и по способу использования красок. Она отличается от других техник своей последовательностью, своим результатом. Пишут акварелью по-разному. Некоторые живописцы предпочитают работать постепенно - один слой краски кладут на другой, подсохший. Потом тщательно передают детали. Многие берут краску в полную силу и пишут в один слой. Это трудно - сразу точно показать и форму, и цвет предметов.

Успешность работ с акварелью очень велика и она выигрышна во многом из-за её свойств. Акварель – единственный вид красок, отличающийся особой прозрачностью, чистотой и яркостью цвета.

3. Краски состоят из пигмента и связующего вещества.

А именно, акварельные краски – из сухого красителя и клея. Еще они могут содержать в себе некоторое количество гумма, сахара и при употреблении натираются с водою на блюдечках, или же прямо (медовые краски) берутся кистью, смоченною водою, с плиток или чашечек.

4. В ходе экспериментов в домашних условиях мне удалось получить акварельные краски разных цветов и оттенков, сравнить их качество с магазинными красками, проанализировать преимущества и недостатки.

5. Если у акварели будущее? Можем уверенно ответить на этот вопрос. Будущее у акварели есть! Этот ответ можно объяснить тем, что в ходе работы выявили про акварель её положительные и проблемные аспекты.

Русский живописец С.В. Герасимов говорил начинающим акварелистам: " Окружающая нас жизнь дает бесконечно много тем для художника. Бескрайние поля золотистой пшеницы, зеленые луга, сенокос, путешествия ребят по родному краю - интересно изобразить это все на бумаге! А какое богатство красок в природе! Никакая фантазия не придумает таких необычных цветов, какие вы наблюдаете, например, при закате солнца ".

Без акварели мир художественной живописи будет скучен и однообразен!

IV. Литература.

  1. Алексеев В.В. - Что такое искусство? – М.: Советский художник, 2003.
  2. Бродская Н.В. - Импрессионизм. Открытие света и цвета.–М.: Аврора,2009
  3. Кирилл и Мефодий. Электронная энциклопедия. Статья «Акварель» из «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона» (1890 –1907).
  4. Кукушкин Ю.Н. - Химия вокруг нас - Дрофа, 2003г.
  5. Петров В.- Мир искусства. Художественное объединение 20 века.-М.: Аврора, 2009
  6. Ольгин О. - Опыты без взрывов.- Изд. второе, переработанное. – М.: Химия, 1986. – 192 с.
  7. Орлова Н.Г. - Иконопись – М.: Белый город, 2004.

    Http://www.lformula.ru

    Http://www.peredvizhnik.ru

Акварель - это водяные краски. Но акварелью также называют и технику живописи, и отдельное произведение, выполненное акварельными красками. Основное качество акварели - прозрачность и мягкость красочного слоя.

Французский художник Э. Делакруа писал: «То, что даёт тонкость и блеск живописи на белой бумаге, без сомнения, есть прозрачность, заключающаяся в существе белой бумаги. Свет, пронизывающий нанесённую на белую поверхность краску, - даже в самых густых тенях - создаёт блеск и особую светимость акварели. Прелесть этой живописи ещё и в мягкости, естественности переходов одного цвета в другой, безграничном разнообразии тончайших оттенков». Однако, кажущиеся простота и легкость с какой художник-профессионал создаёт картины в этой технике, обманчива. Акварельная живопись требует мастерства владения кистью, умения безошибочно положить на поверхность краску - от широкой смелой заливки до чёткого завершающего мазка. При этом необходимо знать, как краски ведут себя на различных видах бумаги, какой эффект дают при наложении друг на друга, какими красками можно писать по сырой бумаге в технике Алла Прима, чтобы они остались сочными и насыщенными. В изобразительном искусстве акварель занимает особое место потому, что ею можно создавать и живописные, и графические, и декоративные произведения - в зависимости от задач, которые ставит перед собой художник. Для художника, занимающегося акварельной живописью, немаловажную роль играют как сами краски, так и удобство их использования. Широки возможности акварели: цвета то сочны и звонки, то воздушны, едва уловимы, то плотны и напряженны. Акварелист должен обладать развитым чувством цвета, знать возможности различных сортов бумаги и особенности акварельных красок.

Сейчас как в России, так и за рубежом, существует множество фирм, производящих акварельные краски, но не все они соответствуют высоким требованиям, которые предъявляют к ним художники, работающие в технике акварельной живописи. Сравнивать достоинства и недостатки профессиональных и полупрофессиональных красок не имеет смысла, так как их различия очевидны, и спутать их трудно. Наша же задача - протестировать современные профессиональные акварельные краски различных мировых производителей и посмотреть, какими возможностями они обладают и для какой техники подходят.

Для тестирования мы взяли несколько наборов акварельных красок.

Определить на взгляд, какие цвета перед нами, практически невозможно: чёрные, синие, тёмно-красные и коричневые выглядели одинаково - тёмными пятнами без каких-либо существенных цветовых различий, и только жёлтые, охры, алая и светло-зелёная имели свой собственный цвет. Остальные же краски пришлось определять опытным путём, пробуя каждый цвет на палитре. И в дальнейшем, во время работы над акварельным листом, это существенно тормозило творческий процесс, хотя работа этими красками оставляет приятное ощущение: они легко смешиваются и дают тонкие колористические переходы. Удобно и то, что краски легко набираются на кисть и мягко ложатся на бумагу. При работе по сырой бумаге в технике Алла Прима после высыхания цвета довольно сильно светлеют, поэтому добиться контрастной живописи можно только по сухой бумаге, перекрывая несколькими слоями ранее положенные мазки. Тогда краски ложатся плотно, как гуашь.

Venezia (Maimery, Италия)

Мягкая акварель в тюбиках. Эти краски выделяются дизайном, внушительными для акварели тюбиками 15 мл, эстетикой подачи дорогих художественных красок, когда всё продумано и работает на то, чтобы при покупке выбрали именно их. Но нас сейчас интересует самое главное - насколько они удобны в работе и насколько пигменты сохраняют свои свойства и цветовые характеристики при взаимодействии с акварельной бумагой. Уже первые мазки показали, что краски достойны внимания художников, профессионалов, занимающихся акварельной живописью: хорошая цветовая палитра, сочные синие, красные, прозрачные жёлтые, охры мягко взаимодействуют между собой, создавая дополнительные цветовые нюансы акварельной техники. К сожалению, коричневые и чёрные пигменты, даже при повторном наложении мазка, не набирают нужной тональной насыщенности. Чёрная же краска и при многослойной прописи выглядит, как сепия. Есть существенное неудобство и в работе ими. Поскольку акварель в тюбиках мягкая и выдавливается на палитру, при насыщенной живописи пигмент не всегда равномерно набирается на кисть и так же неравномерно ложится на поверхность бумаги. При лессировках, когда краски многократно наносятся на предыдущие высохшие спои, эти недостатки не сильно заметны, но при работе по сырой поверхности бумаги в технике Алла Прима это сильно мешает, поскольку образуются неравномерные сгустки красочного слоя, который при высыхании разрушает цельность положенного мазка. Мягкая акварель больше подходит для классической живописи, хотя при определённом опыте работы этими красками и в технике по-сырому художник-акварелист может создать великолепные образцы.

«Студия» (ОАО «ГАММА», Москва)

Двадцать четыре цвета - палитра не уступает лучшим образцам зарубежных профессиональных акварельных красок. Четыре вида синих - от классического ультрамарина до бирюзового, хорошая подборка, жёлтого, охры, сиен, красных вместе с остальными красками создают богатую цветовую гамму. При работе лессировками по сухой поверхности краски дают прозрачный слой, а при повторных прописях хорошо набирают тон и цвет, не забивая при этом структуру акварельной бумаги. Пигменты хорошо смешиваются и равномерно ложатся на лист. В технике Алла Прима краски дают равномерный мазок, мягко перетекая друг в друга, создавая при этом множество тончайших акварельных нюансов, дополняя без того богатую цветовую палитру. Как художник с большим стажем, работающий в технике акварельной живописи, я был несколько удивлён, не найдя в этом наборе изумрудно-зелёной краски, которая присутствует во всех профессиональных наборах мировых изготовителей акварельных красок, и та зелёная, которая, возможно, должна была заменить изумрудно-зелёную, «звучит» более глухо. Хорошо размешанная краска даёт ровный кроющий слой, оставаясь матовой после высыхания. Таким образом, акварель отвечает всем требованиям профессиональных художников. В остальном краски превосходят многие аналогичные мировые образцы.

«Белые ночи» (Завод художественных красок, Санкт-Петербург)

Передо мной лежит коробка акварельных художественных красок «Белые ночи», выпущенных в 2005 году. Колер легко набирается в ворс кисти и так же легко ложится на лист. Цвет распределяется по поверхности равномерно и в густых, и в прозрачных мазках, после высыхания остаётся матовым, не теряя своей насыщенности. В технике Алла Прима по сырому листу бумаги краски дают множество тончайших акварельных переходов, плавно втекая друг в друга, но при этом более густые рисующие мазки сохраняют форму и насыщенность. Красочный слой не забивает структуру бумаги, даёт ей возможность как бы светиться изнутри и даже при повторных прописях сохраняет свою «акварелыность». Акварель соответствует требованиям профессиональных художников. Следующая задача - выяснить характерные особенности акварельных красок при использовании распространённых технических приёмов. Во время живописи, пока акварель ещё не высохла, её можно снять жёстким кусочком картона, металлическим лезвием или черенком кисти, оставляя тонкие светлые линии и небольшие плоскости, а после высыхания можно

Aquafine (Daler-Rowney, Англия)

После того как краски Aquafine мазками легли на акварельный лист, металлическим лезвием мы сняли слой колера с поверхности бумаги. Получились светлые, почти белые линии - в сыром виде краски легко управляемы. Когда акварельный слой высох, мы попробовали смыть его при помощи губки. Оказалось, что промыть добела его невозможно. Колер проник сквозь проклеенную поверхность листа и впитался в волокно бумажной массы. Это значит, что такими красками нужно писать в один сеанс наверняка, без последующих исправлений смывом.

Venezia (Maimery, Италия)

Такой же тест, проведённый с красками Venezia, показал, что мягкие краски при процарапывании лезвием не снимаются до конца, оставляя затёкшие края и цветовой подмалёвок, а при полном высыхании красочного слоя с использованием губки колер смывается избирательно, в зависимости от плотности и толщины положенных мазков.
Акварельные краски российских производителей «Студия» ОАО ГАММА (Москва) и краски «Белые ночи», выпускаемые заводом художественных красок Санкт-Петербурга, можно объединить в одну группу, так как существенных различий при использовании технических приёмов в этом тексте между ними нет.

Полувлажная поверхность почти полностью снимается лезвием, кусочком жёсткого картона, черенком кисти, от тонкой линии до более широкой поверхности, а после высыхания можно практически полностью смыть акварельный слой, который, конечно, не будет абсолютно белым, но приближен к нему. Добела не смываются также кармин, краплак и фиолетово-розовые.

Ещё один тест, который могут провести самостоятельно как профессионалы, так и начинающие, относится к разряду экстремальных.. Сделайте цветовые пробы красок на акварельной бумаге. Половинку каждой на краски отрежьте и оставьте в папке в мастерской, вторую половину поместите на довольно длительный срок (месяц-полтора) под прямые лучи солнца. Пусть они подвергаются воздействию температурных перепадов, туманов и дождей. Данный тест проявит многие качества красок, в частности, соответствие маркировке на цветостойкость. Зная свойства акварельных красок, никто, конечно, не будет экспонировать свои этюды без защиты стекла или пластика, тем более помещать их в такие безжалостные условия.

Однако данный тест позволит наглядно, на собственном опыте убедиться в том, что акварель тонкий, пластичный, мягкий материал, который требует бережного отношения и соответствующих правил хранения. При их соблюдении ваши произведения будут бесконечно долго радовать вас и окружающих свежестью и «акварельностью», присущей только этому материалу.

Краски для тестов были предоставлены редакцией журнала «Художественный Совет» (АКТ СОУМС11). В подготовке технической стороны - проведения тестов, съёмке иллюстраций принимал участие студент МГТУ им. А.Н. Косыгина Денис Денисов, консультировал заслуженный художник России, акварелист с более чем пятидесятилетним стажем работы этим материалом Василий Филиппович Денисов.

Александр Денисов, доцент кафедры рисунка и живописи МГТУ им. А.Н. Косыгина


Top