Крис Норман: биография, личная жизнь, фото. Биография Chris Norman Крис норман семья

Крис Норман происходит из артистической семьи в двух поколениях, поэтому неудивительно, что в дальнейшем он выбрал музыку делом своей жизни.

Его дедушка и бабушка еще во время Первой Мировой войны гастролировали с концертами по Англии, а их дочь Пэт (мать Криса), окончив школу, присоединилась к танцевальной труппе. Пип Норман (отец Криса) был участником танцевально-комедийной группы “The Four Jokers”, объездившей в 30-40 годы всю Европу и имевшей в своем активе даже выступление в британском “Royal Variety Performance”.

Крис Норман (Christopher Ward Norman) родился 25 октября 1950 года в английском городе Redcar, графство Северный Йоркшир. Родители не настаивали на сценической карьере сына, но когда ему было всего 3 года, он сам решил выйти на сцену в финале представления с их участием.

Когда Крису исполнилось 7 лет, ему подарили первую гитару. Его ранними кумирами были Elvis Presley, Little Richard, Buddy Holly и Lonnie Donegan. Позднее бит-группы 60-х, в особенности The Beatles, и фолк-певец Bob Dylan оказали на него огромное влияние.

В 12 лет Крис начал учиться в St.Bede’s Grammar School в Брэдфорде, где встретил Терри Аттли (Terry Uttley) и Алана Силсона (Alan Silson) – своих будущих коллег по Smokie. Крис и Алан все свое свободное время проводили вместе, разучивая на гитарах новые песни. Впоследствии к ним присоединился и Терри, а затем и приятель, игравший на барабанах – Рон Келли (Ron Kelly). Так они создали свою первую группу. Название группы постоянно менялось – The Yen, Long Side Down, The Sphynx и Essence и так далее, пока наконец не остановилось на The Elizabethans.

В 1968 году ребята стали профессиональной группой и продолжили набираться опыта, выступая на разных площадках по всей стране и участвуя во многих радиошоу, включая “Radio 1 Roadshows”. Два года спустя, в 1970 году, музыканты подписали контракт на выпуск нескольких синглов с фирмами RCA и DECCA уже под своим новым названием Kindness.

В то время группа играла в различных музыкальных стилях, удовлетворяя запросы публики на актуальные хиты, но тяготея при этом к любимым ими Small Faces, Free и Beatles. Одно время Kindness даже побыли сопровождающей группой экс-вокалиста Herman"s Hermits Питера Нуна и совершили с ним турне по Англии.

В 1973 году группу покинул Рон Келли, и на замену ему был приглашен барабанщик Пит Спенсер (Pete Spencer). Таким образом сформировался канонический состав будущих Smokie: Крис Норман (вокал, ритм-гитара), Алан Силсон (вокал, соло-гитара), Терри Аттли (вокал, бас-гитара), Пит Спенсер (ударные).

К 1974 году мастерство музыкантов группы заметно выросло, у нее появились оригинальные черты – “фирменные” вокальные гармонии и характерный тембр голоса лидер-вокалиста Криса Нормана, выделявшие их среди многообразия музыкальных коллективов того времени. Стилистически группа играла гитарный рок, напоминавший смесь “Crosby, Stills & Nash” и “Creedence Clearwater Revival”.

Менеджер группы Билл Хёрли добился того, что их заметили и взяли под свое крыло знаменитые Никки Чинн и Майк Чэпмен, составлявшие тогда одну из лучших композиторско-продюсерских команд шоу-бизнеса. Группа в очередной раз поменяла название – на этот раз на Smokey (позже измененное на Smokie) и в 1975 году на лейбле RAK Records выпустила сингл “Pass It Around”, а затем и дебютный альбом с тем же названием.

В июле того же года вышел сингл, ставший первым международным хитом группы - “If you think you know how to love me” (3-е место в Британии). Далее последовали другие хиты – “Living next door to Alice”, “I’ll meet you at Midnight”, “Lay back in the arms of Someone”, и т.д. Плюс очень успешный дуэт Криса Нормана с Suzi Quatro - “Stumblin’ In” - давший возможность Крису впервые почувствовать вкус успеха вне группы. Продажи альбомов также росли – среди наиболее удачных работ можно отметить ‘Changing All The Time’, “Midnight Cafe”, “Bright Lights and Back Alleys” и “The Montreux Album”. В эти годы Smokie с аншлагом выступали по всей Европе и даже провели успешный тур по Австралии.

Всего за период с 1975 по 1982 год Smokie записали 24 сингла, ставших большими хитами и 9 альбомов (не считая сборников). К 1983 году в деятельности группы наступило затишье, музыканты занимались своими делами, время от времени участвуя в различных проектах. Крис Норман, вместе со своим другом и партнером по Smokie Питом Спенсером, сосредоточился на работе в студии и написании песен, в том числе и для других артистов, включая хиты для Кевина Кигана и сборной Англии по футболу. Вместе с Аланом и Терри он записал бэк-вокалы на альбомах таких артистов как Agnetha Fältskog, Donovan, Heavy Metal Kids и других. Что касается сольной работы, то в том же году вышел сингл Криса Нормана “Love is a battlefield”, а в 1984 – сингл “My girl and me”.

В 1985 году Smokie собрались вновь для участия в благотворительном концерте, по поводу пожара на футбольном стадионе их родного Брэдфорда. После этого музыканты решили продолжить совместную работу, отправились в турне и даже записали сингл в Австралии. Между тем, Крис Норман, чувствуя неудовлетворенность работой в группе, все больше тяготеет к сольному творчеству – в 1986 году его сингл “Midnight Lady”, написанный и спродюсированный Дитером Боленом для телесериала “Tatort”, достиг 1-го места в германских чартах и удерживался на вершине 6 недель. Крис провел последние концерты со Smokie и осенью 1986 года окончательно оставил группу, предложив вместо себя в качестве солиста своего приятеля Алана Бартона.

1986-й явился для Криса Нормана годом прорыва, возвращения к большому успеху. Он вновь становится очень популярен в Европе, он снова частый гость в европейских музыкальных теле- и радиоэфирах. По итогам года Крис получил приз “Золотая Европа” в номинации “Возвращение года” от немецкой телекомпании SWF. На волне успеха музыкант собирает свой первый аккомпанирующий состав – Chris Norman Band – и в 1987-88 годах проводит с ними свои первые сольные европейские туры.

В течение следующих лет Крис записал еще несколько хит-синглов и полноценных альбомов. В начале 1995 года он получил приз в номинации “Видео Артист года” от американского музыкального канала CMT за видеоклипы к песням “Jealous heart”, “Red Hot Screaming Love” и “The growing years”. А годом раньше, набрав новый состав своей группы и прервав 6-летнюю паузу, Крис возобновил свою активную концертную деятельность, с успехом продолжающуюся и по сей день.

Новый виток успеха наступил для Криса в 2004 году. Он принял участие в “Comeback Show” – песенном конкурсе немецкого телеканала Pro7 – и стал его победителем, что способствовало возобновлению интереса к музыканту и его творчеству. Последовавшие сингл “Amazing” и альбом “Break Away” попали в топы немецких хит-парадов. Крис получил приз от “Radio Regenbogen” как “Лучший мужской голос года”, а также – свою персональную “звезду” на Аллее славы в Вене (Австрия). В следующем 2005 году вышел первый официальный двойной DVD артиста, включавший записи акустического выступления Chris Norman & Band перед небольшой аудиторией и концерта в Вене перед 50 тысячами зрителей на фестивале “Donauinselfest”. Диск достиг 5 места в немецких чартах. В 2009 году Крис Норман получил приз “Золотой диск” в Дании за продажи своего альбома “The Hits! From His Smokie and Solo Years ”.

На сегодняшний день сольная карьера Криса насчитывает более двух десятков альбомов, он не собирается уходить на покой и выпускает очередной альбом раз в 1,5-2 года. При этом достаточно много гастролирует – как в Западной и Восточной Европе, так и в России, Австралии, Америке и других частях света.

Несмотря на приверженность своему “фирменному” стилю, гитарному року, в творческом плане Крис всегда находится в поиске чего-то нового. Он одинаково успешно может исполнять как рок- и поп- песни, так и классический репертуар вроде представленного на пластинке “Christmas together” (1997) латинского гимна “Panis Angelicus”. Также, он успешно попробовал себя в качестве соул-певца на альбоме немецкого гитариста Зигги Шварца, вышедшего летом 2007 года. А в конце того же года на свет появился уже его собственный, акустический альбом “Close Up”, за которым последовал большой и успешный тур по Европе с абсолютно новой акустической программой, в которой на сцене Криса сопровождали фортепьяно и струнный квартет.

Крис Норман регулярно занимается благотворительной деятельностью, а с 2006 года является официальным послом Детского хосписа Центральной Германии.

Последний на сегодняшний день альбом певца под названием “Crossover” вышел в свет в сентябре 2015 года.

Крис Норман (Chris Norman) - певец, композитор и мультиинструменталист. Родился 25 октября 1950 года в семье, имевшей артистические традиции. Бабушка и дедушка Криса еще во времена Первой мировой выступали в госпиталях. А его мама Патрисия, окончив школу, присоединилась к танцевальной труппе. Отец Криса - Перси участвовал в комедийно-танцевальной группе «The Three Jokers», с которой в 30-40-х годах он объездил по всей Европе.

Еще в детские годы стало ясно, что Крис несомненно продолжит семейные традиции. Мальчику очень нравилось имитировать звезд кино. Вскоре Крис увлекся рок-н-ролом, и в доме Норманов зазвучали пластинки Элвиса Пресли и Лонни Донигана. А потом он страшно полюбил «Beatles», которые стали его кумирами. В 7 лет Крису подарили первую гитару, и он тут же принялся имитировать звезд рок-н-рола. Затем он стал участвовать в оркестре римско-католической грамматической школе. И в 1964 году Крис впервые выступил на сцене. Учась в этой школе, он подружился с Аланом Силсоном и Терри Аттли, позже они создали первую свою группу. У парней не было музыкального образования, первое время они выступали с песнями «Beatles» и других звезд рок-сцены на школьных вечеринках и в пабах. Но вскоре их репертуар пополнился собственными композициями.

В одном из лондонских кафе друзья познакомились с успешными продюсерами и композиторами Ники Чинном и Майклом Чэпменом. Именно они предложили заменить название их группы «Kindness» лаконичным «Smokie». Первый выпущенный диск «Changing all the time» попал в хит-парады, а композиция «Don’t play your rock’n’roll to me» возглавляла первые чарты во многих европейских странах. Так и началось восхождение группы на вершину музыкального Олимпа. Вскоре появились «Wild wild angels» и знаменитая «Wat can I do», ставшие очередными популярными хитами «Smokie». Между продюсерами и музыкантами возник конфликт, и ребята отказались от сотрудничества, начав самостоятельно продюсировать свои пластинки. В 1978 году Крис Норман ушел из группы.

Сольная карьера Криса началась из песни «Stumblin In», которую он исполнил со Сьюзи Куатро. Потом была записана композиция «Midnight Lady» с Дитером Боленом. Песня продержалась шесть недель в немецком хит-параде.

В сентябре 1982 года появился на свет первый диск Криса «Rock Away Your Teardrops», который был записан полным составом «Smokie». После распада группы, Норман вновь возвращается к сольному творчеству. Крис сотрудничал с известным музыкантом и продюсером Дитером Боленом. В то время Болен писал музыку для сериала «Обмен» и предложил Норманну спеть главную песню. После выхода сингла из сериала «Midnight Lady» в 1986 году, Крис Нормал стал по настоящему знаменитым.

Несмотря на успешную карьеру и большую популярность певец Chris Norman уделял внимание и женщинам. Можно сказать, что личная жизнь Криса Нормана небыла довольно бурной. В 1967 году он знакомится со своей будущей женой Линдой. В 1970 году они сыграли свадьбу, и после этого певец Крис Норман не оставлял ее. Во время брака у них появились пять детей, которых назвали Брайан, Пол, Майкл, Стивен, Сьюзен Джейн. До знакомства и брака с Линдой, музыкант Крис Норман встречался с девушкой, от которой у него есть старшая дочь Шэрон. Благодаря такому количеству детей, исполнитель Крис Норман занимает почетное место в пятерке многодетных музыкантов-отцов. Уже более 23 лет музыкант со своей женой проживают на острове Мэн и являются счастливыми бабушкой и дедушкой.

На сегодняшний день музыкант продолжает поддерживать свою популярность, он принимает участие в различных проектах, в том числе недавно он спел с одной из участниц украинского проекта «Х-фактор». СМИ и сегодня публикуют фото Крис Норман, статьи с его биографией и интервью. Кроме того, фанаты того великолепного музыканта создали группу в соцсети, где они размещают фотографии Криса Нормана, клипы и многое другое.

Мало что известно о жизнь Криса Норманна в США в 70-е. Известно лишь, что он отлично проводил там время и даже успел записать пару альбомов с оригинальным составом Smokie.

В середине 80-х всплыла из интервью с его знакомыми артистами информация об Крисе Норманне . Оказывается, Smokie не были дружны фактически ни с кем из тогдашних популярных рок-исполнителей. Сказалась напряженная работаи несколько замкнутый характер музыкантов.

Записывая песню с Синтией Леннон, Крис собирался изменить текст песни, но авторы запретили ему это сделать и тогда ему разрешили сыграть все музыкальные партии в совместном проекте. Этот эпизод биография Криса Норманна , запомнилась ему игрой на многих инструментах, в том числе и на укулеле.

Малоизвестный факты из жизни Криса Норманна- Чапмен часто предлагал песни Норманну и одну из них It’s Your Life, Майк принес, чтобы как обычно, записать её в рок-стиле, но «брынчащая» мелодия не нравилась Норманну, и он стал переигрывать её на разный лад. В итоге, песня получилась в стиле регги.

Раннее творчество Криса Норманна проходило под влиянием творчества группы Beatles и сам он очень часто представлял себя Джоном Ленноном.

В статьи Криса Норманна к альбому “TheHits!” Норманн упомянул, что отбирал песни по значимости как для группы, так и для слушателей и расположил их по датам выпуска, начиная с первой. Теперь дискография Криса Нормана стала очень удобной для прослушивания.

Великобритания Коллективы

Время в Smokie

Сольная карьера

В середине 80-х годов почти забытый Крис Норман начинает сотрудничать с известным немецким музыкальным продюсером, композитором, автором текстов и исполнителем Дитером Боленом (создатель проектов: Modern Talking , Blue System , C. C. Catch и т. д.). На студии BMG Крис записывает сольный альбом со своими новыми песнями, написанными, собственно, Боленом . С песней «Midnight Lady» Норман вновь покоряет музыкальный олимп, взобравшись на первое место почти всех европейских чартов. Все остальные песни с нового альбома также попали в чарты, достигнув первой тройки, десятки.

Крис Норман о Дитере Болене:

В нашем турне по Германии мы выступали в Гамбурге. У нас был свободный день, и я организовал встречу с людьми из Intersong, чтобы познакомиться лично. Они спросили меня, могу ли я представить себе сотрудничество с Дитером Боленом. Я не знал тогда, кто он, но прослушал пару песен Modern Talking. Меня заинтриговало, и через 20 минут Дитер примчался на встречу. Удивительно приятный человек.

В 2014 году Крис записал дуэт с C. C. Catch под названием Another Night In Nashville .

Личная жизнь

Дискография

Сольные Альбомы

  • 1982 Rock Away Your Teardrops
  • 1986 Some Hearts Are Diamonds
  • 1987 Different Shades
  • ·1988: Hits From The Heart (Сборник) /плюс одна ранее неизданная песня I Want To Be Needed (Feat.Shari Belafonte)/
  • 1989 Break the Ice
  • 1991 The Interchange
  • 1992 The Growing Years
  • 1993 Jealous Heart
  • 1994 The Album
  • 1994 Screaming Love Album (Сборник)
  • 1995 Every Little Thing (Сборник)
  • 1995 Reflections
  • 1997 Into the Night
  • 1997 Christmas Together (Audio Cassete) (Переиздан на CD в 2003 году под названием A Christmas Collection)
  • 1999 Full Circle
  • 2000 Love Songs (Сборник)
  • 2001 Breathe Me In
  • 2003 Handmade
  • 2004 Break Away
  • 2005 One Acoustic Evening - & DVD (Live at the Private Music Club/Live in Vienna)
  • 2006 Million Miles
  • 2006 Coming Home (Сборник)
  • 2007 Close Up
  • 2009 The Hits! From His Smokie And Solo Years (Сборник)
  • 2009 (Deutschland) DVD
  • 2009 The Hits! Tour - Live at the Tempodrom, Berlin. (Dänemark) DVD
  • 2011 Time Traveller
  • 2011 Time Traveller Tour Live in Concert - Germany DVD
  • 2013 There and Back
  • 2015 Crossover
  • 2016 Rock Away Your Teardrops

Альбомы в составе группы Smokie

  • 1975 Changing all the time
  • 1975 Pass it around
  • 1976 Bravo präsentiert: Smokie (Germany)
  • 1976 Midnight Café
  • 1976 Smokie
  • 1977 Bright Lights & Back Alleys
  • 1977 Greatest Hits
  • 1978 The Montreux Album
  • 1979 The Other Side of the Road
  • 1980 Greatest Hits Vol. 2
  • 1981 Smokie-The Very Best of Smokie
  • 1981 Solid Ground
  • 1982 Die großen Erfolge einer Supergruppe (Germany)
  • 1982 Midnight Delight
  • 1982 Strangers in Paradise
  • 1990 Smokie Forever
  • 1994 The Collection - Komplett "B" platten 1975-78 (Germany)
  • 1998 The Concert - Von 1978 Essen’s Grugahalle (Germany) - Recorded «Live» for the Smokie film

Синглы

  • 1978 Stumblin" in
  • 1982 Hey baby
  • 1983 Love is a battlefield
  • 1984 My girl and me
  • 1986 Midnight lady
  • 1986 Some hearts are diamonds
  • 1987 No arms can ever hold you
  • 1987 Sarah
  • 1988 Broken heroes
  • 1988 I want to be needed
  • 1988 Ordinary heart
  • 1988 Wings of love
  • 1989 Back again
  • 1989 Keep the candle burning
  • 1991 If you need my love tonight
  • 1992 I need your love
  • 1993 Come together
  • 1993 Goodbye Lady Blue
  • 1993 Growing Years
  • 1993 Jealous Heart
  • 1994 As good as it gets
  • 1994 I need your love
  • 1994 Wild wild angel
  • 1995 Goodbye Lady Blue
  • 1995 Obsession
  • 1995 Red hot screaming love (D)
  • 1995 Red hot screaming love (UK)
  • 1996 Fearless Hearts
  • 1996 Reflections of my life
  • 1996 Under your spell
  • 1997 Baby I miss you
  • 1997 Into the night
  • 1999 Oh Carol
  • 2000 Mexican Girl
  • 2002 Ich Mache Meine Augen Zu
  • 2003 Keep talking
  • 2004 Amazing
  • 2004 Only You
  • 2004 Too Much /Without Your Love
  • 2006 Without Your Love (UK)
  • 2009 Endless Night
  • 2011 Chasing Cars
  • 2014 Another Night in Nashville" (with C.C. Catch)

Источники

Напишите отзыв о статье "Норман, Крис"

Примечания

Ссылки

  • - официальный сайт Криса Нормана
  • - русскоязычный фан-сайт Криса Нормана

Отрывок, характеризующий Норман, Крис

Николай Ростов с Денисовым и новым знакомцем Долоховым сели вместе почти на середине стола. Напротив них сел Пьер рядом с князем Несвицким. Граф Илья Андреич сидел напротив Багратиона с другими старшинами и угащивал князя, олицетворяя в себе московское радушие.
Труды его не пропали даром. Обеды его, постный и скоромный, были великолепны, но совершенно спокоен он всё таки не мог быть до конца обеда. Он подмигивал буфетчику, шопотом приказывал лакеям, и не без волнения ожидал каждого, знакомого ему блюда. Всё было прекрасно. На втором блюде, вместе с исполинской стерлядью (увидав которую, Илья Андреич покраснел от радости и застенчивости), уже лакеи стали хлопать пробками и наливать шампанское. После рыбы, которая произвела некоторое впечатление, граф Илья Андреич переглянулся с другими старшинами. – «Много тостов будет, пора начинать!» – шепнул он и взяв бокал в руки – встал. Все замолкли и ожидали, что он скажет.
– Здоровье государя императора! – крикнул он, и в ту же минуту добрые глаза его увлажились слезами радости и восторга. В ту же минуту заиграли: «Гром победы раздавайся».Все встали с своих мест и закричали ура! и Багратион закричал ура! тем же голосом, каким он кричал на Шенграбенском поле. Восторженный голос молодого Ростова был слышен из за всех 300 голосов. Он чуть не плакал. – Здоровье государя императора, – кричал он, – ура! – Выпив залпом свой бокал, он бросил его на пол. Многие последовали его примеру. И долго продолжались громкие крики. Когда замолкли голоса, лакеи подобрали разбитую посуду, и все стали усаживаться, и улыбаясь своему крику переговариваться. Граф Илья Андреич поднялся опять, взглянул на записочку, лежавшую подле его тарелки и провозгласил тост за здоровье героя нашей последней кампании, князя Петра Ивановича Багратиона и опять голубые глаза графа увлажились слезами. Ура! опять закричали голоса 300 гостей, и вместо музыки послышались певчие, певшие кантату сочинения Павла Ивановича Кутузова.
«Тщетны россам все препоны,
Храбрость есть побед залог,
Есть у нас Багратионы,
Будут все враги у ног» и т.д.
Только что кончили певчие, как последовали новые и новые тосты, при которых всё больше и больше расчувствовался граф Илья Андреич, и еще больше билось посуды, и еще больше кричалось. Пили за здоровье Беклешова, Нарышкина, Уварова, Долгорукова, Апраксина, Валуева, за здоровье старшин, за здоровье распорядителя, за здоровье всех членов клуба, за здоровье всех гостей клуба и наконец отдельно за здоровье учредителя обеда графа Ильи Андреича. При этом тосте граф вынул платок и, закрыв им лицо, совершенно расплакался.

Пьер сидел против Долохова и Николая Ростова. Он много и жадно ел и много пил, как и всегда. Но те, которые его знали коротко, видели, что в нем произошла в нынешний день какая то большая перемена. Он молчал всё время обеда и, щурясь и морщась, глядел кругом себя или остановив глаза, с видом совершенной рассеянности, потирал пальцем переносицу. Лицо его было уныло и мрачно. Он, казалось, не видел и не слышал ничего, происходящего вокруг него, и думал о чем то одном, тяжелом и неразрешенном.
Этот неразрешенный, мучивший его вопрос, были намеки княжны в Москве на близость Долохова к его жене и в нынешнее утро полученное им анонимное письмо, в котором было сказано с той подлой шутливостью, которая свойственна всем анонимным письмам, что он плохо видит сквозь свои очки, и что связь его жены с Долоховым есть тайна только для одного него. Пьер решительно не поверил ни намекам княжны, ни письму, но ему страшно было теперь смотреть на Долохова, сидевшего перед ним. Всякий раз, как нечаянно взгляд его встречался с прекрасными, наглыми глазами Долохова, Пьер чувствовал, как что то ужасное, безобразное поднималось в его душе, и он скорее отворачивался. Невольно вспоминая всё прошедшее своей жены и ее отношения с Долоховым, Пьер видел ясно, что то, что сказано было в письме, могло быть правда, могло по крайней мере казаться правдой, ежели бы это касалось не его жены. Пьер вспоминал невольно, как Долохов, которому было возвращено всё после кампании, вернулся в Петербург и приехал к нему. Пользуясь своими кутежными отношениями дружбы с Пьером, Долохов прямо приехал к нему в дом, и Пьер поместил его и дал ему взаймы денег. Пьер вспоминал, как Элен улыбаясь выражала свое неудовольствие за то, что Долохов живет в их доме, и как Долохов цинически хвалил ему красоту его жены, и как он с того времени до приезда в Москву ни на минуту не разлучался с ними.
«Да, он очень красив, думал Пьер, я знаю его. Для него была бы особенная прелесть в том, чтобы осрамить мое имя и посмеяться надо мной, именно потому, что я хлопотал за него и призрел его, помог ему. Я знаю, я понимаю, какую соль это в его глазах должно бы придавать его обману, ежели бы это была правда. Да, ежели бы это была правда; но я не верю, не имею права и не могу верить». Он вспоминал то выражение, которое принимало лицо Долохова, когда на него находили минуты жестокости, как те, в которые он связывал квартального с медведем и пускал его на воду, или когда он вызывал без всякой причины на дуэль человека, или убивал из пистолета лошадь ямщика. Это выражение часто было на лице Долохова, когда он смотрел на него. «Да, он бретёр, думал Пьер, ему ничего не значит убить человека, ему должно казаться, что все боятся его, ему должно быть приятно это. Он должен думать, что и я боюсь его. И действительно я боюсь его», думал Пьер, и опять при этих мыслях он чувствовал, как что то страшное и безобразное поднималось в его душе. Долохов, Денисов и Ростов сидели теперь против Пьера и казались очень веселы. Ростов весело переговаривался с своими двумя приятелями, из которых один был лихой гусар, другой известный бретёр и повеса, и изредка насмешливо поглядывал на Пьера, который на этом обеде поражал своей сосредоточенной, рассеянной, массивной фигурой. Ростов недоброжелательно смотрел на Пьера, во первых, потому, что Пьер в его гусарских глазах был штатский богач, муж красавицы, вообще баба; во вторых, потому, что Пьер в сосредоточенности и рассеянности своего настроения не узнал Ростова и не ответил на его поклон. Когда стали пить здоровье государя, Пьер задумавшись не встал и не взял бокала.
– Что ж вы? – закричал ему Ростов, восторженно озлобленными глазами глядя на него. – Разве вы не слышите; здоровье государя императора! – Пьер, вздохнув, покорно встал, выпил свой бокал и, дождавшись, когда все сели, с своей доброй улыбкой обратился к Ростову.
– А я вас и не узнал, – сказал он. – Но Ростову было не до этого, он кричал ура!
– Что ж ты не возобновишь знакомство, – сказал Долохов Ростову.
– Бог с ним, дурак, – сказал Ростов.
– Надо лелеять мужей хорошеньких женщин, – сказал Денисов. Пьер не слышал, что они говорили, но знал, что говорят про него. Он покраснел и отвернулся.
– Ну, теперь за здоровье красивых женщин, – сказал Долохов, и с серьезным выражением, но с улыбающимся в углах ртом, с бокалом обратился к Пьеру.
– За здоровье красивых женщин, Петруша, и их любовников, – сказал он.
Пьер, опустив глаза, пил из своего бокала, не глядя на Долохова и не отвечая ему. Лакей, раздававший кантату Кутузова, положил листок Пьеру, как более почетному гостю. Он хотел взять его, но Долохов перегнулся, выхватил листок из его руки и стал читать. Пьер взглянул на Долохова, зрачки его опустились: что то страшное и безобразное, мутившее его во всё время обеда, поднялось и овладело им. Он нагнулся всем тучным телом через стол: – Не смейте брать! – крикнул он.

История группы «Smokie» началась в 1967 г. в маленьком английском городке Бредфорде, где в одной из школ учились два неразлучных приятеля - Кристофер Уорд Норман и Алан Силлсон, которые во что бы то ни стало решили стать рок-звездами. У ребят не было специального музыкального образования, и поначалу их концертная деятельность ограничивалась выступлениями на школьных вечеринках и в дешевых пабах, а репертуар на 80% состоял из хитов «Beatles» и других королей рок-сцены. Однако со временем в репертуаре появились и свои песни, а в 1968 году, поменяв название группы на «Kindness» («Доброта»).

В 1973 г. в маленьком лондонском кафе ребята познакомились со знаменитыми продюсерами и композиторами Никки Чинном и Майклом Чэпменом (два Че), которые предложили «неблагополучное» название «Kindness» заменить на лаконичное и хлесткое «Smokie». Диск «Changing all the time», написанный с учетом исполнительской специфики «смоков», попал в хит-парады, а песня «Don’t play your rock’n’roll to me» возглавила хит-парады во многих странах Европы (особенно в Германии, где группа мгновенно обрела статус культовой). Началось стремительное восхождение «Smokie» на вершину музыкального Олимпа.

Следующая пластинка еще более укрепила позиции группы в Европе и позволила «Smokie» пробиться на музыкальный рынок США. Хит-парады возглавляют очередные шлягеры «Smokie» - «Wild wild angels» и легендарная «Wat can I do». Музыканты много гастролируют, экспериментируют со звуком и сценическим шоу, но зависимость от требований звукозаписывающей компании все больше угнетает музыкантов, практически лишенных (в силу жестких условий контракта) права на самовыражение.

Между продюсерами и музыкантами назревает конфликт, и после альбома «The Montreux Album» (1978) Норман и компания разрывают отношения с «двумя Че» и сами продюсируют свои пластинки. Впрочем, теперь и бессменный лидер Крис Норман, чей специфический голос был визитной карточкой группы, все чаще заговаривает о своем уходе, чтобы заняться сольной карьерой. Концерты «Smokie» проходят с аншлагом, и тем не менее после грандиозного концерта во Франкфурте-на-Майне в 1986 году, когда, казалось бы, группа находилась в зените славы, Крис Норман объявляет о своем уходе.

Успех же сольных работ Нормана начался с песни Stumblin In, исполненной вместе со Сьюзи Куатро. Затем была совместная с Дитером Боленом Midnight Lady. Она целых шесть недель продержалась под номером 1 в немецком национальном хит-параде. И позволила Болену попасть в американские чарты.

До настоящего времени Крис Норман остается одной из самых популярных фигур в мировом роке: ежегодно он дает более ста концертов. Несмотря на феноменальную карьеру, на вопрос «ваш самый счастливый день в жизни» Крис отвечает: «Когда я женился на Линде». Линда Норман - бессменная жена знаменитого музыканта - подарила ему пятерых детей, благодаря чему Крис входит в мировую пятерку многодетных музыкантов-отцов.

Крис Норман - популярный британский музыкант, композитор, в прошлом гитарист группы Smokie , сейчас выступает сольно. Крис Норман (полное имя - Кристофер Уорд Норман) родился в Англии в семье артистов.

С детства он привык к частым переездам и выступлениям на сцене. В семь лет отец подарил Крису гитару, и мальчик увлекся рок-н-роллом. В 12 лет он поступил в гимназию, где познакомился со своими будущими коллегами по группе Smokie . Уже в 15 лет Крис Норман бросил школу и полностью посвятил себя музыке. Он собрал группу и начал играть в клубах Брэдфорда.

Творческий путь Криса Нормана/Chris Norman

Группа Криса Нормана Kindness успешно выступала в пабах и клубах. До 1975 года музыканты так и не смогли найти продюсера и записать альбом. Затем было объявлено о появлении новой группы Smokie , где вокалистом был Крис Норман , гитаристом - Алэн Силсон , ударником - Пит Спенсер, басистом - Терри Аттли . Песни Smokie мгновенно завоевали любовь публики. С 1978 года музыканты разорвали контракт со звукозаписывающей студией и стали продюсировать свои пластинки самостоятельно.

В 80-е годы Норман начинает сотрудничать с продюсером и композитором Дитером Боленом , который был основателем групп Modern Talking и Blue System . В 1986 году Крис Норман начал сольную карьеру. Он записывает песни на слова Болена и выходит на первые строчки в европейских хит-парадах.

Личная жизнь Криса Нормана/Chris Norman

В 1970 году Крис женился на Линде, с которой они познакомились в Шотландии три года назад. У них родилось пять детей: Брайан, Пол, Майкл, Стивен и Сьюзен Джейн. У Криса Нормана также есть внебрачная дочь Шэрон.

Крис Норман входит в мировую пятерку многодетных отцов-музыкантов.

Норман до сих пор живет со своей женой на острове Мэн.


Top