Виктор васнецов краткая биография. Виктор Михайлович Васнецов

«Стремление к русской поэтической старине, к былинам глубоко лежало в натуре Васнецова , лежало там с детских лет, ещё на родине, в Вятке», - писал критик Стасов. Так русская народная сказка в лице Виктора Михайловича Васнецова находит своего художника. Он был одним из первых, кто проник в прошлое, воплотил это на холсте и показал людям, сделав их как бы очевидцами событий.

Виктор Михайлович Васнецов родился в Вятской губернии в многодетной семье сельского священника. Отец Васнецова, сам широко образованный человек, старался дать детям разностороннее образование. Все в семье рисовали: дед, бабушка, братья. С ранних лет проникался Виктор Васнецов поэзией народных преданий, более того, он узнавал их из первых рук: «Я жил в селе среди мужиков и баб и любил их попросту, как своих друзей и приятелей, слушал их песни и сказки, заслушивался, сидя на печи при свете и треске лучины». Всё это заложило нравственно-духовные основы личности будущего художника. Образование Васнецов получил в Духовной семинарии. Здесь он изучал летописные своды, хронографы, жития святых, притчи. Древнерусская литература, её поэтика направляли интерес юноши к русской старине. Позднее он говорил: «Я всегда только Русью жил».

Занятия живописью увлекли молодого Васнецова, что он решил поступать в Академию художеств. С разрешения и благословения отца он ушёл с предпоследнего курса семинарии. В городе была устроена художественная лотерея, на которой разыгрывались картины Васнецова, и на вырученные от лотереи деньги он отправился в Петербург. Петербург – центр политической, литературной и художественной мысли – встретил Виктора Васнецова многообразием творческой жизни. Другом и советчиком Васнецова стал Иван Крамской. Но будущий живописец бросил учёбу в Академии. Причину ухода объяснял так: «Хотелось писать картины на темы из русских былин и сказок, а они, профессора, этого желания не понимали. Вот мы и расстались». Самая заветная мечта преследовала Виктора Михайловича Васнецова – поведать людям красоту русского народного эпоса. В душе его зрели неведомые никому и никем не виданные и не писаные полотна - сказки, былины.

В начале творческого пути Васнецов широко охватывает различные явления жизни, создаёт произведения на бытовые темы. Значительное время создавал иллюстрации, на что его толкала постоянная нужда в заработке. В годы жизни в Петербурге молодой Васнецов создал около двухсот иллюстраций к «Народной азбуке», к «Русской азбуке для детей», иллюстрации к книгам и т. д… Он много читает по русской истории и истории культуры, знакомится с памятниками древнерусской литературы, народной поэзии и эпоса. В нём всё больше назревает потребность выражения в искусстве основных национальных черт русского народа во всей их глубине и своеобразии.

В 1876 Васнецов был в Париже. Как и многие русские художники он стремился выйти за границы канонов академического искусства и сюжетности картин передвижников.

В 1878 году Васнецов переехал из Петербурга в Москву. Монументальный город на Неве не производил на него особого впечатления. А в Москве страсть к старине возникла ещё больше. Позже он писал: «Решительный и сознательный переход из жанра совершился в Москве златоглавой, конечно. Когда я приехал в Москву, то почувствовал, что приехал домой и больше ехать уже некуда – Кремль, Василий Блаженный заставляли меня чуть не плакать, до такой степени всё это веяло на душу родным, незабвенным». И Васнецов окунулся в московскую жизнь. С друзьями Репиным и Поленовым всё свободное время тратили на знакомство с городом, с его достопримечательностями. В этих прогулках, по словам живописца, он «набирался московского духа».

Васнецов знакомится с семьёй Павла Третьякова, бывает на музыкальных вечерах в их доме. Знакомство с известным меценатом Саввой Ивановичем Мамонтовым сыграло важную роль в жизни художника. Крупный промышленник и предприниматель, Мамонтов, сумел объединить вокруг себя крупнейших русских художников в содружество, названное впоследствии Абрамцевским кружком. У Мамонтова был талант создавать вокруг себя творческую атмосферу поиска, заражать всех новыми идеями. Именно в этом обществе Васнецов с новой силой ощутил эстетическую ценность русской культуры. Дружба с семьями Третьяковых и Мамонтовых окончательно убедили художника в правильности выбранного им пути.

Васнецов стал первооткрывателем чудесного мира народной поэзии, ввел зрителя в царство сказок, былин, исторических преданий; он нашел изобразиельные средства равнозначные былинно-сказочным речевым оборотам и образам. Умело вводя в картины реальный, но вместе с тем окрашенный определенный настроением пейзаж (встающая над полем боя кроваво-красная луна, никнущие травы, лесные дебри и т.д.) он затрагивал глубиные душевные струны, заставляя зрителя сопереживать изображаемому. Живопись Васнецова отмечена монументально-декоративными чертами и нередко тяготеет с символике, порой словно предвосхищает произведения, написанные в стиле модерн.

В картине «ИВАН-ЦАРЕВИЧ НА СЕРОМ ВОЛКЕ» (1889, Государственная Третьяковская галерея) Виктор Михайлович Васнецов чудесно передал тревожность и загадочность момента. Всё, что взято художником от народа, показано просто и естественно, как в сказке. Мудрость сильного волей народа сказалась в сюжете сказки о поисках прекрасной царевны. Преодолевая хитрые и сложные препятствия, Иван достигает своей заветной цели.

Васнецов писал картину в Киеве, в период работы во Владимирском соборе. Он вспоминал свое детство, таинственную сказочность дремучего леса, любимую, такую волшебно-прекрасную русскую народную сказку. В волшебных сказках многое взято из жизни природы, в которой связана вся жизнь человека. В древности существовал культ волка, и в сказаниях он помогает герою, часто изображали его с крыльями птиц - так быстро он мог передвигаться - почитание в таких сказках связано с солнечной стихией.

Когда картина появилась на выставке, зрители подолгу стояли перед ней. Казалось, они слышали, как шумит лес, как шуршат листья под ногами волка. «Сейчас вернулся с передвижной выставки и хочу под первым впечатлением высказать тебе то, что чувствую, - писал Васнецову Савва Мамонтов. – «Твой Иван-царевич на волке» привёл меня в восторг, я всё кругом забыл, я ушёл в этот лес, я надышался этого воздуха, нанюхался этих цветов. Всё это моё родное, хорошее! Я просто ожил! Таково неотразимое действие истинного и искреннего творчества». Картину купил Третьяков, и с тех пор она висит там, в васнецовском зале, почти напротив «АЛЁНУШКИ». Хвалу настойчивости, выносливости русских людей, гимн светлой и крепкой любви воплотил Васнецов в картине-сказке.

Картина «АЛЁНУШКА» (1881, Государственная Третьяковская галерея) В.М. Васнецова стала одним из самых трогательных и поэтических его созданий. В лето 1880 года художник жил в деревне Ахтырка, в нескольких местах от Абрамцева. Именно здесь он уверился в давно прочувствованном, в том, что пейзаж страны, есть выразительный элемент национальной культуры. Он начинает писать пейзажный этюды, передающие грустное состояние природы. Аленушка - имя, пленившее его, он дает девушке, олицетворявшей образ едва ли не всех героинь русского фольклора. Её образ сложился у Васнецова под впечатлением случайной встречи с простой девочкой–крестьянкой, которая поразила его выражением «чисто русской печали». На берегу темного омута сидит девушка, горестно склонив голову на руки. В природе вокруг все уныло, сочувствует героине. Васнецов раскрыл тончайшую связь между переживаниями человека и состоянием природы, что великолепно передано в народной поэзии. Олицетворение русской женской доли, а может быть, и самой России. Вся картина полна единого настроения скорби, выражает любовь и сострадание к несчастной. Вот эту изумительную связь переживаний человека с природой, эту общность образов народной поэзии чутко воспринял и тонко передал художник. Она стала лейтмотивом его картины. Образ, созданный им прост и естественен. Такую бедняжку-девочку можно было часто увидеть в былое время. Васнецов в картине создал глубоко поэтический, обобщённый образ, выразив средствами живописи поэзию, которая свойственна русским сказкам и песням о горькой судьбе.

Прототипы героев для своих картин Васнецов искал в реальной действительности. Писал этюд для Елены Прекрасной с племянницы Мамонтова юной Наталии Мамонтовой. Он искал в модели такого сходства, которое можно было выразить через позу и общее настроение. Васнецовские женские образы пленительны. Он писал только близких ему людей. Женский образ возвышается до божественного звучания, в нём переплетаются небесное и земное. Вымышленные образы героинь и портреты близких для Васнецова женщин: жена, дочери, племянницы, Вера и Елизавета Мамонтовы с разных сторон высветляют то, что называется русская женская душа. Они – олицетворение Родины, России.

Народные поэтические мотивы были известны Васнецову с юных лет, ещё в Рябове он слышал их от старухи няни и на деревне. О них Виктор Михайлович Васнецов вспоминал, как о давно ушедшем в прошлое дорогом детстве и милой юности. Эти мотивы были ему близки и памятны в последующие годы его дальнейшего художественного мастерства.

Устное народное творчество – не только источник мудрости и красоты, но и вера в богатырское величие и прекрасное будущее. И Васнецов в полотнах показывает силу народа, способность к борьбе, что сделало русских людей могучими и великими. Это мощная эпическая песнь России, её великому прошлому. Защита Родины – одна из основных тем народного творчества. Воин, богатырь, защитник Русской земли – любимый образ преданий, былин и исторических песен.

Былины – русские народные песни. Если сказку рассказывали, то былину пели. До слушателя их доносили певцы-сказители торжественным, величавым, медленным и спокойным тоном повествования, т.е. напевом. Эти песни славили богатырей, их подвиги. Они защищали Русскую землю, побеждали несметные полчища врагов, преодолевали любые препятствия. Во многих сказках и былинах герой оказывается перед выбором, по какой дороге продолжить путь. И всегда выбирает путь, ведущий через опасности. Он бесстрашно преодолевает все преграды и выходит победителем.

Картина «ВИТЯЗЬ НА РАСПУТЬЕ» возникла под впечатлением от былины «Илья Муромец и разбойники». В думах и переживаниях богатыря угадываются раздумья самого художника о выборе своего дальнейшего творческого пути. Что поддержано общим настроением картины, эпическим пейзажем.

Былины рассказывают о событиях далёкого прошлого. В них изображаются сражения с врагами Русской земли. Они хранят память о прошлом нашей Родины. Это реальное. Герой былины, как уже говорилось, богатырь. Он отличается необыкновенной силой, мужеством и смелостью, огромным ростом (вымысел). В богатыре воплощается мощь русского народа, он идеальный герой. Победой русского воина заканчивается любая битва. Необходимость защиты родной земли – основная идея былин. Примером может служить следующее живописное произведение. Самая крупная и значительная работа «БОГАТЫРИ» (1898, Государственная Третьяковская галерея) создавалась более 20 лет. Картину приобрёл Третьяков. В галерее был выстроен Васнецовский зал, в котором повесили полотно. Оно и теперь там находится. Написание этой картины Васнецов воспринимал для себя как гражданский долг, обязательство перед родным народом. Расставаться с ней было очень трудно и грустно. Она была любимым его детищем, к ней «всегда влеклось сердце, и тянулась рука».

Богатырская застава на границе леса и поля – ни ворогу, ни зверю не пройти, птице не пролететь. Илья Муромец – «атаман большой, крестьянский сын». Конь у него огромный, выгнул шею колесом, сверкает раскалённым глазом. С таким не пропадёшь: «С горы на гору перескакивает, с холмы на холму перемахивает». Тяжело повернулся Илья в седле, ногу вынул из стремени, руку в узорной рукавице приставил к глазам. Зорко, сурово смотрит вдаль, приглядывается, нет ли где врага. По правую руку на белом мохнатом коне - Добрыня Никитич вынимает из ножен свой длинный, острый меч-кладенец, а щит у него горит, переливается жемчугами, самоцветами. Налево от Ильи Алёша Попович. Смотрит он лукаво красивыми, ясными глазами, вынул из цветного колчана стрелу, приладил к тонкой тетиве тугого лука. У седла висят гусли-самогуды. Наготове держит нагайку, чтобы хлестнуть коня. Взгляды героев направлены в ту сторону, откуда исходит опасность. Насторожились и повернули головы вправо кони – они чуют врага. Тонкими ноздрями внюхиваются в воздух, напрягли уши – готовы к бою. Породистые лошади сильны, на них могучие наездники. Сколько тяжести в богатырях?! Щит, шлем, доспехи – нелёгкая одежда, а ещё орудия: меч, щит, лук, палица. Тяжёлая ноша для коня, но богатырские лошади сильны, быстры, так же, как и их витязи. Могучая рука Ильи Муромца легко держит палицу. О ней в народе была сложена легенда, её вес 90 пудов: «Как махнёт ею Илья прямо – проложит улицу, махнёт ею налево – проложит переулочек». Васнецову удалось выразить тяжесть палицы и громадную физическую силу Ильи. Кони под стать богатырям, в этом выражается ощущение действительности прошлого, когда конь для всадника был всем: опорой, верным помощником в битве и в жизни.

Васнецов показывает в богатырях главное – преданность родине, готовность служить ей. Необыкновенно сильный, мужественный, смелый, огромного роста богатырь всегда выходит победителем. В нём воплощается мощь русского народа, защитника Русской земли. Люди защищали рубежи родины сообща, именно в те далёкие времена появилась пословица: «Один в поле не воин». Воин, богатырь, защитник Русской земли – любимый образ былин. Сюжеты, образы, поэтика былин нашли отражение в русской литературе. Былины явились источником вдохновения не только художников (Васнецова), но и композиторов, режиссёров и т. д...

В картинах Васнецова, как и в русском народном творчестве воплощена, правда о народе, выражена любовь к русскому человеку и вера в самые лучшие, высокие его качества, дающие ему право на великое будущее. Творчество Васнецова на примере сюжетов из сказок и былин рассказывает о добре и правде, о силе и мужестве, о лучших качествах русского человека.

После революции Васнецов продолжал работать над сказочными сюжетами. В 1883-1885 исполнил монументальное панно Каменный век в Круглом зале Исторического музея в Москве. В 1886 декорации к Снегурочке в Русской частной опере Саввы Мамонтова. В 1885-1886 расписывал Владимирский собор в Киеве, где работал так же и Нестеров, и руководил в нем художественными работами. По рисункам Васнецова построены церковь и Избушка на курьих ножках в Абрамцеве (1883), фасад Третьяковской галереи в Москве. (1901) и др. Он так же выполнял эскизы к мебели и другим произведениям декоративно-прикладного искусства. Во всех работах неуклонно следуя традициям русского искусства. Н.Ге увидел в его работах “синтез древнерусских и византийских черт, искусства прерафаэлитов и даже Микеланджело… но главное - это русский национальный дух”.

Василий Блаженный – памятник древнерусской архитектуры. Собор, построенный по приказу Ивана Грозного в память взятия Казани.

Рябово – село в Вятской губернии – в восьмидесяти километрах от губернского города. В нём провёл детство художник Васнецов.

(1848-1926)

Кузнецова Э.В.

Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в далеком вятском селе Лопьял в большой патриархальной семье деревенского священника. Вскоре семья переехала в село Рябове, где и прошло детство художника. Он рано начал рисовать, но по традиции сыновья должны были наследовать профессию отца, и мальчика в 1858 году отдали в духовное училище, а вскоре перевели в Вятскую духовную семинарию.

Вятская губерния славилась тогда местными художниками. Чего только не делали мастера и мастерицы: вышивка, резьба по дереву, начиная с дуг и вальков и кончая наличниками деревенских изб, разрисованные ложки и мебель, глиняные расписные игрушки, знаменитые вятские пряники - все это мог видеть любознательный и пытливый мальчик.

Природа края с холмистыми перелесками и таежными глухими лесами, извилистыми речками и широкими равнинами таила в себе особое очарование и прелесть. Ее нельзя было не полюбить, не привязаться к ней сердцем. С детских лет слышал Васнецов былины и сказки о русских богатырях, протяжные грустные песни, которые на посиделках при свете лучин пели женщины. Это не могло не оказать влияния на формирование мировоззрения будущего художника на развитие его таланта. Именно в Вятке зародилась его страстная привязанность к искусству, к народному эпосу.

Используя в семинарии каждую свободную минуту, Васнецов с увлечением рисовал, и эта страсть скоро сделалась для него не только радостью и отдыхом, но и главной целью в жизни Васнецов не стал священником, как мечтал отец. На последнем курсе семинарии юноша решил, что уедет из Вятки в Петербург и поступит в Академию художеств.

Исполнив две жанровые картинки - «Молочница» и «Жница» (1867) - и разыграв их в лотерее, Васнецов на вырученные деньги едет в Петербург и начинает заниматься в школе Общества поощрения художеств, а в 1868 году становится учеником Академии. Вынужденный зарабатывать деньги на жизнь, Васнецов дает частные уроки, иллюстрирует различные издания.

В Академии началась дружба художника с Репиным, Антокольским, Крамским, Стасовым. Из академических педагогов Васнецов навсегда запомнил П. П. Чистякова, который сразу почувствовал недюжинный талант юноши и работал с ним, ободряя при неудачах и радуясь его победам. «Много тепла и света внесли в мою жизнь разговоры с Павлом Петровичем Чистяковым», - вспоминал художник. В Академии Васнецов пробыл с 1868 по 1875 год.

Его первые картины - «Нищие», «Чаепитие», «Рабочий с тачкой», «Старуха кормит кур», «Дети разоряют гнезда» - были показаны в 1872--1874 годах на выставках Общества поощрения художеств. В этих произведениях проявились свойственные Васнецову качества: наблюдательность и огромный интерес к жизни народа. Следующие две работы - «Книжная лавочка» (1876, ГТГ), «С квартиры на квартиру» (1876, ГТГ) - закрепили за ним положение художника-жанриста, знающего жизнь, умеющего выразительно и ярко ее воспроизвести.

Стасов справедливо писал, что Васнецов любил народ «не народнически, по-барски, с вышины некоторого искусственного народолюбчества, а попросту, как своих друзей и приятелей». Особый успех выпал на долю картины «С квартиры на квартиру», над которой художник работал с 1875 года. Судьба бедных, одиноких стариков, выброшенных на улицу в холодный морозный день, ищущих пристанища, взволновала художника. Глубокой печалью веет от картины, повествующей о бесприютной старости, о трагедии никому не нужных людей. «Я думаю, - писал Стасов, - каждый из нас таких встречал. Что за бедные люди, что за печальная природа человеческая!.. Прекрасная картина!»

В 1876 году Васнецов по настоятельному совету друзей едет за границу. Поселившись в окрестностях Парижа, он много работает на натуре, его привлекает жизнь людей «простых сословий» - рабочих, крестьян; их он постоянно зарисовывает в свой альбом. Результатом этих наблюдений явилась картина «Балаганы в окрестностях Парижа» (1877, ГРМ).

В 1878 году, после возвращения на родину, Васнецов с семьей переезжает в Москву. «Когда я приехал в Москву, - писал он, - то почувствовал, что приехал домой и больше ехать некуда, - Кремль, Василий Блаженный заставляли меня чуть не плакать, до такой степени все это веяло на душу родным, незабвенным». Здесь он обращается к новым темам: русскому народному эпосу, сказке, родной истории. Этот переход от жанровой живописи к исторической не был неожиданным в творчестве художника. Ещё в Академии художеств Васнецов исполнил ряд набросков на темы русских былин, сделал эскиз «Княжеская иконописная мастерская».

«Противоположения жанра и истории, - писал он, - в душе моей никогда не было, а стало быть и перелома или какой-либо переходной борьбы во мне не происходило… Я всегда был убежден, что в жанровых и исторических картинах… в сказке, песне, былине, драме сказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть и будущим… Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории».

Первая историческая картина «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880, ГТГ) экспонировалась на Восьмой передвижной выставке. Поэтическое сказание «Слово о полку Игореве» привлекло Васнецова могучей эпической силой. Задумав воскресить страницы бессмертной поэмы, художник изучает историю, посещает Оружейную палату, делает множество подготовительных этюдов, ищет наиболее удачное решение темы. Постепенно от эскизов, в которых показана ярость битвы, напряженность схватки, Васнецов переходит к созданию величаво-торжественной трагедии битвы. Стремясь передать глубокий смысл поэмы, ее героическое звучание, художник изображает павших воинов, будто спящих среди бескрайней южной степи, озаренных отблесками восходящей луны. Заметно изменилась творческая манера художника. От маленьких тщательно выписанных картин он обратился к большим монументальным полотнам, к широкой свободной живописи. Вместо темной серо-коричневой гаммы ранних картин появляются звучные, но вместе с тем сдержанные, желтые, голубые, красные и серо-зеленые цвета. Картина не встретила всеобщего одобрения. Одни, как П. П. Чистяков, восторгались, считая ее «необыкновенно замечательной, новой и глубокой поэтической вещью», другие отнеслись к ней более чем равнодушно, не поняв новаторства Васнецова.

В Москве художник сближается с семьей известного мецената, богатого промышленника Саввы Ивановича Мамонтова, сгруппировавшего вокруг себя цвет русской интеллигенции. Летом многие художники переезжали в Абрамцево - имение Мамонтова под Москвой, где ставились спектакли, писались декорации, возводились церкви. Здесь же художники много и плодотворно работали. В 1881 году в Абрамцеве Васнецов написал одно из лучших своих произведений - «Аленушка» (ГТГ) - на сюжет русской сказки. Трогательная нежность и глубокая поэтичность сказки взволновали чуткое, отзывчивое сердце художника. Не буквальное воспроизведение сказочного сюжета, а глубокое проникновение в его эмоциональный строй отличает картину Васнецова. Застывшая поза девочки, склоненная голова, разметавшиеся по плечам каштановые волосы, полный печали взгляд - все говорит о тоске и горе Аленушки. Природа созвучна ее настроению, она словно скорбит вместе с девочкой.

Стройные березки, молоденькие елочки, окружающие Аленушку, словно оберегают ее от злого мира. Картина «Аленушка» - одна из первых в отечественном искусстве, где неразрывно слиты поэзия народных сказаний с поэтичностью и задушевностью родной русской природы.

В Абрамцеве Васнецов принял участие в создании декораций к пьесе-сказке «Снегурочка», которую решено было поставить в 1881 году на любительской сцене Мамонтова. Исполнять спектакль должны были члены мамонтовского кружка. Васнецову досталась роль Деда-Мороза. Нарядные декорации Васнецова донесли до зрителя очарование поэтической сказки. «Никогда еще фантазия, - писал Стасов о декорациях „Палаты Берендея“,--, не заходила так далеко и так глубоко в воссоздании архитектурных форм и орнаментики Древней Руси, сказочной, легендарной, былинной». Стасов добился, чтобы декорации были перенесены на большую, профессиональную, сцену частной оперы Мамонтова. В Абрамцеве же Васнецов выступил и как архитектор: по его проектам была построена небольшая церковь-усыпальница, «избушка на курьих ножках». В начале 1900-х годов по рисунку художника выполнен фасад здания Третьяковской галереи и ряд частных домов.

Чрезвычайно интересна одна из значительных его работ - фриз «Каменный век», созданный Васнецовым для Московского Исторического музея. Предложение историка А. С. Уварова выполнить роспись, посвященную людям каменного века, Васнецов вначале категорически отверг. Но вскоре он согласился выполнить заказ и сразу же взялся за работу: изучал исторические материалы, беседовал с археологами, стараясь представить себе жизнь далеких предков. Около двух лет - и в Москве, и в Абрамцеве - продолжалась работа над двадцатипятиметровым фризом, и только 10 апреля 1885 года художник его закончил.

«Впечатление, произведенное на современников „Каменным веком“, - писал И. Грабарь, - пожалуй, можно сравнить только с впечатлением, произведенным когда-то „Помпеей“ К. Брюллова».

Дар Васнецова-монументалиста, проявившийся в этих фризах, настолько очевиден, что в том же году (1885) его пригласили в Киев для участия в декоративных работах для только что построенного Владимирского собора. Росписи, по замыслу Васнецова, должны были стать памятником древней Руси, поэтому основное место в них уделялось изображениям князей - Владимира, Андрея Боголюбского, Александра Невского, Дмитрия Донского и др. Стены собора Васнецов покрыл орнаментальными украшениями, в которых фантастические цветы и диковинные звери сплетались в причудливые красочные узоры. Выполнять работу было трудно: отцы церкви требовали официально-традиционного решения росписей, а художник не мог отказаться от своего восприятия мира, от живого, реалистического видения. Со стен Владимирского собора смотрели не условные лики святых, а изображенные правдиво и естественно храбрые, могучие русские люди, поборники свободы и справедливости.

Напряженная работа в соборе не помешала Васнецову осуществить и другие творческие замыслы. В 1889 году он написал картину «Иван царевич на Сером волке» (ГТГ) и представил ее на передвижной художественной выставке, выполнил иллюстрации к «Песне про купца Калашникова» (1891).

В 1891 году Васнецов с семьей возвращается из Киева в Москву, поселяется вблизи Абрамцева. При помощи П. М. Третьякова, который купил картины и эскизы художника, и С. И. Мамонтова Васнецов осуществляет давнюю мечту - строит по своему проекту мастерскую. Здесь он принимается за работу над картиной «Богатыри», эскиз к которой был сделан много лет назад.

На Десятой передвижной выставке 1897 года появляется его картина «Царь Иван Васильевич Грозный» (ГТГ). На своей первой персональной выставке в 1898 году Васнецов показал «Богатырей», работа над которыми длилась около двадцати лет.

Решенная в монументально-декоративном плане картина воссоздает образы трех любимейших народом героев былинного эпоса: Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича. Каждого из них отличают индивидуальные особенности.

Стремясь к монументальному решению, Васнецов несколько повышает линию горизонта, и зритель как бы снизу смотрит на всадников, четкие силуэты которых выделяются на фоне светлых облаков. Тонко и благородно сочетаются яркие и звучные краски - зеленая, коричневая, красная, белая, синяя, придавая особую декоративность полотну. Пейзаж, с его необозримой ширью, пологими холмами, лугами, поросшими дикой травой, объединен плавными и спокойными ритмами с фигурами богатырей.

Здесь проявилось умение Васнецова создать эпическое полотно, созвучное народным поэтическим представлениям. В 1898 году «Богатыри» заняли почетное место в Третьяковской галерее.

«Я считаю, что в истории русской живописи „Богатыри“ Васнецова занимают одно из первейших мест», - выразил общее мнение В. В. Стасов. Сравнивая «Бурлаков» Репина с «Богатырями», Стасов писал: «И тут и там - вся сила и могучая мощь русского народа. Только эта сила там - угнетенная и еще затоптанная… а здесь - сила торжествующая, спокойная и важная, никого не боящаяся и выполняющая сама, по собственной воле то, что ей нравится, что ей представляется потребным для всех, для народа».

Максим Горький восторженно писал о художнике: «Все больше я люблю и уважаю этого огромного поэта… А сколько у него еще живых, красивых, мощных сюжетов для картин! Желаю ему бессмертия».

В начале 1900-х годов Васнецов выполняет многочисленные композиции на религиозные темы, работает одновременно над несколькими картинами - «Баян» (1910, ГРМ), «Спящая царевна», «Царевна-лягушка» (1918), «Кащей Бессмертный» (1917--1926), «Царевна Несмеяна» (1914-- 1926)--и рядом других больших композиций (все в Доме-музее В. М. Васнецова в Москве).

Творческая фантазия художника казалась неисчерпаемой. У него было множество замыслов, которым, к сожалению, не суждено было осуществиться. 23 июля 1926 года в Москве, в своей мастерской, работая над портретом художника М. В. Нестерова, Васнецов скончался.

Васнецов Виктор Михайлович , русский живописец.

Учился в Петербурге в Рисовальной школе общества поощрения художеств (1867-68) у И. Н. Крамского и в АХ (1868-75), действительным членом которой стал в 1893. С 1878 член Товарищества передвижников. Посетил Францию (1876) и Италию (1885). Жил в Петербурге и Москве. В годы учёбы выполнял рисунки для журналов и дешёвых народных изделий (“Народная азбука” Столпянского, издавалась в 1867; “Тарас Бульба” Н. В. Гоголя, издавалась в 1874).

В 1870-е гг. выступил с небольшими жанровыми картинами, тщательно написанными преимущественно в серовато-коричневой цветовой гамме. В сценках уличной и домашней жизни мелких купцов и чиновников, городской бедноты и крестьян Васнецов с большой наблюдательностью запечатлел различные типы современного ему общества (“С квартиры на квартиру”, 1876, “Военная телеграмма”, 1878, – обе в Третьяковской галерее).

В 1880-е гг., оставив жанровую живопись, создавал произведения на темы национальной истории, русских былин и народных сказок, посвятив им почти полностью всё своё дальнейшее творчество. Одним из первых русских художников обратившись к русскому фольклору, Васнецов стремился придать эпический характер своим произведениям, в поэтической форме воплотить вековые народные идеалы и высокие патриотические чувства.

Васнецов создал картины “После побоища Игоря Святославича с половцами” (1880), “Аленушка” (1881), проникнутая искренней поэтичностью, “Иван-царевич на сером волке” (1889), “Богатыри” (1881-98), исполненные веры в богатырские силы народа, “Царь Иван Васильевич Грозный” (1897, все в Третьяковской галерее).

С общей направленностью станковой живописи Васнецова 1880-1890-х гг. тесно связаны его работы для театра. Отличающиеся народнопоэтическим складом декорации и костюмы к пьесе-сказке “Снегурочка” А. Н. Островского (поставлена в домашнем театре С. И. Мамонтова в 1882) и одноимённой опере Н. А. Римского-Корсакова (в Московской частной русской опере С. И. Мамонтова в 1886), исполненные по эскизам Васнецова, – пример творческой интерпретации подлинного археологического и этнографического материала, – оказали большое влияние на развитие русского театрально-декорационного искусства в конце 19 – начале 20 вв.

Пейзажные фоны произведений Васнецова на сказочные и исторические темы, проникнутые глубоко национальным ощущением родной природы, то замечательные лирической непосредственностью её восприятия (“Аленушка”), то эпические по характеру (“После побоища Игоря Святославича с половцами”), сыграли важную роль в развитии русской пейзажной живописи.

В 1883-85 Васнецов выполнил монументальное панно “Каменный век” для Исторического музея в Москве, в 1885-96 – большую часть росписей Владимирского собора в Киеве. В росписях Владимирского собора Васнецов пытался внести духовное содержание и эмоциональность в традиционную систему церковной монументальной живописи, которая во 2-й половине 19 в. пришла в полный упадок.

Живопись Васнецова в зрелый период, отличаясь стремлением к монументально-декоративному художественному языку, приглушённому звучанию обобщённых цветовых пятен, а порой и обращением к символике, предвосхищает позже получивший распространение в России стиль “модерн”. Васнецов исполнил также ряд портретов (А. М. Васнецова, 1878; Ивана Петрова, 1883; оба – в Третьяковской галерее), иллюстрации к “Песни о вещем Олеге” А. С. Пушкина (акварель, 1899, Литературный музей, Москва).

По его рисункам сооружены церковь и сказочная “Избушка на курьих ножках” в Абрамцеве (под Москвой; 1883), выстроен фасад Третьяковской галереи (1902). В советское время Васнецов продолжал работать над народными сказочными темами (“Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем”, 1918; “Кащей Бессмертный”, 1917-26; обе картины – в Доме-музее В. М. Васнецова в Москве).

Кто не видел такие знаменитые картины, как «Богатыри» и «Аленушка»? А «Иван Грозный»? Легендарного русского художника, наверное, знают не только взрослые, но и дети, ведь последние могли видеть иллюстрации, выполненные Васнецовым, к русским народным сказкам в детских книжках или журналах.

Как жил художник?

Между тем он мог и не стать художником, ведь в те времена, кода он жил, существовала традиция, согласно которой сыновья должны были пойти по стопам отца и унаследовать его профессию. А отец его, к слову, был священником. Поэтому в 10 лет маленького Виктора отправили учиться сначала в специальное духовное училище, а затем и в духовную семинарию, расположенную в Вятке.

Вятская духовная семинария

Можно сказать, биография Васнецова как художника началась именно здесь. В было много местных художников-любителей и разных мастеров. Все они занимались, кто росписью игрушек, мебели и посуды, кто резьбой по дереву и красивой вышивкой.

Нет сомнений в том, что это оказало огромное влияние на развитие таланта молодого человека, а также на его мировоззрение. Он настолько увлекся рисованием, что если появлялось у него несколько свободных минут, он тут же что-нибудь начинал рисовать. Наверное, тогда он и подумать не мог, что вскоре это станет делом всей его жизни.

Хотя биография Васнецова включает в себя не только информацию о нем как о художнике. Достоверно известно, что он занимался архитектурой и дизайном, а также был живописцем-монументалистом, театральным художником и, как было сказано выше, иллюстратором детских книг.

Академия Художеств и школа Общества поощрения художников

Духовную семинарию он так и уйдя с последнего курса, решил ехать в Петербург, поступать в Академию Художеств. Для этого он пишет две жанровые картинки, «Молочница» и «Жница», продает их и на полученные деньги едет в Академию.

Далее биография Васнецова разворачивается следующим образом. Приехав в Петербург и добравшись до заветной Академии, он сдает и ждет извещения о результатах. Но так и не дождался. Но не потому, что не поступил, а потому, что произошла ошибка, и извещение по какой-то причине ему не доставили. На самом деле он поступил, но узнал об этом только спустя год.

Решив, что попробует поступить еще раз в следующем году, он идет в школу Общества поощрения художников. Там он совершенствует свое мастерство, а параллельно зарабатывает на жизнь иллюстрациями к различным книгам, журналам и даже дает частные уроки.

Художник Васнецов, биография которого содержит много интересных фактов, написал большую коллекцию картин, которые впечатляют своей реалистичностью и простотой. Многие из них он написал, когда учился в Академии, например, такие как «Чаепитие», «Старуха кормит кур», «Нищие» и другие.

После окончания учебы по приглашению своего друга и художника Репина он отправился в Париж. Там он проработал год, и в этой стране им была написана картина «Балаганы в окрестностях Парижа».

Но, кроме потрясающих картин, есть немало портретов, которые написал Васнецов. Биография краткая, изложенная в данной статье, имеет много недосказанных моментов, таких, например, как вышеупомянутое увлечение Виктора Михайловича архитектурой и дизайном.

Дом, в котором жил художник, оформлен в очень интересном, затейливом стиле. И автором этого проекта был, конечно же, Васнецов. На втором этаже этого «терема» располагалась мастерская, в которой появились на свет многие картины, ставшие потом легендой.

Личная жизнь

О семейной жизни художника известно немного. Но сохранившиеся портреты позволяют воочию увидеть жену творца, одну его дочь Татьяну и сыновей Владимира и Бориса.

Со слов его правнучатой племянницы известны некоторые любопытные факты, которые содержит биография Васнецова:

  1. Владимирский собор, расположенный в Киеве, Виктор Михайлович расписывал 10 лет.
  2. Однажды при росписи храма, находясь под самым куполом, Васнецов сорвался вниз. От беды его спасло лишь то, что он зацепился курткой за крюк и повис в воздухе. Вспоминая этот случай позже, он говорил, что его тогда сохранил Господь.
  3. Васнецов очень любил Историю Руси.
  4. Картина «Аленушка» была написана с юродивой девушки-крестьянки, жившей на самом деле. Фоном является также реальное место в Абрамцево. Изначально полотно носило название «Дурочка Аленушка» и никакого отношения к сказке не имело.
  5. Вечерами в семье художника всей семьей читали Библию.
  6. Васнецов был знаком с Николаем II и даже присутствовал на его коронации.
  7. В жизни он был очень экономным человеком, никогда не бросал денег на ветер и каждую заработанную копейку нес в семью.
  8. Васнецов был строгим отцом, но в тоже время детей своих он воспитывал в атмосфере творчества.
  9. Сын художника получил а старшая дочь стала художницей.
  10. Жена Васнецова имела медицинскую профессию, которую получила одной из первых (среди женщин) в Петербурге.

Умер художник в 1926 году, и последними словами его было: «Скажите всем, кто будет спрашивать, как, мол, и что: я только Русью жил…»

Родом из семьи священнослужителей. Отец Михаил Васильевич Васнецов, как и дед, и прадед был священником. На втором году рождения, мальчика и всю семью перевозят в село Рябово, где отец художника получил новый приход. В Рябово в той же губернии прошло детство художника вместе с пятью его братьями. Брат Аполинарий в будущем тоже стал художником, он был младше Виктора Васнецова на восемь лет. Васнецов учился в крестьянской художественной школе в то время, когда шла партийная борьба против священнослужителей. Отец Михаил не мог оплатить учёбу сына в живописи. Так в десять лет мальчик поступает в Вятское духовное училище, затем в четырнадцать – в Вятскую духовную семинарию. На последнем курсе, однако, Виктор уезжает поступать в Академию художеств, не окончив учёбы. Отец благословил сына, а тот выручил деньги на аукционе за две свои картины – «Молочница» и «Жница» - получил уже деньги, будучи в Петербурге. Так в 1867 году Васнецов приехал в Петербург практически без средств на существование.

В Академии художеств молодой Васнецов успешно сдаёт экзамен по рисованию. Но ещё не понял, что поступил и год обучался в Рисовальной школе при Обществе поощрения художеств. С 1868 года он приступает к занятиям в Академии, где его любимым наставником являлся П. Чистяков.

В Академии Васнецов близко дружил с Репиным, писал в духе передвижников жанровые картины. Его первая картина на передвижнической выставке – «Чаепитие в трактире» (1874).

В 1875 году Васнецов В.М. покидает Академию художеств, не окончив, и в 1876 едет в Париж, где находится более года вместе с пенсионерами Академии – Репиным и Поленовым. Пишет картину «Акробаты» (1877) – жанровое, исполненное с французскими декорациями произведение.

Вернувшись в Россию, он вступает в Товарищество передвижных художественных выставок, как жанровый художник. Художник переехал жить в Москву, его новые знакомые – С. Мамонтов и П. Третьяков. В Абрамцеве входит в кружок художников, где проектирует для имения церковь Спаса Нерукотворного. А занятия декорациями для Частной оперы Мамонтова приводят его к увлечению русским фольклором. Васнецов выходец из провинции, был покорён Москвой, её историческими памятниками, здесь развивается и крепнет талант русского художника, происходят большие перемены в его творчестве.

В 1880 году на VIII передвижной выставке появилась картина Васнецова В.М. – «После побоища Игоря Святославича с половцами» - по мотивам «Слова о полку Игореве». Об этой картине с восхищением отзывались И. Крамской, П. Чистяков и И. Репин. Эта картина написана на пороге смут и народных волнений. Задачей нового направления в живописи Васнецова является поиск положительного пути для России. Этому Васнецов посвятил всё своё дальнейшее творчество.

С 1885 по 1896 год Васнецов оформляет Владимирский собор в Киеве. Расписывал он собор вместе с М. Нестеровым. Так Васнецов В.М. стал известным иконописцем и получил большое количество церковных заказов.

В 1892 – профессор Академии. Однако позднее, в 1905 году Васнецов в знак протеста против политических предубеждений молодых художников отказывается от этого звания.

В 1893 году Васнецов получил звание действительного академика живописи.

В 1899 году свет увидела знаменитая картина Васнецова «Богатыри». Тогда состоялась персональная выставка русского художника.

В 1912 году Васнецов возведён в «дворянское Российской империи достоинство со всем нисходящим потомством». Его сказочные картины были символичны в то время Васнецов был противником революции и не принял произошедших перемен. Журналы в пух, и прах громили творчество художника. Последней незаконченной работой Васнецова был портрет М. Нестерова, доброго старого товарища и ученика. Жизнь художника закончилась в другой стране – СССР.

Известные произведения Васнецова Виктора Михайловича

Картина «С квартиры на квартиру» написана в 1876 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Это произведение пронизывает достоевское звучание сюжета. По сюжету картины старик со старухой изгнаны из квартиры по бедности – на это указывают старые одежды, собранный узел – вынуждены скитаться в поисках нового жилища. Лица их преисполнены страданием, в глазах отчаяние и растерянность. Тут же изображена бездомная собака, съёжившаяся от холода, что усиливает безысходность всей сцены. Эта картина считается лучшей из произведений Васнецова, выполненных в жанровом стиле. Здесь нет академизма, вместо которого изображены огромные недостатки общества. Именно поэтому художник оставил Академию художеств и примкнул к передвижничеству.

Васнецов «по мотивам» «Слова о полку Игореве» написал картину «После побоища Игоря Святославича с половцами» в 1880 году. Картину можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. На VIII передвижной выставке 1880 года о показанной картине И.Крамской сказал: « Это вещь удивительная, которая нескоро будет понята по-настоящему». Эта картина представляет собой не взгляд в прошлое, а из прошлого в настоящее. Картина изображает не саму битву, а её завершение. С этой картиной Васнецов перешёл от жанровой живописи к монументальным историческим и фольклорным произведениям. Композиционным и смысловым центром картины является нагрудный крест, свисающий с шеи убитого воина-отрока. Лицо павшего богатыря выражает спокойствие, в нём нет злобы. Всё это показывает умиротворённость картины. Стервятники символизируют бесов, рвущих души людей. Лишь переплетённые тела русского воина и половца говорят о недавнем свирепом бое.

Картина Васнецова В.М. «Алёнушка» (1881). Васнецов писал эту картину на сюжет русской сказки. Начал летом в Ахтырке под Абрамцевом, а закончил зимой в Москве. В то время он посещал музыкальные вечера Третьяковых, где слушал Баха, Моцарта, Бетховена. Васнецов долго вынашивал сюжет «Алёнушки» и написал лишь тогда, когда встретил русскую девушку с глазами полными печали, одиночества. «Каким-то особым русским духом веяло от неё» - рассказывал Васнецов. Лицо, поза, сцепленные пальцы выразительно отображают глубокую печаль девушки. Птицы сказочные притаились на ветвях деревьев. Здесь Васнецов передал переживания человека через природу. Тёмная вода омута притягивает Алёнушку.

Картина «Витязь на распутье» (1882). Создана картина Васнецовым по сюжету былины «Илья Муромец и разбойники». Первые наброски были сделаны художником в 1870-х годах. В 1878 году написан первый вариант картины «Витязь», который открывает серию фольклорных произведений Васнецова. В 1882 году русский художник пишет для С. Мамонтова второй вариант, больший по размерам, обладающий монументальностью живописи. Этот новый вариант был не последним, но стал общепризнанным. В данном произведении переплетаются фольклорная «фантастика» и реалистические детали. При написании картин он изучал историю эпохи в историческом музее, в Оружейной палате. Надписи на камне вещуне взяты художником в Публичной библиотеке. Витязь изображён с опущенным копьём в глубоком раздумье перед камнем, однако, из картины уже понятно какое единственное решение будет принято. Огромная птица – обязательный персонаж русского фольклора – распласталась на линии горизонта. На камне написано: - «Как прямо ехати –живу не бывати – нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетаемому». Другие надписи («Направу ехати – женату бытии; налеву ехати – богату бытии») Васнецов частично стёр или спрятал подо мхом. Выписанные череп и кости дополняют фабулу картины.

Шедевр Васнецова В.М. Картина «Богатыри»

Картина создавалась с 1881 по 1898 годы и хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Над этой картиной художник работал почти тридцать лет (первый набросок был сделан в 1871 году). В Париже в 1876 году – эскиз, сделанный в парижской мастерской Поленова. В апреле 1898 года законченную картину купил П. Третьяков, «Богатыри» стали одним из последних его приобретений. В этом же году Васнецов организовал персональную выставку, на которой «Богатыри» были главным произведением. По словам Васнецова «Богатыри» были его творческим долгом, обязательством перед родным народом. Так наряду с жёстким отображением жизни (реализмом) возник интерес к истокам народной культуры, к фольклору.

Илья Муромец Васнецова простой бесхитростный человек, могучий воин.

Добрыня Никитич опытный мужественный, предусмотрительный и образованный (в молодости он прошёл «школу» у шести старцев). Этот образ взят Васнецовым из народного эпоса.

Зритель смотрит на богатырей как бы снизу вверх, что достигнуто приёмом расположения линии горизонта в более высокое положение. Тут и меч кладинец, и лютый конь под Ильёй, на что указывает массивная металлическая цепь. Всё это взято из былинных сказаний о русских богатырях.

  • Акробаты

  • С квартиры на квартиру

  • Витязь на распутье

  • Алёнушка

  • После побоища Игоря Святославича с половцами

Top