Коллективные переговоры. Меры поощрения за труд

Комментарий к статье 37

1. Коллективные переговоры проводятся соответствующими комиссиями, формируемыми сторонами социального партнерства на равноправной основе. О соответствующих комиссиях (см. ст. 35 ТК и комментарий к ней).

2. Часть 1 комментируемой статьи определяет правомочия сторон социального партнерства по определению предмета коллективных переговоров. Перечень вопросов, являющихся предметом коллективных переговоров определяется участниками коллективных переговоров самостоятельно. При этом стороны должны учитывать общие правила разграничения полномочий по регулированию трудовых отношений между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, работодателями (см. об этом подробнее ст. ст. 6 - 9 ТК и комментарий к ним).

3. Общие правила проведения коллективных переговоров установлены в ч. 9 ст. 37. Участники переговоров самостоятельно определяют сроки, место и порядок их проведения. Поскольку коллективные переговоры проводятся соответствующими комиссиями, состоящими из лиц, представляющих стороны переговоров (участников переговоров), то и указанные решения принимаются соответствующей комиссией, определяя порядок ее деятельности.

4. Части 2 - 5 комментируемой статьи устанавливают порядок определения участников коллективных переговоров, представляющих работников, при проведении переговоров на локальном уровне.

Часть 2 определяет возможные действия представителей работников при наличии нескольких первичных профсоюзных организаций (двух или более), которые в совокупности объединяют более половины работников данного работодателя. Эти организации для ведения коллективных переговоров вправе образовать единый представительный орган работников. Для создания такого органа необходимо принятие соответствующего решения выборным органом каждой из первичных профсоюзных организаций. Если какая-либо из первичных профсоюзных организаций не примет данное решение, но решения будут приняты иными профсоюзными организациями, которые в совокупности объединяют более половины работников данного работодателя, то решение о создании единого представительного органа следует считать состоявшимся. Формирование данного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза, состоящих на учете в соответствующей организации профсоюза. При этом в едином представительном органе должна быть представлена каждая профсоюзная организация, участвовавшая в создании единого представительного органа. Например, если в организации действуют две профсоюзные организации, одна из которых представляет 500 человек, а другая - 100, то в состав комиссии по ведению коллективных переговоров первая организация может направить пять человек, а вторая одного. В данном случае именно единый представительный орган может выступать инициатором проведения коллективных переговоров.

Часть 3 определяет возможные действия представителей работников при наличии первичной профсоюзной организации, которая объединяет более половины работников, занятых у соответствующего работодателя. Такая профсоюзная организация может выступить инициатором коллективных переговоров вне зависимости от наличия или отсутствия иных профсоюзных организаций.

Часть 4 применяется в том случае, когда в профсоюзные организации, действующие у конкретного работодателя, объединено не более половины работников, либо если меньшинство работников объединено в профсоюзные организации, участвовавшие в создании единого представительного органа. В данном случае решение о представительстве принимается непосредственно работниками. Для этого проводится собрание (конференция) работников, которая определяет первичную профсоюзную организацию, которая будет представлять работников в коллективных переговорах, либо избирает иного представителя. Соответствующее решение принимается на собрании (конференции) работников тайным голосованием. Поручение представления работников первичной профсоюзной организации возможно только при наличии ее согласия, выраженного в решении выборного органа. Об ином представителе работников см. ст. 31 ТК и комментарий к ней.

Часть 5 устанавливает гарантии участия в коллективных переговорах представителей первичных профсоюзных организаций, которые не участвовали в инициировании коллективных переговоров. Представители работников, определенные в соответствии с ч. ч. 2 - 4 ст. 37, обязаны проинформировать о выдвижении предложения о начале коллективных переговоров все иные первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя. Такое извещение должно быть осуществлено в письменной форме в день направления работодателю предложения о начале коллективных переговоров. Первичные профсоюзные организации, проинформированные о начале коллективных переговоров и желающие участвовать в коллективных переговорах с самого начала, должны направить своих представителей в состав единого представительного органа в течение пяти рабочих дней с момента получения извещения. Если указанный срок пропущен или данные первичные профсоюзные организации отказались от участия в коллективных переговорах, то переговоры начинают без их представителей. В любом случае за этими первичными профсоюзными организациями сохраняется право присоединиться к участию в коллективных переговорах в течение одного месяца со дня их начала. По истечении месяца в участии в переговорах им может быть отказано.

5. Часть 6 устанавливает порядок определения участников коллективных переговоров, представляющих работников, при проведении переговоров на всех остальных уровнях (федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом, территориальном).

Если на соответствующем уровне действует несколько профсоюзов (объединений профсоюзов), то они также могут создать единый представительный орган. Формирование такого органа осуществляется с учетом количества членов профсоюза (профсоюзов), представляемых соответствующим профсоюзом (объединением профсоюзов); причем каждый профсоюз (объединение профсоюзов) должен быть представлен в данном органе. На практике формирование единого представительного органа на рассматриваемых уровнях зачастую осуществляется на основе пропорционального представительства.

Если договоренность о создании единого представительного органа между профсоюзами (объединениями профсоюзов) не достигнута, то право на ведение коллективных переговоров предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов). При этом не имеет значения составляет ли данное число членов профсоюза (профсоюзов) большинство работников, занятых на соответствующем уровне: правом на ведение коллективных переговоров обладает профсоюз (объединение профсоюзов), который объединяет большее количество работников по сравнению с другими профсоюзами (объединениями профсоюзов), представляющими работников на соответствующем уровне.

Трудовой кодекс не определяет сроки, в течение которых должна быть достигнута договоренность о формировании единого представительного органа. Как следствие, отсутствует указание на время, по истечении которого наиболее представительный профсоюз (объединение профсоюзов) имеет право на самостоятельное формирование представительного органа. В данном случае следует применять аналогию закона: если единый представительный орган не создан в течение пяти рабочих дней с момента извещения иных профсоюзов (объединений профсоюзов), то ведение коллективных переговоров осуществляет профсоюз, объединяющий наибольшее количество работников.

6. Части 7, 8 комментируемой статьи устанавливают обязанности сторон коллективных переговоров по обеспечению проведения переговорного процесса.

Трудовой кодекс предусматривает обязанность каждой из сторон переговоров предоставлять другой стороне (другим сторонам) имеющуюся у них информацию, необходимую для коллективных переговоров. Такая информация должна быть предоставлена не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса. Данный запрос необходимо составлять в письменной форме и направлять его другой стороне (сторонам) способом, позволяющим зафиксировать факт его получения другой стороной (вручение уполномоченному лицу под расписку, направление почтовой связью с уведомлением о вручении и т. п.).

При этом участники переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров (эксперты, специалисты, посредники), не должны разглашать полученные сведения, если они относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой или иной). О понятии государственной, служебной и коммерческой тайны (см. комментарий к ст. 57 ТК).

Лица, разгласившие указанные сведения, могут быть привлечены к ответственности, установленной федеральным законом. Участники коллективных переговоров, представляющие работодателя, а также состоящие в трудовых отношениях с профсоюзом (объединением профсоюзов, профсоюзной организацией), могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности (см. гл. 30 ТК и комментарий к ней).

Эти и иные лица, связанные с ведением коллективных переговоров, за данное правонарушение могут быть привлечены к административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности. Статья 13.14 КоАП предусматривает ответственность в виде административного штрафа, налагаемого на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда, а на должностных лиц - от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда, за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом, при условии, что лицо, разгласившее информацию, получило к ней доступ в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей.

В силу ст. 139 ГК РФ к гражданско-правовой ответственности за нарушение законодательства о служебной и коммерческой тайне могут быть привлечены: во-первых, лица, получившие данную информацию незаконными методами; во-вторых, работники, разгласившие служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, и в-третьих, контрагенты, нарушающие соответствующие обязательства, принятые по гражданско-правовому договору. Лица, участвующие в коллективных переговорах, не относятся ни к одной из вышеперечисленных категорий. Исключение составляют лишь эксперты, специалисты и посредники, приглашенные работодателем и оказывающие ему соответствующие услуги на основании гражданско-правового договора, а также работники организации. Однако работники за разглашение информации, составляющей служебную или коммерческую тайну, могут быть привлечены лишь к полной материальной ответственности (но ни к гражданско-правовой). Об этом см. п. 7 ст. 243 ТК и комментарий к нему. Таким образом, лица, участвующие в коллективных переговорах, в настоящий момент не могут быть привлечены к гражданско-правовой ответственности, за исключением экспертов, специалистов и посредников, оказывающих работодателю соответствующие услуги на основании гражданско-правового договора.

В соответствии со ст. 183 УК РФ к уголовной ответственности за незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую тайну, может быть привлечено лицо, которому она была доверена или стала известна по службе или работе. К этим лицам из числа участников коллективных переговоров могут быть отнесены работники, получившие доступ к соответствующей информации в силу своих трудовых обязанностей вне зависимости от их участия в коллективных переговорах. Уголовная ответственность за разглашение государственной тайны предусматривается ст. 283 УК РФ.

7. Трудовой кодекс не содержит императивных норм относительно сроков проведения коллективных переговоров, осуществляя по данному вопросу лишь косвенное регулирование.

В частности, ч. 2 ст. 40 ТК обязывает стороны коллективных переговоров по заключению коллективного договора по истечении трех месяцев со дня начала коллективных переговоров подписать коллективный договор на согласованных условиях. Однако подписание в данном случае коллективного договора не является основанием для прекращения переговоров, которые могут продолжаться относительно существующих разногласий.

Косвенным ограничителем срока проведения коллективных переговоров выступает также трехмесячный срок освобождения от основной работы лиц, в них участвующих (см. ст. 39 ТК и комментарий к ней).

Поощрение за труд - это публичное признание заслуг работника, его успехов в работе в форме применения к нему мер поощрения. Основанием для применения к работнику мер поощрения является его добросовестный эффективный труд, т.е. безупречное выполнение трудовых обязанностей, повышение производительности труда, улучшение качества продукции, продолжительная добросовестная работа, а также другие достижения в работе.

Меры поощрения за труд по их основаниям и по тому, кто их применяет, можно разделить на два вида:

  • 1) меры поощрения, применяемые работодателем;
  • 2) меры, применяемые соответствующими органами за особые трудовые заслуги перед обществом и государством.

Мерами поощрения, указанными в ст. 191 ТК РФ, являются: объявление благодарности, выдача премии, награждение ценным подарком, почетной грамотой, представление к званию лучшего по профессии. Названный перечень мер поощрения примерный, другие виды поощрения работников определяются также уставами и положениями о дисциплине.

Работодатель может применить к работнику одновременно несколько мер поощрения (например, объявить благодарность и выдать премию). КЗоТ РФ запрещал применять поощрение в течение срока действия дисциплинарного взыскания. Трудовой кодекс РФ подобного запрета не содержит, поэтому работодатель вправе действовать по собственному усмотрению. Однако данное утверждение не бесспорно. Применяя поощрение к нарушителю трудовой дисциплины, работодатель подрывает принцип института дисциплинарной ответственности - длящегося (в течение одного года) воздействия дисциплинарного взыскания. В данном случае работодателю целесообразно досрочно снять дисциплинарное взыскание, это и будет своеобразной мерой поощрения работника.

Поощрение оформляется приказом (распоряжением) работодателя. Сведения о поощрениях в обязательном порядке должны найти отражение в личной карточке работника (унифицированной форме N Т-2, утв. постановлением Государственного комитета РФ по статистике от 5 января 2004 г.).

Высшей формой поощрения граждан за выдающиеся заслуги в защите Отечества, экономике, науке, культуре, искусстве, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан и иные заслуги перед государством служат государственные награды.

Государственными наградами РФ являются: звание Героя Российской Федерации, ордена, медали, знаки отличия РФ, почетные звания Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией РФ установление государственных наград и почетных званий России отнесено к компетенции органов государственной власти Российской Федерации. Право награждать государственными наградами РФ и присваивать почетные звания РФ и высшие специальные звания принадлежит Президенту РФ. Виды государственных наград закрепляет Положение о государственных наградах Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 2 марта 1994 г. Этим же Положением определяется и порядок возбуждения ходатайств о награждении государственными наградами и представления работников к награждению.

труд охрана договор занятость

Задача 1. По завершении коллективных переговоров между представителями работодателя (ОАО) и профсоюзным комитетом данного акционерного общества, представляющим интересы работников, проект коллективного договора (с учетом замечаний, поступивших из структурных подразделений), был вынесен на рассмотрение конференции трудового коллектива. В ходе обсуждения проекта по предложению одного из работников большинством голосов было принято решение направить проект коллективного договора на согласование в отраслевой территориальный профсоюзный орган и лишь после его одобрения подписать коллективный договор.

В каком порядке подписывается и вступает в действие коллективный договор? Подлежит ли он согласованиям, регистрации и кто их осуществляет?

Коллективный договор - это письменный официальный документ, обязательный для исполнения как работниками, так и работодателем.

Коллективный договор принимается в особом порядке, предусмотренном как Трудовым кодексом РФ, так и Законом РФ от 11 марта 1992 г. N 2490-1 "О коллективных договорах и соглашениях" (с изм. и доп. от 24 ноября 1995 г., 1 мая 1999 г., 30 декабря 2001 г., 29 июня 2004 г.). Для заключения коллективного договора необходимо пройти ряд последовательных стадий, и никакой другой нормативно-правовой акт предприятия не может называться коллективным договором, если эти стадии он не прошел.

Согласно ст. 40 ТК РФ коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях.

Коллективный договор заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором.

Действие коллективного договора распространяется на всех работников организации, индивидуального предпринимателя, а действие коллективного договора, заключенного в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, - на всех работников соответствующего подразделения.

Коллективный договор сохраняет свое действие в случаях изменения наименования организации, изменения типа государственного или муниципального учреждения, реорганизации организации в форме преобразования, а также расторжения трудового договора с руководителем организации.

Коллективный договор, соглашение в течение семи дней со дня подписания направляются работодателем, представителем работодателя (работодателей) на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду. Отраслевые (межотраслевые) соглашения, заключенные на федеральном уровне социального партнерства, межрегиональные соглашения регистрируются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективные договоры, региональные и территориальные соглашения - соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрена возможность наделения органов местного самоуправления полномочиями по регистрации коллективных договоров и территориальных соглашений.

Вступление коллективного договора, соглашения в силу не зависит от факта их уведомительной регистрации.

При осуществлении регистрации коллективного договора, соглашения соответствующий орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда. Условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению.

Задача 2. Безработная Карпова была направлена органом государственной службы занятости на работу в ОАО "Кондитерское предприятие "Летен". Непосредственно перед заключением трудового договора необходимо было пройти медицинское освидетельствование. Органы государственной службы занятости потребовали представить результаты медицинского обследования в течение 10 дней.

Указанное требование было выполнено Карповой. В свою очередь, Карпова потребовала возмещения расходов на медицинское освидетельствование от службы занятости.

Служба занятости отказалась возместить расходы, мотивируя такой отказ тем, что обязательства государственной службы занятости сводятся к трудоустройству и выплате пособий по безработице. Подобные же расходы служба занятости не должна возмещать.

Правомерно ли решение службы занятости? Если нет, то в каком порядке оно может быть обжаловано? Охарактеризуйте основные направления деятельности органов государственной службы занятости?

Решение правомерно, так органы государственной службы занятости предоставили Карповой работу. В соответствии с ч.2 ст.12 Закона "О занятости населения" безработным гражданам гарантируются: бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости на профессиональное обучение.

Основными направлениями деятельности государственных служб занятости являются:

  • - регистрация безработных;
  • - регистрация вакантных мест;
  • - трудоустройство безработных и других лиц, желающих получить работу;
  • - изучение конъюнктуры рынка труда и предоставление информации о ней;
  • - тестирование лиц, желающих получить работу;
  • - профессиональная ориентация и переподготовка безработных;
  • - выплата пособий зарегистрированным безработным.

Наиболее ярким проявлением социально-партнерских отношений выступает переговорный процесс, результатом которого является установление условий труда и основных направлений социальной политики в отрасли, у работодателя, на конкретной территории. Именно в переговорном процессе достигается взаимное согласование интересов сторон социального партнерства, вырабатываются взаимные договоренности, определяются основы осуществления социально-трудовой политики.

Коллективные переговоры – это все переговоры, которые проводятся между работодателем, группой работодателей или одной или несколькими организациями работодателей, с одной стороны, и одной или несколькими организациями трудящихся – с другой, в целях:

15. определения условий труда и занятости; и/или

16. регулирования отношений между работодателями и трудящимися; и/или

17. регулирования отношений между работодателями или их организациями и организацией или организациями трудящихся (Конвенция МОТ № 154 «о содействии коллективным переговорам»).

Следует учитывать, что в рамках системы «трипартизма» в коллективных переговорах могут принимать участие представители государства или местного самоуправления. Они являются в таком случае полноправными участниками переговоров.

Законодательство Российской Федерации устанавливает общий порядок проведения коллективных переговоров в главе 6 Трудового кодекса РФ. Данный порядок имеет общее значение и применяется для проведения переговоров любого уровня. Закон определяет лишь принципиальную схему проведения коллективных переговоров, которая должна быть конкретизирована в ходе конкретных переговоров их сторонами самостоятельно.

Правом на ведение коллективных переговоров от имени сторон социального партнерства обладают соответствующие представители.

Под представителями работников принято понимать лиц, признанных в качестве представителей работников в соответствии с законодательством или практикой (Конвенция МОТ № 135 «О защите прав представителей трудящихся на предприятии и предоставляемых им возможностях»). Представителями работников являются профессиональные союзы и их объединения, профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, иные представители, избираемые работниками.

Наиболее часто представителями работников при проведении коллективных переговоров являются профессиональные союзы, которые могут участвовать в переговорах любого уровня. По общему правилу на локальном уровне первичные профсоюзные организации и их органы представляют в социальном партнерстве интересы работников данного работодателя, являющихся членами соответствующих профсоюзов, а в случаях и порядке, которые установлены Трудовым Кодексом, – интересы всех работников данного работодателя независимо от их членства в профсоюзах. Такое представительство распространяется и на рассмотрение и разрешение коллективных трудовых споров работников с работодателем (ст. 30 ТК РФ).



Иные представители работников могут быть избраны работниками при отсутствии в организации первичной профсоюзной организации, а также если существующая профсоюзная организация не объединяет более половины наемных работников данного работодателя и не уполномочена представлять интересы всех работников в социальном партнерстве. Соответствующие представители избираются на общем собрании (конференции) работников тайным голосованием и уполномочиваются ими на представление своих интересов.

Трудовой кодекс РФ не предъявляет никаких формальных требований к юридической личности таких представителей. Очевидно, что в современных условиях работники, избирая своих представителей, вправе либо наделить полномочиями на представительство конкретное лицо, либо сформировать особый представительный орган (в частности орган общественной самодеятельности). Конкретный представитель или представительный орган может быть избран исключительно из числа работников соответствующего работодателя.

Иные представители могут представлять интересы работников при осуществлении социально-партнерского взаимодействия исключительно на локальном уровне. Наличие такого представителя не может являться препятствием для осуществления профсоюзной организацией своих полномочий.

Представлять в коллективных переговорах работодателей могут:

Руководитель организации, лично работодатель – индивидуальный предприниматель, уполномоченные ими лица;

Объединение работодателей;

Органы исполнительной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления.

Руководитель организации, лично работодатель – индивидуальный предприниматель, уполномоченные ими лица осуществляют представительство работодателя на локальном уровне и в индивидуальных, и в коллективных трудовых отношениях.

На иных уровнях представительство работодателей осуществляют соответствующие объединения. Особые правила установлены в отношении представительства работодателей – государственных и муниципальных учреждений, организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов. Их могут представлять органы исполнительной власти, органы местного самоуправления.

Объединение работодателей – это некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления (ст. 34 ТК).

Правовое положение объединений работодателей определяется Федеральным законом от 27 ноября 2002 г. № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей». Объединения работодателей могут создаваться по территориальному (региональному, межрегиональному), отраслевому, межотраслевому, территориально-отраслевому признакам. Учредителями объединения работодателей могут быть не менее двух работодателей или двух объединений работодателей. Их деятельность осуществляется на основе принципа добровольности вступления и выхода из него конкретных работодателей или объединения работодателей.

Основная задача объединения работодателей – представительство законных интересов и защита прав своих членов в сфере социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений.

Для реализации своих задач объединения работодателей:

7.формируют согласованную позицию членов соответствующего объединения по вопросам регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений и отстаивают ее во взаимоотношениях с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления;

8.через своих представителей участвует в коллективных переговорах по заключению и изменению соглашений, участвует в формировании и деятельности соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, примирительных комиссиях, трудовом арбитраже по рассмотрению и разрешению коллективных трудовых споров;

9.осуществляет контроль за выполнением заключенных соответствующим объединением работодателей соглашений;

10. содействует выполнению членами объединения работодателей обязательств, предусмотренных соглашениями и коллективными договорами;

11. проводит консультации с профессиональными союзами и их объединениями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления по основным направлениям социально-экономической политики.

Объединение работодателей несет ответственность за нарушение или невыполнение заключенных ими соглашений в части, касающейся обязательств соответствующего объединения, и не отвечает по обязательствам членов объединения работодателей, в том числе и по обязательствам, которые предусмотрены соглашениями, заключенными объединениями работодателей.

Структура, порядок формирования и полномочия органов управления объединения работодателей, порядок принятия ими решений устанавливаются объединением работодателей самостоятельно и фиксируются в их уставах.

Органы исполнительной власти, иные государственные органы местного самоуправления осуществляют представительство государственных и муниципальных учреждений, а также организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов. Полномочия на осуществление представительства устанавливаются либо законодательством, либо работодателями. Данный вид представительства работодателей используется в тех случаях, когда решение вопросов, составляющих предмет коллективных переговоров, находится вне сферы компетенции конкретного работодателя (например, определение размеров оплаты труда лиц, работающих в организациях, финансируемых из соответствующего бюджета). Возможность представления указанных работодателей органами исполнительной власти, органами местного самоуправления не исключает представительство со стороны объединения работодателей.

Общие полномочия федеральным органам исполнительной власти представлять работодателей - подведомственные указанным органам организации при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении отраслевых (межотраслевых) соглашений на федеральном уровне предоставлены постановлением Правительства РФ от 10 августа 2005 г. № 500 «О наделении федеральных органов исполнительной власти правом представления работодателей при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении отраслевых (межотраслевых) соглашений на федеральном уровне». Полномочия конкретных органов исполнительной власти на представление работодателей в отношениях социального партнерства могут устанавливаться в положениях об этих органах. В частности, полномочия на представительство соответствующих работодателей оговорены применительно к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Началом коллективных переговоров является обязательное в силу закона принятие выдвинутого в надлежащем порядке предложения о вступлении в переговоры.

Инициатором начала коллективных переговоров по разработке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения вправе выступить любая из сторон.

Предложение о начале коллективных переговоров выдвигается от имени представителей работников или работодателей органом, к компетенции которого отнесено принятие соответствующего решения (профсоюзный комитет, совет объединения профсоюзов, исполнительный орган объединения работодателей или конкретного работодателя и т. п.). Процедура принятия решения определяется уставами и регламентами организаций работников или работодателей.

Статья 36 ТК РФ устанавливает, что представители стороны, получившие от другой стороны предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения уведомления. Вступление в переговоры осуществляется путем направления ответа с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий.

Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа.

Коллективные переговоры по подготовке проектов коллективного договора, соглашения, их заключения проводятся соответствующими комиссиями, формируемыми сторонами на равноправной основе. Так, Федеральный Закон от 1 мая 1999 г. № 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» относит к основным целям комиссии как органа социального партнерства регулирование социально-трудовых отношений и согласование социально-экономических интересов сторон. В качестве одной из задач комиссии определено ведение коллективных переговоров и подготовка генерального соглашения между общероссийскими объединениями профессиональных союзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации.

Законодательство устанавливает определенные гарантии проведения переговорного процесса . Так, стороны должны предоставлять друг другу имеющуюся у них информацию, необходимую для коллективных переговоров, не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса. При этом участники переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если они относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой или иной).

Обеспечению коллективных переговоров служат также гарантии и компенсации, устанавливаемые для лиц, участвующих в переговорах .

Лица, участвующие в переговорах, подготовке проекта коллективного договора, соглашения, освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон, но не более трех месяцев. Оплата услуг экспертов, специалистов и посредников производится приглашающей стороной. Исключение из этого правила может быть предусмотрено коллективным договором, соглашением.

Представители работников, участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения не могут быть без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство, подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя, за исключением случаев расторжения трудового договора за совершение проступка, за совершение которого в соответствии с ТК, иными федеральными законами предусмотрено увольнение с работы (ст. 39 ТК РФ).

Коллективные переговоры при множественности представителей работников. Более сложна организация коллективных переговоров в тех случаях, когда работники, занятые у конкретного работодателя, объединены в несколько (две и более) организаций. В этих случаях необходимо обеспечить единство представителей работников. Проще говоря, работники в коллективных переговорах должны быть представлены одним представителем. Такой представитель именуется «единый представительный орган».

Обеспечение единства представительства работников может осуществляться несколькими способами в зависимости от численности существующих первичных профсоюзных организаций.

1.Если имеется первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников, то она имеет право по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа.

2.Несколько профсоюзных организаций , объединяющих в совокупности более половины работников данного работодателя, могут по решению их выборных органов создать единый представительный орган. Формирование единого представительного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом в его состав должен быть включен представитель каждой из первичных профсоюзных организаций, создавших единый представительный орган.

3.Если профсоюзные организации, пожелавшие создать единый представительный орган, не объединяют более половины работников , то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может определить ту первичную профсоюзную организацию, которой при согласии ее выборного органа поручается направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников. В случаях, когда такая первичная профсоюзная организация не определена или работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации, общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может избрать из числа работников иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями.

За первичными профсоюзными организациями, не участвующими в коллективных переговорах, в течение одного месяца со дня начала коллективных переговоров сохраняется право направить своих представителей в состав единого представительного органа.

Несколько иные правила формирования единого представительного органа работников установлены на уровне Российской Федерации, одного или нескольких субъектов РФ, отрасли, территории. При наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа, формируемого с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов. При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза.

Моментом окончания коллективных переговоров является момент подписания коллективного договора, соглашения либо протокола разногласий.

Коллективный договор, соглашение в течение семи дней направляются представителем работодателя (работодателей) в соответствующий орган по труду для уведомительной регистрации. Правда, вступление коллективного договора, соглашения в силу не зависит от факта их уведомительной регистрации. При осуществлении регистрации коллективного договора, соглашения орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, и в государственную инспекцию труда. Такие условия недействительны и не подлежат применению.

Представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению и изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров.

Представители стороны, получившие уведомление в письменной форме с предложением о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения уведомления.

Коллективные переговоры вправе начать любая из сторон.

Для этого она должна направить другой стороне письменное уведомление с предложением о начале коллективных переговоров. Сторона, получившая уведомление, обязана в 7-дневный срок вступить в коллективные переговоры, т.е. выдвинуть встречные предложения по составу комиссии, уточнить дату и время начала работы комиссии по ведению коллективных переговоров (по регулированию социально-трудовых отношений).

Представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов. На федеральном, региональном, территориальном и отраслевом уровнях при заключении соответствующих соглашений, проведении консультаций и согласований социально-экономической политики работников представляют только профессиональные союзы, их территориальные организации, объединение профсоюзов (региональные, общероссийские). Другие представители работников на этих уровнях социального партнерства участия не принимают.

Интересы работников организации при осуществлении социального партнерства представляет первичная профсоюзная организация. Это общее правило.

При отсутствии в организации первичной профсоюзной организации, а также при наличии профсоюзной организации, объединяющей менее половины работников, на общем собрании (конференции) работники могут поручить представление своих интересов указанной профсоюзной организации либо иному представителю. Однако наличие представителя не может являться препятствием для осуществления профсоюзной организацией своих полномочий.

Работники, не являющиеся членами профсоюза, имеют право уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем.

Представителями работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора являются руководитель организации или уполномоченные им лица в соответствии с Трудовым кодексом РФ, законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами организации и локальными нормативными актами.

В том случае, когда в организации одновременно функционируют единоличный и коллективный исполнительный орган, нужно обратиться к положениям устава, определяющего компетенцию органов управления. Если упоминания о представительстве в коллективных трудовых отношениях нет, представителем работодателя должно выступить лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, поскольку оно реализует трудовую правосубъектность юридического лица.

Своеобразный порядок представительства существует в товариществах. Согласно ст.72 ГК РФ ведение дел полного товарищества осуществляют его участники совместно либо один или некоторые из них. Они действуют от имени юридического лица, а специальный орган управления не создается. Делами товарищества на вере управляют полные товарищи (ст.84 ГК РФ).

В коллективных трудовых отношениях от имени товарищества должен выступить тот его участник (участники), который учредительными документами уполномочен на ведение дел этой организации34.

При заключении коллективного договора в филиале, представительстве, ином структурном подразделении представительство интересов работодателя может осуществляться по доверенности руководителями структурного подразделения.

При участии в механизме социального партнерства на федеральном, региональном, территориальном и отраслевом уровнях работодателей представляют соответствующие объединения.

Объединение работодателей – некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов н защиты своих членов во взаимоотношениях с профсоюзными организациями, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Объединения работодателей участвуют в коллективных переговорах, проводимых на уровне региона, отрасли, территории, а также на федеральном уровне при заключении или изменении соглашений. Они представляют интересы своих членов при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений. Они же от имени работодателей принимают участие в разрешении коллективных трудовых споров. Объединения работодателей выполняют лишь представительские функции – правовые последствия его действий наступают для членов объединения.

Работодатель обязан создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников. Конкретные обязательства работодателя могут устанавливаться в коллективных договорах, соглашениях.

Порядок ведения коллективных переговоров. Участники коллективных переговоров свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений. Предмет коллективных переговоров определяется с учетом цели регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

При наличии в организации двух и более профсоюзных организаций они создают единый представительный орган. Порядок и условия создания такого органа определяют сами профсоюзы с соблюдением принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом представитель должен быть определен от каждой профсоюзной организации.

Если единый представительный орган не создан в течение пяти календарных дней с момента начала коллективных переговоров, то представительство интересов всех работников организации осуществляет первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников.

Если ни одна из первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием определяет первичную профсоюзную организацию, которой поручается формирование представительного органа.

В случаях, предусмотренных ч.3 и 4 ст.37 ТК РФ, за иными первичными профсоюзными организациями сохраняется право направить своих представителей в состав представительного органа до момента подписания коллективного договора. Такой же подход применяется при наличии в обособленном структурном подразделении нескольких профсоюзных организаций.

Право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашений от имени работников на уровне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, отрасли, территории предоставляется соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов).

При наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, формируемого с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов. При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).

Стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.

Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной). Государственная тайна охраняется Законом РФ от 21 июля 1993г. № 5485-1 «О государственной тайне»35, коммерческая тайна и служебная тайна – охраняются в соответствии с гражданским законодательством (ст.139 ГК РФ).

Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности (ст.183, 283 УК РФ). Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками указанных переговоров.

Гарантии и компенсации лицам, участвующим в коллективных переговорах. Лица, участвующие в коллективных переговорах, подготовке проекта коллективного договора, соглашения, освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон, но не более трех месяцев.

Все затраты, связанные с участием в коллективных переговорах, компенсируются в порядке, установленном законодательством, коллективным договором, соглашением. Оплата услуг экспертов, специалистов и посредников производится приглашающей стороной, если иное не будет предусмотрено коллективным договором, соглашением.

Для представителей работников установлены дополнительные гарантии по защите от преследования за осуществление представительских полномочий. Так, представители работников, участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения не могут быть без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство, подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя, за исключением случаев расторжения трудового договора за совершение проступка, за который в соответствии с Трудовым кодексом РФ (пп.5-8, 11 ст.81 ТК), иными федеральными законами предусмотрено увольнение.

При применении названных гарантий необходимо иметь в виду Постановление Конституционного Суда РФ от 24 января 2002 г. № 3-П «По делу о проверке конституционности положений части второй ст.170 и части второй ст.235 Кодекса законов о труде Российской Федерации и п.3 ст.25 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» в связи с запросами Зерноградского районного суда Ростовской области и Центрального районного суда города Кемерово».

В постановлении Конституционного Суда РФ обоснована необходимость соблюдения соразмерности между ограничением прав работодателя и теми общественно значимыми целями, для достижения которых такое ограничение вводится.

С учетом этого можно отметить, что отсутствие согласия представительного органа работников на применение дисциплинарного взыскания, перевод или увольнение работника, участвующего в проведении коллективных переговоров, не должно рассматриваться как абсолютное запрещение совершить указанные правоприменительные действия. В противном случае, видимо, допустимо ставить вопрос о лишении работодателя возможности в судебном порядке защищать свои права и законные интересы, т.е. об ограничении конституционного права на судебную защиту.

Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективного договора, соглашений, их заключения, а также для организации контроля за выполнением коллективного договора и соглашений на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон. На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с федеральным законом от 1 мая 1999 г. № 92-ФЗ36. Членами Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства Российской Федерации.

В субъектах Российской Федерации могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.

На отраслевом уровне могут образовываться комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов отраслевых (межотраслевых) соглашений и их заключения. Отраслевые комиссии могут образовываться как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта Российской Федерации.

Соглашения, предусматривающие полное или частичное финансирование из бюджетов всех уровней, заключается при обязательном участии представителей соответствующих органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.

На уровне организации образовывается комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения (ст.35 ТК РФ).

Если в ходе коллективных переговоров не принято согласованное решение по всем или отдельным вопросам, то составляется протокол разногласий, который является основанием для возникновения коллективного трудового спора. Коллективные трудовые споры рассматриваются в порядке, предусмотренном ст.398-418 ТК РФ. Урегулирование разногласий, возникших в ходе коллективных переговоров по заключению или изменению коллективного договора, соглашения, производится в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, т.е. они могут быть урегулированы в ходе переговоров после заключения коллективного договора на согласованных условиях.

Коллективные переговоры и их проведение чётко регламентированы трудовым законодательством. Кто может представлять интересы работников на переговорах по заключению или изменению коллективного договора? В какие сроки они должны быть проведены? Как быть, если согласие между сторонами не достигнуто?

Суть коллективных переговоров

Существует определение системы отношений между работниками, работодателями, органами государственной власти и местного самоуправления. Социальное партнёрство призвано согласовать интересы всех вышеперечисленных сторон, урегулировать трудовые взаимоотношения. Теме социального партнёрства посвящена ст. 27 ТК РФ, в которой описаны как формы коллективных переговоров, так и процедуры подготовки к их согласованию и заключению. Проведение коллективных переговоров предполагает наличие двух главных сторон: работника и его работодателя.

Самые лучшие работники - предприимчивые сотрудники. Их переполняют новые идеи, они готовы много работать и брать на себя ответственность. Но они же и самые опасные - рано или поздно решают работать на себя. В лучшем случае просто уйдут и создадут свое дело, в худшем - прихватят вашу информацию, пул клиентов и станут конкурентами.

Если Вы уже являетесь подписчиком журнала «Генеральный Директор», читайте статью

При этом коллективные переговоры, стороны которых достигли компромисса, завершаются соглашениями - правовыми актами, регулирующими социальное и трудовое взаимодействие сторон и определяющими уровень экономического взаимодействия между ними. Соглашения могут относиться к федеральному, региональному или отраслевому уровню.

Сам термин «коллективные переговоры» сформулирован Конвенцией Международной Организации Труда №154 от 19.06.1981г. «О содействии коллективным переговорам».

Коллективные переговоры могут проводиться между предпринимателем или их группой, одной или сразу несколькими организациями трудящихся. Темой переговоров могут стать:

  • занятость и ежедневные условия труда;
  • отношения между работодателем и сотрудниками;
  • отношения между предпринимателем и организацией трудящихся.

Основные принципы коллективных переговоров:

  • соблюдение законодательства;
  • распределение полномочий между сторонами;
  • заключение коллективных переговоров требует равноправия сторон;
  • сотрудничество, основанное на взаимном уважении интересов сторон;
  • глубокая заинтересованность со стороны участников;
  • принятые сторонами обязательства должны иметь добровольное начало и быть исполнимыми;
  • коллективные переговоры требуют наличия контроля соблюдения договоров;
  • исполнение договоров носит обязательный характер, неисполнение договоров влечёт за собой серьёзную ответственность провинившейся стороны.

Основные лица, участвующие в коллективных переговорах

Организация коллективных переговоров требует участия работников

В соответствии со статьёй 36 ТК РФ, обе стороны, ведущие коллективные переговоры и привлечённые к их заключению или изменению, имеют право на инициативу. В соответствии со статьей 29 ТК РФ, работников могут представлять:

  • профсоюзы и приравненные к профсоюзам объединения;
  • прочие организации, определённые уставом межрегиональных или общероссийских профсоюзов;
  • прочие представители, предусмотренные ТК и выбираемые работниками.

Проведение коллективных переговоров, приуроченное к разрешению споров, заключению или внесению изменений в соглашения, является поводом для формирования специальной комиссии. Комплектация комиссии, деятельность которой направлена на урегулирование спорных вопросов, как правило, поручается профсоюзам.

Проведение коллективных переговоров, заключение или внесение каких-либо изменений в коллективные договоры и текущий контроль исполнения условий договоров поручаются первичным профсоюзам и прочим выборным органам, формирование которых происходит путём голосования работников.

Работники, желающие принимать участие в коллективных переговорах, имеют право уполномочить профсоюз представлять его интересы по вопросам трудовых отношений.

В соответствии со статьёй 31 ТК РФ, работники, не объединённые в профсоюзную организацию, имеют право на уровне собрания или конференции избирать иной орган или представителя для проведения коллективных переговоров. Голосование происходит тайно. Такой же порядок предусмотрен в случае, если профсоюзная организация объединяет менее половины коллектива трудящихся. Выборный представитель или организация может существовать наряду с имеющимся профсоюзным органом. При этом работодатель должен обеспечить все условия для осуществления деятельности представителей работника.

Работодатель или представители работодателя, уполномоченные вести коллективные переговоры

Участвовать в коллективных переговорах имеют право как работники, так и их представители. Полномочия представителей работодателя разделяются в зависимости от типа решаемых вопросов. Так, вопросы, касающиеся заключения или изменения соглашений, а также вопросы, связанные с решением споров или урегулированием социальных и трудовых отношений, поручаются объединениям работодателей.

Коллективные переговоры в трудовом собрании, связанные с первичным заключением или внесением изменений в документы, проходят с привлечением представителей работодателей. К ним могут относиться:

  • руководство компании;
  • индивидуальный предприниматель, использующий труд наёмных рабочих;
  • прочие лица, уполномоченные исполнять данные обязанности.

Начало коллективных переговоров

Прежде чем составить уведомление о начале коллективных переговоров, обе стороны обязаны чётко сформулировать требования для обсуждения. Лишь после окончания данной процедуры возможно начать процесс коллективных переговоров. В соответствии со статьёй 36 ТК РФ, переговоры могут быть инициированы как работником, так и его работодателем.

Главным требованием к заполнению формы уведомления перед проведением коллективных переговоров является указание точной даты их проведения. Кроме того, в форме должны быть обозначены место, а также состав групп, представляющих каждую сторону (от трёх до семи человек).

После получения подобного уведомления представители сторон обязаны вступить в сам процесс переговоров в течение семи дней. Инициатору проведения мероприятия поступает ответ с указанием всех представителей комиссии, а также полным перечнем их полномочий и обязанностей. Начало коллективных переговоров обычно приурочено ко дню, следующему за днём получения инициатором переговоров вышеобозначенного ответа.

Лица, представляющие работодателя, финансируемые им, политическими партиями или органами местного самоуправления, не могут вступать в любые переговоры от имени работников. Они также лишены полномочий подписывать или вносить какие-либо изменения в коллективные договора от имени работников предприятия.

Выборная комиссия по ведению коллективных переговоров создаётся в соответствии с принципом равноправия, утверждающим равные права и равные голоса для сторон, независимо от их числа.

Порядок проведения коллективных договоров

Этап 1. Принятие решения и составление письменного уведомления стороны о моменте начала коллективных переговоров. Подобное решение принимается как на собрании работников, так и может быть инициировано представителями работников. В соответствии с вышеобозначенным принципом равноправия, коллективные переговоры назначаются и стороной работодателя. Если в организации нет официально заключённого коллективного договора, решение о проведении переговоров может приниматься в любое время (в случае наличия такового - в течение трёх месяцев до момента его окончания).

Этап 2. Утверждение приказа о комиссии по ведению коллективных переговоров. Срок создания и утверждения приказа не превышает семи дней с момента получения уведомления о проведении коллективных переговоров. Помимо приказа, обязательным условием проведения мероприятия является утверждённое решение представителей работников. Вышеперечисленные документы утверждают порядок и сроки разработки проекта коллективного договора, а также состав комиссии, участвующей в переговорах.

Комиссия по ведению коллективных переговоров организуется на добровольной основе. Несколько представителей от работников объединяются в единый орган, в обязанности которого входит разработка проекта, а также заключение коллективного договора. В случае отсутствия такого органа работники выступают самостоятельно, от имени собственного лица. В данном случае договор принято заключать от имени работников или в виде единого документа, также защищающего интересы работников по профсоюзному принципу.

Этап 3. Обсуждение коллективного договора. Обсуждение и доработка проекта должны быть ограничены сроками, оговорёнными обеими сторонами. Разногласия, которые не могут быть уладиться в рабочем порядке, решаются в соответствии со статьёй 38 ТК РФ.

Этап 4. Коллективные переговоры по подготовке проектов завершаются этапом конференции всех работников организации с последующим подписанием утверждённых документов. Работодателя в этом случае представляют участники представительного органа. Сам документ имеет срок действия от одного до трёх лет. Изменения и дополнения к коллективным договорам вносятся по согласованию сторон в порядке, предусмотренном самим документом.

Если срок действия договора истёк, он считается пролонгированным до момента заключения нового или внесения изменений в старый документ. В случае изменения состава или структуры органа управления компании, а также расторжения трудового договора с руководителем, коллективный договор не считается расторгнутым. Также договор сохраняет свою силу и в случае реорганизации (за исключением инициативы, выдвинутой одной из сторон). В процессе ликвидации организации договор признаётся действительным на протяжении всего срока проведения процедуры.

После смены собственника организации договор считается действительным на протяжении трёх месяцев, после чего стороны должны принять совместное решение о пролонгации или внесении изменений в текст существующего документа.

Этап 5. Узаконить документ, резюмирующий коллективные переговоры, обязан работодатель путём направления договора вместе с приложениями в Департамент труда. Регистрация должна быть проведена не позднее семи дней с даты подписания соглашения. Регистрация не носит разрешительного характера, в регистрации договора не может быть отказано, даже если в тексте были найдены ошибки.

Обязанностью органов по труду является выявление условий договора, что способно ухудшить положение сотрудников организации (в сравнении с утверждённым ТК и другими нормами права). Органы труда сообщают обо всех моментах выявления подобных нарушений представителям обеих сторон, а также в органы трудовой инспекции. Все условия, ухудшающие положение рабочих, считаются неприменимыми. Таким образом, процесс регистрации придаёт договору статус правового документа, работающего в интересах трудящихся.

Протокол коллективных переговоров

Как и в любых переговорах, договоренности коллективных переговоров должны быть запротоколированы. Протокол должен включать в себя:

  • номер документа;
  • название и точное время проведения заседания;
  • состав комиссии с указанием ФИО участников и их должностей;
  • повестку дня;
  • вопросы повестки с указанием выступающих и результатов решения;
  • количество голосов по каждому из вопросов;
  • итоговые подписи участников.

Что можно отразить в коллективном договоре

Любой коллективный договор подчиняется принципам договорного регулирования, в соответствии с этим принципом:

  • любой коллективный договор не вправе утверждать условия, ухудшающие существующее положение работников организации;
  • положение работников не должно ухудшаться и по сравнению с генеральными, региональными и внутриотраслевыми соглашениями, распространяющимися в учреждении;
  • все условия, принятые коллективным договором, считаются обязательными для соблюдения работодателем.

В соответствии со статьёй 41 ТК РФ, коллективный договор может включать в себя следующие положения:

  • о системе труда (формы оплаты труда);
  • о выплате пособий;
  • о механизмах регулирования оплаты труда в соответствии с некими показателями, уровнем инфляции и т.п.;
  • об условиях высвобождения работников;
  • о рабочем и нерабочем времени (отпуск, и пр.);
  • о способах улучшения условия труда отдельных категорий работников (женщины, молодёжь);
  • о соблюдении прав работников в процессе приватизации имущества;
  • об экологии и безопасности труда;
  • о льготах работников организации, совмещающих работу и обучение;
  • об отдыхе членов семей работников;
  • об оплате питания;
  • о контроле выполнения коллективного договора, а также о порядке его принятия, расторжения, внесения изменений;
  • о забастовках и отказе от них при выполнении условий договора.

Комиссия по коллективным переговорам, принимающая договор, может предусмотреть также льготные условия труда, дополнительные отпуска, регулярную компенсацию транспортных расходов и прочие положения, зафиксированные в документе.

В зависимости от области регулируемых отношений соглашения могут разделяться на:

  • генеральные, регулирующие социальные и трудовые отношения на высоком федеральном уровне;
  • региональные - уровень субъекта РФ;
  • отраслевые или межотраслевые - уровень отрасли;
  • профессиональные - соглашения, предусматривающие определённые условия труда, льготы для определённой профессии;
  • территориальные - учитывающие особенности работы в конкретном городе, территориальном образовании, районе.

В зависимости от состава участников соглашения также принято делить на двух- и трёхсторонние. В зависимости от уровня соглашения меняется и состав участников, задействованных в его заключении. Так, федеральное соглашение подразумевает обязательное участие властей федерального уровня (правительства); региональные и территориальные соглашения принимаются, как правило, на уровне субъекта; отраслевые и профессиональные - на уровне субъекта или на высоком федеральном уровне.

К участникам соглашений могут относиться:

  • объединения профсоюзов и работодателей общероссийского уровня, Правительство РФ в случае генерального соглашения;
  • объединения профсоюзов и работодателей общероссийского уровня, Министерство труда или иные органы в случае отраслевого или межотраслевого соглашения;
  • объединения профсоюзов и работодателей, органы труда в случае профессионального соглашения;
  • объединения профсоюзов и работодателей, прочие уполномоченные работодателем органы, а также органы исполнительной власти субъекта в случае региональных соглашений;
  • объединения профсоюзов и работодателей, прочие уполномоченные работодателем органы, а также органы местного самоуправления в случае территориального соглашения.

Комиссия по коллективным переговорам вправе определять сроки и порядок заключения соглашений. Комиссии, ведущей коллективные переговоры, также поручена разработка проектов соглашений, подписываемых обеими сторонами. Соглашение может включать в себя решения трудовых и социально-экономических вопросов в случае, если эти решения не противоречат действующему федеральному и местному законодательству.

Сюда входят вопросы, касающиеся:

  • условий охраны труда, вопросы оплаты труда;
  • способы и механизмы индексации зарплаты;
  • компенсации и доплаты, принятые на законодательном уровне;
  • переобучения и занятости работников;
  • солильной защиты работников и их семей;
  • интересов работников в случае приватизации предприятия;
  • вопросы льгот и трудоустройства инвалидов и молодёжи;
  • вопросы трёхстороннего сотрудничества и партнёрства;
  • вопросы охраны труда;
  • прочие социально-экономические и трудовые вопросы.

Проведение коллективных переговоров традиционно заканчивается согласованием документа. Сроком начала действия соглашения считается срок, прописанный в документе, либо день его подписания сторонами. По существующим обычаям и нормам срок действия соглашения не превышает трёх лет. Соглашение, принятое по результатам коллективных переговоров, имеет силу в отношении работодателей и работников, от лица которых заключён документ. В случае наличия нескольких подписанных соглашений в силу вступает соглашение с наиболее благоприятными условиями. После подписания соглашение в течение семи дней должно быть направлено на регистрацию.

Cроки проведения коллективных переговоров

Организация коллективных переговоров невозможна без определения начального момента, которым считается дата подписания приказа о формировании комиссии. Моментом окончания переговоров может считаться момент подписания договора.

Гарантии лицам, участвующим в коллективных переговорах

Вести коллективные переговоры совсем непросто: зачастую позиции профсоюза в корне не совпадают с позицией работодателя или его представителей. В качестве дополнительных гарантий работников предусмотрена невозможность быть подвергнутым взысканию, переведению на другие виды работ, увольнению, инициированному администрацией.

Представители работников, в компетенцию которых входит проведение коллективных переговоров, выбираются общим собранием трудового коллектива или структурного подразделения. Только оно способно согласовать все вышеперечисленные действия.

Ответственность руководителя за уклонение от участия в коллективных переговорах

Ход коллективных переговоров не может быть нарушен по желанию работодателя. Статья 54 ТК РФ налагает штрафные санкции на стороны, уклоняющиеся от участия, препятствующие внесению изменения, отказывающиеся от подписания или согласования договоров.

Все перечисленные моменты регулируются Кодексом об административных правонарушениях, статья 5.28 которого описывает все нюансы уклонения работодателя от подписания, расторжения или внесения изменения в коллективные договора. Кодекс также предусматривает штрафные санкции в размере от 1000 до 3000 рублей за каждое выявленное нарушение.

Если по итогам коллективных переговоров произошла утечка информации, приравненной к коммерческой тайне

Наказание за утечку информации и сведений, приравненных к государственной, коммерческой или иной тайне.

  1. Статья 13.14 КоАП РФ предусматривает привлечение к ответственности граждан, причастных в ходе проведения коллективных переговоров к разглашению ограниченной к доступу информации (штраф 500-1000 рублей). Для должностных лиц штрафные санкции достигают размера 4000-5000 рублей.
  2. Статья 183 УК предусматривает наказание должностных лиц, причастных к разглашению сведений, составляющих коммерческую, банковскую или другую тайну. На виновного налагается штраф в размере 120 тыс. рублей (либо доход виновного за год) с лишением права занимать подобную должность на срок до трёх лет, исправительные работы (на срок до двух лет), лишение свободы (на срок до трёх лет).
  3. Статья 283 УК предусматривает наказание для должностных лиц, причастных к разглашению сведений составляющих гостайну. Наказанием за подобное деяние становится арест на срок до шести месяцев или лишение свободы на срок до четырёх лет с лишением права занимать аналогичную должность (заниматься аналогичной деятельностью) на срок до трёх лет.
  4. Если по неосторожности деяние повлекло тяжкие последствия, то должностное лицо приговаривается к лишению свободы на срок 3-7 лет с лишением права занимать аналогичную должность (заниматься аналогичной деятельностью) на срок до трёх лет.

Трудовой кодекс также предусматривает гражданско-правовую ответственность за совершённые деяния. Так, нарушение интеллектуальных прав на секрет производства влечёт за собой возмещение убытка, последовавшего за разглашением или использованием секрета производства.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», лица, чьи законные интересы были нарушены в связи с разглашением или нарушением доступа к защищаемой информации, имеют право восстановить свои права в суде с компенсацией морального вреда или вреда, причинённого чести достоинству, деловой репутации.


Top