Летающие красавицы: русские женщины, успешно управляющие пассажирскими самолетами. Есть ли в россии женщины-пилоты гражданской авиации

Почему профессия пилота считается мужской?

— Видимо потому, что изначально полеты на самолетах были делом опасным и сложным, а первые воздухоплаватели были самыми настоящими испытателями. Во время Второй мировой войны не только мужчины поднимались в воздух. Женские полки и подразделения оставили яркий исторический след. Что же касается работы в гражданской авиации c послевоенного времени и до наших дней, я думаю, одной из причин было создание лайнеров с системой управления, предполагающей физические усилия. Но всегда были женщины-исключения, которые летали и на Ан-2 на севере, и на сложных Ту-134, Ан-24, Як-40. Стереотип «мужской среды» держался довольно долго, он заметен и сейчас.

Когда вы решили, что хотите летать?

— Осознанное желание стать пилотом пришло после начального полета с инструктором на маленьком спортивном самолете. Мой первый учитель по аэроклубу Сергей Николаевич Дадыкин сумел создать невероятно комфортную и благоприятную среду обучения для нас — тогда еще школьников. В этом полете я почувствовала, что такое пилотирование, и после уже никакая сила: ни стереотипы, что это все-таки не профессия для девочки, ни удивление окружающих, ни финансовые сложности не могли меня остановить. С семнадцати лет я знала, чем хочу заниматься. Сам аэроклуб, в котором я воспитывалась, был местом очень притягательным и романтичным. Очень жаль, что данная авиационная структура в бюджетном варианте сейчас почти упразднена.

из личного архива героя

Где вы учились профессии?

— Я училась в Санкт-Петербургской Академии гражданской авиации. На своем курсе я была единственной девушкой, но каждое авиационное учебное заведение хранит свои легенды о женщинах-пилотах. И преподаватели всегда с удовольствием вспоминают о них. Отношение к себе я чувствовала уважительное, меня принимали на равных.

Каков сегодня в России процент женщин-пилотов? Он отличается от аналогичных показателей в мире?

— У меня нет точных статистических данных. Я могу предположить, что в структуре гражданской авиации России сегодня работает около 50 женщин. Это совсем скромный показатель. В то время как в крупных европейских и американских авиакомпаниях соотношение женщин составляет примерно 20-30% от общего числа пилотов.

Сталкивались ли вы с недоверием со стороны мужчин-пилотов, стюардов, техников?

— Все зависит от самоощущения. Я не могу представить, что мой экипаж может мне не доверять и сомневаться. То же касается и наземного персонала. Секунды сомнения в глазах коллег сменяются нашим конструктивным сотрудничеством после того, как они осознают, что я компетентна, подготовлена и на своем месте.

Одинаковая ли нагрузка у женщин-пилотов с мужчинами-летчиками?

— Работа линейного пилота сложна не только и не столько работой на критических этапах полета, таких как взлет и посадка, но также и своим интенсивным и часто меняющимся графиком. Смена дневной и ночной активности вредна и плохо переносится как мужчинами, так и женщинами. Лично мой график от «мужского» не отличается.


Мария Уваровская

пресс-служба «Аэрофлота»

Как к вашему решению стать пилотом отнеслись родственники?

— К моему счастью, они не стали запрещать и препятствовать осуществлению мечты, и на этапе обучения помогали морально и финансово. Мой успех — их прямая заслуга.

Расскажите про свою форму. Есть ли какие-то нормы, во что должна быть одета женщина-пилот? И как шьется для вас форма?

— Форма, как и вообще внешний вид, — это часть нашей работы и уверенности в себе. Важно выглядеть сдержанно, так, чтобы комфортно было работать, ну и, конечно, красиво, мы же женщины. По международным стандартам комплект состоит из брюк и кителя, обязательно ношение галстука, головной убор в виде фуражки всегда при себе. «Аэрофлот» заказывает персональную форму для всех женщин-пилотов, мы можем обсуждать и вносить свои коррективы вместе с мастерами.

Были какие-то случаи лично на ваших рейсах или на рейсах других девушек-пилотов, когда пассажиры как-то особо реагировали на сообщение о том, что им предстоит лететь с женщиной за штурвалом?

— Часть пассажиров стараются поблагодарить и высказать свое впечатление от рейса. Кто-то с просьбой сфотографироваться, а был случай, когда пассажирка попросила оставить автограф у нее в паспорте. Лично меня тронул случай, когда одна женщина, выходя из самолета после прибытия рейса, попросила написать на бумаге слова поддержки и ободрения для дочери и подписать мою фамилию и должность. Приятнее миссии я не знаю, если я и мои слова помогли человеку поверить в себя и преодолеть препятствия.

Список типично мужских профессий очень велик. Например, вы не найдете женщину - шахтера, пожарника, машиниста… А вот пилоты - есть! Причем не только в Америке (на родине воинственного феминизма), но и у нас. Кто же эти красавицы и тернистой ли оказалась их судьба?

«Нууу, пилот…» - скажете вы. - «Вон, у нас ведь даже Терешкова была, первая женщина-космонавт»…

Да, в нашей стране никто не запретит молодой девушке выучиться и устроиться работать в Аэрофлот. Другое дело - захочет ли она это делать? Кроме навыков управления крылатой машиной, от пилота требуется хорошо разбираться в технической части, в «гайках», одним словом. Ну, а кроме того, пилот постоянно должен быть в хорошей физической форме (не говоря уже об умении справляться со стрессами и высоким уровнем внутренней дисциплины). Тут проще на учительницу пойти, ну, или на менеджера!

Где готовят пилотов? В Ульяновске или Санкт-Петербурге, в летных вузах. А также в училищах, расположенных в городах поменьше (Сасово, Омск, Калуга, Бугуруслан, Красный Кут).

Что нужно сдать при поступлении?

  • Данные об общей успеваемости в школе.
  • Анализы, которые подтвердят отличное состояние здоровья.
  • Пройти психологические тесты.

Во время учебы в классах царит почти армейская дисциплина. Прогулов тут не терпят и оценок за «глазки» или короткую юбку никто не поставит.

Так сколько же у нас пилотесс? На 2016 год летную лицензию получили 450 представительниц прекрасного пола. Из них 30 женщин успешно пилотируют пассажирские самолеты. Большая половина, а именно 20 - в Аэрофлоте (пять из этих леди стали первыми пилотами, то есть командирами экипажа).

Почему так мало? Дело в том, что получив сертификат, пилот должен некоторое время пилотировать только грузовые борта, повышая квалификацию. Только после этого ему могут доверить пассажиров (и то после переучивания на летной базе - что, кстати, оказывается еще и недешево).

И не стоит думать, что штурвал выдается раз и навсегда. Женщины (как и мужчины) постоянно повышают квалификацию, тренируются на тренажерах и сдают медицинскую комиссию. Этот момент, в частности, показан в советском фильме «Экипаж».

А как за океаном? В стране победившего феминизма пилотесс в разы больше. Лицензию получили 27 тысяч дам. Около 1000 девушек пилотируют гражданские воздушные суда.

Когда женщины впервые взяли в руки штурвал?

В роли двигателя прогресса (как в случае с освоением многих других мужских специальностей) выступила война. Во время Первой мировой численность мужчин резко падала, и власти многих стран разрешали женщинам садиться в кабины крылатых машин, лишь бы было кому воевать.

Таким образом первой женщиной-летчицей стала француженка Элиза Де Ларош (именно ее вы можете увидеть на этом ретро фото). Она впервые поднялась в небо более ста лет назад - в 1910 году.

В Российской империи тоже были такие революционерки - самым известным примером можно назвать княгиню Шаховскую (1915 год). К концу войны во многих странах можно было насчитать десятки военных пилотесс. Во Второй мировой эта цифра еще больше увеличилась (вспомните хотя бы «крылатых ведьм», которых так боялись немецкие солдаты).

Что касается гражданской авиации, даже после Второй мировой в ней господствовали исключительно представители сильной половины человечества. И только в 21 веке эта «мода» изменилась.

Конечно, справедливости ради отметим: в 70-х годах в СССР дважды набирались курсы будущих пилотов, состоящие из одних девушек (их закончили 90 выпускниц). Но потом эта практика угасла сама по себе.

Имена современных «небесных балерин»

Как говорят у нас в стране, «героев нужно знать в лицо». Таких героинь - точно! Тем более, что лица у них красивые, характеры сильные, судьба небанальная и более чем интересная. Конечно, о каждой из тридцати мы рассказать не сможем. Но можем немного осветить биографию женщин, чаще других общающихся с прессой.

Мария Уваровская

С 2014 года - командир Airbus A320 Аэрофлота.

Она утверждает, что в России выучиться на пилотессу не проблема. Однако устроиться на работу и пилотировать самолет все еще сложно. Во-первых, многие пассажиры относятся к пилотам в юбке более чем настороженно, а во-вторых, не с каждым мужчиной-коллегой легко сработаться (а «комплектация» экипажей все время меняется, так как руководство считает: если пилоты будут не знакомы, они не станут друг другу доверять, а значит, будут тщательнее проверять показатели приборов, контролируя друг дружку).

Трудно оказывается и с родными, которые не всегда отпускают дочерей или жен в небо. Например, первым делом, которое делает Мария после каждого приземления, бывает звонок маме. Хоть она и отпустила дочку покорять небеса, но во время каждого полета страшно волнуется за нее.

Пилотесса А-320.

Это не просто обладательница летной лицензии, а продолжательница семейного дела (все мужчины в семье Ольги были авиаторами).

Для этой женщины самой большой проблемой в работе оказалось уйти в декрет. Она вынуждена была скрывать свое интересное положение до последнего, переучиваясь на другую модель самолета уже с приличным животиком. Перед родами начальство, узнав о предстоящем декрете женщины, с криками уволило ее. К счастью, все закончилось хорошо - когда малыш подрос, Ольгу приняли в Аэрофлот.

Дети - это самая тяжелая часть работы женщины-пилота. Хорошо, когда за ними есть кому присмотреть (например, сын Ольги проживает с ее мамой, своей бабушкой).

Самая молодая летчица в нашей стране (да и во всем мире тоже), получившая штурвал пассажирского судна всего в 23 года. Пилотирует Superjet с конца 2016 года.

А еще есть Ольга Грачева (с 2009 года - командир Боинга 767), Татьяна Рыманова (командир Боинга 737), Елена Новичкова (КВС Аэробуса А320), Дарья Синичкина (пилотирует Sukhoi Superjet-100 с 2015 года), Ларина Евмурзаева (первая пилотесса среди чеченских женщин) и многие другие.

Ну, а вот это видео расскажет еще об одной живой легенде, вместе с которой нам повезло родиться. Светлану Капанину назвали семикратной абсолютной чемпионкой по высшему пилотажу (и это звание подарили ей не другие «небесные ласточки», а суровые мужчины-пилоты). Да, эта женщина - наверное, единственная в спортивной федерации… И при этом лучшая! Как говорят ее поклонники, «ас в юбке». Итак, «Крылья Пармы», выступление за 2017 год. Это действительно красиво!

А почему, соббсно, "Первой в России женщиной – командиром воздушного судна" тут названа Уваровская? ИМХО, это не так:
Наша современница Нина Васильевна Литюшкина.
Нина Васильевна пилот авиалайнера, ни одна женщина в мире не налетала столько часов за штурвалом реактивного самолёта.
Статья из газеты "Аргументы и Факты":

Авиаледи.

Над женщинами-водителями мужчины любят подшучивать. Но вряд ли кто-то сможет бросить колкость в сторону этого рулевого. Нина Литюшкина управляет не машиной, а самолётом! Она пилот первого класса, много лет была командиром Ил-18, сейчас - пилот самолёта Ту-154. Общий налёт - около 24 тысяч часов! Это уникальный показатель даже для мужчин-пилотов. Литюшкина - единственная женщина-пилот в России и бывшем СССР, кто имеет столько безаварийных часов налёта.

Она училась и оттачивала своё летное мастерство в небе родной Мордовии. На своей «Аннушке» Нина Васильевна перевозила пассажиров и грузы во все уголки Приволжского округа. Доставляла врачей в труднодоступные районы, вывозила больных. С 1971 года она оказалась в небе Красноярского края, потом и вовсе расширила горизонты, стала летать в различные уголки нашей страны и ближнего зарубежья.

Нина Васильевна отлично владеет техникой пилотирования Ан-2, Ил-14, Ил-18, Ту-154. Имеет допуск к контрольно-испытательным полётам, может перевозить VIP.ов, летает в сокращённом составе - без штурмана, освоила полёты с использованием спутниковых навигационных систем. Кстати, в августе 2007 года пилотесса получила медаль Нестерова. Это самый почётный знак отличия в российской авиации. В авиакомпании, где работает Нина Васильевна, такая награда пока в единственном экземпляре.

Статья в газете "Красноярский рабочий" :

До-жи-ли! За штурвалом - летчики в серьгах!..

Она оторвала взгляд от приборов, повернулась к губернатору Лебедю и улыбнулась. Александр Иванович увидел обаятельную женщину в летном мундире, а вскоре узнал, что недавно Нину Васильевну Литюшкину поздравляли друзья и коллеги с 35-летием летной работы и безаварийным налетом 20 тысяч часов. Это среди женщин своеобразный мировой рекорд. Генерал галантно поклонился и вышел из кабины самолета. Через несколько минут вернулся, занес нарядную коробку конфет и подарил Нине Васильевне...

Ее коллега Альберт Николаевич Жуков, командир такого же типа самолета, сказал о ней кратко, но четко:

Стремилась в небо, мечтала, хотела, попала - через ДОСААФ!

И он прав: другого пути к этой профессии для девушек не было, только через спортивные аэроклубы. Не каждая смогла бы выдержать изнурительные испытания и беспощадный отбор. Всегда ведь считалось: пилотаж - дело мужское...

Нина родилась в ноябре 1942 года в мордовском селении Чуколы Ардатского района. Вскоре отец ушел на фронт, матери непросто стало справляться с четырьмя детьми, и Нина стала жить у бабушки. Татьяна Павловна дала девочке православное воспитание.

Вскоре после войны Нина посмотрела фильм "Ночные ведьмы" - о женском авиационном Таманском полке и его сражениях с фашистами. И эти "ведьмы" утащили ее в небо!..

Закончив среднюю школу, поработала в Саранске на приборостроительном заводе и поехала в Куйбышев. Здесь в аэроклубе сумела пройти первоначальную подготовку инструктора-планериста, совмещая ее с работой приемосдатчицы речного порта. А в табеле почти все отличные оценки, на "хорошо" сданы только "Уставы Советской армии" и "Основы воинского воспитания". Увы! Женскую психологию победить трудно...

Тогда же она освоила полеты на планерах Каи-12 с лебедки "Геркулес-3" и на Л-12 "Бланик", шла за самолетом... Отчаянная девушка совершила 172 полета, налетав почти 36 часов, более десяти из них - парящие, то есть самые виртуозные.

Дорога в небо продолжалась... Через два года Литюшкину направили в Центральную объединенную летно-техническую школу ДОСААФ СССР, которую она закончила в 1964 году по специальности "инструктор-летчик-планерист".

Обучалась в школе Нина на самолете Як-12, летала 476 раз, проведя в воздухе более 130 часов!.. Девушке присвоен первый разряд по планерному спорту. Литюшкина изъявила желание работать в Саранском авиапредприятии, где переучилась и на самолет Ан-2. Когда же налетала на Яке и "Аннушке" свыше двух тысяч часов, ее утвердили командиром самолета Ан-2. А затем в Кировоградской школе высшего летного пилотажа она освоила Ил-14 и Ан-24.

О Сибири в те годы много пишут и говорят, а молодость не терпит однообразия, и Нина Литюшкина соглашается трудиться вторым пилотом Ил-14 и

Ил-18 на Красноярском авиапредприятии. Через три года переобучается в Ульяновске на вождение корабля Ил-18 и получает приписку к Красноярскому 214-му летному отряду. Ее личное дело пополняется бодрящими строчками: "По состоянию здоровья годна к летной работе без ограничения, летает уверенно, в полетах вынослива".

На земле она бывает так мало, что едва поспевает написать письма родным да повидаться с задушевной подругой Галиной - медсестрой из поликлиники. Они словно сестры. "В дружбе нет купли-продажи, есть только честность и доверие, - утверждает Нина. - Боюсь я бессовестных людей, - добавляет она. - Если плохих людей вижу, обхожу стороной". Она считает, что "авиация - сфера порядочных людей".

Оттого, видно, Нина Васильевна никогда не усомнилась в своем выборе. И на летном мундире Литюшкиной прибавился второй знак "За безаварийный налет 7000 часов". И вновь Нина набирает скорость: в Ульяновске переучивается по курсу командиров кораблей самолетов системы Ту. Вот и снова высший пилотаж ее жизни - аттестационная комиссия в 1983 году утверждает ее на должность второго пилота Ту-154.

Нина Васильевна улыбается: "Из женщин России я одна летаю на "Тушке"...

В ее характеристике появляется запись: "Сложную, временами тяжелую работу выполняет наравне с мужчинами, не требуя скидок..." Далее вывод: "Достойна быть кандидатом в командиры корабля..."

Не будет тайной, что отделы кадров аэрокомпаний хранят страховку-распоряжение пилотов на случай гибели. Нина Васильевна завещает скромную сумму сестре Лиде. Говорим, конечно, о риске в летном деле. Она же как-то доверительно произносит: "Всевышний хранит нас!" Добавляет: "Буду летать, сколько живу!"

И это естественно. Небу - Нинина молитва, но матушка-земля однажды все-таки взяла свое - помогла испытать женское счастье с Сергеем, разделить с ним любовь к небу. Теперь она не только взлет с восторгом встречает, но и посадку. На земле ее ждут, здесь она с супругом взращивает сад, в котором каждый цветок, каждая травинка радостью сердце ласкает. Цветы Нина боготворит и сожалеет, что их нет среди неописуемых красот небосвода...

Но зато ей дано, как она утверждает, "всю Россию видеть с неба!.."

Т.е., она еще в СССР была уже КВС, и перешла с этим званием уже в новую Россию. Так шта...

Небо всегда покоряло девушек, но сегодня девушки покоряют небо. Как? Легко — следуя нашей подробной инструкции.


Теория

Летчики шутят, что осваивать воздушный транспорт проще, чем« земной»: в небе нет мешающих тебе машин. Однако учиться водить самолет — занятие не из дешевых. Поэтому, чтобы не тратить зря деньги и время, советуем предварительно пройти врачебно-летную комиссию, ведь тебе могут не разрешить сесть за штурвал по состоянию здоровья. Но если все в порядке, отправляйся в учебный центр или авиационный клуб. Перед тем как открыть для себя небо, надо пройти теоретический курс. В каждом учебном центре он свой, но стандарт — 220 часов. На пилота-новичка заводится летная книжка, где фиксируется весь налет, проверка теоретических знаний, техники пилотирования и допуски к полетам. Да, экзамены тоже придется сдавать!

Василь Ханафиев, директор авиационного учебного центра« Авиатор», Казань: «Мужчин среди наших курсантов больше, но обучать девушек мы беремся охотнее — они более дисциплинированны. С 1 ноября 2010 года небо „открыто“ для всех, сейчас достаточно сообщить о своем намерении поднять в небо самолет за 2 часа. И все — лети!"

Практика

Лучше начинать обучение осенью или зимой — летом в кабине очень жарко, а мороз новичку не помеха, от огромного количества адреналина в крови начинающий пилот не испытывает ни холода, ни голода, а порой и страха.
Пройдя теоретический курс, ты сможешь сесть за штурвал самолета, но пока с инструктором. После 9 часов практики под его наблюдением тебя отпустят в одиночный пробный полет: учиться взлетать и садиться на летном поле. Обязательный практический курс длится 42 часа. В среднем по России стоимость обучения около $10 000. Ты можешь сделать его существенно дешевле, а то и бесплатным, если поступишь в летное училище или предложишь учебному центру взаимовыгодное сотрудничество: они тебе уроки с большой скидкой, а ты им не менее ценную услугу по своему профилю.

На взлете

Перед стартом пилоты желают друг другу четности. Это означает: пусть количество взлетов равняется количеству посадок. Чтобы начать свой четный отсчет, надо получить сертификат пилота-любителя. Выполни на отлично проверочные полеты — и аттестационный лист у тебя в кармане. Получив „права“, ты сможешь пользоваться ими в своем учебном центре или в других, если твой инструктор замолвит за тебя словечко. В нашей стране лицензия на управление самолетом почти ничего не дает. Зато ее можно обменять на американскую или европейскую, сдав от 2 до 7 экзаменов, и свободно летать в других странах, возить пассажиров, путешествовать, брать самолет в аренду, приземляться в любых аэропортах.

Стас Пьеха, певец: "Под руководством инструктора я выполнил фигуры высшего пилотажа, и „заболел“ летным спортом. Более острых ощущений я не испытывал! Это и снятие стрессачувствуешь себя потом легко и свободно».

Ну, а девушки?

. Анджелина Джоли научилась летать ради своего сына Мэддокса. Когда ему было полтора года, они ездили на аэродром и Мэддокс с восхищением смотрел на взлетающие самолеты. Анджелина пообещала, что научиться управлять ими к его второму дню рождения — и сдержала слово. Вот это мама!
. В прошлом году Николь Ричи совершила перелет в Канаду в качестве второго пилота — в поддержку своей линии одежды. Кроме того, она частенько отвозит своих родных в центр города на личном вертолете — чтобы избежать пробок, конечно.
. Николь заразила страстью к небу и свою подружку Пэрис Хилтон. Каждый урок пилотирования обходится последней в 7000 долларов, но об ее летных успехах пока новостей нет.
. В детстве Наташа Ионова очень хотела стать летчиком и поступить в авиационное училище. Мечта частично осуществилась: поклонник оплатил певице 42-часовые курсы пилотирования. Глюк’Oza научилась не только самостоятельно летать на вертолете, но и делать несложные трюки, чем очень гордится.

Жизель Бундхен почти профессиональный пилот. На собственном вертолете она часто летает из дома в Бостоне на работу в Нью-Йорк.

ТАРИФ

БЮДЖЕТНЫЙ* ВСЕ ВКЛЮЧЕНО*
ЧТО?
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС:
ЧТО?
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС:
бесплатно при самостоятельном изучении и договоренности с инструктором. 220 академических часов с опытными преподавателями — от 19 000 рублей. При оплате всего курса(теория + практика) единым платежом делается индивидуальная скидка.
ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС: ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС:
смело проси сделать скидку, ее размер обговаривается индивидуально. Если повезет, то при взаимовыгодном сотрудничестве курс обойдется тебе в сущие копейки. Или обучайся за границей: там летный час стоит в разы меньше. летная подготовка 42 часа(9 часов с инструктором) — цена зависит от марки самолета и колеблется от 300 000 до 450 000 рублей(от $10 за минуту полета).
Лицензия: бесплатно.
Лицензия: бесплатно.
Бонус: кофе, чай, свежий воздух и небо.
ИТОГО: все сугубо индивидуально, зависит от размера скидки(а она доходит до 99%) ИТОГО: от 317 000 до 470 000 рублей

Очень часто, когда идет разговор об авиации, всплывает вопрос "А есть ли женщины пилоты самолета ?"

Конечно же, есть. Еще в 1910 году, во Франции, лицензию пилота получила первая в мире женщина, ей стала баронесса Раймонда де Ларош.

После, количество женщин-пилотов начинает постепенно увеличиваться. В 1914 году Шаховская Евгения стала первой в мире военной летчицей . В 20-х веках осуществить свою мечту удалось лишь единицам.

В 60-х годах впервые сформировали женский набор в летное училище гражданской авиации .

И уже в 73 году был первый выпуск, состоявший из 40 человек, в 77 году был второй, после которого выпустилось около 50 человек. Но, к сожалению, в нашей стране больше выпусков не было.


Сегодня в США насчитывается около 25 000 женщин-пилотов, благодаря чему Америка занимает первое место в мире по этому показателю. Женщинам посчастливилось получить лицензию на управление самолетом. Эта профессия набирает популярность среди женщин, что касается процентного соотношения, то, в сравнении с 2003 годом, количество женщин-пилотов увеличилось на 9% и женщины составляют 5% от всего числа пилотов. 400 женщин, по данным 2010 года, работают в крупных авиакомпаниях.

Так же дискриминация в профессии в наши дни встречается редко, коллеги и пассажиры адекватно реагируют на женщин в кабинах пилотов .

Офицер польского перевозчика , Агнешка Баран, считает, что нет ничего необычного в нашем веке, в том числе и девушки-пилота. В ее компании всего 7 девушек, остальные все мужчины. Но Агнешка говорит, что к ним никогда не относились предвзято, это их очень радовало, они считали себя полноценными членами экипажа.

Мировая авиация выходит на тот уровень, становится той отраслью, где на пол уже никто не смотрит. Особенно это относится к Западным авиакомпаниям.

Что же касается женщин пилотов в России. Они оказывают поддержку гражданскому сектору авиации.

За штурвалом, в Аэрофлоте - основном российском перевозчике, так же можно встретить девушку.

Азия так же имеет в своем штате женщин-пилотов. Их услугами пользуются Royal Brunei Airlines - национальный перевозчик Брунея.

Хочется завершить эту статью фразой Агнешки Баран :

«Да, нам, девушкам, сложнее, даже когда никто не напоминает об этом, но все же требования остаются высокими, и нам необходимо доказать, что мы так же справляемся с обязанностями. Самое главное – никогда не сдаваться и тогда все Ваши мечты будут осуществимы. Учиться и работать, а главное - никогда не сдаваться».


Top